Социальные отношения - конспект

Урок обществознания в 11­м классе на тему "Социальная структура общества»
Цели:
 Образовательная: разъяснить учащимся сущность социальной структуры общества, виды
социальных групп, современное понимание социальной стратификации, её влияние на образ
жизни, доходы, социальное положение человека; причины социального неравенства;


Развивающая: сформировать умения анализировать поступки людей в соответствии с их
социальной ролью, социальную структуру любого общества;
Воспитательная: привить культуру межличностных отношений.
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала
Форма урока: лекция с элементами беседы.
Оборудование: учебник “Обществознание”.
План урока.
1. Организационный момент. Знакомство учащихся с планом урока.
2. Социальная структура. Социальные группы.
3. Социальная стратификация и дифференциация.
4. Критерии социального неравенства.
5. Бедные слои общества. Средний и высший класс.
6. Социальная мобильность.
7. Группы со специфическим статусом.
8. Решение упражнений и творческих задач(используется материал с диска)
9. Подведение итогов и выставление оценок.
10. Домашнее задание.
В ходе лекции используется материал с электронного учебника “Обществознание”.
Словарная работа проводится с использованием электронных словарей.
1. Социальная структура – устойчивые, упорядоченные отношения между различными
социальными группами.
Социальная группа – любая совокупность индивидов, объединённых общим интересом.
Социальные группы подразделяются:
1) по численности (большие и малые) .
Малые – семья, бригада рабочих, учащиеся 11 “Г”. Большие – нации, российские пенсионеры.
2) по способу организации и регулирования взаимодействия (формальные и неформальные) .
Формальные – партии.
Неформальные – по интересам.
3) по определению статуса члена общества (статусные группы – классы, слои) .
Далее записываем в тетради схему “Социальные группы” (материал с электронного учебника
“Обществознание”) .
2. Дифференциация – расслоение, выраженное в делении общества на низшие, средние и высшие
слои (классы) . Различают экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию.
Стратификация (страта – слой) – это расслоение общества на группы, занимающие разное
положение в обществе.

Социальное неравенство – социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к
социальным благам. Социальное неравенство возникло со времён появления первых государств.
3. Критерии социального неравенства:
А) К.Маркс: важнейший критерий – обладание человеком собственности и уровень доходов;
Б) М.Вебер: принадлежность субъекта к политическим партиям и власти;
В) П.Сорокин: главная причина неравенства – неравномерное распределение прав, обязанностей,
привилегий в обществе.
Считается, что основой стратификационной системы является естественной социальное
неравенство людей. Проблема социальной стратификации является весьма острой и
дискуссионной в социологии. Этой проблемой занимались многие учёные, среди них К. Маркс, М.
Вебер, П. Сорокин и другие. В процессе исследования они выделили критерии социальной
стратификации: доход, образование, власть, престиж. Рассматривая исторические формы
стратификации можно выделить закрытое общество с низкой социальной мобильностью и
социальной структурой – сословия, касты, рабство. И открытое общество с высокой социальной
мобильностью и классовой структурой общества. Таким образом, общество воспроизводит,
организует социальное неравенство по нескольким основаниям: уровню богатства, социального
престижа, обладания политической властью и т.д. Можно так же сделать вывод: все эти виды
иерархии имеют значение для общества, так как позволяют регулировать как воспроизводство
социальных связей, так и направлять личные устремления людей на приобретение значимых для
общества статусов. Таким образом и происходит развитие общества.
Социальное неравенство
Замкнутая социальная группа, обладающая своими правами и
обязанностями, передающимися по наследству
Эгалитаризм
Стратификация
Страта
Рабство
Каста
Сословие
Социальная структура
общества
Далее разбираем текст.
Социальная группа, членством в которой человек обязан
исключительно рождению
Экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения
людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью
неравенства
Условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким
социальным благам, как деньги, богатство, власть
Утопическая теория, сводящаяся к переделу и уравнению частной
собственности на основе индивидуального хозяйства
Разделение общества на слои ­ страты
Большая группа людей, отличающихся по своему положению в
социальной иерархии общества
Внутреннее устройство общества, упорядоченное определенными
нормами.
“Неравенство”– Н. Смелзер – современный американский социолог, вице­президент
Международной социологической ассоциации.
Вебер выделил три компонента неравенства. Он считал их взаимосвязанными и все же в
существенных отношениях независимыми. Первый компонент – имущественное неравенство.
Богатство означает нечто большее, чем просто заработная плата; богатые зачастую вообще не
работают, однако получают большие доходы за счет собственности, капиталовложений,
недвижимости или акций и ценных бумаг. Вебер указывал, что представители разных социальных
классов – крестьяне, рабочие, купцы имеют неодинаковые возможности для получения доходов и
приобретения товаров... Однако Вебер чувствовал, что не все дело в богатстве. Он выявил второй
компонент неравенства – группы людей в разной мере пользуются почетом и уважением и имеют
неодинаковый престиж: он ввел понятие “статусные группы”... Но не все статусные группы состоят
только из богатых людей, в них могут входить люди самого разного достатка. Богатство играет

важную роль, но не менее важен престиж, который может совершенно не зависеть от богатства...
Главарь мафии богат, но его социальный престиж минимален (за исключением своей небольшой
группы) .
Помимо богатства и престижа, Вебер отметил третий фактор... Речь идет о власти, по своей
сущности имеющей политический характер. Подразумевается способность человека или группы
проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определенную политику даже
вопреки возражениям со стороны других людей и групп. Вебер учитывал важную роль
политических партий и групп, объединенных общими интересами, в формировании системы власти
в обществе.
Смелзер Н. Социология. – М., 1994. – С. 283–284.
Вопросы и задания
1. Какие аспекты неравенства охарактеризованы в тексте фрагмента? Объясните, в чем суть
каждого компонента неравенства в социальной структуре.
2. В чем, по­вашему мнению, причина социального неравенства – в способностях, богатстве
или статусе?
Бедность – это ситуация, при которой у человека систематически не хватает средств, чтобы
удовлетворить свои потребности. Различают абсолютную и относительную бедность(определения
этих понятий учащиеся смотрят в электронном словаре) .
Черта бедности – минимальный уровень жизни, необходимый человеку чтобы выжить. В России это
называется прожиточный минимум.
Средний и высший класс (материал с диска используется).
Социальная мобильность – это переход человека из одной социальной группы в другую; это
изменение индивидом или группой социального статуса, места, места, занимаемого в социальной
структуре общества. Различают горизонтальную и вертикальную мобильность.
Горизонтальная мобильность – переход человека в группу, расположенную на том же социальном
уровне, что и прежняя (повторный брак, смена гражданства, переход из 11 “А” в 11 “Б”, переход на
новое место работы, но на ту же должность) .
Вертикальная мобильность – перемещение индивида из одной социальной группы в другую,
разные по уровню.
Вертикальная мобильность бывает двух видов – восходящая и нисходящая. Примеры восходящей
мобильности – бухгалтер стал главным бухгалтером, рядовой – офицером. Нисходящая
мобильность – офицера разжаловали в рядовые, инженер – стал мастером на заводе.
Примеры горизонтальной и вертикальной мобильности приводят учащиеся.
Вопрос к учащимся: какие события могут привести к крупным социальным перемещениям?
Как перейти из одной социальной группы в другую? Выслушав ответы учащихся, учитель приводит
точку зрения П.Сорокина: для этого служат армия, школа, церковь (так называемые социальные
лифты) . Ребята, как вы думаете, в наше время, что может служить социальным лифтом?
Группы со специфическим статусом:
1. маргиналы (занимают промежуточное положение между устойчивыми слоями) –
безработные, инвалиды, лица без места жительства, без определённого рода занятий;
переехали в город, но не переняли городского образа жизни.
2.
с противоправным поведением (осуждённые, представители уголовного мира) .
3. люмпены (лохмотья в переводе с французского) – бродяги, нищие, бомжи. Их называют
деклассированные элементы. Деклассирование – процесс, в результате которого человек
утрачивает связь со своим классом, морально опускается.
Вопрос к учащимся: ребята, приведите примеры массовой маргинализации общества из истории.
Творческие задания.

Арендный блок

Социальная дифференциация –- это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение и различающиеся по объёму и характеру прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния.

Виды дифференциации Экономическая:Уровень дохода; Уровень жизни; Бедные, богатые, средние слои

Политические: Управляющие и управляемые; Политические лидеры и массы Профессиональные: Профессии; Род деятельности и занятия; Престижность

Социальные группы –- это относительно устойчивые совокупности людей, имеющие собственные интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общетсва.

Социальные группы Большие Малые Сословия;Классы;Социальные слои;Этнические общности;Профессиональные группы Семья;Школьный класс;Спортивная команда;Компания друзей;Бригада рабочих

Сословия –- это большие группы людей, различающиеся по правам и обязанностям, закрепленным в обычае или законе и передающимся по наследству.

  • Князья;
  • Духовенство;
  • Крестьяне;
  • Горожане;
  • Рабы.

Современные теории в описании социально структуры Классовая теория (В. И. Ленин)Теория стратификации

Классами называются большие группы людей, которые различаются:

По месту в системе общественного производства По отношению к средствам производства (главный признак)По роли в общественной организации труда По способам получения и размерам располагаемого общественного богатства

Теория возникновения классов:

Биологическая Классы существуют в силу вековечного биологического или психологического неравенства людей, биологически неполноценные неизбежно попадают в подчинение к сильным, избранным Распределительная Классы существуют в силу различных источников и размеров полученных доходов (рента, прибыль, зарплата)Организационно-техническая Классы существуют в силу разделения людей на «организаторов» и «исполнителей», т. е. в силу их различной роли в общественной организации труда Насилия Разделения общества на классы произошло в результате политического, военного насилия Марксистско-ленинская Классовое деление – результат появления (различными путями) частной собственности, которая приводит к имущественному неравенству

Теория стратификации (страты) –- это социальные слои, которые различаются:

  • По уровню и источника дохода;
  • По уровню образования;
  • По профессиям;
  • По бытовым условиям;
  • По социальному престижу;
  • По качеству жизни.

В основе: общественное распределение результатов труда (т. е. социальных благ)

Вариант социальной стратификации Высший класс Экономическая и политическая элита Средний класс Учёные, инженеры, менеджеры, юристы, экономисты Низший класс Работники физического труда, безработные, люмпены

Феодалы – Это крупные землевладельцы. В России их называю помещиками:Духовные (сословие духовенство);Светские (сословие дворяне).Крестьяне:Как класс феодального общества (зависимые или крепостные крестьяне);Как профессиональная группа (работники на земле, земледельцы).Буржуазия (капиталисты) –- это класс собственников средств производства, использующих наёмный труд:Владельцы мануфактур, фабрик, заводов;Купечество;Владельцы банков и ценных бумаг;Владельцы земли. В России их называют кулаками (куркулями).Пролетариат (с греч. лишённый всего) –- это наёмные рабочие:Промышленный;Сельский, или батраки;Пролетарии умственного труда.Интеллигенция –- это социальная прослойка, слой людей умственного труда:Гуманитарная;Научная;Военная;Творческая;Инженерно-техническая. Маргиналы –- это социальный слой людей, выпавших из своей традиционной социальной среды (временно или навсегда):Отрицательная (кандидат наук чистит снег);Положительная (кандидат наук – менеджер).Люмпены (пауперы) –- это люди без определённого места жительства, без постоянного дохода, без постоянного занятия (бомжи, попрошайки, бедняки).

Социальная мобильность –- это переход людей из одних социальных групп в другие.

Социальная мобильность Горизонтальная Вертикальная Это переход в группу одного уровня Это переход с одной ступени социальной иерархии (лестницы) в другую Переезд из одного города в другой, повторный брак и т. д.Вверх: от рабочего до владельца завода Вниз: от хозяина завода до наёмного управляющего

Чем выше социальная мобильность, тем общество более открыто.

Социальные лифты –- это социальные механизмы, перемещающие людей из одного социального слоя в другой.

Социальные лифты (П. Сорокин)Армия Церковь Школа (образование)Г. К. Жуков, Наполеон, Дж. Вашингтон Патриарх Никон, Папа Григорий VIIМ. В. Ломоносов, М. Лютер Дополнительные социальные лифты Средство массовой информации (СМИ)Партийная или общественная деятельность Заключение брака с представителями высшего классаА. Кашпировский, А. РазинА. Гитлер, И. В. Сталин, Ш. де Голль П. Ковалёва-Жемчугова, Екатерина I

Социальная структура –- это внутреннее устройство общества, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих человеческих общностей и отношений между ними.

Социальные отношения –- это многообразные связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Номенклатура –- это привилегированный, господствующий и правящий, эксплуататорский класс, осуществляющий диктатуру в иерархических обществах и владеющих коллективной собственностью.

Бюрократия –- это особая социальная группа чиновников, осуществляющих государственную власть.

Элита –- это высший, привилегированный слой (слои) социальной структуры общества, осуществляющий государственную, социально-экономическую и культурную политику.

Виды элит Политическая Экономическая Интеллектуальная Осуществляет власть и организует государственное управление Осуществляет влияние на власть материальными возможностями, участвует в принятии решений Развивает науку и культуру, оказывает идеологическое и моральное влияние на власть

Общество. Обществознание. Сознание и деятельность. Духовная жизнь общества. Социализация личности. Политика и политическая культура. Право и правовая культура. Экономика. Основные определения и понятия в сжатом содержании. Краткое содержание.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

§1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Цели и задачи: 1) познакомить с тремя видами социальной стратификации, социальной мобильностью, показать, какие социальные «лифты» способствуют социальным перемещениям человека, выявить тенденции в развитии социальных отношений для различных групп; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблемам социального неравенства.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: вводный урок.

План уроков

  1. Социальная стратификация.
  2. Социальная стратификация по К. Марксу и М. Веберу.
  3. Социальная мобильность и социальные «лифты».
  4. Люмпены и маргиналы.
  5. Тенденции в развитии социальных отношений.

1. Социальная стратификация

Общество состоит из различных групп. Разделение же общества на группы называют социальной дифференциацией .

1. Во всех без исключения обществах, даже на стадии первобытного общества, наблюдается социальное расслоение, или социальная дифференциация. 2. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось, становилось все более очевидным. 3. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам. 4. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к политической власти. 5. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к образованию и другим социальным благам.)

Причины возникновения неравенства: 1. Различия во врожденных способностях. 2. Различия в отношении к труду. 3. Дискриминация на рынке труда. 4. Имущественные различия. 5. Удача и несчастья и др.)

В настоящее время большая группа людей, находящаяся на определенной позиции, получила название страта (слой), а совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев – социальная стратификация .

Принято различать следующие виды социальной стратификации:

  • экономическая стратификация (выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения);
  • политическая стратификация (деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу);
  • профессиональная стратификация (выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям).

2. Социальная стратификация по К. Марксу, М. Веберу и с точки зрения других социологов

Социальная структура по К. Марксу : Главная форма социальной стратификации →

общественный класс.

Главный классообразующий признак → отношения

собственности на средства производства.

Вывод: Объективные, в первую очередь экономические, факторы определяют классовую стратификацию общества.

Социальная структура по М. Веберу

Тип стратификации, основанный на власти

Социальная стратификация с точки зрения современных социологов

Следовательно, анализируя различия стратификационного и классового подходов к анализу социальной структуры, мы можем выделить следующие критерии выделения социальных групп, которые используются в том или другом случае.

Страты различаются:

Классы различаются:

По уровню доходов;

Основным чертам образа жизни;

Включенности во властные
структуры;

Отношениям собственности;

Социальному престижу;

Самооценке своей позиции в обществе.

По месту в системе общественного производства;

Отношению к средствам производства;

Роли в общественной организации труда;

По способам и размерам получаемого богатства.

3. Социальная мобильность и социальные «лифты»

Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе называется социальная мобильность.

Социальная мобильность (лат. mobilis - подвижный) - перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.

Классификация мобильности

Вертикальная – движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.

Горизонтальная – географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»).

Индивидуальная – перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других.

Групповая – перемещения происходят коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).

Межпоколенная – сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером).

Внутрипоколенная – изменение статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям).

Организованная – перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия.

Структурная – вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности, или социальными «лифтами».

К ним относятся: социальный статус семьи; получение образования; физические и умственные способности, внешние данные человека; получение воспитания; смена места жительства; армейская служба; вступление в брак.

На групповую мобильность оказывают воздействие социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, создание империй и т. д.

4. Люмпены и маргиналы . Эти две группы населения как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества.

Люмпены - в переводе «лохмотья» (люди, опустившиеся на дно жизни)

Бродяги Нищие Бомжи

– Питательная среда для экстремистских организаций

Маргинал - в переводе «находящийся на краю» → Группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями

Каналы маргинализации:

Миграции Войны Революции Стихийные бедствия

В чем опасность для общества?

Эти слои стремятся к «твердой руке»,

создают базу для антидемократических режимов

Исключения: нередко выходцы из этих групп предприимчивы

5. Тенденции в развитии социальных отношений

  • Социальная структура подвержена изменениям.
  • Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах.
  • Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации.
  • В странах Запада основной тенденцией является рост нового среднего класса, что делает общество более устойчивым в политическом отношении.
  • Сокращается промышленный рабочий класс.
  • Сокращается численность самостоятельных крестьян (фермеров).
  • Под влиянием НТР возрастает значение высококвалифицированного умственного труда.
  • Острой проблемой продолжает оставаться безработица.
  • Государство оказывает определенное регулирующее воздействие на социальные отношения.

Домашнее задание: §1, выполните задания.


    Пирогов Сергей Иванович

    МОАУ «СОШ №10» г. Бузулук Оренбургской области

    Учитель истории и обществознания

Методическая разработка урока по обществознанию

в 11 классе «Социальные отношения».

Ц ель урока: формирование навыков выполнения заданий части А, В, С Единого государственного эк замена ходе урока учащиеся самостоятельно выполняют задания по карточкам, закрепляют навыки работы с учебным текстом , ответы в тестовых заданиях сверяют по методу взаимопроверки ).

Задачи:

    Образовательная : повторить, обобщить и закрепить знания учащихся о формировании социальных групп, их классификации; закрепить навыки работы с учебным текстом;

    Развивающая : сформировать умения анализировать поступки людей в соответствии с их социальной ролью

    Воспитательная : привить культуру межличностных отношений

Ход урока.

    Организационный момент. (2 мин.)

Наш урок я хочу начать вот с такой притчи:

"Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех троих.

Одного спросили:

Что ты делаешь?

Тащу в город эту проклятую ношу.

Второго спросили:

Что ты делаешь?

Зарабатываю на хлеб себе и семье, - бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос ответил, улыбаясь:

Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям".

(Ну а мораль этой притчи такова: нужно работать так, чтобы работа доставляла радость и вам и окружающим; на уроке нужно осознавать необходимость получаемых знаний, которые пригодятся вам при сдаче экзаменов, либо в течение дальнейшей жизни и тогда задания не покажутся такими трудными ).

Ребята, сегодня у нас итоговый урок по теме «Социальные отношения» и я желаю нам всем очень плодотворно поработать на этом уроке.

    Выполнение заданий.

Разминка «Умный листок»

По трем колонкам с последней парты передают лист бумаги, на котором каждый ученик должен написать одно понятие из темы «Социальные отношения». Выигрывает колонка, справившаяся быстрее и точнее остальных.

Мы вспомнили термины из нашей большой темы, а как вы думаете ребята, какова цель сегодняшнего урока? (Вспомнить значение этих терминов, закрепить знания по данной теме и продолжить формировать навыки выполнения заданий ЕГЭ).

Итак, начнем с самого трудного, с части С.

1.Работа с текстом. (Задания С1-С4 ) – (10мин.) :

Прочитайте текст и выполните задания.

Принадлежность к группе

В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом...

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью "Я - концепции". И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его "Я-концепция".

Р. Бэрон (американский психолог)

Ребята, обратите внимание на памятки по работе с текстом, которые лежат перед вами, используйте их в своей работе.

Памятка для работы с текстом (С1 – С4).

    Внимательно прочитайте текст. Помните: ответ или подсказка содержится в тексте.

    Соотнесите текст с изученным курсом. Это поможет опереться на уже известную информацию.

    Определите основную идею.

    Отвечайте на вопросы по порядку («от простого к сложному»)Ответ на первый вопрос может послужить основой для следующего.

    Читайте вопрос вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.

    Отвечайте точно на поставленный вопрос.

    Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал курса.

    Давайте ответ чёткий, ясный, логически связанный.

    Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов.

    Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.

    Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нём ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

Группа 1 – составить план текста (разбить текст на смысловые части и придумать им заголовки).

Группа 2 - С1. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.

С2. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.

Группа 3 - СЗ. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.

С4. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании "Я-концепции" (образа «Я»)? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществоведения.

Ответы: С1

Признаки соц. группы:

Наличие общей цели;

Наличие устойчивых отношений;

Взаимозависимость людей друг от друга;

Осознание людьми принадлежности к одной группе.

Ответы: С2

Причины объединения людей в группы:

Помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности;

Помогают в достижении ряда целей;

Обеспечивают информацией.

Ответы: С3 (Пассажиры одного авиарейса)

1) Для данной группы характерна общность цели - благополучно добраться до места назначения.

2) Может иметь место взаимозависимость. Например, если кто-то встал в проходе, другие не смогут пройти.

3) Может иметь место взаимодействие. Оно не носит устойчивого характера: после завершения полета оно прекращается.

4) Как правило, пассажиры не воспринимают себя как часть единой группы.

Ответы: С4

"Я-концепция" - совокупность представлений человека о самом себе. Войдя в престижную группу, человек переносит ее значимость на себя. В результате вхождение в престижную группу повышает самооценку человека.

2.Работа с понятиями (Задание С5) – (7 мин.). Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие "социальный статус"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальном статусе.

Мы выполним это задание немного по-другому: Объединитесь в группы по 4-5 человек, каждой группе дан набор слов. Ваша задача - составить из них определение обществоведческого термина. Необходимо использовать все предложенные слова, изменяя их падеж.

1.Процесс, и, с, в, роли, нормы, освоение, функционирование, индивид, цель, социальные, усвоение, социальные, успешное, социализация, общество.

2.Социальная, их, или, в, перемещение, группы, индивиды, социальная, структура, общество, изменение, мобильность, статусы.

3.Нормы, в, между, общество, правила, поведение, установленные, регулирующие, социальные, отношения, люди.

4.Стратификация, по, и, на, уровень, объем, разделение, образование, группы, власть, общество, различные, социальные, доход, социальная, престиж.

5.Общество, в, со, в, и, соответствие, социальный, положение, человек, пол, которое, он, свой, возраст, статус, происхождение, занимает, профессия.

6.Малая, общность, основанная, на, и, и, кровное, родство, взаимная, социальная, ответственность, быт, брак, группа, семья.

Ответ (на экране):

1.Социализация – процесс освоения социальных ролей и усвоения социальных норм индивидом с целью успешного функционирования в обществе.

2.Социальная мобильность – перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статусов.

3.Социальные нормы – установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

4.Социальная стратификация – разделение общества на различные социальные группы по уровню дохода, образования, объему власти, привилегий и престижа.

5.Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением и профессией.

6.Семья – это малая социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, взаимной ответственности и общности быта.

3.З адание-задача, требующее анализа представленной информации . (Задания С-7) – (7 мин.):

1) В конце 19 века в России многие крестьяне, разоряясь, переезжали в город и устраивались на неквалифицированные работы на заводы и фабрики. Жизнь в городе была для них неуютной, поскольку они, перестав быть крестьянами, по сути, так и не стали горожанами, рабочими.

К какому типу социальных групп можно отнести данных людей?

Назовите два признака, которыми обладает эта социальная группа.

Ответ: 1)этих людей можно отнести к маргиналам(занимают промежуточное положение между устойчивыми слоями) – безработные, инвалиды, лица без места жительства, без определённого рода занятий; переехали в город, но не переняли городского образа жизни.

2)признаки: миграция в новую чужую среду; незавершенность социального перемещения, потеря прежнего статуса, а новый еще не приобретен.

2) В одном из первых сводов законов Киевской Руси - "Русской Правде"- предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле.

Сделайте три возможных вывода о социальных отношениях общества того времени и способах их регулирования.

Ответ: 1)в обществе времен Киевской Руси порядок регулируется с помощью правовых норм (свод законов «Русская Правда»)

2)общество делилось на слои (названы категории – тиун, смерд, холоп)

3)существовало неравенство социальных групп (жизнь холопа ценилась во много раз дешевле жизни тиуна)

3) После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия.

Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет?

Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Ответ: 1)это проявление восходящей вертикальной социальной мобильности.

2)сыграли в это роль факторы: окончание колледжа, повышение квалификации, выгодный брак

3)это лифты (каналы) социальной мобильности.

4.Выполнение заданий части В – (6 мин.).

Из части В мы возьмём для сегодняшнего урока только задание В 5, в которое с этого года внесены изменения. Общее количество приведенных в условии задания суждений увеличивается с четырех до пяти. Вы должны распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки и теоретические утверждения.

Задания на экране, написать ответ на доске (по одному человеку от группы).

1 вариант

B5.

(А) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (Б) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (В) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS-зависимость». (Г) Зависимость – это состояние человека, при котором данное действие становится не осознанным и необходимым. (Д) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS сообщения по семь и более часов в день.

Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений.
3) характер теоретических утверждений
Каким образом будем определять? Фактический характер имеют суждения, представляющие собой описание уже произошедших событий, установленных и доказанных.

Оценочные суждения включают в себя мнение автора, в них звучит сомнение, или описываемые события еще не произошли.

Теоретическое утверждение представляет собой разъяснение какого-либо термина или явления общественной жизни.
Ответы: 12131

2 вариант

В.5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) В столице состоялся очередной Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов. (Б) Сегодня декоративное искусство включает в себя различные искусства, служащие для украшения произведений архитектуры и садово-паркового искусства. (В) В этом году фестиваль получил злободневную направленность и стал более современным. (Г) Уровень представленных работ существенно возрос. (Д) Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым. Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений.

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответы:13222.

3 вариант.

Ответы: 12332

5.Тест, взаимопроверка. (Часть А) – (12 мин.)

1 вариант

    Социальная дифференциация проявляется в:

    утрате обществом стабильности;

    разделении общества на группы, занимающие разное социальное положение;

    отсутствие льгот и привилегий для отдельных социальных групп;

    укрепление позиций финансовой олигархии.

    В марксисткой теории главным признаком классовой принадлежности является:

    размер получаемого дохода;

    характер деятельности;

    форма получаемого дохода;

    отношения к собственности на средства производства.

    К нисходящей социальной мобильности относится:

    переход с военной службы на гражданскую;

    переезд из города в сельскую местность;

    переход с руководящей должности на рядовую работу;

    переход с государственного предприятия на частное.

    Маргиналы – это

    социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями;

    опустившиеся на «дно» общества выходцы из разных классов;

    малооплачиваемый пролетариат;

    разорившиеся буржуа.

5. Происходящий во многих странах рост среднего класса:

1. уменьшает социальную дифференциацию , делает общество более стабильным;

2. ведет к застою, препятствует социальной мобильности;

3. подрывает позиции высших слоев общества;

4. усиливает социальное неравенство.

6. К основным признакам патриархальной семьи не относится:

1. главенствующее положение отца семейства;

2. ограничение роли женщины функциями матери и хозяйки дома;

3. беспрекословное подчинение младших старшим;

4. обязательное отделение повзрослевших детей от родителей.

7 . К разновидностям этноса не относится:

1. племя;

2. класс;

3. народность;

4. нация.

8. Условием разрешения национального конфликта является:

1. предоставление компактно проживающим национальным меньшинствам широкой автономии и самоуправления;

2. переход к рыночным методам ведения хозяйства;

4. насильственное переселение народа в другие районы.

9 . Социальный статус личности определяется:

1. мировоззрением;

2. партийной принадлежностью;

3. социальным происхождением;

4. религиозными взглядами.

10

1. повышения собственного социального статуса;

2. более высокий уровень жизни в будущем;

3. возможность бесплатно получить определенный минимум медицинских услуг;

4. равную с другими долю общественного богатства.

2 вариант.

    Социальная дифференциация означает:

    разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение;

    превращение среднего класса в наиболее многочисленную общественную группу;

    усиление социального контроля над различными общественными группами;

    появление новых политических партий.

    Согласно распределительной теории А. Смита к классам не относятся:

    собственники земли;

    работники непроизводственной сферы;

    владельцы капитала;

    рабочие.

    Социальная мобильность – это

    переход людей из одной социальной группы в другую;

    возможность путешествовать по стране и за ее пределами;

    быстрые социальные перемены;

    равенство возможностей для всех членов общества.

4. Повышение статуса индивида внутри социальной группы представляет собой пример: 1. вертикальной социальной мобильности;

2. горизонтальной социальной мобильности;

3. социальной мобильности, только если имело место смена индивидом территории проживания или работы;

4. не имеющий отношения к социальной мобильности.

5 . К среднему классу не относятся:

1. мелкие и средние буржуа;

2. материально обеспеченные представители интеллигенции;

3. неквалифицированные рабочие;

4. управленцы среднего звена.

6. «Социальная роль» -

1. степень влияния личности в социальной группе или в обществе;

2. совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующих им образцов поведения;

3. положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением;

4. оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.

7 . Нация как элемент социальной структуры общества:

1. относится к числу социально-классовых общностей;

2. относится к числу социально-демографических общностей;

3. относится к числу социально-этнических общностей;

4. не относится к числу социальных общностей.

8 . Род и племя как типы этнических общностей в наибольшей степени соответствуют:

1. капитализму;

2. феодализму;

3. рабовладельческому строю;

4. первобытнообщинному строю.

9 . Определение, какого понятия приведено ниже? «Оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.»

2. престиж;

3. статус;

4. социальная роль.

10 . Цивилизованное общество призвано гарантировать человеку:

1. равную с другими долю общественного богатства;

2. процветание и успех в профессиональной деятельности;

3. жизненное долголетие;

4. возможность получить среднее образование.

Взаимопроверка (поменяйтесь тетрадями, возьмите простой карандаш)

Ответы на экран: Вариант 1. 1-2, 2-4, 3-3, 4-1, 5-1, 6-4, 7-2, 8-1, 9-3, 10-3

Вариант 2. 1-1, 2-2, 3-1, 4-1, 5-3,6-2,7-3,8-4,9-2,10-4

9-10 баллов – «5»

6-8 баллов – «4»

4-5 баллов – «3»

3.Домашнее задание. (2 мин.) Перед вами лежит памятка «Алгоритм написания эссе». Опираясь на эту памятку, дома написать эссе

"Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это".

Р. Эмерсон. (американский поэт и философ 19 века)

Алгоритм написания эссе:

1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а) интересна вам;

б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.)

3. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).

4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.

5. Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, из литературы.

6. Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву - знание современного законодательства и т.д.).

7. Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

8. Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.

9. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.).

10. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

11. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Речь идет о социальном статусе личности, о способах его достижения, о признании личности обществом. Р. Эмерсон полагает, что социальный статус, соответствующий человеку, обязательно будет признан обществом. Ваше дело - принять эту позицию или не согласиться с ней. В любом случае вы должны использовать ключевые для данной темы социологические термины, найти примеры, подтверждающие вашу мысль, и аргументировать ими высказанную позицию.

Оценки работы учащихся на уроке. (1 мин.) Урок окончен. Спасибо за внимание, за работу.

Социальная структура - это достаточно постоянная взаимосвязь социальных элементов, например, социально классовая структура общества. Социальная структура общества – это относительно постоянная модель социальных классификаций в определенном обществе, например, социальная структура современного российского общества.

Основные элементы социальной структуры общества: социальные группы, социальные слои, социальные общности и социальные институты связаны между собой социальными отношениями, носителями которых являются люди. Существует также классификация, выделяющая такие компоненты социальной структуры общества как: со­сло­вия, касты, клас­сы.

11. Социальные связи и отношения.

Социальная связь - социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей или групп Это совокупность особых зависимостей одних социальных субъектов от других, их взаимные отношения, которые объединяют людей в соответствующие соц ные общности и свидетельствуют об их коллективное существование Это понятие, обозначающее любые социокультурные обязанности индивидов или групп индивидов относительно друг другаго.

Социальные отношения - это относительно устойчивые связи между индивидами и социальными группами, обусловленные их неодинаковым положением в обществе и роли в общественной жизни

Субъектами социальных отношений выступают различные социальные общности и отдельные индивиды

    1 - социальные отношения социально-исторических общностей (между странами, классами, нациями, социальными группами, городом и деревней);

    2 - социальные отношения между общественными организациями, учреждениями и трудовыми коллективами;

    3 - социальные отношения в форме межличностного взаимодействия и общения внутри трудовых коллективов

Выделяют различные виды социальных отношений:

      по объему властных полномочий: отношения по горизонтали и отношения по вертикали;

      по степени регламентации: формальные (сертифицированные) и неформальные;

      по способу общения индивидов: безличные или косвенные, межличностные или непосредственные;

      за субъектами деятельности: между организационные, внутриорганизационные;

      по уровню справедливости: справедливые и несправедливые

Основой различий между социальными отношениями являются мотивы и потребности, главными из которых являются первичные и вторичные потребности

В результате противоречия социальных отношений одной из форм социального взаимодействия становится социальный конфликт

12. Социальные группы: сущность и классификация.

Социальная группа - это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

В этом определении можно увидеть два существенных условия, необходимых для того, чтобы совокупность считалась группой: 1) наличие взаимодействий между ее членами; 2) появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов. Социальная группа характеризуется рядом специфических признаков:

      устойчивость, продолжительность существования;

      определенность состава и границ;

      общая система ценностей и социальных норм;

      осознание своей принадлежности к данной социальной общности;

      добровольный характер объединения индивидов (для малых социальных групп);

      объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп);

      способность входить в качестве элементов в другие социальные общности.

Социальная группа – относительно стабильная совокуп­ность людей, связанных общими отношениями, деятельнос­тью, ее мотивацией и нормами Классификация групп , как правило, базируется на пред­метной области анализа, в которой выделяется основной при­знак, определяющий устойчивость данного группового обра­зования. Семь основных признаков классификации :

    на основе этнической или расовой принадлежности;

    на основе уровня культурного развития;

    на основе типов структуры, существующей в группах;

    на основе задач и функций, выполняемых группой в бо­лее широких общностях;

    на основе преобладающих типов контактов между чле­нами группы;

    на основе различных видов связей, существующих в группах;

    на других принципах.

13. Социальные институты: сущность, типология, функции.

Социальный институт – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности и отношений людей, выполняющая социально-значимые функции.

Типологию социальных институтов можно составить исходя из представления о том, что каждый институт удовлетворяет ту или иную фундаментальную социальную потребность. Пяти фундаментальным социальным потребностям (в воспроизводстве рода; в безопасности и социальном прядке; в добывании средств существования; в социализации подрастающего поколения; в решении духовных проблем) соответствуют пять основных социальных институтов: институт семьи, политический институт (государство), экономический институт (производство), образование, религия.

    Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый социальный институт создается в ответ на возникновение определенной общественной потребности с целью выработки определенных стандартов поведения у своих членов.

    Адаптационная функция заключается в том, что функционирование социальных институтов в обществе обеспечивает приспособляемость, адаптируемость общества к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды – как природной, так и социальной.

    Интегративная функция состоит в том, что существующие в обществе социальные институты своими действиями, нормами, предписаниями обеспечивают взаимозависимость, взаимоответственность, солидарность и сплоченность входящих в их состав индивидов и/или всех членов данного общества.

    Коммуникативная функция заключается в том, что информация (научная, художественная, политическая и др.), произведенная в одном социальном институте, распространяется как внутри данного института, так и за его пределами, во взаимодействии между институтами и организациями, действующими в обществе.

    Социализирующая функция проявляется в том, что социальные институты играют решающую роль в формировании и развитии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм и ролей, в ориентации и реализации ею своего социального статуса.

    Регулирующая функция воплощается в том, что социальные институты в процессе своего функционирования обеспечивают регулирование взаимодействий между индивидами и социальными общностями посредством выработки определенных норм и стандартов поведения, системы поощрений за наиболее эффективные действия, соответствующие нормам, ценностям, ожиданиям общества или общности, и санкций (наказаний) за действия, отклоняющиеся от этих ценностей и норм.