Органы власти в ссср. Высшие органы государственной власти и управления в годы великой отечественной войны

Великая Отечественная война внесла существенные изменения в состав, структуру и управление вооруженными силами. Нападение на нашу страну многомиллионной громады фашистских войск потребовало проведения немедленной мобилизации. В соответствии с мобилизационным планом уже 22 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета СССР, руководствуясь Конституцией СССР, объявил мобилизацию военнообязанных 14 возрастов по 14 военным округам страны. В первые дни войны в армию было призвано 5 млн. человек. Позже мобилизация была проведена и в других округах, и призыву подлежали мужчины в возрасте от 18 до 55 лет. К концу войны численность советских вооруженных сил достигала 11 365 тыс. человек. Всего за время войны в Красной Армии служило около 31 млн. человек, родившихся до 1927 г. включительно.

Одной из важнейших задач военного строительства была массовая подготовка защитников Родины для пополнения действующей армии. Советское государство принимало меры, чтобы каждое новое пополнение приходило в армию и флот уже с навыками военного дела. В соответствии с постановлениями ГКО «О подготовке резервов в системе Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота» от 16 июля 1941 г. и «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР» от 18 сентября 1941 г. обязательному обучению подлежали все мужчины в возрасте от 16 до 50 лет. Всего за годы войны систему военного предварительного всеобуча прошло около 18 млн. человек.

Военные мобилизации не были единственным источником пополнения вооруженных сил. В первые же дни войны патриотический подъем охватил всех советских граждан. В армию вступили сотни тысяч добровольцев. Стали формироваться дивизии народного ополчения, истребительные батальоны, добровольческие женские части и подразделения. В начале июля 1941 г. создание дивизий народного ополчения было санкционировано ГКО. Эти дивизии формировались на началах добровольности в районах, которым непосредственно угрожали фашистские войска, из граждан, не подлежащих обязательной мобилизации. Оказывая помощь кадровой армии, народное ополчение покрыло себя неувядаемой славой.

На территории, временно захваченной фашистами, росло число партизанских формирований – яркое свидетельство активности народных масс в освободительной борьбе против оккупантов. Только по официальным данным, в партизанских отрядах и соединениях насчитывалось более 1 млн. бойцов. Народы СССР осознанно шли в бой, на жертвы и лишения ради приближения победы над фашистскими захватчиками.

Многое было сделано для совершенствования системы подготовки командных кадров. За годы войны ее прошло около 2 млн. военнослужащих.

В январе – феврале 1943 г. для личного состава Красной Армии и Военно-Морского Флота были введены новые знаки различия, восстановлены погоны.

В самый тяжелый, начальный период войны в боях родилась советская гвардия. Воинским частям, кораблям, соединениям и объединениям (армиям), проявившим героизм, высокую организованность и умение громить врага, присваивались наименования гвардейских с вручением им гвардейских Красных Знамен. Для личного состава были установлены особые отличия в виде воинских гвардейских званий и нагрудного знака. Для поощрения особо отличившихся в боях солдат и офицеров в годы войны учредили девять новых боевых орденов, в том числе ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского, Отечественной войны, Славы, и много медалей.

Начало Великой Отечественной войны внесло существенные изменения в организацию военного управления .

В июне – августе 1941 г. была перестроена система органов стратегического и оперативного руководства Вооруженными Силами. 23 июня 1941 г. решением ЦК ВКП(б) и СНК СССР была создана Ставка Главного командования Вооруженных Сил СССР как орган высшего военного руководства страной. 10 июля 1941 г. она получила название Ставки Верховного командования, а 8 августа – Ставки Верховного Главнокомандования . В нее вошли члены Политбюро ЦК партии и руководители Наркомата обороны: С.К. Тимошенко (председатель), СМ. Буденный, К.Е. Ворошилов, Г.К. Жуков, Н.Г. Кузнецов, В.М. Молотов, И.В. Сталин.

В период войны целый ряд высших партийных и государственных постов занимал Сталин. Он был одновременно Генеральным секретарем ЦК ВКП(б), Председателем СНК СССР (с 6 мая 1941 г.), Председателем ГКО, Верховным Главнокомандующим (с 8 августа 1941 г.), наркомом обороны СССР (с 19 июля 1941 г.), Председателем Транспортного комитета ГКО.

Рабочим аппаратом Ставки служили Генеральный штаб, Управления Наркомата обороны и Наркомата Военно-Морского Флота. Принимаемые Ставкой решения доводились до командования фронтов и флотов в виде директив Верховного Главнокомандования. В своей деятельности Ставка опиралась на военные советы фронтов. Связь с фронтами осуществлялась и через представителей Ставки, в задачу которых входили: координация действий фронтов, контроль за исполнением директив Верховного Главнокомандования, помощь фронтам в планировании, подготовке и осуществлении операций. Чаще всего Ставку представляли Г.К. Жуков, назначенный в августе 1942 г. первым заместителем Верховного Главнокомандующего, и начальник Генерального штаба A.M. Василевский.

Высшими объединениями войск с июля 1941 г. являлись три важнейших стратегических направления во главе с их Главным командованием(Северо-Западное–К.Е. Ворошилов, Западное – С.К. Тимошенко, Юго-Западное – С.М. Буденный), а после реформирования направлений с июля 1942 г. высшими объединениями войск стали фронты, возглавляемые командующими и военными советами. Они и руководили военными операциями.

Военные советы фронтов и армий были постоянно связаны с ГКО и Верховным Главнокомандованием, несли перед ними полную ответственность за боевые действия, военную подготовку, политико-моральное состояние и материально-техническое обеспечение войск.

К соединениям в годы войны относились корпуса, дивизии, бригады. Командующим фронтами и армиями, командирам соединений, которые непосредственно руководили боевыми операциями, были предоставлены права по присвоению воинских званий, назначению на должности командного и начальствующего состава, награждению от имени Президиума Верховного Совета СССР орденами и медалями отличившихся в боях. Частями в Красной Армии являлись полки, а также особая категория подразделений, получивших наименование «отдельных» (отдельный батальон, отдельный дивизион), командование которых пользовалось правами на ступень выше.

Важную роль в армии и на флоте играли политорганы. Общее руководство партийно-политической работой в армии осуществляли Главное политическое управление (ГПУ) РККА и Главное политическое управление ВМФ (оба – на правах военных отделов ЦК партии. К концу войны в армии действовало более 2 тыс. политорганов, около 78 тыс. первичных организаций.

16 июля 1941 г. в частях и соединениях был введен институт военных комиссаров, которые, руководя партийно-политической работой, наравне с командирами несли полную ответственность за боевую подготовку и боеспособность войск. Но в отличие от времен гражданской войны функциями контроля над командным составом комиссары не обладали. В подразделениях вводились должности политруков. После успешного развертывания многомиллионной армии, подъема ее морально-политического духа и боеспособности, накопления командирами опыта политической работы стало возможным укрепление единоначалия в управлении войсками. В октябре 1942 г. институт военных комиссаров в армии и на флоте был упразднен. Были введены должности заместителей командиров по политчасти. В партизанских отрядах военные комиссары были сохранены. При Главном политуправлении и при политуправлениях фронтов существовали партизанские отделы.

30 мая 1942 г. для объединения руководства партизанской борьбы в тылу врага в общесоюзном масштабе и координации действий партизанских отрядов с частями Красной Армии при Ставке был создан Центральный штаб партизанского движения (начальник – первый секретарь ЦК КП(б) Белоруссии П.К. Пономаренко) и республиканские (украинский, белорусский, литовский, латвийский, эстонский) штабы. При штабах армий создавались спецотделы по связи с партизанскими отрядами.

С этого момента партизанское движение приобретает более организованный характер и координирует свои действия с армией (Белоруссия, северная часть Украины, Брянская, Смоленская и Орловская области). К весне 1943 года диверсионная подпольная работа велась практически во всех городах на купированной территории. Стали возникать крупные партизанские соединения (полки, бригады), возглавляемые опытными командирами: С.А. Ковпаком, А. И. Сабуровым, А.Ф. Федоровым, Н.З. Колядой, С.В. Гришиным и др. Почти все партизанские соединения имели радиосвязь с Центром. C лета 1943 г. крупные соединения партизан осуществляли боевые действия в рамках общевойсковых операций. Особенно масштабными были партизанские действия во время Курской битвы, операции «Рельсовая война» и «Концерт». По мере наступления советских войск партизанские соединения переформировывались и вливались в подразделения регулярной армии.

Всего за годы войны партизаны вывели из строя 1,5 млн. солдат и офицеров противника, взорвали 20 тыс. вражеских поездов и 12 тыс. мостов, уничтожили 65 тыс. автомашин, 2,3 тыс. танков, 1,1 тыс. самолетов, 17 тыс. км линий связи.

В тылу врага сражалось в течении всей войны более 1 млн. партизан. Центральный штаб партизанского движения устанавливал связи с партизанскими формированиями, направлял и координировал их деятельность, распространял опять партизанской борьбы, готовил кадры, снабжал партизан оружием, боеприпасами, медикаментами, а главное - организовывал их взаимодействие с войсками. Некоторое время (с 6 сентября по19 ноября 1942 г.) существовала должность Главнокомандующего партизанским движением (Маршал Советского Союза К.Е. Ворошилов).

Боевой опыт всех родов войск в годы войны регулярно обобщался и нашел свое четкое отражение в новых уставах и наставлениях, в том числе в Боевом уставе пехоты 1942 г., Наставлении по полевой службе штабов 1942 г., Наставлении по войсковой разведке.

Сложная обстановка начального периода войны обусловила проведение некоторых организационных преобразований в целях укрепления и централизации руководства органами внутренних дел и государственной безопасности.

20 июля 1941 г. был издан Указ Президиума Верховного Со- вета СССР «Об объединении Народного комиссариата внутрен- них дел СССР и Народного комиссариата государственной безо- пасности СССР в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР».

Третьи управления и отделы НКО и НК ВМФ СССР вновь были преобразованы в Особые отделы и возвращены в систему НКВД.

К 1943 г. обстановка на советско-германском фронте корен- ным образом изменилась в пользу СССР. Свои неудачи в откры- той вооруженной борьбе немецкое командование попыталось компенсировать активизацией шпионско-диверсионной деятель- ности.

Необходимость нанести врагу сокрушительное поражение на «тайном» фронте, а также особенности деятельности органов внутренних дел в условиях освобождения территории СССР от оккупации потребовали дальнейших организационно-правовых изменений. 14 апреля 1943 г. Президиум Верховного Совета СССР вновь разделил НКВД на два самостоятельных наркомата: НКВД СССР (нарком Л.П. Берия) и НКГБ СССР (нарком В.Н. Мер- кулов), а Государственный комитет обороны принял решение о реорганизации Особых отделов НКВД в Управления контрраз- ведки «Смерш» НКО и НК ВМФ СССР.

Война намного усложнила и увеличила объем работы, выпол- нявшейся органами НКВД. В связи с этим военно-политическое руководство СССР приняло необходимые правовые акты. Так, по- становлением СНК СССР от 25 июня 1941 г. охрана тыла дейст- вующей армии (борьба со шпионами, диверсантами, дезертирами, паникерами) была возложена на специальные формирования войск НКВД. При НКВД СССР создается Главное управление войск охраны тыла действующей армии, а при каждом фронте - Управ- ление войск охраны тыла, подчинявшееся командованию фронтом и своему ведомству. По отдельным решениям ГКО на базе войск НКВД были созданы многие соединения и части для действующей армии. Например, только в июле 1941 г. НКВД СССР сформировал и передал в Красную армию 15 стрелковых дивизий. В прифронтовых городах личный состав милиции объединялся в батальоны и полки для непосредственного участия в боевых действиях. Как известно, в предвоенные годы одной из ведущих функций НКВД СССР являлась организация использования труда заключенных в различных отраслях народного хозяйства. В связи с этим наркомат превратился в крупнейшее промышленное ведомство.

Чрезвычайная обстановка военного времени показала эффек- тивность довоенных организационных форм построения совет- ской милиции, поэтому не пришлось осуществлять какой-либо существенной перестройки аппарата. Как и до войны, высшим органом являлось Главное управление милиции НКВД СССР. В наркоматах внутренних дел союзных и автономных республик имелись управления милиции, их начальники одновременно яв- лялись заместителями наркомов внутренних дел.

В годы войны на милицию были возложены дополнительные обязанности:

Борьба с распространителями провокационных слухов;

Трудовым и военным дезертирством;

Обеспечение организованной эвакуации населения, про- мышленных предприятий, запасов продовольствия и дру- гих материальных ценностей;

Борьба с мародерством;

Мобилизация транспортных средств для нужд Красной ар- мии; учет и мобилизация военнообязанных;

Организация истребительных батальонов и т. д.

hspace=12>С началом войны организация и деятельность советских судебных и прокурорских органов была перестроена в соответствии с задачами, определенными в Директиве СНК СССР и ЦК

Органы суда и прокуратуры вместе с другими правоохранительными органами обязывались вести беспощадную борьбу с изменниками Родины, шпионами и дивер- сантами, дезертирами и паникерами, со всеми, кто мешал обо- роне Отечества.

Основной особенностью ведения следствия в условиях вой- ны была оперативность. Законы военного времени устанавлива- ли сокращенные сроки (до 1-3 дней) расследования уголовных дел.

Существенной особенностью развития уголовного права в го- ды войны стал институт ответственности по законам военного времени, который характеризовался, прежде всего, усилением уголовных наказаний за наиболее опасные в военных условиях преступления.

В начале войны Верховный Суд СССР дал принципиально важное разъяснение «О порядке рассмотрения дел в отношении лиц, совершивших преступления в местностях, временно заня- тых неприятелем» от 11 декабря 1941 г. Временная оккупация не отменяла и не приостанавливала действие советских законов, поэтому «ответственность граждан, совершивших преступления в местностях, временно занятых неприятелем, или прифронто- вой полосе и эвакуированных из этих местностей, определяет- ся уголовным законодательством союзной республики по месту совершения преступления». Следует указать и на чрезвычайные уголовно-правовые меры укрепления боеспособности личного состава действующей армии, которые применялись в годы Великой Отечественной войны. Дело в том, что уже в первые месяцы войны военно-политическое руководство СССР убедилось в ошибочности уста- новки на ведение боевых действий «малой кровью и на чужой территории». Красная армия была вынуждена неоднократно от- ступать, обороняться и при этом несла значительные потери в живой силе, в том числе и по причине ее пленения. По имею- щимся сведениям, за годы войны около 6 млн военнослужащих советских вооруженных сил попали в плен, из них только в 1941 г. - свыше 3 млн. Государственный комитет обороны, обеспокоенный неблагоприятно складывающейся ситуацией на фронте, 16 июля 1941 г. принял специальное постановление, которое следовало прочесть «во всех ротах, батареях, эскадронах и авиаэскадрильях». В по становлении указывалось, что ГКО арестовал и предал суду военного трибунала за «бездействие власти, отсутствие рас- порядительности, развал управления войсками, сдачу оружия

противнику без боя и самовольное оставление боевых позиций» 9 высших командиров и комиссаров действующей армии.

Если оценивать эти документы с точки зрения конкретно-ис- торической обстановки, то требование в трудный для Родины час исполнять свой воинский долг до конца, безусловно, следует признать справедливым. В то же время вышеназванное поста- новление ГКО и приказ Ставки ВГК, эмоциональные призывы «железной рукой карать трусов и изменников», не подкреп- ленные точными юридическими формулировками, приводили нередко к необоснованным репрессиям. Суровая уголовная от- ветственность была распространена на членов семей военнослу- жащих, попавших в плен, что является вопиющим нарушением законности.

Еще по теме Особенности реорганизации управления чрезвычайных органов власти (1941-1945):

  1. 3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945)
  2. Реорганизация чрезвычайных органов государственной власти (ВЧК - ГПУ - ОГПУ) и милиции
  3. § 3 Особенности судебного управления в условиях Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
  4. 8. Орган управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  5. Лекция 11.22. Реорганизация органов государственного управления на территории белорусских земель (середина 19 века)

Автономная некоммерческая образовательная организация

высшего профессионального образования

ОДИНЦОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет вечернего и заочного обучения

Кафедра общей теории государственного и муниципального управления

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История государственного управления в России»

на тему: «Государственное управление в годы Великой Отечественной войны»

Выполнила студентка

Рябошапка А.В.

Группа ГМУ-П-З-41

Проверила:

к.п.н. Карсанова Е.С.

Одинцово 2009


ВВЕДЕНИЕ

1. СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СССР НАКАНУНЕ ВОЙНЫ

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

3. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

4. ИЗДЕРЖКИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

История государственного управления России - наука историческая. Она является частью истории российского общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития производительных сил, историей искусств и т. д.

История государственного управления России изучает не только закономерности, но и особенности государственно-правовых явлений в их целостности, единстве, хронологической последовательности, взаимосвязи и взаимозависимости.

Государственное управление это сложное и многоплановое явление. Под государственным управлением понимают целенаправленные действия государственных органов и служащих по планированию, организации, мотивации, контролю, принятию и реализации актов (управленческих решений).

Государство – важнейший институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций.

Государство – центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление этой властью политики и управления.

Особое место в Истории государственного управления России занимает государственное управление в годы Великой Отечественной войны. В данной работе отражена система государственного управления в годы Великой Отечественной войны, подвергшаяся жесточайшей проверке на прочность. Эту проверку она выдержала ценой неимоверных усилий и жертв. Благодаря этому была сохранена целостность государства и его независимость.

1. СОСТОЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СССР НАКАНУНЕ ВОЙНЫ

Состояние государственного управления СССР к началу Великой Отечественной войны характеризуется следующим.

Формирование модели государственного управления СССР определила Конституция СССР 1936 года, которая узаконила сложившиеся в стране командно-административные методы управления.

Свою роль также сыграла чистка 1937- 1938 гг., в ходе которых были уничтожены многие видные руководители органов управления всех сфер деятельности.

В такой атмосфере система государственного управления в любом ее звене не могла быть высокоэффективной, поскольку обстановка подозрительности и страха порождала неуверенность, сковывала инициативу, выдвигала в руководители пассивных исполнителей директив вышестоящих органов. Все это пагубно отразилось и на управлении Вооруженными Силами страны в предвоенный период и в годы войны. В центральном аппарате и военных округах шла лихорадочная перестановка руководящего состава.

Перед Великой Отечественной войной советское руководство предприняло ряд шагов по укреплению обороноспособности страны. К 1939 году сложилась кадровая система комплектования и организации войск, была расширена сеть военных учебных заведений, приняты меры по оснащению войск новой техникой. Политбюро приняло специальное постановление, обязывавшее директоров крупнейших заводов ежедневно информировать ЦК о выпуске продукции военного назначения.

В мае 1940 года из-за упущений в управлении войсками в ходе советско-финской войны было принято решение о смене руководства Наркомата обороны.

Решению управленческих задач способствовали также меры, направленные на укрепление трудовой и производственной дисциплины. Были приняты Указы Президиума Верховного Совета СССР:

От 26 июня 1940 г. «О переходе на восьмичасовой рабочий день и семидневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений»;

От 10 июля 1940 г. «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями».

Данные указы предусматривали уголовную ответственность за опоздание на работу и переход рабочих с одного предприятия на другое, за выпуск недоброкачественной продукции.

Угроза военного нападения заставила советское руководство усилить общесоюзные институты управления, централизовать властные полномочия в общесоюзных органах. Целями повышения авторитета государственного управления служили меры по укреплению Совнаркома СССР. Был обновлен состав Комитета Обороны. Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 21 марта 1941 г. было образовано Бюро СНК СССР. Вновь образованный орган обладал всеми правами Совнаркома, и его постановления издавались в качестве постановлений СНК. Создание Бюро СНК значительно повысило оперативность управления. Если полный состав СНК должен был собираться ежемесячно, то Бюро заседал раз в неделю, а при необходимости и чаще.

Однако к началу войны многое из намеченного осталось неосуществленным. Материально-технические и организационные меры по укреплению обороны не обеспечили должного отпора врагу на начальном этапе войны.


2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

После нападения фашистской Германии на СССР в советском государственном аппарате были произведены необходимые изменения, вызванные военными обстоятельствами.

Органы государственной власти и управления, как центральные, так и местные, в годы войны сохранили свои полномочия. Верховный Совет СССР, его Президиум, СНК и наркоматы не распускались, а продолжали действовать. Аналогично было и в республиканских органах, и местных советских учреждениях.

Война наложила отпечаток на работу властных структур, подчинив ее потребностям военного времени. 22 июня 1941 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении», которое вводилось на всей европейской части страны. На этой территории все функции органов государственной власти и управления в отношении организации обороны, сохранения общественного порядка и обеспечения государственной безопасности переходили к военным властям. Для обеспечения бесперебойной работы предприятий в военном режиме вводились чрезвычайные меры регулирования военных объектов, борьбы с эпидемиями, вводились чрезвычайные меры регулирования трудовых отношений. Им предоставлялось право регулировать время работы учреждений и предприятий, привлекать население и транспортные средства для оборонных целей и охраны народно-хозяйственных и военных объектов. Военные власти могли издавать постановления, обязательные для исполнения всего населения, а также для местных органов власти и общественных организаций. Позднее указами Президиума Верховного Совета СССР военное положение было введено в Грузинской ССР, в некоторых городах Закавказья, по берегам Черного и Каспийского морей, а также на всех железных дорогах, на морском, речном и воздушном транспорте. Введение военного положения на транспорте приравнивало его рабочих и служащих к военным и повышало дисциплину труда, в том числе и путем уголовной ответственности за проступки и преступления.

В целях обеспечения своевременного и быстрого решения оперативных вопросов в условиях военного времени 1 июля 1941 г. было принято Постановление «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени», в котором наркоматам давалось право распределять и перераспределять материальные ресурсы, разрешать пуск в эксплуатацию строящиеся предприятия и их отдельные части, производить затраты на восстановление разрушенных военными действиями предприятий и жилищ.

В деятельности Советов и их исполнительных комитетов (исполкомов) на первый план выходили вопросы, связанные с организацией вооруженной защиты Отечества. Мобилизация населения, снабжение Красной Армии вооружением и обмундированием, создание приемлемых условий для жизни и труда, оставшихся в тылу людей – все эти проблемы решались партийными и советскими органами. Усилилось слияние их аппаратов. Они совместно решали важнейшие вопросы военной, мобилизационной и хозяйственной жизни.

Деятельность союзных наркоматов как органов управления в связи с военным временем не сворачивалась, а, наоборот, приобретала новые грани. 1 июля 1941 г. СНК СССР принял Постановление «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени». Руководители наркоматов, а также директора заводов, начальники строек получали широкие полномочия в пределах своей компетенции, что способствовало повышению эффективности управления и своевременному решению поставленных перед ними задач.

В июле 1941 года СНК принял Постановление «О предоставлении Совнаркомам республик и край(обл)исполкомам права переводить рабочих и служащих на другую работу». Это решение давало права местным властям за отказ от перехода на другую работу подвергать виновных судебной ответственности как за самовольный уход с работы.

При Совнаркоме СССР возник ряд главков, ведавших снабжением промышленности: Главснабнефть , Главснабуголь , Главснаблес и др. Создавались новые подразделения и в наркоматах.

Государственный Комитет обороны СССР

Государственный Комитет Обороны (сокращённо ГКО ) - созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти в СССР . Необходимость создания стала очевидна в результате кризиса, который был вызван запутанностью тогдашней системы управления. Сталин и Политбюро фактически возглавляли государство и принимали все решения. Но формально эти решения исходили от Президиума Верховного Совета, ЦК ВКП(б) и т.п. Такой бюрократизм в условиях войны создавал затруднения и его решили устранить путём создания ГКО.

Образование ГКО

Состав ГКО

Первоначально (на основании совместного Постановления Президиума Верховного Совета СССР , Совнаркома и ЦК ВКП(б) от 30 июня , см. ниже) состав ГКО был следующим:

  • Председатель ГКО - И. В. Сталин .
  • Заместитель председателя ГКО - В. М. Молотов .

Постановления ГКО

Первое постановление ГКО («Об организации производства средних танков Т-34 на заводе «Красное Сормово» ») было выпущено 1 июля , последнее (№ 9971 «Об оплате остатков нескомплектованных элементов боеприпасов, принятых от промышленности и находящихся на базах НКО СССР и НКВМФ») - 4 сентября . Нумерация постановлений сохранялась сквозная.

Из этих почти десяти тысяч постановлений в настоящее время остаются засекреченными полностью - 98 документов и ещё три частично.

Бо́льшая часть постановлений ГКО была подписано его председателем, Сталиным, некоторая часть также заместителем Молотовым и членами ГКО Микояном и Берией.

Собственного аппарата у ГКО не было, его решения готовились в соответствующих наркоматах и ведомствах, а делопроизводство велось Особым сектором ЦК ВКП(б).

Подавляющая часть постановлений ГКО имела гриф «Секретно», «Совершенно секретно» или «Совершенно секретно/особой важности» (обозначение «с», «сс» и «сс/ов» после номера), но некоторые постановления были открытыми и публиковались в печати (примером такого постановления является Постановление ГКО № 813 от 19.10.41 о введении в Москве осадного положения).

Абсолютное большинство постановлений ГКО касалось тем, связанных с войной:

  • эвакуации населения и промышленности (в первый период Великой Отечественной);
  • мобилизации промышленности, выпуска вооружений и боеприпасов;
  • обращения с трофейным оружием и боеприпасами;
  • изучения и вывоза в СССР захваченных образцов техники, промышленного оборудования, репарациями (на заключительном этапе войны);
  • организации боевых действий, рапределения вооружений и прочее;
  • назначения уполномоченных ГКО;
  • о начале «работ по урану» (создании ядерного оружия);
  • структурных изменений в самом ГКО.

Структура ГКО

В состав ГКО входило несколько структурных подразделений. За период существования структура Комитета неоднократно менялась, с целью максимальной эффективности управления и приспособления к текущим условиям.

Наиболее важным подразделением было Оперативное бюро, созданное 8 декабря постановлением ГКО № 2615с. В состав бюро входили Л.П. Берия, Г. М. Маленков, А. И. Микоян и В. М. Молотов. Фактическим руководителем Оперативного бюро был Берия. В задачи этго подразделения первоначально входила координация и объединение действий всех остальных подразделений. 19 мая было принято Постановление № 5931, которым функции бюро были значительно расширены - теперь в его задачи входили также наблюдение и контроль за работой народных комиссариатов оборонной промышленности, транспорта , металлургии, наркоматов важнейших областей промышленности и электростанций; также Оперативное бюро с этого момента отвечало за снабжение армии, наконец, на него были возложены обязанности упразднённого решением Транспортного комитета.

Другими важными подразделениями ГКО были:

  • Трофейная комиссия (создана в декабре 1941, а 5 апреля Постановлением № 3123сс преобразована в Трофейный комитет);
  • Специальный комитет (занимался вопросами разработки ядерного оружия).
  • Особый комитет (занимался вопросами репараций).
  • Комитет по эвакуации (создан 25 июня 1941 Постановлением ГКО № 834, расформирован 25 декабря 1941 Постановлением ГКО № 1066сс). С 26 сентября 1941 Постановлением ГКО № 715с при этом комитете было организовано Управление по эвакуации населения.
  • Комитет по разгрузке железных дорог - образован 25 декабря 1941 Постановлением ГКО № 1066сс, 14 сентября 1942 Постановлением ГКО № 1279 он был преобразован в Транспортный комитет при ГКО, существовавший до 19 мая 1944, почле чего, Постановлением ГКО № 5931 Транспортный комитет был упразднён, а его функции переданы Оперативному бюро ГКО;
  • Комиссия по эвакуации - (образована 22 июня 1942 Постановленем ГКО № 1922);
  • Совет по радиолокации - создан 4 июля 1943 Постановлением ГКО № 3686сс в составе: Маленков (предедатель), Архипов, Берг , Голованов, Горохов, Данилов, Кабанов, Кобзарев, Стогов, Терентьев, Учер, Шахурин , Щукин .
  • Группа постоянных уполномоченных ГКО и постоянные комиссии ГКО при фронтах.

Функции ГКО

Государственный Комитет Обороны руководил всеми военными и хозяйственными вопросами в период войны. Руководство боевыми действиями осуществлялось через Ставку.

Расформирование ГКО

Государственный Комитет Обороны расформирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 сентября .

Дополнительная информация в Викитеке

  • Постановление ГКО от 30 мая 1942 года № 1837сс «Вопросы партизанского движения»

См. также

  • Государственный комитет обороны КНДР

Примечания

Внешние ссылки

  • Бюллетень рассекреченных документов федеральных государственных архивов Выпуск 6
  • Перечень документов Государственного Комитета Обороны СССР (1941-1945 годы)

Литература

Горьков Ю.А. «Государственный Комитет Обороны постановляет (1941-1945)», М.: Олма-Пресс, 2002. - 575 с. ISBN 5-224-03313-6


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Государственный Комитет обороны СССР" в других словарях:

    ГКО чрезвычайный высший государственный орган, сосредоточивший в период Великой Отечественной войны всю полноту власти. Образован 30 июня 1941. Состав: Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов (до 1944), Г. М. Маленков, В. М. Молотов (зам. председателя), И.… … Политология. Словарь.

    У этого термина существуют и другие значения, см. Государственный комитет обороны (значения). Не следует путать со Ставкой Верховного Главнокомандования Государственный Комитет Обороны СССР ГКО, ГКО СССР Эмблема ВС Годы сущес … Википедия

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ в СССР (ГКО) чрезвычайный высший государственный орган, сосредоточивший в период Великой Отечественной войны всю полноту власти. Образован 30.6.1941. Состав: Л. П. Берия, К. Е. Ворошилов (до 1944), Г. М. Маленков,… … Большой Энциклопедический словарь

    ГКО, Государственный комитет обороны СССР, - с 30.06.1941 г. до 4.09.1945 г. чрезвычайный высший государственный орган, сосредоточивший в своих руках всю полноту законодательной и исполнительной власти, фактически подменив собой конституционные органы власти и управления. Упразднен в связи… … Краткий словарь историко-правовых терминов

    У этого термина существуют и другие значения, см. Государственный комитет обороны (значения). Не следует путать с государственными комитетами центральными органами государственного управления СССР. Не следует путать с комитетами при… … Википедия

    Государственный комитет обороны: Государственный комитет обороны созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти в СССР. Государственный комитет обороны КНР высший… … Википедия

    Не следует путать со Ставкой Верховного Главнокомандования Государственный Комитет Обороны (сокращённо ГКО) созданный на время Великой Отечественной войны чрезвычайный орган управления, обладавший всей полнотой власти в СССР. Необходимость… … Википедия

    - (ГКО), чрезвычайный высший государственный орган в период Великой Отечественной войны. Обладал всей полнотой власти в стране. Образован 30 июня 1941. Состав: И. В. Сталин (председатель), В. М. Молотов (заместитель председателя),… … Энциклопедический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ (ГОКО) - – комитет, созданный Президиумом Верховного Совета СССР, Центральным Комитетом партии и Советом Народных Комиссаров СССР 30 июня 1941 г. ввиду сложившегося чрезвычайного положения в стране в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для… … Советский юридический словарь

Система учреждений, действующая на территории СССР в период Великой Отечественной войны, которая включала: Наркомат внутренних дел (НКВД), Главное управление государственной безопасности (ГУГБ), Наркомат государственной безопасности (НКГБ).

10 июля 1934 г. было принято решение об образовании Наркомата внутренних дел СССР (НКВД СССР) как централизованного органа управления государственной безопасностью и общественным порядком. Наркомами были Г. Г. Ягода (10.07.1934 - 26.09.1936 гг.), Н. И. Ежов (26.09.1936-25.11.1938 гг.), Л. П. Берия (25.11.1938 - 29.12.1945гг.). В ведение НКВД был передан целый ряд самостоятельных отраслей и учреждений, в т. ч. конвойные войска, изъятые из органов юстиции исправительно-трудовые учреждения, количество которых к февралю 1941 г. достигло 528. Наркоматы внутренних дел были созданы также во всех союзных республиках (кроме РСФСР), а в областях — управления НКВД. В полном объеме в НКВД вошло ОГПУ СССР, преобразованное в Главное управление государственной безопасности (ГУГБ). Вместо упразднявшейся судебной коллегии ОГПУ СССР было создано Особое совещание при наркоме, в состав которого кроме наркома входили его заместители, уполномоченный по РСФСР, начальник Главного управления рабоче-крестьянской милиции (ГУРКМ), нарком республики, на тер-ритории которой возбуждалось то или иное уголовное дело, и Прокурор СССР. Сначала полномочия совещания ограничивались правом применять во внесудебном порядке заключение в ИТЛ на сроки до 5 лет, ссылку под надзор на 5 лет и высылку из СССР. 1 декабря 1934 г. было принято постановление Президиума ЦИК СССР «О порядке ведения дел по подготовке или совершению террористических актов», по которому срок следствия был сокращен до 10 дней, обвинительное заключение вручалось подследственному всего за сутки до суда. Дело в суде рассматривалось без прокурора и адвоката. Обжалование и ходатайства о помиловании не допускались. Приговор к высшей мере наказания приводился в исполнение немедленно. Аналогичный порядок был введен 14 сентября 1937 г. для рассмотрения дел о вредительстве и диверсиях. В результате обострения борьбы за власть в руководстве государства и партии в 1937-1938 гг. страна погрузилась в пучину политических репрессий, от которых пострадали все слои общества. Карательная составляющая аппарата НКВД являлась инструментом в проведении репрессий, но это не спасло НКВД от тотальной чистки. Были арестованы и расстреляны Г. Г. Ягода и Н. И. Ежов, все их заместители и помощники, начальники всех крупных тюрем и лагерей, ответственные за массовые репрессии. Подверглись репрессиям многие чекисты, работавшие в сфере разведки и контрразведки. 3 февраля 1941 г., в соответствии с постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) и указом Верховного Совета СССР, из Наркомата внутренних дел был выделен Наркомат государственной безопасности. За НКВД СССР оставались функции охраны общественного порядка, социалистической и личной собственности, охраны государственных границ СССР, организация местной ПВО, содержание осужденных, военнопленных и интернированных и ряд других функций. В его подчинении оставались пограничные и внутренние войска, а также обслуживающие их особые отделы. На Наркомат государственной безопасности СССР (НКГБ СССР) (нарком — В. Н. Меркулов с 03.02. по 20.07.1941 г. и с 14.04.1943 г. по 04.05.1946 г.) возлагались задачи ведения разведывательной работы за границей, борьба с подрывной, шпионской, диверсионной и террористической деятельностью иностранных разведок внутри СССР, оперативная разработка и ликвидация остатков антисоветского подполья и охрана руководства страны. С началом войны противник сосредоточил на советско-германском фронте основные силы и средства своего аппарата разведки, контрразведки и диверсионных подразделений. Органам государственной безопасности пришлось вести сложную и напряженную работу по вскрытию и пресечению подрывной деятельности спецслужб фашистской Германии, обеспечивать безопасность народно-хозяйственных объектов, поддерживать бдительность, организованность и порядок в стране. Постановлением Политбюро ЦК ВКП(б) от 25 июня 1941 г. на органы НКВД была возложена задача охраны тыла действующей Красной Армии. Для этой цели использовались войска НКВД, милиция прифронтовых районов и созданные в июне 1941 г. при территориальных органах НКВД истребительные батальоны, которые стали одним из звеньев в системе обеспечения государственной безопасности. С их помощью решались также задачи по борьбе с диверсионно-разведывательными группами противника, розыску и захвату шпионов, охране предприятий, поддержанию общественного порядка в населенных пунктах. В дальнейшем 1350 истребительных батальонов общей численностью 250 тыс. человек пополнили действующую армию. В конце июня 1941 г., в связи с тяжелой обстановкой на фронте, правительство СССР возложило на НКВД формирование 15 стрелковых дивизий из состава пограничных и внутренних войск НКВД. Сформированные дивизии были переданы в действующую армию и приняли активное участие в обороне Ленинграда, битве под Москвой и многих других оборонительных и наступательных операциях. В июне 1942 г. органами НКВД были сформированы и переданы в Красную Армию еще 10 дивизий. На территории, освобождаемой Красной Армией, противник оставлял большое количество диверсионных групп для совершения диверсий на важных объектах, террористических акций в отношении военнослужащих, партийных и советских руководителей. Начиная с января 1942 г., по мере освобождения территории страны, органы государственной безопасности принимали меры к нейтрализации немецкой агентуры, ее пособников и предателей, активно сотрудничавших с оккупантами. В июле 1941 г., по решению ГКО и ЦК ВКП(б), НКВД и НКГБ вновь были объединены в один наркомат — НКВД СССР. Создание единого централизованного органа охраны государственной безопасности и внутренних дел позволило в тяжелый начальный период войны объединить усилия и направить их на борьбу с захватчиками, изменниками и дезертирами. В апреле 1943 г., в связи с изменением военной обстановки, Народный комиссариат внутренних дел окончательно разделился на НКВД СССР и НКГБ СССР. В первые дни войны при наркоме внутренних дел была создана Особая группа, на которую были возложены задачи разведывательно-диверсионной деятельности в глубоком и ближнем тылу противника, организация партизанского движения, руководство специальными радиоиграми с немецкой разведкой с целью дезинформации противника. При Особой группе была создана отдельная мотострелковая бригада особого назначения (ОМСБОН) НКВД СССР. В составе ОМСБОН находилось более 25 тыс. бойцов, из них — 2 тыс. иностранцев. В составе бригады воевали лучшие советские спортсмены, в т. ч. чемпионы по боксу и легкой атлетике. ОМСБОН стал основой диверсионных формирований, забрасывавшихся в тыл врага. 3 октября 1941 г. вместо Особой группы, в связи с затяжным характером войны, оккупацией большинства европейских стран и значительной территории Советского Союза, а также необходимостью осуществления в более широких масштабах разведывательно-диверсионных мероприятий за линией фронта, был создан 2-й отдел НКВД СССР, имевший самостоятельные функции. На его базе 18 января 1942 г. было создано 4-е Управление НКВД-НКГБ СССР. За годы войны Особая группа (2-й отдел НКВД — 4-е Управление НКВДНКГБ СССР, в течение всей войны начальник П. А. Судоплатов) и ее войсковые соединения, выполняли ответственные задания Ставки ВГК, Штаба обороны Москвы, штаба обороны Глав-ного Кавказского хребта, ряда командующих фронтами. В тыл врага было направлено более 2 тыс. оперативных групп общей численностью 15 тыс. человек, обезврежено 2045 агентурных групп противника и ликвидировано 87 высокопоставленных немецких чиновников. Было проведено более 80 радиоигр дезинформационной направленности с абвером и гестапо, среди которых — операции «Монастырь», «Послушники», «Березино». На фронтах Великой Отечественной войны, в тылу врага и в противостоянии с вражеской агентурой погибло более 12 тыс. сотрудников органов государственной безопасности — НКВД, НКГБ и контрразведки «СМЕРШ».

Исторические источники:

Лубянка в дни битвы за Москву. Материалы органов госбезопасности СССР из Центрального архива ФСБ России. М., 2002;

Органы госбезопасности СССР в Великой Отечественной войне: сборник документов. В 3 Т. М., 1995-2003.