Понятие и история конфликтологии. общая теория конфликта. Основные направления развития западной конфликтологии

1.2. Конфликтология как научная дисциплина

До определенного времени практика обходилась без специальных знаний о конфликтах. Впервые предметом научного познания стали конфликты между государственной властью и обществом, отдельными социальными группами, что нашло выражение в учениях о демократии. Позже в круг интересов науки попадают социально-классовые конфликты, политические, этнонациональные, а затем межгрупповые и межличностные. Наконец, возникает потребность в систематическом анализе всех существенно значимых для общества конфликтных отношений и их взаимосвязи с отношениями гармонии и согласия. Она была продиктована самой природой современного общества, способного к нормальному функционированию и развитию, только будучи целенаправленно регулируемым и в основном сознательно управляемым.

Конфликтология как научная дисциплины сложилась в 50-60-х гг. XX в. в недрах западной политологии и социологии. Ее предметом стало объяснение процессов жизни, функционирования и развития общественных систем и подсистем посредством категории конфликта.

Конфликт – столкновение двух или более разнонаправленных сил с целью реализации их интересов в условиях противодействия.

Конфликтология – теоретико-прикладная дисциплина. Ее содержание слагается из следующих уровней знания: 1) теоретического объяснения конфликта как социального явления, анализа его природы, динамики, взаимосвязи со всеми общественными отношениями, его места и функций в системе общественных действий и взаимодействий; 2) изучение конкретных видов конфликтов, возникающих в различных формах социальной жизни (семья, коллектив и т. д.), технологии их регулирования и разрешения.

Особенностью конфликтологии является ее комплексный характер. Поскольку конфликты имеют место во всех сферах общественной жизни и на всех уровнях ее организации и развития, то ими интересуются представители различных гуманитарных дисциплин. Политологи, социологи, юристы, экономисты и др. изучают различные аспекты социальных конфликтов, их развития и преодоления. Общая для всех смежных наук цель – выявление и объяснение механизмов, управляющих социальными процессами, связанными с конфликтами, их динамикой.

Направления в разработке теории конфликта

В изучении конфликтов можно выделить два основных направления.

1. Концепции Э.Дюркгейма, Т. Парсонса, Н. Смелзера, где преимущественное внимание уделяется проблеме стабильности и устойчивости (функционализм).

2. Теории К.Маркса, М.Вебера, Р. Дарендорфа, где проблематика конфликта занимает доминирующее место при объяснении социальных процессов и изменений (структурализм).

По мнению Т. Парсонса, каждое общество относительно устойчивая, хорошо интегрированная и стабильная структура; каждый элемент общества имеет определенную функцию, т. е. вкладывает нечто в поддержание устойчивости системы; функционирование социальной структуры основывается на ценностном консенсусе членов общества, обеспечивающем стабильность и интеграцию. Парсонс формулирует ряд «функциональных предпосылок» стабильности общества, обеспечение которых позволяет сохранить социальную систему в рамках сложившихся норм и ценностных ориентации, избежать социальных конфликтов и потрясений. Это, во-первых, удовлетворение основных биологических и психологических потребностей значительной части членов данного общества. Во-вторых, эффективная деятельность органов «социального контроля», воспитывающих индивидов в соответствии с господствующими в данном обществе нормами. В-третьих, совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками, в связи с чем индивиды выполняют предписанные им обществом функции и задачи.

Р. Дарендорф полагает, что каждое общество изменяется в каждой своей точке, что социальные изменения вездесущи; каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом, социальный конфликт вездесущ; каждый элемента обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение; каждое общество основано на том, что одни члены общества принуждают к подчинению других. По мнению Дарендорфа, «кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, тот берет под свой контроль ритм истории. Кто упустит эту возможность, получает ритм себе в противники». С его точки зрения, социальный конфликт результат сопротивления существующим во всяком обществе отношениям господства и подчинения. Подавление конфликта ведет к его обострению, а «рациональная регуляция» – к «контролируемой эволюции».

Видный американский специалист по общей теории систем К.Э. Боулдинг попытался создать общую модель конфликта, зафиксировать ее с помощью формализованного аппарата таким образом, чтобы она была пригодна для каждого отдельного случая. По мнению Боулдинга, конфликты знаменуют собой осознанные и созревшие противоречия и столкновения интересов. Иными словами, конфликт «это ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций или состояний и стремятся завладеть позицией, исключающей намерения другой стороны».

Отмеченное разделение концепции интеграции и конфликта определено в одной из последних работ известного современного социолога А.Турена «Возвращение актора. Социальная теория в индустриальном обществе» (1988). Автор говорит о «разных социологиях»: одна из них включает дисциплины, ориентированные на изучение «социального порядка», т. е. совокупности институтов и отношений, обеспечивающих стабильность данной системы. Другая «социология действия», напротив, интересуется прежде всего изменениями, рассматривает социальные действия как цепь конфликтов .

Из книги Как дети добиваются успеха автора Таф Пол

13. Дисциплина – Мы в KIPP всегда говорили, что характер, по крайней мере, так же важен, как академические успехи, – говорил Том Бранзелл.Была среда, 6 часов теплого октябрьского вечера, и Бранзелл стоял перед огромной аудиторией, состоявшей из родителей учеников KIPP,

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Ненавязчивая дисциплина Жизнь вообще невозможна без дисциплины. Кэтрин Хепберн Дисциплина готовит детей к самостоятельной взрослой жизни. Дисциплина создает определенные неудобства – и для вас, и для ребенка, – но она необходима. У родителей, откровенно говоря,

Из книги Воспитать ребенка как? автора Ушинский Константин Дмитриевич

Дисциплина Обязательно обсудите с няней такой щекотливый момент, как соблюдение дисциплины. Обратите внимание, насколько внимательно няня слушает то, что вы ей говорите. Она должна хорошо понимать потребности своего подопечного и блюсти его интересы. Не разрешайте няне

Из книги Дисциплина без стресса. Учителям и родителям. Как без наказаний и поощрений развивать в детях ответственность и желание учиться автора Маршалл Марвин

Из книги Образ жизни, который мы выбираем автора Фёрстер Фридрих Вильгельм

Дисциплина без стресса Проактивный подход (упреждающий метод) без принуждения и вседозволенности КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ1. Система «Дисциплина без стресса» основывается на стимулировании ответственности (а не послушания, погоня за которым часто заканчивается

Из книги Ребенок по Монтессори ест все подряд и не кусается автора Монтессори Мария

Дисциплина без стресса Пролог Обучающая модель. Дисциплина без стресса Краткое описаниеI. Управление классомА.Управление классом: как сделать преподавание эффективнымБ. Методики: ответственность учителяВ. Дисциплина: ответственность школьникаII. Три метода

Из книги Как воспитать здорового и умного ребенка. Ваш малыш от А до Я автора Шалаева Галина Петровна

Дисциплина Наилучшая дисциплина – это такая, которую никто не замечает, даже те, кого дисциплинируют. Когда учителя и родители дисциплинируют детей через стресс, из взаимоотношений уходит радость. Однако необходимость дисциплинировать может быть интересной

Из книги Социально-психологические проблемы университетской интеллигенции во времена реформ. Взгляд преподавателя автора Дружилов Сергей Александрович

Дисциплина как возможность Дисциплина – это инструмент для обучения ответственности. Конечная цель ее – это самодисциплина, разновидность самоконтроля, на которой зиждется добровольное соответствие ожидаемым стандартам. Такая дисциплина является признаком зрелого

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Из книги Саммерхилл - воспитание свободой автора Нилл Александр Сазерленд

Из книги Маленькие Будды…а так же их родители! Буддийские секреты воспитания детей автора Клэридж Сиэл

Дисциплина Дисциплина – это способ воспитания характера и поведения ребенка таким образом, чтобы добиться желаемого результата.Многое станет ясным, если рассматривать дисциплину просто как процесс обучения. Дети на разных ступенях развития готовы к различным уровням

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

Из книги автора

Дисциплина начинается с рождения Дисциплина начинается с взаимоотношений, а не со списка воспитательных методов. Первый этап приучения к дисциплине – этап привязанности – начинается с рождения и продолжается, когда вы и ваш ребенок вместе растете. Главные три принципа

Из книги автора

Послушание и дисциплина Возникает кощунственный вопрос: а почему, собственно, ребенок должен слушаться? Я на него отвечаю так: он должен слушаться, чтобы удовлетворить стремление взрослого к власти, зачем бы еще?Да нет, скажете вы, он ведь может промочить ноги, если не

Из книги автора

Из книги автора

Дисциплина и свобода Дисциплина в свободе – вот великий принцип, который нелегко понять стороннику традиционных школьных методов. Как добиться дисциплины в классе свободных детей? Разумеется, в нашей системе понятие дисциплины весьма отличается от общепринятого. Раз

Многие великие мыслители прошлого представляли человеческое общество как носитель непрекращающейся тотальной вражды всех и каждого. Т. Гоббс называет естественное состояние человечества, еще не ограниченное существованием государства и законов, «войной всех против всех». «Человек человеку волк», — гласит старая латинская пословица. «В самом понятии духа лежит, что человек от природы зол», — говорит Г. Гегель.

Действительно, каждый человек и каждая социальная группа имеют конкретные экономические, политические, социальные интересы и очень часто они оказываются противоположными аналогичным интересам других людей и . Гегель пишет: «Человек ставит себе цели из себя и черпает из себя материал своих действий; доводя эти цели до последней крайности, зная и желая лишь себя в своей особенности и отметая всеобщее, человек зол, и этим злом является его субъективность». Преследуя свои интересы, человек неизбежно наталкивается на сопротивление других и вступаете ними в противоборство, иначе говоря, вступает в конфликт.

В самом общем смысле — это антагонистическое отношение между двумя или несколькими участниками действия, по крайней мере один из которых стремится установить свое господство над социальным полем их взаимоотношений.

Конфликтология - наука, исследующая конфликты, причины их возникновения, механизмы и закономерности развития конфликтных ситуаций, субъекты (стороны) конфликтов, их негативные и позитивные следствия, социальные функции, возможности и способы их предупреждения, локализации, минимизации и разрешения.

К предметной области конфликтологии относятся:

  • конфликты как общественные противоречия;
  • стороны конфликтов — чувства, идеи, ценности; индивиды с разными интересами; социальные институты; социальные общности; национальные общности и т.п.;
  • конфликты как процессы, имеющие определенную структуру и условия протекания — становление, развертывание, разрешение, предупреждение;
  • конфликтные ситуации, социальные напряженности, социальные депривации;
  • причины, условия, поводы конфликтов;
  • основные типы предметных конфликтов в обществе — экологические, экономические, политические, юридические и т.п.;
  • основные типы субъектных конфликтов в обществе (институциональные, формационные, цивилизационные и т.д.); прогнозирование, предупреждение, разрешение конфликтов и т.п.

Конфликтология в целом представляет собой комплексную, междисциплинарную по предмету и методам науку, поскольку исследует конфликты, возникающие как между отдельными людьми и даже внутри единой личности (внутриличностный конфликт — между сторонами ее психики или се социальными ролями), так и между группами, социальными слоями и классами, религиозными конфессиями и политическими партиями, социальными институтами и организациями, различными поколениями, этносами и нациями, наконец, государствами. Bee предмет также входят конфликты и противоречия между ментальными данностями — идеями, идеалами и ценностями, когда реальными сторонами конфликта выступают личности и группы, исповедующие и пропагандирующие эти идеалы и ценности. Таким образом, конфликтология непосредственно граничите психологией в исследовании внутриличностных конфликтов; с общей и социальной психологией в изучении межличностных конфликтов; с социологией — если речь идет о социальном конфликте. Вообще с конфликтологией тесно связаны практически все науки гуманитарно-обществоведческого цикла. Ведь все категории конфликтов, возникающих в сфере человеческого взаимодействия, формируются, развиваются и затухают на почве столкновения экономических, социальных, групповых и индивидуальных интересов; их непосредственными поводами служат соответствующие категории событий; конфликты часто получают правовое оформление и разрешение, следовательно, затрагивают сферу правовых отношений в обществе. Поэтому конфликтологические дисциплины исследуют свой предмет, соприкасаясь с экономикой, политологией, правоведением. В то же время межэтнические конфликты исследуются этнологией, этносоциологией, этнопсихологией. Таким образом, и эти дисциплины граничат с конфликтологией и обогащают ее своими концепциями и подходами. В конечном счете конфликтология всегда вступает в непосредственное соприкосновение с той наукой (науками), которая является базовой в исследовании сферы возникновения и развития конкретного изучаемого конфликта.

Межэтнические конфликты составляют значительную долю конфликтов на уровне больших групп людей, сообществ и государств. Конфликтология рассматривает эту группу конфликтов как социальные конфликты, т.е. обусловленные социальными причинами, имеющие социальные механизмы развития и вызывающие социальные следствия.

Согласно опросу, проведенному Фондом общественного мнения в июне 2007 г. (опрос проводился в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик России), в Российской Федерации сегодня проживают представители всех национальностей бывшего СССР. Этот факт неоднозначно воспринимается россиянами: примерно 37 % относятся к нему позитивно и почти столько же (35 %) — негативно, причем дифференциация негативного отношения показывает, что четверть опрошенных (25 %) испытывает открытое раздражение и неприязнь к нерусскоязычному населению, что подтверждается данными других исследователей, отмечающих, что в постсоветское время в массовом сознании россиян закрепился термин «лицо кавказской национальности», зачастую употребляющийся в негативном смысле. Почти 2/3 опрошенных (62 %) полагает, что следует ограничить въезд представителей некоторых национальностей в их регионы; 52 % опрошенных, не испытывающие, по их признанию, неприязни к представителям других национальностей, одобрили бы решение о выселении некоторых национальных групп за пределы их региона, и, что вызывает особую настороженность, более трети россиян (39 %) уверены, что многонациональность России приносит ей больше вреда, чем пользы.

Межнациональные и этноконфессиональные отношения в современной России — это область повышенных социальных и политических рисков, где объективные противоречия легко идеологизируются, а национализм становится способом политической мобилизации, источником конфликтов высокой интенсивности — вплоть до вооруженных. Сейчас ситуация в стране кажется более стабилизированной. Однако проблема не исчезла, и вряд ли можно поручиться за то, что где-то в глубинах неоднородного, «раз но векторного» российского социума не тлеют очаги новых «разборок» на почве межнациональной неприязни. Ситуацию осложняет и то, что на собственные, внутрироссийские проблемы накладываются противоречия между россиянами и мигрантами. Кроме того, свой вклад в рост подозрительности по отношению к другим народам и государствам вносит напряженность в отношениях между Россией и США, Россией и рядом стран Европы, в частности с некоторыми стремящимися или вошедшими в НАТО сопредельными государствами Европы.

Социальная конфликтология исследует внутриличносгные, межличностные и социальные конфликты с точки зрения их социальной обусловленности, так как в человеческом обществе любой конфликт обусловлен не только и не столько психологическими факторами, сколько социальными. Например, внутриличностный межролевой конфликт возникает, когда индивид в силу обстоятельств вынужден исполнять несколько несогласующихся или даже противоречащих друг другу социальных ролей. Требования, предъявляемые этими ролями, могут оказаться взаимоисключающими и в данном случае неизбежен жесткий внутренний конфликт. Несмотря на то что такие случаи представляют интерес для психологии, поскольку связаны с глубокими личностными переживаниями и вызывают психологическую травму, они являются и предметом исследования социальной конфликтологии, для которой наиболее интересна и актуальна социальная составляющая конфликта. Вступающие в него индивиды также рассматриваются с социально-типической точки зрения — как носители конкретных социальных характеристик и качеств, обладатели статусов и ролей, представители классов и социальных групп. Социальная конфликтология анализирует задействованные в межличностном конфликте групповые и индивидуальные интересы и потребности, проявившиеся в нем ценностные ориентации и поведенческие мотивации, изучает различные формы социальной депривации,т.е. «лишенности» тех или иных необходимых личности социальных, духовных и материальных благ, что, в конечном счете и является источником и глубинной причиной конфликта.

, составляющий по преимуществу предмет социальной конфликтологии, можно рассматривать как «предельный случай обострения социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различными социальными общностями, направленной на достижение экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение действительного или мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов».

Возникновение социального конфликта и его распространение или затухание определяются наличием, характером и степенью развития общественных противоречий. Общество всегда, во все времена изобилует противоречиями. Они проявляются в экономической сфере, в политике, идеологии, в области культурных ценностей и норм. Выделенное Марксом основное противоречие капиталистического типа хозяйствования — противоречие между общественным характером труда и частной формой присвоения производимого продукта — представляет собой классический пример экономического противоречия. Его отражением в политике является противостояние интересов в борьбе за власть. В сфере культуры всегда имеется противоречие между традиционными ценностями и нормами общества, с одной стороны, и инновационными идеями и нормативными представлениями — с другой. Множественность противоречий порождает многообразие социальных конфликтов, различающихся по вызвавшим их причинам и факторам, по субъектам и объектам, по характеру развития, по способу развертывания и разрешения, по степени остроты и длительности.

Специфическим аспектом социологического анализа конфликта является исследование его как субъект-объектного отношения. С одной стороны, социальный конфликт представляет собой субъективное действие или состояние, поскольку его участниками и движущими силами его развития выступают социальные субъекты — индивиды, группы, общности, классы, государства. С другой стороны, в любом социальном конфликте находят свое воплощение и продолжение объективные противоречия, существующие независимо от воли участников конфликта, но проявляющиеся через их чувства, мысли и действия. Любой конфликт разворачивается вокруг некоего объекта — собственности, власти, статуса, культурных ценностей и идеалов. Социология конфликта рассматривает его гак, чтобы уяснить, как и почему в данных социальных условиях объективные противоречия развиваются до уровня открытого противостояния субъектов социального действия.

Таким образом, социальная конфликтология как отдельная социологическая дисциплина исследует все группы конфликтов, прежде всего социальный конфликт, сточки зрения анализа их субъектных и объектных составляющих в их взаимодействии, выявляет социальные факторы формирования, развития и затухания конфликта с применением социологических методов к изучению природы возникновения конфликтов как социальной закономерности.

Конфликтология как наука.

Проблема классификации конфликтов

Что такое конфликт - наверняка известно каждому. Ссоры, конфронтации, жесткая конкуренция, обострение отношений, непреодолимая личная неприязнь, противоборство с целью захвата инициативы или достижения односторонних преимуществ.

Эти очень непростые ситуации в жизни и деятельности, являющиеся проявлениями конфликтов, сопровождают человека практически всегда, с младенческого возраста до глубокой старости .

Конфликты, независимо от степени их сложности, вида и содержания, отличаются еще и тем, что подавляющее большинство их участников воспринимают данный феномен как весьма негативное явление, связанное с сильными отрицательными эмоциями, стрессами, переживаниями, разочарованиями и потерями. Те, кто вовлечен в конфликтное противоборство, как правило, находятся в сложных психических состояниях, поэтому совершенно справедливо считается, что у конфликтов очень высокая психологическая «цена».

Конфликтующие стороны, независимо от вида конфликта, количества его участников и их интеллектуального статуса, действуют практически примерно по одним и тем же схемам, используют одни и те же тактики и приемы конфликтного противоборства, причем, что самое интересное, в строго определенной последовательности .

Естественно, что отсюда возникают и неизбежные вопросы:

Как распознавать истинные причины возникновения конфликтов?

Как научиться предвосхищать их появление?

Как правильно вести себя с конфликтующими сторонами?

Как научиться управлять ими и разрешать их на справедливой и конструктивной основе?

Необходимость ответа на данные вопросы потребовала углубленного изучения самих конфликтов, разработки системы специальных знаний о конфликтах. В результате произошло формирование и оформление новой науки - конфликтологии

В настоящее время конфликтология определяется как система знаний о закономерностях и механизмах возникновения и развития конфликтов, а также о принципах и технологиях управления ими.

Конфликтология - особая междисциплинарная область, объединяющая теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия (Н.В.Гришина, 2000, с. 34).

Считается, что конфликтология сформировалось как самостоятельное направление в социологии в середине 50-х годов XX века, хотя научные исследования по социологи конфликта были опубликованы Г. Зиммелем еще в начале века. Такая точка зрения связана с публикацией известных работ Р. Дарендорфа и Л. Козера. Однако многие идеи, послужившие теоретической основой конфликтологии, высказывались очень давно.

В настоящее время можно констатировать, что сформировалось несколько относительно самостоятельных направлений конфликтологии :

    организационная,

    юридическая,

    педагогическая,

    производственная,

    экономическая конфликтология,

которые тесно взаимодействуют с общей теорией конфликтов.

Происходит процесс интенсивного становления и других направлений. В частности, исследования М. Шерифа, Д. Раппопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотта, Н. В. Гришиной и других авторов обусловили развитие психологии конфликтов как важнейшего самостоятельного направления, где именно субъективным факторам конфликтов уделяется приоритетное внимание.

В этот же период начали активно разрабатываться научно-методические основы конфликтологической практики, базирующиеся на психологических знаниях (Ш. Боуэр, Г. Боуэр, Г. Келман, Р.Фишер, У. Юри и др.).

Каждое из отмеченных направлений конфликтологии обладает своей высокой научной и практической значимостью.

Становление конфликтологии как научно-прикладной отрасли знания.

Первыми исследователями, сформировавшими традицию изучения конфликтов как реакции на внешние воздействия, стали работы по изучению агрессии и созданию концепции фрустрационной детерминации агрессии. Начало этим разработкам было положено серией исследований, выполненных в 30-50-х годах группой специалистов Йельского университета (Дж.Доллард, Л.Дуб, Н.Миллер, А.Бандура идр.).

Рассмотрение понятия конфликт представляет интерес с позиции двух подходов: социологического и социально-психологического . Принципиальное различие этих подходов заключается в том, что

    первый ориентирован на анализ общественных конфликтов и их роли в социальной жизни;

    второй - на взаимодействия, межличностные отношения.

Социологический подход к исследованиям конфликта представлен взглядами Т.Парсонса, Г. Зиммеля, Л. Козера, Р. Дарендорфа, К.Маркс, Э.Мэйо, Р.Мертон и др.

Т. Парсоснс - основоположник функциональной («равновесной») модели общества - рассматривал общество как единую, стабильную систему, состоящую из множества функционально взаимосвязанных элементов. Автор развивал идею гармонизации в социальной структуре общества.

С точки зрения Т.Парсонса, конфликт - это социальная болезнь, которую необходимо лечить. Решающая роль в стабилизации социальной системы принадлежит социальным институтам (правовым, религиозным и т.д.), которые осуществляют регуляцию в обществе через социальный контроль, ограничения, запреты. Таким образом, для Т.Парсонса конфликт деструктивен, дисфункционален и разрушителен. Нормой же, с его точки зрения, является бесконфликтность, гармония социальной системы, снятие социальной напряженности.

Идее «социального равенства» была противопоставлена идея «социального изменения». Георг Зиммель утверждал, что конфликт в обществе неизбежен, что у людей существует изначальная потребность во враждебности , которая оказывается специфической формой или основой человеческих отношений, и личность не способна утверждать себя иначе, как через оппозицию. Исходя из этих утверждений, конфликт понимается не как столкновение идей, а как выражение враждебности в отношениях между людьми. Он говорит о том, что наряду с симпатией существует «естественная враждебность между человеком и человеком», которая является «основой человеческих отношений» (1994, с. 116). По мнению Г.Зиммеля, в мире постоянно происходит борьба, и часто в самых разрушительных её проявлениях.

Немецкий социолог Ральф Дарендорф , развивая идеи Г.Зиммеля, определяет социальный конфликт как «любое соотношение элементов, которому присуши объективные («скрытые») или субъективные («явные») противоположности. Конфликт называется социальным, если его можно вывести из структуры социальных единиц, то есть если он не индивидуален (1974). Р. Дарендорф считал, что конфликты всегда были и будут присущи любому обществу в силу неизбежного различия интересов, которые вырастают из противоречий, возникающих в обществе.

Идеи Зиммеля нашли удачное воплощение в теории позитивно-функционального конфликта, разработанной американским ученым Л.Козе-ром. Критикуя подход Парсонса, он отмечает, что конфликты являются продуктом внутренних изменений в обществе, результатом взаимодействия различных элементов социальной системы. Конфликт, но его мнению, не препятствует стабильности.

Идее «социального равенства» Л.Козер противопоставил идею динамических социальных изменений, изобилующих конфликтами. Конфликт возникает из-за стремления отдельных членов общества ли групп повысить свою долю вознаграждения.

Социальный конфликт Л.Козер определяет как борьбу из-за ценностей или претензий на статус, власть или ограниченные ресурсы. В этой борьбе целями конфликтующих сторон является не только достижение желаемого, но также и нейтрализация, нанесение ущерба или устранение соперника. Успех Л.Козера, по мнению Н.В.Гришиной, не в попытках противопоставить теорию конфликта структурному функционализму, а «вписать» конфликт в идеи общественного порядка (2000, с. 29). Он признает конфликт в качестве неотъемлемой характеристики социальных отношений.

Социально-психологический подход.

Выделяют 2 теоретических подхода: мотивационный и ситуативный.

В рамках мотивационного подхода рассмотрение конфликта происходит как «конкурентного типа взаимодействия, заключающегося в реализации разной направленности ценностно-мотивационных ориентации субъектов путем их противодействия и формирования негативного отношения друг к другу. . Социальное взаимодействие не только может быть инициировано различными мотивами - оно может породить новые и погасить старые.

Интересные попытки собрать в рамках социальной психологии общую дескриптивную модель конфликта предпринимались А.А.Ершовым (1973), Л.А.Петровской (1977), Б.И.Хасаном (1996), Н.В.Гришиной (2000), Н.И.Леоновым (2002). Эти работы послужили хорошим основанием для разработки типологии стратегий и поэлементного анализа формальных моделей конфликтных ситуаций.

Исследования В.А.Соснина (1979), Т.А.Полозовой (1980), Н.И.Фрыгиной(1980), А.И.Донцова(1984), А.Я.Анцупова (2001) позволили отечественным прикладным психологам выполнить значительное количество практико-ориентированных разработок.

Большой вклад в исследование межличностных конфликтов внес М.Дойч. В его теории конфликт описывается как следствие объективного столкновения интересов . Он выделяет два типа взаимодействия: конкуренция и кооперация. Конфликтным, по мнению М.Дойча, является конкурентное взаимодействие, т.к. достижение целей одной стороны мешает достижению целей другой стороны. Соперничество вызывает использование тактики угрозы и хитрости; ограничение коммуникации; минимизацию осознания сходства в ценностях и увеличение чувствительности к противоположным интересам и т.д. Кооперация, напротив, является наиболее эффективным типом взаимодействия. Её отличает: открытость в коммуникации, усиление восприимчивости участников сходству и общности интересов, увеличение желания помогать другим и т.д.

Конфликт, как считает М. Дойч, может быть конструктивным или деструктивным.

    Конфликт является конструктивным, если его участники удовлетворены результатом конфликта. Конструктивная функция конфликта заключается втом, что он способствует личностному и социальному движению вперед; в процессе конфликта происходит объективация источника разногласия и возможно его разрешение; конфликт может приводить к формированию новых отношений и способствовать росту сплоченности группы.

    Признаками деструктивного конфликта являются: расширение и эскалация, т.е. конфликт становится независимым от исходных причин, и в случае устранения причин конфликт продолжается. В целом, продуктивное развитие конфликта М.Дойч видит в совместном усилии сторон для решения проблемы и сравнивает с решением творческих задач.

Теорию межгруппового конфликта более детально сформулировал Д.Кемпбелл: реальный конфликт интересов между группами обуславливает отношения конкуренции и ожидает реальной угрозы со стороны другой группы. Реальная угроза обуславливает: враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы; увеличение внутригрупповой солидарности; полное осознание индивидом своей групповой принадлежности; увеличение непроницаемости границ группового членства; уменьшение степени отклонения индивидов от выполнения групповых норм; увеличение меры наказания за нарушение этих норм вплоть до изгнания нарушителя из группы (1979).

Итак, в рамках мотивационной концепции были сформулированы основные представления о функциях, типологии конфликта, способах его регуляции.

Наряду с мотивационным подходом к изучению конфликтов широкое распространение получил ситуационный подход - как концепция, утверждающая, что оптимальное решение конфликта есть функция факторов среды в самой организации (внутренние переменные) и в окружающей среде (внешние переменные).

Такой подход, акцентирующий внимание на изучении ситуации взаимодействия, получил наибольшее выражение в области исследования межгрупповых конфликтов в работах М. Шерифа. Исследователь видел проблемы межгруппового конфликта в факторах ситуации непосредственного взаимодействия между группами. В соответствии с этим он выстроил эксперимент, искусственно создав ситуации конкуренции и кооперации. В своей теории М.Шериф выдвинул положение о причинности межгрупповых конфликтов (1967).

Данный подход в исследовании конфликтов был реализован, прежде всего, в бихевиористюй традиции, сделавшей акценты на внешние детерминанты их возникновения.

Предметом изучения ситуационных подходов в исследовании конфликтов стали внешне наблюдаемые конфликты и их поведенческие параметры. В рамках ситуационных представлений конфликт есть форма реакции на внешнюю ситуацию.

Сторонники ситуационного подхода сосредотачивают внимание на аспекте несоответствия цели и средств деятельности существующим условиям. Поэтому в рамках ситуационного подхода появляется возможность обсуждать проблему изменения и модификации деятельности, подстройки её под существующие условия.

K . Terhune приходит к выводу, что если ситуация проста и не содержит угрозы, большую роль играют личностные переменные; в сложных и стрессовых ситуациях превалируют ситуационные факторы (1980).

К.Левин выводил конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Ценность теории конфликтов К.Левина заключается в том, что он связывает внутриличностный конфликт и поведение.

Определяющее значение для возникновения межличностных конфликтов имеют факторы ситуации. В конкурентной ситуации, например, будучи в отношениях соперничества с партнером, либо просто сталкиваясь с его конкурентным поведением, человек оказывается перед необходимостью ответного реагирования. Он будет реагировать выбором конкурентного или кооперативного ответа (либо уходом от взаимодействия) главным образом в зависимости от различных факторов ситуации (характера проблемы, партнера и т.д.), которые могут быть наблюдаемы и описаны.

Ситуационный стиль взаимодействия учителя и ученика, по мнению Абрамовой Г.С., характеризуется тремя разновидностями:

    Ситуативный проявляется в том, что ученик воспринимается учителем, как средство решения педагогической задачи. Стиль по типу: «делай то, что делаю я».

    Операциональный стиль характеризуется принципом «делай таким же образом, как я», т.е. учит ребенка строить свою деятельность с учетом условий действия.

    Ценностный стиль взаимоотношений в общем виде может быть выражен так «человек - мера всего». Это обоснование действий не только с позиции их объективного строения, но и с позиции взаимозависимости в плане человеческой деятельности (1988).

В рамках управленческих процессов интересны исследования С.И.Ериной по изучению ролевого конфликта управленца первичной производственной группы. Ролевой конфликт понимается ею как состояние психологического конфликта, развивающегося у индивида в ходе выполнения социальной роли в условиях противоречивых или частично несовместимых требований, ожиданий к ролевому исполнению. При этом под термином «социальные ожидания» понимается система ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой выполняемой роли, посредством которой группа контролирует деятельность своих членов (2000).

Начало пересмотра однозначно деструктивной функции конфликта и, следовательно, обнаружение потребности в рассмотрении этого явления в другом психологическом ракурсе, можно связать с работами М.Фоллет (1942), а затем А.Филлей (1979), Н.В.Гришиной (1983), А.И.Донцова (1984), А.-Н.Перре-Клермон (1986), Д.Дена(1994), Б.И.Хасана (1996), А. Я.Анцупова (2001), Н.И.Леонова (2002).

Прикладное значение разработок проблем конфликта четко выразилось в двух областях:

I) методическое оснащение исследователей и преподавателей;

2) коррекция в практических ситуациях, социально-психологический тренинг, ориентированный на развитие специальных умений.

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ

В России конфликтология как наука сложилась только к последнему десятилетию ХХ века. Выделяют несколько этапов ее становления:

I этап – кон XIX – до 1924 гг.

Зарождение и развитие конфликтологических идей как практического знания принципов, правил, приемов поведения в конфликтах. Конфликт изучается в рамках философии, искусствоведения, филологии, права, военных наук, психологии, но не выделяется как самостоятельное явление.

II этап – 1924-1972гг.

Зарождение и развитие частных конфликтологических наук. Конфликт выделили как самостоятельное явление в правоведении и социологии. Это вызвано:

    Степенью активности общества

    Зависимостью гуманитарных наук от политической обстановки в стране

    Связями с мировой наукой, возможностью изучения исследований в мире.

Первая публикация по теме «Конфликт» в России была в 1924 году, ее авторы П.О. Гриффин и М.И. Могилевский, « Социология трудового конфликта».

Второй этап включает 4 подэтапа:

    1924-1935гг. – Охватывает первую волну публикаций. Появляются работы по проблеме конфликта в праве, социологии, психологии, математике.

    1935-1949гг – Характеризуется практическиполным отсутсвием публикаций(репрессии и ВОВ).

    1949-1972 гг. – Конфликт как самостоятельное явление начинает изучаться в философии, педагогике, истории, политических науках. Защищены первые 25 кандидатских диссертаций, ежегодно публикуются работы по проблемам конфликтов.

    1972-1992гг.- Ежегодно публикуется не менее 35 работ по проблемам конфликта, защищаются первые докторские диссертации (3 по искусствоведению. по 1 по математике, педагогике, праву, психологии, политологии, философии = итого 9 докторов наук в стране к 1992году.)

III этап – 1992гг.- по настоящее время.

Появляются первые междисциплинарные исследования, конфликтология начинает выделяться в самостоятельную науку, создаются центры по исследованию конфликтов. Ежегодное количество публикаций достигает 350 шт. Защищаются от 2 до 10 докторских и от 19 до 98 кандидатских диссертаций.

На сегодня 16 отечественных наук занимаются изучением конфликтов:

Лидерами среди наук, изучающих конфликты на сегодня являются

1 место – психология

2 место - Социология

3 место – политология.

Как самостоятельная наука конфликтология существует в России с 90-хгг ХХ века. Первый Конфликт-центр открылся в СПб в 1994 году (Гришина Н.В.).

Сегодня конфликтологическая проблематика очень востребована в обществе. Преобладает интерес к практическим вопросам управления конфликтами, а наиболее перспективным в науке является междисциплинарный подход к исследованию конфликтов.

Виды конфликтов (классификация).

Небольшой обзор литературы показывает, что в настоящий момент исследователи выделяют иерархические единицы конфликтов (типы, виды уровни, классы), однако отсутствуют

    единый подход к типологии и классификации конфликтов,

    работы по выявлению методологических оснований классификации конфликтов, с точки зрения управления конфликтами

Также можно зафиксировать, что у исследователей сформировалось представление о невозможности единого подхода к классификации конфликтов Один и тот же конфликт относится то к виду, то к типу Поэтому сложно начинать проводить диагностику конфликта при отсутствии целостного взгляда на конфликт и отнесения его к определенному типу, виду, классу и т д

Конфликты, как узловые точки, в которых переплетены многообразные процессы жизнедеятельности людей, могут быть описаны и систематизированы в иерархические структуры, фиксирующие устойчивые признаки сходства и различия конфликтов

То есть анализ конфликта начинается не с выявления причин, интересов, форм конфликтного взаимодействия и т д, а с отнесения конфликта к тому или иному типу и классу конфликта

Проблема создания типологий конфликта всегда связана с выбором основания, с опорой на которое осуществляется выявление сходства и различий свойств и характеристик конфликта.

Практическая ценность типологизации заключается в том, что методы регулирования конфликтной ситуации напрямую зависят от типа конфликта и типа личности (группы), вовлеченной в конфликт.

Конфликт является очень сложным явлением, имеющим психологические, экономические, социальные, нравственные, юридические, организационные и иные проявления, именно поэтому выбор единого универсального основания представляется весьма затруднительным.

Если подходить к созданию классификаций конфликтов на высоком уровне обобщения, то универсальным основанием может стать системная классификация конфликта (по-Гришиной).

1. По сферам проявления.

    экономические,

    социальные,

    политические,

    этнические,

    производственные,

    семейно-бытовые,

    организационные,

    психологические,

    нравственные и пр.

2. По субъектам

1. Внутриличностный конфликт.

2. Межличностный конфликт.

3. Межгрупповой конфликт.

4. Конфликт «личность-группа (коллектив)».

3. Соотношение в конфликте предмета и объекта.

    Деловой конфликт (то есть его причина объективная).

    Эмоциональный конфликт (он базируется на предмете, например, как правило, сложных межличностных отношениях и других неявных субъективных факторах).

Практика свидетельствует, что немало конфликтов начинаются именно как деловые, но если они длятся долго и не разрешаются на справедливой основе, то неизбежно превращаются в эмоциональные. При разрешении таких конфликтов с помощью психологических воздействий оппонентов надо вернуть в «исходное состояние», а сам конфликт - к его деловой основе.

4. По продолжительности конфликта.

    Кратковременные конфликты.

    Затяжные конфликты.

5. По характеру последствий конфликтов .

    Конструктивные(созидательные)

    Деструктивные (разрушительные)

6. По особенности развития конфликта .

    Стихийные конфликты возникают вследствие эмоционального реагирования на имеющиеся противоречия.

    Запланированные конфликты возникают вследствие расчета ситуации, анализа особенностей оппонентов, их резервов, когда считается, что именно конфликт в его конкретном проявлении способен устранить существующее острое противоречие.

7. По возрастной периодизации.

В этом случае изучаются весьма характерные для различных возрастных групп конфликты (в дошкольной среде, среди школьников младшего, среднего и старшего возрастов и т. д.).

Виды конфликтов по М.М. Кашапову.

Целевой конфликт возникает при рассогласовании целей участников взаимодействия. Это противоборство в достижении цели.

Информационный конфликт неизбежен тогда, когда у противоборствующих сторон не совпадают знания, представления, проявляется разница в интерпретации информации.

Операциональный конфликт связан с несовпадающими и противоречивыми (не конгруэнтными) средствами интеракции.

Мотивационный конфликт характеризуется несовместимостью намерений и интересов людей. Разные мотивы предполагают прямо противоположные действия для их реализации.

Непосредственный конфликт - конфликт «лицом к лицу», общение, когда каждый участник вступает в контакт с другим (другими), используя все средства общения, и когда существует возможность получения немедленной обратной связи.

Опосредствованный конфликт - конфликт, осуществляемый с участием либо третьих лиц, либо с помощью почтовой связи, технических средств, вещей и т.п.

Статусный конфликт - борьба за приоритет. В статусном конфликте обязательно присутствуют различные мотивы.

Классификация по С.М. Емельянову

Основание

По сфере проявления

Экономические, идеологические,

Социальные

Семейно-бытовые

По длительности и напряженности

Бурные быстрые (стычка)

Острые длительные

Слабые вялотекущие

Слабые быстрые (спор)

По субъектам

Внутриличностные

Межличностные

Межгупповые

Личность-группа

По социальным последствиям

Конструктивные

Деструктивные (вымещение внутренних проблем)

По предмету

Реалистические (имеют четкий предмет)

Нереалистические (конфликты без предмета,)

Классификация по –А.И. Шипилову

Ресурсный конфликт – возникает из-за наличия одного ресурса, на который претендуют несколько субъектов.

Статусно- ролевой конфликт - по сути борьба за власть и влияние, оспаривание статуса в группе, роль в межличностных отношениях.

Конфликт идей, норм и принципов - это конфликты духовных убеждений вызванные расхождением смысло-жизненных оринтаций.

Основные направления развития западной конфликтологии

Психологические направления
Психоаналитическое З. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Э. Фромм Причины конфликта лежат в сфере бессознательного (освобождение от чувства неполноценности, желание доминировать, недостаток доброжелательности, невозможность реализовать свои потребности)
Социотропное У. Мак-Даугалл, С. Сигеле Распространение идеи инстинкта борьбы за выживание на человеческое общество (людям присущи социальные инстинкты типа страха, стадности, самоутверждения)
Этологическое К. Лоренц, Н. Тинберген Причина конфликтов –агрессивность человека и толпы. Агрессия – постоянное состояние живого организма.
Теория групповой динамики К. Левин, Д. Креч, Л. Линдсей Источник конфликта –нарушение равновесия между индивидом и средой (неблагоприятный стиль управления)
Фрустрационно-агрессивное Д. Доллард, Л. Берковетц, Н. Миллер Взаимосвязь агрессивности и социальной фрустрации (агрессия всегда следует за фрустрацией и т.д.)
Поведенческое А. Басс, А. Бандура, Р. Сирс Причины конфликта в социальном окружении, которое изменяет врождённые качества индивида в процессе взаимодействия
Социометрическое Д. Морено, Э. Дженигс, С. Додд, Г. Гурвич В основе взаимодействия людей – эмоциональные отношения (избежать конфликты возможно с помощью учёта эмоциональных предпочтений)
Интеракционистское Д. Мид, Т. Шибутани, Д. Шпигель Причины конфликта возникают в процессе социального взаимодействия. Попытки приспособиться к среде вызывают напряжение
Современные психологические направления
Теоретико-игровое М. Дойч Причина конфликта- несовместимость целей участников конфликта (два основных типа поведения кооперативное и конкурентное)
Теория организационных систем Р. Блейк, Дж. Мутон Изучение стилей конфликтного поведения в реальных условиях (конкуренция, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество)
Теория и практика переговорного процесса Д. Прюитт, Д. Рубин, Р. Фишер Изучение условий ведения конструктивных переговоров
Политологические теории
Теории политических групп В. Парето, Г. Моска, Ж.Сорель Борьба между элитами и их смена составляет сущность любого общества. Деградация управляющей элиты преодолевается в революционных изменениях
Теории политической стабильности Дж. Блондел, Д. Истон, С. Липсет Поиск факторов, стабилизирующих общественную систему
Этнополитические теории М. Гектер, Т. Нейрн Увязывание проблем неравномерности социально-экономического развития и этнических различий населения
Социологические направления
Социал-дарвинизм Г. Спенсер, У. Бэджгот, У. Самнер Общество и организм сходны, что позволяет объяснить социальную жизнь биологическими законами (борьба за выживание)
Марксизм К. Маркс К причинам конфликтов относятся неравенство и социальная поляризация (основа экономический фактор)
Функциональная теория конфликта Г. Зиммель Конфликт является естественной движущей силой общественного развития
Структурный функционализм Т. Парсонс Конфликт является социальной аномалией. Необходимо поддерживать бесконфликтное взаимодействие между структурными элементами общества
Теория позитивно-функционального конфликта Л. Козер Положительная роль конфликтов в обеспечении устойчивости социальных систем
Конфликтная модель общества Р. Дарендорф Невозможно избежать конфликтов в обществе, нужно влиять на специфику их протекания
Общая теория конфликта К. Боулдинг Конфликт есть универсальное явление, присущее всему живому, его нельзя избежать, но можно регулировать

1.1. Современная конфликтология: объект, предмет, задачи, методы

Источниками конфликтологических знаний являются:

· Философские взгляды мыслителей древности и средневековья.

· Подходы к проблеме конфликта в рамках мировых религиозных учений.

· Осмысление проблемы конфликта в литературе, музыке и других видах искусства.

· Накопление в человеческой практике опыта жизнедеятельности в предконфликтных и конфликтных ситуациях.

Объектом конфликтологии являются конфликты в целом.

Предметом конфликтологии являются общие закономерности возникновения и развития и завершения конфликтов, а также принципы, способы и приёмы управления ими.

Исходя из объекта и предмета науки, можно сформулировать определение конфликтологии.

Конфликтология – наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приёмах их конструктивного регулирования.

Функции конфликтологии:

· познавательная функция, в рамках которой реализуется познание сущности социального конфликта, выстраивается своя понятийная система, развиваются возможности получения информации и её анализа;

· прогностическая функция позволяет формировать на основе существующих представлений научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных противоречий и вероятных изменениях, связанных с управлением социальными конфликтами;

· практическая функция обеспечивает применение разработанных форм и методов конфликтологии управления конфликтным взаимодействием;

· просветительская функция расширяет представления о социальном конфликте, управлении им и возможностях социального взаимодействия в решении возникающих противоречий.

Усилия конфликтологии сконцентрированы сегодня на решении следующих теоретических задач:

1. выявление сущности конфликтов;

2. установление основных форм конфликтов, своеобразие каждой из них;

3. определение наиболее эффективных методов регулирования конфликтных ситуаций, а также способов предупреждения конфликтов;

4. создание системы конфликтологического образования в стране, пропаганда конфликтологических знаний в обществе.

Изучение конфликтов основано на научных принципах исследования. В качестве важнейших принципов, обеспечивающих получение значимых результатов современной наукой, признаются следующие:

(1) принцип детерминизма , устанавливающий обусловленность всех явлений действием тех или иных причин, т.е. принцип причинно-следственных связей всех явлений действительности;

(2) принцип системности , требующий трактовки всех явлений как внутренне связанных компонентов целостной системы, природной, социальной, психической;



(3) принцип развития , т.е. признания непрерывного изменения, преобразования и развития всех предметов и явлений действительности, их перехода от одних форм и уровней к другим.

Основными методами, обеспечивающими сбор данных в конфликтологии, являются:

1. Структурно-функциональный метод - выявляет основные элементы конфликтного взаимодействия и роль каждого из них. Явления рассматриваются в состоянии статики.

2. Процессуально - динамический - определяет основные этапы, стадии развития конфликта, дополняет структурно-функциональный метод.

3. Типологизация (классификация конфликтов) – обеспечивает группировку, классификацию форм конфликта.

4. Прогнозирование – предвидение возможности конфликта, возможного будущего конфликта.

Разрешительный метод – особенный метод конфликтологии, который формирует:

· основные стратегии и тактики улаживания конфликтов;

· стратегию ухода от конфликта;

· стратегию силового подавления конфликта и т.д.

К частным методам в конфликтологии относят: наблюдение; самоанализ; устный и письменный опрос; анкетирование; тестирование; деловые игры и т.д.

Понятие, объект и предмет конфликтологии

Конфликтология - наука о закономерностях возникновения конфликтных противоречий и конфликтов, о динамике и формах развития конфликтных ситуаций, о способах предупреждения, разрешения и управления конфликтами.

Существует много определений понятия «конфликтология». Например, некоторые исследователи рассматривают конфликтологию в широком смысле как науку, изучающую всю совокупность разнородных, разномасштабных и разноуровневых знаний о конфликтах и противоречиях во всех их проявлениях - зооконфликты, конфликты в мире животных и др.

Ниже будут рассмотрены преимущественно социальные и социально-психологические конфликты, возникающие на уровни личности, группы, организации, больших социальных общностей. Все они в той или иной мере охватываются понятием «социальные конфликты». Такие конфликты являются одним из видов социального взаимодействия. В их основе лежат различные социальные проблемы.

Социальное (социальные отношения, социальная сфера) возникает в процессе взаимодействия людей по поводу удовлетворения их жизненных потребностей (в пище, одежде, жилье, безопасности, продолжении рода, в духовном развитии, творчестве и т. д.). В результате такого взаимодействия (неоднократного повторения тех или иных совместных действий) возникают и закрепляются социальные статусы и роли, вырабатываются ценности и нормы, образуются социальные институты, формируется социальная система общества или социальной общности.

Социальное взаимодействие предполагает скоординированность и взаимное дополнение совместной деятельности. Поэтому важнейшими компонентами социального являются взаимность ожиданий и предсказуемость поведения личности, группы, социальной общности. Однако удовлетворение потребностей одних социальных субъектов может затруднить (ограничить) удовлетворение потребностей других. Поэтому в процессе взаимодействия могут возникнуть различного рода противоречия и конфликты (преднамеренная или случайная несогласованность во взаимодействии), которые становятся предметом исследования социальной конфликтологии.

Объект исследования - это некая реальность, не зависящая от познающего субъекта. При этом один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, конфликт может стать объектом исследования таких наук, как психология, социальная психология, социология, политология, этнология и др.

Объектом исследования общей (социальной) конфликтологии является социальный конфликт как особая форма социального взаимодействия (противодействия) социальных субъектов.

Предмет исследования - это то, на что непосредственно направлено исследование, это определенное свойство, качество объекта и т. д. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования конкретной науки (конкретного исследования).

Предметом исследования конфликтологии как научной отрасли знания являются общие закономерности возникновения конфликтных противоречий и конфликтов, динамика и формы развития конфликтных ситуаций, способы предупреждения, разрешения и управления конфликтами.