Отчет о прохождении производственной учебной педагогической практики. Дневник о прохождении педагогической практики. Основные задачи практики

Специальность «030100 - Информатика» Института образования и социальных наук Северо-Кавказского Федерального Университета

Андреева Светлана Николаевна.

Отчёт о педагогической практике студентки 6 курса в 7-х классах муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 6 с. Серафимовского Арзгирского района Ставропольского края (с 27.09.2013 г. по 19.01.2014 г.)

В период с 27.09.2013 г. по 17.01.2013 г. я, Андреева Светлана Николаевна (фото 1) проходила педагогическую практику на базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школе № 6 с. Серафимовского Арзгирского района Ставропольского края в 7-х классах. Коллектив данного общеобразовательного учреждения, оказался очень добрым, отзывчивым, искренним, творческим и позитивным (фото 2).

В процессе педагогической практики, согласно плана посетив уроки, я смогла ознакомиться с педагогическим опытом учителей школы, который помог мне вырабатывать творческий, исследовательский подход к моей будущей профессиональной деятельности.

Не без помощи методиста, благодаря учебной практике я научилась планировать учебные занятия в соответствии с учебным планом и тематическим планом, овладела навыками методической обработки материала и его письменного изложения (в форме тематического, поурочного планирования, конспекта урока).

В ходе педагогической практики, я научилась ставить конкретные цели каждого урока, и формулировать учебные задачи, обоснованно конструировать и реализовывать выбранные объём, логическую структуру, выбирать различные типы уроков, наиболее эффективные при изучении соответствующих тем и разделов программы, различая их частные и общие цели, организовывать деятельность учащихся на уроке, управлять ею и оценивать ее результаты.

Техническая оснащенность школы находится на среднем уровне, в кабинете информатики (фото 3) присутствуют одиннадцать компьютеров, девять из которых находятся в рабочем состоянии, обеспечение школьников литературой произведено полностью, рабочие места в хорошем состоянии.

Основными целями прохождения практики являлись:

  • закрепление на практике теоретических знаний по педагогике;
  • получение целостного представления о педагогической деятельности в рамках учебного заведения;
  • развитие собственных педагогических способностей;
  • овладение современными технологиями обучения и воспитания;
  • научится осуществлять контроль за результатами деятельности учащихся.

Практическая работа в школе открыла для меня возможность познать все стороны педагогической деятельности и значительно расширить мои представления об организации учебного процесса, основах преподавания различных учебных дисциплин, познакомиться с различными техниками и приемами обучения.

Большим вкладом в формирование представления о личности педагога и, собственно, процессе преподавания, стало мое присутствие на уроках педагогов-предметников в 7-х классах (фото 4). Целью моего присутствия был анализ деятельности педагогов, особое внимание мною было уделено методикам подачи материала и построению урока. Нужно отметить, что только благодаря такому целенаправленному наблюдению, мне удалось осознать, что работа преподавателя - это огромный труд, искусство и педагогические знания.

В ходе прохождения практики я осуществляла свою деятельность в качестве педагога-предметника, а так же классного руководителя в 7 “a” классе (фото 5). Несмотря на то, что мне пришлось проделать большую работу при подготовке уроков для школьников, эта деятельность принесла мне большое моральное удовлетворение, и, конечно же, впечатления от самостоятельного проведения уроков, явились самыми яркими за все время практики.

Во время прохождения практики меня очень сильно интересовала жизнь школы в целом. Мне пришлось немного отклониться от плана практики. Это мне позволило увидеть много интересного. Я с интересом побывала на занятиях кружка “Казачий двор”, который посещают дети 7 “a” класса, здесь был показан “Обряд сватовства” (фото 6). Меня очень заинтересовал элективный курс в 3 классе “Образовательная робототехника”, где ребята с интересом слушают о создании робототехники, о видах роботов, воспроизведение звуков и управление звуком, о движение робота с ультразвуковым датчиком и датчиком касания и многое другое.С наибольшим интересом ребята во время элективного курса увлекаются программированием и функционированием робота. Меня так увлекло занятие робототехникой, что я просто не смогла удержаться и сама решила, вмести с ребятами собрать очередную модель робота (фото 7, 8, 9, 10).

Мною были проведены:

  • 24 урока информатики в 7-х классах: из них 2 зачетных;
  • Викторина “Лучший информатик”.
  • Игра “КВН по информатике”
  • Новогоднее представление “Восточная страна
  • Родительское собрание на тему: “Возрастные особенности подростков”.
  • Классный час на тему “Как избежать конфликта в семье”.

Мною были подготовлены:

1. Отчёт о педагогической практике;

2. 12 планов-конспектов проведенных уроков;

3. письменный педагогический анализ одного посещенного урока;

4. 2 сценария мероприятия по информатике;

5. сценарий классного часа;

6. дневник педагогической практики;

7. индивидуальный план с отметкой методиста о его выполнении;

8. психолого-педагогическая характеристика класса;

В процессе проведения этих мероприятий совершенствовались навыки преподавания, грамотной подачи материала, нахождения контакта с учащимися, появились представления о способах организации коллектива, удержании внимания класса, формирования интереса к преподаваемому материалу, созданию положительной учебной мотивации.

07.12.2013 г. с учащимися 7-х классов была организована викторина «Лучший информатик» (фото 11). Основные цели мероприятия - проверка знаний учащихся по математике и информатике, популяризация среди учащихся занимательных задач, развитие познавательного интереса, интеллекта, развитие у учащихся командного духа, навыков общения и совместной деятельности, привитие интереса к информатике как элементу общечеловеческой культуры.

Передо мной стояли следующие задачи: создать условия для повышения познавательного интереса к предмету, формировать культуру общения «учитель» - «ученик», «ученик» - «ученик». Все цели и задачи были выполнены в ходе викторины, большую помощь в этом оказало применение ИКТ. Всё мероприятие проходило на высоком эмоциональном уровне, все учащиеся команд активно приняли участие в викторине. Засядько Ирину заинтересовал 1 тур викторины «Математическая разминка», Сахно Ивану и Беднову Вячеславу понравился 2 тур викторины конкурс капитанов «веселые вопросы», Исаджиевой Сабринее и Авторхановой Индире понравился 3 тур викторины «Занимательные задачи», особенно интересным для всех ребят, принимающих участие в викторине, оказался 4 тур викторины «Инфомарофон». В конце викторины каждый участник получил сладкий приз, так как победила дружба.

24.12.2013 г. с учащимися 7-х классов была организована игра «КВН по информатике» (фото 12). Основные цели - обобщение и систематизация знаний учащихся по курсу информатики.

Задачи: развитие памяти, эрудиции, творческих способностей, логического мышления учащихся; воспитание у учащихся взаимовыручки, умение работать в команде, ответственности в достижении цели.

Для игры участникам команд были предложены карточки для разминки, задание для капитанов (Камышанов Андрей и Лукьянцов Константин), вопросы для конкурса «Кто кого» (Николайчук Андрей и Гнездилов Иван), рисунок для творческого конкурса (Исаджиева Сабрина и Логвинова Анастасия, вопросы для болельщиков.

В творческом конкурсе рисунков нарисованный с помощью графического редактора Pain был лучшим признан рисунок Исаджиевой Сабрины (фото 13).

Самой дружной командой оказался 7 класс, который стал победителем игры «КВН по информатике».

14.01.2014г.на одном из зачетных уроков (фото 14, 15, 16) в компьютерном классе был проведен урок познаний в 7-м классе «Документ как информационный объект». Основной целью данного урока познаний было познакомить учащихся с новыми терминами, сформировать навыки использования компьютерной техники, развивать творческие способности, внимание, память, логическое мышление, интерес к современным информационным технологиям, воспитывать творческое восприятие мира через технические средства обработки документальной информации. На уроке использовалась презентация по данной теме урока.

Учащиеся всего класса приняли активное участие в уроке познаний. На уроке учащиеся вспомнили прекрасную пору - это пору детства, когда появившийся на свет младенец такой маленький, беззащитный и беспомощный. Он не умеет ни говорить, ни ходить. Мы с ребятами на уроке выяснили, какой самый первый в жизни и очень важный документ, только что родившийся малыш получает? (СВИДЕТЕЛЬСТВО)

Затем мы с ребятами поняли, что существуют и другие немало важные документы, которые удостоверяют личность при достижении 14-летнего возраста (ПАСПОРТ), а также существуют другие документы, которые содержать необходимую информацию (СПРАВКА ОТ ДОКТОРА, ПРОЕЗДНОЙ БИЛЕТ, ДИПЛОМ, АТТЕСТАТ и другие). Ребята благодаря этому уроку познаний запомнили, что документы принято оберегать от воды и от огня, от порчи и расхищения, так как они являются источниками информации, хранят исторические, технические, медицинские и другие данные. В документах содержатся текстовые, числовые и графические данные.

Учащиеся класса на уроке познаний познакомились с такими новыми терминами, как документ и электронный документ.

Для того, чтобы на уроке познаний ребята почувствовали себя настоящими программистами я им предложила поработать над интересными электронными заданиями за компьютером. Ведь многие из них понимают, что для того чтобы научиться работать за компьютером, необходимо владеть всеми его устройствами.

Очень важным, если не определяющим фактором, способствующим моим успехам, явилось доброжелательное, участвующее отношение педагогов. Никто не отказывал мне в помощи, некоторые преподаватели давали ценные советы, помогали при разработке уроков.

Большое значение в формировании как психологических, так и педагогических качеств, имело изучение и составление характеристики класса. Это задание побудило меня взглянуть на учеников в группе, определить преобладающие шаблоны поведения, анализировать, давать объяснения различным, фактам, событиям, различным проявлениям личности в рамках замкнутой группы.

В целом, я оцениваю свою практику как успешную. План педагогической практики выполнен полностью. Мне удалось реализовать все намеченные цели и задачи, приобрести бесценный практический опыт и навыки работы с классным коллективом с учетом его психологической структуры и уровня развития; углубить свои знания в педагогике; сформировать умения по организации продуктивного взаимодействия с классом на уроке и вне его (установление личных контактов, навыки сотрудничества, диалогового общения и т.п.); умение грамотно распределять время урока и нагрузку, в соответствии с уровнем знаний как в классе, так и отдельных учеников; умение подмечать и анализировать возникающие в классном коллективе ситуации, требующие педагогического вмешательства; умение грамотно анализировать (с психологической, педагогической и методической точек зрения) уроки и воспитательные мероприятия, проводимые учителями.

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края Ейский полипрофильный колледж

«Отчет о прохождении производственной практики»

Выполнила: студентка Ш-42 группы

Колесник Валентина

Преподаватель: Великановская Л.А.

Ейск, 2017 год

В своей педагогической практике я перенеслась из роли студента в непривычную мне роль педагога. Ведь человек может понять насколько сложно или наоборот очень доступно и легко ему будет в данной области только тогда, когда сам попробует себя в ней. Педагогическая практика, на мой взгляд, помогает студенту понять все те предметы, что он изучал эти четыре года и дает возможность применить свои знания.

Одним из важнейших элементов педагогической практики является ознакомление с планированием и овладение основами методики организации воспитательной работы в учебном учреждении. Приобретение навыков самостоятельного ведения воспитательной работы с учащимися, при учете их возрастных и индивидуальных особенностей, – необходимое условие профессионального становления будущего учителя. Только на практической работе могут быть сформированы умения педагогически правильно строить свои отношения с учащимися, их родителями, коллегами.

Для успешного прохождения практики, мною были поставлены определённые цели и задачи, которые я постаралась выполнить.

Цель:

Целью производственной практики является закрепление и расширение знаний, полученных студентами за время теоретического обучения, формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций организации и проведения образовательного процесса в школах различных типов.

В задачи практики входят:

Совершенствование профессиональных умений по определению целей и задач, планированию и проведению уроков по учебным предметам начальной школы;

Совершенствование практики применения методов и приемов обучения; различных форм организации учебной деятельности учащихся на уроке с учетом возрастных психофизиологических особенностей учащихся;

Совершенствование умений наблюдения за образовательным процессом и анализа его результатов;

Закрепление методов и приемов руководства учебной и познавательной деятельностью школьников в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

Творческое применение на практике знаний, полученных при изучении психолого-педагогических дисциплин и частных методик.

Производственная практика проводится в форме профессиональной работы студентов в школах разного типа. Практика каждого студента проводится в разных классах, по предметам с учетом вариативности учебных программ.

В процессе прохождения производственной практики студенту рекомендуется:

 работа с дополнительной литературой и лекционным материалом;

 проведение экспертизы УМК по предметам на соответствующей базе практики;

 анализ методических требований к целевой установке урока;

 анализ способов определения дидактических целей урока;

 моделирование различных этапов урока;

 составление вариантов проверки знаний и умений учащихся по темам предмета в контексте инновационных технологий обучения;

 проведение анализа и самоанализа уроков в соответствии с изученным алгоритмом.

Я проходила свою педагогическую практику в НОО № 16 Ейского района Краснодарского края. Директором школы является Лойленко Ирина Михайловна. Я проводила уроки во 2 «Б» классе, учителем была Задорожная Ирина Андреевна. Моим руководителем была Смолякова Елена Сергеевна, методистами были: Смолякова Елена Сергеевна, Конева Анжела Викторвна, Деревянко Анастасия Валерьевна, Тарасова Алефтина Павловна и Олейникова Наталья Васильевна. Практика проходила с 16.02.17г. по 08.03.17г. На основании графика работы учителя, а так же расписания в закрепленном за мной классе, я составила график индивидуальной работы, по каждому из предметов, которые требовали консультации с учителем. В течение недели я ходила на уроки к этому классу, из классного журнала я узнала о успеваемости каждого из учеников.

За время практики я ознакомилась с деятельностью учителя начальных классов, Ирина Анреевна давала мне советы по проведению уроков, в свою очередь я к ней прислушивалась. Полученные в результате прохождения практики знания и данные, представлены в отчете. За период этой практики, я дала 6 уроков.

В первые дни практики было трудно страшно давать уроки, но после проведения первого урока на уроки ходила с радостью. Учитель старался оказывать мне посильную помощь в проведении уроков русского языка, литературы, математики. Так же мною были проанализированы уроки Ирины Андреевны, у нее я наблюдала интересные методы работы и взяла их на заметку. На уроках математики, я бы позаимствовала у нее умение заинтересовать учащихся темой урока: она подбирает такие задания, которые интересны ребятам и способствуют их активной работе на уроках. Работа с этим учителем многому научила меня. Я старалась также быть полезной ей.

Класс, в котором я проводила уроки дружный и любознательный. В классе 24 человека, из них 8 девочек и 14 мальчиков. Способности у большинства хорошие, дети добрые и уважительные. На уроках работают активно, с интересом отвечали на все заданные вопросы, многие из них посещают дополнительные секции. В целом обучающиеся класса разнородны с точки зрения своих индивидуальных способностей.

В этой школе педагогический коллектив дружный, развито сотрудничество и взаимопомощь. Еще раз я убедилась в том, что учитель должен придерживаться правильным манерам общения, быть уважительным не только со своими коллегами, но и с детьми.

Необходимо отметить и то, что дети, если можно так сказать, помогли мне пройти эту практику на отлично, хорошо вели себя на уроках, обращались на «ВЫ», одним словом воспринимали нас как учителей.

Каждый проведенный день в школе, приносил мне уверенность в себе, что позволило мне поверить в себя.

План педагогической практики мной выполнен в полном объеме: я провела 6 уроков:

1 урок русского языка

2 урока математики

1 урок окружающего мира

1 урок литературного чтения

1 урок ИЗО.

К каждому уроку я тщательно готовилась. Качество проведенных мною занятий считаю достаточно высоким: об этом свидетельствует и тот познавательный интерес, который демонстрировали к ним учащиеся класса, и отзывы педагогов, присутствовавших на них.

Неоценимую поддержку мне оказали методисты из колледжа. Именно они подсказывали мне, какой учебно-методической и справочной литературой воспользоваться, какие методы и приемы выбрать, что понравится детям, а что, наоборот, испортит урок.

В рамках уроков я часто использовала творческие задания, чему учащиеся были всегда очень рады. Творческий подход в работе с учащимися, на мой взгляд, повышает их познавательный интерес к предмету и учебе в целом.

На протяжении всей практики я старалась себя проявлять исключительно как вдумчивый, ответственный педагог, с широким культурным кругозором, высокой речевой культурой и прочной теоретической базой знаний, как внимательный, отзывчивый, дисциплинированный человек. С учениками старалась прежде всего находить эмоциональный контакт, чтобы наше взаимодействие в рамках учебного процесса было максимально комфортным и эффективным. Кроме того, узнавая все больше и больше о каждом учащемся, я старалась к каждому из них найти индивидуальный подход, всегда обращала внимание на их речевую культуру.

На каждом уроке русского языка и литературного чтения у меня присутствовал методист по предмету, она с улыбкой наблюдала мои уроки, что в свою очередь меня очень подбадривало, у меня появлялась уверенность в себя, что всё делаю правильно. Когда методиста не было, меня оценивал учитель нач.кл. Ирина Андреевна, она всегда меня объективно оценивали и писала анализ урока. Примеры анализов уроков представлены на рисунках (Рис.1, Рис.2,)

По собственной инициативе я стала посещать уроки параллельного класса. Мне было очень интересно наблюдать, как проводят уроки мои одногрупницы. После проведения урока мы вместе анализировали урок, было как много положительных моментов так и отрицательных. Положительные моменты я дополнила в свою копилку знаний, большинство отрицательных моментов были такие же, как и у меня, смотря на эти ситуации со стороны, я старалась в своей практике больше не допускать таких ошибок.

Отдельно можно отметить, что состояние школы очень хорошее. В школе много широких окон, и поэтому она очень хорошо освещена, что, безусловно, большой плюс. Расположение кабинетов правильно и рационально продумано. В каждом кабинете чистота и порядок, и это конечно радует глаз. Кроме того я обратила внимание на оснащение, которое стоит в кабинетах. Это новейшее современное оборудование: проекторы, компьютеры, документ камеры и прочие вспомогательные средства, что бесспорно помогает педагогической деятельности. Таким образом, ученику не придется скучать на уроке.

Были такие уроки, на которых дети больше всего отличались активностью, материал был более интересный, чем на остальных уроках. (Рис.3)

Хочу отметить и тот момент, что за период практики, мы с детьми подружились, нашли общий язык и за столь короткий срок к друг другу успели привязаться, этот момент представлен на рисунке. (Рис.4).

Так же мною был посещен концерт в начальной школе, посвященный 8 марту. Дети моего класса выступали и я чувствовала гордость за них. (рис. 5)

За время прохождения практики я познакомилась с профилем учебного заведения, его деятельностью, а также его руководителями и педагогическим коллективом. Изучила основные цели и задачи организации учебно- воспитательной деятельности. Изучила основные приемы организации образовательного процесса. Исследовала уровень развития учебного коллектива, изучила особенности ученического коллектива.

За время практики я приобрела много знаний и полезной информации, которая в дальнейшем, безусловно, мне очень пригодится.

В данной работе были достигнуты все поставленные задачи. Аттестационный лист представлен на рисунке 6.


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Кафедра психологии

ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Место прохождения: ГОУВПО «Челябинский государственный университет»
Период прохождения: 08.02.2010 – 10.03.2010.

                  Выполнила: Самойлова М.Ю.,
                  студентка гр. ПП-401
                  Руководитель практики:
                  Овчинникова В.И.,
                  кандидат педагогических наук
Челябинск
2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… …………… 3
Глава 1. Организация прохождения педагогической практики…………... 5
1.1. Программа прохождения педагогической практики…………………. 5
1.2. Особенности организационного поведения как дисциплины………... 8
Глава 2. Методическая разработка учебных занятий……………………... 9
2.1. Методика подготовки и проведения лекционного занятия №1……… 9
2.2. Методика подготовки и проведения лекционного занятия №2……… 11
2.3. Методика подготовки и проведения практического занятия………… 13
2.4. Технологические карты лекционных и практического занятий……... 16
2.4.1. Технологическая карта лекционного занятия №1…………………... 16
2.4.2. Технологическая карта лекционного занятия №2…………………... 17
2.4.1. Технологическая карта практического занятия…………………….. 18
Глава 3. Анализ лекционного и практического занятий………………….. 19
3.1. Анализ лекционного занятия Дымовой Д……………………………... 19
3.2. Анализ практического занятия Полушина А………………………….. 22
Заключение…………………………………………………… ……………… 26
Список использованной литературы……………………………………….. 27
Приложение…………………………………………………… ……………. 28

ВВЕДЕНИЕ

Профессионально- педагогическая практика – это самостоятельная ветвь педагогического знания о конструировании, применении и развитии форм, средств и методов педагогической деятельности при формировании профессиональных знаний и умений обучающихся. В процессе формирования знаний и умений происходит взаимодействие личности педагога как носителя приемов, методик и технологий обучения и личности учащегося.
В Институте психологии и педагоги Челябинского государственного университета студенты по окончанию обучения получают диплом, в котором указывается, что они могут работать как практическим психологом, так и преподавателем психологии в высшей школе. Следовательно, педагогическая практика необходима для дальнейшей успешной работы будущих специалистов и в сфере образования, и психологии.
Особенность практики состоит в том, чтобы будущий психолог-педагог научился работать с учебным материалом, приемам и методам формирования технических знаний и профессиональных умений и навыков.
Таким образом, основной целью данной практики является закрепление знаний, приобретенных во время курса «Методика преподавания», а также формирование практических умений и навыков преподавательской работы в сфере психологии, интереса к преподавательской деятельности.
Исходя из цели, можно выделить задачи педагогической практики:

    Закрепление и расширение студентами знаний, полученных в процессе изучения педагогических дисциплин.
    Формирование у студентов знаний о деятельности преподавания.
    Формирование у студентов индивидуального стиля преподавательской деятельности
    Изучение личности обучающихся и преподавателей.
    Совершенствование умения по усилению психологизации педагогического процесса на основе знаний общей, возрастной, педагогической и других отраслей психологии.
Место прохождения практики: Челябинский государственный университет. Дисциплина: «Организационное поведение». Преподаватель: Веденеева Екатерина Владимировна. Группа: студенты Института психологии и педагогики, 4 курс, сфера менеджмента. Период прохождения: с 8.02.2010. по 28.02.2010.

ГЛАВА 1
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Программа прохождения педагогической практики

Даты Работа Содержание
08.02.10 Проведение установочной лекции с преподавателем Разъяснение функциональных обязанностей студента и руководителя педагогической практики. Знакомство с номенклатурой отчетной документации по педагогической практике, требованиями к ее оформлению.
8.02.10 – 12.02.10. Посещение занятий группы ПП-301 (менеджмент) Встреча и знакомство с группой. Изучение особенностей коллектива. Специфичности работы студентов. Наблюдение за работой педагога, имеющего большой опыт в сфере преподавания.
15.02.10 – 17.02.10
Посещение лекционного занятия, проводимого:
    Дымовой Д. (студенткой ПП-402) у 1 курса студентов ИПиП по дисциплине «Общая психология».
    Эвниной К. и Демешко С. (студентами ПП-401) у 3 курса студентов ИПиП по дисциплине «Психиатрия».
Посещение семинарского занятия, проводимого:
    Полушиным А. (студентом ПП-401) у 3 курса студентов ИПиП по дисциплине «Организационное поведение».
Закрепление умения анализировать занятия. Обращение внимания на положительные и отрицательные стороны проведения лекции коллегами, так же не имеющими большого опыта в педагогической деятельности, для дальнейшего учета этих моментов в собственной работе.
10.02.10 – 11.02.10 Подготовка лекционного занятия номер один Изучение учебно- методологических материалов, рабочих программ по дисциплине «Организационное поведение». Поиск и изучение соответствующей литературы. Разработка лекционного материала, с целью сформировать у студентов целостное знание по данной теме. Разработка технологических карт. Согласование планов с руководителем практики.
18.02.10 – 19.02.10 Подготовка лекционного занятия номер два Изучение учебно- методологических материалов, рабочих программ по дисциплине «Организационное поведение». Поиск и изучение соответствующей литературы. Разработка лекционного материала, с целью сформировать у студентов целостное знание по данной теме. Разработка технологических карт. Согласование планов с руководителем практики.
19.02.10 – 20.02.10 Подготовка практического занятия. Углубить и закрепить знания по вопросам по вопросам проектирования учебного процесса, конструирования учебных занятий различного типа.
01.03.10 Проведение лекционного занятия по теме «Организация как система. Часть первая»
02.03.10 Проведение лекционного занятия по теме «Организация как система. Часть вторая» Реализация всех основных задач прохождения педагогической практики. Донесение необходимой информации по заявленной теме до студентов-менеджеров 4 курса.
09.03.10. Проведение практического занятия по теме «Организация как система» Реализация всех основных задач прохождения педагогической практики. Углубить и закрепить знания учащихся по данной теме, поощряя их самостоятельную работу, мотивируя их.
--- Оформление документации практики Формирования умения оформления документации.

1.2. Особенности организационного поведения как дисциплины
Целью курса является получение студентами теоретических знаний и приобретение практических навыков управления поведением людей на фирме, которые они смогут использовать в своей будущей работе. В процессе изучения данного курса студенты должны освоить приемы и овладеть навыками оценки внутреннего состояния фирмы с точки зрения человеческого потенциала, научиться оценивать уровень конфликта в организации и находить пути разрешения конкретных ситуаций, получить необходимые знания для того, чтобы формировать работоспособные команды и правильно определять необходимый стиль лидерства.
Задачами курса являются:
- закрепление теоретических знаний по курсу «Организационное поведение»;
- освоение различных подходов к управлению человеческим потенциалом организации, овладение принципами выбора оптимального стиля лидерства;
- изучение источников и путей проявления организационной культуры;
- приобретение практических навыков по мотивации персонала, получение необходимых знаний для того, чтобы правильно формировать рабочие группы с учетом факторов групповой сплоченности и психологической совместимости, использовать при формировании команд типологические профили личности;
- овладение навыками управления конфликтными ситуациями;
- получение знаний, необходимых менеджеру для работы в многонациональном коллективе в условиях глобализации.

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ
2.1. Методика подготовки и проведения лекционного занятия №1
Тема
План :


    Типы организаций.

    Жизненный цикл организации
Основные единицы знания
Вид лекции:


    По содержанию: научная.
Дидактическая цель
Образовательная цель
Развивающая цель
Воспитательная цель
Форма проведения занятия : информационно-развивающая.
Методы обучения :
Количество часов : 2 учебных часа.
    Научности.
    Доступности.
    Системности.
    Другодоминантности

    Интенсификации обучения.
Тема лекционного занятия сформулирована корректно. Поставлена четкая дидактическая цель, достигнутая по окончанию занятия. Визуально представлен план лекционного занятия. Студентам предоставлены материалы, на которых находятся таблицы и схемы, иллюстрирующие материал лекции. Соблюдена структура целостности и логика изложения материала. В начале занятия студентам выдан список литературы.

2.2. Методика подготовки и проведения лекционных занятия №2
Тема : «Организация как система». Часть 2.
План :

    Модели преобразования предприятия
    Типы организации по взаимодействию с внешней средой
    Внешняя среда организации
Основные единицы знания : организация, предприятие, внешняя среда.
Вид лекции:
    По месту в учебном плане: текущая.
    По характеру изложения: информационная.
    По содержанию: научная.
Дидактическая цель : Сформировать у студентов общее представление о понятии организации как системы.
Образовательная цель : Сформировать представление о понятии организации как системы.
Развивающая цель : В процессе работы развить у учащихся умения мыслить, а также задействовать и развить интеллектуальные навыки.
Воспитательная цель : формирование у обучающихся научного мировоззрения по теме «Организация как система». Определение важности полученных знаний для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.
Форма проведения занятия : информационно-развивающая.
Методы обучения :
    Монологические (лекция, устное объяснение);
    Диалоговые (беседа, дискуссия).
Количество часов : 2 учебных часа.
Реализованы принципы обучения:
    Научности.
    Доступности.
    Системности.
    Другодоминантности
    Информационной избыточности и достаточности знаний;
    Интенсификации обучения.
    Наглядности
Тема лекционного занятия сформулирована корректно. Поставлена четкая дидактическая цель, достигнутая по окончанию занятия. Визуально представлен план лекционного занятия. Студентам предоставлены материалы, на которых находятся таблицы и схемы, иллюстрирующие материал лекции. Соблюдена структура целостности и логика изложения материала. В начале лекции краткое повторение материала по данной теме, пройденного на предыдущем занятии.
Все лекционные материалы представлены в приложении.

2.3. Методика подготовки и проведения практического занятия
Тема : Организация как система.
План :

    Раскрыть понятие организации, анализируя точки зрения на проблему различных авторов.
    Организация как объект управления.
    Классификация организационных структур (различные подходы).
    Современный подход к управлению организацией.
    Характеристика этапов жизненных этапов организации (различные подходы).
    Внутренняя среда организации.
    Практическое упражнение «Стадии жизненного цикла организации», письменный опрос.
Вид семинара : Дидактическая цель : закрепить полученные знания у студентов, выработать умения их применять на практике, расширить знания студентов по теме «Организация как система».
Образовательная цель: Сформировать представление об организации как системе.
Развивающая цель : Поспособствовать развитию осмысленного и произвольного запоминания, умению сопоставлять, сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, обобщать данную информацию.
Воспитательная цель : Формирование у обучающихся научного мировоззрения по данной теме. Улучшение взаимоотношений между студентами в коллективе, путем взаимодействия, делением на группы при работе.
Основные единицы знания : организация, система, внутренняя среда, внешняя среда, жизненный цикл организации.
Методы обучения :
    Монологические (объяснение);
    Диалоговые (беседа, групповая дискуссия);
    Наглядные (таблицы, схемы)
    Практические (упражнения, практические задания).
Количество часов: 2 учебных часа.
Принципы обучения , реализованные в процессе:
    Научности.
    Доступности.
    Системности.
    Другодоминантности
    Информационной избыточности и достаточности знаний;
    Интенсификации обучения.
    Связь теории с практикой
Цель был четко сформулирована и поставлена, в результате данная цель была достигнута.
Студентам была дана литература и список вопросов на первом лекционном занятии. В конце семинара был сделан вывод по результатам, полученным в процессе работы группы и преподавателя, путем проверки знаний студентов при помощи письменного опроса и практического упражнения.
Структура семинара:
    Организационный этап.
    Организация учебно-познавательной работы студентов согласно плану учебного занятия.
    Подведение итогов занятия.
Функции практического занятия:
    Формирование глубоких, гибких умений, применение по образцу.
    Овладение способами учебной и практической деятельности.
    Закрепление знаний и выработка умений их применять.
    Контроль качества усвоения знаний и способов учебной деятельности.
Приемы закрепления : повторение, вопросы на проверку усвоения и понимания. Подведение итогов в конце каждого вопроса, а также всего занятия.
Таким образом, дидактическая цель достигнута.
Материалы семинарского занятия представлены в приложении.
    2.4. Технологические карты по учебным занятиям
      2.4.1. Технологическая карта лекционного занятия №1
ТЕМА ЦЕЛИ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА ЗАДАНИЕ К САМ. РАБОТЕ
Организация как система. Часть 1
Дидактическая цель Образовательная цель
Развивающая цель
Воспитательная цель
1.Раскрыть понятие организации, анализируя точки зрения на проблему различных авторов. 2.Организация как объект управления.
3.Классификация организационных структур (различные подходы).
4.Современный подход к управлению организацией.
5.Характеристика этапов жизненных этапов организации (различные подходы).
6.Внутренняя среда организации.


3. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте: пер. с англ. / Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис; под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер, 2000.



1.Подготовиться к устному опросу по пройденному материалу 2. Найти и проанализировать другие определения понятий «организация» и «организационное поведение».
      2.4.2. Технологическая карта лекционного занятия №2
ТЕМА ЦЕЛИ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА ЗАДАНИЕ К САМ. РАБОТЕ
Организация как система. Часть 2
Дидактическая цель : Сформировать у студентов общее представление о понятии организации как системы. Образовательная цель : Сформировать представление о понятии организации как системы.
Развивающая цель : В процессе работы развить у учащихся умения мыслить, а также задействовать и развить интеллектуальные навыки.
Воспитательная цель : формирование у обучающихся научного мировоззрения по теме «Организация как система». Определение важности полученных знаний для дальнейшего обучения и профессиональной деятельности.

3.Внешняя среда организации
1.Монологические (лекция, устное объяснение); 2.Диалоговые (беседа, дискуссия).
1. Зайцев, Л. Г. Организационное поведение: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М. : Экономист, 2005. 2. Лютенс, Фред. Организационное поведение: пер. с англ. / под ред. Р. С. Филоновича. М. : ИнфрА-М, 1999.
3. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте: пер. с англ. / Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис; под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер, 2000.
4. Гибсон, Док. Л. Организации. Поведение. Структура. Процессы / Дж. Л. Гибсон, Дж. Иванцевич, Дж. Х.-мл. Донелли. М. : Инфра-М, 2000.
5. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М. : Экономистъ, 2003.
6. Кочетова, А. И. Введение в организационное поведение: учеб. пособие. М. : Дело, 2003.
1.Подготовиться к письменному опросу по пройденному материалу 2.Подготовиться к практическому занятию при помощи предоставленных заранее вопросов
      2.4.3. Технологическая карта практического занятия
ТЕМА ЦЕЛИ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРА ЗАДАНИЕ К САМ. РАБОТЕ
Организация как система. Дидактическая цель : закрепить полученные знания у студентов, выработать умения их применять на практике, расширить знания студентов по теме «Организация как система». Образовательная цель : Сформировать представление об организации как системе.
Развивающая цель : Поспособствовать развитию осмысленного и произвольного запоминания, умению сопоставлять, сравнивать, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, обобщать данную информацию.
Воспитательная цель : Формирование у обучающихся научного мировоззрения по данной теме. Улучшение взаимоотношений между студентами в коллективе, путем взаимодействия, делением на группы при работе.
1.Модели преобразования предприятия 2.Типы организации по взаимодействию с внешней средой
3.Внешняя среда организации
1.Монологические (объяснение); 2.Диалоговые (беседа, групповая дискуссия);
3.Наглядные (таблицы, схемы)
4.Практические (упражнения, практические задания).
1. Зайцев, Л. Г. Организационное поведение: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М. : Экономист, 2005. 2. Лютенс, Фред. Организационное поведение: пер. с англ. / под ред. Р. С. Филоновича. М. : ИнфрА-М, 1999.
3. Ньюстром, Дж. В. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте: пер. с англ. / Дж. В. Ньюстром, К. Дэвис; под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб. : Питер, 2000.
4. Гибсон, Док. Л. Организации. Поведение. Структура. Процессы / Дж. Л. Гибсон, Дж. Иванцевич, Дж. Х.-мл. Донелли. М. : Инфра-М, 2000.
5. Зайцев, Л. Г. Стратегический менеджмент: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М. : Экономистъ, 2003.
6. Кочетова, А. И. Введение в организационное поведение: учеб. пособие. М. : Дело, 2003.
Отсутствовало
    3. АНАЛИЗ ЛЕКЦИОННОГО И ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЙ
3.1 Анализ лекционного занятия
Преподаватель : Дымова Дарья, ПП-402
Дисциплина : Общая психология
Курс : 1 курс
Тема : История и современное состояние психологии мотивационных процессов.
Тема лекции сформулирована корректно, отражает основное в содержании лекции.
Цель : Сформировать представление об истории и современном состоянии психологии мотивационных процессов.
Цель лекции соответствует теме и содержанию. Цель озвучена студентам, так же разъяснены задачи занятия, присутствует мотивация аудитории.
План занятия :
1. Понятие и классификации потребностей в психологии.
2. Понятие мотива и мотивации.
3. Концепции мотивации.
4. Система мотивационных факторов.
Лекция четко структурирована, разделение на пункты плана верно и понятно.
Список литературы, как и план, был предоставлен на доске.
Вид лекции :
    По месту в учебном плане – текущая.
    По характеру изложения – информационная.
    По содержанию – научная.
Содержание лекции четко соответствует теме «История и современное состояние психологии мотивационных процессов» и плану занятия.
Дарья озвучила основные понятия, прежде чем переходить к объяснению материала.
Лекция соответствует современному уровню развития науки. Освещена история вопроса.
Лекция характеризуется четкостью и логичностью изложения материала.
Изложение лекции соответствует времени, выделенному для занятия – 2 часа.
Объяснены новые термины и понятия. В конце каждого вопроса плана, а также всего занятия преподавателем делается вывод. Использовались приемы закрепления: вопросы по материалу. Применялись опорные материалы: конспект занятия.
Визуально предоставлены тема лекции, план и список литературы. Других наглядных материалов нет, так как они и не нужны в данном вопросе.
Темп, повторы материала и объяснение способствовали удобному конспектированию студентов.
Были использованы следующие методы обучения:
1. Монологические (объяснение, устное изложение). Дарья объясняла материал, приводя интересные и запоминающиеся примеры, продиктовывала основные моменты лекции.
2. Диалогические (беседа, дискуссия). Приводя свои примеры, Дарья так же предлагала студентам подумать и предложить свои варианты. В один момент между преподавателем и студентами завязалась дискуссия на тему «Подходит ли данный пример». Студенты активно доказывали свою точку зрения, преподаватель свою. В итоге, студенты поняли материал лучше и развили свои навыки конструктивной дискуссии.
Были использованы следующие принципы обучения:

    Системности (занятие четко структурировано, соответствует плану лекции);
    Доступности (материал был доступным, понятным, все новые термины были разъяснены);
    Другодоминантности (присутствовала ориентация преподавателей на студентов);
    Информационной избыточности (предоставленные примеры, как из научной литературы, так и из собственного опыта).

В конце каждого пункта плана и занятия преподаватель спрашивала о наличие вопросов у студентов. С легкостью, доступным языком разъясняла неясные моменты.
Очевидно, преподаватель знает свой предмет, умеет преподнести информацию, умеет говорить четко, в размеренном темпе, меняя в нужных моментах интонацию и громкость голоса. С самого начала и до последней минуты лекции был виден установленный контакт между преподавателем и аудиторией. Преподаватель выражался доступным и культурным языком.
Лекция принесла студентам большую информационную ценность.
В конце лекции, благодаря краткому опросу, было доказано, что студенты усвоили материал. Таким образом, цель лекции была достигнута: представление об истории и современном состоянии психологии мотивационных процессов у студентов первого курса ИПиП было сформировано.

3.2 Анализ практического занятия
Преподаватель : Полушин Антон, ПП-401
Дисциплина : Организационное поведение
Курс : 3 курс, психология менеджмента.
Тема : Понятие и сущность организационного поведения.
Тема практического занятия сформулирована корректно.
Цель : не озвучена
План семинарского занятия :

    Понятие организационного поведения
    Взаимосвязь организационного поведения с другими областями научного знания.
    Охарактеризуйте субъекты организационного поведения.
    Возникновение и история развития организационного поведения как науки.
Семинарское занятие четко структурировано.
Вид семинара :
    По дидактической цели: обзорный (обобщающий) семинар;
    По способу и характеру проведения: репродуктивный (традиционный) семинар.
Список литературы предоставлен вместе с планом занятия заранее в бумажном и электронном видах.
Содержание занятия четко соответствует теме «Понятие и сущность организационного поведения» и плану занятия.
Так как основные понятия были озвучены Антоном на лекциях, на семинарском занятии их не было.
В начале занятия преподаватель замотивировал студентов на дальнейшую успешную работу, обсудив с ними задачи семинара.
В конце каждого вопроса преподаватель просил отвечающего сделать вывод, если студент не смог этого сделать, либо ответ был не полным, Антон добавлял свои размышления на эту тему. А так же задавал отвечающему вопросы или просил об этом группу.
Мотивация студентов продолжалась и во время самого занятия, при помощи оценок и положительных отзывов со стороны преподавателя.
Семинар проходил по четкой структуре:
    Организационный этап;
    Организация учебно-познавательной работы студентов согласно плану учебного занятия;
    Подведение итогов занятия.
В процессе занятия были использованы следующие методы обучения:
    Монологические методы (инструктаж). Антон четко и конкретно объяснял задания, предоставляемые им студентам.
    Диалоговые (беседа, дискуссия). Антон обсуждал вопросы как с отвечающими, так и со всей группой. Вводил группу в дискуссии между собой и отвечающими.
    Наглядные (таблица, схема). Антон на лекции предоставил студентам таблицы и схемы, которые те могли бы использовать как для подготовки к практическому занятию, так и во время ответа на вопросы преподавателя.
    Практические (практическое самостоятельное задание). Кроме устных вопросов Антон предложил группе и письменное задание – «Субъекты организационного поведения». Так же преподаватель использовал краткий письменный опрос.
Были использованы следующие принципы обучения:
    Научности (терминология научная, достоверность научного знания, ссылка на известных психологов, занимавшихся проблемой);
    Системности (занятие четко структурировано, соответствует плану семинара).
    Доступности (материал был доступным, понятным, неизвестные термины отсутствовали);
    Наглядности (Антон предоставил студентам таблицы и схемы, связанные с темой семинара);
    Другодоминантности (присутствовала ориентация преподавателя на студентов).
    Связь теории с практикой (теоретические вопросы были дополнены практическим заданием – «Субъекты организационного поведения».);
Материал семинарского занятия соответствует современному уровню развития науки. Освещена история вопроса.
Время, ушедшее на семинар, соответствует времени, выделенному для занятия – 2 часа.
В конце каждого вопроса, а также всего занятия преподавателем делается вывод. Использовались приемы закрепления: вопросы по материалу. Применялись опорные материалы: студенты записывали основные положения каждого вопроса
Визуально предоставлены тема занятия, план вопросов, список литературы и практическое задание, а также таблицы и схемы.
Так же были заметны приемы поддержания внимания: риторические вопросы, шутки, «голосовые улыбки».
Преподаватель легко и понятно отвечал на все вопросы студентов, что свидетельствовало о том, насколько хорошо он владеет материалом.
Очевидно, преподаватель знает свой предмет, умеет преподнести информацию, а также регулировать выдачу информации самими студентами. С самого начала и до последней минуты занятия был виден установленный контакт между преподавателем и аудиторией. Преподаватель выражался доступным и культурным языком.
Практическое занятие принесло студентам большую информационную ценность.
В конце лекции, благодаря краткому письменному опросу, было доказано, что студенты усвоили материал. Таким образом, можно предположить, что цель семинарского занятия была следующей: сформировать представление о понятии и сущности организационного поведения у студентов третьего курса специальности «психология менеджмента» ИПиП. В таком случае, цель была достигнута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Профессионально- педагогическая практика является важнейшей частью подготовки педагогов и психологов.
Практика поспособствовала закреплению знаний, приобретенных во время курса «Методика преподавания», а также формированию практических умений и навыков преподавательской работы в сфере психологии, интереса к преподавательской деятельности.
В процессе практики студенты:

    Закрепили и расширили знания, полученные в процессе изучения педагогических дисциплин.
    Сформировали знания о деятельности преподавания.
    Сформировали индивидуальный стиль преподавательской деятельности.
    Изучили личности обучающихся и преподавателей.
    Усовершенствовали свои умения по усилению психологизации педагогического процесса на основе знаний общей, возрастной, педагогической и других отраслей психологии.
Таким образом, все поставленные в начале практики задачи были выполнены, следовательно была достигнута основная цель данной практики – закрепить знания, приобретенные во время курса «Методика преподавания», а также сформировать практические умения и навыки преподавательской работы в сфере психологии, интереса к преподавательской деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод. пособие для преподават. и аспирантов вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 304с.
    Буланова – Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.-544с.
    Зайцев, Л. Г. Организационное поведение: учебник / Л. Г. Зайцев, М. И. Соколова. М. : Экономист, 2005.
    Занковский А.Н. Организационнная психология. Учеб. пособие для вузов. – М.: 2000.
    Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. – Спб.: Питер, 2005.-250с.
    Карпов А. В. Психология менеджмента: учебное пособие.- М. Гардарика, 2005.
    Лютенс, Фред. Организационное поведение: пер. с англ. / под ред. Р. С. Филоновича. М. : ИнфрА-М, 1999.
    Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 128с.
    Психология менеджмента: учебник / под ред. Профессора Г. С. Никифорова. СП. 2004.
    Ревская Н. Е. Психология менеджмента. Конспект лекций, 2001.

ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Лекционное занятие №1
Тема : «Организация как система». Часть 1.
План :

    Понятие организации, ее признаки.
    Типы организаций.
    Классификация организационных структур.
    Жизненный цикл организации
Основные единицы знания : организация, система, организационная структура.
1. Понятие организации. Признаки организации.
Организация – это:
1) искусственная система, созданная человеком по определенному плану (проекту);
2) активный, относительно независимый элемент общественной системы, через который преломляются интересы индивида и общества.
и т.д.................

1.Цели и задачи педагогической практики 2

2. Объем выполненной работы в ходе педагогической практики 4

3. Дневник педагогической практики 7

4. Развернутый конспект зачетного урока 7

5. Анализ проведенного урока 10

6. Документация 15

7. Выводы о прохождении педагогической практики 15

  1. Цели и задачи педагогической практики

Целью педагогической практики является:

приобретение студентами опыта практической педагогической деятельности, становление профессиональной направленности их личности.

Названная цель конкретизируется в следующих задачах:

1. Совершенствование психолого-педагогических и специальных (по предмету «Обществознание») знаний студентов в процессе их применения для осуществления педагогического процесса;

2. Развитие у студентов представлений о работе современного образовательного учреждения (о специфике образовательных программ, о направлениях деятельности педагогического коллектива, о функциональных обязанностях представителей администрации и педагогического коллектива, о традициях и инновациях в организации работы);

3. Становление у студентов педагогических умений:

Гностических, связанных с диагностикой качества знаний и умений обучаемых, уровня их воспитанности, изучением половозрастных и индивидуальных особенностей учащихся, выявлением особенностей развития группы учащихся, с осуществлением анализа уроков и внеклассных мероприятий у других практикантов, самоанализа педагогической деятельности;

Проективных, обеспечивающих планирование учебной работы (тематическое и поурочное), воспитательной работы с учащимися класса, разработку конспектов уроков и внеклассных мероприятий, отбор соответствующих особенностям учащихся форм и методов обучения и воспитания, образовательных технологий;

Организаторских, направленных на осуществление своей собственной педагогической деятельности и на руководство активной деятельностью учащихся, развитие их инициативы и самостоятельности;

Коммуникативных, связанных с вербальным и невербальным общением студента-практиканта с учащимися и коллегами (своими товарищами, учителями, методистами);

4. Развитие у студентов интереса к профессиональной педагогической деятельности, творческого отношения к педагогической работе;

5. Развитие у студентов, педагогических способностей (экспрессивно-речевых, дидактических, суггестивных, персептивных и др.), а также профессионально значимых качеств личности преподавателя (расположенность к детям, самообладание, педагогический такт, справедливость и т.д.).

2. Объем выполненной работы в ходе педагогической практики

Класс 10 «а».

Классный руководитель: Егорова Мария Михайловна

Преподаватель обществознания: Валькова Ирина Дмитриевна

Характеристика класса: в классе 13 девочек и 11 мальчиков 1995 года рождения, уровень подготовленности – средний, успеваемость также невысокая, посещаемость уроков удовлетворительная. В классе есть два победителя городских олимпиад по обществознанию. Все были участниками всероссийской олимпиады, но призовых мест не заняли, лучший результат – 387 место по России.

Список класса:

1. Андреев Владислав

2. Бабич Евгения

3. Безгинова Евгения

4. Беляева Анастасия

5. Бичахчан Мария

6. Гуменюк Михаил

7. Данилова Мария

8. Ерохина Александра

9. Захарова Юлия

10. Ильин Игорь

11. Колмакова Надежда

12. Котов Андрей

13. Лоладзе Яна

14. Мелёхин Денис

15. Паздрий Яна

16. Пешкун Владислав

17. Полежаева Мария

18. Поченикин Константин

19. Самотойлов Александр

20. Семенова Софья

21. Сергеев Никита

22. Стаценко Владислав

23. Тихонова Дарья

24. Якушев Дмитрий

Расписание звонков

на I I полугодие 2009 - 2010 уч. года

Расписание уроков:

понедельник

1. русский язык

2. английский язык

3. обществознание

4. литература

5. физкультура

6. математика

1. русский язык

2. география

3. английский язык

4. история

6. биология

1. русский язык

2. русский язык

3. физкультура

5. математика

6. математика

7. английский язык

1. русский язык

2. литература

4. математика

5. математика

1. английский язык

2. английский язык

3. история

4. русский язык

6. математика

За период прохождения практики мною была выполнена следующая работа:

Был проведен 1 урок на тему «Государство»

В ходе проведения этой работы были поставлены следующие цели:

Наладить взаимопонимание с учениками

Воспитать командный дух и чувство уважения к Государству

Воспитать умение слушать другого человека

Воспитать чувство ответственности за свои поступки

Дать представление о современной системе государства и его роли в политической жизни общества.

Все эти цели были реализованы на проведенном уроке, ученики очень активно учувствовали в его подготовке, готовили выступления по заранее переданному им материалу.

Поскольку первое мое знакомство с учениками в качестве руководителя состоялось на уроке, трудности возникли с дисциплиной учеников. Это обусловлено характером мероприятия. Сложность возникла с объяснением устройства современной системы государства. Это связано с незнанием терминологии и тонких аспектов этой системы.

3. Дневник педагогической практики

Объем / время работы

07.02.2011

Знакомство с руководством школы и учителями

1 час

08.02.2011

Знакомство с внутренним распорядком школы и графиком учебного процесса

1 час

09.02.2011

Знакомство с учениками

2 часа

10.02.2011

Посещение урока по обществознанию 10 «а» класса на тему «Политические институты»

2 часа

11.02.2011

Методический день.

4 часа

14.02.2011

Разработка плана проведения урока

4 часа

16.02.2011

Подготовка к самостоятельному проведению урока, консультации со школьным преподавателем.

4 часа

18.02.2011

Работа в библиотеке, подбор литературы, наглядных материалов, методических пособий и т.д.

4 часа

01.03.2011

Окончательное уточнение концепции проведения урока, согласование с методистом и преподавателем.

4 часа

02.03.2011

Проведение зачетного урока на тему «Государство»

2 часа

03.03.2011

Анализ проведенного урока

2 часа

04.03.2011

Согласование полученных при анализе данных с методистом и руководством школы.

4 часа

05.03.2011

Оформление дневника педагогической практики.

4 часа

4. Развернутый конспект зачетного урока

Тип урока : Урок объяснения нового материала

Цель урока :

 дать представление о государстве как о сложной политической системе;

 продолжить формирование умений работы в парах, работы с понятийным аппаратом урока, анализировать данные, высказывать и аргументировать свою точку зрения;

 способствовать воспитанию уважительного отношения к деятельности государственных органов власти.

Задачи урока :

1. Рассмотреть государство как основной институт политической власти.

2. Изучить понятие политической власти, определить ее признаки.

3. Познакомиться с понятием государственная служба, выявить основные государственные должности РФ.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент : учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих (2 минуты).

2. Начальный этап урока :

учитель сообщает учащимся тему урока (которую они записывают в тетрадях); учащиеся пытаются определить цель данного урока; затем учитель корректирует цель, сообщает учащимся основные задачи урока (3 минуты)

учитель обращает внимание на познавательную задачу, записанную на доске: «Докажите, что государство - это сложная политическая система» (1 минута)

3. Разминка по вопросам :

учитель опрашивает по вопросам учащихся (выявление остаточных знание по теме «Государство»)

во время устного опроса класса 2 учащихся работают с самостоятельными заданиями по карточкам (3 минуты), затем совместно проверяются выполненные задания (2 минуты)

4. Изучение нового материала :

Слово учителя с одновременным показом слайдом презентации:

1) Учащиеся записывают признаки государство как политического института:

а) государство - официальный представитель всего народа

б) государство - организация публичной политической власти, выражающаяся в деятельности аппарата управления

в) государство имеет ряд монополий - на издание законов, взимание налогов и т.д.

2) Политическая власть - форма социальных отношений, которая способна влиять на деятельность людей. Ее признаки:

а) легальность (власть опирается на закон)

б) монополия на применение власти (применение законного насилия)

в) верховенство власти

г) всеобщий и безличный характер

д.) институциализация власти - опирается на деятельность институтов и органов власти. (8 минут)

Динамическая пауза урока – 1 минута

Задание для учащихся: выполнить практически на опорных конспектах - 1 -я группа - выявить различие муниципальной и политической властью;

2-я группа - найти общее между политической властью государства и властью муниципальной (3 минуты)

Устно каждый от группы отвечает по одному признаку (2 минуты).

Задание для учащихся: проработав текст 3-х Федеральных законов, назовите должности по каждой группе – гражданской, военной и правоохранительной (3 минуты).

Прочитав материал учебника, ответьте на вопрос: что такое коррупция? Попытайтесь определить, каковы причины существования коррупции в России? (3 минуты).

3) понятие государственной службы, основные должности РФ

Задание для учащихся: Проработав текст статей Конституции РФ, назовите только высшие государственные должности Российской Федерации (одновременно учитель показывает на слайдах презентации фото представителей высших должностей РФ) (2 минуты)

5. Закрепление и повторение :

Учащиеся отвечают на вопросы по итогу урока:

Что является монополией государства?

Чем отличается политическая власть от власти организаций, муниципалитета?

Перечислите основные виды госслужбы в РФ.

Что такое коррупция?

Ответьте на познавательную задачу урока: Почему государство – основной политический институт общества? (3 минуты).

6. Домашнее задание : параграф 17; написать эссе на тему: «состояние коррупции в России сегодня. Судьба коррупции в России» (2 минуты).

5. Анализ проведенного урока

Тематика урока полностью соответствует учебному плану, предоставленному учителем-методистом.

Был проведён урок по обществознанию на тему: «Государство», в ходе которого применялись следующие методы обучения:

Методы собственно обучения:

Метод преподнесения знаний (познавательный): на уроках преобладал объяснительный метод, который реализовывался через сообщение учителя по новой теме. Но, кроме того, использовался самостоятельный анализ материала, при котором ученики должны были, опираясь на ранее полученные знания, вывести новые для них закономерности того или иного явления.

Метод формирования знаний и умений (практический): метод монологического высказывания на тему. Метод постановки вопросов применялся и заключался в небольшом устном опросе по теоретическому материалу.

Методы контроля: И метод контроля за усвоением знаний и метод контроля за формированием умений, были реализованы в ходе практике через контрольные вопросы, а также через самостоятельные работы по изучаемой теме, в ходе которых выявлялся уровень сформированности тех или иных умений.

Урок отличается научностью, доступностью восприятия материала.

Структура урока соответствовала заявленному типу и виду урока.

В ходе проведения урока были применены такие средства обучения как наглядные пособия, письменные упражнения, эмоциональными средствами служил подбор дидактического материала определенного содержание, который должен быть увлечь учеников своей яркостью и познавательной стороной. Из средств наглядности применялись схемы, таблицы, репродукции.

Использовались инновационные образовательные технологии: Технология проблемного обучения, ИКТ, технология создания знаково-схемных моделей, интерактивные методы обучения: метод рефлексии и эмпатии.

Выбор данных методов и приемов не случаен. Метод рефлексии позволил привлечь учащихся к оценке и анализу урока.

Использование на уроке компьютера позволило быстро и качественно закрепить новый материал. Применение ИКТ сделало урок более наглядным, насыщенным и интересным.

Прослеживались как внутрипредметные, так и межпредметные связи: обществознание – история, обществознание – литература.

Использовались индивидуальная, коллективная, групповая, самостоятельная формы работы.

Высокий темп урока и работоспособность учеников обеспечивались постоянно меняющимися видами учебной деятельности. Использованные методы и приемы обеспечили рациональное использование рабочего времени и предупреждение перегрузок у учащихся.

Психологическая атмосфера поддерживалась доброжелательностью учителя, его корректным поведением, личным участием в познавательной деятельности. Учитель не боялся экспериментировать, импровизировать на уроке.

Поставленные цели и задачи были реализованы в ходе урока.

Психолого-педагогическая характеристика класса по итогам анализа урока

Психолого-педагогическая характеристика класса включает в нашем случае оценку взаимодействия учителя и классного коллектива на этапе усвоения и закрепления предлагаемого для изучения материала. Основным методом следования выбрано анкетирование.

В анкетировании принимало участие 24 учащихся 10 «а» класса. Результаты следующие: (14 учащимся нравятся уроки, 10 учащимся не нравятся уроки). В процентном соотношении (%):

Разрабатывая во время практики по обществознанию урок о государстве, мы заметили, что у детей активизировалось внимание, вырос интерес к предмету. Предложив детям повторное анкетирование, мы получили следующие результаты:

При проведении теста ошибки сделали (в процентом соотношении) 60% учащихся, не допустили - 40%. Это говорит о том, что дети не овладели знаниями в области обществознания, у них не сформировался интерес к учению.

Выполняя задание, где нужно было ответить на вопросы, были получены следующие результаты: ошибки сделали 50% учащихся, не допустили ошибок 50% учащихся. Мы видим, что в целом некоторые дети заинтересовались предлагаемыми им заданиями.

Выполнение задания, аналогичного предыдущему, применяя свой собственный активный запас знаний, показало следующие результаты: ошибки допустили 20% учащихся, правильно справились с заданием 80% учащихся. Мы заметили, что большая часть детей справилась с заданием.

При проведении опроса были получены следующие результаты: 12 человек получили "4", 7 человек получили "3", 5 человек получили "2", т.е. не справились с заданием.

По результатам урока из 24 человек 9 человек получили "5", 8 человек получили "4", 6 человек получили "3", 2 человек не справились с заданием, получили "2".Сравнив эти результаты, можно сказать, что ошибок стало меньше. Это можно увидеть на графике:
Систематическая работа в этом направлении благотворно сказалась на формировании у учащихся устойчивого интереса к учению, обогащению словарного запаса, активизации внимания детей, повышению гражданской сознательности. Проведение мной занятия по обществознанию помогло заинтересовать школьников, повысить их успеваемость по обществознанию.

6. Документация

Прилагается дополнительно.

7. Выводы о прохождении педагогической практики

Во время прохождения практики у меня получилось выстроить доверительные отношения со всеми учениками класса, при этом соблюдать определенную дистанцию. Несмотря на то, что это был не младший класс, нам удалось достичь этого без вреда для взаимопонимания. Однако формальное различие ролей ученики воспринимали адекватно, что говорит об их тактичности и интеллигентности. Ученики с первых дней воспринимали меня как учителя, что не мешало работать с ними не только по предмету, но и по воспитательным направлениям. В целом нельзя сказать, что мы не находил общего языка по вопросам, не касающимся учебной деятельности. Много бесед было проведено на мировоззренческие темы, что, несомненно, очень важно для этого возраста. Конфликтов с учениками не возникало, многие классные проблемы решались совместно, в демократическом ключе. В этом также есть большая заслуга учителя-предметника и классного руководителя, изначально объяснивших детям мою роль.

Моя уверенность в себе перед классом с первых уроков была достаточным для укрепления моего авторитета и значимости в глазах учеников.

Проблемных ситуаций за время практики с учениками не возникло. Мои идеи по поводу воспитательных мероприятий получали поддержку, на уроках царила дружественная атмосфера, в классных мероприятиях принимали участие все ученики. Это указывает на мое равное отношение ко всем ученикам.

В дальнейшем мне необходимо совершенствовать свои умения как педагога, и эти пути уже мною намечены.

На педагогической практики я получила ни с чем несравнимый опыт педагогической деятельности. Это позволило мне открыть в себе ранее не известные даже для меня стороны характера. С первых дней, почувствовав себя в роли учителя, я осознала всю ответственность и значимость этого вида деятельности.

В процессе прохождения практики мной были приобретены ценные знания по психологии, умения общаться с людьми разного склада характера, находить бесконфликтные пути решения проблем. Так же практика способствовала закрепления знаний по методикам преподавания обществознания. Классный час позволил мне раскрыться в роли руководителя коллектива, что, несомненно, требовало активизации все ранее полученных знаний и умений. За время практики ко мне пришло понимание того, что педагогу необходимо быть не только высококлассным специалистом, но и высоконравственным и толерантным человеком. Это помогло мне лучше понять моих школьных учителей и преподавателей в вузе. На будущих этапах мне необходимо совершенствоваться по всем направлениям. Это и профессиональные знания, касающиеся непосредственно предмета, и знания психологии общения и психологических особенностей этого возраста. Также это касается духовной сферы.

В прохождении педагогической практики очень помогали знания, полученные в процессе обучения в ТГУ, особенно это касается методик преподавания. Кроме того, важны были ценные советы методистов. Чувство любви к родному предмету, привитое преподавателями нашего факультета, несомненно, помогло в достижении определенных воспитательных целей.

Что такое и особенности педагогической практики

Это тип работы является завершающим этапом учебного процесса будущего педагога, в ходе которого студента знакомят с особенностями преподавательской деятельности. После окончания учебы студенты, выбравшие для себя профессию педагога, обычно идут работать по специальности и педагогическая практика дает возможность подготовится креальным условиям заблаговременно. Для прохождения учебной практики подходят колледжи, ВУЗы, техникумы и школы.

Педагогическая практика – это часть учебного процесса, которая оценивается преподавателями, как и все другие подобные работы. На оценку влияет то, насколько хорошо студент осуществляет деятельность в области преподавания конкретного предмета. Также при подведении итогов практики учитывается работы куратором или классным руководителем. После завершения прохождения практики пишут отчет. Существует определенные требования, которые необходимо соблюдать при выполнении этой работы.

1. Что требуется чтобы написть отчет о прохождении педагогической практики?

Данная работа подразумевает наличие следующих документов:

  1. Рабочая тетрадь.
  2. Дневник.
  3. Отчет по завершенным задачах.
  4. Анализ посещенных уроков.
  5. Характеристика всего учебного класса и каждого ребенка по отдельности.
  6. Собственная характеристика (составляется учителем).

2. Рабочая тетрадь

Данный документ играет важную роль. В нем пишут план учебных занятий, и расписание преподавания дисциплины на весь учебный год, разделенный по темам, список учеников, записи по просмотренным урокам. Также тетрадь нужна для написания конспектов, позволяющих облегчить процесс проведения уроков и внеклассных мероприятий. Основная часть отчета пишется на основании пометок из рабочей тетради.

3. Дневник о прохождении педагогической практики

Систематическое заполнение дневника прямая обязанность практикующего студента. В него заносятся мероприятия, проводимы в процессе выполнения воспитательной и учебной работы. Дневник прилагается к отчету. Именно поэтому очень важно своевременно его заполнять в ходе всей практики, отмечая ключевые моменты.

Дневник должен иметь титульный лист. Его нужно правильно оформить. Титульный лист содержит данные о студенте, а также информацию о руководителе практики и учителе. Дневник должен иметь следующие разделы:

  • Период, на протяжении которого проводилась учебная практика.
  • Четко сформулированные задачи и цели.
  • Информация о классе (количество учащихся, их возраст, степень подготовки).
  • Результаты контрольных заданий.
  • Темы уроков на основании годового календарно-тематического плана.
  • План и анализ каждого отдельного урока.
  • Отзыв преподавателя относительно работы студента.

В обязанности учителя входит не только преподавание предмета, но и выполнение воспитательной работы. Поэтому дневник также используется для внесения записей внеклассных уроков, проводимых в ходе практической деятельности.

4. Отчет по завершенным задачам

Эта часть учебной практики решает следующие вопросы:

  • Указываются новые знаний, которые студент получил в процессе прохождения практики. Также необходимо указать насколько успешно удалось применить теоретические знания в области методов преподавания.
  • Студентам предстоит поведать о формировании отношений с учащимися доверенного ему класса. В случае возникновения конфликтных ситуаций или каких-либо трудностей, это нужно указать в отчете, после чего рассказать о способах устранения возникших проблем. Рекомендуется отметить роль учителя и то, как он повлиял на разрешение конфликтной ситуации.
  • Исследование можно дополнить собственными пожеланиями относительно организации практической деятельности.

5. Анализ посещенных уроков

На начальных этапах своей педагогической практике студент не будет лично проводить занятия. Ему нужно будет приходить на уроки, и наблюдать за тем, как школьный учитель выполняет свою работу. При этом следует делать соответствующие пометки, знакомиться с учениками, а после уроков задавать вопросы. После сбора информации необходимо сделать анализ уроков. Это весьма важная часть отчета.

Характеристика всего учебного класса и каждого ребенка по отдельности

Оформление характеристики подразумевает наличие сведений о количестве учащихся. Рекомендуется указывать их количество в соответствии с половой принадлежностью. Также не лишним будет проанализировать их здоровье. После этого проводится оценка успеваемости, делаются выводы о взаимоотношениях между педагогами и детьми, определяется, насколько учащиеся дисциплинированы в период проведения уроков и внеклассных мероприятий. Можно указать на особенности сложившегося коллектива (насколько часто возникают конфликтные ситуации, есть ли лидер и как к нему относятся остальные дети). Отдельным пунктом стоит выделить увлечения учащихся, и насколько они активны во время мероприятий.

Характеристика на ребенка составляет на основании его поведения в коллективе, степени дружелюбности, наличии достижений в учебе, а также стремлении начинать конфликт или становиться его участником.

6. Собственная характеристика (характеристика студента - практиканта)

Эту часть отчета по педагогической практике должен составлять педагог, под руководством которого студент выполнял свои обязанности. Здесь указывается, насколько хорошо практикант владеет преподавательскими методиками, и как он применяет знания в области педагогики и психологии для решения воспитательных и образовательных вопросов. Следующий этап – оценка работы студента при подготовке и проведении уроков, определение его отношения к преподаванию. Обязательным атрибутом характеристики на студента является печать директора учебного заведения. Данный документ является приложением к отчету.

7. Рекомендации по написанию отчета о прохождении педагогической практики

Отчет по педагогической практике составляется в несколько этапов и требует подготовку ряда специальных документов. Отчет должен быть лаконичным и понятным, без жаргонных и просторечных выражений. Не стоит откладывать написание отчета на последний день. Готовить всеэти отчеты лучше ежедневно вконце каждого рабочего дня, иначе вам придется потом много вспоминать и фантазировать что в них написать.