Современные технологии речевого развития детей дошкольного возраста. Использование инновационных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста

«Современные эффективные технологии речевого развития детей дошкольного возраста».

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

В настоящее время к структуре общеобразовательной программы дошкольного воспитания высокий уровень развития речевых способностей в дошкольном возрасте включает:

Владение литературными нормами и правилами родного языка, свободное пользование лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении высказывания любого типа;

Умение вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, возразить, объяснить; спорить и др.

Знание норм и правил «речевого этикета», умение пользоваться ими в зависимости от ситуации;

В результате занятий с применением современных образовательных технологий, снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.

Основной критерий в работе с детьми-доходчивость и простота в подаче материала и формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Лучше всего проводить внедрение приоритетных технологий на основе простейших примеров. Сказки, игровые и бытовые ситуации-вот та среда, через которую ребёнок научится применять тризовские решения встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

В своей работе с детьми большое внимание мы уделяем речевому развитию, поэтому применяем в своей практике следующие технологии:

Обучение детей созданию образных характеристик путём составления сравнений, загадок, метафор.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи.

Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова.

Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений. Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки. На заключительном этапе дети 6-7 лет вполне справляются с составлением метафор.

Технология обучения детей составлению сравнений.

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

Модель составления сравнений:

Воспитатель называет какой-либо объект;

Обозначает его признак;

Определяет значение этого признака;

Сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На пятом году жизни тренинги усложняются, дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку.

Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

Технология обучения детей составлению загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Причем, методика не дает конкретных рекомендаций, как и каким образом, учить детей отгадывать загаданные объекты.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит у дошкольников как бы само собой или путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными наблюдателями. Воспитатель выступает в роли эксперта. Верный ответ ребёнка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые.

Воспитатель показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект.

Сочинение загадок.

« Страна загадок» \ методика Аллы Нестеренко\

Город простых загадок\ цвет, форма, размер, вещество\

Город 5 чувств\осязание, обоняние, слух, зрение, вкус\

Город похожестей и непохожестей\на сравнение\

Город загадочных частей\ развитие воображения: улицы неоконченных картин, разобранных

предметов, молчаливых загадок и спорщиков\

Город противоречий\ может быть холодным и горячим-термос\

Город загадочных дел.

Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.

Технология обучения детей составлению метафор.

Как известно, метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы Королевы Красивой Речи.

Прием создания метафор (как художественное средство выразительности речи) вызывает особую сложность в умении находить перенос свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для сопоставляемых объектов. Такая сложная мыслительная деятельность позволяет развить в детях способность создавать художественные образы, которые они употребляют в речи в качестве выразительных средств языка. Что позволяет выявить детей, несомненно, способных к творчеству, и способствовать развитию в них таланта.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи направлены на развитие умений детей выделять признаки объектов, учат детей по описанию определять объект, выделять характерные специфические значения объекта, подбирать разные значения одному признаку, выявлять признаки объекта, составлять загадки по моделям.

Развитие речи в игровой форме деятельности дает большой результат: наблюдается желание абсолютно всех детей участвовать в этом процессе, который активизирует мыслительную деятельность, обогащает словарный запас детей, развивает умение наблюдать, выделять главное, конкретизировать информацию, сопоставлять предметы, признаки и явления, систематизировать накопленные знания.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определённую тему. Следует всемерно поддерживать это стремление и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

1-ый тип: «текст реалистического характера»

2-ой тип: «текст фантастического характера»

Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.

Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений:

« Кто как видит картинку?»\увидеть, найти сравнения, метафоры, красивые слова, красочные описания\

« Живые картинки»\ дети изображают предметы, нарисованные на картине\

« День и ночь»\ картина в разном свете\

« Классические картины: « Кошка с котятами»\история маленького котёнка, какой он вырастет, найдём ему друзей и т.д.\

Сочинительство.

Сочинение стихотворений.\ По мотивам японской поэзии\

1. Название стихотворения. 2. Первая строка повторяет название стихотворения. 3.Вторая

строчка-вопрос, какой, какая? 4. Третья строчка-действие, какие чувства вызывает.

5. Четвёртая строчка повторяет название стихотворения.

Сказкатерапия.(Сочинение детьми сказок)

« Салат из сказок»\ смешивание разных сказок\

« Что будет, если…?»\ сюжет задаёт воспитатель\

« Изменение характера персонажей»\ старая сказка на новый лад\

« Использование моделей»\ картинки-геометрические фигуры\

« Введение в сказку новых атрибутов»\ волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.\

« Введение новых героев»\ как сказочных, так и современных\

« Тематические сказки» \ цветочные, ягодные и т.д.\

Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.

Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии.


Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Организация: МАДОУ «Детский сад №1 г. Сольцы»

Населенный пункт: Новгородская область, г. Сольцы

«Речь удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».

Г. Гегель

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условий развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач.

Сотрудники дошкольных учреждений создают условия практического овладения разговорной речью для каждого ребёнка.

1. Побуждают детей к общению со взрослыми и сверстниками: обращение к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; побуждают детей к речевому общению между собой.

2. Задают детям образцы правильной литературной речи: речь чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Обеспечивают развитие звуковой культуры речи в соответствии с возрастными особенностями: следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, проводят занятия по звуковому анализу слова, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения); наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

4. Обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учётом возрастных особенностей: включают называемые предметы и явления в игру и предметную деятельность; помогают ребёнку овладеть названием предметов и явлений, их свойств; обеспечивают развитие образной стороны речи (переносный смысл слов); знакомят детей с синонимами, антонимами.

5. Создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи: учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами; учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6. Развивают у детей связную речь с учётом их возрастных особенностей: поощряют детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определённого содержания; организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7. Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.

8. Создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями: стимулируют детей комментировать свою речь; упражняют в умении планировать свою деятельность.

9. Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

10. Поощряют детское словотворчество.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» .

Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятельности по следующим направлениям:

1. Развитие связной речи (диалогическая, монологическая). Монологическая речь (описание, повествование, рассуждение).

2. Обогащение, расширение и активизация словарного запаса.

3. Формирование грамматического строя речи, т.е. навыков образования и употребления грамматических форм: морфология - части речи и изменение слов по родам, числам и падежам; словообразование - образование слов по аналогии с помощью приставки, суффикса, окончаний; синтаксис - соединение слов в словосочетания, предложения разных типов (простые, сложные) и их эмоциональная окраска (повествовательное, побудительное, вопросительное).

4. Развитие звуковой культуры. Способность слышать, распознавать фонологические средства языка: знакомство с линейными звуковыми единицами: звук слог слово фраза текст; просодические единицы: ударение, интонация (мелодика речи, сила голоса, темп и тембр речи). Формирование этих сложных речевых навыков требует повторяемости фонетических упражнений, связной речи.

5. Развитие образной речи. Это составная часть воспитания культуры речи в широком смысле слова. Под культурой речи понимается соблюдение норм литературного языка, умение передавать свои мысли, чувства, представления в соответствии с назначением и целью высказывания: содержательно, грамматически правильно, точно и выразительно. Источники развития выразительности детской речи: художественная литература; устное народное творчество.

Очень важно, чтобы процесс развития речи детей осуществлялся с учётом общедидактических принципов, отражающих закономерности усвоения языка и речи (М. М. Алексеева, Л. П. Федоренко, О. П. Короткова, В. И. Яшина и др.). К наиболее важным из них относятся:

  1. Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей. Он предполагает усвоение речевого материала не путём простого воспроизведения, а на основе решения мыслительных задач.
  2. Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.
  3. Принцип формирования элементарного осознания явлений языка (Ф. А. Сохин, А. А. Леонтьев). При этом подчёркивается, что осознанность является показателем степени сформированности речевых умений.
  4. Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

Предполагается, что к концу дошкольного возраста речь станет универсальным средством общения ребёнка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения, свободно владеть языком на уровне устной речи, уметь ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения. Сегодня в центре внимания - ребёнок, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного педагога – выбрать методы и технологии организации воспитательно-образовательного процесса, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности.

Технология обучения детей составлению сравнений.

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трёхлетнего возраста. Модель составления сравнений: педагог называет какой-либо объект, обозначает его признак, определяет значение этого признака, сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте. В младшем дошкольном возрасте отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др. На пятом году жизни тренинги усложняются, даётся больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению. На шестом году жизни дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному признаку. Технология обучения детей составлению сравнений развивает у дошкольников наблюдательность, любознательность, умение сопоставлять признаки предметов, обогащает речь, способствует мотивации развития речевой и мыслительной деятельности.

Технология обучения детей составлению загадок.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребёнка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Педагог показывает модель составления загадки и предлагает составить загадку про какой-либо объект. Таким образом, в процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребёнка, он получает радость от речевого творчества. К тому же это самый удобный способ наладить работу с родителями по развитию речи ребёнка, т. к. в домашней непринуждённой обстановке, без особых атрибутов и подготовки, не отрываясь от домашних дел, родители могут играть с ребёнком в составление загадок, что способствует развитию внимания, умению находить скрытый смысл слов, желанию фантазировать.

Технология обучения детей составлению метафор.

Метафора – это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одарёнными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребёнок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана. Приём создания метафор (как художественное средство выразительности речи) вызывает особую сложность в умении находить перенос свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для сопоставляемых объектов. Такая сложная мыслительная деятельность позволяет развить в детях способность создавать художественные образы, которые они употребляют в речи в качестве выразительных средств языка. Что позволяет выявить детей, несомненно, способных к творчеству, и способствовать развитию в них таланта.

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине.

Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине: текст реалистического характера, текст фантастического характера. Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. Обучение ребёнка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Широко применяется в работе с дошкольниками проектная деятельность и мнемоника. Исследовательская деятельность интересна, сложна и невозможна без развития речи. Работая над проектом, дети получают знания, расширяют свой кругозор, пополняют пассивный и активный словари, учатся общению со взрослыми и сверстниками. Очень часто для запоминания незнакомых слов, текстов, разучивания стихотворений педагоги в своей практике используют мнемонику. Мнемоника, или мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Особенности методики – применение не изображения предметов, а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется ёлка, обозначения домашних – дом. Работа по развитию связной речи детей ведётся по следующим направлениям: обогащение словарного запаса, обучение составлению пересказа и придумыванию рассказов, разучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему быстрой утомляемости и потери интереса к занятию. Использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Метод наглядного моделирования и проектный метод можно и нужно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи дошкольников. Но, к сожалению, в последние годы, отмечается увеличение количества детей, имеющих различные речевые нарушения и традиционные методы не всегда бывают эффективны. Поэтому педагоги дошкольных учреждений используют в работе нетрадиционные методы и технологии развития речи. Одна из таких технологий – это Позволяет разнообразить процесс обучения дошкольников ЛЕГО-технология . Эта технология объединяет элементы игры с экспериментированием, а, следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. ЛЕГО – технология – это средство развивающего обучения, стимулирует познавательную деятельность детей дошкольного возраста, способствует воспитанию социально активной личности с высокой степенью свободы мышления, развития самостоятельности, способности решать любые задачи творчески. Использование ЛЕГО в образовательной деятельности дошкольного учреждения является актуальным в свете новых преобразований в дошкольном образовании, а именно, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Конструктор ЛЕГО используется как в совместной деятельности взрослого и детей, а так и в самостоятельной деятельности дошкольников. ЛЕГО – это не просто игрушка, это замечательный инструмент, помогающий увидеть и понять внутренний мир ребёнка, его особенности, желания, возможности, позволяющий более полно раскрыть его личностные качества, понять имеющиеся у него трудности.

Один из методов новой образовательной технологии «РКМЧП» (развитие критического мышления через чтение и письмо) - синквейн . Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Использование метода «Синквейн» позволяет решить сразу несколько важнейших задач: придаёт лексическим единицам эмоциональную окраску и обеспечивает непроизвольное запоминание материала; закрепляет знания о частях речи, о предложении; значительно активизирует словарный запас; совершенствует навык использования в речи синонимов; активизирует мыслительную деятельность; совершенствует умение высказывать собственное отношение к чему-либо; стимулирует развитие творческого потенциала.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Синквейн (от французского слова «cinq»-пять) - это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы.

Правила составления синквейна:

Первая строка – заголовок, тема синквейна, состоит она из одного слова – имени существительного.

Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему.

Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме.

Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна.

Пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.

Актуальность использования синквейна в том, что это сравнительно новый метод – открывающий творческие интеллектуальные и речевые возможности. Он гармонично вписывается в работу по развитию лексико- грамматической стороны речи, способствует обогащению и актуализации словаря.

В-третьих - является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

В-четвертых – носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления

В-пятых – использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность. Используется для закрепления изученной темы.

И в-шестых – имеет игровую направленность.

Но его самое главное достоинство – простота. Синквейн могут составить все.

Данные технологии работы будут ресурсны в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если:

Дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,

Обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,

Педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.

Список использованной литературы:

  1. Кузеванова О.В. Формы организации коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста/ О.В. Кузеванова, Т.А. Коблова. // Детский сад: теория и практика – 2012. – № 6.
  2. Малетина Н.С., Пономарева Л.В. Моделирование в описательной речи детей с ОНР. Дошкольное воспитание. 2004. №6. С.64-68.
  3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пос. для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова.: Аркти, 2005.
  4. Поздеева С. И. Открытое совместное действие педагога и ребёнка как условие формирования коммуникативной компетентности детей /С.И.Поздеева// Детский сад: теория и практика. - 2013. - № 3.
  5. Рангаева А.// Педагогическое мастерство: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). - М.: Буки-Веди, 2014. - С. 58-60.
  6. Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.
  7. Сохин Ф. А. О задачах развития речи. / Психология дошкольника. Хрестоматия. Сост. Г. А. Урунтаева. – М.: Академия, 1998.
  8. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь. - М: ТЦ Сфера, 2008.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

МДОАУ «Детский сад № 91 комбинированного вида «Росинка» г. Орска»

МАСТЕР-КЛАСС

ПОДГОТОВИЛА:

Воспитатель I КК

Деренская Ольга Алексеевна

Орск, 2014 г.

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов, формирования опыта по использованию современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО.

Задачи:

1. Демонстрация опыта работы по использованию современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО

2. Знакомство с технологией моделирования образовательной ситуации с использованием современных образовательных технологий и учетом требований ФГОС ДО

4. Стимуляция познавательного интереса, отработка условий по планированию, самоорганизации и самоконтролю в области педагогической деятельности с дошкольниками.

5. Осуществление индивидуального похода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога.

Подготовка к мастер-классу:

Материал и оборудование:

    По количеству участников: макет дерева, изображение цветов - тест, оранжевые и красные листья, карандаши.

    Для трех микрогрупп: проблемные ситуации, таблицы для заполнения матрицы.

    Ноутбук и проектор.

    Презентация по теме.

    Фрагменты видео игр и образовательной деятельности.

    Картотека проблемных ситуаций, брошюры, листовки, пособия по теме, выставка дидактических игр, атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

Ход мастер-класса:

Содержание

СЛАЙД № 1 - ТЕМА: «Использование современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

Вступительное слово:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Начать свое выступление я хотела бы с простого вопроса к вам: «Назовите профессии, где требуются коммуникативные навыки?»

Вы, скорее всего, согласитесь со мной в том, что педагогу необходимо иметь достаточно высокий уровень коммуникативных навыков и умений. Нам с вами приходится общаться с людьми разного возраста, разных профессий, взглядов. Каждый из вас, конечно, проводил родительские собрания, лекции, консультации, круглые столы, то есть имел опыт публичного выступления.

Так, перед каждым выступлением у меня дрожат коленки. Думаю, не только мне, знакомы эти ощущения, не так ли?

Американские учёные провели опрос общественного мнения и пришли к выводу, что 40% людей паникуют при мысли, что им придется выступать перед публикой.

А представляете, что происходит с детьми, я не говорю о тех моментах, когда они выступают на сцене, а прошу Вас вспомнить о тех моментах, когда им приходится отвечать на наши вопросы в процессе организованной деятельности? Вспомнили?

Вы со мной согласитесь, что до сих пор в основе нашей педагогической деятельности стоит парадигма: «взрослый сказал, ребенок выучил и выполнил».

Сегодня я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие на остров, где растет дерево жизни или знаний, как Вам угодно его называть!

И поговорить о том, как использовать современные образовательные технологии в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в условиях внедрения Федеральных образовательных стандартов дошкольного образования.

Но прежде чем там очутиться, нам нужно произнести, что? Как Вы думаете? (волшебные слова)

Конечно, и этими словами будут слова из ФГОС ДО, все изучали ФГОС ДО, поэтому предлагаю их вспомнить:

СЛАЙД № 2 Что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) включает «речевое развитие»?

(педагоги думают, обсуждают)

Хорошо, чтобы долго не думали, как добрая фея, даю Вам подсказку – цветик - семицветик, который Вам поможет вспомнить эти задачи, их по ФГОС ДО как раз 7, как и лепестков.

(На лепестках цветика семицветика написано 7 задач из ФГОС ДО:

    владение речью как средством общения и культуры;

    обогащение активного словаря;

    развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

    развитие речевого творчества;

    развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

    знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

    формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Итак, молодцы волшебные слова вспомнили, отправляемся на остров к дереву знаний!

ЗВУЧИТ МУЗЫКА, ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ

СЛАЙД № 3 Метод выяснения ожиданий и опасений «Дерево знаний» Цель: выявить ожидания и опасения участников, каждому участнику - сформулировать свои потребности и ожидания и одновременно осознать их .

Вот мы и на чудо - острове, предлагаю Вам внимательно прочитать еще раз название мастер-класса подойти к нашему дереву сорвать один из понравившихся листочков и написать на листочках желтого цвета то, что вы ожидаете от сегодняшнего мастер-класса, а на листочках оранжевого цвета – чего опасаетесь. Листочки можете оставить под деревом. Тем самым мы определим, чего Вы ожидаете от мастер-класса: опасений или ожиданий лучшего? Еще раз напоминаю: желтые листочки - ожидаете лучшего, листочки оранжевые – чего-то опасаетесь. Листочки предлагаю оставить под деревом.

Оценка результатов:

Под деревом наглядно видно много ли опасений у участников.

Вы наверное заметили, что нашем дереве знаний кроме цветов еще есть и плоды, они не простые, тоже волшебные, они помогут нам вспомнить и познакомиться сегодня с некоторыми речевыми технологиями.

Но для начала остановимся на раскрытии теоритического аспекта данной проблемы.

Плоды (которые сделаны в технике оригами и пронумерованы) внутри которых черенки с названиями технологий.

СЛАЙД № 4: ИНДУКТОР «Актуальность темы мастер-класса»

Очевидно, что для современного общества проблема формирования коммуникативной компетентности является одной из наиболее актуальных, в том числе и на ступени дошкольного образования. Поэтому обязательное решение задач коммуникативного развития личности ребёнка, которые мы сегодня с Вами вспомнили, определено и на государственном уровне - в тексте ФГОС ДО.

Современная образовательная политика, характеризующаяся сменой образовательных парадигм, переходом на новые педагогические технологии, ориентированные на вариативность, индивидуально-творческие формы и методы дошкольного воспитания и обучения, актуализирует проблему использования современных образовательных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников.

Приложение № 1

1. Щедрый и моральный

2. Увлекательный и правдивый

3. Умный и задумчивый

21:31

5. Уверенный и доминирующий

7. Счастливый и невозмутимый

8. Добрый и чувствительный

1. Щедрый и моральный

Вы стремитесь стать лучшими. У вас высочайшие амбиции и стандарты. Людям может и показаться, что с вами трудно, но труднее всего вам с самим собой. Вы усердно работаете, но вы не эгоист. Вы работаете, потому что хотите сделать мир лучше. Вы любите, пока вам не ранят. А после... все еще не перестаете любить. Очень мало людей могут оценить по достоинству все, что вы делаете.


2. Увлекательный и правдивый

Вы ответственный человек, который любит заботиться о других. Вы верите в честную работу и легко берете на себя обязательства. У вас хороший характер. Вы вызываете доверие у людей. Вы яркий, быстрый и остроумный, у вас всегда есть что-то интересное, что рассказать.


3. Умный и задумчивый

Вы отличный мыслитель. Ваши мысли и идеи - самое важное. Вы любите обдумывать свои теории и взгляды в одиночестве. Вы интроверт. Вы ладите с теми, кто любит думать и учиться. Вы никогда не бываете поверхностным. Вы тратите много времени, раздумывая о морали. Вы пытаетесь делать то, что правильно, даже если большая часть общества с вами не согласна.


4. Проницательный и философский

Вы уникальный, единственная в своем роде душа. Рядом с вами нет никого, даже слегка, похожего на вас. Вы интуитивный и немного причудливый. Вас часто понимают неправильно, и это вас ранит. Вам необходимо личное пространство. Ваше творчество необходимо развивать, оно требует уважение окружающих. Вы человек, которых отчетливо видит темные и светлые стороны жизни. Вы очень эмоциональный.


5. Уверенный и доминирующий

Вы очень независимый. Ваш принцип "Сделаю сам". Полагаетесь только на себя. Вы знаете, как оставаться сильным для себя и людей, которых вы любите. Вы знаете, чего хотите, и вы не боитесь идти навстречу этому. Единственное, что вам требуется от людей - это, чтобы они были искренни с вами. Вы готовы к правде.


6. Очаровательный и энергичный

Вы веселый, смешной человек. Вы находитесь в гармонии со всем миром. Вы спонтанный. Всегда полны энтузиазма. Вы всегда "За!", особенно если речь идет о каком-нибудь приключении. Вы часто удивляете и шокируете людей. Но что поделать... вы просто всегда остаетесь самим собой. Вам все интересно, вы легко увлекаетесь. Если что-то вас интересует, вы не успокоитесь, пока не изучите это досконально.


7. Счастливый и невозмутимый

Вы чуткий, понимающий человек. Вы слушаете внимательно и без осуждения. Вы считаете, каждый человек имеет свой собственный путь в жизни. Вы легко принимаете события и людей. Вы стрессоустойчивый, редко беспокоитесь. Вы, как правило, очень расслабленны. Всегда хорошо проводите время, при этом, не сбиваясь с собственного пути.


8. Добрый и чувствительный

Вы легко строите отношения с людьми. У вас есть много друзей, и вы любите делать их жизнь лучше. У вас теплая и светлая аура. Люди чувствуют себя крайне спокойно в вашем присутствии. Вы каждый день думаете, как стать еще лучше. Вы хотите быть интересным, проницательным и уникальным. Вам необходима любовь, более чем кому-либо в мире. Вы готовы любить тех, кто не любит вас в ответ.


9. Полный оптимизма и удачливый

Вы верите, что жизнь - это подарок, и вы пытаетесь сделать как можно больше и воспользоваться как можно большим из того, что вам было дано. Вы безмерно гордитесь тем, чего добились в жизни. С теми, кого любите, готовы разделить все радости и горести. У вас очень здоровый взгляд на жизнь. Вы видите, что стакан (по крайней мере) наполовину полон. Вы используете любую возможность, чтобы прощать, учиться и расти. Жизнь слишком коротка, чтобы делать что-нибудь иное.


Приложение № 2

МАКЕТ ЛИСТЬЕВ ДЛЯ ЗАДАНИЯ: ОЖИДАНИЯ И ОПАСЕНИЯ

Приложение № 3

Задания на яблоки

1 ТЕХНОЛОГИЯ

ИГРОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ


2 ТЕХНОЛОГИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ


3 ТЕХНОЛОГИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ


4 ТЕХНОЛОГИЯ

ИНФОРМАЦИОННЫАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

5 ТЕХНОЛОГИЯ

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Приложение № 4

Цветик-семицветик к заданию № 1

- сердцевина
цветок

Приложение № 4/1

Обратная сторона цветика-семицветика к заданию № 1

владение речью как средством общения и культуры

обогащение активного словаря

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

развитие речевого творчества

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Мария Николаевна Кудрина
Современные технологии в развитии речи дошкольников

Доклад на тему : «Современные технологии для развития речи дошкольников »

Идеология ФГОС направлена на формирование принципиально нового взгляда на систему образования. В этих изменяющихся условиях педагогу дошкольного образования необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей , в широком выборе современных технологий .

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях . Они сочетают прогрессивные креативные технологии , доказавшие свою эффективность в процессе педагогической деятельности.

В современных образовательных технологиях передача знаний идёт в форме постоянного решения проблем. Педагог должен знать и помнить о том, что ребёнок не сосуд, а факел, который надо зажечь!

В настоящее время существуют разные программы и технологии , где предполагается обучение дошкольников составлению различных моделей для развития связной речи .

Начнус технологии дифференцированного (индивидуализированного) обучения дошкольного возраста . Данная технология основывается на изучении и понимании ребёнка. Педагог изучает особенности воспитанников при помощи наблюдения, делает соответствующие заметки в виде карт индивидуального развития ребёнка . На основе длительного сбора информаций, воспитатель отмечает достижения ребёнка. В схеме содержания карты прослеживается уровень зрелости нервных процессов, умственное развитие , в которое входит : внимание, память, мышление. Отдельное место отводится речевому развитию : звуковая сторона речи , смысловая сторона речи – а это развитие связной речи , активизация словаря, грамматического строя речи . Для примера, «Индивидуальная программа познавательного общения взрослого с ребёнком» М. Ю. Сторожевой.

Игровые технологии .

Играя – развиваем – обучаем – воспитываем.

В развивающих играх прослеживается один из основных принципов обучения – от простого к сложному. Развивающие игры очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества. Например, игры для обучения чтению, развитию логического мышления, памяти, настольно – печатные игры, сюжетно – дидактические, игры – инсценировки, театрально – игровая деятельность, пальчиковый театр.

Есть интересная технология «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича. Эта технология представляет собой систему поэтапного включения авторских игр в деятельность ребёнка и постепенного усложнения образовательного материала – игра «Четырёхцветный квадрат» , «Прозрачный квадрат» , «Чудо соты» .

Необходимо отметить использование метода образовательных проектов в работе ДОУ.

В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Разработку тематических проектов можно связать с использованием модели «трёх вопросов» - суть этой модели заключается в том, что педагого задаёт детям три вопроса :

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать, и как мы это будем делать?

Что мы узнали?

Здоровьесберегающие технологии – сюда относятся подвижные игры, пальчиковая гимнастика, бодрящая гимнастика после сна. Все эти игры тоже направлены на развитие речи детей , так как любая из них требует изучения правил, запоминания текстового сопровождения, выполнение движений по тексту.

Метод наглядного моделирования.

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника .

Мнемотехника – это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания. Модель позволяет детям легко запомнить информацию и применять её в практической деятельности. Мнемотаблицы особенно эффективны при пересказе, составлении рассказов, заучивании стихотворений.

Технологии развития речи детей , разработанные на основе методов и приемов ТРИЗ и РТВ

ТРИЗ - «теория решения изобретательских задач. наука о том, как решать проблемы».

Возникла она в нашей стране в 40-е годы.

(1926-1998, советский (а позднее - российский) инженер-изобретатель, писатель-фантаст.

РТВ-«развитие творческого воображения» .

один из курсов, которые преподаются в процессе обучения ТРИЗ.

Главное кредо тризовцев :

«Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире , чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта» (Г. С. Альтшуллер)

Синквейн – новая технология в развитии речи дошкольников

Стихотворение без рифмы из пяти строк.

В заключении хочу рассказать о картах Проппа. Замечательный фольклорист В. Я. Пропп, изучая волшебные сказки проанализировал их структуру и выделил постоянные функции. Согласно системе Проппа их 31. Но разумеется не каждая сказка содержит их в полном объёме. Преимущество карт очевидно, каждая из них – целый срез сказочного мира. С помощью карт Проппа можно приступить к непосредственному сочинению сказок, но в начале этой работы необходимо пройти так называемые «подготовительные игры» , в которых дети выделяют происходящие чудеса в сказках, например,

На чём можно отправиться за тридевять земель? – ковёр – самолёт, сапоги – скороходы, на сером волке;

Что помогает указать дорогу? – колечко, пёрышко, клубок;

Вспомните помощников, помогающих выполнить любое указание сказочного героя – молодцы из ларца, двое из сумы, джин из бутылки;

Как и с помощью чего осуществляются разные превращения? – волшебные слова, волшебная палочка.

Карты Проппа стимулируют развитие внимания , восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, активизируют связную речь, способствуют повышению поисковой активности.

Из всего выше сказанного следует вывод :

развитие дошкольного образования , его переход на новый качественный уровень не могут осуществляться без использования инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста .

Публикации по теме:

Современные технологии для развития речи дошкольников «Современные технологии для развития речи дошкольников». Развитие речи младших дошкольников». Прекрасна речь, когда она, как ручеек, Бежит.

Использование социо-игровой технологии в ДОУ. Семинар «Современные социально-игровые педагогические технологии» Методическая Служба МБДОУ детский сад комбинированного вида№4 «Полянка» Семинар для педагогов и старших воспитателей городского округа.

Консультация для педагогов «Проектные технологии в развитии речи дошкольников» Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной.

Педагогические технологии в развитии речи дошкольников. Презентация «Песочный разговор» Актуальность. Речь тесным образом связана со всеми сторонами человеческого сознания: Является средством общения; Является средством передачи.

Консультация «Игровые технологии в художественном развитии младших дошкольников» В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор она остается наименее изученной в.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА «ДЕТСКИЙ САД №12 «НЕПОСЕДЫ» г.Тынды Амурской области

Гетьман Т.И. воспитатель первой квалификационной категории г.Тында, апрель 2015г.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, в овладении лексико-грамматическими формами, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» .

Требования ФГОС – для нас основные ориентиры. Полноценная реализация цели – формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения ребенка с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.

Эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность. Традиционные формы (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание) не позволяют ребенку в достаточной степени раскрыть творческий потенциал.

Сегодня на первое место выдвигается задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс вооружения дошкольников знаниями, умениями и навыками. Установку на развитие можно считать современной стратегией обучения родному языку детей дошкольного возраста.

Становится очевидным, что необходимо изменение способов работы по развитию речи дошкольников.

Безусловно, выбор образовательной технологии обусловлен возрастом детей, целями и задачами, которые педагог ставит перед собой и детьми. Педагогические инновации изменяют и совершенствуют процесс обучения. Инновационные технологии направлены на формирование творческих способностей, развитие нестандартного видения мира, нового мышления.

В своей педагогической практике применяю педагогические технологии, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.

Мнемотехника - «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и, безусловно, развитие речи.

На дворе звенит капель,
по полям бегут ручьи,
на дорогах лужи. Скоро выйдут
муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь
лесной валежник. Стали птицы
песни петь, и зацвёл подснежник.

Использование мнемотехники в обучении дошкольников позволяет решить такие задачи как:

  1. Развитие связной речи;
  2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации) ;
  3. Развитие мелкой моторики рук;
  4. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.
  • Метод наглядного моделирования

Солнце, дождь. (Погода весной.)
Береза. (Появление первых почек.)
Проталинка. (Первоцветы на проталинах.)
Стая. (Перелетные птицы.)

Ежи. (Пробуждение животных от спячки.)
Бабочка. (Появление насекомых.)

Предлагаю детям посмотреть внимательно на схему: что было сначала? Что потом? С чего вы начнете свой рассказ? (у каждого ребенка на солее опорные схемы; проводится индивидуальная работа: уточнить, все ли понятно) .

Дети по очереди рассказывают небольшой рассказ, выставляя свою табличку на мольберт.

«Наступает весна. Солнышко светит ярче, «заплакали» сосульки с крыш. Снег тает, и на первых проталинах появляются подснежники. Перелетные птицы стаями возвращаются из теплых стран. Они вьют гнезда и выводят птенцов. Животные побуждаются от зимней спячки. Появляются первые насекомые».

При обучении связной речи моделирование может быть использовано в работе над всеми видами связного высказывания:

  • пересказ
  • составление рассказов по картине и серии картин
  • описательный рассказ
  • творческий рассказ.

Благодаря работе с моделями, дети учатся анализировать, обобщать, выделять существенные признаки. У детей активизируются мыслительные процессы, психические процессы: память, внимание, мышление, развивается логика, происходит развитие связной речи.

Игровые технологии

В игре и через игровое общения у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее.

В образовательном процессе с дошкольниками использую:

  • дидактические игры и упражнения
  • "Оживи предмет" (предлагается выбрать объект на картине для обсуждения) . Дети определяют его характер, рассказывают о его возможных поступках и мыслях. Например, рассматривается пейзаж; дети выбирают и характеризуют объект - ель: спокойная, спящая, тихо дышит. Составление речевых зарисовок от имени очеловеченного объекта.

Задачи речевого развития ребенка в детском саду решаются в рамках всей образовательной деятельности с детьми. При знакомстве детей в процессе математического развития с отношениями «больше» - «меньше» между числами, с зависимостью отношений больше – меньше, у них создается сложность. Ввожу такой игровой прием: «О чем говорят числа, цифры?» (4 -5-6) , (7- 8) и др.: (на мольберте выставляю магнитные цифры, ребята путем оживления цифр, чисел ведут диалог: пример, цифра 5 – Я – больше, чем 4, но меньше чем -6 и так далее) . Такой прием активизирует познавательную и речевую деятельность.

  • Игровое упражнение «Сравни и назови» . Цель: развитие мышления, воображение, активизация речевой деятельности, обогащение словаря.

Солнце желтое, как… (одуванчик, цыпленок, лимон) .
Солнце круглое, как… (мячик, апельсин, колобок) .
Солнце ласковое, как… (бабушка, мама, ветерок, теплое море) .
Солнце веселое, как… (песенка, клоун) .

Солнце теплое, как … (печка, рукавички, свитер)
Солнце яркое, как… (лампочка, фонарь, звезда)
Солнце жаркое, как… (огонь, костер) .

К. Д. Ушинский: «Упражнения более всего подготавливают ребенка к изучению грамматики. Упражнения - преимущественны с детьми старшего дошкольного и начального школьного возраста» .

  • Игровое упражнение «Найди родню» . Цель - выделение свойств объектов, нахождение сравнений, расширение словарного запаса (авторская разработка) .

Таким образом, дети учатся мыслительным операциям (анализу, синтезу, сравнению, обобщению и т. п.) , с помощью которых приобретаются, систематизируются и используются осмысленные знания, которые эффективно как для развития речи, так и для умственного развития в целом.

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. В процессе составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает радость от речевого творчества.

С этой целью использую такие упражнения как «Описание - загадка» . Задание: составить предложение о сосульке, зная ее признаки и свойства. Пример: Она слезливая, но не Царевна-Смеяна. Она длинная, но не морковка и др.

  • дискуссии с детьми «То, что я загадала, похоже на (бант.) «может быть ассоциирован с цветком, бабочкой, винтом вертолета, с цифрой 8» ;
  • разминки - дивергентные задачи:, «Что общего между...?» , «На что это похоже?» , «Хорошо - плохо» (быстро тает снег?) .
  • Игровое упражнение: «По какой причине произошли два события?» Цель: научить детей находить общую причину, учить рассуждать, развивать связную речь. Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие.
  1. Все прохожие промокли. – Наконец-то вылезли первые ростки из земли.
  2. Все мороженое раскупили. – У мальчика обгорела спина.
  3. Многие дети заболели. – Окна покрылись инеем.
  • Речевая игра «Чересчур» . Цель: научить детей рассуждать и делать выводы.
  1. Если съесть одну конфетку – вкусно, приятно. А если много?
  2. Одна таблетка помогает снять боль, а если съесть много таблеток?
  • Задания:
  1. Как заварить чай?
  2. Как приготовить тесто для выпечки печенья?
  3. Расскажи, как мама дома варит суп (борщ) ?

Организуя с детьми такие задания, решаю следующие задачи: научить детей планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор, развивать и активизировать речевую деятельность.

Овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности.

Целью таких заданий и игровых упражнений является развитие творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы посредством коммуникативной деятельности.

Игра – один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Они так увлекают и приносят столько пользы!

  • При использовании таких заданий «Нарисуй карандашом стрелки от того, что было раньше, к тому, что случится позже» ; «Нарисуй то, что будет потом» осуществляется интеграция с изобразительной деятельностью: выполняя задание, ребенок проговаривает представленный на рисунке алгоритм, таким образом, интегрировано решаются задачи образовательных областей: познавательное и речевое развитие.
  • настольно-печатные игры

Среди воспитанников с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, мышления.

Для этого использую здоровье сберегающие технологии:

- артикуляционная разминка: вначале каждого занятия обязательно организую разминку для того, чтобы настроить на работу и потренировать артикуляционные органы ребят, что необходимо для правильного произношения звуков. Подбираю разминки в соответствии с тематикой непосредственно образовательной деятельности. Вот, к примеру, по теме «Весна» такая разминка:

Ель-ель-ель – звенит звонкая капель,
Чьи-чьи-чьи – бегут быстрые ручьи,
Фью-фью-фью – я гнездо себе совью,
Вей-вей-вей – тебе рады, соловей.

Для этого у меня имеется подборка таких разминок.

Пальчиковая гимнастика (песенка комарика – з-з-з; песенка водички – с-с-с; шипение змеи – ш-ш-ш) . В данном случае пальчиковая гимнастика осуществляется совместно с артикуляционной (произнося звуки, дети выполняют пальчиковую гимнастику: большие пальцы рук поочередно встречается с другими пальцами) .

Систематические упражнения по тренировке движения пальцев оказывают стимулирующее внимание на развитие речи ребенка. С.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Физкультурные минутки (при проявлении утомления, снижения работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаем физкультурные минутки) . Это форма двигательной нагрузки, является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. В арсенале каждого педагога имеются подборки динамических пауз, разминок. Я стараюсь использовать их также в соответствии с тематикой и видом НОД, таким образом, подобранные динамические паузы снимают утомление детей в процессе познавательной деятельности, и при этом у них не теряется интерес к дальнейшей работе, не прерывается логическая цепочка. К примеру, динамическая пауза к НОД на тему «Весна – утро года» .

«Капли звонко капали (легкие прыжки)
Все сосульки плакали (качают головой)
Нам сосулькам жарко (машут руками на лицо)
С нас течет вода (наклон вниз)
Мы растаем навсегда (выпрямились) .

Одна их технологий здоровье сбережения - дыхательная гимнастика.

В своей практике использую разнообразные игровые приемы дыхательной гимнастики. Так на занятии «Весеннее пробуждение природы» рассматривали творческие работы детей, выполненных на занятии по рисованию, включила дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика: - Подышим ароматом подснежников. (Глубокий вдох – носом, на выдох произнесем «Ах, как чудно пахнет цветок» ) . Дети произносят фразу на выдохе 2-3 раза.

В современной педагогике есть еще немало технологий, которые можно использовать для развития речи детей дошкольного возраста. Но существуют определенные правила их использования:

  1. Предлагаемый детям наглядный материал должен быть доступен и понятен.
  2. Следует стремиться к тому, чтобы используемый материал (наглядный или демонстрационный) оказывал воздействие на максимально возможное количество органов чувств.
  3. Обязательное подкрепление демонстрации речью. Речевое пояснение в сочетании с наглядностью углубляет постижение и осмысление предмета объяснения.
  4. В процессе НОД комплексно решать задачи речевого развития: формирование звуковой культуры, лексико-грамматического строя речи, обогащение и активизация словаря.

Невозможно решить задачи речевого развития дошкольника только в процессе непосредственно образовательной деятельности. Эта работа решается в рамках всей образовательной деятельности в режиме дня.

Здесь в работе с детьми использую технологию ТРИЗ

ЦЕЛЬ использования - привить ребенку радость творческих открытий.

ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ в работе с детьми - доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации.

В образовательной деятельности режимных моментов организую такую игру «Отгадай вещество» (с моделями агрегатных состояний веществ) .

Правило игры: (организуется, когда дети ознакомлены со схемами-моделями агрегатных состояний веществ) . В ходе игры осуществляется интеграция детских видов деятельности: познавательно-речевая, игровая, двигательная деятельность.

Игры-соревнования, такие, как «ЧТО ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?»

Правила игры: выигрывает тот, кто правильно и быстро - за 1 минуту (выставляю песочные часы) назовет материалы, из которых сделаны предметы, и скажет, как называются все они одним словом (пример: мяч - резиновый, автомобиль - металлический, кубик – деревянный, пирамидка - пластмассовая - это игрушки)

Материал: карточки с изображением всевозможных предметов.

Вариант 1: (показать предметы, изготовленные из ткани, из металла, из стекла, из дерева, из пластика, из резины и т.д.)

Вариант 2 (усложнение) : (Ребенок описывает предмет и называет материал, из которого он сделан, а затем называет, из каких еще материалов может быть изготовлен такой предмет) .

Таким образом, в результате образовательной деятельности с применением выше представленных образовательных технологий у детей снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается логика мышления, речевая и общая инициатива.