Методы сбора и анализа данных. Методы сбора данных

Методы сбора информации. Существует три основных класса методов сбора информации 1 Прямое наблюдение 2 Анализ документов 3 Опросы, которые делятся на два подкласса а интервью б анкетный опрос ПРЯМОЕ НАБЛЮДЕНИЕ Под наблюдением подразумевается прямая регистрация событий очевидцем.

Наблюдение может носить различный характер. Иногда наблюдатель самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц. Наблюдение бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что а Оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам. б Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре. в Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе. г Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдение классифицируется 1 По степени формализованности выделяют неконтролируемое или нестандартизованное, бесструктурное и контролируемое стандартизованное, структурное. В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при контролируемом - регистрируют события по детально разработанной процедуре. 2 В зависимости от положения наблюдателя различают соучаствующее или включенное и простое невключенное наблюдения.

Во время включенного наблюдения исследователь имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы изнутри. В невключенном простом наблюдении исследователь наблюдает со стороны, не вмешиваясь в события. В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или инкогнито. Одна из модификаций включенного наблюдения носит название стимулирующего наблюдения.

Этот способ подразумевает воздействие исследователя на события которые он наблюдает. Социолог создает определенную ситуацию, для того чтобы стимулировать события, что дает возможность оценить реакцию на это вмешательство. 3 По условиям организации наблюдения делятся на полевые наблюдения в естественных условиях и на лабораторные в экспериментальной ситуации. Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы Что наблюдать, Как наблюдать и Как вести записи.

Постараемся найти на них ответы. На первый вопрос отвечает программа исследования, в частности состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия исследования в целом. При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится по фомлулятивному примерному плану, применяют простое или бесструктурное наблюдение. Цель такого предварительного наблюдения заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта.

При этом используется следующее 1 Общая характеристика социальной ситуации, включающая такие элементы, как сфера деятельности производственная, непроизводственная, уточнение ее особенностей и т.д. правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом формальные и общепринятые, но не закрепленные в инструкциях или распоряжениях степень саморегуляции объекта наблюдения в какой мере его состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами. 2 Попытка определить типичность наблюдаемого объекта в данной ситуации, относительно других объектов и ситуаций экологическая Среда, область жизнедеятельности, общественная, экономическая и политическая атмосфера, состояние общественного сознания на данный момент. 3 Субъекты или участники социальных событий. В зависимости от общей задачи наблюдения их можно классифицировать по демографическим и социальным признакам по содержанию деятельности характер труда, сфера занятий, сфера досуга относительно статуса в коллективе или группе руководитель коллектива, подчиненный, администратор, общественный деятель, член коллектива по официальным функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте обязанности, права, реальные возможности их осуществления правила, которым они следуют строго и которыми принебрегают по неофициальным отношениям и функциям дружба, связи, неформальное лидерство, авторитет 4 Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп общие и групповые цели и интересы официальные и неформальные одобряемые и не одобряемые в данной среде согласованность интересов и целей. 5 Структура деятельности со стороны внешних побуждений стимулы, внутренних осознанных намерений мотивы, средств, привлекаемых для достижения целей по содержанию средств и по моральной их оценке, по интенсивности деятельности продуктивная, репродуктивная напряженная, спокойная и по ее практическим результатам материальные и духовные продукты. 6 Регулярность и частота наблюдаемых событий по ряду указанных выше параметров и по типичным ситуациям, которые ими описываются.

Наблюдение по такому плану позволяет более хорошо разобраться в объекте наблюдения.

По собранным предварительным данным задачи наблюдения уточняются.

Некоторые стороны наблюдаемых событий изучаются более детально, другие вовсе опускаются. Таким образом, после предварительного, наблюдение переходит в стадию более формализованного поиска.

Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюдения предшествует детальный анализ проблемы на основе теории и данных неконтролируемого наблюдения.

Теперь отдельные явления, события, формы поведения людей должны быть интерпретированы в понятиях логики исследования, они приобретают смысл индикаторов каких-то более общих свойств или действий. Поучительную технику регистрации наблюдаемых событий разработали московские социологи в рамках исследовательского проекта общественное мнение руководитель исследования Б.А.Грушин. В числе одного из каналов выражения общественного мнения были выделены собрания.

Для регистрации данных использовалась картотека наблюдения, включающая девять различных бланков оценки ситуации перед началом собрания, организационного периода, регистрации действий докладчика или выступающего, регистрации реакций аудитории на выступление, описания общей ситуации во время прений, ситуации при принятии решений собрания, в частности при обсуждении поправок и дополнений к проекту решения, ситуации по окончании собрания и карточка общей характеристики собрания.

Вот как выглядит карточка индикаторов для регистрации отношения участников собрания к выступающему - докладчику, участнику дискуссии. Индикаторы отношения участников собрания к выступающим путем прямого наблюдения реакций аудитории Элементы наблюдаемого поведенияСила проявления реакции по группам шкальные оценкиОсобые заметки наблюдателя, заранее не формализуемыеА Одобрительные реплики, возгласы, аплодисменты. Б Неодобрительные реплики и т.д В Требование дополнительной информации.

Г Разговоры, связанные с обсуждаемым вопросом. Д Вопросы к выступающему. Е Отсутствие реакции нейтральное отношение. Ж Призывы к соблюдению порядка. З Призывы к соблюдению регламента. И Разговоры, тему которых определить невозможно. К Посторонние разговоры. Л Занятие посторонними делами.1, 2, 3, 4, 5, 6 1, 2, 3, 4, 5, 6 1, 2, 3, 4, 5, 6 К каждой строке элементов наблюдаемого поведения дана 6-членная номинальная шкала, пункты которой 1 - президиум собрания 2 - большинство аудитории 3 - примерно половина аудитории 4 - меньшинство аудитории 5 - несколько человек 6 - один - два человекаНаблюдение большой аудитории собрания производится несколькими лицами, которые придерживаются единой инструкции. подготовке протокола регистрации данных наблюдения предшествует не только разработка общей концепции, но и неоднократные нестандартизованные наблюдения на разных объектах в нашем случае - собраниях разных организаций и коллективов.

Следует ли наблюдателю вмешиваться в наблюдаемый процесс Ответ на этот вопрос зависит от цели исследования.

Если цель исследования состоит в том, чтобы описать и проанализировать диагностировать ситуацию, то вмешательство исказит картину и может привести к нежелательному для исследования искажению информации. Для этого существуют способы добиться минимальных ошибок при диагностическом наблюдении. Один из них заключается в том, чтобы исследователь сделал так, что люди не знают, что за ними наблюдают. Другой способ - создать ложное представление о цели наблюдения.

Конечно эти способы могут показаться безнравственными, но чтобы добиться правдивости информации, исследователю лучше не показывать своих целей, особенно в том случае, если узнав о них люди смогут неправильно истолковать задачи исследования. Если же цель исследования заключается в принятии определенных управленческих решений, то вмешательство будет полезно, так как позволит изменять ход событий и оценивать полученные результаты. Именно этим целям служит стимулирующее включенное наблюдение.

Преимущества включенных наблюдений очевидны они дают наиболее яркие, непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей и действия социальных общностей. Но с этим же связаны основные недостатки такого способа. Исследователь может потерять способность объективно оценивать ситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишком вживается в свою роль соучастника событий. Поэтому как правило, итогом включенного наблюдения является социологическое эссе, а не строго научный трактат.

Имеются и нравственные проблемы включенного наблюдения насколько вообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, в действительности исследовать их Пути повышения надежности данных при наблюдении. В полевых условиях, при простом бесструктурном и невключенном наблюдении вести записи очень сложно. Это уже дело навыков и изобретательности исследователя. Можно применять заранее разработанные коды. Можно применять маскировочные приемы например ученику на предприятии вести записи, якобы связанные с работой.

Можно использовать хорошую память и регистрировать наблюдения позже, в спокойной обстановке. Структуризованное наблюдение предпринимает более строгие приемы ведения записей. Здесь используются бланки - протоколы, разлинованные по пунктам наблюдения с кодовыми обозначениями событий и ситуаций. Пример Наблюдатели и сотрудники исследовательского коллектива, которые исследовали собрания, расчленили зоны наблюдения президиум, выступающий, сектор участников собрания из 15-20 человек и по шкале времени фиксировали происходящее, пользуясь кодами.

В протоколе см.схему ниже в каждой строке делается отметка пункта номинальной шкалы с учетом времени. Напомню, что другой наблюдатель регистрирует по соответствующей инструкции действия ораторов, после чего можно синхронизировать реакции аудитории на выступления с трибуны собрания. Частоту и интенсивность событий в данном случае регистрируют с помощью шкал ранжирования по предыдущей схеме, графа 2. Современная техника позволяет использовать магнитофон, кино- или фотоаппарат, видеозаписи, обеспечивающие подлинность регистрации наблюдаемого. Протокол регистрации событий на основе индикаторов отношения участников собрания к выступающим ВремяЭлементы наблюдаемого поведения и реакции, кодируемые в номинальной шкалеОсобые отметки, примечания 0 - 5 мин 6 - 10 мин абвгдежз и Надежность обоснованность и устойчивость данных повышается, если выполнять следующие правила а Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами.

Их надежность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться. б Если основное наблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатления и согласовывают оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения. в Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях нормальных, и стрессовых, стандартных и необычных, что позволяет увидеть его с разных сторон. г Необходимо четко различать и регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики интенсивность, регулярность, периодичность, частоту. д Важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их интерпретацией.

Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования. е При включенном или невключенном наблюдении, выполняемом одним исследователем, особенно важно следить за обоснованность интерпретации данных, стремясь к тому, чтобы перепроверить свои впечатления с помощью различных возможных интерпретаций.

Например, бурная реакция собрания на выступление может быть следствием одобрения, недовольства по поводу высказанного оратором, реакцией на его шутку или реплику из зала, на допущенную им ошибку или оговорку, на постороннее действие во время выступления Во всех этих случаях делаются особые заметки, поясняющие протокольную запись. ж Полезно прибегнуть к независимому критерию для проверки обоснованности наблюдения.

Данные наблюдений со стороны можно проконтролировать с помощью интервью с участниками событий материалы включенного наблюдения желательно проверить невключенными по той же программе или по имеющимся документам.

Место наблюдения среди других методов сбора данных.

Основным недостатком этого метода является необъективность наблюдателя. Человек очень редко оценивает ситуацию абсолютно беспристрастно ему свойственно делать выводы. Личностные особенности наблюдателя определенно сказываются на его впечатлениях. Наблюдению не подлежат события прошлого, многие явления и процессы массового характера, вычленение небольшой части которых делает их изучение непредставительным.

Наблюдение используется в основном как дополнительный метод, который позволяет собрать материалы для начала работы или помогает проверить результаты других методов сбора информации. ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. В этом смысле понятие документации отличается от общеупотребительного обычно мы называем документами официальные материалы.

По способу фиксирования информации различаются рукописные и печатные документы записи на магнитной ленте. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые были избраны самим исследователем. Пример Американский социолог У.Томас и польский Ф.Знанецкий исследовали по документам жизнь польских эмигрантов в Европе и Америке. Они попросили одного польского крестьянина написать автобиографию и получили от него 300 страниц рукописного текста. Эти документы называют целевыми. Другие - не зависимые от социолога документы называют наличными.

Обычно они и составляют документальную информацию в социологических исследованиях. По степени персонификации документы подразделяются на личные и безличные. Личные - документы индивидуального учета библиотечные формуляры, анкеты и бланки, заверенные подписью, характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления, мемуарные записи. Безличные - статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний.

В зависимости от статуса документы делятся на официальные и неофициальные. Официальные - протоколы, правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и т.д отчетность. Неофициальные - личные документы, а также составленные частными гражданами безличные документы например, статистические обобщения, выполненные другим исследователем на основе собственных наблюдений. Особая группа документов - средства массовой информации, газеты, журналы, радио, телевидение, кино. По источнику информации документы делятся на первичные и вторичные.

К первичным относится прямое наблюдение. Ко вторичным - обработка данных прямого наблюдения, обобщение или описание на основе первичных источников. Еще можно классифицировать документы по содержанию например, литературные данные, исторические и научные архивы, архивы социологических исследований. Проблема достоверности документальной информации.

Не следует путать такие понятия как надежность, подлинность самого документа с достоверностью сообщающихся в нем сведений. Достоверность в первую очередь зависит от источника доступного документа. Конечно, официальные, личные, документы из первых рук намного надежней, чем какие-либо другие. Оценка метода документального анализа. Документы нередко выступают в роли главного источника информации дополненной опросом или прямым наблюдением. Социолог должен проявить недюжинную изобретательность в поисках подходящих документов, подчас весьма неожиданных.

Главные недостатки описанного метода состоят в проблемах получения достоверной информации из биографических материалов и в том, что при изучении человеческой деятельности в документах почти не отражается ее процесс, а лишь результаты. Анализ документов - важный метод сбора информации при формулятивном плане исследования для выдвижения гипотез и общей разведки темы и на стадии работы по описательному плану. В экспериментальных исследованиях возникают значительные трудности перевода языка документов на язык гипотез, но, как показывает опыт, и эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом.

Наконец, огромное и вполне самостоятельное значение имеют для социолога данные государственной статистики, многочисленные данные ЦСУ, которыми надо уметь пользоваться, а также знать, с какой регулярностью они собираются и публикуются. ОПРОСЫ Опросы - незаменимый прием получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

Опрос - почти универсальный метод. при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть о чем угодно. Даже о том что нельзя увидеть или прочитать. Впервые официальные опросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. Во Франции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии - 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся. Искусство использования этого метода состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить, полученным ответам.

Для исследователя надо в первую очередь уяснить, что в опросе участвует не средний респондент, а живой, реальный человек одаренный сознанием и самосознанием, который воздействует на социолога так же как и социолог на него. Респонденты не беспристрастные регистраторы своих знаний и мнений, а живые люди, которым не чужды какие-то симпатии, предпочтения, опасения и т.п. Поэтому, воспринимая вопросы, они на одни из них не могут ответить из-за недостатка знаний, на другие - не хотят отвечать или отвечают неискренне.

Разновидности опросов. Существуют два больших класса опросных методов интервью и анкетные опросы. Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом опрашиваемом, причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером его ассистентом, либо механически на пленку.

Имеется множество разновидностей интервью. 1 По содержанию беседы различают документальные интервью изучение событий прошлого, уточнение фактов и интервью мнений, цель которого - выявление оценок, взглядов, суждений особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со специалистами существенно отличается от обычной системы опроса. 2 По технике проведения - делятся на свободные, нестандартизованные и формализованные а также полустандартизованные интервью.

Свободные - длительная беседа несколько часов без строгой детализации вопросов, но по общей программе путеводитель интервью. Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане исследования. Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов. 3 В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным клиническим т.е. глубоким, длящимся иногда часами и фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого.

Цель клинического интервью - получить информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации из массовой печати, лекции и т.п Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом.

В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе не осталось в памяти. 4 Так называемые ненаправленные интервью носят терапевтический характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервьюер лишь помогает ему излить душу. 5 Наконец, по способу организации интервью делятся на групповые и индивидуальные.

Первые применяются относительно редко, это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в группе. методика проведения читательских конференций напоминает данную процедуру. Телефонные интервью используются для быстрого зондажа мнений. анкетирование Изучение общественного мнения связывается преимущественно с проведением анкетирования. Можно сказать, что в крае образовался настоящий анкетный бум, анкетомания.

Это одна из основных форм, но далеко не единственная. Анкетирование, проводится по любому поводу, на любую тему, нередко не выдерживает никакой критики и расценивать его следует только как дань моде. Многие анкеты представляют из себя механический набор на думанных, нередко неграмотно сформулированных, курьезных вопросов, не дают представления о цели исследования, никаких чувств, кроме недоумения и раздражения у респондентов не вызывают и, соответственно, полученная информация практической ценности не имеет.

Более того, такие анкеты носят порой провокационный характер, сами по себе являются источником возникновения и формирования извращенного общественного мнения. Так, в одной из районов проводили опрос старшеклассников об их отношение к религии. Для наглядности приведем полный текст некоторых вопросов анкеты 1 что вы знаете о происхождении Иисуса Христа а в твоем понятии бог - это человек б в твоем понятии бог - это миф, выдумка 2 могут ли в нашей жизни существовать духовные интересы верующих в бога, не верующих, убежденных сторонников атеизма а да. б нет 3 кто на вас оказывает положительное влияние в вопросах религии а семья б Друзья в художественная и церковная

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Общественное мнение, как предмет изучения социальной психологии

Только в отечественной литературе можно встретить около двух десятков определений общественного мнения.Если попытаться суммировать их, то можно.. Словосочетание общественное мнение давно у нас на слуху.Оно относится к числу.. Общественное мнение изучают, формируют, прогнозируют, стремятся учесть в практике социального управления, одним..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

26. Методы сбора данных

Обычно методы обработки данных выбираются на стадии планирования эксперимента или же еще раньше - при выдвижении экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза преобразуется в статистическую. Возможных типов статистических гипотез в экспериментальном исследовании немного: а) о сходстве или различии двух и более групп; б) о взаимодействии независимых переменных; в) о статистической связи независимых и зависимых переменных; г) о структуре латентных переменных (относится к корреляционному исследованию).

Статистические оценки дают информацию не о наличии, а о достоверности сходств и различий результатов контрольных и экспериментальных групп.

Существуют "привязки" определенных методов обработки результатов к экспериментальным планам. Факторные планы требуют применения дисперсионного анализа для оценки влияния независимых переменных на зависимую, а также определения меры их взаимодействия друг с другом.

Существуют стандартные пакеты программ для математической обработки данных. Все пакеты делятся на виды: 1) специализированные пакеты; 2) пакеты общего значения и 3)неполные пакеты общего назначения. Для исследователей рекомендуются пакеты общего назначения. Западные статистические пакеты требуют хорошей подготовки пользователя на уровне знания университетского курса математической статистики и многомерного анализа данных. Каждая программа снабжается документацией. Отечественные пакеты более приближены к возможностям нашего пользователя. Сопутствующая информация (справочник, интерпретатор выводов и др.) включается в программную систему. Примерами являются отечественные статистические пакеты "Мезозавр", "Эвриста".

Сбору данных с помощью диагностических методик предшествует период ознакомления с некоторым комплексом объективных и субъективных показателей (беседа, история болезни, заключения других специалистов и т. д.) об обследуемом, в ходе которого формируется исследовательская задача. Авторы всех известных диагностических методик обращают особое внимание на тщательное предварительное изучение испытуемого, необходимость учета его прошлого и настоящего. Этим создается основной фон исследования, намечаются элементы рабочей картины личности, необходимой для диагноза и прогноза.

Поскольку психодиагностическое обследование всегда образует систему взаимодействия «экспериментатор-испытуемый», в литературе немало внимания уделяется анализу влияния различных переменных, включенных в эту систему. Обычно выделяются ситуационные переменные, переменные цели обследования и задания, переменные исследователя и обследуемого. Значение этих переменных достаточно велико, а их влияние должно учитываться при планировании и проведении исследований, обработке и использовании полученных результатов.

В психологической диагностике часто отсутствуют какие-либо четкие предписания, касающиеся выбора определенных методик в зависимости от поставленных задач. Особенно отчетливо это проявляется в области диагностики личностных особенностей, где одна и та же методика используется в различных целях. Теоретически валидность (действительная способность теста измерять ту психологическую характеристику, для диагностики которой он заявлен) той или иной методики по отношению к сформулированной диагностической задаче должна быть критерием для ее выбора в качестве инструмента исследования.

Однако, при определении валидности личностных методик возникают значительные трудности. Нужно учитывать известную ненадежность психиатрического диагноза; существование клинико-диагностических несоответствий в различных школах и направлениях; целесообразность использования психиатрического диагноза в качестве внешнего критерия для опросников, ориентированных на обнаружение патологии. Но и в том случае, когда известен эмпирический коэффициент валидности методики, он должен быть оценен по отношению к базовому уровню диагностируемого параметра. Под базовым уровнем понимается доля присутствия в изучаемой популяций той черты (особенности), которую мы собираемся диагностировать. Соотношение коэффициента валидности теста с базовым уровнем позволяет ответить на вопрос о том, насколько будет оправдано его использование.

Известно также, что валидность теста зависит от особенностей обследуемых групп (подгрупп) или так называемых модераторов.

При выборе методик следует руководствоваться и тем, что можно обозначить как широту охвата ими личностных особенностей. От этого зависит и точность диагностического решения, прогноза.

После формулирования диагностической задачи, выбора соответствующих методик и проведения исследования полученные результаты должны быть представлены в том виде, который определяется особенностями используемых методик. «Сырые» оценки преобразуются в стандартные величины, рассчитывается коэффициент интеллекта, строятся «профили личности» и т. д.

27. Личность испытуемого и экспериментатора

Психологический эксперимент - это встреча испытуемого (испытуемых) с экспериментатором. Однако за ней следует расставание. Ситуация эксперимента может быть рассмотрена как с внешней стороны ("вход" и "выход" из ситуации), так и с внутренней (что случилось за время проведения эксперимента).

Испытуемый реагирует не просто на эксперимент как некоторое непонятное целое, но отождествляет его с каким-то классом реальных жизненных ситуаций, с которыми он сталкивается, и соответственно строит свое поведение.

Экспериментатор не просто набирает репрезентативную группу, но и активно привлекает людей к участию в эксперименте.

Значит, для исследователя не безразлично, какие неконтролируемые психологические особенности отличают людей, привлеченных к исследованию, от всех прочих; какими мотивами побуждаемы были они, включаясь в психологическое исследование в качестве испытуемых.

Испытуемый может участвовать в исследовании добровольно или принудительно, помимо своей воли. Принимая участие в "естественном эксперименте", он может и не знать, что стал испытуемым.

Почему люди добровольно участвуют в исследовании? Половина испытуемых согласилась участвовать в экспериментах (длительных и утомительных), движимая лишь любопытством. Часто испытуемому хочется узнать что-либо о самом себе, в частности, для того, чтобы разобраться в отношениях с окружающими.

Добровольное участие в эксперименте принимают испытуемые, стремящиеся заработать деньги, получить зачет (если речь идет о студентах-психологах). Большинство испытуемых, принудительно привлеченных к участию в эксперименте, противились этому, относились к эксперименту критично, а к экспериментатору - враждебно и недоверчиво. Зачастую они стремятся разрушить план экспериментатора, "переиграть" его, т.е. рассматривают ситуацию эксперимента как конфликтную.

М. Матлин ввела классификацию, разделив всех испытуемых на позитивно настроенных, негативно настроенных и доверчивых. Обычно экспериментаторы предпочитают первых и последних.

Исследование может проводиться при участии не только добровольцев или принудительно привлеченных, но и анонимных и сообщающих свои паспортные данные испытуемых. Предполагается, что при анонимном исследовании испытуемые более открыты, а это особо значимо при проведении личностных и социально-психологических экспериментов. Однако выясняется, что в ходе эксперимента неанонимные испытуемые более ответственно относятся к деятельности и ее результатам.

Исследовательская работа включается в контекст практической деятельности психолога, тем самым ограничивается свобода в выборе объектов исследования, варьировании условий, методов воздействия и контроля переменных. Этот выбор строго подчинен достижению консультационного или психотерапевтического эффекта. С другой стороны, жизненная ситуация испытуемого более ясна, мотивация его участия в исследовании определена, что позволяет строже подходить к конструированию и типологизации ситуации эксперимента, а следовательно - учету и контролю ее влияния на поведение испытуемого.

Решение научно-практической задачи сводится к определенному изменению судьбы испытуемого: его могут принять или не принять на работу, в вуз, назначить или не назначить лечение и т.д. В конце обследования (точке "выхода") испытуемый может получить результаты и сам определить на их основе свое поведение и жизненный путь. В ином случае его жизненный путь изменяет другое лицо (психодиагност, администратор и т.д.). При этом решение экспериментатора или лица, которому психодиагност доверил данные, не зависит от дальнейших действий обследуемого и определяется только волей других. Следовательно, в первом случае субъектом выбора (принятия решения) является испытуемый, во втором - другое лицо.

У каждой науки есть свои методы исследования и сбора информации. Не исключение и социальная психология. Хотя, как самостоятельную науку, ее стали выделять лишь к концу XIX века. Методы социальной психологии используют для изучения основных психологических явлений в социуме и их закономерностей. Изучение совокупности всех показателей помогает раскрыть суть и глубину происходящих процессов и явлений в обществе.

Все методы, используемые в социальной психологии, можно разделить на две большие группы:

1. Метод сбора информации (наблюдение, эксперимент, опрос, тест, изучение документальных источников).

2. Метод обработки информации (корреляционный и факторный анализ, построение типологий и др.).

Наблюдение

Этот метод по праву можно назвать самым «древним» и одним из популярных. Он не требует особых приготовлений и инструментария. Правда, есть и существенный недостаток – нет четкого плана фиксации данных и их интерпретации. Каждый последующий исследователь будет описывать данные через призму своего восприятия.

Что является предметом наблюдения в социальной психологии? В первую очередь, вербальные и невербальные акты в поведении одного человека, малой или большой группы, которые находятся в определённых условиях социальной среды или ситуации. Например, ответить на вопрос ?

Наблюдение бывает нескольких видов:

Внешнее наблюдение – это способ сбора информации, который часто использует каждый из нас. Исследователь при помощи прямого наблюдения со стороны получает информацию о психологии и поведении людей.

Внутренне наблюдение или самонаблюдение – это когда психолог-исследователь хочет изучить интересующее его явление именно в том виде, в котором оно представлено в сознании. Ставит перед собой задачу и ведёт внутреннее наблюдение за самим собой.

Наблюдение рассматривает предмет или явление в целом. Этот метод социальной психологии не ограничен четкой программой изучения. Наблюдатель в любой момент может сменить объект своего наблюдения, если его заинтересовало то, что не было заранее запланировано. С помощью этого метода не удастся выявить причину происходящего, а времени придется потратить много.

Эксперимент

Данный метод психологического исследования достаточно специфичен. Исследователь, в случае необходимости, может поработать и создать искусственную ситуацию для изучения определенного свойства, которое «здесь и сейчас» будет проявлено лучше всего.

Эксперимент бывает естественный и лабораторный. Отличает их то, что психология и поведение людей могут изучаться в отдаленных или приближенных к действительности условиях.

Естественный эксперимент проходит в условиях обычной жизненной ситуации. Исследователь только фиксирует данные, не вмешиваясь в ход событий.

Лабораторный эксперимент напротив. Он проходит в заранее искусственно созданной ситуации. Это делается для того, чтобы как можно лучше изучить определенное свойство.


Опрос

Одним из часто используемых методов социальной психологии можно смело назвать – опрос. Это, как правило, ряд вопросов, на которые должны ответить испытуемые. Его большим преимуществом считается то, что можно охватить большое количество респондентов за короткий промежуток времени.

Устным опросом специалисты пользуются тогда, когда нужно вести наблюдение за тем, как ведет себя человек и как реагирует на вопросы. Он, в отличие от письменного, позволит глубже изучить психологию человека. Однако, требует больше специальной подготовки и времени.

Для того, чтобы охватить большое количество испытуемых, используют письменный опрос – анкету.

Если письменный или устный опрос не ограничен определенными ответами на вопросы, то его называют свободным. Его плюс в том, что можно получить интересные и нестандартные ответы.

Всем нам известные тесты – это также один из методов социальной психологии. С их помощью исследователь получает точную информацию, как в качественном, так и в количественном соотношении.

С помощью тестов легко сравнивать между собой психологию разных людей, давать оценки, изучать себя. Наверное, каждый хотя бы раз отвечал на вопросы тестов ?

Тесты делятся на два вида – задание и опросник. Мы с вами чаще сталкиваемся с опросниками. Они основаны на системе ответов, которые тщательно отобраны и проверены на надежность и валидность. Тест-опросник позволяет изучать психологические качества людей.

Тест-задание поможет дать оценку психологическим и поведенческим качествам человека исходя из того, что и как он делает. Этот метод основан на серии специальных заданий, предъявляемых испытуемому. По итогам проведения теста можно говорить о том, есть ли определенное качество у человека и насколько оно развито.

В изучении психологии и поведения малых групп широко применяется социометрия.

Статистический метод

В социальной психологии широко используются методы и модели математической статистики. Они помогают в сборе информации, а также её обработке, анализе, моделировании и сопоставлении результатов.

В статье мы перечислили основные методы исследований в социальной психологии. У каждого из них есть свои преимущества и недостатки. Какой метод выбрать зависит от того, какую цель ставит перед собой исследователь и какой процесс или явление планирует изучить.

Методы научных исследований - это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того, насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная область знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный прорыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к социальной психологии. Ее явления настолько сложны и своеобразны, что на протяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегрированны методы самых разных наук. Это - методы математики, общей психологии, ряда других наук.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в социальной психологии не утратили своего значения традиционные методы сбора научной информации, такие, как наблюдение, опрос.

В моем реферате на тему “” рассмотрен и раскрыт один из традиционных методов сбора научной информации - наблюдение.

Если данные об обследуемом процессе, о деятельности индивидов, группы, коллектива в целом должны быть максимально “очищены” от рациональных, эмоциональных и прочих свойств респондентов, то прибегают к такому методу сбора информации, как наблюдение.

Наблюдение - древнейший метод познания. Его примитивной формой - житейскими наблюдениями пользуется каждый человек в повседневной практике. Регистрируя факты окружающей социальной действительности и свое поведение, человек пытается выяснить причины тех или иных поступков и действий. Житейские наблюдения отличаются от наблюдений научных прежде всего тем, что они случайны, неорганизованны и бесплановы.

Так как социологическое наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них, имеет много общего с тем, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится. Но есть и большие различия. Социологическое наблюдение как метод сбора научной информации - это всегда направленное, систематическое, непосредственное прослеживание и фиксирование значимых социальных явлений, процессов, событий. Оно служит определенным познавательным целям и может быть подвергнуто контролю и проверке.

Метод наблюдения использовался еще на этапе становления марксистской социологии. Ф. Энгельс в течении 21 месяца непосредственно по личным наблюдениям и в личном общении изучал английский пролетариат, его стремления, страдания, радости.

Интересный опыт использования метода наблюдения и анализа его результатов накоплен в русской литературе 40-х годов XIX века. В социальной беллетристике этого периода тесно сплетены гражданские чувства и умонастроения близкой к народу интеллигенции, поиски художественного отражения жизни различных социальных групп, черты научного, социологического видения общественного развития. Писатели, близкие к В.Г. Белинскому и Н.А. Некрасову, не только дали точные зарисовки быта, поступков, элементов сознания представителей многих социальных, профессиональных сообществ, но и создали типологические образы, обобщенные социолого-художественные типы людей своего времени. Общий гуманистический пафос их произведений, а также использованный ими метод сбора и осмысления фактов общественного бытия в значительной мере предопределили как характер более поздней прогрессивной русской литературы, так и специфику становления отечественной социологии.

Наблюдение - это самый простой и наиболее распространенный из всех объективных методов в психологии. Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением. Необходимо поэтому прежде всего установить общие основные условия, которым вообще должно удовлетворять наблюдение, чтобы быть научным методом.

Первое основание требование -- наличие четкой целевой устновки: ясно осознанная цель должна руководить наблюдателем. В соответствии с целью должен быть определен план наблюдения, зафиксированный в схеме. Плановость и систематичность наблюдения составляют самую существенную черту его как научного метода. Они должны исключить элемент случайности, свойственный житейскому наблюдению. Таким образом, объективность наблюдения зависит прежде всего от его плановости и систематичности. И, если наблюдение исходит из четко осознанной цели, то оно должно приобрести избирательный характер. Наблюдать все вообще в силу безграничного многообразия существующего совершенно невозможно. Всякое наблюдение поэтому носит избирательный, или выборочный, частичный характер.

Наблюдение становится методом научного познания лишь постольку, поскольку оно не ограничивается простой регистрацией фактов, а переходит к формулировке гипотез с тем, чтобы проверить их на новых наблюдениях. Действительно научно-плодотворным объективное наблюдение является в том случае, когда оно связано с установлением и проверкой гипотез. Отделение субъективного истолкования от объективного и выключение субъективного, производится в самом процессе наблюдения, соединенного с постановкой и проверкой гипотез.

Квалификация событий: единицы и категории наблюдения.

В отличие от житейского научное наблюдение опосредовано исследовательскими целями, определяющими предмет наблюдения и область фактов, которые включаются в изучаемую реальность. Оно опосредовано также теоретическими представлениями об изучаемой реальности и выдвигаемыми познавательными гипотезами. Для наблюдения как способа сбора данных характерна существенная особенность: теоретические представления исследователя включены не только в объяснения наблюдаемого, но и в сам процесс наблюдения, в само описание наблюдаемого. В обыденной жизни мы отражаем окружающий нас мир в системе закрепленных в языке значений. При социально-психологическом наблюдении субъект наблюдения использует специально выделенные категории и единицы, выступающие как средства качественного описания наблюдаемой им реальности.

Наблюдение целостного потока активности субъекта и его описание возможны только путем искусственного вычленения в нем определенных "единиц" активности, которым присваиваются определенные названия. Выделение этих "единиц" позволяет: а) ограничить процесс наблюдения определенными рамками: в каких свойствах, проявлениях и отношениях воспринимается наблюдателем изучаемая реальность; б) выбрать определенный язык описания наблюдаемого, а также способ фиксации данных наблюдения, т.е. способ отчета наблюдателя о воспринимаемом явлении; в) систематизировать и контролировать включение в процесс получения эмпирических данных теоретического "взгляда" на изучаемое явление.

Качественное описание составляет первую стадию отражения результатов наблюдения, протекающего как процесс квалификации наблюдаемых событий. Эмпирическим фактом наблюдавшееся явление становится только после описания его наблюдателем. Все многообразные подходы к описанию явлений можно свести к двум основным типам. Первый -- описание объекта в словаре "естественного" языка. В обыденной жизни мы употребляем для описания того, что воспринимаем, обычные ("житейские") понятия. Так, мы говорим: "человек улыбнулся", а не "человек растянул и приподнял уголки губ, слегка прищурив глаза". И научное наблюдение может также базироваться на использовании таких единиц, если в соответствии с целями исследования четко определен их репертуар как совокупность возможных понятий, в которых фиксируются свойства наблюдаемого явления.

Второй подход к описанию -- это разработка систем условных названий, обозначений, искусственно созданных знаков, кодов. Выделение единиц наблюдения может строиться на основе теоретических представлений о наблюдаемом явлении. В этом случае средствами наблюдения являются категории -- такие единицы описания, которые получают свое понятийное значение только в определенной системе теоретических взглядов исследователя. Так, сказать об одном и том же явлении можно по-разному в зависимости от знания контекста: "человек бежит" или "человек убегает". В последнем случае в описание внешней двигательной активности включена интерпретация, но она связана только с включением контекста ситуации (убегать можно от кого-то и т.п.). Другой пример: "ребенок замер на месте с испуганным лицом" или "ребенок демонстрирует оборонительную реакцию в виде замирания". Во втором выражении включены понятия (пассивно-оборонительной реакции), которые уже в описании дают интерпретацию состояния ребенка с точки зрения определенной типологии его реакций. Если в первом случае результат наблюдения описан в единицах, то во втором случае -- в системе категорий.

Условные обозначения, например графические, могут относиться и к репертуару единиц, и к системе категорий. То есть не вид обозначения, а содержание используемых понятий в их отношении к теории позволяет разграничивать единицы и категории.

Категоризованное наблюдение сводится не только к вычленению путем восприятия тех или иных единиц, но и обязательно включает этап осмысленного подведения под категорию этих единиц, т.е. обобщения в самом процессе наблюдения. Иногда категорией охватывается тот же поведенческий акт, что и единицей, т.е. они могут быть сопоставлены по степени расчлененности изучаемого явления и отличаться только степенью его интерпретации. Чаще же категории подчиняют себе ряд единиц.

Количественные оценки данных наблюдения.

Существуют два основных способа получения количественных данных в ходе наблюдения: 1) психологическое шкалирование, используемое в основном в виде балльных оценок; 2) измерение времени, или хронометраж. Хронометраж лежит в основе применения так называемой методики временных промежутков.

Вторым видом его является методика временных выборок, когда из целостного наблюдаемого процесса для фиксации данных выбираются отдельные определенные промежутки времени, считающиеся представительными -- репрезентативными -- для более длительного периода наблюдения. В реальных исследованиях качественное и количественное описания событий наблюдателем обычно используются в комбинациях.

Количественные оценки могут фиксироваться непосредственно в ходе наблюдения, а могут выставляться после завершения наблюдений, включаясь в так называемый ретроспективный отчет. Основой ретроспективных оценок являются общие впечатления наблюдателя, которые при длительном наблюдении могут, например, включать частоту тех или иных наблюдавшихся эпизодов. Количественные характеристики могут быть прямо включены в оценочные суждения наблюдателей. Например: "он часто не ходит в школу", "он всегда теряет свои вещи" и т.д.

Наряду с таким оценочным описанием событий наблюдение на основе непосредственных впечатлений может включать балльные оценки этих впечатлений. А. Анастази приводится пример шкал, предназначенных для выявления мнений студентов о преподавателях, читающих курс психологии (4. Т. 2. С. 232}. В них разным формам событий в системе межличностных отношений -- отношений со студентами -- приписывается определенный балл, например:

"этот профессор никогда не бывает на своем рабочем месте" -- 2, "профессор останется и будет беседовать со студентами, пока не начнется следующая лекция или семинар" -- 6 и т.д.

Подобного типа ретроспективные оценки отражают длительные неконтролируемые наблюдения в повседневной жизни, и, как показывают отдельные исследования, они могут выступать в качестве единственного или одного из главных критериев адекватности некоторых психологических тестов или оценок индивида.

Методики психологического шкалирования в процессе наблюдения используются пока редко.

Пример использования методики временных промежутков дают исследования поведения человека в течение рабочего дня. Для этой цели наблюдение осуществляется не весь день, а по нескольку минут с длительными промежутками между выбранными периодами наблюдений.

Достоинства и недостатки метода наблюдения.

Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени. Тщательно подготовленная процедура наблюдений обеспечивает фиксацию всех значимых элементов ситуации. Тем самым создаются предпосылки для ее объективного изучения.

Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию.

Объективное наблюдение, сохраняя свое значение, по большей части должно дополняться другими методами исследования. К процедуре наблюдения предъявляются следующие требования:

  • а) определение задачи и цели (для чего? с какой целью?);
  • б) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);
  • в) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
  • г) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
  • д) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).

Недостатки метода наблюдения делятся на две группы: объективные - это те, недостатки, которые не зависят от наблюдателя и субъективные - это те, которые непосредственно зависят от наблюдателя, так как они связаны с личностными, профессиональными особенностями наблюдателя.

К объективным недостаткам прежде всего относят:

ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации. Поэтому, каким бы всесторонним и глубоким ни был проведенный анализ, получаемые выводы могут быть обобщены и распространены на более широкие ситуации только с величайшей осторожностью и при соблюдении многих требований.

сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений. Социальные процессы необратимы, их нельзя заново "проиграть", чтобы исследователь смог зафиксировать необходимые ему черты, элементы уже состоявшегося события.

высокая трудоемкость метода. Осуществление наблюдения зачастую предполагает участие в сборе первичной информации большого числа людей достаточно высокой квалификации.

Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации может оказывать влияние:

различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых,

несхожесть их интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д. К примеру, обращение друг к другу на "ты" в бригаде рабочих часто становится нормой для всех ее членов. Но социолог-наблюдатель, для ближайшего окружения которого характерна иная форма общения, может оценить это как пример неуважительного, фамильярного отношения молодых рабочих к старшим. Исключить подобные ошибки иногда позволяет близость социального положения наблюдателя и наблюдаемых. Она способствует более полному и быстрому охвату наблюдаемой ситуации, правильной ее оценке.

на качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблюдаемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю. В свою очередь, наличие у наблюдателя определенного ожидания в отношении поведения наблюдаемых может сформировать конкретную точку зрения на происходящее. Это ожидание может быть результатом предшествующих контактов наблюдателя и наблюдаемых. Сложившиеся ранее благоприятные впечатления наблюдателя переносятся на наблюдаемую им картину и могут вызвать неоправданную положительную оценку анализируемых событий. И наоборот, негативные ожидания (скепсис, предубежденность) способны привести к преувеличенно отрицательному видению деятельности наблюдаемой общности людей, повышенной жесткости в оценке происходящего.

результаты наблюдения непосредственно зависят от настроения наблюдателя, его сосредоточенности, умения целостно воспринимать наблюдаемую ситуацию, не только замечать относительно ясные внешние приметы деятельности, но и фиксировать малозаметные черты поведения наблюдаемых. В фиксации результатов наблюдения собственные мысли и переживания наблюдателя могут не позволить описать наблюдаемые события достаточно адекватно. Это описание может произойти по аналогии с собственными мыслями и чувствами.

Итак, наблюдение - древнейший метод познания. Оно позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Основное преимущество - это изучение социальных процессов в естественных условиях. Основными недотатками являются - ограниченность, частный характер каждой наблюдаемой ситуации, невозможность повторения наблюдений, установки, интересы, личностные особенности наблюдателя. Все эти недостатки могут весьма сильно повлиять на результаты наблюдения.

Наблюдение (может выступать, например, в виде самонаблюдения или на­блюдения со стороны за поступками, поведением и психичес­ким состоянием других людей; «включенное» наблюдение,

Опрос (может осуще­ствляться в виде интервью, беседы, анкетирования, тестиро­вания и т. д. Специфической формой опроса являются диспу­ты и обсуждения, опросы общественного мнения средствами массовой информации.

Изучение документального материала (В широком смысле слова документ - это не только та или иная форма информации, зафиксированной на бумаге, но и вообще все продукты или следы человеческой деятельности, знание которых существенно для понимания природы и сути изучаемых явлений.)

Соотношение методов эмпирического и теоретическо­го исследования. Вместе с тем это далеко не совсем полная характеристика методов, применение которых необходимо для осуществления даже эмпирического исследования. Пос­леднее становится просто невозможным без теоретического обеспечения и его методов уже на стадии замысла эмпири­ческого исследования. Программа эмпирического исследо­вания включает в себя реализацию методов концептуально­го анализа и моделирования структурно-функциональных особенностей изучаемого явления, определение проблемно­го поля, целей и задач исследования, гипотез относительно характера изучаемых процессов, ожидаемых по итогам ис­следования результатов.

Методы обработки информации . После того как собран нужный эмпирический материал, наступает следующий этап исследования, который заключается в определении степени до­стоверности и репрезентативности полученной информации, а также в ее количественной обработке. Необходимый уровень достоверности обеспечивается как сочетанием ряда ме­тодов, например опроса или наблюдения с экспериментом и анализом объективных показателей, так и применением совре­менных средств вычислительной техники для обработки по­лученной информации. Однако проблема точности исследо­вания в социальной психологии не сводится к определению степени достоверности и репрезентативности эмпирических данных. Не менее важным условием точности исследования являются строгость и упорядоченность логической системы науки, научная обоснованность ее принципов, категорий и законов.

Когда определена степень достоверности исходных данных, установлена какая-то зависимость, корреляция между различ­ными элементами исследуемого объекта, на первый план вы­ступает задача соотнесения сформулированных ранее рабо чих гипотез и моделей структуры и механизмов изучаемого явления с полученными эмпирическими данными. На этом эта­пе решающее значение приобретает система принципиальных теоретических установок исследователя, глубина и последо­вательность методологического аппарата науки. В соответ­ствии с этим можно говорить уже не только о совокупности методов получения, но и о первичной, количественной обра­ботке информации, системе методов вторичной, качественной обработки эмпирических данных с целью объяснения установ­ленных на основе анализа статистического материала зави­симостей. (Точнее здесь было бы говорить не просто о перехо­де от количественных к качественным методам или методам качественного анализа, а к методам анализа качества изуча­емого явления.)


Основными методами на этой стадии исследования явля­ются важнейшие установки социальной психологии, вытека­ющие из социально-психологической теории, логические ме­тоды обобщения и анализа (индуктивный и дедуктивный, ана­логия и т. д.), построение рабочих гипотез и метод моделиро­вания. Все эти методы в целом могут рассматриваться как способы объяснения эмпирических данных. Определение мес­та и значения каждого из них в социально-психологическом исследовании может и должно стать объектом специальных работ.

Вслед за построением рабочей гипотезы и соответствующей модели (на этапе, предшествующем началу сбора информа­ции) наступает этап их проверки. Здесь опять применимы все известные методы получения информации для выяснения того, насколько соответствует или не соответствует, подходит или не подходит новая информация для объяснения с позиций сло­жившейся гипотезы и соответствующей модели. Однако наи­более эффективным и надежным методом проверки рабочих гипотез и моделей является метод социально-психологическо­го эксперимента.

3. Методы социально-психологического контроля. Особое место в арсенале средств социальной психологии наряду с методами воздействия и исследования занимают методы со­циально-психологического контроля. Их специфика состоит в том, что они применяются, как правило, во-первых, на осно­ве уже имеющейся первичной информации об объекте наблю­дения; во-вторых, выходят за рамки чисто исследовательских процедур; в-третьих, соединяют в себе методы диагностики и направленного воздействия в одно целое, подчиненное прак­тическим задачам.

Методы социально-психологического контроля могут быть как элементом процесса исследования, например, эксперимен­та, так и иметь самостоятельное значение. При этом уровень контроля бывает разным: от простого одноактного наблюде­ния за тем или иным социально-психологическим процессом до наблюдения систематического, предполагающего регуляр­ное снятие информации с объекта и замеры его различных параметров. Такова, например, практика социально-психоло­гического мониторинга .

Еще более высоким уровнем контроля является примене­ние целого комплекса методов, начиная от диагностики и за­канчивая методами целенаправленного корректирующего и регулирующего воздействия на обследуемый объект.

Такова, например, практика диагностики (в данном слу­чае с целью обследования) и регуляции социально-психо­логического климата коллектива (СПК). Она включает в себя диагностику всей совокупности компонентов, состав­ляющих социально-психологические условия жизнедеятель­ности данного коллектива (его СПК, стиль руководства, ти­пологию лидерства, иерархию основных социально-психо­логических рассогласований в структуре как межличност­ных, так и деловых отношений между членами коллекти­ва), а также систему мер коррекции горизонтальных и вер­тикальных структур внутриколлективных отношений и тем самым регуляцию СПК.

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные направления (ориентации) в современной западной психологии.

2. Назовите основные постулаты бихевиорального подхода в социальной психологии, какие теории реализуют данную парадигму.

3. Охарактеризуйте особенности психоаналитического подхода.

4. В чем сущность когнитивистской ориентации? Какие теории Вы можете назвать, в чем их основные идеи?

5. В чем принципиальное отличие интеракционизма от других направлений социальной психологии?

6. Каковы основные идеи интеракционизма?

7. Какова важнейшая особенность интеракции (по Г.Миду)?

8. Какими методами пользуется социально-психологическая наука?