Литературные произведения возрождения. Деятели эпохи Возрождения: список и достижения. Контрольные вопросы и задания

Черты идей гуманизма в итальянской литературе проявляются уже у Данте Алигьери, предшественника Возрождения, жившего на рубеже XIIIиXIVвв. Но наиболее полно новое движение проявилось в середине XIV в. Социально-экономические предпосылки (капиталистические отношения, появление класса буржуа) делают Италия родиной всего европейского Возрождения. Первыми гуманистами считаютсяДжованни Боккаччо иФранческо Петрарка , автор цикла сонетов в честь Лауры.

Характерные черты литературы того нового времени следующие: основным предметом изображения в литературе становится человек с сильным характером; широкий показ жизни с полным воспроизведением ее противоречий; по-другому воспринимается природа.

Франческо Петрарка (1304 1374) был первым европейским гуманистом и первым интеллигентом. Он признан родоначальником новой европейской лирики. Своей единственной героиней он выбрал Лауру, которую он встретил в 1327 г. в авиньонской церкви. Ее он прославляет в сонетах и канцонах (песнях) на итальянском языке. Именно итальявские стихотворения «Канцоньере» (Книги песен) принесли поэту мировую славу и бессмертие. Книга состоит из двух частей – «На жизнь мадонны Лауры» и «На смерть мадонны Лауры» (она умерла от чумы в 1348 г.). Возвышая Лауру, подчеркивая ее целомудрие и добродетель, благородство и неприступность, поэт одновременно рисует совершенство ее земной красоты, очарование голоса, прелесть движений:

О, как за нею наблюдать чудесно,

Когда сидит на мураве она,

Цветок среди травы напоминая!

О, как весенним днем она прелестна,

Когда идет, задумавшись, одна,

Для золотых волос венок сплетая.

В его сонетах создается атмосфера ясности и гармонии, уравновешивающей контрасты и противоречия. Красота Лауры сливается с красотой земного мира и от нее неотделима. Петрарка регулярно отмечает «юбилеи» nepвой встречи, но никакого событийного ряда в «Канцоньере» нет. Лаура иногда милостиво одаряет верного поклонника своим приветом, иногда предстает в образе надменно недоступном; Петрарка порой проклинает неизбывную муку, ставшую его вечным уделом, порой благословляет ее; но вне любви себя не мыслит. Любовь – это основное содержание его внутреннего мира и та сила, которая дарует поэту власть над словом.

Джованни Боккаччо (1313 1375) в историю мировой литературы вошел как автор сборника новелл «Декамерон». Название сборника в переводе с греческого означает «Десятидневник». Книга содержит сто новелл, рассказанных в течение десяти дней компанией из семи молодых женщин и трех юношей, укрывшихся от флорентийской чумы на загородной вилле. Источники «Декамерона» очень разнообразны – это и античная, и средневековая литература, восточные легенды, библейские притчи, новеллы средневековья и Возрождения. Старые истории у Бокаччо становятся яркими и интересными, получают новый смысл и звучание. Его новеллы представляют целую галерею характеров и типов. По контрасту с обрамляющей частью сборника, рисующей картину чумы, атмосфера, в которой живут персонажи новелл и их рассказчики, дает ощущение бьющего через край жизнелюбия, оптимизма. Но помимо этого, новеллы «Декамерона» включают в себя и сатиру на духовенство, на его лицемерное внешнее стремление к аскетизму. Боккаччо смеется над предрассудками, над глупыми и жадными, трусливыми и надменными персонажами своих новелл, прославляя ум, энергию, находчивость, остроумие и любовь к земной жизни.

Занимает период с XIV по XVI век. От средневековой литературы отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма. Синонимом Возрождения является термин «Ренессанс», французского происхождения. Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а затем распространяются по всей Европе. Также и литература Возрождения распространилась по всей Европе , но приобрела в каждой отдельной стране свой национальный характер. Термин Возрождение означает обновление, обращение художников, писателей, мыслителей к культуре и искусству античности, подражание ее высоким идеалам.

Понятие гуманизма

Литература Возрождения в целом

Для литературы Возрождения характерны уже вышеизложенные гуманистические идеалы. Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма , который так и назван, «реализм Возрождения» (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического.

В творчестве таких авторов, как Петрарка , Рабле , Шекспир , Сервантес выражено новое понимание жизни человеком, отвергающим рабскую покорность, которую проповедует церковь. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума. Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет , король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта »), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.

Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Наиболее популярным был жанр новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения . В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

Широко распространена публицистика и философская проза. В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В Англии Томас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге «Утопия ». Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень («Опыты») и Эразм Роттердамский («Похвала глупости »).

В числе писателей того времени оказываются и коронованные особы. Стихи пишет герцог Лоренцо Медичи , а Маргарита Наваррская , сестра короля Франции Франциска I , известна как автор сборника «Гептамерон ».

Италия

Черты идей гуманизма в итальянской литературе проявляются уже у Данте Алигьери , предшественника Возрождения, жившего на рубеже XIII и XIV веков. Наиболее полно новое движение проявилось в середине XIV века. Италия является родиной всего европейского Возрождения, так как для этого здесь раньше всего созрели социально-экономические предпосылки. В Италии рано начали формироваться капиталистические отношения, и люди, которые были заинтересованы в их развитии, должны были выйти из-под гнета феодализма и опеки церкви. Это были буржуа, но это не были буржуазно-ограниченные люди, как в последующие века. Это были люди с широким кругозором, совершавшие путешествия, говорящие на нескольких языках и активные участники любых политических событий.

Культурные деятели того времени вели борьбу со схоластикой, аскетизмом, мистикой, с подчинением литературы и искусства религии, называли себя гуманистами. Писатели Средневековья брали у античных авторов «букву», то есть отдельные сведения, отрывки, сентенции, вырванные из контекста. Писатели Возрождения читали и изучали целые произведения, обращая внимание на существо произведений. Они также обращались и к фольклору , народному творчеству, народной мудрости. Первыми гуманистами считаются Джованни Боккаччо, автор «Декамерона », сборника новелл, и Франческо Петрарка, автор цикла сонетов в честь Лауры.

Характерные черты литературы того нового времени следующие. Основным предметом изображения в литературе становится человек. Его наделяют сильным характером. Другой особенностью ренессансного реализма является широкий показ жизни с полным воспроизведением ее противоречий. По-другому авторы начинают воспринимать и природу. Если у Данте она ещё символизирует психологическую гамму настроений, то у более поздних авторов природа доставляет радость своей реальной прелестью.

В последующие века дают ещё целую плеяду крупных представителей литературы: Лодовико Ариосто , Пьетро Аретино , Торквато Тассо , Саннадзаро, Маккиавелли , группа поэтов-петраркистов.

Франция

Во Франции предпосылки для развития новых идей были в общем те же, что в Италии. Но были и различия. Если в Италии буржуазия была более передовой, Северная Италия состояла из отдельных республик, то во Франции была монархия, развивался абсолютизм. Буржуазия не играла такой большой роли. Кроме того, здесь распространилась новая религия, протестантизм, или иначе кальвинизм, по имени ее основателя, Жана Кальвина. Будучи сперва прогрессивным, в последующие годы протестантизм вступил во вторую фазу развития, реакционную.

Во французской литературе того периода заметно сильное влияние итальянской культуры, особенно в 1-ой половине XVI века. Король Франциск I, правивший в те годы, хотел сделать свой двор образцовым, блестящим, и привлекал многих знаменитых итальянских писателей и художников к себе на службу. Леонардо да Винчи , переехавший во Францию в 1516 г., умер на руках у Франциска.

Англия

В Англии развитие капиталистических отношений происходит быстрее, чем во Франции. Происходит рост городов, развитие торговли. Формируется сильная буржуазия, появляется новое дворянство, противостоящее старой, нормандской верхушке, которая в те годы ещё сохраняют свою руководящую роль. Особенность английской культуры того времени - отсутствие единого литературного языка. Знать (потомки норманнов) говорила по-французски, на многочисленных англо-саксонских диалектах говорили крестьяне и горожане, а в церкви официальным языком была латынь. Многие произведения тогда выходили на французском языке. Не было и единой национальной культуры. К середине XIV в. начинает складываться литературный английский язык на основе лондонского диалекта.

Использованная литература

  • История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. - М.: «Высшая школа», 1987.
  • Краткий словарь литературоведческих терминов.Редакторы-составители Л.И.Тимофеев, С.В. Тураев. - М., 1978.
  • Л.М.Брагина. Итальянский гуманизм. - М., 1977.
  • Зарубежная литература. Эпоха Возрождения (хрестоматия), составитель Б.И. Пуришев. - М., 1976.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Литература эпохи Возрождения" в других словарях:

    Ренессанс Культура … Википедия

    История классической музыки Средневековье (476 1400) Ренессанс (1400 1600) Барокко (1600 1760) Классицизм (1730 1820) Романтизм (1815 1910) XX век (1901 2000) Современная классическая музыка (1975 наше время) … Википедия

    Испанская культура эпохи Возрождения - Завершение реконкисты и объединение Кастилии и Арагона дали мощный толчок развитию испанской культуры. В XVI XVII столетиях она пережила период расцвета, известный под названием «золотого века». В конце XV и первой половине XVI в. в Испании… …

    Культура эпохи Возрождения в Нидерландах - Гуманизм XVI в. Начиная с XV столетия Нидерланды становятся одним из основных очагов европейской культуры. Формирование нового социально экономического уклада, крушение религиозной догматики средневековья и зарождение нового, светского по своему… … Всемирная история. Энциклопедия

    Известные шотландские писатели: Роберт Бёрнс, Вальтер Скотт и Роберт Льюис Стивенсон … Википедия

    Ренессанс Культура Архитектура Военное дело Изобразительное искусство Литература Музыка Наука Танец Технологии Философия География Англия Германия … Википедия

    Библиотека колледжа Мертон Литература (лат. lit(t)eratura, написанное, от lit … Википедия

Общая характеристика литературы Возрождения.

Типологические черты культуры Возрождения. Новые представления о мире и человеке. Самоутверждение автономного субъекта. Внутренние противоречия антропоцентризма. Восстановление связи с древнегреческой и латинской культурой («любовь к древним»). Двойственная позиция по отношению к Средним векам. Новый синтез культурных миров. Взаимоориентация и взаимопроникновение различных языков в культуре Возрождения. Идеал гуманистической учености и обращение к народным традициям. Роль филологии в мировоззрении Ренессанса. Зарождение нового отношения к Слову. Слово Божие и слово человеческое. Становление национальных литератур. Расцвет типографского дела. Появление мас-сового читателя.

Литература эпохи Возрождения занимает период с XIV по XVI век. От средневековой литературы отличается тем, что базируется на новых, прогрессивных идеях гуманизма . Синонимом Возрождения является термин «Ренессанс», французского происхождения. Идеи гуманизма зарождаются впервые в Италии, а затем распространяются по всей Европе . Также и литература Возрождения распространилась по всей Европе, но приобрела в каждой отдельной стране свой национальный характер. Термин Возрождение означает обновление, обращение художников, писателей, мыслителей к культуре и искусству античности, подражание её высоким идеалам.

Понятие «гуманизм» было введено в употребление учеными XIX века. Оно происходит от латинского humanitas (человеческая природа, духовная культура) и humanus (человеческий), и обозначает идеологию, направленную к человеку. В Средневековье бытовала религиозная и феодальная идеология.

В эпоху Возрождения появились идеи раскрепощения личности, утверждения высокого достоинства человека , как свободного творца земного счастья. Идеи стали определяющими в развитии культуры в целом, повлияли на развитие искусства, литературы, музыки, науки, отразились в политике.
Развитие гуманизма начинается в XIV в., в творчестве гуманистов, как великих: Данте , Петрарка , Боккаччо . В XVI ему на смену приходит Реформация.

Говоря о Возрождении, мы говорим непосредственно об Италии, как носительнице основной части античной культуры, и о так называемом Северном Возрождении, которое проходило в странах северной и западной Европы: Франция, Англия, Германия, Нидерланды, Испания и Португалия.

Для литературы Возрождения характерны уже вышеизложенные гуманистические идеалы. Эта эпоха связана с появлением новых жанров и с формированием раннего реализма, который так и назван, «реализм Возрождения» (или ренессансный), в отличие от более поздних этапов, просветительского, критического, социалистического.

В творчестве таких авторов, как Петрарка, Рабле, Шекспир, Сервантес выражено новое понимание жизни человеком. Человека они представляют, как высшее создание природы, стараясь раскрыть красоту его физического облика и богатство души и ума . Для реализма Возрождения характерна масштабность образов (Гамлет , король Лир), поэтизация образа, способность к большому чувству и одновременно высокий накал трагического конфликта («Ромео и Джульетта»), отражающего столкновение человека с враждебными ему силами.

Для литературы Возрождения характерны различные жанры. Но определенные литературные формы преобладали. Наиболее популярным был жанр новеллы, который так и именуется новеллой Возрождения . В поэзии становится наиболее характерной формой сонет (строфа из 14 строк с определенной рифмовкой). Большое развитие получает драматургия. Наиболее выдающимися драматургами Возрождения являются Лопе де Вега в Испании и Шекспир в Англии.

Широко распространена публицистика и философская проза . В Италии Джордано Бруно в своих работах обличает церковь, создает свои новые философские концепции. В АнглииТомас Мор высказывает идеи утопического коммунизма в книге «Утопия». Широко известны и такие авторы, как Мишель де Монтень («Опыты») иЭразм Роттердамский («Похвала глупости»).

С развитием литературы Возрождения связан процесс становления национальных языков в европейских странах , гуманисты в Италии, Франции, Англии выступают как защитники национального языка, а во многих случаях и как его создатели . Особенностью литературы Ренессанса было то, что она создавалась как на национальных языках, так и на латыни, однако почти все высшие ее достижения оказались связаны с первыми. Культ слова и острое осознание гуманистами собственной личности впервые поставил вопрос об оригинальности и самобытности литературного творчества, что возможно, привело и к поиску новых художественных, по крайней мере, поэтических форм.

Средневековье – Слово Божие , Возрождение – Слово человеческое . Зарождение нового отношения к Слову. В центре – человек, его интересы, чувствования. (антропоцентризм). Становление национальных литератур. Расцвет типографского дела . Появление массового читателя.

Литература итальянского Ренессанса.

Итальянское Возрождение. Речь Петрарки на Капитолии: отделение поэзии от религии. Лирика Петрарки: зарождение индивидуализма, открытие «внутреннего Я». Земная страсть как высокое одухотворенное чувство. Поиск новой гармонии между земным и божественным миром и безысходные противоречия. Формулировка главнейших антиномий новоевропейской души. Поэзия как исповедь. Сонет в творчестве Петрарки.

«Декамерон» Боккаччо: становление жанра европейской новеллы. Конститутивные признаки жанра. Прием сюжетного обрамления книги новелл. Архитектоника «Декамерона»: «горизонтальное» и «вертикальное» измерения. Противоречие между обрамлением и обрамляемым. Широкая панорама бытовой и частной жизни. Реабилитация телесно-материального аспекта человеческой жизни и возвращающееся чувство греховности земных наслаждений.

Метаморфозы рыцарской поэзии: «Неистовый Роланд» Ариосто. Итальянизация каролинговского эпического цикла. Структура поэмы, основные герои и сюжетные линии. Стихия сказочности. Свобода и Божественное Провидение. Трансформация образа рыцаря: момент авторской иронии в поэме.

История литературы Возрождения, как и всей культуры Ренессанса, начинается в Италии. В начале 16 в. провозвестником ее стал великий поэт Данте Алигьери(1265–1321). В своих философских сочинениях (Пир и Монархия ) и величайшей поэме Божественная комедия он отразил все сложности миросозерцания человека переходного периода, который уже ясно видит будущее новой культуры.

Подлинным зачинателем Ренессанса является Франческо Петрарка (1304–1374), в творчестве которого определился поворот к новой культуре и иным духовным ценностям . Именно с его деятельности началось воссоздание античной культуры, изучение литературных памятников, поиск античных рукописей. Петрарка был не только ученым, но и видным философом, политическим деятелем, фактически первым в истории Европы интеллектуалом. Он поставил знание на такую высоту, что в 1349 был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, подобно античным героям.

Для современников Петрарка стал одновременно символом и идеальной личностью новой культуры . Он провозгласил принцип необходимости овладения культурным наследием античности , но эта задача предполагала формирование нравственно совершенного, духовно обогащенного и интеллектуально развитого человека. Человек должен был в своем выборе опираться на опыт прошлого.

Петрарка создал новую систему мышления , определил все представления о человеке Ренессанса, был видным филологом, совершенствовал латинский язык. В своих латинских произведениях он опирался на античную традицию, в духе Вергилия писал эклоги, в духе Горация – Стихотворные послания . Лучшим своим творением он считал Африку (1339–1341), поэму на латинском языке по образцу Энеиды , где он от имени античных героев пророчествует о великой грядущей славе Италии и возрождении еще более великой итальянской культуры. В истории литературы он остался, прежде всего как создатель сборника стихов Книга песен , написанного им на итальянском языке и посвященного воспеванию красоты человеческих чувств, любви, облагораживающей и совершенствующей человека. Имя его возлюбленной Лауры со времен Петрарки стало нарицательным, а сама книга – образцом для большинства поэтов Ренессанса, так что во Франции даже появился глагол «петраркизировать».

Петрарка впервые в литературе не только оправдывал любовные переживания, но и раскрывал их необычайную многогранность , сложность чувств влюбленного человека. Еще более непривычным для современников было то, с какой пристальностью он описал душевный мир возлюбленной.

Младший современник и друг Петрарки, Джованни Боккаччо (1313–1375), был его продолжателем. Его литературное наследие достаточно разнообразно: писатель обращался и к традиционному жанру куртуазного романа (Филоколо и Филострато ) и классическому эпосу (Тезеида ). Боккаччо создал ряд произведений в новых жанрах: ему принадлежит роман в прозе и стихах Комедия флорентийских нимф , положившая начало жанру пасторали. Перу Боккаччо принадлежит и необычайно лирическая поэма-пастораль Фьезоланские нимфы . Он создал первый психологический роман в Европе Элегия мадонны Фьяметты . В истории литературы он остался, прежде всего, создателем жанра ренессансной новеллы, знаменитого сборника Декамерон . В Декамероне выведено новое общество (рассказчиков новелл) – образованное, тонко чувствующее, поэтизирующее мир, прекрасное. Этот мир основан на общности культуры и противопоставлен страшным картинам гибели и разложения общества во время эпидемии чумы.

В новеллах автор дает широчайшую панораму жизненных ситуаций и явлений. Герои представляют все слои европейского общества, и все они высоко ценят земную жизнь. Новый герой – человек, активно действующий, способный вступить в борьбу с судьбой и наслаждаться жизнью во всех ее проявлениях. Человек Боккаччо бесстрашен, он стремится покорить и изменить мир, настаивает на своей свободе чувств и действий и праве выбора.

Боккаччо при этом провозглашает равенство всех людей по рождению, отрицая сословные перегородки средневекового общества. Ценность человека определяется только его личными качествами, а не происхождением, воля и разум человека торжествуют над случайными обстоятельствами его судьбы. Его сочинения способствовали развитию итальянского литературного языка.

Сборник новелл «Декамерон» - вершина творчества Боккаччо. В этой книге Боккаччо наносит сокрушительный удар религиозно-аскетическому мировоззрению и дает необычайно полное отражение современной итальянской действительности. В жанровом отношении «Декамерон» доводит до высокого совершенства небольшую прозаическую повесть–новеллу.

«Декамерон» состоит из ста новелл. Они скреплены при помощи обрамляющего рассказа, являющегося вступлением к книге и дающего ей композицоинный стержень. «Декамерон» начинается знаменитым описанием флорентийской чумы 1348 г. Семь дам и трое юношей удаляются из города на виллу и приятно проводят время в прогулках, играх, рассказывании новелл. Каждый день рассказывается по десять новелл, а всего они проводят на вилле десять дней. Источники «Декамерона» - французские фаблио, средневековые романы, античные и восточные сказания, средневековые хроники, сказки, новеллы предшествующих новеллистов, злободневные анекдоты.

Новеллы Боккаччо могут быть разбиты на несколько групп:

Первая группа.

Новеллы антицерковного, антирелигиозного характера. В них высмеивается лицемерие и ханжество священнослужителей, их алчность и разврат. День 9, новелла 1 – случай в женском монастыре, используется принцип саморазоблачения. День 3, новелла 1 – рассказ о монастырском садовнике, который притворялся глухонемым. День 10, новелла 6 – яркий образ монаха-проходимца Чиполло, который морочит голову доверчивым людям мнимыми реликвиями. Когда двое шутников положили в его ларец вместо реликвий угли, монах немедленно заявил, что бог совершил чудо, заменив перо архангела Гавриила угольками с костра, на котором был сожжен святой Лаврентий.

Вторая группа.

Новеллы антифеодальные, направленные против сословных предрассудков. День 4, новелла 1 – дочь принца полюбила слугу.

Третья группа.

Новеллы о любви, правдиво изображающие природу человека, разные грани любви; темы супружеской неверности. День 5, новелла 1 – невежественный молодой человек жил при скотном дворе, полюбил образованную девушку и перевоспитал себя. Четвертая группа. Приключенческие новеллы об Андреучччо из Перуджи - торговец лошадьми приехал в Неаполь и стал жертвой воров и куртизанок. День 2, новелла 4 – Ландольфо Руфоло был богатым купцом, потерял свое состояние, сделался корсаром, снова приобрел богатство, его судно терпит кораблекрушение, он спасается на ящике, в котором оказывается состояние и он снова оказывается богатым. Для новелл Боккаччо характерно искусство психологического анализа героев, реалистический стиль прозы. Боккаччо создал в «Декамероне» классический тип итальянской новеллы, получившей дальнейшую разработку у его многочисленных последователей.

"Неистовый Роланд" -- рыцарская поэма итальянского писателя Лодовико Ариосто, один из признанных шедевров мировой литературы. Поэма рассказывает о несчастной любви рыцаря Орландо к ветреной красавице Изабелле и о тех безумствах , в которые впадает рыцарь, круша направо и налево встречных и поперечных в поисках ответного чувства.
Поэма состоит из 46 песен, написанных октавами; полный текст "Неистового Роланда" насчитывает 38 736 строк, что делает его одной из длиннейших поэм европейской литературы. Сюжет поэмы весьма запутан. Исследователи сводят его к 14 основным линиям, к которым добавляется 13 вставных новелл и множество дополнительных эпизодов.
"Неистовый Роланд" является продолжением поэмы "Влюблённый Роланд " написанной другим итальянским поэтом, Маттео Боярдо (опубликована посмертно в 1495 году). Но если Боярдо трактует сюжет достаточно серьезно, то поэма Ариосто полна иронии и откровенной игры.
Поэма переводилась множество раз и продолжает переводиться до сих пор. Один из последних переводов на английский язык относится к 1973 году, а в 1954 Гилберт сделал прозаический перевод, имевший у подростков шумный успех и положивший наряду с романами Толкиена основание новому литературному и не только направлению -- фэнтази . Образы Ариосто оказались очень подходящими для этого направления, и сотни авторов используют их в своих потугах создать нечто оригинальное, при этом даже не подозревая, у кого они крадут плоды своей бурной фантазии. Впрочем, "Роланд" используется и вполне сознательно. В Германии очень популярен сериал по созданному писателем Т. Мильке сценарию "Неистового Роланда".
Итальянский язык не оставил равнодушными и русских поэтов. Батюшков поспорил с Гнедичем, кто лучше сможет переводить Ариосто, и проиграли оба: ни у того, ни у другого до дела руки так и не дошли. А спор выиграл Пушкин , который сначала по мотивам "Роланда" написал "Руслана и Людмилу", а уже в зрелом возрасте перевел несколько строф непосредственно из поэмы. После этого интерес к итальянцу заглох. В 1933 полуперевод, полупересказ создал Мандельштам, но страна строила социализм и ей было не чудачеств влюбленного рыцаря. Мандельштама не поняла не только пролетарская критика, но и свои же братья-интеллегенты.
По мотивам поэмы создавались картины и оперы, делались многочисленные инсценировки и экранизации. По мотивам поэмы в 1594 г Н. Монтрье написана одна из первых оригинальных пьес французского театра, ставившаяся при дворе и насыщенная эротикой и скабрезностью, учитывая вкусы публики (правда, опущенные в печатной версии). Уже в наше время (с 2004 г) Итальяно Кальвино делает по поэме серию радиопостановок, после того как создал по ней ряд произведений и опубликовал в популярной итальянской газете "Каррьера делла Сера" свою подборку стихов из поэмы, возродив интерес к ней у самой широкой публики. Говорите после этого, что народ ничем, кроме попсы и чернухи не интересуется.
А для композиторов поэма дала богатую почву своей необузданной фантазией. Росси, Гайдн, Рамо, Пиччини, Гендель, Люли -- всех кто отметился "Неистовым Роландом" и не перечислишь.
Поэма входила в круг любимого чтения многих известных и неизвестных лиц. Герой В. Скотта ("Уэверли"), находя на пожарище своего карманного "Роланда" прижимает его к груди как любимого друга. А Галилео Галилей не просто читал, а делал многочисленные выписки из поэмы. Найдено 2 экземпляра книги с его пометками, причем ученый не просто подчеркивает те или иные выражения, но предлагает свой вариант: "это слово было был лучше", "я бы предпочел так-то". Советский исследователь Б. Кузнецов даже написал целую монографию, пытаясь понять, что же заставляло великого физика так пристально всматриваться в приключения безумного рыцаря . (Кузнецов, правда, считает, что Галилея интересовал не сюжет, а язык).

Литературу Позднего Возрождения венчает художественное наследие Торквато Тассо (1544–1595). Его раннее произведение,Аминта (1573), было создано в жанре драматической высокопоэтичной пасторали. Наибольшую славу получила его эпическая поэма Освобожденный Иерусалим (1580). Сюжет был почерпнут из эпохи крестовых походов, но прославление подвигов его героев органично сочетается с новыми веяниями, влиянием идей Контрреформации. В поэме соединялись идеи Возрождения, веяния позднего Ренессанса и сказочные элементы рыцарских романов (околдованный лес, волшебные сады и замки). Героическая поэма была пронизана религиозными мотивами, ей присуще необычайное богатство языка и звукописи.

В меньшей мере получила в Италии развитие драматургия. В 16 в. в основном писались комедии и пасторали. Комедии писались таким великими авторами, как Макиавелли (1469–1527) (Мандрагора ) иАриосто (1474–1533), а завершает развитие комедии итальянского Возрождения пьеса великого ученого и мыслителя Джордано Бруно (1548–1600). Наряду с «ученой комедией», созданной по античным образцам развивается и народная комедия масок, зарождается трагедия. К концу века все большее распространение получает (в связи с развитием придворного театра и музыки) пастораль (Верный пастух Д.Гварини). (Жизнеописание ).

Характерной чертой литературы 16 в. является появление и деятельность литературных объединений, прежде всего, академий.


3.Литература немецкого Возрождения.

Зарождение гуманизма в немецкой культуре. Итальянские влияния. Опора на собственные средневековые традиции. Обращение к античной культуре как к арсеналу средств борьбы с католической церковью: популярность сатирических диалогов Лукиана. Религиозная проблематика литературы немецкого Возрождения. Отказ от идеализированного видения человека и мира как общее свойство немецкого художественного сознания. Тяготение к сатире. Заострение образов, фарсовый колорит. Стремление к широкому охвату и систематизации жизненных явлений.

Тема глупости в немецкой литературе. «Корабль дураков» Бранта. Понятие неразумия, приходящее на смену понятию греха. Тесная связь с национальной традицией. «Энциклопедическая» форма и дидактизм поэмы.

Эразм Роттердамский как руководитель «республики гуманитарных наук». «Похвала Глупости» Эразма как центр «дурачествующей» литературы Возрождения. Жанр похвального слова и пародии на него. Композиция «Похвалы Глупости». Мория как образ подлинной мудрости, не отделяющей себя от жизни. Отказ от противопоставления «мудрости» и «неразумия». Жизнь как игра противоречивых стремлений. Недопустимость односторонности в подходе к явлениям жизни. Изменение интонации речи Мории во второй части книги: переход юмора в сатиру. Обличение глупости предрассудков. Отождествление Глупостью себя с самим духом религии Христа и возможные интерпретации этого фрагмента. «Силены Алкивиада» как ключик к аллегориям Госпожи Глупости.

Вопрос о еврейских священных книгах и борьба гуманистов с обскурантами в начале XVI в. Роль Иоганна Рейхлина в полемике. «Письма темных людей» как сатира, призванная поддержать Рейхлина. Содержание и стиль «Писем». Лютеровский перевод Библи и и его роль в становлении немецкой национальной литературы. Литературная деятельность У. фон Гуттена .

В Германии судьба литературы Возрождения оказалась тесно связанной с Реформацией. Во многом к культурному ареалу Германии примыкает творчество великого Эразма Роттердамского (1466/9–1536). Эразм – ведущий мыслитель Европы, он оставил большое наследие, но наибольшую популярность получили две сатиры – Похвала глупости и Разговоры запросто . К этой традиции относится и знаменитый Корабль дураков Себастьяна Бранта (сатира, имевшая огромный успех), и прославленная сатира Эразма Роттердамского Похвала глупости (1511) и Разговоры запросто , где дается резкая критика современного общества. Немецкая литература принимает особый полемический характер в преддверии реформации. В напряженной обстановке идеологической борьбы появились знаменитые Письма темных людей , мистификация гуманистов, сатира написанная на латинском языке гуманистами К.Рубианом, Г.Буше и У.фон Гуттеном в виде писем от имени вымышленных клириков. Сатира доминирует в немецкой литературе эпохи и наиболее отчетливо она проявилась в сочинениях гуманиста Ульриха фон Гуттена, который в своих диалогах высмеял католическую церковь.

С Ренессансом и Реформацией связано было становление немецкого литературного языка. Перевод выдающегося деятеля реформации Мартина Лютера Библии на немецкий язык означал утверждение норм общенемецкого языка. Меньшее значение в Германии приобретает поэзия, творчество Ганса Сакса (1494–1576) шло от немецкой традиции и воспроизводит городскую жизнь Германии. Особое значение в немецкой литературе приобретают т.н. народные книги, анонимные сочинения, рассчитанные на массовое чтение. По своему содержанию они предельно пестры, в них соединялись и сказочные мотивы, и сюжеты рыцарских романов, и анекдоты и даже историческое повествование. Они были разными и по характеру: если Прекрасной Магеллоне была присуща поэтичность, то в Повести о Тиле Уленшпигеле и Шильдбюргерах присутствует острая сатирическая струя. Наконец, ренессансный идеал жажды знания и славы, культа безграничных возможностей человека присутствуют в Истории о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике (1587), первой обработке этого сюжета в мировой литературе.

«Корабль дураков» Бранта.
Дураки - сто одиннадцать разновидностей человеческой глупости. Каждый из персонажей персонифицирует какую-то одну человеческую слабость (стяжательство, дурные манеры, бражничество, прелюбодеяние, зависть и т. п.), но все пороки, с точки зрения автора, проистекают вследствие природной человеческой глупости.

Персонажи Бранта лишены индивидуальности (имен, биографий, характеров), так как образ создается исключительно тем, что наделяется всепоглощающей страстью. Галерея образов дураков многолика. Это и дурачки-старички, обучающие молодых всяческому вздору; это и волокиты, готовые терпеть любые издевки плутовки Венеры; это и сплетники, интриганы и склочники . На корабле находятся и самовлюбленные, подхалимы, игроки, врачи-шарлатаны и представители других профессий.

Автор старается не упустить ни одно человеческое прегрешение. Поскольку глупость персонажа всегда гиперболизирована, то образ получается шаржированным или даже карикатурным. Автор венчает дураков колпаком с бубенчиками и частенько именует то одного, то другого Гансом-дурнем. Вместе с тем обилие и разнообразие героев свидетельствует об основательности автора, досконально изучившего частную и общественную жизнь Германии накануне Реформации. Его сатира носит антикатолический и антибуржуазный характер. Его герои защищены от расплаты за содеянное индульгенциями. Девизом церкви стало правило: хочешь грешить- плати. Вот почему, полагает Брант, зло остается безнаказанным.

Автор «Корабля дураков» сетует на то, что о человеке судят не по его достоинствам, а по его достатку. Богачу в любой компании обеспечено самое почетное место. Брант скорбит» что над миром воцарился его величество Господин Пфенниг! Завладеть им спешат корыстолюбцы, ростовщики, перекупщики, мошенники и нищие. Автор не делает различия между чертой характера и профессией, так как все его герои жаждут наживы. Напротив, ему милы люди скромные, честные и бедные. В антиподах собственников усматриваются те добродетели, за которые будут ратовать Лютер и его последователи,- трудолюбие, умеренность, смирение.

«Похвала Глупости» Эразма Роттердамского - одно из центральных произведений Эразма Роттердамского, написано в 1509, а издано в 1511. "Похвала Глупости" во многом обязана своим существованием длительному путешествию Эразма по Европе. Сатира написана в жанре иронического панегирика , что было обусловлено сочетанием двух тенденций , характерных для эпохи Возрождения: обращение к античным авторам (поэтому панегирик ) идух критики общественного уклада жизни (поэтому иронический ). Необходимо отметить, что Эразм воспользовался достаточно широко распространенным в эпоху позднего Средневековья образом глупости . Достаточно вспомнить имевшие место "празднества дураков", карнавальные шествия с маскарадом, служившие разрядкой социальной и психологической напряженности. В конце 15 века появляется сатира Себастьяна Брандта "Корабль дураков", в которой классифицируется человеческая глупость.

Эразм выступил в этом отношении в некотором смысле новатором, поскольку не просто описал глупость как человеческое качество, а персонифицировал это свойство человеческой природы, вложив в него отличный от привычного смысл. Композиционно "Похвала Глупости" состоит из нескольких частей: в первой части Глупость репрезентирует сама себя, утверждая неотъемлемую причастность природе человеческой. Во второй части описываются всевозможные формы и виды Глупости, а в последней - говорится о блаженстве, которое также является в некотором смысле глупостью.

Литература французского Возрождения.

Особенности французского Возрождения. Итальянское влияние и его преодоление. Творчество Рабле: синтез ученой и народной карнавальной традиции. Карнавализация литературы. Мудрость в маске шутовства. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль». Проявление кон-цепции гротескного тела в сюжете и стиле романа. Веселое «отелеснивание» бестелесной средневековой правды. «Пантагрюэлизм» как выражение нового мироощущения. Жизне-утверждающий характер смеха Рабле. Незавершенность, неуравновешенность картины мира в романе. Телемское аббатство как прообраз идеального жизнеустройства. Образ Панурга.

Поэзия Плеяды. «Защита и прославление французского языка» Дю Белле как поэтический манифест Плеяды. Принцип подражания древним и его национальная модификация. Подра-жание как промежуточное звено в создании французской поэзии. Лирика Ронсара и Дю Бел-ле. Петраркизм и антипетраркизм. Роль Плеяды в вызревании эстетики классицизма.

«Опыты» Монтеня как основа последующей литературно-философской эссеистики. Философская проблематика «Опытов». «Книга, неотделимая от своего автора». Особенности психологического самоанализа Монтеня: внимание к самым незаметным впечатлениям и переживаниям. «Обмирщение» психологии. «Нестройность» и «неупорядоченность» композиции как результат запечатления в слове экспериментального метода самонаблюдения.

Первый взлет поэзии Возрождения во Франции связан с именем Клемана Маро. Характер его литературного наследия Маро с полным основанием позволяет считать его основоположником ренессансной поэзии во Франции: он полностью порвал со средневековой поэтической традицией и ввел ряд новых форм (в том числе сонет). От античных поэтов он заимствовал ряд стихотворных форм (эклогу, эпиграмму, сатиру). Творчеству Маро в целом был присущ более возвышенный гармонический характер, ренессансное видение мира и человека . Он осуществил гигантский труд по переводу на французский язык библейских псалмов .

Именно с первой половины 16 в. шла борьба за утверждение национального французского языка , чему немало способствовала деятельность филологов и поэтов.

Расцвет французской поэзии был связан с деятельностью литературной группы «Плеяда», создавшей национальную поэтическую школу. Первым серьезным произведением этой группы стал ее литературный манифест Защита и прославление французского языка (1549), традиционно приписываемый Жоашену Дю Белле (1522–1560), где ясно декларировались новые представления о национальной культуре и литературе. Автор связывал подъем и расцвет культуры с общенациональным подъемом и процветанием; уровень развития культуры, таким образом, определялся уровнем развития государства и народа. При этом в манифесте прослеживается характерный для Ренессансакульт античности и декларирован лозунг подражания древним авторам . Художественная программа «Плеяды» утверждала приоритет французского языка и его равенство с латинским и итальянским, провозглашала высокое назначение поэта-творца . Язык провозглашался родом искусства, а поэзия – его высшей формой. Античное же наследие они считали стимулом для развития национальной литературы. Состав группы менялся, но ведущими в ней были Пьер Ронсар (1524–1585), Жоашен Дю Белле и Жан Антуан Баиф. В наибольшей степени дух культуры Возрождения и ее идеалы были выражены в творчестве лидера «Плеяды» Ронсара. Гуманист, он воспевал радость жизни, человека и человеческую любовь как вершину его жизни. Культ природы, ощущение и восприятие красоты мира, характерные для миросозерцания поэта, отразились в утверждении идеи органического единства человека и природы. В наследии Ронсара проявилось и его критическое восприятие общества (Гимн золоту , стихи, протестующие против гражданских войн) и философские размышления о судьбах человечества. В то же время он стремился прославить свою родину (Гимн Франции ). Особое место в его творчестве занимали темы любви и природы, он оставил несколько книг, посвященных любви (Любовь к Кассандре , Любовь к Марии и др.). Ему принадлежит эпическая поэма Франсиада . Он по праву считался современниками «князем поэтов».

Высшим достижением литературы французского Возрождения в прозе является творчествоФрансуа Рабле (1483–1553). Искания гуманиста (известного врача) привели его к литературе, с 1532 он начинает публиковать отдельные книги своего знаменитого романа «из жизни великанов», каждая из которых поочередно осуждалась Сорбонной, а четвертая (1552) была приговорена к сожжению парламентом. В романе Рабле Гаргантюа и Пантагрюэль выражена неразрывная связь французской культуры Возрождения со средневековой народной смеховой традицией. В романе, несомненно, присутствует пародия с помощью гиперболизации на средневековые жанры, традиции и ценности. При этом утверждаются гуманистические идеалы и ценности . Рабле, врач и ученый, пропагандировал культ знания и изучение наук как средства воспитания гармонического человека , он настаивал на праве человека мыслить и чувствовать свободно , выступал против религиозного фанатизма . В романе нарисована своего рода социальная утопия – Телемская обитель, где человек может реализовать свое право на свободу, радость жизни и стремление к знанию. При этом книге присущ оптимизм и вера в безграничные возможности человека: «человек создан для мира, а не для войны, рожден для радости, для наслаждения всеми плодами и растениями».

Гуманистические идеалы сохраняются во французской литературе и в конце 16 века; их обобщил и выразил в новом созданном литературном жанре – эссе –Мишель де Монтень (1533–1592). Впервые в истории литературы автор изложил свои собственные переживания и опыт, «содержание моей книги – я сам». Личность Монтеня стала предметом анализа его сочинения Опытов . Он провозглашает гуманистическое понимание предназначения человека – целью человеческой жизни является стремление к счастью и наслаждению. Именно он связал это представление с идеей естественной жизни и естественной свободы человека. Наличие свободы определяет характер общественного устройства, и все люди равны по своей природе. Монтень подводил итоги развития гуманизма, и довольно скептически оценивал итоги развития наук и даже искусства, настаивая на простоте и ясности, предвосхищая принципы грядущего классицизма.

«Гаргантюа́ и Пантагрюэ́ль» сатирический роман Франсуа Рабле в пяти книгах о двух добрых великанах-обжорах, отце и сыне. Роман высмеивает многие человеческие пороки , не щадит современные автору государство и церковь.

В романе Рабле высмеивает, с одной стороны, многочисленные притязания церкви, а с другой - невежество и лень монахов. Рабле красочно показывает все пороки католического духовенства, которые вызывали массовый протест во время Реформации - непомерное стремление к наживе, претензии на политическое господство в Европе, ханжеское благочестие, прикрывающее развращённость служителей церкви. Сильно достаётся средневековой схоластике.

Эпоха Возрождения - это время расцвета всех искусств, в том числе и литературы. Литература в этот период базируется на основных его философских положениях. И самая главная черта - невозможность разделить литературные произведения на философские и развлекательные.

Гуманистические мотивы в литературе Возрождения появились уже в творчестве Данте, дальнейшее развитие они получили в творчестве выдающегося итальянского поэта Франческо Петрарки (1304-1374),олицетворявшего собой новую личность эпохи Возрождения.

Мы начинаем разговор о литературе Возрождения именно с поэзии, потому что как раз в ней Ренессанс обрел особенно раннее и особенно полное выражение. У колыбели новых литератур, на переломе от Средневековья к возрождению, стоят прежде всего поэты: Данте и Петрарка в Италии, Франсуа Вийон во Франции, Чосер в Англии.

Поэзия становится областью строго индивидуального творчества, в котором новая личность эпохи Возрождения раскрывает свои взаимоотношения с другими людьми, с обществом, с природой.

Однако поэзия не могла до конца порвать связь с песней, особенно народной. Именно в эпоху раннего Возрождения по всем странам прокатилась могучая волна народной поэзии; чаще всего это баллады - форма, выросшая из танцевально-песенного народного жанра. В 14 веке, очевидно, сложился основной сюжетный костяк баллад о бунтаре и народном заступнике Робине Гуде.

Начиная с сер. 15 века книгопечатные станки выбрасывают огромное количество образцов народной поэзии: песни, романсы, загадки, «народные книги» (среди них - книги о Тиле Уленшпигеле и докторе Фаусте). Их перерабатывают и исследуют писатели-гуманисты, чувствующие тягу к народным источникам (напр., у Шекспира песня Дездемоны о ивушке-иве - это народная баллада, то же - песня Офелии о Валентиновом дне; из сходных материалов построена грандиозная книга Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», впитавшая в себя французский народный юмор, обогащенный глубокими идеями и острой сатирой ученого-гуманиста.)

Народная поэзия была одним из могучих источников обновления поэзии в целом; вторым источником вдохновения была классическая древность. Искусство художественного перевода в эпоху Ренессанса сделалось почти обязательной стороной деятельности любого поэта, писавшего на живом языке, а подражание древним авторам в той или иной мере стало общей чертой поэтов эпохи Возрождения.

Зачинательницей новой поэзии стала Италия. В к. 13 века появился кружок «поэтов сладостного нового стиля», первый возрожденческий вольный союз поэтов-друзей, связанных общими интересами. Из него вышел молодой Данте - автор книги сонетов и канцон «Новая жизнь». В этих стихах, чаще всего обращенных к прекрасной Беатриче, - первое дыхание всей будущей прелести европейской любовной лирики. Несмотря на все связи со средневековой литературной традицией, Данте - явление поэтического взрыва.

Вслед за Данте выступает другой великий флорентиец, продолживший создание единого итальянского литературного языка и литературы, поэт-философ, ученый и политик, путешественник Франческо Петрарка. Поэт признается, что не может разобраться в противоречиях, раздирающих его душу: что такое поэзия - грех или священное призвание? Что такое его любовь к прекрасной Лауре - мука или счастье? После его «Стихов на жизнь и смерть мадонны Лауры» форма сонета (4+4+3+3) стала знаменем новой поэзии, а изощренный стиль, «петраркизм», - эталоном поэтической формы. Известный в первую очередь стихами к прекрасной Лауре, Петрарка писал и политические стихи (выражение республиканских взглядов и патриотизма).

Рядом - фигура младшего современника Петрарки - Джованни Боккаччо, в стихах которого четко прослеживается путь от поздней рыцарской поэзии (его юность прошла при дворе неаполитанского короля Роберта Анжуйского) до очаровательных пастушеских идиллий.

Если в Италии поэты и поэзия сосредоточивались в замках, где среди патрициев был культ гуманистической образованности, покровительства искусствам, то в Германии все складывалось по-иному. В городах продолжала развиваться древняя городская культура - мейстерзанг, певческое и поэтическое искусство мастеровых людей. Мейстерзанг достиг вершины своего развития в 16 веке в творчестве Нюрнбергского сапожника Ганса Сакса. Он оставил множество стихотворений, поэм и особенно стихотворных текстов для городского самодеятельного театра. Раздумья о своем времени - в цикле стихов, связанных сюжетом об Адаме и Еве. «Когда Адам пахал, а Ева пряла - кто был тогда дворянином?» - такая загадка дается в «Сказании о Петре Пахаре». В стихах - горькие размышления Ганса Сакса о судьбах Адамовых детей, которые рождаются равными, в то время как жизнь их разводит и ссорит. (Эта загадка отозвалась в шутке одного из могильщиков в «Гамлете»: он называет Адама самым первым дворянином рода людского, так как тот копал, а копать нельзя без лопаты, а лопата - оружие, а оружие - первая примета дворянина».)

В литературе немецкого Возрождения все тянется к грозному 1525 году (крестьянская война), когда создаются многочисленные сатиры на дураков, воплощающих в себе старую феодальную Германию с ее многочисленными пороками. Но после этой войны с великим немецким искусством было покончено надолго.

Удивительным многообразием и яркостью отличается поэзия французского Возрождения. На переломе от Средних веков к Возрождению - ярчайшая своеобразная фигура Франсуа Вийона, наследника лучших традиций средневековых бродячих поэтов-вагантов. Вийон отказался от латинского языка, развивался в русле французской поэтической речи. Его баллады, полные горечи и смеха, вводят нас в мир парижского дна, отворяют двери кабаков и притонов. Глубоко человечная, драматическая лирика «школяра» Вийона полна потенциального бунтарства (близость к тайным плебейским движениям Франции 15 века.)

Одним из любимцев Пушкина был Клеман Маро. Его очаровательные, мастерские по форме и языку стихи воспевают женскую прелесть, дружеское застолье, свежий снег и весеннее тепло, дружеские шутки и смешные выходки. Писал на французском и на греческом языках. Есть в его творчестве и глубокие философские раздумья, и открытый протест против насилия попов, против клерикальной реакции, грозящей его любимому миру буйной плоти и свободной мысли. Маро поплатился за это тюрьмой, вынужденным бегством из Франции и смертью на чужбине, но остался верен своим убеждениям.

В середине века, когда во французской прозе уже взошло светило Рабле, в 1549 году Жоакин дю Белле в сотрудничестве с Пьером Ронсаром напечатал «Защиту и прославление французского языка» - манифест национальной поэзии Франции. Эти поэты возглавили кружок семи друзей-поэтов «Плеяда», который стал первой поэтической национальной школой Западной Европы. Стремясь очистить язык литературы от средневековых пережитков, поэты «Плеяды» отшатнулись от буйной стихии грубой красочной народной речи, из которой неустанно черпал Рабле. Их идеал меры и ясности уже предвещал эстетические принципы классицизма 17 века.

Позднее, чем в других странах, расцвела английская поэзия Возрождения. Здесь существовала могучая национальная поэтическая традиция (англосаксонские фольклорные корни, нормандские сказания - Джеффри Чосер). Ко второй половине 16 века в Англии сложился кружок просвещенных дворян-гуманистов «Ареопаг» (Филипп Сидни - автор любовного романа из цикла сонетов «Астрофил и Стелла»).

Известные авторы испанской ренессансной лирики - Сервантес (автор «Дон Кихота») и Лопе де Вега (драм. Произведения). К лучшим образцам испанской лирики близки сонеты великого португальского поэта Луиса Камоэнса, отмеченные высоким мастерством и страстным трагическим мироощущением. По своему психологизму и глубине мысли сонеты Камоэнса напоминают Шекспира.

Лекция 1. Литература эпохи Возрождения в западноевропейских странах.

    Обновление литературной традиции. «Величайший прогрессивный переворот» и возрождение античности.

Возрождение наиболее полно и всесторонне выявило свои характерные черты в литературах Западной Европы. Именно здесь гуманистические тенденции, развившиеся в недрах городской культуры Зрелого Средневековья, привели к качественному скачку и положили начало культуре Нового времени.Старая феодально-церковная идеология оказывается разрушенной, ей на смену приходит светская в своей основе культура, находящая опору и язык в возрождаемой классической древности.

    Традиция и новизна - литература открывает человека и мир. Титаны Возрождения; проблема «обратной стороны» титанизма.

На смену средневековой духовной закрепощенности человека приходит новая, гуманистическая идеология с ее верой в неограниченные возможности человека, с радужным взглядом на жизнь, с оптимистической надеждой, что когда-нибудь люди станут хозяевами земли и действительно сами будут как боги. Для этого этапа Ренессанса свойственно не только прославление прекрасного, свободного, гармонически развитого человека, но и создание смелых социальных утопий и глубоких обобщений закономерностей исторического развития.Именно в это время стал возможен столь безграничный, поистине всеевропейский авторитет отдельной личности.Передовые идеалы эпохи Возрождения были далеки от их практического осуществления. Проведение в жизнь этих идеалов часто принимало уродливые формы. Так, борьба с феодально-церковной моралью порой оборачивалась подчеркнутым аморализмом и безудержным разгулом страстей - беспринципностью в политике и культом наслаждения.

    Эстетика Возрождения и литературные принципы. Особенности национальных процессов. Трагизм мировосприятия в позднеренессансной литературе.

В этот период складывается новая система литературных жанров. Новые жанры и формы появляются во всех родах и видах литературы.Такова, бесспорно, ренессансная драматургия в ее наивысших достижениях, таковы отдельные виды лирики, публицистики и сатиры. Еще больше дала эпоха в области прозы, которая постепенно выдвигается на первое место в литературе. В это время происходит рождение реалистического прозаического романа, достигает расцвета и приобретает специфические ренессансные черты новелла. Появляется эссеистская проза. Интересом к частному человеку и его мирским делам продиктовано появление мемуарной прозы.

Если в Италии обновление литературы происходит с ориентацией на античные жанры и формы, то в других странах в области литературы также происходят существенные сдвиги, но происходят они в русле местных национальных традиций, интерес к которым порой даже усиливается, отразившись в широком освоении и переработке своего культурного прошлого, что нередко бывает связано с заметным обновлением литературы.

В обострившейся и усложнившейся политической и идеологической ситуации протекает заключительный этап западноевропейского Возрождения. У писателей и мыслителей этой эпохи на смену радужным надеждам приходит скептицизм и даже стоицизм.

    Ренессанс и становление абсолютизма в Европе; гуманизм и Реформация. Значение возрожденческого наследия для мировой культуры.

Первые ростки Возрождения появились в Италии, где был высок уровень экономического развития и большой остроты достигла антифеодальная борьба. По социально-экономическому характеру Возрождение было периодом формирования капиталистического уклада. Высшие достижения ренессансной культуры обладали общенародным значением.Идеи гуманизма, одним из средств распространения которых становится новая, возрожденная латынь, постепенно проникают в самые отдаленные уголки континента.Движение Реформации захлестнуло большинство западноевропейских стран, отражая устремления и чаяния наиболее передовой части тогдашней буржуазии и ренессансной интеллигенции, выражавшие в это время национальные, общенародные интересы.

Во многих книгах, особенно в творчестве наиболее крупных представителей литературы и философской мысли этого времени, ощутимо присутствует стремление к синтезу, к подведению итогов, осознание своей эпохи как завершающей важный исторический этап мировой истории.

Вопросы для самоконтроля.

    В чем сущность и новизна культуры Возрождения?

    Что присуще эпохе Ренессанса?

    Осуществлялись ли идеалы этой эпохи на практике?

    Какова новая система литературных жанров?

    Что отличает заключительный этап западноевропейского Возрождения?

    Каково общественное содержание эпохи?

Лекция 2. Итальянское Возрождение.

    Периодизация и проблемы. Предвозрождение как переходный период в литературе. «Новый сладостный стиль».

Периодизация Возрождения выглядит так:

1) вводный период, Предвозрождение, ок.1260-1320, частично совпадающий с периодом дученто (XII-XII вв.) и треченто (XIII-XIV вв.),

2) раннее Возрождение (кватроченто XIV-XV вв.),

3) высокое и позднее Возрождение (чинквеченто XV-XVI вв

В итальянской культуре XIII - XIV вв. стали появляться черты нового искусства - будущего искусства Возрождения. Потому этот период его истории и назвали Предвозрождением. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. «Новый сладостный стиль» («стильновизм») - поэтическая школа, зародившаяся в Болонье и оформившаяся во Флоренции в конце XIII в.Новым в поэзии «стильновизма» были прежде всего поэтика и художественный стиль. Поэты этой школы создали поэтический язык, во многом подготовивший итальянский язык «Божественной Комедии».

    Данте и Флоренция его времени; Беатриче в жизни поэта.

В городе, а тогда он являл собой целое государство - малую купеческую республику, шла борьба между богатыми («жирными») и бедняками («тощими»). Данте, а он занимал одну из высоких выборных должностей при правлении белых гвельфов, подвергается репрессиям. Дом его сжигают, сам же он становится изгнанником.

В «Новой жизни» Данте рассказал о своей великой любви к Беатриче Портинари, юной флорентийской даме, бывшей замужем и умершей в июне 1290 г., когда ей не исполнилось и двадцати пяти лет.Он впервые увидел ее девяти лет от роду. Она была моложе его на несколько месяцев.

    Замысел и структура «Божественной Комедии». Проблема жанра и смысл названия. Аллегоризм и геометрическая гармония текста.

Поэма делится на три части: «Ад», «Чистилище» и «Рай». В каждой части 33 песни, не считая вступительной песни «Ада». Таким образом в «Божественной Комедии» сто песен, т. е. квадрат 10 - совершенного числа в поэзии Данте. Данте назвал свое произведение «Комедией» сообразно с риторикой своего времени. Трагедией являлось бы произведение высокого стиля, написанное по-латыни. «Комедия» соответствует «среднему стилю» В сущности Данте не остановился в своей поэме перед смешением всех стилей. Начиная от Боккаччо, к заглавию «Комедия» стал прибавляться эпитет «божественная». Истинный сюжет «Комедии» составляет приобщение человечества к мировой гармонии через преодоление всего того, что связано с греховностью, безобразием и общественным и политическим хаосом земного, материального мира.

Данте стремился к гармонии пропорций, у него все предвидено. Великий поэт назвал самого себя геометром. Единство «Комедии» заметно представлено в геометрической пропорциональности ее построения и в той роли, какую играет в ней символика чисел. Тут внутренняя соразмерность выступает на поверхность

В результате духовного кризиса на смену пророку-философу пришел поэт - судья мира и человечества, равный в своей исторической миссии императорам и папам. Беатриче и некоторые другие герои «Комедии», будучи теологическими аллегориями, одновременно имеют самостоятельное значение и выступают как исторические лица, не будучи ввиду этого символами. Вергилий олицетворяет человеческий разум, он «мудрый язычник, знающий все». Вместе с тем он поэт. И не просто древний поэт, а поэт классический, образец для подражания.

Стремление к абсолютной гармонии получило в «Божественной Комедии» художественную реализацию. В этом смысле она уникальное произведение в истории европейской литературы. Для грядущих времен Данте открыл новые бездны и новые выси человеческого духа, ищущего правды и справедливости как в небесах, так и на земле.

    Зарождение и развитие жанра новеллы. Итальянская новеллистика: «Декамерон» Дж. Боккаччо и его последователи и подражатели.

Дж. Боккаччо создал новеллу Возрождения. Сто новелл «Декамерона» рассказываются в течение десяти дней в обществе десяти молодых людей и юных дам. В качестве сюжетного материала Боккаччо в равной мере использовал анекдоты, составлявшие значительную часть городского фольклора, и религиозно-нравоучительные «примеры», которыми уснащали проповеди прославленные служители церкви, французские фаблио и восточные сказки, «Метаморфозы» Апулея и устные рассказы современных ему флорентийцев. Рассказы в «Декамероне», как правило, начинаются с указания на реальный факт или на какое-нибудь распространенное мнение, подлежащее общественному рассмотрению и осмыслению. Главным в «Декамероне» оказались новые идеи. Система нравственно-эстетических оценок реальности была реализована не только в новеллах, но и в обрамлении «Декамерона». «Декамерон» - не сборник разрозненных рассказов, а цельное, внутренне законченное произведение.

В «Декамероне» Боккаччо обогнал свой век. Книга имела колоссальный успех и была почти сразу переведена на многие языки. Однако прошло более ста лет, прежде чем идеи, язык и стиль нового общества «Декамерона» стали идеями, языком, стилем новой итальянской прозы. Подражателей у Боккаччо в XIV в. было мало, и революционные эстетические концепции «Декамерона» оказались им не по плечу.

Вопросы для самоконтроля.

    На какие периоды можно разделить эпоху Возрождения?

    Что такое «новый сладостный стиль»?

    Чему посвящена «Новая жизнь Данте?

    Что означает заглавие «Божественная Комедия»?

    Какова структура поэмы?

    Каково смысловое значение образа Вергилия в поэме?

    Что послужило сюжетным источником новелл «Декамерона» Боккаччо?

Лекция 3. Художественная и философская мысль французского Ренессанса.

    От баллад Ф. Вийона к поэзии «Плеяды»: эволюция национальной литературы, традиция и влияние итальянского Возрождения.

Поэтическим итогом развития средневековой французской литературы и предвестием ее бу­дущих достижений стало творчество Франсуа Вийона.

Теоретические положения Плеяды были из­ложены в трактатах, предисловиях, поэтиче­ских посланиях. Первое место и по времени, и по значению принадлежит здесь «Защите и прославлению французского языка» (1549) Жоашена Дю Белле.

    Лирика П. Ронсара и поэзия национального самосознания.

Третью четверть XVI в. - годы царствования Генриха II, Франциска II и Карла IX называют не их именами, а эпохой Плеяды или чаще - вре­менем Ронсара. Эти десятилетия отмечены гос­подством ронсаровской школы, положившей начало новой французской поэзии и драматур­гии. Ронсар после появления первых своих книг сразу становится главой нового направления и «принцем поэтов».

Ронсар подчеркивает зависимость своего поэтического образного мира от природы родного края. Концепция любви как кульминационного пункта жизни, как весны человека органиче­ски входит в жизненную философию поэта.

Забота обо всей французской литературе во имя возвеличенья и славы Франции отличает деятельность Плеяды с первых же ее шагов. Это отразилось и в защите французского языка как полнокров­ного языка литературы.

    Трагический кризис гуманизма: «Опыты» М. Монтеня.

«Опыты» Монтеня - наиболее значительное произведение заключительного этапа Возрож­дения во Франции. Но свойственные этой культуре гуманистиче­ские, материалистические и реалистические тен­денции Монтень развивал в особых, сложных и преисполненных глубокого внутреннего драма­тизма общественных условиях, порожденных социально-политическим кризисом. В эти суровые годы демонстри­ровали свою несостоятельность многие из преж­них иллюзий и идеалов, а контуры будущего, перспективы выхода из сложившегося тупика вырисовывались весьма смутно. Изучение своего «я», наблюдения над конкретной, неповторимой индивидуаль­ностью - это для Монтеня путь, который ве­дет к обобщениям. Сквозь призму индивидуаль­ного у него проступает общезначимое, типиче­ское. При этом Монтень изучает человеческую личность в живом развитии, в ее колебаниях, противоречиях. Он не считает человеческую природу чем-то неизменным. Для Монтеня характерно пони­мание действительности, в том числе и общественной жизни, как начала подвижного, текучего, подверженного непрестанным изме­нениям. Эта изменчивость и обусловливает относительность многих установившихся представлений.

«Опыты» оказали мощное воздействие на дальнейшее развитие философской мысли. Вместе с тем произведение Монтеня, будучи одним из наиболее ярких воплощений ренессансной мысли во Франции XVI в., наложило неизгладимый отпечаток на развитие художест­венной литературы как таковой.

Вопросы для самоконтроля.

    Каково значение творчества П. Ронсара для французской поэзии?

    В какой обстановке создавались «Опыты» М. Монтеня?

    Каковы его философские воззрения?

Лекция 4. «Северные гуманисты» и Реформация: мыслители и поэты Германии и Нидерландов.

    Крестьянская война и «Священная Римская империя германской нации». Специфика и проблемы «северного Возрождения». Гуманизм и Реформация. Идеология и социальные проблемы: публицистическая и сатирическая линии в литературе.

Гуманизм в Германии и Нидерландах развивался в эпоху социальных и духовных битв, накануне Реформации и Крестьянской войны, которые формировали его характер и национальное своеобразие. Возрождение в Германии и Нидерландах представляло собой одну из первых ступеней Реформации. Воинственный характер немецкого гуманизма проявился уже в конце XV в. Эта тенденция выражена, в частности, в заметно преобладающей в немецкой литературе сатирической направленности. Сатириками были почти все значительные немецкие писатели-гуманисты. В их творчестве особенно большое место занимала антиклерикальная сатира. Их публицистика и художественное творчество являют сотой попытку синтеза античного и христианско-бюргерского идеала, в котором значительно перевешивали бюргерские ценности и устремления.

    Бюргерская литература и «Корабль дураков» С. Бранта.

Литература о дураках - это уникальное явление немецкой литературы, прочная и продуктивная литературная традиция, возникшая в конце XV в. на стыке клерикальной и народной культур в результате взаимодействия их художественных форм и тенденций. Вся немецкая гуманистическая литература о дураках так или иначе восходит к первому произведению этого ряда - сатирико-дидактическому зерцалу «Корабль дураков» Себастиана Бранта (1494). В «Корабле дураков» ясно проявилось то качество немецкой «дурацкой литературы», которым она существенно отличается от площадного карнавала, - ее проповедничество.

Вопросы для самоконтроля.

    В чем специфичность «северного Возрождения»?

    К какому произведению восходит немецкая литература о дураках?

Лекция 5. Литература английского Возрождения.

    Реформация и Возрождение в Англии, специфика гуманистического переворота в условиях становления абсолютизма.

Предпосылки прогрессивного переворота в об­ласти общественной и культурной жизни по­явились в Англии рано, на исходе XIV в., но реализовались они медленно. Разверну­лась деятельность епископа Джона Виклифа, выступившего с проектом церков­ной реформы, в основу которого было положено представление о церкви, очищенной от пороков, свободной от подчинения папе и пользующейся для богослужения не латынью, а общеупотре­бительным языком. Борьба между старыми и новыми традициями на исходе XIV в. так или иначе связана с обо­стрением общественной борьбы.

    От У. Ленгленда к Дж. Чосеру: эволюция национальной традиции.

В духе средневековой традиции была создана и поэма «Видение Уильяма о Петре Пахаре» Уильяма Ленгленда.

Поэма написана традиционным аллитерационным нерифмованным стихом. Интерес к ней возрос в период Реформации и в годы Английской буржуазной революции XVII в. Ленгленд охотно прибегает к аллегориям и другим характерным приемам поэзии Позднего Средневековья.

Было бы чрезвычайно важно сопоставить поэму Ленгленда с основным произведением английской литературы пе­реходной поры от Средневековья к Возрожде­нию, с «Кентерберийскими рассказами» Джеффри Чосера. Будучи подлинной энциклопедией англий­ской жизни XIV в., показанной на пути к но­вому и еще неясному будущему, «Кентерберийские рассказы» вместе с тем - энциклопедия поэтических жанров своего времени.

    Завершение артуровского цикла.

Литературный процесс в Англии XV в. яв­ляет собой пестрое зрелище. В кругах знати по-преж­нему в почете рыцарская литература. Но эти романы все чаще появляются в форме прозаиче­ского повествования, в котором на первый план выступают именно авантюрные, развлекательные или куртуазно-поучительные мотивы. В ходу и более родственные слушателям сюжеты, восхо­дящие к донормандскому, англосаксонскому эпическому пласту. И тот же дух Предвозрождения витает над книгой рыцаря Т. Мэлори «Смерть Артура» (1485). «Смерть Артура» - подробнейшее повествование о том, как под властью легендарного повелителя бриттов собрались разрозненные силы британского воинства, как возникло братство Круглого Стола, принимавшее в свои ряды только тех, кто полностью отвечал канонам идеального рыцарства. Резким и принципиальным отличием этого произведения от рыцарских романов XII - XIII вв. было не только то, что «Смерть Артура» написана отличной прозой, а не стихом, но и то, что весь мир романа - мир, ушедший в прошлое.

    Томас Мор и его трагическая эпоха. Жизненнный путь Т. Мора, его «Золотая книжечка», противоречия утопического идеала. Т. Мор и английская поэзия и драматургия. Значение гуманистической традиции в развитии английской литературы.

В историю философской мысли Томас Мор вошел прежде всего как автор книги, ставшей своего рода триумфом гуманистической мысли. Написал ее Мор в 1515-1516 гг. и уже в 1516 году, при активном содействии Эразма Роттердамского, вышло в свет первое издание под названием «Весьма полезная, а также занимательная, поистине золотая книжечка о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Уже при жизни это сочинение, кратко называемое «Утопией», принесло Мору всемирную славу.

В книге Мора рассказывается о неком острове под названием Утопия, жители которого ведут идеальный образ жизни и установили у себя идеальный государственный строй. Само название острова подчеркивает, что речь идет о явлениях, которых нет и, скорее всего, не может быть в реальном мире. «Утопия» задумана и написана как своеобразное продолжение платоновского «Государства» - как и у Платона, в сочинении Томаса Мора дается описание идеального общества, так, как его представляли себе гуманисты XVI столетия. Так же как и Платон, Мор видит основной принцип жизни в идеальном обществе в одном - общество должно быть построено на принципе справедливости, который недостижим в реальном мире.

Самый образ утопийского общежития, где упразднены частная собственность, денежное обращение, привилегии, производство роскоши и т.д. стал своего рода кульминацией гуманистических мечтаний об «идеальном государстве».

Вопросы для самоконтроля.

    Какой проект предложил епископ Джон Виклиф?

    О чем повествуется в «Смерти Артура» Т. Мэлори?

    В чем основные отличия этой книги от предшествующих рыцарских романов?

    О чем рассказано в «Утопии» Т. Мора?

    Своеобразным продолжением какого произведения является эта книга?

Лекция 6. Расцвет драматургии на рубеже XVI -XVII вв. и произведения У. Шекспира.

    Английская поэзия Возрождения и сонеты У. Шекспира.

Форма сонета возникла давным-давно, вероятнее всего её создателями выступили провансальские поэты, но свое классическое распространение она получила в Италии эпохи Возрождения. Подобная поэтическая форма не осталась без внимания и очень увлекла поэтов эпохи Возрождения, со временем заняв главенствующие позиции в лирике. Сначала английские писатели следовали итальянской схеме написания сонета, но позже выработалась своя, значительно более простая.

Большинство шекспироведов считают, что сонеты были созданы в период между 1592 и 1598 годами, именно на это время приходится расцвет сонетной поэзии в английской литературе. Шекспир написал 154 сонета, каждый из которых - настоящая драма в миниатюре. Начальные 126 сонетов посвящены мужчине и лишь в последних 26 воспевается женщина.

    Исторические хроники: правда исторического факта и сила художественного вымысла.

В первых сценических опытах Шекспир об­ратился к прошлому Англии, сравнительно для тех времен недавнему. Сначала Шекспир шел следом за историей, затем, однако, он дви­нулся вспять, обратился ко временам более ранним, представляющим смуты Столетней войны. Шекспир обращался с историческими фак­тами свободно. В основу пьес он, как и Томас Мор, брал не столько факты, сколько сложив­шееся представление об этих фактах, об исторических событиях и деятелях. Особенной правды и выразительности Шекспир достигает в типах прошлого, в изображении характеров прежнего времени.

    У. Шекспир-драматург.

С циклом хроник в творчестве Шекспира перемежается серия комедий - все десять шекспировских «веселых комедий» были созда­ны в первый период его драматургической деятельности.

Ранние трагедии Шекспира выражали еще не трагическое мироощущение, а прежде всего трагедию индивидуальных судеб в трагиче­ской ситуации. Однако и ранние трагедии содержат мотивы, предсказывающие трагизм «Гамлета» и «Короля Лира». Ход большого времени или даже разных времен, друг на друга наслаивающихся и стал­кивающихся между собой, - такова ведущая линия шекспировских трагедий. На решающем этапе своего творчества Шекспир поднялся до трагизма, который сопутствовал Возрождению как «величайшему прогрессив­ному перевороту».

    «Шекспировский вопрос». Шекспир и мировая литература.

Практически разрыв с непосредственно шек­спировской традицией выразился в потере ру­кописей, рассеянии биографических сведений, что позднее оказалось благодатной почвой для возникновения вопроса о принадлежности Шек­спиру шекспировских сочинений.

Многие легенды о Шекспире, начиная с рас­сказов о его браконьерстве, содержат, по мнению авторитетных шекспироведов, крупицы истины. Но в то же время от биографии к биогра­фии наблюдаются колебания между «богемным» и «бюргерским» Шекспиром. Между этими край­ностями вклинились ниспровергатели, предла­гая своего Шекспира, ученого гуманиста, об­разованного аристократа или даже королеву Елизавету I.

Сам по себе «шекспировский вопрос» - это далеко не случайное историко-литературное недоразумение. С представлениями о Шекспире он переплелся до­вольно прочно, и это имело разнохарактерные последствия.

Национальный гений, Шекс­пир принадлежит к гениям европейской и миро­вой литературы, к небольшому числу писателей, которые оказывали и оказывают интенсивное воздействие на развитие многих национальных литератур и на всю духовную культуру мира.

Вопросы для самоконтроля.

    Каково происхождение и особенности сонета как поэтической формы?

    Насколько исторически точен был У. Шекспир в своих исторических хрониках?

    В чем сущность «шекспировского вопроса»?

Лекция 7. Испанский роман и национальный театр в эпоху Возрождения.

    Исторические судьбы Испании и Португалии в конце XV - середине XVI века. «Золотой век» испанской драмы: театр как национальное мироощущение.

В тот век, когда светская и церковная верхушка неуклонно ве­ла страну к катастрофе, в тот же самый век в театрах всей Испании ежедневно, кроме по­стов, некоторых праздников и недель траура, жила и утверждалась гуманистическая модель мира. Театр помогал сохранять до­стоинство, жить, бороться. Театр противосто­ял официальной церкви. Феодально-церков­ной, косной и лживой морали каждодневно про­тиводействовала гуманистическая мораль: и люди мечтали, любили согласно ее принципам. Испанский театр Золотого века активно ут­верждал гуманистический склад жизни, гуманистического героя; боролся комедией боль­ше, чем трагедией.

    Драматургия Лопе де Веги и народная традиция.

С юности у Лопе установился постоянный контакт с гуманистической театрально-богемной средой, связанной с городскими низами, с «массовым зрителем» театра, перед которым приходилось пасовать королю и церкви. Лопе отличало во­сприятие национального исторического опыта, реалистическое видение мира, связь с народ­ной жизнью.

Лопе де Вега, по-видимому, был самым пло­довитым из поэтических гениев всех времен. Лопе был автором не под­дающегося точному учету числа драм, достиг­шего, согласно самому поэту, 1500, а по другим ут­верждениям - 1800.

Каждая такая комедия исходила из предпосылки, что естествен и реален полнокровный человек Возрождения, и таким образом осуждала контрреформационную схему как лживую, обреченную, а то и достойную осмеяния. Народно-революционные идеи встречаются во многих драмах Золотого века, но в «Фуэнте Овехуне» они воплощены с такой силой, что драма стала символом свободолюбия испанского народа. Гимну народу как единому целому вполне соответствует гимн отдельным людям из народа, причем не только их мужеству и чувству досто­инства, но и той их великой эмоциональной и интеллектуальной силе, которая поддержива­ла испанское Возрождение.

В историю мировой культуры Лопе вошел прежде всего как выразитель высшего этапа Возрождения в Испании, и - в плане истории всемирной литературы - как создатель, наряду с Шекспиром, одного из тех двух национальных театров, в которых ренессансные идеи нашли наиболее совершенное сценическое воплощение.

    Испанское романсеро. Роман как ведущий жанр, «плутовской роман» и его герой. Ф. Кеведо и его продолжатели.

Романсеро - высшее выражение испанской народной культуры конца средневековья и раннего Возрождения, образное народное резюме героической истории Реконкисты, один из источников драматургии так называемого «золотого века» (связанного с Л. Ф. де Вега и его школой).

Плутовской, или пикарескный ро­ман - порождение и свидетельство кризиса Испании. Плутовской роман возник как своеобразная антитеза жанрам «высокой» ренессансной про­зы. Все, что в рыцарском и пасторальном ро­манах возвышалось и облагораживалось, в ро­мане пикарескном последовательно снижалось и вульгаризовалось. В ходе развития ренессан­сной прозы «высокое» и «низкое», долгое время в испанской литературе объединявшиеся в рам­ках повествовательных произведений, поляризовались, но лишь для того, чтобы слиться вновь в более органическом синтезе серванте­совского «Дон Кихота».

Демократическая направленность и реалистические тенденции творчества Ф. Кеведо проявились в романе «История жизни пройдохи по имени дон Паблос, пример бродяг и зерцало мошенников», который был написан в 1606-1609 гг. Пикаро - это не жанровая выдумка, а социальный тип, пришедший в литературу из жизни. Принцип реалистической заданности, обусловленности героя средой и обстоятельствами предполагает изменение типовых черт пикаро в зависимости от новой среды и новых обстоятельств. Паблос - это плут, порождение действительности Испании, вступающей в новый век. Он существует как бы вне классов, общественных групп и прослоек. «История жизни пройдохи» своей критической направленностью связана с сатирическим творчеством Кеведо в целом и является одним из значительных памятников обличительной прозы не только в испанской, но и в мировой литературе.

Вопросы для самоконтроля.

    Какую роль играл театр в Испании XVI века?

    В какой драме Лопе де Веги наиболее полно воплощены народно-революционные идеи?

    Чем плутовской роман отличается от рыцарского?

    Что присуще герою плутовского романа Ф. Кеведо Паблосу?

    В чем жанровая особенность «Дон Кихота» М. Сервантеса?

    Как эволюционирует основная идея романа?

    Как в романе воплощается ренессансный идеал?