Стилизованная скульптура. Термин и понятие в изобразительном искусстве. Станковая скульптура: способы изготовления

Просмотры: 7 691

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. В широком значении слова - искусство создавать из глины, воска, камня, металла, дерева, кости и других материалов изображение человека, животных и других предметов природы в осязательных, телесных их формах.

Художник, посвятивший себя искусству скульптуры, называется скульптором или ваятелем. Главную его задачу составляет передача человеческой фигуры в реальном или идеализированном виде, животные играют в его творчестве второстепенную роль, а прочие предметы являются лишь в значении придаточных или обрабатываются исключительно с орнаментальной целью.

Слово скульптура, помимо самого вида искусства, обозначает также каждое отдельное его произведение.

Видовая специфика скульптуры

Скульптура — пространственно — изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами, применяемыми в скульптуре, являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества, техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

  • горельеф — высокий рельеф,
  • барельеф — низкий рельеф,
  • контррельеф — врезной рельеф.

По определению скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная — используется для украшение улиц и площадей города, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. Отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами. К монументальной скульптуре относятся:

  • памятники,
  • монументы,
  • мемориалы.

Станковая — рассчитана на осмотр с близко расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений. Не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углублённое содержание.

Декоративная — используется для украшения быта (предметы мелкой пластики); включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура);

Иные разновидности скульптуры:

Кинетическая скульптура - разновидность кинетического искусства, в котором обыгрываются эффекты реального движения. Ледяная скульптура - художественная композиция, выполненная изо льда.Песчаная скульптура - художественная композиция, выполненная из песка. Материалы скульптуры - металл, камень, глина, дерево, гипс, песок, лёд и др.; методы их обработки - лепка, высекание,художественное литьё, ковка, чеканка и др.

Главные жанры скульптуры:

  • портретный;
  • исторический;
  • мифологический;
  • бытовой;
  • символический;
  • аллегорический;
  • анималистический.

Одним из древнейших жанров искусства в скульптуре является портрет изображение человека или группы людей, дающее представление о внешности, внутреннем мире портретируемого. Существуют определенные обобщения в этом жанре: портрет-характер, показывающий природные свойства человека; портрет-тип, дающий характеристику определенному типу людей; портрет-настроение, дающий эмоциональную характеристику человека; портрет-символ. Портрет в скульптуре подразделяется на следующие формы: голова, бюст, полуфигура, поколенное изображение, фигура. Бюстом (фр. buste, от ит. busto – торс, туловище) называют погрудное изображение человека в круглой скульптуре. Появившись в Древнем Египте, Древней Греции, бюст получил яркое развитие в искусстве Древнего Рима, был распространен в искусстве Возрождения, 17–20 вв. (Донателло, Л.Бернини, Гудон, Ф.И.Шубин, В.И.Мухина).

Скульптура бытового жанра показывает людей в привычной для них среде, за постоянным занятием. Скульптура этого жанра бывает небольших или средних размеров. Работы могут быть однофигурными и многофигурными. Произведения на бытовые темы существуют с древних времен, близки народному искусству, популярны в мелкой пластике.

Произведения скульптуры, относящиеся к тематической композиции , могут показывать одну фигуру или несколько. Чаще всего фигура дается крупным планом и это значительное по размерам произведение круглой скульптуры, изображающее человеческую фигуру в рост, называют статуя (лат. statua). Для многофигурной композиции важно такое построение группы, при котором каждая фигура согласуется с другими, не теряя при этом собственной роли. (Мирон Афина и Марсий ; Микеланджело Пьета , 1498–1501, Рим, Собор св. Петра; А.Майоль Три нимфы ).

Жанр скульптуры, посвященный изображению животных, называется анималистическим жанром (от лат. animal – животное). Анималист обращается к художественной характеристике животного, его повадкам. Выразительность фигуры, силуэт, расцветка особо существенны в парковой скульптуре, мелкой пластике. Часто в скульптуре присутствуют и животное и человек. Животных скульпторы изображают начиная с первобытно-общинного строя, они широко распространены в искусстве Древнего Египта, в античной скульптуре и в последующие эпохи.

Особенности художественного языка скульптуры

Художественно-выразительные средства скульптуры:

  • построение объёмной формы;
  • пластическое построение модели (лепка);
  • разработка силуэта;
  • разработка фактуры (в некоторых случаях также цвета).

Способ получения скульптуры зависит от материала:

  • пластика — наращивание объема скульптуры добавлением мягкого материала (глина, воск)
  • ваяние — отсекание лишних частей твердого материала (камень и другие материалы)
  • отливка — произведение возникает благодаря вливанию в форму расплавленного металла (бронзы, например)

Относительно материала и способа исполнения изображения, скульптура, в широком значении слова, распадается на несколько отраслей: лепка или моделировка - искусство работать с мягким материалом, каковы воск и глина; литейное дело или торевтика - создание рельефных произведений из металла методом тиснения, чеканки или литья; глиптика - искусство резьбы на драгоценных камнях; к отраслям ваяния относятся произведения из камня, дерева, металла и вообще твердых веществ; сверх того изготовление штемпелей для монет и медалей (медальерное искусство).

Скульптура, будучи искусством объемным, требует соответствующей организации окружающего пространства, архитектурной среды. В результате возникает синтез архитектуры и скульптуры, что значительно усиливает как идейную, так и художественную силу произведения. Вопросы синтеза с архитектурой – один из важнейших в понимании и восприятии монументальной и монументально-декоративной скульптуры.

Выразительность скульптуры достигается с помощью построения основных планов, световых плоскостей, объемов, масс, ритмических соотношений. Большое значение имеют четкость и цельность силуэта. Фактурная обработка поверхности и детали дополняют выразительность пластического решения скульптурного образа.

Сложная и многоэтапная технология скульптуры сопряжена с большим физическим трудом. Используются различные технические методы – лепка, высекание, резьба, литье, чеканка, ковка, сварка, применяются разнообразные материалы – камень, металл, дерево, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические полимерные составы. Помимо авторской работы художника (лепка, резьба, обработка твердых материалов) важную роль в скульптуре играет вспомогательный труд мастеров-ремесленников (рубка камня, формовка, отливка, чеканка и др.).

Что касается техники скульптуры, то ее виды можно группировать по различным принципам. Согласно одному принципу технику скульптуры можно разбить на три следующие группы:

  1. Когда рука художника заканчивают всю работу (обработка глины, камня, дерева).
  2. Когда работу художника заканчивает огонь (керамика).
  3. Когда художник дает только модель будущей статуи (отлив в бронзе).

Согласно другому принципу техника скульптуры распадается на три, но уже другие основные группы:

  1. Лепка в мягких материалах (воск, глина) — техника, которую мы называем в узком смысле «пластикой».
  2. Обработка твердых материалов (дерево, камень, слоновая кость), или «скульптура» в прямом смысле этого слова.
  3. Отливка и чеканка в металле.

Основная проблематика скульптуры

К техническим проблемам скульптуры относится очень важная проблема постамента, базы, постановки статуи. Во все эпохи одна из важнейших проблем, стоящих перед скульптором, заключается в том, чтобы рассчитать форму и размер постамента и согласовать статую и постамент с пейзажем и архитектурной обстановкой. Постамент важен и потому, что на нем обычно отмечены все основные данные, касающиеся тематики статуи и времени ее исполнения. Греческие скульпторы обычно отмечали на постаменте имя автора статуи.

Постаменты могут быть бесконечно разнообразны по своим формам и размерам, по характеру профилировки и по пропорциям. Многое здесь зависит, разумеется, и от характера статуи: чем больше статуя, тем массивней должен быть и постамент; напротив, маленькая статуя может обходиться вообще без постамента — достаточно бывает небольшой плиты для стабильности (стоит упомянуть своеобразные постаменты в виде костылей, которые применялись для небольших статуэток на острове Крит в эпоху эгейской культуры). Для стоящих статуй желателен вертикальный постамент, для лежащих — горизонтальный, низкий; на слишком большом постаменте статуя теряет значительность, на слишком маленьком — лишается стабильности.

В Древней Греции предпочитали в целом не очень высокие постаменты: в V веке высота постамента не превышала обычно уровня груди среднего роста зрителя; в IV веке постаменты чаще всего имели ступенчатую форму, сложенную из нескольких горизонтальных плит. В эллинистическую эпоху постаменты становятся несколько выше — до полутора-двух метров вышины. Но и в классическую эпоху встречаются очень высокие постаменты, если этого требовал специфический характер статуи: так например, «Ника» (богиня победы)
скульптора Пэония стояла перед храмом Зевса в Олимпии, как бы слетая с неба, на узком, трехгранном постаменте девяти метров вышины. Раннему Возрождению свойственны конные статуи, стоящие на высоких постаментах таким образом, чтобы темный силуэт возвышался на фоне неба. Напротив, в эпоху барокко, в китайской и японской скульптуре (отчасти у Родена) мы встретим низкие постаменты, которые подчеркивают связь статуи с окружением и больший контакт со зрителем.

В целом можно утверждать, что постамент выполняет две основные, но противоречивые функции, и в зависимости от того, какая из них преобладает, меняются характер, пропорции, формы постамента. С одной стороны, задача постамента — отделить статую от реального мира, отграничить ее от обыденности, поднять в некую высшую сферу. В этом случае постаменту присущи абстрактные, чисто тектонические черты, и реалистические детали, вроде свешивающегося с постамента кончика плаща или тоги, ему противопоказаны. Иногда для изоляции статуи от окружения используют контраст материала, примененного в статуе и в постаменте (например, бронзовая статуя на гранитном постаменте). На ранних стадиях развития скульптуры иногда очень резко подчеркнуты тектонический характер постамента и его изолирующие функции — иной раз постаменты настолько высоки, что статуи обращаются в придаток к постаменту, его завершающее
украшение (таковы, например, греческие архаические сфинксы или так называемые стамба — святые столбы в Индии на местах скитаний Будды с его изречениями). В скульптуре эпохи готики, да и позднее в немецкой скульптуре мы встречаем другой вариант подавления статуи постаментом, когда постамент превращается в целое многоэтажное здание, а статуи оказываются такими маленькими и их так много, что они становятся как бы только украшениями и теряются в сложной архитектуре постамента (примером может служить «Рака св. Зебальда» Петера Фишера в Нюрнберге, 1519 год). В эпоху барокко, напротив, гармонию между статуей и постаментом часто нарушает статуя, которая слишком велика по сравнению с постаментом, слишком самостоятельна в своей экспрессивной динамике и поэтому подчиняет себе постамент, превращает его в арену своей деятельности («Персей» Б. Челлини, памятник великому курфюрсту в Берлине А. Шлютера).

Наиболее гармоническое решение проблемы тектонического постамента и изоляции статуи дает эпоха Возрождения. Поучительно сравнить в этом смысле две конные статуи. Бронзовая статуя Гаттамелаты выполнена Донателло в 1453 году и стоит в Падуе. У нее высокий постамент, благодаря чему статуя ясно выступает на фоне неба. Для выделения и изоляции статуи между нею и темным постаментом вставлена светлая плита мрамора. Постамент имеет строго тектоническую форму, он не отвлекает внимания от статуи, а дает ей спокойную
основу и подчеркивает ее композицию (отметим округлое тело лошади и округлые формы постамента, членение постамента согласовано с постановкой ног лошади; тело всадника подчеркивает главную ось, которая повторяется в рельефе и дверях постамента).

Терминология

Пластический материал — глина скульптурная, пластилин, пластическая модельная масса.

Пласт — плоскость и пластического материала заданной толщины подготовленной лицевой частью поверхности.

Шпатель — инструмент, используемый при производстве строительных отделочных работ.

Стеки — пластмассовый, деревянный, пластинчатый инструмент для создания пластических форм и композиций.

Пластическая модельная масса — пластический материал при затвердевании приобретающий достаточную прочность.

Шликер — эмульсия воды и пластического материала (глина скульптурная, пластическая масса)- используются для склейки деталей и поверхностей.

Акцент - прием подчеркивания светом, линией, в скульптуре рас- положением в пространстве предмета на который нужно обратить внимание.

Анфас - буквально «в лицо» лицом к смотрящему, изображение лица прямо спереди.

Барельеф - рельеф с более выпуклым изображением на плоскости.

Бюст - погрудное изображение человека.

Гармония - связь, стройность, созвучие, соразмерность. Стройная согласованность частей единого целого. В изобразительном искусстве гармония - согласованное соразмерное сочетание всех элементов художественного произведения.

Горельеф - сильно выступающее, практически объемное изображение, развернутое на плоскости, которую он украшает.

Декор - украшать. Система художественного оформления жилых помещений, парадных залов, украшения различных предметов обихода.

Декоративная скульптура - является частью архитектурного ансамбля и предназначена для украшения фасадов и интерьеров архитектурных сооружений.

Каркас - арматурный стержень способствующий устойчивости скульптуры.

Круглая скульптура - объемное изображение скульптурного объекта. Основные ее разновидности: скульптурная композиция, статуя.

Рельеф - выпуклая скульптура, развернутая на плоскости, которую он украшает.

Модель (в скульптуре) - оригинал, выполненный в мягком мате- риале (глина, пластилин, воск), предназначенный для перевода в твердый материал (камень, металл).

Монументальная скульптура - монументы, памятники, установленные в честь определенного лица или события.

Пропорция - соразмерность всех частей художественного произведения, их соответствие друг другу и определенное соотношение с целым.

Скульптура - ваяние, пластика. Вид изобразительного искусства. Объемное изображение, вылепленное из мягкого материала, высеченное из камня, вырезанное из дерева.

Скульптура малых форм - произведения мелкой пластики, изготовляемые из фарфора, фаянса, металла, камня.

Станковая скульптура - произведения скульптуры небольшого размера изготовляемые на столе для моделирования.

Стол для моделирования - специальный стол с вращающейся подставкой для работы скульптора.

Стека - инструмент для работы над скульптурой.

Стилизация - обобщение изображаемых фигур и предметов, упрощение рисунка, формы.

Техника - обработка, строение, лепка. Совокупность специальных приемов, способов, навыков, применяемых при исполнении произведения. Это знание техники и технологии (т. е. материалов и способы их обработки).

Фактура - в скульптуре характер поверхности, ее материально осязаемые свойства, ее обработка. Фактура важный элемент художественной формы.

Эскиз - подготовительный набросок для более крупной работы. Исполнению скульптуры предшествует серия эскизов, этюдов, в которых разрабатывается общая пластика будущего произведения.

Этюд - работа, выполненная с натуры. Имеет самостоятельное значение. Является упражнением, в котором совершенствуются профессиональные навыки. С помощью этюда конкретизируется замысел про- изведения, первоначально более обобщенно переданный, прорабатываемый деталями

Литры

  1. Одноралов, Н. В. Скульптура и скульптурные материалы [Текст]. Пособие для худ. Вузов/ Н. В. Одноралов. — М.: 1982.
  2. Полякова, Н. И. Скульптура и пространство [Текст]. Учебное пособие/ Н. И. Полякова. — М.: Сов. Художник, 1982.
  3. Светлов, И. Е. О современной скульптуре [Текст]. Учебное пособие/ И. Е. — М.: Сов. Художник, 1982.
  4. И. Ланг. Скульптура. Энциклопедия художника
  5. Скульптура. – М.: Творчество, 1982.

Вконтакте

Скульптура

Круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), вид скульптур, которая представляет собой произведение трёхмерного объёма (обозримая со всех сторон).

Пример круглой скульптуры («Медный всадник», Санкт-Петербург)

Модель конной статуи Петра выполнена скульптором Этьеном Фалькоге в 1768-1770. Голову статуи лепила ученица этого скульптора, Мари Анн Колло. Змею, по замыслу Фальконе, вылепил Федор Гордеев. Отливка статуи осуществлялась под руководством литейных дел мастера Екимова Василия Петровича и была закончена в 1778 году. Архитектурно-планировочные решения и общее руководство осуществлял Ю.М. Фельтен.

Рельеф — вид изобразительного искусства, в котором всё изображаемое создаётся с помощью объёмов, выступающих из плоскости фона. Выполняется с применением сокращений в перспективе, обыкновенно рассматривается фронтально.

Древний мраморный саркофаг с барельефом. Музей Лувр.

Барельеф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объёма.

Барельеф пьедестала Александровской колонны. Воздвигнута в стиле ампир в 1834 году в центре Дворцовой площади (Санкт-Петербург) архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном .

_____________________________________________________________________________________________________

Горельеф (.haut-relief — высокий рельеф) — вид скульптуры, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема.

Горельеф «Марсельеза» скульптора Рюда на Триумфальной парижской арке 1792.

_____________________________________________________________________________________________________

Контррельеф (от лат. contra — против и «рельеф») — вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Применяется в печатях и в формах (матрицах) для создания барельефных изображений и инталий.

_____________________________________________________________________________________________________

Койланаглиф (или en creux (анкрё)) — вид углублённого рельефа, т.е. вырезанный на плоскости контур. В основном, применялся в архитектуре Древнего Египта, а также в древневосточной и античной глиптике.

_____________________________________________________________________________________________________

Мелкая пластика (всевозможные статуэтки из различных материалов).

_______________________________________________________________________________________

Монументальная скульптура (памятники, монументы) отличается крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, садово-парковая скульптура); станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие.

В.И. Мухина, рабочий и колхозница, нержавеющая сталь, высота около 25м. Москва.

_____________________________________________________________________________________________________

Архитектура

Архитектура (лат. architectura от др.-греч.. αρχι — старший, главный и др.-греч. τέκτων — строитель, плотник) — искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (также их комплексы), создающие материально организованную среду, необходимую людям для их жизни и деятельности, в соответствии с назначением, современными техническими возможностями и эстетическими воззрениями общества. Архитектурой также называют облик зданий и сооружений. Кроме того, сами здания и сооружения собирательно называют архитектурой.

Дворцовая площадь. Санкт-Петербург

Скульптура, ее виды и особенности

Введение

1. Скульптура и ее виды

Круглая скульптура

Рельеф

2. Виды назначений скульптуры
Монументальная
Монументально-декоративная
Станковая
Скульптура малых форм

3. Материалы для изготовления скульптур

4. Цветовая гамма скульптур

5. Процесс создания скульптурного произведения

Заключение

Список литературы

Введение

За последние годы значительно оживился интерес людей и зрителей к эстетическому осмыслению явлений, как классического художественного наследия, так и современного искусства, к воспитанию вкуса и правильного понимания прекрасного. Особенно усилился этот интерес в последнее время в связи с оживленными дискуссиями вокруг проблем современного искусства, его особенностей, его достижений и отдельных недостатков. Достижения изобразительного искусства весьма заметны в различных видах искусства, заметны они и в скульптуре.

Если спросить любого человека, знает ли он, что такое скульптура, "конечно, да",- ответит он. Но если спросить его, что он понимает под словом "скульптура", имена каких великих скульпторов ему известны, какими средствами скульптор выражает свой замысел, почему одни явления живой действительности доступны для воплощения в статуях, а другие - нет, каковы, следовательно, возможности и особенности искусства скульптуры, - то на все эти вопросы не каждый ответит сразу. Попробуем разобраться в этом. Искусство ваяния играет большую роль в нашей жизни. Отражая прекрасное в действительности, оно, в свою очередь, формирует наше сознание, наш вкус и наши представления о прекрасном. Научиться понимать его, расширять в этой области свой кругозор должен каждый культурный человек.

1. Скульптура и ее виды

Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов.

Что же обозначает само слово "скульптура?" Наряду с термином "скульптура", происшедшим от латинского sculpere - вырезать, высекать, употребляется, как равнозначное, слово "пластика", происходящее от греческого pladzein, что значит лепить. Первоначально, в узком смысле слова, под скульптурой понимали ваяние, высекание, вышелушивание, рубку, вырезание, то есть такой путь создания художественного произведения, при котором художник снимает, сбивает лишние куски или слои камня либо дерева, стремясь как бы высвободить заключенную, таящуюся в блоке скульптурную форму. Под пластикой же понимали противоположный ваянию путь создания скульптурного произведения - лепку из глины или воска, при которой скульптор не убавляет, а, наоборот, наращивает объем. Главными объектами скульптуры являются человек и изображения животного мира. Основными разновидностями скульптуры являются круглая скульптура и рельеф.

Скульптура по своей форме делится на два основных вида : круглую скульптуру и рельеф. В круглой скульптуре обычно обработаны все ее стороны, и поэтому зрителю хочется обойти ее кругом и осмотреть со всех точек окружности, чтобы полнее воспринять содержание образа.

Круглая скульптура

Всегда связана с определенной пространственной средой, освещена естественным или искусственным светом. Свет и тень служат средством выявления художественно-пластической сущности скульптуры. Они располагаются на поверхности в соответствии с характером лепки, а также с местоположением источника освещения. Есть ряд разновидностей круглой скульптуры. Основные из них - статуя, группа из двух или более фигур, связанных между собой по содержанию и композиционно, голова, бюст (погрудное или поясное изображение человека).

Главными типами круглой скульптуры являются: статуя, статуэтка, бюст, торс и скульптурная группа.
Бюст - погрудное, поясное или оплечное изображение человека в круглой скульптуре.
Скульптурный станок - деревянный треножник с вращающейся круглой или квадратной доской-подставкой, на которую помещают создаваемое произведение круглой скульптуры.

Статуэтка - вид мелкой пластики; статуя настольного (кабинетного) размера намного меньше натуральной величины, служащая для украшения интерьера. Статуя - свободно стоящее объемное изображение человеческой фигуры в рост, а также животного или фантастического существа. Обычно статуя помещается на постаменте. Так называемая конная статуя изображает всадника.

Торс - скульптурное изображение туловища человека без головы, рук и ног. Торс может быть обломком античной скульптуры или самостоятельной скульптурной композицией.
Хрисоэлефантинная скульптура - скульптура из золота и слоновой кости, характерная для античного искусства. Хрисоэлефантинная скульптура состояла из деревянного каркаса, на который наклеивались пластины из слоновой кости, передававшие обнаженное тело; из золота исполнялись одежда и волосы.

Принципы композиции в круглой скульптуре несколько отличаются от принципов композиции такого же сюжета в живописи. Скульптор стремится к предельной лаконичности, суровому отбору и сохранению лишь тех совершенно необходимых деталей и частностей, без которых смысл произведения был бы неясен. Такое самоограничение вытекает из природы скульптурного блока - камня или дерева, целостный объем которого нельзя чересчур дробить. Мелочная детализация нарушила бы единство этого скульптурного блока. В круглой скульптуре очень трудно решить многофигурную сцену. Фигуры надо как можно больше сблизить и вместе с тем позаботиться о том, чтобы одна фигура не заслоняла другую, так как слитность их помешает выявлению четкого силуэта. Работая над многофигурными композициями, скульпторы строят их в расчете на круговое обозрение и продумывают силуэт всего произведения в целом. Так построена композиция многих памятников: "1000-летию России" в Новгороде, Екатерине II в Ленинграде, Шевченко в Харькове, генералу Ефремову в Вязьме и других. В каждом из этих памятников фигуры развернуты во все стороны, как лучи от композиционного центра, и для осмотра всего памятника зритель обязательно обойдет его кругом.

Роль рельефа как вида скульптуры весьма значительна. Он обладает древней историей, большими художественными возможностями, имеет свои художественные и технические особенности.

Рельеф

(от итальянского relievo - выступ, выпуклость, подъем) занимает по своим изобразительным возможностям промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости (рисунком, живописью, фреской). Рельеф, как и круглая скульптура, обладает тремя измерениями (хотя третье, глубинное измерение часто бывает несколько сокращенным, условным). Композиция фигур в рельефе развертывается вдоль плоскости, которая служит и технической основой изображения и одновременно фоном, позволяющим воспроизводить в рельефе пейзаж и многофигурные сцены. Такая органическая связь с плоскостью и является особенностью рельефа.

Различают низкий рельеф, или барельеф (от французского слова bas - низкий), то есть такой, в котором изображение меньше чем наполовину своего объема выступает над плоскостью фона, и высокий рельеф, или горельеф (от французского слова haut - высокий), когда изображение выступает над плоскостью фона больше чем наполовину своего объема, а местами округляясь, частично даже отрывается от фона. Рельеф по отношению к фону может быть не выпуклым, а вогнутым, углубленным, то есть как бы обратным. Такой рельеф называется "койланоглиф". Он был распространен в искусстве Древнего Востока, Египта и в античной резьбе по камню. "Классический рельеф", особенно характерный для искусства античности и классицизма, имеет большей частью гладкий фон. Примером такого рельефа может служить всемирно известный фриз Парфенона, изображающий торжественное шествие афинских граждан в храм Афины в день праздника великих Панафиней. Высокое мастерство композиции, ритмичной и э то же время необычайно естественной, прелесть лепки изящных драпировок заставляют предполагать, что автором этого фриза, возможно, был сам Фидий (V в. до н. э.) или его ближайшие талантливые помощники.

Классический рельеф обладает чертами монументальности: изображение на гладком фоне не разрушает плоскости стены, а как бы стелется параллельно этому фону. Такой рельеф легко представить себе в виде фриза - горизонтальной полосы, обегающей стену какого-либо здания. Поэтому "классический рельеф" можно отнести к разделу монументально-декоративной скульптуры, как правило, связанной с архитектурой. Не только барельеф, но и горельеф может быть связан с архитектурным сооружением.

Но есть вид рельефа, который вовсе не связан с архитектурой и даже "противопоказан" ей. Это так называемый "живописный рельеф ". По своим задачам он близок к живописной картине, имеет несколько планов, создает иллюзию уходящего вглубь пространства. В нем могут сочетаться принципы барельефа и горельефа, может быть введен архитектурный или пейзажный фон, построенный перспективно. Глубина и иллюзорность такого рельефа как бы разрушают плоскость стены. Являясь самостоятельным станковым произведением, не связанным с архитектурой, он может быть помещен в любом интерьере, как и живописная картина.

2. Виды назначений скульптуры
По своему назначению скульптура подразделяется: - на монументальную; - на монументально-декоративную; - станковую; и - скульптуру малых форм.

Первым и, пожалуй, основным является раздел монументальной скульптуры , к которой относятся однофигурные и многофигурные памятники, монументы в память выдающихся событий и бюсты-монументы. Все они устанавливаются в общественных местах, чаще всего на открытом воздухе. Они всегда бывают обобщенными по замыслу и художественной форме, отличаются крупными размерами (обычно в две-три натуральные величины), долговечностью материала. Монументальная скульптура служит делу пропаганды важнейших преобразующих общественных идей. Памятник всегда обращается к широким массам зрителей и утверждает положительный образ (разумеется, с точки зрения тех, кто этот памятник сооружает). Городские памятники (их сооружение обычно находится под контролем государства) увековечивают тех людей, которые приобрели всеобщую известность. Нельзя поставить на городской площади памятник лицу, которое близко только самому скульптору - жена, брат, друг (не только по причинам техническим и экономическим), тогда как создать их портреты для выставки или музея в станковом плане вполне возможно. Именно здесь и проходит водораздел между станковым и монументальным искусством.

Скульптура - один из видов изобразительного искусства, который художественно воссоздает окружающий мир с помощью объемной формы. В отличие от живописи и графики, скульптура объемна и ее можно рассматривать со всех сторон, она трехмерная, как вещи, которые нас окружают в повседневной жизни.

Чтобы приблизить скульптурное произведение к реальности, его раскрашивали. Так было, например, в Древнем Египте. В европейском искусстве наряду с окрашенной скульптурой ценили и естественный цвет материала, из которого была создана статуя. Кроме того, существует скульптура, сделанная из разных материалов. Она декоративная, иногда выглядит как драгоценная вещь. Такой была статуя Зевса Олимпийского - одно из семи чудес света, созданное из слоновой кости и золота.

М. Антокольский. Нестор-летописец

Джованни Лоренцо Бернини. Аполлон и Дафна

Барельеф из киевского Михайловского Златоверхого собора

Портал собора в Страсбурге (Франция)

Скульптура бывает круглой , если ее можно обойти вокруг, или размещенной на плоскости - тогда это рельеф . Существует несколько видов рельефа: если изображение невысоко поднимается над фоном - перед нами барельеф , если же оно выступает очень сильно и становится почти круглой скульптурой - горельеф , а если рельеф углублен, это - контррельеф .

Скульптура может быть малого размера - это мелкая пластика ; среднего размера и играть самостоятельную роль - тогда подобно живописи и графике ее называют станковой; монументальной , связанной с архитектурным зданием, природной средой (памятники, парковая скульптура и др.).

Скульптура также отличается по технике исполнения. Ее можно высекать из твердого камня, выливать из гипса, вырезать из дерева, лепить из мягкого материала - глины, пластилина, воска, изготавливать из металла.

  1. Вспомните, какие скульптурные памятники есть в вашем городе, селе. Какой из них кажется вам самым удачным и почему?
  2. Вспомните биографию человека, в память о котором воздвигнут памятник. С помощью каких средств скульптор выражает общечеловеческое значение его подвига? Что подчеркивает индивидуальность этого человека?
  3. Представьте себе, что вы должны спроектировать памятник любимому поэту или писателю. В чем будет состоять ваш замысел?

Ученические работы. Круглая скульптура животного: кот, дракон, медведь, собака

Создайте скульптуру при помощи инструментов и материалов, описанных в учебнике. Проанализируйте собственное скульптурное произведение как пример малой пластики по такому плану:

  • Название произведения, его автор.
  • Материал, в котором исполнено произведение (пластилин, глина и т.п.).
  • Почему вы избрали именно этот сюжет для своей скульптуры?
  • Что именно вы старались передать - покой своего персонажа или, наоборот, его движение? Как вы считаете, удалось ли это вам?
  • С какой стороны, по вашему мнению, это произведение лучше рассматривать? С помощью каких акцентов вы подчеркнули именно такой пространственный замысел своего произведения?
  • Рассмотрите свое скульптурное произведение с разных сторон. Добавляют ли разные ракурсы что-либо к раскрытию образа? Возможно, с другого ракурса он создает совсем другое впечатление?
  • Можете ли вы представить свою скульптуру увеличенной? Где бы вы ее разместили?

Этапы работы над скульптурой

Лепка - создание скульптурного изображения из мягкого пластического материала. Материалом для лепки является глина или пластилин.

Глина - природный материал. Ее добывают из земли и разводят до мягкого состояния водой. Для лепки больше пригодна глина зеленого или серого цвета. Изделия из глины, обожженные в специальной печи при температуре 900 °С, называют керамическими.

Пластилин - искусственная пластическая масса. Он мягкий, не высыхает, как глина, вылепленные из него предметы не деформируются и не растрескиваются. Он может быть разноцветным. Но при повышенной температуре воздуха или на солнце пластилин размягчается и плавится.

Для лепки используют стеку - деревянную или пластмассовую лопатку длиной 15–20 см, один конец которой заточен, как карандаш, и дощечку, на которой выполняют работу. Стекой срезают лишнюю глину, заглаживают поверхность, делают углубления в форме. Работать над скульптурой лучше на дощечке, которая поворачивается вокруг своей оси. Иначе придется самому бегать вокруг стола или вращать в разные стороны еще не готовую работу, а это может ее повредить.

Инструменты и материалы

  1. Перед тем как начать работу, решите, образ какого героя вы хотите слепить – Русалочки или крашеного лиса, маленького хоббита, или капитана Флинта, или кого-то другого.
  2. Сначала сделайте зарисовки карандашом, эскизы своего персонажа с разных сторон. Ведь скульптурный образ трехмерный, и еще до начала лепки вы должны представлять, как будет выглядеть ваш герой со всех сторон.
  3. Если скульптура размером больше 20 см, то необходимо сделать каркас, закрепить его на подставке, он должен быть крепким, не должен деформироваться. Это может быть деревянный брусочек или металлический провод, прикрепленный к горизонтальной дощечке.
  4. В начале работы нужно определить размер изображения, материал, который более всего подходит для задуманной композиции, – глина или пластилин.
  5. Творческий подход к задаче требует обратить особое внимание на детали, которые помогут полнее раскрыть образ героя: внешний вид, пропорции, характерные черты.

Этапы работы над скульптурой

Законченная работа

Йоганн-Георг Пинзель (XVIII ст.) - один из известнейших скульпторов, работавших в Украине. Биографических сведений о Пинзеле сохранилось, однако, немного. Судя по всему, он был родом из Южной Германии или Чехии. Точно известно, что в 1750 г. мастер поселился в г. Бучач (Тернопольской обл.). Умер он в 1761 или 1762 г. Но сохранились многочисленные работы Пинзеля, каждая из которых свидетельствует о его огромном таланте. Мастер принимал участие в оформлении собора Св. Юра во Львове, ратуши в Бучаче, выполнял статуи для церквей небольших городов. Скульптуры Пинзеля выполнены из дерева, раскрашены и позолочены. Созданные мастером образы - Авраам, Самсон, святая Анна и прочие - полны сильных и ярких чувств, предельного напряжения и истинного трагизма.

Пинзель. Святой Флориан

Донателло (полное имя - Донато ди Никколо ди Бетто Барди (ок. 1386-1466) - великий итальянский скульптор-реформатор. Жил и работал во Флоренции, а также в Парме. Посетил Рим, где увлекся скульптурой. Именно Донателло снова начал создавать круглые статуи, которые можно было осматривать со всех сторон. Его лучшие произведения - «Давид», памятник кондотьеру (полководцу) Гаттамелате в Парме - прославляют человека, его красоту, его мужество. Но последние статуи мастера («Мария Магдалина», «Юдифь») очень трагичны.

Донателло. Мадонна с младенцем

Формы, фактура лепки или обработка материала, архитектоническая организация объёма, зрительный эффект его массы, весовые отношения, выбор пропорций, специфический в каждом случае характер силуэта являются главными выразительными средствами скульптуры. Объёмная скульптурная форма строится в реальном пространстве по законам гармонии, ритма, равновесия, взаимодействия с окружающей архитектурной или природной средой и на основе анатомических (структурных) особенностей той или иной модели.

Различают две основные разновидности скульптуры: круглую (статуя, скульптурная группа, статуэтка, торс, бюст и т. д.), которая свободно размещается в пространстве и обычно требует кругового обзора, и рельеф, где изображение располагается на плоскости, образующей его фон.

По содержанию и функциям скульптура делится на монументальную, монументально- декоративную, станковую и так называемую скульптуру малых форм. Развиваясь в тесном взаимодействии, эти разновидности скульптуры имеют свои особенности. Монументальная и монументально-декоративная скульптура рассчитана на конкретное архитектурно- пространственное или природное окружение и адресуется к массам зрителей, размещается прежде всего в общественных местах - на улицах и площадях города, в парках, на фасадах и в интерьерах общественных сооружений. Она призвана конкретизировать архитектурный образ, дополнять выразительность архитектурных форм новыми оттенками (см. Синтез искусств), способна решать большие идейно-образные задачи, что с особой полнотой раскрывается в городских памятниках, монументах, мемориальных сооружениях, которым обычно присуща величавость форм и долговечность материала, приподнятость образного строя, широта обобщения. Станковая скульптура, прямо не связанная с архитектурой, носит более камерный характер и обычно размещается в залах выставок, музеях , жилых интерьерах. Тем самым определяются особенности пластического языка скульптуры, её размеры, излюбленные жанры (портрет , бытовой жанр , ню , анималистический жанр). Станковой скульптуре в большей мере, чем монументальной, присущи интерес к внутреннему миру человека, тонкий психологизм, повествовательность. Скульптура малых форм включает широкий круг произведений, предназначенных преимущественно для жилого интерьера, и во многом смыкается с декоративно-прикладным искусством. К скульптуре малых форм принадлежат также произведения медальерного искусства и глиптики . Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. От природных особенностей и способов обработки последнего во многом зависит техника скульптуры. Мягкие вещества (глина, воск, пластилин и т. п.) служат для лепки. Твёрдые вещества (различные породы камня, дерева и пр.) обрабатываются путём рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного выявления как бы скрытой в нём объёмной формы. Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твёрдое (различные металлы, гипс, бетон, пластмасса и т. п.), служат для отливки произведений скульптуры при помощи специально изготовленных форм. Для воспроизведения скульптуры в металле прибегают также к гальванопластике (получению точных копий электрохимическим способом). В нерасплавленном виде металл в скульптуре обрабатывается посредством ковки, чеканки, сварки и резки. Для создания керамической скульптуры употребляются особые сорта глины, которая обычно покрывается росписью или цветной глазурью и обжигается в специальных печах. Цвет в скульптуре применяется с древнейших времён: хорошо известна раскрашенная скульптура античности , средних веков, Возрождения . Обращение к полихромии в скульптуре или отход от неё к однотонной подкраске, тонировке и естественному цвету материала связан с общим направлением развития искусства в данной стране и в данную эпоху. Возникновение скульптуры, относящееся к первобытной эпохе, непосредственно связано с трудовой деятельностью человека и магическими верованиями. В палеолитических стоянках (Монтеспан во Франции , Виллендорф в Австрии , Мальта и Буреть в СССР) обнаружены изображения животных и женщин - прародительниц рода, отличающиеся остротой жизненных наблюдений при обобщённости и грубоватости форм. Неолитическая скульптура (круглая, обычно небольших размеров) резалась из мягких пород камня, из кости и дерева; рельефы исполнялись на каменных пластинах и стенах пещер, в изображениях фигур господствовала схематизация форм. Скульптура часто служила средством украшения утвари, орудий труда и охоты, использовалась в качестве амулетов. Дальнейшее развитие скульптура получила в период разложения первобытно- общинного строя, в связи с ростом разделения труда и технологическим прогрессом; ярчайшие памятники этого этапа - золотые рельефы скифов, терракотовые головы культуры Нок, типологически многообразная деревянная резная скульптура народов Океании.

В искусстве рабовладельческого общества скульптура выделилась как особый вид деятельности, имеющий специфические задачи и своих мастеров. Скульптура древневосточных государств, имевшая ритуальное и магическое значение, служила увековечению строгой общественной иерархии, власти богов и царей, которая утверждалась в грандиозных по масштабу и лаконично-строгих по стилю произведениях В скульптуре Древнего Египта, отличавшейся своеобразной системой условного изображения человеческой фигуры - каноном, сфинксы, величественные статуи фараонов, портреты вельмож, суммированные по объёму, сохраняли представление об исходном блоке материала. В развивавшейся сходными путями скульптуре других древневосточных деспотий (Шумер, Аккад, Вавилония , Ассирия) своеобразными чертами были яркость раскраски (Шумер), введение в рельеф многочисленных деталей, в т. ч. элементов пейзажа (Ассирия).

Иной, гуманистический характер носит скульптура Древней Греции и отчасти Древнего Рима , обращённая к массе свободных граждан и во многом являющаяся пластической материализацией античной мифологии. В образах богов и героев, атлетов и воинов скульпторы Древней Греции воплощали идеал гармонично развитой личности, утверждали свои этические и эстетические представления. На смену целостной, пластически обобщённой, но несколько скованной скульптуре периода архаики пришла основанная на точном знании анатомии, свободной постановке фигуры в пространстве скульптура классики, выдвинувшая таких крупных мастеров, как Мирон, Фидий, Поликлет, Скопас, Пракситель, Лисипп. В их творчестве с наибольшей полнотой раскрылась гуманистическая сущность греческой скульптуры: утверждение значительности человеческой личности, пластической красоты человеческого тела, соединённой с идеальной обобщённостью образа. В эллинистическом искусстве уравновешенность и гармоничность классической скульптуры сменяются драматизмом, патетической страстностью, напряжённостью образов и внешней эффектностью форм. Реализм древнеримской скульптуры особенно полно раскрылся в искусстве портрета, поражающего остротой индивидуальной и социальной обрисовки характеров. Получил развитие рельеф с историко-повествовательными сюжетами, украшающий триумфальные колонны и арки; сложился тип конного памятника (статуя Марка Аврелия, впоследствии установленная Микеланджело на пл. Капитолия в Риме).

Модернистским течениям последовательно противостоит советская скульптура, развивающаяся по пути социалистического реализма. Её становление неотделимо от ленинского плана монументальной пропаганды, на основе которого были созданы первые революционные памятники и памятные доски, а в дальнейшем многие значительные произведения монументальной скульптуры. В памятниках 20-30-х гг. (скульпторы А. Т. Матвеев, С. Д. Меркуров, Б. Д. Королёв, М. Г. Манизер и др.), в монументально-декоративной скульптуре, украшавшей крупные общественные здания, станции метрополитена, всесоюзные и международные выставки ("Рабочий и колхозница" В. И. Мухиной и др.), ярко проявилось социалистическое миропонимание, реализовались принципы народности и партийности искусства. Центральными в скульптуре 20-30-х гг. становятся тема революции (Матвеев и др.), образ участника революционных событий, строителя социализма. В станковой скульптуре большое место занимают портрет (Андреев, Голубкина, С. Д. Лебедева, В. Н. Домогацкий и др.), а также изображение человека-борца (И. Д. Шадр и др.), воина (Л. В. Шервуд), рабочего (Г. И. Мотовилов). Развивается анималистическая скульптура (И. С. Ефимов, В. А. Ватагин), заметно обновляется скульптура малых форм (В. В. Кузнецов, Н. Я. Данько и др.). В годы Великой Отечественной войны 1941-45 на первый план выступила тема Родины, советского патриотизма, воплотившаяся в портретах героев (Мухина, Лебедева, Н. В. Томский), в напряжённо-драматичных жанровых фигурах и группах (В. В. Лишев, Е. Ф. Белашова и др.). Трагические события и героические свершения военных лет нашли особенно яркое отражение в скульптуре мемориальных сооружений 40-70-х гг. (Е. В. Вучетич , Ю. Микенас, Г. Йокубонис, Л. В. Буковский и др.). В 40-80-х гг. скульптура играет активную роль декоративного или пространственного организующего компонента в архитектуре общественных зданий и ансамблей, используется при создании градостроительных комплексов, в которых наряду с многочисленными новыми памятниками и монументальными композициями (М. К. Аникушин, Э. Д. Амашукели, В. З. Бородай, Л. Е. Кербель, А. П. Кибальников, О. К. Комов, Ю. Г. Орехов, Т. Садыков, В. Е. Цигаль, Ю. Л. Чернов и др.) важное место принадлежит садово-парковой скульптуре, скульптурному оформлению жилых кварталов и т. п. Острое чувство современности, поиски путей обновления пластического языка характерны для станковой скульптуры второй половины 50-80-х гг. (А. Г. Пологова, Л. М. Баранов и др.). Общими для многих национальных школ советской скульптуры являются стремление воплотить характер современного человека - строителя коммунизма, обращение к темам дружбы народов, борьбы за мир. Те же тенденции присущи и скульптуре других социалистических стран, выдвинувшей ряд крупных мастеров (К. Дуниковский в Польше, Ф. Кремер в ГДР, А. Августинчич в Югославии, Ж. Кишфалуди-Штробль в Венгрии и др.). В западноевропейской скульптуре реакция против фашизма и войны вызвала активизацию наиболее прогрессивных сил, способствовала созданию произведений, проникнутых высоким гуманистическим пафосом (скульпторы М. Мадзакурати, Дж. Манцу в Италии, В. В. Аалтонен в Финляндии). Скульптура передовых художников пропагандирует прогрессивные идеи современности, с особой широтой, эпичностью и экспрессией воссоздаёт исторические и современные события, в то время как представители различных модернистских течений порывают живую связь с реальностью, уходя от актуальных жизненных проблем в мир субъективной фантастики и формалистических экспериментов.

Лит.: Г. И. Кепинов, Технология скульптуры, М., 1936; Д. Е. Аркин, Образы скульптуры, М., 1961; М. Я. Либман, О скульптуре, М., 1962; А. С. Голубкина, Несколько слов о ремесле скульптора, М., 1963; И. М. Шмидт, Беседы о скульптуре, М., 1963; С. С. Валериус, Прогрессивная скульптура XX в. Проблемы и тенденции, М., 1973; Landsberger F., Vom Wesen der Plastik. Ein kunstpдdagogischer Versuch, W., 1924; Rich C., The materials and methods of sculpture, N. Y., 1947; Malraux A., Le musйe imaginaire de la sculpture mondiale, , 1952-54; Read Н. E., The art of sculpture, 2 ed., N. Y., 1961; Mills J. W., The technique of sculpture, L., ; Rogers L. R., Sculpture, L.-N. Y.-Oxf., 1969; Bazin G., The history of world sculpture, L., 1970; его же, Le monde de la sculpture des origine а nos jours, P., 1972; его же, A concise history of world sculpture, Newton Abbot, 1981; Albreht H. Y., Sculptur im 20.Jahrhundert, Kцln, 1977, Wittkower R., Sculpture: processes and principles, L., 1977; Kotula A., Krakowski P., Rzezba wspotczesna, Warsz., 1980,