Социальная стратификация и социальное неравенство в обществе. Описание процессов и объяснение теории. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность

Здесь Райт начинает модифицировать теорию Дж.Ремера и фиксирует три вида эксплуатации – эксплуатацию, основанную, соответственно, на собственности на средства производства, на организационной иерархии и на владении квалификационными дипломами (первая, по его мнению, более характерна для капитализма, вторая – для стэйтизма (госсоциализма), а тре ья – для (реального) социализма). Последние два вида эксплуатации, возникающие из монопольного обладания современными менеджерами и экспертами организационными и квалификационными ресурсами, по мнению Райта, овеществляются в части их оплаты труда, носящей, по его мнению, откровенно рентный характер. (Перед нами, таким образом, творческая замена старомарксистской теории «производительного и непроизводительного труда»).

Наконец, все более явным становится заимствование Райтом в пылу полемической борьбы веберовской проблематики и методологии. Это и переход на уровень индивидуального сознания, и важность формальной квалификации для процессов классообразования, и проскальзывающие высказывания о роли карьерных траекторий как динамич ского аспекта классовых позиций. Множество точек соприкосновения сыграло очевидно не последнюю роль в провоцировании ож сточ нной д скуссии Райта с неовеберианцами.

5. Жизненные шансы социальных групп определяются не только их текущим полож нием на разных рынках, но рассматриваются как продукт специфических карьерных возможностей. Перспективы социальной мобильности становятся внутренним моментом определения положения разных групп.

6. Наиболее интересным и сложным моментом становится анализ статусных позиций, определяемых престиж м образования и профессии, стилем жизни, социокультурными ориента иями и нормами поведения, а также фиксация их связи с рыночными позициями. Статусные группы являются р альными общностями, осуществляющими коллективное действие, в противоположность классам, представляющим лишь возможную основу совместного действия

Конфликтные группы (классы) как субъекты ИКА возникают из осознания квази-группами своих противоположных инт

Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания говорить об их несхожести. Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и многим другим признакам. Природа наделила одного музыкальными способностями, другого — силой, третьего — красотой, а кому-то уготовила судьбу немощного инвалида. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными .

Естественные различия далеко не безобидны, они могут стать основой для появления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, хитрые одерживают победу над простаками. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства , в том или ином виде проявляющегося и у некоторых видов животных. Однако в человеческом главным является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.

Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения , престижа, образования.

Различные уровни социального развития являются базой для социального неравенства , возникновения богатых и бедных, расслоения общества, его стратификации (страта-слой, включающий в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж).

Доход — сумма денежных поступлений, получаемых личностью за единицу времени. Это может быть труд, а может и владение собственностью, которая «работает».

Образование — комплекс знаний, полученных в учебных заведениях. Его уровень измеряется числом лет обучения. Скажем, неполная средняя школа — 9 лет. Профессор имеет за спиной более 20 лет образования.

Власть -возможность навязывать свою волю другим людям независимо от их желания. Измеряется количеством людей, на которое она распространяется.

Престиж - это оценка положения личности в обществе, сложившаяся в общественном мнении.

Причины социального неравенства

Может ли существовать общество без социального неравенства ? Видимо, чтобы ответить на поставленный вопрос, надо разобраться в причинах, порождающих неодинаковое положение людей в обществе. В социологии не существует единого универсального объяснения указанного явления. Различные научно-методологические школы и направления интерпретируют его по-разному. Выделим наиболее интересные, заслуживающие внимания подходы.

Функционализм объясняет неравенство исходя из дифференциации социальных функций , выполняемых различными слоями, классами, общностями. Функционирование, развитие общества возможны только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа осуществляет решение соответствующих жизненно важных для всей целостности задач: одни занимаются производством материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т. д. Для нормальной жизнедеятельности общества необходимо оптимальное сочетание всех видов человеческой деятельности . Некоторые из них являются более важными, другие — менее. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия классов, слоев , их выполняющих. На вершину социальной лестницы неизменно ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление страной, ибо только они могут поддержать и обеспечить единство общества, создать необходимые условия для успешного выполнения других функций.

Объяснение социального неравенства принципом функциональной полезности таит в себе серьезную опасность субъективистского толкования. Действительно, почему та или иная функция рассматривается как более значимая, если общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия. Этот подход не позволяет объяснить и такие реалии, как признание за индивидом его принадлежности к высшей страте при отсутствии его непосредственного участия в управлении. Вот почему Т. Парсонс, рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы, увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них.

Наблюдения за действиями, поведением конкретных индивидов дали толчок к развитию статусного объяснения социального неравенства . Каждый человек, занимая определенное место в обществе, обретает свой статус. - это неравенство статусов , вытекающее как из способности индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т. д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).

Рассмотрим экономический взгляд на проблему. В соответствии с этой точкой зрения первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ . Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме . По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов . Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело Маркса и его последователей к выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.

Отсутствие единого подхода к объяснению истоков социального неравенства обусловлено тем, что оно всегда воспринимается по крайней мере на двух уровнях. Во-первых, как свойство общества. Письменная история не знает обществ без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов — это борьба за обладание большими социальными возможностями, преимуществами и привилегиями. Если неравенство — неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. Общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения, развития.

Во-вторых , неравенство всегда воспринимается как неравные отношения между людьми, группами . Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов . Этот подход получил в настоящее время широкое распространение.

Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни . Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления труда на управленческий и подчиненно-исполнительский. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав .

Любой , организация стремятся к сохранению неравенства , видя в нем упорядочивающее начало , без которого невозможны воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом .

Представления о социальной стратификации

Все общества, известные истории, были организованы так, что одни социальные группы всегда имели привилегированное перед другими положение, что выражалось в неравном распределении социальных благ и полномочий. Иначе говоря, всем без исключения обществам присуще социальное неравенство. Еще античный философ Платон утверждал, что любой город, каким бы малым он ни был, фактически разделен на две половины — одна для бедных, другая для богатых, и они враждуют между собой.

Поэтому одним из базисных понятий современной социологии является «социальная стратификация» (от лат. stratum — слой + facio — делаю). Так, итальянский экономист и социолог В. Парето считал, что социальная стратификация, изменяясь по форме, существовала во всех обществах. В то же время, как полагал известный социолог XX в. П. Сорокин, в любом обществе, в любые времена происходит борьба между силами стратификации и силами выравнивания.

Понятие «стратификация» пришло в социологию из геологии, где им обозначают расположение пластов Земли по вертикальной линии.

Под социальной стратификацией будем понимать вертикальный срез расположения индивидов и групп по горизонтальным слоям (стратам) по таким признакам, как неравенство доходов, доступ к образованию, объем власти и влияния, профессиональный престиж.

В русском языке аналогом этого признанного понятия является социальное расслоение.

Основу стратификации составляет социальная дифференциация - процесс возникновения функционально специализированных институтов и разделения труда. Высокоразвитое общество характеризуется сложным и дифференцированным устройством, многообразной и богатой статусно-ролевой системой. При этом неизбежно какие-то социальные статусы и роли предпочтительнее и продуктивнее для индивидов, вследствие чего более престижны и желанны для них, а какие-то рассматриваются большинством как в чем-то унизительные, сопряженные с дефицитом социального престижа и низким уровнем жизни в целом. Отсюда не следует, что все статусы, возникшие как продукт социальной дифференциации, расположены в иерархическом порядке; некоторые из них, например возрастные, не содержат оснований социального неравенства. Так, статус малолетнего ребенка и статус грудного младенца не являются неравными, они просто разные.

Неравенство между людьми существует в любом обществе. Это вполне естественно и закономерно, если учесть, что люди различаются по своим способностям, интересам, жизненным предпочтениям, ценностным ориентациям и т.д. В каждом обществе есть бедные и богатые, образованные и необразованные, предприимчивые и непредприимчивые, обладающие властью и лишенные ее. В связи с этим проблема происхождения социального неравенства, отношения к нему и путей его устранения всегда вызывала повышенный интерес, причем не только у мыслителей и политиков, но и у обывателей, которые рассматривают социальное неравенство как несправедливость.

В истории общественной мысли неравенство людей объясняли по-разному: изначальным неравенством душ, божественным провидением, несовершенством человеческой природы, функциональной необходимостью по аналогии с организмом.

Немецкий экономист К. Маркс связывал социальное неравенство с появлением частной собственности и борьбой интересов различных классов и социальных групп.

Немецкий социолог Р. Дарендорф также считал, что экономическое и статусное неравенство, лежащее в основе непрекращающегося конфликта групп и классов и борьбы за перераспределение власти и статусов, формируется в результате действия рыночного механизма регуляции спроса и предложения.

Российско-американский социолог П. Сорокин объяснял неизбежность социального неравенства следующими факторами: внутренними биопсихическими различиями людей; окружающей средой (природной и социальной), объективно ставящей индивидов в неравное положение; совместной коллективной жизнью индивидов, которая требует организации отношений и поведения, что приводит к расслоению общества на управляемых и управляющих.

Американский социолог Т. Пирсоне объяснял существование социального неравенства в каждом обществе наличием иерархи- зированной системы ценностей. Например, в американском обществе главной социальной ценностью считается успех в бизнесе и карьере, поэтому более высоким статусом и доходами обладают ученые технологических специальностей, директора заводов и т.д., тогда как в Европе господствующей ценностью является «сохранение культурных образцов», в связи с чем общество наделяет особым престижем интеллектуалов-гуманитариев, священнослужителей, университетских профессоров.

Социальное неравенство, будучи неизбежным и необходимым, проявляется во всех обществах на всех этапах исторического развития; исторически меняются только формы и степень социального неравенства. В противном случае у индивидов пропал бы стимул заниматься сложными и трудоемкими, опасными или неинтересными видами деятельности, повышать свою квалификацию. С помощью неравенства в доходах и престиже общество побуждает индивидов к занятиям нужными, но трудными и неприятными профессиями, поощряет более образованных и талантливых и т.д.

Проблема социального неравенства — одна из самых острых и злободневных в современной России. Особенностью социальной структуры российского общества является сильная социальная поляризация — разделение населения на бедных и богатых при отсутствии значительного среднего слоя, выступающего основой экономически стабильного и развитого государства. Сильное социальное расслоение, характерное для современного российского общества, воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой возможности самостоятельной жизненной самореализации и повышения социального статуса ограниченны для достаточно большой части населения России.

Структурный функционализм как социологическая парадигма

Структурный функционализм - направление социологической мысли,

социологическая парадигма, сущность которой заключается в выделении

элементов социального взаимодействия, определении их роли и места в

бульшей социальной системе или обществе в целом, а также их социальных

Основопожники:

I. Альфред Редклифф-Браун


Основные идеи:

· Социальный порядок поддерживается социальными институтами Социальные институты - нормы поведения – поддерживаются постоянными практиками. Практики не должны мешать друг другу. В некоторых случаях они поддерживают друг друга. Возникает процесс «коадаптации» .

· Функционализм – это способ организации практик для поддержания стабильности в обществе.

· Социальная структура – это совокупность устойчивых социальных отношений. Существует «тотальная социальная структура», которая воспроизводится устойчивыми практиками Эволюционизм vs. Диффузионизм. Как изучать общество?

Необходимо сравнение практик в обществах разного типа


II. Бронислав Малиновский 


Основные идеи:

v Включенное наблюдение

· Необходимо изучать мировозрение и культуру людей, чтобы понять, как возможно общество

v Взаимность, принцип взаимности:


· -Общая


· -Симметричная


· -Негативная

v Социальное действие можно объяснить только по средствам

· понимания потребностей людей. Необходимо понимать их культуру,

· их ценности и способ удовлетворения потребностей в данной

· культуре. 


III. Тэлкотт Парсонс

· Мир системен, поэтому изучать его нужно в системном порядке



· Система есть целостное образование. Ее аспекты – структурность и процессуальность.

· Системы существуют во взаимодейтвии со средой, с которой они находятся в обменных отношениях.

· Структура – это совокупность стандартизованных отношений между элементами системы.

· Элемент социальной системы – действующий человек (актор)

· Роль – это ожидаемое поведение, соответствующее статусу и социальной позиции индивида

Количественные и качественные методы в современной социологии

Методология социологических исследований - это совокупность методов

социологических исследований, способов и подходов к их применению.

Все методы социологических исследований можно условно разделить на две

1) методы сбора данных

2) методы обработки социологических данных

Методы сбора данных в социологическом исследовании делятся на две

1) количественные методы

2) качественные методы социологического исследования. 


Поэтому существуют такие виды социологических исследований как

количественные и качественные.

Качественные методы социологии позволяют социологу понять суть

какого-либо социального явления, а количественные - понять насколько

массово (часто встречаемо) это социальное явление и насколько оно важно

для общества.

К количественным методам исследования относятся:

· - социологический опрос

· - контент анализ документов

· - метод интервью

· - наблюдение

· - эксперимент

Качественные методы социологии:

· - фокус группа

· - исследование случая («кейс стади»)

· - этнографические исследования

· - неструктурированные интервью.

К. Маркс о происхождении неравенства

По Марксу, классы возникают и противоборствуют на основе различного

положения и различных ролей, выполняемых индивидами в производственной

структуре общества, то есть основой образования классов является

общественное разделение труда.

В свою очередь борьба между антагоническими общественными классами

выступает источником социального развития.

1. Возникновение классов становится возможным лишь тогда, когда рост

производительности труда приводит к появлению прибавочного продукта, а

общая собственность на средства производства сменяется частной

собственностью.

2. С появлением частной собственности становится неизбежным

имущественное неравенство внутри общины: отдельные роды и семьи

богатеют, другие нищают и оказываются в экономической зависимости от

первых. Старейшины, военачальники, жрецы и другие лица, образующие

родовую знать, используя своё положение, обогащаются за счёт общины.

3. Развитие производства, рост торговли, увеличение населения разрушают

прежнее единство рода и племени. Благодаря разделению труда вырастают

города - центры ремесла и торговли. На развалинах старого, родового строя

возникает классовое общество, характерной чертой которого является

антагонизм между классами эксплуататоров и эксплуатируемых.

4. Господствующие классы будучи собственниками всех или по крайней

мере важнейших средств производства, получают возможность присваивать

труд угнетенных классов полностью или частично лишенных средств

производства.

5. Рабство, крепостничество, наемный труд образуют три сменяющих друг

друга способа эксплуатации, характеризующих три ступени классово-

антагонистического общества. При первых двух способах классовой

эксплуатации непосредственный производитель (раб, крепостной) был

юридически бесправным или неполноправным, лично зависимым от владельца

средств производства. В этих обществах «... различия классов фиксировалось и

в сословном делении населения, сопровождалось установлением особого

юридического места в государстве для каждого класса... Деление общества на

классы присуще и рабскому, и феодальному, и буржуазному обществам, но в

первых двух существовали классы-сословия, а в последнем классы

бессословные»


Таким образом основой неравенства общества по Марксу является

экономическое развитие общества. Чем более развито общество экономически

Тем больше ощущается классовое неравенство.

В статье поговорим о том, что такое социальная стратификация и социальное неравенство. Это довольно животрепещущий вопрос, который до сих пор остается актуальным и популярным в современном мире. Неравенство существовало с самого начала времен, но оно меняла свои формы и преобразовывалось. Мы попробуем подробно рассмотреть этот вопрос со всех сторон.

О чем идет речь?

Рассматривать вопросы о социальном неравенстве и стратификации общества следует только после того, как мы четко разберемся в терминологии. Интересно, что далеко не все люди знают о том, что сам термин, которому посвящена наша статья, был позаимствован из геологии. Там он означает то, что земля состоит из разных пластов.

Социальная стратификация - это разделение общества на отдельные слои при помощи разнообразных социальных инструментов. Чаще всего это социальный статус, который дает понятие о достижениях и значимости того или иного человека в нашей системе ценностей. Критериев для разделения на самом деле существует очень много. Мы постараемся упомянуть все из них.

Образно говоря, можно представить прямую, которая разделена на протяжении всей своей оси. Стратификации в том, что между разными координатами разные дистанции. Вертикальная прямая очень показательно демонстрирует то, как формируется стратификация. Чаще всего деления на ней отображают финансовое состояние человека, количество его власти, образование, способы проведения досуга, меры потребления и так далее.

Почему мы такие разные?

Очень многие люди негативно воспринимают социальную стратификацию и социальное неравенство. Причина заключается в том, что они считают, будто бы на этой почве возникают все конфликты в обществе. Однако это не так. Даже ребенок замечает, что все люди разные. Мы все очень непохожи по характеру, по внешности, по интеллектуальным способностям. Конечно, не всегда хочется это признавать и акцентировать на этом внимание, но это так. Другой вопрос в том, что понятие социального неравенства и социальной стратификации подвергается стольким нападками из-за того, что люди даже понимая свои недостатки не хотят их преодолевать. Они просто негативно относится к тем, кто находится на более высшей ступени социальной иерархии. Но разумные люди понимают, что совершенно бессмысленно завидовать и очернять тех, кого природа наделила талантом художника, музыканта, предпринимательской смекалкой и так далее. При этом каждый человек может попытаться развить в себе эти качества и стать лучше. Но надо учитывать свои психологические и физиологические особенности, чтобы реально оценивать ситуацию.

База распределения

Сейчас мы поговорим о базовых критериях, по которым происходит разделение общества. Как мы знаем, неравенство социальных групп отражает социальная стратификация, но углубимся в основные индикаторы.

Во-первых, это доход. Деньги всегда были ключевым фактором, поскольку они дают власть и позволяют ее удерживать. На данный момент деньги не являются единственно ключевым фактором стратификации, но до сих пор они играют огромную роль в обществе. И это нормально. Следующий показатель — это образование. Здесь дело не в том, получили ли вы высшее образование, сколько ВУЗов вы закончили и есть ли у вас красный диплом. Речь идет скорее о том, насколько образованный человек, как он может поддерживать беседу, как решает логические задачи, как ориентируется в сложных ситуациях, как избавляется от стресса и так далее. Все это позволяет нам судить о том, насколько этот человек интеллектуален, и как с ним строить отношения.

Власть

Следующий показатель — это власть. Очень часто она зависит от семейных связей и дохода, а также от интеллектуальных способностей, но не всегда. Иногда власть может быть врожденным качеством человека. То есть, он может уметь вести за собой людей, убеждать их в чем-то, корректировать их точки зрения и влиять на решения. Это тоже вид власти, который оказывает довольно сильное влияние на большие группы населения. Из следующих базовых показателей отметим престиж, то есть показатель нашего статуса. Все люди понимают, что у них есть недостатки и преимущества, но кто-то умеет выгодно это преподнести, а кто-то создает впечатление неуверенного и нерадивого ребенка. Дело в том, даже если вы очень умный талантливый - этого мало. Необходимо уметь демонстрировать свои качества, отстаивать свою точку зрения, а самое главное быть собой в любых ситуациях. Смелость быть собой тоже приносит определенную власть и престиж, что в будущем отражается на репутации и отношениях в группе.

Причины

Социальная стратификация описывает социальное неравенство в обществе, но также она дает объяснение тому, почему все происходит именно так и не иначе.

Отметим, что без социального неравенства обществу было бы очень трудно существовать. Другими словами, начался бы обычный хаос, так как не было бы никакой иерархии. Ответить конкретно на причины стратификации социология не может, но она предлагает разные варианты и точки зрения, о которых мы поговорим ниже.

Во-первых, социальная стратификация и социальное неравенство объясняются тем, что каждый человек или определенная группа людей выполняет определенную функцию в обществе. Другими словами, у каждого есть своя определенная задача и, естественно, какие-то задачи более важные, а какие-то менее важны. Исходя из этого уже происходит деление людей на тех, кто занят более конкретными серьезными делами, и тех, помогает им в этом. Можно провести параллель с производством. Так, например, есть основные работники, которые заняты непосредственно в самом процессе производства. А есть те, кто помогает обслуживать этот процесс и в этом заключается их основная работа. Точно также с обществом. Для того, чтобы все могли существовать в нормальных условиях каждый должен заниматься своим делом и выполнять свою роль. Но проблема современности в том, что ввиду большого количества мотивационных книг, тренингов, видео, фильмов и т. д. многие люди решили отказаться от своей роли и попробовать себя в чем-то большем. На самом деле в этом нет ничего плохого, это наоборот, очень хорошее развитие событий. Но есть одна большая проблема. Все мотивационные стимулы влияют даже на тех людей, которых устраивает их положение. То есть, им нравится жить в определенном городе, выполнять определенную работу, возвращаться в свою семью, или же жить самим и заниматься каким-то ремеслом, возможно жить только целями общества и т. д. Но современное общество все это критикует и нацеливает всех на единую цель - на достижение счастья через самореализацию. Все это сбивает людей с толку, и они перестают следовать своим настоящим желаниям, идут на поводу у маркетологов.

Мы немного отступили от темы функциональных причин неравенства. На самом деле она ведет нас к следующей причине, которая заключается в разном статусе людей. То есть, если вы занимаете определенное место, то у вас появляется определенный статус. Неравенство в статусе ведет к тому, что появляется в принципе дифференциация населения.

Экономическая точка зрения

Очень важно рассмотреть этот вопрос и с такого угла зрения. Социальная структура, социальное неравенство, социальная стратификация - все это подробно рассмотрено в трудах марксистов. Они говорят о том, что расслоение общества началось с того, как появилась частная собственность. Естественно, это преувеличение, которое, тем не менее, снискало себе множество поклонников по всему миру. Но доля истины в этом все же есть.

Дело в том, что экономическое неравенство вызвано тем, что люди по-разному относятся к процессу создания и накопления благ, а также к собственности. Кто-то уделяет больше внимания своей настоящей жизни и хочет получать максимальную отдачу в настоящем, а кто-то больше откладывает деньги, а затем умело их инвестирует и получает еще больше прибыли. Другим же деньги просто достаются в наследство или вследствие успешно проведенной операции. Другими словами, причин неравенства может быть очень много, но они есть.

Личностные качества

Социальная стратификация и социальное неравенство также вызвано тем, что каждый человек имеет свою индивидуальность. Это значит, что каждый обладает личным набором качеств, которые являются союзом преимуществ и недостатков. Но кто-то сосредотачивается на своих минусах, таким образом немного стопорясь на своем жизненном пути. Другие же сосредотачиваться на своих достоинствах, стараясь решить проблему своих недостатков, то есть как-то бороться с ними или научиться мирно существовать. Такие люди достигают большего, потому что они знают, что является их основным оружием.

Социальное неравенство: теория социальной стратификации

Это теория принадлежит Уильяму Уорнеру, который предложил идею о том, что расслоение строится на престиже разных слоев населения, а также на том, что люди думают друг о друге. Но он исследовал западное общество, и выделил 6 групп населения, которые он обнаружил в разрезе социального деления:

Теория неравенства М. Вебера

Макс Вебер считал, что главным критерием стратификации, который определяет положение человека в жизненной иерархии, является не его принадлежность к определенной группе, а его личные качества и статус, которые позволяют ему самостоятельно поднять или понизить себя на социальной лестнице. Вторым важным фактором стратификации Макс Вебер считал уважение и репутацию, которые человек получает в процессе своей деятельности. Именно хорошее положение в обществе очень часто обеспечивает быстрое и качественное продвижение человека.

Социальная стратификация, неравенство, мобильность - все это рассматривалось исследователем, как факторы, на которые сам человек способен оказывать влияние при желании. Он говорил о том, что классификация людей, исходя из того, какого они класса или касты, давно ушла в прошлое.

Теория П. Сорокина

Ученый изложил свои мысли в труде «Социальная мобильность», написанном в 1927 году. Отметим, что в социологии это работа считается классической. По его определению социальная дифференциация представляет собой разделение людей на определенные группы в рамках определенной иерархической системы. Сущность в том, что все распределяется неравномерно - права, привилегии, обязанности власть, и т. д. Все это никогда не распределяется в равных частях и таким образом, чтобы хватило всем и каждому.

Три формы дифференциации

Также особенность работы Сорокина в том, что он выделил три основные формы дифференциации, а именно политическую, экономическую и профессиональную. Социальную группу, социальную стратификацию, социальное неравенство он рассматривал только в разрезе этих трех сфер жизни человека. При этом он отмечал, что они очень сильно переплетены, и именно на их основе строятся взаимоотношения во всех других сферах.

Также он выделял в профессиональной стратификации межпрофессиональную и внутрипрофессиональную дифференциацию. Другими словами, он делил людей по рангу, который они занимают в рамках своей профессии. То есть, они наемные рабочие, предприниматели или служащие высшего звена. Что касается межпрофессиональной стратификации, то он выделял важность профессии для общества в целом и уровень интеллекта, который необходим для занятия той или иной деятельностью.

Подводя итоги статьи, отметим, что социальная группа, социальная стратификация, социальное неравенство - это понятия, с которыми тесно переплетена жизнь современного человека. Тем не менее, идеи гуманизма на данный момент настолько распространены, что неравенство постепенно отходит на второй план, что говорит о позитивных изменениях в жизни общества.

Отношения между составными частями социальной структуры могут содержать элементы социального равенства и социального неравенства. Впрочем, социальное равенство является понятием довольно шатким. Даже в пределах одних и тех х же социальных групп будут прослеживаться элементы иерархии, вызванные различными способами жизни отдельных социумов, их активностью и участием в общественной жизни. Тем более, что сами социальные отношения фак политически являются отношениями социального неравенства. Стремление изобразить социально равное общество в научных и философских произведениях были фантазией, утопией. Попытка же построить коммунизм как общество социально равных индивидов, привела к трагедиям миллионовйонів.

Первые попытки проанализировать социальное неравенство в обществе, ее причины и характер, измерить ее параметры, были сделаны еще в эпоху античности, в частности,. Платоном и. Аристотелем. Однако подобные теорети ични доработки были несистематическими, случайными и не имели никакого эмпирического основания. Эти теории были научными отчасти. И только с образованием индустриального общества, а также утверждением соке ологии как науки, попытки понять сущность и степень социального неравенства уже более носили не случайный, а концептуальный характер.

Теория классов

Первым исследователем, кто создал научную концепцию социального неравенства, был. Карл. Маркс, разработавший знаменитую теорию классов и классовой борьбы

В марксизме классы - это большие группы людей, отличающиеся по их месту в исторически обусловленной системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а и акож по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они володиют.

Исходя из марксистско-ленинской теории, классы - явление историческое. Они возникли в период распада первобытнообщинного строя и изменились настолько, насколько изменились средства производства. Каждой общественно-е экономической формации соответствует свой класс. Так, в рабовладении классами-антагонистами были рабовладельцы и рабы, в феодализме - феодалы и крепостные крестьяне, в капитализме - буржуазия и рабочий класс. Д. Вома классами, не являются антагонистами в социалистическом обществе оказываются рабочие и крестьяне. Что касается коммунизма, то в нем классов не будет вообще, ведь классы, будучи явлением историческим, возник ли на определенном этапе развития цивилизации, поэтому настанет день и время, когда они должны исчезнуть, и общество станет бесклассовогосовим.

Основными критериями, по которым марксизм разделял общество на классы, были такие:

· организация общественного производства;

· владение средствами производства;

· использование наемной рабочей силы

На основе этих критериев распределяется уровень доходов между классами, в результате чего в капитализме существуют такие классы как буржуазия, пролетариат (рабочий класс) и крестьянство

Помимо классов, как считал. К. Маркс, в обществе существуют и другие социальные слои, в частности, межклассовых прослойка - интеллигенция, деклассированные элементы и маргинальные группы интеллигенции. Маркс называет с социальную группу, состоящую из лиц профессионально занятых творческим трудом, требующей специального образования (врачи, ученые, деятели культуры и искусства, педагоги и т.д.). Интеллигенция не имеет никакого отношение к производству, поэтому не является классом, но призвана обслуживать интересы классов. Деклассированные элементы - это социальные слои населения, у которых отсутствует какая-либо собственность и стабильный источник дохода. Маргинальные слои находятся на самом «дне» общества, за пределами характерных для данного общества социальных норм и ценностей. Маргинальные слои вызывают презрение во всех других членов общественів суспільства.

В сегодняшнем украинском обществе в той или иной степени существуют все указанные выше общественные группы

Классическая теория. К. Маркса и. В. Ленина, давала сбои уже в советские времена, где несмотря на принятую модель 2 1 (два класса - крестьянство и рабочие, и прослойка - интеллигенция, все примерно равны в условиях вами труда и уровнем доходов) существовала ощутимая социальное неравенство. Да и если вспомнить, что и буржуазия по. Ленину, делилась на крупную, среднюю и мелкую, существовала так называемая группа середняков, которая, м иж прочим, была многочисленной, то четкие грани между классами уловить было крайне сложно, ведь мелкая буржуазия по уровню доходов зачастую могла равняться не до буржуазии, а к середнякам, а иногда и даже к пролетариату. Поэтому, для более четкого понимания классовой теории, следует использовать понятие"социальные слои", которые составляют внутреннюю структуру классов и больших социальных групп (наприк порядок, упомянутые выше большая и мелкая буржуазия; рабочие высокой, средней и низкой квалификации кваліфікації).

. Социальная слой - совокупность индивидов, занятых экономически и социально равноценными видами труда, которые получают примерно равную материальную и моральную вознаграждение

Таким образом, целесообразнее говорить не просто о классовой, а о классово-верствову структуру общества

В любом случае, классовая теория трактует социальное неравенство однобоко. Одним из основных недостатков, которые можно найти в классовой теории является признание социального неравенства явлением историческим, т.е. тем или временным, с попыткой видеть в будущем общество социально однородное. Другая проблема классовой теории - отклонение в объяснении социального неравенства всех других факторов, кроме экономического. Уже июнь ез несколько десятилетий после появления теории. Маркса,. М. Вебер доказал, что на статус человека в обществе кроме богатства влияют также власть и престиж. Поэтому теория классовой структуры как единого фактора объяснения ния социального неравенства начала давать сбои. Нужна была другая концепция, которая использовала многообразие факторов, влияющих на формирование социального неравенства и чьи теоретические положения бы ули бы подкреплены эмпирическими данными. Такой концепцией и стала теория социальной стратификацийфікації.