Иерархия как социальное отношение. Социальное время и социальная иерархия Социальная иерархия

Время как атрибут социального пространства и индивида

«Основные формы всякого бытия, – писал Ф. Энгельс, – суть пространство и время» (Т.5: 86). Время – это атрибут всего материального, включая социальное пространство и населяющих его людей. Поток времени можно сравнить со стремительной горной рекой, которая непрерывно (порою несколько раз в день) меняет свое русло, очертания, перемещает крупные валуны и мелкую гальку, постоянно тасуя их, как колоду карт. Так и поток времени непрерывно проносится над социальными структурами и находящимися в них людьми, перемещая их, меняя их положение по отношению друг к другу.

В потоке времени социальная иерархия находится в постоянной трансформации. Она существует лишь как история. Вчерашняя структура сегодня имеет уже несколько иные очертания. Поэтому история – это форма существования общества, представляющая собой постоянно трансформирующийся поток, в котором находятся социальные структуры и люди.

Понятие физического и социального времени

Физическое время существует объективно, как существует весь физический мир. Оно вне нас и независимо от нас и наших представлений. Однако как только люди пытаются измерять физическое время, они выходят за пределы сугубо объективной реальности в мир ее интеллектуального конструирования в виде категорий. Время объективно, но шкалы, с помощью которых оно измеряется, – субъективные конструкции. Физическое время не знает деления на века, годы, дни, часы и минуты – все это категории, с помощью которых делается попытка схватить, понять и измерить физическое время. Измерить что-либо можно только с помощью какой-то шкалы, внешней по отношению к измеряемому объекту (линейкой измеряем тетрадку, шагами – огород и т.д.). Поэтому время постигается человеческим умом не в чистом виде, а через шкалу, посредством которой оно измеряется.

Лейбниц в свое время определил пространство как порядок сосуществования, расположения вещей, а время как порядок их последовательности 20 . Время описывается через чередование материальных объектов и их состояний. Так, время суток, времена года – это чередования положений Земли по отношению к другим космическим объектам и в первую очередь к Солнцу. При этом надо иметь в виду, что используемая шкала – это интеллектуальная конструкция: люди отбирают из мира вещей и явлений те, которые будут использованы для измерения времени как чередования этих вещей и состояний. Относительность интеллектуальных конструкций проявляется в их изменчивости: представления людей об их содержании меняется от эпохи к эпохе, от культуры к культуре (например, солнечный и лунный календари), уточняется по мере развития науки. Неделя имела разную длительность в разных странах и в разные эпохи (5 – 10 дней). И, быть может, через тысячу лет или даже раньше нынешние представления о структуре времени покажутся наивными и далекими от действительности. Уже сейчас очевидно, что летоисчисление – социальная конструкция. Исходная точка отсчета лет выбирается исходя из культурного контекста. Отсюда наличие разных летоисчислений в разных культурах.

Время относительно. Оно определяется через природу тех объектов, которые используются для его структурирования. Человеческое сознание может схватить поток времени, осмыслить и структурировать его только посредством объектов, используемых в качестве единиц счета (например, оборот Земли вокруг своей оси).

Время имеет много измерений, поскольку нет и не может быть единой шкалы для его измерения. Астрономическое время используется для описания истории человечества, но и эта история имеет свое время, отражающее его природу. Это социальное время, которое структурируется с использованием уже не космических, а социальных объектов и их состояний. Иначе говоря, социальное время измеряется с помощью шкалы общественной практики.

Основными характеристиками времени являются последовательность и протяженность (Штомпка 1996: 70). События идут друг за другом в определенном порядке, каждое из них имеет свою длительность.

Практика и социальное время

Социальное пространство – это порядок расположения социальных позиций, а социальное время – порядок их чередования. Под чередованием понимается смена не только позиций, но и их постоянно меняющихся состояний. Иначе говоря, в социальном пространстве позиции А и Б сосуществуют одновременно, располагаясь в разных его частях. Одну можно описать через другую (например, А выше, чем Б). Время описывает последовательность появления позиций (например, на смену А возникла позиция Б). Но статусная позиция – это относительно устойчивая форма социального взаимодействия, поэтому шкалой измерения социального времени является общественная практика. Социальное время – это последовательность действий людей, их групп и институтов.

Единицей социального времени является интервал, совпадающий с единицей какой-то социальной деятельности. В традиционном земледельческом обществе ключевой единицей выступал сезон полевых работ и перерывы между ними. Именно ритм социальной жизни, по словам Э. Дюркгейма, лежит в основе категории времени (Durkheim 1915: 456) 21 .

Структура социального времени – это социальная конструкция, поскольку она определяется выбором точек отсчета, которые в свою очередь зависят от представлений конструкторов о важности событий. Иначе говоря, конструирование социального времени происходит на основе системы ценностей. Разные системы – разная структура социального времени, ибо ритм социальной жизни – это порождение определенной социальной практики, воспринимаемой через определенную систему ценностей. Например, традиционное структурирование истории через годы правления императоров, диктаторов и генеральных секретарей – это не объективная характеристика самого социального времени, а отражение представлений историков, считающих, что «великие» личности делают историю. Советскую историю официально делили на периоды, разделяемые съездами Коммунистической партии. Но, как мне кажется, гораздо обоснованнее брать иные интервалы: например, комплексы великих научных открытий и изобретений, определяющих технологию производства.

Разные субъекты – разная структура социального времени. Так, Э. Гидденс выделяет три уровня:

    (1) уровень повседневной, рутинной жизни;

    (2) уровень человеческой жизни;

    (3) уровень существования социальных институтов (Giddens 1995: 28) 22 .

Каждому уровню соответствуют свои интервалы. На первом уровне человек измеряет время интервалами, совпадающими с элементами его рутинной деятельности: завтрак, дорога на работу, работа, дорога домой, вечерний отдых, сон. На втором уровне интервалы крупнее: рождение, детство, юность, зрелость, старость, смерть. На институциональном уровне единицей выступают исторические периоды в развитии общества и основных его институтов. Именно такими интервалами оперирует историческая наука. Эти интервалы – социальные конструкции, используемые для структурирования. Они представляют индивидуальный или групповой взгляд на практику, ее оценку. В обществе идет борьба этих субъектов за право навязать свое представление о структуре социального времени другим субъектам, обществу в целом. Результат этой борьбы за право конструировать социальное время определяется структурой власти (например, после Октябрьской революции на смену интервалам царствований пришли интервалы, разделяемые «историческими» съездами КПСС, о которых в 1990-е гг. постарались забыть).

Время и неравенство позиций

В одну позицию войти дважды невозможно, поэтому социальный статус в качестве своей ключевой характеристики имеет привязку к социальному времени. Одна и та же позиция в разных интервалах социального времени может быть и предельно высокой, и предельно низкой (например, император до революции и в момент успешной революции, купец до революции и в момент «красного террора»). Очень большое значение имеет правильный выбор комплекса «время – позиция» в бизнесе: часто тот, кто пришел в рыночную нишу слишком рано или слишком поздно, обречен на убытки, а пришедший вовремя может совершить резкий прыжок к вершинам иерархии. Это описывается с помощью понятия «конъюнктура», означающего синтез места (рыночной ниши) и времени 23 . Одна из функций социального времени – координация совместной деятельности людей. Если координация удачная, то время конвертируется в другие виды ресурсов, если неудачная, то оно оборачивается потерей денег, материальных ресурсов, свободы, а то и жизни. Поэтому социальная иерархия не может рассматриваться безотносительно к социальному времени.

В Америке, описывая неудачника, часто говорят: «Он оказался не в том месте и не в то время» . По аналогичной формуле описывается и удача. Таким образом, статус определяется не только позицией, но и в равной мере ее положением в потоке социального времени. Занять сегодня позицию, которая вчера была высокостатусной, нередко означает посадку в поезд, едущий к месту своей катастрофы. Поэтому опоздание часто равнозначно потере.

Две позиции в разных точках потока времени социально различны. Я живу сейчас, а Х – сто лет назад. Уже этот факт делает наши позиции и в социальном пространстве различными, поскольку идентичность позиций в пространстве может быть только при наличии их идентичного положения в потоке социального времени.

Это различие превращается в социальное неравенство, лишь будучи оцененным через призму системы ценностей. Солдат-пехотинец в мирное и военное время – это две совершенно разные статусные позиции. С точки зрения ценностной системы, чаще всего доминирующей в большинстве обществ, очевидно, что быть рядовым пехотинцем на войне – это очень низкий статус (тяжелые условия очень короткой жизни). Однако это не исключает трансформации ценностной системы в атмосфере романтизма и патриотизма. В этом случае возможность сражаться на передовой с огромным риском умереть («за революцию», «за веру», «за Родину», «за царя», «за Сталина» и т.д.) превращается в показатель высокого статуса.

Время – это один из многих социальных ресурсов, из которых строится иерархия. При определенных обстоятельствах оно может конвертироваться в иные ресурсы (например, «время – деньги»). Однако надо подчеркнуть, что лишь при определенных обстоятельствах такая конвертация возможна. В этом случае время – это богатство, капитал. И отношение к нему возможно, как и любому иному дефицитному ресурсу, который к тому же не возобновляется. Время «уходит», «тратится» с пользой или без толку, «работает» на кого-то и т.д.

Плотность социального времени

Социальное время измеряется практикой, которая протекает с разной интенсивностью. Изменение активности практики ведет к сжатию или, наоборот, удлинению социального времени. Опыт столетнего старца часто накапливается еще в молодости. Аналогичное уплотнение времени как следствие интенсификации общественной практики происходит и на уровне существования социальных институтов, обществ. Достаточно полистать учебник мировой истории: в глаза бросается ее ускорение. Если в каменном веке на мелкие по нынешним меркам технические и технологические нововведения требовались тысячи и десятки тысяч лет, то в наше время такие сдвиги происходят в интервале одного или от силы нескольких лет. Путешествия, на которые когда-то уходили годы, сейчас совершаются в течение дней, месяцев.

Плотность социального времени тесно связана с характеристиками социального пространства, которое по природе своей неоднородно. Чем интенсивнее социальное взаимодействие на данном участке пространства, тем плотнее там социальное время. Соответственно индивиды входят в разные по плотности потоки социального времени и в силу этого оказываются в социально неравных позициях. Как отмечал П. Сорокин, социальное время не течет одинаково ровно в разных группах и обществах (Sorokin 1964: 171). Инфантильность старика и опытность юнца – это нередко естественное следствие их нахождения в разных по своему качеству социальных полях.

Плотность времени как индикатор статуса может идти, как и любой иной показатель (например, наличие денег и денежных долгов), со знаками «минус» и «плюс»: время может быть наполнено страданиями или обогащающей личность и приятной деятельностью.

Контроль социального времени

Человек – щепка в потоке времени. Однако ограничиться этой банальной констатацией было бы чрезмерной данью структуралистской традиции. В потоке могут оказаться как человек, не умеющий плавать, так и опытный пловец или владелец лодки, катера и т.д. Человек обладает определенным потенциалом для регулирования своего пребывания в этом потоке, оказывая влияние на его плотность и структуру. Однако возможности контроля социального времени у разных субъектов существенно различаются. На одном полюсе – безвластные индивиды, неспособные контролировать даже свое время в течение суток (его время и структура заданы кем-то извне), на другом - индивиды и группы, способные навязывать темп практики и структуру времени на довольно обширных участках социального пространства (например, в масштабах государства). Поэтому, как отмечает Pronovost (1989: 65), одним из главных проявлений социального неравенства, связанных со временем, является автономия индивида в организации своего собственного времени.

Источники разной власти над социальным временем в принципе можно разбить на две группы.

    (1) Структурные факторы (место в социальной иерархии) дают индивиду возможность опираться в своих попытках контролировать социальное время на потенциал структуры. Так, властитель страны задействует все ее ресурсы для подчинения социального времени своей воле. При этом стоит иметь в виду, что структуралистский подход во многих случаях желательно дополнять конструктивистским: у правителя с низким личностным потенциалом власть тем или иным образом отбирает ближнее и дальнее окружение, сильная личность на том же троне повышает социальный статус своей позиции. Соответственно меняются структурные возможности контролировать социальное время.

    (2) Личностные факторы дают возможность индивидам, находящимся в одинаковом социальном положении, в разной мере контролировать свое социальное время просто в силу различий в активности, силе характера, интеллектуальном и культурном потенциале. Правда, нельзя забывать, что значительная часть личного потенциала – это в конечном счете результат влияния среды (структуры), в которой прошла социализация.

Таким образом, с точки зрения структуралистско-конструктивистской парадигмы, человек – это щепка в потоке времени, однако, плывя в этом потоке, он может в той или иной мере корректировать свой маршрут, а то и замедлять или ускорять бег социального времени в масштабе своей личной биографии, истории семьи, города или даже страны или континента. Различия в масштабе контроля социального времени являются одним из важнейших проявлений социального неравенства.

Свободное время и иерархия

Объем свободного времени – один из важных индикаторов социального статуса, которому в традиционной теории социальной стратификации не придается существенного значения. Между тем, если смотреть на жизнь не через призму денег как универсального индикатора рыночного успеха, то свободное время может считаться более глубоким и универсальным критерием (применимым и для нерыночных иерархий). Если не смотреть на бизнес как на форму игры, спорта (распространенный и правомерный подход), то одним из смыслов денежного богатства, помимо того, что это ресурс, позволяющий удовлетворять материальные потребности, является свободное время, которое оно дает.

Качественная черта свободного времени – свобода индивида в выборе его содержания, то есть в конструировании своей собственной жизни. Его предпосылкой является определенный уровень материального благосостояния, дающий ресурсы для такой свободы выбора. Свободное время заполняется деятельностью, которая выбирается индивидом исходя из своих нематериальных потребностей (борьба за средства выживания выводит в мир несвободы). Оно может заполняться и тяжелым трудом, если это труд не во имя куска хлеба, а самоценность (например, возведение дачи).

На протяжении почти всей истории человечества объем свободного времени был одним из ключевых отличий образа жизни высших слоев общества. Большой доход, зарабатываемый ценой принесения всего свободного времени в жертву этой цели, при таком подходе представляется весьма относительным показателем высокого статуса. Отсутствие свободного времени (индикатор низкого статуса) нейтрализует высокий доход как показатель высокого статуса. Если нет свободного времени, то для чего богатство?

Свободное время – это не обязательно время, свободное от труда. Качественная особенность этого типа времени – свобода индивида в выборе способа его использования. Поэтому если труд совпадает с хобби, то грань между свободным и рабочим временем исчезает. Для статусной позиции части средних классов (творческие профессии, частично бизнес, менеджмент и т.д.) характерно наличие свободы в планировании своего времени. Люди этих профессий часто занимаются в рабочее время тем, что им интересно и чем они занимались бы и бесплатно 24 . Если для «старого высшего класса» характерно наличие большого количества праздного времени, то для части среднего класса характерно стирание грани между свободным и рабочим временем, превращению труда в хобби 25 . Показателем контроля времени является степень автономии работника в структурировании своего рабочего времени.

Для низших трудящихся слоев характерна ограниченность свободного времени, так как рабочее время носит во всех отношениях принудительный характер (труд ради денег, отсутствие свободы в регулировании распорядка дня и т.п.).

Проблема свободного времени безработных – это особая проблема трансформации феномена в свою противоположность в силу избытка. Это принудительное свободное время, которое в силу отсутствия свободы выбора перестает быть свободным. Это навязанная свобода, превращающаяся для многих безработных в источник психических и моральных страданий.

Ирина Олеговна Тюрина, кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Института социологии Российской академии наук.

На многих современных предприятиях и в организациях управленческие структуры строились в соответствии с принципами управления, сформулированными еще в начале XX века. При этом главное внимание уделялось разделению труда на отдельные функции и соответствию ответственности работников управления предоставляемым им полномочиям. В течение многих десятилетий организации создавали так называемые формальные структуры управления, получившие название иерархических, или бюрократических, структур.

Концепция иерархической структуры была сформулирована М. Вебером, разработавшим нормативную модель рациональной бюрократии. Она исходила из следующих принципиальных положений:

четкое разделение труда, следствием которого является необходимость использования квалифицированных специалистов по каждой должности;

иерархичность управления, при которой нижестоящий уровень подчиняется и контролируется вышестоящим;

наличие формальных правил и норм, обеспечивающих однородность выполнения управленцами своих задач и обязанностей;

дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои обязанности;

осуществление найма на работу в соответствии с квалификационными требованиями, предъявляемыми к данной должности.

Что же такое иерархия? Иерархия (от греч. hieros - священный и arche - власть) - 1) расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему; 2) порядок подчинения низших должностей, подразделений, органов высшим; 3) расположение служебных званий, чинов в порядке их подчинения (иерархическая лестница).

Мы же будем понимать под иерархией совокупность должностей, позиций и рабочих мест, выстроенных в восходящем порядке от наименее престижных и наименее вознаграждаемых к наиболее престижным и наиболее вознаграждаемым. Везде, где существует иерархия, существует неравенство позиций и уровней управления. С социологической точки зрения неравенство некорректно оценивать в этических терминах, поскольку оно выполняет как негативную, так и позитивную функции.

Природа иерархии и мобильности состоит в превосходстве одних над другими. Люди, наделенные властью, располагаются наверху общественной пирамиды, другие, лишенные ее, - внизу. Такой порядок называется иерархическим. Любая иерархия может быть представлена в виде пирамиды, состоящей из трех основных уровней - верхнего, среднего и нижнего. В управленческой иерархии это уровни управления, в социальной - классы.

Социальная иерархия устроена таким образом, что внизу (в основании пирамиды) находится большинство населения, а наверху - большинство благ и привилегий, к которым стремятся люди (власть, богатство, влияние, льготы, престиж). Социальные блага - это дефицитные ресурсы, которые присутствуют или доступны наибольшему количеству людей в наименьшем числе.

Если верх и низ социальной пирамиды уподобить полюсам магнита, то окажется, что между ними возникает напряжение, которое можно назвать социальным. Действительно, те, кто находится внизу, считают, что блага распределяются неравномерно и, более того, несправедливо: меньшинство населения владеет большей частью национального богатства. Возникает желание перераспределить все так, чтобы каждому досталось поровну.

Более медленный и консервативный способ перераспределения богатства заключается в продвижении наверх не группой или массой, а в одиночку. Такой путь не требует разрушений: просто каждый, кто желает, и у кого есть возможности, делает личную карьеру. Продвижение наверх называется восходящей мобильностью.

Людям свойственно стремиться снизу вверх, а не наоборот. Каждый желает жить лучше и никто - хуже. По возможности мы, обгоняя друг друга, устремляемся наверх - туда, где больше власти, привилегий и благ. Конечно, далеко не все испытывают страсть к обогащению или власти, но жить лучше хочет каждый. Одни видят лучшую жизнь в приобщении к духовному, другие - к материальному.

Итак, явление восходящей мобильности (движение снизу вверх) формируется только там, где большинство благ и большинство людей находятся на разных полюсах социальной шкалы. Если то и другое соединить, никто не захочет продвигаться наверх. Восходящей мобильности соответствует явление, которое мы будем называть мотивацией достижения.

Социальные законы иерархии

Мы уже сказали о том, что социальную иерархию можно представить в виде пирамиды, построенной исходя из ряда законов.

Первый закон: количество вакансий, расположенных внизу, всегда больше количества вакансий, расположенных наверху. Под вакансиями нужно понимать или рабочие места, или должности, или позиции в формальной структуре организации. Благодаря тому, что вакансий наверху меньше, а желание занять их присутствует у большинства, появляется возможность отбирать людей: возникает конкуренция. Принцип пирамиды в управлении предполагает отбор среди претендентов на свободные вакансии. Чем выше уровень иерархии, тем выше уровень вознаграждения, тем ближе дефицитные блага.

Второй закон: количество социальных благ, которые получают те, кто находится наверху, всегда больше количества социальных благ, получаемых теми, кто находится внизу. Таким образом, мы получаем обратную (перевернутую) пирамиду.

Из двух универсальных законов вытекает третий - закон социального неравенства. Согласно этому закону, в социальной иерархии большинством социальных благ всегда обладает меньшинство населения, и наоборот. Между двумя социальными полюсами (теми, кто находится внизу и имеет мало, и теми, кто располагается наверху и обладает многим) возникает социальное напряжение, переходящее в социальный конфликт. Люди, находящиеся внизу, стремятся переместиться наверх. В этом случае можно говорить о позитивной мотивации, ибо люди желают сменить свое низкое положение на более высокое и заполучить большее количество социальных благ. Когда речь заходит о тех, кто расположен наверху, мы сталкиваемся с явлением негативной мотивации людей, не желающих добровольно расстаться со своим положением и социальными возможностями.

Тесно связанный с ним четвертый закон - закон социальной поляризации гласит: в любом обществе существует две экстремальные точки, в которых количество благ и вакансий находится в обратно пропорциональной зависимости. Этот закон описывает уже знакомую нам ситуацию, при которой большинство людей обладает меньшинством социальных благ, а меньшинство людей - большинством благ. Социальная поляризация предполагает отсутствие в составе населения среднего класса, который заполняет пространство между полюсами и делает переход от одного полюса к другому постепенным, либо столь незначительное его присутствие, которое не дает ему возможности оказывать существенное влияние на процесс распределения собственности и определение профиля стратификации.

Из закона социальной поляризации вытекает пятый закон - закон социальной дистанции, в котором нашли отражение несколько эмпирически наблюдаемых признаков:

2. чем больше уровней в иерархии и чем длиннее общая дистанция либо расстояние между соседними статусными позициями, тем труднее отдельному индивиду преодолеть эту дистанцию в течение своей жизни;

3. чем больше уровней в иерархии и длиннее дистанция между полюсами, тем:

менее прозрачной для общественности является социальная пирамида;

труднее низам контролировать действия верхов;

шире диапазон свободы маневра и выше вероятность использования верхами нелегитимных действий;

с большей вероятностью люди, занимающиеся поддержанием этой пирамиды, будут стремиться к ее сохранению, а не изменению;

в большей степени судьба каждого отдельного чиновника будет зависеть не от его личных способностей, а от общих правил игры и существующих в иерархии традиций;

с большей вероятностью продвижение на следующую ступеньку будет определено не конкурсными правилами, а старшинством и выслугой лет;

вероятнее, что сложность прохождения каждого последующего уровня будет возрастать, а пропускные фильтры становиться жестче.

Сравнив управление в рыночном и нерыночном обществах, сопоставив многочисленные исторические свидетельства, социолог может сделать вывод о том, что в административной системе субъекты управления (чиновники) заинтересованы в сохранении иерархии больше, чем в менеджменте. Если мы возьмем в качестве объекта исследования рыночное общество и сравним между собой государственный и частный сектора его, окажется, что в государственном секторе госслужащие заинтересованы в поддержании иерархических отношений в большей, чем в частном секторе, мере.

Отсюда можно вывести еще один, шестой, универсально-исторический закон управления - закон сохранения status quo иерархии, который гласит: чем больше выгод (благ, льгот, преимуществ) сулит субъектам управления социальная иерархия, тем выше их мотивация сохранять, а не разрушать ее. Пример знаменитого института кормленщиков, существовавшего на Руси с незапамятных времен, убеждает нас в том, что если служилые люди, поставленные на места центральными органами власти, получают средства существования исключительно за счет сборов с местного населения, они в максимальной степени заинтересованы сохранить сложившуюся систему неприкосновенной. Если в организации, не важно крупной или средней, служебное продвижение основано на принципе старшинства, и каждый ждет своей очереди, то заинтересованность в изменении существующего положения дел будет выше у тех, кто получил от этой системы наименьшее количество благ, и наоборот. Иными словами, старослужащие, исчерпавшие резерв мобильности и поднявшиеся по иерархии на максимально доступную им позицию, будут считать действующую в организации систему справедливой и эффективной. Напротив, молодые сотрудники, ждущие своей очереди и находящиеся внизу пирамиды, будут относиться к ней более негативно.

Но чем сильнее заинтересованы в сохранении существующей системы управления ее субъекты, чиновники, тем ниже скорость ее социального обновления, тем меньше количество управленческих инноваций, приходящихся здесь на единицу времени. Назовем это утверждение седьмым закономуправления.

Скорость социального обновления систем управления разного типа неодинакова. В рыночном обществе она выше, в нерыночном ниже. Поскольку управление развивается, т. е. внедряет разное количество управленческих методов, принципов и техник, радикально меняющих положение дел, с неодинаковой скоростью, по прошествии некоторого времени между двумя типами обществ образуется разрыв во времени. Он показывает насколько нерыночное общество отстало в своем развитии от рыночного.

В рыночном обществе, которое по природе своей заинтересовано в малоуровневой иерархии и быстрой ротации кадров, социальное время движется быстрее и количество новаций, приходящихся здесь на единицу времени, выше. В масштабе всего общества, как и на уровне отдельной организации, управление строится, создается и функционирует по поводу распределения дефицитных благ.

Напомним, что благо - это все то, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить им пользу. Выше других ценятся дефицитные блага, а именно то, чего недостает, как правило, к ним относят власть, доход, образование и престиж. Если денег на всех не хватает, возникает необходимость в разумном распределении их среди групп населения. В социалистическом обществе социальные и экономические блага стремились распределить поровну, независимо от трудового вклада, привилегий или социального положения. Таков социалистический идеал, воплощающийся в реальном обществе с большими или меньшими отклонениями. При капитализме никаких идеалов не выдвигают, а блага распределяются на основе конкурентной борьбы и рыночных механизмов. Поскольку конкурентоспособность людей различается, постольку блага достаются всем далеко не в равной мере, зато пропорционально личному трудовому вкладу.

Дефицитным благом можно сделать не все, что угодно, а только то, в чем человек нуждается, т.е. то, в чем у него есть потребность. В переводе на язык экономики потребность - это спрос. А он, как известно, рождает предложение.

Как мы выяснили, наибольшее количество социальных благ в пирамиде концентрируется наверху, наименьшее - внизу. Люди устремляются не сверху вниз, а снизу вверх. Но на их пути общество выстраивает систему фильтров-барьеров. Почему это происходит? Американские социологи У. Мур и К. Дэвис создали теорию социальной стратификации и управленческой иерархии, согласно которой самые ценные должности в обществе располагаются наверху; принимаемые там управленческие решения наиболее важны.

Если любое решение и ошибка среднего менеджера (управленца) касаются ограниченной совокупности людей и всегда могут быть исправлены вышестоящим руководством, то ошибки и решения топ-менеджеров касаются всей популяции и никем не исправляются, а их деятельность не страхуется.

Рационально устроенная организация - будь то общество в целом или отдельная компания в частности - базируется на ряде аксиом, которые можно сформулировать следующим образом:

Аксиома 1. Высшие управленческие посты в организации должны занимать самые способные и квалифицированные сотрудники.

Аксиома 2. Чем выше позиция в иерархии, тем более способным и квалифицированным должен быть занимающий ее менеджер.

Аксиома 3. Чем выше позиция в иерархии, тем более качественными должны быть принимаемые менеджером управленческие решения.

Аксиома 4. Наиболее качественные управленческие решения должны приниматься на самом верхнем уровне иерархии.

Аксиома 5. Чем выше качество принимаемого менеджером решения, тем выше должна быть его ответственность перед теми, кого это решение касается.

Аксиома 6. Чем выше ответственность менеджера за принимаемое им решение, тем больше властных полномочий для проведения его в жизнь он должен иметь.

Аксиома 7. Чем выше качество и ответственность за принимаемое решение, тем более жестким должен быть отбор кандидатов, претендующих на высокие позиции в иерархии.

Аксиома 8. Максимально жесткими фильтры-барьеры должны быть на верхних ступеньках пирамиды.

Ни одна организация не сможет функционировать долго и успешно, если все интеллектуальные силы ее сконцентрируются внизу или посредине, а все бездарности окажутся наверху. Такая организация просто развалится. Жизненный принцип успешной организации гласит: самым талантливым и образованным открывай зеленую улицу наверх.

Согласно функциональной теории стратификации, самые высшие посты должны занимать наиболее подготовленные люди. Здесь действует механизм заинтересованности (мобильности). Но при этом должны существовать и механизмы обратной (нисходящей) мобильности, под которыми следует понимать такие процедуры, как разжалование в военном чине и увольнение, лишение титулов и привилегий и т. п.

Отсюда следует важный вывод: механизм социальной мобильности симметричен относительно позитивных и негативных санкций. Общество, в котором не существует механизма рекрутирования (выдвижения) талантливых людей и их дальнейшего продвижения, становится менее стабильным.

СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ

СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ (греч. hierarhia, hieros - святой, arche - власть, правление) - система последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему и характеризующая многоуровневость социального целого. В этом значении понятие иерархии может употребляться и для характеристики частных многоуровневых систем. Например, широко распространилось после работ М. Вебера понятие бюрократической иерархии. Впервые термин был употреблен Псевдо-Дионисием Ареопагитом в его труде «Небесная иерархия и Духовная иерархия» (вторая половина 5 в.). Термин использовался для обозначения системы церковных и духовных рангов. В Римской католической церкви понятие «иерархии» объединяет: (1) иерархию богословского права, (2) иерархию духовного права, (3) иерархию юрисдикции. В таком качестве понятие иерархии использовалось практически до середины 19 в., и не обладало смысловым оттенком «социального». В современных социальных теориях понятие «иерархии» используется для обозначения: 1) любой системы социальных агентов и/или их отношений, ранжированных один в отношении другого (иерархия отражает их различия во власти, авторитете, материальном положении, социальном статусе и т.д.); 2) организации или классификации восходящих или нисходящих обобщений - уровней сложности. То есть, это система уровней, в соответствии с которыми организуются социальные и другие процессы. В качестве примера можно привести иерархию наук Конта, где в качестве уровней организации классификации выступили время и последовательность возникновения наук, степень их абстрактности и конкретности, степень сложности. Каждая наука зависит от и опирается на предшествующие ей, и является более сложной. Понятие СИ. широко используется в рамках структурно-функционального направления. В частности, в концепции Парсонса постулируется наличие иерархии необходимых условий (нормативных и условий окружения) для объяснения функции кибернетического контроля. Кроме того, в функциональной традиции, понятие СИ. используется для обозначения взаимоотношений между системами и подсистемами. Например, как «иерархия подсистем социального действия». Интересно употребление понятия иерархии в концепции Г. Беккера (»На чьей мы стороне?», 1967), где оно употребляется для обозначения классификации вероятностей «быть услышанным» для отдельного индивида в социуме, которая основана на иерархии уровней социальной организации и соответствующих им статусных предписаний. В современной социальной философии понятие СИ. используется и для обозначения иерархии потребностей, иерархии ценностей, иерархии мотивов и др.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ" в других словарях:

    В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ - (греч. hierarhia, hieros святой, arche власть, правление) система последовательно подчиненных элементов, расположенных от низшего к высшему, и характеризующая многоуровневость социального целого. В этом значении понятие И. может употребляться и… … Социология: Энциклопедия

    - (от лат. stratum − слой и facio − делаю) одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии. Термин… … Википедия

    См. СОЦИАЛЬНАЯ ИЕРАРХИЯ … Новейший философский словарь

    У этого термина существуют и другие значения, см. Gerarchia. Иерархия (от др. греч. ἱεραρχία, из ἱερός «священный» и ἀρχή «правление») порядок подчинённости низших звеньев высшим, организация их в структуру типа дерево; принцип управления в … Википедия

    СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА - совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающая ее сущностные характеристики. Важнейшая отличительная особенность С.С. заключается в том, что она тождественна системным (эмерджентным) свойствам… … Социология: Энциклопедия

    Англ. hierarchy, social; нем. Hierarchie, soziale. Иерархическая структура, характеризующаяся неравенством статусов, отношений власти, доходов, престижа и т. д. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    И; ж. [от греч. hieros священный и archē власть] 1. Последовательное расположение служебных званий, чинов от низших к высшим в порядке их подчинения. Служебная, гражданская и. 2. Расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к… … Энциклопедический словарь

    ИЕРАРХИЯ СОЦИАЛЬНАЯ - англ. hierarchy, social; нем. Hierarchie, soziale. Иерархическая структура, характеризующаяся неравенством статусов, отношений власти, доходов, престижа и т. д. ИЕРАРХИЯ СТАТУСНАЯ англ. Hierarchy, status; нем. Statushierarchie. Классификационный… … Толковый словарь по социологии

    Совокупность людей, составляющая единицу социальной структуры общества. В целом С. г. можно разделить на два рода групп. К первому относятся совокупности людей, выделяемых по тому или иному существенному признаку или признакам, напр. социально… … Философская энциклопедия

Книги

  • Китайская цивилизация , Марсель Гране. Китайская цивилизация пожалуй, самая загадочная для европейского человека. Китай с древнейших времен развивался&171;неправильно&187;, не так, как западный&171;цивилизованный мир&187;.…
ТЕОРИЯ ЭЛИТ

ТЕОРИЯ КЛАССОВ

Пока нет текста обобщающей станицы предлагаю цитаты из статьи и главы 3 из статьи Значение иерархического инстинкта .

Многим может показаться, что статья про должна относиться к сфере биологии или психиатрии, но дело в том, что без понятия иерархический инстинкт мы ничего не поймем в разделе , и даже в рубрике , так как иерархический инстинкт есть фактор социального развития всех , а главное - иерархический инстинкт есть главный фактор появления и развития экономики у людей . Это открытие сделал , поэтому данная - есть лишь моя попытка развить и обосновать идеи создателя .

Что такое иерархический инстинкт

3.2. За миллионы лет - иерархия, как эволюционная находка для обеспечения устойчивости единиц вида приматов, стала имманентным стаи обезьян, что потребовало закрепления на генетическом уровне в виде иерархического инстинкта .

Иерархическая структура единиц человечества

3.1. Надеюсь, что я понятно изложил внешние причины для образа жизни людей в составе единиц человечества. Если мы вернемся к определению Каутского, то он подчеркивал СПЛОЧЕННОСТЬ членов группы как орудие в борьбе за существование, что дает нам повод представлять себе каждую эволюционную естественную единицу человечества как , сплочение членов которой обеспечивается благодаря наличию внутренней иерархической структуры.

3.2. Попробуем разобраться с единицей человечества «изнутри». являются самодостаточной системой, сохраняющейся во времени благодаря тому, что такая форма существования гарантирует каждому члену - максимальную безопасность и минимально стабильный уровень получения жизненно важных ресурсов. Структурная целостность единицы вида обеспечивается за счет иерархии , которая выстраивает всех членов по местам в пирамиде привилегий - от вожака до самого последнего члена. При этом каждый член, кроме вожака и последнего, находится в двух ипостасях - (1) является низшим по отношению к членам, стоящим выше него по иерархической лестнице, и одновременно - (2) сам же возглавляет пирамидку из низших по иерархии. Считается, что существует некий модуль умиротворения , благодаря которому при некоторой величине верноподданнических проявлений со стороны низов прекращаются репрессии со стороны верхов. При этом разнообразные искренние проявления страха, благоговения и ответственности перед вышестоящим иерархом является ключевой поддержкой поддержания всей вертикальной консолидации. Самые последние члены, стоящие на низших ступенях лестницы иерархии не имеют ничего против вертикали, тогда как главную опасность для сложившейся иерархии представляют несколько первых членов в списке, которые благодаря модулю самоутверждения , стремятся повысить свой статус в группе или хотя бы не понизить достигнутый, если первое совершает кто-то другой. См. Инстинкты человека. Попытка описания и классификации

3.3. У животных единственным критерием для ранжирования - является физическая сила. У людей уже несколько критериев, по которым в любой системе иерархии постоянно идет борьба за более высокое положение, но даже самый низший член не стремится покинуть группу, так как его положение в сообществе даже на уровне самого низшего члена - лучше, если бы он находился за ее пределами.

3.4. Сам феномен иерархии является свойством сложных систем. В общей теорию систем в разделе Общесистемные принципы и законы можно найти два закона:

  • 3.5. «закон иерархических компенсаций » (Е. А. Седов) фиксирует, что «действительный рост разнообразия на высшем уровне обеспечивается его эффективным ограничением на предыдущих уровнях»...;
  • 3.6. «принцип моноцентризма » (А. А. Богданов), фиксирует, что устойчивая система «характеризуется одним центром, а если она сложная, цепная, то у неё есть один высший, общий центр»...;

3.7. Так как сообщества людей являются сложными системами, то они должны иметь иерархическую структуру. Если сообщество - не толпа, то в нем обязательно существуют иерархия с единственным центром. В противоположность - «полицентрические системы характеризуются дисфункцией процессов координации, дезорганизованностью, неустойчивостью и т. д.». При этом «биологические системы демонстрируют возрастающую иерархическую организованность по мере подъема по эволюционной шкале». (Пелед А., Гева А. Б., Мозговая организация и психическая динамика, Журнал практической психологии и психоанализа, N 4, 2001.)

Поскольку власть реализуется одним человеком по отношению к другим, она затрагивает социальные отношения и сама выступает одним из видов этих отношений –властные отношения .

Природа иерархии и мобильности состоит в превосходстве одних над другими. Люди, наделенные властью, стоят наверху общественной пирамиды, другие, лишенные ее – внизу. Такой порядок называет иерархическим (иерархия – это расположение частей или элементов целого в порядке от низшего к высшему. Этот термин в социологии употребляется для обозначения социальной структуры общества, бюрократия; в теории организации – как принцип управления).

Любая иерархия может быть представлена в виде пирамиды , где выделяются три основных уровня: верхний, средний и нижний. В управленческой иерархии это уровни управления, в социальной – классы.

Социальная иерархия устроена таким образом, что внизу (в основании пирамиды) находится большинство благ и привилегий, к которым стремятся люди: власть, богатство, влияние, льготы, престиж и др.

Социальные блага – это дефицитные ресурсы, которые присутствуют или которые доступны в наименьшем числе наибольшему количеству людей. Если верх и низ социальной пирамиды полюсам магнита, то между ними возникает напряжение, которое можно назватьсоциальным напряжением . Действительно, те, кто находятся внизу, считают, что блага распределяются неравномерно, даже больше – несправедливо: меньшинство населения владеет большей частью национального богатства. Возникает естественное желание перераспределить все так, чтобы каждому досталось поровну, поэтому история полна революциями, мятежами, переворотами. Зачинщиками выступают те, кто оказался обделенными, к ним примыкают массы таких же людей. Но как только революционеры добиваются успеха и захватывают власть, то меньшинство вновь оказывается в непривилегированном положении, а большинству не хватает наживы. Более медленный и консервативный способ перераспределить богатство заключается в продвижении наверх не группой, не массой, а в одиночку, т.е. ничего разрушать не надо, просто каждый, кто желает и у кого есть возможности, делает личную карьеру.Продвижение наверх называется восходящей мобильностью.

Людям свойственно стремиться снизу вверх, а не в обратном направлении, каждый из нас желает жить лучше и никто – хуже. Хуже мы живем только тогда, когда нас вынуждают обстоятельства. Много по возможности человек обгоняет других, стремится туда, где больше власти, привилегий, благ. Далеко не все стремятся обогатиться или повластвовать, но жить лучше хочет каждый, один видит жизнь в приобщении к духовному , другой к материальному. Таким образом, явление восходящей мобильности (движение снизу вверх) формируется только там, где большинство благ и большинство людей находятся на разных полюсах социальной шкалы: внизу – большинство людей, наверху – большинство социальных благ. Если и то и другое соединить, никто не захочет продвижения вверх. Восходящей мобильности соответствует явление мотивация достижения.

Мотивация достижения – это присущее большинству людей желание продвинуться наверх и сделать свою работу, свое дело лучше, чем они это делали вчера или чем это делают конкуренты.

Как показывает опыт, мотивация достижения со временем скорее возрастает, нежели уменьшается. Достигнув более высокого уровня жизни или служебного поста, мы привыкаем к тому, что теперь можно позволить себе лучше одеваться, питаться, покупать больше книг и т.д. Со временем потребность в более высоком качестве жизни становится само собой разумеющимся, и у нас появляются более высокие запросы, наши потребности растут и расширяются. Для их удовлетворения нужно больше денег, власти, влияния, поэтому мы вновь устремляемся вверх. Следовательно, мотивация достижения подстегивается расширяющимся кругом потребностей. Мотивация достижения тесно связана с законом возвышения потребностей. Сам по себе этот закон не благо, не вред для человека, его негативная сторона заключается в том, что человек превращается в раба растущих привилегий, т.е. продвигаясь по служебной лестнице, добиваясь титулов и власти, индивид по существу обслуживает свои амбиции, прихоти, запросы. Но они дают человеку и пользу – он привыкает к более высокому стандарту жизни и у него формируется новый круг знакомых. Но вскоре друзья тоже превращаются из цели в средство.