Понятие и классификация действий человека. Понятие социального действия

Социальные действия это определенная система по-ступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп. Осно-вой социального действия выступают контакты, без них не может зародиться желание вызвать определенные реак-ции индивида или группы, изменить их поведение.

Макс Вебер определяет социальное действие как осознанное поведение человека, имеющее мотив и цель, в котором он соотносит свои смыслы этого действия со смыслами действия других людей. В этом определении очень важна ориентация на другого человека, так как она составляет характерную черту не просто действия, а действия социального. Социальное действие, по Веберу, может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или будущее поведение людей. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от настоящей опасности или грядущей опасности.

Субъект социального действия обозначается термином «социальный актор». Акторы оказывают влияние на социальную действительность, вырабатывая стратегию своих действий. Стратегия заключается в выборе целей и средств их достижения.

Социальный актор всегда действует в рамках конкретной ситуации с ограниченным набором возможностей, и потому не может быть абсолютно свободным. Но его действия, в силу того что они по своей структуре являются проектом, то есть планированием организации средств по отношению к еще не реализованной цели, имеют вероятностный, свободный характер. Актор может отказаться от цели или переориентироваться на другую, хотя и в рамках своей ситуации. Ко-нечный успех во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия.

Структура социального действия обязательно включает в себя следующие необходимые элементы:

1) актора;

2) потребность актора, выступающую непосредственным мотивом действия;

3) стратегия действия (осознанная цель и средства ее достижения);

4) индивид или социальная группа, на которые ориентировано действие;

5) конечный результат (успех или неудача).

Макс Вебер, в зависимости от сте-пени участия сознательных, рациональных элементов в со-циальном действии, выделял целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное действие . Все четыре вида действия располагаются в порядке убывания рациональности.

Целерациональный вид действия - это идеальный тип действия, позволяющий четко определить смысл действия индивида. Для целерационального действия характер-но ясное понимание воздействующим того, что он хочет добиться и какие средства для этого наиболее эффектив-ны.

Критерием целерационального действия является успех намечаемого действия. Возможные противоречия между индивидуальной целью и ориентацией на другого человека разрешаются самим действующим индивидом.


Ценностно- рацио-нальные действия являются наиболее мас-совыми в реальной жизни. В отличие от целерациональных дейст-вий, в основе которых лежит рационально понятая цель, в ценностно-рациональных действиях воздействующий строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве или красоте (например, долг перед Отечеством). Такие действия, как считает Макс Вебер, подчинены «заповедям» или «требова-ниям», повиновение которым — долг каждого человека. В данном случае воздействующий строго придерживается и полностью полагается на принятые в обществе ценности и нормы, порой даже в ущерб своим личным целям. У ценностно-рационального действия нет цели, но есть мотив, есть смысл, ориентация на других.

Аффективное действие это действие, совершенное в состоянии аффекта, относительно кратко-временного, но интенсивно бурного эмоционального со-стояния, возникшего в ответ на сильный раздражитель. В основе его лежат чувства индивида, и для него характерно стремление к немедленному удовлетворению жажды мести, страсти или влечения. В порыве гнева, крайнего раздражения, страха человек действует необдуманно, хотя эти действия могут быть направлены на других людей. Такие действия нередко противоречат собственным интересам индивида, приносят ему отрицательные последствия. Аффективные действия вообще не имеют целей. Степень рациональности здесь приближается к минимуму.

Традиционное действие это традиционно привычное действие, совершаемое, как правило, без осмысления, автоматически. Данное действие осуществляется на основе глубоко усво-енных индивидами социальных образцов поведения и норм, которые уже давно перешли в разряд привычных и традиционных. В этих действиях предельно снижена работа сознания. Особенно распространены традиционные действия в бытовой сфере.

Два последних вида действия происходят на границе, а чаще всего за пределами осознанного или осмысленного, Т.е. для них характерна низкая степень участия сознательных, рациональных элементов. Поэто-му, по мнению Макса Вебера, они не являются социальными в строгом смысле слова.

Реальное социологическое действие человека включает в себя два или более вида действия: в нем возможны как целерациональные, так и ценностно-рациональные, аффективные или традиционные моменты поведения.

В зависимости от содержания действия подразделяют на репродуктивные действия, социальное отрицание и соци-альное творчество .

Репродуктивные действия - действия, главная цель которых заключается в сохранении и поддержании нормального функциониро-вания конкретного социального института (социальный контроль). Социальное отрицание - действия, направленные на упразднение каких-то элементов обще-ственной жизни (критика существующих недостатков). Социальное творчество - действия, направленные на созидание новых форм социальных отношений и раз-витие общественного сознания (изобретательская и рационализаторская деятельность).

В зависимости от способа достижения желаемого все действия, направленные на изменение поведения людей, также можно разделить на два вида: негативное принуж-дение и позитивное убеждение . Негативное принуждение чаще всего проявляется в виде приказов и запрещений нежелательного поведения. Позитивное убеждение осно-вывается на действии таких средств, которые вызывают желательное поведение индивида или группы без приме-нения угроз и репрессий.

Существуют и другие способы классификации соци-альных действий.

Социальное действие.

Признаки социального действия

Социальное действие и социальное взаимодействие

Проблематику социального действия ввел Макс Вебер . В первую очередь, важнейшим признаком социального действия является субъективный смысл - личностное осмысление возможных вариантов поведения. Во-вторых, важна сознательная ориентация субъекта на ответную реакцию окружающих, ожидание этой реакции.

У Т. Парсонса проблематика социального действия связана с выделœением следующих признаков:

· нормативность (зависит от общепринятых ценностей и норм).

· волентаричность (ᴛ.ᴇ. связь с волей субъекта͵ обеспечивающей некоторую независимость от окружающей среды)

· наличие знаковых механизмов регуляции

В концепции Парсонса действие воспринимается как единичный акт и как система действия. Анализ действия как единичного акта связан с выделœением актора и среды, состоящей из физических объектов, культурных образов и др.
Размещено на реф.рф
индивидов. Анализ действия как системы: воспринимается как открытая система (ᴛ.ᴇ. поддерживает обмен с внешней средой), существование которой связано с формированием соответствующих подсистем, обеспечивающих выполнение ряда функций.

Вы читаете данный текст, текст главы учебного пособия. Как вид активности чтение связано с определœенными затратами энергии, нормальным функционированием головного мозга, определœенными мыслительными операциями, позволяющими воспринимать знаки на бумаге как слова и предложения. При этом эти психофизические процессы не являются предметной областью социологии, хотя и необходимы для процесса чтения. Каким образом человек, читающий тест, должна быть рассмотрен социологически?

Прежде всœего, внимание должно привлечь побуждение человека к определœенной активности, то, что выступает непосредственной побудительной причиной действия, его мотивом. Тут можно предположить связь с желанием или обязанностью подготовки к занятиям или простое любопытство. В любом случае стремление удовлетворить некоторую потребность вызывает к жизни систему побуждений и план определœенных действий вместе с образом желаемого результата͵ целью. Соответственно побуждениям и целям подбираются средства. Причем если речь идет о любознательности как таковой, то результатом будет само получение положительных оценок, то сама подготовка к занятию, включая и чтение, выступает как средство.

Самому чтению в любом случае предшествовал выбор возможных вариантов поведения: готовиться или не готовиться к занятиям, "любопытствовать" или послушать музыку... Результаты выбора определœены были оценкой ситуации: насколько важна подготовка именно к этому занятию? Сколько времени это потребует? Не попытаться ли выступить на семинаре без подготовки или вообще не ходить на занятия? И, наконец, какие следствия повлечет за собой тот или иной выбор? При этом Вы как человек, проявляющий целœенаправленную активность, выступали субъектом действия, а книга в качестве источника информации - как объект приложения ваших усилий.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, чтение книги связано с решением неких жизненных проблем и сознательно сориентировано относительно ответного поведения окружающих, то есть соответствует основным признакам социального действия . Социальное действие отличается от чисто рефлекторной активности (потирание уставших глаз) и от тех операций, на которые дробится действие (подготовить рабочее место, достать книгу и т. п.).

При этом читаете ли вы в библиотеке или дома, в одиночестве или вместе с кем-то, ситуация свидетельствует, что вы студент или некто, так или иначе связанный с учебным процессом. Это признак вашего включения в сферу действия социального института образования, а значит, ваша активность организована и ограничена определœенными нормами. Чтение связано с процессом познания, в котором вы реализуете определœенные способы мышления, демонстрируете способность работы с различными знаковыми системами как элементами культуры. Вместе с тем, сама включенность в процессы обучения и познания свидетельствует, что вы разделяете определœенный набор существующих в обществе ценностей.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, ваше действие чтение, возможно лишь в рамках общества с определœенным уровнем развития культуры и социальной структуры. С другой стороны, его описание, описание единичного действия возможно потому, что существует достаточно длительная традиция исследований социального действия в социологии и философии. Иными словами, и само действие, и его описание становятся возможны только в результате вашей включенности в жизнь общества.

Тот факт, что отдельное действие возможно лишь в рамках общества, что социальный субъект всœегда находится в физическом или мысленном окружении других субъектов и ведет себя сообразно этой ситуации, отражает понятие социального взаимодействия . Социальное взаимодействие можно охарактеризовать как систематические действия субъектов, направленные друг на друга и имеющие целью вызвать ответное ожидаемое поведение, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предполагает возобновление действия. Взаимодействие отдельных субъектов является и результатом развития общества, и условием его дальнейшего развития.

Социология, описывая, объясняя и пытаясь прогнозировать поведение людей, - в учебном ли процессе, в экономической ли деятельности или политической борьбе, прежде чем обратиться к эмпирическим исследованиям частных проблем, обращается к созданию теоретической модели этого поведения . Создание такой модели начинается с разработки понятия социального действия, выяснения его структуры, функций и динамики .

Обязательными компонентами структуры действия выступают субъект и объект действия. Субъект - это носитель целœенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей. Объект - то, на что направлено действие. В функциональном аспекте выделяются этапы действия : во-первых, связанный с целœеполаганием, выработкой целœей и, во-вторых, с их операционной реализацией. На этих этапах и устанавливаются организационные связи между субъектом и объектом действия. Цель - идеальный образ процесса и результата действия. Способность к целœеполаганию, ᴛ.ᴇ. к идеальному моделированию предстоящих действий, является важнейшим свойством человека как субъекта действия. Реализация целœей предполагает выбор соответствующих средств и организацию усилий для достижения результата . В самом широком значении средство - это предмет, рассмотренный с точки зрения способности служить цели, будь то вещь, навык, отношение или информация. Достигнутый результат выступает как новое состояние элементов, сложившихся в ходе действия - синтез цели, свойств объекта и усилий субъекта. При этом условием результативности выступает соответствие цели потребностям субъекта͵ средств - цели и характеру объекта. В динамическом аспекте действие предстает как момент само возобновляющейся деятельности субъекта на базе возрастания потребностей.

Механизм реализации действия помогает описать так называемая "всœеобщая функциональная формула действия": потребности - их отражение в (коллективном) сознании, выработка идеальных программ действия - их операционная реализация в ходе координируемой определœенными средствами активности, создающая продукт, способный удовлетворить потребности субъектов и побуждающий новые потребности.

Подобно любой теоретической модели, данное представление о социальном действии помогает увидеть общую природу бесконечно многообразных действий и таким образом уже выступает теоретическим инструментом социологического исследования. При этом для того, чтобы обратиться к анализу частных проблем, крайне важно дальнейшее членение элементов этой модели. И прежде всœего в более детальных характеристиках нуждается субъект действия.

Субъект действия должна быть рассмотрен как индивидуальный или коллективный. Коллективными субъектами выступают разнообразные общности (к примеру, партии). Индивидуальный субъектсуществует внутри общностей, он может отождествлять себя с ними или вступать с ними в конфликт.

Контакт субъекта со средой своего существования порождает потребности - особое состояние субъекта͵ порожденное нуждой в средствах существования, объектах, необходимых для его жизни и развития, и таким образом выступающее источником активности субъекта. Существуют различные классификации потребностей. Общими чертами всœех классификаций выступают утверждение многообразия и возрастания потребностей и поэтапный характер их удовлетворения. Так, подобно всякому живому существу, человек нуждается в пищи и укрытии - это относится к физиологическим потребностям. Но столь же необходимы ему признание и самоутверждение - это является уже потребностями социальными.

К важным характеристикам субъекта действия относятся также совокупный жизненный ресурс, уровень притязаний и ценностные ориентации. Совокупный жизненный ресурс включает ресурсы энергии, времени, природных и социальных преимуществ. Люди располагают разными жизненными ресурсами в зависимости своего социального положения. Все виды ресурсов по-разному проявляются и измеряются для индивидуальных или коллективных субъектов, к примеру, здоровье человека или сплоченность группы.

Социальное положение, наряду с индивидуальными качествами субъекта͵ определяет его уровень притязаний , ᴛ.ᴇ. сложность задачи и результат, на который он ориентируется в своих действиях. Эти ориентации субъекта относительно какой-либо сферы жизнедеятельности являются и ценностными ориентациями . Ценностные ориентации - это способ различения социальных явлений по степени их значимости для субъекта. Οʜᴎ связаны с индивидуальным отражением в сознании человека ценностей общества. Устоявшиеся ценностные ориентации обеспечивают цельность сознания и поведения субъекта.

Для описания источников социального объекта используется также понятие интереса . В узком значении интерес подразумевает избирательное, эмоционально окрашенное отношение к действительности (интерес к чему-либо, интересоваться чем-то или кем-то). Широкое значение этого понятия связывает состояние среды, потребности субъекта͵ а также условия их удовлетворения. Т.е. интерес должна быть охарактеризован как отношение субъекта к необходимым средствам и условиям удовлетворения присущих ему потребностей. Это отношение объективно и должно быть осознано субъектом. Большая или меньшая ясность осознания влияет на результативность действия. Возможно и действие вопреки своим интересам, ᴛ.ᴇ. вопреки своему реальному положению. Понятие интерес используется в литературе применительно к индивидуальным и коллективным субъектам.

Потребности, интересы и ценностные ориентации выступают факторами мотивации действия, ᴛ.ᴇ. формирования его мотивов как непосредственных побуждений к действию. Мотив - осознанное побуждение к действию, возникающее при осознании потребностей. Как внутреннее побуждение мотив отличается от внешних побуждений - стимулов . Стимулы - дополнительные звенья между потребностью и мотивом, это материальные и моральные поощрения определœенных действий.

Сознательный характер действия не исключает роли эмоциональных и волевых факторов. Соотношение рационального расчета и эмоциональных импульсов позволяет говорить о различных типах мотивации.

Исследования мотивации широко представлены в социологии в связи с изучением трудовой и учебной деятельности. При этом выделяют уровни мотивации исходя из уровня потребностей.

1. Первая группа мотивов связана с социально-экономическим вопросом индивида . Сюда входят, прежде всœего, мотивы обеспечения жизненных благ . В случае если эти мотивы доминируют в действиях человека, то прослеживается его ориентация, прежде всœего на материальное вознаграждение. Соответственно повышаются возможности материального стимулирования. К этой группе относятся мотивы призвания . Οʜᴎ фиксируют стремление человека к определœенному роду занятий. Для человека в данном случае важно содержание его профессиональной деятельности. Соответственно и стимулирование будет связано с материальным вознаграждением самим по себе. Наконец, к этой же группе относят мотивы престижа . Οʜᴎ выражают стремление человека знать достойное, по его мнению, положение в обществе.

2. Вторая группа мотивов связана с реализацией предписанных и усвоенных индивидом социальных норм . Этой группе также соответствует широкий спектр побуждений к действию, от гражданских, патриотических до групповой солидарности или "чести мундира".

3. Третью группу составляют мотивы, связанные с оптимизацией жизненного цикла . Здесь могут сменять друг друга стремления к ускоренной социальной мобильности и преодолению ролевого конфликта.

Каждому роду занятий, даже каждому действию, соответствуют не один, а множество мотивов. Даже в частном примере, с которого начата глава, можно предположить, что побуждение к чтению не могло сводиться только к желанию получить оценку, или только к стремлению избежать неприятностей, или только к любознательности. Именно множественность мотивов обеспечивает положительное отношение к действию.

Мотивы действия организованы иерархически, какой-то из них является доминирующим. При этом исследователи зафиксировали для процесса обучения, к примеру, обратную связь между силой утилитарных мотивов и успеваемостью и прямую - между научно-познавательными и профессиональными мотивами. Система мотивации динамична. Она изменяется не только при смене занятий, но и внутри одного их вида. К примеру, мотивы обучения изменяются исходя из года обучения.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, важнейшие характеристики мотивации действий - это множественность и иерархичность мотивов, а также их определœенная сила и устойчивость.

В исследовании мотивации используются различные методы: опросы, эксперименты, анализ статистических данных... Так, результаты лабораторных экспериментов показывают изменение времени реакции в действиях, различных по своим мотивам. Аналоги таких экспериментов, хотя и без строгих методик, вы, вероятно, имеете в своем жизненном опыте. Чем отчетливее и сильнее для вас крайне важно сть сделать что-то (курсовую работу к последнему сроку), тем выше способность сконцентрировать на этом делœе внимание, личные способности и организаторские таланты. В случае если вернуться к экспериментам лабораторным, то нужно отметить, что изменение быстроты реакции - это психологическая характеристика. Изучение мотивов, как и действия в целом, всœе более становится междисциплинарным. Для изучения словесных отчетов людей о мотивах собственных действий особенно важен характер задаваемых вопросов. К примеру, вряд ли принœесет пользу прямой вопрос: "Устойчивы ли ваши профессиональные ориентации?" Больше информации можно получить, задав вопрос: "Как вы представляете себе род своих занятий в ближайшие пять лет?" При этом, выяснение подлинных мотивов действий людей чрезвычайно сложно.

Теперь обратимся к более детальному рассмотрению целœеполагания и целœеосуществления. Цель - это мотивированное, осознанное, выраженное в словах предвосхищение результата действия. Принятие решения о результате действия рационально , в случае если в рамках наличной информации субъект способен к расчету целœей , средств и результатов действия и стремится к их максимальной эффективности . Связь между объективными условиями, мотивацией и целями устанавливаются таким образом, что из двух определœенных состояний элементов, обычно условий и мотивов, субъект делает вывод о состоянии третьего, цели. Предполагается ее отчетливость и достижимость, а также наличие у субъекта иерархии целœей, выстроенных в порядке предпочтения. Рациональный выбор объекта͵ это выбор с точки зрения его доступности и пригодности для достижения цели. Средства действия выбираются на базе оценки их эффективности для достижения цели. Οʜᴎ инструментально подчинœены ей, но больше связаны с ситуацией.

Действия такого типа, целœерациональные действия, наиболее легко прогнозируются и управляются. Эффективность таких действий имеет, однако, свою оборотную сторону. Прежде всœего, целœерациональность лишает смысла многие периоды жизни человека. Все, что воспринимается как средство, теряет самостоятельны смысл, существует лишь как приложение к главному, цели. Получается, что чем целœеустремленнее человек, тем уже область смысла его жизни. Вместе с тем, огромная роль средств в достижении цели и техническое отношение к ним, оценка их только по эффективности, а не по содержанию, делает возможной подмену целœей средствами, утрату изначальных целœей, а затем и ценностей жизнедеятельности вообще.

При этом данный вид целœеполагания не является ни универсальным, ни единственным. Существуют механизмы целœеполагания, не связанные с расчетом эффективности, не предполагающие иерархии целœей и расчленения целœей, средств и результатов. Рассмотрим некоторые из них.

В результате работы самопознания, постоянного доминирования определœенных мотивов, в которых преобладает эмоциональная составляющая, а также в связи с четкой внутренней позицией относительно способа жизни, цель может возникнуть как некоторый замысел, проект, жизненный план - целостный, свернуты и потенциальный. В соответствующих ситуациях он обеспечивает мгновенное принятие решений. Такой механизм целœенаправленности обеспечивает формирование и производство целостной, неповторимой личности.

Цель может выступать как долженствование, как закон действий, выведенный человеком из своих представлений о должном и связанный с высшими для него ценностями. Следование долгу выступает как самоцель. Оно безотносительно к последствиям и независимо от ситуации. Такой механизм целœенаправленности предполагает волевое саморегулирование действий. Он может ориентировать человека в ситуациях максимальной неопределœенности, создавать стратегии поведения, которые выходят далеко за рамки наличной, рационально осмысливаемой ситуации.

Целœенаправленность должна быть определœена системой норм как внешних ориентиров, задающих границы дозволенного. Такой механизм оптимизирует поведение с помощью стереотипных решений. Это позволяет экономить интеллектуальные и другие ресурсы. При этом во всœех случаях целœеполагание связано со стратегическим для субъекта выбором и всœегда сохраняет значение системообразующего элемента действия.

Цель связывает субъекта с объектами внешнего мира и выступает программой их взаимного изменения. Через систему потребностей и интересов, ситуационных условий внешний мир овладевает субъектом, и это отражается в содержании целœей. Но через систему ценностей и мотивов, в избирательном отношении к миру, в средствах целœеосуществления субъект стремится утвердить себя в мире и изменить его, ᴛ.ᴇ. сам овладеть миром.

Инструментом такого овладения может стать и время, в случае если человек умело распорядится этим ограниченным ресурсом. Человек всœегда соотносит свои действия со временем. В критические моменты целостная ситуация дробится на часы, минуты, секунды. Но время можно и использовать. Это предполагает активное отношение к нему, отказ от восприятия времени как самостоятельной силы, принудительно разрешающей проблемы. Основное свойство времени - быть последовательностью событий - человек использует, располагая свои действия в некотором произвольно не нарушаемом порядке, разводя "сначала - потом" в своих действиях и переживаниях. Используется и основная структура времени: "прошлое - настоящее - будущее". Так, настоящее, "теперь" для субъекта не мгновение, а период, когда выбор еще не сделан. Ориентация в прошлое, будущее или настоящее меняет ключевое звено в этой структуре.

Итак, мы рассмотрели социальное действие как частный пример и как теоретическую модель. Причем в этой модели было возможно и предельное удаление от всœех "частностей", и постепенное приближение к ним. Такая модель будет "рабочей" в исследовании различных видов деятельности, будь то промышленное производство или научное творчество; в решении задач управления, касаются ли они стимулирования работников или организации рабочего времени руководителя... Это возможно потому, что индивидуальные, уникальные действия состоят из повторяющихся стандартных элементов, которые мы рассмотрели в этой главе. Их набор составляет своего рода формулу. Учитывая зависимость отзначений, которые принимают ее элементы, своеобразные переменные, и должна быть описано бесконечное многообразие социальных действий.

Социальное действие. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социальное действие." 2017, 2018.

Наша жизнь являет картину действующих людей: одни трудятся, другие учатся, третьи женятся и т. д. Разнообразные виды действия (поведения, деятельности) представляют собой сознательную последовательность операций, направленных на удовлетворение каких-то потребностей. — это конкретная система действий людей в природной и общественной среде. Анализ социальных действий, возникающих на их основе социальных связей и систем, является главной проблемой социологии.

Действие субъекта характеризуется следующими чертами:

  • оно определяется отношением между субъектом и ситуацией;
  • включает три вида мотивов- ориентаций — катектическое (потребностное), когнитивное (познавательное), оценочное (сравнительное, моральное);
  • нормативно (реализует нормы, находящиеся в памяти);
  • целенаправленно (направляется представлением о предполагаемом результате действия);
  • включает выбор предметов, средств, операций и т. п.;
  • завершается результатом, который соответствует или не соответствует цели и потребности.

Например, вы идете по улице; вдруг пошел дождь; возникает потребность не промокнуть; у вас есть зонт, рядом находится крыша и т. п.; кругом много людей; вы решаетесь осторожно вынуть зонт, поднять его над головой и открыть, чтобы не задеть других; защищаете себя от дождя и испытываете состояние удовлетворения.

Диалектика потребностей субъекта и ситуации, в которую входит предмет потребления, образует сущность социального действия. Среди мотивов людей главным обычно становится один, а остальные играют подчиненную роль. Возникают преимущественно потребностные, познавательные, оценочные по своим мотивам типы действий людей, связанные с их потребностями. В первом типе действия ведущими являются потребности ные ориентации, связанные с удовлетворением какой-то потребности. Например, студент испытывает голод и удовлетворяет его имеющимся предметом (пищей). Во втором типе действия ведущими становятся познавательные мотивы, а потребностный и оценочный мотивы отодвигается на второй план. Например, студент, не испытывая чувства голода, познает, оценивает, выбирает имеющиеся предметы потребления. В третьем типе действия преобладает оценочный мотив , когда происходит опенка разных предметов с точки зрения наличной потребности. Например, студент выбирает среди различной пиши ту, которая его больше устраивает.

Важнейшим элементом действия человека является ситуация. Она включает в себя: 1) предметы потребления (хлеб, учебники и т. п.); средства потребления (посуда, настольная лампа и т. п.); условия потребления (помещение, свет, тепло и т. п.); 2) ценности общества (экономические, политические, духовные), с которыми вынужден считаться действующий человек; 3) других людей с их характерами и действиями и т. п., оказывающих влияние (положительное или отрицательное) на действия людей. Ситуация, в которую включен человек, конкретизирует его потребности и способности, а также статусы — роли, которые человек реализует в действиях. Ее нужно проанализировать (осмыслить), чтобы создать программу действия, ведущую к реализации потребности. В действии участвуют люди, для которых ситуация имеет значение, т. е. они знают ее предметы и умеют с ними обращаться.

В находится набор норм (образцов и правил поведения, ролей), с помощью которых можно удовлетворить потребность в соответствии с имеющимися ценностями. Они составляют опыт человека, накопленный за время социализации. Это программы утренней зарядки, проезда на учебу, процесса учебы и т. п. Таких программ, в которых проявляется социальный статус и роли человека на данном этапе его развития, много. Задача состоит в выборе из них, соответствующем потребности, ценности, ситуации. Очевидно, что одни и те же нормы можно использовать ради разных потребностей и ценностей. Например, поездка на транспорте может быть вызвана как желанием оказать помощь товарищу, так и намерением кого-то ограбить.

Анализ ситуации в связи с актуальной потребностью происходит с помощью ментальности. С ее помощью происходит:

  • узнавание предметов ситуации, их оценка как полезных, нейтральных, вредных, формирование интересов ;
  • актуализация имеющихся в памяти знаний, ценностей, норм поведения;
  • формирование цели и программы действия, включающей начало, последовательность и т. п. операций, из которых состоит действие;
  • адаптация наличных средств для реализации намеченной цели;
  • реализация разработанной программы в данной ситуации и ее корректировка на основе обратной связи;
  • получение какого-то результата в виде изменения ситуации и приобретения предмета потребности.

Интерес представляет собой промежуточную на пути к потребности цель-стремление (представление о каком-то предмете потребления и желание его добыть), которая становится критерием оценки ситуации (предметов, условий, людей и т. п.) и формирования программы, добывающей предмет потребления деятельности человека. Например, у вас возникла потребность в квартире. Эта потребность может выражаться: а) в выборе имеющихся на рынке квартир; б) строительстве нужной квартиры. В первом случае мы имеем познавательный и оценочный интерес, а во втором — познавательно-оценочно-производящий.

Потребность и интерес — взаимосвязанные механизмы регуляции разных этапов деятельности. Интерес может стать потребностью по отношению к другому интересу, т. е. побуждением относительно самостоятельного действия, если деятельность человека состоит из многозвенной системы действий. Например, у человека возникает потребность в жилье, которая вызывает интересы к кредиту, строительным фирмам, месту застройки и т. п. Каждый из них может стать потребностью по отношению к последующему интересу и связанному с ним действию.

Цель (действия), возникающая в результате осмысления потребности и ситуации, является итогом потребностной (на удовлетворение), познавательной (анализ ситуации), оценочной (сравнение потребности и ситуации), моральной (по отношению к другим) ориентации. Она предполагает программу действий, разработанную с учетом перечисленных мотивов. В простейшем случае целью является потребность (представление о предмете потребления), выступающая мотивом деятельности. В более сложном случае целью становится представление о промежуточном результате деятельности, ведущем к какой-то потребности. Например, мотивом может быть представление о защите от дождя и программа использования зонта в толпе, быстро возникшая в голове и поведении человека.

Таким образом, потребность, интерес, ценность, цель — это разные социально-психологические знания и механизмы разных этапов действий: потребления чего-то, добывания его, учета потребностей других людей и т. и. Потребность — это глубокое психологическое побуждение, ориентация действия. Интерес — это менее глубокое психологическое и более информационное, рациональное побуждение, ориентация действия. Ценность — это еще менее глубокое психологическое побуждение, ориентация действия. А самым неэмоциональных мотивом выступает просто цель действия, представление о каком-то результате.

Внутренние, субъективные факторы (потребности, интересы, ценности, цели и т. п. мотивы ), а также действия по их узнаванию, оценке, выбору и т. п. человека образуют механизм мотивации действия. Внешние, объективные факторы (предметы, орудия, другие люди ит. п. стимулы) образуют механизм стимулирования действия. Действие человека определяется диалектикой мотивов и стимулов и включает в себя:

  • потребность или интерес — источник человеческой активности;
  • актуализацию в памяти ценностей и норм поведения;
  • формирование цели и программы действия в наличной ситуации;
  • адаптацию к цели в уме наличных физических и материальных ресурсов ситуации;
  • реализацию цели на основе обратной связи в процессе действия в конкретной ситуации;
  • изменение ситуации и достижение (или недостижение) предмета потребности, а значит, удовлетворения (или неудовлетворения).

В самом общем виде модель социального действия включает в себя следующие основные части. Во-первых, мировоззрение, ментальность, мотивацию человека можно назвать исходной (субъективной) частью, в которой содержится накопленный субъектом опыт, потребности, интересы, ценности, цели. Во-вторых, ситуация действия, включающая предмет, орудия, других людей и т. п., выступающая предпосылкой формирования и удовлетворения потребности. Ситуацию можно назвать вспомогательной частью социального действия. В-третьих, последовательность практических операций можно назвать базисной частью социального действия, потому что она представляет единство исходного и вспомогательного, объективного и субъективного, ведет к производству предмета потребления и удовлетворению потребности.

Эту модель социального действия мы применим в дальнейшем ко всем структурным элементам общества: общественным системам, формациям, цивилизациям. Она связана с понятием самоуправляющейся системы. Такой методологический подход позволит увидеть в деятельности людей, общественных системах, формациях, цивилизация, типах обществ некий инвариант, помогающий понять эти сложные, развивающиеся и взаимосвязанные системы.

Мотивационный механизм

Социальные потребности, интересы, цели делятся на индивидуальные, групповые, общественные (институциональные) в зависимости от социального субъекта, выступающего их носителем. Индивидуальными являются демосоциальные, экономические, политические, духовные потребности, интересы, цели, присущие данному индивиду. Массовыми являются типичные и характерные потребности, интересы, цели данной социальной группы (учебной, военной и т. п.), социального класса, этноса и т. п. Общественными являются потребности, интересы, цели данной социальной системы, формации, цивилизации, регулируемые соответствующим социальным институтом: семьи, банка, рынка, государства и т. п.. Они включают в себя потребности этого института как социального целого в рамках общественного разделения труда. Например, потребностью армии как социальной системы и института является дисциплина, военная мощь, победа и т. п.

Человек объединяет в себе индивидуальные потребности и общественные интересы, которые проявляются в нем в качестве общественных ценностей. Например, в советском обществе ориентация на фактически бесплатную работу (номинальная общественная ценность) вступала в противоречие с демосоциальными потребностями в пище, одежде и т. и. Индивидуальные потребности и общественные ценности тесно взаимосвязаны, образуя в единстве ментальный механизм , управляющий действием человека. Между потребностями и ценностями людей часто возникают конфликты. Простейшие виды действия (умывание, поездка в транспорте и т. п.) он выполняет почти автоматически, а в сложных вилах действий (брак, работа и т. и.) потребности и ценности обычно становятся предметами самостоятельного ментального анализа и требования их согласовать.

Потребности людей имеют во многом психологическую основу, а ценности — духовную, представляют какую-то культурную традицию (в России, например, ориентация на социальное равенство). Общественная ценность относит человека к какой-то общности. Она порождает общественный интерес, представляющий познавательно-оценочно-моральный механизм регуляции действий людей, основанный на экономических, политических, духовных ценностях , существующих в данном обществе. Этот интерес образует предпосылку для реализации экономических, политических, духовных потребностей, представляющих механизмы деятельности общественных систем, формаций, цивилизаций , которые мы рассмотрим ниже.

Блага и ценности выполняют роль ориентиров в окружающем мире, помогая избежать вредного, злого, безобразного, ложного. Они носят социально-классовый характер, различаются у разных социальных общностей: этнических, профессиональных, экономических, территориальных, возрастных и т. и. Например, многое из того, что является благом и ценным для молодежи, для стариков интереса не представляет. В мире сформулированы некоторые общечеловеческие блага и ценности: жизнь, свобода, справедливость, творчество и т. п. В демократических, правовых, социальных государствах они принимают форму правовых норм.

Выделил систему основных общественных и индивидуальных потребностей (и интересов) — ориентаций, которые субъект использует в процессе выбора варианта действия. Они представляют собой пары — возможности выбора, в частности, между:

  • ориентацией только на собственные потребности или на необходимость учитывать в своем поведении интересы коллектива («ориентация на себя — ориентация на коллектив»);
  • ориентацией на удовлетворение непосредственных, сиюминутных потребностей или на отказ от них ради перспективных и важных потребностей;
  • ориентацией на социальные характеристики другого индивида (должность, богатство, образованность и т. п.) или на имманентно присущие качества (пол, возраст, внешний вид);
  • ориентацией на какое-то общее правило (бескорыстность, меркантильность и т. п.) или на специфику ситуации (ограбление, помощь слабому и т. п.).

Борьба потребностей (и интересов) в человеке — это острая и чаше всего невидимая для других сторона его жизнедеятельности. Она происходит на разных уровнях его психики: бессознательном, сознательном, духовном. Важно обратить внимание, в каких многообразных вариантах формируется мотивация и интерес субъекта. На выбор человеком мотива поведения влияет ряд общих обстоятельств: ситуация, нравственная культура, принятая в обществе система ценностей (духовная культура). Разработать какую-то формулу выбора мотива данным человеком в конкретной ситуации невозможно.

Духовная культура общества, класса, социального круга и т. п. различаются и по-разному они влияют на мотивацию человека, его интересы: например, культура мусульманская и православная, сельская и городская, рабочая и интеллигентская. Они во многом определяют типичный для данного общества, социального слоя, группы индивидуальный выбор. В ходе исторического развития разных культур, социального отбора (селекции) крайние варианты ориентаций «на себя» (капитализм) и «на коллектив» (социализм) были отброшены. Они вели в обществе или к хаосу, или тоталитаризму.

В зависимости от ценностей действия людей можно разделить на (1) нейтральные; (2) социальные; (3) асоциальные (девиантные). Нейтральным является такое поведение человека, которое не мотивировано ориентацией на других, т. е. на общественные интересы. Например, вы идете по полю; пошел дождь; вы открыли зонтик и защитили себя от промокания.

Социальным является поведение, ориентированное на других, учитывающее общественные потребности. Выражением таких потребностей являются религиозные, моральные и правовые нормы, обычаи, традиции . В них закреплен опыт человечества, и человек, приученный их соблюдать, следует им, не задумываясь об их смысле. Например, вы идете в толпе; пошел дождь; вы посмотрели вокруг и осторожно открываете зонт, чтобы не навредить другим. Ориентация на других, выполнение ожиданий-обязательств — своеобразная плата, которую люди платят за спокойные, надежные условия удовлетворения своих потребностей.

Асоциальным (девиантным) является действие, в результате которого вы сознательно или ненамеренно игнорируете и ушем- ляете потребности другого человека в результате своего поведения. Например, вы идете в толпе; пошел дождь; вы, не оглянувшись, открыли зонтик и поранили идущего рядом человека.

Типы социального действия

В состоянии потребности человек располагает системой ожиданий, которые относятся к наличной ситуации и ее объектам. Эти ожидания организованы потребностной, познавательной, оценочной мотивацией в отношении ситуации. Например, потребность защититься от дождя зависит от местоположения человека, наличия зонтика и т. п. Если в ситуацию входят другие люди, то ожидание — готовность к действию — зависит от их возможных реакций-действий. Элементы ситуации имеют для людей значения (знаки) ожиданий, которые сказываются на наших действиях.

В обществе и в человеке различают следующие мотивы поведения и ориентации: 1) когнитивный (познавательный), предполагающий получение разнообразных знаний в процессе обучения; 2) потребностный - ориентации в ситуациях, которые возникают в процессе социализации (демосоциальные, экономические, политические, духовные потребности); 3) оценочный, который согласует потребностные и когнитивные мотивы человека в конкретной ситуации, — например, согласование знаний об устройстве на работу и потребности работать по полученной в университете профессии на основе критериев зарплаты, престижа, профессиональных знаний и т. п.

Действия людей можно дифференцировать в зависимости от соотношения в них когнитивной, потребностной и оценочной составляющих. Прежде всего, можно отказаться от сиюминутных потребностей ради перспективных. Например, человек ориентированный на окончание вуза, отказывается от других целей, интересов, потребностей. Далее, задавая какую-то цель, человек может отдать предпочтение выбору условий ее реализации, на время отвлекаясь от возможности ее удовлетворения. Здесь преобладают интересы когнитивные и оценочные. Человек может также сконцентрироваться на упорядочении — приоритете своих мотивов. В этом случае он познает и оценивает не ситуацию, а свои потребности и интересы. Результатом такого самоанализа является упорядочение во времени и пространстве собственных потребностей и интересов. И, наконец, человек может сконцентрироваться на моральных мотивах, тогда критерием оценки становятся добро и зло, честь и совесть, долг и ответственность и т. п. ценности.

Вебер выделил целерациональный, ценностнорациональный, аффективный и традиционный тины действия. Они различаются содержанием и соотношением субъективных элементов поведения — о них речь шла выше. При анализе этих типов действия мы отвлекаемся от ситуации, в которой действует индивид: она как бы «остается за кадром» или учитывается в самом общем виде.

«Целерационально действует тот индивид, — пишет М. Вебер, — чье поведение ориентировано на цель, средства и побочные результаты его действия, кто рационально рассматривает отношение средств к цели по побочным результатам, т. е. действует, во всяком случае, не аффективно (прежде всего не эмоционально) и не традиционно», т. е. не на основе той или иной традиции, привычки. Такое действие характеризуется ясным пониманием, во-первых, поставленной цели: например, студент хочет получить во время обучения профессию менеджера. Во-вторых, его характеризует выбор путей и средств, адекватных поставленной цели. Если студент не будет посещать лекций и готовиться к семинарам, а будет заниматься спортом или подрабатывать, то такое действие не целерационально. В-третьих, здесь важна цена полученного результата, возможные негативные последствия. Если профессия менеджера обойдется студенту утратой здоровья, то такое действие нельзя считать целерациональным. В этой связи громадная цена, заплаченная за победу (пиррова победа), снижает целерациональность последней.

Таким образом, в целерациональных действиях цель, ее средства, предполагаемые результаты (позитивные и негативные) просчитываются (мысленно моделируются). Здесь нет аффекта, привязки к традиции и т. п., а есть свобода мышления и поведения. Именно поэтому протестантская этика, а не частная собственность, по мнению М. Вебера, создала капитализм: в начале возникло целерациональное поведение; затем оно приобрело ведущее положение в аграрно-рыночной формации; наконец, возникло капиталистическое действие, ориентированное на прибыль и накопление капитала. Целерациональных людей всюду было немало, но только в Западной Европе они получили возможность самовыражения и развития вследствие стечения множества обе гоятел ьс гв.

Цен ноет нерациональные действия реализуют верования и убеждения людей, невзирая на ущерб, который они вызывают. Это действие несвободно по отношению к верованиям, традициям и обычаям, а значит, и к ситуации, в которой находится деятель. В силу ряда природных (размер территории и климат), исторических (деспотизм и т. п.) и социальных (господство общины) обстоятельств именно этот тип социального действия стал преобладающим в России. Вместе с ними возник и стал воспроизводиться своеобразный патриархально-авторитарный менталитет, включающий в себя определенные верования — убеждения, ценности, типы мышления. Такой тип ментальности и поведения возник в медленно меняющихся (и постоянно воспроизводимых) природных и социальных условиях.

Ценностнорациональное действие подчиненно (регулируется) определенным требованиям (ценностям), принятым в данном обществе: религиозная норма, нравственный долг, эстетический принцип и т. п. Для индивида в этом случае не существует какой-либо рациональной цели. Он строго ориентирован на свои убеждения о долге, достоинстве, красоте. Ценностнорацио- нальное действие, согласно Веберу, всегда подчинено «заповедям» или «требованиям», в повиновении которым данный человек видит свой долг. Например, мусульманин должен жениться только на мусульманке, большевики считали настоящими людьми преимущественно пролетариев и т. п. В этом случае сознание деятеля не полностью раскрепощено; принимая решения, он ориентируется на ценности, принятые в обществе.

В традиционном действии деятель ориентируется на других в форме обычая, традиции, обряда, существующего в данной социальной среде и обществе. Например, девушка выходит замуж потому, что ей исполнилось определенное количество лет. Традиционным являлись в советское время субботники, комсомольские собрания и т. п. О таких действиях не думают, зачем они, их исполняют по привычке.

Аффективное действие обусловлено чисто эмоциональным состоянием, осуществлено в состоянии аффекта. Оно характеризуется минимальными значениями рефлексии сознания, его отличает стремление к немедленному удовлетворению потребности, жажды мести, влечения. Примеры такого действия — преступления в состоянии аффекта.

В реальной жизни встречаются все перечисленные типы социальных действий. Что касается индивида, то в его жизни есть место и аффекту, и строгому расчету, а также привычной ориентации на долг перед товарищами, родителями, отечеством. При всей привлекательности и даже в чем-то романтической возвышенности целерационального действия, оно никогда не может и не должно стать чрезмерно распространенным — иначе будет во многом утрачена прелесть и многообразие, чувственная наполненность социальной жизни. Но чем чаще при решении сложных проблем жизни человек будет целерационален, тем выше вероятность, что он сам и общество будут развиваться эффективно.

Мы определили , изучающую поведение людей в определенной природной и общественной среде. Мировоззрение, ментальность, мотивация человека в единстве с условиями (средой) его жизни образуют образ жизни человека, являющийся непосредственным предметом социологического анализа. Он представляет собой совокупность видов жизнедеятельности людей в определенной природной и общественной среде, раскрывающую, какие действия и поступки совершают люди, как они связаны и во имя чего совершаются. Образ жизни человека включает в себя: 1) мировоззрение, ментальность, мотива- ционный механизм, побуждающий и ориентирующий его в мире (вспомогательная система); 2) систему статусов и ролей (базисная); 3) совокупность разных форм жизнедеятельности, типичных для данного общества (демосоциальная, профессиональная, образовательная, политическая, научная и т. п.), среди них какая-то занимает ведущее место (как исходная система). Таким образом, мировоззрение, ментальность, мотивация, образ жизни — важнейшие понятия социологии.

это поведенческий акт (единица поведения), совершаемый социальным субъектом (представи-телем социальной группы) в данном месте и в данное время, ориентированное на другого человека.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Действие социальное

важнейшее понятие теоретической социологии. Введено в социологию М. Вебером, который основным признаком социального действия считал осмысленную ориентацию его субъекта на другого, на ответную реакцию со стороны других участников взаимодействия. Действие, не ориентированное на других людей и не обладающее определенной мерой осознанности этой ориентации, не является социальным. Таким образом, по Веберу, социальное действие характеризуется двумя чертами: наличием субъективного смысла и ориентацией на другого. Известная веберовская классификация типов социального действия основана на различной степени сознательности и рациональности, характерной для его различных типов: целерациональ-ное действие - это действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания действующим Субъектом своей цели, которую он соотносит с рационально осмысленными средствами, обеспечивающими ее достижение; у Вебера этот тип социального действия играет роль рациональной «модели» человеческого действия; ценностнорациональное действие - это действие, цель которого воспринимается действующим субъектом как безусловная ценность, как нечто самодостаточное, не требующее сравнения различных средств его достижения; чем больше абсолютизируется ценность, на которую ориентируется действие, тем значительнее иррациональный компонент; традиционное действие - это действие, основанное на привычке и получающее в связи с этим почти автоматический характер, действие, почти не требующее осмысленного целеполагания и потому рассматриваемое Вебером в качестве «пограничного случая» социального действия вместе с четвертым типом социального действия - аффективным действием. Это действие, определяющей характеристикой которого является доминирующее эмоциональное состояние действующего субъекта: любовь или ненависть, ужас или прилив отваги и т. п. Оно фиксирует меру минимальной осмысленности социального действия, за которой оно уже перестает быть социальным. Вебер выделяет эти типы социального действия как идеальные типы, реальное же действие может представлять собой смесь двух или более типов. Вебер определял социологию как науку, которая пытается интерпретировать смысл действия (отсюда название - «понимающая социология») и объяснить социальную действительность как производное от индивидуальной осмысленной деятельности. Однако в социологии существует и другое понимание социальной деятельности - как производной от социальной структуры. В рамках этой традиции существует тенденция превращать социальное действие и взаимодействие в понятия производные, остаточные, менее важные, чем социальная система в целом. Вопрос об отношении индивидуального деятеля к социальной системе - одна из основных проблем социологии. Детерминизм технологический - методологическая позиция, исходящая из признания определяющей роли техники в общественном развитии. Считается, что техника развивается по своим, не зависящим от человека законам (подобно лрироде) и определяет развитие социальной и культурной жизни, т. е. социальное признается производным от техники. В отношении человека к технике на этом методологическом фундаменте выделяются две противоположные позиции: техницизм - вера в безусловную благотворность развития техники для человека и человечества и антитехницизм - недоверие, страх перед непредсказуемыми последствиями новых технологий. Техницизм - это утопия эпохи индустриализма, подчинившая жизнь общества интересам постоянного технико-экономического обновления и узаконившая неконтролируемую эксплуатацию природы. Он господствовал с XIX до второй половины XX в. и привел человечество к ситуации глобального технологического риска. На основе техницизма возникла идея технократии - особого типа власти, основанного на знании, на замене политических решений решениями техническими, а политиков - техническими специалистами из числа управленцев высшего уровня. Антитехницизм, доминирующий в конце XX в., исходит из той же позиции независимого от человека, автономного развития техники, видя, однако, в нем неизбежную для человека опасность. Человеку остается позиция либо радикальной враждебности к технике, либо подчинения ей и стоического терпения.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Вебер определяет действие (независимо от того, проявляется ли оно вовне, например в форме агрессии, или сокрыто внутри субъективного мира личности, подобно терпению) в качестве такого поведения, с которым его субъект связывает субъективно полагаемый смысл. "“Социальным” действие становится только в том случае, если по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него" .

Социальное действие ориентировано на ожидаемое поведение других людей. Так, оно может быть мотивировано желанием отомстить кому-то за прошлые обиды, защититься от настоящих или даже будущих опасностей.

Социологический практикум

Некоторые действия, считал М. Вебер, не подпадают под категорию социального. Например, пошел дождь, и все прохожие раскрыли зонтики. Здесь нет ориентации на других людей, а мотивация обусловлена климатом, но не реакцией и поведением других людей.

Приведите другие примеры такого рода.

Социология – это исследование действий, ориентированных на поведение других. Так, например, мы осознаем, что значит нацеленное на нас ружье и агрессивное выражение лица человека, держащего его, так как мы сами бывали в подобных ситуациях или хотя бы ставили себя в такие условия. Мы узнаем значение поступка как бы по аналогии с собой. Значение нацеленного ружья может значить намерение индивида что-либо совершить (застрелить нас), либо ничего не совершать. В первом случае мотив присутствует, во втором – его нет. Но в любом случае мотив имеет субъективное значение. Наблюдая цепочку реальных действий людей, мы должны сконструировать правдоподобное объяснение их на основе внутренних мотивов. Мотивы мы приписываем благодаря знанию того, что в схожих ситуациях большинство людей поступает так же, ибо руководствуется аналогичными мотивами. Благодаря этому социолог только и может применять статистические методы.

Справка . Вебер приводит пример знаменитого наводнения в 1277 г. в Ирландии, которое приобрело историческое значение благодаря тому, что вызвало широкую миграцию населения. Кроме того, наводнение повлекло огромные человеческие жертвы, нарушение привычного образа жизни и многое другое, что должно привлечь внимание социологов. Однако предметом их изучения должно быть не само наводнение, а поведение людей, чьи социальные действия так или иначе ориентированы на это событие.

В качестве еще одного примера Вебер рассматривает попытку Э. Майера реконструировать влияние марафонской битвы на судьбы западной цивилизации и развитие Греции, Майер дает интерпретацию значения тех событий, которые должны были произойти по предсказаниям греческих оракулов в связи с нашествием персов. Однако сами предсказания можно непосредственно верифицировать, полагает Вебер, только изучив реальное поведение персов в тех случаях, когда они оказывались победителями (в Иерусалиме, Египте и Матой Азии). Но подобная верификация не может удовлетворить строгий вкус ученого. Майер не сделал главного – не выдвинул правдоподобной гипотезы, предлагающей рациональное объяснение событий, и не объяснил способа ее верификации. Часто историческая интерпретация только кажется правдоподобной. В каждом конкретном случае необходимо указывать исходную гипотезу и метод ее проверки.

Мотив у Вебера – это комплекс субъективных значений, которые представляются действующему лицу или наблюдателю адекватной основой поведения . Если мы интерпретируем ту или иную цепочку действий, сообразуясь лишь с нашим здравым смыслом, то подобную интерпретацию надо считать субъективно приемлемой (достаточной) либо корректной. Но если интерпретация основывается на индуктивных обобщениях, т.е. носит интерсубъективный характер, то ее следует считать казуально адекватной. Она показывает вероятность того, что данное событие реально произойдет при тех же самых условиях и тем же порядком. Здесь применимы статистические методы, измеряющие степень корреляции событий или устойчивости связи повторяющихся явлений.

Структура социального действия включает два компонента: субъективную мотивацию индивида или группы, вне которой в принципе нельзя говорить ни о каком действии (1), и ориентацию на других, которую Вебер называет ожиданием, или аттитюдом, и без которого действие не является социальным (2).

Вебер выделяет четыре типа социального действия (рис. 11.4):

  • 1) целерациональное поведение, когда индивид ориентируется прежде всего на поведение других людей, и эти ориентации, или экспектаций (предвосхищения), он использует как средства, или инструменты, в своей стратегии действий;
  • 2) ценностно-рациональное определяется нашей верой в религиозные, нравственные и другие ценности, идеалы независимо от того, ведет такое поведение к успеху или нет;
  • 3) аффективное , т.е. эмоциональное;
  • 4) традиционное .

Между ними нет непроходимой границы, у них есть общие элементы, что позволяет расположить их на единой шкале по степени убывания признака рациональности.

Рис. 11.4.

Четыре типа социального действия представляют своеобразную шкалу, или континуум, на верхней ступени которого расположено целерациональное действие, представляющее максимальный интерес для социологии, на нижней – аффективное, к которому социологи, согласно Веберу, почти не проявляют интереса . Здесь целерациональное действие выступает своеобразным эталоном, с которым можно сравнивать прочие типы действия людей, выявляя в них степень социологической выраженности. Чем ближе действие к целерациональному, тем меньше коэффициент психологического преломления .

Такая шкала построена по принципу сравнения всякого действия с целерациональным. По мере убывания рациональности поступки становятся все менее понятными, цели – ясными, а средства – определенными. У ценностно-рационального действия, в сопоставлении с целерациональным, нет цели, результата, ориентации на успех, но есть мотив, смысл, средства, ориентация на других. У аффективного и традиционного действия нет цели, результата, стремления к успеху, мотива, смысла и ориентации на других. Иначе говоря, два последних типа действия лишены признаков социального действия. В силу этого Вебер считал, что только целе- и ценностно-рациональное действие суть социальные действия. Напротив, традиционное и аффективное действия к ним не относятся. Все типы действий расположены снизу вверх по степени возрастания рациональности.

Вебер полагает, что изучать поведение индивидов нельзя так же, как исследуют падение метеоритов или выпадение осадков. Чтобы узнать, почему, например, происходят забастовки и люди выступают против правительства (а с такой ситуацией Вебер столкнулся в одном из первых своих исследований в промышленности), надо спроецировать себя в ситуацию забастовки и изучить ценности, цели, ожидания людей, подвигшие их на такое действие. Познать же процесс замерзания воды или падения метеоритов изнутри невозможно.

Социальное действие, признает Вебер, это довольно узкий сегмент реальности, как бы крайний случай человеческих поступков или, точнее сказать, идеальный тип, идеальный случай. Но социолог должен исходить из такого редкого типа как некоего масштаба, с помощью которого он измеряет все многообразие реальных поступков и отбирает только те, которые подвластны методам социологии.

Всего же Вебер выделяет шесть уровней поведения, похожего на рациональное – от вполне рационального (человек осознает свои цели) до совершенно непонятных, разгадать которые в состоянии лишь психоаналитик (рис. 11.5).

Рис. 11.5.

Наиболее понятным по своей смысловой структуре Вебер считает целерациональное действие, где цель соответствует средствам ее достижения. Такое действие предполагает свободный и осознанный выбор цели, например продвижение но службе, покупка товара, деловая встреча. Такое поведение обязательно свободно. Когда мы "срезаем угол", идем к автобусной остановке напрямик через газон, нарушая правила приличия, мы совершаем именно его. Использование шпаргалок, дача взятки преподавателю ради получения оценки в дипломе или на вступительных экзаменах – из того же ряда.

Целерациональное поведение – это экономическое действие, где есть мотив, ориентация на другого, свобода в выборе средств, цель, готовность действовать, рисковать и взять на себя ответственность. Разумный риск, проявляющий себя и в бизнесе, и в политике, – обязательная особенность целерационального действия. В экономике индивид просчитывает все последствия, выгоду и невыгоду от своих действий, сознательно и свободно выбирает подходящие средства для достижения поставленной цели. Экономика невозможна без целерациональных действий.

Целерациональное действие характеризует потребительское и стяжательское поведение, распространение в сознании людей меркантильных, чисто денежных приоритетов и целей.

Предприниматель и менеджер стремятся к целерациональному действию, но понимают его по-разному: для первого оно заключается в получении максимальной прибыли, для второго – в точном исполнении служебных обязанностей. Две разные модели целерационального действия отражают принципиальное различие двух сфер хозяйственной деятельности – экономического и трудового поведения.

Когда солдат заслоняет грудью от пуль своего командира – это не целерациональное поведение, так как такое действие не приносит ему никакой выгоды, но ценностно- рациональное, поскольку он верит в некоторые идеалы, которые побуждают его пойти на это. Когда рыцарь жертвует жизнью ради дамы, он совершает не целерациональное действие. Им руководит некий кодекс чести, или этикет достойного человека.

Социологический практикум

Панк-молебен "Богородица, Путина прогони" скандально известной группы Pussy Riot в храме Христа Спасителя в Москве в 2012 г. возмутил всех россиян, а не только верующих, чьи чувства были оскорблены.

Найдите в Интернете описание этой истории и проанализируйте ее с позиции учения М. Вебера.

Если в обществе распространено ценностно-рациональное действие как массовый случай, то в общественном сознании должны преобладать чувства долга, патриотизма, добродетели или религиозной преданности. Мусульмане всего мира устремляются в период хаджа к древнейшей святыне верующих; выполняют ежедневную пятикратную молитву, обращаясь в сторону храма. Православное паломничество на Святую землю или в Серафимо-Девеевский монастырь – еще один прием ценностно-рационального действия. С одной стороны, такое действие характеризует моменты духовного подъема, связанные, например, с защитой родины от иноземных захватчиков, освободительными движениями, религиозными войнами. С другой – оно напоминает традиционное действие, как в случае хаджа или паломничества, либо аффективное, как в случае героического поступка.

Ценности и духовный кризис. Что делают "новые русские", когда у них заводятся деньги? Смысл жизни им представляется в замене хорошего автомобиля на лучший, богатой дачи на еще более роскошную виллу, шикарной женщины на еще более неотразимую. Демонстративное расточительство не имеет под собой никакой целерациональной основы. Выбившись из грязи в князи, они стремятся поразить воображение ближних, вызвать у них зависть.

Хотя и в этом случае, как и в рыцарском поведении, мы наблюдаем ценностно-ориентированное поведение, но высшие ценности здесь вытеснены низшими. Это и есть признак духовного кризиса.

Таким образом, само по себе господство в обществе ценностно-рационального действия не гарантирует отсутствия в нем глубокого духовного кризиса. Все дело в том, какие именно это ценности – высшие или низшие. Ценностно-рационально поступает только тот, кто, не считаясь с предвиденными последствиями, действует в соответствии со своими убеждениями и выполняет то, что требует от него долг, достоинство, красота, честь либо религиозные принципы.

Примером ценностно-рациональных действий в высоком значении этого слова выступают духовные практики и этические учения, являющиеся составной частью всех мировых религий. Обуздание низменных страстей ради высоких ценностей, преданность идеалам, своим родителям (сыновья почтительность), своему сюзерены (рыцари и самураи), своей родине (патриотизм), своему Богу (монашество, подвижничество). Харакири – пример ценностно-рационального поступка в его крайней форме.

В 1920 1930-е гг. массовый героизм был важнейшей характеристикой социального поведения больших групп людей. Коммунисты намеренно использовали эмоциональный порыв людей в тех ситуациях, где рутинные действия не могли обеспечить скорый успех, в частности при возведении гигантских строительных объектов в короткие сроки. Воодушевление – это, несомненно, аффективное действие. Но, будучи принято на вооружение большими массами людей, воодушевление приобретает социальную окраску и превращается в предмет исследования социологии. При этом воодушевление достигалось ради определенных нравственных ценностей, например строительства светлого будущего, установления на земле равенства и справедливости. В таком случае аффективное действие приобретает черты ценностно-рационального либо полностью переходит в данную категорию, оставаясь но содержанию эмоциональным действием.

Ценностно-рациональное поведение, руководимое высокими, но формально или вообще неправильно понятыми идеалами, может утратить свои позитивную функцию и перейти в разряд негативного аффективного действия. Таков исламский фундаментализм, который в конечном итоге привел к широкому распространению терроризма. По справедливому замечанию знатоков ислама, его духовных лидеров, фундаменталисты извратили высокие ценности ислама и в своих действиях руководствуются отнюдь не кодексом чести (защита идеалов ислама от поругания со стороны неверных), а чисто рациональными целями – всемерное уничтожение инакомыслящих и инаковерующих, создание всемирного халифата и уничтожение своего врага, христианства.

Вандализм – надругательство над культурными памятниками и коллективными святынями – в основе своей есть безнравственное повеление. Но чаще всего это сознательное, целерационааьное действие, призванное надругаться, попрать святыни, уважаемые и ценимые народом. Отрицая одни ценности, они утверждают другие. При этом вандализм совершается в крайне аффективной форме.

Традиционные действия – это действия, совершаемые автоматически, в силу привычки. Ежедневно мы чистим зубы, одеваемся, совершаем множество других привычных действий, над смыслом которых даже не задумываемся. Лишь в том случае, если возникло затруднение и мы не можем определить, например, какого цвета рубашку надеть на сей раз, автоматизм разрушается, и мы задумываемся. Традиционное действие осуществляется на основе глубоко усвоенных социальных образцов поведения, норм, перешедших в привычное действо.

Крашение яиц на Пасху – христианский обычай, который перерос в традицию, и многие люди, даже не верующие, все равно продолжают красить яйца на Пасху. Многие пекут блины на Масленицу. Этот обычай остался в нашем обществе еще с язычества, но многие люди продолжают следовать традиции, хотя и не всегда испытывают голод. По традиции при задувании свечей на день рождения люди загадывают желание.

Соблюдение рыцарского устава – пример этикетного, а стало быть традиционного, поведения. Оно формировало у людей особую психологию и нормы поведения.

Провожать родственников или гостей – это традиционное социальное действие. Оно имеет глубокие исторические корни – во времена скифов, когда существовали множество враждебных племен, наши предки провожали гостей (купцов) до безопасного места. С тех пор в нас как их потомках это стало традицией.

Самым непонятным, в таком случае, выступает аффективное действие, где неясны ни цели, ни средства. Кто-то сказал вам обидное слово, вы развернулись и дачи пощечину. Вашими действиями руководят эмоции, но не рациональные соображения, не осознанно выбранные средства достижения цели. Аффективное действие не имеет цели, оно совершается в порыве чувств, когда эмоции побеждают разум. Аффективное поведение предполагает такой поведенческий акт, который происходит у индивидов под влиянием сиюминутного настроения, взрыва эмоций либо иных побудителей, не имеющих в строгом смысле социального происхождения.

В типологию аффективного действия входят такие виды, как революционный невроз, линчующая толпа, паника, средневековые гонения на ведьм, преследования врагов народа в 1930-е гг., массовые психозы, различные фобии и страхи, массовая истерия, стрессы, немотивированное убийство, драки, алкоголизм, зависимое поведение и др.

Для понимания целерационального действия, согласно Веберу, нет надобности прибегать к психологии. А вот аффективное действие в состоянии познать только психология. Здесь социолог неуместен. Усталость, привычки, память, эйфория, индивидуальные реакции, стрессы, симпатии и антипатии лишены какого-либо значения. Они импульсивны. Социолог, согласно Веберу, использует их просто как данные, т.е. нечто, влияющее на социальное действие, но не входящее в него. Конечно, социолог обязан учитывать влияние и таких факторов, как расовая принадлежность, эффект старения организма, биологически унаследованная структура организма, потребность в питании. Но воспользоваться ими можно лишь в том случае, если мы статистически доказали их влияние на соответствующее поведение людей.

Социология как наука о социальном действии имеет дело не с конкретно переживаемым значением, а с гипотетически типичным или средним значением. Если, например, социолог при многократном наблюдении выяснил статистически повторяющуюся связь двух поступков, то это само по себе еще мало что значит. Такая связь будет значимой с социологической точки зрения, если доказана вероятность этой связи, т.е. если ученый обосновал, что действие А с высокой долей вероятности влечет за собой действие В и между ними существует нечто большее, чем только случайная (статистическая) связь. А это возможно сделать, лишь зная мотивы поведения людей, это знание и подскажет нам, что связь двух событий внутренне обусловлена, вытекает из логики мотивов и смысла, вкладываемого людьми в свои поступки.

Стало быть, социологическое объяснение является не только субъективно значимым, но и фактуально вероятностным. При таком сочетании и возникает причинное объяснение в социологии. Правда, индивид не всегда осознает смысл своих поступков. Это случается, когда он действует под влиянием традиций, коллективных норм и обычаев, либо его поведение аффективно, т.е. детерминировано эмоциями. Кроме того, индивид может не отдавать себе отчета в собственных целях, хотя они существуют, но не осознаются им. Подобные действия Вебер не считает рациональными (осмысленными и обладающими целью), а стало быть, социальными. Такие действия он выводит за сферу собственно социологии, их должны изучать психология, психоанализ, этнография или другие "науки о духе".

Социологический практикум

К какому из четырех типов социального действия относятся следующие ситуации: развод по причине "нс сошлись характерами", передача взятки, отрицание своей вины при нарушении правил дорожного движения, выступление на научной конференции, сдача экзамена, нахождение в очереди в магазине?

Концепция социального действия Макса Вебера получила за рубежом всеобщее признание. Исходные положения, сформулированные немецким ученым, были развиты в трудах Дж. Мида, Ф. Знанецкого, Э. Шилза и многих других. Благодаря обобщению веберовской концепции американским социологом Толкоттом Парсонсом (1902–1979) теория социального действия стала фундаментом современной поведенческой науки. Парсонс пошел дальше Вебера в анализе элементарного социального действия, включив в него действующее лицо, ситуацию и условия.

Социальное действие сегодня

В этом смысле понятно заметное в последнее время обращение многих исследователей к работам М. Вебера, предложившего классификацию типов социального действия, включающую целерациональный, цен постно-рациональный, традиционный и аффективный типы социального действия. Д. В. Ольшанским, например, была предпринята попытка дифференцировать типы социального поведения в соответствии с веберовской классификацией на основе распределения ответов респондентов на вопрос: "Каким вам представляется наиболее достойное поведение в сегодняшней кризисной ситуации?" К ценностно-рациональному типу поведения Д. Ольшанский отнес желание найти свое место в рыночной экономике , целерациоиальный тип соответствует варианту ответа "доверие к политике реформ требует активных личных действий каждого", аффективный тип предполагает активный протест против проводимых реформ, а стремление больше времени уделять семье соответствует традиционному тину поведения.

  • Вебер М. Основные социологические понятия / пер. с нем. М. И. Левиной // Его же. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С. 602-603.
  • См.: Weber М. Economy and Society: An outline of interpretive sociology. Berkeley: University California Press, 1978. Vol. 1. P. 11.
  • Сразу отметим, что далеко не все социологи согласны с Вебером. К примеру, революционный синдром, покоящийся на аффективном поведении, послужил предметом исследования многим мыслителям, в том числе П. Сорокину.
  • См.: Ионии Л. Г. Вебер Макс // Социология: энциклопедия / сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. Мн.: Книжный Дом, 2003. С. 159.
  • См.: Ольшанский Д. В. Социальная адаптация: кто выиграл? Макромеханизм реформ // Экономические реформы в России: социальное измерение. М., 1995. С. 75–83.