Понятие и сущность социального действия. Понятие социального действия

Понятие «социальное действие (деятельность)»свойственно только человеку как общественному существу и занимает в науке «социология» одно из важнейших мест.

Всякое человеческое действие — проявление его энергии, побуждаемое определенной потребностью (интересом), которые порождают цель на их удовлетворение. Стремясь к более эффективному достижению цели, человек анализирует ситуацию, ищет наиболее рациональные пути, обеспечивающие успех. И что особо важно, он действует самозаинтересованно, т. е. смотрит на все через призму своего интереса. Живя в обществе подобных себе, соответственно имеющих свои интересы, субъект деятельности должен их учитывать, согласовывать, осмысливать, ориентироваться на них: кто, что, как, когда, сколько и т. п. В этом случае действие приобретает характер социального действия, т. е. характерными признаками социального действия (деятельности) являются осмысление и ориентация на интересы других, их возможности, варианты и последствия разногласий. В противном случае — жизнь в данном обществе станет рассогласованной, начнется борьба всех против всех. Ввиду огромной важности вопроса социальной деятельности для жизни общества, его рассматривали такие известные социологи, как К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс и др.

С точки зрения К. Маркса, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество как систему взаимодействия множества индивидов и их групп, является активная человеческая деятельность во всех ее сферах, прежде всего в производственно-трудовой.

В процессе такой деятельности создается специфически человеческий мир , который реализуется как культурно-исторически данная человеку объективная действительность, не только созерцаемая и познаваемая человеком, но и творимая материально и духовно, преобразуемая им. Согласно Марксу, именно в социальной деятельности происходит развитие и саморазвитие человека, его сущностных сил, способностей и духовного мира.

Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер своей теорией «социального действия». В соответствии с ней действие становится социальным, когда оно:

  • является осмысленным, т. е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;
  • сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия;
  • социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

М. Вебер предложил типологию социальных действий. В первом случае человек действует по принципу «хороши те средства, которые помогают достичь цели». По М. Веберу, это целерациональный тип действия. Во втором случае человек пытается определить, насколько хороши те средства, которые имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям и т. п. В этом случае говорят о ценностно-рациональном типе действий (этот термин также был предложен М. Вебером). Такие действия определяются тем, что субъект должен сделать.

В третьем случае человек будет руководствоваться принципом «все так делают», а следовательно, по Веберу, его действие будет традиционным , т. е. его действие будет определяться общественной нормой.

Наконец, человек может совершать действие и выбирать средства под напором чувств. Такие действия Вебер называл аффективными .

Два последних типа действия, по существу, не являются социальными в строгом смысле слова, поскольку в них нет осознанного смысла, положенного в основу действия. Только целерациональные и ценностно-рациональные действия в полном смысле слова являются социальными действиями, имеющими определяющее значение в развитии общества и человека. Причем основной тенденцией развития исторического процесса, считает М. Вебер, выступает постепенное, но неуклонное вытеснение ценностно-рационального поведения целерациональным, поскольку современный человек верит не в ценности, а в успех. Рационализация всех сфер деятельности, по Веберу, — судьба западной цивилизации, где рационализируется все: и способ ведения хозяйства, и осуществление политики, и сфера науки, образования, культуры, и даже мышление людей, их способ чувствования, межличностные отношения, их образ жизни в целом.

Социологическое понимание и истолкование социального действия значительно углублено и обогащено известным американским социологом Т. Парсонсом , особенно в его работах «Структура социального действия» и «К общей теории действия».

Согласно этой концепции, реальное социальное действие включает в себя 4 элемента:

  • субъект — актор , который не обязательно является индивидом, а может быть и группой, и общностью, и организацией и т. п.;
  • ситуационное окружение , включающее в себя объекты, предметы и процессы, с которыми актор вступает в те или иные отношения. Актор — это человек, всегда находящийся в определенном ситуационном окружении, его действия представляют собой ответ на совокупность сигналов, которые он получает из окружающей среды, включающей как естественные объекты (климат, географическую среду, биологическую структуру человека), так и социальные объекты;
  • совокупность сигналов и символов , посредством которых актор вступает в определенные отношения с различными элементами ситуационного окружения и приписывает им некий смысл;
  • система правил, норм и ценностей , которые ориентируют действия актора , придавая им целенаправленность.

Проанализировав взаимодействие элементов социального действия, Т. Парсонс пришел к фундаментальному выводу. Суть его такова: действия человека всегда обладают чертами системы, поэтому в центре внимания социологии должна находиться система социального действия.

Каждая система действия, согласно Т. Парсонсу, обладает функциональными предпосылками и операциями, без и помимо которых она действовать не в состоянии. Любая действующая система обладает четырьмя функциональными предпосылками и осуществляет соответствующие им четыре основные функции . Первую из них составляет адаптация , нацеленная на установление благоприятных отношений между системой действий и окружающей ее средой. С помощью адаптации система приспосабливается к окружающей среде и к ее ограничениям, приноравливает ее к своим потребностям. Вторая функция заключается в цeлeдocтижeнии . Целедостижение состоит в определении целей системы и мобилизации ее энергии и ресурсов для их достижения. Интеграция - третья функция, представляющая собой стабилизирующий параметр действующей системы. Она направлена на поддержание координации между частями системы, ее связанности, на защиту системы от резких изменений и крупных потрясений.

Любая система социального действия должна обеспечивать мотивацию своих акторов, что и составляет четвертую функцию .

Суть этой функции заключается в обеспечении определенного запаса мотиваций — накопителя и источника необходимой для действия системы энергии. Данная функция направлена на обеспечение сохранения верности акторов нормам и ценностям системы, а также на ориентированность акторов на эти нормы и ценности, следовательно, на сохранение равновесия всей системы. Эта функция не сразу бросается в глаза, поэтому Т. Парсонс назвал ее латентной .

Мотив — внутреннее, субъективно-личностное побуждение к поступку , которое подталкивает человека к действию. Определив составляющие, мы можем представить алгоритм социального действия. Общественные ценности совместно с мотивом порождают у субъекта деятельности соответствующий интерес. Для реализации интереса ставятся определенные цели, задачи, в соответствии с которыми актор (деятель) осуществляет социальную действительность, стремясь достичь поставленную цель.

Как видим, мотивация социального действия включает в себя индивидуальную цель и ориентацию на других , их возможную ответную реакцию. Поэтому конкретное содержание мотива будет представлять собой синтез общественного и личного, объективного и субъективного, сформированного и воспитанного потенциала субъекта социальной деятельности.

Конкретное содержание мотива определяется тем, как будут соотноситься эти две стороны единого целого, многообразные объективные условия и субъективный фактор: особые качества субъекта деятельности, такие, как темперамент, воля, эмоциональность, настойчивость, целеустремленность и др.

Социальная деятельность подразделяется на различные виды :

  • материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т. п.);
  • познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т. д.);
  • ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятиях долга, совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
  • коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в , политических движениях и т. п.;
  • художественная, воплощающаяся в создании и функционировании художественных ценностей (мира художественных образов, стилей, форм и т. д.);
  • спортивная , реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании личности.

В структуре социальной деятельности выделяется социальное действие как одно из условий ее проведения. Согласно М. Веберу, социальное действие осуществляется благодаря отдельным индивидам и их взаимодействиям с другими людьми (основной принцип «понимающей социологии» М. Вебера). «Понимающая социология» стремится понять социальное поведение, исходя из типичных мотивов и типичного их осмысления, которыми руководствуется действующий индивид. Социальное действие – действие, которое соотносится с действиями других людей и направлено на них в соответствии с необходимыми средствами для достижения поставленных целей. Действие становится социальным, если оно соответствует трем критериям: 1) оно является осмысленным, т.е. направленным на достижение осознаваемых индивидом целей; 2) оно сознательно мотивировано и в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся человеку причиной действия 3) оно социально осмыслено и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми. В соответствии с этими критериями М. Вебер выделяет типы социального действия, различающиеся по степени рациональности и мотивациям.

Мотивация – совокупность побуждений, вызывающих социальную активность и определяющих ее направленность. Существенное место в определении действий человека занимает мотив (лат. motiv- повод к действию) – внутренняя причина поведения и поступка человека. В отличие от мотивации мотив не является непосредственно причиной социального действия, поэтому в его отношении следует говорить не о мотиве, а о мотивации. В ходе социального действия совершается передача друг другу социально обусловленных установок и внутренних побуждений. М. Вебер выделяет четыре типа социального действия:

целерациональное действие – поведение, ориентированное на достижение рационально выбранной цели. В нем осмысляется отношение средства к цели и побочным результатам действия, а также осмысляется отношение различных целей друг к другу. Его мотивацией является достижение цели и выявление реакции окружающих людей;

ценностно-рациональное действие – ориентация поведения, направленность которого основана на личных убеждениях индивида о долге, совести, достоинстве, красоте, добре и иных ценностях. Его мотивацией служат социально обусловленные и индивидуально переосмысленные ценности:

традиционное действие – поведение, основанное на привычке и совершаемое индивидами без осмысления. Его мотивацией являются привычки, традиции, обычаи. Их значение не всегда осознается или утрачивается;

аффективное действие – поведение, вызываемое и руководимое неосознаваемыми страстями и чувствами индивида. Мотивацией такого действия являются эмоции, чувства, желания человека.

Два последних типа действия не являются социальными в строгом смысле этого слова: в них отсутствует осознанный смысл. Только целерациональное и ценностно-рациональное действия являются социальными, так как имеют определенное значение в развитии человека и общества.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ.

СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

ТЕМА ЛЕКЦИИ

«Социология... есть наука, стремящаяся,

истолковывая, понять социальное

действие и тем самым каузально

объяснить его процесс и воздействие».

Макс Вебер

Понятие «социальное действие» является одним из фундаментальных понятий социологии. Социальное действие представляет собой простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Изначально оно содержит в себе все основные черты, противоречия, движущие силы, присущие социальным процессам. Не случайно многие известные социологи (М. Вебер, Т. Парсонс) выделяют социальное действие в качестве первоосновы социальной жизни.

Впервые понятие «социальное действие» было научно обосновано Максом Вебером.

По Веберу, социальное действие – это такое действие, которое, во-первых, осознано, имеет мотив и цель, и, во-вторых , ориентировано на поведение других людей (прошедшее, настоящее или будущее). Если действие не отвечает хотя бы одному из этих условий, оно не является социальным.

Таким образом, социальное действие – это любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей .

Вебер выделил четыре типа действий:

1) целерациональное – осознанное действие, направленное на достижение определённой цели;

2) ценностнорациональное – действие, основанное на вере в то, что совершаемый поступок имеет определённую цель, основным мотивом при этом выступает ценность;

3) традиционное – действие, совершаемое в силу привычки, традиции;

4) аффективное – действие, детерминированное эмоциями.

Вебер считал социальными только два первых типа действия.

Толкотт Парсонс в своей работе «Структура социального действия» (1937) разработал общую теорию действия, считая, что она должна стать универсальной теорией для всех социальных наук.

Социальное действие является элементарной единицей социальной реальности и имеет ряд особенностей:

· наличие другого действующего лица;

· взаимная ориентированность действующих лиц;

· интеграция на основе общих ценностей;

· наличие ситуации, цели, нормативной ориентации.

В упрощённом виде структуру социального действия можно представить так: потребность индивида – формирование мотивации и интереса – социальное действие – достижение цели .

Исходным моментом социального действия является возникновение потребности у индивида. Это могут быть потребности в безопасности, общении, самоутверждении, достижении высокого положения в обществе и т.д. Фундаментальной теорией, признанной специалистами во всем мире, является теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу, иногда называемой «пирамидой» или «лестницей» Маслоу. В своей теории Маслоу разделил потребности человека на пять основных уровней по иерархическому принципу, который означает, что человек при удовлетворении своих потребностей движется как по лестнице, переходя от низкого уровня к более высокому (Рис.4).



Рис. 4. Иерархия потребностей (пирамида Маслоу)

Потребность соотносится индивидом с условиями внешней среды, актуализируя строго определённые мотивы. Социальный объект в соединении с актуализируемым мотивом вызывает интерес. Постепенное развитие интереса ведёт к появлению у индивида цели в отношении конкретных социальных объектов. Момент появления цели означает осознание индивидом ситуации и возможность дальнейшего развития активности, которая приводит к формированию мотивационной установки, означающей готовность к совершению социального действия.

Социальные действия, выражающие зависимость людей, формируют социальную связь. В структуре социальной связи можно выделить следующие элементы:

· субъекты социальной связи (может быть любое количество людей);

· предмет социальной связи (т.е. по поводу чего осуществляется связь);

· механизм регуляции социальной связи («правила игры»).

Социальная связь может выступать в виде как социального контакта, так и социального взаимодействия. Социальные контакты - это, как привило, внешние, поверхностные, неглубокие связи между людьми. Гораздо более важную роль играют социальные взаимодействия, которые определяют главное содержание социальной жизни.

2. СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Социальное действие на практике редко встречается как единичный акт. В действительности мы сталкиваемся с целой серией взаимообусловленных социальных действий, связанных причинно-следственной связью.

Социальное взаимодействие – это процесс непосредственного или опосредованного воздействия социальных субъектов (акторов) друг на друга.

Все социальные явления, процессы, отношения возникают в результате взаимодействия. В процессе взаимодействия происходит обмен информацией, знаниями, опытом, материальными, духовными и иными ценностями; индивид определяет свою позицию относительно других людей, своё место в социальной структуре. По мнению П.А. Сорокина, социальное взаимодействие – это взаимный обмен коллективным опытом, знаниями, понятиями, высшим результатом которого является возникновение культуры.

Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий . Немалое влияние на понимание сущности социального взаимодействия оказала теория обмена Джорджа Хоманса. Согласно этой теории, каждая из сторон обмена стремиться получить максимально возможные вознаграждения за свои действия и минимизировать затраты.

Обмен, по Хомансу, определяется четырьмя основными принципами:

· принцип успеха : чем чаще вознаграждается данный тип действия, тем выше вероятность его повторения;

· принцип стимула : если стимул привёл к успешному действию, то в случае повторения этого стимула будет воспроизводится данный тип действия;

· принцип ценности : чем выше ценность вероятного результата, тем больше прилагается усилий для его достижения;

· принцип «насыщения» : когда потребности близки к насыщению, прилагается меньше усилий для их удовлетворения.

К числу важнейших вознаграждений Хоманс относит социальное одобрение. Взаимно вознаграждаемое взаимодействие имеет тенденцию к регулярности и перерастает во взаимодействие на основе взаимных ожиданий. Если ожидания не подтверждаются, то мотивация к взаимодействию и обмену будет снижаться. Но между вознаграждением и затратами нет прямой пропорциональной зависимости, так как кроме экономической и иной выгоды действия людей детерминированы (обусловлены) множеством других факторов. Например, желанием получить максимально возможное вознаграждение без должных затрат; или напротив – желанием сделать добро, не рассчитывая на вознаграждение.

Одним из научных направлений в исследовании социального взаимодействия является символический интеракционизм (от interaction - взаимодействие). По мнению Джорджа Герберта Мида (1863-1931), во взаимодействии более важную роль играет не то или иное действие, а его интерпретация. Другими словами – как это действие воспринимается, какой смысл (символ) ему придаётся. Например, такой незначительный жест (действие) как подмигивание в одной ситуации может рассматриваться как заигрывание или ухаживание, в другой – как поддержка, одобрение и т.п.

Социальное взаимодействие подразделяется на три вида: физическое воздействие (рукопожатие, передача конспекта лекций); вербальное (словесное); невербальное (жесты, мимика, телодвижения).

На основе выделения сфер общества различают взаимодействие экономическое, политическое, религиозное, семейное и т.п.

Взаимодействие может быть прямым и опосредованным . Первые возникают в ходе межличностного общения; вторые – в результате совместного участия людей в сложных системах.

Различают также три основные формы взаимодействия: кооперацию (сотрудничество), конкуренцию (соперничество) и конфликт (столкновение). Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (деловое партнёрство, политический альянс, торговый союз, движение солидарности и т.д.). Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (голоса избирателей, территория, властные полномочия и т.д.). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника.

Многообразные связи, которые возникают между людьми в процессе взаимодействия называются общественными (социальными) отношениями.

Социальные отношения – это устойчивая система социальных взаимодействий, предполагающая определённые взаимные обязательства партнёров.

Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самовозобновляющимся характером. По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Виды социальных отношений: экономические, политические, национальные, классовые, духовные и т.д.

Среди социальных отношений особое место занимают отношения зависимости, поскольку они пронизывают все системы социальных связей и отношений. Социальная зависимость может принимать формы структурной и латентной (скрытой) зависимости. Первая связана с различием статусов в группе, организации. Вторая возникает из-за обладания социально значимыми ценностями независимо от официального статуса.

3. КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ.

Некоторые формы группового поведения нельзя назвать организованными с точки зрения существующих норм. Это, прежде всего, касается коллективного поведения – образа мыслей, чувств и действий, складывающегося у большого числа людей, которое остаётся относительно спонтанным и неорганизованным . С древнейших времён люди принимали участие в самых разнообразных формах коллективного поведения, включая общественные беспорядки, бунты, психозы, общие увлечения, панику, массовые бойни, линчевания, религиозные оргии и мятежи. Подобные формы поведения с большей вероятностью проявляются в периоды резких социальных изменений.

Коллективное поведение может выражаться в огромном разнообразии форм. Рассмотрим подробнее некоторые проявления коллективного поведения.

Слухи – это с трудом поддающаяся проверке информация относительно быстро передаваемая людьми друг другу . Слухи выступают заменителями официальных новостей, это коллективная попытка людей получить информацию о тех событиях, которые для них важны, но о которых им ничего не известно.

В современной социальной психологии принято выделять два фундаментальных условия возникновения слуха . Первое – интерес значительной части общества к определённой проблеме. Второе – недостаток достоверной информации. Дополнительным условием, способствующим более быстрому распространению слухов, является состояние эмоционального напряжения, выражающееся в состоянии постоянного тревожного ожидания негативных новостей и требующее какой-либо эмоциональной разрядки.

По типу вызываемой реакции различают слухи:

При передаче слухов мы можем наблюдать действие так называемого «испорченного телефона». Искажение информации происходит в сторону сглаживания или заострения. Оба механизма отражают общую тенденцию, действующую в условиях межличностной коммуникации, - тенденцию к адаптации, т.е. приспособлению содержания слуха к доминирующей в обществе картине мира.

Мода и увлечения. Мода является преимущественно аффективно-малоосмысленной формой регуляции. Мода – это нравы и предпочтения, которые сохраняются в течение короткого времени и получают широкое распространение в обществе. Мода отражает доминирующие интересы и мотивы, существующие в обществе в данный момент времени. Мода возникает, развивается и распространяется благодаря воздействию на бессознательное.

Распространение моды обычно идёт «сверху вниз». Г. Спенсер ещё на первых порах развития социологической науки на основе анализа большого этнографического и культурно-исторического материала выделил два вида подражательных действий: (1) мотивированные желанием выразить уважение к лицам с более высоким статусом и (2) стимулируемые стремлением подчеркнуть своё равенство с ними. Данные мотивы и являются основой возникновения моды. Г. Зиммель, внесший особо заметный вклад в социологическое осмысление феномена моды, отмечал, что мода удовлетворяет двойственную потребность человека: отличаться от других и быть похожими на других. Мода, следовательно, воспитывает и формирует общность, стандарт восприятия и вкуса.

Увлечения – это нравы или предпочтения, которые сохраняются в течение короткого времени и получают распространение только у определённой части общества. Увлечения часто наблюдаются в области развлечений, новых игр, популярных мелодий, методов лечения, кумиров киноэкрана и слэнга. Наиболее восприимчивы к новым увлечениям подростки. Увлечения становятся двигателем, с помощью которого молодые люди идентифицируют себя с тем или иным сообществом, а атрибуты одежды и манеры поведения служат им признаками принадлежности к родственной или чуждой группе. Чаще всего увлечения оказывают лишь случайное воздействие на жизнь людей, но иногда они превращаются во всепоглощающую страсть.

Массовая истерия связана с быстрым распространением моделей поведения, характеризующихся передающимся чувством беспокойства . Примеры, средневековая «охота на ведьм»; эпидемии «синдрома конвейерной линии» - массовое заболевание психогенного происхождения.

Паника это иррациональные и неконтролируемые коллективные поступки людей, вызываемые наличием какой-то непосредственной страшной угрозы. Паника имеет коллективный характер, потому что социальное взаимодействие повышает чувство страха.

Толпа это временное, относительно неорганизованное скопление людей, находящихся в близком физическом соприкосновении друг с другом, одна из наиболее известных форм коллективного поведения.

Первым исследователем феномена толпы был французский социолог и социальный психолог Гюстав Лебон (1844-1931). Его главная работа «Психология масс» является наиболее полным исследованием психологических закономерностей массового сознания и поведения. В современной науке наиболее интересные исследования феномена толпы принадлежат французскому учёному Сержу Московичи (работа «Век толп»).

Важнейшими механизмами, способствующими возникновению и развитию поведения толпы, являются:

· механизм внушения;

· механизм эмоционального заражения;

· механизм подражания.

Серж Московичи отмечает, что «люди, составляющие толпу, ведомы беспредельным воображением, возбуждены сильными эмоциями, не имеющими отношения к ясной цели. Они обладают удивительной предрасположенностью верить тому, что им говорят. Единственный язык, который они понимают, - это язык, минующий разум и обращённый к чувству».

По характеру поведения и типу доминирующих эмоций толпу можно разделить на несколько типов.

Виды пассивной толпы:

· случайная толпа – это толпа, возникающая в связи с каким-либо неожиданным событием;

· конвенциональная толпа – толпа, собирающаяся по поводу события, объявленного заранее, движимая одинаковыми интересами и готовая соблюдать принятые в подобных ситуациях нормы поведения и проявления эмоций;

· экспрессивная толпа – толпа, формирующаяся, как правило, на основе случайной или конвенциональной, когда участники толпы совместно выражают своё отношение к происходящему.

Виды действующей толпы:

· агрессивная толпа – толпа, движимая ненавистью, проявляющейся в уничтожении, разрушении, убийстве;

· паническая толпа - толпа, движимая страхом, стремлением избежать реальной или воображаемой опасности;

· стяжательская толпа - толпа, движимая желанием обладать теми или иными объектами, участники которой вступают в конфликт между собой.

Общими характеристиками всех толп являются:

· внушаемость;

· деиндивидуализация;

· неуязвимость.

4. ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА.

Считается, что термин «общественное мнение» ввёл в политический обиход английский писатель и общественный деятель Дж. Солсбери. Автор аппеллировал к общественному мнению как свидетельству одобрения населением деятельности парламента. Категория «общественное мнение» в её современном значении обосновывается в работе французского социолога Жана Габриэля Тарда (1843-1904) «Общественное мнение и толпа» . В этой работе Тард исследовал возможности влияния массовых ежедневных и еженедельных газет.

Общественное мнение – это коллективное оценочное суждение социального субъекта по поводу объекта, представляющего общественный интерес; состояние общественного сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) различных групп людей к событиям и фактам социальной действительности.

Формирование общественного мнения характеризуется интенсивным обменом индивидуальных и групповых мнений, в ходе которого вырабатывается коллективное мнение, выступающее затем как суждение большинства. В качестве структурных компонентов общественного мнения выступают общественное суждение и общественная воля . Общественное мнение влияет на оценки социальной действительности конкретными индивидами. Оно также влияет и на формирование их социальных качеств, привитие им норм и правил существования в обществе. Общественное мнение способно выступать в качестве одного из механизмов трансляции норм, ценностей, традиций, ритуалов и других компонентов культуры от поколения к поколению. Общественное мнение оказывает формирующее воздействие на социальных субъектов В своей регулятивной функции общественное мнение обеспечивает реализацию определённых (выработанных самостоятельно или привнесённых извне) норм общественных отношений. Не случайно Дж. Стюарт Милль рассматривал господствующее в обществе мнения как “нравственное насилие” над личностью, индивидом.

Специалисты выделяют следующие необходимые и достаточные условия для возникновения и функционирования общественного мнения:

· общественная значимость, жизненная актуальность проблемы (вопроса, темы, события) ;

· дискуссионность мнений и оценок ;

· необходимый уровень компетентности (наличие осведомлённости по содержанию обсуждаемой проблеме, теме, вопросу).

Можно согласиться с точкой зрения известной немецкой исследовательницы общественного мнения Элизабет Ноэль-Нойман о наличии двух основных источников, порождающих общественное мнение. Первый – это непосредственное наблюдение за окружающим, одобрение или порицание тех или иных действий, решений или высказываний. Второй источник – средства массовой информации, которые порождают так называемый «дух времени».

Общественное мнение представляет собой социальный институт, который обладает определённой структурой и выполняет определённые функции в обществе, является определенной общественной силой. Центральным вопросом функционирования общественного мнения является проблема его действенности. Выделяют три основные функции общественного мнения:

· экспрессивная – выражение общественных настроений;

· консультативная – выражение одобряемых обществом способов решения проблем;

· директивная – выступает волеизъявлением народа.

Важное значение общественного мнения как института гражданского общества особенно проявляется в условиях современной России. В настоящее время в стране действует более двух десятков центров по изучению общественного мнения. Наиболее известные среди них – Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), Фонд «Общественное мнение» (ФОМ), Российское общественное мнение и исследование рынка (РОМИР), Левада - Центр и др.

Понятие «социальное действие (деятельность)»ϲʙᴏйственно только человеку как общественному существу и занимает в науке «социология» одно из важнейших мест.

Всякое человеческое действие — проявление его энергии, побуждаемое определенной потребностью (интересом), кᴏᴛᴏᴩые порождают цель на их удовлетворение. Стремясь к более эффективному достижению цели, человек анализирует ситуацию, ищет наиболее рациональные пути, обеспечивающие успех. И что особо важно, он действует самозаинтересованно, т. е. смотрит на все через призму ϲʙᴏего интереса. Живя в обществе подобных себе, ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно имеющих ϲʙᴏи интересы, субъект деятельности должен их учитывать, согласовывать, осмысливать, ориентироваться на них: кто, что, как, когда, сколько и т. п. В ϶ᴛᴏм случае действие приобретает характер социального действия, т. е. характерными признаками социального действия (деятельности) будут осмысление и ориентация на интересы других, их возможности, варианты и последствия разногласий. В противном случае — жизнь в данном обществе станет рассогласованной, начнется борьба всех против всех. Ввиду огромной важности вопроса социальной деятельности для жизни общества, его рассматривали такие известные социологи, как К. Маркс, М. Вебер, Т. Парсонс и др.

С позиции К. Маркса, единственной социальной субстанцией, создающей человека и его сущностные силы, а тем самым и общество как систему взаимодействия множества индивидов и их групп, будет активная человеческая деятельность во всех ее сферах, прежде всего в производственно-трудовой.

В процессе такой деятельности создается специфически человеческий мир , кᴏᴛᴏᴩый реализуется как культурно-исторически данная человеку объективная действительность, не только созерцаемая и познаваемая человеком, но и творимая материально и духовно, преобразуемая им. Согласно Марксу, именно в социальной деятельности происходит развитие и саморазвитие человека, его сущностных сил, способностей и духовного мира.

Весьма существенный вклад в понимание и истолкование деятельности внес М. Вебер ϲʙᴏей теорией «социального действия». В ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ней действие становится социальным, когда оно:

  • будет осмысленным, т. е. направлено на достижение ясно осознаваемых самим индивидом целей;
  • сознательно мотивировано, а в качестве мотива выступает некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достойной причиной для определенного действия;
  • социально осмысленно и социально ориентировано на взаимодействие с другими людьми.

М. Вебер предложил типологию социальных действий. В первом случае человек действует по принципу «хороши те средства, кᴏᴛᴏᴩые помогают достичь цели». По М. Веберу, ϶ᴛᴏ целерациональный тип действия. Во втором случае человек пытается определить, насколько хороши те средства, кᴏᴛᴏᴩые имеются в его распоряжении, не могут ли они принести вред другим людям и т. п. В ϶ᴛᴏм случае говорят о ценностно-рациональном типе действий (϶ᴛᴏт термин также был предложен М. Вебером) Нужно помнить, такие действия определяются тем, что субъект должен сделать.

В третьем случае человек будет руководствоваться принципом «все так делают», а следовательно, по Веберу, его действие будет традиционным , т. е. его действие будет определяться общественной нормой.

Наконец, человек может совершать действие и выбирать средства под напором чувств. Нужно помнить, такие действия Вебер называл аффективными .

Два последних типа действия, по существу, не будут социальными в строгом смысле слова, поскольку в них нет осознанного смысла, положенного в основу действия. Только целерациональные и ценностно-рациональные действия в полном смысле слова будут социальными действиями, имеющими определяющее значение в развитии общества и человека. Причем основной тенденцией развития исторического процесса, считает М. Вебер, выступает постепенное, но неуклонное вытеснение ценностно-рационального поведения целерациональным, поскольку современный человек верит не в ценности, а в успех. Рационализация всех сфер деятельности, по Веберу, — судьба западной цивилизации, где рационализируется все: и способ ведения хозяйства, и осуществление политики, и сфера науки, образования, культуры, и даже мышление людей, их способ чувствования, межличностные отношения, их образ жизни в целом.

Социологическое понимание и истолкование социального действия значительно углублено и обогащено известным американским социологом Т. Парсонсом , особенно в его работах «Структура социального действия» и «К общей теории действия».

Согласно ϶ᴛᴏй концепции, реальное социальное действие содержит в себе 4 элемента:

  • субъект — актор , кᴏᴛᴏᴩый не обязательно будет индивидом, а может быть и группой, и общностью, и организацией и т. п.;
  • ситуационное окружение , включающее в себя объекты, предметы и процессы, с кᴏᴛᴏᴩыми актор вступает в те или иные отношения. Актор — ϶ᴛᴏ человек, всегда находящийся в определенном ситуационном окружении, его действия представляют собой ответ на совокупность сигналов, кᴏᴛᴏᴩые он получает из окружающей среды, включающей как естественные объекты (климат, географическую среду, биологическую структуру человека), так и социальные объекты;
  • совокупность сигналов и символов , посредством кᴏᴛᴏᴩых актор вступает в определенные отношения с различными элементами ситуационного окружения и приписывает им некий смысл;
  • система правил, норм и ценностей , кᴏᴛᴏᴩые ориентируют действия актора , придавая им целенаправленность.

Проанализировав взаимодействие элементов социального действия, Т. Парсонс пришел к фундаментальному выводу. Суть его такова: действия человека всегда обладают чертами системы, по϶ᴛᴏму в центре внимания социологии должна находиться система социального действия.

Стоит сказать, что каждая система действия, согласно Т. Парсонсу, обладает функциональными предпосылками и операциями, без и помимо кᴏᴛᴏᴩых она действовать не в состоянии. Любая действующая система обладает четырьмя функциональными предпосылками и осуществляет ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие им четыре основные функции . Первую из них составляет адаптация , нацеленная на установление благоприятных отношений между системой действий и окружающей ее средой. С помощью адаптации система приспосабливается к окружающей среде и к ее ограничениям, приноравливает ее к ϲʙᴏим потребностям. Вторая функция заключается в цeлeдocтижeнии . Целедостижение состоит в определении целей системы и мобилизации ее энергии и ресурсов для их достижения. Интеграция - третья функция, представляющая собой стабилизирующий параметр действующей системы. Стоит заметить, что она направлена на поддержание координации между частями системы, ее связанности, на защиту системы от резких изменений и крупных потрясений.

Любая система социального действия должна обеспечивать мотивацию ϲʙᴏих акторов, что и составляет четвертую функцию .

Суть ϶ᴛᴏй функции заключается в обеспечении определенного запаса мотиваций — накопителя и источника необходимой для действия системы энергии. Данная функция направлена на обеспечение сохранения верности акторов нормам и ценностям системы, а также на ориентированность акторов на данные нормы и ценности, следовательно, на сохранение равновесия всей системы. Кстати, эта функция не сразу бросается в глаза, по϶ᴛᴏму Т. Парсонс назвал ее латентной .

Мотив — внутреннее, субъективно-личностное побуждение к поступку , кᴏᴛᴏᴩое подталкивает человека к действию. Уместно отметить, что определив составляющие, мы можем представить алгоритм социального действия. Общественные ценности совместно с мотивом порождают у субъекта деятельности ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующий интерес. Стоит сказать, для реализации интереса ставятся определенные цели, задачи, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩыми актор (деятель) осуществляет социальную действительность, стремясь достичь поставленную цель.

Как видим, мотивация социального действия содержит в себе индивидуальную цель и ориентацию на других , их возможную ответную реакцию. По϶ᴛᴏму конкретное содержание мотива будет представлять собой синтез общественного и личного, объективного и субъективного, сформированного и воспитанного потенциала субъекта социальной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Конкретное содержание мотива определяется тем, как будут соотноситься данные две стороны единого целого, многообразные объективные условия и субъективный фактор: особые качества субъекта деятельности, такие, как темперамент, воля, эмоциональность, настойчивость, целеустремленность и др.

Социальная деятельность подразделяется на различные виды :

  • материально-преобразовательная (ее результатами выступают разнообразные продукты труда: хлеб, одежда, станки, здания, сооружения и т. п.);
  • познавательная (ее результаты воплощаются в научных концепциях, теориях, открытиях, в научной картине мира и т. д.);
  • ценностно-ориентационная (ее результаты выражаются в существующей в обществе системе нравственных, политических и иных ценностей, в понятиях долга, совести, чести, ответственности, в исторических традициях, обычаях, идеалах и др.);
  • коммуникативная, выражающаяся в общении человека с другими людьми, в их взаимоотношениях, в диалоге культур, мировоззрении, политических движениях и т. п.;
  • художественная, воплощающаяся в создании и функционировании художественных ценностей (мира художественных образов, стилей, форм и т. д.);
  • спортивная , реализующаяся в спортивных достижениях, в физическом развитии и совершенствовании личности.

Социальные действия это определенная система по-ступков, средств и методов, используя которые, индивид или социальная группа стремятся изменить поведение, взгляды или мнение других индивидов или групп. Осно-вой социального действия выступают контакты, без них не может зародиться желание вызвать определенные реак-ции индивида или группы, изменить их поведение.

Макс Вебер определяет социальное действие как осознанное поведение человека, имеющее мотив и цель, в котором он соотносит свои смыслы этого действия со смыслами действия других людей. В этом определении очень важна ориентация на другого человека, так как она составляет характерную черту не просто действия, а действия социального. Социальное действие, по Веберу, может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или будущее поведение людей. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от настоящей опасности или грядущей опасности.

Субъект социального действия обозначается термином «социальный актор». Акторы оказывают влияние на социальную действительность, вырабатывая стратегию своих действий. Стратегия заключается в выборе целей и средств их достижения.

Социальный актор всегда действует в рамках конкретной ситуации с ограниченным набором возможностей, и потому не может быть абсолютно свободным. Но его действия, в силу того что они по своей структуре являются проектом, то есть планированием организации средств по отношению к еще не реализованной цели, имеют вероятностный, свободный характер. Актор может отказаться от цели или переориентироваться на другую, хотя и в рамках своей ситуации. Ко-нечный успех во многом зависит от правильности выбора средств и метода действия.

Структура социального действия обязательно включает в себя следующие необходимые элементы:

1) актора;

2) потребность актора, выступающую непосредственным мотивом действия;

3) стратегия действия (осознанная цель и средства ее достижения);

4) индивид или социальная группа, на которые ориентировано действие;

5) конечный результат (успех или неудача).

Макс Вебер, в зависимости от сте-пени участия сознательных, рациональных элементов в со-циальном действии, выделял целерациональное, ценностно-рациональное, аффективное и традиционное действие . Все четыре вида действия располагаются в порядке убывания рациональности.

Целерациональный вид действия - это идеальный тип действия, позволяющий четко определить смысл действия индивида. Для целерационального действия характер-но ясное понимание воздействующим того, что он хочет добиться и какие средства для этого наиболее эффектив-ны.

Критерием целерационального действия является успех намечаемого действия. Возможные противоречия между индивидуальной целью и ориентацией на другого человека разрешаются самим действующим индивидом.


Ценностно- рацио-нальные действия являются наиболее мас-совыми в реальной жизни. В отличие от целерациональных дейст-вий, в основе которых лежит рационально понятая цель, в ценностно-рациональных действиях воздействующий строго ориентирован на выполнение своих убеждений о долге, достоинстве или красоте (например, долг перед Отечеством). Такие действия, как считает Макс Вебер, подчинены «заповедям» или «требова-ниям», повиновение которым — долг каждого человека. В данном случае воздействующий строго придерживается и полностью полагается на принятые в обществе ценности и нормы, порой даже в ущерб своим личным целям. У ценностно-рационального действия нет цели, но есть мотив, есть смысл, ориентация на других.

Аффективное действие это действие, совершенное в состоянии аффекта, относительно кратко-временного, но интенсивно бурного эмоционального со-стояния, возникшего в ответ на сильный раздражитель. В основе его лежат чувства индивида, и для него характерно стремление к немедленному удовлетворению жажды мести, страсти или влечения. В порыве гнева, крайнего раздражения, страха человек действует необдуманно, хотя эти действия могут быть направлены на других людей. Такие действия нередко противоречат собственным интересам индивида, приносят ему отрицательные последствия. Аффективные действия вообще не имеют целей. Степень рациональности здесь приближается к минимуму.

Традиционное действие это традиционно привычное действие, совершаемое, как правило, без осмысления, автоматически. Данное действие осуществляется на основе глубоко усво-енных индивидами социальных образцов поведения и норм, которые уже давно перешли в разряд привычных и традиционных. В этих действиях предельно снижена работа сознания. Особенно распространены традиционные действия в бытовой сфере.

Два последних вида действия происходят на границе, а чаще всего за пределами осознанного или осмысленного, Т.е. для них характерна низкая степень участия сознательных, рациональных элементов. Поэто-му, по мнению Макса Вебера, они не являются социальными в строгом смысле слова.

Реальное социологическое действие человека включает в себя два или более вида действия: в нем возможны как целерациональные, так и ценностно-рациональные, аффективные или традиционные моменты поведения.

В зависимости от содержания действия подразделяют на репродуктивные действия, социальное отрицание и соци-альное творчество .

Репродуктивные действия - действия, главная цель которых заключается в сохранении и поддержании нормального функциониро-вания конкретного социального института (социальный контроль). Социальное отрицание - действия, направленные на упразднение каких-то элементов обще-ственной жизни (критика существующих недостатков). Социальное творчество - действия, направленные на созидание новых форм социальных отношений и раз-витие общественного сознания (изобретательская и рационализаторская деятельность).

В зависимости от способа достижения желаемого все действия, направленные на изменение поведения людей, также можно разделить на два вида: негативное принуж-дение и позитивное убеждение . Негативное принуждение чаще всего проявляется в виде приказов и запрещений нежелательного поведения. Позитивное убеждение осно-вывается на действии таких средств, которые вызывают желательное поведение индивида или группы без приме-нения угроз и репрессий.

Существуют и другие способы классификации соци-альных действий.