Фурье кратко. Социально-экономические взгляды фурье. Другие биографические материалы

Ш. Фурье (1772-1837). Франсуа Мари Шарль Фурье родился в семье купца в городе Безансоне. Всю жизнь Фурье трудился в торговле. Свободное время Фурье тратил на пополнение своего образования. Гениальный самоучка с одинаковым интересом изучал физику, астрономию, но главным образом философию древних греков - Платона, Аристотеля и просветителей (Руссо и др.).

Литературной деятельностью начал заниматься с 1800 г. Основные работы Ш. Фурье: «Теория четырех движений и всеобщих судеб» (1808), «Трактат о домашней и земледельческой ассоциации» (1822), «Ложная промышленность, раздробленная, отталкивающая, лживая, и противоядие - промышленность естественная, согласная, привлекательная, истинная, дающая учетверенный продукт» (1835- 1836).

Методу Фурье присущ историзм, а также материалистические тенденции и черты диалектики. Он составил таблицу развития человеческого общества, включающую 32 периода. Описание этих периодов было дано фантастическое; научное значение ее состояло в том, что в ней утверждалась идея о закономерности общественного развития от низших форм к высшим.

Особое внимание в своих произведениях Фурье уделял критике капитализма, указав на исторически преходящий характер этого строя. Фурье характеризовал капитализм как строй, противоречащий «естественному порядку», строй несправедливый, антинародный, безнравственный. Одним из главных источников бед капитализма Фурье считал капиталистическую торговлю. В специальной работе «О торговле» он утверждал, что в буржуазной торговле царит спекуляция и бесстыдное мошенничество. Фурье требовал искоренения «всех видов торгового грабительства». Ф. Энгельс высоко оценил критику капиталистической торговли Фурье, отметив, что своей критикой торговли Фурье подводил к мысли о признании капиталистического общества негодным и необходимости его реорганизации. Большое внимание, которое уделил Фурье критике торговли, привело к тому, что он придавал первостепенное значение в обществе отношениям распределения.

Характеризуя капитализм, Фурье классифицировал монополии, выделив: «а) кооперативную монополию или монополию замкнутых объединений, б) казенную монополию или государственное управление, в) колониальную, или экзотическую, монополию, г) простую морскую монополию и д) сложную феодальную монополию». Достоинство классификации монополий Фурье состоит в теоретическом обобщении экономических явлений и характеристи

ка ке тенденций их развития. Фурье предвидел замену свободной конкуренции монополиями Ч

Критика капитализма Фурье вскрыла обреченность этого строя. Фурье считал, что реформами спастись нельзя. «Задача моя,- писал он, - не в том, чтобы улучшить цивилизацию, а в том, чтобы привести ее в замешательство и зародить в людях желание лучшего социального механизма, показать им, что строй цивилизации нелеп как в целом, так и в частности...»49 Но Фурье, как и все социалисты-утописты, не видел правильных путей перехода к будущему строю, он надеялся, что с помощью отдельных благотворителей из среды капиталистов возможно создание ассоциаций и мирным путем перейти к «гармоническому обществу».

Будущее общество Фурье представлял как справедливое и гармоничное, состоящее из ассоциаций, созданных без принуждения, на основе широкого удовлетворения всех потребностей людей. Социальная гармония приведет, по его мнению, к установлению «всеобщего единства» на земле, к исчезновению войн, нищеты и несправедливости 50. Фурье предполагал, что в будущем произойдет слияние классов и будет создано бесклассовое общество, основанное на подлинном человеколюбии, потребности людей распространять вокруг себя очарование. Будущее гармоничное общество Фурье представлял себе состоящим из производственных ассоциаций, которые он называл фалангами, а поселения - фалангстера- ми. Каждая фаланга, по его мнению, представляет собой земледельческо-промышленное объединение примерно в 1600-1800 человек. Внутри фаланги люди объединены в серии, включающие разных людей по возрасту, по характеру, по знаниям и по имуществу. Основным видом труда Фурье считал земледелие, промышленности он отводил второстепенную роль. Фурье отмечал, что в будущем обществе у людей изменится отношение к труду: если при капитализме труд был тяжелой обязанностью, то для членов фаланги он превратится в наслаждение, в естественную жизненную потребность. Стимулами к труду будет соревнование, самолюбие и в малой мере материальный интерес. Разработанный Фурье вопрос о производительной силе соревнования в будущем обществе явился вкладом в теорию политэкономии социализма и коммунизма.

Чтобы труд в гармоничном обществе был производительным и приятным, Фурье выдвигал ряд условий: он предлагал заменить систему зарплаты участием в прибылях; рабочий день каждого труженика, по его мнению, должен складываться из сеансов по полтооа-два часа самых разнообразных работ, чтобы избежать снижения производительности труда из-за переутомления однообразием деятельности; обязательно требовал напряженного соревнования между сериями.

Воззрения Фурье о характере труда в будущем обществе содержат много интересных и правильных предвидений. Однако ему г/рисуще, как отмечал К. Маркс, наивное толкование труда как простой забавы, удовольствия, сведение процесса труда к спортивным играм. Фурье подчеркивал лишь привлекательность труда* приносящего людям радость, веселье и счастье. А между тем не следовало забывать о чувствах долга тружеников будущего общества, о борьбе и трудностях этого серьезного дела.

Проблему распределения Фурье поставил в зависимость от трех факторов: труда, таланта и капитала. По капиталу распределялось 4/12 всей продукции фаланги, по труду - 5/12, по таланту-3/12. Такое распределение он считал справедливым и отвечающим гармоничному сотрудничеству классов.

В целом учение Фурье было высоко оценено К. Марксом и Ф. Энгельсом. Учение Фурье оказало влияние на социально-экономическую мысль во Франции, Англии, Германии, Италии. В 30- 40-е годы в Северной Америке развитие идей утопического социализма получило название «Фурьеристского периода». В России идеи Фурье восприняли декабристы, ими также интересовались

А. И. Герцен, Н. П. Огарев, Н. Г. Чернышевский. 1.

(1772 - 1837)

     Франсуа Мари Шарль Фурье - французский социалист-утопист. Родился 7 апреля 1772 года в Безансоне в семье торговца одеждой. В годы Великой французской революции участвовал в Лионском антиправительственном восстании. Его семейная собственность была конфискована, а самого Фурье посадили в тюрьму. Спустя некоторое время он был призван на военную службу. В 1799 году стал коммивояжером. Во время одной из деловых поездок Фурье обратил внимание на то, что яблоко в парижском ресторане стоит в сто раз дороже, чем в Безансоне. Это стало моментом озарения - постижения сути "нового социетарного порядка". Фурье предпринимал неоднократные попытки заинтересовать своими концепциями официальных лиц, но поддержки так и не нашел. В 1808 году он опубликовал свой главный труд - "Теорию четырех движений и всеобщих судеб". Согласно Фурье, стержнем идеальной системы социальной организации является фаланга. Она заключает в себе идею всеобщего братства и основывается на соответствии частных и общих интересов. Фаланга строится на сельскохозяйственной основе, но предполагает взаимодействие с промышленным производством. В ней объединяются от 1700 до 2000 человек. При свободном проявлении способностей одна личность дополняется другой, что составляет основу счастья всех вместе и каждого в отдельности. Работа в фалангах привлекательна, поскольку труд соответствует способностям и наклонностям каждого индивидуума. Рабочие бригады создаются на основе взаимной любви. Каждая бригада в психологическом отношении представляет "серию". К другим "сериям" она относится как к конкурентам, но без враждебности, свойственной классовому обществу. Предполагалось, что члены фаланги могут менять занятия, удовлетворяя "инстинкты приятной изменчивости". В процессе разнообразных занятий человек может испытывать чувство любви, соперничества или причастности к "каббалистическому". Под последним понятием Фурье подразумевал "притяжение" к загадочному, таинственному. Все эти инстинкты, считал он, следует воспринимать как дар Божий и высвобождать, а не подавлять их, как это происходит в современном обществе, где они превращаются в разрушительные страсти. На протяжении всей жизни Фурье пересматривал и уточнял свои идеи, вводя в "систему" новые термины и теории. Самые важные из его последних работ - "Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации" (1822), "Новый хозяйственный социетарный мир" (1829) и "Ложная промышленность" (1835-1836). Умер Фурье в Париже 10 октября 1837 года. На основе его идей сложилась "социетарная школа", приверженцем которой стал В. Консидеран. В середине 19 века система Фурье, переработанная и уточненная, оказывала заметное влияние на мыслителей, устремленных к поиску нового социального идеала. Последователи Фурье провели социальный эксперимент в США на знаменитой Брук-Фарм в Роксбери (штат Массачусетс).

Т. КАМПАНЕЛЛА, Р. ОУЭН, К. А. ДЕ СЕН-СИМОН,

Активное развитие экономики вместе с положитель­ными результатами принесло и ряд негативных: увеличение разницы между самыми богатыми и самыми бедными, бедность, голод и т.д. Наличие большого количества негативных последствий экономического развития ста­ло причиной формирования теорий утопического социализ­ма, представители которого исходят из идеальной модели развития общества, отсутствия частной собственности, ра­венства прав, отсутствия бедности. Яркими представителя­ми этого направления экономической мысли являются Р. Оуэн, К.А. де Сен-Симон, Ш. Фурье, Т. Кампанелла, видевшие сво­ей главной задачей борьбу с бедностью. Они противопоставляли свои разработки классической политической эконо­мии, отвергая ее как вредную и ненужную.

Роберт Оуэн (1771-1858) - один из видных пред­ставителей утопического социализма. В работах «Кни­га о новом нравственном мире», «Доклад графству Нью-Ланарк», «Об образовании человеческого характера» он предлагал способы преобразования общества. Р. Оуэн исхо­дил из трудовой теории стоимости, но считал неправиль­ным возникновение прибыли. Для него стоимость товара дол­жна определяться только количеством затраченного на его производство труда. Р. Оуэн считал, что правильная органи­зация экономики в результате эффективной государственной политики может обеспечить приемлемое качество жизни каждому человеку. К основным методам управления экономикой он относил законодательные акты.

Клод Анри де Рувруа Сен-Симон (1760-1825) - основатель утопического социализма, активно прод­вигавший свои идеи на практике. Он автор таких из­вестных произведений, как «Катехизис промышленников», «О промышленной системе», «Письма женевского обитателя к современникам». Главная цель функционирования эконо­мики для него - это постоянное развитие. Развитие должно происходить только поэтапно. Он обосновывал необходи­мость полного государственного регулирования экономи­ческих процессов за счет постепенного сведения функций государства к чисто экономическим. Сен-Симон исходил из того, что частная собственность - это непременное условие экономического прогресса. Он считал основным классом класс производственников, которые постепенно должны встать во главе государства. Непромышленный класс - это люди, которые не создают своим трудом блага, таких не дол­жно быть в общественной структуре. Экономика должна по­стоянно развиваться, в результате чего будет создана струк­тура, в которой все подчинено интересам производства.

Шарль Фурье (1772-1832) - представитель социали­стического утопизма, предложивший специфическую модель идеального устройства будущего общества, жил и работал во Франции. Ему принадлежат такие известные тру­ды, как «О трех внешних единствах», «Новый хозяйственный и социетарный мир, или Открытие способов привлекательного и природосообразного труда, распределенного в сериях по страсти», «Теория четырех движений и всеобщих судеб». Ш. Фурье исходил из того, что существующая экономическая система направлена на эксплуатацию многих людей неболь­шой группой собственников. Он считал необходимым искоре­нение из структуры общества непроизводственного класса, к которому относил торговцев, собственников производства и т.д. Для того чтобы рабочий напрямую получал результаты своего труда, необходимо создание кооперативных произ­водств, собственниками которых являлись бы рабочие. В со­временном понимании это акционерное общество.


Томмазо Кампанелла (1568-1639) в книге «Город Солнца» описал идеальную модель общества, где от­сутствует частная собственность, труд длится четыре часа в день, а все остальное время граждане посвящают ис­кусству.

Представители утопического социализма внесли большой вклад в развитие современной экономической теории, сфор­мировав понятия социально-ориентированной экономики, за­дач государства, качества жизни человека и т.д.

ШАРЛЬ ФУРЬЕ (1772 - 1837)

Многотомное издание сочинений Фурье начало издаваться в Париже в 40-е годы XIX века. «Социетарным» книгоиздательством. Основные сочинения Шарля Фурье: «Заблуждение разума, доказанное смехотворными сторонами неопределенных наук», «Теория четырех движений и всеобщих судеб», «О близости социальной метаморфозы», «О гарантизме», «Межсумочным или близлежащем лимбе», «Новый хозяйственный и социетарный мир», «Новый хозяйственный мир».

Цель его учений не улучшить старую цивилизацию, а уничтожить его и вызвать желание изобрести лучший социальный механизм, доказывая, что порядок цивилизаций нелеп.

Фурье во всех своих сочинениях горячо пропагандировал право на труд и решительно выступал против концепции «естественного права», развивавшейся такими западно-европейскими мыслителями XVII - XVIII вв., как Руссо, Монтескье, Дидро и др. Эти мыслители считали, что принципы свободы и равенства вытекают из естественной природы человека и не зависит от социальных условий. Фурье резко отрицательно относился к теории общественного договора, сторонники которой считали, что государство возникло в результате добровольного договора между людьми; якобы необходимость охраны собственности и безопасности вынудила людей отказаться от части естественных прав в пользу государственной власти.

Теория общественного договора была особенно распространена в эпоху буржуазных революций XVIII - XIX вв. Она тесно связана с концепцией «естественного права». Развивали идею общественного договора Дидро, Гоббс, Руссо. Фурье выступал последовательным критиком «общественного права» и «общественного договора».

Фурье считал основным видом общественного производства сельское хозяйство. По его мнению, склонности к сельскохозяйственному и промышленному труду распределяются у людей в отношении 3:1, поэтому промышленность находится в системе общественного труда на втором месте. Ассоциация будущего должна быть, прежде всего, земледельческой, пребывание в деревне люди будут предпочитать городской жизни.

Фурье полагал, что капитал, труд и талант являются тремя факторами, определяющими плоды производственной деятельности и называл эти факторы производственными данными. У Фурье не было четкого определения классов, которые он не редко называл «кастами», вместе с тем он неоднократно отмечал противоположность и враждебность классов общества при строе цивилизации. Обычно Фурье различал два основных класса- богатых и бедных. Фурье считал классовую борьбу «междоусобную войну классов» величайшим несчастьем для человечества. По мысли Фурье, социетарный порядок, не устанавливая социального равенства, приведет к сотрудничеству классов на основе гармонии интересов, к слиянию в единых производственных и иных общественных объединениях. В понятие «роскошь» Фурье вкладывал отличное от общественного содержание. Понимая под «внутренней роскошью»- здоровье, а под «внешней роскошью»- богатство, он объединял их в едином понятии «роскошь». Фурье считал, что при строе цивилизации, роскошь внутри противоречивое, т.к. она является индивидуальной принадлежностью немногих, пользующихся ею за счет многих; при строе гармонии, роскошь должна стать единой и коллективной, и превратиться в стимул к повышению производительности труда, тем самым к росту богатства, при этом частная собственность не исчезнет, а подчинится интересам общества.

Фурье называл «социетарным» общественный строй будущего, который должен прийти на смену строю цивилизации. «Строй цивилизации, где царят обман и отталкивающий труд, будет наименован миром навыворот, а социетарный строй- миром в прямом смысле, основанном применении правдивости привлекательного труде. Особенно для ученых и деятелей искусства социетарный строй будет новым миром и миром в прямом смысле: они обретут здесь сразу предмет своих самых пылких желаний - безмерное богатство, в двадцать и в сто раз больше, чем то, на какое они могут надеяться при состоянии цивилизации».

«В прочем, строй цивилизации занимает последовательном ряду ступеней движения важную роль, потому что именно он создает движущие силы, необходимые для того, чтобы направиться по пути к ассоциации: он создает крупное производство, высокие науки изящные искусства. Следовало воспользоваться этими средствами, чтобы подняться выше по восходящим ступеням общественного развития».

Категория «страсть» - одна из важнейших в теоретических построениях Фурье. Фурье полагал, что поскольку мир подчиняется законам движения, существует два порядка этих законов: закон материального движения - притяжения и закон социального движения - влечение страстей или притяжение по страсти. Первый был открыт Ньютоном, честь открытия второго закона Фурье присваивает себе. Открытый им закон, полагал Фурье, лежит в основе социального кодекса, который приведет человечество к строю гармонии. Чтобы открыть путь к лучшему общественному устройству, надо понять предустановленный Богом план социального порядка, соответствующий природе человека. Определяющими свойствами природы человека Фурье признает страсти.

«Притяжение по страсти - это побудительная сила, данная природой раньше способности рассуждать и упорная, не смотря на противодействие разума, долга, предрассудка и пр.» Установление нормального общественного порядка создает такие условия, при которых свободное удовлетворение страстей обеспечивает, гармоническое сочетание интересов всех членов общества. Бог, по мнению Фурье, управляет миром по средствам притяжения, а не посредством принуждения. Счастье каждого - в удовлетворении его страстей и полном их развитии. Чтобы достигнуть общего счастья, необходимо найти средства удовлетворить страсти всех людей. Свойственные человеку страсти распадаются, по Фурье, на три группы. Самые важные страсти распределительные, их три: страсть к соревнованию или интрига, страсть к разнообразию и страсть к творчеству энтузиазм. Полное развитие страстей человека создает еще одну, тринадцатую страсть - гармонизм или унитеизм. Гармонизм - стремление человека согласовать свое счастье со счастьем всего окружающего мира, всего человечества.

В основе учения Фурье лежит «сериальный принцип», который якобы действует в природе и обществе, устанавливая равновесие между различными видами движения. Сериальный принцип устанавливает гармонию, между страстями, движущими людьми. По мнению Фурье, общественная организация связана с необходимостью создания серий - специализированных трудовых общностей; серия является основной общественной ячейкой социетарной фаланги.

Фурье впервые высказал в печати свои идеи о будущем обществе в 1803 г. 3 декабря 1803 г. В газе появилась невинная статья «Всемирная гармония», где в зародышевой форме уже заключены основные положения социального учения Фурье: признание полной несостоятельности философских и политических систем; провозглашение необходимости новой социальной науки, дающей анализ и синтез «притяжения по страсти как основы социального движения; критика существующего «строя цивилизации» как строя не только неразумного, но и преходящего; возвещение грядущего «строя гармонии».

С тех пор до самой смерти он разрабатывает свою теорию. Будущее общество должно состоять из общин или объединений - фаланг. Фаланга - это наименование Фурье дает ассоциации социетарного строя. Фаланга - это ассоциация производителей. Это основная организация, построенная на принципе соответствия частных и общих интересов, в основе которых лежит гармоническое притяжение страстей.

Фаланга строится в первую очередь на сельскохозяйственной основе, Однако, ее члены не пренебрегают и различными промышленными работами. В составе фаланги 1600 - 2000 человек. Для каждого рода работ организуется ряд серий. Каждая серия занимается отдельным видом труда; существует серия плотников, ткачей, огородников, садоводов, скотников и многие другие.

От слова «фаланга» Фурье образовал слово «фаланстер», до него не существовавшее для обозначения населения фаланги.

Жилые помещения фаланстера сдаются за особую плату и, каждый снимает то, что отвечает его средствам. На этих же началах организовано и питание: все члены фаланги питаются в общих столовых, но имеют различные меню, в зависимости от своей состоятельности.

Фаланга - акционерное предприятие. Сам фаланстер, а так же земельный участок, на котором он расположении, инвентарь, строительный материал - все это создается и покупается на деньги, собранные от продажи акций. Точно также и доход фаланги распределяется не только соответственно труду, но и соответственно внесенному капиталу. Весь доход делится на 12 частей. Пять двенадцатых приходится на долю труда, три - на долю таланта, четыре - на долю капитала. Высокий процент дохода на капитал, полагает Фурье, привлечет в фалангу богачей, прибыль которых здесь будет большей, нежели они получают в современном обществе.

Хотя в фаланге состоят и бедные, и богатые, Фурье утверждает, что между ними нет и не может быть серьезных противоречий, поскольку каждый член фаланги заинтересован в ее процветании, зная, что только в этом случае будут возрастать его личные доходы. Отсутствие наемного труда приводит к тому, что бедный смотрит на богатого как на коллегу, с которым тесно связано т его благосостояние. С течением же времени, полагает философ, наступит полное слияние различных общественных классов: богачи, вовлекаясь в общественный труд, станут такими же производителями, как и бывшие бедняки; бедняки же смогут покупать акции и станут вследствие этого получать доход не только от труда, но и от капитала. Так постепенно ассоциация устранит все общественные пороки и установит полную гармонию.

Заглавие «Новый хозяйственный мир» показалось мне наиболее точным для обозначения этого прекрасного социетарного порядка, который среди прочих свойств обладает свойством создавать трудовое притяжение: при нем увидят, как наши празднолюбцы даже щеголихи будут на ногах и с 4-х часов утра, зимой, как и летом, чтобы с жаром отдаться полезным работам - уходом за садами и за птичниками, занятиям домоводством, фабричным производством и другим, в отношении которых механизм строя цивилизации внушает отвращение всему богатому классу. Все эти работы станут привлекательными благодаря влиянию совершенно неизвестного распределения, которое я буду называть сериями по страсти, или сериями контрастных групп. Это - механизм, к которому тянутся все страсти, единственный порядок, соответствующий требованиям природы».

В каждом объединении люди разбиваются на группы 7 - 9 человек в группе каждый работает не более 2-х часов. Сначала человек, например, работает в группе лесников, затем в группе косцов, потом работает на фабрике. «Действуя очень короткими сеансами, самое большее по полтора - два часа, каждый может заниматься в течение дня семью - восьмью родами привлекательных работ, разнообразить следующий день, посещать группы, отличные от тех, что накануне; этот образ действия - одиннадцатой страсти, именуемой напийонной, которая влечет к тому, чтобы порхать от удовольствия к удовольствию, избегать чрезмерностей, в которые беспрестанно впадают люди строя цивилизации». 1

«В физическом отношении он создает санитарное равновесие: здоровью непременно наносится ущерб, если человек отдается двенадцать часов однообразной работе - тканью, шитью, письму или другой работе, которая не упражняет последовательно всех частей тела и ума. В этом случае наносится ущерб даже действенной работой по земледелию, как и работой конторской: одна приводит в изнеможение члены и внутренние органы, другая портит твердые и жидкие составные части организма».

«Папийона - путь равновесия между духовными и телесными способностями, залог здоровья тела и развития ума. Одна только она может создать то всеобщее благожелательство, о котором мечтают философы, и рассеивают сотрудников одного дела в сотне других групп, то из этого сцепления происходит то, что каждая группа имеет друзей во всех прочих; это нечто противоположное механизму строя цивилизации, где каждая профессия безразлична к интересам других, зачастую даже враждебных им».

Совершенные приемы труда, свободное избрание каждым профессии, соответствующей его склонностям, разнообразие занятий в течение дня в кругу дружественных друзей приведут, по мнению Фурье, к значительному росту производительности труда и к резкому возрастанию богатств все фаланги. Труд станет не тяжкой обязанностью, а наслаждением, и все будут охотно трудиться. Фурье писал, что в таких условиях исчезнет конкуренция в буржуазном обществе.

Люди будут не конкурировать, а соревноваться. Это была одна из догадок Фурье об особенностях социалистического строя.

Фурье уделяет большое внимание внешней обстановке и быту фаланги. Он поселяет всех членов фаланги в общем громадном здании, расположенном в центре ее территории. Это здание и есть фаланстер. Это должно быть прекрасное здание типа Версальского дворца. Центральная часть его отводилась для общественных учреждений: столовых, библиотек, «виржи», храма, телеграфа, зимнего сада и т.д. В одном крыле будут расположены мастерские, в другом - большие залы для собраний и жилые помещения. Домашнее хозяйство станет ненужным, т.к. каждый будет питаться в общественной столовой. Фурье уделяет большое внимание общественному питания в фаланге, придавая большое значение чувству «вкуса». При строе цивилизации хороший «вкус» является принадлежностью немногих, при строе гармонии хорошие и утонченные вкусы станут достоянием всех. «Гастрономия, которую Фурье противопоставлял «гастронолатрии» - чревоугодию, должна, по его мнению, превратиться в «гастрософию» - науку высокой социальной политики, основанную на химии, агрономии, медицине и кулинарии. Женщины будут пользоваться равными правами с мужчинами, и работать вместе с ними. Фурье был сторонником разнообразных любовных связей; в соответствии с этим он предлагает для фаланги три любовных разряда: 1) супругов и супруг, образующих прочную семейную связь для воспроизведения потомства; 2) дамуазелов и дамуазелей, которые меняют свои связи, но всегда имеют только одну связь; Галантов и галанток, предпочитающих разнообразные и мимолетные связи.

Дети, по мнению Фурье, являются главной пружиной социетарной гармонии и трудового притяжения. «Поэтому с воспитания надо начинать, тем более, что оно будет той отраслью механизма, какую придется наладить первой, так как дети, будучи лишь в малой степени извращены предрассудком и проявлениями недоверчивости, будут более послушны притяжению, чем отцы; они отдадутся ему полностью с первой же недели и очень скоро выявят превосходство строя серий по страсти. Социетарное воспитание имеет целью осуществлять полное развитие физических и умственных способностей, применять их все, даже развлечения, к производительному труду».

Уже с трех лет малыши начнут трудиться, заботиться о цветниках, украшении залов и т.д. Наряду с трудом, дети будут обучаться различным наукам, а кроме того, соответственно склонностям, обучаться на музыкальных инструментах. «Если человек должен жить от труда земледельческого и промышленного, то надо сделать его сельским хозяином и фабричным производителем до того, как делать из него ученого. Таков ход воспитания при строе гармонии, где ребенок, будь он хоть наследником мирового престола, воспитывается в садах птичниках, мастерских и кухнях какой-нибудь фаланги, как только он умеет ходить; там он становится земледельцем и промышленным производителем, прежде чем заняться науками: к ним он приступает лишь мало-помалу и, как к вспомогательным добавлениям, к производительным работам.

В которые он включается постепенно с 2-х до 4-х лет. Затем он требует обучения для того, чтобы применять его к этим работам, в которых он горит нетерпением совершенствоваться».

В результате всех этих мер, по мнению Фурье, уничтожатся общественные противоречия, и установится согласие и доброжелательность всех людей, наступит всеобщая гармония. Население всего земного шара объединится в фалангах. Все будут жить во дворцах-фаланстерах, поэтому не будет городов и деревень. Фурье страстно верил во всеобщее преобразование при строе гармонии и полагал, что сама природа, животные, растения изменятся для блага людей. Растают льды на полюсах, улучшится климат, люди станут собирать по два урожая в год. Земля обзаведется четырьмя искусственными лунами, более светлыми, чем наша Луна, и благодаря этому, ночи станут столь же светлыми, как дни. Вместо хищных зверей и вредных насекомых появятся антильвы, антиакулы и антикрокодилы, которые будут служить человеку». Социетарный строй возведет в домашнее состояние много видов, удалившихся в воды и леса из-за жестокости людей, строя цивилизации или их предрассудков. Строй ассоциации будет иметь парки прирученных зайцев, как мы имеем парки прирученных кроликов… Строй ассоциации будет иметь стада различных водоплавающих и лесных птиц столь же легко, как мы имели стада гусей».

Вода в морях приобретет вкус лимонада. Изменится и организм человека. По определению Фурье высший хозяйственный совет фаланги, состоящий из высоких должностных лиц каждой серии, ареопаг - исключительно совещательный орган, отражающий «могущество общественного мнения.

Фурье отрицательно относился ко всем известным историческим формам демократии, считая, что демократия - это только химера. На этом основании, Фурье считает нелепой цель революционеров, создание республики, он не верит в избирательное право. Выдуманная Фурье система управления в горманическом обществе соответствует его идее «притяжения по страсти». Учитывая страсть людей к величию, славе, Фурье сохраняет высокие титулы и звания, носители которых никаких реальных функций власти не имеют, Фурье рассчитывал, что высокие звания, присваиваемые за особые заслуги перед обществом, смогут быть использованы в качестве стимула для усиления трудового соревнования.

Чтобы осуществить свои идеи, Фурье считал, что достаточно организовать несколько правных фаланг, и все человечество немедленно последует этому примеру. Через 5 - 6 лет на всей земле воцарится новый общественный строй, при котором интересы каждого человека и всего общества сольются воедино. Дело заключается лишь в том, полагал Фурье, чтобы убедить богатых дать деньги для устройства фаланг. В течение 30 лет Фурье писал письма и посылал свои книги капиталистам, правительствам, императору Наполеону, царю Николаю I, министрам и ученым. Фурье сообщал всем, что сделал выдающееся открытие, как преобразовать порочный буржуазный строй и создать условия для счастья людей. С этим открытием, сообщал он, можно познакомиться, прочитав его книги. «… Кто будет видеть фалангу, изумительные явления вызовут на земном шаре такое ошеломление, что все состоятельные люди захотят совершить путешествие и увидеть собственными глазами столь непостижимые следствия… При виде этого социетарного волшебного зрелища, этих проявлений согласия, этих чудес, этого океана величайших наслаждений, произведенных одним только притяжением, или божественным побуждениям, мы заметим как рождается неистовство восторга перед богом, творцом столь прекрасного порядка, и бессчетный совершенствуемый строй цивилизации будет покрыт всеобщими проклятиями. Его политические и моральные библиотеки будут оплеваны, изорваны в первый миг гнева и отданы на самые низкие виды использования, вплоть до того, чтобы перепечатывали их с критическими пояснениям».

Фурье предлагал богачам дать деньги для организации первых фаланг, Ежедневно в 12 часов дня, сообщал Фурье, он ожидает дома прихода богатых посетителей. Он, конечно, не дождался их прихода.

Фурье отрицательно относился к борьбе классов, боялся новых революций и хотел преобразовать общество мирным и «безболезненным» путем, не задевая интересов капиталистов.

В последний период своей жизни, Фурье оставался оторванным от масс мыслителем-одиночкой, социальным утопистом.

Все свои надежды он продолжал возлагать на возможный, и даже может, неизбежный, по его мнению, единовременный и безболезненный переход человечества к строю ассоциации.

При всей неколебимой вере в свою правоту, одинокий искатель на закате дней не раз испытывал разочарование и горечь. Но вместе с тем, у него это сочеталось с гордой уверенностью в том, что его творческий подвиг, будет понят и оценен обновленным человечеством будущего:

«…И как мудрец из мудрецов,

До грани будущих веков

Я возношусь к бессмертной славе».

С такими чувствами подводил итоги своих жизненных трудов мечтатель, целиком отдавшись миру своих утопических идей, не понятый современниками.

Шарль Фурье благодаря классикам марксизма-ленинизма закрепился в сознании людей как социалист и утопист. Но мало кто знает, что обличитель "эксплуатации человека человеком" был мистиком, призывавшим учитывать некий "космический инстинкт". Не миновало Фурье и увлечение символизмом. "Капуста — это эмблема таинственной любви", — написал как-то он.

Пропагандист феминизма и прочих общественно-социальных утопических теорий окунул нарождающийся пролетариат и рабочее движение Европы в стихию милой его сердцу оккультной мифологии. В отличие от своих предшественников, помещавших Золотой век человечества в историческое прошлое, неисправимый мечтатель Фурье предсказывал его появление только в будущем.

Франсуа Мари Шарль Фурье (François Marie Charles Fourier) родился 7 апреля 1772 года в Безансоне (Besançon) и был единственным сыном местного богатого негоцианта, торговавшего сукном. В семь лет он дал торжественную клятву в вечной неприязни ко всяческой коммерции. Случайно подслушав разговор отца, когда тот бахвалился, что надул своего соседа при продаже тканей, французский аналог "Павлика Морозова" пошел к другу семьи и все честно тому пересказал. За этот поступок отец его жестоко вздул. "Слабый и болезненный, он с раннего детства отличался наклонностью к мечтательности и всему предпочитал занятия музыкой и чтение книг, — сообщает нам дореволюционное издание энциклопедического словаря Ф. А.Брокгауза и И. А.Ефрона. — Уединение развило в нем сильное воображение, наложившее резкую печать на всю его систему".

Когда отец Фурье умер - предприятие пришло в упадок. Шарлю пришлось бросить учебу и самому встать за прилавок. Увы, уже за чужой. Их он переменил немало. При этом он объездил много европейских государств. Ненависть к корыстолюбцам лишь крепла и росла в его душе. В своих мемуарах Фурье описал случай, когда некий знаменитый в то время французский гастроном, которому в ресторане подали на десерт яблоко, уплатил за него в 12 раз раз больше стоимости того же фрукта, купленного у крестьянина. В 1793 г. Шарля Фурье завербовали в действующую армию, в отряд конных егерей. Через два года он по болезни вышел в отставку и поступил приказчиком к хлебному торговцу в Марселе. Позже Фурье подвизался биржевым маклером без законного свидетельства в Лионе. При всей своей связи с миром торгашей, Фурье — человек разносторонних интересов: он измышляет новую, упрощенную систему нотописания; придумывает устройство сначала деревянных, а затем и металлических рельсов; представляет в военное министерство проект продовольствия армии по новому способу; пишет записку о мерах для ускорения перехода войск с берегов Рейна в Италию; сочиняет и представляет префекту проект учреждения особого класса маклеров для транспортирования кладей. В лионских журналах под его инициалами выходит несколько стихотворений, затем публицистических статей.

Познакомившись с работами великого физика Ньютона, Фурье посетило озарение: закон тяготения присущ не только небесным телам, но и общественной жизни. Движение планет и социальное движение индивидов подчиняются одним и тем же законам. "Группы звезд Млечного пути представляют собой владения "амбиции", группы планет у Солнца представляют собой владения "любви", группы планетных спутников — владения "отцовства", — вещал Фурье. — "Владения дружбы калькированы на владениях круга, любви — на владениях эллипса".Первое солидное сочинение Фурье "Теория четырех движений и всеобщих судеб" (Théorie des quatre mouvements et des destinées générales: prospectus et annonce de la découverte) вышло в свет в Лейпциге в 1808 году, хотя,по его признанию, основания его общественно-экономического учения были открыты им еще в 1799 году.

"После выхода в свет этой книги он бросил занятия маклерством и жил некоторое время на пенсию в 900 франков, которую по завещанию матери должны были выдавать ему сестры. Впрочем, эта пенсия выдавалась ему всего лишь несколько лет, и к 1822 г. он вновь должен был добывать себе пропитание сначала в Париже, а с 1825 г. в Лионе, получив там место кассира одной промышленной конторы. Издание книги навлекло на него одни лишь насмешки, и только в 1816 г. он приобрел себе первого ученика в лице Жюста Мюирона", — свидетельствует словарь Брокгауза и Ефрона.

Произведя математические расчеты Фурье заключает, что для гармонического совместного проживания необходима группа, состоящая из 810 мужчин и равного числа женщин. Такая группа названа им "фаланстер" — Phalansterium, или по-французски Phalanstère, от древнегреческой воинского соединения "фаланга" — Phalanx, и латинского Monasterium — "монастырь". Фаланстеры обеспечат людям рай земной. Дело за малым. Нужно найти богатого спонсора, который даст денег на покупку земли и обустройство территории в 1600 гектаров для одного фаланстера. Фурье вещал о "плодоносных пустынях, опресненных морях, чья вода отдает фиалками, о вечной весне".