Создание организации народная воля год. История России XIX–XX вв

Народная воля. Возникновение, участники, деятельность. Оценки в исторической литературе

1.2 Деятельность партии «Народная воля»

Идеи Ткачева о захвате политической власти революционерами и об использовании государства для осуществления социалистических преобразований, не пользовавшиеся популярностью среди исповедовавших аполитизм народников 1870-х годов, фактически нашли свое воплощение в деятельности «Народной воли», хотя сами народовольцы отрицали непосредственное влияние на них идей Ткачева.

В народовольческие организации, существовавшие более чем в 60 городах, входило около 500 человек, активное содействие народовольцам оказывали еще приблизительно 5 тыс. человек. Во главе организации стоял Исполнительный комитет, состоявший практически полностью из профессиональных революционеров. Название «Исполнительный комитет» точно соответствовало сути этого органа -- его члены не только задумывали, но и при помощи нескольких десятков агентов Исполнительного Комитета проводили в жизнь важнейшие народовольческие предприятия.

Организация партии «Народная воля» (наиболее крупная и значительная революционная народническая организация, возникшая в Петербурге в августе 1879) состоит из целой сети тайных кружков, группирующихся на начале централизации групп младшего порядка вокруг группы порядка высшего. Каждая группа высшего порядка пополняется лучшими силами групп порядка младшего. Вся организация стягивается к единому центру -- Исполнительному комитету. Все группы связаны между собой единством программы и плана практических действий, общностью сил и средств. Сношения между группами ведутся через агента высшей группы, входящего в состав младшей группы как ее сочлен. Интересы центра для каждого члена стоят выше интересов его группы. Поэтому центр вправе отзывать членов подгрупп на известные ему нужды, не мотивируя отозвания перед группой. Каждая группа в ведении своих дел самостоятельна и имеет свой бюджет… Все вопросы программные, а также вопросы партийной политики центр отдает на обсуждение всей организации. Решение по этим вопросам постановляет съезд представителей местных центральных групп вместе с уполномоченными от Исполнительного комитета--Исполнительный комитет следит за точным исполнением предначертаний съезда и направляет сообразно ним все силы организации. Взаимные отношения местных центральных групп между собою и к Исполнительному комитету, их круг ведения определяются особыми договорами. Такова организация по месту. В больших центрах она дробится по предметам ведения; такова рабочая организация, военная, молодежи и т. д., на том же начале автономности кружков и централизации. Таких групп много: одни из них находятся в провинции, другие - здесь, в столице. Некоторые характера боевого, общереволюционного, другие - боевые специальные, подобно рабочей дружине, но приспособленные к иной среде.

Лидерами организации были А.И.Желябов, А.Д.Михайлов, А.А.Квятковский, С.Л.Перовская, В.Н.Фигнер, Л.А.Тихомиров, М.Ф.Фроленко, А.И.Баранников и др.

Организация носила строго централистический и конспиративный характер. Печатные органы -- газета «Народная воля» и революционное социально-политическое обозрение «Вестник «Народной воли».

Из записок В.Н.Фигнер: «В то время, как фракция «Черного Передела» сохранив в главных чертах программу «Земли и Воли», лишь подчеркнула в ней непосредственную деятельность в народе и необходимость организации его для экономической борьбы против буржуазии, народовольцы в основании своей программы положили начало совершенно новое, Этим началом было значение и влияние централизованной государственной власти на весь строй народной жизни. Этот элемент играл, по их мнению, громадную роль во все моменты нашей истории. Таким образом, в сфере экономической современное государство представлялось «Народной Воле» крупнейшим собственником и главнейшим самостоятельным хищником народного труда, поддерживающим других, более мелких эксплуататоров.

Этому-то владыке русской жизни -- государственной власти, опирающейся на несметное войско и всевластную администрацию, -- объявила войну революционная фракция «Народной Воли», назвав правительство, в его современной организации, главнейшим врагом народа во всех сферах его жизни. Этот тезис и его следствия: политическая борьба, перенесение центра тяжести революционной деятельности из деревни в город, подготовление не восстания в народе, а заговора против верховной власти, с целью захвата ее в свои руки и передачи народу, строжайшая централизация революционных сил, как необходимое условие успеха в борьбе с централизованным врагом, - все это вносило настоящий переворот в революционный мир того времени. Эти положения подрывали прежние революционные взгляды, колебали социалистические и федералистические традиции организации и нарушали всецело ту революционную рутину, которая уже успела установиться за истекшее десятилетие. Поэтому немудрено, что для того, чтобы сломить оппозицию и дать новым взглядам окончательное преобладание в революционной среде, потребовалось 1 - 1 1/2 года неутомимой пропаганды и целый ряд ослепительных фактов... Считая воплощение социалистических идеалов в жизнь делом более или менее отдаленного будущего, новая партия ставила ближайшей целью в области экономической передачу главнейшего орудия производства -- земли -- в руки крестьянской общины; в области же политической -- замену самодержавия одного самодержавием всего народа, т.е. водворение такого государственного строя, в котором свободно выраженная народная воля была бы высшим и единственным регулятором всей общественной жизни. Самым пригодным средством для достижения этих целей представлялось устранение современной организации государственной власти, силою которой держится весь настоящий порядок вещей, столь противоположный желательному; это устранение должно было совершиться путем государственного переворота, подготовленного заговором».

Народовольцы развернули пропаганду среди рабочих, издав специальную «Программу рабочих, членов партии «Народной воли» (1880) и выпустив три номера «Рабочей газеты» (1880-81), создали военную организацию, сумев привлечь в нее и сопутствующие ей кружки несколько сот офицеров, вели активную пропаганду среди студентов. Однако наиболее эффективным оружием народовольцев оказался террор. Организация очень быстро стала приобретать преимущественно заговорщически-террористический характер. Это отчетливо проявилось в секретной инструкции «Подготовительная работа партии» (весна 1880): «Партия должна иметь силы создать сама себе благоприятный момент действия, начать дело и довести его до конца. Искусно выполненная система террористических предприятий, одновременно уничтожающих 10-15 человек -- столпов современного правительства, приведет правительство в панику, лишит его единства действий и в то же время возбудит народные массы, т. е. создаст удобный момент для нападения».

На общественное мнение наибольшее впечатление произвел народовольческий террор. Заволновался даже царский двор, назначивший графа М.Т.Лорис-Меликова фактическим диктатором. В январе 1881 г. М.Т.Лорис-Меликов предложил царю проект созыва совещательных комиссий с участием выборных депутатов. Казалось, сбываются мечты либералов о земской Думе.

Однако народовольцы увлеклись террором. В августе 1879 года исполнительный комитет «Народной воли» объявил, что приговаривает царя к смерти. Началась настоящая охота на Александра II, было предпринято несколько попыток убить царя. Народовольцы вынесшие смертный приговор Александру II организовали в общей сложности семь покушений на императора, в том числе взрыв поезда под Москвой 19 ноября 1879 года, взрыв в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года. Взрыв в царской резиденции вызвал панику в верхах и по существу заставил власти пойти на уступки: упразднить Третье Отделение, приостановить смертные казни, начать поиски опоры в обществе. Однако казнь в ноябре 1880 года народовольцев Квятковского и Преснякова, осужденных по процессу «16-ти» 25-30 октября 1880 в Санкт-Петербурге, первый крупный процесс над членами «Народной воли». Обвинение в подготовке покушений на Александра II. Приговор: А.А.Квятковский и А.К.Пресняков к смертной казни, 4 человека к вечной каторге, остальные к различным срокам каторги и ссылки. , сделали цареубийство «делом чести» партии. 1 марта 1881 года на набережной Екатерининского канала Н.И.Рысаков метнул бомбу в царскую карету, но император даже не был ранен. Другой террорист, И.И.Гриневицкий, бросил бомбу под ноги царя. Гриневицкий был убит, а Александр II тяжело ранен и скончался через час в Зимнем дворце. В ходе следствия Рысаков выдал всех, кого знал. В апреле 1881 года публично было повешено пятеро народовольцев: Желябов, Перовская, Рысаков, Михайлов, Кибальчич. Вскоре были разгромлены «военные ячейки» «Народной воли». В подготовке цареубийства принимали участие почти все члены Исполнительного Комитета, непосредственное руководство терактом осуществила Перовская. Все эти события разрядили политический кризис, крестьянского восстания не последовало, народ жалел убитого царя.

Подготовка к покушению на императора, завершившемуся его убийством, началась осенью 1880, когда был создан наблюдательный отряд для слежки за выездами царя. Отряд состоял из учащейся молодежи, в него входило шесть человек -- И.И.Гриневицкий, Е.Н.Оловенникова, Е.М.Сидоренко, Н.И.Рысаков, А.В.Тырков, П.Е.Тычинин (руководитель -- С. Л. Перовская). Группу техников, готовивших взрывные устройства (мину и ручные метательные снаряды), составили М.Ф.Грачевский, Г.П.Исаев, Н.И.Кибальчич и Н.Е.Суханов.

Для закладки мины на Малой Садовой улице, по которой в воскресные дни иногда проезжал царь, была снята лавка для торговли сыром, в роли хозяев которой, супругов Кобозевых, выступили А.В.Якимова-Диковская и Ю.Н.Богданович. В устройстве подземной галереи для закладки мины участвовали А.И.Баранников, Богданович, А.И.Желябов, Н.Н.Колодкевич, Исаев, М.Р.Ланганс, Н.А.Саблин, Суханов, М.Н.Тригони, М.Ф.Фроленко. Взрыв мины в том случае, если бы царь 1 марта 1881 проехал по Малой Садовой, должен был осуществить Фроленко. Желябовым была сформирована также группа метальщиков, в которую вошли студенты Гриневицкий и Рысаков, рабочий Т.М.Михайлов и выпускник ремесленного училища И. П. Емельянов.

Совещания по подготовке покушения проходили на главной конспиративной квартире на Вознесенском проспекте, которую имели право посещать только члены Исполнительного комитета («хозяева» -- Исаев и Фигнер), а также на конспиративной квартире, содержавшейся Желябовым и Перовской. Динамит хранился в квартире Грачевского и П.С.Ивановской. К подготовке покушения были также причастны А.П.Корба-Прибылева, Т.И.Лебедева, Л.Д.Терентьева и некоторые другие. Инструктаж метальщиков происходил на конспиративной квартире Саблиным и Г.М.Гельфман на Тележной улице.

В последнем перед покушением совещании Исполнительного комитета 28 февраля 1881 в квартире на Вознесенском проспекте приняли участие Фигнер, Перовская, Корба, Лебедева, Исаев, Грачевский, Суханов, Фроленко (Желябов и Тригони были арестованы накануне). Таким образом, половину лиц, решивших участь Александра II, составили женщины. Силы народовольцев накануне покушения были весьма ограничены, что заставляло одних и тех же людей выполнять различные функции. Практически не было разделения на «руководителей» и «исполнителей». Члены Исполнительного комитета работали в подкопе, лично готовили разрывные снаряды и т. п.

После цареубийства большинство участников покушения было арестовано. По делу «первомартовцев» Члены «Народной воли», организаторы и участники казни императора Александра II 1 марта 1881. По процессу 26-29.3.1881 А.И.Желябов, С.Л.Перовская, Н.И.Кибальчич, Т.М.Михайлов, Н.И.Рысаков повешены, Г.М.Гельфман осуждена на вечную каторгу, остальные участники осуждены по другим процессам «Народной воли». проходили Желябов, Перовская, Кибальчич, Михайлов, Рысаков и Гельфман. Все они, кроме Гельфман, были повешены 3 апреля 1881года. Гельфман ввиду ее беременности смертную казнь отсрочили до рождения ребенка, заменив ее впоследствии вечной каторгой, однако из-за невыносимых условий в тюрьме она умерла уже 1 февраля 1882. Гриневицкий был смертельно ранен при взрыве бомбы. Саблин застрелился при аресте. Остальные участники покушения, оказавшиеся позднее в руках властей, были осуждены на других народовольческих процессах или наказаны в административном порядке. Тычинин покончил с собой в Доме предварительного заключения до суда. Суханов, как бывший офицер, был расстрелян. Приговоренным к смертной казни Грачевскому, Богдановичу, Исаеву, Колодкевичу, Емельянову, Фроленко и Якимовой мера наказания была заменена вечной каторгой. Грачевский сжег себя в Шлиссельбургской крепости в знак протеста против тюремного режима. Умерли в заключении Богданович, Исаев, Колодкевич, как и «вечники» Баранников и Ланганс. Умерла на каторге Лебедева (20 лет каторжных работ). Оловенникова и Тырков заболели душевной болезнью. Тырков после выздоровления был сослан в административном порядке навечно в Минусинск.

Пережили каторгу и ссылку Тригони, Фроленко, Корба, Ивановская, Фигнер, Якимова, Емельянов, Тырков, причем, Фигнер, Корба и Якимова, бежавшая с поселения, были причастны к деятельности партии эсеров. Якимова была членом ее ЦК, а Ивановская, также бежавшая с поселения, вступила в эсеровскую Боевую организацию и принимала участие в подготовке убийства министра внутренних дел В.К.Плеве.

Но для подготовки какого-либо выступления или совершения нового теракта сил у партии не оказалось. 10 марта 1881 требования народовольцев были сформулированы в виде письма Исполнительного Комитета к Александру III. Требования сводились к объявлению амнистии по политическим делам и созыву народных представителей. Новый император Александр III отказался от осуществления проекта Лорис-Меликова, уволил всех либеральных министров и перешел к контрреформам. Шанс политической модернизации России был упущен. Обезглавленная «Народная воля» не сумела поднять народ на революцию. А крестьяне истолковали убийство царя просто: «Царя убили дворяне за то, что он дал мужикам волю».

Террор «Народной воли» совершенно перестал приносить результаты и во главе с министром Лорис-Меликовым была создана комиссия для разработки Российской конституции. (Существует легенда, что как раз 1 марта 1881 г. Александр II ехал подписывать проект этой конституции и был убит народником Гришнивицким).

Само убийство Александра положило начало периоду политических репрессий и кризису народничества. В 1887г. был раскрыт заговор, с целью покушения на Александра III, во главе которого стоял Александр Ульянов. 5 человек казнены. Терроризм не находил поддержки, но в то же время в России параллельно с народничеством начинался новый этап революционного движения рабочие дни и распространение марксизма.

Цареубийство оказалось пирровой победой для народовольцев. Либералы, на поддержку которых они рассчитывали, отшатнулись от партии. Большая часть лидеров партии была арестована в 1881-82 годах. Последний член «великого» Исполнительного Комитета Фигнер оказалась за решеткой в 1883 году. Единственное крупное дело, которое удалось осуществить партии в это время, -- убийство в Одессе в 1882 году киевского прокурора В.С.Стрельникова (Н.А.Желваков и С.Н.Халтурин).

По процессам «первомартовцев» (1881), «17-ти» 28 марта-5 апреля 1883 в Санкт-Петербурге над членами «Народной воли» (5 членов, 2 агента Исполнительного комитета) по обвинению в подготовке покушений на Александра II. Приговор: 5 человек (в т. ч. Ю.Н.Богданович) к вечной каторге, остальные к различным срокам каторги и ссылки. (1883), «14-ти» 24-28 сентября 1884 в Санкт-Петербурге над членами «Народной воли». Обвинение в подготовке государственного переворота и покушений на Александра II. Приговор: Н.М.Рогачев и А.П.Штромберг к смертной казни, 5 человек (в т. ч. В.Н.Фигнер) к вечной каторге, остальные к различным срокам каторги и ссылки. (1884), «21-го» 26 мая-5 июня 1887 в Санкт-Петербурге (Г.А.Лопатин и др.). Обвинение в принадлежности к «Народной воле» и убийстве жандармского подполковника Судейкина. К дознанию привлечено около 300 человек. Приговор: 5 человек к вечной каторге, остальные к различным срокам каторги и ссылки. (1887) часть деятелей «Народной воли» была приговорена к смертной казни, другие -- к длительным срокам каторжных работ. Часть членов Исполнительного Комитета (Тихомиров, Ошанина, Сергеева) выехала за границу. Добила партию провокация С.П.Дегаева: несмотря на то, что он признался в своем предательстве и помог организовать убийство своего «соблазнителя» жандармского подполковника Г.П.Судейкина, восполнить понесенные организацией людские и моральные потери не удалось.

Идеология народничества

Образованию «Земли и воли» предшествовало обсуждение опыта «хождения в народ» 1873-75 гг. В результате были определены основы политической платформы, которая была названа «народнической»...

Идеология народничества

Учредителями «Народной воли» были профессиональные революционеры -- сторонники политической борьбы с самодержавием. Они создали централизованную, хорошо законспирированную организацию...

Медицина в Московском государстве XV-XVII вв.

Тем не менее в XVI-XVII вв. практически для всего населения Великого Московского княжества основным, и по сути, единственным средством поддержания здоровья оставалось народное врачевание. Опыт русской народной медицины, с одной стороны...

Народная воля. Возникновение, участники, деятельность. Оценки в исторической литературе

Свертывание во второй половине XIX в. реформаторской политики Александра II вывело радикальное движение на новую стадию развития...Народная воля. Возникновение, участники, деятельность. Оценки в исторической литературе

«... Являясь террористической фракцией партии, то есть принимая на себя дело террористической борьбы с правительством, мы считаем нужным подробнее обосновать наше убеждение в необходимости и продуктивности такой борьбы...

Объединение Германии. Политика Бисмарка и становление системы Бисмарка

Весьма решительно пыталась противостоять реакционной политике правительства Бисмарка недавно созданная партия Всеобщего германского рабочего союза, которую возглавлял социалист Фердинанд Лассаль (1825 -- 1864)...

Отечественная война 1812 года

Нашествие "двунадесяти языков" и героические действия русской армии всколыхнули широчайшие народные массы России, вызвали небывалую энергию народа, пробудили, как сказал В.Г.Белинский, "народное сознание и народную гордость"...

Парламентская деятельность конституционно-демократической партии в Государственной Думе четырех созывов

Политический портрет Л.Д. Троцкого

Создание нового коалиционного правительства совпало с началом деятельности Петроградского Совета нового созыва. Председателем его Исполкома стал Л.Д. Троцкий -- одна из ключевых фигур развернувшихся событий...

Посчитав, что одной из причин неудачи «хождения в народ» стало отсутствие какой-либо организации, уцелевшие от арестов народники создали в 1876 году партию, которая с 1878 года начала именоваться «Земля и воля»...

Русское народничество в 70-80-х годах XIX века

«Народная воля» объявила беспощадную войну самодержавию. В 1879 г. в стране сложилась революционная ситуация. Правительство заколебалось, стало искать новые формы уступок. Подробно об этом см.: П. А. 3айончковский...

Экономическая политика правительства Ли Пена

Китай - одна из древнейших стран мира. На протяжении многих веков китайские императоры проводили экспансионистскую политику в отношении соседних стран и народов...

Организация Народная воля 1879г.

Возникновение Народной воли

Организация возникла вследствие раскола «Земли и воли». Ее представители разделились на тех, кто видел смысл борьбы в просвещении населения, и тех, кто планировал полное устранение самодержавия радикальными методами.

Радикалы организовали Народную Волю. Датой начала существования организации считается август 1879 г.

Идеи Народной воли

Борьба с централизованной властью, как причине социально-экономического кризиса в стране. Планировалось в самые кратчайшие сроки установить социалистические порядки в стране и передать землю и государственную власть в руки крестьян. Народная воля должна была быть основным механизмом, который регулирует всю общественную жизнь. Основным методом достижения цели устранения централизованной власти были заговор и переворот.

Официальная программа организации

  • Требование демократических изменений в стране;
  • Введение избирательного права для всех социальных слоев;
  • Созыв Учредительного собрания;
  • Свобода слова, совести и печати;
  • Передача крестьянам земельных владений.

Лидеры и известные члены Народной воли

Главной контролирующей структурой Организации был Исполнительный комитет, в который входили революционеры-профессионалы. Основные лидеры: С. Перовская, Л. Тихомиров. А. Желябов, В. Фигнер, А. Квятковский.



Деятельность Народной воли

Организация осуществляла деятельность минимум в 60 городах. В ее состав входило почти 500 членов, а сочувствовало около 5 тыс. Исполнительный комитет продумывал и осуществлял основные планы деятельности организации. У Организации было два печатных издания - газета «Народная воля» и обозрение «Вестник народной воли». Структурно организация разделялась по отдельным группам, в зависимости от направления деятельности - на молодежную, военную и др.

Действия общества были засекречены и жестко централизованы. После разгрома Народной воли, отдельные ее структуры продолжали действовать, и в 1887 году состоялось неудачное покушение на . Опыт деятельности народовольцев оказал большое влияние на дальнейшее развитие революционного движения в России. Основной целью Организации было осуществление убийства Александра ІІ.

Для этого было проведено семь покушений, основные из которых:

  • 1879 г. взрыв поезда, в котором ехал царь, возвращаясь из Крыма;
  • 1880 г. взрыв в Зимнем Дворце, произведенный С. Халтуриным, который устроился туда столяром;
  • Взрыв был в столовой, но царь опоздал на обед и ранены были офицеры охраны;
  • 1881 г. арест Желябова ускоряет подготовку нового покушения на царя. Руководила покушением С. Перовская. Сигналом к началу операции по убийству царя был платок, который она поднесла к лицу. Бомбы метнули И. Гриневицкий и Н. Рысаков.

Убийство царя не принесло ожидаемого эффекта, и революции не произошло, либералы отвернулись от членов Организации. Именно убийство царя стало началом упадка народнического движения. Основные представители Народной воли были арестованы или казнены в 1881-1882 годах. Многих отправили на каторгу, но были и такие, которые уехали за границу.

  • Согласно легенде, перед своим убийством Александр II ехал подписывать первую Российскую конституцию;
  • Софья Перовская была первой женщиной, которую подвергли наказанию через повешение, в Российской империи по политической статье;
  • Бомбу, которой убило Александра ІІ, сконструировал Николай Кибальчич. Военные эксперты того времени говорили, что она была сделана на достаточно высоком уровне;
  • После своего ареста, сидя в заточении, Николай Кибальчич, успел набросать проект реактивного летательного аппарата для полета в космос т.е. ракеты. Но проект попал в руки ученым только в 1918 веке уже при другой власти;
  • По легенде, призрак Софьи Перовской с веревкой на шее и синим лицом, иногда появляется на канале Грибоедова, и машет белым платком;
  • Вера Фигнер после ареста провела в Шлиссельбурге 20 лет.
  • 5) Внутренняя политика правительства Александра 1.
  • 6) Внутренняя политика правительства Николая 1.
  • 7. Внешняя политика Александра 1. Причины и характер Отечественной войны 1812 г.
  • 8. Первый этап Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение.
  • 9. Изгнание Наполеона и заграничные походы русской армии.
  • 10. Исторические и идейные предпосылки декабризма.
  • 11. Эволюция программно-тактических установок в ранних декабристских обществах.
  • 12. Северное общество декабристов: история создания, видные деятели, программа.
  • 13. Южное общество декабристов: история создания, видные деятели, программа.
  • Глава 2. «о народах, Россию населяющих». Вопрос об устройстве нации. Группы:
  • 14. Восстание декабристов на севере и на юге. Историческое значение движения декабристов. Историография движения декабристов.
  • 15. Западничество: философско-теоретическая доктрина и социально-политическая программа.
  • 16. Славянофилы: философско-теоретическая доктрина и социально- политическая программа. Спорные оценки идеологии славянофильства в отечественной историографии.
  • 17. П.Я. Чаадаев: эволюция мировоззрения и деятельность.
  • 18. А.И. Герцен – эволюция мировоззрения и деятельность.
  • 19. Официальная идеология в России во второй четверти х1х в.
  • 20. Петрашевцы.
  • 21. Внешняя политика России во второй четверти XIX в.
  • 22. Причины и характер Крымской войны. Ход событий. Причины поражения.
  • 23. Образование и наука в России в первой половине х1х в.
  • 24. Художественная культура в России в первой половине х1х в.
  • 25. Причины отмены крепостного права в России. Подготовка крестьянской реформы: этапы, проекты, активные деятели реформы (н.А. Милютин, я. Ростовцев).
  • 26. Правовое положение и система управления крестьян по реформе 1861 г.
  • 27. Наделы и выкупная операция по крестьянской реформе 1861 г.
  • 28. Либеральные реформы 1860-70-х гг. В системе управления. Оценка либеральных реформ 1860-1870-х гг. В отечественной и зарубежной историографии.
  • 29.Особенности капиталистической модернизации России в пореформенный период.
  • 30. Общественное движение в России в конце 50-х гг. Начале 60-х гг. Х1х в.
  • 31. Исторические и идейные истоки народничества.
  • 32. Идеология революционного народничества (м.А. Бакунин, п.Л. Лавров, п.Н. Ткачев).
  • 33. Народнические кружки конца 1860-х начала 1870-х гг. И «хождение в народ».
  • 34. Народническая организация «Земля и воля» (1876 г.): программа, тактика и революционная деятельность.
  • 35. «Народная воля», программа, тактика и деятельность народовольцев.
  • 36. Н.Г. Чернышевский – теоретик, идеолог народничества.
  • 37. Консервативное направление в общественном движении второй половины х1х в. (м.Н. Катков, к. Леонтьев, «почвенники», «толстовцы»).
  • 38. Политический кризис конца 70-х гг. Х1х в. Конституционные проекты правительства.
  • 39. Рабочее движение 70-80 гг. Х1х в. И зарождение социал-демократии.
  • 40. Внутренняя политика правительства в 80-90-е гг. XIX в.
  • 41. Русско-турецкая война 1877-1879 гг.
  • 42.Образование и наука во второй половине XIX в.
  • 43. Художественная культура во второй половине XIX в.
  • 44. Особенности общественного движения в России.
  • 35. «Народная воля», программа, тактика и деятельность народовольцев.

    Основатели и руководители: Александр Михайлов, Андрей Желябов, Николай Морзов, Софья Перовская, Вера Фингер, Михаил Фроленко,.

    Структура:

      Ядро – Исполнительный комитет. Профессиональные революционеры. Направлял деятельность местных отделений и групп.

      В остальном похоже на структуру «Земли и воли» - разделение на группы по 5 человек, жесткая централизация и конспирация + те же группы (деревенские, рабочие и т.д.)

      Появилась военная группа – для агитации военных

    Народовольцы насчитывали 2 тысячи человек и именовали себя партией. Ставили своей целью захват власти. Полагали, что самодержавие само создает сословия, и стоит его свергнуть – социальный переворот неизбежен + будет остановлено развитие насаждаемого государством капитализма.

    Программные требования:

      Созыв Учредительного собрания

      Введение всеобщего избирательного права и народного представительсва

      Свобода слова, вероисповедания, печати, сходок

      Широкое общинное самоуправление

      Замена постоянной армии «народным ополчением»

      Переход земли, фабрик и заводов в «собственность народа» с передачей их в прользование крестьянским и рабочим «общинам»

      Предоставление «угнетенным народам» России права «отделиться или остаться в общерусском союзе»

    25.08.1879 год – начало организации цареубийста. Создание «боевых групп». Началась «охота» на царя:

      19.11.1879 – взрыв поезда (царь был в другом поезде)

      5.02.1880 – Степан Халтурин, работавший столяром в Зимнем дворце, устроил взрыв в царской столовой (царь опоздал)

    Всего неудачных покушений было 8 (начиная с выстрела Каракозова). После взрыва в Зимнем были схвачены Михайлов, Морозов, Квятковский, Баранников. 27.02.1881 арестован Желябов. Подготовку покушения возглавила Перовская. 1.03.1881 царский экипаж обросали бомбами, бомба Гриневицкого смертельно ранила царя и самого террориста.

    Народовольцы ждали крестьянского бунта, но крестьяне восприняли убийство царя как месть дворян за данную волю. Народовольцы потребовали реформ от А3, но были проигнорированы. Вскоре народовольцев стали отлавливать, первомартовцев казнили. За 1881-1882 гг. репрессиям подверглись 6 тысяч человек. Последний акт борьбы народовольцев стало неудачное покушение на А3 1.03.1887.

    36. Н.Г. Чернышевский – теоретик, идеолог народничества.

    Создатель утопического социалистического учения, Чернышевский был убежден, что в результате крестьянской революции Россия, минуя капитализм, станет на путь развития, ведущий к социализму. Он считал, что именно русская община даст возможность стране сразу перейти к социализму . Среди российских революционных идеологов Чернышевский выделялся последовательностью, с которой он стремился подчинить все сферы теоретической и практической деятельности решению революционных задач. Никакой «чистой науки» для него не существовало. Понять историю философии можно, только руководствуясь принципом партийности: «Политические теории, да и всякие вообще философские учения, создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровшихся в его время за преобладание над обществом, к которому принадлежал философ». Чернышевский причислял себя к материалистическому направлению в философии , однако и материализм интересовал его не столько как философская система, сколько как идеология, необходимая для революционной борьбы. Собственные взгляды он формулировал как непреложные и очевидные истины. На природу, заявлял Чернышевский, необходимо смотреть «так, как велят смотреть химия, физиология и длругие естественные науки. В природе нечего искать идей; в ней есть разнородная материя с разнородными качествами; они сталкиваются - начинается жизнь природы».

    В своей теории «разумного эгоизма» Чернышевский дал своеобразную интерпретацию основного принципа утилитаристской этики: критерий морали - достижение пользы, выгоды, удовольствия и счастья. Его концепция «разумного эгоизма» оказывается рациональным фундаментом моральной доктрины, утверждающей принцип самопожертвования как норму бытия для «разумной личности» . «Новые люди» в его романе «Что делать?» осознают, что их счастье неразрывно связано с общественным благополучием. Такого понимания оказывается достаточно, чтобы и самую решительную жертву воспринимать как «удовольствие». Обращение Чернышевского к морали было связано с задачей выработки определенного нравственного кодекса идеологии революционного типа . В области эстетики отвергал «искусство для искусства», руководствовался принципом «прекрасное есть жизнь », ставя красоту в реальности выше красоты в искусстве.

    «Народная воля» объявила беспощадную войну самодержавию.

    В 1879 г. в стране сложилась революционная ситуация. Правительство заколебалось, стало искать новые формы уступок. Подробно об этом см.: П. А. 3айончковский, Кризис самодержавия на рубеже 1870--1880 гг., М., 1964.

    Народовольцы следовали теории Ткачева, революционера, который был осужден по делу нечаевцев, бежал за границу, где издавал журнал «Набат». Ткачев был идеологом русского бланкизма, - революционное течения, отдающего приоритет заговорщической деятельности и террору против властей, - и доказывал, что с помощью заговора группа революционеров может захватить власть и, опираясь на нее, начать социалистические преобразования. «Только обладая властью, меньшинство может заставить большинство -- то косное, рутинное большинство, которое не доросло еще до понимания необходимости революции и не уяснило себе ее цели и задачи, -- заставить это большинство переустраивать свою жизнь сообразно с его истинными потребностями, сообразно с идеалом наилучшего и наисправедливейшего общежития». Цит. по: Милов Л.В., Цимбаев Н.И. История России XVIII - XIX веков. - М.: ЭКСМО, 2006. - 784 с. - С.677.

    Ткачев учил, что самодержавие «не имеет ничего общего с существующим социальным строем», оно «висит в воздухе», что дает возможность русским революционерам нанести несколько решительных ударов по «всеми покинутому правительству». Для успеха переворота нужна крепкая, сплоченная и дисциплинированная организация революционеров: «Только при такой организации революционеры, захватив власть, будут в состоянии защитить ее от притязания враждебных партий, интриганов, политических честолюбцев, только она даст им возможность подавить консервативные и реакционные элементы общества, только она одна вполне отвечает потребностям борьбы, вполне соответствует типу боевой организации».

    Считая, что русский крестьянин «коммунист по инстинкту, по традиции», он полагал осуществление идеалов социализма делом нетрудным, хотя и подчеркивал, что в недрах общинного строя быстро развиваются новые формы -- «формы буржуазной жизни, развивается кулачество, мироедство; воцаряется принцип индивидуализма, экономической анархии, бессердечного, алчного эгоизма».

    Ткачев писал: «Непосредственная цель революции должна заключаться ни в чем ином, как только в том, чтобы овладеть правительственною властью и превратить данное, консервативное государство в государство революционное». Цит. по: Милов Л.В., Цимбаев Н.И. История России XVIII - XIX веков. - М.: ЭКСМО, 2006. - 784 с. - С.678. Расчет на самостоятельное творчество народных масс означал, по Ткачеву, фактический отказ от революции: «Народ не в состоянии построить на развалинах старого мира такой новый мир, который был бы способен прогрессировать, развиваться в направлении коммунистического идеала; потому при построении этого нового мира он не может и не должен играть никакой выдающейся, первенствующей роли». Там же.

    Партию «Народная воля» возглавлял Исполнительный комитет, в который входили А.И. Желябов, А.Д. Михайлов, С.Л. Перовская, В.Н. Фигнер, Н.А. Морозов и др. Вокруг Исполнительного комитета существовала система местных революционных групп, рабочих кружков и офицерских организаций.

    Народовольцы, пришедшие под влиянием логики революционной борьбы к идеям русского бланкизма, ставили своей целью:

    · свержение монархии и революционный захват власти;

    · созыв Учредительного собрания и передача власти избранникам народа;

    · утверждение политических свобод;

    · построение, в перспективе, общинного социализма.

    Они скептически относились к крестьянству, которое при «всех усилиях со стороны партии поддержать и организовать его не в состоянии совладать с централизованным и прекрасно вооруженным врагом». См. текст программы: Народническая экономическая литература. - М., 1958. - С. 384--388.

    Основным средством достижения цели признавался политический переворот с помощью армии и при поддержке народа.

    Для дезорганизации власти народовольцы решили использовать и индивидуальный террор, который воспринимался ими как средство революционной пропаганды, как фактор, способный подтолкнуть народные массы к восстанию. Революционный терроризм «Народной воли» сочувственно воспринимался западноевропейской общественностью, которую увлекал пафос героической борьбы с самодержавным деспотизмом. Российская либеральная общественность склонна была оправдывать террористическую деятельность народовольцев тем, что в России нет условий для легальной политической борьбы.

    Однако постепенно террор вовлек в себя все силы партии и стал главным средством политической борьбы. Народовольцы повели настоящую «охоту на царя». Предприняв несколько попыток (взрыв царского поезда под Москвой в ноябре 1879 года, взрыв в Зимнем дворце в феврале 1880 года, подготовленный С.Н. Халтуриным), они добились своей цели. 1 марта 1881 г. группа террористов, руководимая Перовской, убила Александра II. Несмотря на предостережения, император после большого перерыва покинул Зимний дворец, чтобы принять участие в разводе гвардейского караула. В его карету на Екатерининском канале была брошена бомба, взрыв не задел царя, но плохая организация охраны привела к тому, что в вышедшего из кареты Александра II была брошена вторая бомба, взрывом которой он был смертельно ранен.

    Исполнительный комитет обратился к новому царю с письмом, где требовал созыва «представителей от всего русского народа для пересмотра существующих форм государственной и общественной жизни». Народовольцы перечислили условия, на которых они были согласны прекратить террор: общая амнистия по «политическим преступлениям», всеобщее избирательное право, свобода слова, печати, сходок. Письмо было оставлено без ответа, основные силы «Народной воли» разгромлены, участники покушения казнены. Антонов В.Ф. Революционное народничество. - М.: Изд-во «Просвещение», 1965. - С.260-261.

    Попытки Фигнер и Лопатина сохранить «Народную волю» оказались неудачными. В 1882 г. провокатор С. П. Дегаев выдал военную организацию партии. После ареста в октябре 1884 г. Лопатина «Народная воля» практически прекратила свое существование. С ней завершилась история революционного народничества, которое со временем превратилось в социально-революционное направление освободительного движения.

        «Черный предел» (1879-1882)

    К концу 70-х гг. рабочий класс в России далеко еще не представлял собой сложившегося социального слоя, однако он имел уже некоторый опыт борьбы и организации. Стихийная тяга рабочих к политической борьбе привела их в декабре 1876 г. на Казанскую площадь. С тех пор рабочие все чаще и чаще прибегали к демонстрациям, а стачки их в конце десятилетия стали уже обычным явлением жизни. В группу «Черный передел» вошли Г. Плеханов, М. Попов, Ю. Преображенский, О. Николаев, Н. Короткевич, М. Крылова, В. Игнатов, Л. Гартман, Я. Стефанович, О. Аптекман, Л. Дейч, П. Аксельрод, В. Засулич и другие, всего 21 человек. «Черный передел». - М., 1922. - С. 91. Состав ее не был постоянным и однородным по убеждениям. Руководители «Чёрного предела» - Г.В. Плеханов, П.Б. Аксерольд, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич - продолжали отстаивать народнические цели общинного социализма. Главной задачей своей деятельности они считали подготовку крестьянской революции при помощи пропаганды в деревне. Т.е. «Черный передел», как видим, пытался быть идейным наследником и продолжателем дела «Земли и воли», но эта попытка не принесла ему успеха. Бывшие землевольцы, вошедшие в состав «Черного передела», практически утратили связи с деревней, но еще удерживались в городе. Однако и здесь они вскоре были вынуждены оставить свои позиции, что было вызвано главным образом охлаждением интеллигенции к программе землевольческой организации, целиком принятой «Черным переделом». Этому способствовал и скорый разгром организации. О. В. Аптекман писал, что «чернопередельцы, в лице Плеханова, Аптекмана, Николаева, Преображенского, Попова и Щедрина, ведших, до выхода еще газеты «Черный передел», энергичную пропаганду среди молодежи, убедились вскоре, что молодежь отходит от них все больше и больше. Пристали лишь небольшие группки поддерживающих единственное практическое начинание чернопередельцев -- издание органа «Черный передел». Эти небольшие ячейки были убежденные народники-социалисты, всеми силами старавшиеся раздувать едва-едва тлеющие огоньки жизни в умирающем уже революционном народничестве». «Черный передел». Орган социалистов-федералистов 1880--1881 гг. - М.--Пг., 1923. - С.94. В 1883 году, разочаровавшись в народничестве и оказавшись в эмиграции, чернопредельцы во главе с Плехановым перешли на позиции марксизма и создали в Женеве группу «Освобождение труда» - первую русскую социал-демократическую организацию. Это свидетельствовало об окончательном крахе программы и тактики землевольцев.

    Заключение

    С разгромом "Народной воли" и распадом "Черного передела" в 80-х годах завершился период "действенного "народничества, однако как идейное направление русской общественной мысли народничество не сошло с исторической сцены. В 80-90-х годах значительное распространение получили идеи либерального (или, как его называли, "легального") народничества. Его представители выступали за социально политические реформы, проповедовали теорию "малых дел" - кропотливой повседневной работы на ниве просвещения и во имя повышения материального положения народных масс. Некоторые видные деятели либерального народничества, как, например, Н.К. Михайловский, В.П. Воронцов, Н.Ф. Даниельсон, внесли существенный вклад в изучение социально-экономической жизни пореформенной России.

    На рубеже XIX - XX вв. возникают и радикальные неонароднические кружки и организации, поставившие своей целью продолжить дело народников-семидесятников.

      Тем не менее, народничество в России 70-80-х гг. XIX века, в отличие от предшествующего времени, стало важным фактором политической жизни страны. Оно старалось проверить на практике социалистические идеи русских мыслителей, не останавливаясь ради этого ни перед насилием, ни перед человеческими жертвами.

    Однако идеи революционного народничества, хотя и потерпели поражение, показали, что во второй половине XIX века еще не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны. Кроме того, были заложены основы для формирования в будущем политических партий.

    Возникновение и особенности русского либерализма

    Параллельно с народничеством и рабочим движением во 2-ой пол. XIX в. России особую силу начинает набирать и либеральное движение.

    Либерализм (лат. свободный)) – это учение, призывающее к обеспечению свободы личности, гражданских, политических и экономических прав и свобод.

    Либерализм является детищем капиталистического общества, когда освобождённая от феодальной зависимости личность начинает борьбу за равные с правящей верхушкой права и свободы.Поэтому либералы стояли на позициях западничества, признавая закономерность развития в России капитализма, и считая естественным необходимость реформирования общественно-политического строя.Зачатки либеральной мысли в России начали формироваться в 20-30-е гг. XIX в.Одними из первых в России с либеральными требованиями наделения общества правами и свободами и закреплением их в Конституции выступали декабристы.Во время полемики западников и славянофилов в сер. XIX в. либеральные взгляды высказывались крупными политическими и государственными деятелями Кавелиным и Лорис-Меликовым.

    Во 2-ой пол. XIX в. капитализм в России ещё только начал развиваться, поэтому русский либерализм формировался под сильным воздействием западноевропейской либеральной мысли, но с коррективами на особенности русской действительности.

    Европейский либерализм XIX века выдвигал требования свободного развития человека, верховенства личности и её интересов над коллективизмом, гарантированные государством права и свободы человека, право на собственность и свободную конкуренцию и пр.

    Русские же либералы, впитав в себя идеи славянофильства, пытались разработать теорию реформирования государства с одновременным сохранением чисто русских традиций – монархии, крестьянской общины и т.п.

    Они требовали ликвидации сословных привилегий, создание волостного земства, понижение выкупных платежей, реформу Государственного совета, привлечение земств к законосовещательной деятельности и т.п.

    Эти требования не затрагивали основ самодержавия и направлены были лишь на постепенное реформирование его в конституционную монархию, создание в России гражданского общества и правового государства.

    Буржуазия, как главный носитель либеральных идей на Западе, в России была ещё настолько слаба и зависима от власти, что сама боялась радикальных реформ, и поэтому занимала правый фланг движения – так называемый либеральный консервативизм.

    Поэтому главными носителями либеральных идей в России были прогрессивное дворянство и интеллигенция, что лишь усиливало промонархические оттенки этого общественно-политического движения.

    После разгрома революционного декабристского крыла, русское дворянство отказалось от нелегальной деятельности, ограничиваясь петициями «на высочайшее имя».

    Серьёзный толчок к развитию либерального движения дали реформы 60-70-х гг.

    Общее раскрепощение общества привело к расширению либерального движения за счёт русской интеллигенции, которая внесла изменения в тактику движения.

    Сохраняя, в большинстве своём, монархические взгляды, либеральная интеллигенция считала необходимым усилить давление на власть.

    Они использовали полулегальные методы: письма на высочайшее имя, пропаганда новых идей в студенческих аудиториях, поддержка мирных политических выступлений (забастовок, демонстраций и т.п.).

    2. Идеология либеральной интеллигенции

    (Наверх)

    а) Б.Н.Чичерин; (Наверх)

    Одним из ярких представителей русской либеральной мысли 60-х гг. XIX века был юрист, историк, философ Борис Николаевич Чичерин.

    Сын дворянина-помещика, он получил прекрасное домашнее образование, обучался на юридическом факультете Московского Университета, где считался одним из лучших учеников Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева и К.Д. Кавелина, и где был оставлен для подготовки к профессорскому званию.

    Будучи в Лондоне, Чичерин встречался с Герценым, но их взгляды резко разошлись.

    Герцен выступал на революционных позициях, Чичерин же считал, что в России только самодержавная власть обладает достаточной силой, чтобы произвести преобразования, и поэтому необходимо действовать через правительство.

    Он писал: «Восстание может быть крайним прибежищем нужды; в революциях выражаются иногда исторические повороты народной жизни, но это всегда насилие, а не право».

    По его словам восстание неизбежно ведёт к хаосу, поэтому свобода личности может существовать лишь в государстве, и в рамках закона.

    В радикальных же взглядах Герцена и Чернышевского он видел доказательства незрелости русского общества, которые убеждали его в преждевременности Конституции для России.

    Чичерин с радостью встретил реформы Александра II, считая путь реформ самым оптимальным для России.

    С 1861 г. он начал преподавать государственное право в Московском университете.

    Именно тогда окончательно сформировалась его программа «либерального консервативизма», в основе которого был принцип «либеральные меры и сильная власть».

    Взгляды Чичерина о преобразовании России «сверху» получила поддержку многих либерально настроенных государственных деятелей, среди который был министр иностранных дел А.М.Горчаков, имевший большое влияние на императора Александра II.

    Однако им не суждено было оправдаться – в 1865 г. цесаревич Николай умер, а наследником стал цесаревич Александр Александрович (будущий Александр III), который был противником либеральных преобразований.

    После убийства Александра II 1 марта 1881 г. Чичерина избирают московским Городским головой, но политическая карьера не сложилась.

    Его либеральные взгляды натолкнулись на консервативный курс К.П.Победоносцева<, готовившего контрреформы.

    Выступления Чичерина новой властью были истолкованы как требование конституции, что привело к его отставке.

    б) П.К.Милюков (Наверх)

    В кон. XIX в. в русское либеральное движение влилась «свежая кровь».

    Развивающийся капитализм пореформенной России породил новую интеллигенцию, «очищенную» от устаревшего славянофильства и впитавшую в себя все новые достижения западноевропейской науки.

    Одной из самых ярких фигур этого времени стал Павел Николаевич Милюков.

    Рождённый в семье профессора-архитектора за два года до Манифеста об освобождении крестьян, Милюков сделал блестящую научную карьеру.

    В 1881 г. он за участие в студенческих выступлениях был исключён из Московского университета и арестован.

    Однако уже на следующий год он не только завершил обучение, но и был оставлен профессоромВ.О.Ключевским на кафедре русской истории.

    В 1895 г. Милюков за «дурное влияние на молодежь» был уволен из Университета и выслан в Рязань.

    В 1899 г. за участие в собрании, посвящённом памяти П.Л.Лаврова, он был осуждён на 6 месяцев тюрьмы.

    Лишь ходатайство перед царём Ключевского позволило сократить этот срок до 3 месяцев, после чего Милюков уже не в первый раз эмигрировал за границу.

    В период 1903-1905 гг. он путешествовал и читал лекции в Англии, на Балканах и в США.

    В эмиграции он встречался с деятелями либерального и социал-демократического движения (П.А. Кропоткиным, Е.К. Брешко-Брешковской, В.И. Лениным и др.).

    В 1905 г., когда в России началась Первая Русская революция, Милюков возвращается и приступает к созданию партии кадетов (конституционных демократов), ставшей крупнейшей в России либеральной партии.

    Политическим идеалом Милюкова была парламентская конституционная монархия английского типа, которая должна заменить неограниченный самодержавный режим.

    Он выступал за созыв Учредительного собрания, которое выработает конституцию и превратит Россию в правовое государство с парламентской монархией, предоставив гражданам широкие политические права.

    Программа конституционных демократов предусматривала введение всеобщего избирательного права и демократических свобод, реализацию требования культурного самоопределения наций и народностей России, 8-часовой рабочий день, решение аграрного вопроса путём передачи крестьянам монастырской, государственной и выкупленной государством части помещичьих земель.

    Как и дворяне-либералы, Милюков выступал за эволюционный путь общественного развития, но если правительство неспособно своевременно провести необходимые реформы, допустима политическая революция (но не социальная).

    Милюков избегал любых крайностей, за что его взгляды критиковали как радикалы, так и умеренные, называя его взгляды «трусливым либерализмом».

    3. Земский либерализм

    (Наверх)

    Земская реформа 1 января 1864 г. привела к созданию земских органов самоуправления, в которых в большинстве были представлены помещики и земская интеллигенция (врачи, учителя, агрономы и т.р.).

    Земские органы получили хозяйственные функции, что привело к оживлению экономической жизни на местах и, одновременно, к развитию земского общественного движения.

    Целью земств стало создание представительного учреждения от местных органов самоуправления, и допущение их до государственных дел.

    В 1862 г. тверское губернское дворянство направило императору обращение, в котором говорилось:

    «Созвание выборных от всей земли представляет единственное средство к удовлетворительному разрешению вопросов, возбужденных, но не разрешенных положением 19 февраля».

    Активизация народничества и развитие терроризма кон. 70-х гг. побудили земцев к действиям.

    Либеральное дворянство готово было оказать правительству помощь в борьбе с разгулом левых сил, если бы власть пошла на сближение с ними.

    Среди представителей власти были сторонники сближения с либеральной частью общества, предлагая создать представительный орган власти.

    Среди таких можно выделить Председателя Верховной распорядительной комиссии Лорис-Меликова, разработавшего проект создания Большой комиссии из представителей земских органов самоуправления.

    Однако цареубийство 1 марта 1881 г. похоронило этот проект, а взошедший на престол Александр III отказался от какого-либо сближения с либералами.

    Любая оппозиционность рассматривалась им как проявление революционности.

    4. Либеральное народничество

    (Наверх)

    Либеральное народничество представляет собой особое течение в либеральном движении.

    Эти взгляды сформировались под влиянием славянофильской идеологии и либерализма.

    Главным теоретиком этого направления был выходец из дворянской среды, публицист и один из редакторов журналов «Отечественные записки» и «Русское слово»– Николай Константинович Михайловский.

    Взгляды Михайловского во многом перекликались с идеями народников-пропагандистов.

    Как и Лавров, он главной ценностью считал личность, которую нужно защищать от несправедливого общества, и основные надежды возлагал на деятельность прогрессивно настроенного меньшинства – интеллигенции, которая должна выражать интересы всех трудящихся.Но, в отличии от Лаврова, Михайловский не верил в революционный потенциал крестьянства и выступал против всякой революции.

    В одном из писем он писал Лаврову: «Я не революционер, всякому – своё».

    Михайловский не отрицал значения революций в истории человечества, но видел в ней опасность как для накопленных богатств цивилизации, так и для целостности личности.

    Приемлемыми методами он признавал политическую борьбу, оставаясь на легально-реформаторских позициях.

    Через журналы он выступал за уничтожение остатков крепостничества и помещичьего землевладения, выходом из плачевного положения крестьян считая наделение их землёй и создание «трудового крестьянского хозяйства», которое должны пойти некапиталистическим путём развития.

    В 80-е гг. главную роль в изучении пореформенной России играли либеральные народники-экономисты – Даниельсон и Воронцов.

    В своих работах они раскрывали грабительский для крестьян характер реформы 1861 г., доказывая, что деревня стала источником финансовых средств и рабочей силы для развития в России капитализма.

    Капитализм разрушал основу общины, раскалывая её население на две враждебных группы – разорившихся крестьян и разбогатевших, зажиточных кулаков.

    Сам капитализм они считали «незаконным дитя природы», который искусственно выращивается правительством и держится только за счёт казенных заказов, поставок и откупных операций, а не за счёт потребностей внутреннего рынка.

    По их мнению, капитализм, не имеющий под собой никакой естественной основы, легко свернуть, для чего правительство должно предпринять две важные меры:

      создать государственные предприятия;

      выкупить помещичьи земли;

    после чего все средства производства должны быть переданы самим производителям, но не в собственность, а в коллективное пользование крестьянских общин и рабочих артелей.

    При этом, крестьянские общины должны кардинально измениться, восприняв и применяя на практике все новейшие достижения науки и техники.

    По мнению Даниельсона, именно интеллигенция должна взять на себя ответственность за просвещения крестьян, с помощью экономических аргументов побудив правительство изменить путь развития.

    5. Значение либерализма

    (Наверх)

    Либерально-демократическое движение развивалось в России и в период реформ Александра II, и во время контрреформ Александра III.

    Несмотря на расхождения во взглядах различных либеральных направлений, их всех объединяла идея верховенства интересов личности, широких прав и свобод, парламентского и конституционного строя.

    Широкое распространение либеральных идей в высших слоях населения свидетельствовало о политическом кризисе правящей верхушки.

    Однако страх перед повторением в России европейских революций, несущих хаос и опасность для личности, общества и государства, отвращало русских либералов от революционных методов.

    Этот страх породил так называемый либеральный консервативизм.

    Слабость русского либерального движения была и в том, что оно оставалось разобщённым, и потому слабым.

    Они не смогли не то что объединиться с народниками, но и даже создать единого либерального фронта.

    Главное значение русского либерализма в том, что на фоне активизации радикалов-социалистов и усиления консервативной реакции, он предлагал русскому обществу эволюционный реформаторский путь развития.

    От общества и власти зависело в этот момент, как будет развиваться Россия.

    3.1 Народническая организация «Народная воля»

    Учредителями «Народной воли» были профессиональные революционеры - сторонники политической борьбы с самодержавием. Они создали централизованную, хорошо законспирированную организацию, самую значительную для разночинского периода освободительного движения в России. Её возглавил Исполнительный комитет: А.Д.Михайлов, А.А.Квятковский, А.И.Желябов, С.Л.Перовская, В.Н.Фигнер, Н.А.Морозов, М.Ф.Фроленко, Л.А.Тихомиров, А.И.Баранников, А.В.Якимова, М.Н.Ошанина и др. Ему подчинялась сеть местных и специальных (рабочих, студенческих, военных) групп.

    В 1879-83 гг. народовольческие группы имелись почти в 50 городах, особенно много их было на Украине и в Поволжье. Число членов организации не превышало 500, в движении участвовало несколько тысяч.

    Программа «Народной воли» содержала требования созыва Учредительного собрания, введения всеобщего избирательного права и постоянного народного представительства, свободы слова, совести, печати, сходок; общинного самоуправления, замены постоянной армии народным ополчением, передачи земли народу, предоставления угнетённым народам права самоопределения.

    Как и предшествующие народнические программы, она смешивала задачи демократические и социалистические, но её выгодно отличало развёрнутое определение именно демократических задач. Признав необходимость политической борьбы с самодержавием, народовольцы сделали по сравнению с народниками 70-х гг. шаг вперёд.

    Однако они оставались социалистами-утопистами, разделявшими основные положения народнической идеологии и, прежде всего веру в возможность для России, минуя капитализм, прийти к социализму через крестьянскую революцию. Большинство их верило в возможность непосредственно слить политические и социалистические перевороты, уповая на социалистические инстинкты крестьянства. Другие разделяли политический и социальный переворот во времени, полагая, что после свержения самодержавия и установления демократических свобод революционеры сумеют развернуть подготовку к социалистической революции. Либеральное крыло (не пользовавшееся существенным влиянием) предполагало удовлетвориться получением от царского правительства конституции.

    «Народная воля» проводила революционную агитацию и пропаганду во всех слоях населения. Газеты «Народная воля», «Рабочая газета» стремились популяризировать идею политической борьбы с самодержавием. Борьбу за захват власти революционеры развернули под девизом «Теперь или никогда!». В подготовке восстания, а также в его осуществлении «Народная воля» главная роль отводила революционному меньшинству, т. е. своей организации. Народные массы должны были играть вспомогательную роль. В этом сказался бланкистский характер программы «Народной воли», понимавшей политическую борьбу как заговор.

    С развитием и обострением политической борьбы всё большее значение приобретал террор. «Народная воля» подготовила 7 покушений на Александра II. Народовольческий террор устрашил правительство, заставил его пойти на некоторые уступки. Однако увидев, что революционеров не поддерживают массы, самодержавие перешло в наступление. В террористической борьбе народовольцы растратили лучшие силы, обескровили организацию. В 1879-83 прошло свыше 70 политических народовольческих процессов, по которым привлекалось около 2 тыс. человек. После убийства 1 марта 1881 Александра II «Народная воля» переживала идейный и организационный кризис.

    Особое место в народовольческом движении занимает «Террористическая фракция «Народной воли» А.И.Ульянова, стремившаяся внести в программу «Народной воли» отдельные марксистские положения.

    Деятельность «Народной воли» стала одним из самых важных элементов революционной ситуации 1879-80 гг. Однако несостоятельность её программных предпосылок, ошибочность тактики политического заговора, преобладание террористического метода борьбы над др. формами неизбежно должны были кончиться крахом.

    3.2 Народническая организация «Черный передел»

    «Чёрный передел» возникла в августе - сентябре 1879, ее название связано с распространённым среди крестьян слухом о близком всеобщем («чёрном») переделе земли.

    Первоначально члены организации разделяли программу «Земли и воли», отрицали необходимость политической борьбы, не принимали террористическую и заговорщическую тактику «Народной воли», считали, что революцию может совершить только народ. Организация не была построена на принципе централизма и единой внутренней дисциплины, а конспирации не придавалось особого значения. В области тактики чернопередельцы были сторонниками широкой агитации и пропаганды в массах. Кружок устроил типографию, организовал издание журнала «Чёрный передел» и газеты «Зерно», издававшиеся в России и за границей, куда в 1880 г. эмигрировали Г.В.Плеханов, В.Засулич, Л.Дейч и др. В этих изданиях публиковались программные документы организации, статьи Г.В.Плеханова и др., сообщения о рабочем движении на Западе; установил связи со студентами и рабочими.

    Взгляды чернопередельцев претерпели значительную эволюцию. Так, в начале ими отрицалась необходимость завоевания политической свободы, придерживались принципов свободного общинного самоуправления и возлагали основную задачу революционных действий на крестьянство. Отрицая принципиально террористические акты, чернопередельцы иногда признавали необходимость применения террора. Постепенно их мировоззрение менялось.

    Г.В.Плеханов допускал возможность развития капитализма и формирования рабочего класса в России из разорившегося крестьянства. Одновременно признавалась необходимость политической борьбы и конституционного переустройства общества.

    Практическая деятельность «Чёрного передела», вопреки программным установкам, протекала в основном среди рабочих. Члены организации придавали большое значение армии и начали искать пути пропаганды в солдатской среде, но создать свою организацию в армии им не удалось.

    Аресты 1880-81 гг. ослабили организацию. После событий 1 марта 1881 г. многие члены «Черного передела» перешли на народовольческие позиции, часть вошла впоследствии в социал-демократическую партию. К концу 1881 «Черный передел» как организация перестал существовать, однако отдельные чернопередельческие кружки действовали вплоть до 2-й половины 1880-х гг.

    Наиболее известные деятели «Черного передела» - В.Плеханов, В.Засулич, Л.Г.Дейч, В.Н.Игнатов и другие - порвали с народничеством и в 1883 г. создали в Женеве первую русскую марксистскую организацию - Группу «Освобождение труда», сыгравшую огромную роль в распространении марксизма в России.

    Группа «Освобождение труда» действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением. Однако, деятельность группы «Освобождение труда» за рубежом, марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской социал-демократической партии.

    Теория «русского социализма» и народничество имели общеевропейскую известность. Ряд народников состоял в Женевской секции I Интернационала (преимущественно «лавристы») и поддерживал борьбу Маркса против Бакунина и бакунистов. В этой западноевропейской теории их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции. Капиталистическое развитие пореформенной России, разложение общины, забитость и бескультурье крестьянства побуждали думающих людей к изучению марксистской теории.

    Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества. В этом проявилась узость и односторонность их взглядов.

    Число сторонников марксистской теории в стране все больше возрастало, что привело к организации первых социал-демократических кружков: в столице Д.Н.Благоевым была создана «Партия русской социал-демократии» (1884-1885), П.В.Точисским – «Товарищество Санкт-Петербургских мастеровых» (1885-1888).

    Народная Воля") дают синтез того и другого, исходя из связи и взаимодействия экономики и политики, стоят за политическую революцию на основе назревшего экономического переворота, за единство действий народа и социально-революционной партии. Теория "русского социализма" и народничество имели обще­европейскую известность. Ряд народников состоял в Женевской секции I Интернационала (преимущественно " ...

    Пролетариату, отрицание церкви, государства и права, осуждение эксплуатации человека человеком. Поэтому в общем контексте социальной и политико-правовой идеологии середины XIX в. книга Штирнера способствовала распространению идей не только анархо-индивидуализма, но и социализма. Социалистическое движение Франции и других стран Европы в середине XIX в. развивалось под сильным влиянием идей Прудона...