Сущность и основные черты политической власти. Политика и власть. Сущность политической власти

Сущностные черты политической власти:

суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.

волевой характер власти предполагает наличие осознанной политической программы, цели и готовности её выполнять;

принудительный характер власти (убеждение, подчинение, приказание, господство, насилие);

всеобщность власти, которая означает функционирование власти во всех сферах общественных отношений и политических процессах.

Таблица 2.1

Ресурсы власти - средства, использование которых

обеспечивает влияние на объект власти в соответствии

с целями субъекта

Экономические:

Материальные ценности,необходимые для общественного

производства и потребления;

Плодородные земли;

Полезные ископаемые и т.п.

Социально-политические:

Численность населения, его качество;

Социальное единство;

Социальная стабильность и порядок;

Демократизм общественных отношений;

Участие населения в политике;

Патриотизм гражданского общества и т.п.

Морально-идеологические:

Идеалы, интересы, убеждения людей;

Идеология, вера, доверие, общественное настроение;

Чувства (патриотические, национальные, религиозные),

эмоции людей и т.п.

Информационно-культурные:

Знания и информация;

Институты науки и образования;

Пропаганда во всех её формах;

Средства массовой информации и т.п.

Оружие и аппарат физического принуждения (армия, ми-

лиция, службы безопасности, суд, прокуратура)

МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВЛАСТИ

ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ МОМЕНТЫ

Господство, т.е. подчинение одних социальных групп

другим, что закрепляется в государственных нормативно-

правовых актах

Руководство, т.е. определение и законодательное закрепле-

ние стратегии развития общества, политической системы,

выбор средств осуществления основных задач и целей

Управление и организация, т.е. принятие конкретных уп-

равленческих решений, согласование, упорядочивание

деятельности различных социальных групп, личностей, дей-

ствий политических и неполитических организаций и уч-

реждений

Контроль как обратная связь, с помощью которой власть

следит за тем, какие результаты имеют те или иные управ-

ленческие решения

Представители двух указанных крупных теоретических подходов, делая упор на реально существующих сторонах и аспектах власти как общественного явления, исходят из противоположных принципов в объяснениях ее сущности. Признание реальности тех аспектов власти, которые используются в качестве основания для ее концептуальной интерпретации, не устраняет необходимости выбора между этими подходами.

При определении сущности политической власти в качестве исходного начала наиболее правомерной следует признать ее инструментальную трактовку, раскрывающую отношение к ней как к определенному средству, которое использует человек в тех или иных ситуациях для достижения собственных целей. В принципе власть вполне можно рассматривать и в качестве цели индивидуальной (групповой) активности. Но в таком случае нужны особые, пока еще отсутствующие доказательства, что такое стремление присутствует если не у всех, то у большинства людей. Именно в этом смысле власть может быть признана функционально необходимым в обществе явлением, которое порождено отношениями социальной зависимости и обмена деятельностью (П. Блау, X. Келли, Р. Эмерсон) и служит разновидностью асимметричной связи субъектов (Д. Картрайт, Р. Даль, Э. Каплан).

В качестве средства регулирования социальных взаимоотношений власть может возникнуть лишь в тех типах человеческой коммуникации, которые исключают сотрудничество, партнерство и аналогичные способы общения, обесценивающие самою установку на превосходство одного субъекта над другим. Более того, в условиях конкуренции власть также может возникнуть лишь в тех случаях, когда действующие субъекты связаны между собой жесткой взаимозависимостью, которая не дает одной стороне достичь поставленных целей без другой. Эта жесткая функциональная взаимозависимость сторон есть непосредственная предпосылка формирования власти. В противном случае, когда в политике, скажем, взаимодействуют слабо зависящие друг от друга субъекты (например, партии различных государств), между ними складываются не властные, а другие асимметричные отношения, раскрывающие дисбаланс их материальных ресурсов, не позволяющий обеспечить доминирование одной из них.

Когда же из взаимной конкуренции начинает вырастать доминирование одного из субъектов за счет навязывания им своих целей и интересов другому субъекту, тогда и возникает новый тип взаимодействия, при котором господствует одна сторона и ей подчиняется другая. Иными словами, власть возникает в результате превращения влияния одной стороны в форму преобладания над другой. Поэтому когда той или иной стороне удается навязать конкуренту собственные намерения, цели и желания, и формируется власть, знаменующая собой ту асимметричность положения, при которой господствующая сторона приобретает дополнительные возможности для достижения собственных целей.

Таким образом, власть может рассматриваться как разновидность каузальных отношений или, по мысли Т. Гоббса, отношений, в которых «один выступает причиной изменения действий другого». Поэтому власть выражает позицию субъективного доминирования, возникающую при реальном преобладании тех или иных свойств (целей, способов деятельности) субъекта. Следовательно, власть основывается не на потенциальных возможностях того или иного субъекта или его формальных статусах, а на реальном использовании им средств и ресурсов, которые обеспечивают его практическое доминирование над другой стороной. В политике подчиняются не тому, у кого более высокий формальный статус, а тому, кто может использовать свои ресурсы для практического подчинения. Не случайно М. Вебер считал, что власть означает «любую возможность проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основана».

При этом способы принуждения подвластной стороны могут быть весьма различными, это - убеждение, контроль, поощрение, санкционирование, насилие, материальное стимулирование и т.д. Особое место среди них занимает насилие, которое, по мнению Ф. Нойманна, «есть самый эффективный в краткосрочной перспективе метод, однако он малоэффективен в течение длительного периода, поскольку принуждает (особенно в современных условиях) к ужесточению приемов властвования и к их все более широкому распространению». Поэтому «самым эффективным методом остается убеждение».

Таким образом, власть исходит из практического умения субъекта реализовывать свой потенциал. Поэтому сущность власти неразрывно связывается с волей субъекта, способствующей перенесению намерений из сферы сознания в область практики, и его силой, обеспечивающей необходимое для доминирования навязывание своих позиций или подчинение. И сила, и воля субъекта в равной мере являются ее неизменными атрибутами.

Поэтому, даже заняв выгодную позицию, субъект должен уметь использовать свой шанс, реализовать новые возможности. Таким образом политическая власть как относительно устойчивое в социальном плане явление обязательно предполагает наличие субъекта, наделенного не формальными статусными прерогативами, а умениями и реальными способностями к установлению и поддержанию отношений своего властного доминирования (со стороны партии, лобби, корпорации и др.) в условиях непрерывной конкуренции.

В зависимости от того, насколько эффективны применяемые субъектом средства поддержания своего доминирования, его власть может сохраниться, усилиться или, уравновесившись активностью другой стороны, достичь равновесия взаимных влияний (состояние безвластия). Достижение такого баланса сил (эквилибр) будет стимулировать к тому, чтобы заново ставить вопрос либо о переходе сторон к формам сотрудничества, кооперации, либо о вовлечении их в новый виток конкуренции для завоевания новых позиций доминирования.

Чтобы удержание власти было более длительным и стабильным, доминирующая сторона, как правило, пытается институпиализировать свою позицию доминирования и превосходства, превратить ее в систему господства. Как самостоятельное и устойчивое политическое явление власть есть система взаимосвязанных и (частично или полностью) институциализированных связей и отношений, ролевых структур, функций и стилей поведения. Поэтому она не может отождествляться ни с отдельными институтами (государством), ни с конкретными средствами (насилием), ни с определенными действиями доминирующего субъекта (руководством).

Согласно такой интерпретации власти, она не способна распространяться по всему социальному (политическому) пространству. Власть - это некий сгусток социальности, формирующийся лишь в определенных частях общества (политического пространства) и используемый людьми наряду с другими средствами достижения своих целей лишь для регулирования специфических конфликтов и противоречий. Ее источником является человек с присущими ему умениями и свойствами, конкурирующий с другими людьми и использующий различные средства для обеспечения своего доминирования над другими.

Учитывая, что в политической сфере главным субъектом власти является группа, политическую власть можно определить как систему институционально (нормативно) закрепленных социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов в интересах и по воле своих членов.

В политической жизни отношения властвования представляют собой сложный процесс взаимодействия вовлеченных в них разнообразных структур, лиц, механизмов, которые выражают различный характер доминирования / подчинения всевозможных социальных групп. При этом властные взаимосвязи независимо от типа политической системы всегда обладают некими способностями воздействия на поведение граждан. В политической науке их принято называть «ликами власти».

«Первое лицо» власти означает ее способность побуждать людей к определенным действиям, заставлять их совершать поступки в русле тех интересов и целей, которые исходят от господствующего субъекта. Так, правящие партии, контролируя основные государственные структуры, побуждают граждан придерживаться установленных ими законов и правил, заставляют их действовать в направлении решения поставленных задач.

«Второе лицо» власти демонстрирует ее умение предотвращать нежелательные действия людей. В частности, правящие круги могут запретить экстремистские и радикальные организации, вытеснить нежелательные партии на периферию политической жизни, предотвратить контакты граждан с населением других государств. Власти способны искусственно ограничить поле политических дискуссий, запретив контролируемым ими СМИ обращаться к определенной тематике или введя строгую цензуру для прессы и телевидения. Особенно ярко запретительный характер власти проявляется в условиях чрезвычайного положения или ведения страной военных действий, а также при тоталитарных и деспотических режимах.

«Третье лицо» власти характеризует ее возможность осуществлять господство определенных сил при отсутствии видимого и даже смыслового контакта властвующих и подвластных. Например, авторитет политического лидера может стимулировать действия его сторонников в духе определенных заветов и после его смерти или тогда, когда он находится в заключении и его никто не видит.

Невидимое воздействие власти имеет место и при манипулировании общественным (групповым) мнением. Это происходит тогда, когда люди становятся участниками инициируемых властями процессов, не осознавая ясно истинных целей и замыслов правящих кругов. Например, власти могут проводить определенные эксперименты над группами военнослужащих или жителей страны, не ставя их в известность об опасности этих действий для здоровья людей. Иначе говоря, манипулирование есть кратковременная форма властвования, которая заканчивается, как только объект власти приобретает нужную ему информацию.

«Четвертое лицо» власти демонстрирует ее тотальность, т.е. способность существовать в виде повсеместного принуждения, исходящего отовсюду и не сводящегося к действиям какого-либо конкретного лица. Власть выступает здесь как некая предписывающая поведение людей матрица и даже демоническая сила, которая «никогда не находится в чьих-то руках, никогда не присваивается».* В этом случае власть не осознается людьми как чье-то персональное господство. Чаще всего такая форма принуждения отображает господство действующих в стране законов, норм, правил, традиций. Здесь очень распространены методы символического принуждения, привычки, стереотипы, предрассудки и проч.

Как относительно самостоятельное и качественно определенное явление политическая власть обладает целым набором присущих ей свойств и характеристик. Среди них можно выделить ряд универсальных черт, объединяющих политическую власть с другими разновидностями социальной власти - экономической, нравственной, правовой, информационной и др., а также специфические черты, присущие исключительно ей как собственно политическому явлению.

Среди универсальных, базовых, первичных свойств политической власти следует отметить прежде всего свойство асимметричности, которое не просто характеризует доминирование воли властителя и неравенство его статуса со статусами подвластных ему, но и отражает качественные различия их возможностей, ресурсов, прав, полномочий и других параметров жизнедеятельности. По сути дела это свойство показывает, что в политике борьба за обладание властью и удержание ее мотивируется не столько соображениями престижа, идеями, ценностями и другими идеальными сущностями, сколько стремлением конкретных людей к обладанию необходимыми им ресурсами и правами, которые расширяют их социальные возможности.

Такая изначальная несбалансированность отношений доминирования-подчинения превращает политическую власть во внутренне неравновесное явление. В этом смысле политическая власть обладает свойством инверсионности, которое свидетельствует о том, что положение властвующих постоянно подрывается активностью подвластных, в результате чего их статусы могут динамично изменяться и даже превращаться в противоположные. Это значит, что при сопротивлении подвластных более интенсивно, нежели влияние властвующих, субъект и объект власти могут поменяться местами.

Эта постоянно существующая возможность обратимости власти показывает, что властное взаимодействие имеет комбинированный характер, т.е. власть формируется на пересечении усилий, воль не только доминирующей, но и подчиненной стороны. Отношения властвующих и подвластных простираются в широком диапазоне: от ожесточенного сопротивления и готовности умереть, но не сдаться на милость победителя, до добровольного, с радостью воспринимаемого повиновения. Однако при всем том власть всегда представляет собой некое среднеарифметическое сочетание влияния субъекта и силы сопротивления объекта власти.

Принципиально важным свойством власти является и ее ресурсность. В самом общем виде ресурс - это определенное основание власти или все те средства, которые позволяют субъекту добиться доминирования. В качестве таких ресурсов могут выступать знания и информация, материальные ценности (деньги, земля, техника и др.), утилитарные средства (социальные блага, используемые для обеспечения текущих нужд человека), правовые нормы и законы (предполагающие судебные санкции, меры административного характера и т.п.), организационные, принудительные средства (военная и физическая силы или угроза их применения), территориальные (определенные территории, находящиеся в распоряжении субъекта власти), демографические (люди с их определенными качествами) средства и др.

В зависимости от характера политической системы или сложившейся ситуации те или иные ресурсы становятся либо эффективными, либо дисфункциональными. Например, сегодня в демократических государствах одной только силой невозможно заставить население подчиняться власти или, скажем, государству, располагающему большими территориями, решить в свою пользу конфликт с соседней страной, обладающей значительным экономическим превосходством. Американский футуролог О. Тоффлер предсказывает, что в начале XXI в. важнейшим ресурсом станет информация. Она приведет к «смещению власти», которое предопределит формирование «мозаичной демократии», где главным субъектом будет «свободный и автономный индивид».

Власть обладает также свойством кумулятивности, означающим, что в сфере властных отношений любой субъект ориентируется прежде всего на собственные интересы (а не на потребности партнера), пытаясь расширить зону собственного влияния и контроля. Это доказывает не только остроту и конфликтность властных отношений, но и то, что изнутри, т.е. со стороны действующего субъекта (и при условии неизменности его устремлений), власть по существу не имеет никаких ограничений. Поэтому она стремится к постоянному расширению зоны своего распространения, к тому, чтобы вовлечь в отношения господства / подчинения все имеющиеся в политике субъекты и связи.

С сугубо практической точки зрения признание такого рода свойства показывает, что властные претензии и амбиции тех или иных лиц (групп) можно предотвратить только извне. Иначе говоря, власти может быть поставлен предел только с внешней стороны - со стороны объекта. Вот почему, например, гражданам, голосующим за очаровавшего их претендента на какой-либо государственный пост, следует больше рассчитывать не на достоинства лидера, а на создание системы сдержек и противовесов, способных контролировать, а в известных случаях и предотвращать его действия, направленные на превышение данных ему полномочий.

Власть обладает и конструирующими способностями. Иными словами, она является источником (если не всех, то большинства) социальных преобразований, осознанного проектирования и корректировки общественных отношений. В этом смысле власть является не просто регулятором, но и конструктором социальности, средством преобразования социального (политического) пространства.

Специфические свойства политической власти раскрывают ее особое измерение. В этом смысле прежде всего следует принять во внимание, что политическая власть формируется в условиях конкуренции групповых субъектов. Правда, сторонники постструктуралистских подходов полагают, что нет принципиальных различий между тем, как взаимодействуют индивиды, и тем, как взаимодействуют группы (М. Фуко). Однако вряд ли это положение можно признать правомерным, учитывая, что группы не могут, как отдельные личности, непосредственно осуществлять свое политическое господство или, так же как они, конкурировать друг с другом.

Группа не может стать участником конкуренции за власть, если не сумеет организовать систему представительства интересов принадлежащих к ней граждан. Ее доминирование неразрывно связано с созданием определенных структур и институтов, с формированием известной системы законов, норм и правил действий, предъявляемых обществу. При этом в структуре группового субъекта выделяются лица, которые интерпретируют социально значимые категории (например, «интересы народа»), публично озвучивают их, формулируют оценки явлений и отношений, обеспечивают выбор необходимых средств политической борьбы, одним словом, выступают от имени группы.

В целом же доминирование группы выражается в создании системы отношений, закрепленных соответствующими структурами и институтами. Эти последние в совокупности являются для отдельного человека той объективно сложившейся системой власти, которая господствует над ним. Таким образом, политическое властвование группы неизбежно приобретает форму надперсонального давления, за которой с трудом удается различить интересы реально доминирующего субъекта. Поэтому данное свойство политической власти характеризует определенное отстранение системы установленного господства от конкретного группового субъекта, внешний «отрыв» нормативной системы от ее творцов, что создает трудности для установления конкретных властвующих сил.

Политическая власть есть система отношений, которые формируются на основе претензий групповых сообществ на полномочия самого мощного социального института - государства. В этом смысле у различных групп (представляющих их интересы партий, движений, групп давления, политических объединений) может хватить собственных возможностей на контроль за высшими органами государственного управления (например, в форме политического господства) или за его отдельными (центральными, региональными или же местными) структурами, распоряжающимися частичными (материальными, информационными, организационными и др.) ресурсами. В результате в обществе выстраиваются многомерные иерархии властных политических отношений, которые особенно усложняются в рамках переходных процессов, способствующих появлению различных центров влияния и власти.

Именно государство придает политической власти легальность использования силы на определенной территории, придает ей публичный и всеобщий характер, давая возможность победившим группам выступать от лица всего общества. Государство олицетворяет моноцентричность политической власти, т.е. наличие того центра принятия решений, который формирует цели для всего населения.

Однако политическая власть ни в коем случае не тождественна государственной власти, которая представляет собой пусть самую мощную, но тем не менее лишь одну из ее форм. Дело в том, что не все действия государства и не все принимаемые на государственном уровне решения могут иметь политический характер. Существуют и другие формы политической власти, например, партийная власть, фиксирующая доминирование партийного аппарата и лидеров над членами партии, и т.д.

Политическая власть обладает также свойством полиресурсности, которое свидетельствует о том, что политические структуры, и прежде всего государство, обладают доступом практически ко всем ресурсам, имеющимся в распоряжении общества. Политическая власть обладает также дополнительным источником социальной энергетики, заложенным в амбициозных устремлениях элитарных кругов. Как показывает практика, именно им органически присуще врожденное, иссушающее человека стремление к власти, тот «властический инстинкт» (М. Бакунин), который присутствует у этой группы лиц. Политическая история изобилует примерами того, как эгоизм, амбиции, неуемное честолюбие лидеров становились причинами крупных политических событий, оказавших влияние на историю целых государств и народов.

Принципиальное значение для атрибутивной характеристики политической власти имеет и идеология. Она по сути символизирует роль всех информационно-духовных компонентов политической власти, превращая все используемые в ней идейные соображения, эмоциональные реакции, героизацию или циничную конъюнктуру в форму систематического обоснования того или иного способа принуждения.

В реальном политическом пространстве власть выражается в различных формах обеспечения группового доминирования. В связи с этим итальянский ученый Н. Боббио выделил три формы политической власти, которые в той или иной степени присущи всем политическим режимам.

Так, власть в виде видимого, явного правления представляет собой форму деятельности структур и институтов, ориентированных на публичное взаимодействие с населением или другими политическими субъектами. Власть в этой форме осуществляется в виде действий государственных органов, которые вырабатывают и на виду у всего общества применяют определенные процедуры принятия и согласования решений; политических лидеров, которые обсуждают с общественностью принятые меры; оппозиционных партий и СМИ, которые критикуют действия правительства, и т.д. Таким образом, политическая власть публично демонстрирует свою заинтересованность в общественной поддержке собственных решений, она принципиально повертывается к обществу, демонстрируя, что политические решения принимаются во имя интересов населения и под его контролем. Публичная форма властвования характеризует политику как взаимодействие властвующих (управляющих) и подвластных (управляемых), наличие у них определенных взаимных обязательств, действие взаимно выработанных норм и правил соучастия элит и неэлит в управлении государством и обществом.

Наряду с этим в политическом пространстве складываются и формы полускрытого (теневого) правления. Они характеризуют или приоритетное влияние на формирование политических целей каких-либо структур (отдельных органов государства, лобби), формально не обладающих такими правами и привилегиями, или доминирование в процессе принятия решений различных неформальных элитарных группировок. Наличие такого рода властных процессов показывает не только то, что толкование государственных задач или выработка правительственных решений на деле является процессом значительно менее формализованным, чем это объявляется официально или видится со стороны. Теневой характер данного профессионального процесса демонстрирует и то, что он открыт влиянию разнообразных центров силы (ресурсов) и зачастую в принципе ориентируется на отстранение общественности от обсуждения тонких и деликатных проблем, которые не нуждаются в широкой огласке.

Третья форма политической власти обозначается итальянским ученым Боббио как скрытое правление, или криптоправление. Оно демонстрирует те способы властвования, которые практикуются либо органами тайной политической полиции, либо армейскими группировками и другими аналогичными структурами, которые де-факто доминируют в определении политических целей отдельных государств. К этому же типу властвования можно отнести и деятельность криминальных сообществ, поставивших себе на службу государственные институты и превративших их в разновидность мафиозных объединений. Эти примеры показывают, что в структуру политической власти отдельных государств могут входить институты и центры влияния, которые действуют против самого государства.

Сущность политической власти

Политическая власть - это специальный социальный институт, упорядочивающий соц. отношения и поведение индивида. П.В. - определяющее воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает гос-во. В отличие от нравственной и семейной власти П.В. носит не личностино-непосредственный, а общественно-опосреднованный хар-р. П.В. проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правит-во, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, П.В. мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

Воля к власти у одних дополняется потребностью других присоединиться к властной воле, идентифицировать себя с ней, подчиниться ей.

Основными компонентами власти явл-ся: ее субъект, объект. ср-ва (ресурсы) и процесс ,приводящий в движение все ее эл-ты и хар-щийся мех-мом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает ее активное, направляющее начало. Им может быть отдельный человек, орг-ция, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый хар-р: ее первичными субъектами являются индивиды, вторичными - политические орг-ции, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные общественные группы и весь народ,- политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, наприме, лидеры нередко отрываютя от масс и даже от приведших их в власти партий.

Субъект опрделяется содержанием властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подрузумеваются) санкции, которые влечет за собой выполнение или невыполнение распоряжения. От приказа, хар-ра содержащихся в нем требования во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей - второго важнейшего эл-та власти.

Объект власти. Власть - всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодествие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор - погибнуть, но не подчиниться, что нашло, в частности, свое выражение в свободолюбивом лозунге “лучше умереть сражясь, чем жить на коленях”.

Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. Качества объекта политичекого властвования определяются прежде всего политической культурой населения.

Понятие ресурсов власти . Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. В широком смысле ресурсы власти представляют собой “все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других”. Т.о. ресурсы власти - это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы предстваляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.п.), либо ср-ва, способные повлиять на внутрений мир, мотивация человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Структурные основания П.В. - законы, суд, госуд. аппарат, отряды принуждения, партийная дисциплина, авторитет лидера, центральные и региональные структуры. Руководствуясь антропологическим принципом, выделяют такие типы оснований П.В. как страх, интерес, убеждение.

Виды власти. Особенности различных эл-в власти - субъекта, объекта, ресурсов - могут истользоваться в качестве оснований ее типологий. Одной из наиболее содержательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную (которую часто называют политической в узком значении этого слова, хотя это не совсем точно) и политическую в широком, собственном значении этого слова.

В зависимости от субъектов власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются мегауровень - междун. орг-ции, Н: ООН, НАТО и т.п.; макроуровень - центральные оргаы гос-ва; мезоуровень - подчиненные центру орг-ции (областные, районные и т.п.) и микроуровень - власть в первичных орг-ях и малых группах. Возможна классификация власти по функциям ее органов: например, законадательная, испольнительная и судебная власти гос-ва; по способам взаимодействия субъекта и объекта власти - демократическая, авторитарная и т.п. власти.

Взаимодействие политической и других властей.

Политическая власть хар-ся рядом отличительных признаков:

    легальностью в использовании силы в пределах гос-ва;

    верховенством, обязатьностью решений для всякой иной власти. П. В. может ограничить влияние мощных корпорация, СМИ и других учреждений ии же вовсе ликвидировать их;

    публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая влась в отличие от приватной, личной власти, которая существует в небольших группах, от имени всего общества обращается с помощью права ко всем гражданам;

    моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В отличие от политической власти эк-ая, соц-ая и духовно-информационная власти полицентричны. В рыночном демократическом общ-ве существует, как известно, много независимых собственником, социальных фондов и т.п.;

    многообразием ресурсов. П.В., и особенно гос-во, использует не только принуждение, но и эк-кие, соц-ые и культурно-информационные ресурсы.

Слияние политической, эк-кой, соц-ой и духовно-информ-ой властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарный гос-х. Демократический же строй предполагает разделение как самих этих властей, так и каждой из них: в эк-ке - наличие множества конкурирующих центров влияния, в политике - разделение власти между гос-вом, партитями и группами интересов, а также самой гос-ой власти на законодательную, исполнит-ю и судебную, в духовной сфере - доступность образования, культурно-инф-ный плюрализм.

Политическая власть – это особое общественное отношение, которое проявляется в способности субъекта власти эффективно воздействовать на людей и общество, прибегая к различным средствам – от убеждения до принуждения. По своей сущности власть есть принуждение. Однако возможность принуждать других не исключает наличия согласия, присоединения, участия лиц внутри определенного социального отношения. В зависимости от средств, на которые опирается способность эффективно воздействовать на людей и вещи, власть предстает в различных формах.

Завоевание власти и её использование – один из основных аспектов политической жизни общества. Это, по существу, борьба субъектов политики за обладание инструментом осуществления своей воли, реализации своих интересов и целей. Приходящие к власти политические силы формируют её конкретные материализованные структуры различных масштабов, политические институты власти, которые сами вырабатывают и осуществляют собственную политику, которая становится средством этой власти. Таким образом, политика оказывается причиной возникновения и функционирования власти, а власть – причиной существования политики, т.е. власть и политика крепко связаны между собой круговой причинно – следственной зависимостью.

Политическая власть имеет ряд отличительных признаков , которые конкретизируют и углубляют представления о ней как о социальном явлении:

– политическая власть – это политическое господство в обществе какого-либо класса, социально-политической группы, политической партии или отдельной личности (например, диктатора), реализующееся через систему властных органов государства, которое представляет собой средство осуществления политической воли субъекта власти во всех сферах общественной жизни;

– она является важнейшим фактором регулирования политических и социальных процессов в интересах тех или иных социальных слоев или всего общества, предполагающим легальное использование ресурсов принуждения и социального насилия;

– она непосредственно связана с идеологической регуляцией и организацией жизнедеятельности общества и государства. Борьба за власть и за её удержание неизбежно выливается в борьбу идеологий. Сама политическая власть может полностью сливаться с идеологией, которую она поддерживает и на которую опирается;

– политическая власть, в отличие от приватной личной власти, которая существует в небольших группах, является, всеобщной и носит безличностный характер. Это означает, что она действует от имени всего общества, распространяет своё властное руководство и управление на всё население страны;

– она является моноцентричной, т.е. имеет единый центр принятия решений. Другие разновидности общественной власти (например, экономическая, социальная, духовно-информационная) – полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, множество независимых собственников, средств массовой информации, социальных фондов, имеющих свою непосредственную власть;



– в процессе своего функционирования политическая власть характеризуется исключительным многообразием используемых ресурсов, применяет не только меры принуждения и убеждения, но и опирается на нравственные нормы, на интересы и традиции людей, их чувства, на многочисленные экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

От функционирования политической власти во многом зависит тип политического режима в обществе, открытость или закрытость общества, характер политических отношений и другие политические характеристики данного государства, включая стабильность, авторитет, разделение и сотрудничество властей, роль оппозиции, демократичность.

Таким образом, к наиболее важным, общественно значимым функциям политической власти можно отнести следующие:

– поддержание общественного порядка и стабильности;

– выявление, ограничение и разрешение конфликтов;

– достижение общественного согласия;

– принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности;

– управление делами общества;

– формирование политической системы общества;

– выработка стратегии управления обществом;

– контроль политических и иных отношений и создание, в конечном счёте, определённого типа правления, политического режима и государственного строя;

– обеспечение законных прав граждан, их конституционных свобод.

Необходимо рассмотреть вопрос эффективности власти, т. е. вопрос связанный с затратами на достижение планируемого властью результата: какие средства и в каком объеме приходится применять для достижения поставленной политической цели.

К принципам эффективного функционирования политической власти следует отнести: легитимность, легальность, действенность, реальность, предусмотрительность, коллегиальность, терпимость, самокритичность, твердость, скрытость, непрерывность.

Одним из важнейших принципов эффективного функционирования политической власти является легитимность – положительная оценка, принятие населением власти, признание им её права управлять и согласие подчиняться этой власти. То есть законность и признаваемость политической власти и есть показатели её легитимности. При этом «законность» – показатель относительно стабильный, а вот «признаваемость» политической власти народом – крайне изменчив и может варьировать в течение срока нахождения у власти субъекта политики от полной поддержки его в начале деятельности, до проявления всенародного недоверия к концу срока властвования.

Легитимная власть обычно характеризуется как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что существующий порядок является наилучшим для данной страны.

Макс Вебер выделял три вида легитимности исходя из способов достижения легитимности и отражающих мотивы подчинения:

традиционная легитимность , строящаяся на авторитете нравов и обычаев;

легальная или рационально-правовая легитимность, отличающаяся пониманием необходимости выполнения своих обязанностей всеми «государственными служащими» – от рядовых до носителей власти;

харизматическая легитимность (харизма, от греч. «charisma» – милость, благодать, божий дар) – особая, исключительная одаренность, наделенность государственного деятеля (политического лидера) такими качествами (мудрость, непогрешимость, пророчество, святость, а также бесстрашие, мужество и др.), которые резко выделяют его не только из общей массы людей, но и из состава политической элиты.

Макс Вебер называет эти типы легитимности «идеальными типами», прекрасно понимая, что в реальной политической жизни они встречаются редко. В большинстве случаев политическая власть представляет собой различные комбинации идеальных типов, переходы от одного к другому.

Исследователями выделяются несколько источников легитимности:

1. Участие граждан в управлении.

2. Легитимность посредством экономической, военной, образовательной и т.п. деятельности власти (технократическая легитимность).

3. Легитимность через принуждение. Необходимо отметить, что чем сильнее принуждение, тем ниже уровень легитимности.

Термины «легальность» и «легитимность» имеют общий корень, который происходит от латинского слова «leg», что означает «закон». Видимо, потому эти понятия нередко считают тождественными. На самом деле понятия «легальность» и «легитимность» далеко не тождественны, хотя в определенных условиях могут совпадать.

Легитимность власти показывает её фактическую значимость для людей, степень её престижа, её «эмпирическую» узаконенность, но не благодаря закону, исходящему от власти, а благодаря закону человеческой расположенности. Легитимность не является раз и навсегда данной характеристикой политической власти. Если власть перестает быть эффективной, не обеспечивает стабильность общества, она утрачивает доверие и поддержку своего народа.

Немаловажным для современного общества остается и вопрос отношения к политической власти. Для того чтобы стабилизировать власть в обществе, сделать её способной к выполнению возлагаемых на неё функций, она должна быть институализирована, закреплена в той или иной форме политического господства.

Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Такой порядок может соответствовать интересам не только управляемого меньшинства, но и всего общества или, по крайней мере, его большинства.

Процесс политического господства, т.е. властвования, упорядочивается и регулируется с помощью специального механизма власти – системы учреждений, институтов, организаций и норм их устройства и деятельности. Применительно к такому сложному социальному объекту как общество механизмом политической власти выступают четыре его важнейших звена: система политических партий, парламент, правительство, аппарат политического принуждения.

Центральную роль в механизме функционирования власти в обществе играют высшие институты государственной власти – президент, парламент, правительство, суд и прокуратура. Именно они выступают главным звеном принятия и осуществления решений. От их деятельности зависит степень централизации власти и распределение полномочий между другими властными структурами.

Механизм власти, выражаясь в определённом типе политической власти (тоталитарная, авторитарная, демократическая), действует во всяком обществе, во всех его сферах, на всех уровнях его социальной структуры и имеет свои специфические формы проявления, способы и методы властвования. Более того, разные формы проявления механизма властных отношений и придают, главным образом, отличительные черты тому или иному обществу, его политическим, экономическим, социальным и духовным отношениям.

В тоталитарном обществе в основе механизма политической власти лежит система насильственного политического господства, характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, политической, социальной, духовной и даже бытовой жизни власти господствующей элиты, организованной в целостный военно-бюрократический аппарат и возглавляемый политическим лидером, вождем.

Страх и слепая вера – главные ресурсы механизма тоталитарного управления обществом. В целом отношения тоталитарной власти и её механизм строятся по принципу: «Запрещено всё, кроме того, что приказано».

Авторитарная политическая власть по своим характерным чертам, признакам и механизму функционирования занимает как бы промежуточное положение между тоталитарной и демократическими властями. С тоталитарной властью её роднит прежде всего диктаторский, не ограниченный законами характер властвования, с демократической – наличие автономных, нерегулируемых властью общественных сфер, например, экономики и частной жизни людей, сохранение отдельных элементов гражданского общества.

По своей сущности авторитарная власть – это неограниченная власть одного человека или группы лиц, характеризующаяся чрезмерным централизмом в управлении, опорой на силу, нетерпимостью к политической оппозиции, но допускающая автономию личности и общества в неполитических сферах их жизнедеятельности.

Механизм функционирования авторитарной власти опирается (потенциально и реально) на силу. Власть может и не прибегать к массовым репрессиям и даже пользоваться популярностью среди широких кругов населения страны, однако она обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости принудить население к повиновению, и обычно не скрывает этого. Отношения этой власти с обществом строится по принципу: «Разрешено всё, кроме политики».

Демократическая власть – это один из основных типов политической власти. Она воплощает в себе идеи самоуправления и партиципации (участия) – главным образом на местном уровне и на производстве, представительства – в масштабе всего общества. Это по существу репрезентативная (представительная) демократическая власть, базирующаяся на либеральных ценностях и принципе плюрализма. Реально она существует в двух своих основных формах: в форме парламентаризма – системы правления, основанной на верховенстве власти парламента, делегированной ему народом; в форме президентского правления, в которой верховная власть принадлежит президенту страны, избираемому всенародным голосованием, парламентом либо каким-нибудь особым институтом.

В основе механизма функционирования демократической власти лежит принцип её разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Отношения между народом и его представителями во властных структурах строятся на основе доверия, контроля, конституционного ограничения компетенции органов власти и должностных лиц и их полной независимости в пределах закона. Основной принцип демократического общества: «Разрешено всё, что не запрещено законом».

Политическая и государственная власти очень тесно связаны друг с другом. Политическая власть исходит от государства и реализуется в реальной жизни не иначе как при его прямом или косвенном участии. В то же время понятие политической власти шире понятия власти государственной, так как политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях политической системы общества: в рамках политических партий, общественных организаций и др.

Государственная власть является особым видом политической власти.Это социально-организованная власть, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающаяся на особый аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений.

Государственная власть – форма политической власти, её ядро, характеризующаяся реальной возможностью и способностью влиять на характер деятельности и поведение всех граждан государства в целях управления общественными процессами, обеспечения организованности и порядка в обществеи.

Неотъемлемый признак государственной власти – монополия на легальное использование силы, физического принуждения. Диапазон действий государственной власти простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека, совершившего тяжкое преступление перед обществом. Возможность лишать граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функции принуждения у государственной власти имеются специальные средства (органы): армия, милиция (полиция), служба безопасности, суд, прокуратура и др.

Государственная власть имеет следующие отличительные признаки:

– выступает в качестве силы, концентрированно выражающей и символизирующей общество в целом;

– обладает монополией на легальное использование силы, физического принуждения с помощью аппарата насилия;

– имеет специальный аппарат управления всем обществом;

– имеет исключительное право на нормирование жизни всего общества, право на издание законов и норм, обязательных для всего населения, право на взимание налогов и различного рода сборов.

Используя государственное принуждение, властвующий субъект навязывает свою волю подвластным. Этим государственная власть отличается, в частности от авторитета, который тоже подчиняет, но в государственном принуждении не нуждается.

Государственное принуждение – это психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) ее действовать по воле властвующего субъекта, в интересах общества и государства.

Функции государственной власти. Функции государственной власти можно клссифицировать по различным основаниям.

По причинам возникновения функции государственной власти функции государственной власти можно первоначально разделить:

на функции, вытекающие из классовых противоречий (подавление сопросотивления эксплуатируемых классов и др.);

на функции, вытекающие из потребностей общества в целом («функции общих дел» - экономическую, экологическую и др.).

По направленности функции государственной власти подразделяются на внутренние и внешние:

– внутренние функции – основные направления деятельности органов государственной власти по управлению внутренней жизнью общества;

– внешние функции – основные направления деятельности органов государственной власти на международной арене.

Внутренние функции государственной власти:

1. Правовая функция – обеспечение правопорядка, установление правовых норм, охрана прав и свобод человека и гражданина.

2. Политическая функция – обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

3. Организационная функция – упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

4. Экономическая функция – организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

5. Социальная функция – обеспечения сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов всех категорий граждан, поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

6. Экологическая функция – обеспечения здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

7. Культурная функция – удовлетворение культурных запросов, формирования высокой духовности, гарантирование открытого информационного пространства.

8. Образовательная функция – обеспечение равного доступа к образованию.

Внешние функции государственной власти:

1. Функция обеспечения национальной безопасности – обеспечение безопасности гражданина, государства, общества, защита конституционного строя, территориальной целостности, суверенитета государства.

2. Функция международного участия и обеспечения мира – обеспечение участия в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем.

3. Функция сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Реализация вышеперечисленных функций государственной власти способствует нормальному стабильному функционированию всей политической системы общества.

Любая политическая деятельность в конечном счете так или иначе связана с государственной властью. Можно спорить о том, какие факторы лежали в основе возникновения государства, чьи интересы выражают те или иные государственные образования. Но аксиомой является то, что квинтэссенцией результата политической деятельности людей и их объединений выступает государственная власть. Именно обладание государственной властью позволяет политическим силам осуществлять свои цели.

Контрольные вопросы

1. Дайте обобщенное определение понятия «власть».

2. Каково, на ваш взгляд, главное назначение власти в обществе?

3. Перечислите основные структурные элементы власти.

4. Что такое ресурсы власти, какова их роль в процессе функционирования и реализации власти?

5. Дайте определение политической власти и перечислите её отличительные признаки и функции.

6. Как соотносятся между собой политическая власть и государственная власть?

7. Что такое легитимность политической власти? Как она соотносится с понятием «легальность власти»?

8. В чем отличие бихевиористской трактовки власти от структурно-функциональной трактовки власти?

Политическая власть – это специфическая форма общественных отношений между большими группами людей, реальная способность определенного класса, социальной группы, организации и отдельного индивида проводить свою волю в политике. Политическая власть означает социальное господство тех или иных субъектов политики в обществе.

Завоевание власти и ее использование – один из основных аспектов политической жизни общества. Это по существу борьба субъектов политики за обладание инструментом осуществления своей воли, реализации своих интересов и целей. Приходящие к власти политические силы формируют ее конкретные материализованные структуры различных масштабов, политические институты власти, которые сами вырабатывают и осуществляют собственную политику, которая становится средством этой власти. Таким образом, политика оказывается причиной возникновения и функционирования власти, а власть – причиной существования политики, т.е. власть и политика крепко связаны между собой круговой причинно – следственной зависимостью.

Характеризуя политическую власть, необходимо особо отметить то обстоятельство, что она всегда очень тесно связана с властью государственной. Обусловливается это тем, что политическая власть, прежде всего, исходит от государства и реализуется на практике не иначе как при его прямом или косвенном участии. В то же время политическая власть как явление шире власти государственной, так как её субъектами являются не только государство, но и другие политические институты: политические партии, организации и движения, а также политические лидеры, элита, бюрократия, лобби (группы давления), отдельные индивиды, социальные группы и общности и т.д. Однако государственная власть всегда является ядром политической власти, ее основным содержанием.

Политическая власть обладает совокупностью отличительных признаков , которые конкретизируют и углубляют представления о ней как о социальном явлении.

Во-первых , политическая власть – это политическое господство в обществе какого-либо класса, социально-политической группировки, политической партии и даже отдельной личности, например диктатора, реализующееся через систему властных органов государства, которое представляет собой средство осуществления политической воли субъекта власти, во всех сферах общественной жизни.

Во-вторых , политическая власть является важнейшим фактором регулирования политических и социальных процессов в интересах тех, или иных социальных слоев или общества в целом, предполагающим легальное использование ресурсов принуждения и социального насилия.

В-третьих , политическая власть непосредственно связана с идеологической регуляцией и организацией жизнедеятельности общества и государства. Идеологическое бытие политической власти всегда имело первостепенное значение, ибо всякая социальная, классовая характеристика политической власти означает и ее идеологическую характеристику. Борьба за власть и за ее удержание неизбежно выливается в борьбу идеологий. Сама политическая власть может полностью сливаться с идеологией, которую она поддерживает и на которую опирается.


В-четвертых , публичность политической власти, т.е. всеобщность и безличностный характер. Это означает, что политическая власть, в отличие от приватной личной власти, которая существует в небольших группах, действует от имени всего общества, распространяет своё властное руководство и управление на всё население страны.

В-пятых , политическая власть является моноцентричной, она имеет единый центр принятия решений. Другие разновидности общественной власти (например, экономическая, социальная, духовно-информационная) – полицентричны. В рыночном демократическом обществе существует, как известно, множество независимых собственников, средств массовой информации, социальных фондов, имеющих свою непосредственную власть.

В-шестых , политическая власть характеризуется исключительным многообразием используемых ресурсов. В процессе своего функционирования она применяет не только меры принуждения и убеждения, но и опирается на нравственные нормы, на интересы и традиции людей, их чувства, на многочисленные экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

Политическая власть выполняет в обществе определенные функции . Важнейшими из них являются: формирование политической системы общества и ее совершенствование; организация политической жизни, политических отношений, которые включают в себя отношения между государством, обществом и личностью, различными субъектами политики, социальными группами, классами, ассоциациями, политическими институтами, партиями, гражданами и т.д.; управление делами общества и государства на разных уровнях; контроль и регулирование политических и иных отношений и, в конечном счете, создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политического режима и государственного строя. Кроме того, политическая власть призвана обеспечить законные права граждан, их конституционные свободы, разрешать возникающие социальные противоречия, поддерживать единство и стабильность общества, утверждать законность как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться ей.

Как уже было отмечено, ядром политической власти является власть государственная. Государственная власть – форма осуществления политической воли определенного класса, социального слоя или всего населения (в демократическом обществе) с использованием экономических, политических, социальных, духовных и организационно-правовых механизмов в целях обеспечения эффективного функционирования общества. Без государственной власти невозможно поддержание единства и стабильности общества. Она регулирует взаимоотношения между людьми, разрешает возникающие в обществе противоречия и конфликты, регулирует общественную жизнь и человеческую деятельность во всех ее проявлениях.

Государственная власть в равной мере означает как определенную организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации. Сущность государственной власти составляют отношения господства и подчинения, руководства и управления, организации и контроля.

К характерным признакам государственной власти можно отнести следующие. Прежде всего, это суверенность, верховенство на всей территории страны и независимость в международных отношениях. В любом обществе имеется множество различного рода властей, но высшей, доминирующей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, является государственная власть.

Кроме этого, государственная власть выступает в качестве силы, символизирующей общество в целом . Именно она выполняет задачи, необходимые для поддержания нормального функционирования любой человеческой общности: защиту Отечества; обеспечение безопасности, прав и свобод граждан, неприкосновенности их собственности; осуществление правопорядка и законности; охрану окружающей среды и многое другое.

Неотъемлемый признак государственной власти – монополия на легальное использование силы, физического принуждения . Диапазон действий государственной власти простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека, совершившего тяжкое преступление перед обществом. Возможность лишать граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти. Для выполнения функции принуждения у государственной власти имеются специальные средства (органы): армия, милиция (полиция), служба безопасности, суд, прокуратура и др.

Государственная власть характеризуется также и наличием у неё специального аппарата управления обществом . Он представляет собой совокупность разнообразных органов и материальных средств, необходимых для выполнения определённых задач и функций. Работа этого аппарата обязательно предполагает наличие особого слоя людей – государственных служащих, основное назначение которых состоит в том, чтобы управлять. Не случайно в Российской Федерации принято «Положение о федеральной государственной службе». Согласно ему возрожден сложный, многоярусный и разветвленный аппарат управления страной, основу которого составляют различного рода категории государственных служащих.

Важнейший признак государственной власти – её исключительное право на нормирование жизни всего общества , право на издание законов и норм, обязательных для всего населения. Нормотворчество – исключительная прерогатива государственной власти. Участие в нормотворческом процессе негосударственных общественных организаций в той или иной форме, в конечном счете, всегда связано с государственной властью, ибо, так или иначе, проходит через нее. Право – специфическое, объективно необходимое и эффективное средство государственной власти, ее функционирования, выполнения своего социального предназначения.

Особый признак государственной власти – право на взымание налогов и различного рода сборов и платежей с граждан и юридических лиц . Налоги – «кровь», «живительная влага», питающие государство и общество. Государственная власть об их поступлении заботится постоянно. Налоговая служба является важнейшим элементом государственной власти, а сами налоги выступают индикаторами отношений между государством и обществом. Налоги необходимы для содержания многочисленных государственных служащих, армии, милиции (полиции), служб безопасности и других органов, а также для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, культурной, образовательной, военной, научно-технической, продовольственной, экологической и др.

Государственная власть представляет чрезвычайно сложное явление. Так, в современной философской, социологической, политологической и кратологической литературе, с учетом масштаба, функций и средств власти, характера и свойств её субъекта и объектов, отношений между ними, выделяют четыре уровня государственной власти: макроуровень – центральные (высшие) органы (институты) государственной власти; мезоуровень – подчиненные центру организации (республиканские, областные, окружные, районные и т.д.); микроуровень – власть в первичных организациях и малых группах; мегауровень – распространение макровласти и макропроцессуальных отношений вовне, власть в международных организациях и отношениях.

В государственной власти традиционно выделяют три ее ветви : законодательную, исполнительную и судебную – представленные в различных странах разными формальными органами. В России, например, законодательная власть представлена Федеральным Собранием (состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы), исполнительная – Правительством Российской Федерации, судебная – судами Российской Федерации: конституционным, арбитражным и общей юрисдикции. Каждая из этих властей должна быть относительно самостоятельной и уравновешивать друг друга, а в целом государственная власть должна быть сбалансированной, активной и дееспособной. Именно так исходно трактовался принцип разделения властей, сформулированный французским мыслителем Ш. Монтескье и впервые законодательно закрепленный в Конституции США 1787 года, действующей до сих пор. Ныне принцип разделения властей в той или иной форме закреплен в большинстве конституций стран мира. Сделало это и в Конституции Российской Федерации. В статье 10 определено: «Государственная власть в российской федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».

Разделение государственной власти на три ветви не исключает, а предполагает единство их действий на основе процедур, предусмотренных конституцией государства, а также определенное верховенство законодательной власти, решения которой обязательны для всех разновидностей власти.

Представители двух указанных крупных теоретических подходов, делая упор на реально существующих сторонах и аспектах власти как общественного явления, исходят из противоположных принципов в объяснениях ее сущности. Признание реальности тех аспектов власти, которые используются в качестве основания для ее концептуальной интерпретации, не устраняет необходимости выбора между этими подходами.

При определении сущности политической власти в качестве исходного начала наиболее правомерной следует признать ее инструментальную трактовку, раскрывающую отношение к ней как к определенному средству, которое использует человек в тех или иных ситуациях для достижения собственных целей. В принципе власть вполне можно рассматривать и в качестве цели индивидуальной (групповой) активности. Но в таком случае нужны особые, пока еще отсутствующие доказательства, что такое стремление присутствует если не у всех, то у большинства людей. Именно в этом смысле власть может быть признана функционально необходимым в обществе явлением, которое порождено отношениями социальной зависимости и обмена деятельностью (П. Блау, X. Келли, Р. Эмерсон) и служит разновидностью асимметричной связи субъектов (Д. Картрайт, Р. Даль, Э. Каплан).

В качестве средства регулирования социальных взаимоотношений власть может возникнуть лишь в тех типах человеческой коммуникации, которые исключают сотрудничество, партнерство и аналогичные способы общения, обесценивающие самою установку на превосходство одного субъекта над другим. Более того, в условиях конкуренции власть также может возникнуть лишь в тех случаях, когда действующие субъекты связаны между собой жесткой взаимозависимостью, которая не дает одной стороне достичь поставленных целей без другой. Эта жесткая функциональная взаимозависимость сторон есть непосредственная предпосылка формирования власти. В противном случае, когда в политике, скажем, взаимодействуют слабо зависящие друг от друга субъекты (например, партии различных государств), между ними складываются не властные, а другие асимметричные отношения, раскрывающие дисбаланс их материальных ресурсов, не позволяющий обеспечить доминирование одной из них.

Когда же из взаимной конкуренции начинает вырастать доминирование одного из субъектов за счет навязывания им своих целей и интересов другому субъекту, тогда и возникает новый тип взаимодействия, при котором господствует одна сторона и ей подчиняется другая. Иными словами, власть возникает в результате превращения влияния одной стороны в форму преобладания над другой. Поэтому когда той или иной стороне удается навязать конкуренту собственные намерения, цели и желания, и формируется власть, знаменующая собой ту асимметричность положения, при которой господствующая сторона приобретает дополнительные возможности для достижения собственных целей.

Таким образом, власть может рассматриваться как разновидность каузальных отношений или, по мысли Т. Гоббса, отношений, в которых «один выступает причиной изменения действий другого». Поэтому власть выражает позицию субъективного доминирования, возникающую при реальном преобладании тех или иных свойств (целей, способов деятельности) субъекта. Следовательно, власть основывается не на потенциальных возможностях того или иного субъекта или его формальных статусах, а на реальном использовании им средств и ресурсов, которые обеспечивают его практическое доминирование над другой стороной. В политике подчиняются не тому, у кого более высокий формальный статус, а тому, кто может использовать свои ресурсы для практического подчинения. Не случайно М. Вебер считал, что власть означает «любую возможность проводить собственную волю даже вопреки сопротивлению, вне зависимости от того, на чем такая возможность основана».

При этом способы принуждения подвластной стороны могут быть весьма различными, это – убеждение, контроль, поощрение, санкционирование, насилие, материальное стимулирование и т.д. Особое место среди них занимает насилие, которое, по мнению Ф. Нойманна, «есть самый эффективный в краткосрочной перспективе метод, однако он малоэффективен в течение длительного периода, поскольку принуждает (особенно в современных условиях) к ужесточению приемов властвования и к их все более широкому распространению». Поэтому «самым эффективным методом остается убеждение».

Таким образом, власть исходит из практического умения субъекта реализовывать свой потенциал. Поэтому сущность власти неразрывно связывается с волей субъекта, способствующей перенесению намерений из сферы сознания в область практики, и его силой, обеспечивающей необходимое для доминирования навязывание своих позиций или подчинение. И сила, и воля субъекта в равной мере являются ее неизменными атрибутами.

Поэтому, даже заняв выгодную позицию, субъект должен уметь использовать свой шанс, реализовать новые возможности. Таким образом политическая власть как относительно устойчивое в социальном плане явление обязательно предполагает наличие субъекта, наделенного не формальными статусными прерогативами, а умениями и реальными способностями к установлению и поддержанию отношений своего властного доминирования (со стороны партии, лобби, корпорации и др.) в условиях непрерывной конкуренции.

В зависимости от того, насколько эффективны применяемые субъектом средства поддержания своего доминирования, его власть может сохраниться, усилиться или, уравновесившись активностью другой стороны, достичь равновесия взаимных влияний (состояние безвластия). Достижение такого баланса сил (эквилибр) будет стимулировать к тому, чтобы заново ставить вопрос либо о переходе сторон к формам сотрудничества, кооперации, либо о вовлечении их в новый виток конкуренции для завоевания новых позиций доминирования.

Чтобы удержание власти было более длительным и стабильным, доминирующая сторона, как правило, пытается институпиализировать свою позицию доминирования и превосходства, превратить ее в систему господства. Как самостоятельное и устойчивое политическое явление власть есть система взаимосвязанных и (частично или полностью) институциализированных связей и отношений, ролевых структур, функций и стилей поведения. Поэтому она не может отождествляться ни с отдельными институтами (государством), ни с конкретными средствами (насилием), ни с определенными действиями доминирующего субъекта (руководством).

Согласно такой интерпретации власти, она не способна распространяться по всему социальному (политическому) пространству. Власть – это некий сгусток социальности, формирующийся лишь в определенных частях общества (политического пространства) и ис-пользуемый людьми наряду с другими средствами достижения своих целей лишь для регулирования специфических конфликтов и противоречий. Ее источником является человек с присущими ему умениями и свойствами, конкурирующий с другими людьми и использующий различные средства для обеспечения своего доминирования над другими.

Учитывая, что в политической сфере главным субъектом власти является группа, политическую власть можно определить как систему институционально (нормативно) закрепленных социальных отношений, сложившихся на основе реального доминирования той или иной группы в использовании ею прерогатив государства для распределения разнообразных общественных ресурсов в интересах и по воле своих членов.