Примеры партий в рф. Политические партии России: список, особенности развития партий, их лидеры и программы

Понятие политической партии означает особый вид общественной организации, задача которой принять участие в управлении государством или органами местного самоуправления (городом, например). Партия может также ставить целью полный захват государственной власти.

Первые политические партии в современном понимании появились в XIX веке в некоторых западных странах после введения всеобщего избирательного права : Прогрессивная партия Германии, Бельгийская либеральная партия и т.д.

Интересен тот факт, что более трети россиян, согласно опросам, не понимают, для чего нужны политические партии. Для этого рассмотрим цели и функции политических партий.

Функции политических партий.

  1. Формирование общественного мнения .
  2. Политическое воспитание граждан государства.
  3. Выражение позиций граждан по социальным вопросам.
  4. Доведение этой позиции до общественности и органов власти.
  5. Выдвижение своих кандидатов на выборах разного уровня.

Виды политических партий.

По социально-классовому критерию:

  1. Буржуазные партии (состоящие из представителей бизнеса, предпринимателей).
  2. Трудящиеся (представители рабочих, крестьян)
  3. Примиряющие (из различных представителей всех классов).

По организации партии:

  1. Кадровые партии - состоящие из профессиональных политиков или парламентариев и имеющие группу лидеров. Наиболее активны во время выборов. Целевая аудитория - представители элиты. Финансируются из частных источников.
  2. Массовые партии - централизованные организации с уставным членством. Финансируются за счет членских взносов. Многочисленны и имеют целевой аудиторией народные массы.

По степени вовлеченности в государственную власть:

  1. Правящие - имеющие большинство в парламенте.
  2. Оппозиционные - противники правящих партий, составляющие меньшинство в парламенте.
  3. Не участвующие - те, которые не набрали на выборах достаточное количество голосов.
  1. Левые (коммунистические и социалистические, либо имеющие соответствующий уклон).
  2. Правые (националистические, либо имеющие националистический уклон, а также консервативные и либеральные).
  3. Центристы (демократы).
  4. Смешанные.

По структуре организации:

  1. Классического типа - с четкой организацией и постоянным членством.
  2. Движенческого типа - в них членство является формальным.
  3. Политические клубы - свободное членство.
  4. Авторитарно-собственнического типа - партии одного человека, автора идеологии партии и ее основного представителя (например, Блок Юлии Тимошенко или Радикальная партия Олега Ляшко).

По типу идеологии:

  1. Либеральные партии. Нацелены на минимальное вмешательство государства в общественную и личную жизнь.
  2. Демократические партии. Выступают за народовластие.
  3. Социал-демократические партии. Выступают за государственное регулирование общественной жизни.
  4. Коммунистические партии. За полное равенство , общественную собственность, контроль власти над социальной и экономической жизнью.
  5. Националистические партии. Идеология господства нации в жизни страны.
  6. Клерикальные партии. Церковь и религиозные идеи и нормы.
  7. Зеленые партии. Экологическая составляющая политической идеологии.
  8. Фашистские партии. Ликвидация свобод, подавление личности человека.

Часто какой-либо определенный вид политической партии ассоциируется с определенными цветами и иногда эмблемами. Например, общепринято, что все партии коммунистического (левого) толка ассоциируются с красным цветом. Консервативные партии, как правило, синие или сине-черные, социал-демократы - розовые, а либералы - желтые. Цвет зеленых партий очевиден, а цвет монархистов - белый (иногда - пурпурный). Коричневый, черный, красно-черный - цвета фашистов и неонацистов. Еще один популярный вид цветов - цвета национального флага. Наибольшую популярность такие цвета получили на Украине.

Ключевая особенность такого явления как политические партии заключается в том, что они становятся посредниками между обществом и государством . Политические партии являются высшей формой организации политической деятельности (по сравнению с другими групповыми субъектами политической деятельности - массовыми движениями, общественными организациями, группами давления и т.д.). Кроме того, политические партии также являются наиболее организованной формой социальной активности.

Политические партии современной России


Введение


Политическая Партия - политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определенных целей.

Партия - высшая форма классовой организации. Она может возникнуть только в ходе осознания идеологами класса его коренных интересов и их выражения в форме определенной концепции или программы. Партия организует класс или социальную группу, придает их действиям организованный и целенаправленный характер.

Партия является носителем идеологии класса, в значительной мере обусловливающей руководящие принципы политики, организационного строения и практической деятельности партии, которые конкретизируются в программе и уставе партии. В буржуазном классовом обществе существует несколько партий, каждая из которых выражает интересы своего класса. В социалистическом и тем более в коммунистическом обществе, в котором нет антагонистических классов, партия должна быть одна - коммунистическая, руководящая развитием общества в соответствии с научно обоснованной программой.

В России существует множество партий; демократических, коммунистическо-социалистических, националистических и т.д. Все они защищают чьи-то интересы.

Партии бывают правые, левые, центристские. Одни защищают интересы какого-то класса или классов, другие являются защитниками наций и народов, есть партии верхушечные, есть партии низовые.

Цель моей работы - изучить политические партии партийную систему современной России.

Задачи - просмотреть функции, структуру и классификацию политических партий, проанализировать сущность и разновидности партийных систем, рассмотреть процесс становления многопартийной системы в России.


1. Партийные системы, их типология


В процессе исторического развития в одних странах образовалась одна политическая партия, в других - две, в ряде же стран возникли три и больше партий. Конкретно - исторические условия, сложившиеся в той или иной стране (классовый состав населения, исторические традиции, политическая культура, национальный состав и т.д.), детерминировали количество и характер появившихся и функционирующих в ней политических партий. Находясь в рамках одного общества, эти партии не отгораживаются друг от друга. Они постоянно взаимодействуют, оказывают влияние на принятие тех или иных государственных решений, в той или иной степени участвуют в управлении делами социума. Совокупность этих партий и характер их отношений между собой, а также с государством и другими политическими институтами, характерными для данного политического режима, принято называть политической системой.

Партийные системы бывают однопартийными, двухпартийными и многопартийными. Отнесение партийной системы той или иной страны к одному из перечисленных типов определяется не количеством партий, функционирующих в этой стране, а наличием совокупности определённых признаков. При классификации политических систем необходимо учитывать три основных показателя:

)число партий;

)наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции;

)уровень соревновательности между партиями.

Однопартийная система -это такая система, где реальной возможностью осуществления государственной власти обладает одна партия. При этом может быть две разновидности однопартийной системы. Одна из них представляет абсолютную монополию одной партии, где исключается существование других партий. (Такие системы существуют на Кубе, в КНДР, Вьетнаме, Лаосе и др.). Другая разновидность заключается в существовании наряду с партией, обладающей монополией на власть, других политических партий. Однако роль последних незначительна, так как их деятельность жестко регламентируется. В обществе осуществляется тотальный идеологический и организационный контроль со стороны государственной партии. Хотя внешне такие системы походят на многопартийную, на самом же деле - это однопартийные системы (в КНР).

Двухпартийная система - это система, характеризующаяся наличием двух крупных партий, каждая из которых имеет шанс завоевать на выборах большинство мест в законодательном собрании или большинство голосов избирателей на выборах исполнительной ветви власти. Другими словами, это такая система, где монопольное положение в политике страны занимают две основные партии, которые попеременно сменяют друг друга у власти. Когда одна из них находится у власти и выступает в качестве правящей, другая в это время пребывает в качестве оппозиционной. В результате победы на выборах оппозиционной партии они меняются местами. Двухпартийная система отнюдь не означает отсутствия других партий. Но эти другие не мешают двум главным партиям управлять попеременно. Например, за всю историю существования двухпартийной системы в США более 200 кандидатов третьих партий пытались добиться избрания на пост президента страны, однако лишь 8 из них сумели завоевать более миллиона голосов избирателей, но ни разу их представитель не был избран президентом. В США и Великобритании две основные партии собирают до 90% голосов избирателей, лишая остальных доступа к власти.

Разновидностью двухпартийной системы является двухсполовинная система (2 1/2 партий) или «две плюс одна партия». Суть этой разновидности состоит в том, что если ни одна из конкурирующих и способных сформировать правительство партий не имеет большинства в парламенте, то одной из них приходиться вступать в коалицию с третьей немногочисленной, но постоянно представленной в парламенте. Так, в ФРГ двум основным конкурирующим партиям - СДПГ и ХДС/ХСС приходиться прибегать к союзу с партией свободных демократов. Вынуждены добиваться поддержки «третьей партии», её электората ведущие партии Австрии, Австралии, Канады и ряда других стран. В целом же надо отметить, что при двухпартийной системе создаётся относительно стабильное правительство.

Многопартийная система - это система, в которой более двух партий имеют достаточно сильную организацию и влияние, чтобы воздействовать на функционирование институтов. Определяя систему как трёх-, четырёх-, пятипартийную, политологи имеют в виду количество партий, получивших парламентское представительство. Многопартийные системы функционируют в Германии, Франции, Италии, Швеции, Бельгии и некоторых других странах. При многопартийной системе партии занимают разные идейно-политические или идеологические позиции: от крайне правых до крайне левых.

Многопартийные системы позволяют учитывать разнообразие политических симпатий и общественных движений, хотя в известной мере затрудняют спокойную парламентскую поддержку правительства. Как правило, при таких системах нет доминирующих партий, к власти могут приходить разные партии, в том числе и не имеющие поддержки даже относительного большинства избирателей (Франция, Италия). Иногда складывается ситуация, при которой относительно невлиятельная партия может приобрести ключевую роль. Поэтому в этих странах остро стоит проблема политических и парламентских союзов. Многопартийность является благоприятной для общества, поскольку располагает механизмом цивилизованного прихода партий к власти, а через их конкуренцию обеспечивает выдвижение альтернативных вариантов развития общества.


2. Партийная система современной России


Известно, что первые политические партии в России возникли в конце XIX в. (социал-демократическая партия, партия социалистов-революционеров). Однако появление политической системы в стране относится к началу XX в., когда Манифест 17 октября 1905 г. даровал населению гражданские свободы, в том числе свободу союзов (что означало и свободу создания политических партий). До начала 20-х гг. в России существовала многопартийная система, в 20-80-е гг. - однопартийная, в конце 80-х-начале 90-х гг. начался процесс формирования многопартийной системы. Начало становления многопартийности не было простым. В 1991 г. Президентом Российской Федерации была приостановлена, а затем и прекращена на территории России деятельность Коммунистической партии. В конце 1992 г. решением Конституционного Суда была доказана правомерность существования Коммунистической партии. Таким образом, начало пути к многопартийности было в общем-то драматическим, связанным с запретом политической партии. В начале 90-х гг. формировались новые подходы в организации политической жизни. В марте 1991 г. началась регистрация партий, а к концу 1991 г. было зарегистрировано уже 26 партий. Ныне в министерстве юстиции в качестве зарегистрированных значится более 70 партий, хотя, по различным данным, в стране существует значительно больше - несколько сот и даже тысяч. Однако возникновение большого количества партий ещё не означает образования многопартийной системы. Существуют определённые признаки многопартийной системы. Одной из основных является представление партией части общества, класса или слоя, выражения их интересов, потребностей и стремлений. Современное российское общество находится в аморфном состоянии. В нём плохо обозначено структурирование интересов различных общественных сил, их слабое осознание на политическом уровне. На сегодняшний день нельзя утверждать, что рабочий класс или крестьянство или другие социальные группы осознали свои социальные интересы. Из существующих партий многие мало чем отличаются друг от друга своими программами. Они не столько озабочены выражением и реализацией интересов своего электорального слоя, сколько «голым интересом власти». Образование таких партий часто носит искусственный характер и обусловлено стремлением политической самореализации индивидов (выступающих в роли лидеров), которые вербуют своих сторонников под ту или иную абстрактную идею. Эти идеи представляют собой заимствования из политического словаря Запада или дореволюционной России. Трудности с образованием партийной системы связаны не только с отсутствием в обществе необходимого уровня социально-политической дифференциации, но и с особенностями преодоления прежней однопартийной системы. Дело в том, что в условиях советского строя коммунистическая партия не была нормальной политической партией в общепринятом смысле слова. Она в сущности не просто слилась с государственными структурами, она полностью поглотила государство и общество. Государственные структуры оказались лишь бледными отражениями партийных структур. В результате образовался своеобразный гибрид партия - государство. С крахом тоталитарной системы перед страной встала проблема создания новой государственности и соответствующей ей партийной системы.

Затрудняет создание многопартийной системы и неразвитость политической культуры, отсутствие последовательной государственной политики, направленной на формирование дееспособных партий и совершенствование законодательной базы. Создаётся впечатление, что верхние эшелоны власти не заинтересованы в становлении сильных партий, так как им выгодно иметь диалог с разрозненной оппозицией. Исполнительная власть сознательно проводит политику «деполитизации», чтобы не допустить большого влияния партий на население. Поэтому говорить о сформировавшейся многопартийной системе в России явно преждевременно. Она, на мой взгляд, находится на стадии формирования. Идёт процесс её становления. Показателем этого являются образующиеся механизмы регулирования взаимоотношений между партиями, между партиями и властными структурами, между партиями и обществом.

3. Классификация политических партий


Мир политических партий чрезвычайно разнообразен. Здесь находится место самым различным объединениям - от традиционно сильных консерваторов в Великобритании до партии любителей пива в Польше. В основу классификации партий могут быть положены разные критерии: социальный состав, идеологическая приверженность, принципы организации и др.

Если, например, за основу классификации берется характер и задачи их деятельности, то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам:

oРеволюционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях.

oРеформаторские, выступающие за умеренные изменения в общественных отношениях.

oКонсервативные, стоящие на позициях сохранения основных черт современной жизни.

oРеакционные, ставящие перед сбой задачи восстановления старых структур.

В зависимости от участия в осуществлении власти, партии подразделяются на правящие и оппозиционные.

По условиям деятельности партии могут подразделяться на легальные, полулегальные и нелегальные.

Весьма распространенным является способ классификации партий по признаку прогрессивности или консервативности политических программ. Те партии, которые отстаивают более или менее прогрессивные общественно-политические цели, принято называть левыми, защищающие существующие, устоявшиеся общественные порядки, получили название правых, а те партии, которые занимают промежуточное положение, нередко называют партиями центра.

По принципам организации партии можно разделить на кадровые и массовые. Кадровые партии отличаются немногочисленностью и опираются, прежде всего, на профессиональных политиков, финансовую элиту, которая способна обеспечить материальную поддержку. Эти партии ориентированы чаще всего на участие и победу на выборах. В их рядах насчитывается большое количество парламентариев. Примерами кадровой партии можно являются Демократическая и Республиканская партии США, Консервативная партия Великобритании, Христианско-демократический союз в Германии и др.

Массовые партии многочисленны. В финансовом смысле они ориентируются на членские взносы, чаще всего имеют ярко выраженную идеологическую направленность, занимаются пропагандой и воспитанием масс. К ним относятся социалистические и коммунистические партии.

С точки зрения внутреннего устройства партии делятся на партии с сильной и партии со слабой структурой. Партии с сильной структурой ведут строгий учет численности, контролируют деятельность своих членов, устанавливают жесткую партийную дисциплину. Депутаты парламента от этой партии должны согласовывать свою позицию со позицией партии по всем вопросам. Напротив, партии со слабой структурой не слишком заботятся об учете своих членов и не требует о своих парламентариев строгого соблюдения партийных директив.

Помимо приведенных, существует множество других классификаций. Любую партию можно отнести сразу к нескольким типам. Она одновременно может быть партией мировоззренческой, массовой, левой, обладающей сильной структурой и т.д., т.е. существует целый ряд возможных комбинаций, и о какой конкретно идет речь - должно уточнятся в процессе анализа каждой конкретной партии.


4. Единая Россия


Всероссийская политическая партия «Единая Россия», зарегистрированная Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2001 года, сегодня является крупнейшей политической партией страны.

По состоянию на 1 января 2012 года, согласно данным Минюста РФ, численность партии «Единая Россия» составляет 2 113 767 человек. Партия имеет 82 631 первичку и 2 595 местных отделений во всех регионах страны.

Руководящие органы

Высшим руководящим органом партии, согласно Уставу, является съезд.

Председателем партии является действующий премьер-министр Дмитрий Медведев. Бюро высшего совета состоит из 18 человек и входит в состав Высшего совета, который составляют 91 член партии.

В период между съездами высшим руководящим органом партии «Единая Россия» является Генеральный совет. В его компетенцию входит взаимодействие с органами власти и институтами местного самоуправления, принятие предложений по важнейшим социально-политическим вопросам, а также назначение и снятие с должности главы Центрисполкома по рекомендациям председателя партии.

Постоянно действующим руководящим органом партии «Единая Россия» является Президиум Генерального совета, который является частью последнего. В его состав входят 27 членов партии. Президиум Генерального совета «Единой России» осуществляет руководство политической деятельностью партии. В его компетенцию входит разработка разного рода документов, включая проекты предвыборных программ. По решению Президиума может быть созван внеочередной съезд партии, созданы и ликвидированы региональные отделения. Также Президиум Генерального совета утверждает бюджет партии, списки кандидатов в депутаты Госдумы и кандидатуру в президенты страны от партии на президентских выборах.

Деятельностью Президиума Генсовета партии руководит Секретарь, который уполномочен от имени партии делать заявления прессе, ставить подписи на официальных и финансовых партийных документах. С 15 сентября 2011 года на этой должности утвержден Сергей Неверов.

Центральный исполнительный комитет - это постоянно действующий исполнительный орган партии. ЦИК отвечает за реализацию утвержденных планов, программ и мероприятий различного рода, он ответственен за проведение избирательных кампаний и т.п. ЦИК подотчетен в своей деятельности Президиуму Генерального совета.

Центральная контрольно-ревизионная комиссия состоит из 31 члена партии «Единая Россия». ЦКРК осуществляет контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью структурных подразделений, ЦИК и других органов управления, а также контроль за исполнением членами партии Устава и решений руководящих органов. ЦКРК подотчетна съезду партии.

Партийная идеология

Лидеры партии «Единая Россия» описывают партийную идеологическую платформу, как центризм и консерватизм, которые предполагают прагматизм, государственническую позицию и противопоставление партии другим движениям, настроенным более радикально. Консервативная модернизация - вот основа партийной идеологии. «Единая Россия» поддерживает общий политический курс президента Российской Федерации и его Правительства.

Представленность «Единой России» в Государственной Думе

Впервые «Единая Россия» приняла участие в парламентских выборах в 2003 году и сразу же получила 306 мест в Госдуме, сформировав тем самым парламентское большинство. В 2007 году от «Единой России» в Госдуму попали 315 депутатов, что позволило партии сформировать фракцию с конституционным большинством. В ходе последних выборов в декабре 2011 года «Единая Россия» несколько сдала позиции, утратив преимущество конституционного большинства, однако полученные 238 депутатских мандатов позволяют партии власти утверждать законопроекты без поддержки оппозиционных фракций.

КПРФ

Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ) фактически является наследницей КПСС, однако, так как любая деятельность КПСС на территории России запрещена с 1991 года, юридически КПРФ ничего общего с предыдущей партией власти не имеет. Официально КПРФ зарегистрирована как левая политическая партия.

КПРФ участвовала во всех парламентских выборах и была представлена в Госдумах всех шести созывов, а также в региональных парламентах.

Согласно данным Министерства юстиции, по состоянию на 1 января 2012 года КПРФ имеет 81 региональное отделение, а ее численность составляет 156 528 членов. Политическая партия с момента регистрации в Министерстве юстиции является юридическим лицом и действует на основании устава и программы.

Руководящие органы

Высшим органом КПРФ является съезд партии. На съезде избирается Центральный комитет - руководящий политический орган - и его председатель, коим с 1993 года является Геннадий Зюганов. В региональных отделениях органом власти является региональный комитет, а его главой - первый секретарь.

Центральный комитет выполняет разработку важнейших для партии документов, опираясь на программу партии и решения съездов.

Для решения организационных и политических задач между пленумами ЦК КПРФ избирается Президиум ЦК КПРФ. Организовывает текущую деятельность партии и осуществляет контроль за исполнением решений вышеуказанных органов секретариат, который избирается Центральным комитетом и подотчетен только ему.

Высшим контролирующим органом партии является Центральная контрольно-ревизионная комиссия, которая следит за соблюдением устава членами партии, рассматривает их апелляции. Состав ЦКРК формируется посредством тайного голосования на съезде партии.

Партийная идеология

Как идеологический наследник КПСС, КПРФ указывает своей основной целью отстаивание прав людей наемного труда и национальные интересы государства. Согласно программе партии, КПРФ стремится к построению в России «обновленного социализма 21 века». Также в программе указано, что в своих действиях партия опирается на марксистко-ленинское учение, адаптируя его к современным условиям.

Представленность в Государственной Думе

КПРФ имела представительства в Государственной Думе всех шести созывов, а также выставляла своего кандидата на всех выборах Президента страны, где он неизменно занимал второе место.

На первых парламентских выборах в 1993 году партия набрала 12,4% голосов, получив 42 мандата. В 1995 году КПРФ набрала 22,3% голосов избирателей и заняла 157 депутатских кресел. На выборах в Госдуму третьего созыва в 1999 году партия получила свой максимум - 24,29% голосов, однако количество депутатских мандатов сократилось до 113. В 2003 году коммунисты несколько потеряли популярность и набрали 12,61% голосов, получив 51 мандат в Госдуме четвертого созыва. В 2007 году КПРФ получила 57 мандатов, набрав 11,57% голосов избирателей. На последних парламентских выборах в декабре 2011 года партия получила 19,19% голосов избирателей, заняв 92 депутатских кресла.

ЛДПР

Либерально-демократическая партия России является прямой наследницей ЛДПСС - первой и единственной оппозиционной партии Советского Союза. Неофициально партия существует с декабря 1989 года. 12 апреля 1991 года ЛДПСС была зарегистрирована Министерством юстиции СССР. Путем преобразования ЛДПСС 14 декабря 1992 года официально появилась ЛДПР. Бессменным председателем партии с 31 марта 1990 года является Владимир Вольфович Жириновский.

ЛДПР, наряду с КПРФ, имела представительства в Государственной Думе всех шести созывов, а также принимала участие во всех Президентских выборах.

В ЛДПР состоят 212 156 членов. Партия имеет 83 региональных отделения и 2399 местных отделений.

Руководящие органы

Согласно уставу, высшим руководящим органом является Съезд, который назначается по решению Высшего Совета не реже, чем раз в четыре года. Между съездами функции руководящего органа выполняет Высший Совет, в чьи обязанности входит принятие решений по текущим кадровым, политическим, организационным и другим вопросам. Высший Совет также следит за выполнением решений, принятых Съездом. Высший Совет избирается на очередных съездах раз в четыре года.

На Съезде партии также сроком на четыре года избирается Председатель ЛДПР. В его компетенцию входит определение политического курса, тактики и увеличение роли партии в общественно-политической жизни страны. Председатель является официальным представителем партии и уполномочен действовать и давать заявления от лица ЛДПР. Также Председатель назначает членов исполнительного органа ЛДПР - Центрального Аппарата и его руководителя.

Центральная Контрольно-ревизионная комиссия является контролирующим органом ЛДПР. В ее обязанности входит контроль за использованием финансовых и иных ресурсов партии. ЦКРК избирается Съездом на четыре года и подотчетна только ему.

Партийная идеология

В партийной программе ЛДПР указано, что партия выступает за демократию и либерализм. Коммунистическая и марксистская идеологии ЛДПР не приемлет. С момента своего создания ЛДПР позиционирует себя как оппозиционная партия. Однако многие политологи не соглашаются с этим, впрочем, как и с указанными в официальных документах политическими направлениями. Так, например, в сфере социальной деятельность ЛДПР больше отражает идеи патриотизма и национализма, а в экономической сфере ЛДПР больше привлекает теория смешанной экономики.

Основным представителем интересов своих граждан, по мнению ЛДПР, должно выступать государство, и интересы отдельных личностей должны быть им подчинены. ЛДПР выступает за возрождение России как государства державного без деления на субъекты по национальному признаку.

Представленность ЛДПР в Государственной Думе

Как уже было сказано выше, ЛДПР - это одна из двух партий, которая имела представительство во всех шести созывах Нижней палаты Парламента. В 1993 году ЛДПР заняла первое место на парламентских выборах, получив 22,92% голосов избирателей и 64 мандата в Думе. В Госдуму второго созыва в 1995 году вошел 51 депутат от ЛДПР, когда партия набрала 11,18% голосов. В 1999 году ЛДПР получила 5,98% голосов избирателей, заняв всего 17 депутатских кресел. В 2003 году партия набрала 11,45% голосов, что позволило ей получить 36 депутатских мандатов. В 2007 году ЛДПР получила 40 мандатов, т. к. за нее проголосовало 8,14% избирателей. В Госдуму шестого созыва в 2011 году от ЛДПР вошло 56 депутатов, партия набрала 11,67% голосов избирателей.

«Патриоты России»

Партия «Патриоты России» возникла в результате раскола КПРФ, в качестве политической партии зарегистрирована в июле 2005 года. Партия «Патриоты России» создана на основе «Российской партии труда», а также других общественных и политических объединений, входящих в состав коалиции «Патриоты России», таких как Народно-патриотический союз России, Евразийская партия, партия «СЛОН». В «Патриотах России» состоят 86 394 человека. Партия имеет 79 региональных и 808 местных отделений.

Руководящие органы

Лидером партии является Председатель, должность которого с апреля 2005 года занимает Геннадий Семигин. Высшим органом управления является Съезд партии. Руководящим органом, действующим на постоянной основе, является Центральный политический Совет. Контрольно-ревизионная комиссия выполняет функцию контролирующего органа.

Партийная идеология

«Патриоты России» позиционируют себя как умеренно левая партия. Своей основной стратегической целью они считают создание в России общества, в котором в равной степени будут сочетаться и политическая стабильность, и социальная справедливость, и устойчивое экономическое развитие. Партия выступает резко против любых проявлений национализма, шовинизма, радикализма и экстремизма. «Патриоты России» стремятся к объединению оппозиции на основе патриотизма, социализма, центристских и социал-демократических взглядов.

В Государственной Думе партия не представлена, но имеет 19 мест в региональных парламентах.

«Яблоко»

Несколько необычное для российской политической сцены название политической партии «Яблоко» становится более понятным, если знать ее предысторию. В 1993 году при формировании Государственной Думы Российской Федерации Первого созыва была создана фракция «Яблоко». Она сформировалась на базе избирательного блока Явлинского, Болдырева и Лукина. Из аббревиатуры заглавных букв фамилий лидеров и было создано название фракции, а затем, с 1995 года, и партии.

«Яблоко» является партией социального либерализма, выступающей за развитие России по европейскому пути. «Яблоко» входит в состав нескольких Европейских и международных организаций. Так, например, с 1998 года объединение «Яблоко» являлось наблюдателем, а с 2002 года стало полноправным членом Либерального Интернационала.

В период, когда «Яблоко» из избирательного блока преобразовалось в общественное объединение, в его составе произошли некоторые изменения. В 1994 году блок покинула часть Республиканской партии во главе со своим лидером В. Лысенко, но на правах региональной организации присоединилась Региональная партия Центра из Санкт-Петербурга.

В январе 1995 года состоялся Учредительный съезд, где главой Центрального совета был избран Григорий Явлинский.

Во время правления Бориса Ельцина «Яблоко» играло роль демократической оппозиции, выражая неодобрение и неприятие политического и социально-экономического курса, проводимого Президентом. В 1999 году, когда проходило голосование по процессу импичмента, начатого КПРФ, фракция «Яблоко» поддержала коммунистов по ряду обвинений, как то развязывание военных действий в Чечне и вооруженном разгоне Верховного Совета в 1993 году. Но другие статьи обвинения фракция не поддержала.

Однако, не смотря на критику политического курса и практически всех принимаемых правительством решений, «Яблоко», тем не менее, всегда выказывало готовность к конструктивному диалогу с властями. Такое происходило, когда исполнительная власть стремилась к усилению своей поддержки в обществе.

Тем не менее, когда Григорию Явлинскому и некоторым его сторонникам в 1996 году предложили войти в состав правительства, «Яблоко» выдвинуло ряд условий, которые по ряду объективных причин выполнены не были. Явлинский потребовал внесения серьезных изменений в социально-экономическую политику, прекращения военных действий на территории Чечни, а также отставки ряда политиков, занимающих ключевые правительственные посты. Те же, кто принимал предложения правительства, незамедлительно из партии исключались.

С избранием в 2000 году президентом Российской Федерации Владимира Путина политическая обстановка в стране резко поменялась. Теперь главу государства поддерживала основная часть россиян, однако, среди «яблочников» поддержки он не снискал. Более того, с 2001 года партия уходит в жесткую оппозицию, выступает с критикой в адрес Правительства Михаила Касьянова.

В 2002 году Минюст РФ зарегистрировал «Яблоко» как демократическую партию. В 2006 году, когда к партии присоединились «Солдатские матери» и «Зеленая Россия» название было изменено на Российскую объединенную демократическую партию «Яблоко».

После того, как в 2003 году «Яблоку» не удалось преодолеть необходимый барьер и войти в состав Госдумы, оппозиционность партии приобрела тотальный характер. А с приходом к власти Дмитрия Медведева еще более усилилась. «Яблоко» обвинило власти в тоталитаризме.

В 2006 году партия «Яблоко» вошла в состав ЕЛДР - Европейской партии либералов, демократов, реформаторов. С 2008 года председателем партии является Сергей Митрохин.

Представленность «Яблока» в государственной Думе.

«Яблоко» входило в состав Госдумы первых четырех созывов. В 1993 году фракция «Яблоко» набрала 7,86% голосов и получила 27 мест в Думе. В 1995 году «Яблоко» получило 45 депутатских мандатов в Госдуме второго созыва. На третьих парламентских выборах в Госдуму III созыва партия «Яблоко», заключив альянс со Степашиним, включило его во главу своего избирательного списка. На выборах в 1999 году партия набрала 5,93% голосов и получила 21 депутатское кресло.

В 2003 году во время предварительного подсчета голосов, Владимир Путин лично позвонил Явлинскому среди ночи и поздравил его с преодолением 5%-го барьера. Позже оказалось, что поздравления были преждевременными: партия набрала лишь 4,3% голсов избирателей и в Думу не попала. Однако, ее кандидаты смогли пройти по 4 одномандатным округам.

Выборы в 2007 году для партии были провальными - всего 1,59% голосов. В 2011 году «Яблоко» в Госдуму также не попало. Согласно официальным источникам, партия набрала 3,43% голосов, хотя некоторые независимые организаторы же утверждают, что реально за «Яблоко» проголосовало порядка 4,5% избирателей.

Сравнительный анализ программ ведущих политических сил

Ведущую роль в политической жизни России в настоящее время играют коммунисты, бюрократы (центристы) и демократы.

Это противоборствующие силы и, следовательно, в их программных документах по-разному оцениваются политические, экономические и социальные аспекты жизни общества. Рассмотрим некоторые из них.


Главные ценностиОтношение к государствуЭкономический разделСоциальный раздел«Единая Россия»Свобода, закон, справедливость и согласие (однако, в дальнейшем понятие «свобода» как бы «исчезает» из Программы)«Сильное государство». Сильная президентская власть, сотрудничество всех ветвей власти и повышение политической ответственности депутатов всех уровнейОбеспечение законности и честной конкуренции. Качество управления госсобственностью. Приоритет - высокотехнологичной отрасли, науки и промышленности. Нет упоминания о частной собственности! Раздел слабыйСильная социальная политика, высокая степень социальной защиты, эффективная система социальных гарантий. Отказ от излишеств государственного патернализмаКПРФНародовластие, справедливость, равенство, патриотизм, ответственность гражданина перед обществом и общества перед гражданином, единство прав и обязанностей человека, социализм и в будущем коммунизмПравительство национального спасения в последующем, с приходом к власти обрезывает правительство народного доверия подотчётное высшим представительным органам власти страны (Советам)Гос. регулирование экономическими процессами. Восстановление общенародной, либо коллективной собственности. Недопущение частной собственности на землю. Монополия внешней торговли на стратегически важные товарыПринятия законов о занятости и борьбе с безработицей, обеспечение на деле реального прожиточного минимума; возврат гражданам гарантированные права на труд, отдых, жилище, бесплатное образование и т.д.ЛДПРСвобода личности, право частной собственности, конкурентная рыночная экономика и др.Демократизация политической системы. Возможность наличия правящей партии (как на Западе)Демократы - частная собственность, конкурентная рыночная экономика. Либералы: отрицают какую-либо роль государства в экономике и не имеют в числе своих целей социальное государствоГосударство обязано поддерживать слабых - стариков, обездоленных, детей, инвалидов, жертв воин, природных и техногенных катастроф«Патриоты России»Общенациональные идеалы и приоритеты, имеющие наивысшую значимость для российского общества, государства и подавляющего большинства гражданВеликая, сильная, влиятельная в мире, процветающая Россия, в которой обеспечены духовное развитие, благополучие и счастье всех гражданСправедливое решения вопросов собственности в интересах народа, рациональное использования природных ресурсов и созданного в стране производственного потенциала, внедрения передовых достижений науки, техники и технологииСоциальной защиты всех граждан страны, общедоступная медицина и здоровый образ жизни людей, общедоступное образование«Яблоко»Достойное существование человека - его свобода, здоровье, благополучие, безопасность и возможность развивать свои способностиДемократическая, процветающая Россия, способная сохранить свою целостность и единствоОтветственность государства за создание общества равных возможностей и предотвращение «провалов рынка»; социальное гос-воСоздание механизмов социальной поддержки для тех, кто лишён доступа к рыночному распределению благ

Заключение


Партии являются основным элементом политической системы общества. Они выступают носителями конкурирующих друг с другом политических курсов, служат выразителями интересов, потребностей и целей определенных социальных групп, связующим звеном между гражданским обществом и государством. Задача партий - превратить множество частных интересов отдельных граждан, социальных слоев, заинтересованных групп в их совокупный политический интерес. Через партии и избирательные системы происходит формализация участия граждан в политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической жизни. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти или оказывают опосредованное влияние на него.

Немаловажной чертой деятельности партий является их идеологическое воздействие на население, значительна их роль в формировании политического сознания и культуры.

Партия должна побуждать к движению вперед. Ей необходимо хорошо осмыслить и определить интересы социальной группы, которую она представляет, она обязана четко представлять формы и методы движения к осуществлению этих интересов.

Партии должны постоянно обновляться. Они должны быть привлекательными для молодежи и представителей новых профессий, воспитывать кадры, которые хорошо понимают и представляют требования и нужды людей, а также самостоятельно оценивать изменения в политике и принимать соответствующие решения.

Партия должна не только уметь прислушиваться к выражаемым требованиям, но и активно действовать, чтобы выявить и защищать эти требования ее сторонников расширять их ряды.

Политические партии выиграют, если будут развиваться как демократические и плюралистические организации, основанные на принципе большинства и ответственности. Деятельность политических партий является реальным показателем процесса становления гражданского общества, демократизации политической системы, развития самоуправления. И чем результативнее становится их работа, тем зрелее и прочнее становится гражданское общество.


Библиографический список:


1.Гаджиев К.С. Введение в политическую науку: Учебник для вузов. 2-е изд. - М., 1997. - С. 207

2.Виноградов В.Д. Многопартийность в России: реальность или утопия? // Вестник Санкт - Петербургского университета. 1993. Сер 6. Вып.2.-С. 42

.Политический словарь [Электронный ресурс] #"justify">.Библиотека в библиотеке [Электронный ресурс] #"justify">.ФБ.ру [Электронный ресурс] #"justify">.Избираем.ру [Электронный ресурс] #"justify">партия многопартийный дума программа


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Политическая партия (от лат. pars (partis) - часть, участие, доля) - это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении).

Любая политическая партия обладает целым рядом признаков.

Отличительные признаки политической партии

1. Носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека.

2. Нацеленность на завоевание и осуществление власти.

3. Наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если партия придет к власти.

4. Наличие организации:

В любой партии есть руководящие органы, как центральные, так и местные, на которых лежит задача выработки стратегий и тактик политической активности партии;

Любая партия характеризуется членством, т. е. состоит из строго определенного числа членов, которые обычно платят членские взносы и определенным образом участвуют в деятельности партии;

Любая партия имеет устав, т. е. документ, в котором устанавливаются важнейшие нормы внутрипартийной жизни.

5. Наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.

Реальное многообразие партий, участвующих в политической жизни общества, огромно. Отчасти оно связано с тем, что различные партии исповедуют разные идеологии, которые реализуются не только на словах, т. е. в политических программах, но и на деле, в том числе и в том, как партии организованы, какие цели они ставят и какие пути достижения выбирают. Здесь необходимо учитывать и личностные особенности лидеров, и руководящий состав партии, а также специфику политического режима страны и т. д.

Чтобы охватить все многообразие партий с точки зрения их идеологии и внутреннего устройства, невозможно ограничиться каким-то одним принципом классификации. Поэтому в политологии существуют многочисленные классификации, при помощи которых в конечном итоге можно описать любую партию.

Виды политических партий (основные классификации).

1. Классификация по идеологической направлености:

Социал-демократические - выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении основных свобод;

Коммунистические - стремятся к полному огосударствлению экономики, распределению богатств с учетом интересов всех социальных слоев общества, полному контролю со стороны государства над сферами образования, здравоохранения и т.д.;

Консервативные и либеральные - ориентируются на разгосударствление экономики и некоторых других сфер жизни, т.е. на минимизацию участия государства в жизни общества;

Клерикальные - придерживаются религиозной идеологии;

Националистические - строят свою деятельность на основе националистических и фашистских идей.

2. Участие в осуществлении власти:

Правящие - это те партии, которые находятся у власти;

Оппозиционные - это те партии, которые не находятся у власти и имеют главную задачу - завоевать власть: легальные, полулегальные, нелегальные.

3. Характер членства:

Кадровые партии: - немногочисленны; - в них свободное членство; - опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту; - в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию; - проводят деятельность только в период выборов;

Массовые партии: - многочисленны; - в них преобладает воспитательная функция; - отличаются тесной связью между членами партии; - в них есть жесткая дисциплина; - есть первичные парторганизации; - их деятельность проводится систематически.

4. Шкала политического спектра:

Левые партии (социалистические и коммунистические партии): - за реформы; - за вытеснение частного сектора; - социальная защита трудящихся; - радикально-революционные методы действия Центристские партии: - компромисс; - сотрудничество;

Правые партии (либеральные и консервативные партии): - за сильное государство; - охрана частной собственности; - за стабильность; - отрицательное отношение к революции.

5. Способ деятельности:

Реформистские - стремятся к постепенным преобразованиям общества с использованием законных средств воздействия на власть и законных средств достижения власти;

Революционные - стремятся к преобразованию общества с использованием средств борьбы, которые, с точки зрения существующего государственного устройства и политического режима, являются незаконными.

Роль любой партии не ограничивается лишь достижением политической власти или выражением политических интересов. В действительности функции, которые выполняет партия в политической жизни, гораздо более многообразны.

Основные функции политической партии: борьба за власть в государстве и влияние на политику государства; участие в осуществлении власти; участие в формировании власти; политическое воспитание; формирование общественного мнения; подготовка кадров политиков; выражение интересов социальных групп.

Партийная система - совокупность партий, участвующих в формировании законодательных и исполнительных структур власти.

В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической сфере, выделяют однопартийные, двухпартийные и многопартийные системы.

Типы партийных систем:

1. Однопартийная - в обществе функционирует одна партия, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов (например, КПСС до 1990 г.). Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. Нередко сопровождается таким явлением, как «искусственная многопартийность» (не следует путать с многопартийностью в собственном смысле слова): существует множество политических партий, связанных с национальными и другими общностями и имеющих форму народных фронтов. Однако идеологическая жизнь зависит от одной партии, которая целиком определяет деятельность и любую политическую активность остальных партий.

2. Двухпартийная - в обществе существуют две сильные партии, которые периодически приходят к власти. «Обмен властью» осуществляется в результате выборов лишь между этими двумя партиями (например, республиканская и демократическая партии в США). Существуют и другие партии, но они не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти. Формируется в экономически развитых странах. Обычно базируется на мажоритарной избирательной системе.

3. Многопартийная - в обществе существует конкуренция между многими партиями, ни одна из которых не имеет преимуществ перед другими. Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса (от лат. compro-missum - соглашение, достигнутое путем уступок) и объединений. Образуются партийные блоки (например, во Франции) и многопартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Формируется в развитых демократических обществах, в которых соблюдается большинство свобод граждан, высок уровень экономического развития, что проявляется прежде всего в наличии мощного и большого среднего класса. Складывается под влиянием пропорциональной избирательной системы.

В ряде стран (Япония, Швеция, Дания) установилась многопартийная система с одной доминирующей партией: в выборах принимают участие 4-5 партий, однако лишь одной из них избиратели отдают предпочтение - 30-50% голосов

Политические (социально-политические, общественно-политические) движения - добровольные формирования, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности своих интересов.

В современном мире существуют следующие демократические движения:

За сохранение и развитие демократии, прав и свобод человека;

Антивоенные, антиядерные;

За землю и социальные права крестьян;

За новый экономический порядок (антиглобализм);

Неприсоединения;

Экологические;

Против расовой и национальной дискриминации;

Женские, молодежные, студенческие.

Отличительные признаки политических движений

1. Стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении (например, в требовании от власти изменения во внутренней или внешней политике, решения социальных проблем и т. д.).

2. Имеют добровольное членство либо вообще не имеют четких, формальных процедур, связанных с членством:

В большей степени приближены к обыденной жизни людей, чем политические партии;

Более широкая, аморфная, пестрая социальная база, чем у политической партии;

Необязательность полного идеологического единения участников в отличие от политической партии.

3. Не имеют строгой иерархии, т. е. четкого распределения между центром и периферией в них не обнаруживается.

4. Ориентируются на выражение частных интересов той или иной группы людей.

Этапы развития политических движений:

I этап: Зарождение идей->Появление активистов->Выработка общих взглядов.

II этап: Пропаганда взглядов->Агитация->Привлечение максимального количества сторонников.

III этап: Более четкое формирование идей и требований->Развитие общественно-политической активности.

Далее происходит оформление в общественно-политическую организацию или партию, а также участие в политической власти. Как итог, цели достигнуты или отсутствуют перспективы их достижения->Движение затухает.

Виды политических движений (основные классификации):

1) Классификация по идеологической направленности: социально-политические, конфессиональные, экономические, экологические и антивоенные.

2) Классификация по способу деятельности: революционные, контрреволюционные, реформаторские и консервативные.

3) Классификация по количеству участников: массовые и элитарные.

4) Классификация по шкале политического спектра: левые, центристские и правые.

Политические партии в России стали возникать значительно позднее, чем в странах Запада: лишь на рубеже XIX- XX веков.

Основные этапы становления многопартийности в России:

1. Рубеж XIX- XX вв. - российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП), партия социалистов-революционеров (эсеров): зарождающиеся партии действуют подпольно, нелегально. Их основная политическая цель: покончить с самодержавием и пережитками крепостничества.

2. 1905- 1907 гг. - партия конституционных демократов (кадеты), «Союз 17 октября» (октябристы), эсеры, РСДРП, «Союз русского народа»: формирование многопартийности на легальной основе. Участие партий в избирательной кампании в Государственную думу.

3. 1917- 1920 гг. - РСДРП(б) - Российская Коммунистическая партия (большевиков) (РКП(б)), левые эсеры, меньшевики: сохранение многопартийности.

4. 1920- 1977 гг. - РКП(б) - Всесоюзная Коммунистическая партия (большевиков) (ВКП(б)) - Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС): единственную монополию на власть получает партия большевиков-коммунистов. Однопартийная система в СССР не была еще юридически оформленной.

5. 1977- 1988 гг. – КПСС: юридическое оформление однопартийной системы в стране в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. о руководящей и направляющей роли КПСС.

6. 1988- 1991 гг. - КПСС, Движение демократических реформ, Демократическая партия России, Республиканская партия РФ, «Демократическая Россия», ЛДПР, Крестьянская партия России и др.: зарождение основных политических партий. Отмена ст. 6 Конституции СССР означала конец монополии КПСС (1990). Принятие закона «Об общественных объединениях». Реформирование КПСС. Официальная регистрация наряду с КПСС Либерально-демократической партии России (ЛДПР).

7. 1991-1993 гг. - « Гражданский союз », « Демократический выбор», «Трудовая Москва», «Память», Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), ЛДПР, Аграрная партия, «Выбор России»: распад КПСС. Принятие на референдуме Конституции РФ, закрепившей многопартийность в качестве конституционного принципа (ст. 13). Возникновение десятков и даже сотен мелких политических партий.

8. Рубеж XX- XXI вв. – «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР, «Яблоко»: принятие «Закона о политических партиях» (2001). Размежевание политических сил, борьба вокруг сущности, направлений и темпов реформ в России, участие политических партий и блоков в выборах в Государственную Думу и Президента РФ.

Формирование влиятельных партий является важным условием демократического развития России. Однако оно в любом случае не может повторить политический процесс в странах Запада, с одной стороны, в результате самобытности национально-культурной традиции, а с другой - в силу необратимости исторического времени.

Реферат по политологии

на тему

«Основные политические партии современной России»

Студентки заочного отделения

Экономического факультета

Группы ЭС-4Ф-09

Антоненко Милы Викторовны

Преподаватель Копанев В.Н.

Г. Мурманск

Введение……………………………………………………………….....

1. «Единая Россия»………………………………………………………

2. Коммунистическая партия Российской Федерации………………...

3. Либерально-демократическая партия России……………………….

4. «Патриоты России»……………………………………………………

5. Российская объединённая демократическая партия «Яблоко»…….

6. «Справедливая Россия»……………………………………………….

7. «Правое дело»………………………………………………………….

Введение

В России существует множество партий; демократических, коммунистическо-социалистических, националистических и т.д. Все они защищают чьи-то интересы.

Партии бывают правые, левые, центристские. Одни защищают интересы какого-то класса или классов, другие являются защитниками наций и народов, есть партии верхушечные, есть партии низовые.

Рассмотрев основные партии России, попробуем разобраться с идеологией и целями Российских партий.

Для более лучшего понимания идеологий партий возьмем несколько определений, они помогут более четко представить политическую направленность партий:

1. Полити́ческая па́ртия - особая общественная организация (объединение), непосредственно ставящая перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат для реализации объявленных перед выборами программ.

2. Центризм в политике - политическая позицияполитического движения или группы, промежуточная между правыми и левыми движениями или группами, отказ от левого и правого экстремизма.

3. Социальный консерватизм - политика центризма, направленная на сохранение ценностей 1990-х годов.
Социальный консерватизм имеет аналитический характер, константами которого прежде всего являются порядок и свобода. Свобода в понимании социал-консерваторов не подразумевает освобождение от ответственности за экономические, политические, моральные и другие преступления.

4. В политикелевыми традиционно называются многие направления и идеологии, целью которых являются (в частности) социальное равноправие и улучшение жизненных условий для наименее привилегированных слоёв общества. К ним относят социализм, социал-демократию. К леворадикальным (или ультралевым) направлениям относятся, например, коммунизм и анархизм. Противоположностью являются правые.

5. Либерали́зм (фр. libéralisme ) - философская, политическая и экономическаятеория, а также идеология, которая исходит из положения о том, что индивидуальные свободы человека являются правовым базисом общества и экономического порядка.

6. Демократия (греч.δημοκρατία - «власть народа», от δῆμος - «народ» и κράτος - «власть») - вид политического устройства государства или политической системы общества, при которой единственно легитимным источником власти в государстве признается его народ.

7. Этатизм (государственничество) (от фр. État - государство) - мировоззрение и идеология, абсолютизирующие роль государства в обществе и пропагандирующая максимальное подчинение интересов личностей и групп интересам государства, которое предполагается стоящим над обществом; политика активного вмешательства государства во все сферы общественной и частной жизни.

8. Национали́зм (фр. nationalisme ) - идеология и направление политики, базовым принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу. Как политическое движение, национализм стремится к защите интересов национальной общности в отношениях с государственной властью.

9. Патриоти́зм (греч.πατριώτης - соотечественник, πατρίς - отечество) - нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

10 . Консервати́зм (фр. conservatisme , от лат. conservo - сохраняю) - идеологическая приверженность традиционным ценностям и порядкам, социальным или религиозным доктринам. В политике - направление, отстаивающее ценность государственного и общественного порядка, неприятия «радикальных» реформ и экстремизма.

11 . Попули́зм (от лат. populus - народ) - политическая позиция или стиль риторики, апеллирующие к широким народным массам.

Согласно информации с вебсайта Министерства Юстиции Российской Федерации , по состоянию на 15 августа 2009 года , в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях», было зарегистрировано 7 политических партий.

1. « Единая Россия »

Лидер : Владимир Путин

Штаб-квартира : Москва

Идеология : центризм, социальный консерватизм

Количество членов : 1 931 667

Мест в нижней палате : 315 из 450

Партийная печать: газета «Единая Россия» (закрыта в 2008 году)

Сайт : Edinros.er.ru/er/

«Еди́ная Росси́я» - российская правоцентристская политическая партия. Создана 1 декабря2001 года на учредительном съезде общественно-политических объединений «Единство» (лидер - Сергей Шойгу), «Отечество» (Юрий Лужков) и «Вся Россия» (Минтимер Шаймиев) как Всеросси́йская политическая па́ртия «Еди́нство и Оте́чество - Еди́ная Росси́я».

Символом партии является обращённый шествующий медведь. Съезд партии, прошедший 26 ноября 2005, принял решения по изменениям в символике партии: вместо медведя коричневого цвета символом партии стал медведь белого цвета, по контуру очерченный синим цветом. Над изображением медведя - развевающийся российский флаг, под изображением медведя - надпись «Единая Россия». Семантика медведя активно используется партией, в том числе путём различных аллюзий. Так один из разделов официального сайта партии называется «Бер лога».

Идеология: центризм, социальный консерватизм.

Цели: 1. Обеспечение соответствия государственной политики, решений, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, интересам большинства населения Российской Федерации.

2. Формирование общественного мнения в Российской Федерации в соответствии с основными положениями Программы Партии, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности, органов государственной власти и органов местного самоуправления, и влияние на формирование их политической воли, выражаемой ими в голосовании на выборах и референдумах.

3. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) Партии на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.

История: Всероссийская Партия "Единство и Отечество"- Единая Россия" была создана на основе объединения Общероссийского Союза "Единство" и "Отечество" и общественно-политического Движения "Вся Россия".

27 октября 2001 года в Москве прошел Третий Съезд партии "Единство" и второй - Союза "Единство" и "Отечество", на котором в этот Союз вступило движение "Вся Россия".
Во время работы Съезда были внесены изменения в Устав, давшие юридическое основание для дальнейшего преобразования Союза в партию.

Параллельно с подготовкой Съезда специалисты из "Единства" и "Отечества" работали над двумя важнейшими документами, которые определили, какой будет вновь создаваемая Партия. Это Программа и Устав.

До вынесения на Учредительный Съезд партии "Единство и Отечество", который прошел 1 декабря 2001 года в Кремлевском Дворце съездов, оба документа прошли широкое обсуждение в регионах, в том числе и в Новгородской области.

В итоге 1 декабря делегаты Съезда новой партии приняли Программу и Устав, а также проголосовали за преобразование Союза "Единство" и "Отечество" во Всероссийскую партию. Также были избраны руководящие органы новой партии.
Партия "Единство и Отечество" - стала принципиально новой политической структурой, в которую на равных условиях вошли три политические силы. Преследуя единые цели и отстаивая общие интересы, "Единство", "Отечество" и "Вся Россия" образовали единую партию, разделив ответственность за ее будущее.
Основной задачей партии стало "завоевание и удержание власти демократическим путем". Изменились требования к уровню подготовки руководящих кадров и специалистов, основная масса которых прошли отбор и специальное обучение. Активно велось партийное строительство, росли ряды партии, создавались новые первичные организации. К концу 2003 года в составе регионального отделения состояло около 2 тысяч членов Партии.

Определение термина политическая партия.

Конституционное определение термина политическая партия .

- Политическая партия и политологическая литература.

Типология политических партий.

Идеальные типы партий.

Беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные правительства.

Наименования политических партий.

Цвета и эмблемы партий.

Финансирование партий.

Трансформация статуса партии как политического института.

Политическая партия, партия

П артия - э то группа людей, объединённых общностью идей, интересов или выделенных для выполнения какой-либо работы.

Политическая партия - это стабильная иерархическая политическая , объединяющая на добровольной основе лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, национально-культурными, религиозными и иными интересами и идеалами, ставящая перед собой цель завоевания политической власти или участие в ней.

Политическая партия - это независимое общественное объединение предприятий, имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности выражающее политическую волю своих членов и сторонников.

Политическая партия это общественная фирма (объединение предприятий ), непосредственно ставящее перед собой задачи овладеть государственной властью, удержать ее в своих руках, использовать государственный аппарат в интересах тех или иных общественных слоев.

Политическая партия - это общественное объединение предприятий , главной целью участия которого в политическом процессе является завоевание и осуществ­ление (или участие в осуществлении) государственной власти в рамках и на основе основного Закона государства и действующего законодательства.

Политическая партия - это компания , объединяющая индивидов на основе общности политических взглядов, признания определенной системы ценностей, находящих свое воплощение в программе, которая намечает ос­новные направления политики государства.



Определение термина политическая партия

Политическая партия - это объединение предприятий, действующее на постоянной основе, имеющее формализованную организационную структуру.

Политическая партия - это политическая , выражающая интересы общественного класса или его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в достижении определённых целей и идеалов.

В отличие от профсоюзов, молодежных, женских, антивоенных, национальных, экологических и иных организаций, реализующих функцию выражения и защиты интересы определенных социальных слоев и групп премущественно в роли групп давления на государственные структуры, политические партии ориентируются на непосредственное использование политической власти .

Нередко в определении политических партий делается акцент на их роли в избирательном процессе . К. фон Бейме характеризует партии как общественные компании, конкурирующие между собой на выборах во имя достижения власти. Однако такой подход не учитывает, что в зависимости от своей идеологической платформы или сложившейся обстановки та или иная политическая партия может добиваться завоевания власти или участия в ее осуществлении не только парламентскими методами, соблюдая принятые в обществе правила политической борьбы, но и прибегая к насилию.

Первые политические партии появились еще в Древней Греции (разуме­ется, не в том виде, в каком они существуют сейчас). Для современных поли­тических партий характерно, в частности, то, что они:

Представляют собой политические фирмы;

Представляют собой компании общественные (негосударственные);

Являются устойчивыми и достаточно широкими политическими объеди­нениями, имеющими свои органы, региональные отделения, рядовых членов;

Имеют свою программу и устав;

Построены на определенных организационных принципах;

Имеют фиксированное членство (хотя, например, республиканская и демо­кратическая партии США традиционно не имеют фиксированного членства);

Опираются на определенный социальный слой, массовую базу в лице го­лосующих за представителей партии на выборах.

В демократических государствах запрещаются партии, которые использу­ют подрывные, насильственные методы борьбы за , партии фашистско­го, милитаристского, тоталитарного типа с программой, направленной на свержение власти, упразднение основного Закона страны , и с дисциплиной военного и полувоенного типа.

Ко всем партиям предъявляется требование строго соблюдать конститу­цию и демократический режим внутрипартийной жизни. Партии являются организациями гражданского общества и не могут присваивать себе функции государственной власти. В международном документе Копенгагенской встречи 1990 г., в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Ев­ропе (СБСЕ) записано, что партии не должны сливаться с государствам. Эта запись предостерегает от повторения опыта тоталитарных однопартийных ре­жимов, в том числе и советского, когда единственная партия поглотила не только , но в значительной степени и гражданское общество. В та­ких случаях образуются так называемые «партийные государства». Сама по себе концепция «партийного государства» («государства партий») изначально ничего плохого в себе не несет: она служила лишь обоснованием необходи­мости правового регулирования деятельности партий. Основная идея этой концепции - признание партий как необходимых элементов функциониро­вания демократических государственных институтов.

Роль и значение политических партий в обществах с различным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и национальными традициями неодинаковы. Однако можно выделить некоторые общие функции партий.

Наиболее важной представляется функция согласования и обобщения разнородных интересов и потребностей различных групп и индивидов. Затем эти обобщенные интересы формулируются в программах, требованиях, лозунгах и доводятся до властных структур.

Это функция представительства интересов. Кроме того, партии могут выполнять и «правительственные» функции, участвуя в разработке, применении и внедрении правил взаимодействия политических институтов, подчиняя или контролируя органы власти.

Представляя и выражая интересы социальных групп, доводя их до властных органов, партии осуществляют функцию коммуникации, то есть обеспечивают взаимосвязь власти и общества. Культивируя с помощью средств агитации и пропаганды определенные ценности и стереотипы поведения, политические партии реализуют функцию политической социализации, то есть функцию передачи политического опыта, традиций, культуры последующим поколениям. Наконец, отбирая лучших кандидатов на руководящие должности, партии способствуют улучшению качественного состава элиты, осуществляя функцию политического рекрутирования. Однако в тоталитарных системах политические партии могут непосредственно выполнять функцию реализации власти. Обычно это монопольно властвующие партии, которые концентрируют в своих руках весь объем властных функций.


Конституционное определение термина политическая партия.

В конституциях разных стран, в том числе и в российской, нет юридичес­кого определения политической партии. В этих конституциях определяются только цели и задачи партий: политические партии «содействуют выражению мнений голосованием» (ст. 4 основного Закона государства Франции); партии способствуют «выражению народной воли и фирмы политической власти» (ст. 47 Кон­ституции Португалии). Более точно функция политической партии определе­на в основного Закона страны Италии: партии создаются для того, чтобы «демократичес­ким путем содействовать определению национальной политики » (ст. 49). Аналогичное содержание имеет и ст. 29 основного Закона государства Греции : «Партии долж­ны служить свободному функционированию демократического режима».

В конституциях этих государств закреплены принципы свободного обра­зования партий, многопартийность, политический плюрализм. Идея полити­ческого плюрализма состоит в том, что в обществе существуют разнообраз­ные интересы и, следовательно, их выражают различные партии, которые конкурируют в борьбе за власть, за голоса избирателей.

В настоящее время в основного Закона страны Российской Федерации правовое положение политиче­ских партий приведено в соответствие с мировыми демократическими стан­дартами: признаны политический плюрализм, в борьбе за власть посредством завоевания голосов избирателей, запрещены партии тота­литарного типа, исповедующие насилие как главное средство политической борьбы (ст. 13 основного Закона государства РФ ). Партия организуется по инициативе учре­дителей и может начать легальную деятельность после регистрации ее устава в Министерстве юстиции России . Ее деятельность может быть запрещена, если она преступает конституционные рамки, нарушает тре­бования основного Закона страны и закона, предъявляемые к политическим партиям.


Политическая партия и политологическ ая литератур а.

В политологической литературе политическая партия (от лат. pars, partis -часть) определяется как наиболее активная и организованная часть общест­венного слоя или класса, формулирующая и выражающая его интересы. Или, более полно, как «специализированная организационно упорядоченная груп­па, объединяющая наиболее активных приверженцев тех или иных целей (идеологий, лидеров) и служащая для борьбы за завоевание и использование политической власти в обществе».

И партии, и государство являются политическими организациями, поли­тическими общественными институтами. Более того, государство и партии традиционно считаются «элементами политической системы общества». При этом подчеркивается, что государство является центральным звеном полити­ческой системы, которое устанавливает «правила игры» для всех политичес­ких сил и выступает фактором, интегрирующим элементы политической си­стемы в единое целое.

Думается, однако, что такая конструкция, как «политическая система», во многом требует пересмотра. Она была удобна для советского политического мышления, когда все политические институты должны были находиться в од­ной упряжке, вращаться вокруг одного политического «ядра».

Баланс политических сил, их равновесие и взаимодействие, существую­щие в свободном, демократическом обществе, - это система особая. В любом случае, это не та политическая система, какой она была представлена в совет­ском государствоведении и тоталитарном политическом мышлении. С точки зрения современных представлений, наряду с государством следует учиты­вать и интегрирующую роль гражданского общества, его определяющее вли­яние на государство. А ведь политические партии являются одним из инсти­тутов гражданского общества.

Вместе с тем, в отличие от партий, государство выражает интересы об­щества в целом, является официальным представителем всего народа. В этой связи государство обладает только ему присущими возможностями и атрибу­тами - «рычагами» политической власти, за обладание которыми и борются политические партии с тем, чтобы с помощью механизма государственной власти обеспечить реализацию своих программ. Правящие политические пар­тии, то есть те, которые уже тем или иным путем получили доступ к механиз­му государственной власти, осуществляют власть главным образом через рас­становку членов своих партий на важнейшие государственные посты.

Cоциолог Роберт Михельс отмечал, что любая централизованная , в частности политическая партия, представляет собой корпорацию, конкурирующую с другими, ей подобными.

Т ипологи я политических партий.

Мир политических партий чрезвычайно разнообразен. Поэтому попытки типологизировать партии достаточно условны. Однако они имеют целью глубокое проникновение в природу партий и их возможности.

Общепризнанной и наиболее успешной является классификация М. Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и компании их внутренней жизни. По этому признаку он выделял кадровые и массовые партии.

Кадровые партии возникали тогда, когда избирательное право еще было ограниченным. В замкнутом политическом пространстве кадровые партии являлись средством выражения политических интересов господствующих классов, прежде всего буржуазии. Деятельность их была нацелена на победу на выборах. Для этого они стремились не к увеличению своих рядов, а к объединению предприятий элит, которые могли бы влиять на избирателей. Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты. Комитет создается по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости путем кооптации и не стремящийся к расширению своих рядов. Комитеты представляют собой сплоченные, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Их основное назначение — проведение и фирма предвыборных кампаний. Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в органы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования, помогают лидерам в формировании предвыборных программ. Деятельность комитетов имеет обычно «сезонный» характер: она резко активизируется в преддверии и ходе избирательной кампании в парламент или местные органы власти и затухает после ее окончания. Комитеты автономны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концентрируется вокруг кандидата на выборный пост. Такую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку могут помочь их кандидатам. В партиях, построенных по такому принципу, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Это дало основание М. Дюверже назвать подобные партии кадровыми.

В организационной структуре политической партии обычно выделяются четыре основных элемента: 1) высший лидер и штаб, которым принадлежит руководящая роль; 2) стабильный аппарат управления, выполняющий указания партийных руководителей и осуществляющий связь с членами партии; 3) члены партии, активно участвующие в ее деятельности; 4) пассивные члены партии и примыкающие к ней сторонники, в незначительной степени оказывающие влияние на партийную жизнь.

Различия в организационной структуре, условиях приобретения и особенностях партийного членства, во многом зависящие от места и роли партии в обществе, характера ее связей с политической и социальной средой, лежат в основе широко распространенного в западной политологии деления современных партий на кадровые и массовые - классической типологии, предложенной М. Дюверже. Кадровые партии отличаются ориентацией на проведение предвыборных кампаний, невысокой численностью, достаточно свободным членством и относительной автономией своих базовых структурных организаций - комитетов, создаваемых по территориальному принципу из числа постоянных активистов, а также опорой по преимуществу на профессиональных политиков и представителей финансовой элиты, способных обеспечить партии материальную поддержку (типичными примерами являются две ведущие партии США - демократическая и республиканская). Массовые партии, впервые возникшие в Европе в распространения всеобщего избирательного права, могут объединять в своих рядах до нескольких сотен тысяч человек на основе фиксированного членства, обладают достаточно жесткой структурой и характеризуются строгой внутренней дисциплиной, которая подразумевает выполнение решений вышестоящих органов, съездов и конференций не только нижестоящими партийными организациями и рядовыми членами, но также и парламентариями, избранными от имени партии и при ее поддержке (на таких принципах первоначально основывались рабочие, социал-демократические и социалистические партии; впоследствии подобная организационная структура с усилением акцента на централизм в руководстве и подчинение меньшинства большинству стала использоваться коммунистическими партиями, а в более “мягком” виде - некоторыми буржуазными и появившимися несколько десятилетий назад менее идеологизированными “электорально-массовыми” или “избирательными” партиями, которые нередко называют “всеядными”).

Существуют и другие подходы к типологии политических партий. Так, по характеру участия в осуществлении государственной власти различают правящие и оппозиционные партии; последние в зависимости от их места в политической системе подразделяются на легальные, полулегальные и нелегальные. По способу связи с парламентской фракцией выделяются “жесткие” и “гибкие” партии: в первом случае при принятии важных политических решений депутаты должны голосовать в строгом соответствии с позицией, выработанной партийным руководством или съездом (например, лейбористская и консервативная партии Англии); напротив, “гибкость”, свойственная, в частности, обеим ведущим партиям США , означает, что конгрессмены или сенаторы воспринимают точку зрения руководящих партийных органов только как “рекомендацию”, голосуют более свободно, и в результате между президентом и членами конгресса от той же партии могут возникать острые противоречия.

В зависимости от идейно-политической ориентации в условной системе координат “левые-правые” выделяются “слева направо” коммунистические, социалистические и социал-демократические, либерально-демократические, консервативные, неоконсервативные и праворадикальные (в том числе фашистские) партии.

Взаимодействуя в борьбе за завоевание власти или участвуя в ее осуществлении, политические партии образуют партийную систему, которая отражает специфику положения каждой партии в государственной и гражданской структуре общества, а также особенности межпартийной конкуренции в ходе борьбы за завоевание власти или участие в ее осуществлении. Р.-Ж. Шварценберг показал, что в странах Запада фактический уровень межпартийной конкуренции во многом предопределяется утвердившейся в обществе избирательной системой: пропорциональная избирательная система нередко приводит к возникновению “полной многопартийности” - появлению пяти и более партий, обладающих примерно одинаковой степенью политического влияния; введение “избирательного барьера”, когда партии, претендующие на парламентское представительство, должны набрать определенный минимум голосов от общего числа избирателей, способствует постепенному формированию “умеренной многопартийности”, представленной 3-4 влиятельными политическими силами; мажоритарная система в два тура голосования ведет к образованию двухблоковой системы (“несовершенной двухпартийности”), мажоритарная система с голосованием в один тур - к формированию устойчивых двухпартийных систем.Однако в развивающихся странах характер партийных систем в значительной степени испытывает воздействие исторических и национально-культур

ных факторов: мажоритарная избирательная система нередко приводит к тому, что на выборах в течение длительного времени, причем с постоянным большим преимуществом, побеждает одна и та же партия, получающая тем самым возможность практически единолично формировать стабильные органы власти. Основными причинами, вследствие которых другие политические силы не могут составить действительную конкуренцию подобной “господствующей” партии, следует назвать отсутствие необходимого количества общепризнанных лидеров, наличие устойчивых консервативных традиций в обществе, малочисленность и большое количество партий, не имеющих достаточного опыта демократической борьбы за власть.

В последние годы ряд зарубежных исследователей фиксируют падение роли политических партий: в странах Запада - на фоне активизации общественно-политических движений непартийного типа, в развивающихся странах - на фоне тенденций к широкой этатизации партий.


Идеальные типы партий .

партии элиты

народные/массовые партии

этнически-направленные партии

избирательные объединения предприятий

партии тех или иных движений.

Каждый из этих типов также имеет дальнейшие ответвления: например, избирательные треста делятся на индивидуальные партии, партии большинства, программные объединения предприятий.

Ключевую роль в этом отношении сыграл Морис Дюверже, разграничивший два типа партий: "кадровые" и "массовые". Расцвет "кадровых партии", или, как их еще называют, "партий элит" - XIX век, когда власти народа еще только развивалась, а избирательное право было ограничено. Такие партии чаще всего представляли интересы господствующих классов.

В первой половине XX века вместе с введением всеобщего избирательного права на первый план выходят "массовые" партии. Эти партии ориентируются уже на более широкие слои. Они многочисленны, сплочены, имеют четкую идеологию, во главе их находится централизованная иерархизированная организационная структура. Будущее, как считал Дюверже, было именно за массовыми партиями.

Следующий этап эволюции/деградации был подмечен Отто Киркхаймером. В 1950-х-1960-х годах на материале немецких реалий им был сформулирован тезис о "всеохватных" партиях. Массовые партии, стремящиеся получить как можно большее число голосов, "уже не могут стоять на уникальной идеологической платформе, им приходится становиться "всеохватными", то есть жертвовать идеологией во имя электоральной поддержки.

Однако тот же Киркхаймер подметил еще одну решающую тенденцию: "всеохватные" партии начали постепенное слияние с государством. Данная тенденция в 1995 году была концептуализирована Ричардом Кацем и Питером Мейром как теория "картельных партий", возникновение которых они наблюдали начиная с 1970-х годов. "Картельная" партия - новый этап эволюции/деградации партий. Они все больше отдаляются от избирателей, их начинает интересовать не проведение той или иной политики, но сам факт пребывания у власти. Более того, они попадают в зависимость от государственных субсидий. Крупные партии сливаются друг с другом, образуя картель, стремящийся к удержанию власти и вытеснению конкурентов.

Не все исследователи разделяют эту четырехчастную схему эволюции от партий элит к картельным партиям через массовые и всеохватные партии. Выдвигаются и иные концепции, претендующие на описание сложившегося положения. Однако почти все исследователи солидарны в одном: на наших глазах происходит стремительное выхолащивание народного правления , сопровождающееся эрозией репрезентативных институтов.

Если принять во внимание данный , то легко предположить возникновение в ближайшем будущем нового феномена: мы рискнем назвать его "партия всего народа". Это будет партия, сочетающая в себе элементы "всеохватной", "картельной" и иных моделей. Такая партия будет нацелена на захват всего электората посредством превращения имеющихся в обществе классовых и идеологических противоречий, запускающих партийную конкуренцию, во фракционные разногласия. Эти разногласия отныне будут разрешаться не в процессе публичной политики, но посредством элитного диалога. Известный отечественный политолог Виталий Иванов в своем исследовании истории "Единой Российской Федерации" вслед за Юрием Пивоваровым называет такое элитное объединение предприятий "властной плазмой", внутри которой должны "протекать, разрешаться и гаситься конфликты", способные "разрушить режим и строй снаружи".

Однако не все так просто: "партиям всего народа", к которым можно отнести помимо "Единой Российской Федерации" еще и Либерально-демократическую партию Японии, Индийский национальный , почти всегда не удается достигнуть поставленной цели. Ведь никакое самое большое, самое рыхлое объединение предприятий не способно включить все политические идентичности, отразить интересы и ценности сразу всех слоев населения. Какая-нибудь одна непокорная, бунтующая радикальная идентичность неизбежно вываливается. Исламисты в арабских странах, индуистские фундаменталисты в Индии, наследники Ленина и радикальные последователи Гайдара в Российской Федерации. Любопытней всего то, что в какой-то момент именно эта бунтующая идентичность может оказаться наиболее востребованной, наиболее приемлемой для всего общества просто в силу своей особости и принципиальной неуступчивости.

Таким образом, бюрократизация партийной жизни грозит обернуться ее парадоксальной радикализацией. Впрочем, данный вывод пока не более, чем наше, весьма вероятно, поспешное предположение.


Беспартийные, однопартийные, двухпартийные и многопартийные правительства .

В беспартийной системе либо не существует официально зарегистрированных политических партий, либо закон запрещает появление последних. В беспартийных выборах каждый кандидат выступает за себя и, таким образом, является ярким и самостоятельным политиком. Исторический пример подобной системы — администрация Джорджа Вашингтона и самые первые созывы Конгресса США.

На сегодня существует несколько «беспартийных» государств. Это, как правило, по форме правления абсолютные монархии: Оман, Объединённые Арабские Эмираты, Иордания, Бутан (до 2008 г.). В этих странах существует либо прямой запрет на политические партии (Гана, Иордания), либо отсутствуют соответствующие предпосылки для их создания (Бутан, Оман, Кувейт). Сходной может быть ситуация при влиятельном главе государства, когда разрешенные партии имеют небольшую роль (Ливия на рубеже XX—XXI вв.).

В однопартийной системе официально разрешена только одна политическая партия; её влияние закреплено законодательно и является неоспоримым. Существует вариация этой системы, когда существуют также мелкие партии, от которых законодательно требуется признавать лидерство основной партии. Нередко при подобном раскладе положение внутри партии может быть важнее положения в государственном аппарате. Классический пример страны с однопартийной системой — СССР.

В системах с правящей партией оппозиционные партии разрешены; могут даже присутствовать глубокие демократические традиции, но «альтернативные» партии представляются не имеющими реальных шансов получить над властью. Пример из новейшей истории — Россия в начале XXI века. В некоторых случаях правящая партия может долгое время удерживать страну под своим контролем всеми средствами, включая фальсификации результатов выборов. В последнем варианте разница с однопартийной системой носит лишь официальный характер.

Двухпартийная система характерна для таких государств, как США и . При этом есть две доминирующие (реже их также называют правящими) партии, а также сложились такие условия, при которых одна партия практически не имеет возможности получить необходимый перевес над другой. Возможным вариантом может быть также одна сильная левая и одна сильная правая партии. Отношения в двухпартийной системе были впервые подробно описаны Морисом Дюверже и носят название закона Дюверже.

В многопартийных системах есть несколько партий, имеющих реальные шансы на широкую поддержку населения.

В государствах, подобных Канаде и Британии , могут быть две сильные партии и третья, достигающая достаточных успехов на выборах, чтобы составить реальную конкуренцию первым двум. Она нередко занимает второе место, но практически никогда официально не возглавляла правительство. Поддержка этой партии может в некоторых случаях перевесить чашу весов в остром вопросе в ту или иную сторону (таким образом, третья партия также обладает политическим влиянием).