Методология исследования экономических процессов и явлений. Методы исследования экономических процессов

В процессе экономического исследования используют большое количество методов и приемов. Остановимся на основных из них.

Сущность абстрактного метода состоит в том, что исследова­тель при изучении экономических процессов может мысленно от­влекаться от частных свойств и связей между экономическими явлениями, останавливаясь на характеризующих сущностные сторо­ны общих признаках. Результатом абстрагирования является фор­мирование общих понятий и законов в экономике таких, как по­требности, ресурсы, законы спроса и предложения и т.д. Форми­рование понятийного аппарата экономической науки создает ус­ловие для анализа и синтеза экономических явлений.

Метод анализа и синтеза заключается в том, что в процессе познания исследователь вначале мысленно производит разложение изучаемого объекта на составные элементы, анализирует особен­ности каждого из них, затем выявляет сущностные связи между ними, восстанавливает расчлененный объект.

Так, мы можем детально рассматривать все факторы, влияющие на величину рыночного предложения данного товара, определить, какие из них влияют на увеличение предложения, а какие приво­дят к сокращению предложения, дать всему этому количественную оценку. В дальнейшем путем синтеза, учитывая все за и против, можно спрогнозировать направление изменения рыночного предло­жения товара на перспективу.

При этом исследователь должен избегать ошибок, связанных с механическим перенесением результатов верных для отдельных частей совокупного процесса, но неприемлемых для целого. На­пример, для фирмы при прочих равных условиях эффективной фор­мой управления является командно-иерархическая. Управление фирмой предполагает строгую субординацию. Руководитель фирмы (менеджер) с помощью системы приказов, инструкций организует процесс производства и продажи товаров и услуг. В то же время распространение такой системы управления на макроуровень и создание командной экономической системы в рамках страны и группы стран показало свою несостоятельность.

Кроме того, при анализе и синтезе экономических явлений ши­роко используется допущение "при прочих равных условиях". Оно означает, что все переменные факторы, влияющие на экономичес­кие результаты, разбиваются на две группы: принимаемые в дан­ной научном исследовании в качестве неизменных и собственно переменные факторы. Например, при анализе рыночного спроса на какой-либо товар мы можем исходить из того, что на величину спроса оказывает влияние только один фактор - цена, абстраги­руясь от множества других факторов (количества покупателей, их вкусов, ожидаемого уровня инфляции и т.д.)

Продолжением метода анализа и синтеза является моделирова­ние. В экономике модель - это мысленно сконструированный и описанный образец, воспроизводящий в главных чертах реальный экономический процесс. Одной из первых экономических моделей были знаменитые "экономические таблицы" французского экономис­та XVIII века Ф.Кенэ. В них автор рассмотрел пропорции, кото­рые необходимо соблюдать в обществе при производстве матери­альных благ. В дальнейшем моделированием экономических процес­сов занимались К.Маркс, Л.Вальрас, В.Леонтьев и др. Со­временное экономическое моделирование широко использует мате­матический аппарат, математическое программирование, теорию вероятностей, математическую статистику.



В процессе построения экономических моделей большую роль играет функциональный анализ. Как известно из курса математики, чис­ловая функция у=ƒ(х) существует, если для какого-либо число­вого множества X указан закон ƒ, по которому каждому числу х из этого множества ставится в соответствие единственное число у.

Независимую величину х называют аргументом функции, а за­висимую переменную у - функцией. При этом, если с увеличением (уменьшением) аргумента значение функции растет (снижается), то между ними существует прямая связь. В том случае, когда ар­гумент и функция изменяются в разных направлениях, между ними существует обратная связь.

Функциональная зависимость может быть представлена анали­тически (задана алгебраической формулой), в виде таб­лицы или графика.

Общая форма аналитической записи у=ƒ(х), где ƒ - характе­ристика функции, указывающая на те действия, которые необхо­димо проделать с х, чтобы получить у. К примеру, уравнение у=а+bх показывает, что для получения у нам необходимо пере­менную величину х умножить на коэффициент b и полученное про­изведение сложить с постоянным числом а. Преимущество анали­тической формы записи в ее компактности, возможности произво­дить различные математические действия, облегчающие поиск зна­чений функции. В то же время аналитический подход не дает на­глядного представления о направлениях изменения функции. Так, нам известно, что при прочих равных условиях величина спроса на данный товар (Qd) зависит от цены на него (Р). В аналити­ческой форме это может быть представлено как Qd=f (P).Однако по формуле трудно определить, в каком направлении изменяется Qd при увеличении или снижении цены.

Табличная форма записи функциональной зависимости преодо­левает этот недостаток. Она обеспечивает возможность предста­вить количественную взаимосвязь между соответствующими пере­менными величинами. Например, в таблице мы можем показать ве­личину спроса на товар для каждого уровня цен. В то же время табличная форма записи не лишена недостатков: в таблице взаи­мосвязь между х и у показывается только для дискретных вели­чин, что затрудняет выявление общей тенденции изменений у при изменении х.

Для выявления взаимосвязи между аргументом и функцией для всех х € Х используется графическая форма. Графиком функции у= ƒ(х) называется множество всех точек декартовой системы координат вида (х; ƒ(х)), где х € Х. По графику можно легко най­ти значение функции для х € X.

Экспериментальный метод предполагает искусственное воспро­изведение какого-либо экономического процесса. С помощью экс­перимента можно выявить его положительные и отрицательные сто­роны, оценить возможность и необходимость практического внед­рения. Например, конвейерная система организации производства, прежде, чем получить всемирное признание, апробировалась в ав­томобилестроении Г.Фордом.

В качестве макроэкономического эксперимента можно рассма­тривать создание в 1917 году в нашей стране командной социаль­но-экономической системы. Реформирования рыночной экономики, проводившиеся в развитых странах по рецептам Дм.Кейнса, М.Фридмена, других экономистов, также носили экспериментальный ха­рактер.

Количественную сторону массовых социально-экономических яв­лений и процессов в их качественной определенности изучают с помощью специальных статистических методов и приемов. Их ши­рокое использование в экономике обусловлено тем, что в эконо­мических исследованиях, как правило, приходится иметь дело не с отдельными обособленными фактами, а со статистическими со­вокупностями взаимосвязанных фактов.

В экономике под статистической совокупностью понимается на­бор каких-либо социально-экономических объектов, имеющих об­щие качественные признаки. В частности, когда мы вводим в ми­кроэкономике понятие предпринимательской фирмы, то под ним по­нимаем всю совокупность организаций, занимающихся на платной основе переработкой ресурсов в товары и услуги и доведением их до потребителей. Для всех предпринимательских фирм харак­терны определенные качественные признаки: стремление к при­быльному ведению дела, переработка тех или иных экономических ресурсов, ориентация деятельности на удовлетворение рыночного спроса и т.д.

В целом методология экономических исследований имеет общие корни с другими естественными и общественными науками. Ее прин­ципиальное отличие от них заключается, главным образом, в объ­ектах исследования. Экономическая наука изучает проблемы, свя­занные с рациональным выбором экономических субъектов (домохозяйств, предпринимательских фирм, правительственных учрежде­ний). Этот выбор строится на основе сопоставления затрат и по­лучаемых выгод.

Тема 2. «Экономические системы. Содержание отношений собственности»

Министерство образования и науки российской федерации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВОПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Новосибирский филиал

Торгово-экономическийфакультет

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

по дисциплине«Экономическая теория»

на тему «Методологияисследования экономических процессов и явлений»

Новосибирск 2010

Введение

1. Теория изучения методов экономическихпроцессов и явлений

1.1 Основные понятия

1.2 Характеристика основных приемов иметодов экономического анализа

1. Анализметодологии

2.1 Понятие и виды

2.2 Методика факторного анализа

3. Пути совершенствования

Заключение

Библиография


Введение

Для правильного пониманиякурса «Экономическая теория» необходимо определить методы экономической теории.Вот уже три столетия экономисты-теоретики различных направлений и школвысказывают противоречащие друг другу взгляды. За это время несколько разменялись представления об источниках богатства общества, о роли государства вхозяйственной деятельности и обновлялось даже название самой науки.

Первым поводом кизучению экономической теории является то, что эта теория имеет дело с такимипроблемами, которые касаются нас всех без исключения: какие виды работ нужновыполнять? Как они оплачиваются? Сколько товаров можно купить на условнуюединицу заработной платы сейчас и в период скачущей инфляции? Каковавероятность наступления такого времени, когда человек не сможет находитьподходящую для себя работу лишь в пределах приемлемого срока?

Экономическая теория призваннаяизучать и объяснять процессы и явления экономической жизни, а для этогоэкономическая теория должна проникать в суть глубинных процессов, вскрыватьзаконы и предсказывать пути их использования.

В экономических процессахможно обнаружить два своеобразных слоя отношений между людьми: первый из них -поверхностный, внешне видимый, второй - внутренний, скрытый от наружногонаблюдения.

Изучение внешне видимыхэкономических отношений, естественно, доступно каждому человеку. Поэтому уже сдетства у людей складывается обыденное экономическое мышление, которое основанона непосредственном знании хозяйственной жизни. Такое мышление, как правило,отличается субъективным характером, в котором проявляется индивидуальнаяпсихология человека. Оно ограничено личным кругозором человека, частоосновывается на отрывочных и односторонних сведениях;

Экономическая теориястремится за внешней видимостью хозяйственных явлений обнаружить сущность - ихвнутреннее содержание, а также причинно-следственные зависимости одних явленийот других. Профессор Пол Хейне (США) привел интересное сопоставление:«Экономист знает реальный мир не лучше, а в большинстве случаев хужеменеджеров, инженеров, механиков, словом, людей дела. Но экономисты знают, какразные вещи связаны между собой. Экономическая наука позволяет нам лучшепонимать то, что мы видим, более последовательно и логично размышлять о широкомкруге сложных общественных отношений.

Актуальность темы состоитв том, что, не зная методов исследования экономических явлений, невозможноправильно дать оценку тому или иному экономическому событию, рассчитать будетли предприятие приносить прибыль, ил же наоборот.

Целью курсовой являетсярассмотрение методов изучения экономических процессов и явлений.

Задачи курсовой работы:мы рассмотрим методологию в теории, проведем анализ, а также рассмотрим путисовершенствования данной темы.


1. Теория изученияметодов экономических процессов и явлений

1.1 Основные понятия

Для начала рассмотримсамо понятие методологии, что в него входит.

Методология науки, какизвестно, – учение о принципах построения, формах и методах научного познания.Поэтому методология экономической теории – это наука о принципах построенияэкономической системы, о методах изучения хозяйственной деятельности.

Методология экономическойтеории - наука о методахизучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличиеобщего подхода к изучению экономических явлений, единое пониманиедействительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решитьглавный вопрос: с помощью, каких научных способов, приемов познаниядействительности экономическая теория добивается истинного освещенияфункционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы. Вметодологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

1) субъективистский(с позиций субъективного идеализма);

2) неопозитивистско-эмпирический(с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

3) рационалистический;

4)диалектико-материалистический.

При субъективистскомподходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений беретсяхозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное«я» относительно независимо, отсюда все равны. Объектомэкономического анализа является поведение субъекта экономики(«гомоэкономикса»), и поэтому экономическая теория рассматриваетсякак наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей.Главная категория при таком подходе - потребность, полезность. Экономикастановится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различныхвариантов.

Неопозитивистско-эмпирическийподход основан на болеетщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппаратисследования, который из инструмента превращается в предмет познания(математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатомисследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесьявляются главными категориями. Этот подход предполагает деление намикроэкономику - экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли имакроэкономику - экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистическийподход ставит цельюоткрытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Этотребует исследования экономической системы в целом, экономических законов,регулирующих данную систему, изучения экономической «анатомии»общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ - вершина такого подхода. Цельюэкономической деятельности человека является стремление получить пользу, ацелью экономической теории - не изучение человеческого поведения, а изучениезаконов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д. Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, вотличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равныхсубъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене,экономическим законам.

Диалектико-материалистическийподход считаетсяединственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирическогопозитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связиявлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянновозникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, ив этом заключается их диалектика. Методологию нельзя смешивать с методами - инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведениемв системе экономических категорий и законов.

Характерными особенностямиметода экономического анализа являются: а) определение системы показателей,всесторонне характеризующих хозяйственную деятельность организаций;

б) установлениесоподчиненности показателей с выделением совокупных результативных факторов ифакторов (основных и второстепенных), на них влияющих;

в) выявление формывзаимосвязи между факторами;

г) выбор приемов испособов для изучения взаимосвязи;

д) количественноеизмерение влияния факторов на совокупный показатель.

Совокупность приемов испособов, которые применяются при изучении хозяйственных процессов, составляет методикуэкономического анализа. Методика экономического анализа базируется напересечении трех областей знаний: экономики, статистики и математики. Кэкономическим методам анализа относят сравнение, группировку, балансовый играфический методы. Статистические методы включают в себя использование среднихи относительных величин, индексный метод, корреляционный и регрессивный анализи др. Математические методы можно разделить на три группы: экономические(матричные методы, теория производственных функций, теория межотраслевогобаланса); методы экономической кибернетики и оптимального программирования(линейное, нелинейное, динамическое программирование); методы исследованияопераций и принятия решений (теория графов, теория игр, теория массовогообслуживания).


1.2 Характеристикаосновных приемов и методов экономического анализа

Сравнение – сопоставление изучаемых данных ифактов хозяйственной жизни. Различают горизонтальный сравнительный анализ,который применяется для определения абсолютных и относительных отклоненийфактического уровня исследуемых показателей от базового. Вертикальный сравнительныйанализ, используемый для изучения структуры экономических явлений; трендовыйанализ, применяемый при изучении относительных темпов роста и приростапоказателей за ряд лет к уровню базисного года, т.е. при исследовании рядовдинамики.

Обязательным условиемсравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей,предполагающая:

· единство объемных,стоимостных, качественных, структурных показателей; · единство периодоввремени, за которые производится сравнение; · сопоставимость условий производстваи сопоставимость методики исчисления показателей.

Средние величины – исчисляются на основе массовыхданных о качественно однородных явлениях. Они помогают определять общиезакономерности и тенденции в развитии экономических процессов.

Группировки – используются для исследованиязависимости в сложных явлениях, характеристика которых отражается однороднымипоказателями и разными значениями (характеристика парка оборудования по срокамввода в эксплуатацию, по месту эксплуатации, по коэффициенту сменности и т.д.)

Балансовый метод состоит в сравнении, соизмерении двухкомплексов показателей, стремящихся к определенному равновесию. Он позволяетвыявить в результате новый аналитический (балансирующий) показатель. Например,при анализе обеспеченности предприятия сырьем сравнивают потребность в сырье,источники покрытия потребности и определяют балансирующий показатель – дефицитили избыток сырья.

Как вспомогательный,балансовый метод используется для проверки результатов расчетов влиянияфакторов на результативный совокупный показатель. Если сумма влияния факторовна результативный показатель равна его отклонению от базового значения, то,следовательно, расчеты проведены правильно. Отсутствие равенствасвидетельствует о неполном учтете факторов или о допущенных ошибках:

где у – результативныйпоказатель; x– факторы; /> – отклонениерезультативного показателя за счет фактора хi.

Балансовый метод применяюттакже для определения размера влияния отдельных факторов на изменениерезультативного показателя, если известно влияние остальных факторов:

Графический способ. Графики являются масштабнымизображением показателей и их зависимости с помощью геометрических фигур.

Графический способ неимеет в анализе самостоятельного значения, а используется для иллюстрацииизмерений.

Индексный метод основывается на относительныхпоказателях, выражающих отношение уровня данного явления к его уровню, взятомув качестве базы сравнения. Статистика называет несколько видов индексов, которыеприменяются при анализе: агрегатные, арифметические, гармонические и т.д.

Использовав индексныепересчеты и построив временной ряд, характеризующий, например, выпускпромышленной продукции в стоимостном выражении, можно квалифицированнопроанализировать явления динамики.

Метод корреляционного ирегрессионного (стохастического) анализа широко используется для определения тесноты связи междупоказателями не находящимися в функциональной зависимости, т.е. связьпроявляется не в каждом отдельном случае, а в определенной зависимости.

С помощью корреляциирешаются две главные задачи:

· составляется модельдействующих факторов (уравнение регрессии);

· дается количественнаяоценка тесноты связей (коэффициент корреляции).

Матричные модели представляют собой схематическоеотражение экономического явления или процесса с помощью научной абстракции.Наибольшее распространение здесь получил метод анализа «затраты-выпуск»,строящийся по шахматной схеме и позволяющий в наиболее компактной формепредставить взаимосвязь затрат и результатов производства.

Математическоепрограммирование – этоосновное средство решения задач по оптимизации производственно-хозяйственнойдеятельности.

Метод исследованияопераций направлен наизучение экономических систем, в том числе производственно-хозяйственнойдеятельности предприятий, с целью определения такого сочетания структурныхвзаимосвязанных элементов систем, которое в наибольшей степени позволитопределить наилучший экономический показатель из ряда возможных.

Теория игр как раздел исследования операций - это теория математических моделей принятия оптимальных решений в условияхнеопределенности или конфликта нескольких сторон, имеющих различные интересы.


2. Анализ методологии

2.1 Понятие и виды

Анализ - это мысленноерасчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этихчастей в отдельности. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единуюцелостную картину.

Широко распространены:индукция и дедукция. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход отизучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение)делает возможным переход от общих выводов к относительно частным. Анализ исинтез, индукция и дедукция применяются экономической теорией в единстве. Ихсочетание обеспечивает системный (комплексный) подход к сложным(многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Важное место висследовании экономических явлений и процессов занимают исторический илогический методы. Они не противостоят друг другу, а применяются в единстве, посколькуисходный пункт исторического исследования совпадает, в общем и целом с исходнымпунктом логического исследования. Однако логическое (теоретическое)исследование экономических явлений и процессов не является зеркальнымотражением исторического процесса. В конкретных условиях той или иной странымогут возникнуть экономические явления, которые не обязательны длягосподствующей системы хозяйствования. Если фактически (исторически) они имеютместо, то в теоретическом анализе их можно игнорировать. Мы можем от нихотвлечься. Историк же не может игнорировать такого рода явления. Он должен ихописать.

Используя историческийметод, экономика исследует хозяйственные процессы и явления в тойпоследовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались исменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представитьособенности различных экономических систем.

Исторический методпоказывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному.Применительно к предмету экономики это означает, что во всей совокупностиэкономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболеепростые, возникающие раньше других и составляющие основу возникновения болеесложных. Например, в анализе рынка такое экономическое явление - обмен товаров.

Экономическим процессам иявлениям присуща качественная и количественная определенность. Поэтомуэкономическая теория (политическая экономия) широко использует математические истатистические приемы и средства исследования, которые позволяют выявитьколичественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход вновое качество. При этом широко применяется вычислительная техника. Особую рольздесь играет метод экономико-математического моделирования. Данный метод,являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованнойформе определять причины изменений экономических явлений, закономерности этихизменений, их последствия, возможности и издержки влияния, а также делаетреальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого методасоздаются экономические модели.

Экономическая модель -это формализованное описание экономического процесса или явления, структуракоторого обусловлена его объективными свойствами и субъективным целевымхарактером исследования.

В связи с построениеммоделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции - это переменныевеличины, зависящие от других переменных величин.

Функции встречаются внашей повседневной жизни, и мы чаще всего не осознаем это. Они имеют место втехнике, физике, геометрии, химии, экономике и т.д. Применительно к экономике,например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спросзависит от цены. Если повышается цена на товар, величина спроса на него при прочихравных условиях уменьшается. При этом цена является независимой переменной, илиаргументом, а спрос - зависимой переменной, или функцией. Таким образом, можнократко сказать, что спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут менятьсяместами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена.Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическоемоделирование как метод экономической теории получил широкое распространение вXX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногдаведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии французский экономист Морис Аллеписал 1989 г., что в течение 40 лет экономическая наука развивалась в ошибочномнаправлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизниматематических моделей с преобладанием математического формализма, чтопредставляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

Большинство моделей,принципов экономической теории можно выразить графически, в виде математическихуравнений, поэтому при изучении экономической теории важно знать математику иуметь составлять и читать графики.

Графики - это изображениезависимости между двумя и более переменными.

Зависимость может бытьлинейной (т.е. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию,расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначаютбуквой Y) и горизонтальной (X).

Если линия графика идетслева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратнаясвязь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объем его продажи).Если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере ростаиздержек производства товара обычно растут цены на него -). Зависимость можетбыть нелинейной (т.е. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривойлинии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию кувеличению - кривая Филлипса,).

В рамках графическогоподхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение междупоказателями. Они могут быть круговыми, столбиковыми и др.

Схемы нагляднодемонстрируют показатели моделей и их взаимосвязи. При анализе экономическихпроблем часто используют позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализдает нам возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие ониесть на самом деле: что было или что может быть. Позитивные утверждения необязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивногоутверждения можно решить проверкой фактов. Нормативный анализ основан наисследовании того, что и как должно быть. Нормативное утверждение чаще всеговыводится из позитивного, но объективные факты не могут доказать его истинностьили ложность. При нормативном анализе выносятся оценки - справедливо илинесправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

2.2 Методика факторногоанализа

Все явления и процессыхозяйственной деятельности предприятий находятся во взаимосвязи ивзаимообусловленности. Одни из них непосредственно связаны между собой, другиекосвенно. Отсюда важным методологическим вопросом в экономическом анализеявляется изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемыхэкономических показателей.

Под экономическимфакторным анализомпонимается постепенный переход от исходной факторной системы к конечнойфакторной системе, раскрытие полного набора прямых, количественно измеримыхфакторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя. Похарактеру взаимосвязи между показателями различают методы детерминированного истохастического факторного анализа.

Детерминированныйфакторный анализпредставляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых срезультативным показателем носит функциональный характер.

Основные свойства детерминированногоподхода к анализу: построение детерминированной модели путем логическогоанализа; наличие полной (жесткой) связи между показателями; невозможностьразделения результатов влияния одновременно действующих факторов, которые неподдаются объединению в одной модели; изучение взаимосвязей в краткосрочномпериоде. Различают четыре типа детерминированных моделей:

Аддитивные модели представляют собой алгебраическуюсумму показателей и имеют вид

К таким моделям,например, относятся показатели себестоимости во взаимосвязи с элементами затратна производство и со статьями затрат; показатель объема производства продукциив его взаимосвязи с объемом выпуска отдельных изделий или объема выпуска вотдельных подразделениях.

Мультипликативные модели в обобщенном виде могут бытьпредставлены формулой

Примероммультипликативной модели является двухфакторная модель объема реализации

где Ч - среднесписочнаячисленность работников;

CB - средняя выработка на одногоработника.

Кратные модели:

Примером кратной моделислужит показатель срока оборачиваемости товаров (в днях). ТОБ.Т:

где ЗТ - средний запас товаров; ОР - однодневный объем реализации.

Смешанные модели представляют собой комбинациюперечисленных выше моделей и могут быть описаны с помощью специальныхвыражений:


Примерами таких моделейслужат показатели затрат на 1 руб. товарной продукции, показателирентабельности и др.

Для изучения зависимостимежду показателями и количественного измерения множества факторов, повлиявшихна результативный показатель, приведем общие правила преобразования моделей сцелью включения новых факторных показателей.

Для детализацииобобщающего факторного показателя на его составляющие, которые представляютинтерес для аналитических расчетов, используют прием удлинения факторнойсистемы.

Если исходная факторнаямодель

то модель примет вид

Для выделения некоторогочисла новых факторов и построения необходимых для расчетов факторныхпоказателей применяют прием расширения факторных моделей. При этом числитель изнаменатель умножаются на одно и тоже число:


Для построения новыхфакторных показателей применяют прием сокращения факторных моделей. Прииспользовании данного приема числитель и знаменатель делят на одно и то жечисло.

Детализация факторногоанализа во многом определяется числом факторов, влияние которых можноколичественные оценить, поэтому большое значение в анализе имеют многофакторныемультипликативные модели. В основе их построения лежат следующие принципы:место каждого фактора в модели должно соответствовать его роли в формированиирезультативного показателя; модель должна строиться из двухфакторной полноймодели путем последовательного расчленения факторов, как правило, качественных,на составляющие; при написании формулы многофакторной модели факторы должнырасполагаться слева направо в порядке их замены.

Построение факторноймодели – первый этап детерминированного анализа. Далее определяют способ оценкивлияния факторов.

Способ цепных подстановок заключается в определении рядапромежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной заменыбазисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан наэлиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всехфакторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходяиз того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначалаизменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения. потомизменяются два при неизменности остальных и т.д.

В общем виде применениеспособа цепных постановок можно описать следующим образом:

где a0, b0,c0 - базисные значения факторов, оказывающих влияние наобобщающий показатель у;

a1, b1,c1 -фактические значения факторов;

ya, yb,-промежуточные изменениярезультирующего показателя,связанного с изменением факторов а, b, соответственно.

Общее изменение Dу=у1–у0складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменениякаждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:

Преимущества данногоспособа: универсальность применения, простота расчетов.

Недостаток метода состоитв том, что, в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результатыфакторного разложения имеют разные значения. Это связано с тем, что врезультате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток,который прибавляется к величине влияния последнего фактора. На практикеточностью оценки факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимостьвлияния того или иного фактора. Однако существуют определенные правила,определяющие последовательность подстановки: при наличии в факторной моделиколичественных и качественных показателей в первую очередь рассматриваетсяизменение количественных факторов; если модель представлена несколькимиколичественными и качественными показателями, последовательность подстановкиопределяется путем логического анализа.

Под количественнымфакторами при анализепонимают те, которые выражают количественную определенность явлений и могутбыть получены путем непосредственного учета (количество рабочих, станков, сырьяи т.д.).

Качественные факторы определяют внутренние качества,признаки и особенности изучаемых явлений (производительность труда, качествопродукции, средняя продолжительность рабочего дня и т.д.).

Способ абсолютных разниц является модификацией способа цепнойподстановки. Изменение результативного показателя за счет каждого фактораспособом разниц определяется как произведение отклонения изучаемого фактора набазисное или отчетное значение другого фактора в зависимости от выбраннойпоследовательности подстановки:

Способ относительныхразниц применяется дляизмерения влияния факторов на прирост результативного показателя вмультипликативных и смешанных моделях вида у = (а – в). с. Ониспользуется в случаях, когда исходные данные содержат определенные ранееотносительные отклонения факторных показателей в процентах.

Для мультипликативныхмоделей типа у = а. в. с методика анализа следующая:находят относительное отклонение каждого факторного показателя:

определяют отклонениерезультативного показателя у за счет каждого фактора

Интегральный метод позволяет избежать недостатков,присущих методу цепной подстановки, и не требует применения приемов пораспределению неразложимого остатка по факторам, т.к. в нем действуетлогарифмический закон перераспределения факторных нагрузок. Интегральный методпозволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторами носит универсальный характер, т.е. применим к мультипликативным, кратным исмешанным моделям. Операция вычисления определенного интеграла решается спомощью ПЭВМ и сводится к построению подынтегральных выражений, которые зависятот вида функции или модели факторной системы.


2. Путисовершенствования

Экономическаятеория является методологическим фундаментом целого комплекса наук: отраслевых(экономика торговли, промышленности, транспорта, строительства и т. д.);функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент, прогнозирование и др.);межотраслевых (экономическая география, демография, статистика и др.).Экономическая теория - одна из общественных наук, наряду с историей,философией, правом и др. Она призвана раскрыть одну часть социальных явлений вжизнедеятельности человека, наука права - другую, наука нравственности - третьюи т.д., и только совокупность теоретических, социальных и исторических наук всостоянии объяснить функционирование общественной жизни. Экономическая теорияучитывает знания, заложенные в конкретных экономических науках, а такжесоциологии, психологи, истории и др., без учета которых полученные ею выводымогут оказаться ошибочными.

Связьэкономической теории с другими экономическими науками в самом общем виде можетбыть представлена в виде следующей схемы (схема 1).


Схема 1

Практическаязначимость экономическойтеории (известная формула О. Конта) в том, что знание ведет к предвидению, апредвидение - к действию. Экономическая теория должна лежать в основеэкономической политики, а через нее - пронизывать область хозяйственнойпрактики. Действие (практика) ведет к знанию, знание - к предвидению,предвидение - к правильному действию. Экономическая теория - это не наборправил о том, как стать богатым. Она не дает готовых ответов на все вопросы.Теория - лишь инструмент, способ осмысления экономической действительности.Владение этим инструментом, знание основ экономической теории может помочькаждому сделать правильный выбор во многих жизненных ситуациях. Поэтому ненужно останавливаться на достигнутом знании, а постоянно искать путисовершенствования этих знаний.


Заключение

В даннойкурсовой работе мы рассмотрели основные понятия методологии, выявили четыреосновных подхода методологии в экономической теории. Дали характеристику основнымприемам и методам экономического анализа, рассмотрели понятие и методику факторногоанализа. Сделали вывод, что методы исследования лучше применять комплексно,чтобы четче увидеть результат.

Сегоднячеловек не может считать себя приобщенным к образованию и культуре, если он неизучил и не понял законов общественного развития, не овладел знаниямиэкономической теории. Ведь экономическая теория - это не набор правил о том,как стать богатым. Она не дает готовых ответов на все вопросы. Теория - лишьинструмент, способ осмысления экономической действительности. Владение этиминструментом, знание основ экономической теории может помочь каждому сделатьправильный выбор во многих жизненных ситуациях. Поэтому не нужноостанавливаться на достигнутом знании, а постоянно искать путисовершенствования этих знаний.

В заключение хочетсяпривести слова Дж.Кейнса о том, что «идеи экономистов и политическихмыслителей и когда они правы, и когда ошибаются, - имеют гораздо большеезначение, чем принято думать. В действительности только они и правятмиром». Отсюда следует вывод, что проблемы экономической организацииобщества - это серьезные вещи, которые требуют изучения и к которым нельзяотноситься легкомысленно.


Библиография

1. Абрютина М.С. Экономический анализторговой деятельности. Учебное пособие. – М.: « Дело и сервис», 2000.

2. Баканов М.И. Шеремет А.Д. Теорияэкономического анализа. - Н.: Учебник Финансы и статистика, 1997.

3. Ефимова О.В. Финансовый анализ. –М.: Издательство «Бухгалтерский учет», 1998.

4. Риполь-Сарагоси Ф.Б. Финансовый иуправленческий анализ. –М.: Издательство Приор, 1999.

5. Ришар Жак. Аудит и анализхозяйственной деятельности предприятия. –М.: Аудит. ЮНИТИ, 1997.

6. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственнойдеятельности предприятия АПК: Учебное пособие. – Мн.: ИП «Экоперспектива»,1999.

7. Шеремет А.Д. Комплексныйэкономический анализ деятельности предприятия (вопросы методологии). – М.:Экономика,1974.

8. Шеремет А.Д., Негашев Е.В.Методика финансового анализа. – М.: Инфра – М, 1999.

9. Экономико-математические методы ванализе хозяйственной деятельности предприятий и объединений. – М.: Финансы истатистика, 1982

Методы исследования экономических процессов

В экономике, как в науке, так и в учебном курсе обязательно присутствует методология. Методология - ϶ᴛᴏ наука о методах, учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

В экономике как науке используются самые различные формы и способы научного познания, в т.ч. наблюдения; обработка полученного материала посредством синтеза и анализа; индукции и дедукции; системного подхода; выработка гипотез и их проверка; проведение экспериментов; выработка моделœей в логических и математических формах.

Методы экономической науки – совокупность способов и приёмов познания экономических отношений и воспроизведение их в системе категорий и законов.

Рассматривая закономерности изменения экономических процессов, экономическая теория использует методы экономико-математического моделирования (изучение процессов и явлений ни непосредственно, а через вспомогательные объекты), появившегося в XX в.

В экономической науке широко используются методы научной абстракции, анализа и синтеза, системный подход, методы моделирования (прежде всœего графический, математический и компьютерного моделирования).

Метод научной абстракции (абстрагирование) состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделœении сущности предмета или явления. В результате этих допущений возможно выработать, к примеру, научные понятия, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности - категории. Так, абстрагируясь от бесчисленных различий во внешних свойствах производимых в мире миллионов различных товаров, мы объединяем их в одну экономическую категорию - товар, фиксируя то главное, что объединяет различные товары, - это продукция, предназначенная для продажи.

Метод анализа и синтеза предполагает изучение явления как по частям (анализ), так и в целом (синтез). К примеру, изучая главные свойства денег (деньги как мера стоимости, как средство обращения, платежа, сбережения), мы можем на этой базе попробовать сложить их вместе, обобщить (синтезировать) и сделать вывод, что деньги - особый товар, служащий всœеобщим эквивалентом. Сочетая анализ и синтез, мы обеспечиваем системный (комплексный) подход к сложным (многоэлементным) явлениям хозяйственной жизни.

Широко используются также индукция и дедукция .

Индукция - ϶ᴛᴏ процесс создания теории из набора наблюдений. Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Дедукция процесс прогнозирования будущих событий с помощью теории. Дедукция делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Важнейшим методом эк. теории является системный подход , исследующий функциональные связи – прямые и обратные зависимости между переменными величинами. Его использование показало, что эк. законы и категории носят не абсолютный, а относительный характер, что позволяет отойти от односторонности и категоричности суждений.

Экономическая модель - ϶ᴛᴏ формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целœевым характером исследования.

Модель в экономике даёт упрощённую картину реальности, позволяет сделать обобщения и предположения в абстрактной форме (графической, математической).

Моделирование, ᴛ.ᴇ. построение моделœей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними (их взаимосвязи). В случае если в модели есть только самое общее описание показателœей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. В случае если этим показателям и связям задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели (данные, переменные).

Модели делятся на статические и динамические.

Статические модели - предназначены для изучения явления в определённый момент времени.

Динамические модели – модель иллюстрирует изменение изучаемого явления в течение определённого периода.

Экономико-математическое моделирование , являясь одним из системных методов исследования, позволяет определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и результаты влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов.

Также используется графический метод – предполагает использование графиков, таблиц для иллюстрации изображений.

Графический метод (метод графического моделирования) основан на построении моделœей с помощью различных рисунков - графиков, диаграмм, схем. Взаимозависимость экономических показателœей особенно хорошо демонстрируют графики - изображения зависимости между двумя и более переменными.

Зависимость должна быть линœейной (ᴛ.ᴇ. постоянной), тогда график представляет собой прямую линию, расположенную под углом между двумя осями - вертикальной (ее обычно обозначают буквой У) и горизонтальной (Х).


В случае если линия графика идет слева направо по нисходящей, то между двумя переменными существует обратная связь (так, по мере снижения цен на товар обычно растет объём его продажи - рис. 1,а). В случае если линия графика идет по восходящей, то связь прямая (так, по мере роста издержек производства товара обычно растут цены на него - рис. 1,6). Зависимость должна быть нелинœейной (ᴛ.ᴇ. изменяющейся), тогда график приобретает форму кривой линии (так, по мере уменьшения инфляции безработица имеет тенденцию к увеличению - кривая Филлипса, рис.1,в).

Рис. 1. Основные виды графиков: а - график обратной линœейной зависимости; б - график прямой линœейной зависимости; в - график нелинœейной зависимости

В рамках графического подхода широко применяются диаграммы - рисунки, показывающие соотношение между показателями. Οʜᴎ бывают круговыми, столбиковыми и др.
Размещено на реф.рф
(рис. 2).


Рис. 2. Примеры диаграмм: а - круговая; б - столбиковая

Схемы наглядно, графически демонстрируют показатели моделœей и их взаимосвязи. Примером бывают схемы хозяйственного кругооборота (см. рис. 4.1 и 4.2).

Метод математического моделирования основывается на описании экономического явления формализованным языком с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств и т.д. При этом экономико-математические модели позволяют не просто формализовать экономическое явление, но и выявить его особенности. К примеру, в соответствии с так называемой формулой Фишера потребность экономики в деньгах выражается уравнением: MV = РТ, где М - объём денежной массы; v - скорость обращения денег; Р - общий уровень цен на товары; Т- объём текущих сделок купли-продажи товаров и услуг в стране. Отсюда следует, что,

M = P × T ÷ V

ᴛ.ᴇ. объём денежной массы зависит не только от общего уровня цен в стране и объёма совершаемых в ней сделок, но и от скорости обращения денеᴦ. В случае если далее преобразовать формулу Фишера:

P = M × V ÷ T

то можно сделать вывод, что уровень цен в стране зависит от объёма денежной массы и скорости обращения денег, а также объёма текущих сделок купли-продажи товаров и услуᴦ.

Метод компьютерного моделирования основывается на экономико-математических моделях и используется прежде всœего в тех случаях, когда моделируемое экономическое явление описываете сложной системой уравнений.

При изучении экономической жизни возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты. Но, конечно же, не всœегда можно спрогнозировать их вероятные результаты. Экономический эксперимент - ϶ᴛᴏ искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего критического изменения (Р. Оуэн, П. Ж. Прудон).

Вопрос 4

Методы исследования экономических процессов - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Методы исследования экономических процессов" 2017, 2018.

Цель: Изучение основных экономических категорий, методы экономического анализа

План:

    Методы изучения экономических процессов. Экономические категории и законы

    Позитивная и нормативная экономическая наука

Ключевые слова: Экономические категории, экономические законы, позитивная экономическая наука, нормативная экономическая наука.

Тезисы лекций :

    Методы изучения экономических процессов . Логика научных исследований определяется совокупностьюметодов , применяемых в научном познании. В связи с этим различаются общенаучные и специфические методы.

Общенаучные  это методы, которые используются при изучении любой науки: математики, физики, химии, биологии, психологии, социологии, экономики и т. д. Рассмотрим их подробнее (см. рис. 1.1).

Рис. 1.1. Общенаучные методы: их структура

Диалектический метод. Диалектика  это наука о развитии. В связи с этим диалектический метод предполагает ответы на такие вопросы: Почему данное явление возникло? Как оно будет развиваться? И почему рано или поздно на смену ему приходит новое явление?Суть диалектики в том, что «все течет все изменяется». Ученые-экономисты, как и ученые всех других наук, используют метод диалектики как общенаучный метод.

Если основу изменений общественных явлений ученые видят в объективном, или независимом от воли и сознания человека, то в научном анализе используется материалистический метод. В соединении с диалектикой он представляет собойметод диалектического материализма, или метод материалистической диалектики. Этот метод применяется в исследованиях марксистского направления.

Если же основу изменений ученые видят в субъективном, или зависимом от воли и сознания людей, то имеет место идеалистический метод.

Специфические  это методы, которые используются как экономической теорией, так и другими гуманитарными науками: историей, психологией, социологией и т. д. К ним относятся: методы абстракции, дедукции и индукции, анализа и синтеза, единства логического и исторического, критический метод, математический и статистический анализ, графическое изображение и т. д. Рассмотрим некоторые из них.

Метод абстракции. Абстракция  исключение из экономического анализа не относящихся к исследованию конкретных фактов. Чтобы понять этот метод, представьте абстрактную живопись. И вам будет все ясно. Экономические теории, как и абстрактная живопись, не отражают всех форм и красок реальной действительности. Поэтому экономические теории неизбежно становятся абстрактными. Сам по себе процесс сбора нужных фактов уже предполагает абстрагирование от реальности. Однако абстрактный характер экономической теории не делает эту теорию непрактичной и нереалистичной. Нет! В действительности экономические теории практичны именно потому, что они представляют собой абстракции. Мир реальности слишком сложен и запутан, чтобы его можно было представить строго упорядоченным. Экономисты строят свои теории, абстрагируясь от хаотического набора фактов, который в противном случае вводил бы в заблуждение и не приносил бы никакой пользы, т. е. с целью привести факты в более пригодную, рациональную форму. Таким образом, абстрагирование, или намеренное упрощение, в экономическом анализе имеет не только научное, но и практическое значение.Экономическая теория  это своего рода модель, абстрактная картина всей экономики или какого-либо сектора экономики. Такая модель позволяет нам лучше понимать действительность именно потому, что она игнорирует сбивающие с толку детали. Если теории основываются не на вымыслах, а на фактах, то они всегда реалистичны.

Метод дедукции и индукции. Дедуктивный, или гипотетический, метод  это движение в экономическом анализе от общего к частному, от теории к фактам. Таким образом, экономисты часто решают свою задачу начиная с уровня теории, а затем проверяют или отвергают данную теорию, обратившись к фактам. Ученые могут опереться на случайное наблюдение, умозрительное заключение, логику или интуицию, чтобы сформулировать предварительный, не проверенный принцип, называемыйгипотезой. Например, они могут предложить, руководствуясь «кабинетной логикой», что потребителям целесообразно покупать большое количество продукта тогда, когдацена на него низка, а не когда она высока. Правильность этой гипотезы затем должна быть проверена систематическим и многократным изучением соответствующих фактов. Сформулированные дедуктивным методом гипотезы служат экономисту ориентирами при сборе и систематизации эмпирических данных. В свою очередь, известное представление о фактах, о реальном мире является предпосылкой для формулирования новых теорий или гипотез. В этом случае используется как бы противоположныйиндуктивный метод  движение от частного к общему, или от фактов к теории. Это означает, что ученый-экономист накапливает факты с целью выведения из них теории или принципов. Методы дедукции и индукции  не противостоящие друг другу, а взаимодополняющие методы исследования.

Достоверность экономического анализа во многом зависит от степени использования метода анализа и синтеза.

Метод анализа и синтеза. Анализ предполагает расщепление экономических явлений на простые процессы и отдельные явления. Методом анализа устанавливаются причины и следствия этих явлений. Затем подвергнутые анализу единичные процессы и явления объединяются или как бы синтезируются в целое.Синтез  объединение исследованных отдельных частей того или иного явления в единое целое. Это позволяет выработать новыекатегории ,законы , принципы и т. д.

Метод единства исторического и логического. Он основан на том, что все общественные явления имеют свою историю, и, соответственно, нужно проследить по этапам их историческую цепочку, или жизнь, а лишь затем построить четкую, логически обоснованную взаимосвязь явлений, отражающую в концентрированном виде исторический процесс возникновения и развития данного явления.

Метод допущения ceteris paribus, или «при прочих равных условиях». Экономисты в построении своих теорий допускают, что все другие переменные, за исключением тех, которые они в данный момент рассматривают, остаются неизменными. Такой метод упрощает процесс анализа исследуемой связи. В естественных науках обычно можно провести контрольные эксперименты, при которых «все прочие условия» действительно сохраняются неизменными или практически неизменными. В этом случае предполагаемую связь между двумя переменными ученый может с большой точностью подвергнуть эмпирической проверке. Однакоэкономическая теория  не лабораторная, не экспериментальная наука. Такой точности, как, скажем, в космических исследованиях, в экономическом анализе достичь невозможно. Осуществляемый экономистом процесс эмпирической проверки базируется на данных «реальной жизни», но конечный результат не всегда совпадает с теоретическим выводом. В ходе реального функционирования экономики, в этой довольно хаотической среде нередко «прочие условия» изменяются, и, соответственно, цель, теоретически обоснованная, в конкретной жизни не достигается. Данный метод как бы уточняет и дополняет метод абстракции, вследствие чего вместе они могут привести к теоретическим обобщениям, или экономическим принципам.

Экономический принцип обобщение мотивов и практики экономического поведения индивидов и институтов.

Итак, сначала экономист выявляет и собирает факты, которые относятся к рассмотрению конкретной экономической проблемы. Эту задачу иногда называют «описательной, или эмпирической, экономической наукой» (рис. 1.2, блок 1). Экономист устанавливает также экономические принципы, т. е. выводит обобщения относительно реального поведения индивидов и институтов. Выведение принципов из фактов называется экономической теорией, или «экономическим анализом» (рис. 1.2, блок 2).

Рис. 1.2. Соотношение между фактами, принципами и политикой в экономике

Задача экономической теории, или экономического анализа, заключается в том, чтобы привести в систему и обобщить факты и, в конечном итоге, внести порядок и смысл в набор фактов, связывая их воедино, устанавливая надлежащие взаимосвязи между ними и выводя из них определенные обобщения. Теория без фактов  пуста, но факты без теории бессмысленны.

Принципы и теории представляют собой содержательные обобщения, основанные на анализе фактов, но, в свою очередь, и факты служат постоянной проверкой правильности уже установленных принципов. Факты, т. е. реальное поведение индивидов и институтов в процессе производства ,обмена ипотребления товаров и услуг, со временем изменяются. Поэтому необходимо постоянно сверять существующие принципы и теории с изменяющейся экономической средой.

История экономических идей изобилует некогда верными обобщениями экономического поведения, которые устаревали с изменением хода событий.

Приступая к изучению любой проблемы или сектора экономики , экономисты должны применять индуктивный метод, с помощью которого они собирают, систематизируют и обобщают факты. Напротив, дедуктивный метод подразумевает выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами. Полученные на основе любого из этих методов обобщения полезны не только для объяснения экономического поведения, но также и для выработкиэкономической политики .

Наконец, общее представление об экономическом поведении, которое формируется на основе экономических принципов, может быть использовано затем для выработки экономической политики  совокупности мер или решений, обеспечивающих реализацию рассматриваемой проблемы. Этот последний процесс иногда называют «прикладной экономической наукой», или экономической политикой (рис. 1.2, блок 3).

Метод математического и статистического анализа. Математический анализ  формализованное описание экономических явлений на основе математического инструментария  формул. При проведении экономических исследований в связи с широким использованием ЭВМ появилась возможность переложения экономических процессов на математический язык  язык жесточайшей логики и разума. С применением математики вэкономической теории начался ее расцвет, появилось новое дыхание  в экономическом анализе важное место стали занимать так называемыеМОДЕЛИ . Хотя модель дает упрощенное или схематичное выражение экономической жизни, но четко отражает взаимосвязь процессов и явлений. Не менее важную роль играетстатистический анализ  описание экономики на основе количественных показателей. Анализ экономики на основе статистики обеспечивает фундамент для построения реальных экономических прогнозов.

Графическое изображение  познание экономических явлений в двухмерном измерении через систему абсцисс и ординат. Это  также один из важных методов познания экономической жизни. В данной книге некоторые экономические теории будут выражены графически.

2.Позитивная и нормативная экономическая наука . Слово “Экономика” происходит от греческого слова, в переводе означающего “дом”, “правило”, “ведение домашнего хозяйства”. Экономика – это наука о том, как общества используют ограниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяют их среди различных групп людей. Если предмет науки раскрывает, что познаётся, то метод – как познаётся.

Экономические явления не протекают в чистом виде, они – часть сложной общественной жизни. Поэтому в качестве основного метода их познания применяют абстракцию. “Товар”, “деньги”, “цена”, “капитал”, “прибыль” и тому подобное – это экономические категории, они дают логический “скелет” экономической теории. Факты – исходная база познания экономической теории. Движутся по пути: сбор фактов → описание → понятие → теория.

Теория – это целостное, системное знание о предмете науки, выраженное системой категорий, принципов, законов.

Общая экономическая теория подразделяется на четыре группы:

1) отраслевая (экономика сельского хозяйства, транспорта);

2) функциональные науки (бухгалтерский учёт, финансы, маркетинг,

экономическая статистика);

3) местная (региональная);

4) история экономики.

Для исследования механизмов рыночной системы и тестирования обоснованности поставленных теорий применяется экономический эксперимент, который в современных реалиях может проводиться не только в ограниченных масштабах. Он позволяет получить информацию о типичном поведении агентов хозяйственной деятельности в условиях контроля.

Основоположник экспериментальной экономики

Активное применение экономическим экспериментам нашел Вернон Смит, родившийся в семье с социалистическими взглядами на жизнь. Поэтому не стоит удивляться, что этот человек начал свои изыскания как приверженец государственного и общественного строя. В его понимании рисовалась такая структура, при которой грамотные люди принимают решения за других лиц.

Заинтересованность экономикой к ученому пришла после духовной эволюции, когда он стал классическим либералом. В 1952 году ему удалось получить степень магистра, а спустя три года - защитить докторскую диссертацию. До этого он имел образование инженера-электрика.

Участие основателя в первом научном опыте

Еще не состоявшийся нобелевский лауреат наблюдал первый экономический эксперимент под руководством своего учителя. Он был посвящен формированию рыночного равновесия. Учащихся разделили на продавцов и покупателей, имеющих бюджетные ограничения. Для первых из них устанавливался допустимый уровень издержек, а для вторых - денежный порог.

В результате проведенных исследований выяснилось, что при осуществлении торгов лица, которые в теории не могли проводить сделку, в экспериментальных условиях ее совершали с некоторой выгодой. Других участников торга, находящихся в противоположной ситуации, иногда удавалось вытеснить с рынка. И это не была какая-то случайность, так как подобные эффекты случались достаточно часто (с вероятностью до 25 процентов).

Выяснилось, что на общее равновесие может влиять больше факторов, чем предполагала теория. Даже к правильному результату удается приходить различными путями. В ходе научного опыта возникли методологические и технические сложности. Однако уже этот экономический эксперимент предопределил два отдельных направления в будущей дисциплине.

Цель проведения исследований

К настоящему времени роль проводимых опытов существенно возросла, так как не одна серьезная дисциплина без них просто немыслима. Изначально исследования проводились на микроуровне, когда за основу берутся мелкие хозяйственные структуры. Однако со временем ситуация изменилась.

Большое количество экспериментов в экономической науке стали проводить на макроуровне. Их приходится осуществлять в определенных условиях, которые нельзя полностью нивелировать в процессе исследований. Чаще всего научные опыты в макроэкономике являются полевыми, а не лабораторными. Отличия от микроуровня достаточно существенны.

Несмотря на различные подходы, основная задача любых исследований заключается в проверке практического применения определенных программ и задач, которые позволят избежать крупных ошибок и провалов в хозяйственной деятельности. Экономический эксперимент не доказывает и не опровергает теоретические изыскания, но он дает возможность установить вероятность наступления того либо иного события.

Методология экспериментального процесса

Контролируемые исследования имеют общие черты. Все они призваны имитировать протекающие динамические процессы. Однако сама система в данном случае формируется экспериментатором. Люди в ней выступают в качестве экономических агентов, которые были набраны с учетом каких-то критериев. В действительности участники выполняют множество функций, от которых они полностью абстрагироваться не смогут. Поэтому методы экономического эксперимента должны быть разными.

Формирование модели ассоциируется с потерей какой-то части данных. Это предоставляет возможность абстрагироваться от менее значимых элементов. Внимание в этом случае концентрируется на базовых компонентах системы и взаимных связях. В модель могут вводиться два типа величин:

  1. Экзогенные. Внедряются в готовом виде.
  2. Эндогенные. Появляются внутри модели в результате решения определенной задачи.

Таким образом, можно утверждать, что экономический эксперимент тесно связан с созданием моделей, представляющих собой формализованное описание хозяйственного процесса, структура которого обусловлена объективными свойствами и субъективными характеристиками.

Основные этапы проведения

Современные эксперименты проходят в несколько этапов:

  1. Производится четкое изучение системы, динамику которой предполагается подвергнуть исследованию, чтобы правильно выбрать нужный раздел теории, на базе которого будет конструироваться спецификация модели.
  2. Ведется разработка имитационной модели для изученной системы. Она должна включать в себя большое количество описаний для основных объектов, условий перехода из одного состояния в другое.
  3. Осуществляется эксперимент с лицом, принимающим решения. Во время процесса ему предлагается рассмотреть определенную ситуацию. В ней должно быть принято какое-то решение.
  4. Определяется спецификация базовых правил, а также производится оценка основных параметров. Разработанные принципы вводятся непосредственно в модель, после чего она обретает автономность.
  5. Независимый прототип тестируется, благодаря чему удается получить временные рамки поведения системы при изменяющихся начальных состояниях. После этого применяются статические методы исследования.
  6. Готовая применяется для повышения результативности управления рассматриваемой системой посредством прогнозирования возможного поведения во времени.

В модели в расчет берутся различные экономические агенты, приобретающие однородную продукцию. Рынок в таком случае выступает в роли внешней среды представленного товара. Руководствуясь динамикой изменения цен, потребители делают определенный прогноз.

Наглядные примеры экономических экспериментов

Одним из показательных примеров проблемы, связанной с ролью экспериментатора, является исследование, проводившееся в фирме «Вестерн Электрик». В то время планировалось установить, от каких факторов зависит производительность труда. Было проведено более десяти экспериментов, касающихся бесплатных завтраков, увеличения количества перерывов и других поблажек для рабочих.

Результат поразил всех. После отмены рабочих льгот начала расти производительность труда на фабрике. Экспериментаторами была допущена ошибка, которая привела к искажению показателей. Наблюдатель превратился в Рабочие поняли так, что проводимые исследования неоценимы для развития американского общества. Из этого следует, что руководитель должен находиться в тени.

Большое количество экономических экспериментов провел Генри Форд. Для увеличения доходов предприятия он предлагал рабочим получать процент от общей прибыли. В результате их производительность труда существенно возрастала, так как людям было выгодно эффективно работать.

Координационные игры

Опытные экономисты при рассмотрении подобных игр задумываются о том, можно ли при необходимости координировать лабораторные элементы на одном из равновесий. Если это возможно, то имеются ли общие положения, способные помочь в конкретном предсказании. Оказывается, что в отдельных условиях испытуемые люди могут координировать лучшие равновесия даже не столь очевидные.

Дедуктивными факторами выбора выступают те, которые позволяют делать прогнозы, базирующиеся на свойствах игры. Что касается индуктивных принципов, то они дают возможность предсказывать результат на характеризационной динамике.

Рыночные торги

Основоположник экспериментальной экономики провел ряд экспериментов по сплочению цен и объемов. Он уделил внимание теоретическим равновесным значениям непосредственно в условиях рынка. В ходе исследований было изучено поведение условных продавцов и покупателей. Экономист выяснил, что в отдельных конфигурациях централизованной торговли ценовые показатели имеют общую грань с объемами продаж.

В качестве заключения

Хотя экономический эксперимент не доказывает каких-то теоретических предположений, он позволяет сделать качественную оценку определенной ситуации в хозяйственной деятельности государства или любого другого объединения. Многое зависит от параметров, учтенных при проведении исследований.