Экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, её характерные черты. Краткая характеристика и особенности периода сословно-представительной монархии (середина ХVI в

Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты. В Западной Европе первые сословно-представительные монархии появились еще в ХII веке. Во многих государствах Европы эта монархия просуществовала вплоть до начала ХХ в., когда окончательно уступила место национальному представительству.

Предпосылки для возникновения сословной монархии как относительно централизованной формы государства (по сравнению с государствами периода феодальной раздробленности) создавались развитием городов, начавшимся складыванием внутреннего рынка, обострением классовой борьбы в связи с усилением феодальной эксплуатации крестьянства. Главную опору сословной монархии составляли низшие и средние слои феодального класса, нуждавшиеся в сильном централизованном аппарате для укрепления своей власти над крестьянством. Сословную монархию поддерживали горожане, которые стремились к ликвидации феодальной раздробленности и к обеспечению безопасности торговых путей - условий, необходимых для развития внутреннего рынка. Процесс государственной централизации в этот период был прогрессивен, так как он облегчал древнейшее экономическое развитие феодального общества. Централизация феодального государства при сословной монархии выражалось в концентрации в руках короля его аппарата судебной и военной власти в ущерб политической самостоятельности крупных феодалов, в развитие общегосударственного законодательства и налогообложения, в росте и осложнении государственного аппарата. Централизованное государство требовало значительных денежных средств, обязательной предпосылкой получения которых (в форме государственных налогов) было распространение денежной формы феодальной ренты. Однако центральная власть была не в состоянии непосредственно, минуя согласие феодалов и государственных советов, получить эти средства с основной массы налогоплательщиков - крестьянства и горожан. С этим было связано возникновение в большинстве стран Европы сословно-представительных собраний общегосударственного масштаба, завершавшее процесс формирования сословной монархии в каждой стране: Генеральных штатов - во Франции; парламента - в Англии; имперского сейма - в Германии.

В большинстве стран Европы период становления феодальной собственности Феодальные государства складываются в виде раннефеодальных монархий, и период феодальной раздробленности феодальное государство практически повсеместно выступает как сеньориальная монархия (X-ХIII вв.).

Развитие товарно-денежных отношений, рост городов повлекли за собой ликвидацию сословий, способствовали централизации государства и возвышению королевской власти. Для этого периода характерно возникновение сословно-представительных монархий.

В период разложения феодализма королевская власть, как бы возвышаясь над всем обществом, предпринимает попытку предельно централизовать и укрепить феодальное государство, которое принимает форму абсолютной монархии (XYI-ХYIII вв.).

Как самостоятельное государство Германия возникла в результате распада Франкского государства. За восточной частью империи, в которую вошли Швабрия, Бавария, Франкания, Саксония, а затем и Лотарингия, закрепилось названия Тевтонского государства.

В отличии от Франции и Англии, где возникли централизованные государства, Германия в период от всей феодальной эпохи оставалось раздробленной. Политическая раздробленность Германии, сохранявшаяся до 1871г., являлась следствием экономического, социального и политического развития отдельных ее частей.

Историю феодального государства Германии можно разделить на 3 основных этапа:

1. Образование раннефеодальной монархии, в которой сохранялась многоукладность экономики и возникли замкнутые натуральные хозяйства, результатом чего явилась феодальная раздробленность. (Х-ХIII вв.).

2. Укрепление и формирование сословно-представительных монархий в княжествах Германий и установление монархий курфюстов (XIV-XVI вв.).

3. Утверждение княжеского абсолютизма в германских государствах (ХVII - начало ХIХ вв.).

Сословная дифференциация происходила под воздействием развития феодальных лично-зависимых отношений, а также роста феодально-поместного и церковного землевладения с последующим закрепощением (прикреплением к земле) земледельцев-общинников и ростом городов. Согласно классификации сословий и рангов (так называемые щиты), зафиксированной в сборнике законов герцогства Саксонского под названием «Саксонское зерцало» (20-е гг. XIII в.), существовало всего семь рангов, приспособленных к несению воинских и иных повинностей: король, духовные князья в ранге епископов и аббатов, светские князья, их вассалы. Особый ранг составили шеффены - свободные граждане, которые участвовали в заседаниях общинных судов. Их должности были выборными. Крестьяне делились на свободных и несвободных. Свободные были арендаторами (временными держателями земли) либо чиншевиками (они пользовались землей за плату - «чинш»).

Со временем горожане путем включения в ленную структуру превратились в частично свободных людей, испытывающих большую зависимость от местных феодалов либо от имперской власти и бюрократии.

Суды были сословными и действовали по принципу «суда равных» (суда пэров). Таковыми стали суды княжеские, графские, шеффенские, городские и др. С возникновением обширной империи сословия и чиновная иерархия стали подразделяться на два крупных разряда: имперские сословия и земские сословия (последние в пределах княжеств и королевств Священной Римской империи). К первым относились имперские князья, имперские рыцари и горожане имперских городов, ко вторым - дворяне и духовенство княжеств и горожане княжеских городов. Военные силы также подразделялись на две категории - имперские и княжеские.

Высшие сановники времен Каролингов (канцлер, маршал - начальник конницы, марграфы - начальники пограничных округов и графы) постепенно превращались в наследственных держателей должности, иногда эти должности включались в состав привилегий других сановников - герцогов (воевод), архиепископов. С XI в. феодальные светские и духовные магнаты стали заседать в королевском совете - Гофтаге, однако многие важные решения император и его советники были вынуждены выносить на съезд феодалов, на котором решающий перевес голосов был на стороне князей.

Имперские города в XIV-XV вв. стали коллективными вассалами-общинами императора, и по мере обособления и возвышения его власти они добились многих привилегий: обособленной городской юрисдикции, чеканки монеты, содержания своего войскового ополчения. Их обязанности по отношению к самому императору постепенно свелись к выполнению присяги верности, уплате имперского налога, поставке воинского контингента и приему самого императора с его свитой. Имперские города со временем стали именоваться вольными городами в силу очевидного привилегированного положения. Эти города - Любек, Гамбург, Бремен, Аугсбург, Нюрнберг - с XV в. получили постоянное представительство в рейхстаге вместе со светскими и духовными магнатами.

В XIV в. рейхстаг - сословное собрание империи - стал состоять из трех коллегий: коллегии курфюрстов (территориальных правителей-наместников), коллегии князей, графов и свободных людей и коллегии представителей имперских городов. Особыми привилегиями обзаводились отдельные корпорации внутри городов - ремесленные, купеческие, а также союзы городов, в частности объединение северо-германских городов под названием Ганза (XIV-XV вв.) и военно-религиозные объединения, такие как Тевтонский орден (XII- XVI вв.).

В 1356 г. германский император Карл IV выпускает постановление, известное как Золотая булла (грамота с золотой печатью и в особой упаковке). В этот момент император выполнял преимущественно представительские функции, т. е. царствовал, но не управлял. Карл IV (1347-1378) был также полновластным королем Чехии: правивший дом Люксембургов породнился в рассматриваемый период с чешскими королями.

Согласно Золотой булле, зафиксированная ею форма правления может быть названа одновременно монархической (выборная монархия) и олигархической (фактическое правление семи курфюрстов - территориальных князей). Императора отныне стали избирать коллегией из семи курфюрстов: маркграфа Бранденбургского, короля Чешского, герцога Саксонского, пфальцграфа Рейнского и трех архиепископов - Майнцского, Кёльнского и Трирского. Карл Маркс назвал Золотую буллу «основным законом немецкого многовластия».

Этот документ возводил в ранг законного порядка избрание римского короля (императора) коллегией курфюрстов. Выборы производились во Франкфурте названной коллегией в лице самих правителей или их послов после принесения присяги. Срок избирательной процедуры - процедуры выбора «временного главы мира» (он же глава христианского народа, он же римский король, долженствующий стать императором) - был строго ограничен 30 днями. Выборы производились без пауз. По прошествии 30 дней выборщики должны были перейти на питание «лишь хлебом и водою и никоим образом не выезжать из города», пока не будет избран новый правитель христианского народа.

Всего князей-избирателей было семь человек, поэтому большинство составляла группа в четыре человека (голоса). Первым делом только что избранного римским имперским правителем курфюрста было подтверждение всем князьям-избирателям (духовным и светским) «всех их привилегий, грамот и прав, вольностей, пожалований, старинных обычаев, а также почетных санов и всего, что они от империи получили и чем обладали вплоть до дня выборов». Все это новый правитель обязан был повторить еще раз после того, как будет коронован императорской короной.

Избранником мог стать один из семи членов избирательной коллегии. В случае вакансии престола право созывать князей-избирателей принадлежало архиепископу Майнцскому, который имел также право во время сбора избирателей опросить их в следующем порядке: сначала архиепископа Трирского (он голосовал первым), вслед за ним архиепископа Кёльнского (он возлагал корону на избранника), третьим - короля Богемии (Чехии), затем пфальцграфа Рейнского, герцога Саксонского, маркграфа Бранденбургского. В случае кончины князя-избирателя принадлежавшие ему «право, голос и власть в выборах» переходили беспрепятственно его «законному первородному сыну недуховного звания».

У лиц, вошедших в коллегию выборщиков, имелись и другие, более специальные служебно-властные привилегии, поскольку они считались высшими придворными чинами и советниками императора. Им же были со стороны верховного правителя уступлены все верховные права в их владениях. Так, все подданные епархий Кёльнской, Майнцской и Трирской (включая графов, баронов, владельцев замков и горожан) не могли быть вызываемы - «впредь на вечные времена» - ни в чей бы то ни было суд, кроме суда архиепископа Кёльнского, Майнцского и Трирского и их судей. Так были зафиксированы их иммунитеты в судебной сфере. Князья-избиратели Рейнский и Саксонский также имели особые судебные привилегии на применение саксонского или франкского сводного законодательства, а также на предоставление бенефициев для церкви, право сбора налогов и доходов, раздачу обычных ленов (т.е. имели иммунитетные привилегии в наиболее полном виде). Им предоставлялось право принимать присягу на верность от имени «Священной Римской империи», когда император отсутствовал.

Между ними были поделены и другие должностные полномочия общеимперского и придворного назначения. Архиепископ Майнцский был канцлером Германии, Кёльнский - канцлером Италии, Трирский - канцлером Арльского королевства. Король Чешский, в свою очередь, был великим чашником, пфальцграф Рейнский - стольником, герцог Саксонский - маршалом и маркграф Бранден-бургский - постельничим.

Решения курфюрстов постановлялись большинством голосов. Булла запрещала вассалам поднимать оружие на сюзерена. Война считалась законной только в том случае, если была торжественно объявлена за три дня до ее начала. Булла также запрещала городам заключать союзы между собой, но они с этим запретом не смирились. Швабские города образовали вначале союз 89 городов, затем он был преобразован в Союз рейнских городов.

Так был введен в действие законодательный акт в период правления Карла IV, бывшего в то время еще и правителем Богемии. Карл IV остался надолго известен не только принятием Буллы, но и как создатель (1348) университета в Праге, который носит сегодня его имя. Одним из первых ректоров, университета стал известный религиозный реформатор Ян Гус.

Династия Люксембургов продержалась с некоторым перерывом до первой трети XV в., когда император Сигизмунд женился на венгерской принцессе и присоединил к империи еще и Венгрию. Чехия (Богемия) к тому времени боролась с засильем всего немецкого и диктатом католической церкви. После смерти Сигизмунда Чехия на полстолетия оставалась независимой. В 1439 г. в анонимном памфлете «Реформация императора Сигизмунда» были высказаны характерные для радикальных сторонников политического единства империи взгляды и предложения. В нем предлагалось подчинить все местные власти единым имперским законам, прекратить внутренние войны, ликвидировать феодальные привилегии, ввести единую судебную структуру и единую монету, создать условия для свободного развития ремесел и торговли, ликвидировать крепостную зависимость земледельцев и др. Основной опорой и движущей силой реформ могли бы стать, по мнению авторов памфлета, города.

Однако дальнейшие события и тенденции перемен - воинственный княжеский сепаратизм, крестьянская война 1525 г. и движение за реформу католической церкви - осложнили дело сплочения империи. Тем не менее, попытки реформ власти и управления не прекращались. В период правления императора Максимилиана I (1493-1519), в 1495 г., было принято решение рейхстага о введении общего «земского мира» (особого режима поддержания законности и порядка) и создании общеимперского управления и суда для улаживания конфликтов между «имперскими чинами» и подданными отдельных княжеств.

Члены имперского Верховного суда назначались курфюрстами и князьями (всего 14 человек) и городами (2 человека), а его председатель назначался самим императором. Империя была поделена на 10 округов во главе с блюстителями порядка из числа князей, на которых возлагалась обязанность исполнения приговоров суда. В их распоряжение были предоставлены особые воинские подразделения. Была введена специальная подать на нужды управления империей - так называемый имперский пфенниг. Однако проведение этих новшеств в жизнь встречало много трудностей.

Участники крестьянской войны 1525 г. выступали от имени мятежного крестьянства с программой требований под названием «12 статей». Среди выставленных требований были следующие: отменить крепостное право, уменьшить феодальные поборы и повинности, позволить каждой крестьянской общине самой выбирать священника и точно определять наказания за преступления.

Образование самостоятельного государства во Франции явилось прямым следствием становления феодальных отношений во франкской империи. Соответственно история феодального государства Франции включает следующие периоды:

1. Сеньориальная монархия (IX-XIII вв.).

2. Сословно-представительная монархия (XIV-XVI вв.).

3. Абсолютная монархия (XVI-XVIII вв.). Буржуазная революция 1789 года привела к крушению абсолютизма и феодальной государственности.

В конце IX в. в состав Западно-франкского государства входили: Нейстрия, Аквитания, Бретань, Гасконь, Сентимания, Испания, Марка. На этой территории позднее возникло одна из ведущих ныне держава мира - Франция.

Феодализм стал господствующим общественно-экономическим укладом. Организация власти и управления строилось как дворцово-вотчинная система. Личные слуги короля, вместе с тем, были должностными лицами королевства.

Власть короля во Франции была ограничена советом знати, которая избиралась королем. В период феодальной раздробленности в совет короля вошли знатоки государственного права - легисты (со времени Филиппа II). Должность майордома была упразднена, королевским судом руководил дворцовый граф. Бывший главный конюх стал именоваться начальником королевской конницы. Во главе местных органов власти вместо графов учреждена должность прево.

Глубокие перемены в государственном строительстве во Франции связаны с именем Людовика IX (1226-1270), который заявил: «Во Франции имеется только один король».

Началом формировыания сословно-представительной монархии можно считать 1302 г., когда Филипп IV Красивый созвал расширенный Совет светских и духовных феодалов. На Совет впервые были допущены представители так называемого 3 сословия, состоявшего из горожан.

Органы сословного представительства получили название Генеральных Штатов.

С момента возникновения органов сословного представительства феодальная монархия во Франции становится сословно-представительской. Генеральные штаты созывались королем, когда он испытывал нужду в деньгах, вводил новые налоги. Генеральные штаты не превратились в постоянно действующий средневековый парламент, главным образом из-за того, что крестьянское сословие было слабо.

В свой последний раз Генеральные штаты были созваны в 1614 г., и вместо них король созвал совет нотабелей. В данном совете имелись представители самых богатых сословий. Формально решение нотабелей не было обязательным, но по многим вопросам король считался с мнением знати, заседавшей в данном органе. Подобного рода учреждения возникли в крупных провинциях.

Первым сословием было духовенство. Французское духовенство должно было жить по законам королевства и рассматривалось как составная часть французской нации. Оно имело право на получение десятины, различных пожертвований, сохраняло свой налоговый и судебный иммунитет. Оно освобождалось от государственной службы и повинностей.

Дворянство - это слуги короля (замкнутое и наследственное сословие). Родовое дворянство добилось того, что покупка поместий лицами неблагородного происхождения перестала давать им дворянские звания. Важнейшая привилегия - право собственности на землю с передачей по наследству всех недвижимостей и рентных прав. Они имели право на знаки дворянского достоинства, на особые судебные привилегии. Освобождались от уплаты государственных налогов. Дворянство было неоднородно: герцоги, графы, маркизы, виконты занимали высшие посты, а основная масса - скромное положение.

Городское население и крестьяне-цензитарии - это неблагородные, у них нет особых политических и имущественных прав. Организация этого сословия носила феодально-корпоративный характер.

Каждое сословие собиралось и заседало в Генеральных Штатах отдельно. Голосование шло по бальяжам и сенешальствам. Если было противоречие - то голосовали по сословиям.

В IX-XI вв. произошло окончательное оформление феодально-зависимых крестьян. Подавляющее большинство именуется сервами, правовой статус которых как лично зависимых людей был заимствован от рабства.

Сервы рассматривались как простая принадлежность земли. Они платили феодалу поголовную подать, ежегодный оброк, выполняли барщинные работы.

Серв не имел семейного статуса, он не мог жениться без согласия господина, поступать в священнослужители, быть свидетелем в судебном процессе.

Другую группу феодально-зависимых крестьян составляли вилланы. Они считались лично свободными держателями земли, принадлежащей феодалу. Виллианы уплачивали сеньору оброк (талью), размер которой фиксировали обычаем, но был более легким, чем у сервов. Виллианы ограничивались в праве на брак, должны были испрашивать разрешение сеньора на женитьбу.

Все крестьянское население Франции обязано было соблюдать баналитеты: печь хлеб в пекарне сеньора, жать виноград в винодельне, существовало право сеньора на первую брачную ночь.

XII век - век появления и развития новой социальной группы - городское население, правовой статус которого был универсальный.

Правовой статус крестьян был ограничен рамками феодализма, пережитками рабовладельческого строя.

По мере укрепления королевской власти централизованная система местного управления приобрела следующий вид: крупные округа на Севере назывались бальяжами (во главе с бальи), на юге - округа-губернаторства, возглавляемые сенешалами.

С 410 года германские племена англов, саксов, готов, жившие между Рейном и Эльбой начали завоевывать земли Британии и населять их. Процесс англосакского завоевания Британии затянулся более чем на полтора века (название Англия появилось в II веке, когда королевство Уэссекс подчинило себе все другие королевство).

Англосаксонское общество отставало в своем развитии от многих обществ континента примерно на два столетия. У англосаксов преобладала общественная собственность на землю и соответствующий ей характер общественных отношений.

В качестве главных этапов развития английского феодального государства можно выделить:

1. период англосаксонской раннефеодальной монархии в IX-XI вв.;

2. период централизованной сеньориальной монархии (XI-XII вв.) и гражданских войн за ограничение королевской власти (XII в.);

3. период сословно-представительной монархии (вторая половина XIII-XV вв.);

4. период абсолютной монархии (конец XV-середина XVII в.).

Сословно-представительная монархия в Англии формировалась в течение XIII в. Были существенно ограничены иммунитетные права крупных феодалов. В качестве непосредственных вассалов короля бароны несли многочисленные финансовые и личные обязательства перед сюзереном, в случае злостного невыполнения которых могла последовать конфискация их земель.

Усиливается расслоение крестьянства, растет численность лично свободной крестьянской верхушки. Разбогатевшие крестьяне-фригольдеры часто приобретают рыцарское звание, сближаясь с низшими слоями феодалов.

Крепостное крестьянство - вилланы - в XIII в. оставалось бесправным. Собственником всего имущества, принадлежащего виллану, признавался его лорд.

Однако укрепившая свои позиции королевская власть не проявляла готовности привлекать к решению вопросов государственной жизни представителей господствующих сословий. Движение за ограничение злоупотреблений центральной власти возглавляли бароны, к которым периодически присоединялись рыцарство и масса фригольдеров.

Основными вехами этой борьбы были конфликт 1215 года, закончившийся принятием Великой хартии вольностей, и гражданская война 1258-1267 гг., которая привела к возникновению парламента.

К концу XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства. В 1295 году был созван «образцовый» парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентских и духовных феодалов, в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов.

Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

В течение XIV в. постепенно закрепилась компетенция парламента в финансовых вопросах. Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название «билля об опале».

На протяжении XIII в. происходит также развитие нового исполнительного органа - Королевского совета. Он стал представлять собой узкую группу ближайших советников короля, в руках которой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В эту группу входили обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные к королю министериалы, в основном выходцы из рыцарских слоев. Большой совет крупнейших вассалов короны утратил свои функции, которые отошли к парламенту.

В XIII в. окончательно утверждается практика назначения из местных землевладельцев в графствах так называемых охранителей мира, или мировых судей. Первоначально они обладали полицейскими и судебными полномочиями, но с течением времени стали выполнять наиболее важные функции местного управления вместо шерифов.

В судебную компетенцию мировых судей входило разбирательство уголовных дел, кроме убийств и особо тяжких преступлений. Разбирательства проводились на сессиях мировых судей, созывавшихся четыре раза в год. Эти собрания получили название судов «четвертных сессий».

В XIII-XIV вв. растет количество королевских судов различных рангов, усиливается их специализация. Вместе с тем, судебные и административные функции многих учреждений еще не разделились. Высшими судами «общего права» в Англии в этот период стали: Суд королевских скамьи, Суд общих тяжб и Суд казначейства.

Суд казначейства, который первым стал записывать свои слушания, был, в основном, специализирован на рассмотрении финансовой споров, и, прежде всего, споров, касающихся долгов казны и короны.

Суд общих тяжб рассматривал большинство частных гражданских исков и стал основным судом общего права. Он осуществлял также надзор за местными и манориальными судами.

Из личного Суда короля постепенно сформировался Суд королевской скамьи, заседавший до конца XIV в. только в присутствии короля и его ближайших советников. Он стал высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, включая «общие тяжбы», но со временем был специализирован на рассмотрении апелляций по уголовным делам.

С развитием гражданского оборота из общей системы высших королевских судов выделился Суд лорд-канцлера, который решал вопросы «по справедливости».

В XIV в. общие объезды утратили свое значение и уступили место более специализированным разъездным комиссиям, среди которых можно выделить Суды ассизов (по рассмотрению споров о преимущественном праве владения леном), комиссию по делам о мятежах и комиссию по общей проверке тюрем.

Подводя итоги, можно сделать вывод, что Франция, Германия, Англия - это мировые державы с огромной вековой историей развития. В правовых системах данных стран велико было значение римского права.

Феодальный путь развития Англии, Франции, Германии был различным, обусловленный традициями и особенностями каждого государства в отдельности. Социально-классовая структура государств была во многом похожа одна на другую. Государство, в котором главное место занимали правящие классы, обладающие большей правоспособностью, нежели неимущие.

Процесс формирования, процесс феодализации, в целом, у данных стран схож, различия лишь во временных рамках завершения этих процессов. Однако, можно сделать выводы, что парламент возник в Англии как важнейшая часть государственной организации, с определенными полномочиями и правилами деятельности. Напротив, во Франции генеральные штаты складывались медленно, по мере того, как у королевской власти возникала необходимость в них. Ни регламента, ни правил, ни порядка созыва генеральные штаты, в отличие от английского парламента, так и не получили. Решения генеральных штатов не имели обязывающего характера для королевской власти. В то время как в Англии только парламент имел право вотировать новые налоги, Генеральные Штаты даже не имели права регистрировать королевские указы. Впоследствии это право во Франции приобрел особый судебный орган - парижский парламент.

В отличие от стран Западной Европы, в Германии процесс образования единого централизованного государства не был завершен. Поэтому и сословно-представительные органы не получили большого развития. Германский рейхстаг, созываемый регулярно, на самом деле являлся источником междоусобиц и ничем не помог центральной власти.

В Древнем Вавилоне Эллиль, выступая в суде в качестве свидетеля по обвинению Хумбабы в убийстве человека не смог подтвердить своих показаний. Какому наказанию он может быть подвергнут за лжесвидетельство по «Законам Хаммурапи»? Сравните это наказание за лжесвидетельство по «Законам ХII таблиц» в Древнем Риме.

Параграф третий «Законов Хаммурапи» гласит: (§ 3) Если человек выступил в суде для свидетельства о преступлении и слово, которое он сказал, не доказал, а это дело - дело о жизни, то человек этот должен быть убит.

Таким образом, Эллиль может быть убит, т.к. обвинение Хумбабы в убийстве человека, несомненно, является делом о жизни.

По «Законам ХII таблиц» в Древнем Риме лжесвидетельствование также каралось смертной казнью (уличенный сбрасывался с Тарпейской скалы). (VIII.23. Авл Геллий, Аттические ночи, XX. 1. 53).

Литература

1. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Т.1. История Древнего Мира. Отв. ред. Н.А. Крашенинникова. - М., 2003.

2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства. - М., 2005.

3. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. - М., 2006.

4. История государства и права зарубежных стран. /Отв. ред. - доктор юридических наук, проф. С.А. Чибиряев. - М., 2002.

Сословно-представительная монархия - это важный этап в истории феодального государства и права, соответствующий эпохе зрелого феодализма. Эта политическая форма складывается в результате борьбы монархов (великих князей и царей) за дальнейшее укрепление централизованного государства.

Сословно-представительная монархия - форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными сословно-представительными органами (Земскими соборами). В России такая форма правления являлась неограниченно-монархической. Иван Грозный провозгласил себя царем, этот титул отражает действительное возрастание силы монарха.

Экономические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России:

Разделение труда между отдельными районами;

Специализация ремесленного и мануфактурного производства;

Расширение торговых отношений с Западом.

В это время расширяется бюрократический аппарат, увеличиваются государственные расходы на его содержание, возникает потребность в изыскании новых источников финансирования учреждений власти и военных формирований. С этой целью государь находит выход в представительстве торговых людей в Земских соборах, обеспечивая себе постоянную денежную поддержку со стороны торгового класса и крупного купечества для организации ополчения.

Политические предпосылки:

Внешнеполитические: появились Земские соборы - новый высший орган государства, посредством которого царь мог проводить собственную политику независимо от мнения Боярской думы (ведение войны, торговые отношения с иностранными государствами). Значение Боярской думы постепенно снижалось. Но, тем не менее, она пока еше ограничивала монарха; - внутригосударственные - первым толчком к созыву Земского собора послужило восстание горожан в Москве в 1549 г. Монархия рассчитывала на разрешение конфликта, привлекая к управлению государством не только боярские и дворянские круги населения, но и представителей иных сословий. В состав Земских соборов входили государь, Боярская дума. Освященный собор. Государь, Дума и представители духовенства были верхней палатой Земского собора, члены которой не избирались, а участвовали в соответствии с занимаемым положением. Нижняя палата была представлена выборными от дворянства, верхов посадских людей (торговые люди, крупное купечество).

Особенности сословно-представительной монархии в России:

- кратковременность этого периода;

Это не самостоятельная форма правления, а переход от раннефеодальной монархии к абсолютной;

Отсутствие законодательства по разграничению полномочий Земских соборов и государя;

Органы местного самоуправления формировались на основе выборности и представительства от местного населения;

- одновременно с системой сословного представительства присутствовала опричнина Ивана IV для подавления сопротивления и подрыва экономической основы княжеско-боярской знати.

Образование сословно-представительной монархии

- 26.90 Кб

Основные черты сословно- представительной монархии.

Сословно-представительная монархия - это такой тип власти, где монарх в руководстве страной опирается, прежде всего, на сословно-представительные учреждения, существующие в вертикали центральной власти. Эти представительные учреждения выражают интересы всех свободных сословий общества. Сословно-представительная монархия в России стала складываться уже в XV в. в период завершения политического процесса объединения Руси. Тогда при государе всея Руси Иване III в системе верховной власти действовала Боярская Дума как постоянный совещательный орган.
Боярская Дума представляла и выражала интересы крупных землевладельцев и выполняла две функции: она обеспечивала поддержку власти единого монарха-государя всея Руси и способствовала преодолению элементов и тенденций феодальной-раздробленности, сепаратизма.
В наиболее законченном виде сословно-представительная монархия складывается в России в середине XVI в., когда наряду с Боярской Думой в системе государственного управления начинает действовать новая политическая структура. Земские Соборы, которые стали велением времени наряду с реформами,серединыXVIв.
Началась полоса преобразований, получившая название - "реформы 50-х гг." XVI в. Историки выделяют шесть реформ: государственного управления, местного управления, военную, судебную, налоговую и церковную.
Центральной стала реформа государственного управления, в результате которой в стране оформилась следующая вертикаль верховной власти:
- царь, в деятельности которого все явственнее усиливались элементы самодержавия, т. е. такой власти, которая готовая сотрудничать с представителями всех свободных сословий общества, но не считает возможным мириться с сословными привилегиями бояр.
Исследователи выделяют следующие специфические черты российской сословно-представительной монархии XVI - XVIII - XVII вв.:

1. Земские соборы созывались по воле царя, а потому не периодически, а по мере-надобности;
2. Они не имели юридического статуса, не обладали правом законодательной инициативы; их право - обсуждать и выносить решение по тем вопросам, которые поставлены перед Собором царем;
3. Выборного избрания депутатов-представителей на Соборы не проводилось. В качестве представителей от сословий приглашались преимущественно лица из местного самоуправления: главы и выборные местных дворянских и посадских обществ: земские судьи, губные и посадские старосты, излюбленные головы, целовальники; от крестьянских общин – сельские-старосты.

Классовая борьба крестьян и посадского населения в значительной мере обусловила эволюцию государственного строя в России. Со второй половины XVII в. начался переход к абсолютизму. Абсолютизм - неограниченная монархия, при которой вся политическая власть принадлежит одному лицу.
Установление абсолютизма сопровождалось постепенным отмиранием средневековых представительных учреждений, которые в период сословно-представительной монархии действовали наряду с царской властью, а также ослаблением роли церкви в управлении государством. Боярская Дума на протяжении XVII в. превратилась из законодательно-совещательного органа в совещательный при царе. Боярство уже не противопоставляло себя самодержавию, не пыталось оказывать давление на монарха или оспаривать его решения. При Алексее Михайловиче (1645- 1676 гг.) более половины состава Думы составили дворяне.
К первой четверти XVIII в. относится окончательное утверждение и оформление абсолютизма в России. Оно связано с радикальными преобразованиями всей политической системы государства, предпринятыми Петром1.
В результате реформы государственного управления сложилась новая вертикаль центральных учреждений: император - Сенат как исполнительно-распорядительный орган - коллегии как общегосударственные исполнительные органы, ведающие наиболее важными сферами государственного управления. Деятельность Сената и коллегий регламентировалась строгими правовыми нормами и должностными инструкциями. В этой вертикале власти четко осуществлялся принцип подчиненности низших учреждений высшим, а замыкались.
Губернская реформа 1708- 1710 гг. изменила систему местных органов власти. Было ликвидировано местное самоуправление, а во главе всех административно- территориальных единиц были поставлены лица, несущие государеву службу и получающие за нее жалование - губернаторы, провинциальные комиссары, уездные и волостные воеводы. Принцип взаимодействия этих представителей власти на местах тот же - подчиненность снизу доверху.
Административные преобразования завершили оформление абсолютной монархии в политическом строе России, Принятие Петром I титула императора являлось не только внешним выражением, но и подтверждением утвердившегося в России.

С середины XVI в. до конца XVII в. политическим строем России являлась сословно-представительная монархия. Это закономерный этап в развитии государства, через который в XII - XVI вв. прошли Англия, Франция, Испания, германские княжества, Польша, Венгрия и другие европейские страны. Сословно-представительная монархия утверждалась после преодоления феодальной раздробленности, создания централизованного государства и формирования общегосударственных сословий. Отличительной чертой такой формы правления являлось наличие центральных и местных представительных учреждений: парламента в Англии, Генеральных и провинциальных штатов во Франции и Нидерландах, кортесов в Испании, лантагов в германских княжествах, сейма и воеводских сеймиков в Польше. Как правило, в деятельности представительных учреждений принимали участие привилегированные сословия: дворянство, духовенство, городская верхушка, в редких случаях зажиточное крестьянство и никогда не звучал голос феодально-зависимого населения. Как правило, сословно-представительные учреждения имели совещательный характер. В их функции входило рассмотрение важнейших государственных вопросов, одобрение законов, утверждение налогов. В большинстве европейских стран, включая Россию, сословно-представительная монархия стала переходным этапом к абсолютистской форме правления. До этого верховная власть осуществляла правление совместно с феодальными сословиями.

В сословно-представительной монархии XVII в. сложилась сложная система центральных и местных учреждений. Центральные учреждения Московского государства могут быть представлены в следующем виде.

Сословно-представительная монархия в России.


Органы сословно- представительной монархии в России.
В XV веке в условиях самодержавия возникла сословно-представительная монархия. Началом, условно, этого периода считается созыв первого русского собора 1549 года (в этот период происходят прогрессивные реформы Ивана-4 и многое другое, что подготовило новую эру в развитие государственного аппарата и права). На этот же период приходится принятие 2-х важнейших законодательныхактов:
судебника1550 года сборник церковного законодательства 1551 года
Концом сословно-представительной монархии считается время правления Алексея Михайловича, когда он перестает собирать земский собор (вторая половина XVII века). Последний собор был созван в 1653 году по поводу изменения границ (?) России. Другие авторы относят конец этого периода на 70-е годыXVIIвека.
Особенность периода сословно-представительной монархии – сочетание самой сословного представительства с яркой деспотией азиатского типа характерной для Ивана-4. Опричнина – особый период его правления - террор против бояр и большинства простого населения, то есть период, когда все учреждения мешавшие монарху либо распускались, либо уничтожались (например: избранная рада). Деспотизм характерен не чуть не меньше, чем органы сословного представительства.
Царь – сохранил функции высшего органа власти.
Боярская дума – была очень основательно придушена и не могла ограничивать царя. Даже в период “семибоярщины”, когда бояре опираясь на польское государство концентрировали власть в своих руках, не изменил соотношение сил. И при династии Романовых этот орган оставался при царе, а не над царем. Этот орган имел постоянную тенденцию к росту количественного состава.
Земский собор – в разные годы выполняли разные функции. В период с 1549 до 80-х одна, до 1613 года чуть другая (появилась возможность избирать царя) и последний период (до 1622 года) характеризуется, как самый активный в деятельности собора. Далее до 50-х годов происходит затухание их деятельности.
Земские соборы на протяжении всего периода характеризовались:
состояли из различных сословий: боярство, духовенство, дворяне, городское население (в лице посадской верхушки – купцов и зажиточных ремесленников)
регламента не существовало, количество вызванных на собор зависело от указа царя, который писался перед каждым созывом
участие в нем не считалось почетной обязанностью, а было скорее необходимостью, которая многих тяготила, так как материальных стимулов не было.
Функции Земского собора :
внешняя политика (война, ее продолжение или подписание мира, …)
налоги (но они не имели решающего слова в этом вопросе)
после 80-х XV века избирали царя (так избранными были Борис Годунов, Василий Шуйский, Михаил Романов избранный в 1613 году)
принятие законов, также их обсуждение. Например Соборное Уложение 1649 года фактически было принято на соборе. Но Земский собор не был законодательным органом.
Взаимоотношение царей и собора было различено. В 1566 году многих их Земского собора, выступивших против опричнины Иван-4 казнил. В XVII веке, в период смуты, роль соборов сильно выросла, так как нужно было укреплять государство, но позднее с возрождением монархии, они сходят не нет.
Приказы – целостные системы централизованного правления. Активнее всего создаются в 40-е – 60-е годы правления Ивана Грозного. Появились несколько десятков приказов делившихся не только по отраслям (аптекарский, пушкарский), но и по территории (казанского дворца) . Законодательством их создание закреплено не было, поэтому они появлялись по мере необходимости. К середине XVII века их было уже около 50 и сохранялась тенденция к увеличению количества. Приказы всегда были и судебными и административными органами (земский приказ). Считалось, что деятельность приказов не следует ограничивать какими-либо законодательными рамками. Приказы возглавлял боярин, который входил в думу, а основными служащими были дьяки. Приказы имели много недостатков: бюрократия, отсутствие законов регулирующих их деятельность и т.п., но все таки это был шаг вперед.
Сословные органы самоуправления:
губные или “губные избы” (губа – административно- территориальная единица). Начали создаваться в 30-е годы правления Ивана Грозного. Возникли в противовес сращиванию аппарата государства с разбойниками, то есть функции борьбы с разбойниками передали самому населению
земские избы – первоначально собирали налоги, а позднее стали решать и судебные задачи
Судебник 1550 года – царский судебник, который был издан Иваном-4. Он в значительной мере повторяет судебник 1497 года, но более расширен и точен. Это первый сборник законов разбитый на статьи (количеством около 100).
После принятия судебника право продолжало развиваться. Стала вестись определенная кодефикационная работа, которая заключалась в том, что начались вести приказные книги. В этих книгах каждый приказ записывал все распоряжения и приказы царя относящееся к сфере их деятельности.
Уложение 1649 года. В 1648 – городское восстание в Москве, создавшее угрозу жизни царя. Тогда многое зависело от дворянства, которое поддержало восстание. Они выдвинули ему свои претензии царю, в которых говорилось, что причина восстания – отсутствие нормального законодательства. В результате была создана комиссия, которая и создала уложение. Потом оно обсуждалось на Земском соборе, где было единогласно принять в январе 1649 года. Это было первое уложение изданное типографским способом и оно впервые поступило в продажу. Уложение делилось на 25 глав и содержало уже около 1000 статей. Это уложение будет оставаться действующим до второй четверти XIX века (с поправками).

Сословно-представительная монархия действует в сословных обществах, представляет собой принцип организации представительной власти, где действуют закрытые социальные группы - сословия, от которых избираются непосредственно депутаты.

Для систематизации общих черт и особенностей сословно-представительской монархии в странах Европы и России, определим сначала признаки, характерные абсолютно для всех монархий:

  • 1. Власть монарха наследственна и передается в установленном законом порядке.
  • 2. Власть монарха не ограничена сроками полномочий.
  • 3. Монарх обладает внешними атрибутами власти, он имеет право на трон, на мантию, на корону, на скипетр, державу и на титул. Держава знак того, что монарх держит все нити управления своей страной. Держава в виде материального предмета бывает различной.
  • 4. Монарх не несет ответственности перед народом.

Сословно-представительная монархия была обычной формой феодального государства в большинстве стран Европы в период расцвета феодализма

Предпосылки для возникновения сословной монархии как относительно централизованной формы государства (по сравнению с государствами периода феодальной раздробленности) создавались развитием городов, начавшимся складыванием внутреннего рынка, обострением классовой борьбы в связи с усилением феодальной эксплуатации крестьянства. Главную опору сословной монархии составляли низшие и средние слои феодального класса, нуждавшиеся в сильном централизованном аппарате для укрепления своей власти над крестьянством. Сословную монархию поддерживали горожане, которые стремились к ликвидации феодальной раздробленности и к обеспечению безопасности торговых путей - условий, необходимых для развития внутреннего рынка.

Анализ обнаружил к середине и особенно к концу XV в. существенные изменения в социальной природе французской сословной монархии, которые привели к расширению ее социальной базы за счет перегруппировки общественных сил в стране. Эта перегруппировка была вызвана в первую очередь эволюцией классов и сословий в ходе социально-экономического развития феодального общества, которое происходило под воздействием товарно-денежной экономики, а также экономических и демографических трудностей, вызванных Столетней войной и эпидемией чумы. Одним из важнейших последствий отмеченных сдвигов, непосредственно связанных с эволюцией государства, явилась трансформация общественных связей, в которой вассальные связи теснились контрактными и договорными отношениями, активно используемыми центральной властью.

Наряду со сдвигами социально-экономического характера социальная перестройка в обществе в значительной мере была связана с ролью в ней государства. Эволюция классов и сословий несет на себе выраженную печать государственного влияния.

Оформление и развитие государственного аппарата привели к активному заполнению его представителями господствующего класса, особенно в высших звеньях финансового и судебных ведомств.

В эволюции духовенства анализ показал сильное влияние на его внутреннюю жизнь государства: значительная часть духовенства связала себя с милостями короля, что отразило развитие процесса формирования государственного галликанизма.

Помимо этого, новые грани обнаружил союз городского сословия и королевской власти, что приводит к образованию чиновного дворянства (дворянства мантии), выходцев из горожан, аноблированных по службе, - обстоятельство имевшее одинаково важное значение для эволюции как дворянства, так и городского сословия. Вовлечение дворянства вместе с городским сословием в государственный не привело к существенному ослаблению правовых границ дворянства, а также сближению этих общественных сил.

Государство, наконец, явилось существенным фактором процесса сословного определения класса крестьянства, поддерживая через Парламент его попытки улучшить свое экономическое и юридическое положение, поскольку это укрепляло его влияние на крестьянство и ослабляло сеньоров. Включение крестьянства в орбиту судебной, финансовой и военной политики было для французской монархии одной из самых существенных проблем, решенных ею именно в период XIV-XV вв.

Существенным итогом этапа сословной монархии явилось выраженная политическая активность сословий и политизация сознания широких народных масс, что нашло отражение в деятельности сословно-представительных органов, а также в классовой и социальной борьбе того времени. Рост политической активности и сознательности широких народных масс, получивший отражение в социальных движениях и освободительной борьбе, объясняется процессом развития сословий, который шел через ремесленные и городские корпорации в среде горожан и сельские коммуны и общины в среде крестьянства.

Вызванный к жизни потребностями незавершенного процесса централизации, сословно-представительный режим с момента своего возникновения способствовал в конечном счете укреплению королевской власти и государственности, в чем сказалось прогрессивное значение этого организма. Объективная необходимость в его функционировании предполагала выгоды, извлекаемые при этом монархией. Она заключалась в военной, финансовой, политической помощи, которую она получала от сословий, а также в корректировке политики центральной власти.

Результатом этой помощи явилось существенное укрепление монархии, которое определило в ее пользу в конце XV в. баланс взаимоотношения с сословиями, что способствовало свертыванию сословно-представительной практики.

В середине 16 в. начинает складываться сословно-представительская монархия. Сословно-представительным органом была Боярская дума - постоянно действующий при царе орган. В ее состав входили представители таких сословий, как бояре, дворяне и бывшие удельные князья (ближайшие родственники царя). Земский собор - сословный орган, действовавший в период с середины 16 до середины 17 в. созыв объявлялся специальной царской грамотой. В его составе: боярская дума, освященный собор (духовенство), выборные от дворянства и посадов. Дворянство - главное служилое сословие, основа царского войска и бюрократического аппарата. Некоторые соборы выполняли роль избирательного органа в период между царствованиями, другие - совещательного, однако полномочия земского собора были не безграничны.

Исходя из всего вышеизложенного, можно выделить следующие предпосылки образования сословно-представительной монархии в России:

  • 1. Увеличение территории страны, возросшая численность населения и увеличение его плотности требовало реорганизацию местной власти. сословный представительный монархия
  • 2. Для ликвидации или по крайней мере ограничения монастырского землевладения требовалось усиление великокняжеской власти.
  • 3. Рост барщины и оброка потребовали укрепления власти помещиков.
  • 4. Развитие внешнеторговых связей России с Западом и Востоком требовало ликвидации Казанского ханства и Великого княжества Литовского.
  • 5. В связи с предпосылками образования единого рынка для страны становилось жизненно необходимо преодоление пережитков феодальной раздробленности.
  • 6. Дворцово-вотчинная система организации государственного аппарата не обеспечивала необходимого уровня государственного управления.
  • 7. Система кормлений становилась серьёзным препятствием дальнейшего объединения страны.
  • 8. Боярское правление показало необходимость усиления великокняжеской власти.

Таким образом, можно сделать вывод, что утвердившееся в научной и учебной литературе определение Российского государства второй половины XVI века как сословно-представительской монархии, весьма условно. Во-первых, в России к этому времени еще не сформировались сословия. Во-вторых, земские собрания были ни чем иным, как «информационными и декларативными совещаниями, а в крайнем случае - представительством интересов, которые иногда совпадали с интересами правительства» . Нельзя сказать, что земские соборы действительно представляли интересы территорий; они не избирались по какому-либо принципу населением, не имели определенных полномочий.

Говорить об окончательном оформлении в России сословий можно не ранее XVII века, когда различные социальные группы начинают осознавать свои особые интересы и бороться за их воплощение. Однако и тогда сколько-нибудь законченная система представительства не сложилась, на соборах преобладали преимущественно московские чины, но самое главное - они не стали законодательным органом, не делили власть с царем и даже не пытались этого делать: в период Смуты, когда реальную власть на себя взял «Совет всея земли», представители земств, словно тяготясь правительственными обязанностями, поспешили избрать царя, чтобы передать ему бремя власти. Это самоустранение земщины и стало главной причиной восстановления самодержавия после смуты.

В то же время по отношению к XVI веку можно сказать, что, хоть в Московской Руси сословий, подобных западным, не было, отдельные чины содержали в себе те сословные качества, которые позднее - в XVIII в. - проявились, окончательно обнаружив себя при Екатерине II. Это, по крайней мере, относится к дворянству, получившему законодательное подтверждение своих сословных привилегий.

Эволюция социальной структуры общества в истории России.

Социальная структура российского общества в XVIII веке.

Формой стратификации в 18 веке являются сословия. В феодальных обществах, которые существовали в Европе с IV по XVIII век, люди разделялись на сословия.

Сословие - социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. Классическим образцом сословной организации являлась Европа, где на рубеже XIV-XV веков общество делилось на высшие сословия (дворянство и духовенство) и непривилегированное третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). А в X-XIII веках главных сословий было три: духовенство, дворянство и крестьянство. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими, поэтому социальная мобильность существовала не столько между сословиями, сколько внутри них. Каждое сословие включало множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. Так, государственной службой могли заниматься лишь дворяне. Аристократия считалась воинским сословием (рыцарством).Чем выше в общественной иерархии стояло сословие, тем выше был его статус.

Характерная черта сословий - наличие социальных символов и знаков: титулов, мундиров, орденов, званий. Классы и касты не имели государственных отличительных знаков, хотя выделялись правилами поведения, ритуалом обращения. А в феодальном обществе государство присваивало отличительные символы главному сословию - дворянству.

Стержнем системы титулов, орденов и мундиров выступал чин - ранг каждого государственного служащего. До Петра I понятие чин обозначало любую должность, почетное звание, общественное положение человека. В 1722 году Петром I в России введена новая система титулов, правовой основой для которой послужила «Табель о рангах».

Высших должностей в государственной службе было меньше, чем низших. Класс обозначал ранг должности, который получил название классного чина. За его обладателем закрепилось наименование «чиновник».

В середине XIX века была большая численность дворян и классных чиновников. Верхний слой благородного сословия составляло титулованное дворянство, т.е. дворянские роды, имевшие баронские, графские, княжские и иные родовые титулы. До XVIII века в России существовал только княжеский титул, обозначавший принадлежность к роду, который в древности пользовался правом княжения на определенной территории. При Петре I впервые введены родовые титулы западных государств: граф и барон. В XVIII веке графский титул расценивался как равный или более почетный, чем княжеский.

Высшей степенью княжеского титула был титул великого князя, который мог принадлежать лишь членам императорской фамилии. Великий князь - наследник престола.

Во время Великой французской революции 1789 года низвергнувшей сословную систему, явилось недовольство широких слоев населения, лишенных гражданских прав и возможности голосовать. В этом же году третье сословие провозгласило себя Национальным собранием, т.е. не сословным, а общенациональным институтом.

Революционные реформы, касающиеся собственности церкви, и отмена привилегий потомственного дворянства, с одной стороны, вызвали эмиграцию целых социальных групп, а с другой - сплачивали нарождающийся лагерь противников революции.

Просвященный абсолютизм

Просвещённый абсолютизм -- политика достижения в государстве «общего блага», проводимая во второй половине XVIII века рядом европейских абсолютных монархов, принявших идеи философии XVIII века..

Теория «просвещённого абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией века «просвещения». Сущность её заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась узкопрактически: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещённый абсолютизм внёс вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, сложившегося под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии. «Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики старых порядков: стремления философов и политиков того времени сходились в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Поэтому характерная черта просвещённого абсолютизма -- союз монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму.

В России реализация политики Просвещенного абсолютизма не была вызвана внутренними причинами, аналогичными западноевропейским. В России церковь практически не вмешивалась в дела государственной власти, не занималась охотой на ведьм и не учреждала инквизиции. Соответственно, наступление на церковь привело в XVIII веке только к разрушению сложившихся веками моральных ценностей российского общества. Освобождение власти от влияния церкви с одновременным разделением общества на просвещенных дворян и непросвещенных крестьян раскололо народ и подорвало едва сложившийся монархический строй (что выразилось в 75-летнем периоде переворотов и фиктивных правлений цариц после смерти Петра I). Просвещенный класс говорил сначала на немецком языке, затем перешел на французский, и при этом глубоко презирал непросвещенных русскоязычных крестьян, рассматривая их исключительно как субъект применения абсолютной власти. Соображения морали, человечности и справедливости были забыты наряду с церковными предрассудками, позитивная же программа Просвещения выполнялась в исключительно узком кругу избранных дворян и только в их интересах. Поэтому результатом Просвещения в России стало крепостное право, превратившееся в чистое рабовладение при Екатерине II, а также формирование самодостаточной бюрократической системы, традиции которой до сих пор дают о себе знать.