Занятие в первой младшей группе к пасхе. Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Пасха. Конспект НОД на тему: «Пасхальное яйцо»

Конспект занятия по ознакомлению детей второй младшей группы с праздником «Пасха»

Тема: «Словно в сказку попали, и о Пасхе мы узнали».

Программное содержание: 1. Дать детям элементарные знания о празднике Пасха.

2. Приобщать детей к культуре русского народа.

3. Воспитывать любовь и уважение к русским праздникам.

Материал: Кукла в народном костюме, наглядные пособия (Картинки кулича, пасхи, пасхальных крашеных яиц, загадки, стихи.

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций – корзина с пасхальными крашеными яйцами, рассматривание кулича и Пасхи.

Ход НОД:

Звучит веселая музыка с пением птиц и журчанием воды (Звуки природы) .

* * *

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

Ребята, сегодня к нам в гости пришла Кукла Маша в русском народном костюме.

Здравствуйте, ребята! Шла я к вам шла, и где то по дороге сундучок свой забыла.

Помогите мне ребята отыскать его, этот сундучок нам интересную и волшебную тайну откроет, отправится в сказку из которой вы узнаете о большом светлом празднике.

Поможем ребята нашей кукле Маше? Поищем сундучок? Ведь и вправду интересно, что же в нем находится.

(Вместе с ребятами отправляемся в разные уголки группы, и находим сундучок среди книг.)

Ребята, посмотрите, а сундучок то не простой и не пустой, а с загадками. А тут еще и записка: «Отгадаете загадки- попадете прямо в сказку»

Ну что ребята, будем загадки отгадывать?

Слушайте первую загадку:

«Напекли хозяюшки к празднику в печи

Пышные, румяные чудо-(куличи! »

Правильно, ребята, это куличи, слушайте следующую загадку:

«Солнышко играет, и щебечут птички,

Украшение стола – красные (яички) .»

Ребятки, мы загадки отгадали, и посмотрите в сундучке еще записка одна:

-«Вы загадки отгадали, только в сказку не попали, так закройте вы глаза, ожидайте чуда, палочкой волшебной, я взмахну легко, в сказке мы очутимся от группы далеко. »

Ребятки, присаживайтесь на стульчики. Посмотрите внимательно, что же это такое у нас изображено?

Да это же Пасхальные угощения на стол в праздник. Ребята, Пасху празднуют очень давно, с самых давних времен люди верили, что в Пасху происходят чудеса и волшебство.

Пасха - это наш самый главный праздник, а символами этого светлого праздника являются крашеные яички, куличи и конечно сама Пасха.

Яйцо - это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе! » В ответ следует сказать: «Воистину воскресе! » - и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

А еще когда все готовятся к празднику в доме обязательно все прибирают, чтобы встретить праздник с чистотой и уютом.

Так же на Пасху принято печь куличи, это очень вкусные высокие пироги украшенные сахаром и маленькими конфетками. А еще в Пасху обязательно делают Пасху – ее называют так в честь праздника и она сделана из творога, а не из теста.

А теперь послушайте ребята небольшое стихотворение о Пасхе, которым мы и завершим наше занятие:

«Радует природа в светлый праздник Пасхи,

Колоколен звоны рвутся ввысь небес!

Появилась зелень, стали ярче краски,

В храмах торжествуют, ведь Христос воскрес! »

Ребята, мы сегодня с вами познакомились с праздником светлой Пасхи. Я желаю вам всем помогать готовиться вместе с мамами, папами, бабушками, со всей семьей готовиться к этому замечательному светлому празднику.

Конспект

комплексного занятия в младшей группе

по приобщению детей к истокам русской народной культуры

«В гости к хозяюшке»

(Яичко не простое, яичко золотое)

Воспитатель Мамонова Н.М.

Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры.

Задачи: 1. Развивать интерес детей к народным традициям

(праздник Пасхи) через знакомство с русской избой, утварью, народными костюмами и празднествами.

2. Способствовать развитию связной речи детей с помощью инсце-нировки сказки «Курочка Ряба».

3. Вызвать живой эмоциональный отклик у детей, желание учас-твовать в народных забавах, играх, драматизации.

Материалы, используемые на занятии:

1. Костюмы – сарафаны, кокошники, ленты, косоворотки,

Платочки, фартучки, рубаха, картузы.

2. Музыкальные инструменты: балалайки, дудочка, свирелька, трещотки, бубенцы, колокольчики, гусли.

3. Утварь: самовар тульский, хохломская посуда, чугунок,

Горшки, метла, расписные яйца.

Убранство интерьера в русском народном стиле.

Ход занятий: (воспитатель в роли Хозяюшки принимает гостей,

дети и Хозяюшки в русских народных костюмах).

Хозяюшка: Здравствуйте, ребята. Заходите в избу, садитесь на лавку. Спасибо, что пришли ко мне в гости. Зовут меня Варвара Никитишна. Вы знаете где я живу? Правильно в избе. Здесь у меня есть печка, прялка, самовар, и т.д. (подводит детей, показывает и рассказывает для чего нужны эти предметы, предлагает помочь по хозяйству).

Ой, вы знаете я так устала, целый день трудилась: избу подметала, печку топила, дрова рубила, пироги пекла, пряжи напряла, воды наносила, даже стишок сочинила, вот такой (взяла метлу).

Всюду нос метла совала

Но и не отставала,

От сарая до крыльца,

Подметала без конца.

Приходите, поглядите-

Хоть сориночку найдите!

(пословица) «Порядок-душа всякого дела».

(выучить с детьми)

Ребята, не успела я еще сарафан да рубаху постирать,

Помогите мне, пожалуйста. (дети помогают Хозяюшке).

И правду говорят: « Сделал дело – гуляй смело».

Молодцы, ребята, спасибо.

(Предложить детям поиграть на народных инструментах и поплясать под русскую народную песню «во саду ли, в огороде», выполняют знакомые русские народные движения, играют в игру «Цапки»).

Шел Фрол под мостом,

Поймал курицу с хвостом,

Эта курица была

Тимофеева жена:

Папа, мама, жаба, цап.

(рука взрослого и детские пальцы, в конце цапать палец ребенка).

Воспитатель: Ребята, у меня беда приключилась,

Куда-то пропали мои бабушка и дедушка.

Предварительный просмотр:

(грустит, подходит ребенок).

Девочка: Не переживай, Варвара Никитишна, мы

Найдем бабушку и дедушку.

Хозяюшка: Ребята, они наверное в чужую сказку

ушли. К нам наверняка утром приходил Леший и

и перепутал все сказки и мои бабушка и дедушка

заблудились в стране сказок. Я придумала как

вернуть их домой. Давай обыграем сказку про

Курочку Рябу. (выходят дети и одевают костюм

бабушки и дедушки, воспитатель комментирует как

называется одежда в которую наряжают артистов, а

именно: рубаха-косоворотка, лапти, рубаха, сарафан,

платок и т.д. Инсценировка сказки «Курочка Ряба».)

Хозяюшка: Смотрите, вернулись мои бабушка

и дедушка домой. (куклы би-ба-бо). Давайте, посмотрим

может курочка снесла яичко (дети находят пасхальные яйца-

крашенки, Хозяюшка предлагает поиграть, катать яйца и поздравить

Друг друга с праздником Пасха, дети раскрашивают крашенки).

Ребята, я приглашаю вас за праздничный стол, угощу вас чаем

Из самовара, пирогами, куличом, баранками, пряниками. (Хозяйка

Предлагает проиграть потешку «Кот на печку пошел...», сопровождая

Текст жестами).

Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел.

На печи калачи, как огонь горячи,

Пряники пекутся, коту в лапы не даются.

(дети дарят Варваре Никитишне рисунки и благодарят

За угощение).


Беседы о Пасхе

Журба Анастасия Дмитриевна,
воспитатель ГБДОУ детский сад №99
Калининского района Санкт-Петербурга

Образовательная область: Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора «Традиции русского народа».

Цели: познакомить детей с праздником «Светлое Воскресение»; развивать интерес к культуре предков; рассказывать об обычаях и обрядах, связанных с праздником; обогащать социальный опыт детей.

Задачи:

Формировать представления об общечеловеческих ценностях;

Прививать интерес к старинным семейным традициям, донести до детей красоту, духовность народных традиций;

Активизировать и расширять словарный запас детей.

Беседа №1

Народный календарь

Весна - самый радостный период года. Природа пробуждается от зимнего сна. Все вокруг расцветает, ликует. И не случайно на это время выпадает больше всего ритуалов, обрядов, праздников. У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха.

К Пасхе люди готовились очень долго, и эта подготовка называется Великий Пост (7 недель). В течение всей этой седмицы во всех домах трудились, не покладая рук: женщины и девушки белили печи, мыли и скоблили столы, лавки и полы, вытирали мокрыми тряпками пыльные стены, обметали паутину, перемывали всю домашнюю утварь и вообще вычищали всю грязь, накопившуюся в доме; мужики же заготовляли дрова для пасхального костра, а также хлеб и корм для всей скотины на всю Светлую седмицу, чтобы потом в праздник не приходилось хлопотать, и все было бы под рукой. Разгар всех этих работ приходился обычно на Чистый четверг, в который, по народному выражению, "даже ворона своих воронят в луже моет"; в этот день все обязательно парились в банях для красоты и здоровья, мыли маленьких детей и даже поросят, чтобы "весь год чистыми были".

Но и еще в это время каждый человек должен серьезно задуматься о себе, о своих поступках - хороших и плохих, о своих делах - добрых и не очень, он должен понять, что он сделал плохого, и исправить это. Во время поста на Руси не отмечали веселых, шумных праздников, не играли свадеб.

А за неделю до Пасхи предшествовало Вербное Воскресение. А как вы думаете, почему именно вербу выбрали люди в качестве предвестника праздника?

Поклонение деревьям существовало на Руси испокон веков, и выражалось это в особом почитании определенных деревьев. У наших предков существовали священные деревья, священные рощи, дающие целительные и оберегающие свойства. В мировоззрении предков дерево - символ бессмертия: зимой оно мертво, весной возрождается к жизни, летом цветет и плодоносит, осенью отдает плоды и, сбрасывая листву, замирает, а зимой - опять умирает. Дерево - символ воскресения растительности, символ весны и "обновления" года.

Радостные возгласы: "Христос воскрес!" будут слышаться весь этот светлый день. Царские врата главного алтаря будут открыты в продолжение всей следующей недели, в память того, что когда Господь воскрес - солнце не заходило целую неделю, равно как и небо отворено будет еще семь дней.

Как и всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху повсюду разрешается звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение.

После торжественного празднования Пасхи семь недель вплоть до дня Троицы-Пятидесятницы именуются неделями по Пасхе. Пасхальная, Святая неделя, называется также великоденскою, славною, великою и радостною. Первый день Пасхи называется Великий день, утро вторника - купалищем, пятница - прощённый день, суббота - хороводницы. Начинается и в городе и на селе гулянье: Ляльник - праздник Лели (Весны, плодородия) - дочери Лады. Выходя на высокие места приветствуют весну. Поют весенние заклички.

Этот праздник проводится на "Красной горке" - облюбованном холме возле деревни. На скамейку сажали самую красивую девушку, которая исполняла роль Ляли (Лели). По бокам на скамью укладывались приношения - каравай хлеба с одной стороны, а с другой - кувшины с молоком и сметаной, яйцо, сыр и масло. Рядом - венки из цветов. Девушки водят хоровод (корогод) вокруг скамейки и поют обрядовые песни, славя Лелю как кормилицу и подательницу будущего урожая, а девушка, сидящая на скамейке, надевает на своих подруг венки. После - разжигают костер, вокруг которого также водят хороводы (корогоды) с песнями.

Беседа №2

Пасхальные обычаи

«Царь - день», или «Велик - день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца.

Почему на пасху принято дарить именно яйца?

Яйцо считается главным пасхальным символом Воскресения, так как из него появляется на свет новое существо. Поэтому с давних времен в Православной Церкви хранится благочестивая традиция дарить в светлый праздник Пасхи яйца.

Красный цвет - это цвет радости. И ещё это цвет крови, которой Христос освятил жизнь. Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.

Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли.

Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили.

Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьёй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это надёжно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий.

У каждого цвета было свое значение: красный цвет - знак счастья; желтый - знак солнца; зеленый цвет - знак жизни; голубой цвет - знак неба; синий цвет - цвет ночи и таинства; коричневый цвет - цвет земли.

Орнамент пасхальных яиц был самым разнообразным: геометрическим, растительным, изображающим мир животных и птиц:

Подобные яйца в древности называли - крашенки. А еще существовали и другие яйца, которые служили магическим оберегом в течение всего года. Они расписывались вручную и были непременно сырыми, такие яйца назывались - писанками. На писанках орнамент выполнялся очень четко и точно. Ну а если орнамент был нарушен, то в народе такие яйца назывались - малеванками. Окрашенные яйца клали на пророщенную пшеницу, которую заранее сеяли и украшали пасхальный стол.

You have no rights to post comments

Тема: «Православный праздник – Пасха».

Цель: расширять представления детей о народных и православных праздниках; формировать уважительное отношения к культуре русского народа; формировать творческую активность, находчивость, умение сосредоточиться; умение выполнять правила и нормы поведения в совместной игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие НОД по формированию целостной картины мира во второй младшей группе.

Тема: «Православный праздник – Пасха».

Цель: расширять представления детей о народных и православных праздниках; формировать уважительное отношения к культуре русского народа; формировать творческую активность, находчивость, умение сосредоточиться; умение выполнять правила и нормы поведения в совместной игре.

Предварительная работа. Знакомство детей с краткой историей праздника Пасхи, с народными традициями. Рассматривание иллюстраций по теме. Разучивание весенних хороводных игр, закличек, считалок.
Материал: Иллюстрации из Библии, кегли, мячи, корзинка, деревянные ложки, теннистные мячи. Аудиозапись пение птиц.

Ход непосредственно образовательной деятельности.

Звучит аудиозапись – пение птиц.

Весной природа просыпается,
И праздник Пасхи отмечается.
На славный праздник светлой Пасхи
Яички красили они,
И дружно праздник отмечали,
И веселись в эти дни!

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое Пасха?

Дети: Это такой хлеб.

Воспитатель: Правильно, этот хлеб и куличи пекут на церковный праздник - Пасха.

А кто такой Бог? Бог – это тот, кто создал этот прекрасный мир, чтобы люди были счастливыми. Но увидев, что люди делают очень много плохих поступков, прислал на Землю своего сына Иисуса Христа, чтобы он победил смерть и зло. Но, злые люди предали и убили Иисуса, но он, победил смерть и воскрес.

Пасха Христова – эта самый величайший, самый светлый, торжественный праздник, праздник победы любви и добра над злом. Поэтому Пасху еще называют Воскресением Христовым. Пасха – очень древний праздник.

Воспитатель: Кого прислал Бог на землю и зачем?

Дети: своего сына Иисуса Христа, чтобы он победил смерть и зло.

Воспитатель: А теперь послушайте рассказ о том, почему на Пасху дарят яйца.

«Однажды святая Мария Магдалина пришла к царю Тиберию, чтобы сообщить ему радостную весть о воскрешении убитого Иисуса и преподнесла ему в подарок обыкновенное яичко. Но царь ей не поверил, сказал: «Пусть это яйцо покраснеет, тогда поверю, что Иисус воскрес». И яйцо, в тот же миг стало красным. Мария Магдалина сказала: «Христос Воскрес», а Тиберий ответил: «Воистину воскрес».
С той поры люди в светлый день Пасхи, красят яйца при встрече здороваются словами «Христос Воскрес», а им отвечают: «Воистину воскрес» и обмениваются яичками.

Яйцо – это главный символом Пасхи. Яйцо – символ жизни, потому что из него вылупляется живой птенец. Поэтому на Пасху дарят куриные яйца – как символ будущей жизни.

Воспитатель: Что является главным символом Пасхи?

Дети: Яйцо.

Воспитатель: Существует поверье. Что на Пасху «солнце играет». И если ранним утром небо чистое, голубое, значит, будет хороший урожай.

А сейчас мы поиграем в игру «Солнышко и дождик».

Воспитатель: А теперь мы проведём с вами соревнования.

Первое задание: «Сбей кеглю» (кегли и мячи).

Второе задание: «Пронеси и не урони» (деревянные ложки, теннистные мячи).

Третье задание: «Попади в корзинку» (корзинка, мячи).

В конце соревнования детям вручаются сладкие призы.

Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки о празднике Пасха.

3.Напекли хозяюшки к празднику в печи
Пышные, румяные чудо - ...Куличи

4.Солнышко играет, и щебечут птички,
Украшение стола – красные...Яички

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Пасха»

Цель : познакомить детей с традициями празднования Пасхи .

Задачи :

1. Рассказать почему празднуется праздник Пасхи.

2. Почему в этот праздник красятся яйца.

3. Развивать мелкую моторику, воображение.

4. Развивать речь и мышление.

Ход занятия

Звучит музыка, дети сидят на стульчиках.

Вошли сели на стульчики. Воспитатель. Ребята какое у нас сейчас время года (ответ детей)

Стихотворения про Весну(рассказывают дети)

Давайте позовём Весну споём про неё песню.

ДЕТИ ПОЮТ ПЕСНЮ Входит Весна

Сегодня я пришла к вам в образе Весны, посмотрите какой у меня венок! Я пришла не с пустыми руками, а принесла один из весенних праздников.

Какие весенние праздники вы знаете?

А я расскажу вам ещё про один весенний праздник пасха .

Презентация!

Перед Пасхой отмечают весенний праздник вербное воскресение.

Верба – это здоровье сила и красота. Кого коснется верба в праздник тот и будет здоровым сильным и красивым. Давайте – ка я вас вербой коснусь, что бы вы здоровыми были!

У вербы цветочки-

Пушистые комочки

По весне она цветет

Праздник Пасхи к нам зовет .

Всю неделю люди готовятся к празднику Пасхи .

Чтобы встретить этот праздник, люди пекут куличи и красят яйца.

Пасху еще называют ПАСХА КРАСНАЯ , т. е. красивая

В день Пасхи принято дарить друг другу крашеные яички, угощаться пасхальными куличами .

Яичко стало символом новой жизни, возрождения на Пасху .

Почему символом новой жизни стало яичко?

Из яичка появляется новая жизнь, из него вылупляется цыпленок.

Природа оживает, просыпается ото сна, когда приходит весна и наступает праздник Пасхи .

Воспитатель показывает сюжетную картину и задаёт вопросы детям.

Чем заняты дети на картинке ? (Дети играют с яичком)

Верно, в этот день дети играли с яичками, катали их на месте, с горок, играли в битки. В игры с яйцами любили играть не только дети, но взрослые

Весна:

А вы сегодня хотите поиграть и повеселится? (да)

Тогда я приглашаю Вас отправится в необычное весеннее путешествие. Будем вместе Пасху встречать , ведь говорят, на Пасху происходят чудеса…

Сюрпризный момент

Фонограмма . Заходит курица (переодетый ребёнок старшей группы) в руках у неё корзина в ней большое яйцо. Воспитатель спрашивает Кто это, и что у неё в руках (ответ детей)

Правильно это курица, давайте поиграем с ней в очень интересную игру.

Игра яичко! Под музыку передаем яичко по кругу, когда мелодия заканчивается, тот, у кого яичко выходит в круг и танцует.

Понравилась вам игра? Молодцы быстро научились играть с яичком. Воспитатель:

Ребята кажется в корзине еще что то есть. Что это? (Яички)

Какие? ( пасхальные )

Давайте рассмотрим их, они одинаковые? (разные)

Правильно, потому что их раскрашивали разными способами.

Посмотрите на это яичко (крашенка) яичко одного цвета называют крашенка, потому что его покрасили одним цветом! (Попросить нескольких детей показать крашенку)

А это писанка, потому что яичко расписали разными красками (попросить детей повторить )

Весна: Ребята давайте сейчас сядем с вами за столы и превратим наши яички крашенки в писанки. Показать детям корзинку с яйцами

Дети: Как?

Да очень просто с помощью украшения для яичек. Мы приклеим их на яички крашенки, и у нас получиться очень красивые яички которые называются писанки.

И так превращаем наши крашенки в писанки.

Музыка фоновая.

Воспитатель Теперь полюбуемся нашими яичками, красивые они получились? (да.)

Весна Ребятки, ваши яички, которые вы сейчас украсили своими руками, принесут счастье и радость, тому, кому вы их подарите. (Подарить родителям) .

Воспитатель Сейчас мы наши крашенки подарим нашим близким и гостям.

***Дети рассказывают стихи о празднике Пасха.

Чудо! Пасха наступила,

Радость людям подарила.

Маме говорю, любя:

Пусть Господь хранит тебя!

Красим яйца яркой краской,

К празднику Христовой Пасхи,

Дружно испекли в печи

Кексы, булки, куличи!