Условия успешного разрешения конфликтов. Социальные конфликты. Социальные нормы. Социальный контроль

В современной конфликтологии сформулированы следующие условия разрешения конфликтов.

1) Своевременный и точный диагноз причин конфликта. Это предполагает вычленение объективных противоречий, интересов, целей и очерчивание “деловой зоны” конфликтной ситуации. Создаётся модель выхода из конфликтной ситуации.

2) Обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе взаимного признания интересов каждой из сторон.

3) Совместный поиск компромисса, т. е. путей преодоления конфликта. Решающее значение приобретает конструктивный диалог между противоборствующими сторонами.

Постконфликтная стадия предполагает устранение противоречий конфликтных интересов, целей, установок, ликвидацию социально-психологической напряжённости в обществе. Постконфликтный синдром при обострении отношений может оказаться началом повторных конфликтов на другом уровне с иными участниками.

Современная конфликтология в демократических странах выделяет главные приоритеты разрешения конфликтов. Особенностью демократического общества является признание допустимости конфликтов и множественности несовпадающих интересов.

В России особенностью разрешения конфликтных ситуаций является максимализм сторон, что не позволяет достичь консенсуса, снять мотивы, глубинные источники социальной напряжённости. Данный максимализм наиболее отчётливо проявляется в России в этно-национальных конфликтах, где одна из конфликтующих сторон отстаивает принцип суверенитета. Этот принцип суверенитета действительно является наиболее авторитетным в разрешении национальных конфликтов, но может повлечь ухудшение материального положения местного населения и вызвать не межнациональный, а внутренний конфликт. Лучше всего в межнациональных конфликтах действует принцип права наций на самоопределение.

В итоге какой способ решения конфликта является наиболее рациональным? – Это интеграция сторон, политические решения, учитывающие интересы всех сторон.

В теории конфликтов Р. Дарендорфа для успешного регулирования конфликтов необходимо наличие ценностных предпосылок, уровень организации сторон, равенство возможностей для обеих сторон конфликта.

Массовое сознание и массовые действия. Социальные движения

“Массовое сознание” наряду с групповым и общественным сознанием – тип общественного сознания, связанный с деятельностью особого рода социальных общностей- масс. В содержательном отношении “массовое сознание” – это совокупность доступных массам идей, представлений, настроений и иллюзий, отражающих социальную жизнь общества. “Массовое сознание” по объёму уже, чем общественное сознание, из него выпадают групповые компоненты, особые формы духовного освоения действительности (наука, профессиональная этика).

“Массовое сознание” возникает и формируется в процессе стереотипизации жизни людей в сферах труда, политики, досуга, когда рождаются одинаковые, или подобные устремления, интересы, оценки, потребности. С помощью СМИ тиражируются модели поведения, восприятия окружающего мира, знания, образов жизни, стереотипов сознания. Структура “массового сознания” складывается из общественного мнения (совокупность оценок), ценностных ориентаций и установок, влияющих на поведение масс, “ общественного настроения”. Массовое сознание выступает в качестве регулятора массовых форм поведения людей. Его роль усиливается по мере роста роли масс в экономике, политике, культуре.

Массовые действия как форма конфликта

Наиболее яркой формой социальных конфликтов являются массовые действия, которые реализуются в виде требований к властям, либо в прямых акциях протеста. Массовый протест – это активная форма конфликтного поведения. Он выражается в различных формах: стихийные бунты, организованные забастовки, насильственные действия (заложники), ненасильственные действия- кампании гражданского неповиновения организаторами массового протеста являются заинтересованные группы, или группы давления. Митинги, демонстрации, пикетирования, голодовки являются эффективными средствами решения конкретных задач. Их дополняют революции, партизанские движения, террористические акты.

В заключении отметим, что поскольку конфликты в жизни неизбежны, важно владеть технологиями управления конфликтами.

Социальные движения

“Социальное движение ”- это различные объединения социальных, демографических, этнических, религиозных и др. групп, их совместные действия для достижения общих целей. Генезиз социальных движений связан с возникновением в обществе конфликтов, дезорганизации, эрозии прошлых ценностей, побуждающих часть общества объединяться в целях самореализации. Социальные движения объединены:

1) общей целью – изменить свой социальный статус;

2) общими ценностями (революционными, консервативными, разрушительными, позитивными);

3) общей системой норм, регулирующих поведение его участников;

4) неформальным лидером.

В марксистской социологии анализируются различные типы социальных движений – революционные, реформаторские, национально-освободительные, профессиональные, молодёжные, женские и т. д. На базе социальных движений часто формируются политические партии, которые обладают своей организацией, идеологией, программами. В политической жизни ХХ века большую роль играют массовые движения за мир, экологию, национальное освобождение, феминистические, молодёжные. Ряд массовых движений принимают форму социального института, обладающего специфическими нормами и санкциями, ценностями (например, экологисты, охрана памятников культуры, религиозные секты). В современном обществе широко распространены и неформальные социальные движения панков, скинхедов, рокеров, модов, хиппи. В условиях демократии значимость массовых движений возрастает.

Социальный конфликт является способом взаимодейст­вия индивидов, общностей, социальных институтов, обусловлен­ный их материальными и духовными интересами, определенным общественным положением, властью; это столкновение, цель которого – нейтрализация. нанесение ущерба или уничтожение противника. Консенсус представляется одним из методов при­нятия экономических, социально-политических и иных решений, заключающийся в выработке согласованной позиции, не вызы­вающей принципиальных возражений сторон.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличается социальный конфликт от межличностного?

2. Кто может стать субъектом социального конфликта?

3. Чем обусловлена социальная значимость конфликтологии?

4. Назовите основные признаки социального конфликта.

5. Дайте определение понятиям “социальный конфликт”, конфликтная ситуация.

6. В чём состоит основной способ разрешения социальных конфликтов?

7. В чем принципиальное отличие формальных и неформальных массовых движений?

Литература

2. Дружинин М. В., Конторов Д. С., Конторов М. Д.. Введение в теорию конфликтов. М., 1989.

3. Здравомыслов А. Г. Фундаментальные проблемы социологии конфликта в динамике массового сознания. //Социс, 1998, №8.

4. Зигерт В., Ланг Л., Руководить без конфликтов. М., 1990.

5. Политические конфликты: от насилия к согласию. М., 1996.

6. Преториус Р. Теория конфликта. //Полис, 1991, №5.

7. Социальный конфликт. Современные исследования. М., 1991.

8. Согрин В. В. Конфликт и консенсус в российской политике. //Общественные науки и современность. 1996, №1.

XI. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ:

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ, УПРАВЛЕНИЕ

1. Управление производственной организацией.

2. Стиль и методы управления.

Основные понятия

Производственная организация, управление, стандарты поведения на производстве, формальные и неформальные организации, менеджмент, вербальные и горизонтальные связи и структуры, иерархия, стабильность, внутриорганизационные ценности, принятие решений, инструментальность и субъективность, субординация, управляемость, стандартизированные решения, директивный, коллективный стиль, инновационный менеджмент.

Цель информации

В предшествующих темах были рассмотрены социальные институты и организации как особый тип структур, регулирующих взаимодействие и социальные отношения в обществе. Целью данной темы является раскрытие особенностей функционирования и управления одной из наиболее распространенных форм социальной организации – производственной организации.

Первый вопрос. При изучении теоретических концепций производственной организации обратите внимание на социологические труды американских исследователей Э. Мейо, Ф. Тейлора, Д. Макгрегора, Ф. Херцберга, Э. Голднера и отечественных социологов В. Подмаркова, Д. Гвишиани, А. Пригожина, Н. Ланина и др. Рассмотрите формальные и неформальные структуры и функции производственной организации и их влияние на эффективность работы и организации труда.

Существенную роль играют организационные ценности направленные на установление жесткого социального контроля и удовлетворения потребностей членов организации. Определите для себя ранжировку этих ценностей поставив на первый план ценности в виде получения максимальной прибыли за счет достижения экономической эффективности при рациональной организации.

Второй вопрос начните изучать с выяснения понятий «управление», «менеджмент». Административная организация, присущая любому производству это управленческая структура с внутренним циклом. Определите, что управление есть наиболее радикальный способ организации бизнеса и труда в целом. Раскройте такие понятия как «управляемость», «принятие решений», «стиль и методы управления» на основе изучения работ А. И. Пригожина, Д. Макгрегора и др. социологов.

Выводы. Подведите итоги изученным материалам обратив внимание на то, что производственные организации и управление играют огромную роль в реализации базисных потребностей человека, повышении уровня и качества жизни всего общества.

Управление производственной организацией

Производственная организация как формальная организация может быть описана в виде системы указанных безличных требований и стандартов поведения, формально заданных и жестко закрепленных ролевых предписаний. Она представляет собой пирамиду, горизонтальной срез которой характеризует систему требований функционального разделения труда, а вертикальный – отношения власти и субординации.

Формальная организация может быть также описана в виде системы подразделений, групп и рабочих мест. Рабочее место отдельного человека и отдельного структурного подразделения легко определяется позициями, которые они занимают в горизонтальном и вертикальном срезах. В первом случае такая позиция называется функцией, во втором – статусом.

Структура производственных организаций – это пространственно-временное образование. Ее элементы распределены в организационном пространстве. Топография организационного пространства подразумевает четыре типа разделения: 1) географическое распределение работников по цехам, отделам и т. д., помещения которых отделены друг от друга; 2) функциональное – каменщик, нормировщик могут размещаться в одном географическом пространстве, но функционально они разделены и, следовательно, у них разные роли и интересы; 3) статусное – разделение по позициям, месту в социальной группе: рабочие, служащие, управленцы чаще обращаются между собой, несмотря на то, что они могут располагаться в разных помещениях, больше доверяет друг другу; 4) иерархическое – по месту в управлении организацией. Нормы формальной структуры предписывают обращаться за решением вопроса к непосредственному начальнику, а не через его «голову». Вместе с тем, производственная организация является открытой системой и, следовательно, она функционирует, развивается во времени. Элементы ее на основе деятельности и отношений обмениваются веществом, энергией, информацией и т. д.

В производственных организациях, как и других социальных организациях, существует довольно большое количество ценностей. Каковы же главные из них? Прежде всего, организация нуждается в постоянной постановке извне целей в подтверждении актуальности своих функций. Поэтому цели сами по себе формируются некими конкретными заказчиками – другими организациями, нуждающимися в продуктивности данной организации.

Любой производственной организации требуется стабильность, устойчивость функционирования, определенные гарантии ее нужности в будущем. Следовательно, стабильный заказчик, долговременные устойчивые отношения с этим заказчиком также являются важной организационной ценностью.

Для производственной организации существенное значение имеет также то, какими затратами достигается результат их деятельности, какова экономическая эффективность хозяйствования, является ли производство той или иной продукции убыточным или оно приносит прибыль. Максимальная экономическая эффективность, получение прибыли является важной организационной ценностью в условиях товарного производства.

Функционирование производственных организаций связано во взаимодействии двух составляющих – средств производства и рабочей силы. Качество рабочей силы, ее воспроизводство связаны с удовлетворением разнообразных потребностей работников предприятий. Это удовлетворение осуществляется в рамках социальной политики производственных организаций. Количественный и качественный уровни социальной политики предприятий, несомненно, принадлежат к значительным организационным ценностям.

Дисциплина, ответственность, стабильность – все эти ценности являются как бы консервирующими качествами производственной организации. Но у организаций есть потребность во внедрении новшеств, в изменении структуры, технологий, отношений, функций. Разнообразные инновации также широко признаются необходимой организационной ценностью. А это значит, что и новаторство, инициативность, творческие наклонности в известном смысле могут выступать в качестве внутриорганизационных ценностей.

Таким образом, мы перешли к важной проблеме социологии производственных организаций – проблеме управления. Управленческий цикл носит название административной организации. Разберемся, что представляет собой административная организация. Административная организация – это система официальных отношений, определенных предписаниями, инструкциями, правилами, законами, распоряжениями, техническими нормативами, картами официальных обязанностей, штатным расписанием. Административная организация включает в себя ряд необходимых компонентов: 1) распределение функций: горизонтальную специализацию между целевыми группами (бригадами, участками, цехами, отделами и т. д.); структура и способы действия этих групп обычно оформлены положениями, инструкциями и другими официальными документами; 2) субординацию должностей, т. е. вертикальное распределение прав, обязанностей и полномочий, объемы и меры ответственности в принятии решения на различных уровнях; 3) систему коммуникаций, т. е. систему передачи информации, которая действует «сверху вниз» и по горизонтали. Это функции объединяют руководство, т. е. организацию процесса управления, обеспечивающего принятие оптимального решения и его практическое осуществление, а также действенный контроль и проверку исполнения.

Управление представляет собой рациональный способ организации производственного труда. Можно дать такое определение управления. Управление – это целенаправленный, планируемый, координируемый и сознательно организуемый процесс, способствующий достижению максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени. Управление является объектом изучения многих дисциплин: кибернетики, биологии, экономической теории и т. д. Специфика социологического подхода к управлению состоит в том, что оно рассматривается со стороны деятельности, интересов, поведения и взаимодействия определенных социальных групп, находящихся между собой в отношениях руководства – подчинения. Социология производственной организации изучает одну из их разновидностей – управленческие группы.

Синтетический подход к проблеме управления разработал А. И. Пригожин в своей работе «Социология организации» (М., 1980). В его основе лежит принцип, согласно которому управляющая система представляет собой менее сложный объект, чем управляемая или объект управления. Объект управления обладает относительно самостоятельной формой своего существования, а, следовательно, собственной логикой функционирования и инерционностью. Степень свободы, автономии управляемого объекта и выражается понятием «управляемость». Мера управляемости зависит от размеров предприятий, численности персонала, территориального размещения, технологического профиля производства, наконец, сложившихся в коллективе тенденций и норм соблюдения дисциплины, отношения к труду, стиля и методов руководства. Степень управляемости также зависит от гибкости самой системы управления.

Эффективность управления во многом зависит от качества применяемых решений. Решение – это центральный элемент управления и организация производства. А. И. Пригожин предложил классификацию управленческих решений, которая бы учитывала, прежде всего меру вклада субъекта решения в организационные преобразования. Согласно его мнению, все управленческие решения в организации могут разделены на два типа. Первый – жестко обусловленные (детерминированные и слабо зависящие от субъекта решения. К этому типу обычно относят либо так называемые стандартизированные решения (обусловленные принятыми выше предписаниями и распоряжениями), либо вторично обусловленные распоряжения вышестоящей организации. Этот тип решения практики не зависит от качеств и ориентации руководителя.

Второй тип – так называемые ситуационные решения, где качества руководителя накладывают серьезный отпечаток на характер принимаемых решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями в организации (например, поощрения, наказания), так и с изменением механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривается как выбор альтернативы поведения из нескольких возможных вариантов, каждый из которых влечет за собой ряд позитивных и негативных последствий. В числе факторов, влияющих на качество решений, помимо уже означенных нами ролевых позиций, следует отметить такие, как компетентность персонала, готовящего решения, деловые и личные качества руководителя.

Стиль и методы управления

Теория стилей управления Д. Макгрегора описывает черты трех основных стилей управления: 1. Авторитарный стиль, для которого характерен жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальное стимулирование. 2. Демократический стиль, делающий упор на использование творческих способностей подчиненных, гибкий контроль, отсутствие принуждения, самоконтроль, участие в управлении, акцент на моральных стимулах к труду. 3. Смешанный тип, чередующий элементы авторитарного и демократического стиля управления.

Д. Макгрегор не считает необходимым рекомендовать как более предпочтительный тот или иной стиль управления. По его мнению, прежде чем выбрать ту ли иную модель на предприятии, следует провести диагностическое исследование и выяснить ряд вопросов: каковы уровень доверительности в отношениях управляющих и подчиненных, состояние трудовой дисциплины, уровень сплоченности и другие элементы социально-психологического климата в коллективе. На основе этих исследований в США сформировались два общественных течения – внедрение новых форм организации труда и программа улучшения качества жизни.

В последние годы в промышленно развитых странах наряду с традиционным руководителем – менеджером возникла потребность в новом типе управляющих – «инновационном менеджере». Инновационный менеджер, по характеристике Б. Санто, не начальник в традиционном смысле этого слова, а сотрудник, партнер. Его деятельность направлена на передачу знаний, реализацию экономических решений, формирование механизмов стимулирования и т. д. Он выступает как бы катализатором совместной деятельности, ведет к поиску новых целей, приводит в движение тех, кто отождествляет себя с этими целями. Инновационный менеджер достигает цели путем развития внутренних противоречий организации. Его стратегия заключается в постепенном переходе к широкомасштабной кооперации, постановке высоких честолюбивых целей, более быстрому социально-техническому развитию рыночной экономики. Его тактика состоит в смене находящихся на ключевых позициях кадров, опоре на успешно действующие функциональные системы, в отборе, накоплении даже незначительных выгод и преимуществ, после чего следует прорыв к новому состоянию организации.

Вопросы для самоконтроля

1. Определите понятие «производственная организация»?

2. Каковы особенности структуры и функций производственных организаций?

3. Что из себя представляют общие и внутреорганизационные ценности?

4. Какую роль играют неформальные группы в производственных организациях?

5. Перечислите основные формы и методы управленческой деятельности.

6. В чем смысл теории стилей управления Д. Макгрегора?

Литература

1. Блау П. Исследование формальных организаций // Американская социология. М., 1972.

2. Блейк Р., Моутон Д. Научные методы управления. Киев 1990.

3. Гвишиани Д. М. организация и управление. Социологический анализ буржуазных теории. М., 1979.

4. Голднер Э. Анализ организаций. // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. М., 1967.

5. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.

6. Кравченко А. И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. М., 1992.

7. Пригожин А. И. Социология сегодня. М., 1980.

8. Сетром М. И. Основы функциональной теории организации. Л., 1973.

9. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969.

10. О’ Шоннесси. Принципы организации управления фирмой. М., 1979

11. Херцберг Ф., Майнер М. Побуждение к труду и производственная мотивация. // Социологические исследования. 1990, №1.

12. Янг С. Система управления организацией. М., 1972.

13. Радаев В. В. Экономическая социология. М., 1998.

Учебная литература

1. Елсукова А. Н. и др. История социологии. Минск, 1997.

2. История теоретической социологии. М., 1998.

3. Комаров М. С. Введение в социологию. М., 1994.

4. Кравченко А. И. Социология. Учебное пособие. Екатеринбург, 1998.

5. Кравченко А. И. Социология. Задачник. М., 1997.

6. Кравченко А. И. Основы социологии. М., 1997.

7. Радугин А. И., Радугин И. В. социология. Курс лекций. М., 1995.

8. Российская социологическая энциклопедия (ред. Г. В. Осипов). М., 1998.

9. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

10. Смелзер Н. Социология. М., 1994.

11. Социологический энциклопедический словарь (ред. Г. В. Осипов). М., 1997.

12. Социология. Проблемы и направления развития (ред. С. И. Григорьев). М., 1997.

13. Тощенко Ж. Т. социология. М., 1996.

14. Фролов С. С. социология. Учебник для вузов. М., 1997.

15. Шереги Ф. Э. прикладная социология. Учебник. М., 1996.

16. Эфендиев А. Г. Основы социологии. М., 1994.

Технический редактор: Т. А. Смирнова

Тверской институт экономики и менеджмента,

170000, г. Тверь, пр-т Победы, 27.

Подписано в печать 8. 06. 99. Формат 60х84 1/16. Бумага типографская.

Усл. печ. л. 3, 8 Тираж 100 экз.

Большинство условий и факторов успешного разрешения конфликтов носит психологический характер, так как отражает особенности поведения и взаимодействия участников. Некоторые исследователи выделяют организационные, исторические, правовые и другие факторы. Рассмотрим их подробнее. Прекращение конфликтного взаимодействия – первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех двух сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции участника с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах участников является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента (П. О. Триффин, М. И. Могилевский).

При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об участнике и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение.

Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует, во-первых, критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие участника. Во-вторых, необходимо постараться понять интересы другого. Понять – не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделает его более объективным. В-третьих, целесообразно выделить конструктивное начало в поведении или даже в намерениях участника. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него и необходимо опереться при разрешении конфликта.

Важно уменьшить негативные эмоции противоположной стороны. Среди приемов выделяют такие как положительная оценка некоторых действий оппонента, готовность идти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая авторитетна для участника, критичное отношение к самому себе, уравновешенное собственное поведение и др.



Объективное обсуждение проблемы, выяснение сути конфликта, умение сторон видеть главное способствуют успешному поиску решения противоречия. Акцентирование внимания во второстепенных вопросах, забота только о своих интересах снижают шансы конструктивного решения проблемы. Когда стороны объединяют усилия по завершению конфликта, необходим учет статусов (должностного положения) друг друга . Сторона, занимающая подчиненное положение или имеющая статус младшего, должна осознавать пределы уступок, которые может себе позволить ее оппонент. Слишком радикальные требования могут спровоцировать сильную сторону на возврат к конфликтному противоборству.

Успешность завершения конфликтов зависит от того, как конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие влияние на этот процесс. К ним относятся следующие:

- наличие времени для обсуждения проблемы, выяснения позиций и интересов, выработки решений. Сокращение времени вдвое от имеющегося в распоряжении для достижения согласия, ведет к повышению вероятности выбора альтернативы, отличающейся большей агрессивностью;

- третья сторона: участие в завершении конфликта нейтральных лиц (институтов), которые помогают участникам решить проблему. Ряд исследований (В. Корнелиус, Ш. Фэйр, Д. Моисеев, Ю. Мягков, С. Прошанов, А. Шипилов) подтверждают положительное влияние третьих лиц на разрешение конфликтов;

- своевременность: стороны приступают к разрешению конфликта на ранних стадиях его развития. Меньше противодействия – меньше ущерба – меньше обиды и претензий – больше возможностей для того, чтобы договориться;

- равновесие сил: если конфликтующие стороны примерно равны по возможностям (равные статусы, должностное положение, вооружение и т. д.), то они вынуждены искать пути к мирному решению проблемы. Конфликты более конструктивно разрешаются тогда, когда между участниками нет зависимости по работе;

- культура: высокий уровень общей культуры участников снижает вероятность насильственного развития конфликта. Выявлено, что конфликты в органах государственного управления разрешаются более конструктивно при наличии у оппонентов высоких деловых и нравственных качеств (Д. Л. Моисеев);

- единство ценностей: наличие согласия между конфликтующими сторонами по поводу того, что должно представлять собою приемлемое решение. Другими словами, " конфликты более или менее регулируемые, когда у их участников есть общая система ценностей" (В. Ядов), общие цели, интересы;

- опыт (пример): наличие опыта решения подобных проблем хотя бы у одного из участников, а также знание примеров разрешения аналогичных конфликтов;

- отношения: хорошие отношения между оппонентами до конфликта способствуют более полному разрешению противоречия.

Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуации, выбор способа разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности своих действий.

Аналитический этап предполагает сбор и оценку информации по следующим проблемам:

Объект конфликта (материальный, социальный или идеальный; делим или неделим; может ли быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон);

Участник (общие данные о нем, его психологические особенности; отношения участника с руководством; возможности по усилению своего ранга; его цели, интересы, позиция; правовые и нравственные основы его требований; предыдущие действия в конфликте, допущенные ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем – нет и др.);

Собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; правовая и нравственная основы собственных требований, их аргументированность и доказательность; допущенные ошибки и возможность их признания перед участником и др.);

Причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту;

Социальная среда (ситуация в организации, социальной группе; какие задачи решает организация, оппонент, как конфликт влияет на них; кто и как поддерживает каждого из подчиненных, если они есть у оппонентов; что им известно о конфликте);

Вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию, как он воспринимает меня, мое представление о конфликте и т. д.). Источниками информации выступают личные наблюдения, беседы с руководством, подчиненными, неформальными лидерами, своими друзьями и друзьями участников конфликта, свидетелями конфликта и др.

Проанализировав и оценив конфликтную ситуацию, участников прогнозируют варианты разрешения конфликта и определяют соответствующие своим интересам и ситуации способы его разрешения . Прогнозируются: наиболее благоприятное развитие событий; наименее благоприятное развитие событий; наиболее реальное развитие событий; как разрешится противоречие, если просто прекратить активные действия в конфликте.

Важно определить критерии разрешения конфликта , причем они должны признаваться обеими сторонами. К ним относят: правовые нормы; нравственные принципы; мнение авторитетных лиц; прецеденты решения аналогичных проблем в прошлом, традиции.

Действия по реализации намеченного плана проводят в соответствии с выбранным способом разрешения конфликта. Если необходимо, то производитсякоррекция ранее намеченного плана (возвращение к обсуждению; выдвижение альтернатив; выдвижение новых аргументов; обращение к третьим лицам; обсуждение дополнительных уступок).

Контроль эффективности собственных действий предполагает критические ответы самому себе на вопросы: зачем я это делаю? чего хочу добиться? что затрудняет реализацию намеченного плана? справедливы ли мои действия? какие необходимо предпринять действия по устранению помех разрешения конфликта? и др.

По завершении конфликта целесообразно: проанализировать ошибки собственного поведения; обобщить полученные знания и опыт решения проблемы; попытаться нормализовать отношения с недавним участникам; снять дискомфорт (если он возник) в отношениях с окружающими; минимизировать отрицательные последствия конфликта в собственных состояний, деятельности и поведении.

Многие конфликты могут быть разрешены еще на стадии их объективного возникновения за счет постоянного и глубокого анализа всей системы связей людей данной группы или коллектива, прогнозирования конфликтогенного влияния всех производимых изменений, тщательного продумывания заинтересованными сторонами своих шагов и слов.

Если вы оказались участником конфликта, то лучше пойти по пути его конструктивного разрешения. К условиям конструктивного разрешения конфликтов относятся:

  • 1) прекращение конфликтного взаимодействия;
  • 2) поиск общих точек соприкосновения в интересах оппонентов;
  • 3) снижение интенсивности негативных эмоций;
  • 4) выявление и признание собственных ошибок;
  • 5) объективное обсуждение проблемы;
  • 6) учет статусов (должностного положения) друг друга;
  • 7) выбор оптимальной стратегии разрешения.

Рис. 20.

Для анализа и поисков путей выхода из конфликтной ситуации мы можем применить следующий алгоритм (рис. 20).

  • 1. Оценка информации по следующим проблемам:
    • – объект конфликта (материальный, социальный или идеальный; делим или неделим; может ли быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон);
    • – оппонент (общие данные о нем, его психологические особенности; цели, интересы, позиция; правовые и нравственные основы его требований; предыдущие действия в конфликте, допущенные ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем – нет и др.);
    • – собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; правовая и нравственная основы собственных требований, их аргументированность и доказательность; допущенные ошибки и возможность их признания перед оппонентом и др.);
    • – причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту;
    • – вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как его оппонент воспринимает конфликтную ситуацию, "как он воспринимает меня", "мое представление о конфликте" и т.д.).
  • 2. Прогноз вариантов разрешения конфликта:
    • – наиболее благоприятное развитие событий;
    • – наименее благоприятное развитие событий;
    • – наиболее реальное развитие событий;
    • – вариант разрешения противоречия при прекращении активных действий в конфликте.
  • 3. Мероприятия по реализации намеченного плана проводят в соответствии с выбранным способом разрешения конфликта. Если необходимо, то производится коррекция ранее намеченного плана (возвращение к обсуждению; выдвижение альтернатив и новых аргументов; обращение к третьим лицам; обсуждение дополнительных уступок).
  • 4. Контроль эффективности собственных действий предполагает критические ответы самому себе на вопросы:
    • – зачем я это делаю;
    • – чего хочу добиться;
    • – что затрудняет реализацию намеченного плана;
    • – справедливы ли мои действия;
    • – какие необходимо предпринять действия по устранению помех разрешения конфликта?
  • 5. По завершении конфликта целесообразно:
    • – проанализировать ошибки собственного поведения;
    • – обобщить полученные знания и опыт решения проблемы;
    • – попытаться нормализовать отношения с недавним оппонентом;
    • – снять дискомфорт (если он возник) в отношениях с окружающими;
    • – минимизировать отрицательные последствия конфликта в собственном состоянии, деятельности и поведении.

Большое значение имеет выбор стратегии разрешения конфликта. Наиболее эффективными являются компромисс и сотрудничество.

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требований, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными и простить. Компромисс эффективен в случаях:

  • – понимания оппонентом, что он и соперник обладают равными возможностями;
  • – наличия взаимоисключающих интересов;
  • – удовлетворения временным решением;
  • – угрозы потерять все.

Сегодня компромисс – наиболее часто используемая стратегия завершения конфликтов. Для его достижения может быть рекомендована техника открытого разговора , которая заключается в следующем:

  • – заявить, что конфликт невыгоден обоим конфликтующим;
  • – предложить конфликт прекратить;
  • – признать свои ошибки, уже сделанные в конфликте (они наверняка есть, и признать их для вас почти ничего не стоит);
  • – сделать уступки оппоненту, где это возможно, в том, что в конфликте не является для вас главным. В любом конфликте можно найти несколько мелочей, в которых ничего не стоит уступить. Можно уступить и в серьезных, но не принципиальных вещах;
  • – высказать пожелания об уступках, необходимых со стороны оппонента (они, как правило, касаются ваших основных интересов в конфликте);
  • – спокойно, без негативных эмоций обсудить взаимные уступки, при необходимости и возможности скорректировать их;
  • – если удалось договориться, то как-то зафиксировать, что конфликт исчерпан.

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно оно в ситуациях: сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различие во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников. Способ сотрудничества целесообразно осуществлять по методу "принципиальных переговоров". Он сводится к следующему:

  • отделение людей от проблемы: разграничьте взаимоотношения с оппонентом от проблемы; поставьте себя на его место; не идите на поводу своих опасений; показывайте готовность разобраться с проблемой; будьте твердыми по отношению к проблеме и мягкими к людям;
  • внимание к интересам, а не позициям: спрашивайте "почему?" и "почему нет?"; фиксируйте базовые интересы и их множество; ищите общие интересы; объясняйте жизненность и важность ваших интересов; признавайте интересы оппонента частью проблемы;
  • предложение взаимовыгодных вариантов: не ищите единственный ответ на проблему; отделите поиск вариантов от их оценки; расширяйте круг вариантов решения проблемы; ищите взаимную выгоду; выясняйте, что предпочитает другая сторона;
  • использование объективных критериев: будьте открыты для доводов другой стороны; не поддавайтесь давлению, а только принципу; по каждой части проблемы используйте объективные и справедливые критерии.

Выводы

  • 1. Интеракция – взаимодействие людей в процессе общения, организация совместной деятельности.
  • 2. Конфликт может быть рассмотрен как особая форма взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях.
  • 3. Психологическая структура конфликта может быть описана с помощью двух важнейших понятий: конфликтной ситуации и инцидента. Конфликтная ситуация – объективная основа конфликта, фиксирующая возникновение реального противоречия в интересах и потребностях сторон. Инцидент – ситуация взаимодействия, позволяющая осознать его участникам наличие объективного противоречия в их интересах и целях.
  • 4. Все конфликты, связанные с процессом обучения и воспитания, являются педагогическими. Их можно рассматривать в позитивном значении нормативности данного явления, которое не только создает проблемы, но и является источником развития самого учебно-воспитательного процесса.
  • 5. Большое значение имеет выбор стратегии разрешения конфликта. Наиболее эффективными являются компромисс и сотрудничество. Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения.

Завершение конфликта заключается в окончании конфликта по любым причинам.

Сложность этого процесса предполагает многообразие его основных форм.

Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая приве­ла к столкновению. Оно предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов, их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Урегулирование конфликта - устранение противоречия между оппонентами при участии третьей стороны, что возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без него.

Затухание конфликта - временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Кон­фликт переходит из явной формы в скрытую. Затухание конфликта возможно:

· при потере мотивации к противоборству (объект конфликта потерял свою
актуальность);

· при переориентации мотива, переключении на другие дела и т. п.;

· при истощении ресурсов, всех сил и возможностей для борьбы.

Устранение конфликта - такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Это возможно с по­мощью следующих способов:

· изъятие из конфликта одного из оппонентов (перевод в другой отдел, филиал; увольнение с работы) или исключение взаимодействия оппонентов на длительное время (отправка в командировку одного или обоих и т. п.);

· изъятие объекта конфликта (мать забирает у ссорящихся детей игрушку, из-за которой возник конфликт);

· устранение дефицита объекта конфликта (мать добавляет конфету одному из ссорящихся детей, у которого их было меньше).

Перерастание в другой конфликт - в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть:

· устранение одной или обеих сторон;

· приостановка конфликта с возможностью его возобновления;

· победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);

· деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);

· согласие о правилах совместного использования объекта;

· равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой
стороной;

· отказ обеих сторон от посягательств на данный объект;

· альтернативное определение таких объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон.

Рис. 4.4.1. Завершение конфликтов

Большинство условий успешного разрешения конфликтов носит психологический характер, так как отражает особенности поведения и взаимодействия оппо­нентов.

Рассмотрим некоторые из них.

Прекращение конфликтного взаимодействия - первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех пор пока предпринимаются какие-то меры с одной или с обеих сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции оппонента с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения оппонентов является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интере­сов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить кон­фликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента.

Снизить интенсивность негативных эмоций, переживаемых по отношению к оп­поненту. При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отноше­ние сторон друг к другу. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение.

Перестать видеть в оппоненте врага, противника, понять, что проблему лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует: критический анализ собственной позиции и действий, понимание интересов другого, выделение конструктивного начала в поведении или даже в намерениях оппонента. Раскрывая содер­жание этих позиций, можно заметить, что признание собственных ошибок снижает негативное восприятие оппонента. Понимание не означает принятия или оправда­ния, скорее это расширяет представление об оппоненте, делает его более объектив­ным, и, наконец, не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп, в каждом есть что-то положительное, на это и необходимо опе­реться при разрешении конфликта.

Важно уменьшить негативные эмоции противоположной стороны. Среди приемов выделяют такие, как положительная оценка некоторых действий оппонента, готовность идти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая ав­торитетна для оппонента, критичное отношение к самому себе, собственное урав­новешенное поведение и др.

Объективное обсуждение проблемы, выяснение сути конфликта, умение сторон видеть главное способствуют успешному поиску разрешения противоречия. Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота только о своих интересах снижают шансы конструктивного решения проблемы.

Когда стороны объединяют усилия по завершению конфликта, необходим учет статусов (должностного положения) друг друга. Сторона, занимающая подчиненное положение или имеющая статус младшего, должна осознавать пределы уступок, которые может себе позволить ее оппонент. Слишком радикальные требования мо­гут спровоцировать сильную сторону на возврат к конфликтному противоборству.

Еще одно немаловажное условие - выбор оптимальной стратегии разрешения, соответствующей конкретной ситуации.

Успешность завершения конфликтов зависит от того, как конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие влияние на этот процесс:

· время : наличие времени для обсуждения проблемы, выяснения позиций и интересов, выработки решений. Сокращение времени вдвое от имеющегося в распоряжении для достижения согласия ведет к повышению вероятности выбора
альтернативы, более агрессивной;

· третья сторона : участие в завершении конфликта нейтральных лиц (институтов), которые помогают оппонентам решить проблему. Ряд исследований (В. Корнелиус, Ш. Фэйр, Д. Моисеев, Ю. Мягков, C. Прошанов, А. Шипилов) подтверждают положительное влияние третьих лиц на разрешение кон­фликтов;

· своевременность : стороны приступают к разрешению конфликта на ранних стадиях его развития. Логика проста: меньше противодействия - меньше ущерба - меньше обиды и претензий - больше возможностей для того, что­ бы договориться;

· равновесие сил : если конфликтующие стороны примерно равны по возможностям (равные статусы, должностное положение, вооружение и т. д.), то они вынуждены искать пути к мирному решению проблемы. Конфликты более конструктивно разрешаются тогда, когда между оппонентами нет зависимо­сти по работе;

· культура : высокий уровень общей культуры оппонентов снижает вероятность насильственного развития конфликта. Выявлено, что конфликты в органах государственного управления разрешаются более конструктивно при нали­чии у оппонентов высоких деловых и нравственных качеств;

· единство ценностей : наличие согласия между конфликтующими сторонами по поводу того, что должно представлять собою приемлемое решение. Други­ми словами, «…конфликты более или менее регулируемы, когда у их участни­ков есть общая система ценностей» (В. Ядов), общие цели, интересы;

· опыт (пример) : наличие опыта решения подобных проблем хотя бы у одного из оппонентов, а также знание примеров разрешения аналогичных конфлик­тов;

· отношения : хорошие отношения между оппонентами до конфликта способствуют более полному разрешению противоречия. Например, в крепких семь­ях, где между супругами существуют искренние взаимоотношения, конфлик­ты разрешаются более продуктивно, чем в проблемных семьях.

Как для любого другого взаимодействия между людьми, для конфликта характер­но определенное нормативное регулирование. Это позволяет сделать конфликт­ную ситуацию более стабильной, управляемой, определить долговременный ха­рактер ее развития и разрешения. Нормативное регулирование конфликтов имеет свои особенности, определяемые как природой самих норм, так и спецификой про­тивоборства сторон. Спектр применяемых мер достаточно широк.

Нравственные нормы . Любой конфликт затрагивает нравственные представле­ния о добре и зле, правильном и неправильном поведении, чести и достоинстве и т. п. В то же время многие нравственные нормы никогда не являлись и не явля­ются сейчас общепринятыми и одинаковыми для различных общественных групп, и чаще всего четко не сформулированы.

Религиозные нормы . Такие нормы характерны для большинства тех конфессий, где религиозные правила распространяются на широкую область жизнедеятель­ности человека. В то же время межрелигиозные конфликты чаще всего затрудни­тельно регулировать религиозными нормами, которых оказывается явно недоста­точно для решения возникающих противоречий.

Нормы права , которые, как правило, однозначны, закреплены в соответствующих актах и санкционированы государством. Положительным моментом в данном слу­чае является то, что в представлении людей они носят официальный характер и не могут быть изменены под давлением сторон или под воздействием чьих-либо при­страстий.

Нормативный характер носят различного рода правила общежития и др.

Наличие определенных норм, способных предупредить или разрешить кон­фликтную ситуацию, предполагает и определенную систему их реализации.

А. В. Дмитриев выделяет несколько методов нормативной регуляции.

· Неформальный метод устанавливает оптимальные варианты повседневного поведения и взаимоотношений.

· Метод формализации - письменная или устная фиксация норм с целью устранения неопределенности выражаемых оппонентами требований, расхождений в их восприятии. Когда стороны расходятся, то стоит вернуться к исход­ным пунктам их взаимодействия.

· Метод локализации - привязывание норм к местным особенностям и условиям жизнедеятельности.

· Метод индивидуализации - дифференциация норм с учетом личностных особенностей и ресурсов людей.

· Метод информации - разъяснение необходимости и выгоды соблюдения норм.

· Метод выгодного контраста - нормы сознательно завышаются, а потом «отпускаются», фиксируясь на психологически приемлемом уровне, который чаще всего выше стартового.

В случае нарушения каких-либо норм вступает в действие механизм примене­ния санкций. В ситуацию вмешиваются различные учреждения, должностные лица, окружающие, призванные применять право в той или иной форме.

По рассмотренным направлениям оказывается воздействие на все компоненты конфликта.

Разрешение конфликта включает в себя следующие этапы .

Аналитический этап предполагает сбор и оценку информации по таким про­блемам, как:

♦ объект конфликта (материальный или идеальный; делимый или недели­мый; может ли быть изъят или заменен; какова его доступность для каждой из сторон);

♦ оппонент (данные о нем, его психологические особенности; отношения оп­понента с руководством; возможности по усилению своего ранга; его цели, интересы; правовые и нравственные основы его требований; действия в кон­фликте, ошибки; в чем интересы совпадают, а в чем - нет и др.);

♦ собственная позиция (цели, ценности, интересы, действия в конфликте; пра­вовая и нравственная основы требований, их аргументированность; ошибки, возможность их признания и др.);

♦ причины и непосредственный повод, приведшие к конфликту;

♦ социальная среда (ситуация в организации, социальной группе; какие задачи решает организация, оппонент, как конфликт влияет на них; кто и как поддер­живает каждого из оппонентов; какова реакция руководства, общественности, подчиненных, если они есть у оппонентов; что им известно о конфликте);

♦ вторичная рефлексия (представление субъекта о том, как оппонент воспри­нимает конфликтную ситуацию, самого субъекта и представление субъекта о конфликте и т. д.).

Источниками информации выступают личные наблюдения, беседы с руковод­ством, подчиненными, неформальными лидерами, своими друзьями и друзь­ями оппонентов, свидетелями конфликта и др.

Прогнозирование вариантов разрешения конфликта оппонентами и определе­ние соответствующих своим интересам и ситуации способов его разрешения. Прогнозируются: наиболее благоприятное развитие событий; наименее благо­приятное развитие событий; наиболее реальное развитие событий; как разре­шится противоречие, если просто прекратить активные действия в конфликте.

Определение критериев разрешения конфликта, признаваемых обеими сто­ронами. К ним относят: правовые нормы; нравственные принципы; мнение авторитетных лиц; прецеденты решения аналогичных проблем в прошлом, традиции.

Действия по реализации намеченного плана проводят в соответствии с выбранным способом разрешения конфликта. Если необходимо, то производит­ся коррекция ранее намеченного плана.

Контроль эффективности собственных действий - критические ответы на вопросы: «Зачем я это делаю? Чего хочу добиться? Что затрудняет реализа­цию плана? Справедливы ли мои действия? Что нужно для устранения помех разрешения конфликта?» - и др.

По завершении конфликта - анализ результатов; обобщение полученных зна­ний и опыта; попытки нормализовать отношения с недавним оппонентом, снять дискомфорт в отношениях с окружающими, минимизировать отрицательные последствия конфликта в собственных состоянии, деятельности и поведении.

Завершение конфликта предполагает и определенную тактику.

Тактика - это совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реа­лизации стратегии.

В конфликтах развитие вариантов применения тактик обычно идет от мягких к более жестким. Конечно, вполне возможно и резкое, внезапное применение жест­ких приемов по отношению к оппоненту (например, внезапное нападение, начало войны и т. п.), тем не менее выделяют жесткий, нейтральный и мягкий виды так­тики воздействия на оппонента.

Жесткая

Тактика давления - предъявление требований, указаний, приказов, угрозы, вплоть до ультиматума, предъявление компрометирующих материалов, шантаж. В конфликтах «по вертикали» применяется в двух из трех ситуаций.

Тактика физического насилия (ущерба) - уничтожение материальных ценно­стей, физическое воздействие, нанесение телесных повреждений, блокирование чужой деятельности и т. п.

Тактика захвата и удержания объекта конфликта. Применяется в межлично­стных, межгрупповых, межгосударственных конфликтах, где объект материален. Для конфликтов между группами и государствами чаще всего представлена как сложная деятельность, где используются политические, военные, экономические и иные средства.

Тактика психологического насилия (ущерба) - оскорбление, грубость, негатив­ная личностная оценка, дискриминационные меры, дезинформация, обман, уни­жение, диктат в межличностных отношениях. Вызывает у оппонента обиду, заде­вает самолюбие, достоинство и честь.

Нейтральная

Тактика коалиций. Цель - усиление своего ранга в конфликте. Выражается в образовании союзов, увеличении группы поддержки за счет руководителей, друзей и др., обращений в СМИ, органы власти.

Санкционирование. Воздействие на оппонента с помощью взыскания, увеличе­ния рабочей нагрузки, наложения запрета, установления блокад, невыполнения распоряжений под каким-либо предлогом, открытого отказа от выполнения.

Тактика демонстративных действий. Применяется для привлечения внимания окружающих к своей персоне (публичные высказывания, жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, демонстративная попытка самоубийства, голодовки, демонстрации и т. п.).

Мягкая

Тактика обоснования своей позиции применяется наиболее часто. Основана на использовании фактов, логики для подтверждения своей позиции (убеждение, просьбы, выдвижение предложений и т. д.).

Тактика дружелюбия. Включает корректное обращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему, предъявление необходимой инфор­мации, предложение помощи, оказание услуги, извинение, поощрение.

Тактика сделок. Предусматривает взаимный обмен благами, обещаниями, ус­тупками, извинениями.

Одна и та же тактика может использоваться в рамках различных стратегий. Так, угроза или давление, рассматриваемые как деструктивные действия, могут быть использованы в случае неготовности или неспособности одной из сторон кон­фликтной ситуации уступать далее определенных пределов.

Принципиальное значение для того, каким способом завершится конфликт, имеет выбор оппонентом стратегии выхода из него. Ранее уже отмечалось, что стратегия выхода из конфликта представляет собой основную линию поведения оппонента на его заключительном этапе. Напомним, что еще в 1942 г. американский социаль­ный психолог М. Фоллет, указывая на необходимость разрешения, а не подавления конфликтов, выделила компромисс и интеграцию как способы, обеспечивающие победу одной из сторон. Под интеграцией понималось новое решение, когда вы­полняются условия обеих сторон, но ни одна не несет серьезных потерь. Позже данный способ получил название «сотрудничество».

Сегодня чаще всего выделяют пять основных стратегий: соперничество, компро­мисс, сотрудничество, избегание и приспособление (К. Томас). Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от различных факторов. Обычно указывают на лич­ностные особенности оппонента, уровень нанесенного или полученного ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, последствия, длительность конфликта и др. Рассмотрим целесообразность применения каждой стратегии.

Соперничество - навязывание другой стороне предпочтительного для себя ре­шения. Считается, что данная стратегия ущербна для решения проблем, так как не дает оппоненту возможности реализовать свои интересы. Соперничество оправда­но в случаях: явной конструктивности предлагаемого решения; выгодности резуль­тата для всей группы, организации, а не для отдельной личности или микрогруппы; отсутствия времени на уговоры оппонента. Соперничество целесообразно в экс­тремальных и принципиальных ситуациях, при дефиците времени и высокой ве­роятности опасных последствий.

Компромисс состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части ранее выдвигавшихся требова­ний, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными, готовностью простить. Компромисс эффективен в случаях: понимания оппонен­том, что он и соперник обладают равными возможностями; наличия взаимоисклю­чающих интересов; угрозы потерять все.

Приспособление, или уступка, рассматривается как вынужденный или добро­вольный отказ от борьбы и сдача своих позиций. Принять такую стратегию вынуж­дают: осознание своей неправоты; необходимость сохранения хороших отношений с оппонентом; сильная зависимость от него; несущественность проблемы. К такому выходу из конфликта приводит значительный ущерб, полученный в ходе борьбы, угроза еще более серьезных негативных последствий, отсутствие шансов на другой исход, давление третьей стороны.

Уход от решения проблемы, или избегание, является попыткой выйти из кон­фликта при минимуме затрат. Оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Избегание применя­ется при отсутствии сил и времени для решения противоречия, стремлении выиг­рать время, нежелании решать проблему вообще.

Сотрудничество - наиболее эффективная стратегия поведения в конфликте. Она предполагает направленность оппонентов на конструктивное обсуждение про­блемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективно в ситуациях: сильной взаимозависимости оппо­нентов; склонности обоих игнорировать различие во власти; важности решения для обеих сторон; непредубежденности участников.

Обществознание ЕГЭ, занятие 6

Занятие 16. Социальные конфликты. Социальные нормы. Социальный контроль

Социальные конфликты

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов людей.

Социальный конфликт – открытое противоборство, столкновение двух и более сторон социального взаимодействия (индивидов, социальных групп, социальных институтов), причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности.

Причины социальных конфликтов

      Главная причинасоциальное неравенство в обществе, связанное с неодинаковым распределением ценностей (как внутри социальной общности, так и между ними.

      Основные ценности, за которые ведётся борьба – богатство, власть, престиж, достоинство.

      Ещё одной причиной конфликтов является культурная разнородность: различия в представлениях об иерархии ценностей, социальных нормах.

Структура конфликта

      Субъекты – оппоненты (участники конфликта).

      Объект конфликта – ценность, за обладание которой идёт борьба.

      Предмет конфликта – проблема, противоречие, ради разрешения которых оппоненты вступают в конфликт.

      Конфликтная ситуация – возникновение разногласий, то есть столкновение желаний, мнений, интересов.

      Инцидент – действия участников конфликта, направленные на овладение объектом (повод для начала открытой стадии конфликта).

      Среда конфликта – совокупность условий и обстоятельств, в которых зарождается и развивается конфликт.

Стратегии поведения в конфликте

      Стратегия уклонения – стремление выйти из конфликта, не уступая оппоненту, но и не настаивая на своём.

      Стратегия приспособления – стремление уйти от конфликта путём односторонних уступок

      Стратегия конкуренции – открытая борьба за свои интересы с целью настоять на своём.

      Стратегия компромисса – урегулирование разногласий через взаимные уступки.

      Стратегия сотрудничества – поиск решения, которое удовлетворяло бы интересы всех участников конфликта в ходе открытого обсуждения.

В урегулировании конфликта может участвовать посредник (медиатор) или третейский судья (арбитраж).

Виды социальных конфликтов

      По количеству участников: межличностные, групповые, личности и группы, внутриличностные (ролевые).

      По направленности: вертикальные, горизонтальные, смешанные.

      По длительности протекания: кратковременные, затяжные.

      По используемым средствам: насильственные, ненасильственные.

      По характеру развития: преднамеренные, спонтанные.

      По внутреннему содержанию: рациональные, эмоциональные.

      По объёму: личные, групповые, локальные, региональные, глобальные.

      По сферам общественной деятельности: политические, социально-экономические национально-этнические, социально-бытовые.

      По функциям: конструктивные, деструктивные.

Социальные нормы

Социальная норма (от лат. norma – правило, образец, мерило) – установленное в обществе правило поведения, регулирующее отношения между людьми, общественную жизнь.

Признаки социальных норм :

      вводятся для всех членов общества, не имеют конкретного адресата (неперсонифицированы);

      действуют постоянно в течение достаточно длительного времени;

      главной целью является регулирование общественных отношений;

      связаны с деятельностью людей, меняются с изменением общества;

      объективны, то есть существуют независимо от желания отдельных индивидов;

      выступают как мера общественно значимого и приемлемого поведения.

Функции социальных норм:

      регулируют поведение людей, обеспечивая стабильность обществ. отношений;

      интегрируют (включают) личность в социальное окружение;

      определяют границы допустимого поведения людей;

      служат образцами, эталонами соответствующего поведения;

      контролируют отклоняющееся поведение.

Виды норм:

      Обычаи – одобренные обществом массовые образцы действий, которые рекомендуется выполнять.

      Традиции – ценности, нормы, образцы поведения, идеи, общественные установки и т. п., унаследованные от предшественников.

      Нормы морали – правила поведения, основанные на представлениях о добре и зле, долге и совести.

      Правовые нормы – формально определённые правила поведения, установленные либо санкционированные государством и поддерживаемые его принудительной силой.

      Религиозные нормы – правила поведения, сформулированные в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями.

      Политические нормы – правила поведения, которые регулируют политическую деятельность, отношения между гражданином и государством, между социальными группами.

      Эстетические нормы – закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей на производстве и в быту.

      Корпоративные нормы - это правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества (профсоюзы, политические партии, клубы разного рода и т. п.).

Моральные и правовые нормы: общее и различия

      Общее – регулируют поведение людей.

      Различия:

      • время и способ возникновения (мораль возникает вместе с обществом, появление права связано с возникновением государства);

        степень конкретности (моральные нормы носят обобщённый характер, правовые нормы конкретны);

        общественные отношения, которые регулируются (моральные нормы регулируют все виды отношений, правовые – социально-значимые);

        институциональность (мораль неинституциональна, правовые нормы создаются и контролируются специальными учреждениями).

Способы регулирования поведения людей социальными нормами :

      дозволение – указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны;

      предписание – указание на требуемое действие;

      запрет – указание на действия, которые не следует совершать.

Социальный контроль

Социальная контроль – механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

      Включает социальные нормы и социальные санкции

Санкция (от лат. sanctio – ненарушимое постановление) – любая реакция на поведение человека или группы со стороны остальных людей, общества в целом.

Виды санкций:

      формальные и неформальные;

      позитивные и негативные.

Формы социального контроля:

      внутренний – самоконтроль: индивид самостоятельно регулирует своё поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами;

      • Совесть – способность к внутреннему самоконтролю и саморегуляции поведения на основе представлений о добре и зле, о моральных нормах (о должном поведении).

      внешний : совокупность институтов и механизмов, гарантирующих соблюдение общепринятых норм поведения и законов:

      • общественное мнение, средства массовой информации, общественные организации;

        специальные органы для осуществления социального контроля: суд, полиция, прокуратура, Счётная палата РФ, ФСБ, органы финансового контроля, депутаты разных уровней…

Надзор – детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель вмешивается в каждое действие, поправляет, одёргивает и т. п.

Чем слабее самоконтроль, тем жёстче должен быть внешний контроль.

        «Хорошие законы порождены дурными нравами». Тацит, римский историк

Методы социального контроля:

      Изоляция – установление непроходимых перегородок между девиантом и всем остальным обществом без каких-либо попыток исправления или перевоспитания его.

      Обособление – ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы не нарушать общепринятых норм.

      Реабилитация – процесс, в ходе которого девианты могут подготовиться к возвращению к нормальной жизни и правильному исполнению своих социальных ролей в обществе.

Решение заданий

Выберите верные суждения о социальных конфликтах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Социальный конфликт – это спор, столкновение социальных групп за обладание дефицитными ресурсами.

2) Предметом конфликта являются стороны, участвующие в конфликте.

3) К условиям успешного разрешения социальных конфликтов относят выявление существующих противоречий в интересах, целях сторон.

4) Все конфликты оказывают дезинтегративное, разрушительное влияние на общественную жизнь.

5) Конфликты порождены различными причинами: внешними и внутренними, всеобщими и единичными, материальными и идеальными, объективными

и субъективными и т. д.

Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) В социальных нормах отражаются ценностные представления общества.

2) В отличие от обычаев, правовые нормы фиксируются в письменных источниках.

3) Порядок применения правовых норм не отличается от порядка применения норм морали.

4) Правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и

несправедливом, называют моральными нормами.

5) Моральные нормы обеспечиваются (охраняются) силой государства.

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите слово (словосочетание).

1) поощрение; 2) наказание; 3) социальный контроль; 4) самоконтроль; 5) социальная норма.

Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».

1) этикет; 2) норма; 3) санкция; 4) неравенство; 5) мобильность; 6) правило.

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Выберите из предложенного списка негативные формальные санкции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Приказом по заводу директор объявил выговор главному инженеру за некачественный ремонт станков.

2) Гражданка М. высказала претензию соседу за курение на лестничной клетке.

3) В ходе выступления оратора публика неоднократно прерывала его речь неодобрительными возгласами.

4) Сотрудник дорожно-постовой службы оштрафовал гражданку П., переходившую дорогу на запрещающий сигнал светофора.

5) Пожарная инспекция наложила взыскания на владельца кафе за несоблюдение требований по пожарной безопасности.

6) Одноклассники объявили бойкот В. за нарушение традиций класса.

Потренируйтесь в решении заданий 2 части ЕГЭ

Задание 21 – 24

Социальные нормы – общепризнанные или достаточно распространённые образцы, правила поведения людей, средства регуляции их взаимодействия. Они предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотёка, направляют её течение в нужное русло. В число социальных норм входят моральные, правовые, политические, эстетические, религиозные, семейные, корпоративные, нормы обычаев и др. Право сложилось намного позже других нормативных систем и в основном на их основе. Оно стало более жёстко и целенаправленно регулировать экономические и иные отношения. Исторически право возникает как бы для компенсации «недостаточности» морали, которая обнаруживается с возникновением частной собственности и политической власти. В последующем нормы права и морали тесно переплелись, взаимодействуя с другими средствами социального регулирования. Поэтому очень важно выявить тесную взаимосвязь права и морали.

Юристы по роду своей деятельности изучают, толкуют, применяют, прежде всего, правовые нормы – это их специальность. Но для оценки поведения субъектов правовых отношений и правильного разрешения возникающих коллизий постоянно обращаются и к этическим критериям, ибо в основе права лежит мораль. Русские правоведы неизменно подчеркивали, что право есть юридически оформленная мораль. Право – средство реализации нравственно-гуманистических идеалов общества. Без уроков нравственности, морали, этики право немыслимо.

В.С. Соловьёв, например, определял право как «принудительное требование осуществления минимального добра и порядка, не допускающего известного проявления зла». Право и мораль различаются по способам их установления. Правовые нормы создаются государством, и только государством (или с его согласия некоторыми общественными организациями) отменяются, дополняются, изменяются. В этом смысле государство является политическим творцом права. Поэтому право выражает не просто волю народа, а его государственную волю и выступает не просто регулятором, а особым, государственным регулятором.

(Н.И. Матузов)

21. Приведите любые две функции социальных норм, названные автором.

22. Назовите любые пять видов социальных норм, перечисленных автором, и приведите по одному примеру любых двух из названных норм.

23. Опираясь на текст и знание обществоведческого курса, назовите три отличия правовых норм от норм морали.

24. Опираясь на знание обществоведческого курса, назовите три проблемы, урегулирование которых возможно только с помощью права.

Задание 25

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная норма»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социальных норм, и одно предложение, раскрывающее всеобщий (универсальный) характер социальных норм.

Задание 26

Назовите любые три позитивные формальные социальные санкции и проиллюстрируйте примером каждую из них.

Задание 27

В одном из учебников это явление раскрывается так: «Совокупность средств и приёмов, с помощью которых общество гарантирует, что поведение его членов, отдельных субъектов управления, социальных групп будет осуществляться в соответствии с установленными общественными нормами и ценностями».

Назовите социальное явление, о котором говорится в тексте. Используя знания обществоведческого курса, приведите два его элемента и проиллюстрируйте примером один (любой) из них.

Задание 28

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Нормы морали в системе социальных норм».

Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.