Вариант 3 на определенном этапе развития цивилизации. Семь этапов развития личности. Извлечение из Семейного Кодекса РФ

ВАРИАНТ 25 ЕГЭ-2015

Часть 1

Ответами к заданиям 1- 24 являются число, слово, словосочетание или последовательность слов, чисел . Запишите ответ в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите

в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клеточки, Каждую букву и цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1 – 3.

(1)На определённом этапе развития цивилизации на Земле обмен информацией между людьми стал главным двигателем прогресса. (2)Со временем пришло понимание того, что важно не только чтобы послание дошло до адресата, но и чтобы это произошло возможно быстрее, и благодаря гению инженеров в распоряжение человечества поступают телеграф, телефон и радио. (3) И современное поколение стало свидетелем такого средства связи, как электронная почта, с помощью которой можно послать сообщение в любую точку земного шара, чтобы через считаные секунды адресат его получил.

1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Только телеграф, телефон и радио позволяют осуществлять обмен информацией между людьми.

2. Наиболее эффективным, по сравнению с телеграфом, телефоном и радио, современным способом обмена информацией между людьми, обеспечивающим скоростную доставку сообщения в любую точку земного шара, стала электронная почта.

3. Электронная почта – это наиболее эффективный современный способ обмена сообщениями.

4. Обмен информацией между людьми – главный двигатель прогресса.

5. Люди заинтересованы в том, чтобы информация дошла до адресата как можно скорее, поэтому инженерами были изобретены почта, телеграф, телефон и радио.

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

даже только следовательно, не только точно

Ответ:_______________________________________

3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ГЕНИЙ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ГЕНИЙ , я, м.

1. Высшая творческая способность. Литературный г. Толстого.

2. Человек, обладающий такой способностью. Творения гениев. Непризнанный г. (о том, кто чересчур высоко оценивает свои способности; ирон. ).

3. В древнеримской мифологии: дух покровитель человека, позже вообще олицетворение добрых или злых сил. Добрый г. (тот, кто помогает кому-н., оказывает на кого-н. благотворное влияние). Злой г.

Ответ:_______________________________________

4. В одном из приведенных ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

брАла нАчатый углубИть шАрфы донЕльзя

Ответ:_______________________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

До выполнения ремонтных работ по замене повреждённых элементов необходимо в целях безопасности ОГОРОДИТЬ опасную зону.

Введение новых требований поставит разработчиков нового проекта в ЗАТРУДНЁННОЕ положение.

Необходимая принадлежность многих игр это ИГРАЛЬНЫЙ кубик.

Информационная служба городской телефонной сети опубликовала итоги перехода АБОНЕНТОВ на новые тарифные планы.

По окончании производственной практики каждый студент должен ПРЕДСТАВИТЬ отчёт о проведённой работе.

Ответ:_______________________________________

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

МОКЛА под дождём косвенных ПАДЕЖОВ

ОБЕИХ сестёр ЧУДЕСНЕЙШИМ образом

здоровые ДЁСНЫ

Ответ:_______________________________________

7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Циолковский писал, что «основная цель моей жизни продвинуть человечество хоть немного вперёд».

Б) У хорошего оратора, тщательно подготовившись к выступлению, речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

В) В городе создана специальная комиссия по градостроительству, координирующему работу всех строительных фирм.

Г) Борис Шергин – «писатель души, сердца», который как раскрыл идеи братства, взаимовыручки, так и красоты.

Д) В выходные и праздничные дни поезда будут следовать согласно расписания.

ОШИБКИ

1) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

2) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

3) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

4) ошибка в построении предложения с однородными членами

5) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7) неправильное построение предложения с косвенной речью

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ут..пический ав..нтюра соприк..снувшись приг..рать компр..мисс

Ответ:_______________________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

пр..успел, пр..плёл ра..жечь, бе..печный

пр..добрый, пр..кончил о..гадать, на..кусить

н..длом, н..езд

Ответ:_______________________________________

10. Е .

солом..нка усидч..вый подчёрк..вать затм..вать отчётл..вый

Ответ:_______________________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И .

запиш..шь закручива..мый закле..вший наполн..нный накин..шь

Ответ:_______________________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

(НЕ)ЗАМЕЧЕННАЯ преследователем серая птичка выпорхнула из кустов.

(НЕ)ВДАЛЕКЕ от дома начинался лес.

(НЕ)РАСПРОДАННЫЕ в течение месяца игрушки уценили.

Дуня (НЕ)ЛИШЕНА обаяния.

(НЕ)НАЙДЯ у одноклассников поддержки, Алексей был вынужден выполнять требования руководителя кружка.

Ответ:_______________________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(И)ТАК, подытожим всё сказанное: лес – наш целитель, наше богатство и, (НА)КО-НЕЦ, лучший наряд земли.

Надо было дождаться Семёнова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.

Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

Николай (В)ТЕЧЕНИЕ всего спора молчал и только однажды В(ПОЛ)ГОЛОСА попросил Марину убрать самовар.

Лет сто назад (НА)ПРОТЯЖЕНИИ полувека на улице Московской в Курске располагалось (ДВУХ)ЭТАЖНОЕ здание, на фасаде которого красовалась вывеска «Кондитерская Н.П. Левашкевича».

Ответ:_______________________________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнём, и давно не глаже(4)ые штаны.

Ответ:_______________________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

2) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

3) Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

4) На земле жилось нелегко и поэтому я очень полюбил бездонное небо.

5) Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.

Ответ:_______________________________________

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.

Ответ:_______________________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Даниил Чёрный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том, что он увидел одарённость Андрея Рублёва и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника.

Ответ:_______________________________________

18. Расставьте знаки препинания : укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В садах романтического стиля (1) невозможно обойтись без дорожек из натурального камня (2) естественность (3) которых (4) подчёркивает поселившийся между камнями мох.

Ответ:_______________________________________

19. Расставьте знаки препинания : укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25.

(1)В первой редакции «Мастера и Маргариты» встреча московских литераторов с иностранным специалистом по белой и чёрной магии изображена не совсем так, как в том варианте, который мы привыкли читать. (2)Берлиоз объясняет молодому поэту Антоше Безродному (позже автор исправит на Ивана Бездомного), какую стихотворную подпись надо сочинить к уже готовому рисунку в журнале «Богоборец».(3)Поэт слушает своего наставника и при этом выводит прутиком на земле лик. (4)В этот самый момент в их разговор вмешивается загадочный иностранец. (5)Его приводит в горячий восторг воинствующий атеизм московских литераторов, но он желает удостовериться в прочности их безбожия. (6)Проверка на прочность исключает всякую двусмысленность: он предлагает молодому поэту растоптать ногами нарисованный на земле лик. (7)Слабо? (8)Поэт конфузится, ему кажется такое предложение нелепым: действительно, с какой радости он должен отплясывать под чужую дудочку?

(9)Но Воланд, шпион душ человеческих, знает, как подобрать ключик к этому нехитрому замочку: он хихикает над трусостью лжеатеистов, которые только на людях богохульствуют, а глубоко в душе припрятали веру в Бога! (10)Так, на всякий случай! (11)Иванушка начинает топтать рисунок, чтобы у иностранца не оставалось никаких сомнений в отваге и партийной принципиальности постоянного автора журнала «Богоборец».

(12)Позже Булгаков серьёзно переработал эту сцену, очевидно посчитав подобную провокацию представителя нечистой силы чрезмерно демонстративной, тенденциозной, почти фарсовой. (13)Но думается, что в черновом варианте очень явственно, чётко обнажена важная для Булгакова мысль: человека без веры легко обольстить, легко сбить с праведного пути, легко подчинить чужой воле. (14)Поэт, скорее всего, сам бы стёр свой механически начертанный рисунок, но Воланду важно было придать непроизвольным движениям глубоко нравственный, символико-ритуальный смысл. (15)Лёгкая насмешка, хохоток, щелчок по самолюбию – и Иванушка под беззвучный смешок беса исполняет свой обрядовый танец: подошва его сандалий удаляет с поверхности Земли очертания священного лика.

(16)Кажется, ничего особенного не случилось! (17)Ведь не икону бросили в огонь, ведь не крестик швырнули на тело убитой старухи, как это сделал Раскольников… (18)Что тут такого? (19)Созданное на пыли и вернулось в прах! (20)Но за внешней пустячностью происшедшего таится роковой смысл, неоглядную глубину которого не может прозреть человек. (21)Нет, Солнце по-прежнему восходит на востоке, по-прежнему Волга впадает в Каспийское море, по-прежнему время с той же постоянной скоростью стекает в вечность. (22)Но что-то изменилось в глубинных пластах человеческой истории. (23)На каком-то важном изгибе жизнь круто изломилась, и всё пошло не так, как должно было пойти.

(24)Понтий Пилат, отправивший на казнь безвинного человека, Иванушка Безродный, стёрший ногами скорбный лик… (25)Один совершил своё преступление под влиянием страха, другой поддался капризам умело раззадоренного самолюбия. (26)Если бы они могли знать, чем обернутся их действия! (27)Перед людьми, лишёнными веры, истина предстаёт как неизбежность, как необратимое последствие только тогда, когда уже поздно что-либо менять, когда утраченного уже не воротить. (28)Вера позволяет человеку видеть дальше собственного носа, вера даёт человеку силы жертвовать ради высокого и великого, вера даёт человеку духовность, приподнимающую его над обычным животным. (29)Только что теперь об этом говорить: трясущийся за свою жизнь Понтий Пилат уже утвердил приговор, поэт уже сплясал свой дикий танец… (30)Теперь поздно что- либо менять. (31)История свернула на тот смутный путь, куда её увлекло слепое и бездушное, как древний ящер, безверие.

(По В. Захарову*)

* Виктор Петрович Захаров (род. в 1939 г.) – современный публицист.

20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1. В последней редакции романа М. Булгаков серьёзно переработал сцену встречи московских литераторов с иностранным специалистом по белой магии.

3. М. Булгаков был убеждён, что человека без веры легко подчинить чужой воле.

4. Солнце по-прежнему восходит на востоке, и на фоне этой вечной повторяемости становится ясно, что от наших поступков мало что зависит.

5. Отсутствие твёрдых принципов делает человека игрушкой в руках тёмных сил.

Ответ:_______________________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1. В предложениях 3-4 содержится повествование.

2. В предложении 9 представлен вывод из содержания предложения 8.

3. В предложениях 12-13 представлено описание.

4. В предложениях 20-22 представлено рассуждение.

5. В предложении 25 заключена оценка литературных персонажей романа М. Булгакова.

Ответ:_______________________________________

22. Из предложений 12-14 выпишите контекстные синонимы (синонимическую пару).

Ответ:_______________________________________

23. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи форм слова и контекстных синонимов. Напишите номер этого предложения.

Ответ:_______________________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20 23.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термин из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

24. «Автор, раскрывая сложность взволновавшей его проблемы, сочетает в своём тексте контрастные стилевые потоки. Возвышенную эмоциональность придают тексту использованные автором средства языковой выразительности: троп – (А) _____ («дикий танец», «скорбный лик»), приём – (Б) _____ (предложения 21, 28), синтаксическое средство – (В) _____ (предложения 16, 26). Особое значение приобретают лексические средства, присущие разговорно-бытовой речи, среди которых особое место занимают (Г) _____ («отплясывать под чужую дудочку» в предложении 8, «видеть дальше собственного носа» в предложении 28)».

Список терминов:

1. риторические вопросы

2. диалектизмы

3. фразеологизмы

4. развернутые сравнения

5. лексический повтор

6. эпитет

7. литота

8. восклицательные предложения

9. слова высокого стиля

Ответ:

А

Б

В

Г

Часть 2

25. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Рассмотрим форму записи ответов задания части В по обществознанию на конкретных примерах.

Задания части В - это задания повышенного уровня сложности, требующие от школьников овладения умениями:
. анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица и др.);
. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
. устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами;
. различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы.

В данной статье хотелось бы обратить внимание выпускников на изменение формы записи в заданиях В5 и В6: вместо комбинации букв ответ записывается в форме комбинации цифр.

Рассмотрим форму записи ответов на конкретных примерах.


В6: Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Духовное __________ (А) выделилось на определенном этапе развития человека в особую сферу деятельности. Продукты этой деятельности существуют в _____________ (Б) индивидов. Они выражаются в ______________ (В) форме – язык, религия, стили искусства и т.д. Некоторые элементы культуры приобретают характер «вечных» ценностей, определяют ___________ (Г) и назначение человеческой жизни. Для духовного производства необходима материальная база – школы, театры, музеи, издательства, средства массовой коммуникации. В сфере духовного производства действует ряд ________________ (Д) , таких как церковь, образование, наука, искусство, а также отдельные специалисты. Продукты духовного производства представляют собой ____________ (Е) культурного опыта современников и всех предшествующих поколений».

Список терминов:
1) социальный статус;
2) синтез;
3) знаково-символический;
4) сознание;
5) социальный институт;
6) производство;
7) общество;
8) смысл;
9) устный.

Ответ:

А Б В Г Д Е
6 4 3 8 5 2

B6: Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ________ (А) . Это явление получило название социальной ________ (Б) . Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (В) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (Г) . ________ (Д) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (Е) : семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:
1) миграция;
2) мобильность;
3) горизонтальная;
4) институт;
5) статус;
6) вертикальная;
7) группа;
8) стратификация;
9) маргинализация.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ:

А Б В Г Д Е
5 2 3 1 6 4

В5: Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) В столице состоялся очередной Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов. (Б) В этом году он получил злободневную направленность и стал более современным. (В) Уровень представленных работ существенно возрос. (Г) Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым.


1) фактический характер;

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

А Б В Г
1 2 2 2

B5: Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (Б) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (В) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS-зависимость». (Г) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS сообщения по семь и более часов в день.

Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

А Б В Г
1 2 1 1
Использованные материалы:
1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010, 2011 гг. по обществознанию. www.fipi.ru
2. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2011. Обществознание. Типовые тестовые задания/ А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Н. И. Городецкая, Е. С. Королькова. – М.: Издательство «экзамен», 2011. www.alleng.ru

Вариант № 5203666

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответами к заданиям 1—26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел).


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике. Объём сочинения — не менее 150 слов.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите номера предложений, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Только телеграф, телефон и радио позволяют осуществлять обмен информацией между людьми.

2) Наиболее эффективным, по сравнению с телеграфом, телефоном и радио, современным способом обмена информацией между людьми, обеспечивающим скоростную доставку сообщения в любую точку земного шара, стала электронная почта.

3) Обмен информацией между людьми - главный двигатель прогресса.

4) Люди заинтересованы, чтобы информация дошла до адресата как можно скорее, поэтому инженерами были изобретены почта, телеграф, телефон и радио.

5) Современный способ обмена информацией между людьми, который обеспечивает скоростную доставку сообщения в любую точку земного шара, электронная почта, является наиболее эффективным, по сравнению с телеграфом, телефоном и радио, способом.


Ответ:

Какое из при-ведённых ниже слов (со-че-та-ний слов) долж-но быть на месте про-пус-ка в тре-тьем пред-ло-же-нии тек-ста?Вы-пи-ши-те это слово.

Кроме того,

Вслед-ствие того что

И толь-ко

По-это-му


Ответ:

Про-чи-тай-те фраг-мент сло-вар-ной ста-тьи, в ко-то-рой при-во-дят-ся зна-че-ния слова СВЯЗЬ. Опре-де-ли-те зна-че-ние, в ко-то-ром это слово упо-треб-ле-но в тре-тьем (3) пред-ло-же-нии тек-ста. Вы-пи-ши-те цифру, со-от-вет-ству-ю-щую этому зна-че-нию в при-ведённом фраг-мен-те сло-вар-ной ста-тьи.

СВЯЗЬ , -и, о связи, в связи и в связи, жен.

1. (в связи). От-но-ше-ние вза-им-ной за-ви-си-мо-сти, обу-слов-лен-но-сти, общ-но-сти между чем-н. С. тео-рии и прак-ти-ки. При-чин-ная с.

2. (в связи). Тес-ное об-ще-ние между кем-чем-н. Дру-же-ская с. Укреп-лять меж-ду-на-род-ные связи.

3. (в связи и в связи). Лю-бов-ные от-но-ше-ния, со-жи-тель-ство. Лю-бов-ная с. Быть в связи с кем-н.

4. мн. Близ-кое зна-ком-ство с кем-н., обес-пе-чи-ва-ю-щее под-держ-ку, по-кро-ви-тель-ство, вы-го-ду. Иметь связи во вли-я-тель-ных кру-гах. Боль-шие связи.

5. (в связи). Со-об-ще-ние с кем-чем-н., а также сред-ства, к-рые дают воз-мож-ность сно-сить-ся, со-об-щать-ся. Кос-ми-че-ская с. Живая с. (через связ-ных). Воз-душ-ная с. Меж-ду-го-род-ная те-ле-фон-ная с.

6. (в связи). От-расль на-род-но-го хо-зяй-ства, от-но-ся-ща-я-ся к сред-ствам та-ко-го со-об-ще-ния (почта, те-ле-граф, те-ле-фон, радио), а также со-во-куп-но-сти таких средств, со-сре-до-то-чен-ные в со-от-вет-ству-ю-щих учре-жде-ни-ях. Служ-ба связи. Ра-бот-ни-ки связи.

7. (в связи), обыч-но мн. Часть стро-и-тель-ной кон-струк-ции, со-еди-ня-ю-щая её ос-нов-ные эле-мен-ты (спец.).


Ответ:

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Ответ:

В одном из при-ведённых ниже пред-ло-же-ний НЕ-ВЕР-НО упо-треб-ле-но вы-де-лен-ное слово. Ис-правь-те лек-си-че-скую ошиб-ку, по-до-брав к вы-де-лен-но-му слову па-ро-ним. За-пи-ши-те по-до-бран-ное слово.

Пе-ре-се-лен-цам в этих краях при-хо-ди-лось очень туго: КА-МЕН-НАЯ почва с тру-дом под-да-ва-лась об-ра-бот-ке.

Эти двое пар-ней об-ла-да-ли ДЕЙ-СТВЕН-НОЙ силой, бла-го-да-ря ко-то-рой си-ту-а-ция быст-ро раз-ре-ши-лась.

ДЕЙ-СТВУ-Ю-ЩИЕ в нашей ор-га-ни-за-ции пра-ви-ла не поз-во-ля-ют со-труд-ни-кам от-лу-чать-ся с ра-бо-чих мест более чем на 10 минут.

Да и сам ди-рек-тор об-ла-дал, как го-во-рят, «ДЕ-ЛЯ-ЧЕ-СКИМ» под-хо-дом и ви-де-ни-ем про-блем.

ДОЖ-ДЕ-ВУЮ воду мы все-гда со-би-ра-ли, а затем по-ли-ва-ли ею ком-нат-ные цветы.

Ответ:

В одном из вы-де-лен-ных ниже слов до-пу-ще-на ошиб-ка в об-ра-зо-ва-нии формы слова. Ис-правь-те ошиб-ку и за-пи-ши-те слово пра-виль-но.

из-вест-ные ЛЕК-ТО-РЫ

пара ЧУЛОК

ИЗ-РЕ-ШЕЧЁННЫЙ

Ответ:

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Б) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) неправильное построение предложения с косвенной речью

1) Продумав распорядок дня до мелочей, учитывалось то, что у меня напряжённый график работы.

2) Среди домов, построенным на этой улице, было несколько многоэтажных.

3) Я знаю, что язык - самая живая и прочная связь, которая объединяет все поколения в одно великое историческое целое - народ.

4) Фёдор Абрамов вспоминал, как по приезде в Москву «на меня обрушилось всё худшее, что таит в себе поздняя осень».

5) Те из лингвистов, кто занимался исследованием языка художественной литературы, не сомневается в особой роли глагола и в поэтическом,и в прозаическом тексте.

6) Внимательно наблюдая за отдельными животными, учёные выявили некоторые закономерности их поведения.

7) В рассказе К.Г. Паустовского «Скрипучих половицах» говорится о роли русской природы в жизни и творчестве великого композитора П. И. Чайковского.

8) В очередной раз перечитал Д.С. Лихачёва, случайно обратив внимание на пропущенную ранее интересную мысль о храме, который известен как храм Василия Блаженного.

A Б В Г Д

Ответ:

Опре-де-ли-те слово, в ко-то-ром про-пу-ще-на без-удар-ная про-ве-ря-е-мая глас-ная корня. Вы-пи-ши-те это слово, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

уст..рев-ший

игн..ри-ро-вать

уск..кать

пр..гно-зи-ру-е-мый

Ответ:

Опре-де-ли-те ряд, в ко-то-ром в обоих сло-вах про-пу-ще-на одна и та же буква. Вы-пи-ши-те эти слова, вста-вив про-пу-щен-ную букву.

ра..бро-сать, бе..бо-лез-нен-ный;

р..спо-ря-дить-ся, с.гла-сие;

пр..об-ра-зо-вать, пр..ори-тет;

вз..скать, сверх..нте-рес-ный;

по..став-ка, о..га-ды-вать.

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

причудл..вый

зал..вать

заманч..вый

фланел..вый

Ответ:

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

независ..мый

подозрева..мый

расходу..мые

пригрева..мое

колебл..мый

Ответ:

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Обломов, с детства (не)привыкший к труду, только мечтает о серьёзной деятельности.

Водитель (не)смог избежать столкновения со встречным автомобилем.

(Не)новый французский роман, а сочинение двухсотлетней давности - вот что вдруг завладело вниманием читателей журнала «Москвитянин».

Барыне (не)здоровилось, и она рано покинула гостиную.

Долина, ещё (не)озаряемая солнцем, лежит в дымке тумана.

Ответ:

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

ЧТО (БЫ) разжечь костер, требовалось топливо, но и вокруг нас, и (В) ДАЛИ была лишь голая степь.

В пятницу мы обработали (В) ДВОЕ больше заявок, чем обычно, однако часть работы всё равно пришлось взять (НА) ДОМ.

(В) ТЕЧЕНИЕ дня шторм не стихал, (ПО) ЭТОМУ катерам запрещено было выходить из бухты.

Имейте (В) ВИДУ, что ваша шалость ВРЯД (ЛИ) легко сойдёт вам с рук.

(ПО)СКОЛЬКУ утро было теплым, мы решили ТАК(ЖЕ), как и вчера, пройтись по набережной.

Ответ:

Ука-жи-те все цифры, на месте ко-то-рых пи-шет-ся одна буква Н.

Поэма «Мед-ный всад-ник» - по-и-сти(1)е одно из самых со-вер-ше(2)ых про-из-ве-де-ний А. С. Пуш-ки-на - была на-пи-са(3)а, как и «Ев-ге-ний Оне-гин», четырёхстоп-ным ямбом.

Ответ:

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Старого лесника не страшили нехоженые тропы и глубокие пещеры и не пугала встреча с дикими животными.

2) Я видел только верхушки ивняка да обрывистый край противоположного берега.

3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

4) Челкаш сожалел об этой молодой жизни посмеивался над ней и даже огорчался за неё.

5) Ближе к осени мои ласточки всё реже прилетали к гнезду а потом покружились во дворе сказали мне что-то на своём птичьем языке и улетели в тёплые края.

Ответ:

Ребята из нашего класса столпились около школьной ограды (1) что-то обсуждая (2) и я (3) заинтересованный (4) подошёл поближе.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

За свою (1) в сущности (2) не слишком долгую жизнь Иосиф Бродский создал немалое количество лирических шедевров и (3) среди них (4) несколько десятков произведений особого, им созданного жанра – «большое стихотворение».

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Чувствительной героине (1) роль (2) которой (3) играет дочь Фамусова (4) нужен мечтательный и робкий собеседник.

Ответ:

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал.

Ответ:

Какие из вы-ска-зы-ва-ний со-от-вет-ству-ют со-дер-жа-нию тек-ста? Ука-жи-те но-ме-ра от-ве-тов.

1) Герой-рас-сказ-чик по-ла-га-ет, что люди вы-би-ра-ют ме-стом сво-е-го жи-тель-ства уединённый ост-ров для того, чтобы ис-пы-тать чув-ство покоя и оди-но-че-ства.

2) По мне-нию героя-рас-сказ-чи-ка, ост-ров-ные жи-те-ли живут не спеша по-то-му, что от бур-но-го, су-ет-ли-во-го мира их от-де-ля-ет вод-ное про-стран-ство.

3) Герой-рас-сказ-чик счи-та-ет, что не-то-роп-ли-вость ост-ров-но-го че-ло-ве-ка объ-яс-ня-ет-ся его сла-бо-стью.

4) По убеж-де-нию героя-рас-сказ-чи-ка, жи-те-лям ост-ро-вов не сле-ду-ет быть столь мед-ли-тель-ны-ми.

5) Если к сво-е-му окру-же-нию и к сво-е-му вре-ме-ни от-но-сить-ся вни-ма-тель-но, то вещи спо-соб-ны за-иг-рать но-вы-ми гра-ня-ми.


(По В. Кравченко*.)

Ответ:

Какие из пе-ре-чис-лен-ных утвер-жде-ний яв-ля-ют-ся вер-ны-ми? Ука-жи-те но-ме-ра от-ве-тов.

Цифры ука-жи-те в по-ряд-ке воз-рас-та-ния.

1) В пред-ло-же-ни-ях 20-22 пред-став-ле-но рас-суж-де-ние.

2) Пред-ло-же-ния 2-4 вклю-ча-ют опи-са-ние.

3) Пред-ло-же-ния 9-10 со-дер-жат по-вест-во-ва-ние.

4) Пред-ло-же-ние 24 разъ-яс-ня-ет суж-де-ние, вы-ска-зан-ное в пред-ло-же-нии 23 тек-ста.

5) Пред-ло-же-ния 11-14 не со-дер-жит по-сле-до-ва-тель-ных дей-ствий героя.


(1)Я зачарованно слоняюсь по сонным, травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам града-острова Свияжска. (2)3десь каждый домишко гордится своим отличием от других, каждый - себе на уме. (З)Много кирпичных, очень старых купеческих и мещанских домов, которые кое-как приспособили под современное жильё. (4)Гнилые двери, кривые от старости рамы и скособоченные крылечки говорят о времени.

(5)Выхожу на откос под стенами Успенского монастыря, с которого хорошо видно бескрайний волжский простор с рядами голубых островов и клонящимся к горизонту солнцем. (6)Я знаю, что где-то там, в теряющейся дали, находится устье впадающей в Волгу Свияги, давшей имя этому чудо-городку.

(7)Дорожка под стенами монастыря вымощена плитами, усажена окультуренными деревцами. (8)Падаю в ковыли вблизи двух дерев, причудливо сплетённых, словно в танце, стволами, под голову кладу рюкзачок.

(9)Небо над головой у меня свежо голубело, как в ветреном марте. (10)Ближе к западному краю к его ясной лазури примешивалась трудноуловимая жемчужная муть. (11)Я долго лежал под этим небом. (12)Ощутив голод, пожевал сухарей. (13) Наевшись сухарей и почувствовав жажду, сделал пару глотков из фляги.

(14) Пригревшись на солнышке, даже вздремнул.

(15)3а это время меня никто не потревожил, ни один человек не прошёл по дороге, на обочине которой я расположился. (16)Эта пауза, в которую я погрузился, на какое-то время выпав из действительности, несла в себе некий смысл. (17)Одолев полторы тысячи километров, я летел сюда сломя голову, с великими усилиями переваливал через дамбы, попадал в шторма, страдал от палящего солнца и дождя, боролся с комарьём... (18)И всё для того, чтоб очутиться в этом месте в этот достопамятный день и час, чтобы рухнуть под грузом своей усталости в эту траву под белыми стенами старого монастыря...

(19)Прожив двое суток в Свияжске, я, конечно, не мог не почувствовать очарование этого места. (20)Разгадка, видимо, коренилась в психологии здешних жителей - островитян. (21)Островной человек проживает свою жизнь медленно и подробно, спешить ему некуда, потому что кругом вода. (22)На острове течение времени замедляется, как это бывает на космическом корабле, летящем с околосветовой скоростью.

(23)Островной человек прежде всего экономен во всём, ведь каждую мелочь надо завозить с материка. (24)На острове любой гвоздь и деревяшка не выбрасываются, а предусмотрительно откладываются в сторону, чтоб потом снова быть пущенными в ход.

(25)Именно здесь, на острове, я понял, что если к своему окружению и к своему времени относиться внимательно, бережно, то есть не спеша, вдумчиво и серьёзно, то вещи начинают играть своими гранями, открывая хозяину новые сущности. (26)Всякая минута тогда полнится, как подступающее тесто в кадке, набухая смыслами и символами. (27)Открывая нам глубину повседневного.

(По В. Кравченко*.)

* Владимир Фёдорович Кравченко (род. в 1953 году) - русский писатель-публицист.

Источник текста: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та 04.10.2012 ва­ри­ант 1

Ответ:

Какое слово использовано в тексте в переносном значении? Запишите его.

жильё (предложение 3)

вымощена (предложение 7)

ясной (предложение 10)

погрузился (предложение 16)


(1)Я зачарованно слоняюсь по сонным, травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам града-острова Свияжска. (2)3десь каждый домишко гордится своим отличием от других, каждый - себе на уме. (З)Много кирпичных, очень старых купеческих и мещанских домов, которые кое-как приспособили под современное жильё. (4)Гнилые двери, кривые от старости рамы и скособоченные крылечки говорят о времени.

(5)Выхожу на откос под стенами Успенского монастыря, с которого хорошо видно бескрайний волжский простор с рядами голубых островов и клонящимся к горизонту солнцем. (6)Я знаю, что где-то там, в теряющейся дали, находится устье впадающей в Волгу Свияги, давшей имя этому чудо-городку.

(7)Дорожка под стенами монастыря вымощена плитами, усажена окультуренными деревцами. (8)Падаю в ковыли вблизи двух дерев, причудливо сплетённых, словно в танце, стволами, под голову кладу рюкзачок.

(9)Небо над головой у меня свежо голубело, как в ветреном марте. (10)Ближе к западному краю к его ясной лазури примешивалась трудноуловимая жемчужная муть. (11)Я долго лежал под этим небом. (12)Ощутив голод, пожевал сухарей. (13) Наевшись сухарей и почувствовав жажду, сделал пару глотков из фляги.

(14) Пригревшись на солнышке, даже вздремнул.

(15)3а это время меня никто не потревожил, ни один человек не прошёл по дороге, на обочине которой я расположился. (16)Эта пауза, в которую я погрузился, на какое-то время выпав из действительности, несла в себе некий смысл. (17)Одолев полторы тысячи километров, я летел сюда сломя голову, с великими усилиями переваливал через дамбы, попадал в шторма, страдал от палящего солнца и дождя, боролся с комарьём... (18)И всё для того, чтоб очутиться в этом месте в этот достопамятный день и час, чтобы рухнуть под грузом своей усталости в эту траву под белыми стенами старого монастыря...

(19)Прожив двое суток в Свияжске, я, конечно, не мог не почувствовать очарование этого места. (20)Разгадка, видимо, коренилась в психологии здешних жителей - островитян. (21)Островной человек проживает свою жизнь медленно и подробно, спешить ему некуда, потому что кругом вода. (22)На острове течение времени замедляется, как это бывает на космическом корабле, летящем с околосветовой скоростью.

(23)Островной человек прежде всего экономен во всём, ведь каждую мелочь надо завозить с материка. (24)На острове любой гвоздь и деревяшка не выбрасываются, а предусмотрительно откладываются в сторону, чтоб потом снова быть пущенными в ход.

(25)Именно здесь, на острове, я понял, что если к своему окружению и к своему времени относиться внимательно, бережно, то есть не спеша, вдумчиво и серьёзно, то вещи начинают играть своими гранями, открывая хозяину новые сущности. (26)Всякая минута тогда полнится, как подступающее тесто в кадке, набухая смыслами и символами. (27)Открывая нам глубину повседневного.

(По В. Кравченко*.)

* Владимир Фёдорович Кравченко (род. в 1953 году) - русский писатель-публицист.

Источник текста: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та 04.10.2012 ва­ри­ант 1

Ответ:

Среди пред-ло-же-ний 9-14 най-ди-те такое(-ие), ко-то-рое(-ые) свя-за-но(-ы) с преды-ду-щим при по-мо-щи при-тя-жа-тель-но-го ме-сто-име-ния. На-пи-ши-те номер(-а) этого(-их) пред-ло-же-ния(-ий).


(1)Я зачарованно слоняюсь по сонным, травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам града-острова Свияжска. (2)3десь каждый домишко гордится своим отличием от других, каждый - себе на уме. (З)Много кирпичных, очень старых купеческих и мещанских домов, которые кое-как приспособили под современное жильё. (4)Гнилые двери, кривые от старости рамы и скособоченные крылечки говорят о времени.

(5)Выхожу на откос под стенами Успенского монастыря, с которого хорошо видно бескрайний волжский простор с рядами голубых островов и клонящимся к горизонту солнцем. (6)Я знаю, что где-то там, в теряющейся дали, находится устье впадающей в Волгу Свияги, давшей имя этому чудо-городку.

(7)Дорожка под стенами монастыря вымощена плитами, усажена окультуренными деревцами. (8)Падаю в ковыли вблизи двух дерев, причудливо сплетённых, словно в танце, стволами, под голову кладу рюкзачок.

(9)Небо над головой у меня свежо голубело, как в ветреном марте. (10)Ближе к западному краю к его ясной лазури примешивалась трудноуловимая жемчужная муть. (11)Я долго лежал под этим небом. (12)Ощутив голод, пожевал сухарей. (13) Наевшись сухарей и почувствовав жажду, сделал пару глотков из фляги.

(14) Пригревшись на солнышке, даже вздремнул.

(15)3а это время меня никто не потревожил, ни один человек не прошёл по дороге, на обочине которой я расположился. (16)Эта пауза, в которую я погрузился, на какое-то время выпав из действительности, несла в себе некий смысл. (17)Одолев полторы тысячи километров, я летел сюда сломя голову, с великими усилиями переваливал через дамбы, попадал в шторма, страдал от палящего солнца и дождя, боролся с комарьём... (18)И всё для того, чтоб очутиться в этом месте в этот достопамятный день и час, чтобы рухнуть под грузом своей усталости в эту траву под белыми стенами старого монастыря...

(19)Прожив двое суток в Свияжске, я, конечно, не мог не почувствовать очарование этого места. (20)Разгадка, видимо, коренилась в психологии здешних жителей - островитян. (21)Островной человек проживает свою жизнь медленно и подробно, спешить ему некуда, потому что кругом вода. (22)На острове течение времени замедляется, как это бывает на космическом корабле, летящем с околосветовой скоростью.

(23)Островной человек прежде всего экономен во всём, ведь каждую мелочь надо завозить с материка. (24)На острове любой гвоздь и деревяшка не выбрасываются, а предусмотрительно откладываются в сторону, чтоб потом снова быть пущенными в ход.

(25)Именно здесь, на острове, я понял, что если к своему окружению и к своему времени относиться внимательно, бережно, то есть не спеша, вдумчиво и серьёзно, то вещи начинают играть своими гранями, открывая хозяину новые сущности. (26)Всякая минута тогда полнится, как подступающее тесто в кадке, набухая смыслами и символами. (27)Открывая нам глубину повседневного.

(По В. Кравченко*.)

* Владимир Фёдорович Кравченко (род. в 1953 году) - русский писатель-публицист.

Источник текста: МИОО: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та 04.10.2012 ва­ри­ант 1

(9)Ближе к за-пад-но-му краю к его ясной ла-зу-ри при-ме-ши-ва-лась труд-но-уло-ви-мая жем-чуж-ная муть. (10)Я долго лежал под этим небом. (11)Ощу-тив голод, по-же-вал су-ха-рей. (12) На-ев-шись су-ха-рей и по-чув-ство-вав жажду, сде-лал пару глот-ков из фляги.

(13) При-грев-шись на сол-ныш-ке, даже вздрем-нул.

(14)3а это время меня никто не по-тре-во-жил, ни один че-ло-век не прошёл по до-ро-ге, на обо-чи-не ко-то-рой я рас-по-ло-жил-ся.


Ответ:

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Отрывок из произведения В. Ф. Кравченко «Книга реки» представляет собой «путевые заметки» человека, путешествующего по отдалённым уголкам нашей страны. Текст, в котором воссозданы сиюминутные впечатления автора и его размышления об увиденном, отличается простотой и яркой образностью. Это отразилось в использовании таких тропов, как (А)_____ («травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам» в предложении 1, «трудноуловимая жемчужная муть» в предложении 10) и (Б)_____ (предложения 2, 4). К лексическим средствам выразительности, встречающимся в тексте, относятся также (В)_____ («себе на уме» в предложении 2, «сломя голову» в предложении 17). Из синтаксических средств автор применяет (Г)_____ («конечно» в предложении 19, «видимо» в предложении 20).

Список терминов:

1) гипербола(-ы)

2) обращение(-я)

3) вводные слова

4) парцелляция

5) сравнение(-я)

6) олицетворение(-я)

7) фразеологизм(-ы)

8) эпитет(-ы);

9) контекстуальные синонимы

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A Б В Г

(1)Я зачарованно слоняюсь по сонным, травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам града-острова Свияжска. (2)3десь каждый домишко гордится своим отличием от других, каждый - себе на уме. (З)Много кирпичных, очень старых купеческих и мещанских домов, которые кое-как приспособили под современное жильё. (4)Гнилые двери, кривые от старости рамы и скособоченные крылечки говорят о времени.

(5)Выхожу на откос под стенами Успенского монастыря, с которого хорошо видно бескрайний волжский простор с рядами голубых островов и клонящимся к горизонту солнцем. (6)Я знаю, что где-то там, в теряющейся дали, находится устье впадающей в Волгу Свияги, давшей имя этому чудо-городку.

(7)Дорожка под стенами монастыря вымощена плитами, усажена окультуренными деревцами. (8)Падаю в ковыли вблизи двух дерев, причудливо сплетённых, словно в танце, стволами, под голову кладу рюкзачок.

(9)Небо над головой у меня свежо голубело, как в ветреном марте. (10)Ближе к западному краю к его ясной лазури примешивалась трудноуловимая жемчужная муть. (11)Я долго лежал под этим небом. (12)Ощутив голод, пожевал сухарей. (13) Наевшись сухарей и почувствовав жажду, сделал пару глотков из фляги.

(14) Пригревшись на солнышке, даже вздремнул.

(15)3а это время меня никто не потревожил, ни один человек не прошёл по дороге, на обочине которой я расположился. (16)Эта пауза, в которую я погрузился, на какое-то время выпав из действительности, несла в себе некий смысл. (17)Одолев полторы тысячи километров, я летел сюда сломя голову, с великими усилиями переваливал через дамбы, попадал в шторма, страдал от палящего солнца и дождя, боролся с комарьём... (18)И всё для того, чтоб очутиться в этом месте в этот достопамятный день и час, чтобы рухнуть под грузом своей усталости в эту траву под белыми стенами старого монастыря...

(19)Прожив двое суток в Свияжске, я, конечно, не мог не почувствовать очарование этого места. (20)Разгадка, видимо, коренилась в психологии здешних жителей - островитян. (21)Островной человек проживает свою жизнь медленно и подробно, спешить ему некуда, потому что кругом вода. (22)На острове течение времени замедляется, как это бывает на космическом корабле, летящем с околосветовой скоростью.

(23)Островной человек прежде всего экономен во всём, ведь каждую мелочь надо завозить с материка. (24)На острове любой гвоздь и деревяшка не выбрасываются, а предусмотрительно откладываются в сторону, чтоб потом снова быть пущенными в ход.

(25)Именно здесь, на острове, я понял, что если к своему окружению и к своему времени относиться внимательно, бережно, то есть не спеша, вдумчиво и серьёзно, то вещи начинают играть своими гранями, открывая хозяину новые сущности. (26)Всякая минута тогда полнится, как подступающее тесто в кадке, набухая смыслами и символами. (27)Открывая нам глубину повседневного.

Сфор-му-ли-руй-те по-зи-цию ав-то-ра (рас-сказ-чи-ка). Вы-ра-зи-те своё от-но-ше-ние к по-зи-ции ав-то-ра по про-бле-ме ис-ход-но-го тек-ста (со-гла-сие или не-со-гла-сие) и обос-нуй-те его.

Объём со-чи-не-ния - не менее 150 слов.

Ра-бо-та, на-пи-сан-ная без опоры на про-чи-тан-ный текст (не по дан-но-му тек-сту), не оце-ни-ва-ет-ся. Если со-чи-не-ние пред-став-ля-ет собой пе-ре-ска-зан-ный или пол-но-стью пе-ре-пи-сан-ный ис-ход-ный текст без каких бы то ни было ком-мен-та-ри-ев, то такая ра-бо-та оце-ни-ва-ет-ся 0 бал-лов.

Со-чи-не-ние пи-ши-те ак-ку-рат-но, раз-бор-чи-вым по-чер-ком.


(1)Я зачарованно слоняюсь по сонным, травяным, погружённым в глубокую патриархальность улочкам града-острова Свияжска. (2)3десь каждый домишко гордится своим отличием от других, каждый - себе на уме. (З)Много кирпичных, очень старых купеческих и мещанских домов, которые кое-как приспособили под современное жильё. (4)Гнилые двери, кривые от старости рамы и скособоченные крылечки говорят о времени.

(5)Выхожу на откос под стенами Успенского монастыря, с которого хорошо видно бескрайний волжский простор с рядами голубых островов и клонящимся к горизонту солнцем. (6)Я знаю, что где-то там, в теряющейся дали, находится устье впадающей в Волгу Свияги, давшей имя этому чудо-городку.

(7)Дорожка под стенами монастыря вымощена плитами, усажена окультуренными деревцами. (8)Падаю в ковыли вблизи двух дерев, причудливо сплетённых, словно в танце, стволами, под голову кладу рюкзачок.

(9)Небо над головой у меня свежо голубело, как в ветреном марте. (10)Ближе к западному краю к его ясной лазури примешивалась трудноуловимая жемчужная муть. (11)Я долго лежал под этим небом. (12)Ощутив голод, пожевал сухарей. (13) Наевшись сухарей и почувствовав жажду, сделал пару глотков из фляги.

(14) Пригревшись на солнышке, даже вздремнул.

(15)3а это время меня никто не потревожил, ни один человек не прошёл по дороге, на обочине которой я расположился. (16)Эта пауза, в которую я погрузился, на какое-то время выпав из действительности, несла в себе некий смысл. (17)Одолев полторы тысячи километров, я летел сюда сломя голову, с великими усилиями переваливал через дамбы, попадал в шторма, страдал от палящего солнца и дождя, боролся с комарьём... (18)И всё для того, чтоб очутиться в этом месте в этот достопамятный день и час, чтобы рухнуть под грузом своей усталости в эту траву под белыми стенами старого монастыря...

(19)Прожив двое суток в Свияжске, я, конечно, не мог не почувствовать очарование этого места. (20)Разгадка, видимо, коренилась в психологии здешних жителей - островитян. (21)Островной человек проживает свою жизнь медленно и подробно, спешить ему некуда, потому что кругом вода. (22)На острове течение времени замедляется, как это бывает на космическом корабле, летящем с околосветовой скоростью.

(23)Островной человек прежде всего экономен во всём, ведь каждую мелочь надо завозить с материка. (24)На острове любой гвоздь и деревяшка не выбрасываются, а предусмотрительно откладываются в сторону, чтоб потом снова быть пущенными в ход.

(25)Именно здесь, на острове, я понял, что если к своему окружению и к своему времени относиться внимательно, бережно, то есть не спеша, вдумчиво и серьёзно, то вещи начинают играть своими гранями, открывая хозяину новые сущности. (26)Всякая минута тогда полнится, как подступающее тесто в кадке, набухая смыслами и символами. (27)Открывая нам глубину повседневного.

Кандидат технических наук В. ЛЕВИН

На определенном этапе развития цивилизации на Земле обмен информацией между людьми стал главным двигателем прогресса. Когда возникла письменность и появились первые документы, их стали пересылать, подчас на большие расстояния. Со временем пришло понимание того, что важно не только чтобы послание дошло до адресата, но и чтобы это произошло возможно быстрее. Возникла даже особая должность гонца, ставшего прямым предтечей почтальона. Почту доставляли на лошадях, парусных судах, позже - на поездах, пароходах, самолетах. Но зачастую и их скорость была недостаточна, и благодаря гению инженеров в распоряжение человечества поступают телеграф, телефон и радио. Современное поколение стало свидетелем такого, еще недавно казавшегося фантастическим, средства связи, как электронная почта. С ее помощью можно послать сообщение в любую точку земного шара, и через считанные секунды абонент его получит.

Под действием сжатого воздуха контейнер с корреспонденцией несется по трубе со скоростью десятков метров в секунду.

Движителем в беспатронной пневмопочте выступает бумажный парус из согнутого края документа.

Крышка контейнера имеет специальный замок-защелку.

Когда контейнер минует изогнутую часть трубопровода, между его корпусом и стенкой трубы должен оставаться зазор.

В месте загрузки патрона имеется крышка, которую закрывают, смещая ее в осевом направлении.

В этом трубопроводе паз для загрузки патрона закрывают крышкой, поворачивая ее по окружности.

При выгрузке патрона срабатывает электромагнит и выталкивает патрон наружу.

Патрон загружают в трубу, торец которой заключен в герметичный ящик.

На пульте станции пневмопочты имеется номеронабиратель для задания адреса.

БУМАЖКИ СОХРАНЯЮТ ПОЗИЦИИ

Чего же еще желать? Действительно, достижения техники не могут не изумлять. Однако почти всегда в бочку меда попадает ложка дегтя. Во всех случаях, кроме традиционной почты, мы имеем дело с виртуальными документами, а посылку или бандероль по электронной почте не передашь. При необходимости переслать реальный предмет в другой город или страну пока придется мириться с существующими скоростями средств транспорта, а вот для расстояний в пределах города у почтовой и курьерской служб (вспоминается реплика Хлестакова из бессмертного «Ревизора»: «По улицам курьеры, курьеры, курьеры… тридцать пять тысяч одних курьеров!») есть вполне приемлемая альтернатива. Это - пневматическая почта, которой исполнилось полтора века. Кстати, пневматическая почта может работать и в пределах одного здания, избавляя сотрудников от нудного хождения с бумажками по кабинетам.

Правда, сжатый воздух для передачи письменных сообщений по трубопроводу впервые применен в 1792 году в 50-метровой колокольне венского собора Святого Стефана. Колокольня соединялась со сторожкой трубой, по которой записки с сообщениями о замеченных в городе пожарах пересылались в специальном металлическом патроне.

Прототип пневматической почты придумал Роуланд Хилл, один из изобретателей почтовой марки. Он смоделировал размещенную под землей систему труб для ускорения пересылки письменных сообщений с помощью сжатого воздуха. По проекту Р. Хилла в 1854 году в Лондоне запустили первую линию пневмопочты длиной 200 м; по ней переправляли телеграммы из здания фондовой биржи в зал главного телеграфа. В 1858 году в том же Лондоне построили линию пневмопочты протяженностью 100 м. Ее автор - физик Кларк. В 1862 году заработала пневмопочта между лондонским вокзалом Истон и почтамтом Кемпден. Эти системы были не очень надежны, часто ломались, и их вскоре закрыли. Более совершенный проект предложил инженер Джонсон, и эксплуатация новых линий показала хорошие результаты. Для примера, расстояние в 300 м патрон сферической формы преодолевал за 11 с.

В Германии первая линия пневмопочты заработала в 1865 году в Берлине. Уже в 1875 году корреспонденция путешествовала по целой сети воздухопроводов, соединявших 15 почтовых отделений, которые были разбросаны по разным концам города. Самый длинный участок протяженностью 12 км контейнеры с почтой преодолевали за 35 мин.Существовала пневмопочта в Италии, во Франции и в Австрии.

В Праге до сих пор работает пневмопочта, открытая в 1899 году. Протяженность первых трубопроводов составляла всего несколько десятков метров, но уже к началу 1930-х годов была сформирована разветвленная сеть подземных труб, охватившая все районы города. По ней пересылают письма, телеграммы, периодические издания. Телеграмма из почтового отделения добирается до центрального почтамта всего за 5 мин.

Пражская пневмопочта обслуживает 46 абонентов - банки, крупнейшие предприятия и внешнеторговые организации, редакции центральных газет, телевидения, телеграфное агентство и 30 почтовых отделений. Центральная диспетчерская и воздуходувная установка размещены в здании почтамта, но все абоненты связаны не только с почтамтом, но и друг с другом. Всего возможны 1035 вариантов адресации. Ежемесячно по пневмопочте отправляют 35 000 патронов вместимостью до 600 г со счетами, телеграммами, письмами, газетами и журналами. Почтовые автомобили в часы пик могут двигаться по Праге со скоростью не выше 20 км/ч, а для пневмопочты часов пик просто не существует. Патроны «бегут» по трубам со скоростью 34 км/ч. В настоящее время под Прагой проложено почти 60 км трубопровода, пересекающего в трех местах Влтаву. Для обслуживания механизмов пневмопочты нужны всего пять человек. К тому же стоимость электроэнергии, расходуемой воздуходувной установкой, намного ниже стоимости бензина, затрачиваемого при перевозке почты автомобилями.

В 1892 году с первой линией пневмопочты в Новом Свете познакомились жители Филадельфии (США). Она соединила здания биржи и главного почтамта. На доставку каждого патрона от почтамта до биржи, расстояние между которыми составляло около 800 м, уходила 1 мин, а обратный путь занимал 65 с. То, что первым абонентом пневмопочты оказалась биржа, неслучайно. Ведь оперативная информация о деловой конъюнктуре помогала маклерам делать целые состояния.

В той же Филадельфии трубопроводом пневмопочты соединили главный почтамт с вокзалом Пенсильванской железной дороги. Здесь расстояние в 1,5 км преодолевалось за 1 мин 25 с. Вскоре пневмопочта появилась в Бостоне и Нью-Йорке. Трубы диаметром 8 дюймов на Нью-Йоркском почтамте заканчивались возле столов для сортировки и штемпелевания писем. Каждый патрон вмещал до 600 писем. Разветвленная сеть пневмопочты соединяла главный почтамт Нью-Йорка с почтовыми отделениями. Протяженность самого длинного участка составляла 5600 м, и по нему почта проходила за 7 мин. Ежедневно по трубам пересылали до 3 т корреспонденции.

В России пневматическая почта не завоевала сколько-либо заметной популярности. Ею были оборудованы лишь несколько почтамтов Москвы и Санкт-Петербурга, да и то она служила для перемещения корреспонденции только внутри зданий. Но зато, когда в 1938 году экипаж в составе В. Гризодубовой, П. Осипенко и М. Расковой совершал полет рекордной дальности на самолете ДВ-2 «Родина», летчицы, находившиеся в разных отсеках, могли не только переговариваться по телефону, но и обмениваться посланиями по пневмопочте.

Пневмопочта связывала различные подразделения редакционно-издательского комбината «Правда», построенного в 1930-х годах. Но до наших дней она не дожила. А жаль, блестящие латунные трубы выглядели настоящим украшением интерьера.

ПО ТРУБАМ ТРАНСПОРТИРУЮТ НЕ ТОЛЬКО ГАЗ, НЕФТЬ И ВОДУ

В конструкциях всех систем пневмопочты обязательно присутствуют транспортные трубопроводы, станции приема и отправки, а также воздуходувные машины. В большинстве случаев корреспонденцию (документы, банкноты, другие мелкие грузы) пересылают в специальных контейнерах, или патронах. Существует и беспатронная пневмопочта. Она удобна тем, что не приходится возвращать патроны к пункту отправки. Но у нее есть и существенные недостатки: во-первых, для пересылаемых документов необходима специальная плотная бумага, а во-вторых, трубопроводы приходится делать прямоугольного сечения, а это трудно и дорого.

Воздухопроводы представляют собой трубы из стали, алюминия, латуни или даже асбоцемента (если они идут под землей), а в последнее время для труб используют поливинл-хлорид или прозрачный пластик. Диаметр труб колеблется от 37 до 120 мм.

Патроны имеют цилиндрический корпус, диаметр которого примерно на 25% меньше внутреннего диаметра трубы, с укрепленными на нем уплотнительными кольцами из фетра или кожи. Выбор материала колец объясняется тем, что он должен быть эластичным, чтобы в системе сохранялась герметичность при небольших отклонениях размеров трубы, и иметь небольшой коэффициент трения.

Как правило, трубопроводы не бывают прямыми, и в местах поворота радиус изгиба делают достаточно большим: тогда патрон не застрянет.

Патроны перед пересылкой запираются на замок, причем для сохранения конфиденциальности применяют кодовые замки (в настоящее время - на микрочипах).

Узлы загрузки и выгрузки патронов имеют две модификации. По одному варианту в трубе делают для патрона паз, который закрывается крышкой, перемещаемой в осевом или окружном направлении. При выгрузке патрона, когда открывается крышка, срабатывает электромагнит, и его сердечник выталкивает патрон.

В другом случае патрон загружается с торца трубы, находящегося в герметически закрываемом металлическом ящике.

НЕ ЗАБЛУДИТЬСЯ БЫ БЕЗ АДРЕСА

Когда патрон оказывается в трубе, важно помочь ему добраться до адресата. Как уже говорилось, патрон движется под давлением сжатого воздуха. Поскольку его масса не превышает 2 кг, давление от воздуходувки может не превышать нескольких долей атмосферы. Но компрессор должен обладать высокой производительностью: от этого параметра зависит скорость движения патрона.

Но заставить патрон «лететь» по трубе мало. Необходимо, чтобы он достиг нужного пункта назначения. Если станции приема и отправки соединены напрямую (линейная схема), то ему просто некуда больше деваться. Для автоматического возврата патрона прокладывают вторую линию параллельно первой.

Существует еще радиальная схема. Ее, как правило, используют, когда нужно пересылать отправления из нескольких пунктов в один, и, по сути, это совокупность нескольких линий.

Более сложный способ организации линии - кольцевой, когда вдоль трубопровода, замкнутого в кольцо, расположено несколько станций. Здесь без системы адресации не обойтись.

Если станций немного, информацию об адресе может нести сам патрон. Для этого на нем устанавливают два кольца с магнитами. Кольца вращаются относительно друг друга, и соответственно меняется угол между магнитами. Для большей точности установки магнитов кольца снабжают фиксаторами. На трубопроводе перед каждой станцией помещают индуктивные датчики. Если угол их расположения совпадает с углом расположения магнитов, срабатывает заслонка, и патрон останавливается на станции приема.

При большом числе станций для адресации на станциях отправки ставят пульты с кнопочными номеронабирателями. Каждая станция имеет свой код, и в момент отправки патрона станция приема уже готова к его приходу.

Наиболее сложно организованы системы пневмопочты с ответвлениями. По своей структуре они похожи на сеть железных дорог. Патроны движутся, как поезда, изменяя маршрут на стрелках. Для обеспечения бесперебойного движения на железных дорогах работают диспетчеры. В современных системах пневмопочты роль диспетчеров выполняют микропроцессоры. Они следят за тем, чтобы корреспонденция попала по нужному адресу, управляют работой стрелок и выбирают оптимальный маршрут следования.

Скорость движения патронов по трубопроводам достигает 45 м/с, и за час система пропускает до 2,4 тысячи патронов.

В МАГАЗИНАХ, БОЛЬНИЦАХ, НОЧНЫХ КЛУБАХ

В настоящее время услугами пневмопочты пользуются в самых разных областях. Кроме упомянутых почтамтов пневмопочта работает во многих банках. Там с ее помощью операционисты и кассиры пересылают платежные документы и наличные деньги. Это не только надежно и безопасно, но и обеспечивает более высокий уровень обслуживания клиентов, а также улучшает условия работы персонала.

На металлургических заводах сталь плавят в огромных цехах. Плавку контролируют, анализируя образцы в заводской лаборатории, а она неизбежно находится вдалеке от печей. Здесь пневмопочта незаменима, поскольку задержка в получении результатов анализа может свести на нет все усилия сталеваров.

Пнвмопочтой пользуются и в Российской государственной библиотеке. По ее трубопроводам из читальных залов в хранилища передают до 30 тысяч читательских требований в день. Кстати, когда в библиотеке еще только начинали проектировать пневмопочту, были предложения построить беспатронную систему, но не удалось достать особую, плотную бумагу, без которой, как говорилось выше, документы будут сминаться и застревать в трубах.

Бывает, к решению об организации пневмопочты приводят драматические, а то и трагические обстоятельства. Так, в одном крупном магазине Санкт-Петербурга при сдаче денег инкассатору в торговом зале произошло ограбление, и магазин лишился 2 млн рублей. Чтобы обезопасить себя в будущем, руководство приняло решение оснастить трубопроводами пневмопочты рабочие места кассиров.

Разумеется, небольшие магазины оборудовать пневмопочтой нецелесообразно - все-таки это стоит довольно дорого, но в гипермаркетах и магазинах мелкооптовой торговли «кэш-энд-кэрри», где деньги в кассе накапливаются быстро, она вполне себя оправдывает. Кассиру приходится часто закрывать кассу, чтобы отнести выручку, создавая тем самым неудобства для покупателей. Если же передавать деньги через специального посыльного, то возникают трудности с проблемой материальной ответственности.

Пневмопочта может не только выполнять сугубо утилитарные функции, но и превратиться в яркое шоу. В санкт-петербургском ночном клубе стойку бара связали с рабочим местом диск-жокея прозрачным трубопроводом, по которому клиенты посылали музыкальные заявки. В темноте летящий по трубе подсвеченный контейнер представляет собой очень яркое зрелище.

Но наибольшее распространение пневмопочта получила не в банках и торговых предприятиях, а в учреждениях здравоохранения. В клиниках с ее помощью пересылают карточки пациентов, рентгеновские снимки, анализы, снабжают операционные контейнерами с донорской кровью.

Не секрет, что причиной смерти пациентов в больнице часто становится так называемый человеческий фактор. При раздаче лекарств медсестра может отвлечься и перепутать медикаменты. Поскольку сейчас это, как правило, сильнодействующие средства, то вероятность трагического исхода весьма высока.

В больнице города Альбукерка (штат Нью-Мексико, США) работает робот с трогательным прозвищем Рози. Робот круглосуточно дозирует и сортирует лекарства для пациентов. За два с половиной года не произошло случая, когда бы пациенту было отправлено не то лекарство. Рози механической рукой наполняет таблетками висящие вдоль стен пакетики, на каждый из которых нанесен штрих-код пациента, вкладывает эти пакетики в конверты и отправляет их в палаты по трубопроводам пневмопочты. Медсестра с помощью сканирующего устройства считывает код с браслета на запястье пациента и сравнивает его с кодом на пакете. Только после этого лекарство попадает к больному.

На чувство собственной важности. Однако в нашей шкале семи этапов развития личности и сознания, я буду отталкиваться от срединных уровней, к которым причастна большая часть населения земли, и называть последующие этапы (относительно свойственных большинству людей) высокими уровнями развития личности . Человек, находящийся на определенном этапе развития , может иметь пропущенные уроки с предыдущих этапов , которые временами дают о себе знать. Также могут...

https://www.сайт/psychology/15236

Находимся в объединяющем этапе развития . Это восьмой этап после развития бесконечности (плакат № 1 "Этапы развития "). Когда я стал анализировать эту систему, оказалось, что длительность объединяющего этапа - 18,3 млрд. лет - включает развитие звездного мира, физико... есть ли Создатель, но созидающая система, являющаяся причиной для дуального мира, есть точно. Это МОНОМИР. Есть ли там личность , то есть, Создатель по отношению к дуальному миру, - надо разобраться. Но это меня сейчас не очень волнует...

https://www.сайт/journal/144569

Зависают как тело-ум в собственных иллюзиях и живут для себя любимого, попирая нравственные устои. Из этих рассуждений делаем вывод: Личность - это развивающаяся субстанция в происходящей действительности, отображающая своё развитие на данном этапе осознания. Личность развивается в происходящей действительности. Действительность - это Сущность ограниченного пространства, которая живёт по своим законам. Матрица - это существующие...

https://www.сайт/religion/112104

Течет легко и помогает миновать все препятствия. Но впоследствии поток энергии жизни часто уже не такой мощный, и все препятствия становятся заметнее. Зрелость Следующий этап развития – Зрелость. Это время, когда любая сущность или существо продолжает творить, но уже именно то, что создавало в момент юности. И если во время юности само...

https://www.сайт/religion/112070

Задачей первых есть: развить волю, умственные способности (обдуманность и деятельность). Воля бывает на различных ступенях развития , смотря по тому, над какой частью человека она преобладает. Три главные момента ее... воля, одаренная телесными, чувственными и разумными способностями человека; в этом положении дух человека восходит на высшую степень своего развития и совершенно отдаляется от всего вещественного и чувственного; в этом положении души разум мыслит только потому, что воля хочет...

https://www.сайт/psychology/11374

Этапы развития личности человека. Развитие человека продолжается уже не одну тысячу лет, и нет никаких оснований считать современного человека более интеллектуальным, ... на примере развития собственной личности . Как в период внутриутробного развития младенец, как бы повторяет всю эволюцию вида, так и после рождения человек, развиваясь, осваивая обычаи и традиции своего народа и своей семьи , ускоренно проходит всю историю своего народа. Самому раннему этапу развития человечества соответствует...