Развитие представлений о природе психических явлений. Основные философские точки зрения на природу, происхождение, развитие психики

Психика — общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлении, изучаемых психологией . В советский период отечественными учеными определение психики опиралось на положения марксистской философии, ленинской теории отражения и рефлекторной теории. Психику следовало понимать как свойство мозга отражать объективную действительность; психическое — свойство физиологического; физиологическое — материально, психическое — идеально; психическое отражение — идеальная форма существования материального; идеальное существует как субъективная реальность в неразрывной связи с объективной реальностью. Под объективной реальностью понимается природный и социальный мир. Подчеркивалось, что человеческая психика формируется у индивидуума только в социуме. Несмотря на ряд достижений, такие исходные позиции по мерс развития психологии и накопления ею практического опыта привели к трудностям. Оказалось, что понимание психики вне обращения к ее духовной основе недостаточно для того, чтобы объяснить всю сложность психики человека и ее природу.

В настоящее время существует несколько различных подходов к пониманию природы психики человека:

  • материалистический подход , основывающийся на эволюционной теории и признании решающей роли трудовой деятельности в формировании человека;
  • трансперсональный подход , ассимилирующий достижения современной физики и нейропсихологии с мистическим опытом восточных религий;
  • подход, исходящий из признания духовной основы психики.

Согласно научно-материалистическому подходу , психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи отражать действительность в форме психических образов.

В представлении материалистов психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

Поначалу живое вещество обладало лишь биологическими свойствами раздражимости и самосохранения, проявляющимися через механизмы обмена веществ с окружающей средой, собственного роста и размножения. Позднее, уже на уровне более сложноорга- низованных живых существ, к ним добавилась чувствительность и готовность к научению.

В процессе эволюционного самосовершенствования живых существ в их организмах выделился специальный орган, взявший на себя функцию управления развитием, поведением и воспроизводством - нервная система. По мере се усложнения и совершенствования шло развитие форм поведения и деятельности, появились более сложные формы психической регуляции жизнедеятельности.

Психика человека — качественно более высокий уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Изготовление и использование орудий труда, разделение труда способствовали развитию абстрактного мышления, речи, языка, развитию общественно-исторических отношений между людьми. В процессе исторического развития общества человек изменял способы и приемы своего поведения, трансформировал природные задатки и функции в высшие психические функции — специфически человеческие, общественно и исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия, опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.

Сторонники трансперсонального подхода опровергают основные постулаты, лежащие в основе материалистической психологии:

  • о самопроизвольном зарождении жизни;
  • о развитии различных форм жизни в результате спонтанных генетических мутаций и действия естественного отбора. Механизм этого чудесного события, иронично замечает С. Гроф, находится б полном противоречии даже с наименее строгими научными рассуждениями;
  • о самопроизвольности возникновения сознания как один из ведущих мифов материалистической психологии;
  • рассмотрение сознания как продукта деятельности высокоорганизованной материи — мозга.

В материалистической психологии, базирующейся на этих постулатах, индивидуальные организмы являются, по сути, отдельными системами, способными сообщаться с внешним миром и между собой только через органы чувств. Психические процессы объясняются с точки зрения реакции организма на окружающую природную и социальную среду и творческой обработки сенсорной информации, полученной раньше.

Десятилетиями, констатирует С. Гроф, материалистическая психология упражнялась в защите своих систем и убеждений, называя любое серьезное отклонение от них антинаучным, в результате чего материалистическая психология оказалась неспособной к пониманию души человека и объяснению целого ряда психических явлений.

В трансперсональной психологии делается попытка снять противопоставление научности и духовности , навязанное материалистическим мировоззрением, и отмечается, что многие великие ученые, осуществившие революцию в современной физике, — А. Эйнштейн, Н. Бор, Э. Шредингер, В. Гейзенберг, Р. Оппенгеймер и Д. Бом — находили свое научное мышление вполне совместимым с духовностью и мистическим мировоззрением. Следует отметить, что трансперсональные психологи духовность понимают весьма односторонне, сводя ее к восточным духовным традициям, таким, как различные формы йоги, тибетская ваджраяна, дзен- буддизм, даосизм, либо к оккультизму типа каббалы.

Научным основанием трансперсонального понимания психики стали наработки в области голографии, лазерной технологии, квантово-релятивистской физики и нейрохирургических исследований мозга, которые привели к формированию новых принципов исследования психики. Эти принципы получили название ходографических, или холограммных, так как их природа лучше всего может быть продемонстрирована на примере голографии, математическая модель которой была разработана английским ученым Д. Гэбором в конце 40-х гг.

Голограмма — уникальное концептуальное средство, чрезвычайно полезное для понимания целостности психики и ее связи со Вселенной. Особенность голографического изображения заключается в том, что в каждой его части воспроизводится весь образ: на сколько бы частей мы ни разделили голограмму, все равно на каждой из них будет изображен весь объект.

Нейрохирург К. Прибрам (р. 1919) выдвинул гипотезу, что голографический подход может быть чрезвычайно действенным в нейропсихологии и психологии. В книге «Языки мозга» и в серии статей он сформулировал основные принципы голографической модели мозга. На основе преобразований Фурье он показал, что любой самый сложный образ может быть разложен в ряд регулярных волн с определенной частотно-амплитудной структурой. Применение обратного преобразования переводит волновые структуры снова в изображение.

Мозг , действуя на основе голографического принципа, содержит в каждой своей точке всю информацию подобно тому, как голограмма содержит в каждой своей части все изображения.

К. Прибрам, как и выдающийся физик Д. Бом, полагает, что не только мозг, но и вся Вселенная голографична. Бом описывает природу реальности вообще и сознания в частности как неразрывное целое, вовлеченное в бесконечный процесс изменения - холодвижение. И жизнь, и неодушевленная материя имеют общее основание в холодвижении, которое является их первичным и универсальным первоисточником. Поэтому психика человека связана со всей Вселенной и каждый человеческий мозг является элементом большой голограммы, имеющей доступ ко всей информации.

Трансперсональная психология, основываясь на холотропных принципах, исследовала измененные состояния сознания и пришла к выводу, что человеку и его психике присуща странная двойственность: психика может попеременно функционировать то в режиме хилотропного сознания (от греческого слова «хиле» — материя, т.е. сознания, непосредственно связанного с обработкой мозгом информации, поступающей из внешнего мира), то в режиме холотропного сознания , достигаемого в результате медитации, специального дыхания или употребления психоделиков.

Материалистическая психология ограничивается изучением только хилотропного состояния психики. В этом состоянии человек осознает себя как отдельный организм с четкими границами и ограниченным чувственным диапазоном восприятия, живущим в трехмерном пространстве и линейном времени в мире материальных объектов. В холотропном состоянии человек может функционировать как безграничное поле сознания, которое преодолевает ограничения пространства, времени и причинности. Исследование измененных привело психологов к выводу, что каждый из нас имеет информацию обо всей Вселенной, обо всем существующем, каждый имеет потенциальный доступ ко всем ее частям.

В соответствии с духовно ориентированным подходом психика не является естественным продуктом развития материи, а представляет собой воплощение в ней духовного начала, которое оживотворяет материю и направляет ее развитие. Развитие психики рассматривается с позиций номогенеза — целенаправленного развития от простейших организмов к человеку, в соответствии с замыслом Высшего разума — Творца Вселенной.

Концепция номогенеза на научном уровне впервые была сформулирована основоположником эмбриологии К.Э. фон Бэром в 1834 г. в докладе «Всеобщий закон природы, проявляющийся во всяком развитии». На основе изучения громадного фактического материала, Бэр сформулировал эмпирическое обобщение, которое до сих пор никто не опроверг: в истории живой природы четко прослеживается эволюция от массивных, неповоротливых, богатых косным веществом, вообще более «материальных» форм живых организмов к более организованным и подвижным: «Всегда более подвижные животные исторически следовали за менее подвижными, а имеющие более высокие духовные задатки — за теми, у кого была более развита вегетативная жизнь».

Рассмотрев возможность происхождения человека от обезьяны «естественным путем», т.е. путем случайных изменений и действия естественного отбора, он отвергает это предположение в силу его научной несостоятельности.

К.Э. фон Бэр приходит к выводу: «Вся история природы является только историей, идущей вперед победы духа над материей».

Именно эту идею фон Бэр считал «основной идеей Творения» и всеобщим законом природы, проявляющимся во всяком развитии. К.Э. фон Бэр так комментирует этот закон: «Всюду естествознание, как только оно возвышается над рассмотрением деталей, приводит к этой основной идее. Как же можно думать (что часто в действительности и бывает), будто наука должна, напротив, вести к материализму? Конечно, материя является той почвой, на которой естествознание движется вперед, но пользуясь ею исключительно в качестве опоры».

Сущность материи определяет движение. В живых организмах движение, лежащее в основе их психических явлений, производится и определяется духом жизни, энергией духа, которая истекает от Высшего разума. Эта энергия есть источник жизни и в природе; поскольку в ней присутствует движение, то в природе нет ничего мертвого, что подтверждает генетическая связь между органической и неорганической природой, раскрываемая современной наукой.

«То, что нам кажется мертвым, — утверждает крупнейший физик XX в., лауреат Нобелевской премии М. Борн, — мертвым, как камень, на самом деле находится в вечном движении». Духовной энергией проникнута вся неорганическая природа, все мироздание. Но только в высших формах развития эта энергия достигает значения свободного самосознающего духа.

В современной психологии все более активно обсуждаются проблемы духовной основы мира. Признание духовной основы мира и системности мироздания расширяют возможности познания психики человека и самого феномена бытия человека. Такое признание приводит к новому пониманию того, что деятельностью мозговой коры мышление не ограничивается и в ней не заканчивается (В.Ф. Войно-Ясенецкий «Дух, душа и тело»), что коллективное бессознательное содержит психический материал, не возникающий в личном опыте (К.Г. Юнг «Психология бессознательного»), что духовная сфера человека открыта не только энергии Земли и космоса, но и духовной сфере более высокого порядка (В.Д. Шадриков «Духовные способности»). Это позволяет высказать предположение о существовании психосферы как единства духовной сферы Земли и духовной сферы более высокого порядка.

Конечно, как отмечается в учебнике «Психология» под редакцией А.А. Крылова, названные проблемы очень сложны. Они прямо связаны с вечными проблемами бессмертия души и смысла жизни. Это главные проблемы теории психологии ближайшего будущего.

Основные философские точки зрения на природу, происхождение, развитие психики.

Появление древних представлений об окружающем мире связано с анимумом (от латинского ʼʼanimaʼʼ - душа, дух) - верой в скрытый за видимыми вещами сонм духов как особых ʼʼагентовʼʼ, которые покидают человеческое тело с последним дыханием, а по некоторым учениям (к примеру, знаменитого философа и математика Пифагора), являясь бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом ʼʼпсюхеʼʼ. Оно и дало имя психологии.

Обычно начало научного миросозерцания связывают с Милетской школой, существовавшей в VII-VI вв. до н.э. Её представителями были Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Им первым принадлежит заслуга в выделœении психики или ʼʼдушиʼʼ из материальных явлений. Общим для философов милетской школы является положение о том, что всœе вещи и явления окружающего мира характеризуются единством своего происхождения. Материальное и духовное, телœесное и психическое по своей первобазе едины; различие между ними состоит в состоянии, проявлении и выражении этого первоначала. Различие же между взглядами учёных этой школы состояло в том, какой вид конкретной материи принимал каждый из этих философов за первооснову мироздания (Фалес - воду, Анаксимандр - ʼʼапейронʼʼ, Анаксимен - воздух).

У человека Платон выделял два уровня души - высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души, её временным пристанищем является головной мозᴦ. Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями - низшая благородная часть и низкая возделœеющая душа. Первая помещается в области сердца; с ней связаны воля, мужество, храбрость и т.п. Локализация второй в печени; она включает сферу потребностей, влечений и страстей.

Служившиеся трудности и противоречия в понимании природы психического, которые вытекали, с одной стороны, из представлений о душе Демокрита͵ с другой - из учения о душе Платона, удалось преодолеть ближайшему ученику Платона Аристотелю (384 - 324 гᴦ. до н.э.). Не физические тела и не бестелœесные идеи стали для него источником знания, но организм, где телœесное и духовное образуют нераздельную целостность. ʼʼПравильно думают те, - говорил Аристотель своим ученикам, - кому представляется, что душа не может существовать без тела и не может существовать без тела и не является телом.ʼʼ ʼʼДушу от тела отделить нельзя.ʼʼ Цитируется по: Петровский А.В. Введение в психологию. - М.: Издательский центр “Академия”, 1995

Среди крупных мыслителœей Возрождения можно выделить Л. Вилла (1407 - 1457 гᴦ.), П. Помпонацци (1462 - 1524 гᴦ.), Л. Вивеса (1452 - 1540 гᴦ.), Б. Телœезио (1508 - 1588 гᴦ.). Все они утверждали, что в базе всœего лежит природа, а человек - часть её. По этой причине душа - это лишь проявление природы, а не нечто потустороннее. Стремление и удовольствие - это требование природы, и в связи с этим человек должен не ущемлять их, как тому учила церковь, а удовлетворять. Все психические явления есть продукты работы первой системы и мозга. С разрушением и смертью тела исчезают и всœе способности души. Первичными формами психического явления ощущения и чувства (эмоции), которые с помощью ассоциаций по сходству и контрасту преобразуются в более сложные психические структуры. Основным способом, с помощью которого открываются человеку отдельные проявления его души, является внутренний опыт или самонаблюдение.

Наметившийся коренной перелом в развитии естествознания и сопровождавшие его многочисленные грандиозные открытия Нового времени выдвинули на первый план потребность обращения к основным психическим способностям и функциям человека. При выборе методологии и методов познания учёные разделились на два течения - эмпирическое и рациональное. Основатели эмпирического направления Ф. Бэкон (1561 - 1626 гᴦ.), Т. Гоббс (1588 - 1679 гᴦ.), Д. Локк (1632 - 1704 гᴦ.) и их последователи полагали, что источником всœех знаний является чувственный опыт и общие понятия имеют опытное происхождение. Представители рационалистического течения, пионерами которого выступали Р. Декарт (1596 - 1650 гᴦ.) и Г. Лейбниц (1646 - 1716 гᴦ.), считали, что источник знаний заключён в самом разуме, а всœеобщие понятия имеют априорное происхождение, ᴛ.ᴇ. выводились из самого ума и врождённых интеллектуальных способностей. По-прежнему существовало и два других непримиримых лагеря - материализм и идеализм.

По Р. Декару собственно психическим является только то, что пронизывается разумом или осознаётся мыслящей субстанцией. Воображение, представления, память, чувства и аффекты есть не более, чем простые телœесные движения, ʼʼне просветлениеʼʼ мышлением, единственно составляющим суть духовной субстанции. Якунин В.А. История психологии: Учебное пособие - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 1998.Поскольку же мышление - единственный атрибут души, она всœегда мыслит, всœегда знает о своих психических содержаниях, зримых изнутри (бессознательной психики не существует). В дальнейшем это ʼʼвнутреннее зрениеʼʼ стали называть интроспекцией, а декартову концепцию сознания - интроспективной. Она отрицает существование психики у животных, так как они не мыслят. Декарт отделил тело и душу друг от друга. Принцип работы тела - рефлекс, души - рефлексия (от латинского ʼʼобращение назадʼʼ). Начиная с Р. Декарта͵ психология стала трактоваться не как наука о душе, а как наука о сознании.

Эмпиризм Ф. Бэкона в XVII в. заменил представление о ней как совокупности психических явлений. Для этого и более позднего периода характерно обособление или отрыв психического от физического, сведения мира психических явлений к замкнутой системе фактов сознания, недоступных объективному наблюдению.

Концепция психологического параллелизма, согласно которой, психическое и психологическое рассматривались как два независимых, но функционально соответствующих ряда явлений, но функционально соответствующих ряда явлений, стала основой построения экспериментальной психологии на Западе, одним из создателœей которой являлся В. Вунд (1832 - 1920 гᴦ.). Вунд стал сторонником философии волюнтаризма (от латинского ʼʼволюнтасʼʼ - воля) - философия, считающей волю внешним принципом бытия. Волевые акты были приняты им за конечную причину процессов сознания и первичную духовную силу.

Великий русский физиолог И.М. Сеченов (1829 - 1905 гᴦ.) указал на сходство в строении психического и рефлекторного акта͵ открыл центральное торможение, показал тем самым, что мышца является не только органом движения, но и познания.

Кузен Дарвина Ф. Гальтон (1822 - 1911 гᴦ.) доказывает, основываясь на множество факторов, что выдающиеся способности передаются по наследству; он впервые вводит понятие ʼʼтестʼʼ. Задачей диагностики индивидуальных различий между людьми, касающихся приобретение знаний и выполнение сложных форм деятельности, занялся А. Бинœе (1857 - 1911 гᴦ.). Его ʼʼкоэффициент интеллектаʼʼ соотносил ʼʼумственныйʼʼ возраст с хронологическим. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, предметом анализа стали уже не элементы и акты сознания, никому не неведомые кроме как субъекту, изощрившему своё внутреннее зрение, а телœесные реакции, изучаемые объективным методом.

В начале XIX столетия в психологии существовало множество конкурирующих концепций и школ, которые, отстаивая свой собственный предмет, создали новые теоретические конструкции и произвели революционные сдвиги по всœему факту психологических исследований.

У истоков функционализма в США стоял Уильям Джеймс (1842 - 1910 гᴦ.), который указывал не служебную роль сознания во взаимоотношении организма со средой. Согласно его концепции, первичными являются изменения в мышечной и сосудистой системах, вторичными - вызванные ими эмоциональные состояния.

И.П. Павлов (1859 - 1963 гᴦ.) и В.М. Бехтерев (1857 - 1927 гᴦ.) в рамках рефлексологии вводят понятие условного рефлекса. Это означает, что организм приобретает и изменяет программу своих действий исходя из условий - внешних и внутренних. Павлов на базе опытов открыл законы высшей нервной деятельности, разработал понятие о сигнале, временной связи, подкреплении, торможении, дифференцировке, управлении и др.

ʼʼОтцомʼʼ направления бихевиоризма (от английского ʼʼбихевиорʼʼ - поведение) принято считать Д. Уотсана, который предлагал, исключив сознание, по экспериментальным данным объяснять любые естественные формы поведения людей. Основой всœего бихевиористы считали законы научения.

Психоанализ во главе с З. Фрейдом (1856 - 1939 гᴦ.) обнаружил за покровом сознания мощные пласты неосознаваемых субъектом психических сил, процессов и механизмов. Главной среди этих процессов была признана имеющая сексуальную природу энергия влечения. Со времён детства она определяет мотивационный ресурс личности.

Нововведением ученика З. Фрейда К. Юнга (1875 - 1961 гᴦ.) было понятие о ʼʼколлективном бессознательномʼʼ - дарованных предками психических явлений. Юнг выделил два человеческих типа - экставертивный (обращённый вовне) и интравертивный (обращённый вовнутрь).

Французская школа утверждала созидающий характер взаимодействия индивида с окружающей средой. П. Жане (1859 - 1947 гᴦ.) ключевым принципом человеческого поведения считал общение, в глубинах которого рождаются воля, память, мышление и другие функции. В этой концепции прорисовывается изначальная социальность личности.

Гештальтизм (от ʼʼгешатальтʼʼ - форма, структура) утверждал приоритет целостности структуры сознания, созидаемого динамикой познавательных структур.
Размещено на реф.рф
Группа молодых учёных: М. Вертгеймер (1880 - 1943 гᴦ.), В. Кёлер (1887 - 1967 гᴦ.) и К. Коффка (1886 - 1941 гᴦ.) - открыли ʼʼинсайтʼʼ (усмотрение, озарение), ʼʼага - переживаниеʼʼ; доказали, что умственные операции при решении творческих задач подчинœены особым принципам организации гештальта͵ а не логики.

К. Левин (1890 - 1947 гᴦ.) развил ʼʼтеорию поляʼʼ, изображая личность как ʼʼсистему напряженийʼʼ. Личность перемещается в среде, одни районы которой её притягивают, другие - отталкивают.

Л.С. Высотский (1896 - 1934 гᴦ.) в структуре высших психических функций (внимание, памяти, мышления и др.) ввёл особые регуляторы, а именно - знаки, создаваемые культурой. Знак (слово) - это ʼʼпсихологическое орудиеʼʼ, посредством которого строится сознание. По Высотскому, развивается не отдельно взятая функция, но целостная система функций. Переживание он назвал важнейшей ʼʼединицейʼʼ развития личности. Петровский А.В. Введение в психологию - М.: Издательский центр “Академия”, 1995.

Подводя общие итоги, нужно отметить, что движение и развитие психологической мысли определялось прежде всœего социально-экономическими условиями, которые обусловливали специфику представлений о психике на каждом историческом этапе, придавали своеобразие содержанию, направлению и формам решения коренных вопросов психологии. Часто влияние социально-экономических перемен было не прямым, а через призму идеологии, политики, права, морали, религии.

Основные философские точки зрения на природу, происхождение, развитие психики. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Основные философские точки зрения на природу, происхождение, развитие психики." 2017, 2018.

Опасное дело - убедить человека, что она во всем похожа на животное, не показав в то же время и ее величия. Не менее опасно убедить его в низости. Еще опаснее - не раскрыть ему глаза на двойственность человеческой натуры. Благотворно одно - рассказать ей о один ее сторону, и о второй. Человек не должен приравнивать себя ни к животным, ни к ангелам, не должен пребывать в неведении о двойственности своей натуры. Пусть знает, какая она на самом деле.

Б. Паскаль

Эволюция научных взглядов на природу психического

Первые донаукові и позанаукові представление о душе чрезвычайно своеобразны и отличаются от знаний о душе, которые развивались в науке и философии, по способу их получения, по форме их воплощения, по своему значению. Душа здесь рассматривается как нечто сверхъестественное, как будто человек внутри человека. Понятие души занимает должное место в мифологии и религии. Первобытные люди верили в то, что душа покидает тело во время сна или смерти и живет вне тела с теми же потребностями и занятиями, что и при телесной жизни. То, что было для первобытного человека предметом верования и мифа, позже стало предметом науки.

В отличие от этого даже самые первые научные представления о душе, которые возникли в древнем мире (Египет, Китай, Индия, Греция, Рим), были направлены на объяснение природы души и ее функций. Предметом философских размышлений, направленных на рациональное объяснение, был мир в целом, включая вопросы о человеке, его душу. Неслучайно первые сведения о мире психического мы получаем из философии и медицины; в то время психология как наука еще не выделилась из русла названных наук.

В связи с этим важно проанализировать эволюцию научных взглядов на природу психического, выделив несколько этапов.

На первом этапе психика рассматривалась как душа (этот этап начинается с древнейших времен и заканчивается в начале нашей эры). Потом природа психики связывается с сознанием человека (с первых веков нашей эры и до конца XIX века). Во второй половине XIX века. возникает представление о психике как поведение. В конце XIX века. психика человека все четче связывается с самосознанием, позже - с личностью.

Развитие психологических знаний в рамках учения о душе

Как уже отмечалось, в древнем мире психология возникла и получила развитие как учение о душе.

Так, античный философ Гераклит Эфесский (544-480 гг. к н. е.) учил, что человек, как и космос, состоит из света и ночи (Духа и тела), попеременное преобладание которых друг над другом ("воспламенение и угасание") вызывает чередование сна и бодрствования, жизни и смерти: умирая, человек "просыпается" от смерти плотского существования. Мир, в котором мы живем, - загробное царство, а тело - могила души.

По мнению Гераклита, чтобы найти крупицу истины, надо перекопать гору пустой породы "явлений". Но тот, кто проделает этот титанический труд, придет к исходной точке и встретится с самим собой. Человек, который живет согласно природе, чувствует голос Логоса; достигнув огненного просветления, она станет богом при жизни. Идеи Гераклита о неразрывной связи индивидуальной души с космосом, о связи психического и допсихічного, о подчиненности человека всеобъемлющим законам природы (Логоса) имели большое значение для дальнейших исследований психики.

Гераклит считал, что становление и развитие Вселенной происходят по непоколебимыми законами, которые никто, ни люди, ни боги, не может изменить. Один из этих законов - Логос, который выражается в слове и является той силой, которую человек называет судьбой. Как зима сменяется весной, а лето - осенью, так и расцвет общества сменяется упадком и появлением нового общества. Так же меняются человек и его душа. Поэтому, по мнению Гераклита, можно исследовать закономерности жизни души, ее развитие и упадок.

Известный мыслитель Древней Греции Сократ (469-399 гг. к н. е.) впервые доказал, что ничего важнее исследования человека, а именно его души, быть не может. Он также считал, что естественные законы нельзя полностью распространить на человека, который подчиняется и другим законам - законам разума. Именно Сократ впервые подошел к понятию души прежде всего как источнику разума и нравственности, а не активности тела. Сократ говорит о том, что душа - это психическое свойство индивида, свойственное ему как разумному существу, которое действует в соответствии с моральными идеалами.

Одним из важнейших положений Сократа была идея о том, что существует абсолютное знание, которое человек в своих размышлениях о природе вещей может познать, однако это знание не может быть дано человеку в готовом виде. Невозможна не только передача готового знания, а передача отношения к нему, этических норм и понятий о нравственности и добродетели. Эти чувства можно только развивать из тех зародышей, которые содержатся в душе человека с самого рождения, хотя разум и не осознает этого. Причем развивать это знание должен сам человек, а собеседник (учитель) должен только помогать ей в этом процессе, направляя ход мысли ученика. Этот метод получил название метода сократической беседы. В ее основе лежал разработанный Сократом диалог, который основывался на способе наводящих рассуждений, с помощью которых ученика подводят к определенному знанию, к самостоятельному открытию истины.

По мнению Сократа, истина не рождается и не находится в голове отдельного человека. Она рождается между людьми, которые вместе ее ищут. Сократ называл себя акушером, повивальной бабкой: он сводил людей и сталкивал их в споре, в результате которого и рождалась истина.

Один из величайших философов всех времен Платон Афинский (428-348 гг. к н. е.) учил, что душа человека нематериальна и по своей природе является ничем иным как "идеей" - бессмертной духовной сущностью, что только на время земной жизни она соединяется с телом, существуя до этого в над небесном мире идей. В первобытном состоянии она составляет часть мирового духа, пребывает в царстве вечных и неизменных идей, где истина и бытие совпадают и созерцают сущее. Поэтому природа души сродни природе сущего. В отличие от души тело подобно бренного, смертного, человеческого, того, что разлагается, изменчивого и не похожего на самого себя.

В этом случае Платон четко различает телесное, доступное чувственному восприятию, бытии и чисто идеальное бытие, которое постигается не чувствами, а только духовными актами. Однако же это идеальное бытие совсем не создается человеческим мышлением и не имеет в нем потребности. Наоборот, оно и является подлинным бытием, которое только копируется и телесным миром, и человеческим мышлением. Уже само наименование "идеи" показывает, что ее понимание (осознание) человеком составляет скорее художественное созерцание, полуосознанное угадывания, опережение, предвидение, чем умственное познание. Это припоминание форм, которые укоренились в душе еще до ее земного существования.

Индивидуальная душа есть не что иное, как образ и эманация (истечение) универсальной мировой души. Душа по своей природе бесконечно выше тленного тела и потому может властвовать над ним. По Платону, есть три начала человеческой души. Первое и ниже - это пожадливе, неразумное начало. Владея им, каждое живое существо стремится удовлетворить свои телесные потребности: она испытывает удовольствие, достигая этой цели, и страдание - в противном случае. Именно этой частью души человек влюбляется, испытывает голод, жажду и бывает застигнутой другими жадобами. Это начало составляет большую часть души каждого человека. Другое - неразумное начало противодействует или потакает стремлениям алчному начала. Третье начало - дух неистов. Этой частью человек возбуждается, раздражается, становится союзником того, что ей считается справедливым и ради чего она готова терпеть голод, холод и все подобные им муки, лишь бы победить. И она не откажется от своих благородных стремлений - либо добиться своего, либо умереть, разве что его могут смирить доводы собственного рассудка, который отзовет это начало подобно тому, как пастух отзывает свою собаку. Все стороны души должны находиться в гармоничном отношении друг к другу при господстве разумного начала. Его функцией является забота о душе в целом. Объединение всех начал придает целостность душевной жизни человека.

Исследования Платона заложили новые тенденции в психологии. Он впервые представил душу не как целостную организацию, а как определенную структуру, которая испытывает давление противоположных тенденций, конфликтующих мотивов, диктуемых жгучей и страстной душой и которые не всегда возможно утолить с помощью разума.

Значительный вклад в античную психологию сделал Аристотель (384-322 гг. к н. е.), который считал активным началом в человеке его душу, а телу отводил подчиненную роль. По его мнению, нравственное поведение формируется в реальных поступках, придающих человеку определенную закалку. Поэтому так важно с раннего детства направлять поведение ребенка, формируя не только ее действия, но и отношение к ним. Не менее важен индивидуальный подход к обучению и воспитанию, учет всего комплекса индивидуальных особенностей человека, а не только призвание для той или иной общественной роли.

После появления полных и разносторонних психологических теорий Платона и Аристотеля античная психология в период эллинизма была ориентирована на исследование более локальных проблем, часто имеющих не столько общетеоретическое, сколько практическое значение. Одной из важнейших в настоящее время становится проблема развития нравственности, формирования нравственного поведения. Было несколько взглядов на эти вопросы.

Епікуром (341-270 гг. к н. е.), чувства человека являются некоторой помехой, и для удовлетворительного состояния ей необходимо избегать душевных тревог. В то же время Эпикур утверждал, что целью жизни является удовольствие. Между этими высказываниями нет противоречия. Под удовольствием как целью жизни Эпикур понимал " не удовольствия распутников от чувственного наслаждения, а свободу от телесных страданий и душевных тревог; благополучие и счастье не в многочисленных деньгах, не в высоком положении, не в каких должностях или силе, но в свободе от печали, в умении достичь умеренности чувств и привязанности души, которые определяют всему пределы, назначенные природой.

Главными чувствами, нарушающими спокойствие души, е страх смерти и страх перед богами, от которых якобы зависит судьба человека. Надо освободиться и от того, и от другого страха. Эпикур призывал к правильному представление о них, которое достигается познанием.

Рассуждая о человеческом поведении, Эпикур утверждал, что каждый человек наделен элементом свободы воли. Она не только находится под воздействием внешних сил, но и является активным действующим субъектом, смеющимся над судьбой, который осуществляет свои намерения и достигающим блага при жизни.

И нет такой судьбы, над которой нельзя было бы возвыситься с помощью презрения.

Основным отличием учения Эпикура от учения стоиков, которые на него нападали, можно считать отношение к земным благам. Эпикур не считал нужным их игнорировать, но и не счел за разумное выносить их на первое место. Что же было важным в личностном пространстве самого Эпикура? Стремление к мудрости, помощь ближним и сердечная забота о них, радость жизни и радость общения, счастье свободы от никчемных привязанностей и страха.

Своеобразное понимание свободы у стоиков (Зенон (333-262 гг. к н. е.), Эпиктет (50-140 гг. н. е.), Марк Аврелий (121-180 гг. н. е.), Сенека (5 г. к н. е. - 65 г. н. е.)). Поскольку все в действительности подчиняется закономерности, то все, что происходит в мире и с отдельным человеком разум воспринимает как необходимое и естественное неумолимую действие объективных обстоятельств. Человеку остается добровольно принять предписания рока. В этом добровольном следовании необходимости заключается свобода. Так покорность и подчинение осознанной необходимости соединяются с утверждением в себе чувства внутренней свободы, которое и делает человека способным отстаивать себя даже вопреки неблагоприятному естественному ходу исторического события. Вера стоиков в силу души перед судьбой воспитывала уважение к сильному характеру, укрепляла моральный дух человека. К наиболее существенным чертам характера стоики относили мужество, спокойствие духа, справедливость. Каждый может и должен воспитывать в себе сильный характер.

Стоики относились к страданию с бесчувственным ненавистью сильных людей. Страдания некрасивое, оно портит жизнь, оно - признак гниения.

Но что есть страдание, как не желание, которые разбились о рифы реальности? Не было бы желаний, не было бы и страданий - такова, если кратко, философия стоиков. Таков и рецепт: откажитесь от желаний, будьте свободными. Помня Гераклита, они не льстили себе иллюзией стабильности, ибо "все течет, все меняется". Так или иначе, рано или поздно нам придется расстаться со всем, что мы ошибочно считаем своей собственностью.

Единственное, что всегда останется с нами, - это мы сами. Но как раз этого сокровища своего мы и не замечаем, считая, что все наше добро - это деньги и другие материальные ценности, слава, почести и др. Все это можно забрать от нас, а потому оно дорого не стоит, и лучше уж отказаться от всего этого заблаговременно, нежели впадать по поводу подобных утрат в печаль и отчаяние. Однако "нормальный человек", выбирая взращивания потерь, отказывается от того, что есть, от своей жизни, от возможности жити1.

нельзя быть счастливым, когда желаешь того, что не возможно, и наоборот, можно быть счастливым, если желаешь возможного, потому что при таких условиях всегда получишь то, что желаешь. Все дело в том, чтобы желать только то, что от нас зависит, того, что возможно.

Теория римского ученого Августина Аврелия (354 - 430 pp. н. е.), который вошел в историю науки под именем Августина Блаженного, ознаменовала переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению.

Считая душу орудием, которое правит телом, он утверждал, что ее основу создает воля, а не разум. Тем самым он стал основоположником учения, названного позже волюнтаризмом (от лат. voluntas - воля). Все изменения, происходящие с телом, становятся психическими благодаря заложенной волевой активности субъекта. Все знания заложены в душе, их нельзя купить, а надо добыть из души благодаря направленности воли.

Истина нужна человеку постольку, поскольку без нее невозможно блаженство, познание показывает надежные блага и разоблачает ненадежные.

Человек самостоятельно, без помощи Бога не может прийти к нравственности, к высшему счастью и постижению Благодати. Августин отстаивал положение о свободе воли, которая даруется человеку Богом. Для объяснения этого противоречия Августин доказывал, что человек еще в начале своего существования не смогла распорядиться свободой, которую ей подарил Бог. Поэтому после Адама и Евы человек должен ограничивать собственную свободу, направляя свою активность на постижение Веры. Хотя Веру Августин ставил выше разума, оценку ее содержания он все же оставлял за разумом.

От констатации темных пучин души Августин пришел к выводу о необходимости Божественной Благодати, которая одна может вывести личность из греховной инерции и тем самым спасти. Любое насилие, по мнению Августина, - от насилия над ребенком до государственного насилия - является следствием греховной спотвореності человека и достойное презрения, но оно неизбежно. По этой причине он признавал необходимость государственной власти, им самим охарактеризованного как "большая разбойничья шайка".

Другой известный средневековый философ Фома Аквинский (1225-1274) утверждал, что личность - самое благородное во всей разумной природе. Фома Аквинский отстаивал превосходство интеллекта над волей. Он считал, что разум сам по себе выше воли, однако делал оговорку, что в жизненной плоскости любовь к Богу важнее познания Бога. Для этики Фомы Аквинского характерно учение о "естественный закон", который Бог вложил в сердца людей и над ним надстраивается "божественный закон", который преобладает "естественный закон", но не может ему противоречить.

Заслуживает внимания один из самых ярких и оригинальных мыслителей эпохи средневековья Якоб Беме (1575-1624), по профессии сапожник, философ-самоучка, который сделал значительный вклад в сокровищницу развития человеческого духа.

По мнению Беме, человек одновременно является и малым миром (микрокосмосом), и малым богом, и она воплощает в себе все мировое, природное и божественное начало во всей его сложности и противоречивости.

Любовь, кротость, страдание, терпение в надежде есть четырьмя стихиями Бога; тщеславие, скупость, зависть, гнев или злоба есть четырьмя стихиями дьявола.

Зло и добро - качества, которые борются в человеке, которая может вернуться к какого захочет, потому что она живет в этом мире между обоими и оба качества в нем, злое и доброе. Зло и добро, будучи неотделимы друг от друга в мире природы, находятся не просто в постоянной борьбе друг с другом; эти враждебные качества взаимно преобразуемые, оборотные, ибо все здесь возможно: доброе так же легко превращается в злое, как злое в доброе. Но человек - не арена борьбы космических сил, ее главное качество - свобода.

Каждый человек свободен и есть как бы своим собственным Богом, в зависимости от того, превратится ли она в своей жизни в противовес гнева в свет.

Божественное присутствие в человеке является проявлением в ней собственной сущности Бога: не в отдаленных небесах, а в себе самом человек должен обнаружить искру божественного огня.

Мир божий одинаково присутствует во всем как проявление нравственных добродетелей.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПРИРОДУ И ЛЕЧЕНИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Психика человека и ее болезни во все времена вызывали огромный интерес у врачей и ученых, в то время как в обществе эта тема окутана страхом, предрассудками и порой попросту табуирована. Часто источником предубеждений о психических болезнях становятся научные представления прошлого. Концепции, от которых сейчас ученые отказались, сохраняются в обществе и оказывают негативное воздействие как на самих больных, так и на их окружение.

ГЛАВА 1

ДРЕВНИЙ МИР. ДОНАУЧНЫЙ ПЕРИОД

Если нельзя доказать, что душевные болезни появились одновременно с возникновением на земном шаре человека, то с несомненностью устанавливается знакомство с ними в период составления самых древних книг; а так как книги эти возникли из преданий, то этим самым устанавливается наличность душевных болезней задолго до составления книг, в эпоху зарождения преданий .

Изучение древних египетских папирусов, вавилонских источников показывают, что врачами в древнем мире являлись жрецы, а психические болезни пытались излечивать путем молитв, жертвоприношений и других магических ритуалов. Кроме того, в Египте практиковалась инкубация - оставление больного в храме на ночь, а его сновидения приписывались влиянию божества, подвергались анализу и трактовке жрецами. Также мощным инструментом психотерапии являлись заклинания.

Взгляды древних иудеев на психические заболевания, их описание и подходы к лечению можно подчерпнуть из таких источников как Ветхий Завет и Талмуд. Одно из таких описаний психического расстройства относится к царю Саулу, которого одолевали приступы депрессии (а средство, к которому прибег царь для излечения - является первым описанным примером музыкотерапии). Кроме того, Саула мучили эпилептические припадки с временным помрачением сознания. В Библии же причина такого расстройства трактуется как «злой дух, ниспосланный богом, внезапно овладел им» .

В Талмуде отписаны, к примеру, такие психологические наблюдения:

И праведникам снятся греховные сны (что соответствует современным представлениям о сновидении как выражении желаний, подавляемых наяву);

Механизм осуждения других за собственные грехи или помыслы (в современной психологии – проецирование) и пр.

Наиболее распространенным у иудеев методом лечения психически больного человека являлось изгнание демонов из его тела. В качестве психотерапии также рекомендовалось отвлечение внимания, больному предлагалось свободно высказываться по поводу своих проблем.

В мифах Древней Греции присутствуют описания как самих психических заболеваний так и их симуляция (и даже ее разоблачение). Красочные примеры:

Одновременно возникшее помутнение рассудка у трех дочерей царя Прета и еще нескольких дочерей придворной знати после осквернения ими статуи богини брака Гере (заключавшееся в том, что девушки вообразили себя коровами и год скитались, исцеление же пришло от Эскулапа – бога медицины);

Одиссей, уклонявшийся от участия в Троянской войне сославшись на безумие, был изобличен в симуляции, когда под плуг, которым он распахивал землю и засевал ее солью, положили его маленького сына.

Медицина Древней Греции своими корнями также уходит в мифологию, ключевой культовой фигурой считался Асклепий (в Др. Риме - Эскулап), смертный, за свое высокое искусство врачевания получивший бессмертие. В честь Асклепия были построены сотни храмов, в которых паломники после обрядов очищения и жертвоприношений шли спать в самую священную часть храма и надеялись, что боги пошлют им исцеляющие сновидения.

В Индии в традиционной системе медицины Аюрведе содержался трактат, содержащий информацию о способах лечения психических заболеваний, причиной которых являлась одержимость демонами.

1. Анимизм – вера в скрытый за видимыми вещами сонм духов (душ) как особых "агентов" или "призраков", которые покидают человеческое тело с последним дыханием (например, по мнению философа и математика Пифагора) и, будучи бессмертными, вечно странствуют по телам животных и растений. Древние греки называли душу словом "псюхе", которое и дало имя нашей науке. В нем сохранились следы из начального понимания связи жизни с ее физической и органической основой (ср. русские слова: "душа, дух" и "дышать", "воздух").

2. Гилозоизм - принципиально новый подход выразило сменившее анимизм учение о всеобщей одушевленности мира – гилозоизм, в котором природа осмысливалась как единое материальное целое, наделенное жизнью. Решительные изменения произошли первоначально не столько в фактическом составе знания, сколько в его общих объяснительных принципах. Те сведения о человеке, его телесном устройстве и психических свойствах, которые создатели древ негреческой философии и науки почерпнули в учениях мыслителей древнего Востока, воспринимались теперь в контексте нового, освобождавшегося от мифологии миропонимания.

3. Гераклит: душа как "искорка Логоса" . Гилозоисту Гераклиту (конец VI – начало V века до н.э.) космос представлялся в виде "вечно живого огня", а душа ("психея") – в виде его искорки. Таким образом, душа включена в общие закономерности природного бытия, развиваясь по тому же закону (Логосу), что и космос, который один и тот же для всего сущего, не создан никем из богов и никем из людей, но который всегда был, есть и будет "вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим".

Термин "Логос", введенный Гераклитом, со временем приобрел великое множество смыслов, но для него самого он означал закон, по которому "все течет", явления переходят друг в друга.

4. Демокрит : душа – поток огненных атомов . Идея Гераклита о том, что от закона Логоса зависит ход вещей, получила развитие у Демокрита (ок. 460-370 гг. до н.э.).

5 . Гиппократ : учение о темпераментах. Школа Гиппократа (ок. 460-377 гг. до н.э.), известная нам по так называемому "Гиппократову сборнику", рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Среди ее объяснительных принципов мы встречаем воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу выполняет психические функции. Единое материальное начало в качестве основы органической жизни отвергалось. Если бы человек был единым, то он ни когда бы не болел, а если бы болел, то исцеляющее средство должно было бы быть единым. Но такового не существует.

6. Алкмеон : мозг – орган души . Гуморальная направленность мышления древнегреческих медиков вовсе не означала, что они игнорировали строение органов, специально предназначенных для выполнения психических функций. Издавна как на Востоке, так и в Греции конкурировали между собой две теории "сердце-центрическая" и "мозго-центрическая"

7 . Сократ : познай самого себя . Сын ваятеля и акушерки, он, получив общее для афинян того времени образование, стал философом, обсуждавшим проблемы теории познания, этики, политики, педагогики с любым человеком, согласившимся отвечать на его вопросы в любом месте – на улице, на рыночной площади, в любое время. Сократ, в отличие от софистов, не брал денег за философствование, и среди его слушателей были люди самого различного имущественного положения, образования, политических убеждений, идейного и нравственного склада. Смысл деятельности Сократа (она получила название "диалектика" – нахождение истины с помощью беседы) состоял в том, чтобы с помощью определенным образом подобранных вопросов помочь собеседнику найти истинный ответ (так называемый сократический метод) и тем самым при вести его от неопределенных представлений к логически ясному знанию обсуждаемых предметов. Обсуждению подвергался обширный круг "житейских понятий" о справедливости, несправедливости, добре, красоте, мужестве и т.д.

8 . Платон : душа и царство идей . Платон (428-348 гг. до н. э.) родился в знатной афинской семье. Его разносторонние способности стали проявляться очень рано и послужили основанием для многих легенд, самая распространенная из которых приписывает ему божественное происхождение (делает его сыном Аполлона). Настоящее имя Платона – Аристокл, но еще в юности он получает новое имя – Платон, что значит широкоплечий (в ранние годы он увлекался гимнастикой). Платон обладал поэтическим даром, его философские произведения написаны высоко-литературным языком, в них много художественных описаний, метафор. Однако увлечение философией, идеями Сократа, чьим учеником он становится в Афинах, отвлекло Платона от первоначального намерения посвятить свою жизнь поэзии. Верность философии и своему великому наставнику Платон пронес через всю жизнь. После трагической смерти Сократа Платон покидает Афины, дав клятву никогда больше не возвращаться в этот город.



9 . Аристотель : душа – способ организации тела . Аристотель (384-322 гг. до н.э.) преодолел эти воззрения, открыв новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Его источником стали для Аристотеля не физические тела и бестелесные идеи, но организм, где телесное и, духовное образуют нераздельную целостность. Душа, по Аристотелю, – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Тем самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом, и с изощренным дуализмом Платона.

12. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Психика является продуктом деятельности и сложным продуктом развития органической природы.

Филогенез - это процесс становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом.

Филогенетический ряд форм психического отражения представляет собой огромные вариации поведения: от простого и короткого стереотипного акта до весьма сложных вариативных цепочек последовательных действий.

Для самого начала филогенетического ряда характерно стереотипное поведение. У простейших животных оно проявляется впримитивных локомоторных движениях, полностью определяемых структурой внешнего раздражителя. Эта форма поведения получила название кинез. При перепаде температур такая форма движения получила название ортокинез . При клинокинезе имеет место изменение направления движения, которое происходит по принципу «проб и ошибок»: инфузория осуществляет пробы до тех пор, пока не попадает в зону с оптимальной температурой. Для данной формы поведения характерна полная зависимость от интенсивности стимула (стадия раздражимости).

Онтогенез - это развитие организма от момента образования зародыша до его смерти, или процесс индивидуального развития человека. Термин «онтогенез» был введен немецким биологом Э. Геккелем.

Развитие человека индивидуально. В его онтогенезе реализуются как общие закономерности развития представителя вида Homo sapiens, так и индивидуальные особенности развития каждого человека.

Каждый человек имеет уникальные вариации генетических программ и уникальные обстоятельства, в которых эти программы реализуются. Таким образом, в развитии человека можно рассматривать универсальные и индивидуальные закономерности жизненного цикла, формирования психических способностей и становления психики в целом.

Факторы психического развития - это ведущие детерминанты развития человека: наследственность, среда и активность.

13. Мозг и психика. Основные функции психики.

Мозг человека выполняет высшую функцию - мышление. Одной из важнейших функций мозга человека является восприятие и генерация речи.

Основные отделы головного мозга человека:

Продолговатый
задний
средний
передний
промежуточный
конечный

Поток сигналов к головному мозгу и от него осуществляется через спинной мозг, управляющий телом, и через черепно-мозговые нервы. Сенсорные (или афферентные) сигналы поступают от органов чувств в подкорковые (то есть предшествующие коре полушарий) ядра, затем в таламус, а оттуда в высший отдел - кору больших полушарий. Кора состоит из двух полушарий, соединенных между собой пучком нервных волокон (corpus callosum). Левое полушарие ответственно за правую половину тела, правое - за левую. У человека, правое и левое полушарие имеют разные функции.

Зрительные сигналы поступают в зрительный отдел коры (в теменной доле), тактильные в соматосенсорную кору (в теменной доле), обонятельные - в обонятельную кору и т. д. В ассоциативных же областях коры происходит интеграция сенсорных сигналов разных типов (модальностей).Моторные области коры (первичная моторная кора и другие области лобных долей) ответственны за регуляцию движений.

Исследованием и лечением поражений и заболеваний мозга занимаются медики (психиатры, невропатологи, нейрохирурги) и ученые (биологи, нейрофизиологи, психологи).

О некоторых ключевых особенностях работы мозга можно судить по эксперименту, проведенному с людьми, у которых было удалено мозолистое тело, отвечающее за связь левого и правого полушарий. Подобную операцию врачи иногда вынуждены делать пациентам, больным тяжелой формой эпилепсии.

В ходе эксперимента испытуемым с разных сторон показывали два предмета, каждый из которых попадал в поле зрения только одного глаза, и еще два клали прямо перед ними.

В одном из случаев участнику эксперимента справа показали карандаш, слева - чашку, а прямо перед ним положили бумагу на блюдце. На вопрос: «Что это?» - он ответил: «Карандаш», так как левое полушарие среагировало на предмет справа, но левая рука под воздействием правого полушария потянулась не к бумаге, а к блюдцу.

Когда таких пациентов спрашивали, кем они хотят стать в будущем, правое и левое полушарие, разумеется, расходились во мнении и пациент хотел быть одновременно скульптором и математиком.

Дальнейшие исследования показали, что каждая из половинок имела свои воспоминания, мысли и эмоции. Это навело ученых на мысль, что в одном теле скрывается, как минимум, два независимых человека, а потому странная история, случившаяся с доктором Джекилом и мистером Хайдом, отнюдь не такая уж и странная.

Из того факта, что именно в мозгу происходит выбор одного из множества возможных состояний квантовой реальности, многие ученые делают вывод, что сознание и является создателем материального мира.

Функции психики

Функции психики: отражение окружающего мира и регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания.

Соотношение субъективной и объективной реальности. Объективная реальность существует независимо от человека и может быть отражена посредством психики в субъективную психическую реальность. Это психическое отражение, принадлежа конкретному субъекту, зависит от его интересов, эмоций, особенностей органов чувств и уровня мышления, (одну и ту же объективную информацию из объективной реальности разные люди могут воспринимать по-своему, совершенно в различном ракурсе, причем каждый из них обычно думает, что именно его восприятие самое верное), таким образом субъективное психическое отражение, субъективная реальность может отличаться частично или значимо от объективной реальности. Внешний мир можно воспринимать двояко: репродуктивно,воспринимая реальность почти так же, как пленка воспроизводит сфотографированные вещи (хотя даже простое репродуктивное восприятие требует активного участия ума), и созидательно, сознательно, постигая реальность, оживляя ее и воссоздавая этот новый материал посредством спонтанной активности своих мыслительных и эмоциональных процессов.

Хотя до известной степени каждый человек реагирует и репродуктивно и созидательно, удельный вес каждого вида восприятия далеко не одинаков.

Иногда один из видов восприятия атрофируется. Относительная атрофия созидательной способности проявляется в том, что человек - совершенный «реалист» видит все, что видимо на поверхности, но неспособен проникнуть вглубь, в сущность. Он видит детали, но не целое, видит деревья, но не лес. Реальность для него - это только общая сумма того, что уже материализовалось. Но с другой стороны, человек, утративший способность репродуктивного восприятия действительности (в результате тяжелой психической болезни - психоза, поэтому его называют психотик) - безумен. Психотик строит в своем внутреннем мире реальность, к которой он питает полное доверие; он живет в своем мире, а всеобщие факторы реальности, воспринимаемые всеми остальными людьми, для него нереальны. Когда человек видит предметы, не существующие реально, а целиком являющиеся продуктом его воображения, у него случаются галлюцинации. Он интерпретирует события, полагаясь лишь на собственные чувства, не осознавая разумно то, что происходит в реальности. Для психотика актуальная реальность стерлась, и ее место заняла внутренняя субъективная реальность.