Методические материалы по применению оценки стоимости жизненного цикла продукции при подготовке к закупке ранее не закупавшейся, в том числе инновационной, высокотехнологичной продукции". Методика расчёта стоимости жизненного цикла на отдельные узлы, обор

ГОСТ Р 58302-2018

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Управление стоимостью жизненного цикла

НОМЕНКЛАТУРА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ИЗДЕЛИЯ

Общие требования

Life cycle costs management. Nomenclature of the life cycle costs indices. General requirements

ОКС 01.040.01

Дата введения 2019-06-01

Предисловие

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом "Научно-исследовательский центр "Прикладная Логистика" (АО НИЦ "Прикладная Логистика")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 482 "Поддержка жизненного цикла экспортируемой продукции военного и продукции двойного назначения"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 декабря 2018 г. N 1073-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация , уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www . gost . ru )

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает номенклатуру показателей для оценивания стоимости жизненного цикла, необходимую для планирования и контроля затрат на приобретение, эксплуатацию и утилизацию изделия при решении задач управления жизненным циклом изделия.

Настоящий стандарт распространяется на изделия машиностроения и приборостроения, в т.ч. на продукцию военного и двойного назначения (далее - изделия), включая их составные части. Применение требований настоящего стандарта к другим видам изделий определяется по усмотрению разработчика или изготовителя.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 27.507 Надежность в технике. Запасные части, инструменты и принадлежности. Оценка и расчет запасов

ГОСТ 18322 Система технического обслуживания и ремонта техники. Термины и определения

ГОСТ 25866 Эксплуатация техники. Термины и определения

ГОСТ Р 27.202 Надежность в технике. Управление надежностью. Стоимость жизненного цикла

ГОСТ Р 55931 Интегрированная логистическая поддержка экспортируемой продукции военного назначения. Стоимость жизненного цикла продукции военного назначения. Основные положения

ГОСТ Р 56111 Интегрированная логистическая поддержка экспортируемой продукции военного назначения. Номенклатура показателей эксплуатационно-технических характеристик

ГОСТ Р 56136 Управление жизненным циклом продукции военного назначения. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины, определения и сокращения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ 18322 , ГОСТ 25866 , ГОСТ Р 56136 .

3.2 Сокращения

В настоящем стандарте использованы следующие сокращения:

ЖЦ - жизненный цикл;

СТЭ - система технической эксплуатации;

ТО - техническое обслуживание;

ТОиР - техническое обслуживание и ремонт;

ТЭ - техническая эксплуатация.

4 Общие положения

4.1 Показатели стоимости ЖЦ предназначены для формирования требований к стоимости ЖЦ изделия и СТЭ, контроля выполнения заданных требований, планирования затрат на ЖЦ, в т.ч. на приобретение, эксплуатацию и утилизацию, а также анализа затрат на ЖЦ в соответствии с ГОСТ Р 27.202 и ГОСТ Р 55931 с целью повышения конкурентоспособности продукции и снижения затрат на ее ЖЦ.

4.2 Оценка показателей стоимости ЖЦ осуществляется заказчиком, разработчиком и поставщиком изделия.

Оценку показателей стоимости ЖЦ заказчиком проводят:

При обосновании целесообразности разработки изделия;

Обосновании требований к изделию;

Выборе поставщика и марки закупаемых изделий;

Организации СТЭ закупаемых изделий;

Планировании бюджетных расходов на эксплуатацию приобретенных изделий и их модернизацию;

Принятии решений по замене, восстановлению, продлению сроков эксплуатации или списанию устаревающих изделий.

Оценку показателей стоимости ЖЦ разработчиком и поставщиком проводят:

При выборе конструктивных, организационно-технических, технологических решений по созданию, производству и эксплуатации изделия и построению СТЭ;

Обосновании целесообразности доработки существующих изделий или разработки новых изделий;

Подготовке конкурентоспособных предложений и тендерных заявок потенциальным заказчикам продукции.

4.3 Состав показателей для оценивания стоимости ЖЦ определяют исходя из поставленных целей и вида изделия.

По согласованию заинтересованных сторон допускается использовать также иные показатели, не противоречащие показателям, установленным в настоящем стандарте.

4.4 Показатели стоимости ЖЦ допускается применять для оценивания стоимости ЖЦ составных частей изделия, отдельных экземпляров изделия, группы экземпляров изделия или всего парка однотипных изделий.

4.5 Оценку показателей стоимости ЖЦ проводят на всех стадиях ЖЦ изделия. При этом в зависимости от характера используемых исходных данных значения показателей стоимости ЖЦ представляют собой прогнозные (вероятностные) оценки либо апостериорные величины.

5 Номенклатура показателей для оценивания стоимости жизненного цикла

5.1 Для оценивания стоимости ЖЦ используют следующие показатели:

Стоимость ЖЦ;

Стоимость владения;

Стоимость приобретения;

Стоимость эксплуатации;

Стоимость эксплуатации за календарный период времени;

Затраты на эксплуатацию в единицу календарного времени;

Остаточная стоимость изделия на расчетный год;

Стоимость утилизации;

Остаточная стоимость составных частей изделия и материалов после утилизации;

Стоимость разработки.

5.2 В отдельных случаях, в которых разработку изделия осуществляют за счет средств заказчика, для оценивания стоимости ЖЦ применяют также показатель "стоимость разработки изделия".

5.3 Стоимость эксплуатации изделия включает в себя затраты на применение изделия по назначению и затраты на техническую эксплуатацию.

5.3.1 Затраты на применение изделия по назначению включают в себя следующее:

Затраты на оплату труда персонала, эксплуатирующего изделие;

Затраты на топливо и энергию;

Затраты на оплату услуг сторонних организаций.

5.3.2 Для оценки затрат на ТЭ используют следующие показатели:

Полные затраты на ТЭ;

Прямые затраты на ТЭ;

Косвенные затраты на ТЭ.

5.3.3 Полные затраты на ТЭ включают прямые и косвенные затраты на ТЭ.

5.3.4 Прямые затраты на ТЭ включают в себя следующее:

Прямые затраты на ТО (ремонт), в том числе:

Затраты на оплату труда персонала, выполняющего работы по ТО (ремонту), включая затраты на командировки,

Затраты на запасные части и расходные материалы,

Затраты на ремонт восстанавливаемых составных частей;

Прямые затраты на транспортирование;

Прямые затраты на хранение.

5.3.5 Косвенные затраты на ТЭ включают в себя следующее:

Начальные затраты;

Затраты на сопровождение СТЭ.

5.3.6 Начальные затраты включают в себя следующее:

Затраты на создание инфраструктуры СТЭ;

Затраты на приобретение средств ТОиР;

Затраты на обучение технического персонала;

Затраты на приобретение комплекта запасных частей и расходных материалов, обеспечивающего требуемое значение коэффициента готовности запаса (по ГОСТ 27.507).

5.4 Стоимость утилизации включает в себя следующее:

Затраты на подготовку к утилизации

Прямые затраты на утилизацию, включающие:

Затраты на ликвидацию изделия,

Затраты на захоронение отходов.

5.5 Для оценки экономической эффективности изделия применяют следующие относительные показатели:

Удельные полные (прямые) затраты на эксплуатацию, включающие:

Удельные затраты на применение изделия по назначению,

Удельные (полные) прямые затраты на ТЭ;

Удельные прямые затраты на ТО (ремонт), в том числе:

Удельные затраты на оплату труда персонала, выполняющего работы по ТО (ремонту),

Удельные затраты на приобретение расходных материалов и невосстанавливаемых запасных частей,

Удельные затраты на ремонт восстанавливаемых составных частей;

Полные (прямые) затраты на ТЭ относительно стоимости приобретения изделия;

Затраты на создание инфраструктуры СТЭ относительно стоимости приобретения изделия.

5.6 Условные обозначения и определения рассматриваемых показателей стоимости ЖЦ применяют в соответствии с приложением А.

Приложение А (обязательное). Условные обозначения и определения показателей стоимости жизненного цикла

Приложение А

(обязательное)

А.1 Условные обозначения и определения показателей стоимости ЖЦ приведены в таблице А.1.

Таблица А.1

Наименование показателя

Условное обозначение

Определение

1 Суммарные показатели для оценивания стоимости ЖЦ

1.1 Стоимость ЖЦ

1.2 Стоимость владения

1.3 Стоимость приобретения

ЗАО НО «Тверской институт вагоностроения»

ЗАО НО «ТИВ»

Методика

расчёта стоимости жизненного цикла на отдельные узлы, оборудование и комплектующие, поставляемые на ОАО «ТВЗ»

Введение
При разработке любого инновационного проекта важнейшими параметрами, ожидаемой экономической эффективности, являются величины предстоящих расходов и доходов. Для экономической оценки проектов используется показатель, который объединяет и дает оценку всех процессов, возникающих при осуществлении проекта. Для оценки эффективности инновационных проектов находит широкое применение понятие стоимости жизненного цикла (Product Life Cycle Cost - LCC). В 1997г Европейской ассоциацией железнодорожной промышленности (UNIFE) были разработаны рекомендации по методам расчёта (LCC) /1/.

В настоящее время Заказчики железнодорожной техники выдвигают требование, согласно которому в рамках технико-экономического обоснования её производства при разработке технической документации и обосновании цены необходимо предоставить расчёт стоимости жизненного цикла (далее СЖЦ).

Оценка СЖЦ может производиться на любой и на всех стадиях жизненного цикла. Как правило, анализ СЖЦ осуществляется на этапе приобретения (заключения контрактной документации).

Данная методика расчёта, обеспечивающая единство принципов и методов определения стоимости жизненного цикла конкретных узлов и оборудования, используемых при производстве пассажирских вагонов в ОАО «ТВЗ», предназначена для применения поставщиками комплектующих изделий.
Методика определения стоимости жизненного цикла
Термины сокращения и понятия
Жизненный цикл - это совокупность процессов создания, эксплуатации, ремонта и утилизации единицы изделия.

СЖЦ – стоимость жизненного цикла.

СЖЦ технического средства или изделия (цена потребления) - это совокупные издержки потребителя на приобретение и использование изделия за срок службы;

Оценка СЖЦ - это экономический анализ стоимости жизненного цикла изделия на протяжении всего срока службы или его части;

Анализ СЖЦ - это определение относительных величин составляющих (элементов) СЖЦ, их взаимосвязанности и степени воздействия на суммарную СЖЦ;

Элемент СЖЦ - это любая из составляющих финансовых затрат, совокупность которых представляет полную СЖЦ изделия;

Продолжительность жизненного цикла изделия как товара - это период времени от вывода изделия на рынок (момента продажи заказчику) до исключения его из эксплуатации (ликвидации). Продолжительностью жизненного цикла изделия, используемого при производстве железнодорожной техники, как правило, считается срок его службы.

Срок службы - это полная календарная продолжительность эксплуатации единицы изделия до её исключения из состава основных фондов.

Различают следующие виды срока службы:


  • назначенный срок службы - это срок службы, принятый согласно ТУ на поставку изделия, по достижении которого его эксплуатация должна быть прекращена вне зависимости от состояния;

  • расчётный срок службы - это срок, принятый для прогнозирования СЖЦ.
Расчётный период - это период времени (количество лет), на протяжении которого осуществляется расчёт СЖЦ изделия. Продолжительность расчётного периода (горизонт расчёта) измеряется количеством шагов расчёта. В качестве шага расчёта может быть принят месяц, квартал или год. При горизонте расчёта свыше 5 лет за шаг расчёта принимают год.

Инфраструктура железнодорожного транспорта - это технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки и иные, обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование.
Основные положения методики определения стоимости жизненного цикла узлов и комплектующих, используемых при производстве пассажирских вагонов на ОАО «ТВЗ»
Стоимость жизненного цикла подвижного состава, а также отдельных узлов и комплектующих, используемых при его производстве, включает в себя затраты единовременного (инвестиции) и текущего характера (эксплуатационные расходы) за срок службы. Кроме того, учитываются затраты связанные с ликвидацией (утилизацией) объекта из эксплуатации.

Стоимость жизненного цикла подвижного состава, а также отдельных узлов и комплектующих определяется по формуле:

где Ц ПР - цена приобретения изделия (первоначальная стоимость производителя без НДС), тыс. руб.;

Сумма всех затрат за срок эксплуатации изделия;

И t - годовые эксплуатационные расходы некапитального характера, тыс. руб.;

К t – сопутствующие единовременные затраты (капитальные вложения), связанные с внедрением изделия в эксплуатацию, тыс. руб.;

Л t - ликвидационная стоимость объекта, тыс. руб.;

t – текущий год эксплуатации;

T – конечный год эксплуатации (срок службы объекта);

Коэффициент дисконтирования.
СЖЦ изделия определяется суммированием оттока денежных средств (расходов) на каждом шаге расчёта. В составе СЖЦ учитываются все, зависящие от типа изделия, единовременные (капитальные) и текущие (эксплуатационные) расходы. Если при эксплуатации изделия возникают необходимые затраты на адаптацию инфраструктуры железных дорог к параметрам новой техники, то сумма указанных расходов, приходящаяся на одну единицу изделия, учитывается как составляющая дополнительных единовременных затрат. В состав СЖЦ должны быть включены оплачиваемые обязанности поставщика по предоставлению заказчику технической документации на изделие, специализированного инструмента и оборудования, запасных частей для ремонтного производства у заказчика, а также, при необходимости, затраты на обучение ремонтного персонала.

Эксплуатационные расходы – текущие затраты на эксплуатацию изделия обязательно включают в себя затраты:


  • на энергоресурсы и расходные материалы (электроэнергия, топливо, смазка, вода и т.д.);

  • на содержание эксплуатационного персонала (оплата труда);

  • на техническое обслуживание, текущие, капитальные и неплановые ремонты и др.

Эксплуатационные расходы рассчитываются по формуле:

И t = З эл. + З рем. + З неп. рем.

З эл. - затраты на электроэнергию потребляемую оборудованием;

З ТО и Р – затраты на техническое обслуживание и плановые виды ремонта оборудования;

З неп. рем. – затраты на неплановые ремонты.
З эл. =Ц кВт/ч.эл. х М х К исп

где: Ц кВт/ч.эл – стоимость кВт/ч электроэнергии;

М - потребляемая электрическая мощность оборудования, кВт/ч;

К исп – коэффициент технического использования оборудования в соответствии с расчетом надежности на этапе проектирования или эксплуатации согласованных с отделом надежности ОАО "ТВЗ".

где: i – виды технического обслуживания и плановых ремонтов;

n ТОиР i - количество технических обслуживаний и плановых ремонтов определенного вида за срок службы оборудования;

t ТОиР i – норма времени работы персонала при проведении технических обслуживаний и ремонтов определенного вида;

n пер. – количество задействованного персонала на техническое обслуживание и плановый ремонт определенного вида, чел.;

С норм. час – стоимость нормо-часа (в т.ч. основная, дополнительная з/пл.), руб./час.

С м – стоимость материалов затрачиваемых при техническом обслуживании и плановом ремонте определенного вида.

где: i – виды неплановых ремонтов;

n неплан.рем i - количество неплановых ремонтов определенного вида за срок службы оборудования;

t неплан.рем i – норма времени работы персонала при проведении непланового ремонта определенного вида;

n пер.неплан.рем i – количество задействованного персонала на неплановый ремонт определенного вида, чел.

С норм.час – стоимость нормо-часа (в т.ч. основная, дополнительная з/пл.), руб/час.

С м.неплан.рем i – стоимость материалов затрачиваемых при неплановом ремонте определенного вида

С целью единства подхода к расчёту эксплуатационных расходов необходимо устанавливаются единые показатели для всех поставщиков:


  • стоимость кВт/ч. электроэнергии,

  • стоимость нормо-часа.
Данные показатели приведены на сайте ОАО «ТВЗ».

Техническое обслуживание виды и сроки ремонтов зависят от конкретного изделия.

Формирование перечня видов технического обслуживания и плановых ремонтов на весь срок службы изделия осуществляется в соответствии с руководством по эксплуатации оборудования, при отсутствии в соответствии с приказом Министерства транспорта РФ №15 от 13.01.2011г. «О внесении изменений в приказ МПС РФ от 04.04.1997г. №9Ц.»

Допускается определение нормы времени работы персонала при проведении технических обслуживаний и плановых ремонтов определенного вида путём комиссионного хронометража данных работ Норма времени округляется до целого нормо-часа в большую сторону.

Затраты на неплановые ремонты определяются в соответствии с расчетом надежности на этапе проектирования или эксплуатации согласованных с отделом надежности ОАО "ТВЗ".

В состав единовременных затрат входят сопутствующие капитальные вложения (инвестиции), которые необходимо осуществить при внедрении изделия в эксплуатацию.

Капитальные вложения включают в себя:


  • затраты на обучения персонала, если эти расходы не включены в контрактную стоимость изделия;

  • затраты на оборудование деповской и заводской ремонтной базы, приобретение дополнительных испытательных и ремонтных комплексов, аппаратуры, инструмента, расширение площадей и т.п.;

  • прочие расходы.
Ликвидационная стоимость определяется на конечном этапе использования изделия. В ее состав входят затраты на вывод из эксплуатации и утилизацию, связанные с демонтажём оборудования, уменьшаемые на сумму доходов, получаемых от вторичного использования запасных частей и металлолома. «Методика определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены…»/2/ при большом сроке службы изделия и малой ликвидационной стоимости позволяет её не учитывать.

Расчёт СЖЦ может осуществляться как с учётом, так и без учёта фактора времени (дисконтирования).

Дисконтирование осуществляется посредством введения в расчеты коэффициента дисконтирования α t .

Коэффициент дисконтирования для постоянной нормы дисконта определяется из выражения:

где: t - шаг расчетного периода (t = 0, 1, 2,... Т);

Т - горизонт расчета (продолжительность жизненного цикла);

Е - норма дисконта (ставка дисконтирования).

В методике применяется социальная (общественная) норма дисконта в размере 0,1. Данная норма устанавливается централизованно государственными органами в соответствии с прогнозами экономического и социального развития страны.

Заключение

Данный алгоритм должен быть применён для расчётов СЖЦ изделий поставляемых для ОАО «ТВЗ».

Специалист выполняющий расчёт СЖЦ для узлов и комплектующих, поставляемых на ОАО «ТВЗ», для обеспечения его корректности должен использовать достоверную информацию о затратах, связанных с эксплуатацией изделия, возможных единовременных затратах, стоимости различных видов ремонтов в соответствии с технической документацией и стоимости утилизации. При отсутствии данных о конкретных величинах затрат возможно использование статистических данных и логически обоснованных усредненных величин.

Список литературы


  1. Иванова Н.Г. Мурашёв А.А. Предельная (лимитная) цена и стоимость жизненного цикла подвижного состава железнодорожного транспорта – М: ООО «ИПЦ Маска» 2007-300с.

  2. Методика определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта. Распоряжение № 2459р. - М: ОАО «РЖД», 2008-60 с.

  3. Регламент определения стоимости жизненного цикла и лимитной цены подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта. Распоряжение № 509р. - М: ОАО «РЖД», 2008-24 с

  4. Иванова Н.Г. Основные положения модели расчёта стоимости жизненного цикла подвижного состава и сложных технических систем железнодорожного транспорта Сборник тезисов на научно-техническом семинаре «Применение методов расчёта стоимости жизненного цикла для оценки конкурентоспособности нового подвижного состава и сложных технических систем - М: 2008-С.30-57.

  5. Расчёт стоимости жизненного цикла туалетного комплекса ТК-02 – Тверь: ЗАО НО «ТИВ», 2010-6с.

9.1 Общие указания

СЖЦ изделия является важнейшим показателем, характеризующим конкурентоспособность и поддерживаемость изделия. Все процессы и процедуры ИЛП направлены на минимизацию этой стоимости.

СЖЦ изделия включает в себя полные затраты на владение изделием. При рассмотрении вопроса о приобретении нового изделия или о совершенствовании ИЛП изделия, находящегося в эксплуатации, расчет СЖЦ помогает принять решение, которое принесет наибольшую экономическую выгоду.

Любое изменение или усовершенствование изделия или существующего процесса ИЛП также должно быть оценено с точки зрения СЖЦ для определения экономической целесообразности и обоснования необходимости этого изменения или усовершенствования. Сравнение СЖЦ при существующих и при измененных условиях позволяет оценить срок окупаемости затрат за счет общего снижения стоимости и отклонить те изменения, которые не дают существенных преимуществ по СЖЦ.

Результат расчета зависит от принятых допущений или используемого критерия оценки СЖЦ.

СЖЦ изделия фактически представляет собой калькуляцию затрат на приобретение, эксплуатацию и утилизацию изделия. В контексте настоящего данном документе рассматриваются только затраты на техническую эксплуатацию.

9.2 Методика расчета затрат на техническую эксплуатацию

Расчет затрат на техническую эксплуатацию (ЭД 1890) выполняется по следующим статьям расхода:

1. Затраты на персонал.

2. Затраты на расходные материалы.

3. Затраты на запасные части.

4. Затраты на средства ТО, в том числе:

4.1. Затраты на средства ТО специального применения.

4.2. Затраты на средства ТО общего применения.

5. Затраты на инфраструктуру.

Расчет затрат на техническую эксплуатацию(ТЭ) удобно выполнять для отдельных систем ВС с последующим суммированием результатов по всем системам. При расчете вычисляются показатели, позволяющие оценить:

· затраты на техническую эксплуатацию системы одного ВС за один год;

· затраты на техническую эксплуатацию системы одного ВС за расчетный период;

· затраты на техническую эксплуатацию системы за расчетный период по парку ВС;

· удельные затраты на техническую эксплуатацию системы на единицу наработки системы.

Предполагается, что ТЭ системы учитывает плановые работы по ТО, замены агрегатов (плановые, по выработке ресурса), устранение отказов и повреждений, которые описаны в ЭД. Исходными данными для расчета являются сведения обо всех видах ресурсов, необходимых для выполнения работ.

При расчете приняты следующие допущения:

· Цены на материальные ресурсы(ЭД 1900) и ставки заработной платы персонала (ЭД 4170) на расчетный период предполагаются неизменными.

· Если шаг одной из работ по ТО(«задача 1») является ссылкой на другую работу («задача 2»), при расчете ресурсов, необходимых для выполнения «задачи 1», учитываются ресурсы для выполнения основных операций «задачи 2» (рис. 30).

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

Рис. 30. Взаимодействие задач обслуживания

Расчет затрат на персонал

В рамках этой статьи рассчитываются следующие показатели:

· Затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы одного ВС в год,

S n год .

· Суммарные затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы одного ВС за расчетный период, S n1 .

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

· Суммарные затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы для парка ВС за расчетный период, S nn .

· Удельные затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы, на еди-

ницу наработки системы, S n уд .

Для последующих расчетов нужно вычислить трудозатратыT i год (ч-час) по каждой специальности, необходимые для ТО системы одного ВС в год:

T год =

å (T ik × G k

k = 1

К – количество работ по ТО (задач обслуживания) системы; G k – количество выполнений k - й задачи в год (шт) (ЭД 1060);

T ik – занятость i -ой специальности в k - ой задаче (ч-мин), которая рассчитывается как сумма занятостей исполнителей i -ой специальности (ЭД 1210), требуемых для выполнения k -ой задачи, по следующей формуле:

= å R k

r = 1

(t ik ) r – занятость r -ого исполнителя i -ой специальности при выполнении k -ой задачи обслуживания;

R i k – количество исполнителей i -ой специальности, требуемых для выполнения k -й задачи

(r = 1… R i k );

i – номер специальности (i = 1…I ), для которой рассчитываются трудозатраты.

При расчете трудозатрат каждой специальности нужно учитывать также исполнителей, требуемых для выполнения смежных задач, на которые ссылаются шаги задачи обслуживания. Все подобные ссылки должны рассматриваться на всю глубину вложенности.

Затраты на персонал, требуемый для обслуживания системы одного ВС в год, определяются по формуле:

год × s

S год = å T

i = 1

T год

– трудозатраты i -й специальности,

необходимые для обслуживания системы ВС в

год, рассчитываемые по формуле (11));

I – количество специальностей персонала, необходимого для выполнения задач обслуживания системы ВС;

s i – стоимость нормо-часа специалиста i -й специальности (руб/ч-час) (3410).

Суммарные затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы одного ВС за расчетный период:

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

N – количество ВС в парке.

Удельные затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы, на единицу ее

наработки:

S n уд =

t год

t год – средняя наработка системы в год (е.и. наработки) (ЭД 0790).

При расчете затрат на персонал, необходимый для технической эксплуатации ВС, нужно сложить затраты на персонал, необходимый для ТО всех систем ВС, и добавить к ним затраты на ТО, «привязанные» в ЭД не к системам, а к ВС в целом.

Расчет затрат на расходные материалы

В рамках данной статьи расходов рассчитываются следующие показатели:

· Суммарные затраты на расходные материалы, необходимые для обслуживания системы одного ВС за один год, S м год .

· Суммарные затраты на расходные материалы, необходимые для ТЭ системы одного ВС за расчетный период, S м1 .

· Суммарные затраты на расходные материалы, необходимые для обслуживания системы за расчетный период, по парку ВС, S м n .

· Удельные затраты на расходные материалы, необходимые для обслуживания системы, на единицу наработки системы, S м уд .

Для расчета вышеперечисленных показателей нужно вычислить количествоj -го вида расходного материала, необходимого для выполнения всех работ в год на одной системе одного ВС, которое определяется по формуле:

R год = å R k

k = 1

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

R м k j – количество j -го расходного материала, необходимое для одного выполнения k -той

задачи. При подсчете расходных материалов также нужно учитывать расходные материалы из подзадач, на которые ссылаются задачи обслуживания;

G k – среднее количество выполнений k -ой задачи в год; j – вид расходного материала (j = 1… J ).

Суммарные затраты на расходные материалы, необходимые для обслуживания системы одного ВС за один год, вычисляются по формуле:

S м год

= å R м год j

× s j ,

j = 1

R м год j – количество j -го вида расходного материала, необходимого для выполнения всех задач в год на системе одного ВС, определяемое по формуле (17);

s j – цена одной единицы j -го вида расходного материала (ЭД 1900); J – количество видов расходных материалов.

Суммарные затраты на расходные материалы, необходимые для ТЭ системы одного ВС за расчетный период:

Удельные затраты на расходные материалы, необходимые для обслуживания системы, на единицу наработки системы:

S м уд =

t год

При расчете затрат на расходные материалы нужно сложить затраты на расходные материалы по всем системам ВС и добавить к ним затраты на расходные материалы, необходимые для технической эксплуатации ВС в целом.

Затраты на средства наземного обслуживания(СНО) и инструмент складываются из затрат на СНО специального применения(СП) и специальный инструмент (СПИ) и затрат на СНО общего применения (ОП) и стандартный инструмент (СТИ). Алгоритмы расчета этих затрат довольно сильно различаются. СНО СП и СПИ это оборудование, разработанное специально для ВС анализируемого типа и поставляемое вместе с ним. СНО ОП и СТИ не поставляется вместе с ВС, а может закупаться у разных поставщиков и использоваться для разных типов ВС, имеющихся у эксплуатанта. Таким образом, затраты на СНО СП и СПИ полностью входят в затраты на эксплуатацию поставляемого парка ВС, а за-

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

траты на СНО ОП и СТИ– только частично (пропорционально времени использования оборудования).

Затраты на СНО СП и СПИ складываются из следующих показателей:

· Затраты на спецоборудование для обслуживания системы одного ВС в течение го-

да, S sp год .

· Затраты на спецоборудование для обслуживания системы, приходящиеся на один год по парку ВС, S sp1 .

· Суммарные затраты на спецоборудование f -го типа, необходимого для обслужива-

ния системы Ssp f (на весь оцениваемый период и парк ВС).

· Удельные затраты на специальное оборудование, необходимое для обслуживания системы, на единицу наработки системы, S sp уд .

Суммарные затраты на спецоборудованиеf –го типа, применяемого для обслуживания системы:

Ssp f = C f × K рек. f ,

K рек. f – полное рекомендуемое количество единиц спецоборудованияf -го типа, необхо-

димого для обслуживания системы по парку ВС; С f – цена f -го изделия.

Поскольку спецоборудование f -го типа может использоваться при обслуживании нескольких систем, величина K рек. f может оказаться не целым числом и даже иметь значение, меньшее единицы.

Суммарные затраты на спецоборудование для обслуживания системы по парку ВС вычисляются по формуле:

F – количество типов используемого спецоборудования;

K обсл > 1 – коэффициент, отражающий затраты на обслуживание спецоборудования.

Затраты на спецоборудование для обслуживания системы, приходящиеся на один год по парку ВС:

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

S sp1

S sp0

L sp – средний срок службы комплекта спецоборудования, лет.

Затраты на спецоборудование на систему одного ВС в течение года:

S sp год =

S sp1

Затраты на расчетный период по парку ВС:

S sp = S sp1 × L ,

где, как и выше, L – продолжительность расчетного периода, лет.

Удельные затраты на специальное оборудование на единицу наработки системы:

S sp уд =

S sp год

t год

Затраты на СНО ОП и СТИ складываются из следующих показателей:

· Затраты на оборудование f -го типа, приходящиеся на один самолет в течение одного года, S stf .

· Суммарные затраты на оборудование, приходящиеся на один самолет в течение одного года, S st год .

· Суммарные затраты на оборудование для обслуживания системы на весь расчетный период и парк ВС, Sst .

· Удельные затраты на оборудование на единицу наработки системы, S st уд .

Затраты определяются как амортизационные отчисления, пропорциональные времени использования каждого типа оборудования.

Время использования оборудования f -го типа при выполнении задач обслуживания одной системы одного ВС за один год рассчитывается по формуле:

T год =

× n

обf

k = 1

T fk – полное время выполнения k -ой задачи,

которой используется оборудованиеf -го

типа (f =1… F ), час;

n fk – количество единиц оборудования f -го типа на k -ю задачу;

G k – среднее количество выполнений k -ой задачи в год;

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

K f – количество задач, в которых используется оборудование f -го типа; f – порядковый номер типа СНО ОП или СТИ, используемого в задаче.

Затраты на оборудование f- го типа, приходящиеся на один самолет в течение одного года, рассчитываются как амортизационные отчисления по формуле:

S stf = T об год f × a f ,

T об год f – суммарное время использования оборудования f -го типа в год, час – рассчитывается

по формуле (28);

a f – величина амортизационных отчислений для оборудования f -го типа, вал. ед/час (также учитывает затраты на обслуживание оборудования) (ЭД 5720).

Суммарные затраты на оборудование, приходящиеся на один самолет в течение одного года:

Суммарные затраты на оборудование для обслуживания системы на весь расчетный период и парк ВС:

S st уд = S st t год

Затраты на запасные части

Затраты на запасные части складываются из затрат на приобретение и хранение начального запаса запчастей и затрат на поддержание текущего запаса запчастей.

Суммарные затраты на запчасти для системы ВС:

S з = å S зm ,

m = 1

М – количество типов запчастей;

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

S зm – суммарные затраты на запчасти m -го типа за расчетный период по всему парку ВС, которые рассчитываются по формуле:

= (S нач )

+ (S тек ) + (S нач ) + (S тек )

+ (S тек ) ,

пр m

пр m

хр m

хр m

дст m

нач )

– затраты на приобретение начального запаса запчастейm -го типа по всему парку

пр m

эксплуатируемых ВС (формула(36));

тек )

– затраты на приобретение текущего запаса изделийm -го типа по парку ВС(фор-

пр m

нач )

– затраты на хранение начального запаса запчастей m -го типа (формула (37));

хр m

тек )

– затраты на хранение текущего запаса запчастейm -го типа в течение периода те-

хр m

кущего МТО (формула (42));

(S дст тек )

– затраты на

доставку текущего

для изделияm -го типа по

парку техники

(формула (41)).

Затраты на приобретение и хранение начального запаса запчастей

Затраты на приобретение начального запаса m -го вида запчастей для всего парка эксплуатируемых ВС:

(S пр нач )

C m × (A max )

C m – цена единицы m -го изделия, руб;

(A max ) m – рекомендуемый объем начального запаса m -х изделий, шт.

Затраты на хранение начального запаса запчастей m -го типа (предполагается, что запас расходуется равномерно на протяжении всего периода начального МТО):

(S хр нач ) m = T нач × y ×V m ×(A max ) m ,

2 × 12

T нач – период начального МТО, мес.;

y – стоимость 1м3 помещений для хранения запаса, руб (ЭД 0740); V m – объем, занимаемый на складе m -м изделием, м3 .

Затраты на поддержание текущего запаса запчастей

Количество месяцев текущего МТО (без учета периода начального МТО):

T тек = 12L - T нач ,

где, как и выше, L – длительность расчетного периода, лет.

Затраты на приобретение текущего запасаm -го изделия на весь расчетный период и на весь парк ВС:

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

(S тек )

× (A )

пр m

Q m – количество заказов m -го изделия за время текущего МТО, рассчитываемое по формуле:

Q m =

T тек

(T зак ) m – время между заказами m -го изделия (ЭД 0430).

Затраты на доставку текущего запаса дляm -го изделия на весь расчетный период и парк ВС:

) m = (C дст ) m

× Q m ,

(S дст

(C дст ) m – стоимость доставки (ЭД 0450) партии m -ых изделий на склад.

Затраты на хранение текущего

запаса запчастейm в течение периода текущего МТО

(предполагается, что запас расходуется равномерно):

(S тек

) = (T зак ) m × y ×V

× (A

)× Q

2 × 12

Суммарные затраты на запчасти

Суммарные затраты на приобретение запчастей на весь расчетный период и парк:

S з год = S з 1

Удельные затраты на запчасти за единицу наработки системы:

S з год

S з уд = 1

t год

Затраты на инфраструктуру

Затраты на инфраструктуру включают в себя затраты на приобретение и обслуживание объектов инфраструктуры (зданий, сооружений и т.д.), а также расходы на все виды используемых при технической эксплуатации энергоресурсов: электроэнергию, тепло, водоснабжение всех видов, услуги связи и т.д. Эти затраты могут быть определены на весь самолет в целом – затраты по системам определить невозможно. При этом основным параметром должно служить среднее время пребывания ВС на объекте инфраструктуры в процессах технического обслуживания и ремонта. Тогда затраты, связанные с использованием этих объектов, можно определить через коэффициенты амортизации, подобно тому, как это сделано для стандартного оборудования и инструмента. Затраты на энергоресурсы также определяются по времени с учетом действующих тарифов на различные виды энергоносителей.

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

S з пр = å M [ (S прнач )

+ (S пр тек )

Затраты на приобретение запчастей в год на 1 самолет:

(S з пр ) год

S з пр

N × L

Суммарные затраты на хранение запчастей:

S з хр = å M [ (S хр нач ) m + (S хр тек )

m = 1

1.Расчет стоимости жизненного цикла вагонов грузового парка ………………………….…………………………………………………….3

1.1. Расчет стоимости жизненного цикла полувагона с глухим полом………..6

1.1.1 Исходные данные для расчета стоимости жизненного цикла полувагона…………………………………………………………………6

1.2 Определение стоимости жизненного цикла полувагона……………...……8

1.2.1 Определение дохода от эксплуатации вагона ………………………….8

1.2.2 Определение ремонтных затрат…………………………...………….…9

1.2.3 Определение эксплуатационных расходов, зависящих от размеров движения…………………………………………………………………11

1.2.4 Расчёт дополнительных единовременных капитальных вложений…………………………………………………………………14

1.2.5 Расчёт ликвидационной стоимости вагона……………………………………………………………………..15

1.2.6 Определение стоимости жизненного цикла вагона и чистого дохода

от эксплуатации………………………………………………..................15

1. Расчет стоимости жизненного цикла вагонов грузового парка

Для оценки экономической эффективности новой техники на железнодорожном транспорте в настоящее время кроме показателя экономической эффективности используется показатель стоимости жизненного цикла (Life Cycle Cost).Стоимость жизненного цикла подвижного состава включает затраты единовременного характера – инвестиции и текущие (эксплуатационные) расходы за срок службы технического средства, включая расходы на утилизацию.

Жизненный цикл – это совокупность процессов создания, эксплуатации, ремонта и утилизации единицы подвижного состава. Если единица подвижного состава подвергается модернизации, то она тоже является составной частью жизненного цикла.

Выделяют следующие стадии (этапы) жизненного изделия:

● выработка концепций и определений;

● опытно-конструкторские работы;

● изготовление изделия;

● внедрение изделия в эксплуатацию с проведением сопутствующих мероприятий (модернизация и дооснащение ремонтной базы, обучение персонала и др.);

● эксплуатация, включая техническое обслуживание, и все виды ремонта;

● изъятие и утилизация.

Продолжительность жизненного цикла – период времени между выработкой концепции изделия и его изъятием из обращения. Для единиц подвижного состава железных дорог продолжительностью жизненного цикла обычно считают срок их службы. Он определяется как полная календарная продолжительность эксплуатации единицы подвижного состава до ее исключения из состава основных фондов ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»).

Различают следующие виды срока службы:

● назначенный – срок службы, принятый согласно техническим условиям на поставку технического средства, по достижению которого его эксплуатация должна быть прекращена вне зависимости от состояния технического средства;

● расчетный – принятый для прогнозирования затрат на элементы жизненного цикла;

● экономически оптимальный, определенный в т.ч. и с учетом морального старения технического средства;

● фактически реализованный.

Стоимость жизненного цикла (СЖЦ) – это совокупные издержки потребителя на приобретение и использование техники за срок ее службы.

Основной целью определения СЖЦ является оценка и оптимизация стоимости изделия и эксплуатационных затрат при удовлетворении установленных требований к техническим характеристикам единицы подвижного состава, безопасности, надежности, ремонтопригодности и др.

Рассматривая стадии жизненного цикла технического средства, можно сделать заключение о том, что каждая стадия требует определенных затрат. Затраты первых трех стадий будут определяться расходами производителя техники и найдут свое отражение в первоначальной стоимости изделия. Затраты остальных стадий проявляются у потребителя. Следовательно, общую СЖЦ изделия можно разделить на две основные части:

● затраты, связанные с приобретением единицы подвижного состава (цена приобретения и сопутствующие затраты на внедрение);

● затраты, связанные с владением и утилизацией.

СЖЦ подвижного состава может оцениваться на любой стадии жизненного цикла или на всех стадиях. Как правило, СЖЦ анализируется на этапе приобретения единицы подвижного состава для сравнения с существующими аналогами.

Исходя из изложенного, СЖЦ подвижного состава можно определить по формуле

где СЖЦ – стоимость жизненного цикла единицы подвижного состава; – цена приобретения (первоначальная стоимость);– текущий год эксплуатации;– срок службы (конечный год эксплуатации);– годовые эксплуатационные расходы; – сопутствующие единовременные затраты, связанные с внедрением техники в эксплуатацию; – ликвидационная стоимость технического средства;– коэффициент дисконтирования.

В формуле (1) параметры иучитываются только в тех годах, в которых они присутствуют. В остальные годы они равны нулю.

Годовые эксплуатационные расходы – это текущие затраты на эксплуатацию подвижного состава. Они рассчитываются в соответствии с номенклатурой доходов и расходов по видам деятельности ОАО «РЖД» и состоят из затрат:

● на энергоресурсы и расходные материалы;

● чистку и мойку подвижного состава;

● техническое обслуживание и текущие ремонты;

● деповские, капитальные и неплановые ремонты.

Для учета первых четырех слагаемых эксплуатационных расходов в ОАО «РЖД» принята система измерителей эксплуатационной работы подвижного состава. Такими измерителями для грузовых перевозок являются:

● осе-километры вагонов;

● тонно-километры брутто вагонов;

● поездо-километры;

● тонно-километры брутто локомотивов;

● локомотиво-километры общего пробега;

● локомотиво-час эксплуатируемого парка;

● бригадо-часы локомотивных бригад;

● кг условного топлива;

● грузовая отправка (повагонная);

●локомотиво-часы маневровой работы.

Для пассажирских перевозок не применяются измерители осе-километры вагонов и грузовая отправка. Вместо них используются измерители:

● вагоно-километр;

● отправленный пассажирский вагон;

● отправленный пассажир.

Кроме этого, вводятся дополнительные измерители:

● человеко-час начальника поезда;

● человеко-час проводника;

● человеко-час электромеханика.

Расходные ставки на указанные измерители (затраты) принимаются по отчетным данным ОАО «РЖД».

К сопутствующим затратам относятся затраты:

● на обучение обслуживающего и ремонтного персонала;

● оборудование деповской и заводской ремонтных баз, в том числе на приобретение дополнительных испытательных и ремонтных комплексов, диагностической и поверочной аппаратуры, специального инструмента, расширение имеющихся площадей и др.;

● прочие расходы.

Ликвидационная стоимость подвижного состава определяется для конечного этапа использования техники. В ее состав входят затраты на вывод техники из эксплуатации (транспортировка к месту утилизации, разборка, утилизация) и средства (доход) от вторичного использования запасных частей и металлолома. Если доходы от изъятия техники из эксплуатации превышают расходы на это изъятие, то ликвидационная стоимость величина положительная. В противоположном случае она отрицательна.

Коэффициент дисконтирования в формуле (1) позволяет учесть фактор времени и привести стоимостные показатели к ценности начального периода. Поскольку жизненный цикл подвижного состава измеряется десятками лет (20 и более), то при оценке расходов за определенный временной период необходимо учитывать различные аспекты фактора времени:

● инфляция;

● неопределенность и риск и др.

Наилучший вариант перевозок различными типами подвижного состава выбирается по критерию минимума затрат жизненного цикла, т.е. СЖЦ . При этом применяют удельный показатель: СЖЦ, приходящаяся на единицу перевозочной работы.

Удельная СЖЦ единицы подвижного состава определяется выражением

где – постоянная по годам величина грузооборота (поездной работы, выполняемой вагоном или локомотивом), т-км. бр/год.

Одним из важнейших потребительских свойств сложной наукоемкой продукции является стоимость жизненного цикла изделия, определяемая затратами на поддержку данного ЖЦ.

Они складываются из затрат на разработку модели и ее массовое (серийное) производство, а также затрат на монтаж и ввод технических систем в действие, на эксплуатацию и поддержание в работоспособном состоянии, т. е. по всем ключевым этапам и процессам ЖЦ. Необходимо отметить, что при подсчете затрат на создание и использование новой модели техники необходимо учитывать затраты на освоение новой техники у потребителей продукции, в том числе затраты на повышение квалификации и переобучение рабочих, занятых на технологических операциях с новым оборудованием; потери, связанные с недостижением запланированных объемов прибыли в период освоения новой техники и пр.

Для сложной наукоемкой продукции, нуждающейся в ремонтном обслуживании и имеющей длительный срок использования (10-20 лет), затраты, возникающие при эксплуатации, как правило, в несколько раз превышают затраты на приобретение. Традиционно считалось, что повышение удобства техники в эксплуатации непременно должно повышать стоимость объекта (затрата - приобретения), поэтому требования к функциональности были первоочередными, что вело к скрытому росту затрат на владение объектом (например, колоссальная стоимость запчастей на складах).

С одной стороны, дополнительные затраты на стадии проектирования, конструирования и производства изделия обеспечат хорошие эксплуатационные характеристики, повысят надежность объекта, но увеличат продажную цену, т. е. затраты приобретения потребителя. Но с другой стороны, заранее обеспечив в конструкции изделия хорошие эксплуатационные характеристики, можно существенно сэкономить на эксплуатации, т. е. снизить затраты владения. Тогда общая стоимость объекта на всех стадиях ЖЦ снижается, так как экономия на этапе эксплуатации превышает рост затрат на приобретение.

Поэтому именно этапу эксплуатации в последнее время уделяется самое пристальное внимание. Он обособляется от послепродажного этапа ЖЦ и представляет собой совокупность процессов, осуществляемых производителями моделей техники и запасных частей (ЗЧ) к ней, поставщиками, субпоставщиками и потребителями продукции, состоит из системы технического обслуживания и ремонта и материально-технического обеспечения.

Расчёт стоимости ЖЦ позволяет определить затраты:

На предварительное и концептуальное проектирование;

Разработку и проектирование системы;

Изготовление (себестоимость изделия);

Обслуживание и утилизацию.

При таких расчетах часто используют параметры, полученные при анализе надежности технической системы и составляющих узлов и агрегатов: интенсивность отказов, стоимость запасных частей, продолжительность ремонта, стоимость комплектующих и т. д. Естественно, что на изготовление наукоемкой продукции высокого качества с высокими показателями надежности требуются большие затраты, которые не готов возместить потребитель. Поэтому необходимо обеспечить оптимальное соотношение между качеством и надежностью техники, с одной стороны, и стоимостью ее приобретения и владения - с другой. Производители добиваются этого за счет сокращения сроков и материальных затрат на создание изделия, расходов экcплyaтациoннoго этапа и эффективной организации системы ТОиР.

Стоимость ЖЦ включает в себя полные затраты на владение. При выборе нового оборудования расчет стоимости ЖЦ помогает принять решение, которое принесет наибольшую экономическую выгоду.

Любое изменение или усовершенствование существующего процесса или оборудования также должно быть оценено с точки зрения стоимости ЖЦ для определения экономической целесообразности и обоснования необходимости этого изменения. Сравнение стоимости жизненного цикла при существующих и измененных условиях позволяет оценить срок окупаемости затрат за счет общего снижения стоимости и отклонить те изменения, которые не дают существенных преимуществ. Результат анализа зависит от принятых допущений или используемого критерия оценки стоимости ЖЦ. Таким критерием может быть норма прибыли, долговечность оборудования, коэффициент инфляции, эффективность функционирования, стоимость обслуживания и т. д.

Для решения проблемы оптимизации затрат ЖЦ изделия была разработана и впервые применена в рамках государственных проектов в оборонной отрасли методика Life-Cycle Costing (LCC) - концепция учета затрат ЖЦ. Стоимость полного ЖЦ изделия - от проектирования до снятия с производства - была наиболее важным показателем для государственных структур, так как проект финансировался исходя из полной стоимости контракта или программы, а не из себестоимости конкретного изделия. Новые технологии производства спровоцировали перемещение методов LCC в сектор частной экономики. Основными причинами этого перехода явились резкое сокращение ЖЦ изделий, увеличение стоимости подготовки и запуска в производство, практически полное определение финансовых показателей (затрат и доходов) на стадии проектирования.

Как отмечалось выше, технический прогресс существенно сократил ЖЦ наукоемкой продукции. Например, в компьютерной технике время производства изделия стало сопоставимым со временем разработки. Высокая технологическая сложность изделия приводит к тому, что до 90 % производственных затрат определяют именно на стадии НИОКР. Таким образом, важнейший принцип концепции LCC можно определить как прогноз и управление расходами на производство изделия на стадии его проектирования.

С учетом изложенного можно дать обобщенную схему развития ЖЦ наукоемкой продукции и распределения денежных средств на его поддержку по всем этапам (рисунок 2.3).

Рисунок 2.3 - Схема развития ЖЦ продукции и распределения денежных средств

При расчете стоимости ЖЦ сложных технических систем длительного пользования на несколько лет вперед можно наблюдать за расходованием средств и, как следствие, за изменением общих затрат на владение имуществом. Этот расчет следует выполнять в сопоставимом денежном масштабе, т. е. использовать коэффициент дисконтирования, позволяющий привести будущие затраты к текущему моменту времени, используя конкретные денежные единицы (доллар, евро). Полученные значения стоимости ЖЦ для альтернативных стратегий использования оборудования сравниваются между собой, и выбирается наиболее выгодная стратегия.

Одно из важных преимуществ некоторых (не большинства) моделей стоимости ЖЦ - возможность их применения на ранних стадиях проектирования, в том числе при параллельном проектировании и разработке систем интегрированной логистической поддержки изделия. Учёт стоимости ЖЦ на ранних стадиях проектирования гарантирует ее минимизацию при одновременной разработке конструкции конечного изделия, процессов производства, испытаний/оценки и поддержки.