Урок на тему «Социальная структура и социальные отношения. Конспект урока социальная структура и социальные отношения

Разработка урока-исследования:

"Социальная структура. Социальные отношения" (2 часа)

Цели урока:

    содействовать формированию знаний о процессах, идущих в сфере социальных отношений.

    способствовать развитию исследовательских навыков при работе с документами, умению анализировать материал, делать выводы, доказывать свою точку зрения.

Задачи урока:

    рассмотреть различные социальные структуры общества;

    определить тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе;

    обсудить проблему соотношения “социальное неравенство” и “социальная несправедливость”

Тип урока: урок изучения нового материала и первоначальное его закрепление.

Форма проведения урока: урок – исследование с элементами дискуссии.

План изучения нового материала:

1. Основные социальные группы. Социальная структура общества.

2. Социальные отношения.

3. Социальная динамика:

а/ причины социальных изменений;
б/ социальная мобильность и “социальные лифты”

4. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе. Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить.

Ход урока

Вступительное слово учителя: Мотивация к восприятию нового материала.

“Свобода, равенство, братство!” Великий лозунг Великой французской революции, ознаменовавшей вступление человечества в новую социальную эпоху. Неотъемлемым качеством этого мира должно было стать равенство людей. Французский маркиз всем отличался от французского крестьянина: правами, обязанностями, образом жизни. Неравенство людей и стремилась уничтожить революция. Но равны ли люди сегодня? Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения.

Ранжирую ответы учащихся, сообщаю цели урока, обращаю внимание учеников на подготовленные к их работе листы самоконтроля, базовые понятия, документы. /Инструментарий урока/

Базовые понятия по теме “Социальное развитие общества”

    Социальная структура общества – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом групп людей.

    Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, власть, доход и др.)

    Социальные институты – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемое нормами, традициями, обычаями и направленными на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

    Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе.

    Стратификация – расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти.

    Социальные нормы – совокупность правил, формально или неформально принятых в группе или обществе.

    Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса.

    Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой.

    Каналы или “лифты” мобильности – пути и механизмы, позволяющие подниматься наверх.

I. Учитель. На первый взгляд и сегодня нет равенства, люди не схожи своим образом жизни, благосостоянием, образованием. В то же время есть принципиальное отличие между неравенством во французском обществе времен Людовика XVI и современной Францией. Двести лет прошли не зря.

Равенство нельзя понимать как “одинаковость” всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом.

В то же время, в современных демократических странах все граждане равноправны, т.е. равны перед законом, хотя различных социальных несправедливостей в законодательстве разных стран много. Путь к равноправию очень медленный, извилистый, но человечество продвинулось по нему довольно далеко.

Работаем с базовыми понятиями №1,2

Существует два основных подхода к выделению этих групп. Первый – деление общества на противостоящие друг другу конфликтные группы – классы. Само понятие “класс” впервые зафиксировано в английском словаре XVII века, но в дальнейшем это понятие стали связывать с именем создателя новой общественной теории К.Марксом. В.И.Ленин, продолжая развивать эту теорию, дает в работе “Великий почин” определение классов.

Учащиеся работают с фрагментами документов, отвечают на вопросы к документам.

Сравните два исторических документа и ответьте на вопросы:

1) Фрагмент работы К.Маркса и Ф.Энгельса “Манифест Коммунистической партии”

“Истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов…” /Работа вышла в свет в 1848г/

2) Фрагмент работы В.И.Ленина “Великий почин”

Классы – это большие группы людей, которые различаются:

Вопросы к документам:

    Что объединяет эти документы?

    Выделите понятия, содержащиеся в документах.

    На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей?

Другая теория социальной структуры общества связана с именем немецкого обществоведа М.Вебера, одного из основоположников социологии. Вебер говорил о классе, как о социальной группе людей, обладающих сходными “возможностями” жизни. Чем определяются жизненные шансы? Как и Маркс, Вебер видел в собственности важный классификационный признак, но отнюдь не единственный и не определяющий.

Работаем над определением “страта” и анализируем документ № 3.

“с 40 –х гг XX в. в США выделяют шесть страт, каждый из которых объединяет людей с одинаковым рангом “престижности”

    Верхушка высшего класса. Это элита общества, “пропуском” в нее служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют свое богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения.

    Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актеры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали свое положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчеркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. В составе населения таких людей 2 -5%

    Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высоко – профессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15 % населения.

    Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, “американскому образу жизни”. К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно – технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в “приличном” районе, желательно в собственном доме. Доля этого класса в численности населения США – 35-40%

    Верхушка низшего класса. К ней относятся мелкие служащие и “люди, работающие в касках” - строители, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как правило, имеют общее среднее образование и профессиональные навыки. Труд их лишен творчества, жизнь довольно однообразна. Проживают в небольших домах или квартирах в непристижных районах города. Составляют 30% населения.

    Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в “трущобных” районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля – 15%.

Задание. Определите, какие критерии положены в основу выделения этих групп.

Можно ли утверждать, что социальная стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества?

Для закрепления изученных вопросов составляем сравнительную таблицу.

II. Обсуждаем проблему соотношения “социального неравенства” и “социальной несправедливости”.

Учитель: Вспомните сказки различных народов мира. В сказочном мире всегда торжествует справедливость, но какая? Честный и трудолюбивый, благородный и храбрый, в конце концов все получит, а трусливый, коварный, жестокий все потеряет. При этом от самого человека зависит, каким ему быть – плохим или хорошим. Этот принцип был известен очень давно, еще в Древнем Риме. Справедливость проявляется в воздаянии каждому по заслугам. Гуманисты создали утопическое правило “каждому столько, сколько другому” Как же этот спор разрешается в реальной государственной практике?

Работа с документом № 4

“Справедливость и рынок” Об этом спорят!

Сторонник либеральной рыночной экономики Ф.Хайек считае, что выражение “социальная справедливость” в рыночной экономике вообще лишена смысла. Дело в том, что оно употребляется как синоним выражения “справедливое распределение”. Но в идеальной рыночной экономике никто ничего не распределяет, агенты рынка действуют исходя из своих интересов. Кроме того, в рыночной экономике (да и вообще в человеческом обществе) нет критериев, на основании которых можно было бы объективно судить об эффективности вклада каждого в “общий” результат. А если нет таких критериев, то нельзя говорить “О справедливом вознаграждении”

Начало рынка связано с отказом наших предков от групповых обязательств, т.е. заботы о соплеменниках. “Когда первые неолитические коммерсанты пересекали Ла – Манш на барках, нагруженных кремнием, чтобы, продав его, загрузиться вином и янтарем, то они при этом заботились не о том, как лучше обеспечить других, а о том, как больше заработать”, - пишет Хайек. Тем не менее, есть класс людей, который подвержен большому риску в условиях рынка – больные, сироты, нищие, инвалиды и др. Гарантировать им прожиточный минимум “на уровне, ниже которого не позволяет пасть чувство человеческого достоинства” - необходимая задача общества, так как “систему, не желающую заботиться о немощных, будут сотрясать волны народного негодования”

Вместе с тем в этом случае речь идет не об установлении “социальной справедливости”, а об ограничениях, вынужденно накладываемых на экономику и приводящих к снижению эффективности рынка и уменьшению общего результата”

Высказывание учащимися собственных суждений по проблеме.

III. Учитель.

Причины социальных изменений. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение – излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц – королем, Золушка выходит замуж за принца, повысив свой статус. Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. НТР, войны, революции - все это приводит к смене социального положения в обществе групп.

Работа с базовыми понятиями: социальная мобильность (вертикальная и горизонтальная), маргинал, каналы или “лифты” мобильности. Приводим исторические примеры.

Тесты на закрепление материала.

1. Что входит в понятие социальной структуры общества:

    классовый состав общества;

    социально – профессиональная структура населения;

    демографический состав населения;

    все указанное выше?

2. Что из перечисленного ниже определяется понятием социальной общности (1), а что – социальной группы (2)?

    экологическое объединение;

    пенсионеры;

    молодежь;

    трудовой коллектив;

    городское население;

    ученики нашего класса;

    спортивная команда.

3. Изобразите графически вертикальную и горизонтальную мобильность по следующим позициям:

    изменение профессии: рабочий стал инженером;

    переезд из одного города в другой без изменения профессии;

    повышение квалификации в рамках одной профессии;

    понижение в должности.

4. Маргиналами называются:

    социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями;

    опустившиеся на социальное “дно” выходцы из разных классов;

    представители малооплачиваемых слоев населения;

    разорившиеся предприниматели.

5. Переход людей из одной социальной группы в другую называется:

    социальным неравенством;

    социальной мобильностью;

    социализацией;

    социальной адаптацией.

Второй урок проводится в форме деловой игры “Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить”

Цель игры: выявить наиболее типичные ситуации, ведущие к нарушению связи личности и общества и государства; утверждать мысль о необходимости верховенства закона; развивать умение участвовать в дискуссии; обнаруживать и формулировать проблемы, вырабатывать совместные решения, использовать силу общественного мнения.

Воспитывать учащихся в духе уважения к правам личности, готовности к разрешению конфликтных ситуаций правовыми средствами.

Эпиграф к уроку: “Заговори, чтоб я тебя увидел” Сократ.

Прошу учеников высказать свои суждения по поводу мысли Сократа. Напоминаю детям правила дискуссии.

Организация игровой деятельности:

Игра состоит из трех частей.

Формирование небольших групп учащихся класса

Предварительная подготовка групп по материалам периодической печати, данным социологического опроса.

Обсуждение двух проблем: “Общество, в котором мы живем” и “общество, в котором нам хотелось бы жить”

Группы учащихся для деловой игры: “Предприниматели”, “Производители материальных благ”, “Интеллигенция””, “Пенсионеры”, “Группа риска”, “Правительство”

При подведении итогов игры их анализ показывает, что в результате дискуссии различные “социальные слои” пришли к сходным выводам. Общественные ожидания сводятся к следующему:

    демократическая, правовая основа;

    экономическая и политическая стабильность;

    высокий уровень образования, науки и культуры;

    сохранение генофонда нации;

    защита прав человека и права собственности;

    укрепление основ общественной нравственности;

    благоприятная экологическая среда;

    сохранение мира и укрепление национальной безопасности;

    искоренение преступности.

“Правительство” принимает решения по удовлетворению потребностей общества и интересов выделенных социальных групп. Они опираются на правовые документы, в первую очередь Конституцию Р.Ф.

Игра помогает понять учащимся проблемы общества, необходимость отказа от старых стереотипов мышления, перехода к плюрализму идеологий; перехода к гражданскому демократическому обществу; усовершенствованию демократического общества, его политического устройства; совершенствования законодательной базы.

Подведение итогов урока. Самооценка учащимися своей работы на уроке.

Рефлексия:

Мне было интересно (не интересно) на уроке, потому что…

Какой этап урока понравился и почему?

На каком этапе было труднее всего работать и почему?

Получили ли Вы удовлетворение от работы в группе?

Социальные отношения являются важной формой проявления относительно устойчивых социальных связей между индивидами и социальными группами и анализируются прежде всего в контексте их противопоставление отношениям естественным.

Социальные связи объединяют индивидов в целостную социальную систему, а отношения предстают как система взаимозависимостей индивидов в процессе их поведения в обществе, направленной на удовлетворение социальных потребностей. Они составляют систему социальных связей, основу которых составляет обмен информацией в рамках социального взаимодействия. Регулятором социальных отношений является морально-этическое измерение общественного сознания, или общественные и индивидуальные ценности.

Важной составляющей социальных отношений являются властные отношения, которые предусматривают систему субординационных связей в обществе, закрепляются на уровне власти и авторитета и требуют соответствующего регулирования в сфере социальной безопасности индивида. В этом контексте уместно вспомнить такой существенный измерение социальных отношений, как свобода и ответственность за социально значимые поступки. Существенным измерением общественных отношений является социально-трудовые отношения, содержание и сущность которых раскрывается на уровне распределения социальных благ. Одну из главных ролей играют в обществе социально-групповые, статусные отношения, обусловленные внутренней стратификацией общества.

Соответственно, социальные отношения являются отношениями, раскрывающие социальные связи между общественными стратами и группами, а также между индивидами, которые являются представителями этих групп. Поэтому они в основном возникают в форме отношений господства и подчинения, отношений социального неравенства. Основными факторами такого неравенства становятся, как правило, тендерные и возрастные особенности, интеллектуальные способности, профессиональные роли, социальный статус, отношения собственности и т.п.. Классификация социальных отношений предполагает наличие в современном обществе таких их видов, как горизонтальные (в пределах одной общественной группы) и вертикальные социальные отношения (субординационные связи между различными общественными группами).

Существуют различные критерии различения социальных отношений, так, например, по степени социальной регламентации различают формальные (официальные) и неформальные общественные отношения. В зависимости от способа общения различают опосредованные и непосредственные социальные отношения и т.п.. Важными составляющими общественных отношений являются индивидуальные мотивы и потребности, которые существенно усложняют социальные связи и могут привести к возникновению социального конфликта. Последний, в свою очередь, способствует мобилизации межгрупповых противоречий в социальных отношениях, которые могут развиваться и на уровне общественных групп, и на уровне институтов.

Современные социально-философские исследования в области конфликтологии свидетельствуют как деструктивные, так и интегративные функции социальных конфликтов. Более того, считается, что конфликт является одной из важнейших форм социальных отношений, поскольку его динамика способствует ценностно-нормативном развития социальной системы в направлении закрепления или разрушения той или иной формы общественных связей. С помощью актуализации различных мотивов, интересов и потребностей происходит поиск путей оптимизации, уравновешивания и стабилизации индивидуальных и групповых интересов. Поэтому, с одной стороны, по логике К. Маркса, конфликт можно считать временным состоянием общества, преодолевается, а с другой стороны, по Л. Козером и Р. Дарендорфом, так же можно рассматривать и как нормальное состояние социальной системы, что обусловлено противоречивой природой общественной жизни и необходимости его обновления.

§1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Цели и задачи: 1) познакомить с тремя видами социальной стратификации, социальной мобильностью, показать, какие социальные «лифты» способствуют социальным перемещениям человека, выявить тенденции в развитии социальных отношений для различных групп; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблемам социального неравенства.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: вводный урок.

План уроков

  1. Социальная стратификация.
  2. Социальная стратификация по К. Марксу и М. Веберу.
  3. Социальная мобильность и социальные «лифты».
  4. Люмпены и маргиналы.
  5. Тенденции в развитии социальных отношений.

1. Социальная стратификация

Общество состоит из различных групп. Разделение же общества на группы называют социальной дифференциацией .

1. Во всех без исключения обществах, даже на стадии первобытного общества, наблюдается социальное расслоение, или социальная дифференциация. 2. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось, становилось все более очевидным. 3. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам. 4. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к политической власти. 5. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к образованию и другим социальным благам.)

Причины возникновения неравенства: 1. Различия во врожденных способностях. 2. Различия в отношении к труду. 3. Дискриминация на рынке труда. 4. Имущественные различия. 5. Удача и несчастья и др.)

В настоящее время большая группа людей, находящаяся на определенной позиции, получила название страта (слой), а совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев – социальная стратификация .

Принято различать следующие виды социальной стратификации:

  • экономическая стратификация (выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения);
  • политическая стратификация (деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу);
  • профессиональная стратификация (выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям).

2. Социальная стратификация по К. Марксу, М. Веберу и с точки зрения других социологов

Социальная структура по К. Марксу : Главная форма социальной стратификации →

общественный класс.

Главный классообразующий признак → отношения

собственности на средства производства.

Вывод: Объективные, в первую очередь экономические, факторы определяют классовую стратификацию общества.

Социальная структура по М. Веберу

Тип стратификации, основанный на власти

Социальная стратификация с точки зрения современных социологов

Следовательно, анализируя различия стратификационного и классового подходов к анализу социальной структуры, мы можем выделить следующие критерии выделения социальных групп, которые используются в том или другом случае.

Страты различаются:

Классы различаются:

По уровню доходов;

Основным чертам образа жизни;

Включенности во властные
структуры;

Отношениям собственности;

Социальному престижу;

Самооценке своей позиции в обществе.

По месту в системе общественного производства;

Отношению к средствам производства;

Роли в общественной организации труда;

По способам и размерам получаемого богатства.

3. Социальная мобильность и социальные «лифты»

Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе называется социальная мобильность.

Социальная мобильность (лат. mobilis - подвижный) - перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.

Классификация мобильности

Вертикальная – движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.

Горизонтальная – географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»).

Индивидуальная – перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других.

Групповая – перемещения происходят коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).

Межпоколенная – сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером).

Внутрипоколенная – изменение статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям).

Организованная – перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия.

Структурная – вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности, или социальными «лифтами».

К ним относятся: социальный статус семьи; получение образования; физические и умственные способности, внешние данные человека; получение воспитания; смена места жительства; армейская служба; вступление в брак.

На групповую мобильность оказывают воздействие социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, создание империй и т. д.

4. Люмпены и маргиналы . Эти две группы населения как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества.

Люмпены - в переводе «лохмотья» (люди, опустившиеся на дно жизни)

Бродяги Нищие Бомжи

– Питательная среда для экстремистских организаций

Маргинал - в переводе «находящийся на краю» → Группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями

Каналы маргинализации:

Миграции Войны Революции Стихийные бедствия

В чем опасность для общества?

Эти слои стремятся к «твердой руке»,

создают базу для антидемократических режимов

Исключения: нередко выходцы из этих групп предприимчивы

5. Тенденции в развитии социальных отношений

  • Социальная структура подвержена изменениям.
  • Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах.
  • Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации.
  • В странах Запада основной тенденцией является рост нового среднего класса, что делает общество более устойчивым в политическом отношении.
  • Сокращается промышленный рабочий класс.
  • Сокращается численность самостоятельных крестьян (фермеров).
  • Под влиянием НТР возрастает значение высококвалифицированного умственного труда.
  • Острой проблемой продолжает оставаться безработица.
  • Государство оказывает определенное регулирующее воздействие на социальные отношения.

Домашнее задание: §1, выполните задания.


Начиная с самых примитивных отношений еще во время первобытнообщинного строя, когда целью людей было выживание, и до сегодняшнего дня человеческие связи претерпели ряд изменений. Часть из них исчезли вовсе, например рабство. Другие видоизменились. Но общество - это по-прежнему сложная социальная структура. И внутри него - это взаимодействие различных классов, каст и прослоек.

Социальная структура

Это понятие связано с совокупностью всех форм отношений и взаимосвязей, которые образуются между различными элементами общества: от небольших групп и ячеек до социальных институтов и общностей. Она состоит из частей, которые взаимодействуют как единый многомерный организм, который можно разделить на 2 подгруппы:

  1. Состав общества. Это все виды компонентов, которые его наполняют: от отдельных индивидуумов и до социальных общностей. Они могут представлять собой как малочисленные, так и крупные структуры, находящиеся на разных позициях по отношению друг к другу.
  2. Социальные институты - это совокупная взаимосвязь всех организаций, влияющих либо отвечающих за управление обществом. К ним относятся как политические институты, например партии, парламенты и государство в целом, так и экономические.

Социальная структура и социальные отношения внутри каждого вида института состоят из организаций и групп, которые наполняют конкретные люди, входящие в определенные слои общества. При этом представители этих структур, например президент страны или члены парламента, могут меняться после очередных перевыборов. Одновременно сам «скелет» президентско-парламентского института остается неизменным.

В идеале, при действительно демократическом строе социальная структура, социальные отношения, социальные институты равны в своих правах и между собой. Но, как показывает жизнь, часто один из них несколько доминирует над другими. Например, статус у директора фирмы значительно выше, чем у менеджера, а у того есть свои преимущества перед рядовыми работниками. И так во всех социальных структурах.

Элементы социальной структуры

Социальная структура - это так называемый скелет любого общества, в состав которого входят различного уровня классы, касты, группы, институты и ячейки, наполненные людьми. Подобное деление указывает на различия в отношениях между людьми в них и разделение на главенствующие и второстепенные части.

Группа - это относительно небольшая социальная структура, и социальные отношения в ней строятся на взаимодействии людей, создавших некую политическую, экономическую, творческую или другую связь друг с другом. Классы - это крупные объединения индивидуумов. Они могут разделяться по праву происхождения (высший свет, титулованные особы), экономическому признаку (богатые, средний класс или бедняки), социальным слоям (рабочие, фермеры, интеллигенция, творческий бомонд). У каждого класса есть свои правила поведения, кодекс чести, психологические собирательные портреты и свои ценности.

Страта - это группа людей, условно объединенных по уровню доходов, профессиям или другим признакам. Например, творческая элита (бомонд) объединяет художников, музыкантов, артистов и т. д., которые достигли профессионализма, успеха и признания в своей профессии. Касты - это группы, состоящие из людей, придерживающихся одинаковых взглядов, ведущих традиционную жизнь и заключающих браки внутри нее. Сохранились в некоторых странах, например в Индии или религиозных общинах. Таковы основные элементы структуры социальных отношений.

Понятие социальной общности

Так называются группы людей, разные по своей численности, но объединенные общей трудовой деятельностью, социальными признаками или одинаковым экономическим положением. структура напрямую зависят от наполняющих частей. А те, в свою очередь, - от индивидуумов, входящих в них. Например, один и тот же человек может:

  • Представлять собой гражданина определенного государства.
  • Принадлежать к определенной этнической группе.
  • Быть жителем определенной части страны.
  • Объединяться с другими людьми по принадлежности к определенной профессии: медиками, учителями, политиками.
  • Входить в определенную экономическую прослойку (средний класс, бедняк, магнат).
  • Являться одновременно членом таких малых ячеек и групп, как семья, рабочий коллектив, круг друзей и других.

Все индивидуумы, входящие в общность, создают из нее целостную систему, которая находится в постоянном развитии и взаимодействует с другими социальными объектами.

Формы социальной структуры общества

Существующие ныне общности обладают разнообразием форм и типов. Например, существует следующая классификация:

  1. По количеству индивидуумов: от нескольких человек до миллионов.
  2. По длительности существования и развития: от нескольких часов (например, какой-нибудь комитет) до многих тысячелетий.
  3. По своим основным отличиям: территориальные, этнические, профессиональные и другие.

Отношения внутри нее напрямую зависят от групп, его наполняющих: как больших, так и малых. Взаимосвязь людей в этих группах определяется тем, что именно их объединяет. Например, это могут быть общие ценности.

Признаки социальных отношений

В своей повседневной жизни люди постоянно взаимодействуют между собой, не осознавая, что даже минутное общение влияет на развитие общества в целом. При этом контакты могут возникать как на бытовом или профессиональном уровне между отдельными индивидуумами или их группами, так и между государствами или народами. В социологии нет единого названия этой высшей формы социального поведения лиц и их взаимодействия. Поэтому для нее придумали название «общественные отношения».

В понятие «структура социальных отношений» входит связь между классами, этническими группами, национальными объединениями, групповыми или партийными альянсами, отношения между людьми на любых уровнях (от дружеских и семейных до профессиональных, экономических или политических связей).

Любая сфера жизни общества строится на тех точках соприкосновения, которые создают в них каждые отдельные индивидуумы при сближении друг с другом. Социальные отношения - это взаимосвязь между людьми, образованная не только на межличностных контактах, но и на единстве экономических, политических или профессиональных взглядов на развитие общества.

Понятие социального института

Социальная структура и социальные отношения в ней формируются на основе социальных институтов, которые ее наполняют и обеспечивают ее единство. Поговорим об этом подробней. В широком понятии социальный институт - это устойчивый, живой и постоянно развивающийся организм, в котором осуществляется совместная деятельность людей. А в узком смысле это та система ценностей, норм и связей, которая обязана удовлетворять потребности как общества в целом, так и его отдельных групп или людей.

Виды социальных институтов

По мере развития общества, социальная структура и ее институты постоянно менялись, оставляя только те связи, которые приносят помощь и обеспечивают его стабильность. К общественным институтам относятся:

  • Семья, которая представляет институт родственных связей.
  • Государство - самая крупная политическая структура общества. Она обязана обеспечивать безопасность и процветание ее граждан.
  • Образование. Относится к социальному институту культуры, основной целью которого является не только образовательный и воспитательный процесс, но и преобразование личности в полноценного гражданина страны.
  • В основе церковного института лежит объединение людей по единству вероисповедания.
  • Институт науки занимается объединением людей, производящих знания в любой научной сфере.
  • Институт права - это совокупность всех норм и отношений. Они гарантируют людям их свободы и обязанности.

Все перечисленные институты входят в состав социальной структуры общества.

Структура социально-экономических отношений

Одним из видов социальных отношений являются экономические связи. В основе любого общества лежат социально-экономические отношения, структура которых делится на международные (торговля, инвестиции, перемещение капиталов и другое между государствами) и социальные (имущественное право, юридические связи и другие). определяются формами собственности и основываются на том, как люди производят, распределяют, обменивают или потребляют разного вида блага и услуги.

Арендный блок

Социальная дифференциация –- это разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение и различающиеся по объёму и характеру прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния.

Виды дифференциации Экономическая:Уровень дохода; Уровень жизни; Бедные, богатые, средние слои

Политические: Управляющие и управляемые; Политические лидеры и массы Профессиональные: Профессии; Род деятельности и занятия; Престижность

Социальные группы –- это относительно устойчивые совокупности людей, имеющие собственные интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общетсва.

Социальные группы Большие Малые Сословия;Классы;Социальные слои;Этнические общности;Профессиональные группы Семья;Школьный класс;Спортивная команда;Компания друзей;Бригада рабочих

Сословия –- это большие группы людей, различающиеся по правам и обязанностям, закрепленным в обычае или законе и передающимся по наследству.

  • Князья;
  • Духовенство;
  • Крестьяне;
  • Горожане;
  • Рабы.

Современные теории в описании социально структуры Классовая теория (В. И. Ленин)Теория стратификации

Классами называются большие группы людей, которые различаются:

По месту в системе общественного производства По отношению к средствам производства (главный признак)По роли в общественной организации труда По способам получения и размерам располагаемого общественного богатства

Теория возникновения классов:

Биологическая Классы существуют в силу вековечного биологического или психологического неравенства людей, биологически неполноценные неизбежно попадают в подчинение к сильным, избранным Распределительная Классы существуют в силу различных источников и размеров полученных доходов (рента, прибыль, зарплата)Организационно-техническая Классы существуют в силу разделения людей на «организаторов» и «исполнителей», т. е. в силу их различной роли в общественной организации труда Насилия Разделения общества на классы произошло в результате политического, военного насилия Марксистско-ленинская Классовое деление – результат появления (различными путями) частной собственности, которая приводит к имущественному неравенству

Теория стратификации (страты) –- это социальные слои, которые различаются:

  • По уровню и источника дохода;
  • По уровню образования;
  • По профессиям;
  • По бытовым условиям;
  • По социальному престижу;
  • По качеству жизни.

В основе: общественное распределение результатов труда (т. е. социальных благ)

Вариант социальной стратификации Высший класс Экономическая и политическая элита Средний класс Учёные, инженеры, менеджеры, юристы, экономисты Низший класс Работники физического труда, безработные, люмпены

Феодалы – Это крупные землевладельцы. В России их называю помещиками:Духовные (сословие духовенство);Светские (сословие дворяне).Крестьяне:Как класс феодального общества (зависимые или крепостные крестьяне);Как профессиональная группа (работники на земле, земледельцы).Буржуазия (капиталисты) –- это класс собственников средств производства, использующих наёмный труд:Владельцы мануфактур, фабрик, заводов;Купечество;Владельцы банков и ценных бумаг;Владельцы земли. В России их называют кулаками (куркулями).Пролетариат (с греч. лишённый всего) –- это наёмные рабочие:Промышленный;Сельский, или батраки;Пролетарии умственного труда.Интеллигенция –- это социальная прослойка, слой людей умственного труда:Гуманитарная;Научная;Военная;Творческая;Инженерно-техническая. Маргиналы –- это социальный слой людей, выпавших из своей традиционной социальной среды (временно или навсегда):Отрицательная (кандидат наук чистит снег);Положительная (кандидат наук – менеджер).Люмпены (пауперы) –- это люди без определённого места жительства, без постоянного дохода, без постоянного занятия (бомжи, попрошайки, бедняки).

Социальная мобильность –- это переход людей из одних социальных групп в другие.

Социальная мобильность Горизонтальная Вертикальная Это переход в группу одного уровня Это переход с одной ступени социальной иерархии (лестницы) в другую Переезд из одного города в другой, повторный брак и т. д.Вверх: от рабочего до владельца завода Вниз: от хозяина завода до наёмного управляющего

Чем выше социальная мобильность, тем общество более открыто.

Социальные лифты –- это социальные механизмы, перемещающие людей из одного социального слоя в другой.

Социальные лифты (П. Сорокин)Армия Церковь Школа (образование)Г. К. Жуков, Наполеон, Дж. Вашингтон Патриарх Никон, Папа Григорий VIIМ. В. Ломоносов, М. Лютер Дополнительные социальные лифты Средство массовой информации (СМИ)Партийная или общественная деятельность Заключение брака с представителями высшего классаА. Кашпировский, А. РазинА. Гитлер, И. В. Сталин, Ш. де Голль П. Ковалёва-Жемчугова, Екатерина I

Социальная структура –- это внутреннее устройство общества, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих человеческих общностей и отношений между ними.

Социальные отношения –- это многообразные связи между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них, в процессе экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Номенклатура –- это привилегированный, господствующий и правящий, эксплуататорский класс, осуществляющий диктатуру в иерархических обществах и владеющих коллективной собственностью.

Бюрократия –- это особая социальная группа чиновников, осуществляющих государственную власть.

Элита –- это высший, привилегированный слой (слои) социальной структуры общества, осуществляющий государственную, социально-экономическую и культурную политику.

Виды элит Политическая Экономическая Интеллектуальная Осуществляет власть и организует государственное управление Осуществляет влияние на власть материальными возможностями, участвует в принятии решений Развивает науку и культуру, оказывает идеологическое и моральное влияние на власть

Микрофлора молока. Микрофлора молочных продуктов. Микробиология яиц и яичных продуктов. Тара и упаковочный материал. В сыром молоке даже при соблюдении санитарно-гигиенических условий возможно содержание бактерий.

Информационная культура менеджера

Информатизация является основным фактором изменений в современном мире. Формирование информационной культуры. Владения информационными технологиями и их применение на практике.

Журналистика. Корреспонденция

Жанры журналистики. Журналистский текст

Психология. Психологические особенности

Психиатрия, психическая деятельность, психологи. Изучение личности, темперамента, интеллекта, характера. Общение людей, отношения, конфликты.

Современная организация СМИ. Медиа-холдинги в Пермском крае

редство массовой информации – это периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа