Фролова, Наталья Алексеевна - Антинаркотическая политика России: динамика развития и направления совершенствования. Фролова, Наталья Алексеевна - Антинаркотическая политика России: динамика развития и направления совершенствования Социальная безопасность

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Фролова Наталья Алексеевна. Правовая политика Российской Федерациив сфере социальной безопасности (на опыте борьбы с наркотиками) : диссертация... доктора юридических наук: 12.00.01 / Фролова Наталья Алексеевна; [Место защиты: Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации].- Москва, 2009.- 408 с.: ил.

Введение

Глава 1. Методологические основы исследования правовой политики государства в сфере социальной безопасности 20

1.1. Социальная безопасность как предмет теоретико-правового анализа 20

1.2. Социальная безопасность в историческом наследии правовой и политической мысли 65

1.3. Концепция правовой политики государства в сфере социальной безопасности 96

Глава 2. Законодательное обеспечение правовой политики в сфере борьбы с наркотиками в Российской Федерации 121

2.1. Распространение наркомании в обществе как реальная угроза социальной безопасности и правовые средства борьбы с ней 122

2.2. Правовая основа антинаркотической политики в Российской Федерации 143

2.3. Проблемы законодательного регулирования основных направлений антинаркотической политики России 189

Глава 3. Реализация государственной правовой политики в сфере борьбы с наркотиками: российский и зарубежный опыт 226

3.1. Реализация правовой антинаркотической политики в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации 226

3.2. Практика взаимодействия государства с институтами гражданского общества в сфере борьбы с наркотиками в России 249

3.3. Правовой анализ реализации моделей политики в области контроля над наркотиками в зарубежных странах 270

Глава 4. Совершенствование правовой политики в сфере социальной безопасности и борьбы с наркотиками в российской федерации 305

4.1. Факторы, воздействующие на правовую политику государства в сфере социальной безопасности и борьбы с наркотиками 306

4.2. Организационно-правовые и институциональные формы противодействия распространению наркомании в обществе 331

4.3. Перспективные направления правовой политики государства в сфере социальной безопасности и борьбы с наркотиками в современных условиях 354

Заключение 371

Список использованных нормативных правовых источников и научной литературы 378

Приложения 393

Введение к работе

Актуальность темы исследования вызвана новыми тенденциями в государственном регулировании социальной политики, необходимостью повышения эффективности управления общественным развитием в условиях возрастания трудностей внутреннего и внешнеполитического характера.

К факторам, негативно влияющим на социальную безопасность, стабильность государственно-правовой системы, следует отнести наличие такой угрозы, как распространение наркомании и незаконного оборота наркотиков. В силу определенной глобализации данного явления в конце XX в. для Российской Федерации становится исключительно актуальной задача перехода к масштабной, качественно иной деятельности - государственной антинаркотической политике, важнейшим направлением которой является правовое.

Правовая антинаркотическая политика, ставшая частью общегосударственной политики в сфере социальной безопасности, в своей основе предполагает определение задач правового воздействия на социально негативные явления, связанные с наркоманией и наркопреступностью, а также определение правовых средств для достижения закрепленной в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» цели постепенного сокращения числа наркозависимых лиц и количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В свою очередь это обусловливает необходимость изучения и использования различных форм реализации правовой антинаркотической политики в Российской Федерации.

Актуальность проблемы распространения наркотиков, их незаконного оборота, а также внутригосударственного и международного преступного бизнеса заключается в ее острой политико-юридической и социальной направленности, в необходимости выработки надежных правовых инструментов, способных противостоять антиобщественным проявлениям. Кроме того, актуальность исследования определяется и тем обстоятельством, что распространение наркотиков сопровождается активным вовлечением в наркоманию определенной части социальных групп, усиливая при этом опасную тенденцию наркотизации российского общества. Это имеет своим результатом деструктивное влияние на правовую систему, политико-правовые, социально-экономические, нравственные основы государства.

Является очевидной настоятельная необходимость активизации научных разработок правовой антинаркотической политики Российской Федерации, теоретико-правового изучения проблем развития законодательства и правоприменительной практики в соответствующей области общественных отношений.

Вместе с тем, совершенствование правовой политики государства в сфере борьбы с наркотиками затрагивает актуальный вопрос дальнейшего формирования правовой основы международного сотрудничества России в правоохранительной сфере. В данном направлении важными мерами являются разработка современного механизма межведомственного и межгосударственного взаимодействия в области контроля над наркотиками, а также развитие международных институтов правовой помощи в сфере противодействия наркопреступности.

Отмеченные аспекты проблемы актуализируют необходимость формирования в Российском государстве устойчивой антинаркотической системы с созданием правового механизма ее функционирования, включая законодательное обеспечение антинаркотической деятельности на всех уровнях (федеральном, субъекта РФ, местном). Научная проработка поставленных вопросов представляется теоретически и практически значимой, так как позволяет найти подходы к качественно новому состоянию антинаркотической деятельности, исключающему декларативность, бессистемность, толерантное отношение к наркотикам в обществе.

Актуальность темы диссертационной работы обусловлена тем, что борьба с наркотиками является важнейшим направлением правовой политики государства в сфере социальной безопасности. В связи с этим выявляется необходимость комплексного анализа социальной безопасности, рассмотрения ее правовой природы, идейной сущности в истории правовой и политической мысли, ее ценностных характеристик, свойств и принципов как общественно значимого явления.

Данный аспект теоретико-правовой направленности темы обоснованно актуализирует разработку модели социальной безопасности со стабильным механизмом правового регулирования, ресурсным и инструментальным обеспечением.

Среди наиболее актуальных направлений российской правовой политики в сфере социальной безопасности особое значение приобретает деятельность государства по обеспечению конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка, формированию механизма социального контроля и правовой социализации личности.

Отмеченные положения, акцентирующие научный поиск оптимизации результатов правовой политики Российского государства в сфере социальной безопасности и борьбы с наркотиками, стали основой диссертационного исследования.

Социальная безопасность как предмет теоретико-правового анализа

Понятие социальной безопасности в настоящий период современных изменений не только приобретает приоритетное значение, но и становится предмегом все более детального научного обсуждения, анализа и осмысления особенно при реализации внутригосударственных преобразований. Ясность и точность понимания сущности социальной безопасности, ее содержательности, природы, ресурсов отражают обоснованность научных изысканий прогрессивного общественного развития, системного обеспечения функционирования комплекса социальных и правовых институтов.

В условиях формирования системы глобальных социальных отношений и возрастающих масштабов взаимосвязей современного общества сохраняет свою значимость понятие социальности, которое В.И. Даль, член-корреспондент Петербургской Академии наук определил как «общественность, общежительность, гражданственность, взаимные отношения и обязанности гражданского быта, жизни»1. Глубина данного определения соприкасается с актуальностью современного научного видения вопроса о характере взаимоотношений личности и общества, динамики их потребностей, социальной направленности интересов. Авторская обращенность к научному анализу процесса позитивного развития общества, степени развитости его социальной и правовой форм предполагает в теоретико-методологическом аспекте исходить из следующих положений.

Первое: утвердившийся к обществу подход «как к сложной динамической самоорганизующейся системе, которой присущи процессы саморегуля-ции, самообучения, саморазвития» , подтверждает то, что в этом изменении и развитии противоборствуют различные тенденции и возникают возможности их реализации.

Второе: происходящие изменения социальной природы российского общества в рамках нового переходного периода государственной истории России в достаточной степени выявляют необходимость более динамичного развития гражданского общества, в условиях которого могла бы выполняться значительная часть деятельности в социально-инновационной сфере.

Третье: стратегия дальнейшего развития российского общества и каждого конкретного человека должна исходить из четких ориентиров, которые позволяют достигать высокого уровня общественной и личной жизни, правового порядка, гражданской зрелости и культуры, нравственного поведения.

Четвертое: сохраняющийся разрыв между конституционными правами граждан и возможностью их реализации, резкое снижение роли государства в экономике, антагонизм социальной структуры российского общества, разрушение многонационального культурного наследия, правовой нигилизм, опасный рост преступности осложняют комплекс практических проблем, требующих своего решения.

Пятое: особую важность для выяснения проблем социально-правового характера имеет соотношение собственности и социальной структуры общества. Известно, что совокупность существующих в обществе интересов в главном детерминируется отношениями собственности. Так, например, на более высоком уровне осмысления отмеченного следует рассматривать социальные итоги российской приватизации и их влияние на рынок труда, правовое положение наемных работников, социальное благополучие граждан1. Контрольные мероприятия Счетной палаты РФ выявили также существенное влияние итогов приватизации на систему социальных отношений и изменение уровня жизни большинства населения России, что выразилось в следующем: перераспределении валового внутреннего продукта (ВВП) в пользу негосударственного сектора; сохранении стабильно высокой (около 1/5 населения) численности граждан, живущих за чертой бедности; разрушении или перепрофилировании объектов социальной инфраструктуры; падении реальных доходов основной массы работников бюджетной сферы; возникновении низкорентабельных и убыточных приватизированных предприятий; переходе части бизнеса в полукриминальную сферу и развитии «теневого сектора».

Сложившаяся в середине 90-х гт. XX в. и существующая в настоящее время социальная структура российского общества представляет собой неравномерные сегменты1: менее 2% российских граждан получают наибольшие доходы и владеют 15% ВВП; 10% граждан представляют средний слой и владеют 25% валового внутреннего продукта; 8-10%) самодеятельного населения составляют слой мелких частных собственников с неустойчивым социально-экономическим и правовым положением, на долю которых приходится 20% ВВП; остальные граждане РФ (более 50% населения) имеют доходы, близкие к прожиточному минимуму или ниже его, при этом их доля в валовом внутреннем продукте составляет всего 40%.

Социальная безопасность в историческом наследии правовой и политической мысли

Сравнительный анализ понимания социальной безопасности в разные исторические эпохи отражает необходимый элемент исследования. В своей концептуальной основе данный подход представляет попытку в определенной мере систематизировать воззрения, взгляды, теоретические позиции мыслителей, политиков, правоведов на сущность и назначение социальной безопасности, генезис идеи которой прослеживается в историческом контексте.

Принимая во внимание точку зрения В.М. Сырых о генетической (исторической) связи правовых явлений, о том, что «генезис характеризует конкретные процессы становления явления, его изменения и развития.. .» , автор в ис-торико-правовом анализе наследия правовой и политической мысли основывается на раскрытии взаимосвязи социальной безопасности с развитием конкретных государственно-правовых систем. Рассмотренная с позиции гносеологии эволюция идеи социальной безопасности отличается от уже имеющихся наработок, в которых в основном отражен исторический анализ вопросов обеспечения национальной безопасности и создания для этого определенных институтов2.

Социальная безопасность в воззрениях древних мыслителей Зарождение идеи социальной безопасности тесно связано с развитием древних государств. Первоначально, не выделяя понятие социальной безопасности как самостоятельное, древневосточные мыслители в своих мировоззренческих позициях обращались к государству как центральному институту политической власти, разрабатывали подходы к науке управления, оценке общественных отношений, поведения человека, справедливости, политической стабильности, обосновывая с их помощью устойчивость, безопасность и процветание государственной системы. В древневосточных памятниках культуры формируется представление об идеальном правителе, с которым связывается безопасное существование самого государства. Китайский мыслитель Конфуций (551-479 до н. э.) считал, что сам монарх должен быть мудрым, сдержанным по отношению к своим подданным, так как по его мнению, власть являет собой механизм поддержания порядка и должного общения между властвующими и подвластными. В «Беседах и высказываниях» («Лунь юй») Конфуций словами Учителя отмечает, что «правящий с помощью добродетели подобен полярной звезде...» Особое значение имеет доверие народа к правителю, без которого «государство не сможет устоять» . В древнеиндийском трактате «Артхашастра» среди необходимых качеств идеального правителя выделяются ум, справедливость, способность внимать совету старых и опытных людей, проникать в истину, отвергать негодное, принимать меры для охраны поддан-ных, ... быть искусным при выборе мира, войны, послаблений, крутых мер... Сама идея социальной безопасности имела в основном опосредованное выражение и проявлялась в деятельности правителя, достижении богатства и могущества государства.

Понимание социальной безопасности в позициях мыслителей Древнего Востока скорее исходило из государственно-властных интересов, но сочеталось с этическим восприятием жизни, поведением людей, справедливостью, которой придавалось божественное предначертание. Считалось, что свершение справедливых дел, следование «воле неба» обеспечат порядок в управлении и суде, народное согласие, изобилие материальных предметов, что создаст основу для безопасного существования государства, с которым связывалась и безопасность общества.

Становление античных государств отразило особенности их полисного политического строя, социальных отношений, культурных традиций. Рационализация социальной действительности, развитие учений о природе человека и общества способствовали формированию представлений о позитивном правовом порядке, формальном равенстве свободных людей, защите индивидуальных интересов. Новизна данных подходов тесно связывалась с такими понятиями как государство и законы. Отталкиваясь от их содержательной сущности, мыслители в своих позициях отстаивали сохранение и укрепление традиций и ценностей полисной организации, имевшей более высокую степень вовлеченности граждан в политические и правовые институты и формировавшей для них более устойчивые основы жизнедеятельности и безопасного бытия, чем это было в древневосточных цивилизациях.

Так, Солон (640-560 до н. э.), один из семи древнегреческих мудрецов, при проведении государственных реформ в Афинах опирается на законы, которым придает демократический характер: «.. .Всех я освободил. А этого достиг Закона властью, силу с правом сочетав, и так исполнил все я, как и обещал. Законы я простому с знатным наравне, для каждого прямую правду указав, так написал...» Кроме того, следует отметить, что особыми предметами законодательства при Солоне были охрана семьи, сохранение общественной морали и спокойствия, что усиливало в обществе обязательный, нравственный порядок.

Понимание социальной безопасности прослеживается в научном творчестве ученого-энциклопедиста Древней Греции Аристотеля (384-322 до н. э.), в его социально-политическом учении и основном труде «Политика». Исследуя государственно-правовую реальность древнегреческих полисов, политические институты и факты социальной жизни, Аристотель обосновывает условия, при которых достигаются устойчивость и безопасность государственного устройства. Исходя из наличия социальной стратификации, общественного расслоения на состоятельных, крайне неимущих и имеющих средний достаток, а также социальных интересов данных групп, мыслитель выявляет среди этих условий наиболее значимые: достижение гражданином среднего достатка и обладание средней, но достаточной собственностью для благополучной и безопасной жизни; многочисленность граждан среднего достатка в социальном составе населения; устройство законосовещательной власти на принципах демократии и выборности; справедливое распределение должностей с определенным кругом деятельности; формирование судебной власти с установлением правил назначения судей и прерогативы судов.

Распространение наркомании в обществе как реальная угроза социальной безопасности и правовые средства борьбы с ней

Новая политико-правовая ситуация, отражающая особенности социального развития России в конце XX - начале XXI вв. выявила и четко обозначила задачу сохранения и укрепления базовых констант отечественной государственности, человеческих ресурсов, нравственного потенциала общества. Кроме того, немаловажной задачей стало совершенствование тех сфер, которые активно формируют общественный менталитет, способствуют реализации конституционных целей в развитии современного Российского государства.

Интересы общества, согласно «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», утвержденной Указом Президента РФ № 24 от 10 января 2000 г. «состоят в упрочении демократии, в создании правового, социального государства, в достижении и поддержании общественного согласия, в духовном обновлении России»1. Преодоление этапа переходного периода, сопровождающегося нестабильностью, кризисными явлениями, снижением управляемости и эффективности социального регулирования, тесно связано с уменьшением внутренних и внешних угроз России как качественно самостоятельной динамичной социальной системы. Данный подход отражает понимание того, что актуальными вопросами остаются достижение социальной стабильности, локализация угроз безопасности личности, общества, государства. Отмеченное в качестве важнейшего компонента устойчивого социального и правового порядка позволяет выделить поведение людей. Как социальная категория, оно тесно соприкасается с ценностями общества, мировоззренческими позициями, принципами общественной и личной жизни.

Устойчивая вариация эгоизма, потребительства, абсолютизации наслаждения, понимания свободы каждого заниматься чем угодно способствует созданию типа человека-гедониста, у которого стремление к удовольствию предопределяет его действия. На этой основе складывается приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями, которые понимаются как ограничения личной свободы, подавляющие его самобытность. В результате того, что человек игнорирует законы, общественные традиции и духовно-нравственные устоявшиеся компоненты, нарушается баланс интересов не только на уровне человек - общество, но и на уровне социальных групп и общностей. Состояние бесконтрольности, вседозволенности ставит под угрозу общественную стабильность, ведет к правовому нигилизму, усилению негативных внутренних факторов, обострению социальных противоречий, социально-психологической напряженности.

Рост внутренних угроз социальной безопасности и связанные с ним нарушения законных прав личности, усиление организованной преступности, ставят на повестку дня проблему вытеснения наркотиков из социального сознания общества. Кроме того, современная ситуация, для которой характерно продолжающееся опасное распространение наркотиков в российском обществе, заставляет по-новому, с междисциплинарных позиций определить термин «наркомания». Так, в действующем Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» (№ 3-ФЗ от 8 января 1998 г.) в ст. 1 наркомания определяется как «заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества». В данной связи видится более полным понимание наркомании, представленное в научном издании (в том числе с участием автора)2, в котором медицинская основа определения дополняется юридическим содержанием: наркомания - это заболевание индивида, обусловленное зависимостью, возникающей вследствии многократного незаконного приобретения, хранения и потребления наркотических средств или психотропных веществ.

Реальность угрозы социальной безопасности в контексте распространения наркомании, как формы девиантного поведения, и связанного с ней незаконного оборота наркотиков складывается из определенных факторов как внутреннего, так и внешнего характера. Среди внутренних факторов следует отметить основные, определяющие научный интерес с точки зрения исследования проблемы. Это, прежде всего, социальное неблагополучие, низкий уровень качества жизни широких слоев населения. Отталкиваясь от понимания качества жизни как категории, выражающей «качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей»1, а практически степень удовлетворенности образом жизни, трудом, бытом, досугом, следует признать, что данная базовая аналитическая категория отражает оценку социального развития как человека, так и общества.

Реализация правовой антинаркотической политики в субъектах и муниципальных образованиях Российской Федерации

Имеющийся опыт реализации правовой антинаркотической политики в регионах и местных сообществах подтверждает сложный характер проблемы наркотизации российского населения, на решение которой значительно влияют такие объективные параметры, как прозрачность границ, экономическая ситуация, низкий жизненный уровень значительной части граждан, нравственно-идеологический кризис, проблемы правоохранительной системы, доступность наркотиков.

В то же время изучение практики антинаркотической деятельности в субъектах РФ, муниципальных образованиях, городах и районах, обладающих конкретными, но разными ресурсами, позволяет видеть нацеленность, многообразие подходов в правовом, организационном, социальном, экономическом, информационном, образовательном и других направлениях борьбы с потреблением наркотических средств, а также определять перспективные результативные компоненты в создании общегосударственной системы профилактики наркомании и незаконного оборота наркотиков.

Так, в Республике Татарстан, субъекте Российской Федерации, в основу реализации правовой антинаркотической политики заложен системный подход, позволяющий осуществлять правильный выбор направлений и форм деятельности в соответствии со сложившейся в республике ситуацией с распространением наркомании. Инновационность методологии данного подхода выразилась в привлечении ресурсов органов республиканского управления, их оптимальном взаимодействии с общественными институтами, создании в 2000 г. единого координирующего органа (Межведомственной комиссии Совета Безопасности РТ по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту1), а также межведомственных комиссий во всех городах и районах республики.

Принципиальными направлениями реализации правовой антинаркотической политики в Татарстане стали профилактика, ориентированная на все составляющие проблемы, противодействие незаконному обороту наркотиков, лечение и медико-социальная реабилитация наркозависимых. С организацией в республике территориального Управления ФСКН в аппарате Кабинета министров РТ в 2004 г. был создан отдел координации антинаркотической работы, использующий ранее выработанный механизм комплексной организации противодействия наркотизации населения Татарстана. Опыт формирования единой системы антинаркотической деятельности в республике, организации целенаправленной профилактики, взаимодействия государственных структур и общественных организаций был наработан Республиканским центром профилактики наркотизации населения при Кабинете министров РТ.

В построении республиканской антинаркотической системы применен программно-целевой подход, учитывающий географический, экономический, информационный, демографический, культурно-национальный, психологический аспекты противодействия распространению наркомании. В Татарстане в рамках республиканской правовой антинаркотической политики были приняты комплексные программы противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 1999-2001 гг., 2002-2006 гг., на реализацию которых затрачено около 450 млн. руб.1 В настоящее время в соответствии с постановлением республиканского Кабинета министров от 29 ноября 2006 г. № 579 реализуется целевая программа профилактики наркотизации населения в РТ на 2007-2009 гг. с объемом финансовых ресурсов в размере 210 млн. руб. Выполнение основной цели предыдущей программы позволило снизить прирост лиц, употребляющих психоактивные вещества, на 10% по сравнению с уровнем 2001 г., существенно снизить распространенность наркомании в возрастной группе 15-17 лет (в 2001г. с диагнозом «наркомания» на учете находилось 103 подростка, в конце 2005 г. - 10), укрепить материально-техническую базу наркологической службы и достичь обеспеченности реабилитационными койками - 1,9 на 100 тыс. населения (показатель по России - 0,7 на 100 тыс. населения) .

Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

1.1. Социальная безопасность как предмет теоретикоправового анализа.

1.2. Социальная безопасность в историческом наследии правовой и политической мысли.

1.3. Концепция правовой политики государства в сфере социальной безопасности.

Глава 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НАРКОТИКАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

2.1. Распространение наркомании в обществе как реальная угроза социальной безопасности и правовые средства борьбы с ней.

2.2. Правовая основа антинаркотической политики в Российской Федерации.

2.3. Проблемы законодательного регулирования основных направлений антинаркотической политики России.

Глава 3. РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ БОРЬБЫ С НАРКОТИКАМИ: РОССИЙСКИЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ.

3.1. Реализация правовой антинаркотической политики в субъектах и муниципальных образованиях

Российской Федерации.

3.2. Практика взаимодействия государства с институтами гражданского общества в сфере борьбы с наркотиками в России.

3.3. Правовой анализ реализации моделей политики в области контроля над наркотиками в зарубежных странах.

Глава 4. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И БОРЬБЫ С НАРКОТИКАМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

4.1. Факторы, воздействующие на правовую политику государства в сфере социальной безопасности и борьбы с наркотиками.

4.2. Организационно-правовые и институциональные формы противодействия распространению наркомании в обществе.

4.3. Перспективные направления правовой политики государства в сфере социальной безопасности и борьбы с наркотиками в современных условиях.

Рекомендованный список диссертаций

  • Правовое обеспечение деятельности государства по борьбе с незаконным оборотом наркотиков как угрозой национальной безопасности России 2006 год, кандидат юридических наук Щелоков, Андрей Семенович

  • Противодействие наркобизнесу и наркомании в системе национальной безопасности России: политологический анализ 2010 год, доктор политических наук Кирсанов, Анатолий Иванович

  • Антинаркотическая функция Российского государства и гражданского общества: вопросы теории и практики 2012 год, кандидат юридических наук Кипселиди, Юрий Георгиевич

  • Социально-правовые и криминологические проблемы борьбы с наркотизмом 2002 год, кандидат юридических наук Демидов, Игорь Владимирович

  • Наркомания как угроза российскому обществу: проблемы осознания и противодействия 2000 год, кандидат философских наук Еременко, Вячеслав Васильевич

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Правовая политика Российской Федерации в сфере социальной безопасности: на опыте борьбы с наркотиками»

Актуальность темы исследования.

Актуальность темы исследования вызвана новыми тенденциями в государственном регулировании социальной политики, необходимостью повышения эффективности управления общественным развитием в условиях возрастания трудностей внутреннего и внешнеполитического характера.

К факторам, негативно влияющим на социальную безопасность, стабильность государственно-правовой системы, следует отнести наличие такой угрозы, как распространение наркомании и незаконного оборота наркотиков. В силу определенной глобализации данного явления в конце XX в. для Российской Федерации становится исключительно актуальной задача перехода к масштабной, качественно иной деятельности - государственной антинаркотической политике, важнейшим направлением которой является правовое.

Правовая антинаркотическая политика, ставшая частью общегосударственной политики в сфере социальной безопасности, в своей основе предполагает определение задач правового воздействия на социально негативные явления, связанные с наркоманией и наркопреступностью, а также определение правовых средств для достижения закрепленной в Федеральном законе «О наркотических средствах и психотропных веществах» цели постепенного сокращения числа наркозависимых лиц и количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. В свою очередь это обусловливает необходимость изучения и использования различных форм реализации правовой антинаркотической политики в Российской Федерации.

Актуальность проблемы распространения наркотиков, их незаконного оборота, а также внутригосударственного и международного преступного бизнеса заключается в ее острой политико-юридической и социальной направленности, в необходимости выработки надежных правовых инструментов, способных противостоять антиобщественным проявлениям.

Кроме того, актуальность исследования определяется и тем обстоятельством, что распространение наркотиков сопровождается активным вовлечением в наркоманию определенной части социальных групп, усиливая при этом опасную тенденцию наркотизации российского общества. Это имеет своим результатом деструктивное влияние на правовую систему, политико-правовые, социально-экономические, нравственные основы государства.

Является очевидной настоятельная необходимость активизации научных разработок правовой антинаркотической политики Российской Федерации, теоретико-правового изучения проблем развития законодательства и правоприменительной практики в соответствующей области общественных отношений.

Вместе с тем, совершенствование правовой политики государства в сфере борьбы с наркотиками затрагивает актуальный вопрос дальнейшего формирования правовой основы международного сотрудничества России в правоохранительной сфере. В данном направлении важными мерами являются разработка современного механизма межведомственного и межгосударственного взаимодействия в области контроля над наркотиками, а также развитие международных институтов правовой помощи в сфере противодействия наркопреступности.

Отмеченные аспекты проблемы актуализируют необходимость формирования в Российском государстве устойчивой антинаркотической системы с созданием правового механизма ее функционирования, включая законодательное обеспечение антинаркотической деятельности на всех уровнях (федеральном, субъекта РФ, местном). Научная проработка поставленных вопросов представляется теоретически и практически значимой, так как позволяет найти подходы к качественно новому состоянию антинаркотической деятельности, исключающему декларативность, бессистемность, толерантное отношение к наркотикам в обществе.

Актуальность темы диссертационной работы обусловлена тем, что борьба с наркотиками является важнейшим направлением правовой политики государства в сфере социальной безопасности. В связи с этим выявляется необходимосгь комплексного анализа социальной безопасности, рассмотрения ее правовой природы, идейной сущности в истории правовой и политической мысли, ее ценностных характеристик, свойств и принципов как общественно значимого явления.

Данный аспект теоретико-правовой направленности темы обоснованно актуализирует разработку модели социальной безопасности со стабильным механизмом правового регулирования, ресурсным и инструментальным обеспечением.

Среди наиболее актуальных направлений российской правовой политики в сфере социальной безопасности особое значение приобретает деятельность государства по обеспечению конституционно закрепленных прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и правопорядка, формированию механизма социального контроля и правовой социализации личности.

Отмеченные положения, акцентирующие научный поиск оптимизации результатов правовой политики Российского государства в сфере социальной безопасности и борьбы с наркотиками, стали основой диссертационного исследования.

Состояние научной разработанности темы. Теоретико-правовые вопросы, как предмет научного анализа темы исследования, получили определенное отражение в научной литературе. Вопросы безопасности в рамках теории права представлены в работах отечественных ученых-юристов В.М. Баранова, А.Ф. Галузина, Б.В. Дрейшева, В.Н. Карташова, В.Н. Кудрявцева, В.В. Лазарева, В.В. Мамонова, С.В. Степашина, А.А. Тер-Акопова, А.А. Фомина и др.

На теоретическом уровне разработка правовой политики государства, ее практической направленности, принципов, средств и форм реализации получила развитие в современной российской юридической науке, в исследованиях С.С. Алексеева, Н.В. Исакова, А.П. Коробовой, Ю.А. Крохиной, А.В. Малько, Н.И. Матузова, С.В. Полениной, К.В. Шундикова и других ученых.

Современные научные разработки обеспечения безопасности личности, общества, государства, путей устойчивого развития России многие авторы связывают с разрешением накопившихся в обществе социально-экономических, политических, духовно-ценностных противоречий, с анализом факторов, реальных и потенциальных угроз, влияющих на уровень национальной безопасности, повышением роли общественных институтов в борьбе с преступностью. Наибольшее значение имеют работы таких исследователей, как Н.П. Ващекин, А.В. Возжеников, А.В. Гыскэ, М.И. Дзлиев, В.Н. Кузнецов, Б.А. Минин, А.В. Опалев, А.А. Прохожев, A.JI. Романович, В.В. Серебрянников, Г.Г. Силласте, А.Д. Урсул, В.Г. Шевченко, Л.И. Шершнев, Р.Г. Яновский и др.

Еще одна совокупность источников включает научные работы, выполненные в рамках отраслевых правовых дисциплин - уголовного права и криминологии, уголовно-исполнительного права, уголовного процесса и криминалистики, теории оперативно-разыскной деятельности. Так, специальные исследования наркопреступности проведены в докторских диссертациях Т.А. Боголюбовой, М.Л. Прохоровой, Л.И. Романовой. Вопросы противодействия незаконному обороту наркотиков изучены А.В. Горкиным, Г.В. Зазулиным, Б.Ф. Калачевым, В.И. Омиговым, Б.П. Целинским и другими учеными. Существенный вклад в рассмотрение теоретических и прикладных аспектов борьбы с наркотиками и наркопреступностью внесли работы таких отечественных и зарубежных специалистов, как Н. Бейерут, А.И. Гуров, А.Н. Сергеев, Е.Е. Тон-ков, Т. Халлберг, Й. Хартелиус, М.Ш. Шакиров и др.

Внимательное рассмотрение научных работ показало, что, несмотря на выявленные и разработанные аспекты проблемы, более глубокого изучения требуют теоретико-правовые вопросы социальной безопасности, факторы, влияющие на ее состояние в контексте реально проводимой правовой антинаркотической политики в Российской Федерации. Следует также подчеркнуть, что дополнительного изучения требует комплекс вопросов, отражающих специфику российской правовой политики в сфере социальной безопасности и борьбы с наркотиками, а также направления ее совершенствования.

Объектом исследования является область общественных отношений в сфере реализации государством правовой политики по обеспечению социальной безопасности в условиях распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков в российском обществе.

Предмет исследования - нормы права, регулирующие приоритетные направления правовой политики государства в сфере социальной безопасности и борьбы с наркотиками; уровень и состояние разработанности в юридической науке понятия и содержания социальной безопасности и проблем ее правового обеспечения в Российской Федерации на современном этапе.

Цель диссертационной работы заключается в теоретико-правовом исследовании социальной безопасности, разработке научно обоснованной концепции правовой политики государства по ее обеспечению. Цель определяет изучение проблем и перспективных направлений правовой политики государства в сфере социальной безопасности, практических аспектов реализации правовой антинаркотической политики, а также обоснование правовых средств и форм совершенствования государственной правовой политики в сфере социальной безопасности и, в частности, борьбы с наркотиками.

Поставленная цель достигается в ходе решения следующих исследовательских задач:

Обоснование социальной безопасности как теоретико-правовой категории на основе комплексного подхода;

Исследование генезиса идеи социальной безопасности в историческом наследии правовой и политической мысли;

Обоснование необходимости построения системы социальной безопасности с соответствующим механизмом функционирования в рамках российской правовой системы;

Рассмотрение методологических основ исследования правовой политики государства в сфере социальной безопасности и разработка ее концепции с определением элементной базы и специфики;

Анализ реального состояния наркотической угрозы в современном российском обществе и определение правовых средств борьбы с распространением наркотиков и их незаконного оборота;

Раскрытие правовой основы государственной антинаркотической политики и выявление ключевых проблем законодательного регулирования ее основных направлений;

Обобщение практики реализации правовой антинаркотической политики в субъектах, муниципальных образованиях Российской Федерации и использования государством потенциала институтов гражданского общества в борьбе с распространением наркомании;

Анализ моделей политики по контролю за оборотом наркотиков в зарубежных странах и правовых аспектов их реализации;

Определение приоритетных правовых и институциональных форм противодействия наркотической угрозе в современных российских условиях;

Теоретическая основа исследования. При подготовке диссертационной работы автор опирался на труды отечественных специалистов по теории права и государства, проблемам правового регулирования, юридического воздействия на общественные отношения, правового развития общества. Диссертант проанализировал исследования, авторами которых являются С.С. Алексеев, М.И. Байтин, И.Н. Барциц, С.В. Бошно, А.В. Васильев, А.М. Васильев, Р.Ф. Васильев, С.А. Глотов, Б.П. Елисеев, В.В. Еремян, И.А. Исаев, В.Б. Исаков, В.Н. Карташов, ДА. Керимов, А.И. Ковлер, В.Н. Кудрявцев, И.Н. Куксин, М.-П.Р. Кулиев, В.В.Лазарев, И.В.Левакин, Е.А. Лукашева, А.В. Малько, Г.В. Мальцев, М.Н. Марченко, Т.Д. Матвеева, Н.И. Матузов, А.В. Мицкевич, B.C. Нерсесянц, Е.А. Певцова, А.С. Пиголкин, И.В. Понкин, В.А. Прокошин, Л.И. Спиридонов, З.А. Станкевич, В.М. Сырых, Ю.А. Тихомиров, А.К. Черненко, В.Е. Чиркин, Т.М. Шамба, А.И. Экимов, И.С. Яценко и другие ученые.

Методологию исследования составили как обще-, так и частнонаучные методы познания. Среди разработок отечественных ученых в области методологии научного исследования интерес представляют труды А.С. Автономова, В.Е. Гулиева, М.М. Ковалевского, Б.И. Кольцова, П.В. Копнина, Г.И. Рузавина, В.М. Сафроновой, Е.А. Скрипилева, А.А. Тилле, Э.Г. Юдина и др.

Диалектический метод познания социально-правовых явлений позволил рассмотреть предмет исследования с точки зрения его внутренней логики, научной значимости, наличия в нем элементов новизны, соотношения исторического, теоретического, гносеологического аспектов. Автором диссертации предпринята попытка сформировать целостное представление о социальной безопасности как общественном явлении, определить его сущностное понятие, ценностные компоненты, юридические средства обеспечения, а также рассмотреть теоретические и практические вопросы, необходимые для создания модели результативной правовой антинаркотической политики.

Теоретико-правовые методы были использованы при научном рассмотрении взаимосвязанных аспектов правовой политики государства и социальной безопасности, включая конкретные вопросы юридической практики и законопроектной работы.

С помощью структурно-функционального анализа диссертантом обосновано формирование системы борьбы с распространением наркомании и нарко-преступностъю на уровнях общефедеральном, субъекта РФ и местном.

При решении поставленных задач автор широко использовал сравнительно-правовой метод, например при исследовании и оценке политики в области контроля над наркотиками в разных странах, изучении генезиса понимания социальной безопасности в отечественных и зарубежных политико-правовых памятниках. В данной связи сравнительный метод применялся в сочетании с контент-анализом, а также конкретно-историческим методом.

Составной частью методологии исследования стали также такие методы, как формально-юридический, статистический, метод моделирования.

Достижение цели диссертационной работы, обусловленной комплексным характером проблемы, предполагает ориентацию на ряд методологических принципов, являющихся основными в процессе изучения исследуемых явлений. Это прежде всего принципы единства исторического и логического, объективности, всесторонности, конкретности. Потенциал данных методологических принципов, имеющих объективную природу, обусловил раскрытие теоретико-прикладных аспектов поставленных в диссертации задач.

Нормативную и источниковедческую базу исследования составили международные правовые акты, включая Конвенции по наркотикам ООН, Конвенцию о правах ребенка, Европейскую Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и др., Конституция Российской Федерации 1993 г., Федеральные конституционные законы «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», «О Правительстве Российской Федерации», Федеральные законы «О прокуратуре Российской Федерации», «О наркотических средствах и психотропных веществах», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об Общественной палате Российской Федерации» и др., в том числе кодексы Российской Федерации, законы субъектов РФ, подзаконные нормативные правовые акты (указы Президента РФ и постановления Правительства Российской Федерации), документы судебной практики (постановления пленумов Верховного Суда РФ).

В диссертационной работе использованы российское законодательство дореволюционного периода и законодательство СССР, а также конституции, уголовные кодексы государств-участников СНГ, включая нормативные акты в сфере борьбы с наркотиками Республики Армения, Республики Казахстан, Украины.

Важной составляющей источниковедческой базы исследования стали труды зарубежных мыслителей, правоведов, философов - Аристотеля, Цицерона, Т. Гоббса, Б. Спинозы, Ч. Беккариа, И. Канта, Дж. Милля, В. Гумбольдта, Р. Йеринга, Э. Дюркгейма и др., в которых отразилось понимание идеи социальной безопасности, ее многогранности и эволюции, а также международные правовые памятники и исторические документы Средневековья, Нового и Новейшего времени. Эволюция идеи социальной безопасности получила свое отражение и в основных направлениях развития российской политико-правовой мысли - государствоведческом, абсолютистском, просветительском, либерально-реформистском, революционно-демократическом, философско-правовом, в трудах В. Мономаха, Ю. Крижанича, Петра I, М.Ломоносова, А.Радищева, М. Сперанского, П. Пестеля, Б. Чичерина, Г. Шершеневича, Б. Кистяковского, И. Ильина и других отечественных мыслителей.

Эмпирическую базу исследования составили информативно-практические материалы деятельности Международной общественной некоммерческой организации «Европейские города против наркотиков» (ECAD).

Научная новизна диссертационного исследования и основных положений, выносимых на защиту. Исследование представляет системный теоретико-правовой анализ социальной безопасности, проведенный с использованием методов различных дисциплин и направленный на эффективную реализацию правовой политики Российского государства в сфере борьбы с наркотиками. Пути решения этих проблем тесно связаны с укреплением правовой основы общественных отношений, способности общества отвечать на внешние и внутренние угрозы, в частности угрозу дальнейшего распространения наркотиков и их незаконного оборота на территории Российской Федерации.

Авторская концепция социальной безопасности, ставящая акцент на сфере борьбы с наркотиками, отвечающая тенденции усиления теоретико-правового обоснования социальных преобразований, отражает новизну самой постановки исследуемой проблемы с учетом того, что наркобизнес и связанные с ним формы преступности (коррупция, отмывание доходов, полученных преступным путем, терроризм и др.) разлагают и парализуют нормальное функционирование государства.

Диссертант обосновал положение о том, что современному этапу развития России отвечает модель социальной безопасности, представляющая самостоятельную систему с ресурсным и инструментальным обеспечением, построение которой является сегодня крайне необходимым для отечественной государственности. Реальное функционирование данной системы возможно на основе разработанных автором принципов социальной безопасности, к числу которых относятся: единство, законность, ответственность, равенство возможностей, справедливость, приоритетность, перспективность. Анализ этих принципов в диссертации дан применительно к проблемам и задачам борьбы с распространением наркомании.

Научная новизна диссертации заключается в комплексном исследовании правовой политики в сфере социальной безопасности, разработке модели правовой антинаркотической политики, включающей законодательную, организационную, властно-управленческую формы деятельности, а также научную методологию противодействия незаконному обороту наркотиков в Российской Федерации. Это позволило диссертанту предложить новые решения по формированию и дальнейшему совершенствованию антинаркотической системы как комплекса государственных и общественных институтов, структур, норм, средств, методов, отношений, с помощью которых на федеральном, региональном и местном уровнях целенаправленно осуществляется защита общества от негативных явлений, связанных с распространением наркомании и незаконным оборотом наркотиков.

Выражением новизны диссертационного исследования стало определение автором в рамках интегративного подхода таких компонентов антинаркотической системы, как нормативно-правовой, научно-теоретический, организационно-управленческий, информационный, контрольно-аналитический.

Новизной отличаются положения и выводы диссертанта, явившиеся результатом научного осмысления и практической конкретизации перспективных направлений правовой политики в сфере социальной безопасности в условиях преобразований российской государственно-правовой системы.

На защиту выносятся следующие положения и выводы:

В рамках диссертационной работы социальная безопасность исследована в качестве теоретико-правовой категории, доказана ее ценность в правовом отношении. Результаты исследования подтверждают принципиальную значимость системного изучения социально-правовых явлений, потребностей общественной практики и осуществления правового воздействия на социальную жизнь.

В авторской концепции социальная безопасность представлена как государственно-правовой институт, включающий действенный комплекс механизмов и структур по обеспечению и защите основ жизнеустройства, прав и свобод человека, устойчивого социального порядка, сохранению правовых и нравственных ценностей. На основе углубленного историко-правового анализа наследия правовой и политической мысли исследована и раскрыта взаимосвязь социальной безопасности с развитием конкретных государственно-правовых систем.

Диссертант делает вывод о том, что непременным условием обеспечения социальной безопасности является основанная на международных стандартах правовая политика государства, имеющая целевую, инструментальную и результативную составляющие. Разработанная автором диссертации структурная модель правовой политики в сфере социальной безопасности включает в качестве элементов ее направления, функции, средства реализации, организационно-контрольные меры и критерии эффективности. Диссертант определяет правовую политику государства в сфере социальной безопасности как совокупность юридических норм, институтов и отношений, обеспечивающих правовые условия развития личности, общества и государства.

Обстоятельное изучение международного опыта нормативного закрепления политики по контролю за оборотом наркотиков, научное осмысление альтернативности ее моделей, практических вопросов правовой политики в сфере оборота наркотиков в странах СНГ позволили диссертанту сделать вывод о том, что различие в подходах государств к проблеме распространения наркомании раскрывает ее правовую и социальную остроту. Анализ зарубежного опыта формирования в государствах законодательных основ политики контроля над наркотиками показал наличие противоборства между тенденцией последовательной антинаркотической политики и толерантным отношением общества к наркотикам. Автор диссертации на основе теории прав человека, базовых принципов прав человека, закрепленных в международно-правовых документах, обосновывает юридическую несостоятельность и социальную опасность принятия закона о легализации наркотиков. Подобный закон нарушил бы основополагающий принцип единства прав и свобод человека на всей территории государства. Диссертант полемизирует с точкой зрения, согласно которой запрет потребления наркотиков будто бы противоречит субъективным правам и интересам. Но влечение к наркотикам является выражением ложного интереса и не может быть предметом субъективного права. Право потреблять наркотики в случае его признания разрушает правовой базис общества и меру разумного социального поведения. Приводя аргументы в доказательство своей позиции, диссертант делает вывод о том, что общественные отношения, возникающие в связи с наркотической зависимостью человека и созданием угрозы для жизни других людей, не могут быть предметом правового регулирования на законодательном уровне.

Реализация правовой политики в сфере борьбы с наркотиками способствует формированию государственной антинаркотической системы, конкретизируя необходимые направления деятельности на всех уровнях. Диссертант предлагает устойчивую взаимосвязь Государственного антинаркотического комитета с антинаркотическими комиссиями субъектов Российской Федерации дополнить горизонтальной координацией, создав в федеральных округах региональные центры внедрения инновационных разработок с привлечением потенциала институтов гражданского общества. Направленность и приоритеты деятельности подобных центров разработаны автором диссертации на основе практики и позитивных форм антинаркотической работы в российских регионах.

Диссертант отстаивает положение о том, что усиление координации антинаркотической деятельности местных, региональных, федеральных структур на организационной и правовой основе создает необходимые основания для действенного функционирования механизмов антинаркотической системы:

По управлению антинаркотической деятельностью и контролю за ней;

По реализации целевых антинаркотических программ;

По межрегиональному и международному сотрудничеству в области противодействия незаконному обороту наркотиков.

Диссертантом разработана комплексная стратегия борьбы с распространением наркомании и наркопреслупности на уровне субъекта Российской Федерации, способная стать основой результативной правовой антинаркотической политики в субъекте, которая включает следующие выявленные и необходимые направления: определение целей, задач, мер антинаркотической деятельности в субъекте РФ; формирование региональной антинаркотической системы, ядром которой должна быть исполнительная власть субъекта РФ, объединяющая имеющиеся возможности и ресурсы для проведения правовой антинаркотической политики на подведомственной территории; разработка идеологии противодействия незаконному потреблению наркотиков, отвечающей правовой защите социальных ценностей; создание модели управления антинаркотической деятельностью на уровне субъекта РФ и на местном уровне; усиление правового регулирования противодействия наркотикам и их незаконному обороту, включая обновление и совершенствование нормативных правовых актов субъекта РФ в части реализации антинаркотической политики на его территории; развертывание широкой антинаркотической информационно-разъяснительной работы среди населения городов и районов с учетом различных социально-возрастных категорий; построение тесного взаимодействия региональной и местной власти и институтов гражданского общества в антинаркотической деятельности; выработка активных форм противодействия наркотикам с учетом культурно-национальных особенностей, исторических и народных традиций региона; контроль за наркоситуацией во всех территориальных образованиях субъекта РФ; сотрудничество по обмену опытом и развитию антинаркотической деятельности.

Автор диссертации отстаивает приоритетный общегосударственный характер профилактики наркомании, усиление ее правового регулирования путем принятия специального Федерального закона «О профилактике распространения наркомании и незаконного оборота наркотиков в Российской Федерации». Обоснованность данной меры заключается в опережающем правовом регулировании профилактики наркомании в ряде субъектов РФ и в необходимости создания единой правовой основы профилактики наркомании в Российском государстве. Диссертант считает, что укреплению превентивных мер борьбы с наркотиками способствуют повышение правового статуса семьи, усиление прокурорского надзора за исполнением законов, связанных с антинаркотической политикой, а также неотвратимости наказания за правонарушения в сфере оборота наркотиков.

Диссертант полагает, что постоянная деятельность государства в сфере борьбы с наркотиками должна быть усилена включением в нее социальных регуляторов для сокращения числа наркоманов и количества наркопреступлений. Отмечая необходимость большого объема антинаркотической работы разнопланового характера, автор диссертации выделяет параметры оценки качества антинаркотической политики: превентивность, опережающий характер, ско-ординированность действий государственных структур. Государственная антинаркотическая политика определяется диссертантом как комплекс целей, задач, мер, методов, направленных, с одной стороны, на противодействие незаконному обороту наркотиков, а с другой - на восстановление и развитие человеческого потенциала России.

С позиций государственной правовой политики в сфере социальной безопасности в работе обосновано формирование объективно необходимого современного механизма участия гражданского общества в противодействии распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков. В данном контексте автором диссертации разработаны и предложены модели совместной работы и сотрудничества органов государства и институтов гражданского общества по реализации антинаркотической политики, в частности, в правотворческой и координационной деятельности, информационном взаимодействии при проведении антинаркотической пропаганды, в осуществлении общественных полезных инициатив, обеспечении общественной безопасности, активизации социального партнерства в области профилактики наркомании, в культурно-воспитательной деятельности. Диссертант считает, что влияние институтов гражданского общества на законодательную и правоприменительную деятельность органов власти отвечает цели упрочения демократических основ Российского государства, его правовой и социальной природы.

Диссертантом выявлены перспективные направления государственной правовой политики в сфере социальной безопасности для преодоления наркомании в российском обществе. В работе обоснованы приоритеты инновационной политики в социально-экономической сфере; эффективной антиалкогольной политики; объективной информационной политики; правового сдерживания противоправного поведения; культурной политики с усилением правового воспитания граждан. Автор диссертации аргументирует вывод о том, что решение задач правовой политики государства в сфере социальной безопасности и борьбы с наркотиками тесно связано с дальнейшим формированием и совершенствованием правовой системы российского общества.

Теоретическая и практическая значимость работы. Диссертация расширяет рамки исследований вопросов безопасности общества и личности как общезначимой правовой проблемы. Трактовка и осмысление социальной безопасности как теоретико-правовой категории отражают ее фундаментальный характер и способствуют развитию научного знания.

Теоретические положения и методологические подходы, содержащиеся в диссертационной работе и раскрывающие специфику социальной безопасности в условиях распространения в обществе наркомании и незаконного оборота наркотиков, ее взаимосвязь с правовой политикой государства, формируют научную основу для выработки обоснованных правовых, организационных, управленческих и иных мер по достижению устойчивого функционирования антинаркотической системы в Российской Федерации. Теоретическая значимость работы заключается в том, что она содержит аспекты дальнейшего исследования социальной безопасности как перспективного системного явления и на этой основе дает возможность познания и реализации ее структуры и отдельных элементов.

Теоретическая направленность правовой антинаркотической политики, разработка ее модели и вопросов дальнейшего совершенствования обогащают подходы к практике антинаркотической деятельности, способствуя накоплению отечественного опыта в антинаркотической работе.

Разработанный диссертантом перечень основных понятий расширил теоретико-правовые аспекты понимания социальной безопасности в сфере борьбы с наркотиками.

Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для усиления практических мер противодействия распространению наркомании, совершенствования профессиональной деятельности государственных и гражданских институтов в данной области общественных отношений. Содержащиеся в диссертационной работе обобщения, предложения, анализ и выводы могут быть применены при изучении государственно-правовых дисциплин, спецкурсов в высших учебных заведениях, в научно-исследовательских проектах.

Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационной работы обсуждены на заседаниях предметно-методической комиссии и кафедры государственного строительства и права, апробированы и отражены автором в научных публикациях и монографиях. Материалы, правовые идеи, отдельные аспекты исследования по проблемным вопросам социальной безопасности, гражданского общества, понимания и развития права были реализованы при преподавании учебной дисциплины «История политических и правовых учений» в ФГУ ВПО «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации». Положения диссертации использованы автором при проведении аудиторных и контрольных занятий по дисциплине «Наркоконфликт и социальная безопасность» в Санкт-Петербургском государственном университете.

Автор участвовал в работе Комитета по безопасности Государственной Думы РФ по совершенствованию законодательства в сфере национальной безопасности Российской Федерации. Ряд положений исследования апробирован в научных сообщениях диссертанта на международных и региональных форумах: П и Ш Международных социальных конгрессах (Москва, 2002,2003); I, П и Ш Международных конгрессах «Российская семья» (Москва, 2004, 2005,

2006); П и Ш Международных форумах «Качество жизни: содружество науки, власти, бизнеса и общества» (Москва, 2004, 2005); Международной научно-практической конференции по актуальным проблемам теории и истории государства и права на современном этапе (Уфа, 2006); УШ Международной научной конференции «Развитие законодательства на современном этапе» (Москва, 2008); Всероссийских (Москва, 2006; Уфа, 2007) и межрегиональных (Уфа, 2005; Казань, 2006; Сгерлитамак, 2007) научно-практических конференциях антинаркотической направленности и др.

Некоторые обобщения диссертационного исследования нашли отражение в работе Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Республике Башкортостан.

Структура работы, обусловленная целями и задачами исследования, отражает его внутреннюю логику и состоит из введения, четырех глав (двенадцати параграфов), заключения, списка использованных нормативных правовых источников и научной литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК

  • 2003 год, кандидат политических наук Фомина, Елена Юрьевна

  • Административно-правовые средства борьбы с незаконным оборотом наркотиков в Российской Федерации 2010 год, кандидат юридических наук Корнев, Андрей Анатольевич

  • Криминологическое планирование в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ 2008 год, кандидат юридических наук Артемов, Денис Юрьевич

  • Правовые основы формирования и деятельности органов по контролю за оборотом наркотиков: теоретико-правовое исследование 2011 год, кандидат юридических наук Юдин, Владимир Николаевич

  • 2009 год, кандидат юридических наук Калайджян, Андроник Ашотович

Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Фролова, Наталья Алексеевна

Диссертационное исследование подтвердило теоретико-практическую направленность глубокого изучения социальной и правовой сфер жизнедея тельности российского общества, развитие которого невозможно без преодоле ния негативных явлений и обеспечения социальной безопасности. Научный анализ важнейших взаимосвязанных явлений государственно-правовой сферы, какими являются правовая политика и социальная безопасность, позволил обосновать подходы к практическому решению сложной проблемы преодоле ния распространения наркомании в Российской Федерации, на системной осно ве исследовать комплексный характер социальной безопасности, приоритет ность которой в реальных условиях наркотизации общества дополняется необ ходимыми и конкретными задачами правовой политики государства.Достижение цели диссертационной работы осуществлено с позиций на учной методологии, что позволило в качестве результата исследования пред ставить обоснование и структуру целостной системы социальной безопасности, построение которой продиктовано необходимостью совершенствования соци альной практики, правового регулирования социальных процессов в интересах развития общества.Наряду с выявленным ресурсным и инструментальным обеспечением ме ханизма функционирования системы социальной безопасности конкретным ре зультатом исследования стала разработка правовой политики государства в сфере социальной безопасности, концепция которой представлена в совокупности це леполагания, функциональной, инструментальной, организационно-контрольной составляющих, с одновременным закреплением критериев эффективности пра вовой политики, отражающих социальные результаты жизнедеятельности обще ства, уровень зашиты интересов граждан, социума и государства.Это позволяет сделать вывод о том, что системный характер обеспечения социальной безопасности, а в равной мере и целенаправленная постоянная реа лизация правовой политики в данной сфере создают условия для определения государства социальным. Для такого государственного образования, имеющего конституционно-правовую основу, характерны осуществление ответственной единой социальной политики, контроль и регулирование социальных процес сов, обеспечение качественного уровня жизни, свободного развития граждан и доступность государственной социальной защиты для всех членов общества.Одновременно в продолжение данного вывода автор заключает, что ис следование отразило необходимость усиления контрольного обеспечения пра вовой политики государства в сфере социальной безопасности, особенно такой его формы как правовой контроль. В условиях существования проблемы нар комании в российском обществе объективно необходимо развитие конституци онного, судебного, финансового контроля, а также контроля деятельности пра воохранительных органов. Своевременной мерой является конституционное закрепление контрольных полномочий Государственной Думы в отношении Правительства РФ, что позволяет практически выйти на новый уровень совер шенствования правоприменительной практики в важнейших сферах общест венной жизни, включая область борьбы с наркотиками.Проведенный научный анализ наличия причин и масштабности наркоуг розы социальной безопасности России с одновременным изучением и оценкой правовой основы антинаркотической политики привели автора к выводу о том, что распространение наркомании и наркопреступности на этапе современных преобразований требует особого внимания со стороны государства, юридиче ской науки, правовых институтов.Исследование показало, что рестриктивная государственная политика в сфере борьбы с наркотиками должна быть методологически выстроена на ис ключении декларативных, формальных подходов к данному направлению; чет кой ориентации на антинаркотическую позицию; взаимоувязанных объединен ных мерах государства и общества. Это позволяет утверждать, что новизна ре шения сложной задачи преодоления наркотизации российского общества дик тует объективную потребность формирования результативной антинаркотической политики, которая с учетом развития отечественной правовой культуры, национальных, исторических традиций, определенного общественного мнения должна иметь превентивный характер, основываться на координации действий государственных структур и опережать пронаркотические практики.Научный анализ существующей ситуации распространения наркомании и связанных с ней социальных и правовых проблем, изучение практики борьбы с наркотиками в субъектах РФ позволили диссертанту представить обоснован ный вывод о целесообразности создания государственной антинаркотической системы с четким определением задач антинаркотической деятельности на фе деральном, региональном и местном уровнях. Антинаркотическая система, включающая подсистемы комплексной профилактики наркотизма, лечения и социальной реабилитации наркозависимых, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, антинаркотической пропаганды, должна опираться на понятную и разделяемую обществом государственную идеологию в данной сфере социаль ной жизни, иметь единую правовую основу, а также эффективные механизмы управления антинаркотической деятельностью и ее контроля; реализации целе вых антинаркотических программ; межрегионального и международного со трудничества в сфере борьбы с наркотиками. В качестве главных активных субъектов антинаркотической системы должны выступать органы власти всех уровней, гражданские институты, средства массовой информации, правоохра нительные органы, общественные структуры.Другим, не менее важным результатом диссертационной работы явилось обоснование положения о том, что для необходимого в правовом отношении единства в сфере борьбы с наркотиками помимо обновленной концепции госу дарственной политики по контролю за наркотиками, юридической практики, антинаркотического правосознания требуется согласованное федеральное зако нодательство, что предусматривает принятие пакета федеральных законов, на правленных как на решение проблемы наркомании, так и совершенствование организационной и властно-управленческой форм деятельности, связанных с правовой антинаркотической политикой. Реализация разработанной автором модели правовой антинаркотической политики способна интегрировать ресур сы всех субъектов социальной безопасности в борьбе с наркотиками.Данный вывод подтверждается и практическим опытом антинаркотиче ской деятельности муниципальных образований Российской Федерации, кото рый доказал объективную необходимость усиления действенности и комплекс ного характера правовой антинаркотической политики на местном уровне, что настоятельно требует наделение муниципальных образований полномочиями в сфере профилактики наркомании через внесение соответствующих изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах ор ганизации местного самоуправления в Российской Федерации».Автор приходит к заключению, что реализация этой назревшей меры, а также представленной в исследовании стратегии борьбы с распространением наркомании на уровне субъекта Федерации отвечает практической задаче уси ления координации антинаркотической деятельности органов власти всех уровней, активизации работы региональных антинаркотических комиссий. При этом познание и анализ конкретной социальной и правовой реальности в усло виях наркотизации общества позволил диссертанту обосновать совершенство вание ресурсного обеспечения антинаркотической деятельности, позволяющего включать в общую направленность противодействия наркоагрессии ценност ные компоненты права, управления, самоорганизации общественной жизни.На основе результатов диссертационного исследования и обоснованных выводов автор полагает необходимым представить ряд практических рекомен даций и предложений, содержащих перспективные идеи в решении сложной социальной проблемы противодействия дальнейшему распространению нар комании в Российской Федерации:

1. В контексте теоретико-практических исследований в сфере борьбы с наркотиками, непосредственно связанной с социальной безопасностью, важно усилить научную направленность изучения вопросов перспективного развития Российского государства с учетом его социально-правовой ориентации. Страте гические и текущие цели этого развития должны быть увязаны с базовыми ценностями общества, его культурой, природной средой жизнедеятельности и закреплены в рамках правового блока.2. Особую значимость приобретают совершенствование правового обес печения социальной безопасности и активизация государственной политики в данном направлении. Обозначенный аспект нацеливает на развитие координа ционного подхода к правовому регулированию общественных отношений, за трагивающих сферу борьбы с наркотиками и их незаконным оборотом.3. Ведущая роль в профилактике наркомании и наркопреступности должна быть отведена социальному направлению в государственной политике.Усиление социальной превенции наркотизма затрагивает: совершенствование государственной социальной политики в целом как регулятивной сферы общественной жизни и ее институциональной струк туры, включающей системы социального обеспечения, социального страхова ния, социальной зашиты; повышение эффективности реализации государственной семейной по литики, имеющей многоцелевую направленность и интегрирующей общест венные приоритеты для обеспечения устойчивого развития института семьи.Это также должно включать разработку комплекса мер по улучшению положе ния семей, детей и подростков групп социального риска с вовлечением дез адаптированных молодых людей в трудовую деятельность и созданием на му ниципальном уровне функциональной системы социально-педагогической поддержки детства; реализацию и оценку эффективности социальных программ, включая целевые антинаркотические программы.4. В условиях современного государственно-правового реформирования преодоление внутренних противоречий социума требует развития и активиза ции социальных регуляторов в общественной жизни, воздействующих на сознание и правомерное поведение личности, закрепления в духовной сфере необ ходимой для российского общества социальной солидарности для исключения деструктивных процессов, возвышения нравственных ценностей над вещест венно-материальными, а также сохранения самобытной культуры, языка, исто рической преемственности лучших форм отечественной социальной практики.5. Государственно-общественное противодействие наркоагрессии долж но дополняться формированием действенного механизма социального контро ля на основе конструктивного взаимодействия общества и власти, включающе го способы реализации полезных для достижения социальной безопасности инициатив, правовой и гражданской активности, ответственной деятельности общественных институтов и структур в социальных преобразованиях.Усилению взаимодействия государства и общества в сфере борьбы с наркотиками отвечает реальное создание механизмов: проведения общественных экспертиз целевых антинаркотических про грамм, нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы антинаркотиче ской политики и деятельности, включая принятие Федерального закона «Об общественной экспертизе»; формирования правовой культуры гражданского общества и включе ния его ресурсов и институтов в социальное развитие регионов; изучения международной антинаркотической практики, возможностей ее использования в Российской Федерации; вовлечения молодежи и подростков в позитивную общественную дея тельность для формирования у личности правового сознания и опыта социаль но полезной практики; обучения специалистов и должностных лиц, занимающихся антинарко тической деятельностью в регионах и мушщипалитетах, с целью повышения квалификации, а также перспективной подготовки кадров по антинаркотиче скому управлению; - формирования при территориальных управлениях ФСКН России об щественно-экспертных советов для достижения необходимого и достаточного взаимодействия Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков с гражданским обществом.Активизация действий институтов власти на всех уровнях в сочетании с реальной поддержкой гражданского общества составляет то рациональное, со держательное начало, которое крайне необходимо для решения проблемы нар комании в России.В практическом плане сформулированные рекомендации подчеркивают востребованность науки как важнейшего института, повышение ее роли для нахождения оптимальных и эффективных мер опережающего свойства в соци альной и правовой политике. Конкретная задача правовой политики государст ва в сфере социальной безопасности, включая борьбу с наркотиками, тесно свя зана с формированием правового развития российского общества.В современных условиях от идей и концепций следует целенаправленно и настойчиво на научной основе переходить к действенной и перспективной правовой политике по обеспечению безопасного и стабильного развития Рос сийской Федерации.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Мой Учитель
Фролова Наталья Алексеевна

Вы знаете, нам по-прежнему верится:
Если останется жить Земля,
Высшим достоинством человечества
Станут, когда-нибудь, учителя!

Учитель - профессия трудная, ответственная и почётная. Именно учителю доверяют формировать нового человека. Учитель, как и врач, не имеет право на ошибку, потому что в его руках - судьбы его учеников. Его профессия самая важная для людей. Учителем должен быть только тот, кто любит и понимает детей, всегда может прийти на помощь в трудной ситуации. От того, какие знания даёт этот человек, порой зависят миллионы человеческих судеб. Труд учителя заслуживает благодарности. Уважение к нему безгранично. Особую роль в жизни каждого из нас играет первый учитель. Только ему предстоит пробудить в нас интерес к познанию от простого к сложному.
Я хочу написать о своем первом учителе – Фроловой Наталье Алексеевне. Впервые я познакомился с ней на подготовительных занятиях к первому классу. И с первых же дней полюбил не только её, но и уроки, которые она вела. Это опытный педагог. Уроки её проходили очень интересно. Каждый день мы узнавали что-то новое. В каждом из нас она подмечает какую-то невидимую черту в характере и пытается поддержать в наших начинаниях, давала почувствовать уверенность в своих силах. Она всегда считалась с мнением каждого из нас, поэтому выслушала и поправляла, если мы в чём-то не правы. Она любила и понимала нас, а в трудную минуту могла прийти на помощь. Для нас она и сейчас мудрый советчик, и помощник, хотя мы не виделись очень давно.
Я очень любил ее уроки. Каждый урок был интересен и неповторим. На них царила атмосфера взаимопонимания и доброжелательности. Но видели бы вы её глаза, когда кто-то из нас достигал каких-то вершин в познании. Они светились добротой и счастьем, ведь это, прежде всего, её заслуга. Мы не единственный класс, который она выпустила в жизнь. Наталья Алексеевна лауреат конкурса «Учитель года», методист, Учитель с большой буквы. Она не только знает новые учебники, программы, методики, она знакома с авторами учебников, по которым учила нас. И представьте мой самый первый урок: включается телевизор, ставится кассета, и автор твоего новенького учебника рассказывает, как хорошо, что уроки у тебя будет вести именно Наталья Алексеевна Фролова, которая участвовала в создании учебника, которая научит лучше всех. Я в восторге, рассказывал и родителям, и друзьям, и соседям. И это уже психология. Произвести впечатление, которое в течение многих лет будет одной из составляющих успешной работы. Наш Учитель научила нас не только грамоте и письму, но и трудолюбию, ценить дружбу, уважительно относиться к другим. У нас дружный класс - это её заслуга.
Знания, которые дал первый учитель, помогут нам в дальнейшей учебе и жизни. Я очень люблю своего первого учителя и благодарен ей на всю жизнь.
Спасибо Вам, дорогой наш УЧИТЕЛЬ!

Работа ученика 9 класса «А» ГБОУ « Школа №929»
Кузьмина Георгия

Куратор работы Кузьмина Наталья Борисовна