Кто может быть учредителем некоммерческого партнерства. Некоммерческие партнерства: правовое регулирование, «спячка» и порядок ликвидации

Если организация не имеет в качестве своей основной цели получение материальной выгоды, она считается некоммерческой. Подобные объединения создаются для функционирования в таких сферах общества, как политика, культура, научные исследования.

Некоммерческими организациями являются благотворительные фонды и другие социальные организации, команды, созданные для развития самоуправления в той или иной сфере и т. п. Главными целями подобных объединений является удовлетворение нематериальных (духовных, физических, образовательных, правовых) потребностей населения.

Часто в некоммерческие партнёрства объединяются коммерческие организации, для того, чтобы скоординировать свою деятельность и представлять свои интересы. Если же его участники решат, что им выгодно вести предпринимательскую деятельность в объединённом формате, то некоммерческое партнёрство можно преобразовать в хозяйственное товарищество.

Сами же некоммерческие организации могут, в свою очередь, объединяться в некоммерческие ассоциации или в некоммерческие союзы. При этом ни один из участников такого союза не теряет свои права юридического лица и свою автономность. Кроме того, ассоциация не отвечает по обязательствам, которые были приняты на себя кем-либо из её участников. Если некоммерческий союз захочет начать вести предпринимательскую деятельность, то ему также надо учредить хозяйственное общество.

Закон о некоммерческих партнерствах

Некоммерческие ассоциации и союзы действуют в соответствии с пунктом 1 статьи 123.8 ГК Российской Федерации. Однако закона, который бы контролировал их деятельность, пока нет, так что правовое положение ассоциаций и союзов устанавливается специфическими нормативами для каждого вида некоммерческих организаций.

С 1 сентября 2014 года, в соответствии с ГК РФ, для упрощения законодательной базы все некоммерческие партнёрства должны быть преобразованы в ассоциации или союзы, с внесением изменений в их устав. Делается это не единовременно, а при первом изменении какой-либо информации в Уставе организации. Впрочем, подобные изменения - это лишь поправки в учредительных документах, а не смена организационно-правовой формы. В свою очередь это значит, что реорганизация некоммерческого партнёрства не нужна.

Более того, законодательство разрешает оставить в названии организации слова «некоммерческое партнёрство», при условии, конечно, что всех участников устроит новое название.

Возможности союзов и ассоциаций

Согласно сентябрьским изменениям в Гражданском кодексе РФ, в форме ассоциации или союза теперь можно создать новую саморегулируемую организацию. Тем не менее, преобразовать ассоциацию или союз в некоммерческое партнёрство теперь нельзя. Подобный вид объединений упразднён.

Следует отметить также, что теперь слова «ассоциация» и «союз» не подразумевают исключительно объединение нескольких партнёров, и вписывать их в свои названия смело могут и самостоятельные организации.

Сменилось и требование к количеству учредителей - если для создания некоммерческого партнёрства требовалось не менее 5 человек, то ассоциацию или союз можно создать даже вдвоём.

Правда, новые нормы права, которые сейчас будут применяться к ассоциациям и союзам (изменения порядка смен в уставе фонда и так далее), распространяются и на те организации, которые до сих пор сохранили за собой статус «некоммерческого партнёрства».

Наряду с хозяйственными обществами типа ООО, ОАО или ЗАО в России есть интересная форма сотрудничества граждан - некоммерческое партнерство. Что это такое и в чем особенности подобных структур?

Что это такое

Некоммерческие партнерства (НП или НКП) - это организации, учреждаемые физическими или юридическими лицами для взаимной помощи и объединения ресурсов каждого из учредителей. Данные структуры - подвид некоммерческих организаций (о том, что это такое - чуть позже).

Учреждается НКП без определения конкретных сроков деятельности. Создав такую структуру, можно совместно работать сколько угодно долго. Основной учредительный документ - устав. Вместе с ним может использоваться договор, в котором оговариваются нюансы совместной работы, условия эксплуатации имущества, правила входа в партнерство и выхода из него. НКП - это подвид и НКО (об этом - чуть позже).

Материальная база

Несмотря на то что НКП не направлены на извлечение прибыли, некоторые виды финансовых операций они совершать могут (например, открывать счета в коммерческих банках). В пользование НКП может передаваться имущество членов. По факту передачи оно становится собственностью структуры. Учредители партнерства не обязаны отвечать по обязательствам организации, и наоборот. Имущество структуры формируется за счет добровольных членских взносов, а также доходов от некоторых видов предпринимательской деятельности, но только тех, которые соответствуют целям создания структуры. Например, это производство товаров, купля-продажа ценных бумаг, работа с банковскими депозитами, но при условии, что извлечение прибыли не расходится с целями совместной деятельности учредителей партнерства.

Как зарегистрировать

В отличие от регистрации, например, ООО, некоммерческие партнерства не обязательно должны закрепляться в госреестрах в качестве юридических лиц. Учредителями могут быть граждане в любом статусе. Главное условие регистрации НКП - факт наличия нескольких партнеров (более двух). Максимальное количество членов структуры не ограничено.

Перед регистрацией нужно разработать устав некоммерческого партнерства и составить, если есть желание, учредительный договор. Следующий шаг - поход в налоговую инспекцию по месту прописки членов будущего партнерства. В числе документов, которые должны быть в наличии с собой, - решение учредителей о том, что создается НКП, сведения о желании регистрироваться как юрлицо, устав партнерства и, если есть, договор.

Реорганизация и ликвидация

Члены некоммерческого партнерства могут распустить организацию. Это же может сделать по ряду законных оснований суд. Назначается ликвидационная комиссия, устанавливаются сроки роспуска партнерства и порядок процедуры. Имущество, если учредителям не удастся договориться, распределяется пропорционально взносам. Правда, ни один из членов ликвидируемого партнерства не получит активов на сумму, большую, чем стоимость имущества, которое он вносил на общее дело.Некоммерческие партнерства можно реорганизовать посредством слияний, разделений или присоединений. Также есть вариант с преобразованием этой структуры - например, в фонд, автономное учреждение или в какой-либо вид хозяйственного общества. Важно, чтобы решение о том, что НКП будет преобразовано, поддержали абсолютно все учредители.

Особенности дачных партнерств

Садоводческое или дачное некоммерческое партнерство - один из практических примеров работы структуры, о которой идет речь. Оно существует наряду с другими распространенными формами сотрудничества владельцев шести соток - дачных или садоводческих товариществ. Главное отличие НКП дачного типа от других в разности практического применения законодательства, регулирующего оборот имущества. Недвижимые и движимые активы, которые приобретает на взносы дачное некоммерческое партнерство, становятся собственностью структуры.

В товариществах взносы бывают двух типов - целевые и членские. Имущество, купленное на источники первого типа, приобретает статус Все, что приобретено на членские взносы, принадлежит товариществу. В числе законодательных требований к созданию дачных некоммерческих партнерств можно выделить такие. Во-первых, минимальное число учредителей - три человека. Во-вторых, членами партнерства могут быть только собственники участков, причем только те, кому уже исполнилось 18 лет. В-третьих, цель создания подобной структуры должна иметь некоммерческий характер: например, это может быть взаимный обмен опытом в выращивании овощей, организация кружков по интересам, спортивных состязаний. Предпринимательская составляющая допускается только при том, что прибыль будет направлена на достижение цели (например, приобретение кубка для победителя дачных соревнований по футболу).

Особенности строительных партнерств

Некоммерческое партнерство строителей - другой реальный пример совместной работы граждан. Основной признак таких структур - отсутствие прибыли. Еще одна особенность - регистрация партнерств строителей осуществляется министерством юстиции, а не налоговой инспекцией. В подобных структурах руководящий орган партнерства может быть только коллегиальным (как правило, это собрание учредителей).

По мнению некоторых экспертов, создавать некоммерческие партнерства в сфере строительства целесообразно, если количество членов составляет несколько десятков человек, лучше, если порядка ста. Права и обязанности НКП строительного профиля обычны для аналогичных структур других отраслей - покупать и продавать имущество, достигать социальные, культурные и другие цели, быть ответчиком или истцом в суде, взаимодействовать с органами власти.

Права и обязанности членов партнерства

Основной мотив, который движет людьми, создающими некоммерческое партнерство, - содействие, совместный поиск лучших решений по актуальным вопросам. Вопросы, касающиеся каких-либо взаимных обязательств, при учреждении НКП, как правило, не ставятся. Нет их и по закону. Члены партнерств не отвечают за действия других своих коллег и за возможные обязательства НКП как юрлица перед кредиторами.

В то же время учредители наделены рядом прав. Во-первых, это касается участия в решении ключевых вопросов, в управлении делами организации, ознакомлении с релевантной информацией. Во-вторых, члены партнерства могут в любой момент выйти из организации, получив обратно часть имущественных активов, соразмерных или эквивалентных тем, что они вносили. В-третьих, учредители вправе рассчитывать на долю выручки, если структура вела предпринимательскую деятельность.

Требования к уставу

Устав некоммерческого партнерства - это главный при регистрации данного типа организации. В нем должна быть информация о наименовании структуры, месте нахождения, целях создания. В уставе должны быть отражены сведения об органах управления партнерства, перечень прав и обязанностей учредителей, условия вступления в организацию и выхода из нее, а также источники финансирования и формирования имущественного фонда. В уставе нужно прописывать данные о представительствах НКП в других городах (если таковые есть) и отмечать, какая структура головная, где у управленческой системы, которой обладает некоммерческое партнерство, центр. Также нужно прописывать условия ликвидации и смены правового статуса.

НКП и саморегулируемые организации

Как было сказано выше, в иерархии общественных структур статус, который имеет некоммерческое партнерство, - саморегулируемая организация или СРО. Важно понимать, когда эти два термина можно отождествлять, а когда - нет. Отсутствие у партнеров намерений делать бизнес - главный критерий создания такой структуры, как некоммерческое партнерство. Саморегулируемая организация - более широкое понятие, и в некоторых случаях структура, подходящая под это определение, все же может быть коммерческой. Например, если речь идет об объединении нескольких компаний в сфере ЖКХ, то это будет, скорее всего, консолидация бизнес-структур, которые объединяют усилия с целью обмена опытом в предоставлении своих услуг клиентам, взаимопомощи в доступе к каким-либо технологиям. Цель такой консолидации - сделать фирму более прибыльной. Цель не подходит под специфику такой структуры как некоммерческое партнерство. Таким образом, НКП - это саморегулируемая организация, где нет извлечения прибыли с целью повышения благосостояния учредителей. В свою очередь СРО, в котором люди одной профессии объединяются, чтобы обмениваться знаниями, позволяющими больше зарабатывать и эффективнее вести бизнес, не может считаться некоммерческим партнерством.

НКП как вид НКО

НКП - это не только разновидность СРО, но также и подвид такого явления, как Здесь речь идет о терминологии, применяемой в российских законах. В соответствии с ними НКО - это организации с общественным характером деятельности. То есть предполагается, что результат работы будет полезен всем. НКО регулируются Гражданским кодексом РФ, ФЗ «О некоммерческих организациях» и ФЗ «Об общественных объединениях».

Все, что закон предписывает в отношении НКО, в полной мере характерно для НКП, наряду с которыми существуют и иные типы объединений. В числе таковых общественные, религиозные, автономные организации, государственные корпорации, социальные и благотворительные фонды, а также ассоциации (союзы). В некоторых случаях некоммерческими организациями могут быть признаны потребительские кооперативы, ТСЖ, а также территориальные общественные самоуправления. К НКО относятся благотворительные организации и профсоюзы.

Любая некоммерческая организация должна владеть собственным балансом (сметой). Ни одна из НКО не имеет ограничений в сроке деятельности, если они не прописаны в учредительных документах. Некоммерческие организации могут открывать счета в российских и зарубежных банках, иметь собственные печати, штампы, бланки и эмблемы.

Многие некоммерческие партнерства были созданы еще в 1990-х гг. и формально продолжают существовать в настоящее время, фактически не осуществляя деятельность. В связи с этим на практике возникает множество вопросов. В частности, какие права и обязанности имеют учредители и члены некоммерческого партнерства в соответствии с действующим законодательством? Каким образом следует поддерживать некоммерческое партнерство в так называемом спящем режиме? Как ликвидировать партнерство, если дальнейшее осуществление деятельности не планируется? Рассмотрим эти вопросы.

Правовое положение некоммерческих партнерств

В настоящее время к некоммерческим партнерствам (НП) применяются нормы Гражданского кодекса РФ об ассоциациях (союзах), а именно ст. 123 8 —123 11 , а также положения Закона о НКО в части, не противоречащей действующей редакции ГК РФ . В связи с этим далее при упоминании некоммерческого партнерства имеется в виду также ассоциация (союз).

Права и обязанности учредителей и членов некоммерческих партнерств

Учредители некоммерческого партнерства (ассоциации) имеют права и несут обязанности при создании некоммерческого партнерства до момента его государственной регистрации. После создания НП статус учредителя утрачивает свое правовое значение, не наделяет его обладателя какими-либо правами и обязанностями. Сведения об учредителях сохраняются в ЕГРЮЛ и не могут быть изменены.

Это следует из того, что действующим законодательством установлены права и обязанности учредителей некоммерческого партнерства (ассоциации), касающиеся только порядка совместной деятельности учредителей по созданию НП, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности на этапе создания.

После создания некоммерческого партнерства правовое значение имеет статус члена НП. Права и обязанности членов некоммерческого партнерства (ассоциации) устанавливаются ст. 123 11 ГК РФ, ст. 8 Закона о НКО, а также уставом некоммерческого партнерства (ст. 123 9 ГК РФ). В частности, член некоммерческого партнерства (ассоциации):

  • осуществляет предусмотренные действующим законодательством корпоративные права и обязанности в порядке, установленном в соответствии с уставом НП;
  • вправе на равных началах с другими членами НП безвозмездно, если иное не предусмотрено законом, пользоваться оказываемыми партнерством услугами;
  • вправе выйти из некоммерческого партнерства по своему усмотрению в любое время;
  • обязан уплачивать предусмотренные уставом НП членские взносы и по решению высшего органа НП вносить дополнительные имущественные взносы в имущество некоммерческого партнерства;
  • если иное не установлено федеральным законом или учредительными документами НП, получать при выходе из партнерства часть его имущества или стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членом некоммерческого партнерства в его собственность, за исключением членских взносов, в порядке, предусмотренном учредительными документами НП;
  • получать в случае ликвидации некоммерческого партнерства часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо стоимость этого имущества в пределах стоимости имущества, переданного членом НП в его собственность, если иное не предусмотрено федеральным законом или учредительными документами некоммерческого партнерства (ассоциации).
Таким образом, если иное не предусмотрено уставом, после выполнения учредителями обязанностей по созданию некоммерческого партнерства (ассоциации) права и обязанности учредителей в отношении НП фактически прекращаются. Вместе с тем права и обязанности возникают у членов некоммерческого партнерства.

«Спящий режим» деятельности некоммерческих партнерств

Под «спящим режимом» в данном случае имеется в виду сохранение некоммерческого партнерства (без ликвидации) в отсутствие какой-либо его деятельности. Поддержание некоммерческого партнерства в таком положении не требует значительных материальных и трудозатрат.

Функционирование некоммерческого партнерства в «спящем режиме» предполагает выполнение следующих условий:

  • некоммерческое партнерство фактически не ведет никакой деятельности;
  • в некоммерческом партнерстве числится минимальное количество членов;
  • у членов некоммерческого партнерства отсутствует обязанность по внесению взносов в имущество НП;
  • у некоммерческого партнерства отсутствует обязанность по уплате налогов и иных обязательных платежей, в том числе отсутствует налогооблагаемое имущество;
  • у некоммерческого партнерства отсутствуют работники, которым выплачивается заработная плата или иные платежи;
  • у НП может быть закрыть расчетный счет.
Отсутствие у членов некоммерческого партнерства обязанности по внесению взносов в имущество некоммерческого партнерства

Одной из обязанностей членов некоммерческого партнерства (ассоциации) является уплата предусмотренных уставом членских взносов, а также внесение дополнительных имущественных взносов в имущество НП по решению высшего органа партнерства (п. 2 ст. 123 11 ГК РФ).

На наш взгляд, из указанной нормы следует, что обязанность по уплате взносов в имущество некоммерческого партнерства у членов НП будет отсутствовать при условии, что:

  • уставом партнерства предусмотрена обязанность по уплате членских взносов на основании решения высшего органа управления НП (т.е. в отсутствие такого решения обязанности по уплате взносов не возникает);
  • решение о внесении членских и (или) дополнительных имущественных взносов в имущество некоммерческого партнерства не принимается.
Таким образом, для поддержания некоммерческого партнерства в «спящем режиме» необходимо, среди прочего, внести в устав НП (и иные внутренние документы, если имеются) соответствующие изменения.

Кроме того, при первой регистрации изменений в учредительные документы некоммерческого партнерства будет необходимо привести учредительные документы в соответствие с действующим законодательством (т.е. применить положения об ассоциациях (союзах), в том числе переименовать НП в ассоциацию (союз)). До этого момента устав действует в части, не противоречащей действующему законодательству .

Отметим, что в дальнейшем некоммерческое партнерство (ассоциация, союз) по решению своих членов может быть преобразовано в общественную организацию, автономную некоммерческую организацию или фонд (п. 4 ст. 123 8 ГК РФ).

Также можно свести к минимуму количество членов некоммерческого партнерства. Существует точка зрения, что некоммерческое партнерство может иметь даже одного члена, в то время как учредителей должно быть не менее двух (ст. 123 9 ГК РФ).

Отсутствие работников, которым выплачивается заработная плата или иные платежи

С целью минимизации расходов, связанных с поддержанием некоммерческого партнерства в «спящем режиме», могут быть расторгнуты трудовые договоры с работниками.

По смыслу действующего законодательства в организации может работать как минимум два работника: директор и главный бухгалтер. Если некоммерческое партнерство применяет упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также в случае, если некоммерческое партнерство является субъектом среднего предпринимательства, директор НП может принять ведение бухгалтерского учета на себя . В этом случае функции директора и главного бухгалтера будут осуществляться одним лицом, которое может работать по гражданско-правовому договору с минимальным вознаграждением (на практике много случаев, когда такое вознаграждение не выплачивается, если директор является также участником ООО (в данном случае членом некоммерческого партнерства)).

Закрытие банковских счетов некоммерческого партнерства

Закрытие расчетных счетов некоммерческого партнерства (если таковые имеются) позволит минимизировать расходы на оплату услуг банка по обслуживанию этих счетов. Однако перед закрытием счетов необходимо удостовериться в том, что у некоммерческого партнерства отсутствуют какие-либо задолженности по выплате налогов, пеней, штрафов. Для этого следует произвести сверки с налоговым органом и внебюджетными фондами и погасить имеющиеся задолженности.

При выявлении задолженностей по выплате налогов, пеней, штрафов после закрытия расчетных счетов у некоммерческого партнерства могут возникнуть затруднения при погашении соответствующих задолженностей, поскольку уплата организациями налогов, пеней и штрафов в наличной форме законодательством РФ о налогах и сборах и банковским законодательством РФ не предусмотрена (письмо Минфина России от 24 октября 2013 г. № 03-02-07/1/44732).

Для поддержания некоммерческого партнерства (ассоциации) в «спящем режиме» необходимо периодически:

  • сдавать «нулевую» бухгалтерскую и налоговую отчетность в соответствии с законодательством РФ;
  • подавать в территориальный орган Минюста России (орган, контролирующий деятельность некоммерческих организаций) заявление, подтверждающее соответствие требованиям п. 3 1 ст. 32 Закона о НКО (отсутствие иностранных граждан среди членов и иностранных источников финансирования), а также информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности (п. 3, 3 1 , 3 2 ст. 32 Закона о НКО).
Выполнение данных требований поможет свести на нет риски привлечения некоммерческого партнерства к административной ответственности (наложения штрафа) и исключения партнерства из Единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица, а также предъявления государственными органами требования о ликвидации некоммерческого партнерства в судебном порядке.

Отметим, что, если некоммерческое партнерство в течение 12 месяцев не будет представлять в налоговые органы отчетность, а также осуществлять операции хотя бы по одному банковскому счету, оно может быть признано недействующим и исключено из ЕГРЮЛ .

Вместе с тем указанный риск рассматривается нами как минимальный, поскольку согласно сложившейся судебной практике критерии признания юридического лица фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом), в полной мере применимые в отношении коммерческих организаций, не могут с достаточной степенью вероятности свидетельствовать о фактическом прекращении некоммерческой организацией своей деятельности (см. Постановления КС РФ от 6 декабря 2011 г. № 26-П, ФАС Северо-Кавказского округа от 4 декабря 2013 г. по делу № А32-1074/2013).

Иными словами, сам по себе факт отсутствия операций по банковскому счету либо факт отсутствия у некоммерческого партнерства банковского счета не может являться основанием для его исключения из ЕГРЮЛ при условии сдачи некоммерческим партнерством «нулевой» отчетности в налоговый орган и внебюджетные фонды.

Ликвидация некоммерческих партнерств

Ликвидация некоммерческой организации, как правило, занимает шесть месяцев и более. Кроме того, принятие решения о ликвидации организации является основанием для проведения проверок государственными органами (в частности, налоговым органом).

Ликвидация некоммерческого партнерства — сложный, многоэтапный процесс. Примерный перечень основных этапов этого процесса представлен в таблице.

Действие

Сроки (нормативные)

Примечания

Принятие решения о ликвидации НП и решения о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) и установлении порядка и сроков ликвидации С момента утверждения ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) к ней (к нему) переходят полномочия по управлению делами НП Статья 62 ГК РФ.

Статья 18 Закона о НКО

Проведение инвентаризации По результатам инвентаризации будет составлена инвентаризационная опись Пункт 27 приказа Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.
Уведомление регистрирующего органа (ГУ Минюста России по г. Москве) о принятом решении о ликвидации НП

3 дня
со дня принятия решения о ликвидации

(императивный)

После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры ликвидации:

Налоговый орган может инициировать налоговую проверку;

Не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы НП, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает НП, или внесение в ЕГРЮЛ записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которых является НП

Пункт 1 ст. 62 ГК РФ.

Пункт 7 ст. 32 Закона о НКО.

Пункт «и 1 » ч. 1 ст. 5, ст. 20 Закона о государственной регистрации.

Уведомление регистрирующего органа о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя).

Данный этап может быть совершен одновременно с уведомлением о принятом решении о ликвидации (этап № 3)

Статья 20 Закона о государственной регистрации
Представление в банки, в которых открыты счета НП, документов на ликвидатора (замена банковских карточек) После внесения в ЕГРЮЛ записи о формировании ликвидационной комиссии и назначении ее руководителя (или о назначении ликвидатора)
Публикация в журнале «Вестник государственной регистрации» сообщения о ликвидации НП Указанный в сообщении срок для заявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев со дня публикации о ликвидации Пункт 1 ст. 63 ГК РФ
Письменное уведомление кредиторов НП о ликвидации Уведомление может быть осуществлено путем рассылки заказных писем с уведомлением о вручении или передачи под роспись. Необходимо сохранить доказательства отправки и вручения уведомлений кредиторам Пункт 1 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО

Выявление кредиторов НП и получение дебиторской задолженности

Не менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации

(императивный)

Пункт 1 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 2 ст. 19 Закона о НКО

Подготовка промежуточного ликвидационного баланса Составляется ликвидационной комиссией после окончания срока для предъявления требований кредиторами.

Содержит сведения о составе имущества НП, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации

Пункт 2 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 3 ст. 19 Закона о НКО

Уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса Форма № Р15001 (требует нотариального заверения подписи заявителя) Пункт 3 ст. 20 Закона о государственной регистрации
Осуществление расчетов с кредиторами НП Выплата денежных сумм кредиторам НП производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации, в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса Пункт 5 ст. 63 ГК РФ.

Пункт 5 ст. 19 Закона о НКО

Закрытие счетов НП
Получение справки из Пенсионного фонда РФ, подтверждающей отсутствие задолженности по обязательным платежам Пункт «г» ч. 1 ст. 21 Закона о государственной регистрации
Составление ликвидационного баланса Составляется ликвидационной комиссией после завершения расчетов с кредиторами (в том числе должны быть проведены все расчеты с налоговым органом и внебюджетными фондами).

Утверждается органом, принявшим решение о ликвидации НП.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество подлежит распределению между членами НП в соответствии с их имущественным взносом, если иное не установлено федеральными законами или учредительными документами НП.

Имущество НП, стоимость которого превышает размер имущественных взносов его членов, направляется в соответствии с учредительными документами НП на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели. Если использование имущества НП в соответствии с его учредительными документами не представляется возможным, оно обращается в доход государства

Пункты 5, 6 ст. 63 ГК РФ

Пункты 1, 2 ст. 20 Закона о НКО

Подача в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) документов (в том числе ликвидационного баланса) для государственной регистрации НП в связи с его ликвидацией Форма № Р16001 (требует нотариального заверения подписи заявителя).

На практике лучше подавать в регистрирующий орган (ГУ Минюста России по г. Москве) экземпляр ликвидационного баланса с отметкой территориального налогового органа

Статья 21 Закона о государственной регистрации
Снятие НП с учета во внебюджетных фондах и органах статистики Перечень требуемых документов и информации рекомендуется уточнять в территориальных отделениях внебюджетных фондов
Уничтожение печати НП
Передача документов НП в государственный архив
Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Статья 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон № 99-ФЗ).

Пункт 7 ст. 3 Закона № 99-ФЗ.

Статья 64 2 ГК РФ, ст. 21 1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о государственной регистрации).

Правовое положение

Некоммерческие партнерства (НП) основаны на членстве. Они создаюся для содействия их участникам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социально значимых целей (благотворительных, культурных, образовательных. научных и управленческих) и связанных с охраной здоровья, удовлетворением духовных и иных нематериальных потребностей граждан, развитием физической культуры и спорта, защитой прав и интересов граждан (организаций), разрешением споров и конфликтов, предоставлением юридической помощи, а также с обеспечением иных общественных благ (ст. 8 Закона о НО).

Фондовая биржа создается в форме НП в соответствии с требованиями ст. 11 Закона о РЦБ.
Участники

Участниками НП являются граждане и (или) юридические лица. Число учредителей не ограничено, но НП не может быть учреждено одним лицом. Член партнерства вправе по своему усмотрению выходить из НП. Он может быть исключен из НП по решению оставшихся членов в случаях и в порядке, которые предусмотрены учредительными документами.

Учредительные документы

Учредительным документом НП служит устав, утвержденный учредителями (участниками). Учредители вправе заключить учредительный договор (ст. 14 Закона о НО).

Формирование имущества

Имущество, переданное НП его членами, является собственностью партнерства. При выходе из НП его членов они вправе получить часть имущества или его стоимость в пределах стоимости переданного ими НП имущества.
Органы управления

Высший орган управления - общее собрание членов НП. Исполнительный орган коллегиальный и (или) единоличный.

Предпринимательская деятельность

НП вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых оно создано.
Ответственность

Члены НП не отвечают по его обязательствам, а НП не отвечает по обязательствам своих членов. НП отвечает по своим обязательствам тем имуществом, на которое по законодательству может быть обращено взыскание (ст. 25 Закона о НО).

1. Краткий комментарий правовых основ деятельности некоммерческих партнерств

Некоммерческое партнерство для российского законодательства организационно-правовая форма некоммерческой организации, впервые определенная Законом о НО (ст. 8).

В форме НП создаются фондовые биржи (ст. 11 Закона о РЦБ). Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие организации (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. №66-ФЗ "О садоводческих, /огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") и другие организации. Аналогичную организационную форму могут иметь товарные биржи.

Для некоторых видов НП устанавливаются ограничения. Так, в п. 2 ст. 16 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и личных некоммерческих объединениях" определяется минимальная численность членов НП - 3 человека.

Имущество НП состоит из двух частей различного назначения членских взносов и прочих имущественных вкладов. Членские взносы передаются в состав имущества НП безвозвратно. Другое имущество, внесенное в НП, используется в его деятельности до выхода члена партнерства из его состава.

Право членов НП при выходе из партнерства получить свое имущество или его стоимость в пределах внесенных имущественных вкладов может быть ограничено федеральными законами или учредительными документами НП (абз. 4 п. 3 ст. 8 Закона о НО).

Член НП, исключенный из него, имеет такое же право на получение своего имущества или его стоимости, как и член НП, выходящий из него добровольно (абз. 2 п. 4 ст. 8 Закона о НО).

Согласно п. 3 ст. 8 Закона о НО, члены НП также вправе:
- участвовать в управлении делами НП;
- получать информацию о деятельности НП в установленном учредительными документами порядке;
- по своему усмотрению выходить из НП;
- получать в случае ликвидации НП часть его имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, либо его стоимость в пределах внесенных имущественных вкладов, если иное не предусмотрено федеральными законами или учредительными документами НП;
- иметь другие права, предусмотренные учредительными документами и не противоречащие законодательству (п. 5 ст. 8 Закона о НО).

Помимо общих сведений, которые содержатся в учредительных документах некоммерческой организации (абз. 1 п. 3 ст. 14 Закона о НО), учредительные документы НП должны включать условия о составе и компетенции его органов управления, о порядке принятия ими решений и распределения имущества, остающегося после ликвидации НП. Это требование устанавливается в абз. 4 п. 3 ст. 14 Закона о НО.

Основная функция высшего органа НП - общего собрания, предусмотренная в п. 2 ст. 29 Закона о НО, заключается в обеспечении достижении НП целей, ради которых оно создано.

Общее собрание НП правомочно, если на нем присутствует более половины его членов (абз. 1 п. 4 ст. 29 Закона о НО). Решение принимается большинством голосов присутствующих; по вопросам исключительной компетенции общего собрания решение принимается единогласно или квалифицированным большинством в соответствии с федеральным законом и учредительными документами (абз. 2 п. 4 ст. 29 Закона о НО).

НП может создаваться исполнительный орган, форма и численность состава которого определяются учредителями (членами) НП, так как в вышеуказанном законе не установлено, какой именно исполнительный орган должен создаваться в НП. В ст. 30 Закона о НО определена компетенция исполнительного органа. Он может принимать решения по всем вопросам, которые не отнесены к исключительной компетенции общего собрания членов НП.

Форма органа, осуществляющего контроль за финансовой деятельности НП, в вышеуказанном законе также не установлена. Таким органом может быть ревизионная комиссия, либо наблюдательный совет, либо другой орган, определяемый учредителями (членами) НП.

Согласно п. 2 ст. 32 Закона о НО, размеры и структура доходов НП, а также сведения о размерах и составе имущества, о расходах, численности и составе работников, об оплате их труда, использовании безвозмездного труда граждан в деятельности НП не могут быть предметом коммерческой тайны.

НП может быть реорганизовано и ликвидировано в порядке, предусмотренном ГК РФ, Законом о НО и другими федеральными законами. В Законе о НО введено ограничение на преобразование НП. Согласно п. 1 ст. 17 указанного закона, НП вправе преобразоваться в общественную или религиозную организацию (объединение), фонд или автономную некоммерческую организацию. Решение о преобразовании НП принимается общим собранием единогласно (п. 5 ст. 17 Закона о НО).

Имущество НП, стоимость которого превышает размер взносов его членов, при ликвидации НП направляется в соответствии с учредительными документами НП на цели, в интересах которых оно было создано, и (или) на благотворительные цели. Если это не представляется возможным, то имущество НП обращается в доход государства (п. 1 ст. 20 Закона о НО).

В силу исторических причин несколько лет назад широкое распространение получили организации, во многом сходные с НП. Их деятельность подлежит особому правовому регулированию. Они называются товарными биржами.