Особенности финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие государственных и муниципальных финансов, их сущность и особенности, отличительные черты и характеристика. Анализ современного состояния и развития государственных и муниципальных финансов в России, их проблемы и перспективы дальнейшего развития.

    дипломная работа , добавлен 01.02.2009

    Понятие и общая характеристика учреждений. Анализ государственных и муниципальных финансов в финансовой системе РФ на примере государственного бюджетного учреждения "Центр занятости населения города Бузулука". Управление государственными финансами.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2014

    Современные экономисты об особенностях организации финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий. Структура и функции финансовой службы унитарного предприятия. Состояние финансовых ресурсов и использования их в унитарном предприятии.

    курсовая работа , добавлен 09.07.2010

    Функции финансов предприятий. Понятие финансовой стратегии. Анализ особенностей финансового состояния государственных предприятий в Республике Беларусь. Организация финансов государственного образовательного учреждения как некоммерческой организации.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Основы и принципы функционирования государственных и муниципальных финансов. Сущность выполняемых ими функций и направления их реализации. Расчет показателей, необходимых для составления финансового плана предприятия. Разработка его основных разделов.

    контрольная работа , добавлен 26.09.2012

    Сущность и функции финансов. Способы регулирования экономики с помощью финансов. Понятие и структура государственных финансов. Виды налогов, способы их взимания. Государственный долг и кредит. Денежное обращение и оборот. Роль и функции страхования.

    курс лекций , добавлен 21.11.2011

    Принципы и формы организации финансов предприятий. Распределительная, регулирующая и контрольная функции финансов. Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов организации. Связь финансов с процессами развития товарно-денежных отношений.

    контрольная работа , добавлен 06.08.2014

    Понятие и сущность финансов. Особенности организации и функционирования финансов организаций различных правовых форм (коммерческих организаций, товариществ, государственных и муниципальных унитарных предприятий и др.) и различных отраслей экономики.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2010

Дисциплина: Финансы и кредит
Тип работы: Реферат
Тема: Финансы муниципальных предприятий

Введение

Заключение

Введение

Государственные и муниципальные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном.

Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и, прежде всего, государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

Цель работы – особенности организации финансов муниципальных предприятий в социальной сфере.

Исходя из цели, формируются задачи работы:

1. рассмотреть экономическую сущность финансов;

2. охарактеризовать особенности финансов муниципальных предприятий в социальной сфере.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

Методологической основой для написания работы послужили сборники научных трудов и периодическая литература.

1. Экономическая сущность финансов

Понятие «финансы» неразрывно связано с деньгами и товарно-денежными отношениями. В условиях товарно-денежных отношений происходит непрерывный процесс движения денег, переход их от одного владельца к другому.

Финансы (фр. finance от ср.лат. Financia) в переводе означает «наличность, доход»; в широком смысле - «денежные средства, денежные обороты». Финансы всегда имеют денежную форму.

Очевидно, поэтому понятие «финансы» зачастую отождествляют с понятием «деньги». Однако это два различных, но взаимосвязанных понятия. Финансы существенно отличаются от денег как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Деньги — это товар особого рода, стихийно выделившийся в общей массе товаров. Его особенность состоит в том, что он по сути представляет собой всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты труда ассоциированных товаропроизводителей.

Главное назначение денег выражается в их функциях. На современном этапе деньги выполняют пять функций: меры стоимости; средства обращения; средства платежа;

средства образования накоплений и сбережений; мировых денег.

Если деньги можно считать всеобщим эквивалентом, то финансы — это экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное назначение финансов состоит в том, чтобы путем создания денежных доходов и фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Финансы - это не сами денежные средства, а отношения между людьми по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств. Финансы непосредственно связаны с функционированием общественных экономических отношений в процессе перераспределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Совокупность денежных отношений, возникающих в связи с движением средств денежных фондов, образует финансовые отношения.

К финансовым отношениям, определяющим содержание финансов как экономической категории, принято относить денежные отношения, возникающие в процессе расширенного производства между:

государством и предприятиями (организациями) по уплате налогов и других платежей в бюджет, а также по финансированию из бюджета ряда затрат предприятий;

государством и гражданами при внесении обязательных и добровольных платежей в бюджет и внебюджетные фонды;

предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных фондов денежных средств и резервов;

предприятиями и внебюджетными фондами при внесении страховых взносов в эти фонды;

предприятиями и банками при получении кредитов,
уплате процентов за кредит;

предприятиями и органами страхования при уплате страховых взносов и возмещении из страхового фонда ущерба при наступлении страхового случая;

предприятиями и работниками, занятыми на этих предприятиях при выплате заработной платы из фонда оплаты труда.

Совокупность экономических отношений, возникающих между государством, предприятиями, отраслями, регионами и отдельными гражданами в связи с движением денежных средств, образует финансовые отношения.

Таким образом, финансы - это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода. Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями, организациями и гражданами.

В условиях рыночных преобразований экономики заметно меняется система финансовых отношений. Так, расширяются отношения государства с хозяйствующими субъектами в связи с динамикой налогов и неналоговых платежей, предоставлением дотаций и субсидий, углублением сферы деятельности дотаций и субсидий, углублением сферы деятельности коммерческих организаций и банков.

В понятие «финансы» включается совокупность всех финансовых отношений, а также совокупность средств денежных фондов, находящихся в распоряжении государства и предприятий (организаций). К финансам относятся также отношения по поводу образования и использования кредита.

Деньги — обязательное условие существования финансов.

Вместе с тем не все денежные отношения являются финансовыми. Финансовые отношения охватывают только ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием фондов денежных средств.

Так, в процессе хозяйственной деятельности на предприятиях имеет место движение материалов от одного подразделения к другому без оплаты их денежными средствами. Денежное выражение стоимости материальных ценностей при таких операциях используется лишь для учета и контроля за ходом хозяйственных процессов и к финансам не относится.

В систему финансовых отношений не входят и к финансам не относятся те денежные средства, которые обслуживают личное потребление и обмен, т.е. розничный товарооборот, оплату транспортных, коммунальных, зрелищных и других услуг, а также процессы купли-продажи между отдельными гражданами, акты дарения и наследования денег. Это общественные отношения, они регулируются другими отраслями права: гражданским, административным и т.д.

В понятие «финансы» включаются только те денежные отношения, которые связаны с распределением, перераспределением и использованием фондов денежных средств.

Любая финансовая операция (платежи в бюджет, выплата пенсий заработной платы и т.д.) содержит движение денег, распределение и перераспределение стоимости общественного продукта и национального дохода и поэтому относится к финансам.

Таким образом, можно выделить следующие основные признаки финансов:

экономические отношения между хозяйствующими субъектами с использованием денег. При этом деньги выступают материальной основой существования финансов;

в процессе экономических отношений осуществляется формирование денежных фондов у хозяйствующих субъектов и государства и их использование. Сущность финансов, их конкретное содержание раскрываются в их функциях.

Рассмотрим особенности финансов муниципальных предприятий в социальной сфере.

2. Особенности финансов муниципальных предприятий в социальной сфере

В уставе муниципального предприятия должны быть указаны сведения о предмете и целях деятельности, о размере уставного фонда и источниках его формирования.

При создании муниципального предприятия в социальной сфере ему выделяются денежные средства из государственного или местного бюджета для образования уставного фонда. Размер уставного фонда, порядок и источники его формирования указываются в уставе предприятия. В уставе определяются предмет и цели деятельности предприятия, ограничивающие его правоспособность по сравнению с правоспособностью других коммерческих организаций.

Ответственность муниципального предприятия в социальной сфере по своим обязательствам также зависит от того, основано оно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Право хозяйственного ведения предоставляет предприятию более широкие права в управлении финансами, имуществом.

Учредительным документом муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.

Размер уставного фонда муниципального предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных предприятиях (ст. 114 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных предприятиях, по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано предприятие, основанное на праве оперативного управления, — федеральное казенное предприятие (казенный завод, казенная фабрика, казенное хозяйство).

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством РФ.

В целях установления единых принципов в планировании и финансировании деятельности казенных предприятий Правительство РФ своим постановлением утвердило Порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств). В документе установлено, что производственно-хозяйственная деятельность казенного завода осуществляется в соответствии с планом-заказом и планом развития завода. Он вправе осуществлять самостоятельную хозяйственную деятельность, разрешенную государственным уполномоченным органом. Взаимоотношения завода с поставщиками ресурсов и потребителями продукции строятся на договорной основе.

Планирование деятельности завода осуществляется следующим образом: уполномоченный орган ежегодно на основе выявленной им потребности в продукции, производимой заводом для государственных нужд, утверждает и доводит до завода (за три месяца до планируемого года) план-заказ с учетом плана развития завода. План-заказ согласовывается с Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ.

Продукция, произведенная в соответствии с планом-заказом, реализуется по ценам, устанавливаемым уполномоченным органом. Принципы и порядок формирования цен, определяемых в плане-заказе, периодичность их корректировки устанавливаются Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ с участием уполномоченного органа. Продукция, произведенная в порядке самостоятельной хозяйственной деятельности, реализуется по ценам, устанавливаемым заводом самостоятельно или на договорной основе.

Структура и штаты утверждаются директором завода самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и установленного лимита численности.

Финансирование завода осуществляется в следующем порядке. Финансирование, связанное с выполнением плана-заказа и плана развития завода, его производственным и социальным развитием, проведением мероприятий по мобилизационной подготовке, содержанием объектов непроизводственной сферы, осуществляется за счет доходов от реализации продукции (работ, услуг).

При недостаточности доходов заводу выделяются средства из федерального бюджета на:

реализацию плана развития завода (в том числе осуществление государственных инвестиционных программ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мероприятий по мобилизационной подготовке);

компенсацию убытков от выполнения плана-заказа.

Решение о выделении средств из федерального бюджета принимается Правительством РФ по представлению Министерства экономики РФ и Министерства финансов РФ на основании обращения уполномоченного органа. Неиспользованные заводом по истечении года бюджетные ассигнования подлежат возврату в федеральный бюджет.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг), произведенной в соответствии с планом-заказом и в результате самостоятельной хозяйственной деятельности, направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные цели, а также социальное развитие» по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом. Порядок установления указанных нормативов утверждается Министерством экономики РФ и Министерством финансов РФ.

Свободный остаток прибыли, остающейся после ее направления на цели, указанные выше, подлежит изъятию в доход федерального бюджета.

Казенный завод представляет уполномоченному органу отчет о целевом использовании выделенных бюджетных ассигнований и амортизационных отчислений. Казенный завод может получать кредиты на выполнение уставных целей.

Аналогично осуществляется финансирование казенных фабрик, казенных хозяйств.

Заключение

Финансы - это система экономических отношений, связанных с формированием и использованием фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения национального дохода. Финансы включают конкретные формы и методы взаимосвязей между государством, предприятиями, организациями и гражданами.

Муниципальным предприятием в социальной сфере признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество такого предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

В форме муниципальных предприятий в социальной сфере могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество государственного или муниципального предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Иными словами, муниципальное предприятие осуществляет свою коммерческую деятельность на базе государственной или муниципальной собственности.

При создании муниципального предприятия в социальной сфере ему выделяются денежные средства из государственного или местного бюджета для образования уставного фонда. Ответственность муниципального предприятия в социальной сфере по своим обязательствам также зависит от того, основано оно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Список использованной литературы


Конституция Российской Федерации
Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: Учебное пособие. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – 489 с.
Государственные и муниципальные финансы / под ред. И.Д. Мацкуляна. – М.:... Забрать файл

Особенности финансов унитарных предприятий заключаются в способах формирования источников финансовых ресурсов.

Финансы унитарных предприятий заметно отличаются от финансов организаций и прежде всего финансов акционерных обществ. Эти отличия состоят в формировании уставного капитала, образовании и использовании прибыли, привлечении бюджетных источников финансирования и заемного капитала.

Уставный капитал унитарных предприятий образуется за счет закрепленных за унитарным предприятием основных и оборотных активов, его размер отражается в балансе предприятия на дату утверждения устава. Размер уставного фонда муниципального унитарного предприятия должен составлять не менее 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия, а государственного унитарного предприятия - не менее 5000 МРОТ. Уставный фонд в унитарном предприятии выполняет те же функции, что и уставный капитал в других коммерческих организациях. Помимо того, что уставный фонд является материальной основой ведения унитарным предприятием хозяйственной деятельности, он выступает индикатором ее эффективности.

Если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного минимального размера уставного фонда на дату государственной регистрации такого предприятия и в течение трехмесячного срока стоимость чистых активов не будет восстановлена до размера минимального уставного фонда, собственник муниципального предприятия должен принять решение о его ликвидации.

Если же собственник в течение трех месяцев не принимает решение о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, кредиторы вправе потребовать от такого муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных убытков.



Важным источником формирования финансовых ресурсов унитарного предприятия является прибыль. Она формируется в таком же порядке, как в других коммерческих организациях. Однако Бюджетный кодекс РФ определяет прибыль унитарных предприятий как источник неналоговых доходов бюджета, Государственные и муниципальные унитарные предприятия ежегодно перечисляют в соответствующий бюджет часть прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей. Порядок, размеры и сроки платежей определяются правительством Российской Федерации, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.

Часть прибыли унитарного предприятия за предыдущий год, подлежащая перечислению в федеральный бюджет в текущем году, определяется решением федерального органа исполнительной власти не позднее 1 мая на основании отчета о деятельности предприятия за прошедший год и утвержденной программы деятельности предприятия. При этом часть прибыли, подлежащая перечислению в федеральный бюджет, исчисляется путем уменьшения суммы чистой прибыли (нераспределенной прибыли) предприятия за прошедший год на сумму утвержденных в составе программы деятельности предприятия на текущий год расходов на реализацию мероприятий по его развитию, осуществляемых за счет чистой прибыли.

Порядок распределения прибыли в унитарном предприятии определяется его уставом. В соответствии с уставом прибыль после уплаты налогов отчисляется в фонд материального поощрения, фонд социальных мероприятий и другие стимулирующие фонды.

По решению собственника часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия, может быть направлена на увеличение его уставного фонда.

Оставшаяся после обязательных отчислений часть чистой прибыли используется предприятием на:

Внедрение, освоение новой техники и технологии, мероприятия по охране окружающей среды и труда;

Развитие и расширение финансово-хозяйственной деятельности предприятия, пополнение оборотных активов;

Строительство, реконструкцию, обновление объектов основных средств;

Проведение научно-исследовательских работ, изучение конъюнктуры рынка, потребительского спроса, маркетинг.

Особенностью финансов унитарных предприятий может быть использование ими целевых бюджетных источников финансирования . Ассигнования из федерального, регионального и местных бюджетов направляются прежде всего на осуществление отдельных программ и мероприятий социального характера.

Эти ассигнования предоставляются в форме дотаций, субвенций и субсидий.

Субсидии - это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования расходов по выполнению программ и проектов, а также на развитие и осуществление уставной деятельности унитарных предприятий.

Субвенции (бюджетные средства, которые предоставляются на безвозмездной основе); разновидность субвенций - грант, который может быть предоставлен в собственность или пользование как в виде денег, так и в виде имущества.

Государственные унитарные предприятия, в том числе и муниципальные, могут получать от государственного органа или органа местного самоуправления дотации на покрытие убытков. Данные средства не являются базой для налогообложения. Дотации - одна из форм государственной помощи в виде выделения из бюджета средств, направляемых на финансирование как капитальных вложений, так и текущих расходов. К таким расходам могут относиться дополнительные расходы унитарного предприятия в связи с проведением конверсии, закупкой комбикормов, расходами на отопление жилищного фонда и теплиц и т. д.

Теперь обратимся к особенностям привлечения заемных средств унитарными предприятиями. В связи с тем, что унитарное предприятие не является собственником имущества, использование заемных средств в качестве источников финансовых ресурсов становится довольно проблематичным. Оно не может, например, в качестве обеспечения кредита без согласия собственника предоставлять в залог кредитным организациям недвижимое имущество. Особенность организационно-правовой формы унитарного предприятия ставит его в неравные условия с другими участниками делового оборота вследствие ограниченности источников финансовых ресурсов.

Учитывая это обстоятельство, унитарным предприятиям, испытывающим недостаток финансовых ресурсов, собственник может предоставить в пользование бюджетные кредиты на условиях возвратности и платности. Предоставление бюджетных кредитов унитарным предприятием осуществляется на основании ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.

Источником погашения процентов по бюджетному кредиту является себестоимость.

Начисленные проценты по кредитам, используемым на инвестиции и конверсионные мероприятия, увеличивают балансовую стоимость инвестиций в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». Бюджетный кредит может быть получен под поставку (товаров) для нужд собственника унитарного предприятия. В этих отношениях собственник унитарного предприятия выступает как заказчик и кредитор.

Финансы предприятий (коммерческих организаций) - одно из звеньев единой финансовой системы. Важнейшая особенность и значение финансов предприятий заключаются в их не-посредственной связи с материальным производством и иной производственно-хозяйственной деятельностью. Другие особенности выражаются в том, что это звено финансовой системы: а) организуется и функционирует на коммерческой основе самоокупаемости и самофинансирования; б) относится к децентрализованным финансам (в отличие, например, от государственного бюджета и др.).

Финансы предприятий это система экономических (денежных) отношений, возникающих при образовании, распределении и использовании предприятиями денежных фондов в связи с осуществлением ими производственно-хозяйственной и социальной деятельности. В материальном выражении они представляют собой совокупность денежных фондов, или финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении конкретных предприятий. К ним относятся фонды накопления и потребления, резервные, социальные и жилищные фонды, фонды материального поощрения работников и др. На предприятиях, осуществляющих реализацию продукции на экспорт и получающих валютную выручку, формируется валютный фонд.

Все эти денежные фонды создаются в плановом порядке за счет разных источников,- прежде всего, за счет собственных ресурсов, образующихся в результате производственно-хозяйственной деятельности (прибыль, амортизационные отчисления и др.). Могут быть использованы кредиты банков, средства, выделяемые вышестоящей организацией, и в предусмотренных случаях дотации из бюджета и целевое бюджетное финансирование и др. (например, добровольные взносы (пожертвования) организаций и граждан). Также планомерно они используются предприятиями в соответствии с их производственными планами, программами экономического и социального развития, договорами.

В процессе образования и использования финансовых ресурсов осуществляется контроль за производственно-хозяй-ственной деятельностью предприятий, за правильностью расходования материальных, трудовых и денежных ресурсов в ходе производства и реализации продукции, за получением и использованием накоплений, выполнением финансовых обязательств перед государством.

Финансы предприятий не только отражают в денежной форме производственно-хозяйственную деятельность, но призваны и активно воздействовать на повышение ее эффективности.

Финансы предприятий входят в систему финансов соответствующих отраслей экономики, находящихся в ведении министерств и других отраслевых органов государственного управления.

Финансы предприятий играют важную роль не только в обеспечении денежными средствами производственно-хозяйственной деятельности, но ив определенной мере - социальной жизни каждого трудового коллектива, а в конечном счете - в социально-экономическом развитии страны в целом. Помимо этого финансовые ресурсы, создаваемые предприятиями, имеют решающее значение в формировании доходов бюджетной системы посредством налоговых и иных платежей. Поэтому финансы предприятий являются основой финансовой системы в целом. Однако на современном этапе в связи с трудностями экономических преобразований финансы предприятий не выполняют в значительной мере своего предназначения.

Рассматривая понятие финансов предприятий, необходимо учитывать, что оно охватывает предприятия, т. е. коммерческие организации (ст. 50 ГК РФ), основанные на разных формах собственности.

В результате приватизации (процесс которой продолжается), обусловленной переходом к рыночным экономическим отношениям, большая часть предприятий утратила государственную форму собственности. Однако не все объекты подлежат приватизации в силу их особой социально-экономической роли для государства и важного значения в обеспечении устойчивости экономики и социальной стабильности.

Финансы государственных и муниципальных предприятий особо выделяются и в аспекте воздействия на них норм финансового права. Это обусловлено тем, что они, в отличие от финансов других предприятий, входят в сферу действия функций государ-ственного управления. Поэтому круг финансово-правовых отношений, возникающих при функционировании финансов государственных и муниципальных предприятий, является более широким. При наличии общих для всех предприятий финансовых правоотношений (в основном, по поводу уплаты налогов), государственные (муниципальные) предприятия, помимо них, вступают и в другие финансовые отношения государственно- властного характера, обусловленные функциями государственного управления этими предприятиями.

Еще по теме § 1. Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово-правового регулирования:

  1. Глава 11. Правовое регулирование финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий
  2. Раздел II. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий (коммерческих организаций)
  3. Глава 10. Общие положения правового режима финансов государственных и муниципальных предприятий
  4. 1.2. Методы правового регулирования земельного права. Земля как объект правового регулирования
  5. § 4. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом

Финансы государственных и муниципальных предприятий как объект финансово­правового регулирования представляют собой денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных доходов и накоплений этих субъектов. Будучи урегулированы нормами финансового права, они являются правоотношениями.

К числу финансово-правовых отношений, возникающих на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, относятся правоотношения:

а) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды налогов: НДС, акцизов, налога на прибыль, налога на землю, единого социального налога и др.;

б) по уплате в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей: платы за загрязнение окружающей природной среды, части прибыли, свободного остатка прибыли и др.;

в) по поводу получения предприятием из бюджета бюджетных ассигнований и бюджетных кредитов;

г) по поводу формирования уставного фонда и распределения прибыли предприятия.

государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также ст. 114, 115 ГК РФ государственные и муниципальные унитарные предприятия подразделяются на предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и государственные предприятия, основанные на праве оперативного управления. Они создаются на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на муниципальном уровне. Соответственно имущество муниципального предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям. Исходя из этого в правовом регулировании финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий имеются различия. Они проявляются в порядке распределения прибыли вышеназванных предприятий и, значит, в системе финансово-правовых отношений, возникающих в связи с распределением прибыли.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, согласно ст. 17 вышеназванного Закона, п. 2 ст. 295 ГК РФ, а также уставу, утвержденному собственником (государством или муниципальным образованием), самостоятельно распоряжаются полученной прибылью). Эту прибыль они могут распределять на фонды в соответствии с перечнем и в порядке, который преду­смотрен уставом унитарного предприятия. Однако в соответствии с п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия». Этот вопрос применительно к федеральным государственным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, решается ежегодно федеральным органом исполнительной власти, которому подведомственны названные предприятия. Федеральный орган исполнительной власти ежегодно для каждого подведомственного предприятия утверждает программу деятельности, где, в частности, определяет часть прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет. Государственные унитарные предприятия, созданные субъектами РФ, перечисляют в бюджет субъекта РФ часть прибыли на основе, как правило, специального закона субъекта РФ.


Кроме того, на государственных и муниципальных предприятиях на праве хозяйственного ведения собственником (Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) формируется уставный фонд, в том числе за счет денежных средств. Данный фонд в его денежной части следует рассматривать как финансовый фонд. Соответственно отношения между собственником имущества и государственным или муниципальным унитарным предприятием по формированию этого фонда следует рассматривать как финансово-правовые.

Таким образом, на государственном и муниципальном унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, возникают финансово- правовые отношения:

а) между предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации предприятием своего права на распределение прибыли (абсолютное правоотношение) с учетом законодательства и устава предприятия;

б) по поводу перечисления части прибыли в бюджет;

в) между собственником имущества (денежных средств) и предприятием по поводу формирования уставного фонда предприятия.

Государственные предприятия на праве оперативного управления (казенные предприятия) распределяют свой доход согласно порядку, установленному собственником их имущества (ст. 297 ГК РФ). В соответствии со ст. 17 Закона об унитарных предприятия федеральное казенное предприятие распределяет доход в порядке, определенном Правительством РФ, а казенные предприятия субъекта РФ и муниципального образования

в порядке, определенном уполномоченным органом субъекта РФ и муниципального образования. При этом в соответствии с Порядком планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. № 11382, прибыль казенного предприятия направляется по нормативам, ежегодно устанавливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа выступают те федеральные органы исполнительной власти, в непосредственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия.

После распределения прибыли казенного предприятия по нормативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде ее свободного остатка подлежит изъятию в доход бюджета.

Таким образом, на государственных предприятиях на праве оперативного управления (казенных предприятиях) возникают финансово-правовые отношения:

а) между уполномоченным государственным органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли;

б) между казенным предприятием и всеми другими субъектами, обязанными не препятствовать реализации казенным предприятием своего права распределения прибыли по нормативам (абсолютное правоотношение);

б) между казенным предприятием и бюджетом в связи с изъятием в бюджет свободного остатка прибыли.

Отношение между уполномоченным государством органом и казенным предприятием по поводу установления последнему нормативов распределения прибыли является финансово-правовым, так как оно возникает, во-первых, в ходе финансовой деятельности государства по образованию и использованию децентрализованных денежных фондов, а во-вторых, регулируется методом властных предписаний. Уполномоченный государством орган согласно законодательству дает предприятию властные предписания, выражающиеся в установлении обязанности для предприятия распределять прибыль только таким, а не каким-либо иным образом.

Финансово-правовые нормы, реализация которых порождает правоотношения в сфере финансов государственных и муниципальных унитарных предприятий, включены в самые различные финансово-правовые институты. Так, нормы, порождающие право отношения по уплате предприятиями налогов и сборов в бюджет и государственные внебюджетные фонды, охватываются подотраслью налогового права. Нормы, порождающие правоотношения по поводу уплаты в бюджет и государственные внебюджетные фонды неналоговых платежей, изъятия в бюджет свободного остатка прибыли казенного предприятия, а также части прибыли государственных и муниципальных предприятий на праве хозяйственного ведения, охватываются финансово-правовым институтом неналоговых доходов. Нормы, порождающие правоотношения в связи с получением предприятиями бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, охватываются институтом государственных и муниципальных расходов.