Шпаргалка: История России в периодах. Периодизация российской истории

Тема: Этапы изучения и периодизация российской истории

Тип: Контрольная работа | Размер: 47.06K | Скачано: 23 | Добавлен 14.12.14 в 13:08 | Рейтинг: 0 | Еще Контрольные работы


Контрольный теоретический вопрос

Этапы изучения и периодизация российской истории.

Этапы изучения российской истории. Летописный период. Нестор. Зарождение исторической науки. В.Н. Татищев. Норманнская теория и ее критика М.В. Ломоносовым. Расцвет истории в XIX в. Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский. Советская историческая наука и ее выдающиеся имена. Периодизация истории России.

Этапы изучения российской истории.

Историография делится на несколько периодов. Первый из них - донаучный. В этом периоде стоит изучить средневековую философию, восприятие человеком времени, традиций, функций истории. Отметим, что в этот период, который длился до начала 18 века, сформировались основные формы исторического повествования, такие как летописи - ведение записей по годам. Именно этот источник стал основным, именно его штудировала историография отечественной истории. При изучении летописей необходимо обратить внимание на принципы, по которым они писались, формы и стиль, в которых выдерживались произведения. Особенно важен принцип хронографии, который позволяет сопоставлять события, относить их к определенным датам, связывать в понятии «раньше» - «позже». Второй источник в этот период, которым занимались историографы, это жития святых. Здесь важно отметить, что жития святых имеют более сильные субъективные оттенки, чем летописи - они превращаются в своего рода сказания и повести. Еще одна форма выражения исторического сознания, которой интересуются ученые, - фольклор. Именно из него можно узнать о представлениях народа о своих героях и врагах.

Второй период историография истории России начинает в восемнадцатом веке и длится он до начала двадцатого века. Это время качественно отразилось на становлении истории как науки и изучении источниковой базы. Сюда стоит отнести такие перемены, как секуляризация науки и развитие не церковного, а светского образования. Впервые начинают обрабатываться переводные источники, завезенные из Европы, исторические исследования как таковые выделяются самостоятельно, а вместе с тем - формируются и вспомогательные дисциплины, которые помогают изучать историю. Качественно новый этап в этом периоде - начало издания первоисточников, что во многом перевернуло отношение к истории своей страны, и в первую очередь для российской интеллигенции. Именно она, интеллигенция, инициирует исторические экспедиции, исследования. Третий этап - развитие историографии во второй трети девятнадцатого века. Здесь изучаются такие проблемы, как отношения Российского государства и западных стран, возникают первые концепции развития отечественной истории.

Четвертый этап - вторая половина девятнадцатого - начало двадцатого века. В это время формируются методологические основы историографии. Историография отечественной истории ощущает на себе и позитивизм, и материализм, и неокантианство. Расширяется спектр исследований, особенно внимание уделяется социально-экономическим проблемам в истории. На четвертом этапе возникает вопрос о профессиональной подготовке исторических кадров.

Пятый этап - советская историография отечественной истории, которая основана на классовом подходе к развитию общества, что, в свою очередь, отразилось и на научном подходе.

Летописный период.

Самым замечательным явлением древнерусской литературы были летописи. Первые погодные записи относятся еще к IX в., их извлекли из более поздних источников XVI в. Они весьма кратки: заметки в одну, две строки.

Как явление государственного масштаба летописание возникает в XI в. Летописцами становились люди разных возрастов, и не только монахи. Очень значимый вклад в восстановление истории летописного дела внесли такие исследователи, как А.А.Шахматов (1864-1920) и А.Н.Насонов (1898 - 1965). Первым крупным историческим сочинением стал Свод, законченный в 997 г. Его составители описали события IX-X вв., старинные легенды. Он включает даже придворную эпическую поэзию, восхвалявшую Ольгу, Святослава и особенно Владимира Святославовича, в чье княжение данный Свод и был создан.

К фигурам европейского масштаба необходимо отнести монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, который к 1113 г. закончил свой труд «Повесть временных лет» и составил обширное историческое введение к нему. Нестор прекрасно знал русскую, болгарскую и греческую литературу, будучи человеком очень образованным. Он использовал в своем труде более ранние Своды 997, 1073 и 1093 гг., а события рубежа XI-XII вв. освещал как очевидец. Эта летопись давала наиболее полную картину ранней отечественной истории и копировалась на протяжении 500 лет. Надо иметь в виду, что древнерусские летописные своды охватывали не только историю Руси, но и историю других народов.

Летописанием занимались и светские люди. Например, великий князь Владимир Мономах. Именно в составе летописи до нас дошли такие прекрасные его произведения, как «Поучение к детям» (ок. 1099; впоследствии дополнено, сохранилось в списке 1377 г.). В частности, в «Поучении» Владимир Мономах проводит мысль о необходимости отпора внешним врагам. Всего «путей» - походов, в которых он участвовал, было 83.

В XII в. летописи становятся очень подробными, и так как они пишутся современниками, то в них очень ярко выражаются классовые и политические симпатии летописцев. Прослеживается социальный заказ их покровителей. Из наиболее крупных летописцев, писавших после Нестора, можно выделить киевлянина Петра Бориславича. Самым загадочным автором в XII-XIII вв. был Даниил Заточник. Считают, что ему принадлежат два произведения - «Слово» и «Моление».

Очень интересна «житийная» литература, так как в ней, кроме описания жизни канонизированных лиц, давалась правдивая картина жизни в монастырях. Описывались, например, случаи взяточничества за получение того или иного церковного сана или места и др. Здесь можно выделить Киево-Печерский патерик, представляющий собой сборник рассказов о монахах этого монастыря.

Всемирно известным произведением древнерусской литературы стало «Слово о полку Игореве», дату написания которого относят к 1185 г. Этой поэме подражали современники, ее цитировали псковичи уже в начале XIV в., а после победы на Куликовом поле (1380) в подражание «Слову...» была написана «Задонщина». «Слово...» создано в связи с походом северского князя Игоря против половецкого хана Кончака. Игорь, обуреваемый честолюбивыми замыслами, не стал объединяться с великим князем Всеволодом Большое Гнездо и был разбит. Идея объединения накануне татаро-монгольского нашествия проходит через все произведение. И вновь, как и в былинах, здесь речь ведется об обороне, а не об агрессии и экспансии.

Со второй половины XIV в. все большее значение приобретает московское летописание. В 1392 и 1408 гг. создаются Московские летописные своды, носящие общерусский характер. А в середине XV в. появляется «Хронограф», представляющий, по сути, первый опыт написания всемирной истории нашими предками, причем в «Хронографе» была дана попытка показать место и роль Древней Руси во всемирно-историческом процессе.

Летописание как ведущий жанр исторической литературы просуществовало в России до конца XVII — начала XVIII вв. Оно не могло не испытывать на себе воздействия отдельных сторон европейской общественной мысли. В русском летописании XV — XVII вв. усилилось внимание к человеческой личности, мотивам деятельности людей, появляются исторические сочинения, не связанные с формой изложения по годам. Наблюдаются попытки выйти за рамки литературного этикета.

Нестор

Преподобный Нестор Летописец родился в 50-х годах ХI века в Киеве. Юношей он пришел к преподобному Феодосию и стал послушником. Постриг Преподобного Нестора преемник преподобного Феодосия, игумен Стефан. При нем же он был посвящен во иеродиакона. О его высокой духовной жизни говорит то, что он в числе других преподобных отцов участвовал в изгнании беса из Никиты затворника (впоследствии Новгородского святителя), прельщенного в иудейское мудрствование.

Преподобный глубоко ценил истинное знание, соединенное со смирением и покаянием. "Великая бывает польза от учения книжного,- говорил он,- книги наказуют и учат нас пути к покаянию, ибо от книжных слов обретаем мудрость и воздержание. Это реки, напояющие вселенную, от которых исходит мудрость. В книгах неисчетная глубина, ими утешаемся в печали, они узда воздержания. Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то приобретешь великую пользу для своей души. Ибо тот, кто читает книги, беседует с Богом или святыми мужами".

В монастыре преподобный Нестор нес послушание летописца. В 80-х годах он написал "Чтение о житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба" в связи с перенесением их святых мощей в Вышгород в 1072 году (память 2 мая). В 80-х годах преподобный Нестор составил житие преподобного Феодосия Печерского, а в 1091 году, накануне престольного праздника Печерской обители, игумен Иоанн поручил ему ископать из земли для перенесения в храм святые мощи преподобного Феодосия (память обретения 14 августа).

Главным подвигом жизни преподобного Нестора было составление к 1112-1113 годам "Повести временных лет".

"Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуда Русская земля стала есть" - так с первых строк определил цель своего труда преподобный Нестор. Необычайно широкий круг источников (предшествующие русские летописные своды и сказания, монастырские записи, византийские хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола, различные исторические сборники, рассказы старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов, путешественников), осмысленных с единой, строго церковной точки зрения, позволил преподобному Нестору написать историю Руси как составную часть всемирной истории, истории спасения человеческого рода.

Инок-патриот излагает историю Русской Церкви в главных моментах ее исторического становления. Он говорит о первом упоминании русского народа в церковных источниках - в 866 году, при святом патриархе Константинопольском Фотии; повествует о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о Крещении святой равноапостольной Ольги в Константинополе.

Летопись преподобного Нестора сохранила нам рассказ о первом православном храме в Киеве (под 945 годом) об исповедническом подвиге святых варягов-мучеников (под 983 годом), о "испытании вер" святым равноапостольным Владимиром (986 год) и Крещении Руси (988 год). Первому русскому церковному историку обязаны мы сведениями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Печерской обители, о ее основателях и подвижниках. Время преподобного Нестора было нелегким для Русской земли и Русской Церкви. Русь терзали княжеские междоусобицы, степные кочевники-половцы хищными набегами разоряли города и села, угоняли в рабство русских людей, сжигали храмы и обители.

Преподобный Нестор скончался около 1114 года, завещав печерским инокам-летописцам продолжение своего великого труда. Его преемниками в летописании стали игумен Сильвестр, придавший современный вид "Повести временных лет", игумен Моисей Выдубицкий, продливший ее до 1200 года, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году древнейший из дошедших до нас списков, сохранивших "Повесть" преподобного Нестора ("Лаврентьевскую летопись").

Преподобный Нестор погребен в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского. Память его Церковь чтит также вместе с Собором отцов, в Ближних пещерах почивающих, 28 сентября и во 2-ю Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.

Зарождение исторической науки.

История как наука стала рождаться в России, как и в Европе, в XVIII в. Но в России она становилась на ноги в более трудных условиях: в стране очень долго, по сравнению с Европой, не было светских высших учебных заведений, которые готовили бы научные кадры. В Европе первый светский университет появился в XII в., а в России Академия наук открылась лишь в 1725 г., первый университет (московский)—в 1755 г. Первым русским исследователям пришлось столкнуться и с фактическим отсутствием источниковой базы, которая является фундаментом исторической науки. Когда Петр 1 издал указ о необходимости написания истории России и обязал Синод собрать по епархиям рукописи, их было представлено лишь 40, причем из них лишь 8 исторического характера.

Первая попытка написать систематизированный обзор принадлежала не академикам, и даже не историку по образованию. Автором его стал В. Н. Татищев (1686—-1750 гг), который был государственным служащим и широко образованным человеком. Это был первый систематизированный труд по отечественной истории. Кроме того, Татищевым была создана инструкция по собиранию географических и археологических сведений о России, принятая Академией наук. Вместе с тем, оценивая вклад Татищева в становление исторической науки, отметим, что ему не удалось осмыслить собранный материал, связать его концептуальной идеей. Его история России представляла собой сборник летописных данных. Отсутствие же литературной обработки и тяжелый язык делали труд Татищева сложным для восприятия даже его современниками.

Татищев В.Н.

Василий Никитич Татищев (1686-1750) не был профессиональном историком. Он не получил исторического образования, ибо таковою в России еще не существовало. Как писал В.О.Ключевский, "он для самого себя стал профессором истории". Татищев родился в семье псковского помещика. Среди его родственников была царица Прасковья — жена Ивана V. Окончил в Москве Инженерную и Артиллерийскую школу. "Птенец гнезда Петрова", он был участником Великой Северной войны, выполнял самые различные поручения императора. Бывал по его заданиям в Германии и Швеции, дважды (1720-1722 и 1734-1737) управлял казенными заводами на Урале, основал там Екатеринбург, активно участвовал в дворцовой борьбе при воцарении Анны Иоанновны в 1730 г., был астраханским губернатором (1741 -1745).

Татищев в 1719 г. получил задание Петра I составить географическое описание России. С тех пор он начал собирать материалы по русской истории. Им составлен первый энциклопедический словарь — "Лексикон Российский", доведенный до буквы "к". Перу Татищева принадлежит также первый научный обобщающий труд по истории нашей страны — "ИсторияРоссийская с самых древнейших времен". Он начал писать ее в 20-х годах XVIII столетия. Изложение доведено до 1577 г. Татищев стоял на позициях рационалистического объяснения истории. Он впервые сделал попытку выявить с точки зрения науки закономерности русского исторического процесса. "Науки главное есть, чтобы человек себя познал", — писал Татищев. Он полагал, что знания, просвещение определяют ход истории.

Татищев первым предложил периодизацию истории России с точки зрения развития государства: 1) "совершенное самовластительство" (862-1132); 2) "аристократия, но беспорядочная" (1132-1462); 3) "восстановление единовластия" (с 1462).

Идеалом Татищева была абсолютная монархия. Причины событий он пытался объяснить через деятельность выдающихся людей. Труд Татищева во многом еще напоминает летопись, материал в нем расположен в соответствии с правлениями князей. До сих пор сохраняют ценность попытки Татищева критически относиться к источникам, многие из которых, утерянные впоследствии, сохранились только в изложении историка. Спор об их достоверности продолжается и сегодня.

Норманнская теория и ее критика М.В.Ломоносовым

Норма́нская тео́рия (нормани́зм) — направление в историографии, развивающее концепцию того, что народ-племя русь происходит из Скандинавии периода экспансии викингов, которых в Западной Европе называли норманнами.

Сторонники норманизма относят норманнов (варягов скандинавского происхождения) к основателям первых государств восточных славян: Новгородской, а затем Киевской Руси. Фактически это следование историографической концепции Повести временных лет (начало XII века), дополненное идентификацией летописных варягов как скандинавов-норманнов. Вокруг этнической принадлежности варягов разгорелись основные споры, временами усиленные политической идеологизацией.

Широкую известность в России норманнская теория получила в 1-й половине XVIII века благодаря деятельности немецких историков в Российской Академии наук Готлиба Зигфрида Байера (1694—1738), позднее Герарда Фридриха Миллера, Штрубе-де-Пирмонта и Августа Людвига Шлёцера.

Против норманской теории, усмотрев в ней тезис об отсталости славян и их неготовности к образованию государства, активно выступил М. В. Ломоносов, предложив иную, не скандинавскую идентификацию варягов. Ломоносов, в частности, утверждал, что Рюрик был родом из полабских славян, которые имели династические связи с князьями ильменских словен (этим и было обусловлено его приглашение на княжение). Один из первых русских историков середины XVIII века В. Н. Татищев, исследовав «варяжский вопрос», не пришёл к определённому выводу относительно этнической принадлежности призванных на Русь варягов, но предпринял попытку объединения противоположных воззрений. По его мнению, основанному на «Иоакимовской летописи», варяг Рюрик происходил от норманского князя, правящего в Финляндии, и дочери славянского старейшины Гостомысла.

Расцвет истории в 19 веке Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский.

Николай Михайлович Карамзин (1766-1826) по праву признан крупнейшим русским дворянским историком. Сын помещика Симбирской губернии, Карамзин учился дома, затем в частном пансионе в Москве, посещал лекции в Московском университете. После путешествия по Европе издавал "Московский журнал" (1791-1792), "Вестник Европы" (1802-1809), где выступал как писатель-сентименталист.

В 1801 г. он получил от Александра 1 официальный заказ — написать историю России и должность историографа. Замечательный писатель на всю оставшуюся жизнь "постригся в историки". Оказавшись на государственной службе, Карамзин получил доступ к государственным архивам, хранилищам летописей и других источников по русской истории. Опираясь на труды предшественников (В.Н.Татищева, М.В.Ломоносова, М.М.Щербатова и др.), Н.М.Карамзин создал 12-томную "Историю государства Российского". Изложение в ней доведено до 1612г.

"Появление "Истории государства Российского"..., — писал А.С.Пушкин, — наделало много шуму и произвело сильное впечатление... Светские люди бросились читать историю своего отечества. Древняя Россия, казалось, была найдена Карамзиным, как Америка Колумбом. Несколько времени ни о чем другом не говорили".

"История государства Российского" была написана для широкого круга читателей. Поступки и дела реальных исторических деятелей Карамзин оценивал с позиций здравого смысла, объясняя их психологией и характером каждого персонажа.

Как правило, материал в карамзинском труде располагается по княжениям и царствованиям. Новой была периодизация русской истории. По Карамзину, она делилась на Древнейшую (от Рюрика до Ивана III), характерной чертой которой была система уделов. Среднюю (от Ивана 111 до Петра I) с единовластием и Новую (от Петра I до Александра I), когда резко менялись гражданские обычаи.

Такая периодизация во многом объясняется концепцией историка. Главная мысль, пронизывающая труд, — необходимость для России мудрого самодержавия. "Россия основывалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасалась мудрым самодержавием", — писал Карамзин в другом своем сочинении — "Записке о древней и новой России". Следует отметить, что не всякое самодержавие Карамзин считал благом для России. Народ, по его мнению, имел право на восстание против князей и царей, нарушавших принципы мудрой самодержавной власти. Карамзин осуждал тиранию Ивана Грозного, деятельность Анны Иоанновны, Павла I.

"История государства Российского" стала на многие годы настольной книгой по отечественной истории. Труд Карамзина был написан на уровне мирового исторического знания той эпохи.

С.М.Соловьев

Сергей Михайлович Соловьев (1820-1879) по праву признан самым выдающимся русским историком XIX в. Он сформировался как исследователь в эпоху, когда решался вопрос об отмене крепостного права. Тогда же развернулась полемика между западниками и славянофилами о путях развития России.

По своим убеждениям и взглядам С.М.Соловьев принадлежал к числу западников. Он родился в Москве в семье священника. Вся его жизнь была связана с Московским университетом, где он прошел путь от студента до ректора. Академик С.М.Соловьев был также директором Оружейной палаты, председательствовал в Обществе истории и древностей Российских при Московском университете, был учителем истории будущего императора Александра III.

По своим убеждениям С.М.Соловьев был умеренным либералом. Как ученый он сложился под влиянием гегелевской диалектики и идеи об "органическом", т.е. объективном и закономерном характере развития исторического процесса. Он считал, что историк должен " уяснить... постепенный ход истории, преемство явлений, естественный, законный выход одних явлений из других, последующих из предыдущих".

Главный труд всей жизни С.М.Соловьева— "Истории России с древнейших времен" в 29 томах.

Опираясь на идеи гегелевской диалектики, С.М.Соловьев видел причины движения русской истории во взаимодействии трех объективно существовавших факторов. В качестве таковых он выдвигал "природу страны", "природу племени" и "ход внешних событий". Придерживаясь сравнительно-исторического метода, С.М.Соловьев видел своеобразие истории России и Западной Европы, но не их противоположность. По его мнению, природа для Запада была матерью, для России — мачехой. На востоке Европы отсутствуют естественные рубежи в виде горных хребтов и морских берегов, здесь мало населения, постоянно ощущается угроза кочевых вторжений, климат носит резко-континентальный характер. На территории Восточной Европы происходила многовековая борьба "леса" и "степи", шел процесс освоения (колонизации) новых территорий, перехода от родовых к государственным началам.

По мнению С.М.Соловьсва, в истории России огромную роль играло государство — "высшее воплощение народа". Объективно действовавшие географический и этнический факторы привели к возникновению в Восточной Европе крупнейшей державы. "Огромная равнина предопределила образование оного государства", — писал Соловьев. Ход внешних событий диктовался, таким образом, реальными объективными задачами.

Важнейшей вехой в истории России С.М.Соловьсв считал петровские преобразования. Именно с Петра I он начинал новую русскую историю. Ученый показал органическую связь, жизненную необходимость, закономерность и преемственность петровских преобразовании с предшествующим ходом развития страны.

С.М.Соловьев с позиции своего времени создал выразительную, цельную и наиболее полную картину истории России. До сих пор "История России с древнейших времен" сохраняет значение как общепризнанная энциклопедия русской истории.

В.О.Ключевский

Василии Осипович Ключевский(1841-1911) происходил из семьи священника Пензенской губернии.

Вся его жизнь, как и жизнь С.М.Соловьева, была связана с Московским университетом, который он закончил в 1865 г. Ключевский стал преемником Соловьева на кафедре русской истории. Его блестящие, полные остроумия, яркие по форме и образности лекции снискали ему огромную популярность.

По своим убеждениям Ключевский был умеренным либералом. Революционные взгляды он не принимал и на первое место ставил науку, "которая вечно пребывает и никогда не падает".

Наряду с лекциями известность и славу В.О.Ключевскому принесли его исторические труды, среди которых итог его исследовательской и лекционной деятельности — "Курс русской истории", пользовавшийся огромной популярностью при жизни автора и не утративший значения и в наши дни. Изложение в нем доведено до крестьянской и земской реформ 1860-х гг.

По своим философским взглядам В.О.Ключсвский стоял на позициях позитивизма. Позитивизм (от латинского positivus — "положительный") стремился выявить всю совокупность конкретных знаний, фактов, внутренних и внешних факторов, сочетание которых определяет ход исторического процесса.

Ключевский считал, что всемирная история развивается в рамках "общих законов строения человеческого общества". В то же время для каждой страны, для каждой "местной истории" характерны особенности, обусловленные сочетанием географического, этнического, экономического, социального, политического факторов. Причем для каждого периода истории сочетание факторов порождает определенную сумму идей. Смена этих идей и мировоззрений составляет движущую силу истории. Исходным моментом истории каждой страны является природно-географический фактор. В.О.Ключсвский считал, что в истории России решающую роль играло освоение (колонизация) территории.

В. О. Ключевский создал новую общую концепцию русской истории, разделив её на периоды, каждый из которых представлял собой определенный этап в жизни страны. VIII — XIIIвв. В.О.Ключевский характеризовал как Русь Днепровскую, городовую, торговую. XIII — первую половину XV вв. — как Русь Верхне-Волжскую, удельно-княжескую, вольно-земледельческую. Вторая половина XV — начало XVII вв. — это Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая. Время после смуты и до великих реформ В.О.Ключсвский называл "новым периодом русской истории", всероссийским, императорско-дворянским периодом крепостного хозяйства, земледельческого и фабрично-заводского.

В.О.Ключевский и его коллеги дали яркую и многогранную картину русской истории. Впоследствии их будут упрекать в непонимании закономерностей развития России. А последний этап развития дореволюционной историографии (конец XIX — начало XX вв.) получит название эпохи кризиса буржуазной науки, не сумевшей увидеть в истории страны закономерности ее социалистического преобразования.

Советская историческая наука и её выдающиеся имена.

Советская историография

Советская историческая наука в сложных для развития историографии условиях послереволюционной России в целом успешно выполняла свои общественные функции. Выявлялись и собирались новые исторические материалы, делались попытки нового прочтения прошлого, велись дискуссии. Создавались новые архивы, музеи, научные центры. Особенно успешно изучались социально-экономическая проблематика, движения народных масс.

Однако господство в теоретической сфере только одной концепции существенно сковывало творчество ученых. Легче было тем, кто занимался более древними этапами развития страны. Что же касается советской истории, то здесь не могли не торжествовать декретированные сверху оценки. Исторический материализм стал единственной философией истории.

В основе материалистического понимания истории лежит учение о социально-экономических формациях. Движущей силой истории признавалась классовая борьба.

Общество в своем развитии проходит через последовательную, закономерную смену определенных стадий и фаз, складывающихся на основании определенного уровня развития экономики. К.Маркс и Ф.Энгсльс называли эти стадии общественно-экономическими формациями. Общественно-экономическая формация — это исторически определенный тип общества, представляющий особую ступень в его развитии (первобытнообщинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический). Экономический базис каждой формации определяется господствующим способом производства материальных благ. Однако абсолютно чистых формаций нет. В каждой из них наряду с господствующим способом производственных отношений сохраняются остатки старых и возникают зачатки новых производственных отношений. Их обычно называют укладами. Например, при господстве феодальных производственных отношений сохраняются первобытнообщинные и рабовладельческие отношения (уклады) и зарождается на определенном этапе капиталистический уклад хозяйства. Общественно-экономические формации дают возможность проследить поступательное развитие человечества со ступени на ступень в целом.

Периодизация истории России.

1. Древнерусское государство (IX—XIII века)

2. Удельная Русь (XII—XVI века)

Новгородская республика (1136—1478)

Владимирское княжество (1157—1389)

Княжество Литовское и Русское (1236—1795)

Московское княжество (1263—1547)

3. Русское царство (1547—1721)

4. Российская империя (1721—1917)

5. Российская республика (1917)

6. РСФСР (1917—1922)

7. СССР (1922—1991)

8. Российская Федерация (с 1991)

Контрольные тестовые задания

1. Соотнесите имена российских историков с их главными произведениями:

1. В.Н. Татищев А. История Российская

2. М.В. Ломоносов Б. Древняя Российская история

3. Н.М. Карамзин В. История государства Российского

4. С.М. Соловьев Г. История России с древнейших времен

  1. Первенство в деле сбора и критического анализа исторических источников в России принадлежит историкам:
  1. В.Н. Татищев.
  2. Г.Ф. Миллер.
  3. М.В. Ломоносов.
  4. Н.М. Карамзин.

3. Соотнесите историков и эпоху, в которой они жили:

1. В.Н. Татищев А. Эпоха революционных потрясений

2. С.М. Соловьев Б. Эпоха Петра Великого

3. М.В. Ломоносов В. Эпоха «дворцовых переворотов»

4. М.Н. Покровский Г. Эпоха буржуазных реформ

Контрольное аналитическое задание

Прокомментируйте главную идею текста, принадлежащего Г. В.Плеханову:

«Когда люди начинают вдумываться в свой собственный общественный строй, вы можете с уверенностью сказать, что этот строй отжил свое время и готовится уступить место новому порядку, истинный характер которого опять станет ясен людям лишь после того, как сыграет свою историческую роль. Сова Минервы вылетит опять только ночью».

Главная идея текста заключается в том, что все достоинства и недостатки общественного строя общество познает только тогда, когда ему на смену придет другой строй и что нет смысла искать идеальное законодательство или общественную систему, которые станут применимы во все времена и для всех народов. У всего есть срок годности. Всё меняется и хорошо на своём месте в своё время.

Литература

1. Вернадский В. И. Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988. 464 с

2. Владимирова О.В. История: полный справочник / О.В. Владимирова.- М.:АСТ:Астрель;Владимир:ВКТ,2012.-318

3. Зиборов В. К. Русское летописание XI—XVIII веков. — СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2002.

4. Киреева Р.А. Изучение Отечественной историографии в дореволюционной России с сер. XIX века до 1917 года. М., 1983

5. Меркулов В. И. Откуда родом варяжские гости?. — М., 2005. — С. 33-40. — 119 с.

6. Тихомиров М. Н. Русское летописание. — М.: Наука, 1979.

7. Юхт А. И. Государственная деятельность В. Н. Татищева в 20-х—начале 30-х годов XVIII в / Отв. ред. докт. ист. наук А. А. Преображенский.. — М.: Наука, 1985. — 368 с.

Периодизация истории России содержит такие временные отрезки развития страны, которые отличаются друг от друга политическими, экономическими, социальными, культурными и другими основополагающими критериями.

Изначальная периодизация. Известны десятки периодизаций истории России. Возьмем для примера те, которые предложили патриархи русской истории: Н.М. Карамзин (основное сочинение «История государства Российского»), С.М. Соловьев (основное сочинение «История России с древнейших времен), В.О. Ключевский (основное сочинение «Курс русской истории).

Н.М. Карамзин выделяет в истории России три периода (табл.1):

Таблица 1

Как видим, в основу своей периодизации Н.М. Карамзин положил концепцию: «И с т о р и я н а р о д а п р и н а д л е ж и т ц а р ю».

С.М. Соловьев выделил четыре периода в русской истории (табл. 2):

Таблица 2

Период

Именные или

хронологические рамки

От Рюрика до

Андрея Боголюбского

Период господства родовых

отношений в политической

От Андрея Боголюбского

до начала XVII в.

Период борьбы родовых

и государственных начал,

завершившийся полным

торжеством

государственного начала

а) от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты

Начало борьбы родовых и

государственных отношений

б) от Ивана Калиты до

Время объединение Руси

вокруг Москвы

в) от Ивана III до начала

Период борьбы за полное

торжество государственного

С начала XVII до середины XVIII вв.

Период вступления

России в систему

европейских государств

С середины XVIII до реформ 60-х годов XIX вв.

Новый период русской

Периодизация С.М. Соловьева отражает прежде всего и с т о р и ю г о с у д а р с т в е н н о с т и.

В.О. Ключевский в истории России также выделял четыре периода (табл. 3):

Таблица 3

период

Хронологические рамки

С VII до XIII в.

Русь Днепровская,

городовая, торговая

С XIII до середины XV в.

Русь Верхневолжская,

удельно-княжеская,

вольно-земледельческая

С половины XV до второго десятилетия XVII в.

Русь Великая,

Московская,

царско-боярская,

военно-земледельческая

С начала XVII до половины XIX в.

Период всероссийский

императорско-дворянский,

период крепостного

хозяйства, земледельческого

и фабрично-заводского

В основу периодизации исторического развитии России В.О. Ключевский положил в большей мере э к о н о м и к у в е е с т а д и а л ь н о м р а з в и т и и, акцентировав значительное внимание на факторе колонизации.

Между тем, мы считаем, что периодизации Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского были приемлемы для своего времени (уровня научного развития историографии и источниковедения), сегодня их достаточно знать, а не использовать как основу преподавания вузовского курса истории – слишком много времени прошло с тех пор.

Временем очевидных активных поисков периодизации истории стали конец XIXиXXвв. При этом наибольшие споры всегда вызывал первый период развития Русского государства.

В учебниках дореволюционных (Д. И. Иловайского и др.) и послереволюционных (М.В. Нечкиной и А.В. Фадеева, Б.А. Рыбакова и др.), в том числе новейшего времени (конца 90-х гг. XXв. – А.Н. Сахарова и В.И. Буганова, Ш.М. Мунчаева и В.М. Устинова и др.), нетрудно заметить, что, например, понятия Киевская Русь и Новгород употребляются или эпизодически, или не употребляются вообще. Надо полагать, что учебники отражают различные концепции происхождения Руси. Их много, но в современных условиях наиболее распространены норманнская, киевская и теория неоднородного происхождения русского и украинского народов (при этом мы не принимаем «теории» Фоменко, Кодера, Кондыбы и Золина с их «экзотическими» концепциями истории Руси, далекими от научного обоснования и откровенно русофобско-фальсифицированных). В учебниках чаще всего рассматривается норманнская, или «киевская» версия происхождения Руси.

Согласно «киевской» концепции, Киев и только Киев является началом отсчета российской государственности. При этом Новгороду не отводится никакой роли, Владимир и Москва считаются продолжением развития Киевской Руси.

Норманнская теория в определенной мере подтверждает новгородское начало Руси, но в то же время как бы ущемляет самолюбие россиян: ведь по летописи в Новгородской земле стали княжить варяги – братья Рюрик (в Новгороде), Синеус (в Белоозере) и Трувор (в Изборске). 1

И если эти земли считать первоосновой Русского государства, то такое предположение как бы укрепляет норманнскую теорию. Исходя из этого, видимо, и был сделан акцент на «Киевской Руси», как единственном начале Российского государства.

Хотелось бы привести некоторые соображения относительно норманнских корней Российской государственности. Из трех упоминаемых в летописи (ПВЛ) князей только Рюрик, как доказано, был реальным лицом. Что касается Синеуса и Трувора, их появление на исторической сцене, по мнению А.М. Кузнецова, ничто иное, как «курьез историографии». Академик Б.А. Рыбаков в работе «Начальные века русской истории» пишет: «Историки давно обратили внимание на анекдотичность «братьев» Рюрика…, «братья» оказались русским переводом шведских слов. О Рюрике сказано, что он пришел «с роды своими» («Sineuse» - «своими родичами» - Синеус) и верной дружиной («Truwar» - «верной дружиной» - Трувор)… Другими словами, в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика (автор летописи, новгородец, плохо знавший шведский язык, принял упоминание в устнойcare(изложении - И.П.) традиционного окружения конунга за имена его братьев). Достоверность легенды в целом … не велика». 2

Относительно начала российской государственности выскажем следующее предположение. Многие отряды (дружины) варягов (норманнов, скандинавов) устремились (по разным причинам, на наш взгляд, основной была материально-экономическая) на Запад, Юг и Восток для грабежей, захвата земель, с целью осесть на них, и т.д. Один из таких отрядов, во главе с военным вождем Рюриком, искавший земли для грабежей оказался в Новгородской земле, и на короткое время захватил Новгород, став его правителем (по другой версии, ильменские славяне призвали его княжить вместе с «братьями» Синеусом и Трувором в Новгород; факт приглашения варягов на княжение в Русскую землю не установлен). Между тем, вскоре варяги из Новгорода были изгнаны. Н.М. Карамзин пишет: «Бояре славянские (во главе со старейшиной, князем Гостомыслом – И.П.), недовольные властью завоевателей, которая уничтожала их собственную …, вооружили (новгородцев – И.П.) против норманнов, и выгнали их…». 3 Следовательно, в Новгороде существовала княжеская власть во главе с князем Гостомыслом (первая половинаIХ в.). Более того, в «Житии святого Стефана Сурожского», бывшего долгое время архиепископом в византийской колонии в Крыму в городе Суроже (нынешнем Судаке) и умершего в 787 г., рассказывается о новгородском князе Бравлине: «Воинственный и сильный князь Новгорода русского… Бравлин… с многочисленным войском опустошил места от Корсуня до Керчи, с большой силой подошел к Сурожу … сломал железные ворота, вошел в город…». 4 И таким образом, «Житие…» свидетельствует что Новгород уже существовал вVIIIв. и Бравлин в нем княжил. Поскольку княжение Бравлина (вторая половинаVIIIв.) и Гостомысла (первая половинаIХ в.) уже предполагает государственность, мы полагаем началом Руси как государственного образования вторую половинуVIIIв. (Новгород), а не конецIХ в. (связанный с «призванием» варягов княжить в Киеве.) Можно предположить, что на этом основании А.Т. Степанищев считает Новгород первой столицей Древнерусского государства и поэтому «норманнская теория» происхождения Российского государства с его точки зрения несостоятельна. Принимая в расчет рассуждения А.Т.Степанищева о Новгороде – первой столице Древнерусского государства – периодизация последних двух веков первого тысячелетия и первых трех веков второго тысячелетия могла бы иметь следующую конкретную форму, - совпадая с временем переноса столицы Русских земель: Новгородский период - до 882 г.; Киевский период - до 1157 г.; Владимиро-Суздальский период - до 1326 г.; Московский период - после 1326 г. 5

С рассуждениями А. Т. Степанищева, в известной мере, можно было бы согласиться. Но все же, хотелось бы уточнить положение относительно «первой столицы» и начала российской государственности. По изысканиям акад. Б.А. Рыбакова «... кто в Киеве нача первее княжити...», он относит к VI в. (время правления византийского императора Юстиниана (527-565), что датируется и византийскими монетами). По всей вероятности, именно в это время происходит слияние в один большой союз нескольких лесостепных славянских племен. Союз среднеднепровских славянских племен назывался Русью (первенство в новом союзе, можно думать, первоначально принадлежало русам, но столицей становится Полянский Киев). На рубеже VIII-IX вв. происходит перерастание днепровского союза в суперсоюз, объединяющий несколько союзов славянских племен. Такое объединение уже было настоящим государством или становился им. Это еще одно свидетельство о несостоятельности «норманнской теории» происхождения Российского государства.

По нашему мнению, новгородская государственность складывалась уже в начале VIII века., в форме раннефеодальной республики, в административном отношении делившейся на пятины, во главе с выборными органами управления - посадником, тысяцким и вече - осуществлявшем непосредственную демократию (народоправство) и сохранившееся до конца XV - начала XVI вв. Киевская государственность начала формироваться с IX века., в форме раннефеодальной монархии, в административно-территориальном отношении делившаяся на волости и уделы, с великим князем и феодальным собранием знати во главе. Можно полагать, что образовались два центра с различными типами (республика и монархия) российской государственности. Взаимодействие этих двух центров, а также международное взаимодействие с другими государствами (Новгорода с ганзейским союзом, скандинавскими странами и др.; Киева с Византией, западноевропейскими странами и др.) - сформировало Древнерусское государство (специфика новгородской государственности сохранялась вплоть до XV и даже до XVIII вв.). 6

После 1917 г. норманнская теория стала неприемлемой для советской историографии и источниковедения по политическим, идеологическим и патриотическим мотивам. Поэтому вместе с норманнской теорией отодвигался и Новгород как ее часть. В то же время особо не афишировалось и понятие «Киевская Русь», сдерживалось развитие теории и неоднородности происхождения России и Украины.

Другим актуальным моментом в выработке периодизации истории России является отмена крепостного права как основной вехи в переходе от феодализма к капитализму. Многие авторы доказывают, что Манифест от 19 февраля 1861 г. практически ничего не дал России и положение крестьян еще более ухудшилось и т. д., хотя отмечают этот акт как переломный в движении к капитализму. Есть и сторонники другой концепции, предлагающие считать началом развития капитализма в России буржуазно-демократическую революцию 1905-1907 гг. и последовавшую за ней столыпинскую аграрную реформу. К тому же парламентаризм как признак буржуазности зародился именно в эти годы. Здесь есть над чем подумать, так как аграрная реформа Столыпина также мало что дала России, она даже вызвала протесты крестьянства, доходившие до столкновения с полицией.

Наряду с неопределенностью отдельных положений периодизации истории России до октября 1917 г., имеются сложности и в оценке времени с 1917 г. до 1991 г. и т.д. На основе анализа концепций многих современных историков можно предложить использование в вузовском курсе истории России следующей периодизации (табл. 4):

Таблица 4

Хронологические рамки

С рубежа VII-IX вв. до XIII в.

Образование и

становление

Древнерусского

государства

С XIII в. до середины XV в.

Удельная раздробленность

XV – XVIII вв.

Объединение русских

княжеств в единое

централизованное

государство, расширение

русских земель

XVIII – начало XX вв.

Российская империя

Конец 10-х – конец

80-х годов XX в.

Советское государство

С начала 90-х гг.

Новая Россия

(название условное)

Следует заметить, что эта периодизация истории России не бесспорна, но она вбирает в себя многообразие точек зрения разных авторов, специалистов. В учебно-преподавательской работе, следует так же рассматривать переодизацию, данную в учебниках, по которым работают студенты.

Периодизация истории России

века
Название периода
Основные даты, события
IX – нач. XII
Становление
Древнерусского госва (Киев)
862 г. – призвание Рюрика;
882 – начало образования
гос-ва;
988 – крещение Руси
XI в. - 1ый письменный свод
законов
XII – XIII
Политическая
раздробленность
XIII – начало татаро-монг.
Ига (40-е гг.)
XIV – нач. XVI
Образов-е российск.
гос-ва вокруг Москвы
1380 – Куликовская битва;
1480 – Стояние на Угре,
конец ига
XVI – XVII
Период Московского
гос-ва
XVI в. – Иван Грозный (IV);
нач. XVII – Смута
1649 – Соборное уложение

Периодизация истории России

века
XVIII –
нач.
XX
Название
периода
Российска
я империя
Основные даты, события
Нач. XVIII – реформы Петра I;
Сер.XVIII – Дворцовые перевороты;
2-ая полов. XVIII – Просвещенный абсолютизм
Екатерины II
Отечественная война 1812 г.;
1861 – отмена крепостн. права и др. реформы
Александра II;
1905-1907 – 1-ая бурж.-дем. революция;
1914-1918 – 1-ая мировая война;
Фев. 1917 – 2-ая бурж.-дем рев-ция, свержение
самодержавия;

Периодизация истории России

века
Название
периода
Основные даты, события
XX в.:
Октябрь
1917 1991
Советский
период
Окт.1917 – революция большевиков;
1917-1922 – Гражданская война;
1920-е гг. – нэп;
1930-е – индустриализация, коллективизация;
1941-1945 – ВОВ;
1950-60-е – «оттепель»;
1970-нач. 80-х – «застой»;
1985-1991 – «перестройка»;
1991 – распад СССР
1991 –
наст. вр.
Современный
период
Переход к рыночной экономике
Формирование президентской республики
12 дек. 1993 – принятие Конституции на
референдуме

Древняя Русь

Теории происхождения гос-ва у восточных славян
норманнская
антинорманнская
Шлецер, Байер, Миллер
Сер. XVIII в.
М.В. Ломоносов
Славяне – дикий,
необразованный народ,
неспособный создать свою
государственность.
Русское гос-во создали
норманны путем завоевания.
Теория появилась на основе
записи в летописи:
862 – призвание варягов с
Балтики во главе с Рюриком.
Влияние скандинавов на славян
незначительное.
Создание гос-ва – это сложный,
длительный процесс; гос-во – не
результат действий одного
героя-одиночки.
Предпосылки создания гос-ва у
восточных славян:наличие
структур власти (князь, дружина,
вече), городов.
Варяги – это не этнос, а
профессия

Древняя Русь

882 - князь Олег вышел из Новгорода и
захватил Киев, объединив тем самым Север и
Юг.
Полюдье – объезд князем с дружиной
подвластных земель с целью сбора дани
(ноябрь-апрель).
1-ая налоговая реформа княгини Ольги:
полюдье заменено повозом – своз дани в место
ее сбора – погост.
введены уроки – нормы сбора дани.
Кн. Ольга приняла крещение (957).

Древняя Русь

Экономическая характеристика
Степень развития феодализма низкая, т.к.
главная фигура Др. Руси не феодальнозависимый, а свободный крестьянин-общинник
– смерд.
Направление развития Руси – феодализм.
Политическая характеристика
Древнерусское гос-во – раннефеодальная
монархия

Древняя Русь

Кн. Владимир I Святой (980-1015):
988 – принятие христианства.
Значение крещения Руси:
сплочение гос-ва
укрепление власти князя: 1 Бог на небе, 1 князь на земле
вырос авторитет Руси в мире. Христ-во было в Византии,
Болгарии, Чехии, Польше.
заимствование
достижений
христианской
цив-ции
(архитектура, иконопись, литература)
Ярослав Мудрый (1-ая половина XI в.):
1-ый письменный свод законов «Русская правда».
Книгописание, переводы с греческих книг, школы.
1-ый монастырь – Киево-Печерский.

Политическая раздробленность Руси XII-XIII вв.

Причины раздробленности Руси
Рост княжеского землевладения
Княжеские междоусобицы из-за земель
Рост боярского вотчинного землевладения
Рост и усиление городов, как опора местных
бояр и князей
Упадок Киевского княжества в результате
набегов половцев, других русских князей

10. Последствия раздробленности

Отрицательные
Усобицы истощали
русские земли
Ослабление
обороноспособности
Положительные
Рост городов,
развитие в них
ремесла,
строительства
Культурное и
хозяйственное
развитие отдельных
земель

11. Система ига на Руси

Устанавливается после нашествия Батыя (12371241)
Русские княжества находились в вассальной
зависимости от Золотой Орды. Хан
осуществлял власть на Руси через вассалов –
русских князей.
Хан выдавал (формально бесплатно) ярлык разрешение (грамота) на княжение.
1-ая перепись и обложение данью –
«ордынский выход». Церковь освобождена
от даней.
Содержание баскаков (наблюдали за сбором
дани, поддерживали порядок).

12. Исторические оценки ига

1.
2.
Традиционная.
Отрицательные
последствия: замедление хоз. развития;
нарушены
связи
между
землями;
изоляция; набеги; дань; русские князья –
бесправные слуги хана. Самодержавная
власть
в
России
впоследствии
унаследовала многие восточные черты.
«Срединная». Понятие «иго на Руси» не
совсем корректно, т.к. Русь сохранила
автономию (систему управления, власть
князя, церковь). Набеги татар во многих
случаях спровоцированы самими русскими
князьями.

13. Складывание Московского гос-ва XIV- нач.XVI

Причины возвышения Москвы:
Выгодное географ. положение, защищенность лесами от
набегов.
Торговые преимущества.
Личные
способности московских князей, хитрость и
хозяйственность:
Иван Данилович Калита (1325-1341):
Увеличил кн-во в 2 раза.
Митрополит переехал в Москву, которая стала духовным
центром Руси.
Получил от хана право собирать дань со всех русских
земель и отправлять ее в Орду. Это позволило Калите
накапливать огромные средства.
Внук Калиты Дмитрий Иванович 8 сент. 1380 г. одержал
победу над татарами во главе с ханом Мамаем на
Куликовом поле.
Значение победы: духовный подъем. Битва показала, что
свержение ига возможно в скором будущем только при
объединении княжеств вокруг Москвы.

14. Складывание Московского гос-ва

При Иване III и Василии III (конец XV – нач. XVI вв.)
завершилось формирование Российского гос-ва.
Судебник – 1-ый кодекс законов единой России официально закреплял существовавшую практику
ограничения крестьянских переходов от одного
хозяина к другому 2-умя неделями в году (введение
«Юрьева дня» 26 ноября). Закон ввел «пожилое» – плату
за проживание на земле феодала.
XV в. - распад Золотой Орды: Казанское, Астраханское,
Сибирское, Крымское ханства, Большая Орда...
Иван III прекратил выплату дани.
Хан Большой Орды Ахмад в 1480 г. повел войска на русские
земли.
В ноябре 1480 г. «стояние на р. Угра» (около Калуги)
завершилось, хан отвел свое войско. Иго пало.

15. Иван IV (Грозный)

1-ый царь.
Созван 1-ый Земский
собор,
который
наметил
программу
преобразований.
Земский
собор

сословнопредставительный
орган, куда входили
представители
всех
сословий,
кроме
зависимых
крестьян.
Совещательная
функция.

16. Реформы Ивана Грозного

Военная реформа:
Введение стрелецкого войска, получавшего от
казны жалованье, оружие и обмундирование.
Уложение о службе: служить с 15 лет и до
смерти.
Реформа управления.
Приказы

отраслевые
органы
центральной
исполнительной власти (разрядный приказ, поместный,
разбойный, посольский и т.д.) во главе с боярами.
Земская реформа: введение Земских изб – выборные
органы
местн. управления. Во главе – земские
старосты - избирались на 1-2 года их зажиточных
горожан или крестьян и собирали городские налоги и
разбирали мелкие преступления

17. Иван Грозный

Цель Ивана Грозного – установить самодержавную
власть.
Опричнина – период террора, направленного на
борьбу с боярами-изменниками.
Последствия опричнины:
Бояре сохранили ведущее положение в обществе.
Разорение страны
Гос-во встает на путь формирования крепостного
права:
введены «заповедные годы»: временный запрет
перехода в «Юрьев день» (на деле постоянный)

18. Внешняя политика Ивана Грозного

Борьба за выход в Балтийское море →
Ливонская
война.
Ливония

земли
эстонцев и латышей, занятые немецкими
феодалами.
Итоги:
Россия
потеряла
балтийское побережье, сохранив только
устье Невы.
Борьба с остатками Золотой Орды для
обеспечения
безопасности рус.
земель,
включение торгов. пути по Волге в состав
России: присоединение Казани, Астрахани,
башкир.
Покорение Сибирского ханства. Поход
Ермака положил начало движению русских в

19. Смутное время (1598-1612)

Причины Смуты:
1.
Династический кризис. Прервалась линия
Рюриковичей на сыне Ивана Грозного Федоре. Борис
Годунов – 1-ый избранный на Земском Соборе царь.
Самозванчество (Лжедмитрии I и II)
2.
Политический кризис: борьба за власть. Возникла
проблема: какими правами и обязанностями должен
обладать правитель.
3.
Социально-экономический кризис – следствие
опричнины, Ливонской войны, голода 1601-1603,
вызванного «капризами» природы. Рост цен на хлеб.
При Б. Годунове впервые проводилась программа гос.
помощи:
Запрет повышать цены на хлеб.
Раздача бесплатного хлеба в Москве.

20. Смутное время

Борис Годунов (1598-1605)

Федор Годунов (апрель-май 1605)

Лжедмитрий I (1605-1606)

Василий Шуйский (1606-1610)в Москве и
Лжедмитрий II под Москвой (с. Тушино)

Семибоярщина (1610-1612)

21. Смутное время

Польско-литовская интервенция
2 этапа:
1604-1609 – «скрытый»: походы в Россию
Лжедмитриев I и II, поддержанные польсколитовской шляхтой
1609-1618 – «открытый»: польский король
Сигизмунд III начал осаду Смоленска осенью
1609 г., захват в 1611 г.
Шведская интервенция: захват Новгорода
(1611)

22. Смутное время

Семибоярщина предлагает трон польскому
королевичу Владиславу (сыну
Сигизмунда) на условиях принятия
православия, прекращения осады
Смоленска.
Бояре тайно впускают в Москву польские
отряды. Сигизмунд не принимает
предложения.
В Москве присягают Владиславу, в других
городах – против интервентов.

23. Смутное время

Рязань - инициатор 1-ого ополчения во главе с
воеводой П. Ляпуновым (дворянин). К нему
присоединились казаки князя Трубецкого и
атамана Заруцкого.
Причины поражения 1-ого ополчения:
Борьба за лидерство между руководителями
ополчения.
Противоречия между дворянами и казаками
(беглые крепостные крестьяне).
Нижний Новгород – центр 2-ого ополчения с
сентября 1611 г. Руководители?
27 октября (6 ноября) 1612 – капитуляция
поляков из Кремля.

24. Смутное время

Последствия Смуты:
1.
Экономические: разорение и опустение страны,
восстановление заняло 3 десятилетия.
2.
Внутриполитические:
воцарение новой династии. Михаил Федорович
Романов в феврале 1613 г. на Земском соборе
избран царем;
усиление монархической идеи в России.
Внешнеполитические:
осложнение международного положения России;
потери русских территорий.
Россия уступала Смоленские и Черниговские земли
3.

25. Соборное Уложение 1649 г.

Свод законов феодального права,
принятый на Земском соборе.
Официально закрепил монопольное право
феодалов на землю и крестьян.
Окончательно оформил крепостное
право (сыск беглых крестьян
бессрочный, запрет жаловаться на
помещика).

26. Реформы Петра I

Особенности реформ:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Охватили все сферы общества
Проводились по европейскому образцу
Проходили на базе крепостного права
Отсутствие системы в проведении реформ
Проводились в условиях активной внешней
политики (Северная война со Швецией 17001721 за выход в Балтийское море, Азовские
походы и т.д.)
Жесткий курс и быстрый темп

27. Экономические реформы

Активное создание мануфактур - крупное
предприятие, основанное на разделении труда,
использовании наемной рабочей силы
(преобладает ручное производство). Особенности
российской мануфактуры:
основана на крепостном труде;
работала в основном на государство, слабо
связана с рынком.
За 25 лет создано металлургическое производство.
Центр – Урал.
Недворяне (купцы, крестьяне) получили право
покупать крестьян к мануфактурам.
На гос. мануфактурах работали гос. крестьяне

28. Экономические реформы

Подворное обложение заменено
подушной податью – налог с души
мужского пола (не платили дворяне,
духовенство).
Увеличились натуральные
повинности гос. крестьян и
посадских людей, число налогов.

29. Сословная политика

Указ Петра I о единонаследии ликвидировал
разницу между поместьями и вотчинами, (т.е.
между дворянами и боярами), превратив их
в один вид дворянского наследственного
землевладения.
По указу, дворянин мог передать землю только
одному сыну.
«Табель о рангах» - документ, вводивший
новый принцип продвижения по службе –
выслуга лет (14 рангов).

30. Губернская реформа

Цель – усиление централизации власти.
8 губерний. Во главе губернии –
губернатор, назначаемый царем из
доверенных лиц.
У губернатора вся полнота власти:
административная, судебная,
полицейская, финансовая.

31. Реформа церкви

Должность патриарха упразднена. Имущество
церкви поступало в казну.
Духовная коллегия (Синод) заменила
патриаршество. Церковь стала частью
госаппарата, потеряла самостоятельность.
Причины наступления на церковь:
1. Патриарх в глазах народа был вторым
государем
2. Часть духовенства в оппозиции к реформам
3. Получение доходов с церкви

32. Значение реформ Петра

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Завершено оформление абсолютизма
Созданы сильная армия и флот
Создано промышленное производство
Подъем науки, образования, культуры
Вырос международный авторитет
России
Укрепились феодальнокрепостнический порядки
Культурный раскол: культура «верхов»
и культура «низов»

33. Дворцовые перевороты

1725 – 1762
Причины:
1.
Указ о престолонаследии Петра,
отсутствие завещания → много
претендентов на престол
2.
Борьба за власть между приближенными и
родственниками Петра

34. Просвещенный абсолютизм Екатерины II

XVIII век – эпоха Просвещения.
Представители: Вольтер, Д.
Дидро, Ш. Монтескье, Ж.-Ж.
Руссо.
Идеи просветителей: свобода
чел. инициативы, уменьшение
вмешательства гос-ва в жизнь
общества, введение
конституции, разделение
властей, свобода торговли и
предприн-ва.
«Просвещенный абсолютизм»
- это политика реформ,
возглавляемая просвещенным
монархом, способным
преобразовать жизнь на
разумных началах. Реформы не
затрагивают основ феодальноабсолютистского строя.

35. Просвещенный абсолютизм Екатерины II

Уложенная Комиссия (1767 – 1769) –
собрание представителей разных сословий
(585 депутатов), кроме духовенства и
крепостных крестьян.
Цели Комиссии: 1. составление нового
свода законов
2. выявление общественного мнения
1.
Итог работы: свод законов не создан
Значение Уложенной Комиссии:
Укрепление авторитета императрицы,
Признание ее прав на трон, создание имиджа
в просвещенной Европе.

36. Просвещенный абсолютизм Екатерины II

2.
Секуляризация земли монастырей, т.е.
передача в государственное управление. Роль
церкви в государстве ограничивалась.
2.
Учреждение Смольного института закрытое учебное заведение для дворянских
девочек. Положено начало среднему
женскому образованию в России.

37. Социально-экономическая политика Екатерины

Помещикам дано право
ссылать провинившихся
крестьян на каторгу в
Сибирь
Подтверждался запрет
крестьянам жаловаться
на помещика
Распространение
крепостного права на
Украину
Вывод: правление
Екатерины – апогей
крепостного права
Запрет покупки крестьян
к частным мануфактурам
(ограничение крепост.
труда в промышл-ти,
появление капитал.
мануфактуры)
Свобода открытия
предприятий
Отмена сословных
ограничений в области
торговли и
промышленности
Вывод: постепенный
либеральный поворот в
экономике. Конец XVIII в.
-складывается
капиталистич. тип

38. Сословная политика

Жалованная грамота дворянству
Окончательно закрепила за дворянством
статус привилегированного
сословия.
Привилегии дворян:
- освобождение от обязательной
службы;
- освобождение от телесных наказаний;
- освобождение от подушной подати

39. Внешняя политика ЕкатериныII

1.
2.
Главные задачи:
Решение проблемы выхода к Черному
морю
Возврат украинских и белорусских
земель в состав России

40. Внешняя политика ЕкатериныII

Для выхода в Черное море
Россия вела 2 войны с
Турцией.
Итоги:
1. Россия получила выход к
Черному морю, право
строить флот.
2. Присоединила Крым.
3. Началось хозяйственное
освоение плодородных
земель Северного
Причерноморья.
4. Россия избавилась от
набегов крымских татар.

41. Внешняя политика ЕкатериныII

Участие России в 3-х разделах Польши (с
Пруссией и Австрией)
Итог: Россия получила
восточную часть Белоруссии,
Правобережную Украину,
Западную Белоруссию, Литву,
Курляндию

42. Политика Александра I

1.
2.
Разрешение всем
свободным покупать
землю. Так нарушалась
монополия дворянства
на земельную
собственность.
Учреждение
министерств и
Комитета министров. В
отличие от коллегий
Петра I управлялись
единолично министром,
который назначался
императором и лично
перед ним отвечал.

43. Политика Александра I

3.
4.
5.
Указ о «вольных хлебопашцах»,
разрешающий помещикам отпускать
крестьян на волю за выкуп,
обязательно с землей.
Указы, смягчающие крепостное право:
запрет публиковать объявления о
продаже крепостных, ссылать
крепостных в Сибирь.
Освобождение крепостных в Латвии и
Эстонии без выкупа и без земли.

44. Политика Александра I

6.
7.
8.
Дарование конституции Польше в
составе России.
Разработка Н. Новосильцевым проекта
конституции для России.
Введение военных поселений. Цель –
перевести армию на самоокупаемость:
заставить заниматься земледелием и
содержать себя. Устройство поручено
А.А. Аракчееву.

45. Отечественная война 1812

46. Отечественная война 1812

12 (24) июня 1812 – вторжение армии
Наполеона в Россию.
Разделение русской армии на 3 группы, далеко
стоящие друг от друга, численное
превосходство противника, быстрое
продвижение наполеоновской армии
заставило русскую армию отступать.
26 августа (7 сентября) 1812 –
Бородинская битва.
Значение: это нравственная и политическая
победа, разбиты лучшие силы противника,
начало конца величия Наполеона и его
армии.
25 декабря 1812 – Манифест Александра I о
победе России в войне.

47. Заграничный поход русской армии 1813-1814

Освобождение Европы от наполеоновских войск
1814-1815 – конгресс в Вене
Франция возвращалась к довоенным границам.
В состав России вошла значительная часть
Польши с Варшавой.

48.

49. Политика Николая I

Задача – укрепление режима личной
власти, сосредоточение в своих
руках решения всех дел.
1.
Расширение императорской
канцелярии и разделение ее на 6
отделений: самое известное III отд.
– орган высшей полиции
(политического сыска).
2.
Кодификация законов, т.е.
систематизация законов. Изданы
«Полное собрание законов Росс.
империи» с 1649 по 1825 гг. (45 т),
«Свод законов Росс. империи» (15
т) – действующие законы. Это
упорядочило российское
законодательство.
3.
Помещичьи крестьяне получили
право покупать землю, но с
согласия помещика.

50. Теория официальной народности

Автор: министр
просвещения С.С.
Уваров
Основные положения:
Православие: русский
народ традиционно
православен, привержен
принципам монархизма
Самодержавие: царь –
сила, выражающая
интересы народа
Народность: единство
царя и народа – залог
внутреннего спокойствия
страны

51. Промышленный переворот в России

Конец 1830-х – начало 1840-х – начало
промышленного переворота
Конец 1870-х – начало 1880-х –
завершение переворота
2 стороны промышленного переворота:
1) Техническая – систематическое
применение машин.
2) Социальная – формирование
промышленной буржуазии и
пролетариата.

52. Особенности промышленного переворота в России

1.
2.
3.
Начался поздно (в Англии в XVIII в.)
Проходил быстрее, чем в Европе,
т.к. Россия пользовалась
техническими достижениями Запада.
До 1861 г. в промышленности
широко применялся крепостной

Здравствуйте уважаемые читатели и подписчики моего блога. С вами Иван Некрасов и в сегодняшней статье мы поговорим о том, как же результативно систематизировать имеющиеся знания из курса отечественной истории, чтобы продуктивно решать тесты ЕГЭ на высокие баллы.

Начать прохождение курса истории лично я рекомендую с изучения её периодизации. Она помогает понять, хронологию отечественной истории и не только:), разобраться в причинно следственных связях изучаемой нами с Вами дисциплины. Этот пост поможет избавиться от той самой "каши" в голове, которая обязательно проявляется, если события, исторических деятелей, проводимые ими реформы не привязывать к тому или иному периоду истории России. Например, мы начинаем изучать древнюю Русь с теорий образования государственности. период Империи с правления Петра Великого . Советский период, с гражданской войны .

Давайте разберемся, как же нам разложить по полочкам в своей голове столько дат, событий, имен исторических личностей? Я предлагаю Вам простейшую методику того, каким образом нам проработать материал! Читайте о ней далее...

Вся отечественная история делится школьным курсом на пять основных периодов:

Первым считается время Древней или Киевской Руси. Если смотреть хронологические рамки, то это с IX века, а если быть точнее, с 862 года — года призвания Рюрика, по Норманской теории, до нашествия монголо-татар в XIII веке.

Второй период включает в себя время с XIII по XVI век — период образования единого централизованного государства, кроме того в этот период шел процесс борьбы с Золотой Ордой.

Следующим уже идет период c XVI по XVII век, шло развитие Московского государства (правление Ивана IV , Смутное время , Бунташный век и правление Софьи Алексеевны)

Период Империи — с XVIII по начало XX века, то есть с правления Петра Великого , заканчивая крахом монархии в 1917 году .

Следующий период — Советский, с октября 1917 года по декабрь 1991 года.

И последним периодом можно назвать Новейший период с декабря 1991 года по наши дни.

Похожие материалы