Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография. Отечественная история: предмет, объект, цель, задачи, функции

Отечественная история

Конспект лекций

Содеражние

Тема 1. Введение в учебный курс «Отечественная история» Закономерности и этапы исторического развития.. 5

1. Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография. 5

2. Общая периодизация всемирной истории. 10

3. Проблема места и роли России в мировой истории. 11

Тема 2. Киевская Русь в контексте европейской истории средневековья (IX-XIII вв.) 18

1. Киевская Русь. Основные характеристики. Этапы развития. 18

2. Развитие русских земель в период середины XII ─ начала XV вв. Удельная Русь. 30

3. Борьба Руси с иноземными захватчиками. 35

Тема 3. Образование Российского государства. Становление самодержавия 37

1. Становление Московского централизованного государства. 37

1439 г. ─ Флорентийская уния, подчинившая Римскому Папе все православные приходы, кроме северо - восточных. 41

2. Московское царство. Реформы «Избранной Рады». 41

3. Причины и последствия опричнины (1565-1572 гг.) 43

Тема 4. Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства.. 46

1. Возникновение капиталистического уклада. 46

2. Причины, основные этапы, последствия «Смутного времени». 47

3. Московское государство в годы правления первых Романовых. 51

Тема 5. Век Просвещения. Российская империя в XVIII в. 64

1. «Петровская революция» и ее значение. 64

2. XVIII век в европейской и мировой истории. Век Просвещения. 71

3.Просвещенный абсолютизм в России. 75

Тема 6. Российская империя на пути к индустриальному обществу в XIX в. Особенности промышленного переворота в России.. 81

1.Место и роль XIX века в мировой и российской истории: основные тенденции развития 81

2. Правление Александра I ─ время упущенных возможностей?. 86

3. Политическая реакция и бюрократическое реформаторство при Николае I 88

4. Реформы 60 - 70-х гг. XIX в. в контексте общемирового развития. 90

5. Общественная мысль и общественные движения в XIX веке. 95

6. Внешняя политика России в XIX веке. 101



Тема 7. Социально-экономическая модернизация и эволюция государственной власти в России в начале ХХ века.. 105

1. Начало капиталистической индустриализации её особенности. 105

2. Аграрная реформа П.А. Столыпина. 106

3. Причины, основные этапы, итоги первой российской революции. 108

4. Политические партии России начала ХХ века. Опыт думского парламентаризма. 110

Тема 8. Революционный кризис в России 1917 г. 111

1. Причины революции. 111

2. Итоги Февральской революции. Крушение монархии. 112

3. Режим двоевластия. Кризисы Временного правительства. 113

Тема 9. Советская Россия: практика выживания.. 115

1. Первые преобразования Советской власти. 115

2. Гражданская война в России: причины, этапы, противоборствующие силы, последствия 116

3. Советское государство. Модели социалистического строительства. 118

Тема 10. Истоки, основные этапы, последствия кризиса международных отношений первой половины ХХ века.. 125

1. Генезис военно-политического кризиса первой половины XX века. 125

2. Российская империя и 1-я мировая война: мировой баланс сил и национальные интересы 126

3. Версальско-Вашингтонская система мирного урегулирования и её противоречия. 129

4. Советская Россия в системе международных отношений в 1920 – 30-е гг. 132

5. Вторая Мировая война как продолжение кризиса. 134

6. Великая Отечественная война: триумф и трагедия. 135

Тема 11. Советский Союз в послевоенный период. Научно-техническая революция и ее влияние на ход общественного развития.. 138

1. Возникновение и эволюция холодной войны как сложного геополитического процесса 138

2. НТР ее социально-экономические последствия. 139

3. НТР: СССР и современная Россия. 140

4. Оттепель в СССР: (1953-1964 гг.) 141

5. Годы «развитого социализма» или период застоя? (1964 – 1985) 143

6. Перестройка (1985 –1991) 144

7. Распад СССР. 145

7. Распад СССР. 146

Тема 12. Современная Россия.. 147

1. Последствия распада СССР. 147

2.Причины смены общественной модели. 147

3. Складывание новой политической системы СССР. 150

4. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации. 151

Заключение к курсу.. 152

Приложение.. 154

Планы семинарских занятий. 154


Тема 1. Введение в учебный курс «Отечественная история» Закономерности и этапы исторического развития

План

1. Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография.

2. Общая периодизация всемирной истории

3. Проблема места и роли России в мировой истории.

Предмет Отечественной истории. Функции исторического знания, источники изучения истории, историография

Любая наука имеет объект и предмет изучения. История – гуманитарная наука, поэтому объектом изучения является человеческое общество. В настоящее время имеется около 30 определений исторической науки.


«История существует сама по себе, и ей безразлично, одобряем мы ее или не одобряем ».

Марк Фабий Квинтилианн

«История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, поучение для настоящего и предостережение для будущего ».

Сервантес С.

«История дает государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужество, судиям – правосудия, младым – старых разум ».

М.В. Ломоносов

«…История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего ».

Карамзин Н.М.

«Замеченное предпочтение государя (Николая I - В.К.) иностранцам оскорбляет народную гордость, а оскорбленная народная гордость не прощается: она производить ненависть, может произвести и мятежи. Кого тогда обвинять? Государь Русский (правитель, президент - В.К.). Помни Куликовскую битву, помни Минина и Пожарского, помни 1812 год!».

(Из письма главного воспитателя цесаревича Александра Николаевича поэта В.А. Жуковского М.М. Сперанскому о роли воспитания историей).

«Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться ».

В.О. Ключевский.

«Определяя задачи и направления своей деятельности, каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином ».

В.О.Ключевский. (Из публичной лекции, прочитанной накануне 1905 г.)

«…уничтожая прошлое, уничтожается не только история, но и будущее народа ».

Валентин Пикуль

Исторический источник – это памятник эпохи, в котором содержится информация о ней. Исторические источники обычно подразделяются на три большие группы (см. таблицу).

Исторические источники
письменные источники: хроники (летописи); судебники, указы и постановления; воспоминания современников; газеты и журналы; сочинения историков изучаемого периода; произведения художественной литературы, труды по литературоведению, философии и т.п. вещественные источники : предметы быта, орудия труда, остатки жилых, общественных, культовых зданий. Такие источники являются основными для археологии , историки же рассматривают их как вспомогательные. аудио и кино-фото материалы Появившиеся лишь в конце XIX - начале XX века, они часто содержат ценную информацию о политических событиях, исторических личностях, но в целом для исторической науки также носят вспомогательный характер.

Исторические факты не содержатся в источниках в «готовом» виде. Их следует оттуда извлечь, используя различные методы исторических исследований (см. таблицу).

Методы исторических исследований
Историко-генетический метод означает выявление причинно-следственных связей и закономерностей исторического процесса. Этот метод используется всегда, когда историк стремится воссоздать прошлое человечества в его становлении и развитии. Историко-типологический метод предусматривает выделение типов и этапов исторического развития на основе тщательного изучения разнообразного фактического материала, а также отнесение того или иного конкретного общества, формы собственности, общественно-политической концепции и т. п. к определенному типу общества, к той или иной форме собственности, типу идеологии. Историко-сравнительный метод нацелен на выявление общего и особенного и предполагает сопоставление однородных явлений: различных государств, революций, форм собственности и т. п. Невозможно понять историю той или иной страны, не сравнивая ее с историей других стран. Историко-системный метод – это анализ исторического явления как единой системы, со всеми имеющимися внутренними и внешними взаимосвязями. Он применяется, прежде всего, в ходе анализа сложных исторических объектов, таких как конкретное государство на том или ином этапе его развития или же на всем протяжении его существования, конкретная цивилизация.

Осмысление исторических фактов, полученных в ходе анализа источников, невозможно без использования той или иной методологии , исходя из принципов которой осуществляется осмысление всемирно-исторического процесса. Методология истории имеет несколько аспектов.

Прежде всего, методология дает ответ на вопрос, что в человеческом обществе (или вне его) является первичным . Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос.

Первая по времени возникновения концепция - религиозная. Причиной всего происходящего в человеческом обществе является Бог.

Теория географического детерминизма предлагает искать основу развития человеческих сообществ в особенностях окружающей природной среды, которая создает благоприятные или не благоприятные условия для прогресса.

Согласно идеалистическому пониманию истории ее творят сознание и воля человека – и прежде всего, лидеры государств, полководцы, первосвященники. Материалистическое понимание истории предполагает, что состояние общества и его развитие определяются экономикой, а именно производственными отношениями, важнейшими из которых являются отношения собственности. Социальная структура общества, его политическое устройство и общественное сознание соответствуют господствующим отношениям собственности.

В соответствии с позитивистским пониманием истории нет такого фактора, который всегда выступал бы в качестве определяющего. Поэтому выявить ведущую группу общественных явлений – дело конкретного исторического исследования.

Вторая крупная методологическая проблема – это вопрос о структуре и направленности исторического процесса. Варианты ответа на этот вопрос образуют современные способы осмысления всемирной истории .

Стадиальный подход предполагает единство всемирно-исторического процесса. В человеческой истории выделяются те или иные универсальные для каждого народа стадии. К числу наиболее известных и распространенных вариантов этого подхода относятся теория общественно-экономических формаций и теория постиндустриального общества .

Согласно теории формаций (К. Маркс, Ф. Энгельс), история человечества представляет собой последовательную смену пяти общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Причиной их смены является противоречие между производительными силами и производственными отношениями, а средства – в классовой борьбе и социальной революции.

Теория постиндустриального общества представляет собой дальнейшее развитие теорий «индустриального общества» Р. Арона и «стадий экономического роста» У. Ростоу. Ее наиболее известные представители - Д. Белл, Г. Канн, З. Бжезинский (США), Ж.Ж. Серван-Шрейбер и А. Турен (Франция). Всемирная история делится на доиндустриальное (аграрное или традиционное) общество, основанное на ручном труде, индустриальное , в котором продукты труда производятся машинами, и постиндустриальное, где на смену машинам придут автоматы. В основу периодизации положена смена технологий. Само постиндустриальное общество понимается разными авторами далеко не одинаково. По мнению Д. Белла, одного из создателей данной теории, оно будет характеризоваться переходом от производства товаров к экономике обслуживания, широким развитием теоретических знаний, информатики, моделирования, компьютеризации. Управление обществом будут осуществлять профессионалы–технократы и «большие ученые».

Цивилизационный подход к осмыслению всемирной истории имеет глубокие корни как на западе (Дж. Вико, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.), так и в России (Н.А. Данилевский, П.А. Сорокин, Л.Н. Гумилев, Л.И. Семенникова и др.). Единство всемирно-исторического процесса отрицается. История человечества представлена как сосуществование, взаимодействие и смена самостоятельных цивилизаций , каждая из которых проходит в своем развитии периоды зарождения, становления, расцвета, упадка и гибели . Подход утверждает многообразие форм общественного развития, идея конечной цели отсутствует. Прогресс как поступательное развитие человечества может признаваться или отрицаться, но мысль о повторяемости замкнутых циклов так или иначе присутствует во всех работах сторонников данной парадигмы. Цивилизационный подход так же, как и стадиальный, далеко не является единым.

Английский историк и социолог А. Тойнби , изучая всемирную историю, постарался определить число самостоятельных цивилизаций, обладающих неповторимыми, только им присущими свойствами.

Существует и такой вариант цивилизационного подхода, когда выделяют только две цивилизации: восточную и западную . Этого взгляда придерживался В. Ф. Гегель, его развивал немецкий социолог и философ М. Вебер. В настоящее время этот вариант цивилизационного подхода используют в качестве методологии многие историки, в том числе, отечественные.

Представляется закономерной попытка объединить стадиальный и цивилизационный подходы. К числу таких синтезных способов интерпретации истории относятся концепции А.С. Панарина и И. Валлерстайна – Ф. Броделя.

Отечественный философ и политолог А.С. Панарин полагает, что в истории человечества взаимодействуют Восток и Запад, причем фазы восточной и западной гегемонии поочередно сменяют друг друга, обеспечивая прогресс. Концепция основана на подтверждаемой историческим материалом закономерности чередование лидерства различных групп цивилизаций и свободна от европоцентризма. Но в ней отсутствует качественная характеристика выделяемых периодов (мировых циклов) и не показано, чем каждая новая фаза мирового цикла отличается от аналогичной, уже имевшей место в прошлом.

Мир-системный анализ И. Валлерстайна (США) и Ф. Броделя (Франция) исходит из того, что мир представляет собой единую систему, сущность и основное содержание которой составляют отношения между центром (Север - ведущие в экономическом отношении страны) и периферией (Юг - все остальное человечество). Центр как более сильный в экономическом, политическом и военном отношении эксплуатирует периферию, что и обеспечивает его процветание. Периферия неоднородна. В периоды наибольшей стабильности мировой системы относительно более развитые страны периферии частично приобщаются к доходам Центра. В периоды дестабилизации эта зона резко сокращается.

Типы мировых систем бывают разные . Примерно в 1500 году произошла смена мир-империи , основанной на политическом властвовании, мир-экономикой , и в настоящее время мы живем в мировой системе, определяемой И. Валлерстайном как капиталистическая мир-экономика . Смена мировых систем сопровождается глубоким кризисом и максимально возможной дестабилизацией. В конце XX – начале XXI века человечество переживает этап, находящийся непосредственно перед периодом хаоса, из которого должна возникнуть новая мировая система. Однако глобальная структура мира не изменится: центр (Север) и периферия (Юг) не поменяются местами. Мир-системный анализ представляет собой детально проработанную, но страдает европоцентризмом, основываясь на предположении о вечном лидерстве стран запада.

Синтезный подход выявляет некоторые типы цивилизационного развития (Запад и Восток или Север и Юг) и представляет историю человечества как смену определенных стадий, каждая из которых характеризуется своеобразной формой взаимодействия цивилизационных типов. Таким образом, все подходы и концепции имеют свои достоинства и недостатки. Их анализ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время земная цивилизация развивается, в общем и целом, прогрессивно.

Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.

Выделяются следующие функции исторического знания:

1) познавательная, интеллектуально-развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;

2) практическо-политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;

3) мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

4) воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

Принципы научного исследования истории:

1. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Для этого следует опираться на факты в их истинном содержании, а также рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.

2. Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было вначале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Принцип историзма требует, чтобы любой изучающий историю не становился судьей при оценке исторических и политических событий.

3. Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к истории особенно необходим и существен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров.

4. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

История всегда вызывала огромный интерес общества. В прошлые годы отечественная история как наука во многом была политизирована, пронизана односторонними идеологическими догмами, что накладывало определенный отпечаток на формирование исторического мышления людей, особенно молодежи. Сегодня мы отходим от этих штампов и от всего того, что мешает историкам быть предельно объективными. Вместе с тем встречается немало случаев, когда ряд исследователей бросаются в крайность при оценках исторических событий, отходя от исторической объективности, не видят в отечественной истории ничего, кроме трагедий и ошибок. Такие подходы неприемлемы.

В исторической науке накоплен большой опыт создания трудов по истории России. За последние годы переизданы фундаментальные труда по истории России крупных дореволюционных отечественных историков (Н. М. Карамзина, С. М. Соловьева, В. О. Ключевского и др.). Сегодня это труды таких видных историков, как С. В. Бахрушин, Б. Д. Греков, Б. А. Рыбаков, И. Я. Фроянов, Л. Н. Гумилев, Т. А. Фоменко и других. Многие из названных авторов по своим концептуальным подходам противоречат друг другу. Но смысл исторической науки - не достижение единомыслия, а выработка приемлемых теорий, максимально полно объясняющих реалии прошлого.

Мы должны учитывать, что изучение отечественной истории должно проходить в контексте мировой истории. Изучающие историю должны разбираться в путях развития России и ее месте в мировом историческом процессе. Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности социально-экономического и политического развития России и ее народов, что проявляются в исторических событиях и фактах.

Основой любого исторического исследования является исторические источники. Без их изучения в глубоком диалектическом единстве содержание и формы невозможно научное познание истории развития общества. К числу наиболее древних источников по истории России могут быть отнесены археологические. Это комплексы вещественных находок в культурном слое земли. Важнейшими и наиболее старыми среди письменных источников являются летописи. Самые ранние работы историков-летописцев появились еще в X-ХII вв. Наиболее известна из них "Повесть временных лет" (XII в.). Одним из ценных источников являются Новгородские грамоты на бересте. Среди законодательных материалов не обойтись без таких, как «Русская правда», Судебник 1497 г., Соборное Уложение 1649 г., «Жалованные» грамоты дворянству и другие.

По Истории России с XVIII в. до настоящего времени имеется огромное количество различных источников: документы и материалы правительственных органов, политических партий и общественно-политических движений); периодическая печать (газеты, журналы и т. д.); документы и материалы музеев; кинофотофонодокументы.

Методы изучения истории группируются по принципу систематики общих, специальных и вспомогательных исторических дисциплин. Среди других подходов важно назвать уникальные методы генеалогии, позволяющие раскрыть происхождение индивидов, семей и родов разного социального положения.

Таким образом, совокупность методологических принципов и методических приемов, источников и способов описаний исторической науки должны образовать непротиворечивую систему познания закономерностей действительности прошлого.

феодальный раздробленность опричнина сталин

Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.

Выделяются следующие функции исторического знания:

  • 1) познавательная, интеллектуально-развивающая - исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог - теоретического обобщения исторических фактов;
  • 2) практическо-политическая - выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;
  • 3) мировоззренческая - при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.
  • 4) воспитательная - состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

Принципы научного исследования истории:

  • 1. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Для этого следует опираться на факты в их истинном содержании, а также рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.
  • 2. Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было вначале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Принцип историзма требует, чтобы любой изучающий историю не становился судьей при оценке исторических и политических событий.
  • 3. Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к истории особенно необходим и существен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров.
  • 4. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.
Отечественная история: Шпаргалка Автор неизвестен

1. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ ИЗУЧЕНИЯ

Предметом изучения Отечественной истории являются закономерности политического и социально-экономического развития Российского государства и общества как части мирового процесса истории человечества. История России рассматривает общественно-политические процессы, деятельность различных политических сил, развитие политических систем и государственных структур.

Выделяются следующие функции исторического знания:

1) познавательная, интеллектуально-развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания, выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог – теоретического обобщения исторических фактов;

2) практическо-политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами;

3) мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

4) воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

Принципы научного исследования истории:

1. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо прежде всего изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Для этого следует опираться на факты в их истинном содержании, а также рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости.

2. Принцип историзма гласит, что любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему это явление возникло, каким оно было вначале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Принцип историзма требует, чтобы любой изучающий историю не становился судьей при оценке исторических и политических событий.

3. Под принципом социального подхода понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Следует подчеркнуть, что принцип социального подхода к истории особенно необходим и существен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров.

4. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

История изучения Востока Развитие активного интереса европейцев к изучению Востока вообще и ислама в частности можно отнести к началу четырнадцатого века. Уже тогда в европейской политической мысли четко была сформулирована концепция «азиатского деспотизма».

Из книги История Востока. Том 1 автора Васильев Леонид Сергеевич

История изучения Востока Возникший в годы греко-персидских войн активный интерес к восточным обществам отнюдь не был первоначальным импульсом такого рода. Напротив, греки с глубокой древности контактировали с Египтом и другими ближневосточными государствами и немало

автора Ляпустин Борис Сергеевич

История изучения Историко-филологическую дисциплину, изучающую историю и культуру древней Месопотамии, называют ассириологией (в сферу внимания ассириологии входят также все те многочисленные общества и культуры древности, которые использовали шумеро-аккадскую

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

История изучения «Открытие» подлинной древней истории Анатолии и Армянского нагорья современной наукой началось с изучения сведений античной традиции, а позднее египетских и месопотамских источников. Сенсацией стало открытие и раскопки Г. Шлиманом в XIX в. городища

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

История изучения Первые научные сведения об Индии появились в Европе лишь в 1630 г., после издания книги Г. Л о рд а «Описание двух неизвестных сект в Восточной Индии». В 1690 г. вышло в свет «Путешествие в Сурат» англиканского священника отца Овингтона, в котором содержалось

Из книги История Древнего Востока автора Ляпустин Борис Сергеевич

История изучения Если реальная история древнего Ближнего Востока уже в начале новой эры была практически неизвестна, в том числе в самих странах Ближнего Востока, и ее пришлось заново восстанавливать европейской науке в XIX–XX вв. по материалам, добытым при раскопках, то в

Из книги История религий Востока автора Васильев Леонид Сергеевич

История изучения религии Первые попытки понять сущность религии и причины ее возникновения относятся к античной древности. Еще в середине I тысячелетия до н. э. греческие философы, одними из первых пытавшиеся рационалистически осмыслить мир, обратили внимание на то, что

Из книги Советская экономика в 1917-1920 гг. автора Коллектив авторов

1. Ленинские принципы организации защиты социалистического Отечества Мирная передышка, завоеванная Советской властью в начале 1918 г., длилась недолго. Уже весной этого же года началась военная интервенция иностранных империалистов против Советской страны, поддержанная

Из книги Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества автора Клейн Лев Самуилович

Часть I. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ_

Из книги ИСТОРИЯ РОССИИ с древнейших времен до 1618 г.Учебник для ВУЗов. В двух книгах. Книга первая. автора Кузьмин Аполлон Григорьевич

Из статьи A.B. Гулыги «История как наука». «Философские проблемы исторической науки» (М.: «Наука», 1969) Термин «история» многозначен. В русском языке можно насчитать по крайней мере шесть значений этого слова. Два из них имеют чисто бытовой характер. Это история как

Из книги Народ майя автора Рус Альберто

История изучения и цели (В этой главе не упомянуты монографии или сообщения об археологических раскопках, которые содержат очень схематический синтез истории майя. Речь идет исключительно о трудах, которые могут считаться монографиями, учебными пособиями и общими

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

Глава 1. КНИГА КАК ПРЕДМЕТ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ 1.1. ПОНЯТИЕ И ЭТИМОЛОГИЯ СЛОВА "КНИГА" В одном из самых знаменитых словарей русского языка слову "книга" придается три значения. Первое - "сшитые в один переплет листы бумаги или пергамена" (то есть формальный образ книги

автора

Предмет изучения, периодизация История Древней Греции как часть истории Древнего мира изучает возникновение, расцвет и кризис рабовладельческих обществ, которые образовались на территории Балканского полуострова и в регионе Эгейского моря, в Южной Италии, на острове

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Предмет изучения, периодизация, население Под историей Древнего Рима понимают историю многочисленных народов, оказавшихся под воздействием завоеваний небольшой римской гражданской общины на реке Тибр (Апеннинский полуостров). Она стала во главе федерации италийских

Из книги Источниковедение новой и новейшей истории автора Рафалюк Светлана Юрьевна

1.4. «История как строгая наука?: Позитивизм VS Новая социальная наука» (деловая игра: тренинг методов аргументации) Аргументация – это приведение доводов с целью изменения позиции другой стороны (собеседника, оппонента, аудитории). Как речевое действие она, с одной стороны,

Из книги Учебное пособие по социальной философии автора Бенин В. Л.