Понятие, задачи и функции методологии науки. Методология - о методологии

Актуальность, цели, задачи и содержание учебной дисциплины. Общие представления о методологии науки. Теория, метод и методика, их взаимосвязь. Классическая и постклассическая парадигма науки. Понятие методологии педагогической науки. Предмет методологии педагогики. Необходимость методологии. Методологическая культура учителя и педагога-исследователя. Источники методологического обеспечения педагогического исследования. Методологическое исследование. Методологическая рефлексия. Характеристика принципов психолого-педагогического исследования: принципы и требования к исследовательской деятельности; принцип объективности; принцип сущностного анализа; генетический принцип; принцип единства логического и исторического; принцип концептуального единства; принцип целостности; принцип сочетания сущего и должного. Научные подходы к изучению педагогических явлений: системный подход при изучении социально-педагогического процесса; кибернетический и синергетический подходы; содержательный и формализованный подходы; аспектный и многоаспектный подход к изучению педагогического процесса; деятельностный подход.

    Понятие методологии психолого-педагогического исследования.

    Общая характеристика психолого-педагогического исследования.

СЛАЙД 4-5

1. Понятие методологии исследования

СЛАЙД 4 – Понятие методологии

В терминологическом аспекте слово «методология» берет начало от греческого methodos – путь исследования и logos – понятие, учение. Т.е. в дословном переводе можно сказать, что методология – это учение о путях исследования.

В современном понимании, методология – это учение о логической структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Методология воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической. Она носит всеобщий характер, но конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности 2 .

С философских позиций методология определяется как наука о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этого процесса .

СЛАЙД 5

В науковедении под методологией понимают учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности, а также совокупность методов, применяемых в какой-либо науке» 3 .

Методология науки определяет совокупность и раскрывает сущность характеристик научного исследования (тема, актуальность, проблема, цель, задачи, гипотеза и др.), дает характеристику совокупности исследовательских методов, средств и способов, формирует представление о логике исследования - последовательности действий исследователя в процессе решения научной задачи.

СЛАЙД 6 – Уровни методологии

В структуре методологического знания Э.Г. Юдин выделяет четыре уровня , образующих сложную систему соподчинения 4 .

Первый, философский уровень методологии, составляют общие принципы познания и категориальный строй науки в целом. Он определяет мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования действительности и выступает как содержательное основание всякого методологического знания. В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения, выступающие в качестве методологии гуманитарных наук: экзистенциализм (Экзистенциализм от лат.Existentia - существование - философия существования; направление социальной философии, возникшее в начале 20 века. Экзистенциализм стремится постичь бытие как некую непосредственную, не расчлененную целостность субъекта и объекта. Выделяя в качестве изначального и подлинного бытия само переживание, экзистенциализм понимает его как переживание субъектом своего "бытия в мире" (экзистенции)), прагматизм (прагматизм от греч. Pragma – дело - отрицание необходимости познания объективных законов действительности и признание истинным лишь того, что дает практически полезные результаты.), диалектический материализм, неотомизм (Неотомизм - философская доктрина католицизма характеризующаяся: - признанием независимого от человеческого сознания существования природы и общества, которые в то же время считаются продуктами творческой деятельности Бога; - провозглашением превосходства истин откровения над истинами разума; - теологическими истолкованиями научных теорий и др.), неопозитивизм (Неопозитивизм - философско-социологическая ориентация, опирающаяся на принципы логического позитивизма. Неопозитивизм характеризуется: - рассмотрением социальных явлений на основе законов, общих для природной и социально-исторической реальности (натурализм); - использованием методов естествознания в социальных исследованиях (сциентизм); - свободой от ценностных суждений (методологический объективизм); - операциональным определением понятий (операционализм); - исследованием субъективных факторов через поведение (бихевиоризм); - стремлением к количественному описанию социальных явлений (квантификация) и др.

Второй, общенаучный уровень методологии , характеризуется подходом к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования. В его основе лежат концепции, научные подходы, применяемые ко всем или к большинству научных дисциплин (системный под­ход, деятельностный подход, характеристика разных типов науч­ных исследований, их этапы и элементы: гипотеза, объект и пред­мет исследования, цель, задачи и т.д.).

Третий, конкретно-научный уровень методологии , представляет собой совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методо­логия специальной науки включает в себя не только вопросы пре­дыдущих уровней, но и проблемы, специфические для науч­ного познания в данной области. Например, для методологии пе­дагогики это проблема соотношения педагогики и психологии, показатели научности той или иной работы в области педагогики и т.п.

Четвертый, технологический уровень методологии , составляют методика и техника исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку, после которой он может включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

СЛАЙД 7 - Теория, метод и методика, их взаимосвязь.

Важное значение для понимания сущности методологии науки, ее структуры, научного исследования имеют такие категории, как теория, метод, методика. Рассмотрим их с позиций современной науки.

СЛАЙД 8 – Понятие теории

Теория (от греч. theoria – наблюдение, исследование) – система основных идей в той или иной отрасли знания; форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности 5 .

Теория рассматривается как система обобщенного достоверного знания о том или ином фрагменте реальной действительности, которая описывает, объясняет и предсказывает функционирование определенной совокупности составляющих его объектов.

Объект теории – то, что описывает теория, т.е. совокупность реальных явлений.

Предмет теории – то, что объясняет теория, т.е. закономерные связи и отношения, функционирующие в структуре объекта.

Структура теории включает: идеи – исходные положения (связующий материал); понятия (описывающий материал); законы или закономерности (объясняющий материал); принципы, правила, рекомендации (предписывающий материал).

СЛАЙД 9 – Понятие методов научного познания и исследования

Метод научного познания действительности способ познания изучаемой реальности, который позволяет решить задачи и достичь цели поисковой деятельности (Загвязинский В.И.)

Методы исследования – этоприемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания и изучения явлений действительности 6 . Методы педагогического исследования это способы изучения педагогических явлений, получения научной информации о них с целью установления закономерных связей, отношений и построения научных теорий» 7 .

СЛАЙЛ 10 - Методики исследования - характерные, наиболее употребляемые сочетания методов, типовые исследовательские процедуры 8 .

Применительно к педагогике Сластенин В.А. дает следующую дефиницию: «Методика исследования – это комплекс теоретических и эмпирических методов, сочетание которых дает возможность с наибольшей достоверностью исследовать образовательный процесс» 9 .

СЛАЙД 11- Взаимосвязь теории и методов

С помощью методов каждая наука добывает информацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает полученные данные, включается в систему известных знаний. Чем бога­че арсенал методов той или иной науки, тем успешнее деятель­ность ученых.

СЛАЙД 12 - Классическая и постклассическая парадигма науки.

Прежде всего, разберемся с понятиями наука и парадигма.

СЛАЙД 13

СЛАЙД 14

Парадигма происходит от греческого paradeigma и переводится как пример, образец. В современных словарях под парадигмой понимается: 1) грам. образец склонения или спряжения, система форм одного и того же слова; 2) пример из истории, взятый для доказательства, сравнения 11 ; 3) система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуется исследовательская практика ученых в конкретной области знаний в данный период (смена образовательной парадигмы – изменение, преобразование системы образования); 4) в философии образования – совокупность предпосылок, определяющих конкретное научное исследование (знание) и признанных на данном этапе 12 ; 5) совокупность основных положений и принципов, лежащих в основе той или иной теории, обладающая специфическим категориальным аппаратом и признающаяся группой ученых. 13 .

СЛАЙД 15 – Классическая парадигма науки

В самом общем виде в основе развития науки лежат классическая и постклассическая парадигмы.

Классическая парадигма науки была присуща научным исследованиям вплоть до конца 19 века, претерпевая изменения по мере развития человеческого общества. В основе классической парадигмы лежат детерминизм, однозначность, завершенность, объективность, непрерывность, замкнутость.

Научные открытия, уровень развития науки, культуры, общества, экономики привели к переходу к постклассической парадигме науки, которая предусматривает учет в научных исследованиях таких факторов, как случайность, дополнительность, относительность, дискретность, самоорганизация, развитие, открытость, нелинейность, многозначность, субъективность, незавершенность.

СЛАЙДЫ 16-17 - этапы развития науки

СЛАЙД 18. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

СЛАЙД 19 - Понятие психолого-педагогического исследования

СЛАЙД 20 – Сущность и уровни исследований

Научное исследование - особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах 14 .

По своему характеру и содержанию педагогические исследования разделяются на фундаментальные, прикладные и разработки 15 .

Фундаментальные исследования направлены на решение стратегических задач развития психолого-педагогической науки, на обоснование теоретических выводов, которые внесут серьезные изменения в логику развития самой науки. Отличительными признаками фундаментальных исследований являются: теоретическая актуальность; концептуальность; историзм; критический анализ научно несостоятельных положений; использование методик, адекватных природе познаваемых объектов действительности; новизна и научная достоверность полученных результатов.

Прикладные исследования направлены на решение оперативных задач, на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, установление закономерностей многосторонней педагогической практики. Основными признаками прикладных исследований являются: приближенность к актуальным запросам практики; сравнительная ограниченность выборки исследования; оперативность внедрения результатов и др.

Разработки направлены на обоснование конкретных научно-практических рекомендаций, учитывающих уже известные теоретические положения. Разработки опираются на прикладные исследования и передовой педагогический опыт. Их основными признаками являются: целевая направленность; конкретность; определенность; сравнительно небольшой объем.

СЛАЙД 27 - Комплексность исследований . Сложность, многогранность социальных процессов, необходимость учета большого числа действующих разносторонних факторов требует разных по предметной направленности или комплексных исследований. К ним, в первую очередь, относятся социологические, психологические, медицинские и педагогические.

Социологические исследования направлены на выявление запросов населения, отношения родителей и обще­ственности к новшествам, оценку деятельности образовательного учреждения или образовательной системы, социальные аспекты деятельности уч­реждения (престижность, условия реализации социального за­каза, адаптация учащихся и выпускников в социуме и т.д.).

В психологических исследованиях ве­дется поиск наиболее эффективных ме­ханизмов психического развития, психологической реабилитации воспитанников, умножения их творческого потенциала, условий самореализации, определяются исходные позиции для индивиду­ального и личностно ориентированного подходов, для слежения за результатами обучения и воспитания.

Исследования валеологического и медицинского характера направлены на отслеживание состояния здоровья воспитанников и педагогов, эффективности мер по его защите, на поиски вариантов образования, сохраняющих и ук­репляющих здоровье учащихся и воспитанников.

Педагогические исследования направлены на организацию и управление образовательным, педагогическим процессами и системами, на решение педагогических задач, вопросов отбора вариантов программ, опре­деления принципов, технологий, методов, организационных форм воспитания и обучения. Под педагогическим исследованием понимаются процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях 16 .

Исходя из современной парадигмы образования, когда задачи развития личности являются приоритетными, любое продуктивное исследование в образо­вательной области должно быть психолого-педагогическим, рас­крывать и исследовать единство внешних и внутренних факторов образования, педагогические условия и способы формирования мотивации, установок, ценностных ориентации, творческого мышления, интуиции, убеждений личности, условия ее здорово­го психического и физического развития. Поэтому практически все прикладные исследования, связан­ные с функционированием и развитием образовательного про­цесса и образовательных учреждений, носят комплексный пси­холого-педагогический (нередко социально-психолого-педагоги­ческий, медико-педагогический и т. д.) характер.

СЛАЙД 22-23 - Формы отражения педагогической действительности . Выделяют три формы отражения педагогической деятельности, как особой формы общественного сознания. В настоящее время педагогическая деятельность находит отражение в науке, в художественно-образной форме, в процессе стихийно-эмпирического познания. Рассмотрим, в чем их содержание и каковы различия между ними.

Научное познание . Научные исследования представляют собой специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разнообразных методов выявляются новые, прежде не известные стороны, отношения, свойства изучаемого объекта. При этом главная задача научного исследования состоит в выявлении внутренних связей и отношений, раскрытии закономерностей и движущих сил развития педагогических процессов или явлений. Проведение научных исследований опирается на соответствующую методологическую базу, которая характеризует научный подход, определяет логику исследования, проявляется в его характеристиках, методике и результатах.

Достоинства на­учного знания - в широте возможностей практического при­менения, высокой степени достоверности, объективном и не­опровержимом объяснении механизма воздействия на научном языке и в контексте всего научного знания. Однако не всегда на­учное знание можно сразу применить на практике.

В художественно-образной форме в соотношении общечеловеческого и личного опыта большее значение имеет личный опыт. Эта форма находит отражение в публицистических педагогических произведениях. Основной формой художественного обобщения является типизация, главным орудием которой является художественный образ. Отличие художественно-образной формы отражения действительности от научной показано в таблице 2.1.

СЛАЙД 23

Таблица 2.1

Сравнительная характеристика науки и художественного творчества

Наглядно показывая это отличие В.В. Краевский пишет: «Различие между этими способами отражения действительно­сти мы увидим сразу, если подумаем: были бы открыты законы Архимеда или Ньютона, если бы эти великие ученые вообще не появились на свет. Понятно, что объективные закономерности были бы выявлены кем-либо другим. А вот роман «Война и мир» не был бы написан, если бы не было Льва Толстого. Не нами замечено, что художник слова, какие бы сюжеты для своих произведений он ни избрал, всю жизнь фактически пишет о себе. В то же время при всем различии характеров, темперамента и способностей уче­ных их конечный продукт - научное знание - отчужден от них, и по математической формуле невозможно судить о личности ее создателя» 17 .

Стихийно-эмпирическое познание. Стихийно-эмпирическое знание первично. Оно существовало всегда и существует ныне: получение знаний не отделено от практической деятельности людей. Источником знания являются разнообразные практические действия с объектами. Из собственного опыта люди узнают свойства этих объектов, усваивают наилуч­шие способы действия с ними - их обработки, использования. Стихийно-эмпирическое зна­ние сохраняет свое значение потому, что это не какое-то второ­степенное, а полноценное знание, проверенное многовековым опытом. Стихийно-эмпирическое знание живет в народной педагогике. Мудрость поколений оставила нам множество педагогических со­ветов в виде пословиц и поговорок. В них отражены определенные педагогические закономерности. Знание такого рода получает и сам учитель в процессе работы с детьми. Он узнает, как лучше поступить в ситуации определенного рода, какие результаты дает то или иное конкретное педагогическое действие.

Главные различия между научным и стихийно-эмпирическим познанием показаны в таблице 2 (разработана Герасимовым И.Г. 18).

Таблица 2.2.

Сравнительная характеристика научного и стихийно-эмпирического познания

Стихийно-эмпирическое познание

Научное познание

1. Познавательную деятельность осуществляют все, занятые практической деятельностью. Получение знаний не отделено от их использования

1. Познавательную деятельность осуществляют специальные группы людей. Форма ее осуществления - научное исследование. Возрастает объем изучения объектов, непосредственно не включенных в практическую деятельность людей

2. Не существует специальных средств познания

2. Применяются специальные средства: математические, логические; моделирование, создание теорий, гипотез, экспериментирование

3. Знания фиксируются на естественном языке в виде разнообразных суждений и утверждений, пословиц и поговорок. Не существует специальных критериев для формулиро­вания и проверки знаний

3. Знания (законы, теории) фиксируются на основе определен­ных критериев. Используются не только естественный язык, но и специально создаваемые символические и логические средства

4. Познавательная деятельность не носит систематического и целенаправленного характера

4. Научное исследование носит систематический и целенаправ­ленный характер; оно направлено на решение проблем, которые сознательно формулируются как цель


Различия стихийно-эмпирического и научного познания, показанные в таблице 2.2, их возможности и специфика хорошо просматриваются на примере, приведенном В.В. Краевским: «Некоторое представление о специфике этих двух видов позна­ния и их результатов - знаний дает история, опубликованная в нашей периодической печати в 1970-х гг. В 822 г. один персидский лекарь поведал миру, что безоаровые камни (отвердевшие кусочки шерсти, которые находят в желудках горных коз­лов и других парнокопытных) могут служить отличным противоядием. Впоследствии английская королева Елизавета, шведский король Эрик IV, опуская перстень с таким камнем в вино, прежде чем его выпить, пред­охраняли себя от отравления. В эпоху Просвещения этот обычай высмея­ли как предрассудок, и о камне забыли. Но в 1970-х гг. американский химик Густав Аррениус показал, что эти камни по своему составу тождественны минералу брушлит (кислый фосфат кальция). Он обладает свой­ством путем ионного обмена заменять свои фосфаты солями мышьяко­вой кислоты. А в былые времена главным ядом был именно мышьяк. На этом примере можно показать как достоинства, так и недо­статки каждого из двух видов познания» 19 .

СЛАЙД 24 – Научно-исследовательская работа

  • Акты официального толкования норм права: понятие, признаки, классификация.
  • Акты применения норм права: понятие, классификация, эффектив-ность действия. Соотношение нормативно-правовых и правоприменительных актов.
  • Амнистия: понятие и признаки. Помилование: понятие, правовые последствия, отличие от амнистии.
  • Анатомия и физиология как науки, их взаимосвязь между ними.
  • Аппарат государства. Понятие органа аппарата государства.
  • В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе.
  • Введение

    ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

    Жить – значит двигаться вперед вместе со временем. Человеческое сознание питается тем, что уже произошло, но работает над тем, что еще предстоит.

    Турстен Хагерстранд, шведский географ.

    Понятие методологии науки

    Рассматривая теоретико-методологические основы и проблемы географиче­ской науки, мы понимаем под теорией науки совокупность знаний об объектив­ном мире, систему идей, которая отражает реальную действительность, раскрыва­ет ту или иную ее сторону. Методология же обычно рассматривается как учение о формах и способах научного познания, своеобразный базис (ядро) науки.

    Поскольку теория и методология неразрывно связаны друг с другом, можно говорить о теоретико-методологических основах и проблемах науки. Очень большое значение имеет изучение теоретико-методологических проблем, «пронизывающих» весь процесс развития науки: вопросы объекта и предмета географии, взаимодействие природного и человеческого элементов, со­отношения пространственного и исторического подходов; целостности географи­ческой науки, протекающих в ней процессов дифференциации и интеграции; положения географии в системе наук, ее структуры как системы естественных и обществен­ных наук, роли в решении глобальных проблем человечества, новых актуальных задач, сопряженных с исследованием фундаментальных проблем территориаль­ной организации общества, взаимодействия человека и природы.

    Остановимся на расширительной трактовке методологии науки – на сущности научного познания.

    Смысл термина «методология» кажется простым, если исходить из того, что он переводится как «учение о методе», и если учитывать, что метод представля­ет собой совокупность приемов для получения знания или достижения опреде­ленной цели. Но это – кажущаяся простота, так как в науке каждый раз новое исследование не начинается с нулевого уровня, а непре­менно опирается на предыдущие, и таким образом, исследования по мере развития науки все больше усложняются. Отсюда – процессы дифференциации и интеграции науки.

    Определение понятия методологии науки не может сво­диться к простому предикату, опирающемуся на смысл слова, и поэтому оправда­нны попытки очень широкого толкования этого понятия: методология науки рас­сматривается как учение о структуре, логической организации, методах и средст­вах научной деятельности.

    В этом предельно широком толковании методологии затронуты почти все проявления знания как феномена мыслительной деятельности. Это и справедливо, так как для получения нового знания и в утилитарно-практической деятельности человек использует все свое знание и, таким образом, учение о методе переходит в учение о знании. Знание же, в свою очередь, является сложным феноменом, свя­занным с не менее сложным явлением – сознанием . Знание есть сердцевина сознания, его ядро и в то же время основа всей практической деятельности человека.

    В процессе познания субъект использует опреде­ленных посредников, которые связывают его с объектом. В донаучном знании эти­ми посредниками служат орудия трудовой деятельности как основные «прибо­ры». В научном знании посредниками между субъектом и объектом выступают многочисленные приборы и их системы, сложнейшие устройства и приемы реги­страции, а также всё предшествующее знание. Использование всего предшест­вующего знания для получения нового знания очевидно, так как любая постановка наблюдения и эксперимента, не говоря уже о рассудочном уровне познания, не может обойтись без предшествующего опыта. Ф. Энгельс писал, что даже са­мый скудоумный эмпирик не может обойтись без взглядов теоретического естест­вознания. В «Диалектике природы» Энгельс приводит такие замечательные слова Гегеля: «Для опыта имеет существенное значение, какой ум приступает к изучению действительности. Великий ум делает великие наблюдения и усматри­вает в пестрой игре явлений то, что имеет значение». С развитием науки арсенал методов обогащается все новыми знаниями об объекте и новый опыт опирается на фундамент всего предшествующего знания. Однако знание не име­ет ни цвета, ни запаха, ни веса – вообще бестелесно и неосязаемо. Чтобы выражать его, хранить и передавать в науке выработаны разные знаково-символические системы, называемые языком науки .

    В качестве резюме можно записать: метод как способ добывания нового знания – это все то, что находится между субъектом и объектом, включая прибо­ры, приемы и теории. Методология как отрасль научного знания рассматривает не только предметный мир, используемый для добычи нового зна­ния, но и приемы, и предшествующие теории, и способы их выражения – языки. Следовательно, методология оказывается всеобщей наукой о знании , которая ох­ватывает его со всех сторон: объекта, отражения и выражения. В системе уровней познания место методологии можно изобразить в схеме: эмпирический – теоретический – методологический – философский. На первом уровне исследуется объект; на втором – формируются понятия, законы и теории об объекте; на третьем – рас­сматривается само знание на основе диалектики субъект-объектных отношений; на четвертом – создается специально-научная картина мира, а также устанавливается место данной науки в системе мыслительной деятельности и ее значение в обществе.

    Эмпирическое тесно связано с предметным миром. Оно является материа­лом знания, а не его итогом. Теоретическое же знание, опираясь на эмпирическое, описывая объект в конкретно-общих категориях науки, объясняет предметный мир, на изучение которого и направлена данная наука. Объяснение, в свою оче­редь, является научной основой его преобразования.

    В процедурном отношении эмпирический уровень знания состоит из на­блюдения и описания фактов, а также из систематизации их и вывода эмпириче­ских зависимостей. Теоретический уровень в процедурном отношении также со­стоит из нескольких подуровней. Систематизации эмпирических зависимостей, из чего уже выводятся законы. Формализации эмпирических законов, которая имеет дело практически уже с идеальными сущностями, оторванными от фактуального базиса. Дедукции из законов новых гипотез, а в науках с развитым математиче­ским и логическим аппаратом – и новых дедуктивных законов.

    Различие между эмпирическим и теоретическим заключается и в объектах исследования. Эмпирическое исследование в естественных наукахимеет дело с предметным миром, который дан в ощущениях, т. е. воспринимается органами чувств. Теоретическое исследование связано с идеальными образами реального мира, од­нако же выраженными в знаках. Теоретические объекты абстрактны в своей ото­рванности от предметного мира, но отражают этот мир глубже и, следовательно, более близки к творческой преобразующей практике человека.

    Методология географии – учение о принципах построения, формах и способах научного познания, ставящего своей целью установление закономерностей пространственно-временного развития природы, населения и хозяйства (природных и социально-экономических геосистем ), рассматривает особенности применения в географических исследованиях общенаучных методов.

    Важнейшей задачей современной географии является сведение общих оснований воедино, в целостную теоретическую конструкцию. Вместе с тем сле­дует помнить, что активные поиски логической базы, выявление аксиом, способствуя ускорению движения науки, сегодня еще не дают возможности пола­гать, что теория географии может быть построена лишь дедуктивным путем, т.е. без опоры на широкий ряд эмпирических обобщений.


    1 | | | |

    В XXI веке научные познания практически во всех сферах человеческой жизнедеятельности достигли своего пика. Люди научились познавать окружающий мир не только посредством практических успехов и ошибок, но и в теоретическом плане, путем выработки концепций, знаний и т. д. Подобный успех всех существующих наук возник благодаря дополнительной категории, которая также развивалась на протяжении многих столетий. Ведь ни одна из них не смогла бы «породить» любого рода концепцию, если бы не применяла в процессе теоретического осмысления определенные способы, приемы или методы. Именно благодаря этим трем составляющим в мире появляются новейшие познания в той или иной области, что в конечном итоге приводит к эволюции всего человеческого вида. Таким образом, в статье автор попытается рассмотреть суть такого понятия, как методология, а также его ключевые аспекты.

    Понятие методологии

    Нужно понимать, что данный термин можно встретить во многих существующих научных отраслях. Понятие методологии настолько многогранно и специфично, что многие ошибочно называют эту категорию отдельной наукой. Подобные выводы являются заблуждением. В этом случае возникает логический вопрос: "Что такое методология?"Для лучшего понимания нужно обратиться к его истории. Сам термин «методология» имеет древнегреческие корни. Слово означало «путь к чему-либо», или же «мысль». В современной трактовке методологией называется учение о способах, методах и приемах исследования научного предмета. Таким образом, мы говорим не об отдельной отрасли, а о совокупности способов для изучения отдельно взятого научного сегмента.

    Чтобы полностью разобраться в вопросе о том, что такое метод и методология, нужно полностью рассмотреть суть этого учения. Оно имеет не только своеобразную структуру, но и некоторые видовые ответвления, о чем пойдет речь далее в статье.

    Классическая структура учения

    Научная методология имеет своеобразную и достаточно сложную структуру, наполненную различными элементами. Все учение состоит из разных теоретических и практических способов осмысления научного предмета. Классическая структура методологии содержит в себе всего два основных элемента. Каждый из них характеризует определенную сторону «разработки» научного предмета. Проще говоря, классическая структура основана на практической и теоретической стороне проявления методологии в виде целостного учения. Отсюда можно выделить следующие элементы:

    1. Гносеологию, или же теоретическую часть учения. Её основной целью являются научные концепции, которые возникают лишь при логической разработке предмета. Гносеология отвечает не просто за знания, но и за их переработку с целью «взыскания» рационального зерна. Данный элемент напрямую связан с самой научной отраслью.

    2. Второй элемент имеет практическое значение. Тут уже нет специфических теорем и концепций. Основой является алгоритм, совокупность способов достижения практической цели. Именно благодаря второму элементу теоретические знания могут реализоваться в реальном полисе благодаря принципам практического применения, которые появляются в целом комплексе фактических действий.

    Однако научная методология также подвержена иным способам структурирования, что говорит о важности данного учения.

    Вторичная структура

    Помимо представленных элементов, в системе учения выделяют вторичную структуру, которая позволяет более точно увидеть связь методологии с научными отраслями, существующими на сегодняшний день. Условно подобную структуру можно разбить на пять составляющих, а именно:

    Методологическое основание, которое, в свою очередь, состоит из ряда самостоятельных наук: психологии, философии, логики, системологии, этики и эстетики.

    Второй элемент позволяет увидеть формы и особенности деятельности, а также её нормы и принципы.

    Логическая структура построения является третьим элементом. Она включает в себя субъект, объект, предмет, форму и средства реализации.

    На определенных этапах фактической реализации методологии этот процесс может быть разделен на фазы, этапы и стадии.

    Пятым элементом является технологическая характеристика решения определенных задач.

    Учитывая достаточно сложную и разветвленную структуру методологического учения, можно сделать вывод о его перспективах развития в структуре отдельных наук. Все существующие виды учения на сегодняшний день сформированы под влиянием той или иной отрасли. Для полного ответа на вопрос о том, что такое методология, нужно рассмотреть «жизнедеятельность» этого учения в составе конкретных научных знаний.

    Методологические направления

    Теория и методология - это неразрывно связанные между собой понятия. Однако это учение встречается не только в сугубо научных отраслях. Существует несколько основных направлений развития методологии, среди которых присутствуют практические отрасли деятельности человека, например:

    Методология решения задач в сфере информатики.

    Методологическая база программирования.

    Совокупность методов и способов бизнес-моделирования.

    Эти направления показывают, что практический метод и методология в целоммогут быть использованы на практике в полной мере. Более теоретическими направлениями являются научная методология (тема статьи) и биогеоценология (смесь биологии и географии).

    Следует помнить, что в стандартном виде научная методология имеет определенные отличительные черты, которые прослеживаются на примерах конкретных отраслей науки.

    Методология права

    Право является достаточно специфической научной отраслью. Оно изначально сформировалось как основной регулятор общественных отношений. Поэтому право непосредственно влияет на социум. Методология познания права и способы его реализации достаточно разные. В первом случае мы говорим о теоретическом осмыслении правовых концепций, во втором - о фактической реализации подобных концепций в общественной плоскости. Таким образом, методология права отличается двойственностью. Если в иных научных отраслях говорится лишь об абстрактных методах получения знаний, то в праве четко перечислены способы получения «юридических ведомостей». Проще говоря, речь идет о конкретных методах, а именно:

    1. Научный метод состоит из основополагающих принципов отрасли или науки вообще. С его помощью появляется возможность намного глубже увидеть суть той или иной проблематики, а также её роль и место в правовом полисе. Чаще всего выделяют общенаучный метод (используется во всех отраслях) и частнонаучный (применим только в праве).

    2. Посредством философского метода появляется возможность изучить право на основе существующих идей мировоззрения. Другими словами, происходит осмысление права (вырабатывается правопонимание) посредством критики, сравнения и характеристики его составляющих элементов.

    3. Специально-юридический метод существует исключительно в отрасли права. Он представляет собой систему специфических анализ, сравнительно-правовой и т. п.

    «Прикладная» методология в праве

    Следует отметить, что методология познания не является единой совокупностью способов. Существует также ряд приемов, которые направлены не на познание отрасли, а на её фактическое применение. В данном случае значение метода первостепенное, потому что с его помощью происходит правореализация. Юристами выделено два основных метода:

    1. Императивный - веление власти, существующее в источниках права. Субъекты не имеют возможности сами регулировать свое поведение.

    2. Диспозитивный - основан на равенстве и независимости сторон, которые имеют возможность самостоятельно принимать решения в рамках правовых норм.

    Таким образом, научная методология права существует не только на теоретическом, но и на социальном уровне, что дает возможность всевозможным концепциям реально воплощаться в жизнь. Именно по этой причине право является общественно регулирующей наукой. Совершенно иную методологическую базу можно увидеть в экономике или социологии, потому что сфера действия абсолютно иная. Попытаемся рассмотреть данные отрасли с учетом предмета их изучения.

    Процесс познания в экономике

    Экономическая методология существенно отличается от правовой прежде всего тем, что в её составе не содержится практических способов реализации. Экономические теории существуют как бы за гранью реальной экономики. Наука координирует данную сферу жизни, но прямо не влияет на неё. Процесс познания в экономических теориях насыщен различными методиками. Причем способы эти используются настолько обширно и глубоко, что посредством нескольких можно полностью разобраться в некоторых проблематиках научной отрасли. При этом экономическая методология направлена исключительно в сторону позитивного исхода. Другими словами, концепции ученых данной отрасли очень часто являются «утопиями», что мешает их применению в реальной жизни.

    Экономические виды изучения

    Дабы ответить на вопрос, что такое методология в экономической отрасли, необходимо рассмотреть каждый способ изучения в отдельности. Как правило, в науке выделяют методы (способы), возникающие в сравнении с естественными науками, а именно:

    Метод дифференциации и выделения экономики как отдельной науки;

    Метод определения научной сферы с точки зрения существующих методов;

    Способ фундаментального исследования принципов экономических теорий;

    Осмысления экономических феноменов для их дальнейшего предвидения;

    Метод разработки теоретических знаний при помощи эмпирического и философского подходов;

    Математический способ;

    Способ соотношения и сравнения экономических явлений;

    Исторический метод для изучения становления и появления экономики в целом.

    Также методология системы экономики содержит ряд специально-научных методов, используемых исключительно в экономике. Например, посредством экономического моделирования можно достаточно упрощенно и абстрактно представить любое экономическое явление с целью выделения его основных аспектов. Функциональный анализ, в свою очередь, поможет увидеть реальную эффективность свойств того или иного научного аспекта. При экономическом моделировании активно используются графики и диаграммы. С их помощью можно увидеть динамику какого-либо экономического явления в определенном промежутке времени или другой среде, которая представляет научный интерес.

    Наиболее рискованным, но в то же время эффективным методом является экономический эксперимент. Он помогает увидеть реальное действие экономического явления, однако предсказать результаты практически невозможно. Таким образом, экономический эксперимент является достаточно опасным методом изучения науки.

    Предмет изучаемых знаний в социологии

    Если на протяжении всей статьи были рассмотрены методы и способы изучения и практического применения знаний в конкретных сферах, то социологическая наука «прекрасна» тем, что она разрабатывает в большей части теоретические знания. Социальная методология, а точнее, совокупность методов данной отрасли, напрямую зависит от предмета её изучения. Согласно мнению многих ученых, социология - это наука об обществе и процессах, возникающих в нем. Данная дефиниция показывает который фактически является объектом действия её методов.

    Отсюда следует, что методология и социальной науки развились вследствие её тесного соотношения с культурологией, психологией, антропологией и иными гуманитарными дисциплинами. Таким образом, предмет является важным аспектом, который предопределил появление целого массива способов получения фундаментальных знаний этой отрасли.

    Социологические методы

    Как уже было указанно ранее, основой социологической методологии являются направленности. То есть те, при помощи которых разрабатываются теоретические знания. При помощи социологических методов выводятся теоретические и количественные концепции. Каждый из этих видов появляется благодаря использованию отдельно взятых способов изучения. Можно выделить ряд наиболее стандартных, а точнее, популярных методов изучения, используемых на сегодняшний день:

    1. Наблюдение - это наиболее классический метод, встречаемый в большом количестве наук. С его помощью можно фиксировать информацию путем визуализации. Существует множество способов наблюдения в зависимости от информированности объекта, цели осуществления метода, ракурса изучения социальной группы и т. п.

    2. Что касается эксперимента , то тут информация добывается с помощью введения какого-либо индикатора в определенную среду с целью дальнейшего наблюдения за процессом его изменения. На сегодняшний день эксперимент - это один из наиболее эффективных методов познания в любой существующей науке.

    3. Многие социальные явления становятся понятны после проведения опроса отдельно взятой социальной группы. Данная процедура может производиться как в устной, так и в письменной форме. На сегодняшний день опрос является одним из наиболее эффективных способов в науке социологии.

    4. Анализ документов - это целая совокупность методов, включающая в себя изучение прессы, картин, печати, СМИ и т. п. Таким образом, методология анализа имеет свою систему, а также позволяет выводить определенные социологические закономерности на основе тенденций, которые царят в обществе в пределах определенных временных рамок.

    Заключение

    Итак, в статье автор попытался ответить на вопрос, что такое методология. Были представлены различные вариации данного понятия в контексте разных отраслей науки. Следует отметить, что развитие методологии как отдельного дополнительного знания будет влиять на эволюцию способов получения практических и теоретических концепций во всех существующих на сегодняшний день науках.

    Но вместе с тем исследователь знает не только, что такое наука как институт и форма культуры.

    Еще более глубокие, интуитивные ассоциации в собственном научном поиске диссертант обнаруживает как исторические процессы в эволюции методологии науки, научной прогностики.

    Существование знания в любой из его форм – гипотез, версий, теорий, кодексов – предполагает три уровня: уровень рациональной интерпретации опыта, уровень его передачи и распространения, уровень конкретного использования. Это творческий, информационный и прикладной аспекты, отражающие социальную специфику различных сторон научной деятельности. Традиционно уровень производства и уровень распространения знания являются прерогативой научных и образовательных институтов.

    Чтобы овладеть методологией диссертационного исследования, необходимо познакомиться с понятийным тезаурусом методологии науки. Любая развитая научная дисциплина легко обнаруживает уровни: эмпирический , теоретический , методологический . Метод в переводе с греческого означает способ познания, исследования природы и общества, прием, способ или образ действия.

    Методология – наука о методе в самом широком смысле, а конкретизация собирательного понятия метод раскрывается в концептуальном аппарате, в понятиях научного сообщества, научной картины мира, научных подходов и концепций, научных технологий, методов, исследовательских программ, стандартов, методик, нормативов.

    Общенаучная методология представлена направлениями, концепциями и системами научного знания, которые в силу универсальности используются как средства исследовательской деятельности в различных отраслях науки: возможности использования математического аппарата для количественных оценок, системность рассмотрения объектов исследования. При этом роль системности анализа объектов науки проецируется и на диссертационное исследование, и это существенно отражается на структуре диссертационной работы, качество которой возрастает с увеличением использованных теоретических, эмпирических методов исследования, различных аспектов объекта как системы, а также с учетом методологии в анализе факторов модели объекта.

    Принципиальный момент уточнения содержательного существа научной методологии заключается в том, что любая научно обоснованная теория может выступать в качестве метода в процессах экстраполяции на другие теоретические области знания. Вследствие этого разграничение метода и теории носит функциональный характер. Теория исследования выполняет обычные задачи объяснения, прогнозирования, но для построения других концепций она фигурирует в качестве метода. Необходимо принять во внимание выполняемые функции и точки приложения методологии в научном исследовании. В принципе невозможно выделить разделы диссертационного исследования, которые оказались бы свободными от влияния методологии, так как буквально все они окрашены в цвет избранного нами метода.

    Назовем эти обязательные приложения методологии в научном диссертационном исследовании: программа теоретического и эмпирического исследования, постановка проблемы; цель и задачи исследования; объект и предмет исследования; разработка гипотезы и формирование теории; развитие интерпретации результатов.

    На любой вопрос в процессе исследования можно ответить в зависимости от выбора методологии, например, исходя из внутренней, интерналистской теории рациональности либо из теории внешних, природных или социальных обстоятельств.

    Так, существующие определения социальной структуры отличаются друг от друга и содержат противоречивые элементы. В одних сопоставляются структура и культура, в других культурные символы и идеи рассматриваются в качестве сути структуры, третьи считают, что социальная структура существует во внешней реальности и представляет собой не теорию, а то, что необходимо объяснять с помощью теории. Возможно определение структуры с позиций статусных и должностных различий, влияющих на социальные отношения, либо в терминах моделей социальных отношений, из которых выводятся статусные различия. Все дело в том, что путь исследования освещается лучами различных методологий. С другой стороны, идеологизированная методология охраняется конкретным типом общества, политическими институтами, традициями.

    Методология научного исследования – это форма организации научного знания и научной деятельности, содержащая основные принципы, соответствие структуры и содержания задачам исследования, включая методы, проверку истинности результатов, их интерпретацию.

    Многоплановость и неоднозначность дефиниций, избираемых зарубежными и отечественными учеными, создают логико-семантическую проблему синтеза теории и методологии.

    Часто диссертант именно в вопросах методологии не чувствует себя уверенно, хотя готов спорить по конкретным этапам своего исследования с кем угодно. В то же время общая методология и концептуальные соображения, философские размышления не обязывают строить исчерпывающую абсолютную систему, а лишь пунктирно обозначают путь исследовательского поиска. Например, методология социальной работы является научной системой целей, принципов, задач, методов и технологий по разработке стратегий социальной политики и обеспечению помощи, социальной защиты, поддержки индивида или группы риска, включая субъектно-объектное содержание, задачи и направления. Понятие принцип обозначает предельно общую, основную стратегическую идею, ориентирующую деятельность, структурирующую систему основных подходов и методов, создающую логическую сетку, понятийный каркас и методологическое основание для построения теоретической концепции.

    Так, жестко детерминированные линейные стандарты методологически подпирают представления об усилении роли государственности в жизни социума. Формируется парадокс социальной патологии и необходимости личностной, экзистенциальной терапии, которая трудна в разрушенной культуре, неразвитости правосознания и рыночной экономики. В нелинейной картине социума хрупкость бытия, эффекты неопределенности и риска, страдание и пограничность, неукорененность и слабая готовность к конкуренции оказываются более адекватными поведенческими характеристиками социального субъекта, нежели стандартные детерминации.

    Диссертационное исследование составляет несколько методологических уровней: 1) выбор и синтез методологий, 2) теория, 3) семантико-лингвистический анализ, 4) анализ данных специальных наук. Суперпозиция содержательных объектов методологии, социологической теории, объясняющей проблемное поле, избранное соискателем, дает пересеченное поле авторской методологии, которая не будет, например, чисто функционалистской, веберовской, ядовской или батыгинской. Глубинные принципы, общечеловеческие ценности и матрицы культуры являются регулятором социализации и экзистенциальным каналом трансляции культурной парадигмы. Социальное действие сопряжено с идеалом, смыслом и действием другого, преодолевает риск, экологически ориентировано на индивида. Важно поместить методологию вопроса о механизмах социального исключения в фокус исследовательского интереса.

    Эти методологические концепты не используются как эквиваленты равных позиций, например, индустриальное и постиндустриальное общество или капиталистическое и посткапиталистическое как синонимы модернизма и постмодернизма, терминов, обозначающих самоосознанные культурные и художественные стили. Методологически термины модернити и постмодернити пересекаются с практикой, которая может быть современной или постсовременной; с другой стороны, это преобладание одного или второго периода в интеллектуальной истории.

    Вместе с тем безликость социума и повседневности – это методологическая предпосылка неподлинного бытия, маргинальности. Человеческий мир смысловым образом организует культуру, научная картина мира меняется вместе с эволюцией культурно-исторических эпох. Так, этические модификации, по М.Веберу, в донаучной картине мира образуют три типа отношений по установкам социального действия в истории культуры и религии, детерминируя образ жизни. Понятие социального действия рассматривается как индивидуальное человеческое действие, его методология оказывается обособленной от классических дебатов социологической теории, в проблемном поле понимания культуры и типов культурных изменений. Когда Вебер вступает в прямую дискуссию с классической социальной теорией по поводу возникновения и отличий современного мира, его сравнительный метод установления культурной значимости современного рационализма и капитализма отдаляет его от эволюционизма Маркса и противопоставления примитивного и современного общества Дюркгейма. Вебера не занимают проблемы конфликта или солидарности, он исследует процессы культурных изменений, их отношение с другими сферами социальной жизни посредством верований, ценностей или убеждений. В этом постулате содержался импульс, который стимулировал знаменательный интерпретативный поворот, изменивший методологические основания науки.

    С другой стороны, современная научная теория социальных процессов была бы принципиально невозможна без перехода к третьему типу рациональности, без пестрой постмодернистской плюралистической картины мира. Еще позже, в двадцатом столетии, программа критики догм и суеверий и самоосуществления разума в истории получила несколько высокопарное название Project Moderne . Вебер, объясняя социальный смысл модерна, писал, что социальный мир становится все более прозрачным, то есть ясным, понятным, доступным познанию и изменению, благодаря его расколдовыванию (Entzauberung ) вследствие рационализации жизни, освобождению от магии и суеверий, доверия к разуму, науке, рациональной процедуре во всех сферах жизни. Именно эта тенденция и придавала смысл эпохе модерна. Разнообразные формы модернистского проекта – от общей идеологии Просвещения до веберовой идеи расколдовывания мира и рационализации жизни – на практике означали не только оценку социальной структуры, социального равенства или неравенства, справедливости и несправедливости в распределении ресурсов, но и новую методологию проектирования будущих реформ и социальных изменений.

    Все последующие попытки социальных мыслителей XX века скорректировать теоретические модели социальной реальности осуществлялись как бы в поисках межпарадигмального компромисса в социологической теории, примирения объективизма системно-структуралистского подхода с субъективизмом феноменологии. Представления о функциональной, культурной или экономической детерминированности деятельности людей заменялись гуманистической картиной социальной реальности, где подчеркивалась активная роль коллективной человеческой деятельности в воспроизводстве и изменении социальной системы (Э.Гидденс, П.Бурдье). Категория практики, ставшая центральной в антропологии, философии, социологии, в то же время способствовала методологическому компромиссу, формированию парадигмы, общей для социальных наук.

    В 50-е годы доминировала ждановская линейная интерпретация истории философии как непримиримой борьбы двух партий: материализма и идеализма. Эта схема обедняла многообразие и сложность развития философских школ. Сегодня вульгарная схема основного вопроса философии становится непригодной для испытуемой рефлексии: грубое полярное разведение материализма и идеализма не позволяет вытащить на суд философии образ человека маргинального, незащищенного, находящегося в зоне риска. Кроме того, академический язык классической философии хорошо сочетался с закрытой картиной мира, в которой все разложено по полочкам, записано в таблицы и уложено в ясную схему. Справедливости ради добавим, что и западноевропейский, и античный философский дискурс далеко не всегда укладывался в прокрустово ложе измов , в рамки привычных стереотипов европейского его понимания, не говоря уже о принципиально нелинейных восточном и русском типах философствования.

    В то же время каждая отрасль знания накапливает арсенал средств научного анализа, что составляет методологию конкретной отрасли науки. Метод исследования связан с подходом к обоснованию и интерпретации научного знания, в диссертационном исследовании полезны подходы, учитывающие специфику предмета и объекта анализа. Это системный подход к многообразию проявлений объекта; междисциплинарный подход к предмету диссертационного исследования; проектирующий метод, определяющий этапы и порядок разработки; общенаучные формы теории: анализ и синтез, аналогия, гипотезы; моделирование взаимодействия объекта со средой; эмпирический метод в разработке программы, инструментария и проведения прикладных исследований; статистический и вероятностный методы в реализации количественного подхода; качественный анализ; биографический метод.

    Так как наука выступает феноменом техногенной цивилизации и участвует в конструировании своего метода и картины мира в качестве глубинной программы жизнедеятельности, она формирует новые методологические подходы к модели субъект–объектных диспозиций, детерминирует новые типы личности, в том числе – тип ученого-исследователя. Задача современной науки – дать целостный образ человеческого мира сквозь призму концептуального аппарата, систему категорий и научных понятий. Эта общая задача конкретизируется и в отдельных диссертационных исследованиях.

    В анализе социальных явлений и построении социологической теории мы обнаруживаем важнейший методологический принцип. Там, где в определении проблемной ситуации исследователем, соискателем не учитывается момент иерархической организации социальной структуры, определение можно считать неполным, поскольку не учитывается основной момент – социальное неравенство. По существу неравенство индивидов и групп является изначальным признаком социальной структуры. В случае же равенства или тождества можно говорить об абстрактном множестве элементов, отсутствии общественной организации и структуры. По этой причине понятие социального неравенства в рассуждениях о социальной структуре выполняет идеологическую, а главное, аналитическую функцию, обусловливая анализ изменений социальной структуры. Происхождение неравенства получило свое подтверждение в анализе традиционных культур социальными антропологами, которые относят социальную структуру к эмпирической реальности, группам и иерархиям, разделяющим общество.

    Перевод формализации содержательного знания на искусственный язык дополняется обратным процессом – интерпретацией, содержательным истолкованием формальных результатов. Диспозиции науки не даны в чистом виде: наряду с артикуляцией общего, инвариантного они пропускаются через категории повседневности, погружаются в конкретно-историческую ткань культуры. Методология как ядро теории анализируемой проблемы содержит универсальные образы, схематизмы, целостные представления о социальном мире. То есть одновременно – универсалии культуры и личностный ответ, схемы переживания. Философские рационализированные программы латентно представлены в методологии науки и отдельных научных методологиях, они не всегда видны.

    Огромна роль разработки методологии исследуемой проблемы . Проблематика науки опирается на междисциплинарные исследования, философская методология осуществляет задачу их интеграции. Поменять очки, оптический прицел – значит поменять методологию, подходы к обсуждаемой проблеме. Важно уметь плавать в полипарадигмальном море науки, чтобы не утонуть. Социокультурные потребности универсализации и синтеза научных знаний, психологические различия в культуре непосредственным образом влияют на жизненный путь ученого, уходя в тайну этничности и темпоральности. Привычная дефиниция категорий как фундаментальных понятий, отражающих существенные связи и отношения реальности, дополняется формами жизни, социализации, результатами индивидуальной рефлексии.

    Г.Батыгин анализирует объекты методологического и исследовательского интереса чикагских социологов: жизнеописание польского эмигранта (У.Томас и Ф.Знанецкий); положение негров в Чикаго (Ч.Джонсон); бродяги – сезонные рабочие, мигрирующие на Запад (Н.Андерсен); дезорганизация семьи (Э.Маурер); молодежные группировки и банды (Ф.Трешер); самоубийства (Р.Кейвен); еврейское гетто (Л.Вирт); социально-территориальная стратификация города – Золотой берег и трущобы (X.Зорбау); платные танцзалы (П.Кресси); внутренняя жизнь гостиниц (Н.Хайнер); организованная преступность в Чикаго (Дж.Ландеско), история жизни преступника (К.Шау); забастовка (Э.Хиллер); община русских молокан (П.Юнг).

    Статистические методы в инструментарии социологических исследований возобладали в 40-е годы, большое значение стало придаваться репрезентативности данных, к середине XX века созданные техники контент-анализа массовой коммуникации и пропаганды стали основой самостоятельного направления в социологии. Так, в основе метода case-study лежит неструктурированное интервью, оно часто использовалось работниками социального обеспечения и психологами, хотя в массовых опросах предпочитались вопросники, подлежащие кодированию. Неструктурированные методы использовались в изучении установки, потребительского поведения и массовой коммуникации. В годы войны значительное развитие получил контент-анализ в связи с изучением враждебной пропаганды, были предприняты попытки квантификации неструктурированных опросных сведений. Если методы теоретического исследования включают анализ, синтез, формализацию, интерпретацию, моделирование, объяснение, предсказание, то методы эмпирического исследования охватывают анализ документов, результатов деятельности, наблюдение, нарративы, анкетирование, интервью, экспертные оценки.

    Теоретическое обсуждение аспектов социального неравенства в капиталистическом обществе связано прежде всего с методологическими подходами К.Маркса и М.Вебера. Но Маркс сводил социальное неравенство к производственным отношениям. Классы – это социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном положении и борющиеся между собой, они включают сословия и любые социальные категории, расположенные на различных ступенях социальной лестницы. Пролетариат – продукт технической цивилизации – должен победить эту цивилизацию, и, обогатив себя культурным богатством, которое накопило человечество, воссоединить цивилизацию и культуру. Но для методологии М.Вебера наиболее важной из движущих сил современного модернизированного общества является рациональность как прогрессивное воздействие рационального мышления и технологий на все сферы общественной жизни. Специфические черты иудаизма и христианства заложили основы рационального преобразования мира, эти черты с особой силой проявились в ходе реформации, возникновении кальвинистского крыла. Вебер утверждает плюралистический подход к анализу социальной структуры. Понятия класс, статус, партия означают три самостоятельных плоскости экономической, социокультурной и политической стратификации. Под властью Вебер понимает способность человека или некоторого числа людей осуществлять свое намерение через коллективное действие даже вопреки воле участников этого действия. Все виды обладания дифференцируют классовые ситуации их собственников в зависимости от значения, которое они придают использованию собственности. Люди, которые не имеют собственности и не могут предложить услуги, дифференцируются по виду услуг и способу их использования. Вид возможностей или шансов на рынке, которыми располагает отдельный индивид, является генеральным условием, определяющим всю его судьбу. Академическая социология, сложившаяся в конце XIX – начале XX веков, дистанцировалась от массовых обследований и развивалась в русле теоретических доктрин. Важнейшими методологическими концептами М.Вебера, например, выступают социальное действие, идеальные типы, понимание.

    Умозрение и интуиция, не обращаясь к логике, регулируют связь пограничности и маргинальности, космического и земного. Превращение человека в предмет познания науки предполагает вроде бы абстрагирование от свободы и сострадания как единственной основы нравственности. Однако понимание чужого мира возможно исключительно путем вживания, чувствования, сопереживания, преодоления эгоистической природной склонности. Когда есть необходимость индивидуального прояснения вины, ответственности, решения, этому сопутствует свобода выбора желания либо безразличия. Поэтому в научном подходе к социальной работе рекомендуется биографический и нарративный анализ, бережность к чужому самоистолкованию, изъятие клиента из актуальной ситуации, привлечение внимания к возможному преодолению конфликта.

    Социальное поведение индивида и общества, разграничение функций социальных институтов и политической системы государства вписаны в культурный контекст ситуации. Помимо регулятивных действий институтов власти и субъектов общественного влияния, детерминантами поведения социальных субъектов служат сложившиеся типы организационных культур, правосознания, ценности, стереотипные поведенческие реакции, составляющие целостный континуум гражданской культуры. Вебер указывает на сложность распознания далеко идущих культурных последствий рациональных бюрократических структур, которые возникают достаточно независимо от областей, непосредственно относящихся к бюрократии.

    Каждый новый социокультурный этап в развитии общества требует существенного обновления не только самой социальной политики, но и концепции подготовки кадров для социальной сферы, исследовательского аппарата социальной науки. Основой такого обновления могут быть: а) отказ от старых категорий и показателей, которые неплохо объясняли содержание прежнего состояния общества, но оказались неэффективными; б) выработка нового понятийного аппарата, новой системы показателей, которые могли бы наиболее адекватно выразить новое состояние общества. Очевидна потребность обновления теоретико-методологических основ анализа социальной структуры и субъекта социальной политики.

    Сравнение ряда объективных показателей состояния науки в нашей стране с аналогичными показателями ведущих капиталистических стран: США, Японии, стран ЕЭС позволило отечественным науковедам сделать вывод о кризисном состоянии науки. Хотя современный кризис общества невозможно объяснить недостатком разумных и гуманных идей или рецептов социального переустройства, каждое из них осуществляется теми же методами, которые хотелось устранить. В свое время христианская проповедь любви к ближнему сопровождалась инквизицией, идеи Просвещения – гильотиной, идеи социализма – Гулагом. Возможно, кризис коренится не только в социальных порядках и теориях, но и самом человеке. Оторванность от темпоральных корней подлинного бытия и безликость жестко детерминированного общественного устройства порождают маргинальность, невротичность и риск существования. Вопросы художественной инверсии и атрибутивности времени искусству становятся не столь тривиальными: именно темпоральные модели текстов культуры способствуют переводимости языков культур.

    Методология социальной теории оказывается системой идей не о homo sapiens , но страдающем, девиантном человеке и его жизненном мире. При этом культура постмодернизма принципиально отличается от естественнонаучной и массовой культуры с точки зрения исторической, этнической классификации, понимания роли науки в интерпретации истории, подвига против нивелирования человеческих судеб. Общие методологические принципы социальной концепции – это гуманизм как стратегия социальной политики и социального действия. Дуализм уникальности и универсальности выступает в форме априорности, тотальности человеческой природы, генетических кодов и норм культуры, жизненных катастроф, индивидуальной свободы и социального принуждения.

    За внешней тенденцией к меньшей академичности теории открывается серьезная претензия на принципы новой методологии: ? отказ от ориентации на чистую классическую рациональность научного знания и полярных линейных представлений о мире; ? стремление вслушаться в подвижные умонастроения, переживания и страдания человека; ? акцент на социальной и духовной поддержке человека, отчужденного от социума и заброшенного в иррациональный поток событий; ? радикальное разочарование в урбанизме, техницизме, массовой культуре; ? протест против личностной капитуляции перед глобальным кризисом; ? извлечение из современной истории новых мировоззренческих принципов, нового понимания философии.

    Методология погружена в культуру, соответствует эпохе, одновременно заглядывая в будущее, действуя не только в настоящем, а распространяясь на все модусы времени, то есть атемпорально. Наука есть ценность культуры, результат институциальной конструирующей деятельности, она не только совокупность знаний в понятийной форме, концепций, но и материнское лоно методологии как системы принципов и совокупности методов. Так, методологический горизонт темпорализма раздвинулся благодаря прогностической рефлексии эпохи, которая вышла из презентивных замкнутых циклов и стала существенно оценочной.

    Научная картина мира от классической механики перешла с оформлением естествознания к процессу мутаций, а затем с возникновением научного сообщества наука стала товаром, подошла к научной революции. Мутации мировоззрения означают, что образ мира вытесняется на суд научной методологии, которая либо адаптируется к новой картине, либо резко ее пересматривает. Т.Кун рассматривает науку как продукт множества подходов многочисленных групп и школ без единой совокупности процедур или четких критериев, позволяющих разграничить науки. В куновской методологии научная парадигма есть универсально признанное научное достижение, обеспечивающее сообществу ученых в течение значительного времени образцы проблем и решений. Правда, позитивизм и фальсификационизм как главные критерии демаркации науки уже не находят поддержки. Более распространенным стало представление о науке, как чистой форме знания, социальном институте, профессиональной деятельности без унификации научного метода и жесткого различия между наукой и другими формами знания (идеология, магия, искусство, религия).

    В процессе перехода к неклассической форме наука становится одним из основных видов деятельности, сама предметность сплавляется со средствами и операциональными схемами получения знания. Глубинные нравственные принципы, надындивидуальные общечеловеческие правила поведения и матрицы культуры являются бесспорным регулятором социализации личности и экзистенциальным каналом трансляции культурной парадигмы. Классический набор категорий не в состоянии выразить шок, трагический опыт, страдание; в дихотомию человека и мира не укладывается их постмодернистское слияние в общем хронотопе культуры, хотя логические конструкты, ячейки техногенных гносеологических сетей, как сирены Одиссея, стремятся своими чарами завлечь философию в гордыню социального контроля, в царство демона Лапласа. Мировая цивилизация и биосфера оказались в конфликте между собой, ушли в прошлое прозрачная картина мира, ясность социальных взаимодействий, классовых противостояний, упрощенный подход к социальным процессам, линейное, механическое понимание картины мира. Созданные техники анализа содержания массовой коммуникации (контент-анализ) и пропаганды стали основой самостоятельного направления в социологии.

    Проблематика науки опирается на междисциплинарные исследования, методология осуществляет задачу их интеграции, содержит систему основных принципов, определяющих метод и концептуальный аппарат теории, субъектно-объектное содержание, задачи и направления. В центре внимания методологии находятся вопросы выбора научных фактов в качестве предмета исследования, подхода к их интерпретации. При этом диспозиции науки не даны в чистом виде: наряду с артикуляцией общего, инвариантного они пропускаются через категории человека и оказываются погруженными в конкретно-историческую ткань культуры.

    Контекст понятия парадигмы значительно расширился, оно стало рассматриваться не как когнитивная, а, наоборот, как социальная характеристика, обозначающая согласие ученых. В аспекте критериев истинности научных гипотез и теорий Хабермас и Файерабенд предложили консенсус или неограниченную дискурсивную модель условий познания. В основе научного знания лежит не всегда артикулированное мировоззрение, миф, в соответствии с которым формируются теоретические постулаты, определяющие темы исследования, корпус гипотез и подтверждающих примеров. Все это охватывается понятием исследовательской программы Лакатоса, состоящей из жесткого ядра и защитного пояса, обеспечивается относительная автономность научной теории от экспериментов и от социальных обстоятельств воспроизводства знания.

    Различие методологии влечет за собой дифференциацию концепций, объясняющих один и тот же феномен. Методологические предпосылки оформления научной теории человека и общества, социальных процессов во многом формируются в русле феноменологии и философии экзистенциализма, понимающей социологии. Привычная дефиниция категорий как фундаментальных понятий, отражающих отношения реальности, дополняется формами социализации, индивидуальной рефлексии. Вслед за Вебером нас в основном интересуют происхождение и трансформирующая роль духовной жизни. В этом отличие современной позиции от принципиальной ограниченности функционалистского типа объяснения.

    Предельные смысловые основания культурного хронотопа в контексте стратегии спасения образуют концептуальное ядро науки, вокруг которого разрастается экзистенциальная, вселенская программа, семантически обогащающая наследие языков культур. Нащупать это ядро возможно при радикальном отказе, отречении от прокрустовых принципов радикального функционализма. Качественно обогащенная жизненная социология противопоставляется стандартной современной журнальной социологии, в итоге методология формирует не только новые стратегии научного исследования, но участвует в социальном конструировании. В этом смысле теория социальной работы выступает как новая методология, идеология, островок нового образа жизни, движения, типа отношения к человеку. Социальная работа не ограничена локальной коррекцией, это нечто тотальное, ключевая парадигма, духовный камертон демократической трансформации общества. Вместе с тем, в российском постмодернизме быстрее выстраивается антиконцепция, концепцию же надо вырабатывать, преодолевая конгломерат идей, выпутываясь из уродливой идеологии реформ, бесперспективности академизма.

    Даже беглый взгляд на широкую палитру методологических рефлексий обнаруживает большую свободу размышлений, разрывающих паутину авторитетов, различие мнений, вкусов, персонификацию концепций. Методология отечественной науки реализует принцип синтеза глобального и регионального в контексте развития цивилизации, трансляции мировой культуры в особенностях России. В модернизации функций науки работает уже не личный опыт распознавания и предвидения, а безличная процедура обоснования общезначимых положений, которые могут воспроизводиться при соблюдении определенных условий.

    Тип научной методологии оказывается связанным с исторической эпохой и национальной культурой, конкретной персоналией, а новая роль науки меняет ее облик как социального института и как академической системы методологий.

    Одним из способов монетизации сайта, является заработок на кликах . Партнерская программа partner-dating.ru предлагает выгодные условия вебмастерам.

    Специфика развития

    Наиболее существенный вклад в разработку методологии науки внесли Платон , Аристотель , Бэкон , Декарт , Кант , Гегель и другие классики философии. В то же время в работах этих авторов методология науки представала в обобщенном и слабо различенном виде, совпадая с исследованием общей идеи научности и ее базовых принципов. В частности, Аристотель и Бэкон классифицируют научное знание и предлагают два основных метода получения достоверной информации о природе и человеке: логико-дедуктивный и экспериментально-индуктивный. И.Кант разрабатывает общие границы познавательных способностей, а Шеллинг и Гегель пытаются создать универсальную систему научного знания. Данные исследования имели более отвлеченный характер, в силу того, что наука не играла вплоть до сер. XVIII - н. XIX какой-либо существенной практической роли в социальной жизни.

    Вместе с прогрессом общественных отношений и выдвижением технологической сферы и промышленного производства на передний план в социуме наука приобретает большое значение в отношении разработок новых технологий и рациональных принципов упорядочивания форм производственной деятельности. Обретают реальный смысл так же и теоретические исследования в области методологии науки. В работах Конта , Спенсера , Дюркгейма и других авторов разрабатываются уже не просто принципы общенаучного знания, но конкретные варианты методов научно-познавательной деятельности, причем во многом ориентированной на мир социальных связей и отношений.

    Особое значение в становлении методологии науки имели исследования Буля , Фреге , Пирса в области логико-математического знания. Эти авторы заложили основы формализации норм и процедур мыследеятельности, тем самым раскрыв пространство формализации и математизации логического знания и позволив использовать логико-методологические наработки естествознания в гуманитарных науках.

    Не меньшее значение имело становление электродинамики , релятивистской и квантовой механики , поставивших под вопрос основы классической физики Ньютона . Открытия Фарадея , Максвелла , Эйнштейна , Планка и других ученых позволили не только внести ясность в природу некоторых фундаментальных явлений и процессов (электричество , свет и др.), но повлияли на область методических установок науки в целом. В частности, развитие квантово-релятивистской механики привело к возобладанию сугубо математических подходов к выдвижению и обоснованию теоретических положений. Такие положения служили уже не просто целям обобщения групп экспериментальных данных наблюдения, но выступали самостоятельными регулятивами научно-познавательного процесса. Выдвижение сугубо умозрительных конструкций стало признаваться равноправным участником научного исследования наряду с наблюдением и экспериментом и зачастую даже более предпочтительным, поскольку позволяло сокращать время между выдвижением теории, ее разработкой и внедрением в практику.

    Все это привело к бурному прогрессу науки в ХХ веке, превращению ее из сугубо познавательного интереса любителей «чистой» истины в сферу профессиональных отношений, имеющих не малое влияние на экономическую жизнь общества (вплоть до трансформации науки в разновидность бизнеса ).

    Основная задача методологии науки заключается в обеспечении эвристической формы познания системой строго выверенных и прошедших апробацию принципов, методов, правил и норм. Данная система формируется на основе объективных законов и закономерностей действительности. В науке понятие «методология» употребляется обычно в двух значениях: 1) как система принципов и способов, используемая исследователем в своей теоретической и практической деятельности; 2) как учение об этой системе, обеспечивающей научный поиск ответов на возникающие перед субъектом познания вопросы. Для достижения успеха в исследовательской деятельности ученый должен овладеть «секретом» метода и обладать эвристической технологией научного мышления . Далеко не каждый исследовательможет создать оригинальную методологию научного исследования, у которой нашлось бы много последователей, чтобы он мог заявить с полным на то основанием о создании собственной научной школы .

    Примечания

    Важные понятия

    • научный метод (от греч. methodos) - это упорядоченный способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, приводящий к истине
    • теория (от греч. theoria наблюдение, исследование) - это сложное многоаспектное явление, которое включает:
      • обобщение опыта, общественной практики, отражающее объективные закономерности развития природы и общества
      • совокупность обобщенных положений, образующих какую-либо науку или ее раздел
    • гипотеза (от греч. hypothesis основание, предположение) - это:
      • научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления и требующее проверки на опыте, а также теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией
    • наблюдение - это в общем и целом целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности, а в частности в науке - восприятие информации на приборах, обладающее признаками объективности и контролируемости за счет повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (например, эксперимента)
    • эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - это поставленный опыт, изучение явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий

    Литература

    • Баскаков А. Я., Туленков Н. В. Методология научного исследования: Учеб. пособие . - Киев, 2004. - 216 с. ISBN 966-608-441-4
    • Гуляихин В. Н. К вопросу о методологии диссертационных работ в юридической науке // Вопросы права и политики 2012. № 1.С. 92-106.
    • Куликов С. Б. Вопросы становления предметной и проблемной области философии науки. - Томск, 2005. - 200 с. ISBN 5-84928-201-2
    • Куликов С. Б. Основы философского анализа науки: методология, смысл и цель. - Томск, 2005. - 184 с. ISBN 5-89428-215-2
    • Степин В. С. , Елсуков А. Н. Методы научного познания. - Минск, 1974 − 152 с.
    • Петров Ю. И. Методологические вопросы анализа научного знания.- М.: Высшая школа, 1977. 224 с.
    • Лакатос И. Фальсификация и методология научно-исследовательских программ .- М.: Медиум, 1995.
    • Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки / Пер. с англ. и нем. А. Л. Никифорова; общ. ред. и вступ. ст. И. С. Нарского.- М.: Прогресс, 1986. 542 c.

    Ссылки

    См. также


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    • Логика науки
    • Малыш и Карлсон (мультфильм)

    Смотреть что такое "Методология науки" в других словарях:

      МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - систематический анализ методов, применяемых для получения научного знания и тех общих принципов, которыми направляется научное исследование. Методологические исследования можно разделить на общие, частные и конкретные. Общая методология… … Философская энциклопедия

      методология науки - МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ научная дисциплина, занимающаяся исследованием и проектированием методов научно познавательной деятельности (см. Метод, Методология). М. н. всегда была органически связана с эпистемологией и философией науки, а также с… …

      МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - учение о методах, средствах и процедурах научной деятельности, раздел общей методологии познания, а также часть теории научного познания. Любая методология науки исходит, прежде всего, из определенной классификации методов научного познания. Как… … Философия науки: Словарь основных терминов

      методология науки - часть науковедения, исследующая структуру научного знания, средства и методы научного познания, способы обоснования и развития знания. Систематическое решение методологических проблем дается в методологической концепции, которая создается на базе … Словарь терминов логики

      МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ - – учение о принципах и методах получения знаний … Философия науки и техники: тематический словарь

      Методология науки. Системность. Деятельность - «МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ. СИСТЕМНОСТЬ. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» книга Э. Г. Юдина. Издана в Москве в 1997. Эрик Григорьевич Юдин (1930 1976) отечественный философ, занимавшийся проблемами методологии науки и философией системных исследований. Книга… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

      МЕТОДОЛОГИЯ - (от метод игреч. слово, понятие, учение), система принципов и способов организации и построения теоретич. и практич. деятельности, а также учение об этой системе. Первоначально М. была неявно представлена в практич. формах взаимоотношений … Философская энциклопедия

      Методология (значения) - Методология учение о методах, методиках, способах и средствах познания. Методология Методология истории Методология клинического диагноза Методология науки Методология ARIS Методология программирования Методология экономической науки… … Википедия

      Методология - (methodology) Изучение методов, используемых в любом виде исследований. Методы, применяемые в изучении политики, включают в себя научно исследовательскую работу в архивах; изучение ранее опубликованных материалов; социологические опросы и… … Политология. Словарь.