Куда входит освещение придомовой территории многоквартирного дома. Обслуживание уличного освещения на столбах. Дуговые ртутные лампы

Жители населённых пунктов часто сталкиваются с отсутствием уличного освещения. Нерабочее состояние одного или нескольких фонарей ухудшает видимость во дворе и может стать причиной повышенной опасности для прохожих. Вас интересует, кто должен разбираться с данной ситуацией? Ответ на этот вопрос вы найдёте в статье.

Кто отвечает за уличное освещение в городе?

За исправное освещение дворовой территории, улиц, дорог, мостов, промышленной зоны, парков и бульваров отвечают местные органы исполнительной власти (иными словами, муниципальные или государственные органы), в соответствии с ФЗ № 131 от 2003 года 6 октября.

Именно они заключают с обслуживающими организациями (энергоснабжающими компаниями) договор, на основании которого осуществляется освещение улиц.

В каждом населённом пункте проблема неработающих фонарей решается в индивидуальном порядке. Кто отвечает за уличное освещение во дворах в городе? Подобными вопросами занимается местная администрация.

За поддержание фонарей в рабочем состоянии и осуществление их своевременного обслуживания отвечают коммерческие предприятия – энергоснабжающие компании или электросети, с которыми был заключён договор. Контролировать деятельность данных организаций обязуется администрация города.

Кто отвечает за уличное освещение в сельской местности?

Порядок организации освещения на улицах в городе и сельской местности различается. В бюджете поселения может быть недостаточно средств для установки фонарей вдоль каждой дороги. Местная администрация ежегодно занимается разработкой плана по освещению всего населённого пункта.

Основная проблема в этом случае – поиск источников финансирования (с этой целью используются не только средства из федерального бюджета, но и внебюджетные варианты).

Обеспечение функционирования фонарей и их установка в местах, требующих особого внимания и осторожности (например, на опасных поворотах или рядом с учебными заведениями), входит в обязанности местного муниципалитета.

Формально за техническое обслуживание отвечает районный отдел энергосбыта или энергоснабжающая компания, однако за своевременную оплату предоставляемой услуги и осуществлением контроля за деятельностью организации ответственна администрация конкретного населённого пункта.


В среднем лампа в уличном фонаре при правильных условиях эксплуатации способна прослужить до полутора лет включительно. В отдельных областях страны в силу погодных и географических условий освещение может использоваться чаще или реже обычного. Именно поэтому лампы способны быстрее выходить из строя или при менее частом применении прослужить вплоть до 3–4 лет.

Если в фонарях перегорели лампы или на улице недостаточно освещения, подобная ситуация должна быть исправлена, чтобы избежать увеличения травмоопасности и повышения количества краж на данной территории.

Вы не знаете, куда обращаться, если нет света во дворе? Письменная жалоба (индивидуальная или коллективная) подаётся в местную администрацию определённого муниципального образования.

Составление жалобы

Обращение в муниципалитет обязательно оформляется в простом письменном виде. Заявителем может выступать как один гражданин, так и несколько (в последнем случае речь идёт о коллективной жалобе).

В тексте обращения важно указать следующие вопросы к местной администрации:

  • какая организация занимается обслуживанием фонарей на определённой территории;
  • кто выступает заказчиком по договору, заключённому с данной организацией;
  • кто отвечает за поддержание освещения на должном уровне в конкретном месте.

В тексте жалобы необходимо указать просьбу о принятии соответствующих мер по исправлению проблемы с освещением на улице. Кроме этого, стоит сослаться на 4 пункт 14 статьи ФЗ № 131, согласно которому вопросы энергоснабжения населённого пункта относятся к ведению местной администрации.

Вы можете составить жалобу самостоятельно с помощью , представленного на сайте, или заказать её у специалиста (услуги последнего предоставляются на платной основе).

Закон не предъявляет чётких требований к тексту обращения, однако документ должен содержать определённую информацию, чтобы быть принятым к рассмотрению.

Если свет отсутствует на улице перед многоквартирным домом или на улице с несколькими частными домами, специалисты рекомендуют составлять коллективную жалобу. Таким образом у жильцов повысятся шансы на рассмотрение вопроса в кратчайшие сроки.

Что делать, если вам отказали?

Ответ от местной администрации должен поступить заявителям в письменном виде в течение календарного месяца с момента подачи жалобы. Отказ органа местного самоуправления – распространённое явление, причиной чаще всего выступает отсутствие финансов в бюджете. В такой ситуации понадобится обратиться в вышестоящую инстанцию – в суд или прокуратуру.

Однако не стоит сразу судиться с муниципалитетом из-за отсутствия работающих лампочек в уличных фонарях. Сначала попробуйте обратиться в местную управу и организацию, занимающуюся обслуживанием конкретной улицы либо её участка (данная информация должна быть предоставлена вам в письменном ответе администрации).

Если на конкретной улице отсутствуют фонари вовсе, что создаёт повышенную опасность для прохожих и жильцов, но муниципалитет отказывается устанавливать освещение в данном месте, заинтересованным лицам рекомендуется обратиться в суд для разрешения данного конфликта.

В тексте заявления необходимо указать факт бездействия органов исполнительной власти. Кроме этого, рекомендуется приобщить к обращению фотографии, подтверждающие отсутствие освещения.

Можно ли подать жалобу через УК?

За обеспечение должного освещения на придомовой территории ответственна управляющая компания, поэтому при наличии проблем с фонарями около дома возможно обратиться с заявлением или именно в УК.

Жильцы вправе составить коллективное обращение, оформив его в письменном виде в произвольной форме, при этом важно указать ФИО каждого гражданина, его персональную подпись и адрес квартиры, в которой он проживает.

Для большей наглядности к заявлению возможно приобщить распечатанные фотографии неосвещённой территории.

Период рассмотрения обращения составляет до семи рабочих дней, после чего УК обязана направить заявителям письменный ответ. В случае установления факта предоставления энергоснабжающей организацией услуг ненадлежащего качества руководство компании самостоятельно свяжется с администрацией или городской электросетью.

Действующими нормативами для многоквартирных домов (МКД) предусмотрено наличие осветительных приборов в подъезде, а также на дворовой территории возле входа в парадную. Если участок, прилегающий к МКД, находится в совместной собственности владельцев жилья, то освещение дворовых территорий входит в круг обязанностей управляющей компании. Вопросы выбора осветительных приборов и организации освещения решаются общим собранием собственников квартир.

Входит ли в обязанности управляющей компании освещение дворовых территорий

Определенные сложности с организацией освещения дворовых зон МКД связаны с тем, что в действующих законодательных нормах отсутствует четкое объяснение понятия «дворовая территория». В настоящее время юристы пользуются определением, которое представлено в правительственном постановлении РФ под номером 491 (13.08.06 г.). В этом документе указывается, что к общедомовому имуществу относится закрепленный за МКД земельный участок, а также расположенные на нем объекты благоустройства и обслуживания дома. Для определения такой площади часто используется термин придомовая (или дворовая) территория.

Подтверждение мнения, что освещение дворовой территории – обязанность органов власти, можно найти в Федеральном Законе под номером 131 (06.10.03 г.). В этом акте указано, что освещением земельного участка возле МКД занимается территориальная администрация. В ее ведении находятся вопросы организации и контроля освещения дворовой территории в темное время суток. Для реализации данной функции администрациями заключаются соответствующие договоры с компаниями, обеспечивающими энергоснабжение. Такие же контракты на монтаж и обслуживание устройств уличного, фасадного и подъездного энергоснабжения составляются с другими специализированными предприятиями. Со своей стороны, владельцы квартир стараются прописать обязательства по организации освещения дворовых территорий в соглашениях с управляющими компаниями. После внесения такого пункта вся ответственность по данной проблеме возлагается на предприятие, которое обеспечивает решение всех вопросов по жизнедеятельности МКД.

В круг задач, связанных с энергоснабжением дворовой территории, входит обеспечение освещенности в ночное время таких объектов, как:

  • подъезды и пешеходные дорожки;
  • въезды на дворовую территорию;
  • дворовые парковочные территории для автотранспорта;
  • детско-спортивные дворовые площадки;
  • хозяйственные площадки.

Согласно действующим СНиП, освещение дворовой территории многоквартирного дома проектируется в зависимости от функционального назначения отдельных зон. Так, если для автостоянок уровень освещенности должен составлять около 2 лк, то для детско-спортивных площадок – 10 лк. Подбор осветительных устройств осуществляет управляющая компания. Это могут быть как обычные уличные фонари, так фасадные светильники. Нужно отметить, что управляющие организации не всегда занимаются дворовым освещением. Это связано с четким определением ее зон ответственности в отношении содержания территорий, прилегающих к МКД. К примеру, такие компании отвечают за вырубку деревьев возле многоквартирного дома, но не на дворовом участке. Существует два способа для разрешения подобных противоречий:

  • Дворовой участок может быть передан владельцам квартир для обустройства погребов. Следовательно, поддержание порядка на этой территории, ее освещение и благоустройство входят в перечень их обязанностей.
  • Дворовая территория находится в распоряжении муниципальной власти, и жители МКД должны обращаться по вопросам ее очистки от деревьев в региональное отделение коммунального хозяйства.

Подобные варианты могут иметь место и в отношении освещения дворовых территорий. Осветительные мачты и столбы могут находиться на балансе местных органов власти или энергетических предприятий, а, следовательно, предъявлять какие-либо требования управляющей компании не имеет смысла. Ремонт и обслуживание освещения дворовой территории должны выполнять собственники осветительного оборудования.

Ответственность управляющей организации по обслуживанию и организации освещения дворовой территории и общедомового имущества должны быть точно описаны в договоре. Поэтому для составления такого документа нужно привлечь квалифицированного юриста, который понимает потребности собственников квартир.

Обязанности управляющей компании по эксплуатации и ремонту МКД и дворового имущества:

  • Обеспечивать все необходимые условия в отношении безопасности дома.
  • Осуществлять регулярный контроль состояния дворового имущества и своевременно устранять выявленные недостатки.
  • Проводить ремонт МКД и осуществлять его подготовку к эксплуатации в зимнее время.
  • Выполнять аварийные работы по ремонту внутридомового оборудования.
  • Осуществлять мероприятия, направленные на соблюдение пожарной безопасности.
  • Обеспечивать поддержание технических систем и оборудования в состоянии, необходимом для предоставления качественных коммунальных услуг.
  • Содержать дворовую территорию в соответствии с санитарными требованиями.
  • Осуществлять вывоз бытовых и других отходов с дворовой территории и прилегающих участков.
  • Принимать меры по сбору и утилизации энергосберегающих приборов освещения.
  • Осуществлять установку, обслуживание и замену приборов учета, которые находятся в общедомовом пользовании.
  • Содействовать экономичному потреблению электрической и тепловой энергии.

Соглашение жильцов дома с управляющей компанией должно включать в себя обязательства последней по надлежащему содержанию дворовой территории, включающие поддержание чистоты и организацию освещения. При невыполнении условий, описанных в договоре, в отношении УК могут быть применены административные взыскания. Определение пределов дворовой территории производится согласно земельному акту, который находится у руководителя управляющей организации и должен быть предъявлен по требованию владельцев квартир МКД. В отношении содержания придомовой территории УК должна выполнять следующие мероприятия:

  • проводить регулярную уборку дворового участка;
  • осуществлять озеленение дворовой территории;
  • делать уборку дворовой территории и вывоз пищевых отходов и бытового мусора;
  • обустраивать детско-спортивные площадки и поддерживать их в надлежащем состоянии.

Все эти положения не дают ответа на вопрос: кто должен платить за освещение дворовой территории? Наружное освещение в любом его виде (опорное/безопорное, подключенное к трансформаторной подстанции и т.д.) никогда не оплачивалось из городского бюджета. В советские времена эти расходы несли жилищные тресты. Но сегодня таких организаций не существует. ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обеспечение освещения улиц, табличек, номеров домов и других подобных объектов относит в разряд вопросов, находящихся в компетенции местных органов. Но у городских властей на этот счет есть собственное мнение. Здесь принято разделять освещение на уличное и дворовое. Другими словами, улицей может считаться только наружная часть МКД. Следовательно, освещение дворовой территории – это забота жильцов дома.

Можно отметить появление такого понятия, как частная собственность на общедомовое имущество. Оно включает дворовую территорию и размещенные на ней объекты общего пользования, включая оборудование для освещения. Логика здесь следующая: если жильцы пользуются фонарями, значит они должны оплачивать их обслуживание и другие расходы на освещение дворовой территории, включая электроэнергию. В то же время, согласно нормативам, к дворовым приборам энергоснабжения могут относиться только устройства для подсветки номеров МКД, а также фонари, освещающие входную группу и точки размещения пожарных гидрантов. Существует много примеров, когда ответственные сотрудники местных органов управления принимают на себя ответственность по обеспечению освещения дворовых территорий МКД.

К примеру, С. Собянин еще в 2011 г. отдал распоряжение столичному комитету контроля сделать мониторинг целевого использования средств из бюджета, направляемых на реконструкцию и благоустройство дворовых территорий. После погодных катаклизмов, связанных с декабрьским ледяным ливнем, московский мэр раскритиковал организацию снегоуборки во дворах и очистки крыш МКД. Он потребовал наложить административные штрафы на подрядчиков, которые должны были выполнять такие работы. Московское правительство в том году выделило на реконструкцию дворовых территорий 12 млрд. руб. (из них 2,6 млрд руб. было направлено на выполнение ремонтных работ в подъездах). Собянин подчеркнул, что благоустройство дворовых территорий предусматривает реконструкция детско-спортивных площадок и установку современного оборудования для освещения дворов и отметил важность информирования жильцов МКД о запланированных мероприятиях.

  • Размер площади придомовой территории многоквартирного дома

Освещение дворовых территорий оплачивается в рамках ОДН

Статья расходов на общедомовые нужды, которые включают и освещение дворовых территорий, в коммунальных платежах вызывает много недовольства со стороны собственников жилья. В квитанциях строка за оплату ОДН появилась в 2013 г. До этого времени владельцы квартир оплачивали только ресурсы, потребляемые внутри своего жилья. Финансирование ОДН осуществлялось за счет бюджетных средств.

Почему же было принято решение возложить ответственность за содержание дома и освещение дворовой территории на владельцев квартир? Все жильцы дома, являясь собственниками общего имущества МКД, должны покрывать все расходы по эксплуатации и обслуживанию здания. Поэтому было принято решение, что обладатели жилья, являясь совладельцами общего имущества (нежилых помещений и дворовой территории), должны взять на себя все расходы по их содержанию.

Юридическая сила данного решения определяется п. 40 «Правил предоставления коммунального обслуживания владельцам и пользователям помещений в МКД и жилых домах». Данное постановление утверждено Правительством РФ от 06.05.2011 г. № 354. На основании этого документа собственники жилья должны оплачивать услуги, которые предоставляются внутри квартир и в помещениях, относящихся к общественному имуществу в МКД. К вышеуказанным Правилам №354 прилагается Приложение №2, в котором приведены формулы расчета.

Начисления проводятся независимо от пребывания или отсутствия владельцев квартир и включает в себя такие затраты, как:

  • Санитарно-гигиенические мероприятия: уборка подъездов, лестничных клеток, лифтов и придомовой территории.
  • Утечка ресурсов потребления из централизованных инженерных сетей (газо-, тепло-, водо- и электроснабжения) в результате аварийных ситуаций, плановой промывки, испытаний гидравлики и других систем.
  • Благоустройство придомовой территории МКД: устройство детских площадок, освещения дворовой территории, озеленение и ландшафтный дизайн.
  • Отопление и освещение общедомовых помещений (подвалов, чердаков, подъездов).
  • Оплата за эксплуатацию и техническое обслуживание лифтов, домофонов, охранных систем, антенн и других устройств.

Поэтому расходы за освещение дворовых территорий включены в счета ОДН. Оплата собственникам МКД начисляется ежемесячно и указывается в квитанциях за коммунальные услуги.

С 1 июля 2016 г. начисление за общее использование энергоресурсов, включая освещение дворовых территорий, осуществляется методом суммирования показаний учетных приборов и нормативов ОДН. Начисления проводятся с учетом общей площади имущества МКД, благоустроенности дома и площади каждой квартиры. В некоторых случаях для пропорционального распределения оплаты учитывается не личная площадь помещений, а количество проживающих людей в квартире. Оплата за потребление электроэнергии сверх установленной нормы, возлагается на управляющую организацию. Начиная с июля месяца 2016 г., оплата за общую израсходованную электроэнергию, включая освещение дворовых территорий, начисляется согласно установленному нормативу. Так, с июля 2016 г. счет за общую электроэнергию, направленную на освещение дворовой территории и подъездов, выставлен согласно нормативу. Задолженность за коммунальные услуги может взиматься с собственников-неплательщиков в судебном порядке.

Мнение эксперта

Потерь электроэнергии не избежать

В. Д. Щербань ,

председатель ТСЖ «Московская 117», Калуга

Некоторые жильцы стараются занизить показатели потребляемой электроэнергии, или же собственник квартиры не обновляет устаревший счетчик, у которого закончился срок эксплуатации. В результате это приводит к искажению данных. Работа любого учетного прибора основана на потреблении электроэнергии. К тому же они имеют порог чувствительности, и поток ниже установленного предела не фиксируется оборудованием. Устаревшие модели учетных приборов выдают не такие точные данные, как современные счетчики. Погрешность измерений по каждому оборудованию ежемесячно может достигать 1,5–3 кВт*ч и больше. Если умножить эту погрешность на общее количество приборов в доме, то сумма будет впечатляющей!

Еще одной причиной технических потерь является плохое качество кабеля. В новостройках с современными системами инженерных коммуникаций потери намного ниже, чем в старых помещениях. В новых зданиях для проводки используется медный кабель, а в старых домах еще осталась алюминиевая разводка. Использование разных составов для соединения кабелей способствует электрическому сопротивлению и возможным потерям. Точными подсчетами таких утечек никто не занимается, а собственникам жилья этого не объясняют. К счастью, подобные «мелочи» учитываются счетчиком общего пользования.

Все эти нюансы способствуют повышению показателей потребляемой электроэнергии на ОДН и освещение дворовой территории, а оплата за перерасход энергоресурсов ложится на собственников и нанимателей квартир. В качестве примера можно взять наш дом с 60 квартирами, в котором обновлены практически все учетные приборы на устройства с антимагнитными наклейками. К общедомовым оборудованиям, потребляющим электроэнергию, относятся домофон, система видеонаблюдения, лестничное и дворовое освещение, аппаратура провайдеров и автоматические ворота. Для всех систем общего пользования предусмотрен отдельный электросчетчик, а для обеспечения экономичного энергопотребления используются светодиодные лампы и датчики движения на первом этаже.

Так, в 2015 г. расходование электроэнергии по нашему дому выглядело следующим образом:

  • Норма ежемесячного общедомового потребления, согласно установленным Правилам №306 по оказанию коммунальных услуг, составляет 350 кВт*ч.
  • По факту за этот период времени расход электроэнергии составил около 220 кВт*ч, что ниже установленной нормы.
  • Разница между коллективным расходом жильцами дома внутри квартир и общей подачей энергоресурса составляет 660 кВт*ч. Данный показатель вдвое больше установленной нормы и втрое превышает расход электроэнергии на системы общего пользования.
  • Технические потери составляют 50 кВт*ч, потери квартирных счетчиков – 180 кВт*ч. Всего по дому в общей сумме получилось потерь на 450 кВт*ч. Куда подевались недостающие 210 кВт*ч, специалисты выяснить не смогли.
  • Межевание придомовой территории: плюсы, минусы и порядок оформления документов

Как устанавливаются электросчетчики на освещение дворовых территорий

Приборы учета электроэнергии для эксплуатации в многоэтажном доме устанавливают для решения следующих задач:

  • определять общий расход электроэнергии, которая используется на нужды здания: освещение дворовой территории и подъездов, обслуживание лифтов;
  • устанавливать объемы потребляемой электроэнергии квартирами многоэтажного дома;
  • выявлять несанкционированное подключение к домовой электросети.

Коллективные приборы учета монтируются за счет жильцов многоэтажки. Существует несколько способов оборудования МКД счетчиками.

Решение об установлении счетчиков принимается на собрании жильцов дома. После этого собирают средства на приобретение и установку оборудования. Обычно это происходит в домах, где имеется общественный комитет жильцов или владельцы квартир ответственно относятся к экономным расходам за коммунальные услуги и знают свою выгоду от использования приборов учета. Финансирование решения по установке счетчиков происходит за счет общих домовых средств, согласно ст. «Текущий ремонт». При недостаточном количестве денег на текущем счету средства дополнительно собирают с жителей МКД. Если сбор денег одобрен большинством голосов собственников квартир, то средства будут сдавать даже те, кто был против данного решения.

При пассивном участии владельцев жилья решение по всем вопросам относительно покупки и установки оборудования для учета электроэнергии принимается УК самостоятельно. Средства частично снимаются согласно статье «Текущий ремонт». Оставшаяся часть денег собирается с жильцов дома, или приборы покупаются в рассрочку.

При отсутствии консенсуса между управляющей компанией и владельцами квартир по установке счетчиков компания по энергоресурсам самостоятельно устанавливает порядок обеспечения жилых домов учетными приборами. В данном случае решение принимает поставщик электроэнергии, о котором письменно уведомляется УК, и самостоятельно выполняет все работы по установке оборудования. Согласно законодательству, владельцы квартир не вправе препятствовать работе специалистов компании и обязаны обеспечит им доступ к подвалам и внутренним электросетям. Оплата за счетчики и за работу по их установке возлагается на собственников жилья с возможностью рассрочки сроком на 5 лет с учетом процентной ставки Центробанка РФ по курсу.

Категоричный отказ владельцев жилья от установки коллективных счетчиков, определяющих расход электроэнергии, влечет за собой административную ответственность и наложение штрафных санкций на УК, ТСЖ или поставщика электроэнергии.

В случае если жильцы отказываются приобретать учетное оборудование и оплачивать его обслуживание, дело рассматривается в судебном порядке. На практике такие разбирательства решаются не в пользу жильцов дома. Кроме суммы по иску они должны еще оплатить юридические услуги.

Обязанности по снятию данных со счетчика общего пользования возлагаются на управляющую организацию и проводятся в присутствии главы жилищного совета или его заместителя. Компания, поставляющая электроэнергию, со своей стороны может в любое время затребовать данные со счетчиков. Собственникам жилья запрещается блокировать доступ к электросчетчикам коллективного пользования работникам энергосберегающей компании и сотрудникам УК.

Мнение эксперта

Плата на освещение дворовых территорий может расчитываться по-разному

Анна Лежнина ,

ведущий редактор-эксперт справочной системы «Управление МКД»

На основании ч. 1 ст. 157 ЖК РФ оплата коммунальных платежей, включая освещение дворовых территорий, определяется исходя из общих показаний учетных приборов, а при их отсутствии рассчитывается на основании норм потребления, которые утверждены соответствующими органами власти.

Постановлением Правительства от 6.05.11 г. № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг владельцам и пользователям помещений в МКД (далее Правила № 354), на основании которых потребитель в составе коммунальных платежей отдельно оплачивает следующие услуги:

  • предоставленные для пользователей жилых и нежилых помещений;
  • получаемые в процессе эксплуатации общего имущества в МКД (коммунальные услуги по ОДН).

С 01.01.17 г. положение данной нормы действует для тех категорий собственников жилья, которые:

  • избрали форму непосредственного управления МКД;
  • не выбрали способ управления;
  • не реализовали выбранную форму управления.

При таких формах управления многоквартирным домом, как УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК, оплата за горячее и холодное водоснабжение, электроэнергию, канализацию, освещение дворовой территории и другие услуги, потребляемые при содержании домового имущества, включается в оплату, которая предусмотрена на содержание жилого помещения.

Для определения включения оплаты за электричество, расходуемое на освещение дворовых территорий, в счет ОДН нужно понимать, является ли применяемое оборудование имуществом МКД или не является.

Расчет за объем использованных общедомовых коммунальных услуг и за освещение дворовых территорий при наличии ОДПУ делится пропорционально между потребителями с учетом размеров общей площади, являющейся их собственностью или находящейся во временном пользовании, жилых и нежилых помещений по формулам 11 – 14 Приложения № 2 к Правилам № 354. Согласно данным формулам за основу берутся показания ОДПУ.

Если МКД не оборудован ОДПУ, то объемы общедомовой коммунальной услуги определяют согласно формуле 15 Приложения № 2 к Правилам № 354. Согласно этим расчетам, объем услуги является произведением норматива энергопотребления (на общедомовые нужды) и совокупной площади помещений, которые входят в общедомовое имущество.

За единицу измерения потребляемой электроэнергии на освещение дворовой территории берутся показатели по 1 кВт*ч на 1 м 2 общей площади помещений, относящихся к имуществу МКД.

Относительно совокупной площади комнат многоквартирного дома, общей площади помещений общедомового имущества, совокупной жилой и нежилой площади в письме Министерства Регионального Развития от 22.11.12 г. № 29433-ВК/19 указывается необходимость определения исходя из сведений, указанных в техпаспорте дома.

Оплата за расход электроэнергии на ОДН рассчитывается по показателям приборов учета, если таковыми оснащены МКД, или при расчете отталкиваются от общей площади помещений, входящих в собственность МКД.

  • Благоустройство территории домов и все, что о нем нужно знать

Что делать, если нарушено освещение дворовой территории многоквартирного дома

Если проблему с электричеством не удается решить собственными силами, то за помощью необходимо обратиться к специалистам компании. Обязанности по устранению неполадок с освещением дворовых территорий возлагаются на УК. В ином случае жильцы могут обратиться в администрацию, контролирующую деятельность УК. Жильцы правомочны сменить управляющую организацию, если она не выполняет или не справляется со своими обязательствами.

При отсутствии освещения дворовой территории или при неисправных осветительных приборах подача заявления в УК проводится в письменной форме. В нем собственники квартир должны указать причину своего обращения. Данная бумага с обоснованием проблемы подписывается собственниками квартир в количестве не менее 3 человек (председателем дома, старшим подъезда и соседями). В качестве документального подтверждения к акту прилагаются фотографии двора, сделанные в вечернее время и указывающие на проблему. Составленный жильцами акт вместе с фото предоставляется в УК. После этого на протяжении недели проверяется достоверность жалобы, проводится проверка и внутреннее расследование. Полученные результаты фиксируются в акте. Копия составленного документа передается заявителям вместе с уведомлением о решении относительно принятия мер по устранению проблемы.

На основании Жилищного кодекса все финансовые расходы, предусмотренные на содержание совместной собственности и освещение дворовой территории, делятся между жильцами пропорционально общей площади их квартир. Поскольку данное пространство относится к общему имуществу, то оплата за ее освещение также возлагается на собственников недвижимости. Расходы за подачу электроэнергии на дворовую территорию определяются по общим приборам учета, пропорционально распределяются между жильцами и включаются в коммунальные квитанции.

В случае если пространство возле подъездов документально не является собственностью владельцев квартир, то расходы за электроэнергию на освещение улицы возлагаются на администрацию. В данной ситуации дворовая территория не относится к совместному имуществу, а значит оплата за подачу электроэнергии не может быть включена в квитанцию за коммунальные услуги и считается неправомерной.

  • Как и когда проводятся поверка и ремонт приборов учета энергоресурсов

Как сэкономить на освещении дворовых территорий

Во многих панельных постройках с типовой планировкой установлены приборы освещения дворовых территорий типа светильник Ртутный Консольный Уличный с лампами ДРЛ по 125 ватт. Такое оборудование устанавливается на высоте до 6 м под углом 60 0 . В ночное время лампы обычно выключаются по причине высокого потребления электричества и отсутствия автоматических управляющих приборов.

Даже при работающей системе освещения дворовой территории и использовании экономичной и эффективной лампы ДРЛ (светоотдача более чем втрое больше чем у лампы накаливания), общий коэффициент светового потока для светильника РКУ не больше 0,5.

Основной проблемой приборов для освещения дворовой территории является высота установки, которая затрудняет замену источников света. Вышедшая из строя система подачи электроэнергии является причиной повышенного травматизма, снижения уровня безопасности граждан и считается нарушением СанПиН 2.1.2.2645-10.

Заявления жильцов о том, что освещение дворовой территории мешает спать, считаются необоснованными.

Нормы освещения дворовых территорий установками наружного света определяются СП52.13330.2011, согласно которому суммарный уровень освещенности с помощью различных приборов, установленных на жилых зданиях, не должен быть выше 5 люкс. Превышение установленного показателя может быть по нескольким причинам:

  • неправильный монтаж светильника;
  • смещение приборов освещения или лампы;
  • высокая мощность лампы.

Для приборов освещения дворовых территорий, установленных над входной зоной подъезда, определены более высокие нормативы. Техническое задание «Освещение дворовых территорий» должно предусматривать для таких участков уровень освещенности не менее 6 люкс.

Освещение дворовых территорий осуществляется с помощью ламп ДРЛ, ДРИ, КЛЭ, светодиодных прожекторов и светильников.

Лампа дуговая ртутная люминесцентная – наиболее востребованный вид ламп, применяемых для дворового и промышленного освещения. По сравнению с другими осветительными приборами лампы ДРЛ обладают небольшой светоотдачей, но для их запуска не требуется дополнительных энергозатратных зажигающих приборов. К недостаткам ламп ДРЛ относится наличие ртути около 100 мг, электронного балласта, снижающего КПД светильника, и выход на номинальную мощность в течение 7 мин.

Металлогалогенная дуговая ртутная с излучающими добавками . Этот вид лампы широко используется в качестве архитектурной подсветки и дворового прожекторного освещения. Среди газоразрядных ламп они имеют самую высокую светоотдачу с минимальным снижением светового потока в процессе длительной эксплуатации.

К основным недостаткам ламп ДРЛ и ДРИ относятся:

  • большая зависимость светового потока от питающего напряжения;
  • высокая теплоотдача;
  • опасность взрыва лампы;
  • высокая пульсация светового потока;
  • содержание ртути в составе лампы – около 25 мг;
  • длительное время запуска – от 2 до 10 мин.

Компактная лампа энергосберегающая применяется для освещения дворовой территории. Самые высокие эксплуатационные показатели таких приборов определяются в температурных условиях от -50 0 до +30 0 . При более низких значениях температуры интенсивность светового потока снижается и увеличивается время выхода на нормированный режим.

Светодиодные прожекторы . Несмотря на большое изобилие светодиодных светильников на отечественном рынке, большинство из них являются дешевой продукцией китайского производства с названием известного бренда, изготовленной в корпусе металлогалогенного светильника с радиатором и построенной на светодиодной матрице.

К основным недостаткам светодиодных устройств при освещении дворовых территорий относят:

  • низкие показатели светоотдачи матричного светового потока (около 70 люмен с ватта);
  • затрудненный теплоотвод от сосредоточенного источника тепла (светодиодная матрица);
  • плохие эксплуатационные свойства в условиях низкого температурного режима;
  • сложность технического обслуживания светильника.

В чем же состоит отличие светильника от прожектора? Светильник – это прибор для рассеивания и направления светового потока для освещения зданий, придомовых территорий, улиц и внутренних помещений. Принцип их работы основан на перераспределении электричества внутри больших телесных углов. В результате происходит заливка освещаемой площади светом. Соблюдая правила и условия установки светильников, обеспечивается низкий слепящий эффект устройства.

Если для освещения дворовой территории необходимо создать высокую интенсивность светового потока (концентрированный свет) с четкой направленностью, то в светильниках устанавливают фокусирующие элементы (линзы или рефлекторы). Такая лампа будет уже называться прожектором. При монтаже такого устройства для освещения дворовой территории необходимо соблюдать жесткие требования. Среди основных – высота и направленность светового потока, снижающих слепящий эффект. Если в качестве примера взять фонарик, то основное его предназначение – это светить только вперед. Но при снятии отражателя он уже превращается в обычный светильник.

Светильник РКУ с лампой ДРЛ-125 применяется как стандартный вариант для освещения дворовой территории. Отличается высоким показателем энергопотребления и низкой светоотдачей. В состав лампы входят пары ртути. К основным ее преимуществам для освещения дворовой территории относят низкую стоимость и длительный срок службы.

Светильник галогеновый консольный уличный с лампой ДРИ-70 . Модификация устройства с лампой ДРЛ-125. Этот светильник обеспечивает на 50% большую светоотдачу. Но стоимость такой лампы больше почти в 5 раз, а срок службы в 2 раза меньше. Она содержит ртуть и отличается только улучшенными показателями освещенности.

Светильник накаливания консольный уличный под лампу КЛЭ 105 Вт не обеспечивает никаких преимуществ в сравнении с ДРЛ-125. Поэтому заменять им модели РКУ с ДРЛ-125 не выгодно по финансовым соображениям. Положительный момент установки модели НКУ состоит только в наиболее низкой стоимости монтажа.

Светодиодный фонарь прожекторного типа мощностью 50 Вт является самым недорогим источником диодного освещения. По светотехническим показателям этот вариант уступает всем другим, но, благодаря низкой цене, имеет минимальный период окупаемости.

Светильник на светодиодах SLG-ST24 – это наиболее дорогостоящее устройство для освещения дворовой территории, которое при этом отличается максимальным эксплуатационным периодом. Еще одно преимущество данного варианта состоит в высочайшей прочности. К основным достоинствам SLG-ST24 относят мощное и экономичное освещение.

Наиболее эффективным и экономичным решение для дворового света является автоматическое управление освещением с помощью астрономического реле . Это оборудование имеет программу, регулирующую включение\выключение ламп освещения в зависимости от восхода/захода солнца. Она сама корректирует работу дворового освещения по годичному циклу продолжительности светлого времени суток в зависимости от сезона и регионального расположения.

Более доступным по цене вариантом автоматизации процесса освещения дворовой территории является фотореле . Это устройство осуществляет управление светом на основании данных об уровне освещенности участка. Для правильной работы реле необходимо точно соблюдать правила его размещения. Поэтому такие операции лучше доверить профессионалам в области электротехники. Важно проследить, чтобы на чувствительную часть реле не попадал искусственный свет от разных источников (реклама, подсветка фасадов, фары авто, свет из окон и др.). Кроме того, нормальной работе устройства будет мешать пыль, снег или дождь, которые снижают чувствительность фотоэлемента. Для удобства обслуживания такое реле лучше установить возле оконной конструкции подъезда. Главное – не делать установку фотореле под козырьком, навесом или выступающим балконом. В этом случае продолжительность работы дворового освещения сильно увеличится. Опытные измерения показали, что при такой установке продолжительность работы осветительных приборов вырастет в среднем на 1,5 ч в день. Поэтому, при большом количестве дворовых светильников перерасход энергии будет незначительным.

Свет во дворе частного городского дома или коттеджа за пределами городской суеты является важной частью ландшафтного дизайна. От уличного освещения двора зависит внешний вид вашего участка и его комфортность в темное время суток. Насколько безопасно вы будете чувствовать себя внутри дома ночью, тоже напрямую зависит от освещения на улице вокруг строения.

Функции наружного освещения

Задачами освещения дворового участка являются:

Комфортное перемещение хозяев и гостей дома по территории земельного участка после захода солнца. Обычно для решения этой задачи вдоль всех дорожек размещают фонари для освещения двора со светодиодными или галогенными лампами.

Декоративно подчеркнуть красоту окружающей природы вокруг строения. Для этого хозяева участка применяют цветное освещение красочных клумб, бассейна, маленького пруда, фонтанчика, альпийской горки. Использование при этом электронной системы управления делает двор «сказочным» и неповторимым уголком вашей загородной жизни.

Защита от нехороших посетителей. Яркое освещение на улице поубавит пыл любителей поживиться чужим имуществом, а в комплекте с датчиками движения станет отличной преградой для воришек.


Чем освещают улицу?

Вопросы света вечером и ночью решаются путем установки уличных светильников, прожекторов или фонарей. Эти способы освещения дворов используются в зависимости от места их назначения.

При оформлении красивого ландшафта никак не обойтись без светильников для освещения дворов. Эти элементы на улице до неузнаваемости изменят внешний вид земельной территории. Умело подобранные в едином стиле, они создадут атмосферу уюта в саду под ночным небом после трудовых будней.

Самое простое решение – расположить светильники вдоль садовых дорожек, но такое расположение применимо для небольших кусочков площади. Для более практичной освещенности устанавливают светильники в виде небольших торшеров с матовым стеклом.

Прекрасно вписываются в дизайн светильники в виде шаров из поликарбоната. Неяркие лампы внутри создают рассеянный свет посреди лужайки или красочного цветника.

Удачным с точки зрения практичности и экономии может стать применение приборов на солнечных батареях. Они заряжаются днем от солнечных лучей, их не надо подключать к электрической сети.

Также они имеют встроенные датчики, и светодиоды отдают свет по мере затемнения на улице в автоматическом режиме. Перемещая эти светильники в саду, можно кардинально изменить (по своему настроению) внешний вид участка.


Использование различных фонарей также поможет осветить строение и окружающий участок в самых интересных стилях – английском, восточном, французском, классическом или современном хай-тек.

Для получения целенаправленного светового потока ландшафтные дизайнеры применяют прожекторы для освещения двора. Различают эти приборы по видам источника света: лампы металлогалогенные, светодиодные, галогенные или натриевые. Важно, чтобы прожекторы были надежно защищены от уличной влаги и пыли.

Наружный свет без светильников

Отличной «изюминкой» в вашем дворе могут стать светодиодные лампы на таких опорах, как стены дома, гаража, сарая, стволы и ветки деревьев, камни.

Такая потайная подсветка даст возможность преобразить придомовую территорию согласно любой фантазии хозяев. Сделав фото освещения своего двора, можно гордиться своим творением и с нетерпением ждать в гости своих родных и близких людей.

Самостоятельное наружное освещение

При первом же возникновении вопроса «как сделать освещение двора своими руками?» нужно приступить к планированию всей системы дворового освещения, без этого не стоит начинать никаких монтажных работ.


В плане должны быть отражены точные места расположения всех осветительных приборов, их типы, продумать виды источников света, где будут находиться выключатели, какие и где проложены провода.

Обязательными для освещения являются входная калитка и крыльцо дома. Эти места, снабженные еще и датчиками движения, будут освещаться экономно только при приближении человека и позволят контролировать всю входную территорию.

Не стоит забывать про свет на детской площадке, в «шашлычной» зоне, возле стоянки вашего автомобиля, на входе в баню (сауну).

Не торопясь, нужно продумать план прокладки электрических кабелей: то ли по воздуху, то ли под землей. В первом варианте это делать проще, но провод нужен специальный, чтобы противостоять дождю, порывам ветра, снегопадам.

Второй способ укладки требует дополнительных затрат на копание траншей, закладки кабеля в металлорукав, но зато не будут влиять никакие погодные условия и кабель пролежит в земле долгие годы.

Нельзя забывать и про заземление! Проводку на улице стоит сделать из 3-х жильного кабеля.

Нужно определиться и с местом расположения распределительного щитка, чтобы к нему был удобный доступ. К разным осветительным веткам ставятся отдельные автоматы для отключения во время ремонтных работ.

Всю проектную осветительную часть стоит начинать параллельно с планировкой дорожек в саду, беседок, террас, патио, чтобы все детали вашего ландшафта смотрелись, как единое целое в одном дизайнерском стиле.

Фото освещения двора

Когда на улице начинает темнеть, появляется чувство дискомфорта. Неосвещенные места грозят опасностью. Можно оступиться, наткнуться на препятствие или получить травму. В темноте увеличивается риск быть подверженным нападению или краже. Поэтому существует необходимость в уличном освещении в темное время суток. Но нередко мы сталкиваемся с тем, что во дворе или на улице не горят фонари или вовсе отсутствуют. Особенно это часто случается в районах новостроек или жилых комплексов, многоквартирных построек спальных районов.

Уличное освещение на столбах — кто обслуживает? Что делать, если вблизи жилых домов нет освещения? Куда обращаться или куда звонить в этом случае? Попробуем разобраться в этих вопросах.

Сфера деятельности службы, занимающейся наружным освещением

Служба уличного освещения выполняет техническое обслуживание, содержание и ремонт конструкций, а именно:

  • профилактика и уход за конструкциями;
  • смена ламп, контроль исправности оборудования и электросетей;
  • осмотр распределительных устройств и регулярная чистка;
  • осмотр устройств телемеханического управления, установок уличного освещения с проверкой всех элементов конструкций;
  • очистка рефлекторов, отражателей. Мелкий ремонт контактных соединений и крепежей;
  • покраска металлических поверхностей приборов с учетом того, что заниматься реставрацией покрытий необходимо 1 раз в 3 года;
  • текущий ремонт с комплексом мероприятий;
  • капитальные ремонтные работы.

В случае ручного управления системы освещения составляются графики по включению и отключению приборов.

Порядок действий для решения проблем уличного освещения

Контролировать освещение улиц положено государственным и муниципальным органам исполнительной власти. Они уполномочены заключать договоры с организациями, обслуживающими уличные осветительные приборы. Для начала нужно обратиться в местное управление для выяснения основных пунктов:

  • информация о заказчике, заключившем договор обслуживания освещения;
  • в федеральном или муниципальном ведении находится конкретная территория обслуживания освещения;
  • в ведении какой организации находится обеспечение освещения той улицы, о которой идет речь.

Обращение лучше предоставить в письменном виде с указанием территории с отсутствующим освещением и просьбой устранить проблему.

Получив необходимые сведения, нужно составить две жалобы: в адрес заказчика и обслуживающей организации. И только в том случае, если меры не будут приняты по истечении 30-дневного срока, обратиться в вышестоящий орган власти. Подробнее об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и системе освещения городов можно прочитать в ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ.

Допустимое количество неработающих уличных светильников, согласно правилам санитарного содержания, составляет не более 10% в подземном переходе и 5% — в освещении придомовой территории.

Если нет света во дворе дома, отвечает за уличное освещение, его исправность и наличие управляющая компания. Для начала необходимо составить акт, в котором изложить все известные сведения о факте отсутствия освещения: адрес, номер дома, дата и подписи соседей или старшего по дому с указанием его телефона и других данных. Акт требуется составить в двух экземплярах, чтобы получить на своем экземпляре отметку о дате и ответственном лице, получившем документ.

По возможности дополнить свое требование об устранении проблемы фотографиями территории, на которой отсутствует необходимое освещение или оно не соответствует нормам освещенности. Согласно ст. 314 ГК РФ, уполномоченный представитель компании в течение 7 рабочих дней должен будет проверить изложенные в акте-заявке данные, ответить на вопрос об устранении поломки прибора или возможности замены или установки, если такового нет вообще.

При игнорировании управляющей компанией ваших требований появятся основания для перерасчета размеров оплаты за содержание дома и обращения с жалобой в администрацию муниципального образования либо в прокуратуру. Лучше, если обращение будет коллективным, включающим подписи всех совершеннолетних жителей дома или домов, стоящих на неосвещенной территории. Если через 30 дней ответ не будет получен, а освещением никто не займется, то можно подавать документы в суд.

Освещение в деревнях и сельских поселениях

В условиях сельской жизни почти всегда остро стоит вопрос освещенности территории. Даже если и есть достаточное количество приборов, то, как правило, они не зажигаются в темное время суток или включаются лишь на несколько часов. СНиП 23-05-95 регламентирует нормы освещения деревенских площадей, согласно которым освещаемой должно быть как минимум 8/10 территории. Исключение составляют только совсем маленькие поселения, где нормативом устанавливается наличие двух уличных фонарей: на въезде и выезде.

Финансирование сельской местности обеспечивает Федеральная казна. Деньги распределяются администрацией, которая и принимает решение об установке и порядке функционирования освещения. Местный муниципалитет согласно Закону №131-ФЗ отвечает за обслуживание и обеспечение освещения.

Однако денег всегда не хватает, платить отделениям энергосбыта за ремонтные или другие технические работы нечем. Поэтому на сегодняшний день проблема освещения в сельской местности по-прежнему не решена, впрочем, как и многие другие вопросы развития деревень и сельского хозяйства в целом.

Нормы освещения уличных территорий

Для обеспечения должного уровня освещенности существуют нормы СНиП, определяющие нормативы для улиц, дорог и других внешних территорий, и инструкция проектирования наружного освещения населённых пунктов.

Условно территории поселений разделяются на 3 типа:

  • дороги и улицы местного значения;
  • улицы и дороги районного значения;
  • дороги скоростные.

Показатели усредненного уровня освещенности зависят от интенсивности движения:

  • придомовые территории должны иметь освещенность от 4 люксов;
  • площади, дороги, улицы с проходимостью до 500 человек в час — норма освещенности составляет 6 люксов;
  • от 500 – 8 люксов;
  • от 550 до 1000 — не менее 10 люксов;
  • улицы районного значения и магистрали с интенсивностью движения от 1000 человек требуют 15 люксов;
  • при прохождении 3000 человек и более должен быть обеспечен световой поток в 20 люксов;
  • мосты, развязки, дорожные эстакады и городские площади по нормативам требуют освещенность уровня 20 или 25 люксов.

Виды столбов и правила их установки

Для обеспечения достаточным уровнем света максимальной площади необходимо устанавливать светильники на определенную высоту. Для этого используются специальные опоры – столбы, которые изготавливаются из различных материалов:

  • Дерево. Для осветительных приборов используется древесина хвойных пород. Такие столбы недороги, имеют небольшой вес и просто устанавливаются. Кроме того, они достаточно безопасны в чрезвычайных обстоятельствах. К минусам относится их недолговечность, они требуют специальной обработки против гниения и не отличаются хорошим внешним видом.

  • Бетон. Опоры имеют невысокую стоимость. Они просты в эксплуатации и достаточно долговечны. Минусы конструкций – грубый внешний вид и боязнь близости прохождения грунтовых вод.
  • Железобетон. Столбы этого вида долговечны, не чувствительны к коррозии, недороги. Недостатки: высокая стоимость установки и обслуживания в процессе эксплуатации. Внешний вид такой же, как и у бетонных опор.
  • Металл (сталь или алюминий). Такие опоры долговечны, прочны, устойчивы и достаточно декоративны. К недостаткам можно отнести высокую стоимость и необходимость периодической окраски.

При установке столбов для осветительных приборов необходимо уделить должное внимание фундаменту. При газонной установке глубина должна составлять не менее 80 см. При прочих видах монтажа столбов погружение в землю необходимо производить на глубину 160 см.

К прочим требованиям относятся следующие нормы:

  • расстояние между опорами — не менее 60 см;
  • выстраивание столбов в один ряд;
  • выстраивание в два ряда с прямоугольным или шахматным порядком.

Удаленность приборов от бордюра дороги зависит от интенсивности движения:

  • дороги, по которым не ездит грузовой транспорт – 0,3 м;
  • второстепенные дороги – 0,6 м;
  • магистрали – 1 м.

Виды ламп наружного освещения и преимущества светодиодных светильников

В уличном освещении используются различные лампы:

  • ртутные;
  • натриевые;
  • металлогалогенные лампы;
  • светодиодные.

В последние годы все больше улиц городов заполняются фонарями на светодиодах. Ряд неоспоримых преимуществ светильников данного типа позволяет закрывать глаза рачительных и мудрых чиновников на достаточно высокую стоимость. Отличительными чертами светодиодных уличных приборов являются:

  • долговечность;
  • прочность;
  • высокая устойчивость к вибрации, влажности, перепадам температуры, пыли;
  • экономичность;
  • излучение ровного и яркого света, не ослепляющего водителей и пешеходов.

Неоспорима важность и необходимость уличного освещения на столбах: для безопасности дорожного движения, для удобства пешеходов, для ощущения защищенности и комфорта в темное время суток.

Освещение должно гармонично вписываться в обстановку на участке. Основное внимание всегда акцентируется и на самом доме, и на элементах ландшафта и благоустройства. Поэтому наиболее экономичным и, главное, целесообразным решением является праздничное освещение здания и функциональная подсветка прочих деталей приусадебного участка.

  1. Экономичности

Не стоит тратить баснословные деньги на подсветку территории дачи, на которой вы бываете 2 недели в году. С другой стороны, чрезмерная экономия может повредить вредит ощущению комфорта на участке. Оптимальное решение – монтаж электрической схемы, предполагающей подключение дополнительных потребителей в перспективе или замену используемых на более современные модели.

  1. Практичность в эксплуатации, обслуживании и ремонте

Наружное освещение должно быть надёжным и удобным в работе. Поэтому необходимо тщательно продумать схему управления и обеспечить свободный доступ к каждому из ключевых элементов системы.

Наружное освещение дома: типы и особенности

Благодаря современным технологиям можно реализовать любые, даже самые смелые и необычные дизайнерские идеи для подсветки приусадебного участка. Порой комбинации различных моделей оборудования и способов управления внешним освещением дают самые неожиданные результаты.

Одним из наиболее популярных решений является заливающая подсветка . Она будет отлично смотреться на основной части фасада, подчеркивая объём и уникальность его архитектуры в вечернюю пору. Для реализации заливающего эффекта отлично подойдут светодиодные светильники – они подчеркнут фактуру фасада и помогут создать настоящий калейдоскоп цветовых решений, идеально взаимодействующих с наружной палитрой здания.

Акцентированная подсветка загородных домов и дач применяется в том случае, если необходимо выделить определённые фрагменты фасада или ландшафта. При помощи такого освещения можно подчеркнуть эстетику различных архитектурных элементов – колонн, статуй, лепнины, входной группы и пр.

Контурное освещение зданий и сооружений, а также элементов ландшафта и обстановки на участке выполняется с помощью светодиодных трубок. Такая подсветка балконов, перил, элементов кровли и проч. способна сделать загородный дом и территорию вокруг него стильными и по-настоящему уютными. При этом светодиодные трубки выделяются удобством монтажа, а в процессе эксплуатации доставляют минимум хлопот, потребляя при этом совсем небольшой объем электроэнергии.

Скрытая подсветка выделяет выступающие части или углубления фасада , а также ландшафта и элементов благоустройства на участке. С помощью скрытого освещения можно до неузнаваемости преобразить карнизы, балконы, подоконники, лестницы и т.д.

Освещение двора частного дома

Для освещения придомовой территории не стоит использовать чересчур мощные светильники. Из-за них всё, что происходит на вашем дворе, с улицы будет видно как на ладони, а разглядеть, что твориться за периметром станет практически невозможно.

Подсветка территории приусадебного участка выполняет две функции:

  • декоративную;
  • охранную.

Грамотно подобранное освещение преобразит участок вокруг вашего загородного дома или дачи до неузнаваемости. Уличные фонари и светильники подчеркнут красоту дизайнерского решения и помогут скрыть его недостатки, а потенциальный злоумышленник, прежде чем залезть к вам во двор, подумает дважды.

Кстати, совсем не обязательно, чтобы наружное освещение приусадебного участка потребляло электроэнергию от заката и до рассвета — в любой момент вы можете установить датчики движения . Они позволят включать подсветку периметра, ворот, дорожек, зон отдыха и других элементов благоустройства только при необходимости, т.е. когда во дворе кто-либо будет находиться. С одной стороны это избавляет от необходимости управлять подсветкой вручную, а с другой – не позволяет остаться незамеченным даже малейшему движению.

При обустройстве освещения придомового участка лучше всего использовать эффект плавной заливки. При этом по периметру и на воротах с целью ограничения обзора с улицы рекомендуется устанавливать более яркие осветительные приборы.

Подготовка к работе

Чтобы наружное освещение было удобным и надёжным в эксплуатации, следует тщательно продумать его схему. Для этого вам нужно будет определиться с выбором осветительных приборов и способа их установки. Кроме того не забудьте установить, сколько и какого оборудования и материалов вам потребуется, чтобы воплотить идею наружного освещения в жизнь максимально точно.

Прокладку электрических кабелей на придомовом участке желательно сделать скрыто или, по крайней мере, так, чтобы не навредить дизайну. Удобнее всего укладывать проводку для уличного освещения под землёй, а для этого придётся поработать лопатой. Вполне возможно, что вам понравится вариант с ленточным фундаментом . Он заливается по бокам дорожек, вокруг игровой площадки, беседки, клумб и пр. обеспечивает действительно надёжную защиту электропроводки и монтаж светильников. Впрочем, многие предпочитают укладку кабелей в небольших траншеях, разумеется, со всей полагающейся в таких случаях защитой.

Но не только наземными осветительными приборами ограничивается наружное освещение загородного дома. Ведь вы можете закрепить их на растущих во дворе деревьях или на элементах хозяйственных сооружений. При этом не стоит забывать о том, что при открытой прокладке электропроводка должна быть хорошо защищена от повреждений и, равно как и осветительное оборудование, от климатических факторов.

Щит наружного освещения подключается к общей электросети загородного дома, а необходимая длина электрических кабелей рассчитывается от него. Современные ЩНО представляют собой комплексные устройства, оснащённые всем необходимым для бесперебойной работы системы, включая индикацию работы ее отдельных участков и аварийную сигнализацию в случае наступления внештатных режимов работы.

Автоматизация системы наружного освещения

«Умное» освещение приусадебных участков только начинает входить в моду, однако всё свидетельствует о самой высокой степени комфорта такого решения. С одной стороны вам не нужно будет бегать от выключателя к выключателю, чтобы осветить тот или иной сектор двора. С другой – автоматика, управляющая подсветкой, позволяет сэкономить немало средств на оплате счетов за электроэнергию.

Сложнее всего при установке внешнего освещения двора загородного дома дело обстоит с выбором, установкой и настройкой автоматики. Подумайте о том, к каким именно группам светильников вы хотите подключать датчики движения, то есть о зонах, где потребуется всего дежурное освещение . Последнее всегда подключается к ЩНО отдельной веткой.

Во-первых , о технике безопасности. Монтажные работы выполняются только при выключенном питании. Все соединения электрической сети, включая точки подключения потребителей, должны быть надёжно заизолированы. Если вы не знакомы с принципом работы оборудования, входящего в состав системы наружного освещения, обратитесь к специалистам.

Во-вторых , о надёжности, долговечности и практичности уличной подсветки в эксплуатации. Основные участки системы, в частности, точки установки светильников, датчиков, а также органов управления следует размещать так, чтобы обеспечить к ним свободный доступ для обслуживания и замены.

В третьих , совсем не помешает предусмотреть подключение наружного освещения к системе аварийного питания в случае полного отключения электроэнергии. И, наконец, в-четвёртых , рассчитывать схему подсветки внешней территории следует с некоторым запасом. В будущем это позволит модернизировать обстановку вокруг вашего загородного дома без капитальных мероприятий.

Установка наружного освещения загородного дома требует определённой сноровки, а также наличия целого списка специальных инструментов и материалов. Их можно приобрести в ближайшем строительном магазине либо попросить у соседей или знакомых. Кстати, монтажные работы лучше выполнять вдвоём – это позволит сэкономить и силы, и время.

Если материалы и оборудование вы выбрали правильно, а монтаж наружного освещения провели основательно, внешний вид вашего участка в ночное время суток будет радовать вас и ваших гостей долгие годы, не доставляя никаких хлопот.