Происхрждение названий частей речи. Из истории изучения частей речи в русском языкознании

МОРФОЛОГИЯ. ЧАСТИ РЕЧИ

ЛЕКЦИЯ №2

Дайте определение грамматической форме.

8. Какие грамматические средства выражения грамматической формы вы знаете?

9. В чем отличие грамматического значения от лексического?

10. Какие грамматические категории вы знаете?

11. С какими отраслями языкознания связана грамматика? Приведите примеры.

12.Что такое корпусные грамматики?

Грамматическая наука традиционно подразделяется на два больших раздела – морфологию и синтаксис. Разделение на морфологию и синтаксис в известной мере условно, так как грамматические значения, стоящие за изменением форм слова, полностью раскрываются только при учете их синтаксических функций, т.е. функций в рамках словосочетания и предложения. В составе морфологии выделяется область, связанная с образованием слов как лексических единиц языка, и область, связанная с образованием грамматических форм слова. Первую область называют словообразованием (иногда дериватологией), а вторую – собственно морфологией. Традиционное деление грамматики на морфологию и синтаксис не обладает абсолютной и универсальной значимостью. Морфология как раздел описательной грамматики возникает одновременно с рождением античной языковедческой традиции – складываются противопоставления исходной формы слова (в античной языковедческой традиции – “ cубстанции” и его парадигмы (“ акциденции”), создается и надолго закрепляется традиционная номенклатура частей речи и грамматических категорий.

Уже очень давно люди интуитивно, на основе самых разнообразных критериев устанавливали определенные классы слов. В истории науки о языке, начиная с древнеиндийских языковедов, постоянно наблюдается стремление охарактеризовать данные классы слов. Яска и Панини (v – 3 в. до н. э.) устанавливали в древнеиндийских языках четыре части речи: имя, глагол, предлог и частицу. Они объединялись попарно по признаку сохранения значения вне предложения (имя, глагол) или же его утраты предлог, частица). Имя и глагол в предложении, т.е. как словоформы речевой цепи, назывались “ падеж” и “действие”. Как подгруппу имен Яска выделял местоимения. Смысловой критерий был ведущим при классификации по частям речи в древнеиндийском языкознании.

Аристотель (4 в. до н. э.) выделял три части речи в древнегреческом языке: имя, глагол и союзы, к которым он относил артикли, местоимения, связки.

Позже александрийские грамматики установили восемь частей речи: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, наречие, предлог и союз. При выделении частей речи они учитывали их синтаксическую роль, морфологические свойства, в частности, словоизменение, а также семантику. Вместе с тем, в отличие от древнеиндийских ученых, они не дошли до анализа морфологической структуры слова, им остались неизвестны понятия корня и аффиксов. Римские языковеды, убрав из числа частей речи артикль (его не было в латинском языке), прибавили междометие.



В средние века стали особо выделять прилагательное. Классификация частей речи в античном языкознании составлялась в тесной связи с логикой: части речи отождествлялись с членами предложения и сближались с членами суждения, т.е. с категориями логики. Но все же эта классификация была частично грамматической, так как некоторые части речи устанавливались по наличию определенных грамматических форм и значений (например, глаголы – это слова, изменяющиеся по числам, временам, лицам и обозначающие действие). Грамматика античного мира, средневековья и даже эпохи Возрождения имело в основном дело с греческим и латинским языками; при разработке грамматик новых западноевропейских языков ученые исходили из норм латинского языка. Взгляд на части речи как логико-грамматические категории господствовал вплоть до конца 18 середины 19 веков. В 19-20 веках традиционная система частей речи перестает удовлетворять ученых. Появляются указания на непоследовательность и противоречия в существующей классификации, на отсутствие единого критерия. В 19 веке в связи с интенсивным развитием языкознания, в частности морфологии, встает вопрос о принципах выделения частей речи и об их универсальности. Выделение частей речи начинает основываться на морфологическом критерии, т.е. на общности грамматических форм, присущих тем или иным разрядам слов. Примером выделения частей речи с формально-грамматической точки зрения может служить классификация ФФ. Фортунатова. Части речи, называемые им “ формальными классами”, Ф.Ф. Фортунатов выделял по наличию у соответствующих слов форм словоизменения: слова склоняемые, слова спрягаемые, слова несклоняемые и неспрягаемые. Наряду с морфологическим продолжал развиваться и логико-синтаксический подход к характеристике частей речи. Основываясь на узкоморфологических или синтаксических особенностях слов, всегда так или иначе связанных с их собственно-лексическим значением, части речи начали обозначать как лексико-грамматические разряды слов.

Введение

Глава I. Из истории учения о частях речи

Глава II. Критерии выделения частей речи в трудах различных ученых

Глава III. Части речи в русском языке

Список литературы

Введение

Вопрос о частях речи занимает умы ученых с древнейших времен. Исследованиями в этой области занимались Аристотель, Платон, Яска, Панини, в русской лингвистике этим вопросом занимались Л. В. Щерба, В. В.

Виноградов, А. А. Шахматов и др.

Наиболее общими и необходимыми категориями в грамматике каждого языка являются части речи. С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка. Говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировку лексических единиц языка, т.е. выделение в лексике языка определенных групп или разрядов, характеризуемых теми или иными признаками. Но на каком основании выделяют группировки слов, называемые частями речи, какова их роль?

Проблема, касающаяся сущности частей речи и принципов их выделения в различных языках мира, - одна из наиболее дискуссионных проблем общего языкознания.

Выделяются отдельные части речи на основании присущего словам, относимым к данной группировке слов, одного ведущего признака, или они выделяются на основании совокупности разнообразных признаков, из которых не один нельзя назвать ведущим? Если верно первое, то, что является ведущим признаком? Лексическое значение слова? Заключенная в нем логическая категория? Его связь с грамматической категорией? Его морфологическая природа? Его синтаксическая функция? Его роль в речи?

Познания в области природы слова, в частности его грамматической природы, еще недостаточно глубоки для того, чтобы можно было построить грамматическую классификацию слов в научном смысле этого слова, и постепенно возникшее и закрепившееся в традиции распределение слов по частям речи - еще не классификация, а только констатация того, что среди слов есть группировки, объединенные теми или другими общими и более или менее существенными, но не всегда ясными признаками.

В определении роли, сущности частей речи есть еще одна проблема. Это проблема универсальной природы частей речи, т.е. во всех ли языках выделяются части речи, одинаков ли набор частей речи во всех языках.

Анализируя исследования в области частей речи цель данной контрольной работы - определить роль частей речи.

Глава I . Из истории учения о частях речи

Уже очень давно люди интуитивно, на основе самых разнообразных критериев устанавливали определенные классы слов, которые оказывалось удобно установить при описании языков с делением словарного состава по частям речи. В истории науки о языке, начиная с древнеиндийских языковедов и Аристотеля, постоянно наблюдается стремление охарактеризовать определенные классы слов, выяснить их роль.

Яска и Панини (V - III в. до н. э.) устанавливали в древнеиндийских языках четыре части речи: имя, глагол, предлог и частицу. Они объединялись попарно по признаку сохранения значения вне предложения (имя, глагол) или утраты значения вне предложения (предлог, частица). Имя и глагол в предложении, т.е. как словоформы речевой цепи, назывались ""падеж"" и ""действие"". Как подгруппу имен Яска выделял местоимения. Смысловой критерий был ведущим при установлении частей речи в древнеиндийском языкознании.

Аристотель (IV в до н. э.) устанавливал три части речи в древнегреческом языке: имя, глагол и союзы (к которым относили также артикли, местоимения, связки). Позже александрийские грамматики установили восемь частей речи: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, наречие, предлог, союз. Римские языковеды, изъяв из числа частей речи артикль (артикля не было в латинском языке), прибавили междометие. В средние века стали особо выделять прилагательное. Классификация частей речи в античном языкознании составлялась в тесной связи с развитием логики: части речи отождествлялись с членами предложения и сближались с членами суждения, т.е. с категориями логики. Но все же эта классификация была частично грамматической, так как некоторые части речи устанавливались по наличию определенных грамматических форм и значений (например, глаголы - это слова, изменяющиеся по числам, временам, лицам и т.д. и обозначающие действие).

Грамматика античного мира, средневековья и даже эпохи Возрождения имела в основном дело с греческим и латинским языками; при разработке грамматик новых западноевропейских языков языковеды исходили из норм латинского языка.

В XIX - XX вв. традиционная система частей речи перестает удовлетворять ученых.

В XIX вв. в связи с интенсивным развитием языкознания, в частности морфологии, с изучением множества новых языков встает вопрос, на основе каких критериев следует выделять части речи и различны ли они в разных языках. Выделение частей речи начинают основывать на морфологическом критерии, т.е. на общности грамматических форм, присущих тем или иным разрядам слов. Примером выделения частей речи с формально-грамматической точки зрения может служить определение частей речи у Ф. Ф. Фортунатова. Части речи, называемые им ""формальными классами"", Ф. Ф. Фортунатов выделял по наличию у соответствующих слов тех или иных форм словоизменения: слова склоняемые, слова спрягаемые слова несклоняемые и неспрягаемые. Исходя из этого, существительное - такой формальный класс (согласно Фортунатову), который имеет форму падежа, а прилагательное - такой формальный класс, который характеризуется формой рода, числа и падежа.

Наряду с морфологическим продолжал развиваться логико-синтаксический критерий подхода к характеристике частей речи. С синтаксической точки зрения в одну и ту же часть речи объединяются слова, которые выступают в роли одного и того же члена предложения. Например, те слова, которые могут выступать в качестве определений, являются прилагательными. Основываясь на узкоморфологических или синтаксических особенностях слов, всегда так или иначе связанных с их собственно лексическим значением, части речи начали обозначать как ""лексико-грамматические разряды слов"".

Глава II . Критерии выделения частей речи в трудах различных ученых

По Ф. И. Буслаеву в языке девять частей речи: глагол, местоимение, имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, наречие, предлог, союз и междометие. Последнее Ф. И. Буслаев выделяет в особый отдел.

Остальные части речи делятся на знаменательные (существительное, прилагательное и глагол) и служебные (местоимение, числительное, предлог, союз и глагол вспомогательный); наречия по этой классификации (как, впрочем, и глаголы) попадают в две группы: произведенные от служебных частей речи относятся к служебным частям речи, а произведенные от знаменательных - к знаменательным. Тем самым получается, что членение слов на знаменательные и служебные не совпадает с их делением по частям речи.

Интересно наблюдение Ф. И. Буслаева над закрытым характером списка служебных слов и открытым характером списка глаголов, существительных, прилагательных и наречий, которых, по его словам, ""бесчисленное множество""; но он отрицает открытый характер списка числительных.

Наиболее важным в отношении определения частей речи (которые Ф. И. Буслаев рассматривал в синтаксисе) представляется его утверждение о том, что ""для того, чтобы составить себе полное понятие об отдельных словах, употребляемых в речи, их нужно рассмотреть в двояком отношении: 1) в отношении к словарю 2) в отношении грамматическом. В первом отношении обращается внимание на выражение представлений и понятий в отдельном слове, а в последнем - на значение и принадлежности каждой части речи в отдельности"". Эта констатация является, в сущности, ключевой для определения понятия частей речи в современной лингвистике.

В. В. Виноградов отстаивал синтетический подход к частям речи на базе углубленного анализа понятия слов, его формы и структуры в языке.

Классификация не может игнорировать ни одной стороны в структуре слова, хотя лексические и грамматические критерии, по его мнению, должны играть решающую роль, причем морфологические своеобразия сочетаются с синтаксическими в ""органическое единство"", так как нет ничего в морфологии, чего нет или прежде не было в синтаксисе и лексике. Анализ смысловой структуры слова привел В. В. Виноградова к выделению четырех основных грамматико-семантических категорий слов:

1. Слова-названия, к которым примыкают местоимения, образуют предметно смысловой, лексический и грамматический фундамент речи и являются частями речи.

2. Частицы речи, т.е. связочные, служебные слова, лишенные номинативной функции, ближайшим образом связанные с техникой языка, причем их лексические значения тождественны с грамматическими, слова, лежащие на грани словаря и грамматики.

3. Модальные слова и частицы, лишенные, как и связочные слова, номинативной функции, но более ""лексичные"": ""вклинивающиеся"" в предложение, отмечающие отношение речи к действительности с точки зрения субъекта речи. Присоединенные к предложению, модальные слова оказываются за пределами и частей речи и частиц речи, хотя ""по внешности"" могут походить и на те и на другие.

4. Междометия в широком смысле слова, не имеющие познавательной ценности, синтаксически неорганизованные, неспособные сочетаться с другими словами, обладающие аффективной окраской, близкие к мимике и жестам.

В. В. Виноградов отмечает, что способы выражения грамматических значений и сам характер этих значений неоднородны у разных семантических типов слов. В системе частей речи, по В. В. Виноградову, наиболее резко и определенно выступают грамматические различия между разными категориями слов. Членение частей речи на основные грамматические категории обусловлено:

1. Различиями тех синтаксических функций, которые выполняют разные категории слов в связной речи, в структуре предложения;

2. Различиями морфологического стоя слов и форм слов;

3. Различиями вещественных (лексических) значений слов;

4. Различиями в способе отражения действительности;

5. Различиями в природе тех соотносительных и соподчинительных категорий, которые связаны с той или иной частью речи.

В. В. Виноградов, отмечая, что в разных языках может быть разный состав частей речи, подчеркивал динамизм системы частей речи в одном языке.

Глава III . Части речи в русском языке

Части речи — это группы слов, объединенных на основе общности их признаков. Признаки, на основании которых происходит разделение слов на части речи, не однородны для разных групп слов.

По своей роли в языке части речи делятся на самостоятельные и служебные.

Самостоятельные слова могут быть разделены на знаменательные и местоименные. Знаменательные слова называют предметы, признаки, действия, отношения, количество, а местоименные слова указывают на предметы, признаки, действия, отношения, количество, не называя их и являясь заместителями знаменательных слов в предложении (ср.: стол — он, удобный — такой, легко — так, пять — сколько). Местоименные слова формируют отдельную часть речи — местоимение.

Знаменательные слова разделяются на части речи с учетом следующих признаков:

1) обобщенное значение;

2) морфологические признаки;

3) синтаксическое поведение (синтаксические функции и синтаксические связи).

Выделяют не менее пяти знаменательных частей речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное (группа имен), наречие и глагол.

Таким образом, части речи — это лексико-грамматические классы слов, т. е. классы слов, выделенные с учетом их обобщенного значения, морфологических признаков и синтаксического поведения.

Выделяется 10 частей речи, объединяемых в три группы:

1. Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, числительное, местоимение, глагол, наречие.

2. Служебные части речи: предлог, союз, частица.

3. Междометие.

Современный русский язык располагает большим числом морфологических вариантных форм. Одни из них закрепились в литературном языке, признаны нормативными, другие же воспринимаются как речевые ошибки. Варианты форм могут быть связаны с различными значениями слова. Так же вариантные формы могут различаться стилистической окраской. Стилистически окрашенными могут быть и варианты форм, связанные с категориями рода и числа.

Морфология - (греч. «морфе» - форма, «логос» - наука, слово) - раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. А это значит изучать общие значения и изменение слов. Слова могут изменяться по родам, числам, падежам, лицам и т.д. Например, существительное обозначает предмет и изменяется по числам и падежам, прилагательное обозначает признак предмета и изменяется по родам, числам и падежам. Но, есть слова, которые не изменяются, например, предлоги, союзы и наречия.

В речи самостоятельные и служебные слова выполняют разную работу. В предложении самостоятельные слова, называя предметы, их признаки, действия и т.д., выполняют роль членов предложения, а служебные чаще всего служат для связи самостоятельных слов.

Имя существительное

Имя существительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:

1) имеют обобщенное значение предметности и отвечают на вопросы кто? или что?;

2) бывают собственными или нарицательными, одушевленными или неодушевленными, имеют постоянный признак рода и непостоянные (для большинства существительных) признаки числа и падежа;

3) в предложении чаще всего выступают как подлежащие или дополнения, но могут быть любыми другими членами предложения.

Существительное — это часть речи, при выделении которой на первый план выходят грамматические признаки слов. Что же касается значения существительных, то это единственная часть речи, которая может обозначать все, что угодно: предмет (стол), лицо (мальчик), животное (корова), признак (глубина), отвлеченное понятие (совесть), действие (пение), отношение (равенство). Объединены с точки зрения значения эти слова тем, что к ним можно задать вопрос кто? или что?; в этом, собственно, и заключается их предметность.

Имя прилагательное

Имя прилагательное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые:

1) обозначают непроцессуальный признак предмета и отвечают на вопросы какой?, чей?;

2) изменяются по родам, числам и падежам, а некоторые — по полноте / краткости и степеням сравнения;

3) в предложении бывают определениями или именной частью составного именного сказуемого.

Прилагательные зависят от существительных, поэтому вопросы к прилагательным задаются от существительных. Прилагательные помогают нам выделить нужный предмет из множества одинаковых предметов. Наша речь без прилагательных была бы похожа на картину написанную, серой краской. Прилагательные делают нашу речь более точной и образной, так как позволяют показать различные признаки предмета.

Имя числительное

Имя числительное — это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос сколько? или какой?.

Числительное является частью речи, в которую объединены слова на основании общности их значения — отношение к числу. Грамматические признаки числительных неоднородны и зависят от того, к какому разряду по значению принадлежит числительное.

Слова со значением числа играют важную роль в жизни людей. Числами измеряется количество предметов, расстояние, время, величина предметов, их вес, стоимость. На письме слова-числа часто заменяются цифрами. В документах необходимо чтобы сумма была написана и словами, а не только цифрами.

Местоимение как часть речи

Местоимение — это самостоятельная незнаменательная часть речи, которая указывает на предметы, признаки или количества, но не называет их.

Грамматические признаки местоимений различны и зависят от того, заместителем какой части речи выступает местоимение в тексте.

Местоимения классифицируют по значению и по грамматическим признакам.

Местоимения употребляются в речи вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий. Местоимения помогают объединить предложения в связный текст, избегать повторений одних и тех же слов в речи.

Наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на -о/-е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.

В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки (существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.

Классификация наречий осуществляется по двум основаниям — по функции и по значению.

Глагол — это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать), состояние (болеть), свойство (хромать), отношение (равняться), признак (белеться).

Грамматические признаки глагола неоднородны у разных групп глагольных форм. Глагольное слово объединяет: неопределенную форму (инфинитив), спрягаемые (личные и безличные) формы, неспрягаемые формы — причастные и деепричастные.

Глаголы для речи очень важны поскольку позволяют называть различные действия.

Причастие

Причастие как морфологическое явление трактуется в лингвистике неоднозначно. В одних лингвистических описаниях причастие считается самостоятельной частью речи, в других — особой формой глагола.

Причастие обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. В устной речи причастия употребляются реже, чем в письменной.

Деепричастие

Как и причастие, деепричастие может быть рассмотрено как самостоятельная часть речи или как особая форма глагола.

Деепричастие — это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:

1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.

2. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.

Служебные части речи

Служебными называются такие части речи, которые без самостоятельных частей речи не могут формировать предложение и служат для связи самостоятельных единиц или для выражения добавочных оттенков смысла.

Предлог — это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), объектом и объектом (лодка с парусом), признаком и объектом (готовый на самопожертвование).

Предлоги не изменяются, не являются самостоятельными членами предложения.

Связывая самостоятельные слова друг с другом, предлоги выражают вместе с окончаниями самостоятельных слов различные смысловые значения.

Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов предложения, частей сложного предложения, а также отдельных предложений в тексте.

Союзы не изменяются, не являются членами предложения.

Частица — это служебная часть речи, которая служит для выражения оттенков значений слов, словосочетаний, предложений и для образования форм слов.

В соответствии с этим частицы принято делить на два разряда — смысловые и формообразующие.

Частицы не изменяются, не являются членами предложения.

Междометие

Междометие — особая часть речи, не относящаяся ни к группе самостоятельных, ни к группе служебных.

Междометие — это часть речи, которая объединяет слова, выражающие чувства, побуждение к действию или являющиеся формулами речевого общения (речевого этикета).

Выводы

В заключение данной работы можно сделать следующие выводы:

  1. Вопрос о частях речи в лингвистике является дискуссионным. Части речи — это результат определенной классификации, зависящей от того, что принять за основание для классификации. Так, в лингвистике существуют классификации частей речи, в основании которых лежит только один признак (обобщенное значение, морфологические признаки или синтаксическая роль). Есть классификации, использующие несколько оснований. Школьная классификация именно такого рода. Количество частей речи в разных лингвистических работах различно и составляет от 4 до 15 частей речи. Но наиболее продуктивным и универсальным представляется подход к частям речи как к лексико-грамматическим разрядам слов с учетом их синтаксической роли.
  2. Язык принадлежит к тем общественным явлениям, которые действуют на протяжении всего существования человеческого общества. Будучи средством общения людей, язык тесно связан с жизнью общества. Изменения в общественной жизни находят отражение в языке: в грамматике, в фонетике, в лексике, в морфологии языка. Язык служит для передачи определенной информации. Роль частей речи в языке бесспорно велика, поскольку с помощью них мы можем обмениваться информацией, выражать эмоции, описывать действия, называть предметы и т.д.

Список литературы:

1. Виноградов В. В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). М.,

Высшая школа, 1986. 639с.

2. Кочергина В. А. Введение в языковедение. М., Изд. МГУ, 1970. 526 с.

3. Маслов М. Ю. Введение в языкознание. М., Высшая школа, 1997. 272с.

4. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов.Учебн. пособие. М., Высшая школа, 1998. 239с.

5. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. Учебник для вузов. М., Высшая школа, 1977. 316с.

Традиционное понимание частей речи зародилось в эпоху Античности (Платон, Аристотель, Диоген) и перешло сначала в европейскую, а затем и в русскую грамматику М. Смотрицкого (1619, 1648): выделяли имена ("бытия") и глагол ("деятельность") ; к частям речи также относили союз ("беспадежная часть речи") и член. М. Смотрицкий, выразил отношения "бытия" (вещи) и "деяний" (деятельности) и установил, что в отношениях "вещь деяние" устанавливаются отношения "качество – качественное отношение " .

Основным объектом изучения у Ломоносова становится "слово во всей совокупности своих свойств и признаков, пока еще не слишком дифференцированных и выявленных сознательным образом": речение "можно понимать и как слово, и как предложение, однако внимание устремлено на слово как на единицу, которая действует на любом языковом уровне (и на лексическом, и на грамматическом; на синхронном и в развитии; и как слово, и как предложение и т.д.)" . Имя определяется как "изображение вещей", а глагол как "изображение деяний " , слово как коммуникативная единица. Такая научная гипотеза объясняет использованное Ломоносовым в "Табели грамматической" терминологическое сочетание "знаменательные части слова", или "знаменательные речения".

В "Российской грамматике" части речи распределяются на главные и служебные. В качестве первых Ломоносов выделяет имена и глаголы, что обусловлено рассмотрением частей речи в отношении к действительности и его утверждением: "Взирая на видимый свет, двоякого рода бытия в нем находим. Первого рода суть чувствительные в нем вещи, второго рода суть оных вещей разные деяния " . Соответственно, "двоякого рода бытия" отражены в "словесных изображениях" – именах и глаголах. В отличие от "главных частей слова" (имени и глагола), "необходимо нужных в изображении самых наших главных понятий", "служебные части слова" (местоимение, причастие, наречие, предлог, союз и междометие) "в сношении и в сокращении оных служат" . Тем самым разграничение частей речи на главные и служебные основывается на разграничении языковых знаков, отражающих внеязыковую действительность, и языковых знаков, имеющих отношение к отражению взаимоотношений уже между главными частями речи. Например, причастия "служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу", а союз служит "для изображения взаимности наших понятий" и т.д.

Различение главных и служебных частей речи связано с их функциональной неоднородностью по отношению друг к другу: если имя и глагол однородны в функциональном отношении и употребляются для обозначения каких-то явлений действительности, то группа служебных частей речи в функциональном отношении однородности не представляет. Так, наречие служит для краткого изображения обстоятельств, тем самым его функция близка к функции знаменательных частей слова (речи), тогда как функция предлогов и союзов ближе к функции грамматической , чтобы знаменательные части речи "имели между собой соответствие"; а междометие по функции тождественно предложению ("речи", по терминологии Ломоносова).

Если исходить из постулата Ломоносова о том, что имена и глаголы суть изображения вещей и деяний, то определение прилагательных как "качество знаменующих" противоречит пониманию вещи как "любого предмета окружающей действительности" . Существование качеств по отношению к вещам объясняет и отношение между вещью и деянием: "Вещи к качествам не присоединены необходимо, качества без вещи самой быть не могут" .

Логический взгляд на отношения впоследствии стал грамматической традицией и послужил основой определения категориального значения частей речи. Современные научные грамматики отмечают, что "наиболее обобщенными значениями для частей речи являются значения предмета (субстанции) и признака – процессуального (представляемого как действие или состояние) и непроцессуального (представляемого как качество или свойство )" . Именно обобщенные значения, характеризующие все слова любой части речи, присутствуют в лексических и морфологических значениях конкретных слов определенного класса .

Отношения между именами прилагательными и глаголами позволяют выявить статус причастия . Разграничение имен прилагательных и причастий у Ломоносова связано не с их функциональной нагрузкой, а со способом образования – именным или глагольным. Так, характеризуя "порядок речений и их полность", Ломоносов отмечает, что "вольность человеческих мыслей превращает порядок оных и выключает из речи то, чему бы по натуре быть должно было", например: "...земля тучна от росы" – "выключен" глагол бывает . Соответственно, полные имена прилагательные, употребленные в атрибутивной функции, в аспекте теории Ломоносова должны были бы рассматриваться для сокращения речи (т.е. предложений с предикатом, выраженным именем прилагательным) и распространения имени. Кроме того, Ломоносов определяет взаимоотношения между именем существительным и глаголом в предложении, где более важным признается личный глагол, поскольку на нем "всей речи" (т.е. предложения) "состоит сила" .

Таким образом, в "Российской грамматике" обнаруживается двоякий подход к статусу глагола в системе частей речи: 1) в логическом аспекте более важным признается имя существительное; 2) в языковом аспекте, наоборот, глагол – основа речи, ее "сила".

Последующее развитие русской грамматической мысли во многом определялось влиянием "Российской грамматики" М. В. Ломоносова , поэтому период в истории разработки русской грамматики вплоть до 1820-1830-х гг. назван ломоносовским . Так, если в отношении семантики глагола , его функциональной нагрузки и морфологической очерченности еще наблюдаются какие-либо уточнения, замечания, то касательно состава частей речи русского языка и их взаимоотношений между собой, по существу, изменений не отмечается. Исключением является выделение "имени прилагательного в качестве самостоятельного разряда", или части речи, в "Славянской грамматике". Соответственно, причастие исключается из числа самостоятельных частей речи.

На материале русского языка анализ данного состава частей речи приводится в "Русской грамматике" (1831) А. X. Востокова . У Востокова логический аспект в значительной степени сочетается с грамматическим, что и позволяет признать имя прилагательное в качестве самостоятельной части речи, а причастие включить в одну из групп имен прилагательных – двойственных. Причастия у Востокова рассматриваются не в главе об имени прилагательном, а в главе, посвященной глаголу, что свидетельствует о противоречивости статуса причастия в системе взаимоотношений глагола и имени прилагательного.

Определение предмета грамматики и содержание ее основных разделов – морфологии и синтаксиса, а также отношения имени существительного и глагола получают дальнейшее развитие в работе Н. Коноплева: "Глаголы составляют жизнь, душу Грамматики, которая есть верная картина целой природы" .

Исследования А. Г. Глаголева отражают логико-психологический взгляд на части речи: "...самый порядок, в каком сии части следуют одна после другой, объясняется одним только наблюдением постепенного развития душевных способностей человека" . Отношения имени существительного и глагола не конкретизированы, а наречие определяется как "качество глагола, или, другими словами, сказуемое сказуемого, так что в предложении, заключающем наречие, после глагола находятся две мысли: главная и придаточная"; например, в предложении Удовольствия пролетают быстро, которое автор использует в качестве иллюстрации, "первая мысль: удовольствия пролетают, вторая: полет их быстр" . В этом рассуждении сформулирована весьма интересная и важная мысль: наречия выполняют ту же самую функцию (качество глагола), что и полные имена прилагательные в отношении к имени существительному (качество существительного), и способствуют сокращению двух предикативных синтагм в одну.

Использование логико-психологического подхода в объяснении порядка частей речи, времени их появления в речи человека, а также попытка анализа категорий (универсальных и специфических (например, категории компаративности градуалыюсти )) явились развитием логической классификации М. В. Ломоносова.

В трудах Н. И. Греча проведено деление слов на части речи и частицы ; "части речи – слова, выражающие существо и качество или действие оного", а "частицы речи – слова, означающие отношение существ, качеств или суждений между собой" .

Период 1840-1860-х гг. характеризуется лингвистическими трудами Ф. И. Буслаева , в которых получили развитие идеи

А. X. Востокова, Н. И. Греча, Я. Гримма и В. Гумбольдта. Сущность главных частей речи (т.е. глаголов, имен существительных, прилагательных) Буслаев видел не только в том, что "они означают или действие, или предмет, или свойство, но и в том, какой смысл получают они в предложении, изменяясь по спряжениям и склонениям" . Па первом месте в отнесении того или иного языкового образования к частям речи оказывается его грамматическая характеристика. Например, утверждается, что "неопределенное наклонение" (инфинитив) и причастие, хотя и "относятся к именам, от глагола произведенным", однако, видоизменяясь по залогам, видам и временам, должны рассматриваться с глаголами .

Научная дискуссия

Интересны рассуждения Ф. И. Буслаева об отношении слов к Словарю и Грамматике: "В Словаре содержится вещество язык;); Грамматика этому веществу дает образ и смысл; достояние Словаря – только одни неподвижные названия предметов; Грамматика определяет их общее значение и указывает на живое вращение их в языке" . В этом отношении части речи у Буслаева распределены следующим образом: имена существительные, прилагательные и глаголы относятся к Словарю, а другие части речи – к Грамматике, "за исключением производных наречий и разнообразных повторений в образовании имен числительных" . Место, или позиция, определяет форму существования частей речи: "Подлежащее и сказуемое могут выражаться различными формами; подлежащее – существительным, прилагательным, местоимением, глаголом и пр., однако всегда в виде именительного падежа; сказуемое – глаголом, прилагательным, существительным и пр., однако всегда в виде глагола" .

В работе К. С. Аксакова "Опыт русской грамматики" (1860) впервые в истории русской науки получает "недвусмысленное оформление" подход к частям речи как к языковым категориям: "...разделение слов должно быть нс по внутреннему значению, ими выражаемому, – тогда это было бы разделение самих понятий и предметов, – а но той форме, которая им дается самим словом. Основанием деления для слова должно быть слово, и ничто другое" .

Начало следующего этапа в изучении теории частей речи связано с работами А. А. Потебни (работа "Из записок по русской грамматике" (1873)): в его учении о частях речи нашло отражение "углубление учения о слове, о грамматической форме и грамматической категории..." Характеризуя глагол в системе частей речи, Потебня говорил о языке как деятельности и замечал, что "невозможно смотреть на грамматические категории, каковы глагол, существительное, прилагательное, наречие, как на нечто неизменное, раз навсегда выведенное из всегдашних свойств человеческой мысли. Напротив, даже в относительно небольшие периоды эти категории заметно меняются" . Потебня установил влияние частей речи на предложение, его структуру и содержание, утверждая, что "с изменением грамматических категорий неизбежно изменяется и то целое, в котором они возникают и изменяются, а именно предложение" .

Динамический подход к частям речи позволил Л. Л. Потебне определить характер их взаимоотношений в языке, значимость той или иной части речи в тот или иной период развития языка; в предложении главное – глагол :

"Главное (независимое от другого) предложение невозможно (кроме случаев опущения глагола) без verbum finitum (то есть глагола в тесном смысле, без причисления к нему причастных форм)... Само по себе verbum finitum составляет предложение... Поэтому, определивши такой глагол, тем самым определим минимум того, что должно заключаться в предложении..."

Таким образом, значимость глагола как грамматической категории определяется его ролью в раскрытии структуры и содержания предложения.

Важным моментом в дальнейшем развитии теории частей речи в русском языке явилось определение частеречного статуса местоимений и имен числительных, которые были отнесены А. А. Потебней к числу знаменательных слов на основе разграничения ими понятий "отвлеченность" и "формальность": "Число есть одно из высших отвлечений, но числительное не есть слово формальное" . Вывод о том, что "не всякая отвлеченность есть формальность", представляется очень важным и позволяет по-иному подойти к разграничению понятий лексической и грамматической семантики : увидеть особенности рассмотрения грамматической и лексической семантики с точки зрения отвлеченности/абстрактности.

Идея А. А. Потебни об определенном параллелизме служебных слов с морфемами является в некотором смысле весьма актуальной:

"Вся суть их [служебных слов] в том, что они служат указателями функций других слов и предложений. Нередко слова эти лишены даже звуковой самостоятельности... так что могут называться словами лишь в том смысле, в каком суффиксы и предлоги, считаемые слитными, суть слова. Такие слова называются чисто формальными и грамматическими " .

К числу служебных слов А. А. Потебня относил союзы, предлоги, частицы и вспомогательные глаголы.

Мысли о системе частей речи А. А. Потебни привлекли внимание многих видных лингвистов. Например, грамматическая концепция Д. Н. Овсянико-Куликовского разделяет точку зрения Потебни, исключая два принципиальных вопроса: 1) об отношении грамматического мышления к логическому, где утверждается, что "процессы и формы логической мысли, с одной стороны, и грамматической – с другой, – это явления... родственные" ; 2) об отношении к слову, которое квалифицируется как единица речи.

Состав частей речи у Д. Н. Овсянико-Куликовского такой же, как и у Потебни, и обусловлен подходом к частям речи как грамматическим формам. В качестве "особой грамматической категории" Овсянико-Куликовский выделяет инфинитив, хотя Потебня достаточно четко видел глагольность инфинитива, о чем свидетельствует его рассуждение о различиях инфинитива ("неопределенного наклонения") и отглагольных имен существительных.

Д. Н. Овсянико-Куликовский дает классификацию с учетом знаменательности, обнаруживая определенную закономерность: убывает знаменательность – возрастает формальность. В соответствии с этим автор выделяет четыре группы слов :

1. Знаменательные

  • 1. Существительные (кроме немногих – отвлеченных).
  • 2. Прилагательные.
  • 3. Глаголы (кроме немногих – отвлеченных и связок).
  • 4. Причастия (кроме немногих – отвлеченных).
  • 5. Наречия (кроме формальных).
  • 6. Деепричастия (кроме немногих – отвлеченных)

2. Знаменательные – отвлеченные

  • 1. Глаголы-существительные (быть, существовать); соответствующие причастия и деепричастия (бывший, сущий, будучи), а также отглагольные имена существительные, выражающие отвлеченное понятие бытия (бытие, существование).
  • 2. Числительные

3. Малознаменательные – формальные

  • 1. Местоимения.
  • 2. Формальные наречия.
  • 3. Конкретные (или полуотвлеченные) глаголы-связки (являться, жить, идти, сидеть и др.)

4. Незнаменательные – формальные

  • 1. Отвлеченные глаголы-связки (быть, есть, суть).
  • 2. Предлоги.
  • 3. Союзы

Осознание неправомерности прямого отождествления отвлеченности как лексического значения и формальности позволяет

Овсянико-Куликовскому установить определенные соответствия между лексическим и формально-грамматическим значением и далее рассматривать части речи не в одной плоскости, а в некоторой упорядоченности. В этом плане показателен статус имен числительных, которые признаются знаменательной частью речи, но в силу своего отвлеченного характера отличаются от собственно знаменательных слов, что находит отражение в синтаксисе: числительные сочетаются с собственно знаменательными словами – именами существительными – и квалифицируют их, составляя один член предложения.

Однако в грамматической концепции Овсянико-Куликовского не ясен статус деепричастия – оно рассматривается как самостоятельная часть речи, а при характеристике наречий квалифицируется как их разновидность (ср.: "К числу наречий принадлежат деепричастия, отличающиеся от обыкновенных наречий тем, что в них точка зрения наречия осложнена глагольною" ).

В отличие от А. А. Потебни, рассматривая слова как самостоятельные сущности, Д. Н. Овсянико-Куликовский не отрицал того, что слово живет в предложении, и различал морфологические формы слов и синтаксические формы:

"Если слово взято вне речи-мысли (например, в словаре), то оно не имеет синтаксической формы. Но это не отнимает у него грамматической формы... <...> основной признак синтаксической формы и условие, необходимое для ее осуществления, – это участие слова в акте речи-мысли... Грамматические формы характеризуются особыми суффиксами и окончаниями, по которым их можно отличать одну от другой и распознавать вне фразы" .

Слово – самостоятельная сущность, "ценность сама по себе вне предложения; слово, выступая предложением или его предицирующей (рематической) частью, участвует в речи как член другого предложения, как тематическая его часть, что позволяет, в свою очередь, путем предицирования фиксировать другое слово" .

В дальнейшем эта мысль Овсянико-Куликовского позволила человеку создавать и фиксировать более сложные формы мысли, более сложные логические фигуры, такие как отдельные предложения и тексты.

В. А. Богородицкий в учении о частях речи исходил из методологических принципов И. А. Бодуэна де Куртенэ, который отмечал, что "наиболее целесообразною характеристикою языков была бы их характеристика по общим морфологическим и семасиологическим чертам" . В. А. Богородицкий различал в грамматике морфологию и синтаксис как самостоятельные разделы и считал, что "морфология группирует... слова по характеру их значения и формы в те наиболее крупные разряды, которые известны под названием частей речи" . Он обращал внимание на соподчинение одних частей речи другим , а при распределении частей речи "смешивал" принципы классификаций: 1) морфологический; 2) синтаксический; 3) семасиологический .

Классификация В. А. Богородицкого дает распределение слов в единстве формы и содержания и представляет собой классификацию частей речи во взаимодействии грамматики и семантики. Слова подразделяются им на "слова с собственным значением" (т.е. обозначающие те или иные понятия: имена существительные, личные местоимения, имена прилагательные, причастия, имена числительные, определительно-указательные местоимения, наречия, деепричастия) и "слова без собственных значений " (т.е. сами по себе не обозначающие понятий: предлоги, союзы и частички). Это различение имеет содержательный признак – изменяемость, которая понимается достаточно широко. Например, наречие умно рассматривается как слово с собственным значением, носителем которого служит основа, соединяющаяся с соответствующим окончанием . Тем самым некоторые суффиксы трактуются как окончания в силу их формообразующего характера . Кроме того, содержание "слов с собственным значением" и "слов без собственного значения" обнаруживает различие в синтаксисе.

Другим признаком, устанавливающим "ранговые" отношения между частями речи, является признак "самостоятельности – подчиненности", который действует, релевантен в группе знаменательных частей речи: "...одни слова более самостоятельны, другие же подчиняются им, так как служат определением их" . В содержательном плане это различие проявляется в том, что "самостоятельные слова с собственным значением" отражают мир в форме мысли , а "подчиненные слова с собственным значением" способствуют распространению самостоятельных слов, тем самым отражая действительность, но только в комплексе с основными элементами мысли.

Формальные различия в синтаксическом отношении проявляются в том, что "самостоятельные слова с собственным значением" являются главными членами предложения, между которыми устанавливается и особая связь – координация, а "подчиненные слова с собственным значением" функционируют в качестве второстепенных членов и находятся в подчинительной связи с главными членами предложения. К числу "самостоятельных слов" относятся имя существительное, личное местоимение и глагол ; в число "подчиненных слов" входят имена прилагательные, причастия, имена числительные, определительно-указательные местоимения, наречия и деепричастия.

Разграничение внутри группы "самостоятельных слов с собственным значением" обусловливает соответствующее членение в группе "подчиненных слов с собственным значением".

В семасиологическом отношении слова противопоставлены на предметы (или "личные указания предметов") и действия

В морфологическом плане различия проявляются в характере словоизменения: имена "существительные, как названия предметов, и местоимения, как личные указания предметов... изменяются для показания отношений предметов к действиям и между собою, и такое изменение называется склонением; глагол же изменяется для показания способа и времени действия, а также для показания отношений действия к подлежащему известного лица и числа, и такое изменение называется спряжением" .

В синтаксическом отношении различение имени существительного и глагола обусловливает координационную связь между ними. "Подчиненные слова" распадаются на две группы: относящиеся к существительному и относящиеся к глаголу. Части речи, являющиеся придаточными к имени существительному, служат для определения последнего: а) относительно качества; б) относительно числа; в) относительно указания. Соответственно "подчиненные слова" распадаются на имена прилагательные (а также причастия), имена числительные и определительно-указательные местоимения . В качестве формального признака выделяется согласование с именами существительными. В морфологическом отношении они характеризуются как изменяемые (склоняемые), поскольку наречия рассматриваются Богородицким как "аналогичные, по неизменяемые определения" к глаголу . В синтаксическом плане отличие глагола от наречия (и деепричастия) проявляется в особом виде подчинительной связи, примыкании – в силу морфологической неизменяемости.

В семасиологическом аспекте различия имени существительного и личного местоимения имеют формальное обоснование: "...отсутствие категории рода в личных местоимениях 1-го и 2-го лица и некоторые особые падежные окончания" .

Таким образом, классификация частей речи у В. А. Богородицкого учитывает единство семасиологических и грамматических характеристик частей речи; понятия о частях речи становятся более полными, содержащими, кроме смысловых различий, еще и формальные .

Формально-грамматическая концепция Ф. Ф. Фортунатова стала результатом исследований сравнительного языкознания и определяется приверженностью к форме. Фортунатов отказывается от самого термина "части речи" и заменяет его термином "класс слов". Классификация частей речи предстает как семантико-грамматическая (или грамматико-семантическая) в двух самостоятельных классах: в виде грамматического, или формального, класса целых полных слов и неграмматического класса целых отдельных слов. Понятие "части речи " соотносится с грамматическим (формальным) классом слов.

Фортунатовское понимание частей речи как грамматических классов слов представлено и в теориях современных ученых. Например, В. Г. Руделев формализовал интуитивные представления о языке и в качестве различительных признаков использовал грамматические значения): 1) несоотнесенности с лицом; 2) падежа; 3) рода; 4) лица; 5) вида; 6) числа; 7) сравнения. В результате такого подхода он выделил 16 грамматических частей речи, или формальных классов слов русского языка: 1) полное причастие; 2) полное прилагательное: 3) числительное; 4) краткое причастие; 5) краткое прилагательное; 6) деепричастие; 7) качественное наречие; 8) наречие; 9) местоимение; 10) существительное; 11) псевдоместоимение; 12) перфект; 13) презенс; 14) императив; 15) инфинитив; 16) междометие . Глагол в данной классификации представлен не как единая часть речи, имеющая соответствующие (личные и неличные) формы, а как условное название, объединяющее различные грамматические классы слов. Такие глагольные формы, как перфект (глагол прошедшего времени), презенс (глагол настоящего времени), императив, а также особые формыпричастие (полное или краткое), деепричастие, инфинитив возведены в статус самостоятельных слов.

Синтез формальной классификации слов с широко распространенными теориями частей речи представлен в работах А. М. Пешковского, в которых части речи рассматриваются как "основные грамматические категории", "некие реальности", объективно существующие в языке и выполняющие важную роль в построении научной грамматики . В качестве основных частей речи выделяются имя существительное, имя прилагательное, глагол и наречие, что определяется двумя причинами: 1) эти категории в той или иной степени оформления существуют во всех человеческих языках, независимо от того разнообразия языковых средств, какими они выражаются; 2) они являются категориями, обусловливающими все другие категории.

В общей грамматической картине наиболее важными оказываются имя существительное, глагол и имя прилагательное, сущность которых различна. Рассматривая глагол и имя прилагательное, А. М. Пешковский усматривает их однородность и противопоставленность как в отношении к имени существительному , так и между собой. В отношении к имени существительному они объединены и противопоставлены по признаку несамостоятельности, т.е. обозначают для пас "нечто несамостоятельное, нечто отсылающее нашу мысль на поиски... существительного. Но существительное обозначает предмет", а "прилагательное и глагол обозначают то, что приписывается предметам, – их признаки" . Противопоставленность глагола и имени прилагательного основывается па различиях конкретного наполнения этих признаков: "...категория глагола обозначает действие, а категория прилагательного – качество" . Именно такое качественное различие и нашло отражение в языке .

Унаследовав лингвистическое прошлое и развив научные концепции А. А. Шахматова и Л. В. Щербы, академик В. В. Виноградов установил следующую систему частей речи, ставшую традиционной : 1) имя существительное; 2) имя прилагательное; 3) имя числительное; 4) местоимение – "особая" часть речи; 5) наречие; 6) категория состояния; 7) глагол; 8) частицы; 9) предлоги; 10) союзы; 11) модальные слова; 12) междометия. Идеи, высказанные им в "Грамматическом учении о слове", получили дальнейшее развитие в современных теориях (П. А. Лекант, М. В. Панов, E. С. Кубрякова, А. Л. Шарандин и др.) .

  • Ср., например: Шарандин А. Л. Глагол в истории отечественного языкознания. К вопросу о месте глагола в системе частей речи русского языка. Тамбов. 2003; Его же. Русский глагол: комплексное описание: моногр. Тамбов, 2009.
  • Ср.: Колесникова С. М. Градуальная лексика в современном русском языке // Вести. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. "Русская филология". Вып. 2. М., 2006. С. 63-69; Ее же. Типология градуального значения в различных частях речи современного русского языка // Функциональная лингвистика: науч, журнал. Вып. 1. Т. 1. Симферополь, 2010. С. 322-324.
  • См.: Ломоносов М. В. Российская грамматика // Ломоносов М. В. Поли. собр. соч. Т. 7: Труды по филологии (1739-1758). М.; Л., 1952. С. 389-578.
  • Ср.: Щерба Л. В. О час тях речи в русском языке // Щерба Л. В. Избранные труды по русскому языку. М., 1957; Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1947; Русская грамматика: в 2 т. / под ред. Η. Ю. Шведовой [и др.]. М., 2005 (1-е изд. – 1980). Т. 1: Морфология; Лекант П. А. Грамматические категории слова и предложения. М., 2007; Бабайцева В. В. Явления переходности в грамматике русского языка. М., 2000; Бабайцева В. В. Избранное. 1955-2005: сб. науч. и науч.-метод. ст. М.; Ставрополь, 2005. См. дои.: Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: учебник: в 2 ч. Ч. 2: Морфология. Синтаксис / под ред. Е. И. Дибровой. М., 2001. С. 14-26 [Знаменательные и незнаменательные части речи; Переходность в системе частей речи и явление синкретизма; О первичных и вторичных частях речи]; Современный русский язык: учебник / под ред. В. Г. Костомарова, В. И. Максимова. М., 2003; Современный русский язык: учебник / под ред. С. М. Колесниковой. М., 2008.
  • Ср.: Николаева Т. М. Качественные прилагательные и отражение "картины мира" // Славянское и балканское языкознание. [Вып. 7]: Проблемы лексикологии. М., 1983. 235-244.
  • См., например: Журавлев В. К. Диахроническая морфология. М., 2000.
  • Анализ истории учения см. в работах: Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М., 1972. С. 10 и далее; Су ник О. П. Общая теория частей речи. М.; Л., 1966. С. 14-19; Супрун А. Е. Части речи в русском языке. М., 1971 и др.
  • См., например: Шарандин А. Л. Русский глагол: комплексное описание: моногр. Тамбов, 2009. С. 8-98.
  • См.: Карева Н. В. Наименования глагольных категорий в "Российской грамматике" М. В. Ломоносова: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2011.
  • Ломоносов М. В. Российская грамматика. С. 408. Здесь и далее выделения в тексте принадлежат автору настоящего пособия.
  • Колесов В. В. Древнерусский литературный язык. Л., 1989. С. 126.
  • Ломоносов М. В. Российская грамматика. С. 406.
  • См.: Ломоносов М. В. [Материалы к российской грамматике] // Ломоносов М. В. Полн. собр. соч. Т. 7. С. 596b.
  • Ломоносов М. В. Российская грамматика. С. 405.
  • Ломоносов М. В. Указ. соч. С. 408.
  • Ломоносов М. В. Указ. соч. С. 409.
  • Словарь русского языка XVIII века. Л., 1991. С. 101.
  • Ломоносов М. В. Указ. соч. С. 409.
  • Русская грамматика: в 2 т. / под ред. Η. Ю. Шведовой [и др.]. Т. 2: Синтаксис. С. 453.
  • Русская грамматика / под ред. Н. Ю. Шведовой [и др.]. Т. 2. С. 453.
  • Подробное описание грамматики русского причастия см.: Замятина И. В. Грамматика русского причастия: [моногр.]. Пенза, 2009.
  • Ломоносов М. В. Указ. соч. С. 419.
  • Ломоносов М. В. Указ. соч. С. 567.


В статье автор исследует особенности развития частей речи с древних времен и до нашего времени, обращает внимание на связь языка с окружающим миром, приводит примеры классификации частей речи учеными-лингвистами.Ключевые слова: учение о частях речи, связь языка с окружающим миром, классификация частей речи, ученые-лингвисты.Основой существования частей речи в языке есть окружающая человека действительность, которая познается человеком, отражается в его сознании и языке.На связь языка с внешним миром обратил внимание М. В. Ломоносов: "Взирая на видимый свет, двоякого рода бытия в нем находим. Первого рода суть чувствительные в нем вещи, второго рода суть оных вещей разные деяния." Следовательно: окружающий нас мир - это мир вещей (предметов) и деяний (действий). Вопрос о частях речи занимает умы ученых с древнейших времён.Исследованиями в этой области занимались Аристотель и Платон (IV в. до н.э.).Яска, Панини (V-III в. до н.э.).Этим вопросом в русской лингвистике занимались Л.В. Щерба, А.А. Шахматов, А.А. Потебня,А.А. Пешковский, В.В. Виноградов.Современная классификация частей речи в русском языке в основе своей является традиционной и опирается на учение о восьми частях речи в античных грамматиках.Первой грамматикой русского языка была "Российская грамматика" М.В. Ломоносова.Все части речи Ломоносов делил на знаменательные и служебные.Основные положения учения М.В. Ломоносова вошли в русскую грамматику и были традиционно разработаны в трудах А.А. Буслаева, А.А. Потебни, Ф.Ф. Фортунатова, А.М. Пешковского,А.А. Шахматова, В.А. Богородицкого, Л.В. Щербы, В.В. Виноградова.Ученые-лингвисты о частях речиВсе слова А.А. Потебня делит на вещественные и формальные. Первые он называет знаменательными частями речи, вторые - служебными. Знаменательные: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие. К служебным относит союзы, предлоги, частицы и вспомогательные глаголы. Местоимение рассматривал отдельно от всех частей речи.Л.В. Щерба - языковед, академик. Ему принадлежат труды в области теории языка, фонетики, лексикологии и лексикографии, орфографии, синтаксиса и стилистики. После его работ в грамматике стали выделять особую группу слов типа жаль, пора, готов, должен и назвал их категорией состояния.А.А. Шахматов - учение о частях речи излагает в "Синтаксисе русского языка". Он выделял четырнадцать частей речи. В традиционном учении о частях речи после Шахматова закрепилось выделение частиц.А.М. Пешковский - языковед, автор книги "Русский синтаксис в научном освещении", в которой изложил взгляды на форму слова, грамматические категории, связи слов в предложении, части речи. Высказал интересные мысли о значении имени существительного, имени прилагательного, глагола, наречия.К частям речи В.В. Виноградов относит имена, выделяя в них существительные, прилагательные, числительные, местоимения, глагол, наречия, категорию состояния. К частям речи отнесены предлоги, союзы, собственно частицы и связки. Особо рассмотрены модальные слова и междометия.Большая часть современных учебников и учебных пособий по русскому языку строится на основе учения В.В.Виноградова о частях речи.ВыводНаиболее общими и необходимыми категориями в грамматике каждого языка являются части речи.С выяснения вопроса о частях речи начинается грамматическое описание любого языка.Говоря о частях речи, имеют в виду грамматическую группировку лексических единиц языка, т. е. выделение в лексике языка определённых групп или разрядов, характеризуемых теми или иными признаками.Всю систему частей речи современного литературного русского языка можно представить в виде набора концентрических кругов:в центре - имена существительные;вокруг них - прилагательные, числительные, глаголы и слова категории состояния; далее - наречия;еще далее - местоимения и служебные слова; а на самой дальней периферии_- модальные слова и междометия.Существуют отчетливые связи между знаменательными частями речи.Все знаменательные части речи - существительные, прилагательные, числительные, глаголы, наречия, категория состояния, местоимения - ориентированы на предмет, который обозначается существительным. А все другие части речи, кроме местоимений, обозначают различные признаки предметов.Самые простые слова - имена того, что человек видит вокруг себя. Они как этикетки: "это кошка", "это куст", "это снег"...Такими словами - этикетками как бы увешано всё вокруг нас. И "приклеены" они так накрепко, что кажутся нам уже частью самого мира. Мы начинаем узнавать мир по его именам. Язык здесь - учитель, а каждое слово - небольшой урок "всеговедения".(Из "Энциклопедического словаря")...Думаю о глаголах. Чтобы написать действие, нужно много глаголов, немного существительных и чуть-чуть прилагательных. Русский язык - язык глаголов.У нас из каждого глагола вырастает по несколько существительных.Существительное - для фиксации, прилагательное - для восторга и ненависти, глагол - для мысли и движения.(П. Павленко)"Слова-заменители "Местоимение, его роль в речиМестоимения обобщенно замещают все знаменательные слова.Их еще называют "слова-заменители".В языкознании существует разное понимание границ класса местоимений. Ученые - лингвисты стоят на разных позициях в решении этой проблемы.Группа ученых - лингвистов, которую возглавлял академик Виктор Владимирович Виноградов, считает местоимение самостоятельной частью речи.Виктор Владимирович Виноградов (1895 - 1969) - выдающийся языковед и литературовед, академик. В.В. Виноградов написал ряд трудов по современному русскому языку и его истории. Ученый описал особенности языка и стиля А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого. Ему принадлежит заслуга создания двух лингвистических дисциплин - истории русского литературного языка и науки о языке художественной литературы.В.В. Виноградов в книге "Русский язык. Грамматическое учение о слове" нарисовал выразительную картину отхода от десяти традиционных частей речи в сторону увеличения и в сторону уменьшения их числа.В.В. Виноградов в особую часть речи выделяет небольшую группу местоимений - существительных: личные; возвратное; вопросительные - кто? что?; отрицательные - никто, ничто, некого, нечего; неопределенные - некто, нечто, кто-то, что-то, кто-нибудь, кто-либо, кое-кто, кое-что.Другая группа ученых - лингвистов стоит на позиции уменьшения числа частей речи.Филипп Федорович Фортунатов (1848 - 1914) - выдающийся русский языковед, с его именем связано учение о грамматической форме. Много внимания Ф.Ф. Фортунатов уделял теории правописания.Лев Владимирович Щерба (1880 - 1944) - языковед, академик. Ему принадлежат труды в области теории языка, фонетики, лексикологии и лексикографии, орфоэпии, синтаксиса и стилистики.Александр Афанасьевич Потебня (1835 - 1891) - украинский и русский филолог, этнограф. Его труды посвящены русской грамматике, звукам русского языка, истории украинского языка, славянской диалектологии, общему языкознанию, теории словесности, фолькльору, этнографии.Александр Матвеевич Пешковский (1878 - 1933) - языковед, автор книги "Русский синтаксис в научном освещении", в которой изложил взгляды на форму слова, грамматические категории, связи слов в словосочетании и предложении, части речи.Эти ученые не считают местоимение особой частью речи. Они объясняют это тем, что местоимения не имеют грамматической однородности. Местоимения с разным значением они подводят под категорию существительных, прилагательных, числительных.Академическая "Грамматика русского языка" утверждает, что по своим формальным признакам местоимения примыкают к существиельному, прилагательному или числительному.Но по общеграмматическому значению все местоимения объединяются в отдельную знаменательную часть речи. Об этом свидетельствуют определения местоимения, данные учеными - лингвистами.Ученые - языковеды дают определение местоимению, исходя из своего подхода к этой части речи.Местоимение - это часть речи, включающая слова, которые не имеют собственного значения и замещают слова других частей речи - существительные, прилагательные, числительные.Андрей Михайлович ЗемскийМестоимением называется знаменательная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, не называя их.Владимир Александрович ГорпиничМестоимением называется часть речи, объединяющая самостоятельные слова со значением обобщающего указания на предметы, признаки или количество предметов.Виталий Иванович КононенкоМестоимение - часть речи, которая выступает вместо существительного, прилагательного и числительного.Александр Моисеевич Финкель, Николай Михайлович БаженовПроанализировав данные определения местоимения как части речи, можно выделить такие общие критерии оценки:часть речи;обобщающее значение предметов, признаков или количества предметов, т. е. выступает вместо существительного, прилагательного, числительного.Эту функцию местоимений можно представить в виде схемы.

Уже очень давно люди интуитивно, на основе самых разнообразных критериев устанавливали определенные классы слов, которые оказывалось удобно установить при описании языков с делением словарного состава по частям речи. В истории науки о языке, начиная с древнеиндийских языковедов и Аристотеля, постоянно наблюдается стремление охарактеризовать определенные классы слов, выяснить их роль.

Яска и Панини (V - III в. до н. э.) устанавливали в древнеиндийских языках четыре части речи: имя, глагол, предлог и частицу. Они объединялись попарно по признаку сохранения значения вне предложения (имя, глагол) или утраты значения вне предложения (предлог, частица). Имя и глагол в предложении, т.е. как словоформы речевой цепи, назывались ""падеж"" и ""действие"". Как подгруппу имен Яска выделял местоимения. Смысловой критерий был ведущим при установлении частей речи в древнеиндийском языкознании.

Аристотель (IV в до н. э.) устанавливал три части речи в древнегреческом языке: имя, глагол и союзы (к которым относили также артикли, местоимения, связки). Позже александрийские грамматики установили восемь частей речи: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, наречие, предлог, союз. Римские языковеды, изъяв из числа частей речи артикль (артикля не было в латинском языке), прибавили междометие. В средние века стали особо выделять прилагательное. Классификация частей речи в античном языкознании составлялась в тесной связи с развитием логики: части речи отождествлялись с членами предложения и сближались с членами суждения, т.е. с категориями логики. Но все же эта классификация была частично грамматической, так как некоторые части речи устанавливались по наличию определенных грамматических форм и значений (например, глаголы - это слова, изменяющиеся по числам, временам, лицам и т.д. и обозначающие действие).

Грамматика античного мира, средневековья и даже эпохи Возрождения имела в основном дело с греческим и латинским языками; при разработке грамматик новых западноевропейских языков языковеды исходили из норм латинского языка.

В XIX - XX вв. традиционная система частей речи перестает удовлетворять ученых.

В XIX вв. в связи с интенсивным развитием языкознания, в частности морфологии, с изучением множества новых языков встает вопрос, на основе каких критериев следует выделять части речи и различны ли они в разных языках. Выделение частей речи начинают основывать на морфологическом критерии, т.е. на общности грамматических форм, присущих тем или иным разрядам слов. Примером выделения частей речи с формально-грамматической точки зрения может служить определение частей речи у Ф. Ф. Фортунатова. Части речи, называемые им ""формальными классами"", Ф. Ф. Фортунатов выделял по наличию у соответствующих слов тех или иных форм словоизменения: слова склоняемые, слова спрягаемые слова несклоняемые и неспрягаемые. Исходя из этого, существительное - такой формальный класс (согласно Фортунатову), который имеет форму падежа, а прилагательное - такой формальный класс, который характеризуется формой рода, числа и падежа.

Наряду с морфологическим продолжал развиваться логико-синтаксический критерий подхода к характеристике частей речи. С синтаксической точки зрения в одну и ту же часть речи объединяются слова, которые выступают в роли одного и того же члена предложения. Например, те слова, которые могут выступать в качестве определений, являются прилагательными. Основываясь на узкоморфологических или синтаксических особенностях слов, всегда так или иначе связанных с их собственно лексическим значением, части речи начали обозначать как ""лексико-грамматические разряды слов"".