Поделки из пружин. Как сделать пружину из проволоки. Необходимые инструменты и материалы

Как утверждают специалисты, изготовить пружину с высокими эксплуатационными характеристиками и с соблюдением всех необходимых параметров возможно только на специальном заводском оборудовании. Тем не менее сам технологический процесс не представляет собой ничего сложного.

Вопрос, как сделать пружину в домашних условиях, достаточно актуальный. Обусловлено это тем, что бывают ситуации, когда под рукой у домашнего мастера может не оказаться пружины нужного диаметра. В таком случае изготавливать ее приходится самостоятельно. Как сделать пружину своими руками? Какие для этого понадобятся инструменты? Информацию о том, как сделать пружину в домашних условиях, вы найдете в данной статье.

Что понадобится для работы?

Перед тем как сделать пружину, нужно обзавестись следующими расходными материалами и оборудованием:

  • Стальной проволокой.
  • Слесарными тисками.
  • Обычной газовой горелкой.
  • Оправкой, на которую будет наматываться проволока.
  • Термической или бытовой печью.

О проволоке

Желательно, чтобы это была закаленная высокоуглеродистая сталь. Можно воспользоваться специальными углеродистыми и легированными или цветными сплавами: 60ХФА, 70С3А, 65Г, 60С2А и др. Судя по отзывам, многие домашние умельцы переделывают старые ненужные пружины. Данный способ считается самым оптимальным, поскольку в таком изделии обычно используется проволока с отличными техническими характеристиками.

О диаметре

Как сделать пружину? Какой диаметр проволоки выбрать? Специалисты рекомендуют использовать расходный материал с диаметром не более 0,2 см. Ввиду того что такая проволока легко гнется, для нее не требуется предварительная термическая обработка. Перед наматыванием на оправку она разгибается и тщательно выравнивается. При выборе диаметра для оправки следует исходить из размеров будущей пружины. Иными словами, нужно учитывать внутреннее поперечное сечение изделия. Многие мастера компенсируют упругие деформации проволоки, подбирая оправки заведомо меньшего диаметра. При работе с проволокой толще 0,2 см часто возникают трудности при наматывании ее на оправку. В таком случае придется выполнить ее предварительный отжиг.

С чего нужно начать?

Специалисты рекомендуют использовать проволоку от какой-либо старой пружины, диаметр которой не устраивает владельца. Мастеру останется только ее выровнять и намотать на оправку с сечением нужного размера. Для этого проволока должна быть абсолютно ровной. Она будет намного пластичнее, если ее обработать в специальной печи. При отсутствии таковой подойдет любое другое устройство, которое можно растопить с помощью дров. Как утверждают опытные мастера, достаточное количество тепла для обжига дает береза. После растопки печи нужно дождаться, чтобы в ней прогорели дрова. Оставаться должны одни угли. В них следует положить старую пружину. Если изделие достаточно раскалилось, оно приобретет красный цвет. Теперь пружину можно отодвигать в сторону, чтобы она остывала на воздухе. После этой процедуры метал станет пластичным и с ним легко будет работать.

Как сделать пружину?

Дождавшись, когда старое изделие достаточно остынет, приступают к его разматыванию. На оправку следует наматывать абсолютно ровную проволоку. Тем, кто не знает, как сделать пружину, специалисты рекомендуют располагать витки вплотную. На данном этапе мастеру придется приложить физическое усилие. Оправка зажимается в слесарных тисках.

Работать будет гораздо легче, если использовать плоскогубцы. Судя по отзывам опытных мастеров, очень часто у новичков возникают трудности при подборе размера оправки. Не исключено, что работать придется не с одной оправкой, а с несколькими с различными сечениями. Диаметр для самодельной пружины в таком случае подбирается опытным путем.

Закалка изделия

Тому, кто интересуется, как сделать пружину самому, опытные мастера советуют также уделить внимание ее закаливанию. Данная процедура заключается в термической обработке изделия с целью придать ему требуемую упругость.

Пружина, прошедшая закалку, по сравнению со своим первоначальным состоянием становится гораздо тверже и прочнее. Термообработка выполняется в специальных печах при температуре от 830 до 870 градусов. Справиться с этой работой можно также и в домашних условиях при помощи обычной газовой горелки. Поскольку температурные датчики в таких устройствах обычно отсутствуют, домашнему умельцу контролировать процесс придется визуально. В качестве ориентира можно использовать цвет раскаляемого изделия. Металл при нагреве до 800 градусов становится вишнево-красным. Это значит, что вынимать изделие из печи пока рано. Если пружина достаточно нагрелась (870 градусов), она станет светло-красной. Теперь ее следует охладить. Для этой цели подойдет трансформаторное или веретенное масло. В специальных заводских термических печах металлы подвергаются нагреву до 1050 градусов. Изделия при таком температурном режиме приобретают оранжевые оттенки.

Завершающий этап

После процедуры закаливания пружину следует сжать и оставить в таком положении на двое суток. Затем, используя точильный станок, обрабатываются ее концы. Это придаст кустарному изделию требуемый размер. После выполнения всех вышеперечисленных действий пружина считается готовой к эксплуатации. Как утверждают специалисты, кустарные самоделки не сравнить с аналогичными изделиями заводского производства.

Тем не менее нестандартные пружины широко используются в различных механизмах. Если их эксплуатировать в щадящем режиме, то пружины прослужат достаточно долго.

На свалку! Запчасти от него могут пригодиться в быту.

1 из 17

Изголовье кровати из автомобильного капота

Посмотрите внимательно-изголовье этой кровати на самом деле старый автомобильный капот! Встроенные полки за капотом предлагают удобное место для хранения книг и мелочевки.

2 из 17

Скамейка из пружин и частей пикапа

Продукт совместных усилий дизайнера интерьеров и механика, это единственная в своем роде скамейка, сделанная из старой задней двери, пружин и рессор.

3 из 17

Держатель для бумаг и мелочевки

Пространство между каждым витком спиральной пружины может быть легко использовано для хранения файлов, документов и мелочевки на вашем столе.

4 из 17

Старинные банки и канистры от автомобилей

Старые банки, канистры и масленки из Европы, Америки или СССР способны украсить ваши полки и придать им винтажный шарм.

5 из 17

Номерной знак, как крыша для скворечника

Даже наши пернатые друзья ценят хорошее обращение и красивый дизайн! Сделайте им скворечник, для крыши пригодиться старый номерной знак. Лучше всего подойдет веселый из Штатов. Он красочнее и шире наших аналогов.

6 из 17

Используйте рампу как ножки для стола

Да, вы можете превратить старые запчасти в удивительно шикарную мебель.

7 из 17

Декоративные автомобильные колпаки

Немного воображения и трудолюбия, и в вашем саду на даче могут появится такие прекрасные растения. Поливать их не обязательно. Стебли- из сломанной ручки от лопаты, цветы- из автомобильных колпаков, листья из полотна лопаты.

8 из 17

Руль вместо карниза

Пропустите занавески через старое тракторное колесо, установленное на стене и у вас появятся симпатичные карнизы. Прикручивайте сильнее, рули от тракторов тяжелые.

9 из 17

Мотоциклетная фара в качестве лампы

Пусть старые фары продолжают светиться, превратите их в ретро лампы с необычайным ретро шармом.

10 из 17

Тракторный обод для тахты

Чтобы дать тракторному ободу новую жизнь в качестве уютной мебели, покрасьте его и установите мягкое сидение. Тахта готова.

11 из 17

Покрышка вместо клумбы

Вы когда-нибудь думали, что старая шина может выглядеть так красиво? Все, что вам нужно, это баллончик с краской, цепь и крюк, чтобы сделать эту удивительно прекрасную клумбу.

12 из 17

Шины вместо лавочки

Надоела лавочка у крыльца? Возьмите автомобильные шины, покрасьте их в яркие цвета, добавьте мягкие сиденья и красивые подушки. Уют создан!

13 из 17

Номерные знаки могут украсить ступеньки на лесенке

Народные умельцы уверяют, что запчасти от старого авто — очень хороший расходный материал для обустройства оригинального интерьера дома или квартиры. Также их довольно эффективно можно использовать и в домашнем хозяйстве. Наш материал в равной степени будет интересен как тем, кто относится к этим идеям с изрядной долей скептицизма, так и тем, кто любит оригинальничать.

Колесные диски

Пожалуй, по степени «интегрированности» в домашнее хозяйство именно они могут по праву считать себя лидерами.

Например, при минимальной доработке из них получаются превосходные дачные мангалы. Разнообразные «конструкторские решения» на эту тему постоянно мелькают в любой социальной сети, причем их изобретательности остается только позавидовать. В процессе поиска можно натолкнуться на состоящие даже из 5−6 дисков башни-коптильни. Но те, кто не хочет утруждать себя многоступенчатыми инженерными работами, утверждают, что с задачей приготовления мясных и овощных блюд на углях вполне справится и самый простой вариант такого мангала. Для этого, говорят знатоки вопроса, достаточно лишь снабдить перевернутый вверх ногами диск тремя ножками (эту роль прекрасно сыграют обыкновенные металлические трубки соответствующего диаметра), да сделать так, чтобы угли не просыпались вниз через отверстия (можно использовать либо цельный кусок железа, либо обойтись сложенной в несколько раз металлической сеткой с узкими ячейками). Результат — как минимум на один дачный сезон земельный участок надежным (а главное — недорогим) приспособлением для приготовления мяса на углях обеспечен.

Еще об одном довольно распространенном способе использования колеса в домашнем хозяйстве рассказал «СП» житель одного из подмосковных дачных поселков Евгений Володин . «Уж не помню, где я такой вариант подглядел, — рассказывает мужчина, — но мне он очень понравился. Просто приколотив пару дисков на стену сарая, я получил в свое распоряжение очень удобные держатели для поливочных шлангов». Правда, не так давно Евгений оригинальную идею немного, что называется, довел до ума. На «доработку» его подвигло одно маленькое неудобство: наматывание после полива шланги на колесо вручную чистой работой никак не назовешь. Поэтому смекалистый дачник насадил очередное колесо на штырь с подшипником, снабдив конструкцию пружиной и зубчатым колесом с анкером. Теперь по окончании полива шланг наматывается на диск самостоятельно.

«Колесные диски можно использовать в качестве основы для журнальных столиков с подсветкой, — рассказывает свободный дизайнер Надежда Агафонова . — Особенно хороши в сочетании со стеклянной столешницей в этом качестве литые или кованые изделия с отрицательным вылетом. Потому что свет спрятанных внутрь основы светодиодов или ламп рассеивается очень красиво в силу оригинального рисунка колеса». Однако в этом случае вес у конструкции получается довольно приличный, уточняет Агафонова.

Элементы салона автомобиля

Рекомендации по использованию автосидений в процессе обустройства интерьера дома или квартиры — нетленный «хит» многих гламурных журналов, посвященных дизайнерскому искусству. Каких только вариантов не встретишь на их страницах. Тут и раскладные кресла-качалки, в которые легко превратить передние сиденья любого авто (достаточно лишь поставить их на полозья и снабдить подлокотниками), и кухонные диваны с цепочными качелями (для этих целей используются в основном задние сиденья). Фантазии разработчиков, как говорится, нет границ. Правда, стоит отметить, что все это разнообразие — чисто декоративного свойства. С точки зрения функциональности иное применение сиденьям из старого авто найти очень затруднительно.

Из замков ремней безопасности получаются недурственные ключницы. При условии, конечно, что связка ключей будет снабжена брелоком в виде пряжки от этого самого ремня. «Конечно, кому-то такая своеобразная ключница может показаться несколько громоздкой, как и мне поначалу, — рассуждает жительница Красноярска Полина Озерова . — Поэтому я долго ворчала на мужа, который на стену прихожей нашего дома навесил эти фиксаторы с кнопками ровно по числу членов нашей семьи. Но вскоре я поняла, что по степени надежности хранения такая система точно превосходит любые самые красивые крючки, не говоря уже о простых гвоздиках, откуда ключи можно элементарно нечаянно смахнуть».

Автолюбитель со стажем Игорь Гладышев из Москвы в своем доме врезал во все межкомнатные двери не привычные мебельные, а автомобильные замки. Причем, что называется, «поддержал отечественного производителя», отдав предпочтение модели, которая применялась, в частности, в линейке автомобилей ВАЗ-2107. «Еще со времен обучения в автошколе я запомнил слова инструктора о том, что так называемые „утопленные“ ручки в авто гораздо безопаснее выступающих. И когда мой вечно носящийся по комнатам сломя голову ребенок пару раз неплохо приложился лбом о выступающие рукоятки привычных замков, а жена слегка раскровила бедро, я решился на этот шаг».

Да, поясняет Игорь, врезные «американские язычки» пришлось вынуть и заменить обычными круглыми фиксаторами. Но зато теперь больше ни у кого из домочадцев не появляется царапин и синяков после нечаянной встречи с дверными замками.

Подвеска и кузов

«В Англии и других европейских странах, — рассказывает выпускница МАРХИ Илона Сергеева , — довольно часто на участках состоятельных граждан можно увидеть старые машины, превращенные по прихоти хозяев в небольшие бассейны. А в самих домах — задние части кузовов, выполняющие роль секретеров».

В России, пожалуй, такие ландшафтные и интерьерные решения смотрелись бы очень экстравагантно, однако кое-какие интересные находки в этой области отечественные умельцы совершают. Житель Краснодарского края Максим Я. , распродавая по запчастям свой пострадавший в аварии старый «УАЗ-469», очень долго не мог пристроить в надежные руки крышку капота. А когда уже смирился с тем, что эту запчасть, видимо, придется попросту сдать в металлолом, ему в голову пришла оригинальная идея. «Я как раз достраивал сарайчик на участке, — рассказывает он, — а стройматериалов было в обрез. Стал прикидывать, из чего бы состряпать козырек над дверью, и тут не глаза попался тот самый капот. Его-то я в конечном итоге в таком качестве и приспособил». Получилось, говорит Максим, дешево и сердито. А уж когда потом он приладил к капоту пару фар (предварительно воткнув туда обычные лампы дневного света), то заодно решил и проблему освещения двора в темное время суток.

Схожим по экстравагантности способом, кстати, предлагают решить вопрос с освещением (только уже комнат) и некоторые российские дизайнерские бюро, которые давно уже взяли на вооружение мировой опыт изготовление настольных ламп и настенных светильников из автомобильных амортизаторов, а также труб системы выпуска отработанных газов.

Игрушки из... пружины

Растяните руками какую-нибудь пружину, а затем отпустите ее - длина пружины останется прежней. Сожмите пружину и вновь отпустите - результат тот же. Можете изгибать пружину в разные стороны, одновременно растягивая или сжимая ее, но после отпускания витки пружины возвращаются в исходное положение - таково удивительное свойство этой интересной детали. Недаром пружина используется во многих механизмах и машинах, выполняя самые разнообразные задачи. В одних случаях она, стараясь растянуться, крепко прижимает детали друг к другу. В других, наоборот, препятствует сближению деталей, становясь амортизатором во время ударов по одной из них.

Интересна роль пружины в предлагаемых игрушках. Таких в магазине детских игрушек не купишь. Она «оживляет» игрушку, делает ее гибкой, подвижной, более интересной для малышей. Вот, к примеру, игрушка, напоминающая небольшую домашнюю собаку - таксу. Если раньше подобная игрушка была бы жесткой, неподвижной, теперь часть ее туловища заменена пружиной большого диаметра. Стоит потянуть игрушку за бечевку, как голова собаки начнет раскачиваться вперед-назад, а хвост - шевелиться.

Изготовить такую игрушку можно из готовой, например, пластмассовой, фигурки собаки. Туловище распиливают лобзиком или пилкой и между получившимися половинками прикрепляют большую, но достаточно гибкую пружину. Вместо хвостика устанавливают пружину небольшого диаметра, желательно конусообразную. Готовые пружины вы вряд ли найдете, поэтому позже расскажем, как их сделать самим.

Чтобы собаку можно было возить за бечевку, к ее задним лапам нужно приделать пару колесиков, вращающихся на общей оси. А к передним лапам должны быть прикреплены два пары таких колесиков. Тогда в исходном состоянии (собака на месте) или при ослабленной бечевке лапы будут опираться на землю через внутреннюю пару колесиков, а когда дергают за бечевку или натягивают ее - через наружную пару. Чтобы колесики не могли перемещаться по оси, на нее можно надеть резиновую трубку между колесиками или ограничить перемещение колесиков штифтами, вставленными в ось. Можно также припаять к оси вблизи колесиков медные колечки.

Второй игрушкой может стать набор фантастических рыбок, изготовленных, например, из шариков от пинг-понга. К шарикам приклеивают нос, хвост, плавники, изготовленные из бумаги, а сверху прикрепляют длинную пружину. Достаточно немного подергать за верхний конец пружины - и рыбки станут раскачиваться, размахивая плавниками, словно во время плавания.

Изготовив несколько таких игрушек и раскрасив их в разные цвета, можно создать интересный «аквариум». Большего эффекта удастся добиться, если к игрушкам прикрепить пружины разной длины, а концы пружин закрепить на одной планке.

А вот и третья игрушка - можно назвать ее «веселые рабочие». Это тележка с двумя фигурками рабочих. Сама тележка может быть любой конструкции. Главное, чтобы ее задняя ось имела посередине выгиб в виде буквы П. На «полочку» выгиба, параллельную оси и отстоящую от нее на некотором расстоянии, надевают кольцо проволочной тяги - она проходит через прорезь в тележке и крепится вторым концом к коромыслу. В свою очередь, коромысло закреплено на оси стойки, укрепленной в центре тележки, и может качаться.

На концах коромысла устанавливают рукоятки, а к ним прикрепляют фигурки рабочих. Между фигурками и основанием тележки закрепляют пружины. Если теперь потянуть за бечевку, прикрепленную к тележке, колеса, а значит, и оси начнут вращаться. Выступ на оси задних колес будет вращаться по окружности, то втягивая, то выталкивая проволочную тягу. Коромысло станет качаться, а фигурки - попеременно подниматься и опускаться. Создастся впечатление, будто рабочие весело качают водяную помпу.

Вы познакомились всего лишь с тремя примерами использования пружин в игрушках. Множество разнообразных игрушек с пружинами вы сможете придумать и построить сами.

А теперь познакомимся с приемами изготовления пружин. Просто свить их вручную не удастся - «пружинистая» проволока будет стремиться разогнуться, и пружина у вас не получится. Поэтому навивать пружины нужно только с помощью приспособлений.

Одно из приспособлений состоит из деревянных брусков 1 и прокладки 2. В каждом бруске пропилен треугольный паз. При сложенных вместе брусках пазы образуют отверстие, в которое вставляют ручку 3. Диаметр ручки может быть разный - это зависит от диаметра будущей пружины.

В соответствии с выбранной ручкой подбирают прокладку. Она должна быть такой толщины, чтобы в получившееся отверстия между брусками ручка входила свободно.

Бруски с прокладкой зажимают в тисках, а в отверстие в ручке вставляют конец пружинящей проволоки (например, стальной). Натягивая проволоку левой рукой (на руку обязательно надевают старую рукавицу), правой поворачивают ручку. Сделав один оборот, конец пружины вынимают из отверстия ручки, обрезают кусачками и получившееся полукольцо закрепляют на отгибе ручки. Затем вращают ручку, одновременно натягивая провод, до тех пор, пока не получится пружина нужной длины. Если понадобится пружина большого диаметра, тогда загнутый конец проволоки зацепляют за Г-образную ручку 4, вставленную в круглую деревянную палку 5, а провод пропускают через отверстие в палке. Диаметр палки определяет диаметр будущей пружины.

Для пружины конусообразной формы нужна ручка, сточенная на конус вручную или на токарном станке.

Пружины малого диаметра лучше всего навивать более тонким проводом, чем пружины большого диаметра. Кроме того, из более «жесткой» (упругой) проволоки желательно изготавливать пружины большего диаметра, и наоборот. Эти рекомендации вы сможете проверить на практике.


Пружину, которая будет долго служить и максимально эффективно выполнять свои задачи, можно изготовить не только на производстве. Да, там есть возможность полностью соблюсти весь производственный процесс, все его параметры, правильно выбрать характеристики всех технологических процессов (например, температуру закалки). Однако простую пружину для механизма, который работает в щадящем режиме, можно сделать и своими руками.

Для этого понадобятся следующие материалы:

  • непосредственно пружина и проволока подходящего для задуманного агрегата размера;
  • газовая горелка;
  • слесарный инструмент;
  • тиски;
  • бытовая или термическая печь.

Диаметр

Если диаметр проволоки не более 2 мм, то пружину можно сделать, не применяя термическую обработку. Для этого необходимо таким образом разогнуть проволоку, чтобы она стала абсолютно ровной, а затем с усилием намотать ее на оправку.

Что касается диаметра оправки, то он должен быть немного меньше, чем внутренний диаметр пружины, который вы хотите получить. Это необходимо для компенсации упругой деформации. Скорее всего, придется несколько раз разгибать и свивать пружину, попробовать оправки нескольких размеров, чтобы подобрать нужный диаметр. Между витками пружины сжатия расстояние должно быть немного большим, чем уже у готовой пружины. Два крайних витка должны хорошо и плотно прилегать друг к другу.

Если же диаметр пружины, которую вы хотите использовать как исходный материал больше 2 мм, то, прежде чем начинать с ней работу, ее нужно подвергнуть отжигу. Потому что без этой процедуры такую толстую проволоку невозможно выпрямить и навить.

  • В первую очередь нужно правильно подобрать материал для будущей пружины - это половина успеха. В производстве используются сплавы цветных металлов (65Г, 60ХФА, 60С2А, 70СЗА, Бр. Б2 и т.д.) или специальные стали (углеродистые или легированные). Если же вы решили сделать пружину самостоятельно, самым подходящим материалом для этого станет другая пружина нужного размера (обращать внимание нужно на диаметр проволоки, из которой она изготовлена).
  • Отжиг лучше всего проводить в специальной термической печи. Если же вам не удалось найти такую, то используйте кирпичную или металлическую. Разведите огонь на березовых дровах и в угли положите пружину. Подождите, пока она не раскалится докрасна, и пусть она продолжает лежать в печи до полного ее охлаждения. После такой процедуры отжига проволока станет пригодной для навивания.
  • Выпрямите ее и намотайте на оправку. Делайте это так, как описано выше. При процедуре изготовления пружины витки навивайте вплотную друг к другу.
  • Теперь , чтобы она не потеряла форму. Для этого ее необходимо нагреть до температуры 830-870 градусов и опустить в трансформаторное масло (можно использовать и веретенное). Естественно, что вы не сможете по приборам отслеживать нужную температуру, поэтому определяйте ее визуально по цвету нагретого металла. При температуре 830-900°С металл имеет светло-красный цвет. Если такой оттенок появился - пружина дошла до нужного состояния.
  • После закалки нужно сжать пружину до сжимания витков и оставить ее, не разжимая, на 20-40 часов. Затем сточите на точильном агрегате концы пружины и изделие готово.