И а фомин архитектор. Фомин игорь иванович. Иван александрович фомин

  1. Архитекторы
  2. Глубокие изменения всей культурной ситуации и, в частности, художественных вкусов в области архитектуры, оказались сфокусированными в творчестве и в самой личности Кристофера Рена, который по своему значению для эпохи справедливо ставится в один ряд с самыми замечательными англичанами XVII века -…

  3. Основоположниками, главными вождями неоклассического направления в английской архитектуре были братья Адамы, сыновья известного архитектора Уильяма Адама. Наиболее талантливым из них был Роберт. Архитектурная деятельность Роберта Адама была исключительно широкой. Вместе с братьями Джеймсом, Джоном и Уильямом, своими постоянными сотрудниками, он застраивал…

  4. В творчестве Беренса, которое было наиболее заметным явлением в архитектуре Германии начала 1920 х годов, сложно сплетались прогрессивные и реакционные тенденции его времени. Чопорность великопрусского шовинизма сочеталась с преклонением перед человеческим трудом, косная традиционность - с трезвым рационализмом и смелостью конструктивных…

  5. Пожалуй, ни одна творческая личность в истории советской архитектуры не привлекала такого пристального внимания, не вызывала столь противоположных мнений, яростных споров и противоречивых оценок, как личность Жолтовского. Его называли классиком и эпигоном, новатором и подражателем, у него желали учиться и потом…

  6. Американский архитектор Луис Генри Салливен стал одним из пионеров рационалистической архитектуры 20 го столетия. Его работы в области теории зодчества еще более значительны. Салливен ставил перед собой грандиозную утопическую задачу: средствами архитектуры преобразовать общество и повести его к гуманистическим целям. Теория…

  7. 20 сентября 1744 года у представителей двух известных итальянских семей Джакомо Антонио Кваренги и Марии Урсулы Рота родился второй сын, названный в честь отца Джакомо Антонио. Это произошло в живописном маленьком селении Капиатоне округа Рота д′Иманья, входящего в провинцию северо итальянского…

  8. Быть может, ни в одной другой области художественной культуры Италии поворот к новому пониманию не был в такой степени связан с именем одного гениального мастера, как в архитектуре, где родоначальником нового направления явился Брунеллески. Филиппо Брунеллески родился в 1377 году во…

  9. Виктор Орта родился в Генте 6 января 1861 года. Год он учился в Гентской консерватории. Затем начал изучать архитектуру в Гентской Академии художеств. В 1878 году работал в Париже у архитектора Ж. Дюбуйссона. В 1880 году поступил в Брюссельскую Академию изящных…

  10. Бове прошел большой творческий путь - от безвестного ученика Кремлевской экспедиции до "главного архитектора" Москвы. Он был тонким художником, умеющим простоту и целесообразность композиционного решения сочетать с изысканностью и красотой архитектурных форм и декора. Зодчий глубоко понимал русскую архитектуру, творчески относился…

  11. Исследуя "феномен Стерлинга" и подчеркивая его несомненную творческую самобытность, Дж. Саммерсон поражается славе мастера, "учитывая, что, вероятно, не более трех четырех его осуществленных зданий (ни одно из них не собор и не дворец вице короля) известно сколько нибудь значительной части населения".…

  12. Деятельность Фельтена пришлась на годы, когда барокко уступало место классицизму, ставшему вскоре главным направлением искусства. Наследие зодчего сфокусировало признаки архитектуры переходного времени. Георг Фридрих Фельтен, или, соответственно русскому варианту, Юрий Матвеевич Фельтен, родился в 1730 году. Отец его Матиас Фельтен 12…

  13. В первой половине и середине 17 го столетия Франция переживает своего рода "возрождение Возрождения". Наиболее яркой личностью того периода является, без сомнения, Франсуа Мансар. Мансар не только оставил образцы зодчества, ставшие очень скоро объектом поклонения и паломничества архитекторов. Он еще закрепил…

  14. Иоганн Бальтазар Нейман родился в 1687 году. Он вырос в немецкой части Богемии, где имел хорошую возможность ознакомился с церквами в стиле итальянского барокко. Бальтазар происходил из буржуазной семьи - его отец был коммерсантом. Нейман получил разностороннее образование, повидал свет и…

  15. В итальянской архитектуре Гварини занял особое положение. Ему удалось внести в общий тон трезвой рациональности туринской архитектуры контрастную ноту. Именно в годы пребывания в столице Савойского герцогства Гварини создал свои главные произведения. Гварино Гварини родился в Модене 7 января 1624 года.…

  16. Имя Альберти по праву называется одним из первых среди великих творцов культуры итальянского Возрождения. Его теоретические сочинения, его художественная практика, его идеи и, наконец, сама его личность гуманиста сыграли исключительно важную роль в становлении и развитии искусства раннего Возрождения. "Должен был…

  17. "У архитектора две задачи: оберегать ценности и создавать новые ценности", - писал Карлос Рауль Вильянуэва. С его именем связан резкий подъем архитектуры в Венесуэле в послевоенные годы. Никогда ранее венесуэльская архитектура, пожалуй, не создавала произведений, представляющих интерес в мировом масштабе. Вильянуэва…

ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ФОМИН


«ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ФОМИН»

Замечательный проектировщик и практик строитель, превосходный художник, теоретик искусства и педагог И.А. Фомин, оказал огромное влияние на творчество многих архитекторов. С его именем связано представление о зодчем мыслителе, мечтавшем воплотить в архитектурных образах ведущие идеи эпохи построения социализма, умевшем смело идти по пути новаторства, в то же время мудро и бережно относясь к художественному наследию прошлого.

Иван Александрович Фомин родился 3 февраля 1872 года в Орле в семье почтового чиновника. Детство провел в Риге, где в 1890 году окончил гимназию. В том же году юноша по настоянию отца поступил на математический факультет Московского университета. Однако, чувствуя призвание к архитектуре, через три года оставил университет и решил поступить в Высшее художественное училище при Академии художеств. Эта попытка окончилась неудачей: недостаточно подготовленный, Фомин не выдержал экзамена по рисунку. Но он не пал духом, год настойчиво занимался рисованием и, сдав экзамен, в 1894 году был принят в академию.

Это было время революционных волнений среди студенчества. В 1897 году за участие в студенческих беспорядках Фомина исключили из академии. Он переехал в Москву, где стал помощником Ф. Шехтеля и других архитекторов, участвуя, в частности, в реконструкции и внутренней отделке здания Московского Художественного театра, строительстве бывшего особняка Рябушинского на улице Качалова, дома бывшего Московского купеческого общества на Лубянке. В 1902 году Фомин организовал выставку "Архитектура и художественная промышленность нового стиля", на которой были представлены и самостоятельные его работы. Они были столь своеобразны, что о них заговорили в художественных кругах.

В 1905 году Фомин возвратился в Академию художеств и в 1909 году выполнил дипломный проект по классу профессора Л.Н. Бенуа на тему "Курзал на Минеральных Водах". Эта работа опрокидывала все академические казенные установки.

Предполагалось, что центральное здание на курорте будет обслуживать не только больных, но и всех, кто хотел бы развлечься за городом. Поэтому надо было запроектировать большие залы для танцев, концертов, читален, ресторанов, буфетов. Фомин представил проект огромного общественного здания.

Громадные колоннады на гигантских мостах гаролетах соединяли между собою еще более торжественные и пышные центральные залы. Они напоминали античные храмы и здания Греции и Рима, но при этом в них звучали мотивы русского классицизма. Это был смелый проект, к тому же великолепно выполненный. Наряду с основными проектными чертежами - фасадами, разрезами и планами - Фомин сделал несколько рисунков иллюстраций в гравюрах - офортах.


«ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ФОМИН»

Офорт он изучал в мастерской профессора В.В. Матэ.

Чувствовалось, что этот мастер поведет за собою целое поколение архитекторов. В дальнейшем так и произошло.

За проект "Курзала" Фомин получил звание художника архитектора и был послан в командировку за границу. Во время этой поездки Фомин запечатлел архитектуру Египта, Греции, Италии в серии офортов, выдвинувших его в ряды лучших художников гравюры. Способность Фомина проникать в самое существо памятников архитектуры позволяла ему удивительно точно передавать в рисунках дух зодчества той или иной эпохи. В своих офортах, далеких от стилизаторской манеры, присущей искусству тех лет, он выступает как подлинный реалист.

Фомин вначале преподавал, проектировал и строил - как все. Только здоровое художественное чутье, влечение к русскому искусству, общение с лучшими художниками того времени не позволили ему сбиться с истинного пути. Фомин учился на архитектурных творениях замечательного архитектора Казакова.

Первой крупной его работой в Петербурге был особняк на Каменном острове. Этой постройкой Фомин увлекся сам и увлек за собою своих заказчиков. Казалось, здесь вновь оживало далекое прошлое.

Вот главный вход в вестибюль. Все исполнено по современному: электрические лампочки в люстре и центральное отопление, но внутри - как в старинном русском доме. Чередой проходят чудесные колоннады и порталы с расписными плафонами.

Склонный к крупным монументальным формам Фомин стремился к решению задач большого общественного содержания. До революции он создал более пятидесяти проектов, среди которых были проекты общественных сооружений и ансамблевой застройки, такие, например, как проекты бывшего Николаевского вокзала, нескольких музеев, ряда банков, застройки острова Голодай, комплексов Тучкова буяна в Петрограде, курорта Ласпи в Крыму.

Однако реализовать столь обширные градостроительные замыслы в те время оказалось невозможно. В своей практической деятельности Фомин вынужден был ограничиваться частными заказами по отделке квартир и постройке особняков. Наиболее значительными из построенных им в те годы зданий были дом Оболенского в Финляндии, дома Половцева и Абамелек Лазарева в Петербурге (1910-1914).

Стремясь популяризировать русскую архитектуру конца XVIII - начала XIX века, он выступает со статьями, воспевающими московский классицизм. Восторженно и поэтично говорит он о творениях старых московских зодчих, осуждает варварское отношение буржуазного общества к памятникам русской архитектуры.

В 1908 году Фомин становится участником возглавляемого И.


«ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ФОМИН»

Грабарем труда по истории русского искусства. Им составлены разделы третьего тома "Истории русского искусства", посвященные классицизму первой и второй четвертей XIX века. Стремление популяризировать наследие отечественного зодчества побудило Фомина стать организатором "Исторической выставки архитектуры" (1911). В 1915 году он получает звание академика архитектуры.

Фомин был среди тех представителей интеллигенции, которые после Великой Октябрьской социалистической революции продолжали трудиться на благо России. Он возглавил одну из первых государственных проектных организаций - архитектурно планировочную мастерскую Петрограда, где под его руководством разрабатывалась программа развития города, преподавал в Академии художеств и в политехническом институте. "Создание нового стиля советской архитектуры возможно только на базе классики, но классики, отражающей современность, новые строительные материалы, новую технику и формы жизни", - говорил Фомин молодым архитекторам.

Как архитектор он понимал, что величие событий, темпы строительства и новые технические достижения требуют совершенно иного подхода к архитектуре. Его захватила идея создания "новой классики", или "реконструированной классики". Творческий поиск Фомина воплотился не на бумаге, а в конкретных зданиях. При этом он не избежал ошибок и провалов, но упорно продолжал пытливо искать и добиваться новых архитектурных решений.

Наиболее ярко его творческие устремления послереволюционных лет выражены в конкурсных проектах Дворца рабочих и крематория, создающих художественные образы большой впечатляющей силы (оба в 1919 году).

Фомин участвовал в конкурсе на составление генерального плана Сельскохозяйственной выставки в 1923 году в Москве.

В середине 1920 х годов мастер выдвинул творческую концепцию "Пролетарской классики", предложив взять от архитектуры прошлого только ее основу, решительно упрощая классические архитектурные элементы. Практически это выразилось в работе над созданием новой тектонической структуры зданий, в попытках выработать новый ордер, в поисках предельно простых, лаконичных архитектурных форм, наиболее полно отвечающих, по его мнению, художественным требованиям советского общества.

Свое представление о требованиях, которые надо предъявлять к архитектурному произведению, Фомин сформулировал в своеобразной, почти рифмованной форме: "Единство, сила, простота, стандарт, контраст и новизна". По его мнению, претендовать на архитектурное совершенство могли только те здания, которые обладали совокупностью этих качеств.


«ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ФОМИН»

Причем слово "стандарт", входящее в "формулу" Фомина, понималось не в его современном значении, а как повторный ритм единообразных, как бы стандартных композиционных элементов.

Среди первых произведений, в которых Фомин развивал основные положения своей идеи "пролетарской классики", названной им позже "реконструкцией классики", - проекты Дома Советов в Брянске (1924), Промбанка в Свердловске (1925), комплекс зданий Иваново Вознесенского политехнического института (1927), санаторий "Ударник" в Железноводске (1927).

Наиболее полно творческое кредо Фомина воплотилось в архитектуре дома "Динамо" (1928). В нем удачно соединены общественный и жилой секторы. Стремясь создать единый монументальный ансамбль, завершающий перспективу со стороны Кузнецкого моста сильным композиционным акцентом, Фомин предлагал на противоположной стороне Фуркасовского переулка повторить архитектурную тему основного корпуса "Динамо". Однако осуществить это предложение не удалось.

Комплекс "Динамо" был первым опытом осуществления в таком большом масштабе идеи Фомина о реконструкции классических форм как средства создания нового большого стиля архитектуры. Сам мастер так объяснял свой композиционный замысел: "За основу архитектурного решения главного корпуса по улице Дзержинского взяты строгая дисциплина и порядок классических решений, но в деталях архитектура содержит ряд чисто новых элементов: колонны без баз и капителей, отсутствие традиционного антаблемента, отсутствие стенных плоскостей (так как оконный проем начинается непосредственно от колонны), гладкие поверхности фасада и спаренность колонн". Это высказывание раскрывает основные принципы его творческого метода конца 1920 х годов.

Одновременно со строительством комплекса "Динамо" Фомин приступил к проекту расширения здания Моссовета. Тут он не был свободен в выборе композиции: проектируемый корпус являлся лишь пристройкой со стороны двора к старому зданию. Новому корпусу Фомин придал конфигурацию в виде буквы "П", создав парадный двор, ставший композиционным ядром всего комплекса. Решение дворового фасада явилось дальнейшим развитием идей "пролетарской классики". При этом мастер был еще более последователен в своем стремлении к предельному лаконизму, еще более строг в отборе архитектурных средств.

Характерными для этого периода творческих исканий Фомина чертами отмечена и другая его работа (1930) - реконструкция здания НКПС у Красных ворот в Москве.

С 1932 года в архитектуре наметился решительный поворот к классике, что отразилось и в творчестве Фомина.


«ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ ФОМИН»

Он несколько отошел от аскетизма предыдущих лет, но в то же время решительно восстал против эклектизма и украшательства, продолжая призывать к простоте и лаконизму. ":Если мы хотим теперь, после периода аскетизма, - говорил он, - давать богатую архитектуру, бодрую, яркую и жизнерадостную, это еще не значит, что мы должны перегружать излишней роскошью форм наши сооружения; надо находить простые, лаконичные формы". Первыми работами, в которых мастер расширил круг применяемых композиционных средств, были проекты Дворца музея транспортной техники, Курского вокзала, Театра Красной Армии в Москве, Дома Красной Армии при Военной электротехнической академии в Ленинграде.

Последние годы жизни Фомина были связаны с Москвой, куда он переехал из Ленинграда в 1929 году. Так же, как и другие ведущие зодчие, мастер возглавил одну из организованных в 1933 году архитектурно проектных мастерских Моссовета (мастерская № 3) и руководил ею до последних дней жизни.

Совместно со своими бывшими учениками ленинградцами П. Абросимовым, А. Великановым, М. Минкусом, Л. Поляковым, И. Рожиным Фомин в этот период создал более десятка проектов, среди которых проекты театра в Ашхабаде, дома Наркомтяжпрома, комплекса Академии наук СССР в Москве, правительственного центра и дома Совета министров УССР в Киеве и др.

Уже на закате дней Фомин создал такие замечательные произволения, как подземные залы станций Московского метрополитена "Красные ворота" (1934-1935) и "Площадь Свердлова" (1936-1938). Эти сооружения выдержали проверку временем, вошли в золотой фонд отечественного зодчества и справедливо могут быть отнесены к памятникам архитектуры 1930 х годов. В подземных залах обеих станций в сложных условиях громоздких бетонных конструкций первых очередей метрополитена средствами архитектуры преодолено ощущение огромной тяжести, несомой пилонами. Единство общего композиционного замысла, четкость ритмических построений, лаконизм и простота архитектурных форм, яркость контрастов и цельность цветового решения - эти черты, характерные для творческой манеры мастера, придают художественным образам станций большое своеобразие.

Основное в архитектуре станции "Красные ворота" - единство общего замысла. Все здесь служит ведущей идее автора придать подземным залам черты монументальности и силы. Для преодоления впечатления массивности устоев каждая конструктивная опора расчленена на три вертикальных элемента. Два крайних трактуются как несущие пилоны, а средняя часть - как заполнение между ними. Это помогает преодолеть ощущение огромной тяжести, воспринимаемой устоями, и обогащает ритмическое построение интерьера: количество опор как бы увеличивается, возникает четкий ряд стройных пилонов, придающий залам перспективность и масштабность.

При разработке деталей Фомин решительно упрощал и схематизировал обычные классические приемы.

Это особенно заметно в решении антаблемента, перекрывающего пилоны, где упрощена моделировка поддерживающей части и введены одинаковые простые элементы - полки. Активными художественными средствами служат цвет и материал. Стремясь связать станцию с ее местом в городе, Фомин задумал запечатлеть в камне название "Красные ворота", избрав в качестве основного цвета красный. Пилоны, облицованные темно красным грузинским мрамором шроша, выглядят мощными монолитами.

Станция "Площадь Свердлова" - последняя работа Фомина. Уже на исходе своего жизненного пути мастер создал полное изящества произведение, по новому развивающее его творческие принципы. Верный своим приемам четкого и ясного композиционного построения, он создал пластически насыщенные архитектурные формы, гармоничную систему пропорций, целостную цветовую гамму. Важнейшие элементы композиции подземных залов - колонны размещены по краям пилонов. Это помогло избежать ощущения грузности пилонов, так как кажется, что несущими опорами служат только колонны. Интересно, что ордеру придана упрощенная трактовка. Колонны выполнены без утонения, из мраморных блоков. Их сильные прямые стволы покрыты крупными каннелюрами, помогающими преодолеть впечатление известной приземистости. Капители имеют вид простых позолоченных плит.

Творческое наследие Фомина многогранно. Оно запечатлелось в постройках и проектах, в прекрасных офортах, в ярких выступлениях в печати.

Незадолго до смерти, обдумывая заключение предполагаемой книги, Фомин написал замечательные строки, которые назвал "Совет молодым":

"Если ты хочешь оставить после себя след в искусстве, если ты действительно хочешь внести нечто ценное в искусство своей страны, то, прежде всего, научись глубоко понимать и ценить подлинное искусство и отличать его от халтуры, пошлости и отсебятины. Только этот честный путь приличен и может быть одним из камней той пирамиды, которую мы строим коллективно на фронте советского искусства".

18+, 2015, сайт, «Seventh Ocean Team». Координатор команды:

Осуществляем безвозмездную публикацию на сайте.
Публикации на сайте, являются собственностью их соответствующих владельцев и авторов.

Русский и советский архитектор, преподаватель, историк архитектуры. Начав работу в стиле модерн, в начале 1910-x годов стал ведущим мастером петербургской неоклассической школы. В 1920-е годы разрабатывал теорию и практику «пролетарской классики» и стал одним из основателей сталинской архитектуры. Работал у Л. Н. Кекушева и Ф. О. Шехтеля .


По окончании Александровской гимназии в Риге, поступил в Императорский Московский университет, который через два года оставил и поступил в Императорскую Академию художеств. В 1896 году был исключен из Академии по политическим мотивам, продолжил обучение в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, затем в Париже, и через год в Москве сдал экзамен на право заниматься архитектурной практикой.



Дворец Половцова Санкт-Петербург

Здание Совнаркома УССР в Киеве
В 1900 году по заказу Московского торгово-строительного акционерного общества построил своё первое здание в Скатертном переулке. В 1902 году совместно с И. Е. Бондаренко и Ф. О. Шехтелем организовал в Москве выставку «Искусств и архитектуры Нового стиля». Однако попытки не увенчались успехом. В 1903 году в эскизах Фомина наметился отход от модерна к неоклассицизму . В 1904 году он выступил в журнале «Мир Искусства» с программным заявлением в защиту александровского ампира . В 1908 году Фомин стал одним из участников труда по истории русского искусства, возглавляемого И. Э. Грабарём . В 1911 году он организовал «Историческую выставку архитектуры». В 1905 году вернулся в С.-Петербург, чтобы закончить академический курс.

Дом на Мойке. Санкт-Петербург

В 1909 году он предоставил на конкурс Академии художеств композицию на тему «Курзал на Минеральных Водах» (мастерская Л. Н. Бенуа ) и получил звание художника-архитектора. Ему была присуждена пенсионерская поездка заграницу, во время которой он выполнил крупную серию офортов. В 1911-1913 годах по проектам Фомина построены в Петербурге дом Половцева на Каменном острове и дом князя С. С. Абамелик-Лазарева (набережная реки Мойки, 21). В эти же годы он проектирует дом Оболенского на озере Сайма и дом А. Г. Гагарина в имении Холомки в Псковской губернии.


Дом «Динамо»

В 1912 году по проектам Фомина построены памятники русским воинам, павшим в 1812 году - обелиски в Витебске и Борисове и колонна в Волковыске. 26 октября 1915 году Академическое собрание «за известность на художественном поприще» избрало И. А. Фомина академиком архитектуры. Преподаватель Высших Женских Политехнических курсов (в 1915 г. преобразованных в Женский Политехнический институт, в 1918 г. - во Второй Петроградский Политехнический институт).
Под руководством Фомина летом 1920 года была проведена работа по декоративному оформлению Каменного острова и создан проект планировки и озеленения Марсова поля. В этот же период Фомин принял активное участие в проектной работе по планировке Петрограда.



Здание НКПС в Москве

В первое советское десятилетие Фоминым выполнены конкурсные проекты здания общества «Аркос» в Москве (1924), Дома Советов в Брянске (1924), Промбанка в Свердловске (1925). По его проектам были построены здания Политехнического института имени Фрунзе (главное здание, рабфак, химический и библиотечный корпуса; 1927) и научная библиотека в Иваново-Вознесенск, санаторий «Ударник» в Железноводске (1928) и Дом Совета Народных Комиссаров УССР в Киеве (1937). Начиная с середины 1920-х годов, Фомин разрабатывает архитектурную концепцию «пролетарской классики».

Метро «Театральная»

В 1929 году И. А. Фомин переехал из Ленинграда в Москву. Здесь по его проектам были построены универмаг и жилой дом общества «Динамо», выходящий на улицу Дзержинского, Фуркасовский переулок и Малую Лубянку (1928, соавтор А. Я. Лангман ), новый корпус здания Моссовета, выходящий на улицу Станкевича (1928, соавтор Г. К. Олтаржевский ), здание НКПС у Красных ворот (1930). В 1933 году Фомин получает предложение руководить архитектурно-проектной мастерской Моссовета № 3. Поздние работы Фомина , выполненные совместно с учениками - это конкурсные проекты театра в Ашхабаде (1934), здания Наркомтяжпрома на Красной площади (1934), городка Академии наук СССР в Москве (1934, соавторы), санатория Комиссии содействия учёным в Сочи (1935, соавтор Поляков Л. М .)

Метро «Красные ворота»

Лаконичный стиль Ивана Александрович а Фомина нашёл своё органичное применение в классической декорации массивных пилонов и сводов станций метрополитена глубокого заложения «Красные ворота» (1934) и «Площадь Свердлова» (1936, работа завершена Поляковым Л. М .). По проекту Фомина построено здание Совнаркома УССР в Киеве (1935, соавтор Абросимов П. В .). Стволы трёхчетвертных колонн большого ордера, охватывающие семь этажей этого здания, обработаны рустом с рельефной фактурой «под шубу» и снабжены

Иван Александрович Фомин родился 22 января 1872 года в Орле в семье почтового чиновника. Через четыре года семья Фоминых переехала в Ригу, где Иван к 1890 году окончил гимназию. В этом же году он уехал в Москву для поступления на математический факультет университета. Математика давалась юноше легко, но его больше заинтересовала архитектура. На третьем курсе Иван Фомин оставил университет и переехал в Санкт-Петербург, где подал прошение на поступление в Академию художеств. С первого раза поступить в Академию ему не удалось, подвела слабая подготовка в рисовании.

В течение следующего года Иван Фомин отбывал воинскую повинность в инженерных войсках и упорно занимался рисованием. Летом 1894 года он всё-таки поступил в архитектурное отделение Высшего художественного училища, только что открытого при Академии художеств. Закончить пятилетнее образование ему не удалось. В 1897 году из-за студенческих волнений все студенты были отчислены. Вновь поступить в Академию можно было только подав специальное прошение. Этого делать Иван Фомин не пожелал. Он отправился за границу, где год прожил в Париже, изучая современные архитектурные проекты. Его увлёк новый стиль "модерн".

Вернувшись в Россию, Иван Фомин поступил в Техническо-строительный комитет министерства внутренних дел в должности помощника архитектора. Первым местом работы для него стала Москва, где Фомин трудился помощником архитектора Шехтеля.

В 1905 году Фомин снова приехал в Санкт-Петербург и подал прошение на поступление в Высшее художественное училище. Снова поступив в училище, он приступил к занятиям в мастерской Л. Н. Бенуа .

Фомину пришлось сдавать экзамены по всем пропущенным предметам. Быстро это сделать не оказалось возможным. У архитектора уже появилась семья, и он был вынужден браться за любую работу. Академию Иван Фомин закончил с отличием и правом на заграничную поездку, но только в 1909 году.

Летом 1909 года Иван Фомин покинул Санкт-Петербург. Он ехал через Одессу, Константинополь, Грецию и далее девять месяцев путешествовал по Италии, Египту. В середине 1910 года Фомин вернулся в Россию.

Первой работой архитектора стал дом княгини М. А. Шаховской (наб. р. Фонтанки, 27). Зодчий строил загородные дома для князя Оболенского в Финляндии, для князя Гагарина в Псковской губернии. В 1911-1914 годах по проекту Фомина были сооружены его самые значительные постройки - особняки А. А. Половцева (на Каменном острове) и С. С. Абамелек-Лазарева (наб. р. Мойки, 23).

Иван Фомин много работал над интерьерами. Его заказчиками были сенатор Д. Б. Нейдгарт (Захарьевская ул. 31), граф Воронцов-Дашков (Моховая ул. 10).

В 1911-1913 годах вместе с Ф. И. Лидвалем Иван Фомин занимался проектированием застройки острова Голодай. Здесь планировалось построить район "Новый Петербург". По созданному проекту удалось завершить только одно здание - пер. Каховского, 2. Осуществлению данного проекта помешала начавшаяся Первая мировая война.

В 1915 году Иван Александрович Фомин стал академиком архитектуры. В 1918 году зодчий стал профессором одной из Государственных свободных художественно-учебных мастерских, которые были созданы взамен Академии художеств. Мастерская Фомина располагалась на третьем этаже здания Академии.

По проекту Фомина в 1920 году реконструировалась территория Марсова поля . Архитектор создал на бывшем пыльном военном плаце существующих до сих пор партерный сквер. В 1931 году он приступил к работе в Москве, всё реже появлялся в Ленинграде. После выхода из состава профессоров Академии художеств Фомин занимался строительством только в Москве.


Игорь Иванович Фомин

1904–1989

Народный архитектор СССР (1970)

член-корреспондент АХ СССР (1979)

учился в школе К.Мая в 1912 – 1918 гг.

В 1912 г. в младший приготовительный класс гимназии К.Мая был принят мальчик, впоследствии своими трудами обогативший архитектурную палитру города на Неве. Это был Игорь Иванович Фомин (1904–1989), унаследовавший талант зодчего от своего отца, академика архитектуры Ивана Александровича Фомина (1872–1936). Все годы учёбы он отличался редкостной успеваемостью - в его четвертных ведомостях по всем предметам неизменно красовались пятерки, чего не только в его классе, но и во всей школе никто не добивался. Начиная с первого класса, Игорь получал знания в реальном училище, что, по мнению родителей, больше соответствовало его наклонностям, однако окончить полный курс в школе К. Мая ему не пришлось. После октябрьских событий 1917 г., когда его класс, как и другие, весной 1920 г. был частично расформирован с целью разобщения юных «буржуев», Игорь Фомин несколько дней посещал другую школу, но скоро понял, что там изучают давно известный ему материал, например, начала математического анализа, и юноша перестал ходить на уроки, а стал готовиться к поступлению в ВУЗ. Ему очень нравилась математика, и в 1920 г. Игорь поступил на математическое отделение Петроградского университета, однако «архитектурные гены» не оставили его в покое, в результате чего он стал одновременно посещать занятия и на архитектурном факультете 2-го Политехнического института, где в это время преподавал отец. Не без влияния последнего И.И. Фомин перешёл окончательно во 2-й Политехнический институт. В 1924 г. этот ВУЗ закрыли и, начиная с четвёртого курса, он учился уже в Академии художеств, которую окончил в 1926 г. В то время в Академии преподавали Л.Н.Бенуа, Г.И.Котов, О.Р.Мунц, С.С.Серафимов, И. А. Фомин и их ученики - Н.А.Троцкий и Л.В.Руднев, чье влияние на творческое развитие Игоря Ивановича было существенным. Творческие содружества часто складываются ещё в процессе образования, на студенческой скамье. Так было, вероятно, и в данном случае - во время обучения подобное содружество сложилось у Игоря Ивановича с Евгением Адольфовичем Левинсоном - выдающимся Художником - Архитектором (именно в таком сочетании этих слов). Результатами этого, почти тридцатилетнего творческого содружества, стали такие программные произведения ленинградской архитектуры как «Дом специалистов» на Карповке (1931 - 1933 гг.), дом на Петровской набережной (1932 - 1940-е годы), Дом легкой промышленности на Садовой ул.(1932 - 1950-е гг.), жилые дома на Ивановской ул.(1936 - 1951 г.г.) и здание Дома Советов Володарского района. Эти работы были выполнены и доведены до строительства в мастерской Фомина - Левинсона в «Ленпроекте». С 1932 по 1951 г. И.И.Фомин, по существу, руководил этой мастерской. Ему принадлежало общее (в архитектурно-градостроительном смыслах) руководство этой мастерской, художественную направленность этого творческого коллектива создавал Е.А Левинсон.

В профессиональных кругах нередко возникало мнение, что своим успехам, в особенности в начале пути, Игорь Иванович был обязан своему отцу - академику Ивану Александровичу Фомину. Это вряд ли было так. Фомин-старший и Фомин-младший были в очень многом личностями противоположными. Старший был, прежде всего, художником, до конца жизни не изменившим своей приверженности классике. Фомин-младший был подлинным Лидером от архитектуры, широко мыслящим государственным деятелем. Это было редкое сочетание человеческой живости и трезвого, холодного расчета. Определение «Человек-разум» вполне ему подходило. Это понятие включало в себя и блестящие организаторские способности, и умение предвосхитить и ответить на новые задачи, выдвигаемые жизнью, и особый педагогический дар, сформировавший многие поколения его воспитанников. Иван Александрович работал всегда один. Игорь Иванович всегда работал в содружестве, в коллективах, творческих и педагогических, которые он сам и формировал.

В период блокады Игорь Иванович не покинул Ленинграда и все 900 суровых дней провел в осажденном городе. В конце 1941 г. он защитил в Академии художеств докторскую диссертацию на тему «Мой путь в архитектуре», с 1942 г. он возглавил проектные работы по восстановлению и реконструкции районов города, пострадавших от бомбежек и пожаров. Творческая инициатива и лидерские качества И.И.Фомина явились предпосылками для развития проектной деятельности как в военное время, таки в первые послевоенные годы. С 1951 по 1968 г. И.И.Фомин был заместителем В.А Каменского - Главного архитектора Ленинграда. В эти годы при его непосредственном участии формировалась та градостроительная стратегия развития Ленинграда, которая была заложена в Генплане 1966 г. и по которой город развивался до конца 1980-х годов. На этом посту Игорь Иванович умел быстро и объективно оценивать представляемые проектные и градостроительные предложения, принимать верные, но подчас нелегкие решения, развивать и поддерживать профессиональные и личные контакты с представителями городских властей, заказчиками и коллегами. Важным этапом творческой деятельности И.И.Фомина стали проектирование и осуществление комплекса Ленинградского Университета в Петродворце. Архитектурно-планировочный замысел, представленный Игорем Ивановичем и его коллегами из возглавляемой им 10 мастерской Ленпроекта в конце 1960-х годов, был принят и одобрен архитектурной общественностью и руководством Ленинграда. В 1970-х годах реализация этого комплекса шла успешно - было построено несколько факультетов, студенческие общежития и жилые дома для преподавателей. В настоящее время этот комплекс еще далек от завершения... Научные и общественные заслуги И.И.Фомина были общепризнанными. Уже в 1936 г. на первой сессии Академии архитектуры СССР, он был избран членом-корреспондентом этого научного центра. В 1956 г. он был избран действительным членом Академии строительства и архитектуры СССР. В 1970 г. за творческие и педагогические заслуги И.И.Фомин был удостоен звания Народный архитектор СССР. В 1979 г. Игорь Иванович был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. Однако, несмотря на его высокую профессиональную культуру и эрудицию, его никак нельзя было назвать теоретиком. Его «личная» теория архитектуры являлась, вероятно, обобщением его архитектурной и градостроительной практики. Педагогический авторитет Игоря Ивановича в Академии художеств определялся не только его только его профессиональными и личностными качествами, но также и тем, что он с 1948 в течение 40 лет возглавлял кафедру архитектурного проектирования в этой художественной школе. Кафедра состояла из его ближайших коллег по Ленпроекту, его воспитанников и единомышленников. В своей учебной мастерской он поощрял манеру творческого соревнования, ориентацию на сочетание традиций и современности, на разработку разнообразных, порой неожиданных, творческих подходов. Многие из его учеников в своей проектной деятельности определяли развитие ленинградской архитектуры 1960-х - 1980-х годов.

Талантливый организатор, обладавший неиссякаемой творческой энергией и тонким художественным вкусом, человек широкой эрудиции, патриот своего города, не покинувший его в тяжелейшие годы блокады, народный архитектор СССР, член-корреспондент Академии художеств Игорь Иванович Фомин достойно продолжил семейную традицию и пополнил своим именем список видных «майцев»-архитекторов.

Литература:

А.Г.Вайтенс. Игорь Фомин // «Архитекторы об архитекторах» СПб: ОАО "Иван Федоров",1999, стр.176-201

Н. В. Благово Школа на Васильевском острове. Ч. 1. СПб., Наука, 2005.

Искренне благодарим Андрея Георгиевича Вайтенса, ученика и коллегу Игоря Ивановича Фомина, за предоставленные материалы и помощь при подготовке материала.

Информационную страницу сайта подготовил М.Т. Валиев

Архитектор Иван Александрович Фомин родился в городе Орле в феврале 1872 года. Начав работу в архитектурном стиле модерн, стал со временем ведущим мастером неоклассической архитектуры. В советское время разработал и применял «пролетарскую классику», став, таким образом, основателем так называемой сталинской архитектуры.

Классическую гимназию Фомин закончил в городе Риге, сразу после которой отправился на учебу в Московский университет. Проучился он здесь лишь два года, после чего поступил в Императорскую Академию художеств. Но и здесь долго не задержался, оказавшись отчисленным по политическим мотивам.

Следующим местом обучения стало «Московское училище живописи, ваяния и зодчества», затем командировка в Париж и, наконец, сдача всех необходимых экзаменов и получение права на занятие архитектурной практикой.

Некоторое время Иван Александрович проработал в Москве в архитектурных фирмах и . Под руководством последнего он принимал участие в проектировании Художественного театра и особняка Рябушинского. В 1900 году построил в Первопрестольной первое в своей практике здание в Скатерном переулке, 20, которое позднее было перестроено другим архитектором.

Будучи в Москве, совместно с Ильей Бондаренко и Федором Шехтелем, архитектор Фомин организовал выставку «Искусств и архитектуры Нового стиля», однако, создать в городе сообщество архитекторов, которые приняли бы этот стиль, так и не смог.

После 1903 года зодчий отходит от модерна и все более склоняется к неоклассицизму. Подтверждением этому стала статья в журнале «Мир Искусства», опубликованная в 1904 году, в которой Фомин становится на защиту «александровского ампира».

В 1905 году Иван Александрович Фомин возвращается в столицу - город Санкт-Петербург, где вновь поступает в Академию художеств в мастерскую Леонтия Николаевича Бенуа. Его дипломной работой в 1909 году стал проект «Курзал на Минеральных Водах». Защита прошла успешно и ему присваивается звание художника-архитектора, а также присуждается пенсионерская стажировка заграницу.

В годы советской власти, с февраля 1918 года по сентябрь 1929 года, архитектор Фомин преподавал в «Петроградских Государственных Свободных художественно-учебных мастерских» (бывшая Академия художеств) на архитектурном факультете.

В 1929 году Иван Александрович переезжает в Москву, и его дальнейшая творческая работа будет связана с этим городом до конца жизни, хотя и в этот период он будет создавать проекты зданий теперь уже на территории Советского Союза.