Творчество и виды творческой деятельности. Что такое творчество. Народное художественное творчество

ТВОРЧЕСТВО. Под творчеством обычно понимают художественное, научное и техническое творчество. Но творческий элемент имеет место в любом виде деятельности: в бизнесе, спорте, игре, в простом мыслительном процессе, в ежедневном общении, как говорит известный физик, академик П.Капица – везде, где человек действует не по инструкции. Сущность творчества – в открытии и создании качественно нового, имеющего какую-либо ценность. В научном творчестве открываются новые факты и законы, то, что существует, но что не было известно. Творчество техническое изобретает то, чего не было, новые устройства. В искусстве открываются новые духовные, эстетические ценности и создаются, «изобретаются» новые художественные образы, новые художественные формы. Философское творчество соединяет в себе черты научного и художественного творчества.

Различные виды творчества отличаются по результатам, продуктам творчества, но подчиняются единым психологическим законам. Любой процесс творчества предполагает субъекта творчества, творца, побуждаемого к творчеству определенными потребностями, мотивами, стимулами, обладающего известными знаниями, умениями, творческими способностями. Общими являются основные стадии процесса творчества: подготовка, созревание («инкубация»), озарение («инсайт») и проверка.

Природные задатки творческих способностей присущи каждому человеку. Но чтобы раскрыть их и развить в полной мере, нужны определенные объективные и субъективные условия: раннее и умелое обучение, творческий климат, волевые качества личности (упорство, работоспособность, смелость и др.).

Самый главный «враг» творчества – страх. Боязнь неудачи сковывает воображение и инициативу. Другой враг творчества – это чересчур высокая самокритичность, боязнь ошибок и несовершенств. Каждому, кто стремится развить в себе творческие способности, следует помнить, что неудовлетворенность – фермент нового. Она обновляет творчество. Ошибки – обычные и неизбежные спутники достижений. С точки зрения извлечения уроков недостатки даже «интереснее» достоинств, они лишены одинаковости совершенств, многообразны, в них отражена личность творца. Уметь находить свои ошибки так же важно, как беречь хорошее в своей работе. Третий серьезный враг творчества – лень и пассивность. Даже маленькую задачу надо выполнять с полной отдачей.

Сердцевина творчества, пик творческого акта – «озарение», инсайт, когда в сознание проникает, порождается (генерируется) новая идея – научная, философская, техническая или художественная. Но к этому ведет нередко долгий путь предварительной работы, во время которой создаются предпосылки для рождения нового.

Одной из них является зоркость в поисках проблем, умение и желание увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного. Это – особая наблюдательность, отличающаяся свежестью взгляда. В основе такого наблюдения лежит вербализация зрительного опыта (или слухового), то есть выражение его с помощью слов или других информационных кодов.

Бывает важным охватить одним взором всю картину, всю цепь рассуждений, «свернуть» до одного обобщающего понятия или символа. Экономное символическое – будь это научный или художественный символ – обозначение информации составляет важнейшее условие творческого, продуктивного мышления.

Существенное значение имеет умение, которое можно и нужно тренировать, применять навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой. Необходимо вырабатывать обобщающие стратегии, алгоритмы. Например, в шахматном творчестве этому способствует решение шахматных задач и анализ этюдов. Полезно стремление к поиску аналогий. Например, в техническом творчестве целое направление, называемое «бионикой», покоится на использовании образцов, взятых из живой природы. В мифе о Дедале говорится о его племяннике, который придумал пилу, взяв за образец хребет костистой рыбы.

Аналогия широко распределяет внимание, создает условия для «бокового мышления», способности «думать около», увидеть путь к решению, используя «постороннюю» информацию. Аналогия успешна, когда проблема становится устойчивой целью деятельности, ее доминантой.

Цель, т.е. вопрос задачи выступает важным фактором отдаленного ассоциирования, установления связи между далекими областями и понятиями. Способность к «сцеплению» понятий и образов важна и необходима для творчества, но она должна быть уравновешена способностью оторвать наблюдаемые факты от привычных ассоциаций. С одной стороны, надо уметь объединять вновь воспринимаемые сведения с тем, что было известно ранее, включать их в уже сложившуюся систему знаний, но с другой стороны, уметь избавляться от давления предварительного знания. Это облегчает генерирование новых идей, избавляет от инертности, закостенелости мышления. Инертное, негибкое мышление привыкает к обычному функционированию вещей. Переход к другим возможным функциям для него затруднен. В этом случае полезны упражнения по перечислению возможных способов использования таких обиходных предметов, как молоток, кирпич, банка из под консервов и др.

Для творческого мышления важна способность оторваться от последовательного, логического рассмотрения фактов и соединить элементы мысли в новые целостные образы. Это позволяет увидеть новое в давно привычном. Логическое мышление – инструмент анализа, расчленения поступающей информации по элементам и соединения их в мыслительные цепочки. Такой дискурсивный способ обработки информации определяется работой левого («речевого») полушария головного мозга. Это полушарие управляет правой рукой. Другое, правое полушарие обрабатывает информацию не по частям, а целостно с помощью образов. Оно управляет левой рукой. У каждого человека, как правило, доминирует то или другое полушарие, и люди делятся на «праворуких» и «леворуких». Творчество осуществляется в результате работы обоих полушарий, но «праворукие» склонны и более «пригодны» для логического, аналитического, научного мышления. «Леворукие» успешнее действуют с сфере образного, целостного, художественного мышления. Человеку важно знать, к какому типу мыслительной деятельности он принадлежит. По классификации И.П.Павлова , люди делятся на мыслительный и художественный типы. Зная себя, можно лучше выбрать более успешную сферу творческой деятельности. Когда «левополушарные люди» (мыслительный тип) задумывается над ответом на вопрос, их взор отклоняется вправо, у «правополушарных» – влево. «Правополушарные» лучше воспринимают музыку, в речи для них важно не только значение слов, но особенно интонация.

Путь к решению задачи, как правило, не бывает прямым и однозначным. Приходится выбирать между многими альтернативами. Некоторые психологи вообще сводят творчество к отбору и перебору вариантов. Но в процессе отбора необходим переход от одного поискового «поля» к другому, иногда коренное изменение точки зрения. Здесь вступает в действие принцип обратной связи, позволяющий изменить направление поиска. Творчество складывается из определенного количества циклов, причем каждый последующий предполагает оценку успешности предшествующего. Способность к оценке – чрезвычайно важная способность, позволяющая оценить идею до ее проверки. Среди критериев оценки можно выделить логическую непротиворечивость, соответствие ранее накопленному опыту, а также эстетические критерии изящества, простоты и экономии средств.

Способность к оценке неразрывно связана с центральной творческой способностью – творческой фантазией. Важнейшее значение этой способности состоит в том, что она дает возможность представить будущий результат творческого поиска до окончания деятельности, как бы предвидеть его. Представление ожидаемого результата коренным образом отличает творчество человека от поисковой активности животных, носящей в основном инстинктивный характер.()

Кроме способностей важнейшей стороной творчества являются мотивы. Творческие способности сами по себе не превращаются в творческие достижения. Чтобы получить результат, необходимы желание и воля. Мотивы делятся на внешние и внутренние. К первым относятся стремление к материальным выгодам, к обеспечению своего положения. Сюда же можно отнести «давление обстоятельств», наличие проблемных ситуаций, предъявление задачи, конкуренция, стремление превзойти коллег и товарищей, соперников и т.д.

Гораздо большее значение имеют внутренние мотивы, которые, конечно, связаны и с внешними обстоятельствами и проявляются благодаря ним. В основе внутренних мотивов лежит врожденная потребность к поисковой активности, тенденция к новизне и новшеству, потребность в новых впечатлениях. Для людей творчески одаренных сам поиск нового приносит гораздо большее удовлетворение, чем достигнутый результат и тем более его материальные выгоды.

Согласно психоанализу, важнейшим мотивом творчества являются неудовлетворенные актуальные желания, которые вызывают напряжение в психике. Например, художники, писатели, поэты стремятся в творчестве решить какую-то личную проблему, уменьшить напряжение внутри психики, преодолеть какой-либо внутренний конфликт. Неудовлетворенность возникает также на почве постоянного стремления к ясности, простоте, упорядоченности, завершенности.

Ведущим мотивом творчества является также стремление к самовыражению, или к самоактуализации, стремление утвердить свою личность, отстоять свое Я. С этим связано также желание некоторых людей действовать наперекор существующему и общепризнанному, тенденция к противоположному, к противопоставлению.

В качестве природного, врожденного, творческое начало в человеке противостоит техническому рационализму, технической деятельности конструирования. Это выпукло проявилось при попытках моделировать творческие процессы на ЭВМ (эвристическое программирование). Выявилось, что сами процессы творчества не могут быть формализованы в виде алгоритма.

Носителем творческого начала как явления социо-культурного выступает человеческая личность. Она – свидетельство духовно-личностной природы творчества. В творчестве личность проявляется как нечто свободное, целостное, неделимое и неповторимое.

В концентрированном виде творческое начало присутствует в художественном, научном и техническом творчестве. Здесь творческая деятельность выходит за рамки профессии и становится призванием, нередко идеалом жизни и судьбой. Успехи и неудачи становятся здесь главными событиями жизни. В творчестве человек бывает как бы «больше самого себя». Чем крупнее творец, тем отчетливее проявляются в его творчестве общечеловеческие, общекультурные задачи и проблемы.

Евгений Басин

Творчество - это процесс деятельности человека, результатом которого является создание новых по качеству материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью. Зародилось оно в глубокой древности. С тех пор между ним и развитием общества существует неразрывная связь. В творческом процессе участвуют воображение и мастерство, которое человек приобретает, получая знания и претворяя их в жизнь на практике.

Творчество является активным состоянием и проявлением свободы человека, результатом созидающей деятельности, это дар, данный человеку свыше. Необязательно быть великим и талантливым, чтобы творить, создавать красоту и дарить людям любовь и добро ко всему окружающему. Сегодня занятия творчеством доступны каждому человеку, так как существуют различные виды искусств, и каждый может выбрать занятие по душе.

Кого считают человеком творческим?

Это не только художники, скульпторы, актеры, певцы и музыканты. Творческим является любой человек, который в своей работе использует нестандартные подходы. Таковой может быть даже домохозяйка. Главное - любить свою работу и вкладывать в нее душу. Будьте уверены: результат превзойдет все ваши ожидания!

Декоративное творчество

Это вид пластического искусства, к которому относят декоративное оформление интерьера (украшение помещения с применением станковой живописи) и экстерьера (использование витражей и мозаики), оформительское искусство (применение промышленной графики и афиши), прикладное.

Эти виды творчества предоставляют уникальную возможность познакомиться с культурными традициями своего народа, воспитывают чувство патриотизма и огромное уважение к труду человека. Создание творческого продукта прививает любовь к прекрасному и формирует технические способности и навыки.

Прикладное творчество

Это народное декоративное искусство, призванное украшать жизнь и быт людей в повседневной жизни в зависимости от их требований. Создавая вещи определенной формы и назначения, человек всегда находит им применение и старается сохранить увиденную в них привлекательность и красоту. Предметы искусства передаются по наследству, от предков к потомкам. В них прослеживается народная мудрость, уклад жизни, характер. В процессе творчества человек вкладывает в произведения искусства душу, чувства, свои представления о жизни. Наверное, поэтому их познавательная ценность так велика.

Проводя археологические раскопки, ученые находят различные вещи, предметы быта. По ним определяется историческая эпоха, отношения в обществе того далекого времени, условия в социальной и природной средах, возможности техники, материальное положение, традиции и верования народа. Виды творчества могут рассказать о том, какой образ жизни вели люди, чем занимались и интересовались, как относились ко всему окружающему. Художественные особенности произведений прикладного искусства воспитывают в человеке уважение к культуре и достоянию нации.

Декоративно-прикладное творчество. Виды техник

Какие существуют виды прикладного творчества? Их великое множество! В зависимости от способа изготовления того или иного предмета и используемого материала, различают следующие техники рукоделия:

  • Связанные с применением бумаги: айрис фолдинг, или радужное складывание бумаги, бумагопластика, гофротрубочки, квиллинг, оригами, папье-маше, скрапбукинг, тиснение, торцевание.
  • Техники плетения: ганутель, бисероплетение, макраме, плетение на коклюшках, фриволите или узелковое плетение.
  • Роспись: жостовская, хохломская, городецкая и т. д.
  • Виды росписи: батик - рисование по ткани; витраж - роспись по стеклу; печать штамповая и при помощи губки; рисование ладошками и отпечатками листьев; орнамент - повтор и чередование элементов узора.
  • Создание рисунков и изображений: выдувание краски через трубочку; гильоширование - выжигание узора по ткани; мозаика - создание изображения из элементов маленьких размеров; нитяная графика - выполнение изображения нитками на твердой поверхности.
  • Техники вышивки по ткани: простой и болгарский крестик, гладь прямая и косая, гобелен, вышивка ковровая и ленточная, золотое шитье, ришелье, мережка и многие другие.
  • Шитье по ткани: пэчворк, квилтинг, квилт или лоскутное шитье; артишок, канзаши и другие.
  • Техники вязания: на вилке; на спицах (простое европейское); крючком тунисское; жаккардовое, филейное, гипюрное.
  • Виды творчества, связанные с обработкой дерева: выжигание, выпиливание, резьба.

Как вы сами могли убедиться, существует огромное количество разнообразных видов техник декоративно-прикладного искусства. Здесь перечислены только некоторые из них.

Народное творчество

В произведениях искусств, созданных народом, отобрано и бережно сохранено главное, здесь нет места лишнему. Предметы народного творчества наделены самыми выразительными свойствами. Это искусство воплощает простоту и вкус. Поэтому оно стало понятным, любимым и доступным людям.

С глубокой древности человек стремился украсить свое жилище предметами народного изобразительного искусства. Ведь они сохраняют тепло рук умельца, который понимает природу, умело отбирает для своих предметов только самое прекрасное. Неудавшиеся творения отсеиваются, остаются жить только ценные и великие.

Каждая эпоха имеет свою моду на интерьер жилища человека, который постоянно меняется. Со временем все более предпочтительными становятся строгие линии и прямоугольные формы. Но и сегодня люди черпают идеи из бесценной кладовой - народных талантов.

Устное народное творчество

Это фольклор, который нашел свое отражение в художественной коллективной творческой деятельности простого человека. В его произведениях отражается жизнь, идеалы и мировоззрения, созданные народом. Они потом бытуют в массах.

Виды народного творчества:

  • Пословицы - поэтические мини-произведения в виде краткого ритмичного изречения. В основе лежит вывод, поучение и обобщенная мораль.
  • Поговорки - это обороты речи или словосочетания, отражающие жизненные явления. Часто присутствуют юмористические нотки.
  • Народные песни - они не имеют автора или он неизвестен. Слова и подобранная для них музыка сложились в ходе исторического развития культуры того или иного этноса.
  • Частушки - это русские народные песни в миниатюре, обычно в виде четверостишия, с юмористическим содержанием.
  • Загадки - они встречаются на любой ступени развития общества у всех народов. В древности их считали средством испытания мудрости.
  • Пестушки - короткие напевы матушек и нянюшек в стихотворной форме.
  • Потешки - это песенки-приговорки, которыми сопровождается игра с ручками и ножками ребенка.
  • Прибаутки - веселые коротенькие истории в стихотворной форме.
  • Виды народного творчества невозможно представить без закличек, при помощи которых люди во времена распространения язычества обращались к различным явлениям природы, прося у них защиты, или к животным и птицам.
  • Считалки - небольшие ритмические стишки. С их помощью определяется ведущий в игре.
  • Скороговорки - это фразы, построенные на сочетании звуков, которые затрудняют их быстрое произношение.

Творчество, связанное с литературой

Литературное творчество представлено тремя родами: эпическим, лирическим и драматическим. Они были созданы в глубокой древности, но существуют и поныне, так как определяют пути решения задач, поставленных перед литературой человеческим обществом.

В основе эпоса лежит художественное воспроизведение внешнего мира, когда носитель речи (сам автор или рассказчик) сообщает о событиях и их подробностях как о чём-то прошедшем и вспоминаемом, попутно прибегая к описаниям обстановки действия и облика персонажей, а иногда — к рассуждениям. Лирика - это непосредственное выражение чувств и мыслей писателя. В драматическом способе сочетаются два первых, когда действующие лица с самыми разными характерами представлены в одной пьесе с непосредственным лирическим самовыявлением.

Литературное творчество, представленное эпосом, лирикой и драмой, в полной мере открывает безграничные возможности для глубокого отображения жизни людей, их сознания. Каждый литературный род имеет свои формы:

  • Эпический - басня, поэма, баллада, рассказ, повесть, роман, очерк, художественные мемуары.
  • Лирический - ода, элегия, сатира, эпиграмма.
  • Драматический - трагедия, комедия, драма, водевиль, шутка, сцена.

Кроме того, отдельные формы какого-либо рода поэзии подразделяются на группы или типы. Например, род литературного произведения - эпический. Форма - роман. Типы: социально-психологический, философский, семейно-бытовой, приключенческий, сатирический, исторический, научно-фантастический.

Народное художественное творчество

Это емкое понятие, включающее в себя различные жанры и виды художественного творчества. В их основе лежат самобытные традиции и своеобразные способы и формы творческой деятельности, которая связана с трудом человека и развивается коллективно, основываясь на преемственности традиций.

В народном художественном творчестве отражается внутренний мир человека, его духовный облик, живая память народа. Различают несколько периодов в его развитии:

  • Языческий (до X века).
  • Христианский (X-XVII века).
  • Отечественная история (XVII-XIX века).
  • ХХ век.

Длительный путь развития претерпевает народное искусство, в результате которого определились следующие виды художественного творчества:

  • Фольклор - это мировоззрение и нравственные убеждения народа, его взгляды на человека, природу и общество, которые выражаются словесно-поэтическими, музыкально-хореографическими, драматическими формами.
  • Декоративно-прикладное искусство призвано удовлетворять эстетические потребности и бытовые нужды человека.
  • Бытовое любительское творчество - это художественные явления в праздничной и повседневной жизни человека.
  • Самодеятельное художественное искусство - это организованное творчество. Оно ориентировано на обучение людей художественным умениям и навыкам.

Творчество, связанное с техникой

Трудовая деятельность человека постоянно совершенствуется, приобретает творческий характер. Многим людям удается подняться на самую высокую ступень в своих творениях и изобретениях. Итак, что же такое техническое творчество? Это деятельность, основная задача которой заключается в создании таких технических решений, которые будут обладать новизной и иметь общественную значимость не только в своей стране, но и за ее пределами, то есть мировую. Иначе это называют изобретательством, что эквивалентно понятию техническое творчество. А оновзаимосвязано с научным, художественным и другими видами.

Для наших современников открыты большие возможности и созданы все условия для занятий любимым делом. Существует огромное количество специализированных клубов, дворцов, кружков, научных обществ. В этих учреждениях взрослые и дети занимаются авиа- и судомоделированием, мотоциклетным спортом, картингом, автоконструированием, программированием, информатикой, вычислительной техникой. Большой популярностью пользуются такие виды творчества, как разработка конструкций спортивных транспортных средств: мини-автомобилей, автокаров, снаряжения для рыболовов, туристов и альпинистов.

Творчество – неотъемлемый компонент человека. Кто-то выбирает творческий труд за основу своей жизни, другие применяют его время от времени. Что же такое творчество? Как обнаружить и развить в себе творческие способности? Чем отличается творческая личность от обычного человека? Можно ли говорить, что существует психология творчества, выходящая за рамки привычного восприятия? Попытаемся разобраться в этих вопросах вместе.

Что такое творчество

Творчество - это процесс создания чего-то нового, ранее не встречавшегося в мире. Речь идет не только о произведениях искусства либо архитектурных шедеврах. Это однозначно творчество, но определение данного понятия намного шире. Ведь даже пара написанных строчек в блоге школьницы уже является чем-то новым для этого мира.

Творчество можно рассматривать как в глобальном плане, так и на бытовом уровне.

Бывают следующие виды творчества:

  • Художественное – визуализирует внутренние переживания человека;
  • Декоративно-прикладное – преображает окружающий мир;
  • Музыкальное – позволяет чувствовать ритм и воспроизводить красивые звуки;
  • Научно-техническое – совершает научные открытия и неожиданные изобретения;
  • Философское – сопутствует поискам мыслителей и мудрецов;
  • Социальное – совершенствует правовые, культурные и прочие взаимоотношения в обществе;
  • Предпринимательское – помогает в успешном развитии бизнеса;
  • Духовное – дает идеологические основы общества;
  • Повседневно-бытовое – увеличивает способности человека приспосабливаться к возникающим обстоятельствам;
  • Спортивно-игровое – связано с нестандартным выполнением необходимых тактико-технических элементов.

Есть похожее понятие креативности. Многие считают ее и творчество синонимами. Поскольку эти два слова существуют в русском языке, то правильнее было бы выделить каждому из них свою экологическую нишу. Пытаясь разделить креативность и творчество, определение последнего звучит, как процесс создания чего-то нового. А креативность – это способность человека создавать новое. В первом случае, мы говорим о действии, во втором – о свойстве.

Можно встретить и такую классификацию, где творчество – это более широкое понятие, а креативность рассматривается в качестве направленного творчества, то есть в ответ на определенную потребность.

Например, если девушку бросил молодой человек, и она, рыдая в подушку, пишет стихи – это и будет акт творчества. Если же креативщику рекламного агентства поручат придумать новую зубную щетку, то слезы и стихи ему не пригодятся. Это должен быть готовый продукт, в чем и поможет креативность.

Кто такая творческая личность

Творческая личность - это человек-творец, создающий что-то новое. Причем под «новым» подразумевается не только созидание, но и разрушение, ведь творческий труд порой связан с уничтожением имеющихся форм.

Например, игра в боулинг, когда спортсмен при помощи шара должен разрушить выстроенные кегли, но сам подход к игре может быть очень даже творческим.

Задатки к определенным видам деятельности возникают еще на этапе эмбрионального развития человека, но непосредственно творческие способности появляются уже после рождения. Желательно обеспечить ребенку гармоничное развитие, в том числе и творческий труд. Рисование, танцы, декоративно-прикладное искусство и т.п. Чем многограннее будет развиваться человек, тем ему проще будет адаптироваться во взрослой жизни.

Творчество в психологии занимает особое место, ведь благодаря ему можно исправлять целый ряд психосоматических расстройств. Существует даже такое направление, как арт-терапия – применение элементов творчества в лечебных целях. Это в очередной раз подчеркивает важность данной темы.

Но как понять, что человек имеет творческие способности? Существуют ли признаки, по которым можно определить творческую личность?

Признаки творческого человека

Распознать, что перед нами находится творческая личность можно, как минимум, по семи отличительным признакам:

  1. Возможность видеть больше, чем другие;
  2. Стремление к прекрасному;
  3. Свободное выражение своих эмоций и чувств;
  4. Умение фантазировать;
  5. Склонность к риску и необдуманным поступкам;
  6. Трепетное отношение к своим произведениям;
  7. Следование за своей мечтой.

Творческая личность не поставит материальные блага выше своих фантазий и целей. Многие авторы тратят годы жизни на создание своих произведений, даже не понимая, в конечном счете, смогут ли на них заработать. Психология творчества скорее основана на удовлетворенности результатом либо самим творческим процессом, чем на возможности разбогатеть.

Хотя, не стоит думать, что творческая личность будет ходить без гроша за душой. Талантливые люди могут добиться признания среди своих современников. А занимаясь любимым делом и заработать получится.

Важным свойством, определяющим творчество, является умение видеть то, что скрыто от других людей. Ведь, для того, чтобы создать новое, надо это представить, увидеть в своих фантазиях. Одни смотрят на небо и видят облака, а другие – белогривых лошадок. Все слышат шум мотора, а кто-то распознает в нем начало своей новой музыкальной композиции.

Умение и желание фантазировать определяет творчество во всех его видах и проявлениях. Прежде, чем мастер создаст очередную скульптуру, она должна возникнуть в его голове. И даже новый оригинальный борцовский прием, зачастую, проводится мысленно, а уже потом выполняется и на ковре.

Как развить творческие способности?

Как и любые другие умения, творческие задатки также можно усиливать и развивать. Во-первых, следует понять свои умения и интересы. Во-вторых, больше упражняться в этой деятельности. Например, глупо ходить на танцы, если хочется научиться рисовать или наоборот. В-третьих, никогда не останавливаться на достигнутом и все время совершенствоваться. В-четвертых, окружать себя такими же увлеченными людьми. В-пятых, верить в свои силы и свой талант.

Творчество помогает людям лучше реализоваться, эффективнее справляться с ежедневными заданиями и отличаться от других. Творческая личность всегда добьется успеха, какой бы род деятельности она не выбрала. Именно поэтому стоит всегда развивать свои творческие способности, не пренебрегая ними в пользу других жизненных приоритетов. Человек должен развиваться гармонично и творчество – важная часть этого процесса.

РЕФЕРАТ

Творчество в жизни человека


Введение

творчество личность самосовершенствование

Когда мы говорим о творчестве, то, прежде всего, имеем в виду великих людей - писателей, художников, ученых. Однако каждый человек занимается в своей жизни творчеством, - когда пытается не просто выполнить механически свою работу, но и внести в неё что-то от себя, в чем-то её усовершенствовать. Везде, где цель деятельности рождается из глубины человеческого духа, имеет место творчество. Везде, где человек работает с любовью, вкусом и вдохновением, он становится мастером.

Перед людьми издавна вставал вопрос: откуда берется новое, новая идея, новая мысль? Ведь новая мысль не складывается из суммы старых, иначе вообще не было бы проблемы творчества, каждый мог бы творить, походя новые идеи.

Можно сколько угодно перебирать знания, полученные в школе и вычитанные из книг, - ничего нового не создашь. Нужно самому измениться. Нужно стать способным к творчеству, научиться все время удивляться миру, все время видеть тайны и проблемы там, где другой ничего подобного не видит. Творчество - это образ жизни.

Целью моего реферата является исследование роли творчества в жизни человека. Для достижения поставленной цели в реферате решены следующие задачи:

Охарактеризовано отношение к творчеству в различные эпохи;

Проанализированы возможные появления творчества в жизни человека;

Сделаны выводы о значении творчества и его существовании в жизни каждого человека.

В своем реферате я постаралась раскрыть творчество не только как форму взаимодействия общества и личности, но и как явление и понятие, которые рассматриваются на уровне либо на философских психологических исследований и обобщений, либо применительно к конкретным сферам человеческой деятельности. Я попробовала раскрыть творчество, именно как сущностную силу человека, как основу жизни.


1. Творчество. Отношение к творчеству в разные времена


Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Творчество представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям. Виды творчества определяются характером созидательной деятельности (творчество изобретателя, организатора, научное и художественное творчество и т.п.).

Отношение к творчеству в различные эпохи изменялось кардинально. В Древнем Риме в книге ценился лишь материал и работа переплетчика, а автор был бесправен - не преследовались ни плагиат, ни подделки. В Средние века и значительно позднее творец был приравнен к ремесленнику, а если он дерзал проявлять творческую самостоятельность, то она никак не поощрялась. Творец должен был зарабатывать на жизнь иным путем: Мольер был придворным обойщиком, да и великого Ломоносова ценили за утилитарную продукцию - придворные оды и создание праздничных фейерверков.

И лишь в XIX в. художники, литераторы, ученые и прочие представители творческих профессий получили возможность жить за счет продажи своего творческого продукта. Как писал А.С. Пушкин, «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». При этом рукопись ценили только как матрицу для тиражирования, для производства массового продукта.

В XX веке реальная ценность любого творческого продукта также определялась не вкладом в сокровищницу мировой культуры, а тем, в какой мере она может служить материалом для тиражирования (в репродукциях, телефильмах, радиопередачах и т.д.). Поэтому существуют неприятные для интеллектуалов различия в доходах, с одной стороны, представителей исполнительского искусства (балета, музыкального исполнительства и т.д.), а также дельцов массовой культуры и, с другой стороны, творцов.

Обществом, однако, разделялись во все времена две сферы человеческой активности: otium и oficium (negotium), соответственно, активность на досуге и деятельность социально регламентированная. Причем социальная значимость этих сфер менялась со временем. В Древних Афинах biostheoretikos - жизнь теоретическая - считалась более «престижной» и приемлемой для свободного гражданина, чем biospraktikos - жизнь практическая.

В Древнем Риме vitaactiva - жизнь деятельная (negotium) - считалась долгом и основным занятием каждого гражданина и главы семейства, между тем как vitacontemplativa - жизнь созерцательная - и вообще досуг мало ценились на фоне гражданского служения. Возможно, поэтому все гениальные идеи античности родились в Древней Греции, а римляне воплотили их в статьи Римского права, инженерные сооружения и блестящие по форме рукописи, популяризирующие труды великих греков (например - Лукреций).

В эпоху Возрождения, по крайней мере, в умах идеологов гуманизма, господствовал примат досуга над практической деятельностью, которая должна была служить лишь источником средств развития личности в свободное от выполнения социальных и практических задач время. Новое время поставило на первое место Дело (в частности, устами гетевского Фауста), а otium сузило до буржуазного хобби.

Интерес к творчеству, личности творца в XX в. связан, возможно, с глобальным кризисом, проявлением тотального отчуждения человека от мира, ощущением, что целенаправленной деятельностью люди не разрешают проблему места человека в мире, а еще более отдаляют ее решение.

Главное в творчестве - не внешняя активность, а внутренняя - акт создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность есть лишь экспликация продуктов внутреннего акта. Особенности протекания творческого процесса как ментального (душевного) акта и будут предметом дальнейшего изложения и анализа.

Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также изменение состояния сознания.

С ведущей ролью бессознательного, доминированием его над сознанием в процессе творческого акта связан и ряд других особенностей творчества, в частности эффект «бессилия воли» при вдохновении. В момент творчества человек не способен управлять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания.

Спонтанность, внезапность, независимость творческого акта от внешних причин - один из основных его признаков. Потребность в творчестве возникает даже тогда, когда она нежелательна. При этом авторская активность устраняет всякую возможность логической мысли и способность к восприятию окружающего. Многие авторы принимают свои образы за реальность. Творческий акт сопровождается возбуждением и нервной напряженностью. На долю разума остается только обработка, придание законченной, социально приемлемой формы продуктам творчества, отбрасывание лишнего и детализация.

Творчество - это, то, что помогает в жизни людей достичь больших успехов. Именно творческие люди становятся мировыми знаменитостями и первыми историческими личностями. Леонардо да Винчи, А. Суворов, А. Эйнштейн, Л. Толстой, Г. Гейне, С. Прокофьев, Б. Гейтс, безвестный пекарь из соседней булочной и великое множество известных и неизвестных имён, представителей различных профессий может продолжить этот список - список людей проявивших творческий подход в каком либо виде деятельности и реализовавшие свои способности на каком либо поприще.

Как правило, родные и близкие, склонившиеся над колыбелью младенца, улавливая его первые движения и реакцию на окружающий мир, пророчат новорождённому великое будущее. Фантазия родителей в данной сфере не имеет границ. Здесь, плодотворно выдвигаются гипотезы по поводу того кто находится перед ними. Скорее всего, это будущий великий (великая): учёный; полководец; композитор; эстрадный исполнитель; спортсмен; фотомодель; предприниматель; религиозный деятель и т.д. Но данные предположения остаются только предположениями, не более того, т.к. поле реализации личности безгранично и предполагает две крайности достигнутого человеком уровня самореализации - это гениальность и бездарность, посредственная и непосредственная личность.


2. Творческие способности как спутник человека с рождения. Творческие способности как результат самосовершенствования


Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации являлся и является актуальным с древних времен и до нашего времени. Способность творить - что это, данность или результат огромных усилий личности на стезе развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует и вряд ли кто-либо когда-нибудь сможет на него исчерпывающе ответить.

Животное или растение приспосабливается к окружающей природе чисто биологически; то ли для этого у него развиваются необходимые органы, то ли развивается нужное поведение, то ли с помощью специальных физиологических процессов и т.д. Человек же, наряду с биологическими приспособлениями, получил от природы еще одно, чисто социальное приспособление. Заключается оно в том, что человек целенаправленно изменяет окружающую природу, приспосабливая ее к себе, давая возможность при этом реализовать потенциал развития природы. Этим он становится существенным и мощным фактором ее развития (более существенным и мощным, чем животные). Вот процесс такого преобразования обычно и называют творчеством.

Такое творчество - это потребность человека. Не будь оно присуще нам, мы, будучи слабыми биологическими существами, не смогли бы приспособиться к физически сильному окружающему нас миру и неминуемо б погибли. Силе окружающего мира люди вынуждены противопоставить свою силу, и эта сила создается в процессе их творческой деятельности.

Эти вынужденные действия, как и в случае добычи новых знаний, поддерживаются и тем огромным удовольствием, радостью, которые человек получает в период творчества и при успешном завершении творческого дела, независимо от того, дело это выполняется в процессе умственного или физического труда. Сила удовлетворения от творчества даже сильнее удовольствия, получаемого от добычи новых знаний, о котором говорилось ранее. В этом удовлетворении удовольствие торжества над окружающим нас миром и сотрудничества с ним, удовольствие борьбы с теми трудностями, которые ставит перед нами жизнь, радость первопроходца в пути, которое не смогли пройти до сих пор другие, удовольствие достижения новых вершин, новых свершений, радость от своего вклада в улучшение жизни других людей. Это волнующее чувство соревнования с такими же творцами и с самим собою (ранее ведь я такое не мог сделать), чувство гордости за результаты своего творческого труда, нужного людям. Все это благоприятно влияет на состояние каждого человека, общества в целом.

Но кроме благоприятного влияния часто наблюдаются и неблагоприятные воздействия. Неблагоприятное влияние творчества возникает в случае, когда оно направлено не на благо общества, а только на получение личного удовольствия от него. И происходит это тогда, когда удовлетворение от творчества приобретает вид удовольствия от господства над окружающим миром, который якобы удается изменять по своему желанию. К чему ведет такое творчество, скажем немного позже.

Из-за удовлетворения, удовольствия, которое получает человек, совершающий творческое деяние, труд, основанный на творчестве, из повинности ради выживания, выгоды и т.п. превращается в наслаждение. Это знает любой, кто хоть немного соприкасается с творчеством. Вот и авторы этих строк, творя эту брошюру, тоже получают большое удовлетворение, которое без всякого принуждения побуждает их заниматься этой творческой работой.

При этом направленность, качество творчества существенно зависят от характера заинтересованности общества и его способности обеспечить инициацию, процесс творчества, доведение результатов творчества до уровня готовности к их восприятию и использованию и, наконец, обеспечить само их использование.

Творчество основывается на имеющихся у творца знаниях и умениях. Знания же и умения - продукт социальный. Творчество тоже не является делом одного только человека, а делом всего общества, тем более что часто творят не в одиночку, а целыми коллективами. Творчество тоже социальное явление.

Мало того, поскольку творчество связано с преобразованием окружающего нас мира, а значит, является фактором его изменения, его развития, его эволюции, оказывает свое воздействие на весь мир, то его можно считать не только социальным, но вселенским явлением.

Так предок человека мог считаться человеком только тогда, когда у него развилась способность творить, и он эту способность реализовал. Животным такая способность почти совершенно не присуща; у них, насколько нам известно, в отличие от способности добычи и использования знаний фактически нет даже зачатков творческой деятельности, чем человек и отличается от них. С момента возникновения творчества в человеческом обществе оно продолжает нас радовать и печалить на протяжении всей нашей истории. Причем, масштабы творческой деятельности возрастали в геометрической прогрессии на основе такого же роста знаний, умений и предшествующих творческих достижений.

Стремительный рост творчества, с одной стороны, в целом улучшает жизнь людей, а с другой стороны, становится опасным для него. Опасность заключается в следующем.

Творчески преобразуя по своему желанию окружающий мир, стремясь приспособить его к себе, человек волей-неволей вмешивается в ход естественных природных пpоцессов, протекающих самостоятельно, независимо от него и не нуждающихся во вмешательстве извне. Этим он заставляет окружающий мир изменяться, не считаясь с его готовностью к изменениям, чем совершает акт насилия над окружающей природой, масштабы которого с ростом могущества человека возросли уже до угрожающих размеров.

Вмешивается он в дела дpугих людей и целых народов, вмешивается в процессы, происходящие внутри организмов, клеток, молекул, в пpоцессы, пpотекающие в водоемах, в почве, в атмосфере, в космосе и т.д.

Опьяненный успехами чинимого им такого насилия, человек возомнил себя чуть ли не Богом, полагая, что он может подчинить себе все. Дело лишь во вpемени: одни пpоцессы могут стать подвластными его воле сегодня, а дpугие - завтpа. А так ли это на самом деле? Всемогущ ли человек в пpиpоде? Справедливо ли приписываемое Архимеду выражение: «дайте мне точку опоры, и я переверну мир»?

Оказывается, нет. Уже давно подмечено, что насильственное пpеобpазование, изменение не пpиносит желаемых успехов. По этому поводу еще в 1883 году Ф. Энгельс выразил мысль в «Диалектике пpиpоды»: «Не будем слишком обольщаться нашими победами над пpиpодой. За каждую такую победу она нам мстит. Каждая из этих побед имеет, пpавда, в пеpвую очеpедь те последствия, на котоpые мы pасчитывали, но во втоpую и тpетью очеpедь совсем дpугие непpедвиденные последствия, котоpые очень часто уничтожают значение пеpвых.» . Ранее такой эффект по отношению к общественным пpоцессам Гегель назвал «иpонией истоpии». И происходит это потому, что такое вмешательство нарушает естественный ход процессов, которые творец по своему желанию хочет изменить, не считаясь с их объективной независимостью от желания человека, с возможностью изменения только готового к этому объекта, без полного знания возможных последствий, что чревато неблагоприятным исходом, как для самого процесса, так и для человека-творца, его изменяющего.

На отpицание всемогущества человека и наказание людей, не считающихся с этой реальностью, указывает и любая pелигия, налагающая табу (запpет) на попытки изменять окpужающую пpиpоду и вмешиваться в пpоцессы, ему не подвластные. Согласно pазличным pелигиозным веpованиям, они подвластны только некому божеству, не pазpешающему человеку втоpгаться в чужой для него миp и наказывающему его за это втоpжение. Такие веpования, естественно, основывались на опыте человека, на каждом шагу чувствующего свою немощность пеpед силами пpиpоды, пеpсонификацией котоpых был бог, добpые и злые духи и т.п. Они уже тогда - в поpу своего возникновения, еще на заpе pазвития человечества - пpедупpеждали человека: твои попытки насильственного изменения независимого от тебя миpа будут неудачными и закончатся для тебя бедой (наказанием божьим).

Мы живем в обществе классовом, в котором господство, насилие одних над другими является естественным. Человек в нем постоянно чувствует конкуренцию и диктат над особой со стоpоны дpугих людей в опpеделении своего социального поведения: дети - со стоpоны своих pодителей, ученики - со стоpоны учителей, pаботники - со стоpоны своих начальников, солдаты - со стоpоны командиpов, бедные со стороны богатых и т.п. И диктаторы, малые и большие, имея ту или иную власть над другими, неминуемо используют ее для насильственных действий над последними. Насилие в нашем обществе является всеобщим. Вот и вырастают у нас творцы-диктаторы, от творчества которых, его насильственного характера страдает все вокруг, а при нынешних многократно возросших возможностях такое неразумное, насильственное преобразование окружающего может привести вообще к уничтожении человечества.

Иные могут сказать (и говорят), что раз человечество настолько неразумно, что готово совершить самоубийство, то и пусть себя уничтожает. Природа от этого не пострадает. Сказав это, будут в корне неправы. Природа от гибели человечества все же пострадает и, возможно, это будет настоящей катастрофой для окружающего нас мира и даже катастрофой вселенского масштаба. Выход в данной ситуации в одном: в уничтожении системы господства одних над другими, власти одних над другими, порождающих насилие, в том числе насильственный характер творчества. Не господство должно править в человеческом обществе. Нигде его нет в природе, кроме, как у нас - людей, нигде нет господства одних над другими. Править должны взаимопомощь, сотрудничество, взаимозависимость всех друг от друга, как это имеет место между упоминаемыми парами целостных объектов. Эти объекты потому и цельны, что взаимозависимы. Из-за этого их разрушить невозможно, поскольку каждая часть этой пары раздельно одна без другой существовать долго не может. И существуют только в паре. Уничтожение одного компонента пары автоматически приводит к исчезновению другого. В случае с ликвидацией господства в человеческом обществе имеет место то же правило: не будет господина - не будет подчиненного, служащего объектом насилия со стороны господина. А при отсутствии в обществе явления господства, оно естественно исчезнет и из творчества.

В пpоявлении творческих способностей нет ничего неожиданного и удивительного: эти способности пpисущи всем еще с детства. О них часто просто забывают. Вспомни свое детство, когда ты, используя хpанившиеся в памяти увиденные, услышанные или пpочитанные каpтины из чужой жизни, чисто интуитивно, на одном воображении сочинял такие pассказы, что взpослые, если им удавалось их услышать, только диву давались. Недаpом детей считают самыми большими фантазеpами. К сожалению, люди, взpослея, в своей деятельности все больше используют логические операции с постепенно накапливающейся ложной информацией и этим они загоняют вглубь и в сторону от реальных знаний, проблем и возможностей свои былые твоpческие способности. Но их можно извлечь, если нейтpализовать мышление и дать волю интуиции, неудеpжимой человеческой фантазии и воображению - мысленным интуитивным действиям, как это предлагается выше (напpимеp, уединиться или уйти из обстановки, мешающей слушать «внутренний» голос, или усилием воли уединиться мысленно).

Полного знания о взаимозависимостях творимого объекта с его средой у человека чаще всего нет, хотя в идеале желательно, чтобы они были во избежание отрицательных эффектов от творчества. А раз полных знаний нет, то от творческого акта не следует ожидать намечаемого накануне результата или в крайнем случае ожидать результата немедленно. Чтобы не разочароваться в своей деятельности или не наделать глупостей, необходимо знать некоторые правила творчества, которые надо соблюдать в этом случае.

Правило 1. Нельзя ожидать одинаковых результатов при одинаковых воздействиях на разные подлежащие преобразованию объекты (объекты преобразования).

Правило 2. Не пытайся в этом случае насильно изменить объекты преобразования, чтобы все же получить нужное, так как такое насилие не только не даст нужного результата, но и может стать источником опасности, как для окружающего, так и для творца. Чтобы все же добиться своего, надо с помощью соответствующих целенаправленных действий, создания соответствующих условий сначала объекты образования довести до нужного состояния («зрелости»), а потом только его преобразовывать.

Правило 3. Творчество заключается в создании качественно новых элементов в нашем окружении - объектов с новыми взаимоотношениями к окружающему миру, т.е. с новыми свойствами.

Правило 4. Объект преобразования качественно измененным может считаться только тогда, когда у него появится как минимум два противоположных свойства (качества) и для проявления каждого из них достаточно менять среду, в котором находится объект преобразования.

Правило 5. Если на первом этапе творчества объект преобразования приобрел нежелательные свойства, то изменения продолжают в направлении ликвидации полученных на первом этапе недостатков до получения планируемых результатов.

Правило 6. Творчество должно быть направлено на результаты, положительные для человека и окружающей природы.


3. Творчество в каждом из нас


Поскольку творчество является свойством человека, отличающего его от животного, то оно должно быть присуще всем людям. Творчество играет огромную роль в жизни каждого. При интенсивном творческом процессе у человека возникает огромное желание жить, быть счастливым. Каждый человек должен впустить в свою жизнь творчество, ведь творческий человек не может следовать проторенному пути. Он должен найти свой собственный. И должен идти один - вырваться из коллективного ума, коллективной психологии.

Большинство людей хотели бы реализовать себя в творчестве, но почему-то это так и остается на уровне мечты. Эти люди могут покупать билеты в театр, на концерты и выставки. Часами обсуждать чужое творчество - книги, пьесы, живопись или музыку, являясь истинными ценителями искусства. Но при этом оставаясь в тени более успешных и удачливых.

Почему же большинство талантливых людей зарывают свои способности, придумывая всевозможные отговорки, оправдывая тем самым страх перед собственным творчеством? Как сказал Константин Георгиевич Паустовский: «Порыв к творчеству может так же легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». А ведь однажды приходит осознание, что жизнь превратилась в бесконечную погоню за деньгами и лишилась какого-либо иного смысла.

Появляется зависть к тем, кто не побоялся начать творческий процесс и достиг признания.

Классическая отговорка таких людей - нехватка времени. Но стоит всего лишь один раз человеку сменить его распорядок дня, потрать час на размышления, пофилософствовать и он поймет, что время для воплощения творческих идей найдётся само по себе.

Творчество в жизни человека требует вдохновения, но многие отникиваются отсутствием вдохновения. А стоит им попробовать творить, как они сами поймают соответствующее настроение. Окунувшись с головой во что-нибудь интересное, на следующий день они уже с нетерпением будут ждать момента, когда смогут продолжить творить.

Ведь тема творчества в жизни каждого из нас играет огромную роль. Человек благодаря творчеству способен выражать свои эмоции и переживания, передавать настроение. Конечно, глупо надеяться, что ваше хобби принесет вам миллионы, стать Коко Шанель или Пауло Коэльо не так-то просто.

Однако все ваши труды могут с лихвой компенсироваться, если вместо регулярных бессмысленных развлечений, избавляющих вас от скуки и определенной суммы денег, вы потратите частичку своего времени на реализацию давно вынашиваемой идеи. Но не стоит тратить время возможного творчества на сверхурочную работу. Быть может, таким способом вы сможете пополнить семейный бюджет, но в душе от этого радости не прибавится.

И все же иногда возникают сомнения, насколько важна роль творчества в жизни человека - надо ли это кому-то? А ведь в первую очередь это нужно вам и порой даже просто необходимо. Поскольку погружаясь в мир собственных идей, человек исключает возможность испытывать постоянный стресс от реальных событий, происходящих в мире.

Более того, далеко не каждый современный человек, отдавая своей работе по 8-12 часов в сутки, может видеть результаты своего труда. Даже кипы документов обрабатываемых в процессе рабочего дня человек может не видеть в реальности, их заменяют некие виртуальные электронные файлы. И лишь только творчество может позволить испытать удовольствие от результата своего труда.

И как сказал Джордж Принц: «Еще одно слово для творчества - это мужество». Мужество в творчестве - это возможность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца, рискуя личным успехом и собственной репутацией.

И несомненно то, что каждый человек - творческая личность. Жизнь каждого человека индивидуальна, никто никогда не повторит жизненный путь другой личности. Значит, жизнь - это творчество, а творчество - это жизнь.


Заключение


В заключении хочется сказать, что на Земле найдётся не так уж много людей, которые никогда не испытывают состояние полной апатии, когда нет ни сил, ни настроения делать что-либо. Тяжело выходить из этого состояния.

Но все неудачи, свалившиеся на голову, не будут вечными. Пройдёт месяц, другой - и всё покажется мелким и смешным, в крайнем случае немного грустным, но не трагичным. Надо творить свою будущую счастливую жизнь, мечтать о ней, рисовать яркими разноцветными красками. Нужна максимальная концентрация и позитивный настрой.

Если ругать себя за то, что сегодня не сделали то-то и то-то - завтра вы опять это не сделаете! Лучше простить себя от всего сердца и настроиться на будущий день - я обязательно сделаю всё, что надо, у меня хватит сил…

Что может помочь сохранять достаточно долгое время чувство здорового оптимизма? Что во все времена двигало человеком в его жизни? Творчество! Творчество в жизни человека играет огромную роль. Именно оно может спасти нас в беде, вывести из самых тупиковых жизненных ситуаций, поддержать, когда нет сил, указать путь, если мы теряемся в непростой жизни. Именно творчество придаёт смысл нашему существованию. Если человек способен относиться к жизни творчески - он будет жить!

Творчество - это действие, и действие самостоятельное. Очень часто творческих людей не понимают окружающие, но это не должно сказываться на действиях творца. Творческий человек должен творить для себя, а не в угоду общества. А самое главное, что творческий человек живет в каждом из нас.

Целью моего реферата являлось исследование роли творчества в жизни человека. В работе не один раз сказано, что роль творчества в жизни человека огромна. Творчество - основа жизни. Таким образом, цель реферата достигнута.

Список использованной литературы


1.Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных ВУЗов. 2-е изд. - СПб.:2009. Глава 35. Психология творчества.

2.Тутушкина М.К. «Практическая психология». 4-е изд. / Издательство «Дидактика Плюс», 2001. Глава 3. Творчество в развитии индивидуальности.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

англ. creativity).

1. В узком смысле, Т. - человеческая деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. Комментируя подобную т. зр., Л. С. Выготский писал, что в таком случае "Т. есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели к.-н. усовершенствования в области техники".

2. В более широком (и весьма распространенном в психологии) смысле, Т. (или творческая деятельность) - это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты). По словам Выготского, "как электричество действует и проявляется не только там, где величественная гроза и ослепительная молния, но и в лампочке карманного фонаря, так точно и Т. на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает ч.-л. новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданиями гениев" (Выготский. Воображение и Т. в детском возрасте). См. Креативность, Психология творчества, Творческий процесс, Эвристика.

3. Существует также т. зр., что Т. - это не только феномен человеческой деятельности, но и, напр., поведения животных, и даже атрибут материи (Пономарев Я. А.). Вообще говоря, любой процесс развития можно рассматривать как Т., что, конечно, не следует отождествлять с творческой деятельностью в психологическом смысле. (Б. М.)

ТВОРЧЕСТВО (КРЕАТИВНОСТЬ)

creativity) Способность приходить к новым, при этом обоснованным решениям проблем. Способность создавать вещи, отмеченные воображением (см. ВООБРАЖЕНИЕ), неотразимые, убедительные, значительные и т.д. С самых ранних дней психоанализ испытал соблазн объяснить творческую активность, и эти объяснения неизменно обосновывались проявлением сходства между творческой активностью и некоторыми невротическими процессами. Наиболее простой пример этого подхода - показать, что содержание романов и произведений живописи можно интерпретировать как ЭДИПОВУ фантазию и затем сделать заключение, что творческая активность - это форма невротических мечтаний (Freud, 1908). Трудности, с которыми сталкивается эта гипотеза, заключаются в том, что она не в состоянии объяснить, почему все мечтания не являются творческими, и это вызвало появление вторичных гипотез относительно того, как технические приемы творческой работы позволяют превратить частные невротические "творения" в приемлемые и понятные широкой публике произведения искусства. В конце своей жизни Фрейд отвергал идею о том, что психоанализ внес какой-либо вклад в эстетику. (По поводу противоположного мнения см. Ehrenzweig, 1967.) Относительно недавно, главным образом под влиянием КЛЕЙНИАНСКИХ идей, были сделаны попытки доказать, что творческая активность является или ДЕПРЕССИВНОЙ, или ШИЗОИДНОЙ, т.е. что она или представляет собой попытку РЕПАРАЦИИ деструктивных фантазий (Klein, 1948; Sharре, 1950; Levey, 1939), или каким-то образом аналогична бредовому системообразованию ШИЗОФРЕНИКОВ (см. также БРЕД). Но и здесь остается невыясненной причина, почему отдельные люди обладают способностью находить творческие решения своих депрессивных или шизоидных проблем.

Поскольку классический психоанализ рассматривает отмеченную воображением деятельность как примитивную, ИНФАНТИЛЬНУЮ и как функцию ИД, такие авторы как Гартман и Крис были вынуждены описать с точки зрения РЕГРЕССИИ те виды деятельности, которые они фактически оценивают как действительно творческие и прогрессивные. Это привело к использованию выражений типа "регрессия на службе ЭГО" при описании "негативной способности" (Китс) творческого. Поскольку результаты творческой деятельности являются, по определению, новыми, неожиданными и потому непредсказуемыми, творчество представляет собой понятие, которое трудно включить в каузально-детерминистскую структуру (см. ПРИЧИННОСТЬ и ДЕТЕРМИНИЗМ); отсюда, вероятно, АМБИВАЛЕНТНОСТЬ психоанализа в отношении творчества. Данное понятие поднимает и другие проблемы, например, является ли творчество способностью, свойственной всем, - и в этом случае любой может стать креативным, если устранить ТОРМОЖЕНИЯ; или это - особый дар, и в таком случае психоанализ должен допускать исключения в своих постулатах. Относительно первой из двух точек зрения см. работу Куби "Невротическое искажение творческого процесса" (Kubie neurotic distortion of the creative process, 1958); по поводу другой - работу Филлис Гринакр "Детство художника" (Greenacre the childhood of the artist, 1957), в которой она утверждает, что одаренные люди с самого начала жизни другие, что они активно ищут тех, кто признал бы их отличие и их дарования, и что в случае анализа им требуется иная техника, нежели другим. См. также СМЫСЛ.

Творчество

деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, Т. имеет психологический аспект: личностный и процессуальный. Оно предполагает наличие у личности способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей. Т. как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки, где особая роль отводилась "озарению", вдохновению, инсайту и им подобным состояниям, сменяющим предварительную работу мысли. Английский ученый Г. Уоллес выделил четыре стадии процессов Т.: подготовку, созревание, озарение и проверку. Центральным, специфически творческим моментом считалось озарение - интуитивное схватывание искомого результата. Экспериментальные исследования показали, что интуитивное решение возникает в предметной деятельности, доступной объективному анализу. Выделяя специфику психической регуляции процесса Т., К.С. Станиславский выдвинул представление о сверхсознании как высшей концентрации духовных сил личности при порождении продукта Т. С развитием кибернетики предпринимаются попытки моделировать процессы Т. на ЭВМ (эвристическое программирование). Вместе с тем передача техническим устройствам доступных формализации умственных операций резко повысила интерес к процессам Т., которые не могут быть формализованы. Зависимость от них научно-технического прогресса (открытий, изобретений и т.д.) направила усилия психологов на разработку методов диагностики творческих способностей и стимуляции Т. Обусловленность Т. той сферой культуры, в которой оно реализуется (производство, техника, искусство, наука, политика, педагогика и др.), требует выявить своеобразие психологии Т. в каждой из них, а также характер отношений между ними. М.Г. Ярошевский

Творчество

Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. (11.1, 3) Кроме воспроизводящей деятельности, легко в поведении человека заметить и другой род этой деятельности, именно деятельность комбинирующую или творческую Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинированного поведения. (11.1, 4 – 5) Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. (11.1,5) творчество на деле существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое, какой бы крупицей ни казалось это новое по сравнению с созданием гениев. Если же принять во внимание наличие коллективного творчества, которое объединяет все эти часто незначительные сами по себе крупицы индивидуального творчества, станет понятно, какая огромная часть из всего созданного человечеством принадлежит именно безымянной коллективной творческой работе неизвестных изобретателей. (11.1, 6) Научное понимание этого вопроса заставляет нас, таким образом, смотреть на творчество скорее как на правило, чем как на исключение. Конечно, высшие выражения творчества до сих пор доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. (11.1, 6 – 7) возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные, на каждой возрастной ступени она имеет свое собственное выражение, каждому периоду детства свойственна своя форма творчества. Далее она не стоит особняком в поведении человека, но оказывается в непосредственной зависимости от других форм нашей деятельности, и в частности от накопления опыта. (11.1, 8) Великий изобретатель, даже гений, является всегда растением своего времени и своей среды. Его творчество исходит из тех потребностей, которые созданы до него, и опирается на те возможности, которые опять-таки существуют вне него Никакое изобретение и научное открытие не появляется раньше, чем создаются материальные и психологические условия, необходимые для его возникновения. Творчество представляет собой исторически преемственный процесс, где всякая последовательная форма определена предшествующими. (11.1, 25) То, что мы называем творчеством, есть обычно только катастрофический акт родов, явившийся в результате очень долгого внутреннего вынашивания и развития плода. (11.1, 20) Существо, которое является вполне приспособленным к окружающему миру, такое существо не могло бы ничего желать, ни к чему стремиться и, конечно, ничего не могло бы творить. Поэтому в основе творчества всегда лежит неприспособленность, из которой возникают потребности, стремления или желания. (11.1. 23 – 24) Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития. (11.1, 32) Детское творчество стоит в таком же отношении к творчеству взрослых, в каком детская игра стоит к жизни детское литературное творчество нужно прежде всего для правильного развертывания сил самого автора. Оно нужно и для той детской среды, в которой оно рождается и к которой оно обращается детское литературное творчество может стимулироваться и направляться извне Наилучшим стимулом детского творчества является такая организация жизни и среды детей, которая создает потребности и возможности детского творчества. (11.1, 57 – 58) Творчество ребенка напоминает игру, которая возникает из острой потребности ребенка и дает большей частью быстрый и окончательный разряд занимающим его чувствам. Вторая связь с игрой заключается в том, что и детское литературное творчество, как игра, в основе своей не порвало еще связи с личной заинтересованностью и личным переживанием ребенка. (11.1, 59) Смысл и значение этого (детского) творчества только в том, что оно позволяет ребенку проделать тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который дает новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Смысл его в том, что оно углубляет, расширяет и прочищает эмоциональную жизнь ребенка и значение его в том, что оно позволяет ребенку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью, этим самым тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли, человеческого чувства, человеческого внутреннего мира. (11.1, 60 – 61) основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, но в самом процессе. (11.1, 63) Мы видим проблему во всей ее сложности. Она состоит из двух частей: с одной стороны, нужно культивировать творческое воображение, с другой стороны, в особой культуре нуждается процесс воплощения образов, создаваемых творчеством. Только там, где имеется достаточное развитие одной и другой стороны, детское творчество может развиваться правильно и дать ребенку то, чего мы вправе от него ожидать. (11.1, 75) См. Воображение, Деятельность, Игра, Опыт, Переживание, Поведение, Потребность, Развитие, Речь, Среда