Жизнь социальная. Биологическое и социальное в человеке

» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, как отмечалось выше, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности какбиосоциальное существо .

Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой способности к подражанию взрослым, любопытства, способности огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.

Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для . Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате , активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с помощью речи, способность к духовному творчеству.

Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации : то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.

Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому способствует развитию как общества, так и человека.

Общество и человек неотделимы друг от друга и в биологическом, и в социальном плане. Общество таково, каковы образующие его люди, оно выступает в качестве выражения, оформления, закрепления внутренней сущности человека, способа его жизнедеятельности. Человек вышел из природы, но существует как человек только благодаря обществу, формируется в нем и формирует его своей деятельностью.

Общество определяет условия не только социального, но и биологического совершенствования человека. Вот почему в центре внимания общества должны находиться вопросы обеспечения здоровья людей с их рождения и до старости. Биологическое здоровье человека позволяет ему активно участвовать в жизни общества, реализовать свои творческие потенции, создавать полноценную семью, растить и воспитывать детей. В то же время человек, лишенный необходимых социальных условий жизнедеятельности, теряет свою «биологическую форму», опускается не только нравственно, но и физически, что может служить причиной антисоциального поведения и преступлений.

В обществе человек реализует свою природу, но и сам вынужден подчиняться требованиям и ограничениям общества, быть ответственным перед ним. Ведь общество — это все люди, включая каждого человека, и, подчиняясь обществу, он утверждает в себе требования собственной сущности. Выступая против общества, человек не просто подрывает основы общего благополучия, но и деформирует собственную природу, нарушает в себе гармонию биологического и социального начал.

Биологические и социальные факторы

Что позволило человеку выделиться из животного мира? Основные факторы антропогенеза можно разделить следующим образом:

  • биологические факторы — прямохождение, развитие руки, большой и развитый мозг, способность к членораздельной речи;
  • основные социальные факторы — труд и коллективная деятельность, мышление, язык и , нравственность.

Из перечисленных выше факторов сыграл ведущую роль в процессе становления человека; на его примере проявляется взаимосвязь остальных биологических и социальных факторов. Так, прямохождение освободило руки для использования и изготовления орудий, а строение руки (отстоящий большой палец, гибкость) позволило эффективно использовать эти орудия. В процессе совместного труда складывались тесные отношения между членами коллектива, которые привели к налаживанию группового взаимодействия, заботе о членах племени (нравственность), к необходимости общения (появление речи). Язык способствовал , выражая все более сложные понятия; развитие мышления в свою очередь обогащало язык новыми словами. Язык также позволил передавать опыт из поколения в поколение, сохраняя и преумножая знания человечества.

Таким образом, современный человек — продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.

Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.

Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности ( , ); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.

Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особымбиосоциальным существом.

Биологическое и социальное в человеке и их единство

Идеи о единстве биологического и социального в становлении человека сформировались не сразу.

Не углубляясь в далекую древность, напомним, что в эпоху Просвещения многие мыслители, дифференцируя природное и общественное, рассматривали последнее как "искусственно" созданное человеком, включая сюда практически все атрибуты общественной жизни — духовные потребности, социальные институты, нравственность, традиции и обычаи. Именно в этот период широкое распространение получают такие понятия, как "естественное право", "естественное равенство", "естественная мораль" .

Естественное, или природное рассматривалось в качестве фундамента, основания правильности общественного устройства. Нет необходимости подчеркивать, что социальное выполняло как бы второстепенную роль и находилось в прямой зависимости от природной среды. Во второй половине XIX в. значительное распространение получают различные теории социального дарвинизма , суть которых заключается в попытках распространить на общественную жизнь принципы естественного отбора и борьбы за существование в живой природе, сформулированные английским естествоиспытателем Чарлзом Дарвиным. Возникновение общества, его развитие рассматривались только в рамках эволюционных изменений, происходящих независимо от воли людей. Естественно, что все происходящее в обществе, в том числе социальное неравенство, жесткие законы социальной борьбы, рассматривались ими как необходимые, полезные как для общества в целом, так и для его отдельных индивидов.

В XX в. попытки биологизаторского "объяснения" сущности человека и его социальных качеств не прекращаются. В качестве примера можно привести феноменологию человека известного французского мыслителя и естествоиспытателя, кстати, священнослужителя П. Тейяра де Шардена (1881-1955). Согласно Тейяру, человек воплощает и концентрирует в себе все развитие мира. Природа в процессе своего исторического развития получает свой смысл в человеке. В нем она достигает как бы своего высшего биологического развития и одновременно он же выступает своеобразным началом ее сознательного, а, следовательно, социального развития.

В настоящее время в науке утвердилось мнение о биосоциальной природе человека. При этом социальное не только не принижается, но отмечается его решающая роль в выделении Homo sapiens из мира животных и его превращение в социальное существо. Сейчас вряд ли кто-либо осмелится отрицать биологические предпосылки возникновения человека . Даже не обращаясь к научным доказательствам, а руководствуясь простейшими наблюдениями и обобщениями, нетрудно обнаружить огромную зависимость человека от природных изменений — магнитных бурь в атмосфере, солнечной активности, земных стихий и бедствий.

В становлении, существовании человека, и об этом уже было сказано раньше, огромная роль принадлежит социальным факторам, таким, как труд, взаимоотношения между людьми, их политическими и социальными институтами. Ни один из них сам по себе, в отдельности не мог бы привести к возникновению человека, его выделению из мира животных.

Каждый человек уникален и это тоже предопределено его природой, в частности, неповторимой совокупностью генов, наследуемых им от родителей. Необходимо также сказать и о том, что физические различия, существующие между людьми, в первую очередь предопределены биологическими различиями. Это прежде всего различия между двумя полами — мужчинами и женщинами, которые можно отнести к числу наиболее существенных различий между людьми. Существуют и другие физические различия — цвет кожи, глаз, строение тела, которые обусловлены, главным образом, географическими и климатическими факторами. Именно этими факторами, а также неравными условиями исторического развития, системой воспитания в значительной степени объясняются различия в быту, психологии, социальном положении народов различных стран. И тем не мене, несмотря на эти довольно фундаментальные различия по своей биологии, физиологии и умственным потенциям люди нашей планеты в целом равны. Достижения современной науки убедительно свидетельствуют, что нет никаких оснований утверждать о превосходстве какой-либо расы над другой.

Социальное в человеке — это прежде всего орудийно-производственная деятельность, коллективистские формы жизни с разделением обязанностей между индивидами, язык, мышление, общественная и политическая деятельность. Известно, что Homo sapiens как человек и личность не может существовать вне человеческих сообществ. Описаны случаи, когда маленькие дети в силу разных причин попадали под опеку животных, “воспитывались” ими и когда они после нескольких лет пребывания в животном мире возвращались к людям, им требовались годы, чтобы адаптироваться к новой социальной среде. Наконец, социальную жизнь человека невозможно представить без его общественной и политической активности. Собственно говоря, как уже отмечалось раньше, сама по себе жизнь человека является социальной, поскольку он постоянно взаимодействует с людьми — в быту, на работе, во время досуга. Как же соотносится биологическое и социальное при определении сущности и природы человека? Современная наука однозначно отвечает на это — только в единстве. Действительно, без биологических предпосылок трудно было бы себе представить появление гоминид, но без социальных условий невозможно было становление человека. Уже ни для кого не секрет, что загрязнение окружающей среды, среды обитания человека создает угрозу биологическому существованию Homo sapiens. Подытоживая, можно сказать, что сейчас, как и много миллионов лет назад, физическое состояние человека, его существование в определяющей степени зависят от состояния природы. В целом же можно утверждать, что сейчас, как и при появлении Homo sapiens, его существование обеспечивается единством биологического и социального.

(1798-1857) в его работе «Курс позитивной философии» (1842). Адаптируя это понятие к русскому языку, один из выдающихся основоположников мировой социологии, наш соотечественник Питирим Сорокин заметил, что социология — это «слово об обществе». Вся же совокупность совместно живущих людей, их взаимные отношения, подчеркивал он, и есть общество или общественная жизнь, которая изучается социологией. Другими словами, социология — это наука, исследующая человеческие отношения во всех формах их проявления.

Основу этих отношений составляют не сиюминутные порывы и настроения людей (хотя их изучению социологи также уделяют должное внимание), а фундаментальные потребности самой жизни и, прежде всего, потребности в достижении разумной (научной) организации любой формы социальной деятельности — политики, торговли, бизнеса, управления, экономики, культуры, образования, науки, — всего того, где действуют преследующие свои цели как отдельно взятые индивиды, так и различные их объединения. Отсюда социологи — это квалифицированные команды людей, объединяющихся для комплексного решения конкретных социальных задач. Каждый отдельно взятый специалист, например психолог, юрист или менеджер, может при необходимости достаточно эффективно выявить слабые или сильные стороны своей «технологической цепи» общественных отношений. Однако освоение всего исследуемого пространства (цеха, завода, отрасли, области, страны, нации, цивилизации) с учетом всей совокупности действующих в этом пространстве социальных факторов — развивающих, препятствующих или разрушающих — может быть достигнуто лишь с помошью специалиста с социологически развитым мышлением. В этом смысле социология способствует глубокому осознанию социальной сущности и смысла человеческой деятельности, что, несомненно, не может не сказываться на ее эффективности и качестве.

Объект социологии

Объектом социологического познания является общество. Но выделения понятия «общество» в качестве исходного для определения предмета социологии недостаточно. Общество может быть объектом всех общественных и гуманитарных наук. То же самое можно сказать и о понятии «социальная реальность». Ключ к обоснованию научного статуса социологии, равно как и любой другой науки, лежит в различии се объекта и предмета.

Объект познания — это все то, на что направлена деятельность исследователя. Любое явление, процесс или отношение объективной реальности могут быть объектом исследования самых различных наук. Когда речь идет о предмете исследования данной конкретной науки, то та или иная часть объективной реальности (общество, культура, человек) исследуется не целиком, а лишь с той ее стороны, которая определяется спецификой данной науки. Другие стороны конкретной части объективной реальности в этом случае рассматриваются как второстепенные или как условие существования данного объекта (например, социальный контекст экономики).

Часто в научной литературе наблюдается смешение или отождествление понятий «объект» и «предмет» науки. На это смешение или отождествление двух находящихся в смысловой близости понятий можно было бы не обращать внимания, если бы оно не оказывало существенного влияния на размывание границ науки.

Объект есть отдельная часть или совокупность элементов объективной реальности, обладающая определенным или специфическим свойством. В то же время каждая наука отличается от другой науки своим предметом. Свой предмет имеют физика и химия, биология и психология, экономика и социология и т. д. Все эти науки в целом изучают объективную реальность, характеризующуюся бесконечным разнообразием явлений и процессов. Однако каждая из них изучает, во-первых, особую сторону или сферу объективной реальности; во-вторых, специфические только для данной науки законы и закономерности развития этой реальности; в-третьих, особую форму проявления и механизмы действия этих законов и закономерностей. Причем одна и та же сфера объективной реальности может быть объектом исследования многих наук. Так, физическая реальность — объект исследования множества естественных и технических наук, социальная — наук общественных и гуманитарных. Определения специфики науки только по объекту исследования недостаточно. Объектов исследований любой науки может быть бесконечное множество, а ее предмет всегда однозначен, ограничен и специфичен.

Отличие различных наук друг от друга в том и состоит, что даже на одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие и функционирование данного объекта. Так, развитие и функционирование общества определяется требованиями экономических, социальных, демографических, психологических и других законов и закономерностей, которые являются предметом соответствующих наук. В связи с этим части данной объективной реальности могут быть объектом исследования различных наук. Например, труд, быт, образование, семья, город, деревня и др. — объекты исследования и экономики, и социологии, и психологии, и демографии.

Законы и закономерности какой-либо науки можно проследить в специфических явлениях и процессах объективной реальности, включенных в механизм их действия. Так, биологические законы и закономерности проявляются в многообразных формах живых организмов, их строении, функциях, эволюции, индивидуальном развитии и взаимоотношении с окружающей средой; социальные законы и закономерности — в исторически определенных типах общества или отдельных его системах, выступающих как результаты и как условие социальной деятельности людей.

Предмет науки не может быть тождествен объекту (или объектам), который она изучает. Объект науки — это данная реальность, представляющая тот или иной фрагмент объективного мира. Предмет науки есть воспроизведение такой реальности на абстрактном уровне путем выявления наиболее значимых с научной и практической точек зрения закономерных связей и отношений этой реальности. Предметом любой науки выступает не просто некое явление или процесс объективного мира, а результат теоретического абстрагирования, позволяющего выделить определенные закономерности развития изучаемого объекта, специфические именно для данной науки. Такого рода абстрагирование (построение модели изучаемого объекта) как раз и определяет ту «часть», «сферу», «сторону», «аспект» социатьной реальности, на которую направлена деятельность социолога.

Определение предмета социологии

Одна из важнейших причин, обусловивших довольно позднее отпочкование социологии от других наук — от философии (Франция), политической экономии (Германия), социальной психологии (США), криминологии (Великобритания) — и становление се в качестве самостоятельной научной дисциплины, заключается в неопределенности предмета социологического знания.

Обычно, согласно сложившейся традиции, при определении предмета социологического знания в качестве «ключевого» выделяется то или иное социальное явление. К числу таких явлений относятся: групповые взаимодействия, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы, формы человеческих общностей, социальные процессы, социальная жизнь.

В «Международной энциклопедии социальных наук» предмет социологии определяется как «изучение социальных агрегатов и групп в их институциональной организации, институтов и их организаций, а также причин и последствий изменений институтов и социальной организации». В вебстеровском словаре социология трактуется как изучение истории, развития, организации и проблем совместной жизни людей как представителей социальных групп.

Некоторые авторы (Р. Ферис) считают, что отправным понятием современной социологии является понятие «социальная структура», а основным содержанием категории «социальное» — дихотомия «равенство-неравенство». Именно с анализа «основ неравенства общества» начинается изложение теории и структуры социологического знания.

Можно привести еще целый ряд аналогичных определений предмета социологии. Сравнительный анализ этих определений даст известное представление о том, что выступает в качестве основных объектов социологического знания. Но к единому мнению о предмете своей науки социологи еще не пришли.

При вычленении социальной сферы жизнедеятельности общества совершенно недостаточно указать на объекты, которые подлежат социологическому изучению, так как в обществе нет таких объектов, которые бы социология не изучала. То же самое можно сказать и об экономике, демографии и других общественных и гуманитарных науках. Следовательно, когда речь идет о специфических особенностях той или иной науки, из самых различных объектов окружающей действительности должны вычленяться те связи и отношения, которые качественно отличны от других связей и отношений и которые тем самым становятся предметом именно данной науки.

Определяющим свойством предмета является то, что он представляет собой всю совокупность связей и отношений, которые носят название социальных. Целью социологии является исследование этих связей и отношений на уровне закономерностей, получение конкретного научного знания о механизмах действия и формах проявления этих закономерностей в различных социальных системах. Итак, понятия социального, социальных связей и отношений, способа их организации являются исходными для понимания отличительных особенностей предмета социологического знания, а социальных закономерностей — для понимания его сущности.

Понятие социального

Чтобы лучше понять содержание понятия «социальное» и его отличие от понятия «общественное», сделаем небольшой исторический экскурс. В трудах К. Маркса и Ф. Энгельса при анализе общества, его процессов и отношений используются два понятия — «общественный»(gesel / schaftlich ) и «социальный» (soziale ). Маркс и Энгельс использовали понятия «общественный», «общественные отношения», когда речь шла об обществе в целом, о взаимодействии его сторон — экономической, политической, идеологической. Когда же речь шла о природе отношений людей друг к другу, человека к человеку, об их отношении к факторам и условиям их жизнедеятельности, к их собственному положению и роли в обществе и к обществу в целом, то Маркс и Энгельс использовали понятие «социальное» и соответственно говорили о «социальных отношениях».

В трудах Маркса и Энгельса нередко понятие «социальное» отождествлялось с понятием «гражданское». С последним связывалось взаимодействие людей в пределах конкретных социальных общностей (семья, класс и т. д.) и общества в целом.

Поскольку, разрабатывая теорию общества, Маркс и Энгельс главное внимание уделяли взаимодействию всех сторон ею жизнедеятельности — общественным отношениям, некоторые ученые-марксисты стали отождествлять понятия «общественное» и «социальное»; постепенно ушло из научного оборота и понятие «гражданское общество».

Иное положение сложилось в странах Западной Европы и США, где значительное развитие получила эмпирическая социология. Вследствие этого во французском и английском языках понятие «социальное», будучи производным от понятия общества(society ) , традиционно использовалось в узком (эмпирическом) значении, что вызвало известные трудности при обозначении явлений и процессов, относящихся к обществу в целом. Именно поэтому на определенной стадии развития социологии было введено понятие «социетальное» (societal ), используемое для характеристики общества в целом, всей системы общественных отношений (экономических, социально-политических и т. д.).

В отечественной науке отсутствие четкого разграничения между понятиями «общественное» и «социальное» было в известной степени обусловлено некоторыми сложившимися языковыми традициями. В русском языке обычно использовались понятия «общественное» и «гражданское». При этом понятие «социальное» рассматривалось как синоним понятия «общественное», а понятие «гражданское» относилось к юридической науке. Постепенно с развитием социологии понятие «социальное» приобрело самостоятельное значение.

Социальное — это совокупность общественных отношений данного общества, интегрированная в процессе совместной деятельности (взаимодействия) индивидами или группами индивидов в конкретных условиях места и времени.

Любая система общественных отношений (экономическая, политическая и др.) связана с отношением людей друг к другу и к обществу. Поэтому каждая из этих систем всегда имеет свой четко выраженный социальный аспект.

Социальное есть результат совместной деятельности различных индивидов, проявляющийся в их общении и взаимодействии.

Социальное возникает в ходе взаимодействия людей, детерминируется различиями их места и роли в конкретных общественных структурах, что проявляется, в свою очередь, в различных отношениях индивидов и групп индивидов к явлениям и процессам общественной жизни.

1. В этой теме нами продолжается характеристика социальной жизни, излагаются дополнительные сведения о ней; в теме говориться об основных особенностях теоретического и эмпирического социологического знания.


Она даёт представление о специфике социальной жизни, о месте и роли её в обществе.

Социальная жизнь людей возникла до того, как сложилось общество, которое наряду с ней образуют ещё их экономическая, политическая и духовно-идеологическая жизнь. Эти формы жизни возникли на почве социальной жизни как её продолжение и ради её обслуживания. Появление их стало результатом сознательных действий людей, вызванных во многом не отвечающими природе социальной жизни причинами. Со временем, уже в рамках общества, социальная жизнь претерпела значительные изменения и прошла все характеризующие его развитие исторические этапы. Но и сегодня, несмотря на чрезвычайно возросшее влияние социетальных форм жизни, она остаётся для общества основной.

Социальная жизнь этимологически связана с понятием социальности, которое указывает на совместность жизни людей. Однако так люди ведут и свою экономическую, политическую, идеологическую жизнь, участвуют во всех формах общественной жизни. Поэтому указания на совместность для характеристики специфики социальной жизни недостаточно. Последняя имеет и другие качественные особенности.

Социальная жизнь - субстантивна, она отвечает родовой природе и сути человека. Особенность её в том, что она является для людей необходимой, без осуществления ими её утрачивается то, в чём заключается их человеческое существование. Когда разумеется бытие людей под ним прежде всего имеется в виду их социальная жизнь. Она чаще всего осуществляется людьми как то, что и составляет их жизнь, а социетальные формы жизни -как её необходимое дополнение. Социальная жизнь имеет для людей значение сама по себе - она важна для них не тем, что они посредством её получают, а тем, чем сама обогащает их. В этом заключается её самоценность. Отличие социальной жизни состоит в высокой степени солидарном её осуществлении людьми, в ней нет между ними той разобщенности, которая присуща их экономической, идеологической, политической жизни.

Социальная жизнь существует преимущественно как общая для всех людей, социетальные формы жизни - как разделённые. Это объясняется тем, что участие людей в каждой из социетальных форм жизни связано с разными их, часто классовыми, интересами. Но они фактически едины в стремлении реализовать себя как все в социальной жизни: обзавестись семьёй, преуспеть на трудовом поприще, сохранить свою национальную самобытность и т.д. В этом кроется значение и необходимость для них семейной и этнической, трудовой и гендерной, поселенческой и бытодосуговой жизни. Более того, нарушение каждой из них угрожает гомеостазу - равновесному, устойчивому существованию людей в обществе. Социальная жизнь всеохватна - она распространяется и на работу людей, и на их быт и досуг. К тому же люди осуществляют её постоянно, тогда как экономическую, политическую, идеологическую только определённое время. Жизнь людей непрерывна, постоянно нуждается в проявлениях их социальных особенностей, а в социетальных -


лишь периодически. Представляется важным отметить и такую особенность социальной жизни, как её тесную связь с биологической и физиологической природой людей. Человек, прежде всего биосоциальное, а не биосоциетальное существо. Отсюда и первейшие его потребности - это потребности в общении с другими людьми, в заботе о них и их о нём, в совместном осуществлении большинства социальных занятий и др.

Особенность социальной жизни в отличие от других форм жизни в том, что к ней люди приобщаются во многом естественным образом, как бы само собой, а к социетальным обязательно посредством специального обучения.

Во всём этом раскрывается специфика социальной жизни.

Вместе с тем, необходимо помнить, что современная социальная жизнь при всей её важности является лишь частью жизни общества и испытывает с его стороны сильное влияние. Вследствие этого нет разновидностей социальной жизни в первозданном их виде. Все они существуют, испытывая большое влияние экономической, политической, идеологической форм жизни.

2 . Углублённому изучению социальной жизни способствует её системный анализ. Он заключается в рассмотрении социальной жизни в трех плоскостях: элементной, функциональной и исторической. Анализ направлен на выяснение того, из каких основных частей состоит социальная жизнь, какие они выполняют функции в отношении других частей и социальной жизни в целом и какие этапы, стадии социальная жизнь проходит в своей исторической эволюции. Особенность системного анализа социальной жизни состоит также в том, что он включает в себя рассмотрение ее как социального, входящего в общество и экосоциального образования. Возникает вопрос, что считать элементами социальной системы?

В качестве них называют социальные действия, социальные статусы и роли личности. Мы полагаем, что первокирпичиками системы социальной жизни являются общности всех разновидностей этой жизни. Они изначальные в истории человечества, отвечают родовой природе человека. Это, прежде всего общности гендерной, этнической, семейной, поселенческой разновидностей социальной жизни, обладающие в наибольшей степени естественными свойствами. Общности трудовой, бытовой, досуговой разновидностей социальной жизни имеют искусственное происхождение, опираются на развитые физические и интеллектуальные способности людей. Следует подчеркнуть, что без указанных разновидностей социальной жизни человечество утрачивает свою качественную особенность. Поэтому все они являются необходимыми. Вместе с тем, состав их свидетельствует о достаточности их для жизни людей в обществе, поскольку позволяет им, участвуя в них, удовлетворять все обусловленные их природой потребности и тем самым полноценно реализовывать себя.

Модификациями общностей являются социумы и социальные группы. И те и другие обладают чертами социальных общностей. Только в первом


случае признаки их обобщены, синтезированы, а во втором - индивидуализированы, конкретизированы. Отдельные люди в социологии рассматриваются как представители общностей, обладающие их особенностями, и называются личностями.

Общности разновидностей социальной жизни подразделяются на деятельностные (проявляющиеся в деятельности людей - трудовой, бытовой, досуговой) и на интеракционные, характеризующиеся взаимодействиями между людьми - гендерными, этническими, семейными, поселенческими. Общности трудовой жизни играют среди них центральную роль. Это обусловлено их непосредственной связью с материальным производством, имеющим первостепенное значение для социальной и всей жизни общества.

Разновидности социальной жизни, их общности исторически изменчивы. Например, известны такие сменяющие друг друга общности этнической жизни как род, племя, народность, нация.

Общности разновидностей социальной жизни взаимосвязаны, взаимовлияют, и тем самым оказывают друг на друга воздействие. По этой причине не существует их в чистом виде, обладающих чертами только одной из разновидностей. Это приводит к тому, что каждая из общностей характеризуется признаками всех других. Скажем, жизнь семьи зависит и от того, в городе она живет или в селе, какие профессии, национальности у супругов, молодые они или пожилые, то есть от всех ее социальных особенностей. В конкретных условиях влияние отдельных разновидностей социальной жизни может быть преобладающим. В выявлении в той или иной разновидности социальной жизни присутствия (признаков) других ее разновидностей, степени их воздействия на нее состоит один из важных аспектов социологического анализа.

Рассмотренные общности представляют собой ядро социальной системы, её первый уровень.

Взаимодействия общностей с социетальными образованиями составляют второй - общественный уровень социальной системы. Экономическая, политическая, идеологическая формы жизни общества осуществляются соответственно посредством взаимодействия людей по поводу собственности, власти и идей (знаний). Каждая из них является общей, распространяющейся на все разновидности и общности социальной жизни. Поэтому они существуют как социально-экономические (-политические, -идеологические) формы жизни. Обращение людей, ведущих социальную жизнь, к социетальным формам её обусловлено тем, что им часто для своего существования в обществе не хватает их, возникает потребность в экономической политической, идеологической жизни.

Социология не занимается специальным рассмотрением социетальных форм жизни, характеризующих их процессов. Это является прерогативой экономической науки, политологии, науковедения, искусствоведения, религиоведения и др. Она же имеет дело с социетальными формами жизни лишь в связи с наличием в них социального аспекта.


Социальная жизнь проявляется также во взаимодействиях социальных образований с окружающими их средами - природной, вещной и духовной или какими-то их частями (фрагментами), в процессе которых обеспечивается биологическое существование людей, удовлетворяются их витальные (жизненные) потребности. Это третий - экосоциапьный уровень рассматриваемой системы.

Природа - это лито, гидро и атмосфера, флора и фауна Земли. Вещи - все многообразие материальных ценностей, созданных людьми для удовлетворения своих потребностей и поэтому имеющих разное функциональное назначение. Это здания, транспортные средства, мебель, одежда, посуда. В составе их особое место занимают орудия труда, технические устройства, посредством которых создаются материальные ценности. Духовные ценности - результаты научной, художественной, религиозной деятельности, существующие в опредмеченном виде как книги, ноты, картины, фоно и видеозаписи.

Каждая среда выполняет определенные функции. Природа является естественной первоосновой и постоянным первичным условием социальной жизни. Вещи, которыми люди не только пользуются, но и владеют, оказывают решающее влияние на характер их взаимоотношений. Доминирование частной собственности на вещи ведет к «овеществлению» отношений между людьми. Духовные ценности выполняют просветительскую, социализаторскую, регулятивную и другие функции в жизни социальных общностей.

Под влиянием трех сред обитания и во временных рамках их исторического действия сложились и существуют разные формационные и цивилизационные типы общества. Первые характеризуются главным образом особенностями способа производства, вторые к тому же - особенностями социальной и духовной жизни.

И общественный, и экосоциалъный уровни социальной системы имеют в ней свое специфическое назначение. Первый играет роль в придании социальной жизни той или иной общественной формы, опосредует воздействие на нее окружающей природной, вещной и духовной среды. Эту функцию социетальные формы жизни выполняют и при воздействии людей на окружающую среду в процессе их многовидовой деятельности.

Экосоциалышй уровень выступает в качестве фактора, детерминирующего историческую эволюцию социальной жизни. Содержание, характер, темп изменений социальных и социетальных форм жизни общества зависит от доминирующего воздействия на них природной или искусственной (вещной и духовной) среды. С поочередным преобладающим влиянием этих трех сред на социальную жизнь связано выделение основных этапов (эпох) в ее истории. Десятки тысяч лет жизнь народов была обусловлена воздействием на них природы - почвенными, гидрографическими, климатическими, сырьевыми и другими условиями их проживания. Жизнь людей была предельно натурализованной, подвластной силам природы.


Ее сменила вещная среда, определяющая и ныне особенности исторического процесса, проявляющегося в господстве в обществе экономических отношений между людьми. Последние являются следствием разной собственности людей на вещи и приводят к реификации - овеществлению всех человеческих отношений, в том числе социальных, к отношениям людей друг к другу как к вещам.

На рубеже третьего тысячелетия индустриально-развитые страны стали переходить в постиндустриальное и информационное общество, характерные особенности которого определяются радикальными изменениями в духовной среде, в частности в возрастании роли такого ее компонента как наука. С ней связано создание наукоемких технологий, электронизация всей жизнедеятельности людей. Сциентизация всех форм жизни является отличительной чертой наступающей эры человеческой истории.

Социальная жизнь, взятая в целом, с учетом 3-х уровней ее системного строения, способна к телеономическому - целеполагаемому, адаптивно-адаптирующему, связанному как с приспособлением, так и с преобразованием окружающей среды и к коэволюционному, совместному со средой обитания саморазвитию.

3. Социальную жизнь людей, проходящую во взаимодействии с окружающей средой, следует рассматривать как экологическую сторону их бытия, в рамках социальной экологии, которая является одной из отраслей социологической науки. Экология - это наука о таких взаимодействиях людей с окружающим миром, прежде всего с природным, от которых зависит их существование как биологических существ. Человек - биосоциальное, приро-досоциальное существо. У него биологические свойства составляют фундамент, на котором возникает и развивается, прежде всего его социальная жизнь и уже на её почве все социетальные формы жизни. Экологический аспект социальной жизни заключается в обеспечении гомеостаза - устойчивости физического состояния человека. От благополучного состояния его природных свойств зависит активность его социальной жизни, участие в трудовой, бытовой, семейной и других её разновидностях. Особенность экологической стороны социальной жизни людей состоит в том, что она относится к повседневно осуществляемым ими действиям, поступкам, которые составляют основу человеческого бытия.

Если общая экология акцент делает на изучение состояния окружающей среды, иначе говоря, условий, в которых осуществляется жизнедеятельность людей, то социальная экология первостепенное внимание уделяет исследованию особенностей взаимодействия с окружающей средой групп, имеющих разное социальное положение в обществе, на выяснение роли социальных интеракций по поводу экологических проблем. В наибольшей мере решению задач социальной экологии отвечает социология.

Итак, социальная экология выясняет особенности и степень активности разных социальных субъектов во взаимодействиях их с естественной, искус-


ственной и т.н. социальной средами с целью обеспечения своего биологического существования.

Подчеркнём сразу, что мы рассматриваем экологический аспект социальной жизни людей, который, у других форм их жизни имеет иное содержание. Конечно, вследствие того, что социальная жизнь является частью общества, полноценное её постижение возможно только в рамках последнего, принимая во внимание его типологические (формационные и цивилизационные) особенности. И социальная экология это учитывает. К тому же, науки об экономической, политической и духовной жизни общества большое внимание уделяют осуществлению соответствующих им мер по решению экологических проблем социальной жизни.

Первостепенное внимание социальная экология уделяет выяснению особенностей экологического взаимодействия людей, ведущих социальную жизнь, и экологии социальной жизни того или иного социального субъекта, зависящей как от него самого, от его экологического состояния, так и от внешнего экологического воздействия на него окружающей среды. Здесь важно пояснить следующее: три основных среды социальных субъектов - природная, искусственная (всевозможные материальные и духовные блага) и социальная, в которых они живут; взаимодействия субъектов со средами могут иметь для них как позитивные, так и негативные последствия (скажем, способствовать устойчивости биологического состояния людей или наносить ему вред); в результате экологического взаимодействия людей с естественной и искусственной средой изменяются их материальные характеристики (природная и вещественная).

В центре социальной экологии находится экологическая сторона социальной жизни субъектов, те связи их, которые являются экологическими. В связи с этим надо сказать, что социальная экология изучает не только социо-природные связи, но и те, что существуют у субъекта с искусственной и социальной средой и имеют для него экологическое значение, т.е. касаются всего того, от чего зависит физико-биологическое его состояние. Оно зависит от влияния разных факторов - от материального благополучия людей до хорошего или плохого их самочувствия, от использования людьми экологически чистых вещей, до здорового их образа жизни. В немалой мере экологическое взаимодействие людей с окружающей средой зависит от их социальных особенностей (гендерных, этнических, профессиональных) и статусных различий. Во многом они обуславливают позитивное или негативное его значение. Выявление их является важной задачей социальной экологии.

Общо выражаясь, экологическое взаимодействие людей со средами предполагает, что последние не будут загрязняться, что не будет наноситься ущерб атмосфере, почве, водам, не будут создаваться экологически вредные машины, вещи. Всё это является последствием нарушения правил природопользования, изготовлением экологически дефектной техники и технологии, всяких вещей. Ухудшение состояния природной и искусственной среды оборачивается негативными последствиями для самих людей, влияет на их здоровье.


«Загрязнение» природной и социальной сред является следствием антиэкологического поведения людей в обществе. Это выражается главным образом в воздействии на сознание, в изменении экологического мышления людей, которым обусловлен характер их взаимодействий со средой.

Не менее актуально экологическое состояние социальной жизни субъекта. Во многом оно является следствием того позитивного или негативного воздействия, которое оказывают на него окружающие среды, особенно природная и искусственна. От него зависит здоровье человека. Словом, речь идёт о таких зависимостях социальных субъектов от предметов и явлений искусственной и социальной среды, которые определяют их экологическое состояние. Но экологическое состояние социальной жизни людей зависит и от них самих, от их информированности о правилах взаимодействия с природной и искусственной средой, от знания нормативов их загрязнения, от общей экологической осмысленности социальной жизни. Негативное экологическое воздействие со стороны природы является следствием не только её испорченности людьми, но и естественно происходящих в ней изменений.

4. Системное строение имеют все социальные общности. Каждая из них - это объединение людей, ведущих преимущественно одну из разновидностей социальной жизни. Общность образуют:

1. Субъекты социальной активности - люди, имеющие этнические, семейные, профессионально-трудовые, гендерные и другие интересы, взгляды, ценности;

2. Социальные отношения индивидов друг к другу и к объектам их деятельности;

3. Социальные связи - разные контакты людей, образующих общность, с действительностью;

a. Деятельность людей; } Два основных вида

b. Взаимоотношения между людьми; }социальной активности

c. Культура - совершенный способ осуществления людьми, составляющими общность, разных видов социальных действий;

4. Объект воздействия людей;

5. Результаты материальной и духовной деятельности;

6. Окружение общностей - природная, искусственная (вещная и духовная) и социетальная среды, которые выступают в качестве условий их социальной активности, а также объектов их деятельности или субъектов взаимодействия (последнее относится только к социетальной среде).

В социальной жизни, как и в других формах жизни общества, люди проявляют себя трояко: участвуют в 1) предметной деятельности, 2) социальной деятельности и 3)во взаимоотношениях друг с другом. Первая представляет собой разнообразные действия людей в отношении природы и созданных ими вещей с целью удовлетворения различных своих материаль-


ных и духовных потребностей. Вторая - действия одних людей в отношении других с целью изменения их сознания (например, речь оратора). Часто их называют социальными взаимодействиями или интеракциями. Особенность социологии в том, что её интересует в деятельности только то, кто и как ею занимается, какие социальные свойства, черты действующих субъектов в ней проявляются. Саму деятельность людей социология не исследует. Содержание всякой материальной и духовной деятельности (что она собой представляет, чем отличается от другой деятельности) изучают те или иные технологические науки. Третьи - это взаимосвязи, контакты людей вследствие их обоюдной зависимости или нужды друг в друге.

Деятельность субъектно-объектна, это то, на что S→O или на кого S→S’(O) направлена деятельность. В первом случае она предметная, во втором - социальная. В деятельности активен субъект и пассивен объект. Социальные взаимоотношения субъектно-субъектны S↔S". В них каждая сторона активна, осуществляет контакты, реализует в них свои социальные интересы. Социальные взаимоотношения не только одна их двух основных форм активности людей, но и обязательная сторона, составляющая всякой их деятельности. Последняя существует только в единстве с ними.

Жизнь общностей зависит от активности входящих в них людей. Что же движет ими, заставляет их совершать действия в отношении разного рода предметов и других людей, вступать с ними во взаимодействия и взаимоотношения? Главной побудительной силой является их нужда, их потребности в чем-то. Среди них выделяют социальные. Однако единого понимания последних нет. Так, для А. Маслоу - это потребности в принадлежности к коллективу, в привязанности к другим людям, в общении с ними, заботе о них, во внимании к себе.

Потребности, осознанные индивидами и группами, становятся их социальными интересами. В последних всегда выражается стремление разных общностей и отдельных людей к воспроизводству себя, к сохранению или изменению своего социального положения. Социальные интересы являются главной движущей силой, импульсом социальных действий всех социальных субъектов. Социальные интересы являются той силой, которая объединяет людей в общности и группы. Однако участие их и в социетальных формах жизни предполагает существование у них также экономических, политических, идеологических интересов, точнее их синтезацию - наличие социально-экономических (-политических, -идеологических) интересов. Например, на отношение людей к работе оказывают влияние как их социальные, так и социетальные, интересы. Какие из них возьмут «верх», будет зависеть от конкретных обстоятельств, от приоритетности для личности (группы) тех или других проблем.

Наличие у социальных субъектов интересов указывает лишь на потенциальные способности их к социальным действиям. Начало практической реализации субъектом своих интересов выражается в его отношениях к другим субъектам и объектам своих действий. Отношения служат основаниями


для завязывания субъектами социальных связей, т.е. вступления их в различ-ные контакты с определенными субъектами или предметами окружающей среды. Последние являются объектами социальной деятельности. Социальные связи возникают и в результате выполнения субъектами каких-то ролей, обязанностей, возложенных на них социальных функций.

Все социальные действия характеризуются определённым способом их выполнения. Он указывает на то как действуют люди (социальные группы) в отличие от того что представляют собой их социальные действия, каково их содержание. Образцовый способ деятельности и взаимоотношений людей является их культурой.

5. Мы рассматривали социальную жизнь главным образом в неизменном состоянии, в статике, но она живет (на это указывает ее название), изменяется, развивается. Подвижность, динамичность ее выражается в социальных процессах. Они представляют собой смену состояний социальной жизни. Существует множество социальных процессов. Их классификация строится на разных основаниях, в частности, с учетом участия разных субъектов. В соответствии с ней выделяются социальные процессы на микро уровне - как межличностные взаимодействия, на мезо уровне - как взаимоотношения общностей всех разновидностей социальной жизни, на макро уровне - как взаимосвязи социумов. Причем взаимозависимости каждого предыдущего уровня входят в состав последующих уровней.

Особенностью личностного социального процесса является то, что он осуществляется отдельными людьми, причём действия индивидов наблюдаемы и фиксируемы, и тем самым дают возможность судить о том, какие цели ими преследуются. Отличительная черта процесса, в котором участвуют социумы, состоит в том, что он осуществляется множеством людей и состоит из столкновений и сочетаний их действий, тем самым даёт возможность судить только о тенденции социальных изменений.

Существуют и другие классификации социальных процессов. Отметим среди них процессы: интеграции (объединения, сближения) и дезинтеграции; адаптации (приспособления) и дезадаптации; сотрудничества и конфликтования, а также, трансформации - перехода от одного состояния социальной жизни к другому, модернизации (обновления, осовременивания).


Социальные процессы могут быть иитрасоциапъными и интерсоциальными, то есть происходящими внутри социальных образований и между ними (например, этнические, семейные и межэтнические, межсемейные).

Социальная жизнь эволюционирует, находится в процессе закономерного изменения. Она имеет свою историю, которая является срезом общественной истории. Это обусловлено ее единством с обществом. Поэтому о пройденных социальной жизнью стадиях истории свидетельствуют этапы формационного и цивилизационного развития человечества. Важной особенностью единого исторического процесса является его направленность, указывающая на прогрессивность изменений в содержании социальной жизни, и на то, что люди, сами делая свою историю, не могут поступать по прихоти своих интересов, и вынуждены считаться с действиями природных и социальных сил, то есть с детерминирующим воздействием на них социетальных факторов и окружающей среды. Вместе с тем, нельзя не учитывать того, что история осуществляется социальными силами, добивающимися разных целей. Это не может не сказываться на ее направленности, которая подвергается воздействию (порой очень сильному) субъективных факторов - особенно в рамках относительно краткосрочных периодов.

Важной стороной исторического среза социальной жизни является выяснение перспектив её изменения. В различных социологических теориях прогнозируются три основных варианта: финалистский (неотвратимость конца общественного и социального развития), пессимистический (неопределенность дальнейшего их изменения), оптимистический (неизбежность поступательного движения истории). Для обоснования прогнозов используются естественнонаучные, экологические и гуманистические основания исторического процесса. Большое место в прогнозной аргументации занимает рассмотрение складывающегося в мире постиндустриального и информационного общества.

Особый интерес для предвидения будущего имеет созданная отечественными учёными на основе учения В.И. Вернадского о превращении биосферы земли в ноосферу и социально-экономической доктрины К.Маркса теория глобалистского общества. Достоинством теории ноосферной цивилизации является то, что она учитывает выявленные в последнее время пределы антропогенной нагрузки на биосферу, связанные с экологическим кризисом индустриального роста, использованием невозобновляемых ресурсов. Глоба-листское общество опирается на такие фундаментальные принципы его развития как: концепция устойчивого развития, индекс развития человеческого потенциала (ожидаемая продолжительность жизни, достигнутый уровень образования, душевой доход населения), учение о ноосфере (сфере процветающего разума и духа), экологический социализм (общество, взаимодействующее с природой в интересах всего населения).

6. Научное познание имеет две основных ветви. Первая связана с изучением естественного (природного), а вторая - искусственного мира (обще-


ства, созданных людьми вещей, человека). Социальная жизнь относится ко второму миру, познанием которого занимаются социально-гуманитарные науки. Главная особенность последних в том, что посредством их исследуются единичные, индивидуальные объекты, явления, интересные своей уникальностью, тогда как, с помощью естественных - общие, при определённых условиях повторяющиеся, регулярно воспроизводимые. Для этого используются разные методы познания, в первом случае - идеографический, во втором - номотетический. Несмотря на то, что социология относится к социально-гуманитарным наукам, особенность её в номологичности - в стремлении к открытию законов, т.е. к выяснению необходимых, существенных, повторяющихся, устойчивых связей между людьми в социальной жизни. Это даёт основание считать, что среди единичных и индивидуальных социальных объектов, явлений, ценностных ориентаций людей, их взаимоотношений отбираются наиболее характерные, типичные и обязательно репрезентативные - отвечающие характеристикам изучаемой совокупности людей, т.е. отличающиеся той общностью признаков, которая даёт основание для построения законов. При изучении социальной жизни используется номотетический метод её познания, тот же, что применяется при изучении природных процессов, явлений.

Конечно, между естественными и социальными науками есть различия: первые выясняют то, как происходят процессы, явления, вторые - и то, как они должны происходить. Это обусловлено различием объектов познания указанных наук. Одни изучают стихийно, слепо происходящие природные процессы, другие - исследуют осуществляемые человеком действия. Особенность последних в их целеполагаемости и осмысленности. Это свидетельствует об известной свободе его воли, о возможности им выбора своих действий, тогда как природа не обладает этим. Тем самым, необходимость природных явлений, процессов и человеческих действий принципиально разная. Выражением первой являются онтологические, динамические законы, определяющие однозначные причинно-следственные существующие связи в естественном мире, обусловленность одних явлений и процессов другими, выражением второй - деонтологические, стохастические (вероятностные) закономерности, определяющие лишь тенденции социальных процессов, должные и эвентуальные - возможные только при определённых обстоятельствах связи. При этом степень определённости социальных процессов понижается по мере снижения уровня их обобщённости. Наиболее непредсказуемыми являются действия и взаимодействия отдельных людей, малых групп.

Что касается идеографического метода, с помощью которого изучаются единичные объекты, то он не противопоказан социологии и применяется в ней при выяснении социально-психологических особенностей отдельных личностей (их социальных портретов).

Важной особенностью социально-гуманитарных наук, исследующих различные проявления жизнедеятельности людей, является то, что они в качестве результирующих её показателей имеют дело с осмысленными «следа-


ми их действий». В каждой сфере деятельности и взаимоотношений людей следы свои, прочтением которых занимаются разные социально-гуманитарные науки, в том числе социология.

Имеются особенности и у социологического познания социальной жизни. Оно опирается на определенные теоретико-методологические основания и принципы. Как показывает история социологии, у разных её направлений и школ они имеют онтологические и эпистемологические различия, которые отражаются на выборе учёными предмета, методов и принципов анализа социальной действительности.

В современной российской социологии приоритет отдается материалистическому методу познания, в котором доминирует взгляд на общество как на саморазвивающийся организм, изменяющийся в результате разрешения присущих ему противоречий. Это в полной мере относится и к социальной жизни, глубина и полнота понимания которой зависит от диалектико-материалистического ее познания. Выявление социальных противоречий, стоящих за ними противодействующих сил и характера их взаимодействия является важнейшей задачей социологического исследования. Социология осуществляет рассмотрение явлений и общностей социальной жизни не столько в статике, сколько в динамике, в процессах их изменения и развития. Это позволяет обнаружить особенности характерных для них различий и противоположностей, взаимоотношения между которыми в форме соперничества и противоборства и составляют суть их противоречий.

Для социологии характерно преимущественное рассмотрение трех сторон социальной действительности. Они представляют собой три направления ее познания. Первое связано с изучением состава и структуры социальной жизни, второе - с изучением особенностей участия социальных субъектов в многовидовой деятельности; третье - с исследованием всех разновидностей социальных взаимоотношений людей. При этом надо иметь в виду, что составной частью структурного анализа является стратификационная дифференциация, а деятельность рассматривается как результат взаимодействий социальных субъектов с окружающей природной, вещной и духовной средами или какими-то их частями. Причем исследуется субъектная сторона деятельности, особенности социального влияния субъектов на объекты их деятельности.

Особенность применяемой в современной социологии эпистемологии состоит в том, что она основывается на том что, как и кем изучается. Объектом изучения является социальная жизнь. Она познается с помощью исследовательских принципов, в том числе её объяснения и понимания. При этом на результатах исследования отражаются социально-гуманитарные установки познающего социолога.

К числу социологических принципов можно отнести:

1. - изучение того, что учёные считают значимым, что отвечает их интересам. С этим связано привнесение ими в исследования личного взгляда;


2. - взгляд на объект познания сквозь призму социологического воображения, позволяющий увидеть его не так, как он представляется обыденному сознанию людей, а заново, в контексте какой-либо социологической теории;

3. - использование исследователем рефлексии - самопознания им тех своих мыслительных действий, посредством которых он познает социальные объекты. Особенность

совокупность многообразных видов и форм совместной деятельности людей, направленной на обеспечение условий и средств существования, реализацию потребностей, интересов, ценностей. «...Что такое жизнь,спрашивал К. Маркс,если она не есть деятельность?» (Маркс К., Энгельс Ф. // Соч. 2-е изд. Т. 42. С. 91). Главной особенностью Жс. является ее совместный характер, обусловленный взаимодействием индивидов, образующих через свои связи и отношения социальные общности. Как совместная деятельность Ж. с. выступает под видом общественной жизни и существует в ряду, во взаимопроникновении таких основных форм проявления последней, как экономическая, политическая и духовная жизнь. Однако непосредственные «рамки» Ж. с.социальные отношения, совокупность которых образует сферу социальную общества, где в основном и протекает Ж. с., получая ту или иную организацию и направленность. Поскольку Ж. с. носит совместный характер, то ее общая характеристика предполагает выделение прежде всего тех условий и свойств, которые выступают в непосредственной форме коллективного, совершаемого совместно процесса жизнедеятельности людей. В таком случае эти люди являются совокупным субъектом носителем своей Ж. с. Среди первейших непосредственных условий Ж. с. следует выделить социальную предметность как универсальное средство осуществления деятельности и материализации общественных отношений. Основными формами этой предметности являются телесная (биосоциальная), вещная, институциональная и знаковая. В своем единстве они образуют тот предметный мир человека и общности, в рамках которого развертывается полное богатство проявлений Ж. с. В частности, телесная форма предметности, являясь материальным носителем сущностных сил человека и непосредственным условием его реального существования, обусловливает саму возможность Ж. с. Вещная форма предметности, будучи результатом преобразования вещества природы и заключая в себе «угасшую» деятельность, предстает как огромное море потребительных стоимостей для производственного и непроизводственного потребления. В связи с этим Ж. с., потребляя многочисленные вещи, заключает в себе определенные стороны процесса общественного круговорота веществ. Институциональная форма предметности (см. Институт социальный), включая в себя организованные группы людей с их четко фиксированными статусами, связями и ролями, дифференцирует, закрепляет и регулирует течение Ж. с. Наконец, знаковая форма предметности выполняет функцию хранения и передачи информации, благодаря чему потоки информации, информационные взаимодействия пронизывают Ж. с., а сама она существует в этом отношении как общение. Но выделением непосредственно совместных, коллективных форм жизнедеятельности людей характеристика Ж. с. не исчерпывается. Ее следует рассматривать также и со стороны тех свойств и форм, которые в подобном виде не проявляются или проявляются слабо, имея «скрытый» социальный характер, например, непосредственная (естественная) и личная (частная) жизнь человека. Речь идет о том, что, как и все другие процессы и формы общественной жизни, Ж. с. есть вместе с тем проявление и обеспечение непосредственной жизни, протекающей в индивидах. Люди, живя Ж. с., одновременно живут и своей непосредственной жизнью, затрачивая на Ж. с. собственную энергию, нервы, здоровье. Поэтому Ж. с. насквозь пропитана процессами и отношениями, связанными с реализацией, производством и воспроизводством этой непосредственной жизни. А поскольку данный процесс, как известно, бывает двоякого рода (с одной стороны, производство средств к жизни, с другой производство самого человека, продолжение рода), то Ж. с. подчиняется в конечном итоге законам не только первого, но и второго. Правда, здесь она приобретает форму личной (частной), в том числе и семейной, жизни, характеризующейся таким типом совместности, который, как правило, предельно индивидуализирован и не существует, не обособившись от общества. Индивидуализация социальных отношений в подобных формах Ж. с. выступает как их закономерность, а сами они строятся преимущественно на принципе личного удовольствия и тайны. Однако и в этом случае данные формы Ж. с. остаются совместными формами жизнедеятельности людей хотя бы в силу их, людей, общественной природы. «Индивид есгь общественное существо. Поэтому всякое проявление его жизни,подчеркивал К. Маркс,даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного. совершаемого совместно с другими, проявления жизни,-является проявлением и утверждением общественной жизни» (там же. Т. 42. С. 119). Таким образом, Ж. с. есть совместная жизнедеятельность людей, предполагающая их взаимную зависимость и потребность друг в друге и обеспечивающая сохранение и развитие социального организма. Это жизнь людей непосредственно в коллективе, социальной группе, где осуществляются совместная деятельность, общение, обмен услугами, пользование общими вещами и ценностями. Это жизнь в рамках коллективно выработанных стереотипов поведения, общественной дисциплины, социальных предписаний, обезличенных норм, требующих соответствующих реакций и действий. Созидая свою Ж. с., люди вместе с тем создают и социальные отношения, в рамках которых она реализуется. Отсюда основными формами Ж. с. являются труд, потребление, досуговая деятельность, общение, личная жизнь, социализация (обучение и воспитание) молодых поколений. С внешней, поверхностной стороны Ж. с. выступает в виде разномасштабных событий, происходящих в определенном пространственно-временном интервале, их совокупность составляет ее ткань, непрекращающийся поток. Через смену этих событий проявляются динамика и ритмика Ж. с. Среди основных характеристик Ж. с. следует указать на ее практический характер, ситуативность и целенаправленность, не исключающую стихийности. Ей присущи определенный способ реализации (образ и стиль жизни), уровень организации и удовлетворения потребностей людей, качество, она обладает значительной инерционной силой. Ж. с. всегда реализуется как разрешение одних и одновременное порождение других проблем, задач, как переход от одной проблемной ситуации к другой. Субъект Ж. с. сам же ее и организует с учетом универсальных, локальных и индивидуальных условий жизненной ситуации. При этом важное значение имеет инфраструктура социальная, придающая Ж. с. то или иное качество через создание определенных удобств и неудобств в удовлетворении разнообразных потребностей людей. В связи с тем, что в реальной Ж. с. переплетаются массовые и индивидуальные явления и процессы, в ней следует различать индивидуальный уровень (социальная жизнь индивида, личности) и уровень массовых процессов жизнедеятельности (Ж. с. общества, класса, группы). В первом случае социология, изучая Ж. с., выявляет широкий спектр ее индивидуальных проявлений, составляющих повседневную жизнь людей, в том числе и частную, во втором она создает картину Ж. с. общества на основе выделения особенного, т. е. социальной жизни многочисленных общественных групп. Это позволяет выявлять общие закономерности Ж. с., наиболее устойчивые способы ее организации и реализации. Однако следует отметить, что в нашей социологии еще не выработана специальная теория Ж. с., опирающаяся на собственный понятийный аппарат и раскрывающая ее свойства, признаки, показатели.

Cтраница 1


Социальная жизнь человека всегда полна проблем: как приспособиться к окружающей действительности.  

Социальная жизнь человека всегда полна проблем: как приспособиться к окружающей действительности. Каждый старается сделать все возможное для решения этих проблем. В ходе удачных и неудачных попыток различные социальные группы и общество в целом постепенно формируют набор работоспособных образцов поведения, позволяющих их членам наилучшим образом взаимодействовать как с окружающей средой, так и друг с другом. Индивиды, входящие в социальную группу, могут, например, есть один, два или более раз в день; делать это можно стоя (на светских раутах), лежа (как патриции времен Римской империи) или сидя по-турецки; есть можно всем вместе или отдельно, пальцами или вилкой, начать с вина и закончить рыбой или наоборот. На Руси было принято рожать детей в жарко натопленных банях, а в одном из племен южноамериканских индейцев женщины рожают в висячем положении, на деревьях. Насчитываются тысячи общепринятых образцов поведения. Всякий раз из огромного числа вариантов возможного поведения выбираются самые работоспособные и удобные. Путем проб и ошибок, под влиянием других групп и окружающей действительности социальная общность выбирает один или несколько вариантов поведения, повторяет, закрепляет их и принимает для удовлетворения отдельных потребностей в повседневной жизни.  

Влияние, оказываемое городами на социальную жизнь человека, значительно больше, чем могла бы указать доля городского населения. Город - уже не только место проживания и работы современного человека, но и центр, откуда берет начало и управляется экономическая, политическая и культурная жизнь, центр, вовлекающий в свою орбиту в глобальном масштабе самые удаленные сообщества и соединяющий различные территории, народы и области деятельности в упорядоченную систему.  

Вторая сигнальная система неразрывно связана с социальной жизнью человека, является результатом сложных взаимоотношений индивидуума с окружающей общественной средой. Словесная сигнализация, речь, язык являются средствами общения людей, они развились в процессе коллективного труда. Таким образом, вторая сигнальная система социально детерминирована. Вне общества без общения с другими людьми вторая сигнальная система не развивается. Описаны случаи, когда дети, унесенные дикими животными, оставались живы и вырастали в зверином логове. Они не понимали речи, не умели говорить, и, так же как люди, в молодом возрасте изолированные от других людей, вырастали умственно отсталыми.  

В предыдущих главах было показано, что социальная жизнь человека регулируется нормами и правилами.  

Принципиальной особенностью является трактовка объекта социологии как гражданского общества и предмета социологии как общественного сознания и поведения людей в конкретно-исторических условиях, ибо социальная жизнь человека начинается с осознания (знания, оценки, мотивов) окружающих его реалий, выработки установок и претворения их на практике с учетом тех объективных условий глобального и конкретного характера, в которых функционируют сознание и поведение людей.  

Основу третьего подхода к решению проблемы соотношения природно-биологического и социального в общественной жизни составляет представление о человеке как биосоциальном существе. В ракурсе социологического анализа это означает, что социальная жизнь человека рассматривается как особая форма регулирования и организации жизни. Соответственно в социальной жизни неминуемо проявляются природные связи, зависимости человека. Социальное взаимодействие - взаимодействие не неких роботов или винтиков, а людей, у которых продолжают действовать биологическая программа, законы биологической наследственности, которые наделены инстинктами, рефлексами, которые должны адаптироваться к окружающей природной среде.  

Берто выдвинул в качестве основной задачи исследователя анализ структуры общественных отношений, определяющих социальные траектории людей, т.е. человеческие судьбы. Существенными при этом оказываются два момента: начало этих траекторий, т.е. место семьи, где человек родился, в классовой структуре общества; а так же кривая дальнейшей социальной жизни человека. При таком подходе проблема социальной детерминации судеб людей может изучаться как проблема распределения людей по различным сферам социальной жизни, или по различным уровням социальной стратификации. В частности, опираясь на надежные данные, Берто подтвердил, что шансы сына рабочего стать руководителем или лицом свободной профессии в 12 раз меньше, чем у выходцев из той же среды. Нельзя добиться равенства шансов при неравенстве условий жизни, заключает автор.  

Хотя истоки социологии были в основном европейскими, в нашем веке эта дисциплина утвердилась практически во всем мире, и некоторые важнейшие этапы ее развития прошли в Соединенных Штатах. Мид подчеркивал, что центральное место в социальной жизни человека занимают язык и, более общо, символы. Выдвинутый им подход позднее стал называться символическим нвтеракцнонизмом. Однако для Мида было характерно обращение к социальным процессам небольшого масштаба, а не к обществу в целом.  

Средняя продолжительность сна как функция времени начала сна. Сравнение данных для посменных рабочих в Германии и Японии.  

Для компенсации ночного дефицита сна люди обычно спят днем до или после ночной смены. Подобный сон совпадает с суточной фазой деятельности. Таким образом, сон характеризуется более продолжительной латентностъю, коротким замедляющим сном, прерываемыми фазами быстрого сна и расстройствами социальной жизни человека. Социальные факторы и факторы окружающей среды играют роль в определении восстанавливающего эффекта сна. Рассматривая эффективность восстанавливающих функций сна, необходимо иметь в виду, что полное обращение суточных ритмов для работающего посменно в реальной жизни невозможно.  

Одним из общепринятых определений порталов является следующий: портал - это каталог веб-ресурсов, представленных в Интернете. Как известно, несмотря на бурное развитие Интернета в Украине, количество веб-ресурсов для получения необходимой информации, особенно касающейся различных сторон социальной жизни человека (например, социального обеспечения), явно недостаточно. Поэтому исключение других информационных ресурсов, в том числе справочных и полнотекстовых при создании регионального портала может привести к слабому информационному наполнению его содержания и, в конечном счете, к невыполнению основной его функции - предоставления пользователю социально-ориентированной информации, так как не будет охвачен полный спектр возможных запросов, которые обычно поступают от пользователей библиотеки. В связи с этим было решено включить информационный блок, состоящий из других ресурсов. Таким образом, классический портал будет обогащаться информационным блоком дополнительных ресурсов, включая полнотекстовые.  

Поэтому общество призвано обеспечить человеку доступ к культурным ценностям, помочь ему всесторонне раскрыть потенциальные творческие дарования, используемые в интересах гуманизма. Этим самым общество решает две важнейшие социальные проблемы: стимулирует необходимый для народа духовный прогресс, во-вторых, сдерживает проявление лжекультуры, безнравственности, которые унижают честь и достоинство человека. И, наконец, затронутые автором проблемы социализации личности могут быть развернуты в рамках тезиса - человек в обществе, а не общество для человека, ибо социальная жизнь человека начинается с осознания и оценки окружающей среды. Человеческие отношения, заботы, переживания и действия сложны, многообразны, безграничны и вечны.  

Что может взять ребенок в полуразрушенной семье. Ведь хорошо известно, что именно в семье и через семью формируются его первичные представления, ценностные ориентации и социальные установки. Семья стоит у колыбели формирования личности в самом прямом смысле, закладывает основы отношений между людьми, формирует ориентации на всю оставшуюся трудовую и социальную жизнь человека. В зрелом возрасте многие проблемы, которые естественно и просто разрешаются в семье, становятся непреодолимыми.  

Сегодня, когда страсти, вызванные поначалу работами Уилсона, утихли, появилась возможность дать здравую оценку ситуации. Социобиология имеет важное значение, но в большей мере в своих утверждениях о жизни животных, чем о человеческом поведении. Опираясь на исследование этологов (биологов, которые ведут полевую работу с животными, вне искусственных условий зоопарков и лабораторий), социобиологи оказались способны доказать, что поведение животных гораздо более социально, чем предполагалось ранее. Группа животных оказывает значительное влияние на поведение отдельных особей этого вида. Таким образом, идеи социобиологов относительно социальной жизни человека в лучшем случае спекулятивны. Наше поведение, конечно, подвержено влиянию генетики, но генетические механизмы определяют скорее лишь потенциальные возможности и границы наших действий, а не действительное содержание того, что мы делаем.  

Страницы:      1