От чего зависит политический режим. Политический режим: виды и понятие

Статуса личности.

Политический режим - это совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране; это сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определённый период. Термин «политический режим» появился в западной литературе еще в XIX веке, а в широкий научный оборот вошел во второй половине XX века. Исследователи насчитывают в современном мире существование 140-160 различных политических режимов, многие из которых отличаются друг от друга крайне незначительно. Это определяет большое разнообразие подходов к классификации политических режимов.

В европейской политической науке наиболее широко распространено определение политического режима, данное Ж.-Л. Кермонном, которое часто используется и в работах российских авторов:

Под политическим режимом, согласно Ж.-Л. Кермонну, понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, которые способствуют формированию политического управления данной страны на известный период.

В американской политологии, в отличие от европейской, предпочтение отдается понятию политическая система , которое считается более значимым, чем политический режим. Сторонники системного подхода довольно часто толкуют понятие «политический режим» расширительно, практически отождествляя его с «политической системой». Критики такого подхода отмечают, что политический режим - более подвижное и динамичное явление, чем система власти, и на протяжении эволюции одной политической системы может смениться несколько политических режимов .

В узком смысле слова под политическим режимом иногда понимают государственный режим , представляющий собой совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Такое отождествление может быть оправдано лишь в том случае, если политический режим практически полностью определяется государством, и не оправдано, если он в значительной степени зависит от деятельности институтов гражданского общества.

Современные подходы к определению понятия политического режима

В современной науке сложилось две основные традиции осмысления понятия политического режима, одна из которых связана с политико-правовым подходом, сложившимся в юридической традиции конституционного права, а другая - с социологическим подходом, получившим широкое распространение в политической науке.

Институциональный подход

Данный подход называют также политико-правовым и формально-юридическим. В его рамках основное внимание уделяется процедурным, формально-юридическим характеристикам функционирования системы политической власти. При использовании институционального подхода понятие политического режима сближается или даже сливается с понятиями формы правления или государственного строя. Таким образом термин политический режим оказывается частью категориального аппарата конституционного права. В рамках институционального подхода складывается разница между терминами политический режим и государственный режим .

Институциональный подход традиционно был характерен для французского государствоведения. Исходя из него, выделялись следующие виды политических режимов:

  • режим слияния властей - абсолютная монархия;
  • режим разделения властей - президентская республика;
  • режим сотрудничества властей - парламентская республика.

Постепенно эта типология стала рассматриваться как подсобная, классифицирующая не столько режимы, сколько типы правительственных структур .

К этой группе можно отнести также подход американского политолога Г. Лассуэла и его последователей, рассматривавших политический режим как способ легитимизации политической системы. По их мнению, режимы представляют собой образцы политических форм, функционирующие для того, чтобы свести к минимуму элемент принуждения в политическом процессе. Таким образом, режим связывается с конституционной формой, а неконституционным формам правления (диктатура) отказывается в праве считаться политическими режимами .

Социологический подход

В рамках данного подхода преимущественное внимание уделяется происхождению власти и социальным основаниям ее функционирования, осмыслению связей между обществом и государством, которые сложились в реальности и не обязательно соответствуют с теми, которые предписаны конституционными актами. При данном подходе режим рассматривается гораздо более широко - как баланс во взаимоотношениях государства и общества. Каждый режим имеет в своем основании систему социальных связей, поэтому режимы не могут быть изменены путем изменения закрепляющих их правовых актов, без трансформации тех социальных оснований, на которых он покоится. Этот подход часто приводит к отождествлению политического режима и политической системы.

Характерными представителями данного направления являются французские политологи М. Дюверже (рассматривал режим как: «структуру правления, тип человеческого общества, отличающий одну социальную общность от другой») и его последователь Ж.-Л. Кермонн, чье определение приведено выше.

Сходной точки зрения в определении политического режима придерживаются американские ученые Г. О"Доннел и Ф. Шмиттер :

Совокупность структур, явных или скрытых, которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики деятелей, которые считаются для этих структур подходящими или неподходящими, используемые ими ресурсы и стратегии в целях получения желаемого назначения.

В рамках социологического подхода существует значительное многообразие исследовательских стратегий и вариантов типологизации политических режимов, базовым среди которых сегодня считают выделение демократического, авторитарного и тоталитарного режимов.

Виды политических режимов

Демократический режим

Авторитарный режим

Тоталитарный режим

Тоталитаризм (от лат. totalis - весь, целый, полный) - это режим полного контроля со стороны государства над всеми сферами жизни общества и каждым человеком посредством прямого вооруженного подписания. Власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Тоталитаризм представляет собой специфически новую форму диктатуры, возникшую в ХХ веке. Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры благодаря особой роли государства и идеологии.

Признаки тоталитаризма:

  • тотальный государственный контроль над обществом;
  • всеобщая монополизация и централизация власти в руках господствующего меньшинства;
  • система жесткого полицейского террористического контроля над всеми гражданами;
  • политизация (в плане пропаганды) всей жизни;
  • господство единственной правящей массовой партии, которая является ядром политической системы тоталитарного общества. При этом подобная партия может срастаться с государством;
  • идеологизация общества и общественной жизни на основе единой государственной идеологии;
  • унификация и регламентация политической, общественной и духовной жизни;
  • ставка на обновление общества на основе глобальных идей;
  • ставка на свою расу (возможно, в скрытом и закамуфлированном виде, например, в СССР идея «единого советского народа»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

Анархия

Анархию можно определить как отсутствие политического режима, безвластие. Такое состояние возможно, как правило, в течение непродолжительного периода времени, при упадке государства и катастрофическом снижении роли государственной власти или противостоянии политических сил, претендующих на её осуществление, такое состояние характерно для периода больших потрясений (революций , гражданских войн , оккупации). Также анархия представляется как форма общественного устройства, но не как некое промежуточное состояние в момент перехода от одного политического режима к иному.

Другие

Также выделяются и другие политические режимы:

Типологии

Аристотеля

  • Правильные:
    1. Монархия.
    2. Аристократия
    3. Полития.
  • Неправильные:
    1. Тирания.
    2. Олигархия.
    3. Демократия.

Маркса

  1. Cоциалистический.
  2. Капиталистический.

Дюверже

  • явные и авторитарные;
  • демократические, автократические, монократические (диктаторскими);
  • директории (коллективное правление).

Курашвили

  1. Тиранический.
  2. Жестко-авторитарный.
  3. Авторитарно-демократический.
  4. Демократическо-авторитарный.
  5. Развернуто демократический.
  6. Анархо-демократический.

Голосова - Блонделя

  1. Традиционный (закрытый с монолитной элитой).
  2. Соревновательная олигархия (открытый, исключающий).
  3. Авторитарно-бюрократический (закрытый, с дифференцированной элитой, исключающий).
  4. Эгалитарно-авторитарный (закрытый, с монолитной элитой, включающий).
  5. Авторитарно-инэгалитарный (закрытый, с дифференцированной элитой, включающий).
  6. Либеральная демократия (открытый, включающий).

См. также

Примечания

— одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации .

Политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. Поэтому не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и свобод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления.

Однотипные или схожие государственные структуры могут порождать разные по своей сути политические режимы, и, напротив, однотипные режимы могут возникать в различных по своей структуре политических системах. Например, многие страны Европы являются конституционными монархиями (Швеция, Норвегия, Бельгия и др.), но политический режим в этих странах соответствует республиканской структуре власти с демократическими методами правления. В то же время республика Иран, имея вполне демократическую политическую структуру организации государства, наделе является авторитарным государством.

Отличить подлинно демократический режим власти от авторитарного или тоталитарного бывает непросто. СССР длительное время был для многих народов мира олицетворением реального народовластия и оазисом демократических свобод. Истинное положение народа, пережившего самый страшный в истории человечества тоталитарный режим, открылось миру лишь в период гласности.

Характер и признаки политического режима

Важными характеристиками политического режима являются принципы организации институтов власти, намечаемые политические цели, способы и методы их достижения. Например, в тоталитарных режимах весьма популярны лозунги и установки типа: «цель оправдывает средства», «победа любой ценой» и т. д.

На характер политического режима значительное влияние оказывают исторические традиции народа и уровень политической культуры общества. Политический диктатор или правящая политическая элита могут узурпировать власть лишь настолько, насколько им позволяют это народные массы и институты гражданского общества. Трудно представить, чтобы в странах с давними демократическими традициями и высоким уровнем политической культуры установился бы авторитарный или тоталитарный режим власти. Зато в странах с преимущественно традиционной политической культурой авторитарные и тоталитарные режимы возникают естественным образом.

Формы и виды политических режимов

Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитарный политический режим

(лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при котором государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью своего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др.

Термин «тоталитаризм» был введен в 20-е гг. критиками Б. Муссолини, но с 1925 г. он сам стал использовать его для характеристики фашистского государства. С 1929 г. этот термин стал употребляться и применительно к режиму, сложившемуся в СССР.

Тоталитаризм возник в XX в. как политический режим и как особая модель социально-экономического порядка, характерная для стадии индустриального развития, и как идеология, дающая четкие ориентиры развития «нового человека», «нового экономического и политического порядка». Это своего рода «реакция» масс на ускоренное разрушение традиционных структур, их стремление к единению и консолидации перед лицом пугающей неизвестности.

В таком состоянии массы становятся легкой «добычей» различного рода политических авантюристов (вождей, фюреров, харизматических лидеров), которые, опираясь на фанатизм своих единомышленников, навязывают населению свою идеологию, свои планы решения возникших проблем.

Политическая система тоталитаризма, как правило, представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, которая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне этого контроля. Например, в СССР на каждом предприятии, в каждой государственной или общественной организации существовала партийная ячейка (КПСС).

При тоталитаризме гражданское общество полностью поглощается государством, а над самим государством устанавливается идеологический контроль правящей партии. Господствующая идеология становится мощной объединяющей и мобилизующей силой общества. «Кто не с нами — тот против нас!» — вот один из лозунгов, который не допускал никакого плюрализма мнений.

В зависимости от идеологических течений, тоталитаризм принято подразумевать на «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм, основанный на идеях марксизма-ленинизма, возник в коммунистических странах (СССР, странах Восточной Европы, Азии и на Кубе). «Правый» тоталитаризм в фашистской Германии основывался на идеологии национал-социализма, а в Италии — на идеях итальянского фашизма.

Для любого тоталитарного режима характерными чертами являются: военная и полувоенная организация общества; постоянный поиск внутренних и внешних «врагов», периодическое создание экстремальных ситуаций; перманентная мобилизация масс на выполнение очередных «неотложных» задач; требование беспрекословного подчинения вышестоящему руководству; жесткая вертикаль власти.

Авторитарный политический режим

(от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.

Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение свободы печати.

При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она выполняет показательно-фиктивную функцию. Результаты выборов, как правило, заранее предопределены и не могут повлиять на характер политического режима.

В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции, не считаются врагами. Существуют определенные личные права и свободы, но они носят ограниченный характер.

Авторитаризм является одним из наиболее распространенных типов политической системы. По своим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. Поэтому он возможен как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот, от демократии к тоталитаризму.

Авторитарные режимы весьма разнообразны. Они различаются по целям и методам решения проблем, по формам организации власти и могут быть реакционными, консервативными или прогрессивными. Например, такие страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея, через авторитаризм пришли к демократическому режиму власти.

Демократический политический режим

(от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при котором народ или его большинство является (считается) носителем государственной власти.

Понятие «демократия» многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в котором граждане являются основными вершителями своих судеб.

Демократия как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде, общественной организации и т. д.).

Демократия ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. Поэтому демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

Слово «демократия» нередко употребляется в сочетании с другими словами, например, такими, как социал-демократ, христианский демократ, либерал-демократ и т. д. Это делается для того, чтобы подчеркнуть приверженность тех или иных социальных движений демократическим ценностям.

Важнейшими признаками демократии являются:

  • юридическое признание верховной власти народа;
  • периодическая выборность основных органов власти;
  • всеобщее избирательное право, в соответствии с которым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти;
  • равенство прав граждан на участие в управлении государством — каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;
  • принятие решения большинством голосов и подчинение меньшинства большинству;
  • контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;
  • подотчетность выборных органов своим избирателям.

В зависимости от того, как, каким образом народ осуществляет свое право на власть, можно выделить три основных способа реализации демократии.

Прямая демократия - весь народ (имеющие право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины.

Прямая демократия существовала и в античные времена в Афинах. Там главным институтом власти было Народное собрание, которое принимало решения и нередко могло организовывать их немедленное исполнение. Такая форма народовластия иногда походила на произвол и самосуд толпы. Очевидно, этот факт являлся одной из причин того, что Платон и Аристотель негативно относились к демократии, считая ее «неправильной» формой правления.

Подобного рода демократия существовала в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик.

Плебисцитарная демократия - народ принимает решение лишь в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу.

Представительная демократия - народ избирает своих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.

Политический режим - термин, который впервые появляется в работах Сократа, Платона и других древнегреческих ученых-философов. Аристотель выделял правильные и неправильные режимы. К первому типу он относил монархию, аристократию, политию. Ко второму - тиранию, олигархию, демократию.

Что такое политический режим?

Это способ организации политической системы. Он отражает отношение к власти и обществу, уровень свободы, характер преобладающей политической направленности. Эти характеристики зависят от разных факторов: традиций, культуры, условий, исторической составляющей. Поэтому двух абсолютно похожих режимов у разных государств не может быть.

Происходит формирование политического режима благодаря взаимодействию огромного количества институтов и процессов:

  • степенью интенсивности протекания различных общественных процессов;
  • формой административно-территориального устройства;
  • типом властно-управленческого поведения;
  • системностью и организованностью правящей элиты;
  • наличием правильного взаимодействия аппарата чиновников с обществом.

Институциональный и социологический подходы к определению

Институциональный подход сближает, сливает политический режим с понятием формы правления, государственного строя. Из-за этого он становится частью конституционного права. Он больше характерен для французского государства. Раньше в рамках этого подхода выделяли три основные группы режимов:

  • слияния - абсолютная монархия;
  • разделения - президентская республика;
  • сотрудничества - парламентская республика.

Со временем эта классификация стала дополнительной, поскольку в большей мере определяла только правительственные структуры.

Социологический подход отличается тем, что делает акцент на социальных основаниях. При нем понятие режима рассматривается более объемно, предполагая баланс во взаимоотношениях государства и общества. Режим имеет в основании систему социальный связей. По этой причине режимы изменяются и измеряются не только на бумаге. Для процесса нужно взаимодействие и движение социальных оснований.

Структура и основные характеристики политического режима

Структуру составляют властно-политическая организация и ее структурные элементы, политические партии, общественные организации. Формируется она под воздействием политических норм, культурных особенностей в их функциональном аспекте. По отношению к государству нельзя говорить об обычной структуре. Первостепенное значение отводится отношениям между ее элементами, способам формирования власти, отношением правящей элиты с обычными людьми, создание предпосылок для реализации прав и свобод каждого человека.

На основе структурных элементов можно выделить основные признаки правового режима:

  • соотношение разных видов власти, центрального правительства и местного самоуправления;
  • положение и роль различных общественных организаций;
  • политическая стабильность общества;
  • порядок работы правоохранительных и карательных органов.

Одной из важных характеристик режима является его легитимность. Под ней понимается, что в качестве основы для принятия любых решений находятся законы, Конституция, правовые акты. На этой характеристике могут основываться любые режимы, в том числе и тиранические. Поэтому сегодня легитимность - признание режима массами, опирающееся на их убеждениях о том, какая политическая система общества отвечает их убеждениям и интересам в большей степени.

Виды политических режимов

Разновидностей политических режимов огромное количество. Но в современных исследованиях акцент делается на трех основных типах:

  • тоталитарном;
  • авторитарном;
  • демократическом.

Тоталитарный

При нем формируется такая политика, чтобы можно было осуществлять абсолютный контроль над всеми сторонами жизни общества и человека в целом. Он, как и авторитарный тип, относится к недемократической группе. Главная задача власти - подчинить уклад жизни людей одной безраздельно господствующей идее, организовать власть так, чтобы в государстве создавались все условия для этого.

  • Отличием тоталитарного режима является идеология. В нем всегда существует своя «Библия». К основным признакам относится:
  • Официальная идеология. Она полностью отрицает другой порядок в стране. Она нужна для объединения граждан, построения нового общества.
  • Монополия на власть единой массовой партии. Последняя практически поглощает любые другие структуры, начиная выполнять их функции.
  • Контроль над СМИ. Это один из главных минусов, поскольку происходит цензура подаваемой информации. Тотальный контроль наблюдается по отношению ко всем средствам коммуникации.
  • Централизованный контроль экономики и система бюрократического управления.

Тоталитарные режимы могут меняться, эволюционировать. Если появляется последнее, то речь идет о пост тоталитарном режиме, когда ранее существующая структура теряет часть своих элементов, становится более размытой и слабой. Примером тоталитаризма является итальянский фашизм, китайский маоизм, немецкий национал-социализм.

Авторитарный

Этот тип характеризуется монополией на власть одной партии, лица, института. В отличие от предыдущего вида, авторитаризм не имеет единой для всех идеологии. Граждане не подвергаются репрессиям только из-за того, что являются противниками режима. Можно не поддерживать существующую систему власти, ее достаточно просто терпеть.

При этом виде отмечается разная регламентация разных аспектов жизни. Характерна намеренная деполитизация масс. Это значит, что они мало знают о политической обстановке в стране, практически не принимают в решении вопросов участия.

Если при тоталитаризме центр власти - одна партия, при авторитаризме самой высшей ценностью признается государство. Среди людей сохраняются и поддерживаются классовые, сословные и другие различия.

К главным признакам относится:

  • запрет на работу оппозиции;
  • централизованная монистическая структура власти;
  • сохранение ограниченного плюрализма;
  • отсутствие возможности ненасильственной смены правящих структур;
  • использование структур для удержания власти.

В обществе считается, что авторитарный режим всегда подразумевает использование жестких систем политического правления, который применяет принудительные и силовые методы регулирования любых процессов. Поэтому важными политическими институтами являются силовые органы и любые средства обеспечения политической стабильности.

Демократический политический режим

Он ассоциируется со свободой, равенством, справедливостью. При демократическом режиме соблюдаются все права человека. Это главный его плюс. Демократия - народовластие. Ею можно назвать политический режим только в том случае, если законодательная власть была выбрана народом.

Государство предоставляет своим гражданам широкие права и свободы. Оно не ограничивается только их провозглашением, но и обеспечивает основу для них, устанавливает конституционные гарантии. Благодаря этому свободы становятся не только формальными, но и реальными.

Главные признаки демократического политического режима:

  1. Наличие Конституции, которая бы отвечала требования народа.
  2. Суверенитет: народ выбирает своих представителей, может их менять, осуществлять контроль над деятельностью гос. структур.
  3. Происходит защита прав отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства - необходимое, но не достаточное условие.

В демократическом строе есть равенство прав граждан в управлении гос. системами. Могут создаваться любые политические партии и объединения, позволяющие выразить свою волю. В при таком режиме правовое государство понимается в качестве высшей власти закона. При демократии политические решения всегда альтернативны, а законодательная процедура является четкой и сбалансированной.

Иные виды политических режимов

Рассмотренные три типа являются самыми популярными. Сегодня можно встретить республики и страны, в которых сохраняются и превалируют другие режимы: военная диктатура, демократура, аристократия, охлократия, тирания.

Некоторые политологи, характеризуя современные недемократичные режимы, делают акцент на гибридных видах. Особенно на тех, которые сочетают демократию и авторитаризм. При этом направлении происходит узаконивание отдельных положений с использованием различных демократических процедур. Особенность заключается в том, что последние находятся под контролем правящих элит. К подвидам относится диктократия и демократура. Первая возникает при проведении либерализации без демократизации, происходит смирение правящей элиты с некоторыми индивидуальными и гражданскими правами без подотчетности обществу.

При демократуре происходит демократизация без либерализации. Это значит, что выборы, многопартийность и политическая конкуренция возможны только в мере, не угрожающей правящей элите

Политический режим — это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в сущности государства данного типа, прежде всего, отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства .

Понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Исходя из него, судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития.

Признаки политического режима :

Степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также сами способы такого формирования;

Соотношение прав и свобод человека и гражданина с правами государства;

Гарантированность прав и свобод личности;

Характеристика реальных механизмов осуществления власти в обществе;

Степень реализации политической власти непосредственно народом;

Положение средств массовой информации, степень гласности в обществе и прозрачности государственного аппарата;

Место и роль негосударственных структур в политической системе общества;

Характер правового регулирования (стимулирующий, ограничивающий) в отношении граждан и должностных лиц;

Характер политического лидерства;

Учет интересов меньшинства при принятии политических решений;

Доминирование определенных методов (убеждения, принуждения и т. п.) при осуществлении политической власти;

Степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;

Политическое и юридическое положение и роль в обществе «силовых» структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т. д.);

Мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;

Существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.

Подавляющее число государствоведов не относят политический режим к форме государства, а считают его отдельным институтом. Политический режим может полностью, принципиально извратить форму правления, поэтому это самое важное проявление сущности государства. Все режимы подразделяются на: демократические и недемократические .

Понятие «демократия» означает народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно стремиться. Между тем есть ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.


Признаки демократического режима:

1. Население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной демократии (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

2. Решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

3. Выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям, гласность;

4. Доминируют методы убеждения, согласования, компромисса;

5. Во всех сферах общественной жизни господствует закон;

6. Провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданин;

7. Политический плюрализм, в том числе многопартийность;

8. Разделение властей.

9. Развитый культурный уровень людей, готовность к сотрудничеству, компромиссу и согласию.

Демократические режимы подразделяются на: буржуазно-демократический, социально-демократический, патриархально-демократический, либерально-демократический режим.

Признаки буржуазно-демократических режимов :

1. Верховенство конституции и парламента.

2. Многопартийная система (партии должны быть развитые).

3. Многообразие форм собственности (ведущая - частная).

4. Внедрение системы разделения властей во весь государственный механизм.

5. Наличие в конституции разветвлённой системы демократических прав и свобод.

6. Плюрализм идеологии и плюрализм выражения мнений.

Признаки социально-демократического режима такие же, как у буржуазно-демократического, отличие одно, но существенное: в таких странах основной упор делается на социальную защиту личности, на реализацию огромнейших социальных программ, в чистом виде этот режим существует только в Швеции.

Патриархально-демократический режим (Кувейт, Бруней, Свазиленд, Бутан) - в качестве источников права преобладают обычаи и традиции.

Либерально-демократический режим - слабо прогрессивный. Либеральные ценности, это защита прав человека, приоритет общечеловеческих ценностей, интеграция с миром. Во главе государства с таких политическим режимом стоит интеллигенция и проводит прогрессивные преобразования, но нет материальных и финансовых средств для реализации национальных интересов. Такой политический режим существует в Намибии, Индии.

Недемократические политические режимы: тоталитарный, авторитарный, фашизм. Главное отличие недемократических режимов от демократических заключается в том, что происходит абсолютное доминирование исполнительной власти над законодательной.

Понятие «тоталитаризм » в буквальном смысле слова означает «весь», «целый», «полный». В каждой из стран, где возникал и развивался политический тоталитарный режим, он имел свою специфику. Вместе с тем есть общие черты, присущие всем формам тоталитаризма и отражающие его суть. Тоталитарный режим характеризуется абсолютным контролем государства над всеми областями общественной жизни, полным подчинением человека политической власти и господствующей идеологии (государства чисто фашистского типа).

Признаки:

1. В процессе становления режима изменяется природа закона, который рассматривается как форма выражения насилия. Расширению властного воздействия способствовало создание громадного государственного аппарата. Власть узурпируется либо одним лицом, либо небольшой группой лиц.

2. Унификация и идеологизация общественной жизни. Отсутствуют независимые общественные организации- детские, юношеские, взрослые.

3. Государственно-бюрократическая монополия в экономике: отсутствие частной собственности приводит к тому, что государство является единственным работодателем.

4. Декларативность и ограниченность прав и свобод гражданина. Тоталитаризм основан на этатизме, источником прав и свобод является государство, которое дарует права и свободы в соответствии со своими целями.

5. Насилие и террор как средство контроля.

6. Изоляция от внешнего мира.

В свою очередь тоталитарный режим подразделяется на:

Тирания - власть принадлежит одному, который сам создает законы, но им не подчиняется. Большую роль играет армия и карательный аппарат.

Диктатура - власть в государстве принадлежит определенному сословию или классу все остальные слои общества объявляются враждебными, законность подменяется целесообразностью. Примерами являются Диктатура пролетариата , Якобинская диктатура , Парижская коммуна .

Военная диктатура - во главе государства стоят высшие командные чины и вся экономика подчинена развитию военного комплекса. Такие режимы существовали в Японии, Греции.

Хунта (Чили) - во главе государства стоят военные, но правительство создается из остальных слоев общества (либеральное правительство).

Культ личности - крайняя степень тоталитаризма, проводится геноцид собственного народа, сочетание репрессивных методов, гонение инакомыслящих. Такие режимы существовали в СССР (Сталин), Китай (Мао Дзе Дун), Югославия (Брос Тито), Туркмения (Сапармурат Атаевич Ниязов) и др.

Расистский политический режим - во главе государства представители одной расы или нации. Согласно идеологии расизма, ведётся борьба рас, пока высшая раса не победит низшую. Общество поделено на определённые расовые группы.

Теократический (религиозный режим) - такой режим представляет огромную угрозу для собственного народа и других народов и стран. Глава государства одновременно является главой церкви (король в Саудовской Аравии). В стране государственная религия только одна, остальные запрещены под угрозой смертной казни (Афганистан, Иран). Источниками конституционного права выступают священные писания и предания (Коран, Сунна, Веды, Библия, Тора). Роль судебного права (в широком смысле) выполняет каноническое право. Создаются специальные религиозные суды. Создаются специальные религиозные духовные карательные органы.

Режим номенклатурной демократии - этот режим утвердился на всем постсоветском пространстве, за исключением стран Прибалтики и Туркмении.

Фашизм - режим, при котором государственной идеологией является крайний национализм, проявляющийся в том, что государство решило заботиться о процветании своей нации за счёт уничтожения и порабощения других государств. Следствием является геноцид против цыган, евреев, славян, которые подлежали физическому уничтожению. Репрессии направлены не внутрь страны, как при культе личности, а против других стран и народов.

Во главе государства - вождь (фюрер, дуче ит.д.), имеется партийная система (исключение Япония во время второй мировой войны). В фашистских государствах полностью сливается партийный и государственный аппарат. Роль представительных органов власти сводится на нет. Всю власть осуществляет вождь и его аппарат. Вводится упрощённая процедура судопроизводства, т.е. принуждение осуществляет не постоянный суд, а чрезвычайные органы.

Авторитарный режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т. д.) при минимальном участии народа.

Главную характеристику данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета), Азербайджан, Буркина-Фасо, Гвинея, Зимбабве, Иордания, Ирак, Йемен, Камерун, Кения, Лаос, Малайзия и др. - сегодня. Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода «компромисс» между тоталитарным и демократическим политическими режимами

Признаки:

1. В центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

2. Игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

3. Суд выступает вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные инстанции;

4. Сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц;

5. В качестве методов государственного управления доминируют командные и административные, в то же время отсутствует террор, практически не применяются массовые репрессии, жесткие насильственные приемы осуществления политической власти;

6. Сохраняется частичная цензура, нет полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как при тоталитарном политическом режиме;

7. Отсутствует единая идеология.

8. Существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности;

9. Права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально во всей своей полноте не обеспечиваются (прежде всего, в политической сфере);

10. Личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

11. Силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в сугубо политических целях;

12. Роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма он не харизматический.

Стоит сказать - политический режим — одна из форм политической системы общества с характерными для нее целями, средствами и методами реализации политической власти.

Стоит сказать - политический режим дает представление о сущности государственной власти, установившейся в стране в определенный период ее истории. По϶ᴛᴏму не столь важна структура политической системы или государства, сколько способы взаимодействия общества и государства, объем прав и ϲʙᴏбод человека, способы формирования политических институтов, стиль и методы политического управления.

Важно заметить, что однотипные или схожие государственные структуры могут порождать разные по ϲʙᴏей сути политические режимы, и, напротив, однотипные режимы могут возникать в различных по ϲʙᴏей структуре политических системах. К примеру, многие страны Европы будут конституционными монархиями (Швеция, Норвегия, Бельгия и др.), но политический режим в данных странах ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует республиканской структуре власти с демократическими методами правления. При всем этом республика Иран, имея вполне демократическую политическую структуру организации государства, наделе будет авторитарным государством.

Отличить подлинно демократический режим власти от авторитарного или тоталитарного бывает непросто. СССР длительное время был для многих народов мира олицетворением реального народовластия и оазисом демократических ϲʙᴏбод. Истинное положение народа, пережившего самый страшный в истории человечества тоталитарный режим, открылось миру исключительно в период гласности.

Характер и признаки политического режима

Не стоит забывать, что важными характеристиками политического режима будут принципы организации институтов власти, намечаемые политические цели, способы и методы их достижения. К примеру, в тоталитарных режимах весьма популярны лозунги и установки типа: «цель оправдывает средства», «победа любой ценой» и т. д.

На характер политического режима значительное влияние оказывают исторические традиции народа и уровень политической культуры общества. Стоит сказать - политический диктатор или правящая политическая элита могут узурпировать власть исключительно настолько, насколько им позволяют ϶ᴛᴏ народные массы и институты гражданского общества. Трудно представить, ɥᴛᴏбы в странах с давними демократическими традициями и высоким уровнем политической культуры установился бы авторитарный или тоталитарный режим власти. Зато в странах с преимущественно традиционной политической культурой авторитарные и тоталитарные режимы возникают естественным образом.

Формы и виды политических режимов

Разновидностей политических режимов бесчисленное множество, но в политических исследованиях обычно выделяют три основные формы политических режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитарный политический режим

Тоталитаризм (лат. totalis — весь, целый, полный) — политический режим, при кᴏᴛᴏᴩом государство полностью подчиняет себе все сферы жизни общества и отдельного человека. Именно всеохватностью ϲʙᴏего надзора тоталитаризм отличается от всех других форм государственного насилия — деспотии, тирании, военной диктатуры и др.

Отметим, что термин «тоталитаризм» был введен в 20-е гг. критиками Б. Муссолини, но с 1925 г. он сам стал использовать его для характеристики фашистского государства. С 1929 г. ϶ᴛᴏт термин стал употребляться и применительно к режиму, сложившемуся в СССР.

Тоталитаризм возник в XX в. как политический режим и как особая модель социально-экономического порядка, характерная для стадии индустриального развития, и как идеология, дающая четкие ориентиры развития «нового человека», «нового экономического и политического порядка». Это ϲʙᴏего рода «реакция» масс на ускоренное разрушение традиционных структур, их стремление к единению и консолидации перед лицом пугающей неизвестности.

В таком состоянии массы становятся легкой «добычей» различного рода политических авантюристов (вождей, фюреров, харизматических лидеров), кᴏᴛᴏᴩые, опираясь на фанатизм ϲʙᴏих единомышленников, навязывают населению ϲʙᴏю идеологию, ϲʙᴏи планы решения возникших проблем.

Стоит сказать - политическая система тоталитаризматрадиционно представляет собой жестко централизованную партийно-государственную структуру, кᴏᴛᴏᴩая осуществляет контроль над всем обществом, не допуская возникновения каких-либо общественных и политических организаций, стоящих вне ϶ᴛᴏго контроля. К примеру, в СССР на каждом предприятии, в каждой государственной или общественной организации существовала партийная ячейка (КПСС)

При тоталитаризме гражданское общество полностью поглощается государством, а над самим государством устанавливается идеологический контроль правящей партии. Господствующая идеология становится мощной объединяющей и мобилизующей силой общества. «Кто не с нами — тот против нас!» — вот один из лозунгов, кᴏᴛᴏᴩый не допускал никакого плюрализма мнений.

Учитывая зависимость от идеологических течений, тоталитаризм принято подразумевать на «левый» и «правый». «Левый» тоталитаризм, основанный на идеях марксизма-ленинизма, возник в коммунистических странах (СССР, странах Восточной Европы, Азии и на Кубе) «Правый» тоталитаризм в фашистской Германии основывался на идеологии национал-социализма, а в Италии — на идеях итальянского фашизма.

Для любого тоталитарного режима характерными чертами будут: военная и полувоенная организация общества; постоянный поиск внутренних и внешних «врагов», периодическое создание экстремальных ситуаций; перманентная мобилизация масс на выполнение очередных «неотложных» задач; требование беспрекословного подчинения вышестоящему руководству; жесткая вертикаль власти.

Авторитарный политический режим

Авторитаризм (от лат. auctoritas — власть, влияние; auctor — зачинатель, основатель, автор) — политический режим, характеризующийся сосредоточением всей полноты власти у одного лица (монарха, диктатора) или правящей группы.

Для авторитаризма характерны высокая централизация власти; огосударствление многих сторон общественной жизни; командно-административные методы руководства; безоговорочное подчинение власти; отчуждение народа от власти; недопущение реальной политической оппозиции; ограничение ϲʙᴏбоды печати.

При авторитарных режимах сохраняется конституция, но она носит декларативный характер. Существует также система выборов, но она реализует показательно-фиктивную функцию. Результаты выборовтрадиционно заранее предопределены и не могут повлиять на характер политического режима.

В отличие от тоталитаризма при авторитаризме не существует тотального контроля над всеми общественными организациями. В идеологии допускается ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе. Репрессиям подвергаются в основном активные противники режима. Люди, занимающие нейтральные позиции, не считаются врагами. Существуют определенные личные права и ϲʙᴏбоды, но они носят ограниченный характер.

Авторитаризм будет одним из наиболее распространенных типов политической системы. По ϲʙᴏим характеристикам он занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией. По϶ᴛᴏму он возможен как при переходе от тоталитаризма к демократии, так и наоборот, от демократии к тоталитаризму.

Авторитарные режимы весьма разнообразны. Стоит заметить, что они различаются по целям и методам решения проблем, по формам организации власти и могут быть реакционными, консервативными или прогрессивными. К примеру, такие страны, как Чили, Бразилия, Южная Корея, через авторитаризм пришли к демократическому режиму власти.

Демократический политический режим

Демократия (от греч. demos — народ и kratos — власть) — власть народа, или народовластие. Это такая форма государства, его политический режим, при кᴏᴛᴏᴩом народ или его большинство будет (считается) носителем государственной власти.

Понятие «демократия» многогранно. Под демократией понимают и форму устройства государства или организации, и принципы управления, и разновидность социальных движений, предполагающих реализацию народовластия, и идеал общественного устройства, в кᴏᴛᴏᴩом граждане будут основными вершителями ϲʙᴏих судеб.

Демократия как способ организации и форма управления может иметь место в любой организации (семье, научном отделе, производственной бригаде, общественной организации и т. д.)

Демократия ассоциируется со ϲʙᴏбодой, равенством, справедливостью, соблюдением прав человека, участием граждан в управлении. По϶ᴛᴏму демократию как политический режим принято противопоставлять авторитарным, тоталитарным и другим диктаторским режимам власти.

Слово «демократия» нередко употребляется в сочетании с другими словами, например, такими, как социал-демократ, христианский демократ, либерал-демократ и т. д. Это делается для того, ɥᴛᴏбы подчеркнуть приверженность тех или иных социальных движений демократическим ценностям.

Не стоит забывать, что важнейшими признаками демократии будут:

  • юридическое признание верховной власти народа;
  • периодическая выборность основных органов власти;
  • всеобщее избирательное право, в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с кᴏᴛᴏᴩым каждый гражданин вправе принимать участие в формировании представительных институтов власти;
  • равенство прав граждан на участие в управлении государством — каждый гражданин имеет право не только избирать, но и быть избранным на любую выборную должность;
  • принятие решения большинством голосов и подчинение меньшинства большинству;
  • контроль представительных органов за деятельностью исполнительной власти;
  • подотчетность выборных органов ϲʙᴏим избирателям.

Учитывая зависимость от того, как, каким образом народ осуществляет ϲʙᴏе право на власть, можно выделить три основных способа реализации демократии.

Прямая демократия - весь народ (имеющие право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Именно такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины.

Прямая демократия существовала и в античные времена в Афинах.
Интересно отметить, что там главным институтом власти было Народное собрание, кᴏᴛᴏᴩое принимало решения и нередко могло организовывать их немедленное исполнение. Именно такая форма народовластия иногда походила на произвол и самосуд толпы. Очевидно, ϶ᴛᴏт факт являлся одной из причин того, что Платон и Аристотель негативно относились к демократии, считая ее «неправильной» формой правления.

Подобного рода демократия существовала в Древнем Риме, в средневековом Новгороде, во Флоренции и ряде других городов-республик.

Плебисцитарная демократия - народ принимает решение исключительно в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу.

Представительная демократия - народ избирает ϲʙᴏих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия будет наиболее распространенной и эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.