По мнению автора если человек существует. Философия fgos. С2. В каких четырёх аспектах, по словам В.И. Вернадского, человек может и должен мыслить? На основании текста и знания курса укажите, при решении каких проблем особенно необходимо планетарное мышле

С 1 Покажите на трех примерах наличие многопартийной политической системы в современной России.

С 2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о многопартийности.

С 3. Перечислите любые три функции политической партии в демократическом государстве.

С 4 . Текст

« С появлением в теории правового государства принципа неотъемлемых естественных прав человека она обретает свое основное ценностное качество, становится высшим приоритетом. Для обеспечения этого принципа необходимо разделение властей, призванное их уравновешивать, господство правового закона. Приоритет прав человека не снимает с него ответственности за надлежащее использование своих прав и свобод и одновременно возлагает ответственность за обеспечение этих прав на государство. Создается особая правовая связь: взаимная ответственность государства и гражданина … Правовое государство для выполнения своей основной функции – защиты и охраны прав и свобод граждан – должно быть оснащено системой процедур, механизмов, институтов, гарантирующих субъективных прав человека… Важное значение имеет принцип связанности законодателя правами человека. Правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальными противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права. Правовое государство может существовать и успешно развиваться в обществе, где есть согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития, где свобода и права человека сопряжены с уважением и доверием сограждан к государственным учреждениям и друг к другу. Нравственные факторы, солидарность, объединение вокруг общепризнанных ценностей – эти неправовые факторы оказывают неоценимое влияние на отношение к правам человека, праву, законности. Как бы ни были прекрасны принципы правового государства, их никогда бы не удалось воплотить в жизнь в атмосфере нестабильности, безверия, нравственной деградации общества. Цель правового государства – защищая права человека, обеспечить достоинство личности, как неотъемлемый компонент культуры общества, воплотившей многовековые представления о самоопределяющемся человеке, свободном от нищеты, насилия, угнетения, унижения. В обеспечении достоинства огромная роль принадлежит характеру взаимоотношений человека и власти, при котором человек выступает не как объект команд, а как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур, освобожденный от жесткой опеки государства.



Е.В. Лукашева.

1 Назовите принципы правового государства, приведенные автором

3 Автор утверждает, что «правовое государство невозможно создать в обществе, раздираемом социальным противоречиями, политической борьбой, выходящей за пределы права». Опираясь на текст и собственные знания, приведите три аргумента, доказывающие правоту утверждения автора.

4 Автор утверждает, что приоритетным принципом правового государства являются естественные права человека, для обеспечения которых необходимо разделение властей. Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих правоту утверждения автора.

Задания по выбору

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.

Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществознания, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1 « Лучшее лекарство от болезней демократии – больше демократии» (А.Смит).

2 « Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители». (Ш.-Л. Монтескье).

3 «Политика переодевает ложь в истину, а истину в ложь». (П. Буаст).

4 « Вся тайна политики состоит в том, чтобы знать время, кода солгать, и знать время, когда промолчать».(Маркиза де Помпадур).

5 «Задача государства состоит только в устранении зла и государство не обязано содействовать благосостоянию граждан». (В.Гумбольт)

6. «Рядом с деятельностью государства необходимо предоставить возможность и широкий спектр личной свободе. Цель общественной жизни состоит в гармоническом соглашении обоих элементов, а не в пожертвовании одним в пользу другого.» (Б.Чичерин).

7. «Нет единых и одних и тех же идей свободы личности, правового строя, конституционного государства, одинаковых для всех народов.» (Б.Кистяковский).

8. «Хорошая политика не отличается от здоровой нравственности.» (Г.Б. де Мабли).

9. «Любое правительство деградирует, если оно вверено лишь правителям народа. Только сам народ является надежным хранителем власти и народа». (Т. Джефферсон).

10. «Демократический строй далеко не везде и не всегда у места. Он имеет свои необходимые основы или «предпосылки»: если нет их налицо, то ничего кроме длительного разложения и гибели, демократия не дает.» (И.Ильин).

Ответы

Часть 1 Уровень А

№ задания ответ
А1
А 2
А 3
А 4
А 5
А 6
А 7
А 8
А 9
А 10
А 11
А 12
А 13
А 14
А 15
А 16
А 17
А 18
А 19
А 20
А 21
А 22
А 23
А 24
А 25
А 26
А 27
А 28
А 29
А 30
А 31
А 32
А 33
А 34
А 35
А 36
А 37
А 38
А 39
А 40
А 41
А 42
А 43
А 44
А 45
А 46
А 47
А 48
А 49
А 50
А 51
А 52
А 53
А 54
А 55
А 56
А 57
А 58
А 59
А 60

Часть 2 . Уровень В.

Часть 3. Уровень С.

В ответе могут быть указаны следующие позиции:

В современной РФ

1) имеет значительное количество политических партий и движений (например, СПС, «Яблоко», ЛДПР, КПРФ и мн.др.)

2) половина депутатов Государственной Думы избирается по спискам политических партий, образуя впоследствии парламентские фракции;

3) периодически проходят встречи Президента РФ и членов Правительства РФ с лидерами политических партий и движений, парламентских фракций, т.е. налицо влияние политических партий и движений на принятие властных решений и определение направлений политического развития страны.

Возможны иные правильные позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например

Многопартийность – сосуществование на политической арене страны различных партий, соперничающих друг с другом в борьбе за власть;

2) два предложения с информацией о многопартийности, опирающиеся на обществоведческие знания, например:

- «Становление многопартийности является неотъемлемым условием развития современной демократии».

- «Многопартийность - одно из существенных проявлений политического плюрализма в современном обществе».

Могут быть составлены другие предложения.

В ответе могут быть названы следующие функции политической партии:

Представление общественных интересов

Участие в формировании политической элиты;

Разработка политических программ;

Участие в избирательных компаниях;

Организация массовых политических действий.

Могут быть названы и другие функции.

Текст

1) В ответе должны быть перечислены принципы:

Принцип неотъемлемых естественных прав человека;

Принцип связанности законодателя правами человека;

Принцип разделения властей;

Принцип взаимной ответственности государства и личности.

2) В ответе могут быть названы следующие условия:

Согласие граждан относительно принципов его устройства, целей его развития;

Уважение и доверие сограждан к государственным учреждениям и друг к другу;

Солидарность, объединение граждан вокруг общественных ценностей;

Человек выступает как равноправный партнер государства, участвующий в принятии решений, осуществляющий в предусмотренных законом формах контроль за деятельностью властных структур;

Человек освобожден от жестокой опеки государства.

3)

1) социальные противоречия и политическая борьба свидетельствуют, что в обществе нет условий, необходимых для существования правового государства;

отсутствуют общепризнанные ценности;

существует неуважение к праву;

отсутствует гражданская солидарность;

отсутствует доверие к государству;

отсутствует доверие граждан друг к другу;

2) социальная нестабильность заставляет государство использовать насильственные методы для ликвидации противоправных действий, что не способствует становлению и развитию партнерских отношений между государством и гражданами;

3) социальные противоречия и политическая борьба не дают государству возможности достигнуть главной цели правового государства – защитить права и свободы человека, обеспечить достоинство личности.

4) В ответе могут быть приведены следующие аргументы:

1) разделение властей позволяет создать систему сдержек и противовесов, обеспечивающих контроль за действиями каждой из ветвей власти;

2) система сдержек и противовесов позволяет контролировать качество принимаемых законов. Например, Конституция РФ предусматривает возможность обращения в Конституционный Суд для установления соответствия принятых нормативных актов Конституции РФ;

3) разделение властей обеспечивает независимость судебной власти от исполнительных и законодательных органов, что позволяет ей защищать права человека, опираясь на закон.

ицЩС). 1 ошпши». ~ .....

Ответы к заданиям с выбором ответа


№ задания

Ответ


задания

Ответ


Ответы к заданиям с кратким ответом


№ задания

Ответ

2314;3214;3241; 2341


№ задания


Примечание к оцениванию заданий части 1

Каждое правильно выполненное задание части 1 оценивается 1 баллом.

За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если обведен только один номер верного ответа. Если обведены и не перечеркнуты два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.

Примечание к оцениванию заданий части 2

Правильно выполненные задания В1 и В4 оцениваются 1 баллом, В2 и ВЗ оцениваются следующим образом: 2 балла - нет ошибок; 1 балл - допущена одна ошибка; 0 баллов - допущены две и более ошибок.

Критерии оценивания заданий с развернутым ответом

Моральные нормы и правила наиболее эффективно воздействуют на поведение человека, если сообразуются с реалиями современных ему общественных отношений.

Нравственные нормы имеют общие черты. Они поддерживаются силой общественного мнения, то есть непосредственным поощрением и одобрением со стороны ближайшего окружения или, наоборот, резким осуждением тех, кто отступает от этих норм в своем поведении. В этом проявляется отличие морали от политики и права, где главным основанием для выбора того или иного пути является сила (или слабость) государства; от научного сознания, которое опирается на логические доказательства. Аргументация морали опирается на зна­чение нравственных требований и необходимость следовать им<...>

Юноши и девушки, взрослые люди испытывают, как правило, напряжение, растерянность, тревогу, чувствуя, что они могут перейти некую незримую черту. Так дает о себе знать внутренний голос нравственного сознания - то, что принято называть совестью. Человек в этом состоянии как бы советуется со своим прошлым опытом, вызывает в памяти те или иные образцы для подражания. Он может обратиться за советом и к авторитетным для него сверстникам, людям с большим жизненным опытом и т. д.

Высшей инстанцией в принятии нравственного решения является сам человек, его совесть, а решение, которое будет им принято, станет, в свою очередь, предметом общественного одобрения или общественного порицания <... >

Смысл нравственной регуляции отношений людей в обществе состоит в том, чтобы обеспечивать стабильность и поддерживать известный уровень гармоничности во взаимодействии и взаимопонимании между людьми.

Мораль приобщает человека как равноправного члена социума с раннего возраста к гуманизму, нравственным ценностям. В то же время, мораль задает вектор нравственного отношения самого общества к отдельным его представителям и социальным группам.

(ЮМ. Аверьянов)

С1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) особенности моральных норм;

2) совесть - внутренний контролер;

3) роль моральной регуляции.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Баллы

Выделены основные смысловые фрагменты текста, их названия (пункты плана) отражают основную идею каждого фрагмента текста. Количество выделенных фрагментов может быть различным.

Верно выделено более половины смысловых фрагментов текста, их названия (пункты плана) отражают основные идеи соответствующих частей текста.

Не выделены основные фрагменты текста, ИЛИ названия выделенных фрагментов (пункты плана) не соответствуют основной идее соответствующих частей текста, являясь цитатами из соответствующего фрагмента, ИЛИ ответ неверный.

Максимальный балл

1) условие: «Моральные нормы и правила наиболее эффективно воздействуют на поведение человека, его взгляды и мнения, если сообразуются с контекстом (реалиями) современных ему общественных отношений»;

2) отличие, например: мораль поддерживается силой общественного мнения, а не опирается на силу государства.

Условие и отличие могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Баллы

Названо условие и отличие.

Названо только условие, ИЛИ приведено только отличие.

Ответ неверный.

Максимальный балл


Могут быть указаны следующие этапы:

1) этап дискомфорта (человек чувствует напряжение, растерянность,

тревогу, опасаясь, что может перейти некую незримую черту);

3) обращение за советом (человек может обратиться за советом и к авторитетным для него сверстникам, людям с большим жизненным опытом и т. д.)

Этапы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Баллы

Указаны три этапа.

Указаны два этапа.

Указан один этап, ИЛИ ответ неверный.

Максимальный балл

В правильном ответе могут быть приведены и проиллюстрированы следующие авторские характеристики:

1) «мораль приобщает человека как равноправного члена социума с раннего возраста к гуманизму, нравственным ценностям» (человек учится любить Родину, уважать труд, ценить человека, его жизнь и свободу и т. п.);

2) «мораль задает вектор нравственного отношения самого общества к отдельным его представителям и социальным группам» (уважение к инвалидам, ветеранам войны и труда и др.).

Могут быть приведены и проиллюстрированы другие авторские характеристики, приведены другие примеры.

Баллы

Приведены и проиллюстрированы примерами две характеристики.

Приведены одна-две характеристики, одна из которых проиллюстрирована примером, ИЛИ приведена и проиллюстрирована одна характеристика, вторая понятна по контексту приведенного примера.

Приведены только две характеристики, ИЛИ только два примера.

Приведена только одна характеристика, ИЛИ только один пример, ИЛИ ответ неверный.

Максимальный балл

С5 А. получил сведения о том, что его коллега К. использует свое служебное положение в корыстных целях. Увидев, что после его предупреждения поведение коллеги не изменилось, А. разгласил эти сведения, и коллега вынужден был уволиться. Часть сотрудников одобрила поступок А., часть - осудила. Объясните поступок А. Приведите фрагмент текста, который может помочь вам в объяснении.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) объяснение, допустим: А. поступил в соответствии со своими
нравственными убеждениями и принципами, но не все коллеги смогли
правильно оценить его поступок.

(Объяснение может быть дано в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2) приведен фрагмент текста, например: «Высшей инстанцией в
принятии нравственного решения является сам человек, его совесть, а
решение, которое будет им принято, станет, в свою очередь,
предмет ом общественного одобрения или общественного порицания»

Баллы

Дано объяснение, приведен фрагмент текста.

Дано только объяснение, ИЛИ приведен фрагмент текста.

Ответ неверный.

Максимальный балл

С6. Существует мнение, что моральные нормы лишают человека свободы выбора. Согласны ли вы с этим мнением? С опорой на текст и обществоведческие знания приведите два аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) позиция учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением;

2) два аргумента (объяснения), например:

в случае согласия может быть указано, что:

Моральные нормы ограничивают действия человека, бывают
ситуации, когда он поступает вопреки своим желаниям, подчиняясь
только требованиям морали;

Человек воспитывается в определенной среде, рамки его поведения изначально ограничены принятыми моральными нормами.

в случае несогласия может быть указано, что:

Свобода человека проявляется в возможности выбора между добром и
злом;

Нравственное решение не приходит автоматически, оно почти всегда результат свободного выбора;

Иногда внутренние побуждения человека противоречат принятым в обществе моральным принципам, и тогда человек свободен в принятии решения: следовать социальным нормам или собственным представлениям.

Могут быть приведены другие аргументы (объяснения), _________________

Выражена позиция учащегося, приведены два аргумента. ___________ 2

Выражена позиция учащегося, приведен один аргумент, ИЛИ позиция учащегося не выражена, но понятна из контекста, 1

приведены два аргумента. _________________________________________

Выражена позиция учащегося, аргументы не приведены,
ИЛИ позиция учащегося не выражена, но понятна из О
контекста, приведен один аргумент, ИЛИ ответ неверный. _______________

Максимальный балл

«Если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек это свобода... Человек существует лишь настолько, насколько себя осуществляет. Он представляет собой, следовательно, не что иное, как совокупность своих поступков, не что иное, как собственную жизнь... Человек живет своей жизнью, он создает свой облик, а вне этого облика ничего нет. Конечно, это может показаться жестоким для тех, кто не преуспел в жизни. Но, с другой стороны, надо, чтобы люди поняли, что в счет идет только реальность, что мечты, ожидания и надежды позволяют определить человека лишь как обманчивый сон, как рухнувшие надежды, как напрасные ожидания, то есть определить отрицательно, а не положительно... Человек - это, прежде всего, проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста»

Ответьте на вопросы:

1. Если человек предшествует сущности, то сначала человек является

А) профессионалом Б) философом В) индивидом Г) личностью

3. Характеристиками, определяющими человека отрицательно, а не положительно, по мнению автора, являются... Укажите не менее двух вариантов ответа

А) действие Б) надежда В) ожидание Г) свобода Д) мечта

4. К какой из антропологических концепция модно отнести данный текст:

А) социологизаторской Б) биологизаторской

В) грека-античной концепции разумности Г) естественно-научной Д) ценностной

5. Антропология марксизма является социологизаторской и трактует сущность человека как совокупность общественных отношений. Что, судя поэтому фрагменту, отличает экзистенциализм от марксизма, а что в них сходно?


Контрольная работа по курсу «Философия» Вариант 5

Тестовое задание

1 Основной вопрос мировоззрения – это вопрос об отношении А) бытия и познания Б) жизни и смерти В) человека и мира 6 "Назад к природе!" призывал: А) Руссо Б) Вольтер В) Дидро Г) Ламетри Д) Гельвеций
2 Направление в философии, исходящее из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного физического бытия... А) субъективизм Б) идеализм В) материализм Г) махизм 7 Этическое учение, которое предписывает людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений - ... А) Гедонизм Б) эвдемонизм В) аскетизм Г) альтруизм Д) Гуманизм Е) прагматизм
3 Установите соответствие между философскими направлениями и их представлениями о сущности мира 8 Если поведение человека называют стоическим, значит он демонстрирует А) господство над своими страстями Б) противостояние ударам судьбы В) борьбу с опасностями и лишениями Г) отказ от активной общественной деятельности
4 Учение в гносеологии, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономиерностей природы и общества, называется... А) нигилизмом Б) утилитаризмом В) агностицизмом Г) сенсуализмом 9 Мыслителем, утверждавшим, что способ производства материальной и духовной жизни обусловливает социальные, политические и духовные процессы был... А Маркс Б Бердяев В Ясперс
5 Высказывание "решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы жить, значит дать ответ на основной вопрос философии" принадлежит... А) А.Камю Б) С.Кьеркегору В) Ф.Кафке Г) Ж.-П. Сартру Д) Г.Марселю Е)М.Хайдеггеру 10 Понятие культура в философском смысле

Аналитическое задание

Прочтите фрагмент из знаменитой работы Г.В.Плеханова (1856–1918)

«О роли личности в истории» и ответьте на вопросы:

1) как объясняет концепция диалектического материализма взаимодействие личности и общества?

2) что, согласно концепции Г.В.Плеханова, определяет появление выдающихся деятелей на исторической арене?

4) Не является ли концепция Плеханова фаталистической?

5) как, используя методологию Г.В.Плеханова, следует построить описание и объяснение появления исторических персонажей и их поступков?

«... Влиятельные личности благодаря особенностям своего ума и характера могут изменить индивидуальную физиономию события и некоторые частные их последствия, но они не могут изменить их общее направление, которое определяется другими силами...

Чтобы человек, обладающий талантом известного рода, приоб­рел благодаря ему большое влияние на ход событий, нужно соблю­дение двух условий. Во-первых, его талант должен сделать его более других соответствующим общественным нуждам данной эпохи: если бы Наполеон вместо своего военного гения обладал музыкальным дарованием Бетховена, то он, конечно, не сделался бы императором. Во-вторых, существующий общественный строй не должен заграж­дать дорогу личности, имеющей данную особенность, нужную и по­лезную как раз в это время... Давно уже было замечено, что таланты являются всюду и все­гда, где и когда существуют общественные условия, благоприятные для их развития. Это значит, что всякий талант, проявившийся в действительности, т.е. всякий талант, ставший общественной силой, есть плод общественных отношений»

Экзамен по обществознанию - наиболее массовый из всех, которые сдаются по выбору, как в Чувашии, так и по всей России. По своему характеру он ориентирован в большей степени на оценку овладения требованиями образовательного стандарта базового уровня, и в этой связи востребован большим количеством выпускников, желающих пройти по нему аттестацию за курс общеобразовательной школы.

Обществоведческие знания и предметные умения выпускников, сдававших экзамен в 2009 году, в целом находятся на том же уровне, который демонстрировали выпускники 2008 года. По отдельным элементам содержания и проверяемым умениям заметен рост. Более выражено отразилось в результатах ЕГЭ усиление прикладной (практической) составляющей обществоведческой подготовки. Возрос уровень выполнения заданий на обращение к социальным реалиям. В этом, в частности, видится изменение акцентов в практике преподавания предмета - от ориентации, в основном, на передачу и воспроизведение готовых знаний к преподаванию, основанному на освоении различных способов получения социальной информации, ее интерпретации и применения.

Но с другой стороны, по-прежнему просматриваются трудности в выполнении заданий, связанных с использованием понятий высокого уровня теоретического обобщения, а также ориентированных на установление структурно-функциональных и причинно-следственных связей объектов.

Устойчивый характер носят затруднения, связанные с недостаточной степенью владения аналитическими и оценочными умениями при выполнении заданий высокого уровня сложности с текстовой информацией. Особое внимание следует уделить заданиям на анализ и интерпретацию текста, предполагающих умение осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических). Первые два из этих заданий - С1 и С2 - требуют наличия репродуктивного по сути умения: найти в неадаптированном тексте ту или иную социальную информацию. Вместе с тем отсутствие данного умения говорит о том, что выпускник в целом не овладел умением смыслового чтения, и, как следствие, - о его неготовности без посторонней помощи осваивать учебный курс и в дальнейшем работать с научной литературой. Между тем показатель невыполнения экзаменуемыми заданий С1 и С2 из года в год достаточно высок - около 20% участников экзамена не могут найти в тексте требуемую информацию. Намного хуже выполняются задания С3 и С4, предполагающие умение применить полученные обществоведческие знания для характеристики текста и его отдельных положений; использовать информацию, полученную из текста, для решения познавательных и проблемных задач, а также умение аргументировать и формулировать оценочные суждения, связанные с положениями текста. Показатель их выполнения в 2009 году - соответственно 37% и 27%. Это значит, что 63% выпускников не могут выполнить задание С3 и 73% - задание С4.

Для грамотного выполнения этих заданий необходимо четко знать критерии, по которым оценивается каждое. Данные критерии представлены в сборниках тренировочных заданий ЕГЭ. Я привожу памятку-алгоритм по работе с текстом на ЕГЭ:

1. Внимательно прочитайте текст. Помните: прямые ответы на вопросы или подсказки для формулировки ответов содержатся в тексте;

2. Соотнесите предложенный текст с изученным курсом и определите, с какой содержательной линией связан данный текст. Это поможет опереться на изученный материал при выполнении заданий;

3. Дайте ответ на вопрос: «О чем текст?» - и определите его основную идею;

4. Отвечать на вопросы старайтесь по порядку, т. к. они сформулированы по принципу «от простого к сложному». Ответ на первый вопрос может быть основой для выполнения следующего;

5. Вопросы читайте вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью;

6. Отвечайте точно на поставленный вопрос;

7. Помните, что выполнение задания требует опоры на текст, личный опыт, материал, изученный в курсе;

8. Старайтесь давать логически связный ответ, содержащий четкие формулировки;

9. Избегайте неполных ответов;

10. Не пользуйтесь излишними обобщениями и интерпретациями авторского текста там, где этого не требует задание;

11. Сформулировав ответ, проверьте его правильность: вернитесь к тексту и найдите в нем ключевые слова и фразы, подтверждающие ваши выводы.

Пример

Прочитайте текст и выполните задания С1 - С4.

Человек может существовать лишь при условии существования других организмов, именно зеленых растений. Однако его существование на нашей планете резко отличается от существования других организованных существ. Разум, его отличающий, придает живому веществу удивительные черты, глубоко изменяя его действие на окружающую среду.

Разум все изменяет. Руководствуясь им, человек употребляет вес вещество, окружающее его - косное и живое, - не только на построение своего тела, но также и на нужды своей общественной жизни. И это использование является уже большой геологической силой.

Разум вводит этим путем в механизм земной коры новые мощные процессы, аналогичных которым не было до появления человека. Человек... меняет внешний вид, химический и минералогический состав окружающей среды, своего местообитания. Местообитанием его является вся земная поверхность. Его деятельность с каждым веком становится все более мощной и более организованной.
Основываясь на этой великой победе, человек уничтожил «девственную природу». Он внес в нее массу неизвестных новых химических соединений и новых форм жизни — культурных пород животных и растений.

Закончен после многих сотен тысяч лет неуклонных стремлений охват всей поверхности биосферы единым социальным видом животного царства — человеком. Нет на Земле уголка, для него недоступного. Нет пределов возможному его размножению.

Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может - должен - мыслить и действовать не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетарном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетарном аспекте только в области жизни - в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно связан, закономерно связан и уйти из которой он не может.
(В.И. Вернадский)

С1. По мнению автора, существование человека на Земле резко отличается от существования других живых существ. Остается ли он при этом «сыном природы»? Как автор аргументирует свой вывод?

Ответ:

1) утвердительный ответ;

2) аргумент (человек может жить и действовать только в определённой земной оболочке, при условии существования живых организмов).

С2. В каких четырёх аспектах, по словам В.И. Вернадского, человек может и должен мыслить? На основании текста и знания курса укажите, при решении каких проблем особенно необходимо планетарное мышление.

Ответ:

1) аспекты:
- отдельной личности;
- семьи или рода;
- государств или их союзников;
- планеты в целом;

2) сказано, что планетарное мышление особенно важно при решении глобальных проблем.

С3. Автор пишет о непрерывной связи человека с земной оболочкой, биосферой. С опорой на текст, знания курса, факты общественной жизни и личной социальный опыт приведите любые три подтверждения этой связи.

Ответ:
В правильном ответе могут быть приведены следующие подтверждения:

1) биосфера создаёт определённые климатические условия, обеспечивает воду и дыхание, необходимые человеку;

2) условия биосферы влияют на хозяйственную деятельность человека (хозяйственная специализация регионов);

3) природные условия влияют на формы социальной организации людей.

С4. В тексте, написанном в первой четверти XX века, автор фактически провозглашает гимн человеку, а его победы в отношениях с природой называет великим. Сформулируйте три возможных основания этого утверждения.

Ответ:
В ответе могут быть сформулированы следующие основания:

Первые десятилетия прошлого века ознаменовались крупными достижениями в науке, появлением многих технических новинок;
- в нашей стране существовала идея о безграничных возможностях человека в преобразовании природы, и автор её разделяет;
- отрицательное воздействие хозяйственной деятельности человека на среду обитания были ещё не так очевидны.

Большинство учащихся, пересказывая на хорошую оценку содержание параграфов, оказываются беспомощными в ситуации, когда нужно применить полученные знания. Их обществоведческие знания носят формальный характер, усвоены на вербальном уровне и не стали ни инструментом социализации (школьники не смогут их применить в реальной жизни для решения возникших социальных проблем), ни условием, обеспечивающим возможность дальнейшего повышения своего образовательного уровня. Сказанное подтверждают результаты выполнения заданий С5-С7, которые требуют сложных интеллектуальных умений, включающих умение понимать и применять теоретические положения в заданном контексте, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций; конкретизировать теоретические положения курса с помощью примеров, применять социально-гуманитарные знания для решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества. Процент выполнения заданий С5, С6 и С7 на экзамене 2009 года -29%, 30%, 23% соответственно.

С5. Назовите любые три направления разработки законов, создающих правовые основы рыночной экономики.

Ответ:
В ответе могут быть названы направления:

1) разработка законов, регламентирующих деятельность банков;

2) создание правового механизма регулирования отношений собственности;

3) разработка правовых основ функционирования частных предприятий и предпринимательской деятельности;

4) разработка антимонопольного законодательства.

С6. Проиллюстрируйте любые три отдельных признака семьи партнерского (демократического) типа с помощью конкретных примеров. В каждом случае назовите признак, который вы иллюстрируете.

Ответ:
В ответе могут быть приведены следующие примеры, иллюстрирующие признаки семьи партнерского (демократического) типа:

1) в семье К. муж и жена работают (нет функционально четкого разделения и закрепления мужских и женских обязанностей);

2) члены семьи Л. каждый вечер рассказывают друг другу о том, что случилось за день, родители советуют сыну, как поступить в ситуации, возникшей в школе (принято совместно обсуждать проблемы);

3) в семье Н. решение о том, как провести зимние каникулы, принимается с учетом мнения всех членов семьи (решения по важным вопросам принимаются при участии всех членов семьи).

С7. Зарубежные аналитики оценили принятую в стране П. новую конституцию как менее демократичную, чем предыдущую. Предположите, какие три изменения в конституции могли стать основанием для подобных оценок.

Ответ:
В ответе должны быть названы три изменения, например;

1) в Конституции мог быть сокращен спектр политических прав граждан;

2) могли быть введены избирательные цензы;

3) могли быть расширены права исполнительной власти;

4) если речь идет о конституции федеративного государства, то основанием для выводов аналитиков могло быть урезание прав субъектов федерации, тенденция к унитаризму.

Используя различные подходы к формированию умений работать с текстом, можно добиться положительных результатов. Желаю всем выпускникам успешно подготовиться к ЕГЭ по обществознанию.

Использованная литература:
1. Методическое письмо «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2009 года в преподавании обществознания в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования».

Раздел 8

«Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и, поставив его в центре мира, сказал: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь».

1) Данный отрывок характеризует мировоззренческую позицию человека эпохи …

Свободное творчество

свободная воля

3)Положение человека в системе мироздания, определенное автором отрывка, философская антропология характеризует как …

Антропоцентризм

«…человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам…Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать…человек – существо, которое устремлено к будущему и сознает, что оно проецирует себя в будущее. Человек – это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста».

Активность

субъективность

существование

3) Направление философии, к которому принадлежит автор, рассматривающее проблемы человека, его основные характеристики и перспективы носит название …

Экзистенциализм

«Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. Поэтому человечество ставит себе всегда только такие задачи, которые оно может разрешить, так как при ближайшем рассмотрении всегда оказывается, что сама задача возникает лишь тогда, когда материальные условия ее решения уже имеются налицо, или, по крайней мере, находятся в процессе становления».

2) К общественно-экономическим формациям в рассмотрении всемирно-исторического процесса автор относит …

Феодальную

буржуазную

Производительных сил

«Это ж тебе написал, любя, и призывая, и моля благодатью божьей, что переменишь ты скупость на щедрость и немилосердие на милость. Утешь плачущих и рыдающих день и ночь, избавь обиженных из рук обижающих. И если хорошо урядишь свое царство – будешь сыном света и жителем горнего Иерусалима, и как выше тебе написал, так и теперь говорю: храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, четвертому же не бывать. И твое христианское царство другим не сменится, по слову великого Богослова, а для христианской церкви сбудется блаженного Давида слово: «Вот покой мой во веки веков, здесь поселюсь, как пожелал я того».

(старец Филофей)

1) Данный отрывок относится к истории ________ философии.

«твое христианское царство другим не сменится»

«все христианские царства сошлись в одно твое»

3) В данном отрывке под «третьим Римом» подразумевается город …

«Причина человеческих страданий, несомненно, заключается в жажде физического существования и в иллюзорности мирских страстей. Если проследить происхождение этих страстей и иллюзий, обнаружится, что они коренятся во всепоглощающих, имеющих инстинктивное происхождение желаниях. Так, желание, основывающееся на сильной воле к жизни, ищет желаемого, даже если оно иногда оказывается смертью. Это называется истиной о причине страданий».

1) Приведенный отрывок раскрывает одну из четырех благородных истин …

Иллюзорные страсти

Желаниях

«Мы всегда понимаем себя в качестве выбора своего собственного становления, созидания. Подобный выбор, сделанный без точки опоры и предписывающий себе мотивы, может казаться абсурдным, и им он в самом деле является. Человеческая реальность может выбрать себя, как она хочет, но не может не выбирать себя; она не может даже отказаться от того, чтобы быть; самоубийство, в действительности, есть выбор и утверждение: быть. Этот выбор абсурден не потому, что он не имеет основания, но потому, что нет и не было возможности не выбирать».

Ж.-П. Сартр

2) К числу наиболее существенных характеристик человеческого бытия автор отрывка относит …

3)Данный отрывок раскрывает специфику человеческого бытия с точки зрения школы …

Экзистенциализма

«….Своеобразие психического мы изобразим не линейными контурами, как на рисунке или в примитивной живописи, а скорее расплывчатыми цветовыми пятнами, как у современных художников. После того как мы произвели разграничение, мы должны выделенное опять слить вместе. …Можно спокойно усомниться в том, что на этом пути мы достигнем последней истины, от которой ждут всеобщего спасения, но мы все-таки признаем, что терапевтические усилия психоанализа избрали себе аналогичную точку приложения. Ведь их цель – укрепить Я, сделать его более независимым от Сверх-Я, расширить поле восприятия и перестроить его организацию так, чтобы оно могло освоить новые части Оно. Там, где было Оно, должно стать Я».

Психоанализ

«Если историк желает определить характер нации или эпохи, он первым делом должен составить уравнение, в соответствии с которым развивались отношения между массами и избранными меньшинствами. Полученная формула даст потайной ключ от сердца исторического организма. Есть расы, которые отличаются пугающим изобилием образцовых личностей на фоне убогой, ущербной, непокорной толпы. Типичным примером служит Древняя Греция, и отмеченное обстоятельство как раз явилось причиной ее удивительной исторической нестабильности. Однажды Эллада превратилась в гигантскую фабрику по производству исключительных личностей, вместо того, чтобы удовольствоваться несколькими standards, наладив по ним массовую штамповку. Обладая гениальной культурой, Греция не состоялась как социальный организм, государство. Обратный пример дают Испания и Россия – два полюса великой европейской оси. При всех различиях их сближает то, что обе страны оказались населены расой-народом, иначе говоря, они всегда испытывали недостаток в выдающихся личностях».

1) Поэтическое сравнение линии исторического процесса с динамикой живого организма характерно для философии …