Косьмы и дамиана на маросейке расписание. Как попасть в храм Бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке: адрес и расписание. Современные данные о храме

В Москве и Московской области насчитывается несколько храмов, освященных в честь святых бессребреников Косьмы и Дамиана. Например, чтобы найти один из них, можно поехать в Химки. Храм Косьмы и Дамиана также есть и в самом центре - в месте, называемом Шубино, что близ Тверской улицы. Еще один располагается на улице Маросейка. Именно о нем мы и расскажем в этой статье.

История старого храма

Здание Космодемьяновского храма было построено в 1793 году на месте прежней церкви. Так что, сколько именно лет в этом месте располагается православный приход, сказать затруднительно. Известно только то, что он уже был в начале семнадцатого века, то есть в 1600-х годах. Также есть сведения о том, что прежний храм был сделан из камня и имел два престола, причем придел в честь Косьмы и Дамиана был второстепенным, а главный алтарь храма был освящен в честь святителя Николая. К началу восемнадцатого века, а может чуть ранее, храм Косьмы и Дамиана на Маросейке обрел второй ярус, где был устроен алтарь в честь Казанской иконы Божией Матери. Содержалась эта церковь княгиней Евдокией Куракиной, пока в конце восемнадцатого века не перешла на приходское обеспечение.

Новый храм

Необходимость перестройки церковного здания была вызвана ветхостью строения, отправлять религиозные обряды в котором стало небезопасно. Поэтому приходской совет принял решение о сносе старого здания и постройке нового, ходатайство было подано в 1790 году тогдашнему правящему архиерею московской митрополии - митрополиту Платону.

Современный храм Косьмы и Дамиана на Маросейке - это и есть тот самый новый храм. При этом его центральный придел был освящен в честь Спасителя, исцелителя расслабленного. Но произошло это только в 1803 году. А первое освящение состоялось в 1793 году, когда были закончены строительные работы южного придела в честь Святителя Николая. Северный Космодемьяновский придел был освящен в 1795 году.

Храм Косьмы и Дамиана на Маросейке после 1812 года

Во время разорительной интервенции французской армии в Москву в 1812 году храм значительно пострадал. Большая часть его красоты была утрачена, и восстанавливать церковь пришлось еще много лет.

Храм в XX-XXI веках

Храм Косьмы и Дамиана на Маросейке вступил в двадцатый век богатым и благолепным зданием. Но его снова ждало разорение, однако на этот раз не от рук иностранных оккупантов, а от советского правительства. Со сменой власти в России религиозная политика круто изменилась, и это задело все церкви в стране, в том числе и храм Косьмы и Дамиана. Москва, охваченная богоборческим рвением коммунистов, лишилась множества прекрасных Косьмодемьяновскую церковь также было предписано взорвать, но этому не суждено было случиться. В итоге здание храма исполняло роль то архива, то клуба, то учебного заведения или даже склада.

В 60-е годы несколько прицерковных строений все же снесли, чтобы освободить место под постройку большого административного корпуса. В это же время началась и постепенная реставрация здания. Было даже восстановлено внешнее церковное убранство, включающее в себя позолоченные кресты на куполах. Внутри, однако, храм оставался еще нецерковным зданием. К тому же от частых перепланировок его пространства он пришел в аварийное состояние.

Наконец, летом 1993 года постановлением московского правительства здание вернули в руки верующих православной общины Русской православной церкви. А уже осенью того же года в нем была совершена первая, начиная с 30-х годов, литургия в боковом приделе. Это случилось 14 ноября, то есть в праздник Косьмы и Дамиана. Немногим позже службы стали проводить и в главном приделе, хотя восстановительные работы продолжаются еще и по сей день.

"Первая церковь стояла на Маросейке давно -она горела еще в пожаре 1547 года, а в 1629 году сгорела и заново отстроенная деревянная церковь. Нынешнее здание построено в 1791-1803 гг. архитектором Матвеем Казаковым по заказу А.Ф.Хлебниковой и ее мужа, полковника М.Р.Хлебникова. Они владели роскошным ярко-голубым дворцом с лепниной (дом №17) на Маросейке, прямо напротив церкви, который построил для них сам Василий Баженов, - где потом жил фельдмаршал П.А.Румянцев, а сейчас располагается посольство Белоруссии. Интересно вот что: в выстроенной Казаковым по заказу богатых и знатных Хлебниковых церкви придел был освящен в честь Косьмы и Дамиана - святых врачей-бессребренников, всю свою долгую жизнь лечивших бесплатно, а главный престол, столь редкий для московских храмов - в честь Христа Спасителя, исцелившего расслабленного. Эта икона Спасителя, исцелившего расслабленного, прославилась в Дмитровском уезде, где в 1780 году в ее честь выстроили каменный храм - совсем незадолго до построения одноименного в Москве. Судя по этому, храм был выстроен заказчиками по обету или в благодарность за исцеление кого-либо из членов этого семейства, или в просьбе о помощи в болезни. Врачебная тема с сюжетом исцеления - главная в храме на Маросейке. Наверно, стоит заметить, что надпись "свободен от постоя" на воротах бывшего хлебниковского дома никакого отношения к ним не имеет. Только в 1840-х годах этот дом приобрели купцы Грачевы, уплатившие взнос на строительство казарм в Москве. За это они были освобождены от обязательного содержания и постоя солдат. В конце 1920-х годов было принято решение снести ограду и угол церкви для расширения автомобильного движения по Маросейке, ставшей в советское время улицей Богдана Хмельницкого. Тогда церковь закрыли, ограду разобрали, в "освободившемся" здании устроили склад, а во дворе-сквере - пивную, которую сломали в 50- г.г. прошлого века. Только в 1972 году ограду восстановили по типу уничтоженной. Ныне церковь действует." © http://www.pravoslavie.ru/

Потом мы перешли Маросейку и попали в Армянский переулок. Поскольку там кругом посольства (с одного края - Белорусское, с другого - Армянское), мы особо не фотографировали, чтобы не нервировать охрану посольств. Но кусочек развалюшки, примыкающей к реставрирующемуся зданию посольства Армении, мы все-таки урвали.



Окончательное свое название Армянский переулок получил в 18 веке, в связи с находившимся здесь армянским поселением. До этого он был Никольским, Столповским (от названия церкви Николая Чудотворца что у Столпа), Артамоновским. На нем расположены усадьбы Милославских (д. 3) и Тютчевых (д. 11), дом Лазаревых (в настоящее время - Армянское посольство, д. 2).
В исторических хрониках 1718-1725 гг. дворов по Армянскому переулку не значится, надо полагать, что переулок в это время не был еще замощен.

В середине XVIII в. переехал в Россию из Персии на постоянное жительство богатый и знатный армянин Л. Н. Лазарев с большим семейством, сородичами и слугами. В Москве он скупил много дворов между Мясницкой (улица Кирова) и Маросейкой (улица Богдана Хмельницкого), особенно в описываемом нами переулке, где в 1781 -1782 гг. на средства Лазаревых была построена во дворе дома № 3
большая армянская церковь. Екатерина II возвела весь род Лазаревых в дворянское звание, и, как русские помещики, они купили несколько деревень, где большей частью устроили шелковые и бумажные фабрики. Самая большая из шелковых фабрик была во Фрянове, Московской губернии, Богородского уезда. Здесь выделывали парчи и шелка, не уступавшие заграничным. Особенно большое состояние нажил И. Л. Лазарев. Он умер (в 1801 г.) бездетным и передал большую часть богатств своему брату Иакиму, завещав ему построить училище для детей беднейших армян. Последний исполнил волю завещателя и в 1815 г. открыл в своем доме (№ 2) такое училище, одновременно начав строить для него новый большой дом и (в 1817-1823 гг.) флигели, стоящие и сейчас здесь. В 1835 г. училище получило права гимназии, а в 1848 г. было преобразовано в высшее учебное заведение - Лазаревский институт
восточных языков. Институт занял почти все пространство по Армянскому переулку от Кривоколенного до Малого Златоустовского, при институте был большой сад. Институт много сделал для подготовки русских деятелей в странах Востока. Сохранилась гравюра первой четверти XIX века, изображающая Армянский переулок близ Кривоколенного. По обеим сторонам переулка стоят одноэтажные домики; проезжая часть его замощена булыжником. Архитектурным украшением переулка являются здания института и армянской церкви. Институт принадлежит к числу архитектурных достопримечательностей Москвы. Его здание, приподнятое высоким цоколем, эффектно поставлено в глубине парадного двора, окаймленного со стороны
переулка красивой оградой с монументальными воротами. Великолепный портик выразительно оформляет центр здания. Главный корпус и гармонично сочетающиеся с
ним боковые флигели составляют прекрасно решенный ансамбль. Рядом с армянской церковью, на месте современных домов № 5 и 7 и двора боярина Матвеева (№ 9), находился в конце XVIII в. обширный двор князя С. В. Мещерского. Сохранился план этого двора 1777 г., рисующий нам его застройку. В глубине двора стояли большие каменные палаты, в которых жил еще боярин А. С. Матвеев (их снесли в 1783 г.). С юго-востока к палатам примыкала небольшая каменная домовая церковь Троицы «с главою и звоном». К северу от палат были еще другие каменные строения, а к востоку находился обширный сад с прудом. По Армянскому переулку, возле парадных ворот на каменных столбах, стояли небольшие каменные строения.
В том году князь Мещерский ломал ветхие деревянные строения, находившиеся к северу от его парадного двора, и создавал здесь новый дом с особыми воротами в Армянский переулок и деревянными строениями по красной линии этого переулка. Во дворе, по сторонам ворот, торцами к переулку, строились деревянные же людские покои, а против ворот - деревянное полукружие конюшен, в центре которого был проезд на задний двор. К югу от парадного двора князя Мещерского, захватывая часть Сверчкова переулка, между Девяткиным и Армянским, был длинный, но узкий двор полковника Дашкова, с небольшим каменным строением посредине и деревянными - по обоим переулкам. За ним стоял двор полковника Дубровского, с ветхим каменным зданием по Армянскому переулку. Наконец, на углу с Покровкой находился обширный двор генеральши Хитровой, с каменными палатами по красной линии Армянского
переулка, не доходившими, однако, до Покровки. На противоположном углу Армянского переулка и Маросейки в 1774-1793 гг. был обширный двор полковника Хлебникова, сложившийся из четырех скупленных им владений: дочери губернского прокурора Ладыженской - на углу, купца Пастухова - рядом по переулку, дочери подпоручика Добровольской - дальше
за ним и священника церкви Космы и Дамиана - Тимофеева. На самом углу с Маросейкой Хлебников выстроил большой каменный дом в три этажа, а от него по переулку развел обширный сад. Предполагают, что этот дом строил архитектор В.И. Баженов. Уличный фасад дома в XIX в. подвергся большим изменениям, но со стороны двора сохранилось до известной степени обличье конца XVIII в. В 1793 г. этот дом был куплен знаменитым полководцем, фельдмаршалом графом П. А. Румянцевым-Задунайским. По желанию графа дом расписали внутри картинами сражений, в которых он участвовал. После его смерти дом, в 1796-1827 гг., принадлежал его сыну - графу Н. П. Румянцеву, основателю

Румянцевской библиотеки и музея, а в 1827-1835 гг.-другому его сыну, графу С. П. Румянцеву. За садом этого дома стояла церковь Николы в Столпах с оградой; против нее, на другом углу Малого Златоустовского и Армянского переулков, - маленькие дворики ее причта с деревянными строениями. Их охватывал, выходя в оба переулка, большой двор с садом армянина Лазарева. Дальше находился его же обширный двор, и только на самом углу с Кривоколенным переулком - двор отца поэта Ф. И. Тютчева, а напротив - двор графа Е. В. Санти. Основным же домом Тютчевых был дом № 11. В этом доме Ф. И. Тютчев провел свои детские и юношеские годы. В 1817 г. здесь у Тютчевых бывал В. А. Жуковский. В 1825 г. в этом же доме жили декабристы: член Северного общества Д. И. Завалишин, член «Союза благоденствия» А. В. Шереметев. 9 января 1826 г. здесь на квартире Шереметева был арестован декабрист И. Д. Якушкин. После пожара 1812 г., в который сгорели многие деревянные строения, на месте их появились по переулку каменные, а во дворах - и каменные, и деревянные. В 1813-1819 гг. Комиссия строения г. Москвы продолжила нынешний Сверчков переулок от Девяткина переулка до Армянского. В XIX в. Армянский переулок значительно изменил свой вид и застройку. На углу улицы Маросейки дом бывший Румянцевых перешел сначала в руки жены генерала Дивова (1835-1839 гг.), потом купца-раскольника Щеглова (1840-1843 гг.), купцов Усачева (1844-1857 гг.), Сапожникова (1858-1864 гг.), Каулина
(1864-1876 гг.) и, наконец, Грачевых, которые владели им с 1877 по 1918 г. Что сделали эти владельцы с домом, рассказывает известная «бабушка» Е. Янькова: «...Румянцевский дом на Покровке... там во многих комнатах были рисованные и барельефные изображения баталий, где участвовал Задунайский. Потом этот дом купил какой-то купец (Щеглов, в 1840 г.) и,
конечно, соскоблил и счистил эти славные воспоминания. В 1864-1876 гг. другой купец, Каулин, уничтожил находившийся при доме обширный прекрасный сад, а Грачевы (следующие владельцы.) весь дом приспособили под квартиры и торговые помещения. Впрочем, и до сих пор, несмотря на множество сделанных в доме в разное время переделок и специальных приспособлений, главный корпус сего дома представляется во многих своих частях сооружением величественным, грандиозным». Во второй половине XIX в. на месте сада был воздвигнут трехэтажный каменный корпус с квартирами-комнатами по длинным коридорам, сдаваемыми внаймы, в советское время надстроенный. В 1870-х годах в главном доме помещалось правление Либаво-Роменской железной дороги, потом года четыре здесь квартировал один из видных железнодорожных деятелей - В. К. Фон-Мекк (строитель Казанской железной дороги). В 1888 г. в половине бельэтажа помещалась Городская аукционная камера, где ежедневно продавали «с молотка» дома и имения знаменитейших вельмож и государственных деятелей конца XVIII - начала XIX в. В советское время в этом доме жил и умер художник В. К. Коленда, являвшийся автором ряда интересных работ, запечатлевших архитектурные памятники Москвы.
Дом по переулку напротив в первой половине XIX в. был обращен его владельцем Горихвостовым в богадельню для вдов и сирот лиц духовного звания. Можно думать, что в нее влилась бывшая при церкви Николы в Столпах в XVIII в. богадельня для нищих. Для богадельни были использованы обширные палаты Милославского; здание это сохранилось до советского времени.
В конце XIX - начале XX в. на месте одноэтажных зданий по Армянскому переулку были воздвигнуты трех- и четырехэтажные дома (№ 1, 3, 5, 7 и др.), переулок был замощен булыжником, освещен газовыми фонарями. Но лишь после Великой Октябрьской социалистической революции здесь началась настоящая городская жизнь. Церкви Николы в Столпах и армянская были снесены; на месте первой появилась большая школа. В главном корпусе Лазаревского института некоторое время помещался Дом культуры Армении (а теперь - посольство). В 1905 г. в Лазаревском институте был революционный склад оружия, обнаруженный только в ноябре 1906 г., во время обыска после покушения на московского градоначальника Рейнбота. © Сытин П.В., Издательство "Московский рабочий", 1958; Портал "Археология России", 2004

Московский филолог и журналист, коллекционер звезд и историй, а также записной рассказчик и заядлый моционер АЛЕКСАНДР ШУНДРИН

приглашает на

ПРОГУЛКИ ПО МОСКВЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ. УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ.

14 августа, среда. «Здесь лежит цвет московского дворянства». Донской монастырь и его некрополь. К 425-летию обители.

Кто ходит на могилу Салтычихи, а кто - Пиковой дамы. Последний приют генерала Деникина и духовника власовской армии. Часовня Васнецова и горельефы Храма Христа Спасителя. 1Пушкины и Грибоедовы, Чаадаев и Бовэ, Варвара Лопухина и Варвара Тургенева…

Начало в 12.00. Продолжительность – один час

«Парижские тайны первопрестольной столицы». Москва трущоб и притонов.

Вера Марецкая и Анель Судакевич. Чем Грачевка от Драчихи отличалась, а «Оливье» от «Преисподней». Брюсов, цирк и Поль де Кок!

Рождественский бульвар - Сретенка – Сретенские переулки - Трубная улица – Трубная площадь – Цветной бульвар

«Над Неглинкой-рекой». Вдоль по улице Неглинной.

Оливье и «Сандуны». «Щепка» и Вертинский. Полина Гебль и Елена Гоголева. «Мюр и Мерилиз» и сарай с каретами.

Начало в 16.00. Продолжительность – один час.

»А все Кузнецкий мост, и вечные французы…» Улица, которую Фамусов не любил.

При чем тут мост, и куда он делся. Почему именно французы, и кто им пришел на смену. От Суворова до Юсупова и от Салтычихи до доктора Гааза.

Начало в 17.00. Продолжительность – один час.

ПРЕМЬЕРА!!! «У камергеров в переулке». 300 метров между Тверской и Большой Дмитровкой.

Леонид Собинов и Вера Холодная, МХТ и МХАТ, «Десятая муза» и госполин Шевалье.

Начало в 18.00. Продолжительность – один час.

15 августа, четверг. «К староверам, на Рогожку». Большое путешествие по Рогожской слободе. Вояж в далекое прошлое без машины времени.

Начало в 12.00. Продолжительность – три часа.

ПРЕМЬЕРА!!! «Триумфальные ворота и вечерний «Аквариум». К 125-летию знаменитого сада.

Когда «Чикаго» стал «Аквариумом», Шарль Омон - Федором Томасом, а Лина Кавальери… - Иваном Поддубным? Герои Булгакова и курящая Аросева, а также ножки Орловой, «бабочка» Завадского и вечная Фуфа – Раневская.

«Московское кино». Старые синематографы Москвы.

«АРС», «Малая Дмитровка», «Пегас»…

Малая Дмитровка - Тверская улица - Триумфальная площадь

Начало в 20.00. Продолжительность - один час.

Дочь генералиссимуса и любовница обер-прокурора Святейшего Синода. Где жили Риббентроп и Дюма. Масон Безухов и вдова Чавчавадзе. От Бунина до Бердяева 500 метров, а от поместья Суворочки до апартаментов Березовского еще ближе. Дворец Святополк-Четвертинского и «текстильный король» Миндовский.

Начало в 13.00. Продолжительность – два часа.

ПРЕМЬЕРА МЕСЯЦА!!! «ПРИЗРАК БЕРИИ». Кровавый нарком с Малой Никитской. К 120-летию сталинского сатрапа. Соседи Берии.

Где, как и с кем жил убийца и создатель «шарашек» Лаврентий Палыч Берия. У ворот дома кровавого наркома. Любимые маршруты палача и объекты его внимания. Потомки Берии и…дела рук его.

Начало в 15.00.Продолжительность – один час.

ПРЕМЬЕРА!!!«Масонские тайны» (Прогулка из цикла «Масонская Москва»)

Пьер Безухов и Великий архитектор. Яков Брюс и Михаил Херасков. Дом литераторов и Храм Соломона. Михаил Булгаков и Дэн Браун. От Аглицкого клоба до Красной площади – от масонский ложи до шестиконечной звезды.

Спиридоновка – Патриаршие пруды – Ермолаевский и Трехпрудный переулки -Тверская

Начало в 16.00. Продолжительность – два часа.

«Страшное место». История кровавой России

Поганые пруды, в которых утопили болярина Кучку и лобное место 500-летней давности. Как мучил Шешковский, а как Салтычиха. Дома злодеев и пытки Малюты. И что общего у Преображенского сыскного приказа и ФСБ.

Чистые пруды - Большая Лубянка – Лубянская площадь - Никольский сквер – Лубянский проезд.

Начало в 18.30. Продолжительность – полтора часа

«Сказки старого Арбата…». Вечерние тайны самой известной улицы Москвы.

Начало в 20.30. Продолжительность – полтора часа.

Салон мадам Максаковой и любовь маршала Маннергейма, крыша Никаса и дом Щусева, чемоданчик Кторова и бутылочка Лядовой.

ПРЕМЬЕРА МЕСЯЦА!!! «Сплошной КПСС! И не только…». Всегда шикарная Спиридоновка.

От Саввы Морозова и Павла Рябушинского, мимо Александра Блока и Максима Горького, и до Екатерины Фурцевой с Клавдией Шульженко.

Начало в 14.00. Продолжительность – один час.

«Чайковский в Москве».

Новинский бульвар – М. Никитская – Б. Никитская – Столешников пер. – Неглинная - Театральная площадь.

«Ну что, брат Пушкин…» К 220-летию «нашего все».

Прогулка по Тверскому бульвару под руку с великим поэтом, а также в компании с Надеждой Ламановой и Александром Таировым, Фаиной Раневской и Николаем Римским-Корсаковым.

Большое Вознесенье и «Романовка», Пушкин и «Пушкин», «Окна РОСТА» и МХАТ от Прилепина.

Начало в 16.30. Продолжительность – полтора часа.

ПРЕМЬЕРА!!! «Никольская старина». По древней улице столицы. С бонусом по Лубянке.

Кто на Никольской жил, ел и пил, кто казнил и лечил, а кто учил и учился.

Славяно-греко-латинская академия и Ломоносов, палач Ульрих и доктор Ферейн, князь Хованский и Станиславский с Неимировичем.

Начало в 20.00. Продолжительность – один час.

18 августа, воскресенье. «Тайны Ивановской горки. Москва, которую мы потеряли». Путешествие по одному из самых уникальных мест столицы.

Начало в 12.00. Продолжительность – полтора часа.


Начало в 13.30. Продолжительность – один час.

«Китай-город – от языческого капища до купеческо-финансовой столицы России».

Кирилл и Мефодий и Китайгородская стена. По посаду городскому и древнему Зарядью. Собор Василия Блаженного и тайны Красной площади. Старый Царский Двор и двор Аглицкий. Казанский собор и Печатный двор Ивана Федорова. Церковь великомученицы Варвары и всевидящее око. Биржа и могила Лихудов. Верхние торговые ряды и «Славянский базар». Дворец князя Хованского и расстрельный дом. Лубянка и часовня в честь героев Плевны.

Славянская площадь – Варварка – Васильевский спуск – Красная площадь - Ильинка – Никольская улица – Лубянка – Ильинский сквер

Начало в 15.00. Продолжительность – два часа.

ПРЕМЬЕРА!!! «Большая Дмитровка – от слободы ремесленников до роскошной улицы». К 25-летиею возвращения исторического имени.

От Благородного собрания, мимо Оперы Зимина и дома Анны Карениной – до Страстного бульвара.

Начало в 17.30. Продолжительность – один час.

«Тверской бульвар – улица звезд и знаменитостей»

Пушкин и «Пушкин», Ермолова и Таиров, «Окна РОСТА» и МХАТ, Камерный театр и Римский Корсаков. Армения» и Ламанова и Римский-Корсаков, Таиров и Деллос, «

«Ах. Арбат, мой Арбат…». Тайны самой известной улицы Москвы.

Дом с привидениями и Дом Пороховщикова. «Брага» и «Прага». Алесей Лосев - монах и философ. «Спасо-хаус» и Торгсин. Дорлиаки, Горовиц, Булгаков…

Начало в 20.00. Продолжительность – полтора часа.

деньги МХ

20 августа, вторник. «Новодевичий монастырь и кладбище». В преддверии 500-летия обители и к 120-летию погоста.

Аптекарские огороды и Девичье поле. Келья царевны Софьи и игуменья Серафима. Могилы и памятники славных людей нашего Отечества.

Начало в 12.00. Продолжительность - два часа.

«Московский Сен-Жермен». Пречистенка – самая роскошная улица Москвы. С бонусом: по Чистому переулку

Палаты князя Прозоровского и дворец княгини Волконской. Модерн Рекка и Гельриха. Калабуховский дом и дом Владимира Познера. Сергей Есенин и Айседора Дункан. Приют генерала Архарова и генерала Ермолова. Детство поэта Александра Пушкина и профессора моды Александра Васильева.

Начало в 15.00. Продолжительность – полтора часа.

«Тайны Остоженки или «Золотая миля». Там, где Сеченов жил, а сегодня, Сечин с ему подобными, прости, Господи, обретается. Верста от Белого города до города Земляного. над первой линией метро.

По местам Мастера и Маргариты и славной шустовской «Голубятни». Последний адрес патриарха Тихона и дом Муму. Дворец генерала Еропкина и палаты Римского-Корсакова. «Золотая миля» - «слугам народа».

Начало в 16.30. Продолжительность – один час

ПРЕМЬЕРА!!! «Каретный ряд – не только про кареты«

От Аглицкого клоба до дома Адоскина, мимо дома Станиславского и Петровки 38. Тайны знаменитого сада и столичного МУа.

Начало в 19.00. Продолжительность – один час.

ПРЕМЬЕРА!!! «Бульвары, Трубная, Оливье!»

От Страстного бульвара – через бульвар Петровский – до Трубной площади и Цветного бульвара. Ресторан «Оливье», а также »Ад» и «Преисподняя».

Начало в 20.00. Продолжительность – полтора часа.

21 августа, среда. «К староверам, на Рогожку». Большое путешествие по Рогожской слободе. Вояж в далекое прошлое без машины времени.

Откуда пошла Рогожка и куда пришла. Ямшики и староверы. Где жили-были купцы Рябушинские, и где они есть сейчас. Последний приют «фарфорового короля» Кузнецова и тайна Саввы Морозова.

Прикоснуться к древним традициям и обычаям народа русского, в неприкосновенности чудесным образом сохраненных, медку (по старинному рецепту сваренного) отведать да сарафан примерить. Лавки всякие торговые уважить, в которых чего только нет, зато все, чего ни пожелаешь - есть!

Рогожский поселок - наяву, как встарь. Святые врата, да беседка-иордань. Покровский собор да Рогожское кладбище.

Начало в 13.00. Продолжительность – три часа.

«Патриаршии пруды, Патриаршии, Патрики…». Патриаршии пруды вечером и их окрестности. Торопитесь, Аннушка уже разлила подсолнечное масло

От Козьего болота до Патриарших прудов. Палачи и патриархи. Крылов и Булгаков. Воланд и чума-Аннушка. Спиридоновка и Шехтель. Масоны и политбюро.

Начало в 17.00. Продолжительность – два часа.

22 августа, четверг. «Тверская, что исчезла навсегда». Из цикла «Осколки разбитого вдребезги».

«Лоскутная» и Постниковский пассаж. Гостиница «Дрезден» и памятник Скобелеву. Дом Фамусова и палаты Кантакузенов. Страстной монастырь и церковь Димитрия Солунского.

ПРЕМЬЕРА!!!«Три бульвара за один раз» (из цикла «Московские бульвары»). Страстной Петровский, Цветной.

ПРЕМЬЕРА СЕЗОНА!!!«С чего начиналось масонство в Москве» (Прогулка из цикла «Масонская Москва»)

Сухарева башня и чернокнижник Брюс. Франц Лефорт и «Черная Книга». Фонвизины и Корбюзье. Меншикова башня и «Россия» А также Грибоедов и еще немножечко Склифа.

Сухаревская площадь – Сретенка, - Рождественский бульвар - Сретенский бульвар – Чистопрудный бульвар

23 августа, пятница. «Небоскребы, небоскребы… Тайна дома Нирнзее». К 105-летию первого московского небоскреба.

Здесь летала «Летучая мышь» и снимал режиссер Гардин. Почему этот дом называли домом с привидениями, и кто их прогнал. Кто любил есть на крыше, а кто с крыши дома прыгал вниз головой. И, наконец, где встретились Мастер и Маргарита, а где Булгаков и его муза.

Начало в 12.00. Продолжительность – один час.

«От Страстной до Пушки». История Страстной площади, ставшей Пушкинской, и ее окрестностей.

Страстной монастырь и Дом актера. Путешествие памятника Пушкину и путешествие от «Лиры» к «Макдональдсу». Дом Фамусова и дом Орловой. «Армения» и « Пушкин».

Начало в 13. 00. Продолжительность – один час.

ПРЕМЬЕРА!!! Московская Малюшинка. Дома крупнейшего столичного купца и домовладельца Федора Малюшина и их насельники. К 175-летию Ф. Малюшина. Из цикла «Забытые москвичи».

Купцы Разореновы и шифровальшик Крамфус, полиглот А. Фюнер и чай в Черкасском переулке

Цветной бульвар - Садовая-Сухаревская – Сретенка – Рождественский бульвар- Трубная

Начало в 14.30. Продолжительность – два часа.

Начало в 18.30. Продолжительность – полтора часа.

«Мы длинной вереницей идем за синей птицей». К 120-летию МХАТа и 90-летию «Синей птицы», в нем с огромным успехом поставленной.

МХАТы и мхатовцы и где отмечали успех «Чайки». Савва Морозов и Федор Шехтель. Чехов и Горький. Великие «старики» и легендарные спектакли МХАТ. Художественный театр вчера, сегодня, завтра.

Камергерский переулок – Тверская улица – Глинищевский переулок – Большая Дмитровка.

Начало в 20.00. Продолжительность – полтора часа.

Е. Гельцер, Е. Фурцева, Г. Вишневская, Л. Максакова, В. Холодная, Е. Булгакова, З. Волконская, Л. Орлова, М Цветаева, М. Плисецкая.

Брюсов переулок - Тверская ул. - Пушкинская пл. - Триумфальная пл.

Начало в 12.00. Продолжительность – два часа.

ПРЕМЬЕРА. »По следам «Мастера и Маргариты». Путем персонажей романа Михаила Булгакова под руку с реминесценциями, ассоциациями и всякого рода иными, пардон, аллюзиями.

От Грибоедова и «Аквариума» – сквозь дом 302-бис и Патриаршие – до особняка Маргариты и подвала Мастера.

От Триумфальной площади и Б. Садовой – сквозь Патриаршие и Спиридоновку - до Арбата и Пречистенки.

Начало в 14.00. Продолжительность - три часа.

ПРЕМЬЕРА! «Звезды не гаснут». Частная жизнь первых персон политики и искусства, церкви и моды, бизнеса и майнстрима.

От Ивана Грозного и Владимира Ленина до Валентина Юдашкина и Вольфа Мессинга. К кому любил ходить в гости митрополит Питирим, и почему тот, к кому он ходил, любит ходить по крышам. Кторовский сундучок и пассия Маннергейма. Московский адрес Рудольфа Нуреева и хобби Леонида Собинова. Где, как и с кем тусовался Гришка Распутин, и кого тасовал он сам.

Романов переулок – Большая Никитская ул. - Брюсов переулок – Тверская ул. – Камергерский переулок - Большая Дмитровка - Кузнецкий мост.

Начало в 17.30. Продолжительность – полтора часа.

ПРЕМЬЕРА! «Москва модная». Улицы и магазины, театры и кинотеатры, франты и франтихи.

Надежда Ламанова и Александр Вертинский, синематограф «Малая Дмитровка» и Ленком, ОДМО и Кузнецкий мост.

Малая Дмитровка - Тверская ул. – Камергерский пер. – Кузнецкий мост – Неглинная ул.

Начало в 19.00. Продолжительность – полтора часа.

25 августа, воскрсесенье. «Тайны Ивановской горки. Москва, которую мы потеряли». Путешествие по одному из самых уникальных мест столицы.

Языческая Москва и ее балтийская родословная. От древнейшей подкопаевской культуры до Царских садов. Хитровка и Кулишки. Местами гетмана Мазепы и сыщика Фандорина. Тайна княжны Таракановой и в гостях у Мандельштама. Аллея правителей и Ивановский монастырь. Церковь св. Владимира в Старых Садех и синагога. Морозовский сквер и главная лютеранская церковь России.

Улица Забелина – Солянка - Подколокольный переулок – Хитровская площадь – Подкопаевский переулок – Колпачный переулок – Старосадский переулок – Петроверигский переулок. церковь св. Владимира в Старых Садех - – синагога.

Начало в 17.00. Продолжительность – полтора часа.

«От Рюрика до Ельцина». Прогулка по Аллее правителей России. Эксклюзивное и невероятно увлекательное, а - самое главное – пронзительно правдивое путешествие длиной в 1150 лет.
История Отечества от языческой Руси через православное Московское царство, государство Великия и Малыя и Белыя Руси, Российскую империю и коммунистическую тиранию до…земли скреп, фетв и сугубого сколенвставания.

Малоизвестные страницы русской истории с весьма интересными подробностями из жизни тех, кто ее творил.

А также о том, кто такие русские и откуда они взялись, зачем понадобился варяг Рюрик, и кому целовал руки Иван Грозный, где любил ночевать Петр Первыйи куда ушел (и откуда уже не вернулся) его потомок Александр Павлович, а также о том, почему на Руси веселие есть пити (и кто оному веселию отдал в Отечестве особенно щедрую дань) и как правильно с колен вставати, чтобы прямо в рай попадати.

Начало в 18.30. Продолжительность – один час.

И НЕ ЗАБУДЬТЕ, ЧТО ВРЕМЯ С ШУНДРИНЫМ ЛЕТИТ НЕЗАМЕТНО!

А стоимость для дам и сопровождающих их господ - всего 300 руб., для дам элегантного возраста и их спутников - целых 200 руб., а для барышень и их кавалеров до 14 лет - и все 100 руб.

Поми Вас предупредить о Вашем участии не позднее 24.00 накануне дня прогулки по тел.:8 915 235 96 06 или СМС. А кому удобно - сообщением на почту:[email protected]. Александр.

Вы можете также заказать интересующую Вас прогулку, и мы постараемся непременно исполнить Ваше желание.

А также получить любую интересующую Вас справку о той стране, городе и т. д. в любом уголке земного шара, которые собираетесь посетить.

Ждем Вас с…надеждой. И вдвойне - с нетерпением. На наших моционах и в Фэйсбуке в группе Genius Loci.

Дети до 16-ти лет не только допускаются (в том числе и без родителей) в больших количествах, но еще и настойчиво приветствуются.

С уважением,
Александр Казанцев
[email protected]

Церковь на Маросейке находится между современной высоткой со стеклянным фасадом с одной стороны и оживленной магистралью с другой. Кажется, будто ее случайно «поставили» в центре шумного и пыльного мегаполиса. Хотя это Москва выросла вокруг нее за четыре столетия.

История обители

Современное здание Космодамиановской церкви в Москве - уже не первое на этом месте. Сначала здесь стояла деревянная церковь, которая горела дважды: в 1547 и 1629 годах. После второго пожара храм строили уже из камня.

Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке

Главный престол каменной церкви был посвящен св. Николаю Чудотворцу, поэтому называли ее часто Николаевской. Святым Бессребреникам Косме и Дамиану был посвящен придел. Со временем пристроена была паперть, возведена колокольня, а затем и второй этаж. Там устроили еще одну церковь и посвятили ее Казанской иконе Божией Матери.

К концу XVIII века здание почти полностью обветшало, и прихожане решили возвести новый. В июле 1790 года началось строительство на этом месте храма, в котором:

  • главный придел в честь исцеления Спасителем расслабленного;
  • южный придел освящен во имя свт. Николая Чудотворца;
  • северный придел - святых Бессребреников Космы и Дамиана.

Космодамиановский придел оставался единственным неизменным, поэтому и название церкви в народе прижилось такое.

До середины XIX века храм состоял из двух частей. На зиму закрывали неотапливаемый главный придел. В теплой части, которая включала только приделы и трапезную, места было мало. Благодаря устройству в подвале печи, все пространство стало использоваться в зимнее время.

В 1930-е годы храм оказался под угрозой уничтожения: постановление о взрывных работах было подписано, но не исполнено. В церковных помещениях в советское время располагались склад, архив, классы рисования.

Передача здания архиву совпала по времени с уничтожением трех построек на его территории и частичной реставрацией внешнего убранства. Даже кресты были вновь установлены. Внутри возникла вереница перекрытий. Все это произошло в 1960 годы.

Храмовая икона святых Космы и Дамиана

Русская православная церковь вернула храм Космы и Дамиана на Маросейке в 1993 году. Первую Литургию после реставрации отслужили в престольный праздник Космы и Дамиана 14 ноября того же года.

Храм сегодня

Сегодня богослужения в церкви Косьмы и Дамиана на Маросейке проводятся регулярно:


В дни православных праздников вне зависимости от дня недели Литургия начинается с 9:00, а в 17:00 накануне служат всенощную.

На заметку! Исповедаться в Космодамианской церкви можно утром в любой день, когда служат Литургию.

С момента восстановления церковной жизни в храме святых Бессребреников Космы и Дамиана в Москве ее бессменным настоятелем остается протоиерей Федор Бородин.

Приходская жизнь

Жизнь общины строится вокруг нескольких направлений служения. Здесь работают:

  • историко-культурный просветительский центр, который проводит кинолектории, открытые встречи и лекции, музыкальные вечера;
  • катехизаторские группы «Открытие веры» для тех, кто готовится креститься сам или стать крестным родителем;
  • Евангельские чтения;
  • социальная служба;
  • воскресная школа.

Самым младшим воспитанникам воскресной школы при церкви Космы и Дамиана около полутора лет. Они занимаются лепкой, рисованием, водят хороводы и играют. Для самых маленьких воскресная служба состоит в общей молитве. Старшие воспитанники с наступлением лета не отходят от церковной жизни, а отправляются с приходом в поход на байдарках.

Святыни

В храме Космы и Дамиана в Москве можно поклониться:

  • иконе Спасителя, исцелившего расслабленного;
  • мощам и иконе святых Бессребреников Космы и Дамиана;
  • мощам святого мч. Вонифатия;
  • мощам свт. Луки Крымского (Войно-Ясенецкого).

Престольные праздники

Церковь Косьмы и Дамиана в Москве трехпрестольная, поэтому и праздников у храма немало.

  • Главное храмовое празднование совершается в Неделю о расслабленном в память об исцелении Спасителем расслабленного у Овчей купели.

Неделя о расслабленном ежегодно отмечается в разные дни, но всего в четвертое воскресенье после Пасхи. В 2018 году этот день выпал на 29 апреля, Пасху православные отпраздновали 8 апреля.

Престольный праздник в храме святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке

  • 14 ноября празднуется память святых Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских.
  • Несколько раз в году Церковь вспоминает святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца.
Важно! Самым известным днем памяти святого Николая является 19 декабря, день успения. Кроме того, принято чтить день перенесения его мощей в Бари 22 мая и рождество 11 августа.

Как добраться

Храм Космы и Дамиана находится на пересечении улицы Маросейка и Старосадского переулка по адресу ул. Маросейка, 14/2, стр.3.

Существующий ныне на Маросейке Космодамианский храм построен в 1793 году, но на этом же месте церковь была и ранее, так что следует различать собственно две церкви: старую и настоящую.

Когда именно и кем была построена старая Космодамианская церковь, точных сведений не имеется. Достоверно только, что церковь эта существовала еще в начале 17-го века. Так, о ней упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за 1625 год и в "Книге царского жалованья московским церквам". Из тех же свидетельств можно видеть, что старая церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная - с главным престолом во имя Свя-тителя Николая и придельным во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Но в документах и среди верующего народа ее чаще называли Космодамианской, что говорило об особом почитании этих святых.

В конце 17-го столетия над старою Космодамианской церковью была сделана надстройка второго верхнего яруса княжною Евдокией Андреевной Куракиной, владения которой располагались на месте современного здания на Маросейке д. 12, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, почему Космодамианская церковь иногда называлась еще Казанскою. Сначала эта церковь была только ружною (состоящей на руге, т. е. содержании) княгини Куракиной, и особые от космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства Куракиной, но в 1771-1772 гг. она поступила в заведование космодамианского причта и соединилась с приходскою церковью.

Следует заметить, что в это время, т. е. в конце 18 века, Космодамианский храм пришел в полную ветхость, и прихожане пришли к мысли не о ремонте церкви, но о сооружении нового храма и, притом, с некоторым изменением в устройстве. В июле 1790 года они вошли к Митрополиту Московскому Платону с ходатайством - ветхий храм сломать и вместо него соорудить новый во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, с двумя приделами: во имя Святителя Николая и святых бессребреников Космы и Дамиана.

Замечательно, что наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. Это и есть тот самый храм, который существует ныне. На предмет построения этого храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования, но во главе жертвователей и душою святого дела был подполковник Михаил Родионович Хлебников: на его имя была выдана и храмозданная грамота в январе 1791 года. Его дом сохранился до наших дней - сегодня здесь располагается посольство Республики Беларусь (Маросейка, 17).

В декабре 1793 года новый Космодамианский храм был окончен постройкою вчерне, а совсем благоукрашен был только придел во имя св. Николая, который и освящен был 18 декабря того же 1793 года. С того времени начато было и богослужение в новом храме. Через 2 года, а именно, 21 октября 1795 года, освящен был другой придел во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, а главный - во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, представляющий и поныне единственный в Москве храм с таким наименованием, - освящен был 4 октября 1803 года, так что новый Космодамианский храм, собственно говоря, строился в течение 12 лет.

Новый храм, построенный по плану известного архитектора М. Ф. Казакова, представляет собой замечательно искусное сочетание отдельных частей и линий. Оригинально в этом храме устройство приделов: они помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также настоящая церковь и отчасти алтарь её.

К сожалению в истории храма нет достоверного ответа на вопрос о причинах столь исключительного посвящения и наименования главного престола. Существует догадка, что на это могло повлиять явление в конце 18-го века чудотворной иконы Спаса - Исцелителя расслабленного в селе Ведерницы, Дмитровского уезда, и привлекшее к себе в то время множество народа обилием исцелением от различных недугов. В этом селе в 1773 - 1780 годах на средства прихожан был построен храм с одноименным престолом (он сохранился до наших дней, правда в запустении). Это событие не могло не найти отклика среди москвичей.

В самой летописи Космодамианской церкви также записано несколько случаев благодатных исцелений, полученных больными от храмовой иконы Спасителя, Исцелителя расслабленного. Эта икона являлась особо чтимою святынею уже с самого построения и освящения этого храма, привлекая к себе благочестивых поклонников из разных мест столицы. Особенно это было заметно в храмовый, единственный во всей Москве, праздник, совершаемый в третье воскресенье по Пасхе. С давнего времени установлено совершать пред этою иконою молебствие каждую субботу, по окончании всенощного бдения.

В 1812 году, во время наполеоновского нашествия, Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений. Многие же другие московские церкви после разорения французами так и не смогли восстановится и были либо разобраны, либо приписаны к другим церквям.

Так случилось и со стоявшим в Петроверигском переулке храме в честь Апостола Петра и его честных вериг. Впервые упоминаемый в летописи 1625 года, она знаменита тем, что перестройка ее из деревянной в каменную была произведена боярином Ильей Милославским в 1669 году в память бракосочетания его дочери Марии Ильиничны с государем Алексеем Михайловичем (это был его первый брак), пришедшего 16 января 1652 года в день престольного праздника храма. После разграбления французами, уничтожения пожаром зданий вокруг церкви и, фактически, лишения возможности прихожанами содержать Петроверигскую церковь, ее сделали приписной к храму Космы и Дамиана. А в 1844 году в связи с ветхостью ее разобрали, использовав освободившийся материал в ином церковном строительстве. На месте церковного алтаря поставили памятный столб, ко-торый в 1923 году снесли. Ныне на этом месте располагается закругленная часть дома № 6 по Петроверигскому переулку.

До 1857 года Космодамианская церковь разделена была на 2 половины: зимнюю и летнюю. Не отличаясь по своей конструкции поместительностью, храм этот в зимнее время становился особенно тесным, так как холодный храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного, запирался на зимнее время, теплый же состоял лишь из трапезной и двух приделов. В 1857 году настоящая холодная церковь сделана теплою, для чего в подвале под церковью была устроена духовая печь.

В 1893 году Космодамианский храм обновлен внутри и снаружи. Это великолепное обновление Космодамианского храма тем более приятно, что совпало со столетним юбилеем со времени построения и освящения Николаевского придела, отпразднованным с великою торжественностью 18 декабря 1893 года с совершением крестного хода вокруг церкви при громадном стечении богомольцев.

В конце 19-го века в приход Космодамианской церкви входило тридцать домов. Среди прихожан храма много замечательных имен. В 1832 году дом № 4 по Петроверигскому переулку приобрел известный купец-чаеторговец П. К. Боткин. Эта купеческая семья сыграла выдающуюся роль в истории русской культуры. Его сын Петр Петрович Боткин в течение долгого времени был старостой храма Космы и Дамиана. Сын Петра Петровича - Сергей Петрович Боткин (1832-1889) - выдающийся медик-клиницист и общественный деятель. Ученик Н.И. Пирогова, учитель И.П. Павлова, профессор Медико-хирургической академии, лейб-медик (личный медик при Императоре). Сын же его - Евгений Сергеевич Боткин - тоже лейб-медик состоял при последнем императоре Николае II и, сохранив до конца верность монарху, вместе с ним принял мученическую смерть в 1918 году.

Прихожанином Космодамианского храма был поэт и дипломат Федор Иванович Тютчев. Он проживал в доме № 11 по Армянскому переулку (на углу Сверчкова переулка) построенном, кстати, тоже М. Казаковым. Бывая в Москве, храм часто посещал Ф. М. Достоевский.

В начале тридцатых годов храм разделил судьбу многих русских святынь. Приход был разогнан, иконы и украшения храма конфискованы и пропали бесследно. Один из последних настоятелей храма, протоиерей Владимир Рождественский, окончил свою жизнь в лагерях. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но Господь не допустил этого. В 1933 году Моссовет распорядился “передать здание Управлению рабоче-крестьянской милиции г. Москвы для использования по специальному назначению”. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, клуб автомототуристов, архив, художественные классы. Была сломана ограда церкви и перед ней возведен деревянный павильон с пивной. В 60-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте в 1972 году выстроено огромное ад-министративное здание, храм был передан ему под архив. В те же годы была произведена частичная реставрация - восстановлено внешнее убранство храма, возведена ограда, по типу уничтоженной. Тогда же был сделан наружный ремонт церкви, водружены золоченые кресты. Однако интерьер храма был изуродован: построено этажное перекрытие и множество перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон.

22 июня 1993 года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания храма Русской Православной Церкви. В храме начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану. 14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая литургия. На Пасху (14 апреля) 1996 года богослужение было возобновлено и в центральном алтаре во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного.
Ныне приходская постепенно возрождается: при храме действует Воскресная школа для детей и взрослых. Храм осуществляет издательскую деятельность, издавая книги, начиная от детских и заканчивая святоотеческой литературой. Имеющаяся книжная лавка, одна из крупнейших в Москве. В планах прихода создание православной библиотеки со свободным доступом и оказание помощи в организации приходских библиотек другим храмам.

Богослужения:
По воскресеньям: исповедь, молебен избранным святым - 8:00; часы - 8:30; Литургия - 9:00;
По средам: 8:00 - Исповедь, утреня, часы, Литургия. в 17:00 Вечерня. в 17:30 водосвятный молебен о болящих с чтением акафиста святым Косме и Дамиану

Храмовой день празднуется в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном (переходящее празднование в зависимости от празднования дня Пасхи) по престолу центрального алтаря, освященного в честь Господа, Исцелителя расслабленного.