Святая вода, как освятить воду дома самому? Святая вода: церковные традиции и околоцерковные суеверия освящения воды

Вода святая – обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая освящающие (благодатные) и исцеляющие свойства после совершения особого молебна, именуемого водоосвящением.

Всю нашу жизнь рядом с нами великая святыня – святая вода (по-гречески «агиасма» – «святыня»). Мы впервые окунаемся в нее в Крещении, когда при принятии этого Таинства трижды бываем погружаемы в купель, наполненную святой водой. Святая вода в Таинстве Крещения омывает греховные нечистоты человека, обновляет и возрождает его в новую жизнь во Христе.

Святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Нас окропляют святой водой на крестных ходах, при молебнах.

Водоосвящение или водосвятие, бывает малое совершаемое во всякое время на водосвятном молебне, и великое. Великое водоосвящение совершается дважды в году – в самый день Богоявления, а также накануне, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник). В сочельник и в самый день праздника Богоявления (Крещения Господня) при освящении воды совершается один и тот же чин.

Крещенская вода – это святыня, которая должна быть в доме у каждого православного христианина. Святую крещенскую воду принято употреблять натощак вместе с просфорой после утреннего молитвенного правила с особым благоговением как святыню.
«Освященная вода, – как писал святитель Димитрий Херсонский, – имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею». Она, приемлемая с верой и молитвой, врачует наши телесные болезни. Преподобный Серафим Саровский после исповеди паломников всегда давал им вкушать из чаши святой богоявленской воды.

Преподобный Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять продукты и саму пищу иорданской (крещенской) водой, которая, по его словам, «сама все освящает». Когда кто-нибудь сильно болел, преп. Серафим благословлял принимать по столовой ложке освященной воды через каждый час. Он говорил, что сильнее лекарств, чем святая вода и освященное масло, – нет.

Важно знать, что купание в освящённых водоёмах является лишь традицией, никакого очищения от грехов оно не несёт и не является заменой Таинству Покаяния (Исповеди). В дни церковных праздников христиане стараются участвовать в богослужениях и главном Таинстве Церкви – Святом Причащении.

Нет необходимости запасать большие ёмкости святой воды: когда она будет заканчиваться, достаточно добавить в неё обычной чистой воды, которая освятится имеющейся богоявленской.

Великая агиасма по канонам церковным рассматривается как своего рода низшая степень Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладывается епитимия и запрет приступать к Святым Телу и Крови Христовым, делается обычная по канонам оговорка: «Точию агиасму да пиет».

Наивными выглядят утверждения о том, что святая вода приобретает свои свойства благодаря ионам серебра от серебряного креста, который священник погружает в воду во время Чина освящения воды. По этому поводу есть даже такой анекдот:
«Сколько ионов серебра содержится в литре освященной крещенской воды, если освящение проводилось в проруби, вырубленной во льду Волги (как это бывало обычно до революции и практикуется сегодня), в месте, где ширина реки достигает километра, глубина – десяти метров, скорость течения – 5 км/час, а крест, которым деревенский батюшка освящал воду, – деревянный?».

Освящение воды в Таинстве Крещения вообще совершается просто рукой священника. И, тем не менее, эта вода имеет все свойства, которые должна иметь святая вода.

В Православной Церкви святая вода имеет самое широкое применение, как источник Божией благодати в таинственном освящении всех и всего. Так, новорожденные младенцы (или некрещенные возрастные) через крещение в воде освобождаются от первородного греха и соединяются со Христом, становясь новой тварью. Умирает человек, останки его и последнее обиталище – гроб, кропятся святой водой в напутствие в вечность, как и место упокоения – кладбище.

Отправляется кто в путешествие, благословляется он окроплением святой водою. Перед начатием учения отроков окропляют святой водой. И основание дома, и само жилище человека непременно освящается святой водой. В церкви все имеющее священное употребление, обязательно освящается через кропление святой водою, как и сам храм при основании, при завершении строительства его и постоянно в нарочитые дни и праздники года.

Так, в храме освящается святой водой все принадлежащее алтарю и служителям алтаря – престол, жертвенник, антиминс, служебные сосуды, кресты, Евангелия, одежды алтарные, облачения священнослужителей и т.д. Освящаются также все священные предметы – иконы, кресты, хоругви, ковчежцы, колокола и прочее.

Трудно найти нечто такое, что было бы настолько необходимо людям в их земной жизни и составляло такую насущную потребность, как хлеб и вода. Хлеб – простейшая и естественная пища человека, поддерживающая и укрепляющая его силы. Воду человек употребляет для утоления жажды и приготовления пищи, омывает ею тело и используемые им вещи.

Два этих необходимейших человеку в его телесной жизни вещества оказываются для него неотъемлемыми элементами и в жизни духовной. Состоящий из многих зерен хлеб олицетворяет собой Церковь – Единую при множественности ее членов. Хлеб служит величайшему Таинству – Святому Причащению.

Освящением воды Церковь возвращает водной стихии первобытную чистоту и святость, силой молитвы и Слова Божия низводит на воду благословение Господне. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, гасит пламя страстей, отгоняет злых духов.

Поэтому святая вода обязательно присутствует при освящении храмов и всех предметов, употребляющихся в богослужении, при освящении жилых домов, построек, любого бытового предмета. Верующих окропляют святой водой в крестных ходах, при молебнах.

МОЛИТВА НА ПРИНЯТИЕ ПРОСФОРЫ И СВЯТОЙ ВОДЫ

Господи Боже мой, да будет дар Твой святый: просфора и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.

Азбука Веры

В этой статье:

Сглаз – это отрицательная энергетическая программа, которая отличается от порчи не только силой воздействия, но и способом наведения. Такой негатив образовывается под воздействием каких-либо отрицательных чувств и эмоций человека, к примеру, из-за ревности или зависти. Плохие чувства способствуют накоплению негативной энергии, которая при достижении определенного объема может вырваться наружу и причинить вред другим людям.

Святая вода на протяжении многих веков считается одним из самых эффективных средств от сглаза и других видов негатива. Освященную воду можно использовать как вместе с другими методами борьбы с отрицательной энергией, так и отдельно.


Кроме того, существует целый ряд очистительных магических ритуалов, для проведения которых потребуется заряженная церковной энергетикой жидкость.

Что такое сглаз и как с ним бороться

Сглаз иногда считают разновидностью порчи, но это совсем неверно, ведь такой негатив может быть наведен без дурного умысла, причем, людьми, которые даже не думают о том, чтобы причинить кому-то зло. Из-за этого сглаз является самым распространенным видом негативной энергии, жертвой которой может стать любой человек без исключения.

Сглаз является достаточно слабой формой отрицательной энергии, и с ним достаточно просто бороться. В большинстве случаев, верующий человек сможет избавиться от негативного влияния с помощью одних только молитв, икон и святой воды.

Что такое святая вода

Святой воду называют воду, взятую в освященных источниках или в церквях. Зарядить воду христианской чистой энергией можно и самостоятельно, для этого достаточно опустить в сосуд с чистой водой освященный нательный крестик и семь раз прочесть молитву «Отче наш». Многие церковники говорят о том, что заряженная таким образом вода не является истинно освященной, так как только служители Господа имеют достаточную силу для проведения данного ритуала.

Их мнение можно легко объяснить, ведь они не хотят, чтобы простой человек понимал, что вся сила кроется в самой его вере, а попы, церкви и купола – это лишь яркая обложка, но не суть православия и христианства в целом.

Иисус Христос учил людей вере и говорил, чтобы они не делали себе кумиров, не поклонялись идолам, но именно этого добиваются сегодня некоторые, не чистые на руку, богослужители.

Святую воду действительно можно делать (заряжать) самостоятельно, но это доступно только искренне верующим людям, которые не сомневаются в своей вере и никогда не отходят от нее.

В деле освящения воды важную роль играет не то, кто проводит ритуал, а время проведения старинного обряда. Лучше всего заряжать жидкость энергией в крупные православные праздники, особенно на Крещение, ведь крещенская вода с давних пор считалась уникальной.

Даже в наш век прогресса, многие местные жители считают, что запастись крещенской водой вдоволь – это их священный долг, и с этой верой тяжело спорить, ведь такая чудодейственная вода всегда может пригодиться. Такую жидкость можно использовать не только для того, чтобы очистить тело и душу от отрицательной энергии, но и для избавления от самых разных заболеваний.

Святая вода — панацея от многих напастей

От чего раньше лечили святой водой

Наши предки веками использовали святую воду для лечения самых разных болезней. Некоторые свидетельства такого применения и чудесного исцеления дошли и до наших дней. Известно, что в Рязанской области святую воду использовали даже при укусах змей. Во время вербной заутрени святую воду настаивали на почках вербы, и именно такая жидкость позволяла бороться с ядом.

В Новгородской области особым почетам с давних пор пользуется крещенская вода, ее использовали для лечения гематом и ссадин, а также смазывали ею любые травмы на теле. Кроме того, считалось, что такая вода является единственным надежным лекарственным средством при заболеваниях у грудных детей. Конечно, сегодня не стоит забывать и о современных лекарственных препаратах, ведь они действительно способны спасать жизни.

На Руси святую воду использовали не только для внешнего и внутреннего применения. Именно с тех пор до наших дней дошла традиция крещенских купаний в проруби, ведь перед этим водоем освящают, а значит, можно говорить, что купаются люди в уже святой воде.

Считается, что купание в проруби на Крещение, способно избавить человека от любых заболеваний, даже самых серьезных. Кроме того, даже полностью здоровые люди опускаются в прорубь в профилактических целях. Самое удивительное то, что после таких купаний практически не бывает случаев простуды, даже больным людям холодная вода не приносит никаких осложнений.

Святая вода сегодня

Освященная вода и сегодня сохраняет свои чудодейственные свойства. Помимо крещенской воды, для борьбы со сглазом и порчей подойдет также Иорданская вода, набранная 18-го января, сретенская вода, набранная 15-го февраля, а также Спасовская вода, набранная 19-го августа.

Чтобы избавиться от простого сглаза порой достаточно просто сбрызнуть больного человека святой водой и дать ему выпить несколько глотков. Маленьких детей, помимо прочего, святой водой нужно умывать, и смачивать им головку.


Данный способ — очень хороший смыв бытового негатива

При сильном сглазе можно воспользоваться обрядом с ванной. Наберите половину ванной теплой воды, температурой в 36-38 градусов Цельсия, а затем вылейте в ванну крест-накрест немного воды освященной. После этого садитесь в ванну и читайте любые известные вам заговоры от негатива или молитвы, подойдет всем известная «Отче наш». Если после приема ванной вы заметите на теле сыпь или даже синяки, то не стоит пугаться, это хорошие признаки, свидетельствующие о начале процесса очищения организма от отрицательной наведенной энергии. Кроме того, в ванну можно добавить несколько ложек соли.

Существует множество народных суеверий о том, как нужно использовать и от чего помогает святая вода:

  • от всех видов порчи лучше всего помогает вода, взятая из трех разных криниц до восхода солнца;
  • из родников и криниц вода будет самая чистая и полезная;
  • хорошо помогает от любых заболеваний вода, которая течет по ходу движения солнца, то есть, с востока на запад;
  • глина способствует очищению воды, потому вода из родника или реки с глиняным руслом будет полезнее воды, взятой из водоема с руслом каменным;
  • дополнительным достоинством обладает вода, которая течет вниз с возвышенности;
  • от колдовства поможет защититься вода, которая течет из родника и открыта для ветра и солнца;
  • организм человека лучше всего усваивает свежую колодезную воду, особенно, если перед употреблением она простоит сутки в новом глиняном кувшине с открытым горлышком;
  • святая вода хорошо помогает против бессонницы, для крепкого сна можно делать компрессы на лоб из холодной жидкости;
  • от головной боли помогут теплые ванны для ног, в которые добавляется небольшое количество святой воды;
  • чтобы в доме не водились клопы, сбрызгивайте святой водой кровати и все постельное белье.

Святая вода – это один из самых мощных источников христианской энергии. При правильном использовании, эта жидкость может помочь в самых разных жизненных ситуациях, начиная от проявлений отрицательной магической энергии, заканчивая сложностями в личной жизни и болезнями.

Важно помнить лишь о том, что святая вода будет обладать силой только в том случае, если вы сами будете верить в эту силу, в силу Бога. Для истинно верующих в любой ситуации не понадобятся иные источники потусторонней силы, кроме иконы, святой воды и молитвы.

19 января - один из дней, в который все православные храмы переполнены до отказа, ведь именно в этот день Церковь празднует Крещение Господа Иисуса Христа и по древней традиции совершается освящение воды, которое называют Великим водоосвящением. К сожалению, именно этот церковный праздник сопровождается шлейфом различных народных суеверий, не имеющих основания в церковной традиции. Вместе с клириком саратовского храма Первоверховных апостолов Петра и Павла, священником Василием КУЦЕНКО мы попытаемся рассмотреть наиболее распространенные суеверия, с тем, чтобы понять, как же нужно относиться к святой воде и что с ней делать согласно церковной традиции.

1. Есть вода «богоявленская» (освящается 18 января, в Крещенский сочельник) и «крещенская» (освящается 19 января, в сам день Крещения Господня).

Великое водоосвящение совершается дважды, это правда. Первое водоосвящение - накануне праздника Крещения, 18 января, в Крещенский сочельник, а второе - в сам день праздника. Но никакого отличия у этой воды нет, ведь и 18, и 19 января используется один и тот же чин (то есть последовательность молитв) водоосвящения. Вода, освященная по этому чину, называется Великой агиасмой, то есть Великой святыней. Не бывает отдельно «богоявленской» и отдельно «крещенской» воды, но только — Великая агиасма. В богослужебных книгах Православной Церкви праздник Крещения Господня называется «Святое Богоявление, Крещение Господа нашего Иисуса Христа». Слово «Богоявление» является кратким выражением событий, которые произошли во время Крещения Иисуса Христа от Иоанна Крестителя на реке Иордан. В Евангелии от Матфея это описано так: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3, 16-17). То есть Крещение было явлением Божественной славы и подтверждением Богосыновства Господа Иисуса Христа.

Точно ответить на вопрос, с чем связана практика двух водоосвящений, сложно. Известно, что уже в VI веке в Палестине существовала традиция совершения освящения воды в реке Иордан накануне и в сам день праздника Крещения. В Древней Руси существовал обычай, который сохраняется и до сих пор в некоторых местах, совершать Великое водоосвящение 18 января в храме, а 19 января - вне храма, устраивая крестный ход к специально приготовленной проруби - Иордани.

2. В день Крещения Господня, окунувшись в ледяную купель или облившись водой, можно считать себя крещеным и носить крестик.

Действительно, существует традиция купания в проруби в праздник Крещения Господня. Но это именно купание, а не Таинство Крещения. Хотя, если познакомиться с историей праздника Крещения Господня, то можно увидеть, что именно этот день был раньше днем, в который принимали крещение взрослые люди. Уверовавший в Господа Иисуса Христа человек в течение определенного времени готовился принять Таинство Крещения, которое являлось новым рождением для жизни с Богом и вступлением в Церковь. Такие люди назывались оглашенными. Они изучали Священное Писание и основы христианской веры и готовились перед принятием Крещения покаяться во всех своих грехах, ведь принятие христианства должно начинаться с покаяния, то есть с изменения жизни. Поэтому Крещение без покаяния было попросту невозможно. И вот в праздник Крещения Господня епископ совершал Таинство Крещения взрослых. Такие крещения также совершались накануне праздника Рождества Христова, в Великую Субботу (суббота перед праздником Пасхи), на саму Пасху и на праздник Пятидесятницы, который также называется днем Святой Троицы или Сошествия Святого Духа на апостолов. Великое водоосвящение в день Крещения Господня является напоминанием для современных христиан о древнем крещении оглашенных. Но нужно помнить, что принятию Таинства Крещения предшествовали подготовка, покаяние в грехах и подтверждение искренности своих намерений перед церковной общиной. Поэтому нельзя сказать, что окунуться в прорубь-иордань и принять Крещение - одно и то же.

3. Искупавшись в Крещенскую ночь в проруби, можно избавиться от всех болезней, грехов и сглаза. Если в течение года заболеешь, нужно пить крещенскую воду для исцеления.

Нужно расставить акценты: отдельно - болезни и грех, отдельно - сглаз. Сглаз, порча и тому подобное - это суеверие. И избавляться нужно только от одного - от веры в суеверия. Христиане верят в Бога, а не в сглазы, порчи, привороты и т.п. Обращаясь к Богу в молитвах, мы просим, чтобы Бог защищал нас от зла. Например, в молитве «Отче наш» есть слова: «Избави нас от лукавого», то есть от дьявола. Дьявол - падший ангел, который противится Богу и хочет отвратить человека от Бога, поэтому мы и просим, чтобы Бог избавил нас от дьявола и всего того зла, которое он пытается посеять в людях. Если человек искренне верит в Бога, в то, что Господь Бог защищает верующих от всякого зла, то одновременно с этим верить в порчу, сглаз и тому подобное - невозможно.

Принимая крещенскую воду (как и любую другую святыню, например, просфору или освященный елей - масло) человек может молиться Господу о том, чтобы эта святыня послужила бы ему средством исцеления от болезней. В чинопоследовании Великого водоосвящения есть такие слова: «О еже бытии воде сей освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела и на всякую пользу изрядную Господу помолимся» (русский перевод: «Дабы стала эта вода освящения даром, от грехов избавление, для исцеления души и тела и для всякого полезного дела пригодной, Господу помолимся»). Мы просим, чтобы через употребление агиасмы человек получал благодать Божию, очищающую грехи, врачующую душевные и телесные немощи. Но все это не некое механическое или автоматическое действие: выпил воды - и все стало сразу хорошо. Здесь необходима вера и надежда на Бога.

4. Вода на Крещение становится святой везде, и нет нужды идти за ней в храм, можно набрать дома из-под крана.

Если понимать некоторые слова (например, «днесь - то есть сегодня, сейчас - вод освящается естество…») из чина Великого водоосвящения в широком смысле, то можно сказать, что действительно происходит освящение всех вод. Но опять же важно понять, что происходит это не само по себе, а по молитвам Церкви. Церковь просит, чтобы Господь Бог освятил воды, дал Свою благодатную силу, очищающую и освящающую естество воды. К сожалению, часто бывает так, что многие приходят в храм именно за водой, не участвуя при этом в богослужении праздника Крещения Господня. Получается, что крещенская вода становится самоцелью. А это неправильно. Прежде всего мы должны прославить Бога за его благодеяния к роду человеческому, которые Он явил через Своего Сына, Господа Иисуса Христа, взявшего на Себя грехи всего мира, ведь именно в память Крещения Христова на иордани и совершается освящение воды.

5. Крещенская вода никогда не портится.

Есть свидетельство святителя Иоанна Златоуста, жившего в IV веке: «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год… Существо этой воды не портится от продолжительности времени, но… целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и после столь долгого времени не уступает водам, только что взятым из источников». Но бывает и так, что крещенская вода может испортится. Это происходит или из-за небрежного хранения, неблагоговейного отношения к святыне, или по каким-либо другим, вполне естественным причинам. В таком случае нужно вылить святую воду в непопираемое место (в храмах для этого специально устраиваются «сухие колодцы»).

6. Нужно добавлять крещенскую воду в ванночку, в которой купают младенцев, чтобы они не болели.

Думаю, это тоже одно из суеверий. Каждый человек может заболеть. И великие святые страдали от физических болезней. Например, преподобный Серафим Саровский не мог выпрямить спину из-за полученной травмы. На него напали разбойники и жестоко избили. Святая Матрона Московская от рождения до конца своих дней была слепой. Никто не запрещает давать святую крещенскую воду младенцам (все же лучше пить святую воду), в том числе и во время болезни. Но в очередной раз нужно напомнить о том, что употребление святыни - это не механизм, а действие, которое требует веры и надежды на Бога.

Существует традиция: водой, взятой в храме в день Крещения Господня, окроплять дома, участки и все, что там находится. Поэтому вполне можно окропить крещенской водой и свое жилище, и домашние вещи. При этом можно петь или читать тропарь (главное песнопение) праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе Господи…».

7. Ели регулярно в течение года пить крещенскую воду, можно не причащаться.

Нельзя. Вероятно, это суеверие также связано с неправильным пониманием церковных традиций. Освященная в праздник Крещения вода, даже являясь Великой святыней, как уже было сказано, все же не может заменить причащения Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Хотя, например, есть определенные сходства в практике Причащения и употребления агиасмы - причащаться и пить агиасму нужно натощак. Этим подчеркивается особенное отношение к воде, освященной на Крещение. По правилам Церкви, Великую агиасму рекомендовали употреблять в качестве духовного утешения людям, которые по различным причинам находились под отлучением от Таинства Причащения, то есть речь шла не о полной и равнозначной замене, а лишь о духовном утешении.

8. И простой человек может освятить воду самостоятельно, прочитав над ней молитвы.

Действительно, молитвы Великого водоосвящения, как и все другие церковные молитвословия совершаются от лица всей Церкви. Священник, призывая верующих к молитве, произносит: «Миром Господу помолимся!» (русский перевод: «В мире, то есть в мирном состоянии, Господу помолимся!») - мы помолимся, то есть все те, кто находится на богослужении. Верующие люди - не наблюдатели происходящего, а живые участники богослужения, вместе со священнослужителями возносящие единую молитву к Богу. Поэтому можно сказать, что в освящении каждый верующий участвует своей молитвой, становящейся единой молитвой всей Церкви. Поэтому, чтобы поучаствовать в Великом водоосвящении, каждый из нас может прийти на богослужение в храм 19 января.

Газета «Саратовская панорама» №2 (930)

Святая вода - величайшая православная святыня, она всегда имеется в доме верующего в Господа христианина. Она увенчивает образ Божественной благодати : очищает от скверны, укрепляет в подвиге спасения.

В нее мы трижды окунаемся во время сотворения Таинства Крещения в купели , она же возрождает каждого новокрещенного в новую жизнь в Боге.

Читайте об освященной воде:

Надлежит хранить ее благоговейно как величайшую святыню, принимая с молитвой и просфорой натощак в болезнях, при нашествии темных сил, в покорение страстей и прочей немощи. Самые же смелые в порыве обретения телесного здравия окунаются в морозные иордани, сооруженные на водоемах.

Внимание! Важным и интересным качеством святой воды является то, что даже в мизерном количестве она, добавленная к обычной, сообщает второй свои благодатные свойства, тем самым освящается вся вода.

Из благостного отношения к святыне, хоть и принято ее пить натощак, при недугах или по особой нужде в Божией помощи, можно и нужно ее пить или освящать ею вещи в любое время.

Святая вода обычно хранится долго и не портится. Но она может «пропасть» при неблагоговейном ее хранении и употреблении. К тому же, она может испортится у тех людей, кто постоянно скандалит, живет во грехе, она как-бы «реагирует» на внешний и внутренний негатив.

Запрещено пить воду нескольким людям из одного сосуда, горлышка бутылки, банки.

Важно! Женщинам в нечистоте стоит воздержаться от употребления агиасмы.

Святая вода

Как самостоятельно освятить воду

Воду можно освятить дома самостоятельно, ведь некоторые христиане, которые по каким-либо уважительным обстоятельствам не могут посетить святой храм. Необходимое условие совершения Таинства дома - искренняя и безоговорочная вера!

  1. Наполнить банку холодной водой из-под крана.
  2. Перекреститься, зажечь свечу и прочесть предначинательные молитвы.
  3. Трижды перекрестить воду и прочесть специальную молитву на освящение воды (ее можно найти в любом молитвослове). Влить в емкость немного крещенской воды из храма.

Нужно помнить, что все же желательно брать освященную воду в храме или участвовать в специальных водосвятных молебнах.

Околоцерковные заблуждения

  • Многие считают, что купание в крещенской иордани способно очистить душу от грехов. Это неверно, отпущение прегрешений совершается только через Таинство покаяния (исповеди) в православном храме.
  • Вода, набранная в церкви в день праздника Крещения Господня, является крещенской год, два, три и так далее, пока не иссякнут ее запасы. Люди ошибаются, считая, что ее святость «длится» всего лишь неделю.
  • Нет никакой разницы в том, набрана вода в сочельник или в день Крещения. По своим качествам она абсолютно одинакова. Освящается она одним и тем же чином, но многие люди даже не утруждают себя слушанием молитв. Некоторые околоверующие люди, к примеру, приходят сегодня за водой, а завтра повторяют то же самое, будучи уверенными в том, что «завтрашняя» вода сильнее «сегодняшней».
  • Великую Агиасму могут использовать как православные христиане, так и иноверцы. Важно, чтобы они ее принимали богобоязненно и благоговейно, с искренней молитвой на устах.
  • Считается, что вода, набранная из-под крана или в водоеме в праздник Крещения Господня, является освященной. Но таковой она будет лишь для тех, кто имеет крепкую веру во Христа. Но лучше, конечно же, набрать воду в церкви. Ведь в ее святых стенах, во время праздничного богослужения, происходит единение христианских молитв. Бывает, что человек не имеет возможности прийти в храм - тогда с верой и молением ему позволено налить воды из-под крана и пользоваться ею.
  • Добавляя всего лишь каплю святой воды в емкость с простой водой, освящается абсолютно вся вода. Поэтому неразумно набирать освященную воду после молебнов и в праздник Крещения целыми ведрами, канистрами, ведь «капля море освящает».
  • Считается мифом утверждение о том, что если человек некрещенный придет в праздник Крещения Господня в церковь и отстоит всю службу от начала до конца, то он уже считается крещенным и имеет право носить нательный крест и участвовать в прочих церковных таинствах.
  • Бывает, что святая вода портится, мутнеет, изменяет цвет, от нее появляется тухлый запах. В этом случае необходимо ее вылить в непопираемое ногами место, например, под дерево, в цветочный горшочек или в водоем. Сосуд, в котором она хранилась, не стоит более использовать в бытовых целях.
  • Неверно утверждение о том, что человеку, ежедневно и по всем правилам принимающему святую воду, можно не приступать к Таинству Причастия . Ведь святая вода ни коим образом не может заменить Кровь и Плоть Господню, которую христианин принимает в себя при причащении. Согласно церковным правилам, агиасма употребляется вместо Причастия лишь в том случае, если человек отлучен от Причастия на некоторое время, то есть на него наложена епитимия.

Освящение воды

Народные поверья

  • Ранее деревенские жители имели обычай собирать в день Богоявления снег со стогов с сеном. Собранный снег таял, и в полученную воду погружалась холстина. Люди верили, что только богоявленская вода может отбелить ее. А девушки проводили «косметические» процедуры и умывались этой водой, дабы отбелить кожу.
  • Считалось и считается до сих пор, что если девушка или женщина рано утром умоет лицо снегом, выпавшим на Крещение, то она будет привлекательной для противоположного пола на целый год.
  • Собранный вечером 18 января снег считался целебным, лечебным. Люди придумывали разнообразные способы лечения, которые им помогали избавиться от недугов. Конечно же это миф, но эффект плацебо никто не отменял.
  • Крещенский сочельник считался временем наивысшего разгула нечистой силы. Дабы избежать ее нашествия на жилища, в углах домов люди расставляли церковные свечи и возжигали их, а на дверь в обязательном порядке вешалось деревянное распятие.
  • В серебряную чашу вечером 18 января наливалась вода. Емкость устанавливалась на стол или на подоконник. В полночь люди ожидали, когда вода начнет колыхаться, что означало раскрытие небес и схождение Духа Святаго. В этот момент люди загадывали желания. Считалось, что все задуманное в этот момент, непременно сбудется.
  • Сны, приснившиеся в ночь на Крещение, считались вещими.
  • Люди верили, что совершенное над человеком таинство Крещения в праздничный день, сулит новокрещенному христианину счастье на всю жизнь.
  • Сватовство, совершенное в день Крещения, обещало молодой паре долгое, спокойное, счастливое и благодатное супружеское житие.

Еще о суевериях:

В праздник Крещения не стоит заниматься физической работой, домашними делами. Запрещено ругаться и совершать греховные поступки.

Совет! Благочестивым занятием считается посещение богослужения в храме, исповедание во грехах, причастие Святых Христовых Таин. А после службы желательно набрать святой водицы.

Даже старцы увещевали народ о том, что нет сильнее лекарства для человека, чем святая вода.

Посмотрите видео о святой воде

О богословском смысле и истории возникновения чина освящения воды рассказывает кандидат богословия, преподаватель сравнительной литургики в СПбДА, клирик Николо-Богоявленского морского собора в Санкт-Петербурге протодиакон Константин МАРКОВИЧ.

Рождение традиции

Освящение воды не входит в число семи важнейших церковных таинств, но несомненно обладает таинственным, сакраментальным характером. Иными словами, во время совершения молитвы и литургического действия на воду незримо, но совершенно реально нисходит освящающая и преображающая благодать Святого Духа. В древней молитве на освящение воды (VIII век) говорится: «Господи Вседержитель, Творец воды, создатель всего, который все наполняешь и все преобразуешь, измени, преобразуй и освяти воду и сделай ее силой против всякого нападения вражеского и удостой пользующихся ею для питья, омывания и окропления, во здравие души и тела во удаление всякого страдания и всякой болезни». Грехопадение Адама и Евы повлекло за собой повреждение, искажение природы не только человечества, но и всего тварного мира (Быт. 3: 17). Христос — Новый Адам восстанавливает, исцеляет и оживотворяет человеческую природу, а вместе с ней и все мироздание (см. Рим. 8: 21). Литургический чин воды знаменует преображение мира, прежде всего главной его стихии — воды, «силою, действием и наитием Святого Духа» возвращение ее в первообразное состояние.

В Православной Церкви существует три чина освящения воды: 1) освящение воды в чине таинства святого крещения; 2) Великое освящение воды, совершающееся в праздник Богоявления (Крещения) Господа Иисуса Христа; 3) Малое освящение воды, совершающееся в течение всего года.

Духовная жизнь человека зарождается в воде святого крещения. Христос в беседе с Никодимом сказал: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3: 5). В таинстве святого крещения через троекратное погружение в воду человек очищается от первородного греха, от всех прегрешений, совершенных лично до крещения, вступает в новую жизнь с Триединым Богом в Его Церкви.

В богослужебный чин таинства крещения входит особая молитва на освящение воды, в которой будет совершаться таинство. Подобно водам реки Иордана, освященным Крещением в них Господа Иисуса Христа и явлением Святой Троицы, вода святого крещения приобретает особые свойства, сообщаемые ей Духом Святым в ответ на моление Церкви — способность омывать духовную нечистоту и быть «демонов всегубительством», т. е. отражать действия диавола.

Однако еще на заре истории Церкви возникла традиция освящения воды для целей, не связанных с таинством крещения. Древнейшие молитвословия на освящение воды, дошедшие до нашего времени, содержатся в «Евхологии» святого Серапиона Тмуитского (Египет, IV век), также памятнике сирийского происхождения «Testamentum Domini» (V-VI века) содержатся молитвы освящения воды и елея для больных, которое совершалось за Божественной литургией. Молитва «Велий еси Господи и чудна дела Твоя», которая входит в чин освящения воды на Богоявление, совершаемый в наше время, составлена не позднее VIII века. По преданию, нынешний богослужебный чин Великого освящения воды составил святитель Софроний, патриарх Иерусалимский (около 560-638).

Чин освящения

Великое освящение воды по церковному уставу совершается дважды: в день навечерия (Крещенского сочельника) и в сам день праздника, в соединении с Божественной литургией. Вопреки распространенному заблуждению, нет никакой разницы в «благодатной силе» между водой, освященной в тот или другой день. Во-первых, вода освящается по одному и тому же литургическому чину. Во-вторых, изначально освящение воды совершалось именно накануне праздника, о чем свидетельствует святой Иоанн Златоуст, а также Типикон. Двукратное освящение воды вошло в практику Православной Церкви после XII века.

После заамвонной молитвы духовенство выходит из алтаря к приготовленным сосудам с водой или, если освящение совершается вне храма, с крестным ходом направляется к водоему, где будет совершаться освящение. Хор или народ поет стихиры (особые песнопения) «Глас Господень на водах вопиет…». Совершается каждение, что символизирует всеобщую молитву, которую возносит Церковь к престолу Божию (см. Откр. 8: 3). После окончания пения стихир читается три паремии (отрывка) из книги пророка Исаии, в которых возвещается пришествие Господа на землю и обилие благодатных даров, даруемых человеку. Затем следует прокимен «Господь — Просвещение мое и Спаситель Мой, кого убоюся», чтение из Первого послания святого апостола Павла к Коринфянам (10: 1-4) и чтение Евангелия от Марка (1: 9-11), в котором повествуется о Крещении Спасителя.
Далее диакон читает Великую ектению с особыми прошениями о «еже освятитися водам сим силою и действием и наитием Святого Духа», о даровании воде «благословения Иорданова», о даровании ей благодати «к исцелению душевных и телесных немощей», «в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов», к «освящению домов и на всякую пользу». По окончании ектении священник во всеуслышание читает молитву «Велий еси Господи и чудна дела Твоя». Знаменательно, что как некоторые прощения из ектении, так и текст самой молитвы до слов «Ты убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа, и освяти воду сию», являются идентичными соответствующим прошениям и молитве из чинопоследования крещения. Это свидетельствует о том, что таинство крещения и чин Богоявленского освящения воды имеют генетическую связь, а сама молитва Богоявленского освящения воды является позднейшей переработкой молитвы из чина таинства крещения. Кроме того, между крещальным освящением воды и Богоявленским освящением существует еще одно важное сходство, которое подчеркнул протопресвитер И. Мейендорф: «Византийский обряд Крещения унаследовал от христианской древности сильный исконный акцент на экзорцизме. Сознательное отвержение сатаны, сакраментальное изгнание сил зла из души крещаемого подразумевали переход из рабства под властью “князя мира сего” в свободу во Христе. Литургические экзорцизмы, однако, имели в виду не только демонические силы, управляющие человеческой душой. “Великое освящение воды” на праздник Богоявления очищает от бесов космос, основополагающее начало которого, вода, видится убежищем “затаившихся злых духов”.

После окончания молитвы священник трижды погружает в воду крест с пением тропаря «Во Иордане крещающуся Тебе Господи…» и после этого окропляет святой водой народ. По окончании кропления хор поет стихиру «Воспоим, вернии, еже о нас Божия благодеяния величество… Почерпем убо воду с веселием братие: благодать бо Духа верно почерпающим невидимо подавается от Христа Бога, и Спаса душ наших».

Малое освящение воды по уставу Православной Церкви совершается в праздники Преполовения Пятидесятницы, Происхождения (изнесения) честных древ животворящего Креста Господня (1/14 августа — поэтому иногда этот чин еще называют «августовским освящением»). Малое освящение воды также полагается совершать в дни престольных праздников, перед началом освящения храма, а также в любое время, когда духовенство и церковный народ имеет потребность в святой воде.