Общее понятие об эмоциях и чувствах

Классификация эмоций. Формы эмоционального реагирования.

Эмоциии (от лат. emovere - возбуждать, волно­вать) – это особая группа психических процессов и состояний, в которых выражается субъективное отношение че­ловека к внешним и внутренним событиям его жизни.

Человек не только познает окружающую действительность, но и активно на нее реагирует и оказывает соответствующее воздействие. Познавая действительность, человек, так или иначе, к ней относится. Одни события, явления, предметы его радуют, другие огорчают, раздражают, третьи возмущают, вызывают негодование, и даже приступы ярости.

Эмоции (от латинского emoveo – потрясать, волновать) – реакция психики человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, носящая ярко выраженную субъективную окраску.

Эмоции, как правило, относительно простой непосредственный вид психического отражения, протекающий в форме переживаний личной значимости и оценке внешних и внутренних ситуаций жизнедеятельности человека. Это отражение носит ярко выраженный субъективный характер, каждый из нас по-своему и плачет и по-своему смеется. Эмоции могут быть реакцией не только на непосредственные события, но и на вероятные и вспоминаемые, они отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и могут предвосхищать результат и действие.

В настоящее время в качест­ве основных в структуре эмоций называются следующие компо­ненты: 1) импрессивный (внутреннее переживание); 2) экспрессив­ный (поведение, мимика, двигательная и речевая активность); 3) фи­зиологический (вегетативные изменения). Такого взгляда на струк­туру эмоций придерживаются Е.П. Ильин, К. Изард, Г.М. Бреслав, А.Н. Лук, Р. Лазарус и др.

Функции эмоций

Сигнальная функция эмоций выражается в передаче собеседнику информации о своем психическом состоянии, своем отношении к текущей ситуации, готовности действовать определенным образом.

Регулирующая функция эмоций состоит в стимулировании активности индивида. Эмоции, связанные с негативными переживаниями, как правило, снижают работоспособность. Известно, что одна минута межличностного конфликта в коллективе порождает 20 минут послеконфликтных переживаний и снижение результативности деятельности работников на 25%. И наоборот, приподнятое настроение повышает трудовую отдачу.



Защитно – мобилизационная функция эмоций связана с чувством надвигающейся опасности для индивида. Она помогает ему вовремя подготовиться к сложной ситуации. При этом подготовка происходит не только на уровне аналитических размышлений над поиском вариантов защиты, но и на уровне психофизиологических изменений в организме (выброс в кровь дополнительного количества адреналина, приведение соответствующих групп мышц в напряженное состояние и др.).

Оценочная функция эмоций позволяет человеку сформировать субъективную обобщенную оценку текущим событиям, признать за ними тот или иной уровень полезности или неприемлемости, оценить их соответствие его актуальным потребностям.

показателем талантливости артиста.

Виды эмоций

Характеристика эмоций Виды эмоций
1 Знак Положительные, отрицательные, амбивалентные
2 Модальность Радость, страх, гнев и пр
3 Влияние на поведение и деятельность Стеничные (повышающие активность), астеничные (понижающие активность)
4 Степень осознанности Осознаваемые, неосознаваемые
5 Предметность Предметные, беспредметные
6 Степень произвольности Произвольные, непроизвольные
7 Происхождение Врожденные приобретенные Первичные, вторичные
8 Уровень развития Низшие, высшие
9 Длительность Кратковременные, длительные
10 Интенсивность Слабые, сильные

Формы эмоционального реагирования:

аффекты, эмоции, чувства и настроения.

Аффекты – это сильные и относительно кратковременные эмоциональные состояния, сопровождаемые резко выраженными поведенческими и физиологическими проявлениями. Действия в состоянии аффекта, как правило, реализуют «аварийное поведение». Самоконтроль резко понижен.

Эмоции – относительно более длительное и слабее проявляющееся во внешнем поведении переживание. Выражает оценочное отношение личности к воспринятой информации.

Фундаментальные эмоции (по К. Изарду)

Интерес - интеллектуальная эмоция, чувство вовлеченности, повышающее способность человека к восприятию и обработке поступающей из внешнего мира информации, стимулирующее и упорядочивающее его активность.

Радость - эмоция, характеризующаяся переживанием психологического комфорта и благополучия, позитивным отношением к миру и самому себе.

Удивление - эмоция, вызываемая резкими изменениями стимуляции и подготавливающая человека к эффективному взаимодействию с новыми или внезапными событиями.

Печаль - переживание утраты (временной/постоянной, реальной/воображаемой, физической/психологической) объекта удовлетворения потребности, вызывающее замедление умственной и физической активности, общего темпа жизни человека.

Гнев - эмоция, вызываемая состоянием дискомфорта, ограничения или фрустрации, характеризующаяся мобилизацией энергии, высоким уровнем мышечного напряжения, самоуверенностью и порождающая готовность к нападению или другим формам активности.

Отвращение - эмоциональная реакция отвержения, отстранения от физически или психологически вредных объектов.

Презрение - чувство превосходства, ценности и значимости собственной личности по сравнению с личностью другого человека (обесценивание и деперсонализация объекта презрения), повышающее вероятность совершения «хладнокровной» агрессии.

Страх - эмоция, характеризующаяся чувством незащищенности, неуверенности в собственной безопасности в ситуации угрозы физическому и (или) психическому «Я» с выраженной тенденцией к бегству.

Стыд - переживание собственной неадекватности, некомпетентности и неуверенности в ситуации социального взаимодействия, своего несоответствия требованиям ситуации или ожиданиям окружающих, как способствующее соблюдению групповых норм, так и оказывающее разрушительное воздействие на саму возможность общения, порождая отчужденность, стремление находиться в одиночестве, избегать окружающих.

Вина - переживание, возникающее в ситуации нарушения внутреннего морально-этического стандарта поведения, сопровождающееся самоосуждением и раскаянием.

Чувства - длительные, устойчивые компоненты психической структуры человека, носят ярко выраженный предметный характер, возникают в результате обобщения эмоций.

1. Эстетические чувства возникают при восприятии мира прекрасного, будь то явление природы, произведение искусст­ва или поступки человека (чувство красоты, величия, низости, комического и трагического).

2. Интеллектуальные чувства сопровождают процесс по­знания, воображения и творчества (изумление, сомнение, недо­умение, пренебрежение, любопытство).

3. Нравственные чувства характеризуют деятельность субъекта по отношению к другому человеку, к людям и к обще­ству в целом (чувство долга, совести, зависти, патриотизма, превосходства).

4. Праксические чувства возникают в практической дея­тельности и отражают эмоциональное отношение как к резуль­татам, так и к самому процессу труда.

Настроения – относительно слабо выраженные, диффузные переживания, не относящиеся к конкретному предмету, могут удерживаться в течении достаточно длительного времени, определяют общий эмоциональный тон.

    Вид работы:

    Другое по теме: Понятие об эмоциях.Значение эмоций в жизни человека.Критерии оценки эмоц процессов

    27.03.2012 12:55:55

    Тип файлов:

    Проверка на вирусы:

    Проверено - Антивирус Касперского

    Полный текст:

    В настоящее время накоплены обширные экспериментальные данные о влиянии эмоциональных процессов на деятельность . Основной смысл результатов этих исследований заключается в том, что умеренные величины эмоционального напряжения способствуют продуктивности деятельности и целесообразности поведения, тогда как высокий и низкий уровни дезорганизуют различные формы жизненной активности. В работах Э.Гельгорн и Дж.Луфборроу , А.Свядоша рассматривается и другая направленность дезорганизующего влияния эмоций. Они дезорганизуют не только мышление, память, воображение, но и само эмоциональное поведение. Эмоции связаны с интеллектуальными, волевыми процессами, они являются их обязательными регуляторными компонентами .

    Цель данной работы: изучить и систематизировать основные аспекты понятия, значения и критериев оценки эмоций.

    В качестве объекта исследования были выбраны эмоции, как процесс организующий поведение.

    Предметом исследования работы выступили понятие, значение и критерии оценки эмоциональных процессов.

    Для достижения цели работы решались следующие задачи:

    1. Проанализировать психологическую литературу и основные теоретические подходы к исследованию данной темы.

    2. Систематизировать знания о сущности эмоций и основных подходах к этому понятию.

    3. Определить значение эмоций в жизни человека.

    4. Изучить особенности эмоционального развития младших школьников.

    5. Выделить критерии качественной оценки эмоциональных процессов.

    6. На основе полученных результатов сделать соответствующие выводы.

    Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура : работа состоит из введения, основной части и заключения. Названия каждой части отображают ее содержание. В конце работы представлен список использованной литературы.

    Если внимание, память и другие проявления психической деятельности человека остаются как бы за занавесом, то его эмоциональное восприятие окружающего и своих переживаний все время находится на авансцене. Удовлетворенность или неудовлетворенность, интерес или равнодушие, беспокойство, подавленность, опасение, страх, предвкушение приятного, воодушевление, радость, - любое из этих состояний накладывает своеобразный отпечаток на весь облик человека. Именно в эмоциональной сфере наиболее ярко проявляются те или иные особенности каждого человека, его отношение к себе, к своим близким, к друзьям и врагам. Эмоции как бы "освещают" и "окрашивают" в те или иные тона интеллект, интересы, искания человека. Эмоция или чувство способны существенно повлиять на течение других психических процессов, ускорить или замедлить мыслительную деятельность, сделать ее более продуктивной или наоборот.

    Среди наиболее остро стоящих проблем отечественной психологии эмоций следует подчеркнуть отсутствие четкого и полного определения эмоций . Эмоции нередко отождествляются с чувствами, ощущениями, чертами личности или характеристикой ситуации. В значительной мере это связано с полисемантичностью значений большинства понятий русского языка, а также со спецификой эмоциональных явлений, для которых характерны динамичность, многообразие, субъективность.

    В целом же эмоциями называют определенные переживания, которые выражают субъективное отношение человека к окружающему и к самому себе, на пути к удовлетворению своих потребностей .

    Нелегко отграничить эмоции от близких к ним явлений. Одни ученые склонны отождествлять эмоции с потребностями живых организмов, другие с инстинктами, третьи - с так называемыми мотивациями . Однако все это хотя и близкие, но разные явления. Эмоции могут быть связаны с потребностями, инстинктами или мотивациями, входить в них в качестве составной части, но отождествлять эти понятия нельзя. Одна и та же эмоция может возникнуть, по самым различным поводам. Например, эмоция удовольствия сопровождает удовлетворение потребности и в пище, и в одежде, и в чтении хорошей книги.

    Кроме того, к аспекту сущности эмоций можно добавить, что в ней выделяют две составные части:

    Первую (и главную) - субъективное, эмоциональное переживание (приятного или неприятного характера)

    Вторую - эмоциональное выражение, т. е., сопутствующие этому переживанию изменения мимики, жестов, позы, а также вегетативные реакции (покраснение или побледнение лица, сердцебиение и т. д.) .

    Внешнее выражение - мимика, жесты, поза - очень важный, хотя и весьма индивидуальный изменчивый элемент эмоций. Путем внешних выразительных движений достигается значительное воздействие субъекта на окружающих его людей, "заразительность" эмоций. Не случайно этими приемом умело пользуются и актеры и ораторы, чтобы увлечь зрителя и слушателя.

    В мимике (выразительные движения лица) и пантомимике (выразительные движения всего тела) могут найти свое отображение самые тонкие оттенки тех или других эмоциональных переживаний.

    При изучении эмоциональных явлений Л. Я. Гозман (1987) предлагает продвигаться «от реальности к конструктам», что означает ориентацию не на сложившийся терминологический аппарат, а на содержание самого исследуемого явления, представляющего собой некую реальность, существующую независимо от попыток ее научного рассмотрения. Данный подход реализуется в работах Д. В. Люсина, Н. Е. Высокова .

    Поддерживая точку зрения этих исследователей, необходимо подчеркнуть значение развития знаний об эмоциональных явлениях через рассмотрение многообразия реальных переживаний.

    1.2. Виды эмоций и эмоциональных состояний

    Следует выделить так называемые «фундаментальные» эмоции, определяющие все основные: интерес и радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх и стыд.

    Остановимся более подробно на основных видах эмоций

    Гнев . Чаще всего вспышки неконтролируемого гнева говорят о внутренних проблемах. Никто не появляется на свет обозленным. Гнев рождается из крушения надежд и планов. Не исключено, что причина кроется в сильной усталости. Хроническое переутомление наступает, когда человек начинает неадекватно реагировать на внешние раздражители, выплескивать агрессию на окружающий мир.

    Депрессия и усталость - это не единственные причины хронической вспыльчивости. Дисфория, или синдром испорченного настроения, может возникнуть и на фоне общей неудовлетворенности жизнью.

    Гнев опасен, он является источником некоторых проблем со здоровьем, таких, как головная боль, депрессия, гипертония, нарушения сердечной деятельности, язва. С другой стороны, гнев - это форма энергии. Умело направленная, она способствует продвижению в делах. Это своего рода импульс.

    Радость - чувство удовольствия, внутреннего удовлетворения, веселое настроение.

    Радость занимает не более 25% в окраске жизни человека, а в случае с «радостным гневом» «незапятнанной радости» может вовсе не остаться. При значительном недостатке положительных эмоций жизнь личности приобретает вид серых беспросветных будней, в которых периодически возникают скандалы, потасовки, и постоянно гложет тихая злоба. Складывается ситуация, когда окружающий мир становится безусловно агрессивным по отношению к индивиду.

    Страх - эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении. В зависимости от характера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует в достаточно широком диапазоне оттенков (опасение, боязнь, испуг, ужас) .

    В социальном развитии человека страх выступает как одно из средств воспитания: например, сформированный страх осуждения используется как фактор регуляции поведения. Неадекватные реакции наблюдаются при различных психических заболеваниях.

    Современные исследования показали, что эмоции имеют одни и те же выражения и характеристики в различных обществах, на разных континентах земного шара. Фундаментальные эмоции обеспечиваются врожденными нейронными программами. Но это не означает, что эмоции не меняются. Можно научиться подавлять те или иные эмоциональные проявления (это зависит от социального слоя, культуры, к которой принадлежат коммуниканты). Многие ученые отмечают, что каждая культура обладает своими собственными правилами проявления эмоций, и их нарушение может иметь определенные последствия для человека. Эти правила могут требовать подавления или маскировки одних и частого проявления других эмоций. Замечено, что представители западной цивилизации часто улыбаются при неприятностях, а японцы обязаны улыбаться, переживая горе. Аналогично правилам проявления эмоций в разных культурах различаются и установки по отношению к эмоциональным переживаниям .

    Из соединения фундаментальных эмоций возникают комплексные эмоциональные состояния, такие как, например, тревожность, сочетающая в себе страх, гнев, вину и интерес. Каждая из указанных эмоций лежит в основе целого спектра состояний, различающихся по степени выраженности (например, радость, удовлетворение, восторг, ликование, экстаз и так далее).

    В зависимости от сочетания скорости, силы и продолжительности чувств различают виды эмоциональных состояний, основными из которых являются настроение, страсть, аффект, воодушевление, стресс и фрустрация.

    Настроение - это эмоциональное состояние, которое отличается слабой или средней силой и значительной устойчивостью. То или иное настроение может продолжаться целые дни, недели, месяцы. Это не специальное переживание по поводу какого-либо конкретного события, а "разлитое" общее состояние. Настроение обычно "окрашивает" все другие эмоциональные переживания человека, отражается на его активности, стремлениях, действиях и поведении. Обычно по преобладающему у данного человека настроению мы называем его веселым, жизнерадостным либо, наоборот, грустным, апатичным. Такого рода преобладающее настроение является чертой характера. Причиной определенного настроения может быть какое-либо значимое событие в личной или общественной жизни, состояние нервной системы человека и общее состояние его здоровья.

    Страсть тоже является длительным и устойчивым эмоциональным состоянием. Но, в отличие от настроения, страсть характеризуется сильным эмоциональным накалом. Страсть возникает при сильном стремлении к определенным действиям, к достижению какой-либо цели и помогает этому достижению. Позитивные страсти служат стимулом к большой созидательной деятельности человека. Страсть - это длительное, устойчивое и глубокое чувство, ставшее характеристикой личности.

    Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие кратковременные эмоциональные состояния (аффекты отчаяния, ярости, ужаса). Действия человека при аффекте происходят в виде "взрыва". Сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи. Иногда аффект проявляется в напряженной скованности движений, позы или речи (например, это может быть растерянность при приятном, но неожиданном известии). Аффекты негативно сказываются на деятельности человека, резко снижая уровень ее организованности. В состоянии аффекта у человека может наблюдаться временная потеря волевого контроля над своим поведением, он может совершать необдуманные поступки. Любое чувство может переживаться в аффективной форме. Аффект - это восторг, отчаяние, не страх, а ужас, не гнев, а ярость. Аффекты возникают при ослаблении воли и являются показателями несдержанности, неспособности человека к самообладанию.

    Воодушевление как эмоциональное состояние проявляется в различных видах деятельности. Оно характеризуется большой силой и устремленностью к определенной деятельности. Воодушевление возникает в тех случаях, когда цель деятельности ясна и результаты ярко представляются, при этом как нужные, ценные. Воодушевление часто переживается как чувство коллективное, и чем больше людей охвачено чувством воодушевления, тем сильнее это чувство переживается каждым человеком в отдельности. Особенно часто и наиболее ярко это эмоциональное состояние проявляется в творческой деятельности людей. Воодушевление - это своеобразная мобилизация всех лучших душевных сил человека .


    Таким образом, в настоящее время существует большое разнообразие подходов к определению понятия эмоций. И, хотя, единогласия в этой проблеме в настоящее время нет, однозначным остается большая роль эмоций в жизнедеятельности человека.

    Глава 2. Значение эмоций в жизни человека

    Значение эмоций в жизни человека определяли еще в античной философии, когда эмоции рассматривались как особый вид познания, а состояния удовольствия или страдания связывались с представлением о грядущем благе или бедствии(Аристотель и другие).Сходные по своему психологическому интеллектуализму воззрения были развиты в философии Нового времени, особенно у Дж.Локка, Г.Лейбница, Г.Гегеля.

    Известные психологи современности также давали определение эмоций, связанные с их функциями. Так С.Л.Рубинштейн считал, что «эмоция – психическое отражение актуального состояния потребностей. Эмоция – субъективный эквивалент потребности» .

    К. Изард считает, что эмоции образуют главную мотивационную систему человека. Он подчеркивает, что эмоция чаще всего рассматривается как особое состояние сознания. Даже в повседневной жизни эмоциональное состояние – это специфическое состояние. Человек, совершив какую-то нелепость или глупость, объясняет свое поведение, говоря: «Я был вне себя», «Я не помнил себя». Любой, кто испытывал сильную эмоцию, признает, что «эмоциональное переживание – это необычное состояние сознания» .

    А.Н.Леонтьев напротив, мотив считает предметом потребности и предметом деятельности. Функции мотива: побуждение и образование смысла. А смысл, в свою очередь является представлением в сознании отношения мотива к цели. Эмоция – психическая представленность смысла.

    Анализ различных источников, касающихся исследований эмоций позволяет выделить ряд их функций.

    Главная функция эмоций у человека состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга , не пользуясь речью, можем судить о состояниях друг друга и лучше тем самым настроиться на совместную деятельность и общение. Интересным примером этого является факт того, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, кроме того, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление.

    Второй важнейшей функцией эмоций является экспрессивная и коммуникативная , она же является важнейшим фактором регуляции процессов познания. Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего .

    В работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева представлены убедительные доказательства познавательно-оценочной функции эмоций, которые своим возникновением подчеркивают личностную значимость происходящего .

    На значение эмоций в жизни человека указывает и основные положения современных психологов на процесс эволюции эмоций .

    Предложены несколько теорий, объясняющих возникновение эмоций у человека. Почему возникли эмоции, почему природа «не могла обойтись» мышлением? Есть предположение, что когда-то эмоции и были предформой мышления, выполнявшей самые простые и самые жизненно необходимые функции . Действительно, необходимым условием для вычленения отношений между объектами в чистом виде, как это происходит в процессе развитого мышления, является децентрация - способность свободно перемещаться в мысленном поле и смотреть на предмет с разных точек зрения.

    В 1872 г. Ч. Дарвин опубликовал книгу "Выражение эмоций у человека и животных", которая явилась поворотным пунктом в понимании связи биологических и психологических явлений, в частности, организма и эмоций. В ней было доказано, что эволюционный принцип применим не только к биофизическому, но и психолого-поведенческому развитию живого, что между поведением животного и человека непроходимой пропасти не существует. Дарвин показал, что во внешнем выражении разных эмоциональных состояний, в экспрессивно-телесных движениях много общего у антропоидов и слепорожденных детей. Эти наблюдения легли в основу теории эмоций, которая получила название эволюционной . Эмоции согласно этой теории появились в процессе эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям и ситуациям его жизни. Телесные изменения, сопровождающие различные эмоциональные состояния, в частности, связанные с соответствующими эмоциями движения, по Дарвину, есть не что иное, как рудименты реальных приспособительных реакций организма .

    Таким образом, возникнув на каком-то раннем этапе развития живого, простые эмоции оказались полезны организмам, так как обеспечили им хотя и приблизительную, но зато быструю обобщенную оценку воздействующих на них раздражителей, оценку того, что происходит внутри организма и в окружающей его среде. Это позволило организмам быстро, и в большинстве случаев правильно, т. е. выгодно для себя реагировать на постоянно возникающие изменения условий существования и, таким образом, приспосабливаться к этим изменениям.

    В трактовке приспособительной целесообразности эмоциональных реакций Джемс пошел еще дальше. Он заявил: если отсечь от эмоции ее внешнее проявление, то от нее вообще ничего не останется. Более того - наблюдаемые признаки есть не столько следствие эмоции, сколько ее причина. Джемс рассуждал так: в ответ на изменение окружающих условий в организме безотчетно возникает рефлекторная физиологическая реакция - повышается секреция желез, сокращаются определенные группы мышц и т.п. Сигнал об этих изменениях в организме поступает в центральную нервную систему, тем самым порождая эмоциональное переживание. То есть мы плачем не потому, что опечалены, но впадаем в грусть, стоит лишь нам заплакать или даже нахмуриться.

    Независимо от Джемса в те же годы эту гипотезу высказал датский анатом К.Г. Ланге, и с той поры она известна в науке как теория Джемса-Ланге.

    С научных позиций теория Джемса-Ланге оказалась уязвима для критики. Дело в том, что набор эмоциональных переживаний человека гораздо богаче и шире, чем спектр телесных реакций. Одна и та же органическая реакция может сочетаться с самыми разными чувствами. Немаловажно и то, что эмоциональные проявления во многом определяются культурными нормами .

    Другая теория эволюции эмоций предполагает, что механизмы эмоций включаются в тех случаях, когда ситуация оказывается не совсем понятной, не совсем ясной, "странной" . Согласно такой информационной теории эмоций последние возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели. Замещая, компенсируя этот недостаток, они обеспечивают продолжение действий, способствуют поиску новой информации и тем самым повышают надежность живой системы. Простые, элементарные эмоции возникают как результат обобщения испытываемых ощущений и стремлений.

    В настоящее время существуют убедительные данные в пользу того, что ряд фундаментальных человеческих эмоций имеет эволюционную основу . Эти эмоции наследственно закреплены в организации лимбической системы мозга. Не обладают лимбической системой рептилии и амфибии, и их эмоциональное поведение наименее выражено по сравнению с млекопитающими, у которых есть развитая лимбическая система. Чем выше животное в эволюционном ряду, тем больше эмоций и заботы о своем потомстве оно может проявить. У человека эмоциональная жизнь так разнообразна потому, что лимбическая система у него связана с корой полушарий и лобные области коры в высшей степени развиты.

    Глава 3. Виды и классификация эмоций

    3.1. Критерии качественной оценки эмоциональных процессов

    Разнообразие классификаций эмоций велико. Вероятно, что универсальной классификации эмоций создать вообще невозможно и классификация, хорошо служившая для решения одного круга задач, неизбежно должна быть заменена на другую при решении иного круга задач.

    Рассмотрим наиболее распространенные подходы к классификации эмоций.

    Н.Грот при классификации опирается на два ключевых душевных состояния - пессимизм и оптимизм. Ученый считал, что пессимизм и оптимизм характеризуются преобладанием неприятных или приятных чувств и соответствующим им строем мышления. Грот высказывал точку зрения, согласно которой, пессимистическое и оптимистическое настроения способны только снижать энергию деятельности личности. Пессимисты достигают этого результата, рисуя безнадежно мрачную картину своего будущего, а оптимисты ослабляют своей самоуверенностью и надеждой на внешние силы. Человек, находящийся во власти пессимистического или оптимистического настроения испытывает трудность в признании того «что есть, чего хотеть и ради чего действовать».

    Классификация, предложенная В. Вундтом , предлагает определять эмоции в системе трех осей:

    Удовольствие-неудовольствие

    Напряжение-разряжение

    Возбуждение-торможение

    В. Леонтьев в качестве основы группировки эмоций выделил группы эмоций по источнику их происхождения:

    Эмоции, связанные с удовлетворением-неудовлетворением личных потребностей человека.

    Эмоции, возникающие в результате сравнения некоторого объекта, самого себя или своих действий со своими же нормами, стандартами, правилами, убеждениями.

    Эмоции, возникающие в результате сравнения объекта с общественными правилами и нормами.

    Эмоции, возникающие в связи с чужими потребностями.

    Эмоции, возникающие на основе взаимных отношений с другими людьми.

    Эмоции, возникающие на основе презрения .

    Более подробно на выделении критериев (параметров) эмоций останавливаются Е.Д.Хомская, Н.Я.Батова, которые выделяют в качестве них:

    Характер потребностей (витальные, базальные - социальные, небазальные),

    Уровень (элементарные - сложные),

    Знак (положительные - отрицательные),

    Связь с модальностью ощущений и восприятий (эмоции, связанные со зрением, слухом, вкусом, тактильными функциями, движением и пр.),

    Связь с опытом (врожденные - приобретенные),

    Степень осознанности эмоций (осознанные - неосознанные),

    Отношение к состоянию активации (активизирующие - успокаивающие),

    Объект (направленные "на себя" - направленные "вовне"),

    Длительность (краткие - длительные),

    Интенсивность (сильные - слабые),

    Отношение к деятельности (ведущие - неведущие) и т.д .

    Мы придерживаемся той же точки зрения, что и указанные авторы, заключающееся в следующем: сам по себе ни один из этих критериев не может быть принят как единственный, так как эмоциональные явления многомерны и характеризуются одновременно многими параметрами.

    В продолжении описания качественных критериев оценки эмоций отметим, что в зависимости от силы, влияния на активность человека эмоции делят на стенические и астенические:

    1. Стенические ("стенос" - по-гречески означает силу) - это те, что возбуждают, активируют (радость, гнев),

    2. Астенические (частица "а" означает отрицание), наоборот, подавляют активность, действуют угнетающе (страх, тоска).

    Выделяют также положительные (радость) и отрицательные (страх, гнев) эмоции, ибо им, как чувственным переживаниям, прежде всего свойственны именно полярные характеристики (приятное - неприятное).

    Известно, что человек унаследовал механизм эмоций от своих животных предков. Поэтому часть эмоций человека совпадает с эмоциями животных, например, ярость, страх. Это простейшие эмоции , связанные с удовлетворением органических потребностей. С развитием мышления и разума, а также высших человеческих потребностей на базе простейших эмоций сформировались более сложные - человеческие чувства .

    Таким образом, различают простые эмоции и эмоции высшего порядка - чувства. Эмоции в процессе эволюции возникли раньше чувств, они свойственны не только человеку, но и животным и выражают отношение к удовлетворению физиологических потребностей. Чувства развились на базе эмоций, при взаимодействии с разумом, с интеллектом, в ходе формирования общественных взаимоотношений и свойственны они лишь человеку.

    Чувство - это одна из форм отражения действительности, выражающая субъективное отношение человека к удовлетворению своих потребностей, к соответствию или несоответствию чего-либо его представлениям .

    Чувства, как эмоции высшего порядка условно делят на этические (моральные, нравственные), интеллектуальные (познавательные), эстетические:

    1. Этические чувства формируются у человека в процессе воспитания. В их основе лежит знание норм поведения, требований морали, принятых в данном обществе. К этическим чувствам относятся чувство товарищества, дружбы, раскаяния, долга и т. п. Факторы, обусловливающие те или иные этические чувства, в определенной степени изменчивы и во многом зависят от принятых в данный период в данном обществе норм поведения, требований морали.

    2. Познавательные чувства можно рассматривать как двигатель прогресса человеческого общества. Первая ступень познания - стремление к чувственному исследованию о целью выявить приятное или неприятное. Со временем познавательные чувства усложняются, среди них появляются такие, как чувства догадки, недоумения, сомнения, удивления, чувство жажды познания, поиска, в том числе и научного.

    3. Эстетические чувства в процессе отражения человеком действительности занимают особое место. В основе их лежит способность к восприятию гармонии и красоты.

    Возникновение и сущность эстетических чувств невозможно понять вне связи с такими категориями, как художественный образ и эстетический вкус. Художественный образ - объект, вызывающий эстетические чувства. Это может быть природный ландшафт, произведение искусства, удовлетворяющие требованиям эстетики промышленное изделие и т. д. Восприятие произведений искусства может вызвать у человека и гнев, и радость, и жалость, и печаль, и презрение.

    При частом повторении эстетические чувства входят в "эмоциональный фонд" человека, обогащают его, делают доступным для него понимание таких переживаний, с которыми он сам в жизни не сталкивался, да и не может столкнуться. Эти чувства начинают влиять на его поведение, и в этом, возможно, облагораживающее значение искусства. Английские социологи установили, что дети, которые учатся или учились музыке, совершают в шесть раз меньше правонарушений, чем их сверстники, лишенные музыкального воспитания. Утрата эстетических вкусов равносильна утрате счастья и, может быть, вредно отражается на умственных способностях, а еще вероятнее - на нравственных качествах, так как обедняет эмоциональную сторону нашей жизни .

    Все вышерассмотренные критерии оценки эмоциональных состояний и процессов относятся к качественной их характеристике, однако без выражения количественной стороны эмоциональных процессов эти характеристики не будут полными.

    3.2. Критерии количественной оценки эмоциональных процессов

    В сфере изучения критериев количественной оценки эмоциональных процессов большое распространение получила потребностно-информационная теория П.В. Симонова, согласно которой возникновение эмоций определяется некоторой потребностью и оценкой возможности удовлетво-рения этой потребности. Это обычно выражается в виде структурной формулы:

    Э = F(П, Ин – Ис)

    Э – сила эмоции и ее знак,

    П – величина потребности,

    Ин – Ис - оценка вероятности удовлетворения потребности на основе имеющегося опыта,

    Ин – информация о средствах объективно необходимых для удовлетворения потребности,

    Ис - информация о существующих средствах, которыми индивид реально располагает.

    Согласно этой теории если существует избыток информации о возможности удовлетворения потребности, то возникает положительная эмоция, если недостаток информации, то отрицательная эмоция. Считается, что многообразие эмоций определяется многообразием потребностей.

    В модели Фоминых-Леонтьева эмоция также определяется как числовая функция (имеющая смысл силы эмоции) от некоторого набора параметров, описывающих ситуацию. Для каждого вида эмоций описан свой набор параметров. Для каждого агента (человека, животного, робота) и для каждой эмоции возможна своя функция F, определяющая силу эмоции в зависимости от величины аргументов.

    Такие общие представления близки к ОСС. Различие заключается в выборе параметров и наборе параметров, соответствующих каждой эмоции. Основным параметром для утилитарных эмоций является количество полученного (потерянного) ресурса R или уровень достижений. Если ситуация описывается только этим параметром, то при

    R > 0 возникает эмоция радости,

    R < 0 возникает горе.

    Для радости и горя Е = F(R).

    При этом подразумевается, что ситуация уже завершилась и величина R точно известна. Эмоции, возникающие после завершения ситуации, называются констатирующими. Если ситуация еще не завершилась, то в модели ситуации агента может быть сформирована оценка или прогноз величины R, которая обозначается РR. Параметр РR формирует предшествующие эмоции

    РR > 0 надежда,

    РR < 0 страх.

    Для надежды и страха Е = F(р,РR).

    В частности, если рассмотреть параметр R как функцию от времени (банковский счет, например) R(t), то прогноз можно делать с помощью производной dR(t)/dt.

    R(t) > 0 радость,

    R(t) < 0 горе,

    dR(t)/dt > 0 надежда,

    dR(t)/dt < 0 страх.

    В.О. Леонтьев производит построение разложения еще нескольких десятков эмоций в виде выпуклой комбинации восьмерки базовых эмоций. Например,

    вина = a*горе + b*удовлетворение,

    где a и b числовые положительные коэффициенты а + b = 1.

    Ю. Г. Кривонос, Ю.В. Крак, О.В. Бармак, Г.М. Ефимов В на основе анализа мимических выражений эмоций выделяют значения а =0.7, b = 0.3.

    Таким образом, на протяжении процесса изучения эмоций существовали попытки выделения критериев их оценки как качественной, так и количественной стороны. Совокупность этих подходов обеспечивает более полную картину об эмоциях личности.

    Заключение

    Эмоции человека являются одним из наиболее ярких человеческих факторов, эксплицируемых в языке и проявляющихся в рамках антропоцентрической лингвистики. Человеческая мысль постоянно колеблется между логическим восприятием и эмоцией. В каждом отдельном случае преобладает или логическое восприятие, или чувство. По своей природе эмоции – объект исследования многих научных дисциплин (психологии, психиатрии, антропологии, философии, лингвистики и др.) – являются своего рода точкой пересечения данных наук. Однако ни одна из них не может обойтись в исследованиях в данной области своими внутренними методами и так или иначе вынуждена прибегать к материалам и заключениям других наук.

    Итак, личность человека как субъекта практической и теоретической деятельности, который познает и изменяет мир, окружающую природу, общество является движущей силой общественного развития. Действуя, он не только производит те или иные изменения в природе, в предметном мире, но и воздействует на других людей и сам испытывает воздействие со стороны окружения. Он переживает то, что с ним происходит, им совершается, он относится определенным чувственным образом к тому, что его окружает. Переживание этого человека к окружающему, его отношение к миру, людям, обществу и составляет его эмоциональную сферу. Эмоциональная сфера человека в процессе развития переживает несколько стадий. Начиная от младенчества до взрослого состояния эмоциональная сфера постоянно совершенствуется и достигает самых высоких порогов чувствительности.

    Опосредованно, через отношение к другим людям у человека устанавливается отношение к самому себе. У человека формируются правильные и неправильные чувственные восприятия мира, преувеличенная или преуменьшенная самооценка, уверенность в себе или мнительность, самолюбие, гордость, обидчивость, тщеславие, неуверенность, честолюбие и т.д.

    Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Поэтому эмоции представляют интерес не только для психологии, но и для лингвистики, как было уже сказано выше. Ученые проявляют пристальное внимание к языковым средствам, используемым для выражения эмоций говорящего и для воздействия на эмоциональную сферу слушающего.

    Список использованной литературы

    1. Анохин П. К.Узловые вопросы теории функциональной системы. - М.: Наука, −1980. - 197 с.

    2. Аргайл М. Радость // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. М.: ЧеРо, 2002, с. 416-427

    3. Блум Ф. и др. Мозг, разум, поведение /Пер. с англ.; Ф. Блум, А. Лайзерсон, Л. Хофстедтер. - М.: Мир, 1988.

    4. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров О.К. Эмоции и мышление. М., ​1980

    5. Веккер Л. М. Психические процессы. Т. 3. Л., 1981

    6. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Владос-Пресс, 2003

    7. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций М. – 1989. - С. 14.

    8. Высоков И.Е., Люсин Д.В. Внутренняя структура естественных категорий: типичность // Психологический журнал. 1998. Т.19. № 6. С. 103 – 111;

    9. Гельгорн Э., Луфборроу Дж. Эмоции и эмоциональные расстройства: нейрофизиологические исследования.- М.: Мир, 1966

    10. Головин С. Словарь практического психолога - 2001. Страниц: 800. -с 81

    11. Запорожец А. В. Эмоции и их роль в регуляции деятельности // Личность и деятельность: Тезисы докладов к V Всес. съезду психологов СССР. - М., 1977. - С. 62.

    12. Зырянова Н.А. Эмоции как объект лингвопсихологического исследования// Официальный сайт Самарской государственной академии культуры и искусств - #"#_ftnref1" name="_ftn1" title=""> Меерсон Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. - М, 1981; Селье Г. На уровне целого организма. - М.: Наука, 1972; Суворова В.В. Фунциональная асимметрия полушарий как проблема дифференциальной психофизиологии // Вопр. психол. - 1975. - № 5

    Зырянова Н.А. Эмоции как объект лингвопсихологического исследования// Официальный сайт Самарской государственной академии культуры и искусств - #"#_ftnref12" name="_ftn12" title=""> Рейковский Я. Исследования выражения эмоций // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, М.В.Фаликман. М.: ЧеРо, 2002, с.439-446.

    Леонтьев В. О. Формулы эмоций. Одиннадцатая национальная конференция по искусственному интеллекту с международным участием КИИ −2008. Труды конференции. Т.1

    Кривонос Ю. Г., Крак Ю.В., Бармак О.В., Ефимов Г.М. Информационная технология распознавания эмоциональной мимики на лице человека. //Вестник Киевского университета, серия Кибернетика-2008,вып.8

Если Вас интересует помощь в НАПИСАНИИ ИМЕННО ВАШЕЙ РАБОТЫ , по индивидуальным требованиям - возможно заказать помощь в разработке по представленной теме - Понятие об эмоциях.Значение эмоций в жизни человека.Критерии оценки эмоц процессов... либо схожей. На наши услуги уже будут распространяться бесплатные доработки и сопровождение до защиты в ВУЗе. И само собой разумеется, ваша работа в обязательном порядке будет проверятся на плагиат и гарантированно раннее не публиковаться. Для заказа или оценки стоимости индивидуальной работы пройдите по

Понятие об эмоциях и чувствах. Классификация и виды эмоций.

Эмоции составляют неотъемлемую часть человеческого существования, без эмоций человек действовал бы как бесстрастный автомат, не способен был бы печалиться и радоваться, испытывать волнение и восхищаться. Человек переживает то, что с ним происходит и им совершается, он относится определенным образом к тому, что его окружает, и к самому себе.

Эмоции и чувства – процесс отражения субъективного отношения человека к объектам и явлениям окружающего мира, другим людям и самому себе в форме непосредственного переживания. Эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.

Эмоции и чувства – формы переживания отношения к объекту, эмоции – неустойчивые и кратковременные, чувства – устойчивые и продолжительные.

Физиологической основой эмоциональных переживаний являются нейрогуморальные изменения в организме в ответ на различные сигналы.

Эмоции – сложный психический процесс, который включает в себя три основных компонента.

1. Физиологический - представляет изменения физиологических систем, возникающие при эмоциях (изменение частоты сердечных сокращений, частоты дыхания, сдвиги в обменных процессах, гормональные и др.).

2. Психологический - собственно переживание (радость, горе, страх и др.).

3. Поведенческий - экспрессия (мимика, жесты) и различные действия (бегство, борьба и пр.).

Первые два компонента эмоций - это внутренние их проявления, которые «замыкаются» внутри организма. Выход вовне и разрядка чрезмерной эмоциональной энергии осуществляется благодаря третьему компоненту - поведению. Так как культурные нормы современного общества, как правило, требуют сдержанности в проявлении чувств, для физического и душевного здоровья человека необходим отсроченный во времени сброс излишней энергии. Он может происходить в виде любых приемлемых для самого человека и для общества движений и действий: подвижные игры, ходьба, бег, шейпинг, танцы, бытовые действия (стирка, уборка и пр.).

Эмоции отличаются от познавательных психических процессов и имеют определенные отличительные характеристики .

Во-первых, они характеризуются полярностью ,то есть обладают положительным или отрицательным знаком: веселье - грусть, радость - печаль; счастье - горе и т. д. В сложных человеческих чувствах эти полюсы часто выступают как противоречивое единство (любовь к человеку сочетается с тоской и беспокойством за него).

Второй отличительной характеристикой эмоций является их энергетическая насыщенность .Именно в связи с эмоциями Фрейд ввел в психологию понятие энергии. Энергетика эмоций проявляется в противоположностях напряжения и разрядки.

Различают эмоции стенические, характеризующиеся повышением активности (восторг, гнев) и астенические, - сопровождающиеся понижением активности (грусть, печаль).

Еще одной важнейшей характеристикой эмоций является их интегральность , целостность :в эмоциональном переживании участвуют все психофизиологические системы человека и его личность, они моментально охватывают весь организм и придают переживаниям человека определенную окраску.

Поэтому индикаторами эмоционального состояния могут служить психофизиологические изменения: сдвиги частоты пульса, дыхания, температуры тела, кожно-гальваническая реакция и пр. (Например, английские психофизиологи регистрировали изменения КГР у испытуемых в процессе воспоминания ими воздушных налетов на Лондон).

Наконец, необходимо отметить еще одну особенность эмоций - неотделимость их от других психических процессов. Эмоции как бы вплетены в ткань психической жизни, они сопровождают все психические процессы. В ощущениях они выступают как эмоциональный тон ощущений (приятное - неприятное), в мышлении - как интеллектуальные чувства (вдохновение, интерес и пр.).

Эмоции не являются познавательным процессом в собственном смысле этого слова, так как не отражают свойства и характеристики внешней среды, в них отражается субъективная значимость объекта для человека.

Выделяют виды эмоций : по направленности (нейтральные, положительные и отрицательные), по воздействию на личность (конструктивные и деструктивные), по интенсивности:

· настроение – фоновая эмоция невысокой интенсивности, причины которой, как правило, не осознаются, и которая мало влияет на эффективность деятельности.

· напряженность – уровень интенсивности эмоционального переживания, когда нарушаются типичные поведенческие реакции (голос, речь, тонус т.п.). Бывает операциональной, т.е. вызванной сложностью исполнения действия (операции), например, новое или точное движение, и эмоциональной – страх перед неудачей, повышенная ответственность за результат и т.д.

· страсть – увлеченность, в процессе которой другие события окружающей действительности деактуализируются, т.е. снижают свою значимость, например, занятие хобби, азартная игра и т.д.

· стресс – неспецифическая, т.е. несоответствующая сигналу, реакция на раздражитель. Может проявляться как незначительным, так и существенным изменением состояния и поведения, вплоть до прекращения деятельности.

· аффект – сильное переживание с потерей сознательного контроля на своими действиями (например, истерика).

Так, Вундт выделил триаду направления чувств, разделяя удовольствие и неудовольствие, напряжение и разрешение, возбуждение и спокойствие. В ней отражены знак эмоции, уровень ее стеничности и динамическая характеристика: от напряжения к разрядке. Исходя из этой триады можно охарактеризовать любую эмоцию.

Классификация эмоций. В процессе развития психологической науки неоднократно предпринимались попытки классификации эмоций.

Одна из первых попыток принадлежит Декарту, который выделял 6 чувств: радость, печаль, удивление, желание, любовь, ненависть. Декарт полагал, что эти б чувств являются основными, базовыми, их сочетание порождает все многообразие человеческих эмоций.

В начале века американский психолог Вудвортс предло­жил линейную шкалу эмоций, которая отражает весь континуум эмоциональ­ных проявлений:

1. Любовь, веселье, радость.

2. Удивление.

3. Страх, страдание.

4. Гнев, решимость.

5. Отвращение.

6. Презрение.

В этой шкале каждая эмоция является чем-то средним между двумя соседними.

Американский психолог К. Изард предлагает считать основными или, по его терминологии, фундаментальными эмоциями следующие:

1. Интерес.

2. Радость.

3. Удивление.

4. Горе, страдание и депрессия.



6. Отвращение.

7. Презрение.

9. Стыд и застенчивость.

Эти 10 эмоций Изард называет фундаментальными потому, что каждая из них имеет: а) специфический нервный субстрат; б) характерные только для нее выразительные нервно-мышечные комплексы; в) собственное субъективное пе­реживание (феноменологическое качество). Каждая из этих эмоций описывает­ся по нескольким параметрам: знак эмоции, условия возникновения, биологи­ческое и психологическое значение.

Следует отметить, что указанные классификации представляют скорее перечисление. Попытки классифицировать эмоции, опираясь на конкретные основания, принадлежат другим исследователям.

Функции эмоций

По поводу функций эмоций в психологии существуют разные точки зрения. В частности, эмоции рассматривают как рудимент, аффективный след инстинкта (Мак-Дауголл), и, как всякий рудимент, эмоция обречена на постепенное угасание, отмирание.

Функции эмоций следующие:

· коммуникативная – передача информации;

· мотивационная – стимуляция активности;

· оценочная – критерий результативности;

· сигнальная – предупреждение о возможной опасности;

· регулирующая – изменение состояния с помощью гормонального баланса.

Любое взаимодействие между людьми всегда сопровождается эмоциональными проявлениями; мимические, пантомимические движения позволяют человеку передать информацию о своем отношении к другим людям, явлениям, событиям, о своем состоянии. Таким образом, эмоции выполняют коммуникативную функцию.

Эмоции выполняют функцию побуждения к деятельности и стимуляции .Так, интерес «приковывает» внимание и удерживает его на объекте, страх заставляет избегать опасных объектов и ситуаций. Благодаря особой энергетической насыщенности эмоции стимулируют протекание остальных психических процессов и деятельности. С этим связана мобилизация всех сил организма в сложных, ответственных ситуациях (в условиях экзамена, ответственного выступления, чрезвычайных ситуациях и т. п.).

Важнейшей функцией эмоций является оценочная ,эмоции оценивают значимость объектов, ситуаций. Причем очень часто такая оценка осуществляется в условиях дефицита времени или информации об объекте или ситуации. Эмоционально окрашенное отношение возмещает невозможность полного логического анализа. Действительно, часто в ситуациях отсутствия информации возникающий эмоциональный фон помогает человеку сориентироваться и принять решение о том, полезен или вреден внезапно возникший объект, следует ли его избегать и пр.

Эмоции человека тесно связаны с потребностями, они возникают в деятельности, направленной на удовлетворение потребностей, перестраивают поведение человека в направлении удовлетворения потребностей, в этом проявляется их регулирующая функция.

3. Взаимосвязь чувств и эмоций. Виды чувств. Чувства как показатель социального развития личности

Чувства - более стойкие психические образования, их можно определить как сложный вид устойчивого эмоционального отношения человека к различным сторонам действительности .Чувства формируются, как правило, на основе вторичных, духовных потребностей, характеризуются большей длительностью.

Чувства дифференцируются в зависимости от предметной сферы, к которой они относятся. В соответствии с этим, они подразделяются на: интеллектуальные, эстетические, нравственные.

Интеллектуальные чувства - переживания, возникающие в процессе интеллектуальной деятельности, такие, например, как любознательность, удивление, сомнение и др.

Эстетические чувства возникают и развиваются при восприятии и создании прекрасного и представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве (например, чувство любви к музыке, чувство восхищения картиной).

Нравственные чувства - эмоциональное отношение личности к поведению людей и к своему собственному. При этом происходит сравнение поведения с нормами, выработанными обществом (например, чувство долга, гуманность, доброжелательность, любовь, дружба, сочувствие и др.).

Вопросы для групповой рефлексии:

1. Какое качество реальности человеку представлено непосредственно в пере­живаемых им эмоциях?

2. Опишите подробно сущность двойственной природы эмоций.

3. Что такое эмоциогенная ситуация?

4. Чем эмоциональная реакция отличается от эмоционального состояния?

5. Перечислите основные функции эмоций.

Вопрос для самостоятельного изучения:

Роль внимания, чувств и эмоций в спортивной деятельности.

Дополнительный материал:

Эмоциональные состояния более длительны и устойчивы, чем эмоциональные реакции. Они согласовывают потребности и устремления человека с его возможностями и ресурсами в каждый конкретный момент времени. Для эмоциональных состояний характерно изменение нервно-психического тонуса.

Эмоциональные свойства - наиболее устойчивые характеристики человека, характеризующие индивидуальные особенности эмоционального реагирования, типичные для конкретного человека. К ним относится целый ряд особенностей, таких как эмоциональная возбудимость, эмоциональная лабильность, эмоциональная вязкость, эмоциональная отзывчивость и эмпатия, эмоциональное огрубление, алекситимия.

Эмоциональная лабильность - изменчивость эмоций и настроения, по разным, зачастую самым незначительным причинам. Эмоции колеблются в очень широком диапазоне от сентиментальности и умиления до слезливости и слабодушия.

Эмоциональная монотонность характеризуется однообразием, неподвижностью эмоциональных реакций, отсутствием эмоционального отзвука на события.

При эмоциональной вязкости реакции сопровождаются фиксацией аффекта и внимания на каких-либо значимых объектах. (Вместо того, чтобы отреагировать, личность сосредоточивается на обидах, неудачах, волнующих темах).

Эмоциональная ригидность - негибкость, жесткость и ограниченный диапазон эмоционального реагирования.

Эмоциональное огрубление - неспособность определять уместность и дозировать эмоциональные реакции. Проявляется в том, что личность утрачивает сдержанность, деликатность, такт, становится назойливой, расторможенной, хвастливой.

Одним из проявлений эмоциональных свойств является алекситимия - сниженная способность или затрудненность в вербализации эмоциональных состояний. Алекситимия характеризуется трудностью в определении и описании собственных эмоциональных состояний, переживаний; затруднениями в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями; снижением способности к символизации; фокусированности личности в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях. Существует гипотеза, согласно которой ограниченность осознания эмоций и когнитивной переработки аффекта ведет к фокусированию сознания на соматическом компоненте эмоционального возбуждения, усилению физиологических реакций на стресс.

Перечисленные эмоциональные свойства могут проявляться как индивидуальные особенности человека, в основе которых лежат особенности свойств нервной системы и темперамента, но могут быть и следствием патологических изменений мозга, результатом перенесенных травм или психосоматических заболеваний.

Эмоциональная отзывчивость и эмпатия. Эмоциональная отзывчивость проявляется в том, что человек легко, гибко и быстро эмоционально реагирует на воздействия внешней среды. Когда объектом эмоциональной отзывчивости становятся люди, у человека проявляется особое свойство - эмпатия .Под эмпатией понимают способность входить в состояния другого человека, сопереживать, сочувствовать ему. Основу эмпатии составляет эмоциональная отзывчивость, важна общая сенситивность, чувствительность, а также интуиция и внимание, наблюдательность. Эмпатические способности составляют основу профессионально-важных качеств в социальных профессиях, то есть везде, где общение, понимание, взаимодействие являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности (врачи, педагоги, социальные работники и пр.).

В психологии под эмоциями понимают психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Следовательно, наиболее существенной характеристикой эмоций является их субъективность.

Эмоции играют важную роль в поведении идеятельности человека. Их функции :

1) Отражательно-оценочная функция эмоций проявляется в том, что на одно и то же событие разные люди могут эмоционально реагировать совершенно различно.

2) Управляющая функция эмоций заключается в том, что эмоции являются одним из психофизиологических механизмов управления поведением человека.

3) Защитная функция эмоций связана с возникновением страха, который предупреждает человека о реальной или мнимой опасности, способствуя тем самым лучшему продумыванию возникшей ситуации, более тщательному определению вероятности достижения успеха или неудачи.Тем самым страх защищает человека от неприятных для него последствий, а возможно, и от гибели.

4) Мобилизующая функция эмоций проявляется, например, в том, что страх может способствовать мобилизации резервов человека за счет выброса в кровь дополнительного количества адреналина, например при активно-оборонительной его форме (спасении бегством). Способствует мобилизации сил организма и воодушевление, радость.

5) Компенсаторная функция эмоций состоит в возмещении информации, недостающей для принятия решения или вынесения суждения о чем-либо.

6) Сигнальная функция эмоций связана с воздействием человека или животного на другой живой объект.Эмоция имеет внешнее выражение (экспрессию), с помощью которой человек или животное сообщает другому о своем состоянии.

Эмоции двувалентны они или положительны, или отрицательны – объекты или удовлетворяют, или не удовлетворяют соответствующие потребности. Эмоции генетически связаны с инстинктами и влечениями. Но в общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции чувства, обусловленные социальной сущностью человека, общественными нормами, потребностями и установками.

К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс, страсти.

Аффектами в современной психологии называют сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания. Аффект представляет собой стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Именно аффекты по преимуществу связаны с токами - потрясениями, связанными с дезорганизацией деятельности, что выражается в дезорганизации двигательных реакций и заторможенности сознательной деятельности. В состоянии аффекта человек «теряет голову», поэтому, в действии в эффектном состоянии в той или иной степени может быть нарушен сознательный контроль.



Следующую группу эмоциональных явлений составляют собственно эмоции. Эмоции отличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции – это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые. Во множестве эмоциональных проявлений выделяются четыре исходные эмоции: радость (удовольствие), страх, гнев и удивление. Большинство же эмоций имеет смешанный характер, так как они обусловливаются иерархически организованной системой потребностей.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические. Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуть». И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство страха, возможно повышение мускульной силы, и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени».

В ходе психофизиологических экспериментов было установлено, что для благополучного существования человека необходимо, чтобы на мозг действовали три рода раздражителей: вызывающие положительные эмоции (35%), вызывающие отрицательные эмоции (5%), эмоционально нейтральные (60%).

Положительные эмоции оказывают благотворное влияние на жизненный тонус человека. Для того чтобы быть здоровым и активным, нужны положительные эмоции.

Отрицательные эмоции тоже необходимы, но в небольшой дозе. Они возникают тогда, когда деятельность человека не дает нужных результатов. Отрицательные эмоции играют роль стимуляторов, заставляя искать новые решения, подходы, методы.

Роль нейтральных раздражителей такая же, как балластных веществ в питании: на их фоне возникают положительные и отрицательные эмоции.

На основе этих данных делаются следующие выводы, значимые для общения:

Человек, вступающий в общение, должен знать: чтобы партнер продуктивно работал, он должен получить соответствующую положительную эмоцию. Любое грубое и резкое обращение снижает его работоспособность;

Если же в процессе общения человек не сдержался и обругал своего партнера, то для того, чтобы восстановить его работоспособность, нужно его похвалить семь раз. Такое соотношение обусловлено соотношением между оптимальным балансом положительных (35%) и отрицательных (5%) эмоций.

В психологии выделяют такой вид эмоциональных процессов, как чувства, - переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Чувства более устойчивы, чем эмоции, и носят предметный характер, возникающий в результате специфического обобщения эмоций, при котором они связываются с представлением или идеей о некотором объекте - конкретном или отвлеченном (например, чувство любви к другому человеку, родине, ненависть к врагу и т.п.). Возникновение и развитие предметных чувств выражает формирование устойчивых эмоциональных отношений, своеобразных «эмоциональных констант». В сложных человеческих чувствах эмоции часто образуют противоречивое единство: в ревности, например, страстная любовь, уживается со жгучей ненавистью.

Чувства человека иерархически организованы – у каждого человека есть доминирующие чувства, определяющие его личностную направленность. Они регулируют различные сферы взаимодействия человека с действительностью.

Различаются праксические, нравственные, эстетические и познавательные чувства.

Праксические чувства – чувства, возникающие в практической деятельности.

Нравственные чувства – это эмоциональное отношение личности к своему поведению и поведению других.

Эстетические чувства – это чуткость, восприимчивость к прекрасному в окружающей предметной и социальной среде, придание прекрасному ценностного значения.

Настроение – это ситуативно обусловленное устойчивое эмоциональное состояние, усиливающее или ослабляющее психическую деятельность.

Наиболее высокий уровень психической активности под влиянием эмоции или чувства называется воодушевлением, наиболее низкий – апатией.

Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями, есть состояние расстроенности.

Эмоциональная устойчивость человека при различных эмоциогенных воздействиях выражается в стабильности его поведения.

Сильное, стойкое, длительное чувство, которое, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им, называется страстью. Наиболее характерным для страсти является устойчивость чувства и его сила, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности. Страсть при всей своей интенсивности эмоционального возбуждения не относится к аффективным процессам, поскольку всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. В страсти очень ярко выражен волевой момент стремления: она представляет собой единство эмоциональных и волевых качеств.

Под стрессом понимают неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние или внутренние требования. (Понятием «неспецифический ответ организма» принято обозначать необычную или несвойственную для организма или какой-либо его системы реакцию на внутренний или внешний стимул.)

В настоящее время существует разделение стресса на два основных вида: системный (физиологический) и эмоциональный (психический). Поскольку человек является социальным существом и в деятельности его интегральных систем ведущую роль играет психическая сфера, то эмоциональный стресс является наиболее значимым для процесса регуляции.

Основные черты психического стресса можно резюмировать следующим образом: стресс – это такое состояние организма, возникновение которого предполагает наличие определенного взаимодействия между организмом и средой; стресс – это состояние повышенной напряженности; психический стресс возникает в условиях угрозы и имеет место тогда, когда нормальная адаптивная реакция недостаточна

Как уже было сказано, любой психический процесс выполняет функции отражения и регулирования. Но можно выделить процессы с преобладающей функцией отражения (к ним относятся познавательные процессы) и психические процессы с преобладающей функцией регулирования (к ним относятся эмоции и воля).

Эмоции – психические явления, отражающие в форме переживаний личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека. Эмоции служат для отражения субъективного отношения человека к самому себе и к окружающему его миру.

Наиболее существенной чертой эмоций является субъективность. Целостное определение эмоций должно принимать во внимание три аспекта:

а) внутреннее переживание;

б) физиологическую активацию (процессы, проходящие в нервной, эндокринной и других системах организма);

в) поддающиеся наблюдению выразительные комплексы эмоций (внешнее выражение в поведении).

Внешне эмоции проявляются мимикой, пантомимикой, особенностями речи и соматовегетативными феноменами.

Различные авторы придают неодинаковое значение этим компонентам эмоций. Так, К. Изард выделяет в качестве основной составляющей эмоциональную экспрессию. С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев видят сущность эмоций в субъективном переживании. В субъективном переживании заключено отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям. Подчеркивая приоритет компонента переживания, авторы акцентируют внимание на отражательном аспекте эмоций. Действительно, эмоция относится к процессам отражения, но отражения специфического. Я. Рейковский, в частности, указывает на то, что эмоции отражают изменения, имеющие характер нарушения, и мобилизуют организм, чтобы он мог справиться со случившимся событием. Таким образом, данный автор делает акцент на регуляторной функции эмоций. "Эмоциональный процесс – это особый род процессов регуляции, которые актуализируются под влиянием событий, вызывающих изменение в состоянии организма или в его отношениях со средой, либо изменяющих актуальное состояние равновесия между субъектом и средой.

Имеется несколько теорий, объясняющих, почему возникают эмоции. Американский психолог У. Джемс и датский психолог Г.Н. Ланге выдвинули периферическую теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями . Они утверждают, что мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся. Смысл этого парадоксального утверждения заключается в том, что произвольное изменение мимики и позы приводит к непроизвольному появлению соответствующей эмоции. Эти ученые говорили: изобразите гнев – и вы сами начнете пережинать это чувство; начните смеяться – и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустной миной на лице – и у вас действительно испортится настроение.

Хотя отрицать наличие условнорефлекторной связи между переживанием эмоции и ее внешним и внутренним проявлением нельзя, содержание эмоции не сводится только к физиологическим изменениям в организме, поскольку при исключении в эксперименте всех физиологических проявлений субъективное переживание все равно сохранялось. Физиологические же сдвиги происходят при многих эмоциях как вторичное приспособительное явление, например для мобилизации резервных возможностей организма при опасности и порождаемом ею страхе или как форма разрядки возникшего в центральной нервной системе напряжения.

У. Кеннон одним из первых показал ограниченность теории Джемса-Ланге, отметив два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не отражают качественное своеобразие эмоций. Во-вторых, полагал У. Кеннон, эти физиологические изменения развертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют физиологической реакции. Правда, в более поздних исследованиях П. Барда последнее утверждение не подтвердилось: эмоциональные переживания и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно.

Интересную гипотезу о причинах появления эмоций выдвинул П.В. Симонов. Он утверждает, что эмоции появляются вследствие недостатка или избытка сведений, необходимых для удовлетворения потребности. Степень эмоционального напряжения определяется силой потребности и величиной дефицита информации, необходимой для достижения цели. Эмоции способствуют поиску новой информации за счет повышения чувствительности анализаторов (органов чувств), а это, в свою очередь, приводит к реагированию на расширенный диапазон внешних сигналов и улучшает извлечение информации из памяти. Вследствие этого при решении задачи могут быть использованы маловероятные или случайные ассоциации, которые в спокойном состоянии не рассматривались бы. Тем самым повышаются шансы достижения цели. Хотя реагирование на расширенный круг сигналов, полезность которых еще неизвестна, избыточно, оно предотвращает пропуск действительно важного сигнала, игнорирование которого может стоить жизни.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМОЦИЙ

Выделяют следующие типы эмоциональных явлений:

Эмоциональный тон ощущений (чувственный тон ощущений) – форма позитивных эмоций, которая не имеет предметной отнесенности. Сопровождает жизненно важные ощущения, например, вкусовые, температурные, болевые. Представляет собой наиболее раннюю стадию развития эмоций в филогенезе.

Негативные эмоции – форма эмоций, которая субъективно предстает как неприятные переживания. Приводят к реализации адаптивного поведения, направленного на устранение источника физической или психологической опасности.

В рамках когнитивной психологии и психотерапии (А.Т. Бек, А. Эллис) специфика эмоций определяется через те или иные интеллектуальные действия:

- гнев возникает при возникновении препятствий на пути достижения цели и служит для пробуждения энергии, требующейся для разрушения препятствия;

- печаль возникает в ситуации потери значимого объекта и служит к снижению уровня энергии для дальнейшего ее использования;

- страх помогает избежать опасности или мобилизоваться для нападения;

- презрение поддерживает собственную самооценку и поведение доминирования;

- застенчивость сигнализирует о потребности в уединении и интимности;

- чувство вины устанавливает подчиненную роль в социальной иерархии и свидетельствует о возможности потери самоуважения;

- отвращение приводит к отталкиванию вредных объектов.

Собственно эмоции – более длительные состояния. Они могут быть реакцией не только на свершившиеся события, но и на вероятные или вспоминаемые. Эмоции отражают события в форме обобщенной субъективной оценки и предвосхищают результат действия.

Аффект – наиболее мощная эмоциональная реакция. Он полностью захватывает психику человека, предопределяя единую реакцию на ситуацию в целом. Отличительные черты аффекта: ситуативность, обобщенность, большая интенсивность, малая продолжительность.

Чувства – еще более устойчивые психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. В советской психологии распространенным является утверждение, что чувства отражают социальную природу человека и складываются как значимые отношения к окружающему миру. Нередко эмоцией называют только конкретную форму протекания переживаемого чувства.

Астенические чувства – форма эмоций, в которых ведущими выступают такие переживания, как подавленность, уныние, печаль, нелокализованный страх. Свидетельствуют об отказе от борьбы с трудностями в ситуации повышенной эмоциональной нагрузки.

Стенические чувства – положительные эмоциональные состояния, которые связаны с повышением уровня жизнедеятельности и характеризуются возникновением ощущений возбуждения, радостного волнения, подъема, бодрости.

Настроение – самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение человека. Основой признак того или иного настроения – эмоциональный тон, положительный или отрицательный. Настроению свойственно циклическое изменение (подъем и спад настроения), но слишком выраженные скачки могут свидетельствовать о психическом неблагополучии, в частности о маниакально–депрессивном психозе. Считается, что настроение выступает интегральной характеристикой системы деятельностей индивида, которая сигнализирует о процессах реализации деятельностей и их согласованности друг другу. В качестве основных психических состояний выделяют бодрость, эйфорию, усталость, апатию, депрессию, отчуждение, утрату чувства реальности.

Эмоциональные проявления могут носить и патологический характер:

Стресс – эмоциональное состояние, вызванное неожиданной и напряженной обстановкой. Для организма, находящегося в таком состоянии, характерен комплекс реакций для приспособления к новым условиям:

1) реакция тревоги;

2) сопротивление;

3) истощение.

По мнению Г. Селье, стресс – неотъемлемая составляющая жизни человека, его нельзя избежать. Для каждого человека есть оптимальный уровень стресса, при котором достигается наибольшая эффективность деятельности.

Депрессия - аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением мотивационной сферы, когнитивных представлений и общей пассивностью поведения.

Эмоциональная лабильность - характеризуется легкой сменой настроения от несколько грустного к повышенному без какого-нибудь значительного повода. Она часто наблюдается при заболеваниях сердца и сосудов или на фоне астении после перенесенных соматических заболеваний.

Дисфория - пониженное настроение с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, повышенной чувствительностью к действиям окружающих, со склонностью к вспышкам агрессии. Встречается при эпилепсии.

Эмоциональная амбивалентность - характеризуется одновременным существованием противоположных эмоций. При этом наблюдается парадоксальное изменение настроения, например, несчастье вызывает радостное настроение, а радостное событие - грусть. Наблюдается при неврозах, акцентуациях характера и некоторых соматических заболеваниях.

Апатия - болезненное безразличие к событиям внешнего мира, своему состоянию; полная потеря интереса к какой-либо деятельности, даже к своему внешнему виду. Человек становится неряшливым и неопрятным. К своим родным и близким люди при апатии относятся холодно, безучастно. При относительно сохранной мыслительной деятельности они теряют способность чувствовать.

Ажитация – психопатологическое нарушение, при котором аффективное напряжение, вызванное стрессом (авария, угроза для жизни), неконтролируемо переходит в движение. Характеризуется моторным беспокойством, потребностью в движении. Может сопровождаться ощущение пустоты в голове, неспособностью рассуждать и действовать логически, а также вегетативными нарушениями, такими как, учащенные дыхание и сердцебиение, потливость, дрожание рук, бледность. Выступает также как сопутствующее явление при многих психических заболеваниях (кататония, тревожный невроз, ажитивная депрессия, инволюционная депрессия, сенильный спад).

Аффективный застой – аффективное напряжение, которое не может быть отреагировано из–за сдерживания (внешние обстоятельства, воспитание, невроз). Накопление аффектов субъективно переживается как напряжение и беспокойство. В той или иной сигнальной ситуации может быть разрешен в виде аффективного взрыва. В течение более или менее продолжительного времени происходит накопление незначительных по силе отрицательных эмоций, после чего наступает психическая разрядка в виде бурного и мало управляемого аффективного взрыва, который запускается без видимых причин. Но иногда может также и постепенно снижаться без каких–либо эксцессов.