Храм косьмы и дамиана на маросейке официальный. Московский космодамиановский храм на маросейке. История старой церкви

На пересечении Маросейки со Старосадским переулком, после которого она переходит в Покровку, стоит примечательный храм. Кажется, будто он состоит из нескольких «куличей», примыкающих друг к другу. Чувствуется рука хорошего зодчего - и действительно, здесь потрудился один из лучших мастеров своего дела.

Первое упоминание о церкви связано с грустным событием: она полностью сгорела в 1547 году. Затем церковь надолго исчезает из исторических источников и вновь появляется в 1629 году - и снова в связи с опустошительным пожаром. В 1639 году она выстроена уже в камне. Однако в XVIII веке и это здание обветшало и грозило обрушением. Для его перестройки был приглашен один из лучших архитекторов своей эпохи - М. Ф. Казаков. Строительство проходило медленно, несколько раз останавливалось и в итоге продлилось с 1791 года по 1803 год. Средства для его завершения дал подполковник М. Р. Хлебников, живший напротив.

Хотя храм и именуется в честь святых Космы и Дамиана, им на самом деле посвящен только один из боковых приделов. Второй придел - Никольский. А центральный престол освящен в честь иконы Христа Спасителя, исцелившего расслабленного - единственный в Москве случай. Архитектуру храма относят к «зрелому классицизму», которому свойственны лаконичность и сдержанность в оформлении. Церковь обращает на себя внимание не столько отделкой фасадов, на которых нет ни лепнины, ни росписей, сколько общей структурой. Алтарная апсида и приделы равны по своей высоте и тем самым создают стройный ансамбль, заключающийся в сочетании примыкающих друг к другу четырех цилиндров (основная часть, алтарь и два придела) и кубической трапезной с колокольней. В основной части и в трапезной на равном расстоянии от приделов расположены двухколонные портики. Чуть больше декора в верхней части церкви: купол центрального объёма прорезан окнами-люкарнами, а сам он увенчан главной с барабаном, украшенным пилястрами.

Среди прихожан храма были знаменитые русские литераторы: Ф. И. Тютчев, . После революции храм оказался закрыт и в конце 1920-х годов под предлогом расширения улицы назначен к сносу, которому предшествовала полная фотофиксация здания и снятие обмеров. Тем не менее, решение об уничтожении церкви не было претворено в жизнь. Вместо этого в ней устроили склад и пивную, потом их место заняла мастерская автомакетов, затем - клуб автомототуристов. В процессе приспособления оказалось почти полностью утрачено внутреннее убранство храма, но внешне он практически не изменился и не был радикально перестроен. С 1993 года здесь возобновились богослужения, за годы реставрации были разобраны межэтажные перекрытия, воссозданы утраченные детали интерьеров и иконостасы.

Московский храм Космы и Дамиана на Маросейке Московский храм во имя святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских на Маросейке, на Покровке (Московская епархия)

Первая церковь стояла здесь давно – известно, что горела она еще в пожаре года, ее построили заново, но в году сгорело и второе здание. Церковь отстроили заново, и на этот раз в камне.

Об этом храме упоминается в книге Патриаршего Казенного Приказа за год и в «Книге царского жалованья московским церквам». Церковь была каменная, одноэтажная и двухпрестольная: с главным престолом во имя святителя Николая и придельным во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана . Поэтому она нередко называлась в старинных документах церковью св. Николая, хотя наименование по Космодамианскому приделу удерживалось тоже.

Первоначально храм не имела ни паперти, ни колокольни, они были пристроены только в году. В конце XVII столетия попечением княжны Евдокией Андреевной Куракиной над одноэтажной постройкой вырос второй верхний ярус, и здесь устроена была новая церковь во имя Казанской иконы Божией Матери . Так у старого Космодамианского храма появилось и третье название – Казанский. Сначала церковь была только ружной (состоящей на содержании) княгини Куракиной, и особые от Космодамианского причта священник и псаломщик содержались на средства княжны. Но в 1771-1772 гг. храм поступил в заведование Космодамианского причта и соединился с приходским.

Наименование нового храма по приделу Космодамианским по-прежнему удержалось, хотя по главному престолу он иногда и назывался Спасским. На построение храма почти все прихожане сделали более или менее значительные пожертвования.

В декабре года новый Космодамианский храм был окончен постройкой вчерне, а совсем благоукрашен был только южный придел во имя свт. Николая, который и освящен был 18 декабря того же года. С того времени начато было и богослужение в новой церкви. 21 октября года был освящен северный придел во имя свв. бессребреников Космы и Дамиана, а 4 октября года - освящен главный престол – во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного.

В проекте известного русского архитектора Матвея Казакова замечательно искусно сочетаются отдельные части и линии. Оригинально устройство приделов храма: северного Космодамианского и южного Никольского. Приделы эти помещаются в пространстве, имеющем строго выдержанную форму круга. Вид круга имеют также церковь и отчасти алтарь ее.

В нашествие на Москву неприятелей в году Космодамианская церковь подверглась общей с прочими церквями участи, лишившись значительной части своего имущества и украшений.

До года храм был разделен на 2 половины: зимнюю и летнюю. «Холодный» храм во имя Спасителя, Исцелителя расслабленного запирался на зимнее время, «теплый» же состоял лишь из трапезной и двух приделов и не отличался вместительностью. Зимой здесь было особенно тесно, и в 1857 году в подвале под церковью устроили духовую печь. Так холодная церковь стала теплой. С того времени почти 40 лет крупных капитальных работ в Космодамианской церкви не производилось.

В году храм был обновлен внутри и снаружи.

В начале 1930-х годов приход разогнали, иконы и украшения храма конфисковали, и они пропали бесследно. Уже было подписано постановление о взрыве храма, но этого не случилось. Впоследствии здание использовалось как производственный склад, мотоциклетный клуб, архив, художественные классы.

В 1960-е годы были снесены три церковных дома, а на их месте выстроено огромное административное здание, которому храм передали под архив. В те же годы была произведена частичная реставрация церкви – после наружного ремонта восстановлено внешнее убранство храма, водружены золоченые кресты. Однако интерьер был изуродован этажным перекрытием и множеством перегородок. Из-за многочисленных перепланировок пол дал сильный уклон.

22 июня года вышло постановление Правительства Москвы о передаче здания Космодамианского храма Русской Православной Церкви. Начались ремонтные работы, были возобновлены молебные пения Спасителю и святым Косме и Дамиану. 14 ноября 1993 года, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, в правом приделе состоялась первая Литургия. Некоторое время спустя богослужение было восстановлено и в центральном алтаре.

Настоятели

  • Феодор Бородин (с 14 октября 1993)

Использованные материалы

  • Краткая история храма на официальном сайте прихода
  • Храм святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке // Радио "Вера"

Церковь на Маросейке находится между современной высоткой со стеклянным фасадом с одной стороны и оживленной магистралью с другой. Кажется, будто ее случайно «поставили» в центре шумного и пыльного мегаполиса. Хотя это Москва выросла вокруг нее за четыре столетия.

История обители

Современное здание Космодамиановской церкви в Москве - уже не первое на этом месте. Сначала здесь стояла деревянная церковь, которая горела дважды: в 1547 и 1629 годах. После второго пожара храм строили уже из камня.

Храм бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке

Главный престол каменной церкви был посвящен св. Николаю Чудотворцу, поэтому называли ее часто Николаевской. Святым Бессребреникам Косме и Дамиану был посвящен придел. Со временем пристроена была паперть, возведена колокольня, а затем и второй этаж. Там устроили еще одну церковь и посвятили ее Казанской иконе Божией Матери.

К концу XVIII века здание почти полностью обветшало, и прихожане решили возвести новый. В июле 1790 года началось строительство на этом месте храма, в котором:

  • главный придел в честь исцеления Спасителем расслабленного;
  • южный придел освящен во имя свт. Николая Чудотворца;
  • северный придел - святых Бессребреников Космы и Дамиана.

Космодамиановский придел оставался единственным неизменным, поэтому и название церкви в народе прижилось такое.

До середины XIX века храм состоял из двух частей. На зиму закрывали неотапливаемый главный придел. В теплой части, которая включала только приделы и трапезную, места было мало. Благодаря устройству в подвале печи, все пространство стало использоваться в зимнее время.

В 1930-е годы храм оказался под угрозой уничтожения: постановление о взрывных работах было подписано, но не исполнено. В церковных помещениях в советское время располагались склад, архив, классы рисования.

Передача здания архиву совпала по времени с уничтожением трех построек на его территории и частичной реставрацией внешнего убранства. Даже кресты были вновь установлены. Внутри возникла вереница перекрытий. Все это произошло в 1960 годы.

Храмовая икона святых Космы и Дамиана

Русская православная церковь вернула храм Космы и Дамиана на Маросейке в 1993 году. Первую Литургию после реставрации отслужили в престольный праздник Космы и Дамиана 14 ноября того же года.

Храм сегодня

Сегодня богослужения в церкви Косьмы и Дамиана на Маросейке проводятся регулярно:


В дни православных праздников вне зависимости от дня недели Литургия начинается с 9:00, а в 17:00 накануне служат всенощную.

На заметку! Исповедаться в Космодамианской церкви можно утром в любой день, когда служат Литургию.

С момента восстановления церковной жизни в храме святых Бессребреников Космы и Дамиана в Москве ее бессменным настоятелем остается протоиерей Федор Бородин.

Приходская жизнь

Жизнь общины строится вокруг нескольких направлений служения. Здесь работают:

  • историко-культурный просветительский центр, который проводит кинолектории, открытые встречи и лекции, музыкальные вечера;
  • катехизаторские группы «Открытие веры» для тех, кто готовится креститься сам или стать крестным родителем;
  • Евангельские чтения;
  • социальная служба;
  • воскресная школа.

Самым младшим воспитанникам воскресной школы при церкви Космы и Дамиана около полутора лет. Они занимаются лепкой, рисованием, водят хороводы и играют. Для самых маленьких воскресная служба состоит в общей молитве. Старшие воспитанники с наступлением лета не отходят от церковной жизни, а отправляются с приходом в поход на байдарках.

Святыни

В храме Космы и Дамиана в Москве можно поклониться:

  • иконе Спасителя, исцелившего расслабленного;
  • мощам и иконе святых Бессребреников Космы и Дамиана;
  • мощам святого мч. Вонифатия;
  • мощам свт. Луки Крымского (Войно-Ясенецкого).

Престольные праздники

Церковь Косьмы и Дамиана в Москве трехпрестольная, поэтому и праздников у храма немало.

  • Главное храмовое празднование совершается в Неделю о расслабленном в память об исцелении Спасителем расслабленного у Овчей купели.

Неделя о расслабленном ежегодно отмечается в разные дни, но всего в четвертое воскресенье после Пасхи. В 2018 году этот день выпал на 29 апреля, Пасху православные отпраздновали 8 апреля.

Престольный праздник в храме святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана на Маросейке

  • 14 ноября празднуется память святых Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских.
  • Несколько раз в году Церковь вспоминает святителя Николая, архиепископа Мирликийского, чудотворца.
Важно! Самым известным днем памяти святого Николая является 19 декабря, день успения. Кроме того, принято чтить день перенесения его мощей в Бари 22 мая и рождество 11 августа.

Как добраться

Храм Космы и Дамиана находится на пересечении улицы Маросейка и Старосадского переулка по адресу ул. Маросейка, 14/2, стр.3.

"Первая церковь стояла на Маросейке давно -она горела еще в пожаре 1547 года, а в 1629 году сгорела и заново отстроенная деревянная церковь. Нынешнее здание построено в 1791-1803 гг. архитектором Матвеем Казаковым по заказу А.Ф.Хлебниковой и ее мужа, полковника М.Р.Хлебникова. Они владели роскошным ярко-голубым дворцом с лепниной (дом №17) на Маросейке, прямо напротив церкви, который построил для них сам Василий Баженов, - где потом жил фельдмаршал П.А.Румянцев, а сейчас располагается посольство Белоруссии. Интересно вот что: в выстроенной Казаковым по заказу богатых и знатных Хлебниковых церкви придел был освящен в честь Косьмы и Дамиана - святых врачей-бессребренников, всю свою долгую жизнь лечивших бесплатно, а главный престол, столь редкий для московских храмов - в честь Христа Спасителя, исцелившего расслабленного. Эта икона Спасителя, исцелившего расслабленного, прославилась в Дмитровском уезде, где в 1780 году в ее честь выстроили каменный храм - совсем незадолго до построения одноименного в Москве. Судя по этому, храм был выстроен заказчиками по обету или в благодарность за исцеление кого-либо из членов этого семейства, или в просьбе о помощи в болезни. Врачебная тема с сюжетом исцеления - главная в храме на Маросейке. Наверно, стоит заметить, что надпись "свободен от постоя" на воротах бывшего хлебниковского дома никакого отношения к ним не имеет. Только в 1840-х годах этот дом приобрели купцы Грачевы, уплатившие взнос на строительство казарм в Москве. За это они были освобождены от обязательного содержания и постоя солдат. В конце 1920-х годов было принято решение снести ограду и угол церкви для расширения автомобильного движения по Маросейке, ставшей в советское время улицей Богдана Хмельницкого. Тогда церковь закрыли, ограду разобрали, в "освободившемся" здании устроили склад, а во дворе-сквере - пивную, которую сломали в 50- г.г. прошлого века. Только в 1972 году ограду восстановили по типу уничтоженной. Ныне церковь действует." © http://www.pravoslavie.ru/

Потом мы перешли Маросейку и попали в Армянский переулок. Поскольку там кругом посольства (с одного края - Белорусское, с другого - Армянское), мы особо не фотографировали, чтобы не нервировать охрану посольств. Но кусочек развалюшки, примыкающей к реставрирующемуся зданию посольства Армении, мы все-таки урвали.



Окончательное свое название Армянский переулок получил в 18 веке, в связи с находившимся здесь армянским поселением. До этого он был Никольским, Столповским (от названия церкви Николая Чудотворца что у Столпа), Артамоновским. На нем расположены усадьбы Милославских (д. 3) и Тютчевых (д. 11), дом Лазаревых (в настоящее время - Армянское посольство, д. 2).
В исторических хрониках 1718-1725 гг. дворов по Армянскому переулку не значится, надо полагать, что переулок в это время не был еще замощен.

В середине XVIII в. переехал в Россию из Персии на постоянное жительство богатый и знатный армянин Л. Н. Лазарев с большим семейством, сородичами и слугами. В Москве он скупил много дворов между Мясницкой (улица Кирова) и Маросейкой (улица Богдана Хмельницкого), особенно в описываемом нами переулке, где в 1781 -1782 гг. на средства Лазаревых была построена во дворе дома № 3
большая армянская церковь. Екатерина II возвела весь род Лазаревых в дворянское звание, и, как русские помещики, они купили несколько деревень, где большей частью устроили шелковые и бумажные фабрики. Самая большая из шелковых фабрик была во Фрянове, Московской губернии, Богородского уезда. Здесь выделывали парчи и шелка, не уступавшие заграничным. Особенно большое состояние нажил И. Л. Лазарев. Он умер (в 1801 г.) бездетным и передал большую часть богатств своему брату Иакиму, завещав ему построить училище для детей беднейших армян. Последний исполнил волю завещателя и в 1815 г. открыл в своем доме (№ 2) такое училище, одновременно начав строить для него новый большой дом и (в 1817-1823 гг.) флигели, стоящие и сейчас здесь. В 1835 г. училище получило права гимназии, а в 1848 г. было преобразовано в высшее учебное заведение - Лазаревский институт
восточных языков. Институт занял почти все пространство по Армянскому переулку от Кривоколенного до Малого Златоустовского, при институте был большой сад. Институт много сделал для подготовки русских деятелей в странах Востока. Сохранилась гравюра первой четверти XIX века, изображающая Армянский переулок близ Кривоколенного. По обеим сторонам переулка стоят одноэтажные домики; проезжая часть его замощена булыжником. Архитектурным украшением переулка являются здания института и армянской церкви. Институт принадлежит к числу архитектурных достопримечательностей Москвы. Его здание, приподнятое высоким цоколем, эффектно поставлено в глубине парадного двора, окаймленного со стороны
переулка красивой оградой с монументальными воротами. Великолепный портик выразительно оформляет центр здания. Главный корпус и гармонично сочетающиеся с
ним боковые флигели составляют прекрасно решенный ансамбль. Рядом с армянской церковью, на месте современных домов № 5 и 7 и двора боярина Матвеева (№ 9), находился в конце XVIII в. обширный двор князя С. В. Мещерского. Сохранился план этого двора 1777 г., рисующий нам его застройку. В глубине двора стояли большие каменные палаты, в которых жил еще боярин А. С. Матвеев (их снесли в 1783 г.). С юго-востока к палатам примыкала небольшая каменная домовая церковь Троицы «с главою и звоном». К северу от палат были еще другие каменные строения, а к востоку находился обширный сад с прудом. По Армянскому переулку, возле парадных ворот на каменных столбах, стояли небольшие каменные строения.
В том году князь Мещерский ломал ветхие деревянные строения, находившиеся к северу от его парадного двора, и создавал здесь новый дом с особыми воротами в Армянский переулок и деревянными строениями по красной линии этого переулка. Во дворе, по сторонам ворот, торцами к переулку, строились деревянные же людские покои, а против ворот - деревянное полукружие конюшен, в центре которого был проезд на задний двор. К югу от парадного двора князя Мещерского, захватывая часть Сверчкова переулка, между Девяткиным и Армянским, был длинный, но узкий двор полковника Дашкова, с небольшим каменным строением посредине и деревянными - по обоим переулкам. За ним стоял двор полковника Дубровского, с ветхим каменным зданием по Армянскому переулку. Наконец, на углу с Покровкой находился обширный двор генеральши Хитровой, с каменными палатами по красной линии Армянского
переулка, не доходившими, однако, до Покровки. На противоположном углу Армянского переулка и Маросейки в 1774-1793 гг. был обширный двор полковника Хлебникова, сложившийся из четырех скупленных им владений: дочери губернского прокурора Ладыженской - на углу, купца Пастухова - рядом по переулку, дочери подпоручика Добровольской - дальше
за ним и священника церкви Космы и Дамиана - Тимофеева. На самом углу с Маросейкой Хлебников выстроил большой каменный дом в три этажа, а от него по переулку развел обширный сад. Предполагают, что этот дом строил архитектор В.И. Баженов. Уличный фасад дома в XIX в. подвергся большим изменениям, но со стороны двора сохранилось до известной степени обличье конца XVIII в. В 1793 г. этот дом был куплен знаменитым полководцем, фельдмаршалом графом П. А. Румянцевым-Задунайским. По желанию графа дом расписали внутри картинами сражений, в которых он участвовал. После его смерти дом, в 1796-1827 гг., принадлежал его сыну - графу Н. П. Румянцеву, основателю

Румянцевской библиотеки и музея, а в 1827-1835 гг.-другому его сыну, графу С. П. Румянцеву. За садом этого дома стояла церковь Николы в Столпах с оградой; против нее, на другом углу Малого Златоустовского и Армянского переулков, - маленькие дворики ее причта с деревянными строениями. Их охватывал, выходя в оба переулка, большой двор с садом армянина Лазарева. Дальше находился его же обширный двор, и только на самом углу с Кривоколенным переулком - двор отца поэта Ф. И. Тютчева, а напротив - двор графа Е. В. Санти. Основным же домом Тютчевых был дом № 11. В этом доме Ф. И. Тютчев провел свои детские и юношеские годы. В 1817 г. здесь у Тютчевых бывал В. А. Жуковский. В 1825 г. в этом же доме жили декабристы: член Северного общества Д. И. Завалишин, член «Союза благоденствия» А. В. Шереметев. 9 января 1826 г. здесь на квартире Шереметева был арестован декабрист И. Д. Якушкин. После пожара 1812 г., в который сгорели многие деревянные строения, на месте их появились по переулку каменные, а во дворах - и каменные, и деревянные. В 1813-1819 гг. Комиссия строения г. Москвы продолжила нынешний Сверчков переулок от Девяткина переулка до Армянского. В XIX в. Армянский переулок значительно изменил свой вид и застройку. На углу улицы Маросейки дом бывший Румянцевых перешел сначала в руки жены генерала Дивова (1835-1839 гг.), потом купца-раскольника Щеглова (1840-1843 гг.), купцов Усачева (1844-1857 гг.), Сапожникова (1858-1864 гг.), Каулина
(1864-1876 гг.) и, наконец, Грачевых, которые владели им с 1877 по 1918 г. Что сделали эти владельцы с домом, рассказывает известная «бабушка» Е. Янькова: «...Румянцевский дом на Покровке... там во многих комнатах были рисованные и барельефные изображения баталий, где участвовал Задунайский. Потом этот дом купил какой-то купец (Щеглов, в 1840 г.) и,
конечно, соскоблил и счистил эти славные воспоминания. В 1864-1876 гг. другой купец, Каулин, уничтожил находившийся при доме обширный прекрасный сад, а Грачевы (следующие владельцы.) весь дом приспособили под квартиры и торговые помещения. Впрочем, и до сих пор, несмотря на множество сделанных в доме в разное время переделок и специальных приспособлений, главный корпус сего дома представляется во многих своих частях сооружением величественным, грандиозным». Во второй половине XIX в. на месте сада был воздвигнут трехэтажный каменный корпус с квартирами-комнатами по длинным коридорам, сдаваемыми внаймы, в советское время надстроенный. В 1870-х годах в главном доме помещалось правление Либаво-Роменской железной дороги, потом года четыре здесь квартировал один из видных железнодорожных деятелей - В. К. Фон-Мекк (строитель Казанской железной дороги). В 1888 г. в половине бельэтажа помещалась Городская аукционная камера, где ежедневно продавали «с молотка» дома и имения знаменитейших вельмож и государственных деятелей конца XVIII - начала XIX в. В советское время в этом доме жил и умер художник В. К. Коленда, являвшийся автором ряда интересных работ, запечатлевших архитектурные памятники Москвы.
Дом по переулку напротив в первой половине XIX в. был обращен его владельцем Горихвостовым в богадельню для вдов и сирот лиц духовного звания. Можно думать, что в нее влилась бывшая при церкви Николы в Столпах в XVIII в. богадельня для нищих. Для богадельни были использованы обширные палаты Милославского; здание это сохранилось до советского времени.
В конце XIX - начале XX в. на месте одноэтажных зданий по Армянскому переулку были воздвигнуты трех- и четырехэтажные дома (№ 1, 3, 5, 7 и др.), переулок был замощен булыжником, освещен газовыми фонарями. Но лишь после Великой Октябрьской социалистической революции здесь началась настоящая городская жизнь. Церкви Николы в Столпах и армянская были снесены; на месте первой появилась большая школа. В главном корпусе Лазаревского института некоторое время помещался Дом культуры Армении (а теперь - посольство). В 1905 г. в Лазаревском институте был революционный склад оружия, обнаруженный только в ноябре 1906 г., во время обыска после покушения на московского градоначальника Рейнбота. © Сытин П.В., Издательство "Московский рабочий", 1958; Портал "Археология России", 2004