Чего стоит поправка Джексона-Вэника. Истинная цена поправки джексона-вэника

В ближайшие дни нижняя палата американского Конгресса может наконец-то одобрить отмену так называемой поправки Джексона - Вэника, введенной в 1970-е годы для защиты права советских евреев на эмиграцию. Но отменять рудимент "холодной войны", который на практике не применяется уже долгие годы, будут вместе с введением в отношении Москвы новых санкций, куда больше отвечающих современным реалиям: речь идет о так называемом "законе Магнитского".

О том, что отмену поправки Джексона - Вэника необходимо увязать с принятием закона, карающего российских чиновников, уличенных в ущемлении прав человека, американские парламентарии говорят уже давно. Во вторник, 13 ноября, комитет Палаты представителей по регламенту дал добро на объединение двух законодательных инициатив. Ожидается, что уже в четверг аналогичное решение будет принято всей Палатой и в пятницу единый законопроект будет поставлен на голосование.

Пресловутая поправка к федеральному закону о торговле носит имена двух политиков-демократов и убежденных борцов с коммунизмом - сенатора Генри Джексона и конгрессмена Чарльза Вэника. Именно они в 1974 году выступили инициаторами ограничения на торговлю со странами, мешающими своим гражданам уезжать за границу. Хотя санкции коснулись разных социалистических держав (к примеру, Китая), основной мишенью был, конечно же, Советский Союз.

К началу 1970-х советское государство в значительной степени лишилось своего революционного стержня, прежде составлявшего весь смысл его существования, и стало костенеть в брежневском застое. Ни насаждение пышных ритуалов вроде парадов на Красной площади, ни наивная борьба с империализмом, ради которой накачивали деньгами и оружием "прогрессивные" режимы и движения, заполнить возникший смысловой вакуум не могли.

Между тем сравнительно молодое государство Израиль набирало мощь, превращалось в центр силы на Ближнем Востоке и успешно противостояло превосходящим силам арабов. Понятно, что среди советских евреев находилось немало желающих отправиться в землю обетованную. Многих, впрочем, больше манил Запад, представлявшийся из-за "железного занавеса" сказочным пространством свободы и открытых возможностей.

Среди потенциальных эмигрантов оказались в немалом количестве ценные кадры, с которыми Советский Союз расставаться не хотел. В 1972 году в надежде остановить "утечку мозгов" советские власти обязали лиц с высшим образованием, отправляющихся на постоянное место жительства за рубеж, возместить государству средства, потраченные на их обучение. Именно эта мера и послужила поводом для инициативы сенатора Джексона.

В соответствии с поправкой Джексона - Вэника, любое государство с нерыночной экономикой, которое лишает граждан права на эмиграцию или облагает эмиграционные процедуры какими-либо неоправданными пошлинами, лишается права на нормальные торговые отношения с США. В Америке, где существовала давняя традиция внешнеполитического изоляционизма, законопроект вызвал серьезные споры, зато советские диссиденты восприняли его как драгоценный жест поддержки. В частности, за принятие поправки выступил такой видный борец за права человека, как Андрей Сахаров.

Трудно оценить масштабы собственно экономического вреда, который нанесла поправка Джексона - Вэника Советском Союзу, но идеологическое воздействие ее оказалось огромно. Заступничество Вашингтона вдохновило и консолидировало антисоветские силы, и по примеру евреев об ущемлении своих прав стали громче заявлять другие этнические и религиозные группы. Неудивительно, что свобода эмиграции стала одним из первых установлений начавшейся при Михаиле Горбачеве "перестройки".

Поскольку с середины 1980-х формального повода для применения поправки к СССР не оставалось, ее использование заморозили: санкции перестали действовать на Советский Союз, а после окончания "холодной войны" - на государства СНГ. Сначала продление моратория согласовывали ежегодно, но с середины 1990-х это стало делаться автоматически. Со временем, наблюдая за развитием демократических тенденций и руководствуясь различными геополитическими соображениями, для некоторых республик - Киргизии, Грузии, Армении, Украины - поправку отменили окончательно.

Примечательно, что в случае с Украиной к отмене поправки американские правозащитники отнеслись скептически, причем необходимость сохранения санкций объясняли не ограничениями свободы передвижения, как это прописано в изначальном документе, а более глобальными соображениями. В частности, влиятельная Антидиффамационная лига заявляла , что на Украине евреи подвергаются нападкам, немыслимым в демократическом обществе, а власти предпринимают недостаточно усилий для искоренения антисемитизма.

На этом примере видно, что в 2000-х поправка Джексона - Вэника рассматривалась не как "узкопрофильное" средство защиты эмигрантов, а как универсальный символический инструмент воздействия на государства, не следующие западным стандартам гражданских прав и свобод. Разумеется, под этим углом зрения особую значимость поправка имела в случае с Россией, власти которой американские критики обвиняют в авторитаризме, попрании демократических институтов и преследовании инакомыслящих.

Потому-то перспективу формального освобождения России от действия поправки Джексона - Вэника, несмотря на все ее юридическое устаревание, скептики в США расценивали как возмутительную капитуляцию в борьбе за права человека. И именно поэтому столь остро встала необходимость замены поправки другой, более современной мерой воспитания демократии. Эта мера носит имя российского юриста Сергея Магнитского, скончавшегося в "Матросской тишине".

Магнитский занимался аудитом в британской консалтинговой фирме Firestone Duncan, которая в числе прочих компаний обслуживала британский же инвестиционный фонд Hermitage Capital Management. В 2007 году российские власти обвинили этот фонд в уклонении от уплаты налогов и фактически изгнали его из страны. Проводя собственное расследование, Магнитский установил, что давление на Hermitage Capital и другие работавшие в России фирмы велось в рамках масштабной коррупционной схемы, которая позволила злоумышленникам не только отнять активы у иностранцев, но и увести огромные средства из российского бюджета.

Разоблачения Магнитского, в частности, оказались направлены против начальника 28-й московской налоговой инспекции Ольги Степановой: как заключил аудитор, чиновница в сговоре со своим мужем, предпринимателем Владленом Степановым, сумела колоссально обогатиться при помощи преступных махинаций с налогами. Впоследствии высказывались предположения и о том, что в преступных схемах были замешаны куда более высокопоставленные лица, в частности уволенный недавно министр обороны Анатолий Сердюков.

Интересно, что российский Следственный комитет буквально только что расследованием деятельности Степановой. Источники в правоохранительных органах подтверждают, что произошло это не без связи со скандальным коррупционным делом "Оборонсервиса", которое пока что стоило Сердюкову министерского портфеля.

Доподлинно не известно, насколько влиятельных коррупционеров побеспокоил Магнитский, но так или иначе в ноябре 2008 года его арестовали по обвинению в уклонении от налогов в особо крупном размере. Следствие утверждало, что консультант содействовал противозаконной деятельности Hermitage Capital. В заключении состояние здоровья Магнитского ухудшилось. Все жалобы на то, что ему создали невыносимые условия жизни и не обеспечивали должной медицинской помощи, не принесли никаких результатов, и 16 ноября 2009 года он умер в тюремной больнице - то ли от острого панкреатита, то ли от сердечной недостаточности.

Одиночный пикет "Против судебного произвола в деле Магнитского". Фото Коммерсантъ, Максим Поляков

Друзья и сотрудники Магнитского сделали все возможное, чтобы придать его судьбу широкой огласке на Западе. К примеру, глава Hermitage Capital Билл Браудер нередко выступает на телевидении как главный разоблачитель российской коррупции - ее он отождествляет с Владимиром Путиным, которому когда-то симпатизировал. Был составлен список лиц, предположительно причастных к преследованию, пыткам и смерти Магнитского: туда в числе прочих попала Степанова, а также судьи и сотрудники различных государственных ведомств, включая МВД, ФСБ и прокуратуру.

В американскую большую политику этот перечень предполагаемых правонарушителей ввел в 2010 году сенатор-демократ Бенджамин Кардин. Хотя "черный список" не подкреплялся никакими судебными решениями, власти США применили к его фигурантам визовые санкции. О закреплении "списка Магнитского" на законодательном уровне стали активно говорить именно в связи с необходимостью компенсировать отмену поправки Джексона - Вэника, которой требует бизнес: корпорации сомневаются, что без "постоянных нормальных торговых отношений" с Россией им удастся извлечь всю возможную выгоду из вступления России в ВТО.

В ходе прений в разных комитетах обеих палат Конгресса появилось несколько версий предполагаемого "закона Магнитского", который официально именуется "Актом об ответственности за поддержание верховенства закона имени Сергея Магнитского" (Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act). Все они предусматривают запрет на въезд в США российских должностных лиц, причастных к гибели Магнитского, и замораживание их активов. Кроме того, аналогичным образом разрешается наказать и других людей, уличенных в ущемлении прав человека на территории России. Пополняться "черный список" может по инициативе законодателей, а исполнительная власть имеет право хранить его в секрете в интересах национальной безопасности.

Последний вариант законопроекта, утвержденный комитетом Палаты представителей по регламенту, в отличие от более ранней сенатской версии, не распространяется на другие страны помимо России. Впрочем, идеологи "закона Магнитского" явно рассматривают его в контексте глобальной миссии Соединенных Штатов. "Санкции Джексона - Вэника, которые мы готовы отменить, давно уже пережили свою функциональность, - пишут в совместной статье сенатор Кардин и его коллега-республиканец Джон Кайл, - но сохраняется острая необходимость в дополнительных инструментах, которые помогут защитить лишенных голоса людей от деспотов, автократов и диктаторов - будь то в Москве, Хараре или Тегеране".

В период разработки этих дополнительных инструментов российский МИД заявлял об их "контрпродуктивности" и призывал Вашингтон к "здравому смыслу", зато оппозиционные силы, как и при Брежневе, встретили инициативу американских законодателей с энтузиазмом. Более того, оппозиционеры даже передавали Конгрессу свои пожелания о дополнении "черного списка" новыми лицами - в частности, речь шла о главе ЦИК Владимире Чурове и руководителе Следственного комитета Александре Бастрыкине. А ветеран правозащитного движения Людмила Алексеева посоветовала включить в список авторов нашумевшего закона об НКО, который предписал некоторым некоммерческим организациям носить статус иностранных агентов.

Отвечая на вопрос, кто такой Джексон Веник, нужно сразу сказать, что это не один человек. В истории эти имена звучат с 1974 года. Тогда Американским Конгрессом была принята знаменитая поправка Джексон - Веника. Авторами документа выступила пара местных сенаторов, чьи имена и дали имя законопроекту.

Чарльз Веник

Этот человек был известной личностью среди американских политиков своего времени. Чарльз представлял от партии Демократов.

Наибольшую известность Веник получил после принятия небезызвестной поправки, в которой он выступил соавтором. В дальнейшем он активно занимался ее продвижением.

Генри Джексон

Среди американских политиков 70-х годов прошлого века в числе наиболее видных присутствует и этот политик. На протяжении всей своей карьеры Джексон представлял штат Вашингтон, выступая от лица партии демократов. На определенных этапах своей жизни выдвигался в президенты.

В конгресс Генри попал рано, стал его членом уже в 1941 году. Но наибольшую известность получил в ходе принятия и продвижения нашумевшей поправки, соавтором коей он и являлся. Таким образом, отвечая на вопрос о том, Джексон Веник - кто это, нужно сказать, что это два разных человека, которые выступили соавторами одного законопроекта.

Политические взгляды

На протяжении всей своей карьеры, политик стремился к поддержанию гражданских прав и свобод людей, выступал против разрядки. Кроме того, он был одним из самых активных участников в рамках, шедшей в те годы антисоветской борьбы.

Многие его взгляды легли в основу политического неоконсерватизма, приверженцы которого на протяжении нескольких десятилетий вносили коррективы в действия США на международной арене.

Принятие поправки

В самый разгар периода «холодной войны» между Советским Союзом и США в 1974 году в Америке принимаются санкции Джексона - Веника. Они предполагали установление повышенных таможенных пошлин либо вовсе установление ограничений на экспорт и импорт товаров определенных стран мира, которые устанавливают препятствия для эмиграции своих граждан. В числе прочих под их действие попал и Советский Союз.

Предпосылки

Причины для принятия акта Джексона - Веника складывались за несколько лет до того, как документ был утвержден конгрессом. Но основным толчком выступил указ СССР, вышедший в конце лета 1972-го.

Его суть сводилась к тому, что граждане страны, которые приняли решение о выезде за границу на постоянной основе, обязаны в полной мере возместить государству деньги, которые были затрачены страной на их профессиональное обучение, как специалистов.

Наиболее высокие расценки устанавливались для людей, которые успели получить дипломы университетов. Для них стоимость эмиграции составляла около 12 000 рублей - тогда это была очень значительная сумма, которой граждане не располагали.

В стране данное решение было принято с целью остановки так называемой «утечки мозгов» за границу. Это было необходимо в те годы, чтобы затормозить эмиграцию людей, относящихся к категории «интеллектуальной элиты» страны.

На этом фоне начались обвинения в адрес руководства страны, как со стороны иностранных правительств, так и некоторых граждан СССР, в частности тех, которые на тот момент уже являлись лауреатами премии Нобеля. Основная претензия состояла в том, что документ нарушает базовые права людей.

Сам огромный денежный сбор отменили уже в скором времени. Но некоторые ограничения продолжали действовать для советских граждан, которые решились на эмиграцию. Окончательная их отмена произошла гораздо позже, уже в перестроечный период.

В 1974 году в США был принят закон Веника Джексона, также известный, как постановление о торговле. Он предполагал ряд ограничений в сфере товарно-денежных отношений между Америкой и странами, которые создавали препятствия для реализации основных прав людей, в том числе на свободную эмиграцию.

То есть, в тексте законодательного акта непосредственно Советский Союз не присутствовал. Но в первую очередь он был разработан с целью давления именно на него, а затем уже и на другие государства.

Суть поправки

Идея Вэника и Джексона состояла в том, что государства, которые рассчитывают на полноценные отношения в сфере торговли с Соединенными штатами Америки, не имеют права ограничивать стремление своих граждан к эмиграции, вне зависимости от конкретных рычагов давления.

Указанные конгрессмены изначально предложили такое указание, чтобы иметь собственные рычаги давления на страны, входящие в коммунистический блок.

Закон Джексона-Веника небезосновательно считается весьма резонансным документом в истории США. Оформили его в качестве обычной поправки к уже действующему закону о торговле, где она зафиксирована под пунктом 402. Основная суть ее сводилась к тому, чтобы создавать препятствия для тех государств, которые стремятся ограничить процесс добровольной эмиграции своих граждан теми или иными методами.

Среди мер давления указывался запрет на предоставление денежных кредитов для этих стран, а также отказ в любого рода гарантий. Помимо этого, все товары и продукты, ввозимые из них на территорию США, обкладывались дополнительными большими налогами и прочими сборами. Это являлось существенным рычагом давления, особенно на небольшие государства.

На какие страны распространилась поправка?

Действие закона распространялось на те государства, которые вводили налоги или крупные денежные сборы для граждан, решивших сменить страну жительства. Кроме того, санкции накладывались и на страны, создавшие препятствия или устанавливающие чрезмерные цены на оформление бумаг, требуемых для процесса эмиграции.

В первую очередь закон Веника - Джексона распространялся на СССР, после чего под эти же санкции попали и страны, которые входили в союз. Также он действовал на Венгрию и Китай, ГДР, Монголию, Камбоджу, Румынию, Вьетнам, Чехословакию. В разные годы Соединенные Штаты в силу изменения обстановки в мире приостанавливали действие документа в отношении определенных стран, в том числе и Советского союза. Но это была лишь временная мера - поправку отменять никто не собирался. И как мы видим, она на слуху до сих пор.

Действие документа от Джексона и Веника официально началось с января 1975-го. С того момента для Советского Союза прекращался режим благоприятствования торговым отношениям - был установлен десятикратный размер таможенных пошлин в отношении всех товаров, ввозимых в страну с территории СССР.

Особенность поправки состоит в том, что назначать либо отменять ограничения в отношении конкретных государств «нарушителей» может действующий президент страны. Американский конгресс утвердил именно такую текстовую версию, предложенную Веником и Джексоном. Ограничения по указанию президента приостанавливались на год.

Периодически главы Америки пользовались правом на ограничение действия закона. Сначала это коснулось Китая и ряда других государств, после 1990-х годов его действие ограничивалось и в отношении Советского Союза и его бывших стран-участниц, чего никогда не предпринималось ранее.

С течением времени численность стран, которые попадали под действие принятого дополнения к закону о торговле, регулярно уменьшалась. Это произошло потому, что большинство государств начали вступать в ряды Всемирной Торговой Организации.

Последствия

Закон, предложенный Джексоном и Веником, оказал огромное влияние на политическую жизнь в мире. На протяжении первых десятилетий после его принятия в США переселилось несколько сотен тысяч человек, в том числе и с территории стран Советского пространства.

После распада СССР, то есть, в последние два десятилетия, документ уже утратил свое первоначальное предназначение и суть в отношении этой страны, в том числе и России, которая выступила в качестве ее преемника.

Уже к началу 1990-х годов руководство Союза отменило необходимость оформления всевозможных документов, для получения разрешения на переезд из страны и соответствующие визы. Что дало полную свободу процессу эмиграции.

Современные отголоски

Президенты США, начиная с 1989-го, ежегодно отменяли действие поправки Веника и Джексона в отношении России. По прошествии еще нескольких лет, президент Клинтон обеспечил гарантии того, что режим благоприятной торговли между РФ и Соединенными Штатами Америки будет в дальнейшем продлеваться автоматически. На фоне этого первоначальный документ в полной мере утратил свою значимость и необходимость.

Позднее, весной 2006-го, действие документа Джексона и Веника прекратилось и в отношении Украины. Официально это объясняется рядом реформ, которые прошли в стране накануне под руководством президента Ющенко и его правительства.

Окончательно все ограничения, связанные с данным актом, для России были сняты только в конце 2012-го. Но закон, отменяющий первичную поправку, предполагает новые санкции, действующие до сих пор. В документе был сформирован так называемый «список Магнитского». На его основании предполагается ряд ограничений финансового и визового плана в отношении перечисленных в нем граждан России. В список попали те россияне, которые, по мнению американского руководства, имеют отношение к смерти Магнитского.

Несмотря на то, что современники мало знают о поправке, принятой в семидесятых годах и даже изредка задаются вопросом о том, кто это такой Джексон Веник, поправку на настоящий момент не отменили. Формально она продолжает распространяться на ряд стран, относящихся к постсоветскому пространству, хотя по факту в отношении них также ежегодно продлеваются временные ограничения.

Вопрос отмены

Единственные страны сегодня, для которой полноценные торговые отношения с США все еще невозможны, - это Куба, а также Северная Корея.

На протяжении последнего десятилетия вопрос отмены данной поправки поднимался в американском конгрессе неоднократно. Но каждый раз сенаторы находили определенные препятствия экономического, политического либо торгового характера, чтобы полностью ее не отменять. На настоящий момент Россию и США связывает внушительный торговый оборот, который с годами все возрастает.

Любопытные дебаты сегодня развернулись в США вокруг знаменитой законодательной поправки Джексона-Вэника. Как известно, данная поправка была принята Конгрессом США ещё в 1974 году, благодаря чему наша страна не могла получить статус наибольшего благоприятствования в торговле с США . Причина — ущемления прав евреев, решивших выехать из СССР. Парадоксально, но эта поправка действует до сих пор, хотя Советского Союза давно уже нет. Как оказалось, за отказом отметить правку стоят представители так называемого «Американо-израильского комитета по общественным связям», который, собственно и инициировали данный закон в 74-ом году.

Из нашего досье:

«Американо-израильский комитет по общественным связям» (AIPAK, American Israel Public Committee) или ЭЙПАК. Его образовали в 1954 году несколько американских еврейских организаций сионистского толка для оказания помощи молодому Израильскому государству. Со временем комитет превратился в мощную лоббистскую структуру, обладающую громадным финансовым и политическим влиянием — её поддержкой стремятся заручиться, наверное, все кандидаты в президенты США .

Именно благодаря ЭЙПАК Израиль получает многомиллионные денежные субсидии из США и ряда стран Западной Европы. К примеру, только в 1994 году Израиль по каналам ЭЙПАК получил военной и экономической помощи на сумму, превышающую три миллиарда долларов! Но Комитет помогает Израилю не только материально.

Он ведёт и активную пропагандистскую деятельность, цель которой — представить Израиль «миролюбивой страной», со всех сторон якобы окруженной многочисленными врагами. Поэтому одной из мишеней комитета является палестинское освободительное движение, которое в американских СМИ изображается исключительно как террористическое. Сегодня такими врагом номер один объявлен Иран, который, по мнению представителей ЭЙПАК, должен быть непременно уничтожен как самостоятельное государство.

Во времена холодной войны ЭЙПАК вёл непримиримую борьбу с Советским Союзом, добившись в 1974 году принятия Конгрессом США знаменитой поправки Джексона-Вэника. В Комитете до сих пор считают, что поправка Джексона-Вэника является хорошим экономическим инструментом для давления на Россию на международной арене, включая сюда и спорные вопросы по Ближнему Востоку...».

Однако ситуация с поправкой с каждым годом выглядит всё абсурдней и абсурдней — в современной России уже давно не существует каких-либо ограничений на эмиграцию из страны по национальному признаку. Этот вопрос руководство России на всевозможных двусторонних встречах поднимало неоднократно, добиваясь отмены поправки. Нынешний президент США Барак Обама, в конце концов, пообещал решить проблему в самое ближайшее время, его представители в обеих палатах американского парламента начали вести соответствующую работу...

Но не тут-то было!

Ряд американских сенаторов — демократ Бен Кардин, республиканцы Джон Маккейн, Роджер Уикер и «независимый» Джо Либерман — выступили с совместным заявлением, где говорилось о том, что вместо устаревшей поправки Джексона-Вэника следует ввести против России новую репрессивную поправку, привязав вопросы торговли к соблюдению «прав человека». Речь идёт о так называемом деле Сергея Магнитского, якобы зверски убитого российскими властями в тюрьме. Сенаторы требуют — пока убийцы Магнитского не будут выявлены и наказаны, пока не будет возмещён ущерб американской фирме, с которой сотрудничал Магнитский, никакого нормального и равноправного сотрудничества с Россией в вопросах торговли нет и не будет...

Надо сказать, что западная пресса сегодня много пишет об этом деле. По заверениям западных журналистов, несколько лет назад московский адвокат Сергей Магнитский был арестован за то, что публично обвинил сотрудников российских правоохранительных органов в хищении 230 миллионов долларов США, принадлежавших американской фирме «Hermitage Capital». Якобы уже находясь за решёткой, он мужественно продолжал изобличать правоохранителей. Мол, за это его в тюрьме и замучили.

Но на самом деле, как выяснил российский журналист Владимир Матусевич, ни одного такого рода заявления Магнитского... в природе не существует! Ни о чём подобном он не говорил — ни тогда, когда находился на свободе, ни тогда, когда оказался уже под стражей. В тюрьме Магнитский вообще отказался давать любые показания, пользуясь своим правом, данным статьёй 51 Конституции РФ...

А все эти сомнительные «заявления», оказывается, были состряпаны представителем фирмы «Hermitage Capital» американцем Уильямом Браудером. По поводу личности Браудера Владимир Матусевич провёл весьма интересное журналистское расследование. И вот что ему удалось выяснить.

Оказывается, в России этот человек занимался деятельностью, которая в западных странах является преступной — это так называемый гринмейл, то есть корпоративный шантаж. Увы, в России гринмейл наказумым не является, чем Браудер и воспользовался. Он скупал акции различных российских компаний, в том числе крупных — в частности, интересовался Сбербанком, Газпромом, РАО ЕЭС, Сургутнефтегазом. После чего начинал компании «раскачивать»: на правах акционера заказывал аудиторские проверки, добывал компрометирующие материалы. То есть, основной его деятельностью, по существу, являлся сбор компромата. Чтобы затем, используя компромат, организовывать акции по дискредитации компаний с целью получения крупных отступных.

Неудивительно, что деятельность фирмы Hermitage Capital и самого Браудера привлекла к нему внимание российской милиции. В результате, в 2005 году ему был запрещён въезд в Российскую Федерацию. Однако, его фирма продолжала работать. Но ещё до этого Браудер начал незаконно и очень активно скупать акции Газпрома, хотя тогда действовал указ президента России о запрете покупки акций иностранными гражданами и компаниями. (Указ был издан, чтобы контрольный пакет оказался в руках РФ и российских граждан. Поэтому эти акции котировались исключительно на внутреннем российском рынке и стоили недорого).

Браудер вместе с российским юристом Сергеем Магнитским разработали незаконную схему покупки акций. Для этого они приняли в свою компанию, зарегистрированную в Калмыкии, граждан России - половину от числа сотрудников: в таком случае компания уже не считалась иностранной. Магнитский, видимо, предложил Браудеру ещё и сэкономить на уплате налогов, разработав схему ухода от них. (Схема данного преступления была изъята в ходе следствия именно из компьютера Магнитского).

Как справедливо отмечает Владимир Матусевич, получается, что Магнитский, которого сейчас выставляют как «жертву борьбы с коррупцией», просто обслуживал иностранного финансового делягу и помогал ему уклоняться от уплаты российских налогов!

А потом происходить и вовсе, по словам Матусевича, беспрецедентное событие.:

«Если бы Браудер был просто частным инвестором, каковым себя и представляет, оно не могло бы состояться: Браудер вывозит весь состав своей компании Hermitage Сapital, 20 граждан России, в Великобританию. Самая настоящая эвакуация. Каждому из них, хотя визовые вопросы в Англии решаются очень сложно (порядка 30% - отказов) сразу выдают визы. Причём, из всего этого персонала следствие, кроме самого Браудера, интересовал только один человек, который шёл по московскому налоговому делу. Остальные были просто свидетелями. Такая масштабная эвакуация, безусловно, без поддержки властей, компетентных органов Великобритании невозможна. Это ещё раз заставляет усомниться в том, что Браудер - простой предприниматель. За ним, очевидно, стоят серьёзные иностранные структуры».

Дальнейшие события только подтверждали эту версию. В ноябре 2008 года в наши правоохранительные органы поступила информация о том, что оставшийся в России Сергей Магнитский собрался уезжать в Великобританию: он сфотографировался на британскую визу. Одновременно им был заказал билет на Киев. То есть, адвокат вполне мог улететь, не дожидаясь в Москве паспорта, который, скорее всего, ему должны были передать в посольстве Британии на Украине — опять-таки без содействия британских властей такую операцию провести практически невозможно. Поэтому Магнитского задержали...

А осенью 2009 года этот человек, который до того никогда не жаловался на своё здоровье, вдруг умирает в СИЗО. Примечательно, что скончался Магнитский от «сердечного приступа» аккурат в канун предстоящего судебного процесса. По всей видимости, он на суде мог наговорить такое, что оставлять его в живых для иностранных компаньонов было просто опасно. Матусевич пишет о том, что перед своей смертью стал впадать в истерику, грозил отказаться от услуг адвоката, которого предоставил ему Браудер. Этим, по всей видимости, он и вынес себе смертный приговор.

Согласитесь, убрать ненужного свидетеля в тюремной камере под силу лишь очень влиятельным структурам, вроде иностранных спецслужб! Видимо, они и проделали эту операцию через своих людей в России. А чтобы замести следы и были выдуманы сказки про «заявления Магнитского», про пытки над ним, про украденные российскими правоохранителями миллионы и т.д.

В конце мая 2011 года в западной прессе вышла публикация Уильяма Браудера под названием «В России нет государства», где он фактически принялся шантажировать российские власти, грозя разоблачениями в «убийстве Магнитского» и даже... «оранжевой революцией». Причём, он обвинял уже не сотрудников милиции, а твердил о членах правительства России, намекая, что к этому «преступлению» причастны и президент Медведев, и премьер Путин. С этого информационного нападения, собственно, и началось «дело Магнитского», которое было дружно подхвачено многими западными политиками и некоторыми российскими общественными деятелями, вроде Немцова, Касьянова, Рыжкова. По словам Владимира Матусевича: «Такая развёрнутая информационная атака с угрозами подобного рода либо санкционирована, либо организована не самим Браудером: у простого бизнесмена, даже богатого, на это нет возможностей».

По всей видимости, данная история попала в поле зрения ЭЙПАК, который к тому времени срочно искал замену поправке Джексона-Вэникав в деле дискредитации России. И замена нашлась в деле Магнитского. В июле 2011 года по инициативе сенаторов Маккейна и Либермана (оба известны своими более чем тесными связями с ЭЙПАК) Госдепартамент США ввёл запрет на въезд в США ряда российских высокопоставленных граждан, якобы причастных к гибели Магнитского. А сейчас эти же сенаторы требуют уже введения целой законодательной поправки, ущемляющей торговые права нашей страны.

Судя по влиянию ЭЙПАК, эта поправка, скорее всего будет принята. Ведь заручиться поддержкой чрезвычайно влиятельного сионистского лобби стремятся любые кандидаты в президенты США, Тем более, сейчас в Америке как раз идёт выборный год...

Вадим Андрюхин, главный редактор

Согласно данным переписи 2010 года в США, почти половина живущих сегодня американцев родилась после 1975 года, когда была введена в силу поправка Джексона-Вэника к закону о торговле от 1974 года. Можно с уверенностью сказать, что даже те из нас, кто достаточно стар, чтобы помнить туфли на платформе и брюки клеш, очень смутно вспоминают суть этой поправки и даже те обстоятельства, что привели к ее появлению. В определенном смысле это свидетельство успеха поправки Джексона-Вэника и одновременно веская причина для ее отмены - по крайней мере, в отношении России.

Поправка была названа именами сенатора Генри Джексона (демократ из Вашингтона) и конгрессмена Чарльза Вэника (демократ из Огайо). Поскольку поправка лишала СССР режима наибольшего благоприятствования в торговле, она оказала мощное давление на Советский Союз, чтобы заставить его снять ограничения на эмиграцию, в частности, в отношении советских евреев. В то время советские евреи, подававшие заявление на выезд, должны были выплачивать огромную компенсацию за полученное образование, либо получали отказ на том основании, что они имеют доступ к государственным секретам. Несомненно, сочетание рычагов торгового давления и морального убеждения, нашедшее воплощение в поправке, стало решающим фактором, приведшим со временем к эмиграции миллионов советских евреев, один миллион из числа которых осел в Израиле.

Прошло тридцать восемь лет. Советского Союза больше нет, между Россией и Израилем существует безвизовый режим, а Москва и Тель-Авив связаны ежедневными рейсами гражданской авиации. Многие бывшие советские евреи-эмигранты вернулись в Россию на работу, правда, в большинстве случаев без получения российского гражданства. Поправка Джексона-Вэника продолжает действовать на бумаге, однако все американские администрации, начиная с 1994 года, одна за другой признавали, что Россия выполняет требования данного закона. Таким образом, поправка Джексона-Вэника почти два десятилетия сохраняется в качестве реликта холодной войны, выживая как закон в основном в силу инерции. Если не считать периодические протесты со стороны Москвы, которая по-прежнему недовольна, считая этот закон клеймом позора, поправка Джексона-Вэника не оказывает почти никакого материального воздействия на состояние и направление развития российско-американских отношений после холодной войны. А поэтому нет и весомых причин для того, чтобы отменять эту поправку в отношении России.

Водораздел свободной торговли

Приближающееся вступление России во Всемирную торговую организацию меняет все это. Поправка Джексона-Вэника снова стала материально существенной, когда в декабре прошлого года Россию пригласили вступить в ВТО. На сей раз дело было не в запрете на эмиграцию, а в невозможности ее принятия по правилам ВТО. ВТО требует, чтобы между ее членами существовала безоговорочная свобода торговли. Страна-член, неспособная сделать это, должна публично уведомить об этом остальных. Новый член ВТО, в свою очередь, также не обязан предоставлять такой стране статус наибольшего благоприятствования. Такая ситуация существует между США и Россией, и она будет существовать до тех пор, пока на бумаге сохраняет свое действие поправка Джексона-Вэника.

Если она будет иметь силу и после того, как Россия станет полноправным членом ВТО, американский бизнес понесет потери на ее весьма доходном на сегодняшний день рынке. В последнее десятилетие объем американского экспорта в Россию растет со средними темпами 15% в год, и в 2011 году он составил 8,3 миллиарда долларов. По данным недавнего исследования Института Петерсона (Peterson Institute), в результате принятия России в ВТО американский экспорт в эту страну в ближайшие пять лет может удвоиться. Благодаря (напрямую или косвенно) экспорту в Россию в США создано примерно пятьдесят тысяч рабочих мест. А если Соединенные Штаты получат свободный доступ на российский рынок после вступления России в ВТО, то это количество может удвоиться.

Соединенные Штаты экспортирую в Россию широкий перечень продукции. Американские потребительские товары, многие из которых фактически стали легендарными, пользуются большим спросом у процветающего и быстро растущего российского среднего класса. Весьма популярны в этой стране американские автомобили, и Ford Focus уже несколько лет подряд является самой продаваемой моделью из числа иномарок. Исключительно успешно работают в России на гражданских авиалиниях самолеты компании Boeing. Они наверняка будут увеличивать свою долю на рынке, поскольку российские авиалинии постепенно выводят из эксплуатации остающиеся у них самолеты советской постройки. Результатом ассигнований на развитие инфраструктуры должны стать крупные заказы на железнодорожные локомотивы, на высокоэффективную технику и технологии производства электроэнергии, и на "умное" оборудование для ее передачи. И это лишь небольшая часть. Американские компании особенно конкурентоспособны в этих областях, и они упорно работают над увеличением своей доли рынка и укреплением своей репутации.

Однако сегодня американская конкурентоспособность в России оказалась в опасности. Россия заговорила об ответных мерах в связи с тем, что Соединенные Штаты уведомили ВТО о невозможности безоговорочного предоставления России режима наибольшего благоприятствования. Чтобы все поставить на свои места, министр иностранных дел Лавров четко заявил, что его страна не распространит на отказавших России в режиме наибольшего благоприятствования членов ВТО (то есть, на США) льготы и преимущества, предусмотренные соглашением о вступлении и взятыми на себя Россией обязательствами в этой связи. Это парадокс, но компании из остальных 152 стран-членов ВТО (не считая США и Россию) смогут в полной мере воспользоваться плодами тех уступок, которых добились от России США в ходе длительного переговорного процесса. Эти уступки касаются прав интеллектуальной собственности, стандартов сельскохозяйственной продукции, финансовых услуг и прочих нормативных и правовых обязательств, крайне важных для американского бизнеса. Более того, Соединенные Штаты не смогут призвать Россию к ответу за невыполнение ею торговых обязательств по процедурам урегулирования споров в рамках ВТО.

Политические решения

В январе администрация Обамы публично заявила, что отмена поправки Джексона-Вэника и предоставление России статуса постоянных нормальных торговых отношений является для нее высшим приоритетом в торговле. Госсекретарь Хиллари Клинтон, торговый представитель США Рон Керк (Ron Kirk) и другие официальные лица выступили на Капитолийском холме в поддержку таких действий. Бизнес в последние три месяца активизировал свои лоббистские усилия в конгрессе, убеждая конгрессменов и сотрудников этого законодательного органа в необходимости срочных действий, дабы не допустить ущерба коммерческим интересам США и потери рабочих мест в Америке. Национальный комитет по делам советского еврейства, ставший главным сторонником поправки Джексона-Вэника в ходе дебатов по ее принятию, присоединился к Коалиции за российско-американскую торговлю, и теперь они совместно призывают к отмене поправки. В сенатском комитете по международным отношениям, в сенатском финансовом комитете и в комитете по международным отношениям палаты представителей были проведены слушания по России, включая поправку Джексона-Вэника. Те сенаторы и члены палаты представителей, с которыми я говорил, в подавляющем большинстве признают экономическую и коммерческую целесообразность отмены поправки и предоставления России статуса постоянных нормальных торговых отношений.

16 ноября 2012 года в США палата представителей приняла законопроект о "списке Магнитского" и об отмене поправки Джексона-Веника.

Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект, вводящий визовые и финансовые санкции против российских чиновников из так называемого "списка Магнитского". Одновременно с этим была отменена действовавшая с 1974 года поправка Джексона-Вэника, которая, впрочем, давно уже имела сугубо символическое значение. Про список Магнитского вы наверное все в курсе, а вот историю возникновения поправки Джексона-Вэника давайте узнаем подробнее...

В 1994 году президент России Борис Ельцин, выступая на обеде в Вашингтоне перед американской внешнеполитической элитой, сказал, что каждый российский школьник знает, что такое поправка Джексона-Вэника. Такое высказывание отражало всеобщее ожидание, что действие этой поправки в отношении России будет скоро отменено. Этого не случилось ни тогда, ни в последующие семнадцать лет.

Похоже, некоторые американские конгрессмены плохо представляют себе, что такое поправка Джексона-Вэника и почему она была принята. Впрочем, некоторые американские законодатели иногда по-прежнему называют Россию Советским Союзом.

В России - не лучше. То, что в российских СМИ называю «отменой поправки Джексона-Вэника», на самом деле является искаженным переложением фразы «предоставить статус PNTR ». И к правам человека сегодня никакого отношения не имеет.


Поправка Джексона-Веника не является законом «про Россию». Слов «СССР» или «Россия» в поправке нет. Она действует применительно ко всем странам вообще, а не к России конкретно.

Чтобы попасть под данную поправку, государству требуется: иметь нерыночную экономику, не быть членом ВТО или иметь статус PNTR и ограничивать эмиграцию. Если исходить из текста этого законодательного акта Конгресса США, президент вправе решать, на какие страны этот закон распространяется. Поправка Джексона-Вэника включает возможность президента США отменить ее ограничения на один год. Начиная с конца 70-х, эта отмена регулярно проводилась в отношении некоторых стран - например, Китая. Но до начала 90-х она ни разу не проводилась в отношении СССР.

Начиная с июня 1992 года, статус NTR для России непрерывно возобновлялся.

Все страны являющиеся членами ВTO автоматически имеют статус PNTR . Не являющиеся - могут получать временный статус NTR (нормальных торговых отношений), для ежегодного возобновления какового им требуется удовлетворять условиям поправки Джексона-Веника.

Иными словами, то, что в российской печати называется «отменой поправки Джексона-Вэника», является искажённым переложением фразы «предоставить статус PNTR - “Permanent Normal Trade Relations” ».

Содержание поправки делает ее неприменимой по отношению к современной России. Однако если поправка утратила актуальность в отношении России, это не значит, что она не является актуальной в отношении других стран. Упразднена как законодательный акт из свода законов США она никогда не будет. Этот документ - универсальный инструмент борьбы за права человека и свободу, возникший первоначально благодаря конкретной ситуации в отношениях с СССР, но существующий и действующий равно в отношении всех стран.

Россия в настоящее время не имеет PNTR , но активно работает над его получением. Отсутствие этого статуса у современной России не имеет никакого отношения к проблемам прав и свобод человека, а связано с неразрешенностью некоторых экономических вопросов (например, о защите интеллектуальной собственности). Когда Россия выполнит установленные в соглашении обязательства, появится возможность предоставления ей постоянного статуса PNTR .

В далеком 1963 году в американском Кливленде группой молодых активистов была создана организация для невероятной цели: добиться свободной эмиграции евреев из СССР. Постепенно такие организации появились в Лос-Анджелесе, Бостоне, Нью-Йорке. К 1970 году группы из 18 городов США и Канады создали координационный орган - Союз по делам советских евреев.

Организуя митинги, демонстрации, семинары, кампании в прессе, информируя членов Конгресса США, активисты этого движения меняли общественное мнение в США и в мире. Они боролись за возможность беспрепятственного выезда евреев из СССР в любые страны, которые их примут. Последнее вызывало настороженное отношение со стороны правительства Израиля и официальных еврейских организаций США, которые пытались путем тихой дипломатии увеличить поток эмиграции исключительно в Израиль.

В августе 1972 года под давлением мировой общественности Совет Министров СССР решил «отпускать» народ. Но было издано постановление, по которому желающие эмигрировать должны были уплатить «компенсацию за полученное образование». Эта сумма была так велика, что только единицы могли ее осилить и получить разрешение на отъезд. Таким шагом советское руководство попыталось убить двух зайцев: резко сократить еврейскую эмиграцию и неплохо заработать (по архивным данным, за семь месяцев действия налога на образование 1450 человек выплатили советскому государству около 7 миллионов рублей).

Этот налог во всем мире назвали тогда «рабством двадцатого века». А, спустя месяц после скандального постановления, американский сенатор Генри Джексон (сын норвежского иммигранта) подготовил поправку к закону о торговле, которая увязывала ограничения во внешней торговле со свободой эмиграции из страны. Одновременно конгрессмен от штата Огайо Чарльз Вэник внес в Палату представителей подобный законопроект.

Никсон и госсекретарь Генри Киссинджер приложили много усилий, чтобы провалить принятие этой поправки в Конгрессе. Но, в итоге, 3 января 1975 года поправка все же была подписана (уже президентом Джеральдом Фордом). Реакция Кремля последовала быстро - налог на образование сняли.

Сейчас суть поправки давно потеряла свою актуальность. Но исторический прецедент - использовать подзаконный акт как механизм воздействия на Россию в области прав человека - был взят на вооружение как эффективный способ контроля.

В 2011 году, после коррупционного скандала, связанного с фондом Hermitage Capital, сенатор от штата Мэриленда, Бенджамин Кардин, предложил запретить въезд в США для российских чиновников, причастных к смерти юриста фонда - Сергея Магнитского. В апреле 2010 года Кардин обратился с соответствующим заявлением к госсекретарю Клинтон с приложением списка имен чиновников. Этот документ назвали «Акт Магнитского» (или «Закон об ответственности»).

И вот, после длительных дискуссий в Конгрессе, сенаторы решили отменить поправку Джексона-Вэника только после принятия «Списка Магнитского». Обсуждение загадочной внешнеторговой поправки перенесли на лето, когда Госдума ратифицирует соглашения о вступлении России в ВТО.

Вот это в общем то сегодня и состоялось.