Как правильно работать с фанерой. Как выполнить склеивание деталей из фанеры? Соединение листов фанеры

Вам понадобится

  • - валик или кисть;
  • - зажимы или струбцины;
  • - олифа или растительное масло;
  • - обезжиренный творог;
  • - нашатырный спирт;
  • - наждачная бумага

Инструкция

Выберите клей

Клеи, используемые для склеивания фанеры, можно разделить на две группы. В основе белковых клеев лежат продукты животного происхождения. Казеиновый вариант белкового клея получают из обезжиренного творога. Альбуминовый - из крови животных. Существует также комбинированный альбумино-казеиновый вариант. Во всех случаях исходным сырьем для изготовления клеев этой группы служит белок, который содержится в крови или молоке животных.

Синтетические клеи изготавливаются из искусственных фенолоформальдегидных и карбамидоформальдегидных смол.

Следует помнить, что выбор марки клея зависит от влажности воздуха в помещении, где будет использоваться готовая конструкция, а также от необходимой степени прочности готового изделия.

Равномерно и аккуратно нанесите слой клея на склеиваемые поверхности при помощи кисти или валика. Плотно прижмите их друг к другу, используя струбцины или зажимы. Уберите излишки клея.

Если по каким-то причинам у вас нет возможности приобрести готовый клей , изготовить казеиновый клей вполне возможно в . Для этого необходимо взять обезжиренный творог и смешать его с нашатырным спиртом в пропорции 4:1. Намажьте детали полученной массой и крепко прижмите друг к другу.

Для склеивания поверхностей, подвергающихся воздействию влаги, изготавливают клей другого состава. Возьмите столярный клей и нагрейте его. Добавьте олифу или растительное масло в пропорции 4:1.

Следует знать, что склеивать ламинированную фанеру не рекомендуется - ее пленочный слой, по своим физическим характеристикам, не пригоден для подобной операции. При необходимости склеить ламинированную фанеру необходимо снять слой ламината до древесины при помощи наждачной бумаги. Тщательно просушите и очистите поверхность. Используйте эпоксидный клей.

Несмотря на значительную популярность листового древесного материала, многие мастера не имеют четкого представления о том, как склеить фанеру между собой. Связано это, скорее всего, с тем, что такая потребность возникает довольно редко, и потому информация о технологии клеевого соединения фанерных листов не очень распространена.

Впрочем, если вы занимаетесь изготовлением мебели или декоративных предметов (пример — ), то рано или поздно освоить основные методы вам все же придется. Ну, а если вы решили заняться авиамодельным спортом или самостоятельной постройкой лодки, то без навыков сращивания деревянных листов вам попросту не обойтись.


Основы склейки

Технология производства

Говоря о склейке фанерных листов, чаще всего имеют в виду либо технологию производства самого материала, либо соединение нескольких фрагментов при изготовлении различных изделий. О сращивании листов мы подробно поговорим несколько ниже, а в этом разделе постараемся уделить внимание тонкостям производственного процесса.


Чаще всего склейка шпона для изготовления фанеры осуществляется горячим сухим способом. Сегодня актуальны такие технологические схемы:

  • Соединение подготовленных пластин шпона осуществляется с помощью пресса при поддержании постоянного давления в рабочем промежутке. Такая технология применяется для производства плит, толщина которых не превышает 8 мм .
  • Поочередная склейка шпона при постоянном давлении с термообработкой. Путем поочередного соединения делают более толстую фанеру – как правило, от 10 до 18 мм .
  • Многоступенчатое проклеивание заготовок с охлаждением пресса после каждой операции позволяет наращивать существенную толщину плиты. Данная методика применяется для изготовления листа толщиной 20 мм и более .

Обратите внимание! Склеивание листов шпона по одному обеспечивает более высокое качество готового изделия, поскольку способствует максимально равномерному распределению температуры и давления. Также послойное прессование практически исключает расслоение материала при обработке, что тоже очень важно.

Впрочем, данные технологические схемы представляют интерес только для тех, кто планирует заниматься промышленным производством шпоновых плит. Для нас же в первую очередь важной будет информация о том, как можно соединить несколько фрагментов фанеры своими руками, без применения прессов и термостатов.

Используемые клеевые составы

Выбирая, чем склеить фанеру, следует внимательно изучить все доступные варианты. На современном рынке присутствует множество составов, и потому стоит подобрать именно тот, который будет максимально соответствовать нашим требованиям.

Основная масса клеев для фанеры представлена двумя категориями – белковыми (животного происхождения) и синтетическими. О наиболее популярных разновидностях из каждой категории мы и поговорим.

К белковым относят такие группы:

  • Казеиновые – производятся из творога, прошедшего процедуру обезжиривания. Продаются клеи в виде сухого порошка, перед работой растворяются в воде и тщательно перемешиваются.
  • Альбуминовые – делают из белка, получаемого из крови животных. Сухой компонент замешивается с водой в соотношении 1:9. Клей сворачивается при температуре 70 0 С, потому альбуминовые составы используют для горячей склейки.
  • Комбинированные – сочетают в себе компоненты казеиновых и альбуминовых составов.

Синтетические клеи представлены в основном смолистыми веществами. Наиболее часто используются:

  • Карбамид-формальндегидные смолы (КФ-МТ, КФ-Ж и т.д.). Обеспечивают бесцветный шов, потому практически незаменимы при изготовлении элементов декора, имитирующих натуральное дерево.

Обратите внимание! Смеси на основе карбамида содержат минимальное количество летучих фенолов, потому их использование является предпочтительным с гигиенической точки зрения.

  • Фенол-формальдегидные смолы (СФЖ-3011 или 3014). Отличаются высокой водостойкостью, не повреждаются бактериями.

Практически любой клей для склеивания фанеры включает в себя:

  • Основное клеящее вещество.
  • Растворитель.
  • Наполнитель — древесная пыль или мука.
  • Добавки, контролирующие скорость застывания и обеспечивающие максимальную адгезию.
  • Пластификаторы.
  • Антисептики.

В качестве отвердителей используются такие вещества как кислоты или хлорид аммония, а для обеспечения устойчивости к намоканию в состав вводят дубильные вещества (формалин, соли меди и т.д.).
Фото — быстрозатвердевающий состав в тубе.

Чтобы клей сохранял свои клеящие свойства в течение максимально долгого времени, для растворения адгезионного компонента применяют либо этиловый спирт, либо ацетон.

Требования к клею

Многие технологии соединения, такие как склейка на фанеры на ус, могут быть реализованы только при условии применения высококачественных адгезионных составов.

Именно по этой причине к большинству разновидностей клеев для фанеры выдвигают такие требования:

  • Высокое качество соединения материалов.
  • Простота использования в быту.
  • Отсутствие летучих токсинов в готовом изделии после высыхания состава.
  • Устойчивость к воздействию влаги.
  • Не подверженность к разложению бактериями и грибками.

Очень важно, чтобы клеящее вещество при нанесении не разрушало древесный шпон, и не изменяло его цвет.

Демократичная цена также является немаловажной, поскольку при активной работе с фанерой клей расходуется довольно быстро.

Обратите внимание! На сегодняшний момент отсутствует состав, удовлетворяющий абсолютно всем требованиям, потому выбирать придется по тем параметрам, которые являются наиболее важными именно для вас.

Технологии склейки

Наклеивание листов


Склеивать фанерные листы можно двумя способами — наклеиванием и сращиванием. Разница между ними заключается в следующем:

  • При наклеивании плиты соединяются плоскостями, при этом в месте соединения образуется уступ.
  • Сращивание применяется, когда необходимо соединить две плиты «торец в торец». При этом обычно стараются подогнать плоскости максимально точно, чтобы при заделке шва щель была минимальной.

Наклеиваем фанеру по такому алгоритму:

  • Плоскости, предназначенные для соединения, тщательно обрабатываем с помощью шкурки или наждака, удаляя все неровности.
  • Обеспыливаем поверхности, удаляя малейшие загрязнения.
  • Для обеспечения максимальной адгезии листы фанеры можно дополнительно обезжирить.
  • На обе плоскости наносим приготовленный по рецепту клей для фанеры.

Совет! Как мы отмечали ранее, клеи бывают самые разные. Как правило, инструкция по применению содержит достаточно информации по правильному разведению и технологии нанесения клея.

  • Выдерживаем нанесенный клеевой состав некоторое время (продолжительность зависит от типа действующего вещества), после чего соединяем полосы фанеры между собой.
  • Плотно прижав склеиваемые детали друг к другу, фиксируем их с помощью струбцин. Чтобы избежать повреждения шпона, под струбцины можно положить деревянные планки.
  • Удаляем выступившие излишки клея с помощью ветоши, после чего оставляем детали до полной полимеризации состава.
  • Выдержав фанеру под давлением установленное время (как правило, процесс сушки занимает около суток), снимаем струбцины.

Совет! Во избежание расслоения желательно не подвергать клеевой шов нагрузкам как минимум в течение 24 часов после снятия струбцин.

С помощью наклеивания полосы из тонкой фанеры иногда соединяют два достаточно больших листа, подгоняя их друг другу «встык». В этом случае клей наносится на предварительно выровненные торцы, а поверх шва с одной или с двух сторон накладывается полоса из шпона.

Сращивание фанеры

Для сращивания фанеры применяются две технологии — соединение фанеры на ус и склейка встык.

Стыковое соединение используется в том случае, если в дальнейшем шов между плитами не будет испытывать эксплуатационных нагрузок. Примером является ситуация, при которой несколько листов достаточно тонкой фанеры сращиваются для многослойной обшивки клееной фанерной лодки.

Технология подобной склейки такова:

  • Торцы обеих плит тщательно выравниваем и шлифуем. Удобнее всего это сделать с помощью фрезера или стационарной шлифовальной машины.
  • Тщательно обезжириваем поверхности.
  • Наносим на фанеру контактный клей и прижимаем плоскости друг к другу.
  • Поверх образовавшегося шва наносим достаточно толстый слой клея, в который утапливаем полосу стеклоткани. Прокатываем стеклоткань валиком, обеспечивая ее плотное прилегание к фанере.
  • После полного высыхания клея зачищаем проклеенный шов, убирая максимум неровностей. При зачистке стараемся не повредить стеклоткань, чтобы не снизить механическую прочность соединения.

Склейка фанеры на ус обеспечивает практически полное отсутствие шва, и потому применяется очень широко. Для этого торцы соединяемых плит стесываются под углом:

  • На первом этапе укладываем фанерные листы друг на друга, и с помощью фуганка начинаем обработку торцов под углом, формируя ус.
  • Длина уса для максимально эффективной склейки должна составлять 10-12 толщин фанерного листа.
  • Чтобы обеспечить максимально ровные плоскости, обработку выполняем в два приема: вначале выставляем нож фуганка на 1-1,5 мм, а затем для чистового выглаживания плоскости уменьшаем до 0,75 мм.

Совет! Если под рукой нет фуганка, можно усовершенствовать рубанок, прикрепив к нему временный задник из деревянных планок.


После обработки зачищаем усы с помощью ленточной шлифовальной машинки. Вначале проходим все плоскости с зерном 40, а затем — 80.

  • Сформировав усы, складываем их обработанными плоскостями друг к другу. Наносим клей и закрепляем фанеру струбцинами.
  • Как и в предыдущих случаях, удаляем выступившие капли клея, и оставляем заготовку сохнуть.
  • После снятия струбцин выдерживаем сращенный лист в течение 24 часов.

Конечно, прочность такого соединения уступает монолитной фанере, но для работы подобная плита будет вполне пригодной.

Вывод

Надеемся, что благодаря этой статье вопросы о том, как склеить фанеру на ус и встык, а также какой клей можно использовать для этого, у вас более не возникнут. Конечно, склейка плит из деревянного шпона – занятие трудоемкое, но при серьезном подходе и строгом соблюдении технологии результат можно считать гарантированным.

Похожие материалы

Перекрестное расположение слоев в структуре фанеры делает листовой материал более стойким к короблению в сравнении с обычными щитами древесины. Но эти слои осложняют работу с фанерой — скрепление деталей встык.

Как склеить фанерные листы между собой

Рассмотрим проверенные способы соединения заготовок из фанеры своими руками.

Прямые углы – главное правило сборки

Выставить прямые углы помогут самодельные монтажные угольники.

Применение монтажных угольников для соединения деталей из фанеры.

Сделайте своими руками из кусков ДСП несколько различных по размерам комплектов этих простых приспособлений и используйте их при сборке крупных и мелких изделий.

Детали монтажного угольника: 1 – уголок; 2 – длинная планка; 3 – короткая планка.

Распилите по диагонали квадратную заготовку размерами 290х290 мм.

Изготовление монтажных угольников для соединения деталей из фанеры.

Разметьте на уголках вырезы под струбцины и выпилите лишний материал.

Подготовьте боковые планки и сделайте в них раззенкованные отверстия.

Закрепите уголок на верстаке, подложив под него подходящие по толщине подкладки. Закрутите шурупы, высверливая направляющие отверстия.

Обрежьте прямой угол на стыке планок, чтобы при сборке он не мешал плотной подгонке деталей.

Готовый монтажный угольник для соединения фанерных деталей.

Сделать монтажный угольник своими руками также можно из толстой фанеры. Боковые планки здесь не нужны, прочности материала хватит для закрепления струбцинами непосредственно в торец приспособления.

Чертеж монтажного угольника из фанеры.

Четыре способа скрепления деталей из фанеры

Различные методы стыковки фанерных деталей под прямым углом различаются по сложности изготовления и по надежности получаемого соединения.

Просто встык

Листы фанеры проще всего скрепить встык на клей и шурупы. Прочности такого соединения достаточно для многих мебельных блоков, особенно если конструкция усиливается фасадной обвязкой или прижимается к соседним модулям.

Крепление фанерных деталей встык.

Паз по ширине детали

Надежный и несложный в изготовлении соединительный узел крепко фиксирует детали благодаря трем склеиваемым плоскостям. Изделия из фанеры, скрепленные качественно подогнанными пазами, служат десятилетиями.

Крепление фанерных деталей в паз по ширине.

Для изготовления пазового углубления используется циркулярная пила или фрезерная машина по дереву. В углах такое соединение следует усиливать деревянной рамой или саморезами.

Гребень и паз

Крепкое стыковочный узел, состоящий из паза в вертикальной панели и гребня на горизонтальном листе фанеры. Идеально подходит для углов, а максимум прочности достигается расположением гребня снизу полки.

Крепление фанерных деталей «гребень и паз».

Формирование гребня и вырезку паза лучше производить ручным фрезером.

Два паза и рейка

Соединение деталей из фанеры рейкой, вставляемой в пазы, будет лучшим решением для скрепления листов нестандартной и неравномерной толщины.

Крепление фанерных деталей по схеме «два паза и рейка».

Чтобы заготовки скреплялись прочно, промазывайте клеем оба паза.

Как сверлить направляющие отверстия под шурупы

Научитесь предотвращать растрескивание фанеры, делая правильные отверстия под крепеж. Традиционные шурупы, имеющие сужающийся стержень, требуют высверливания монтажного углубления для гладкой части и направляющего канала для резьбовой, плюс ещё нужно заглублять шляпку. Выполняйте эти операции за один подход комбинированным сверлом с зауженным наконечником и регулируемым зенкером.

Схема сверления отверстия под традиционные шурупы.

Совет. Латунные шурупы заворачивайте по резьбе, выполненной в направляющем отверстии стальным винтом такого же размера.

У современных шурупов стержень прямой и верхняя часть тоньше резьбы, поэтому для них не нужно монтажное углубление. Высверливать направляющие отверстия удобно той же комбинированной оснасткой, но с обычным сверлом, подбираемым для каждого калибра шурупов.

Схема сверления отверстия под современные шурупы.

Саморезы со сверлящим наконечником и зенкующими ребрами на головке, позволяющие обходится без предварительного рассверливания в мягкой древесине, при закручивании вдоль слоев фанеры часто дают расколы. Не рискуйте и не тратьте времени на замену треснувшей заготовки – делайте отверстия даже под шурупы со сверлом хотя бы наполовину глубины и особенно вблизи кромок и торцов.

Совет. Рассчитывайте усилие затягивания, подбирая подходящий режим шуруповерта. Лучше оставить шляпку немного торчащей над поверхностью и довернуть отверткой.

Определять размер направляющего отверстия с точностью до долей миллиметра необязательно – это можно сделать «на глаз».

Диаметр подходит, если приложенное сверло закрывает тело шурупа, а не резьбу.

Выполняя углубления под шляпки около края фанерного листа, наклейте на место сверления малярную ленту, чтобы не разрушить верхний шпон.

При сверлении направляющих отверстий фиксируйте детали, предотвращая подвижку заготовок и как следствие – облом сверла.

Любое скрепление фанерных деталей будет аккуратным и надежным только при точной подгонке заготовок. Делайте строго перпендикулярные распилы заготовок. Всегда начинайте с изготовления паза, а потом под него подгоняйте гребень.

Работаем с фанерой правильно

Главная — Инструкции — Ремонт и внутренняя отделка — Использование инструментов — Работаем с фанерой правильно

Работаем с фанерой правильно

Фанеру можно обрабатывать множеством способов, как стандартными ручными, так и электрическими деревообрабатывающими инструментами. Однако, следует отметить, что клей в фанерной плите вызывает быстрый износ режущих инструментов, поэтому рекомендуется использовать инструменты из твердых сплавов. Фанеру можно также резать при помощи современных систем резки лазерными лучами и гидравлических систем под давлением в 3500 бар.

Распиловка

Наилучший результат распиловки получается при использовании ленточной или дисковой пилы. Чтобы получить чистый срез, распиловка должна выполняться правильно. Сначала распиловка производится поперек направления волокон лицевой стороны, затем вдоль. Этот способ позволяет избежать расщепления углов. На лучшей, лицевой стороне фанеры распиловка производится ручной или ленточной пилой, на обратной стороне — дисковой или контурной. При распиловке круглой пилой рекомендуются высокая скорость и низкий коэффициент подачи. Предел проникновения зубьев дисковой пилы должен быть небольшим.

Сверление

Отверстия с ровными краями получают, если сверло достаточно острое и оснащено передним резаком. Сверление следует начинать с лицевой стороны. Расщеплений на оборотной стороне плиты можно избежать, если использовать, подкладочный лист.

Использование гвоздей

Для панелей под стены, потолок и пол лучше всего подходят гвозди с резьбой или специальные шурупы, предпочтительно, чтобы шляпка была скрыта или вдавлена. Для потайного забивания гвоздей подойдут также обычные проволочные гвозди. Кислотоупорные гвозди рекомендуются для прибивания гвоздями внешних облицовочных панелей, поскольку они дают лучшую защиту от ржавчины на поверхности панели.

Длина гвоздей должна составлять 2.5-3 толщины панели. Подходящим считается интервал между гвоздями для панелей под стены и потолок — 10-20 см вдоль краев, 20-30 см — в середине, в зависимости от нагрузки и вида гвоздей. В панелях под пол интервал должен быть 20-30 см вдоль краев и 40-50 см в середине. Из-за того, что структура фанерной плиты представляет собой полосы шпона с поперечным расположением волокон, гвозди можно забивать близко от края. Подходящим считается расстояние до края панели в 12-15 мм.

В структурах, устойчивых к нагрузкам, важную роль для их целостности играет прочность и фиксация гвоздей. Гвозди нужно заколачивать в правильном порядке, они должны быть длинными, с большими шляпками. Можно использовать винты. Как уже отмечалось выше, фиксация конструкции может быть также улучшена при помощи использования клея на стыках.

Винтовые соединения

Во многих сферах применения фанерные панели крепятся винтами. В отделке, при изготовлении корпусной мебели, выставочных стендов и кораблестроении, предпочтение оказывается винтам. Вспомогательные отверстия могут быть предварительно высверлены, при этом отверстие в панели должно соответствовать диаметру винта и меньшему отверстию в раме; диаметр последнего будет составлять половину от предшествующего. Шляпка вкрученного винта не должна проникать в лицевой шпон. Если используются гвозди с купольной шляпкой, необходимо применять шайбы. При креплении обшивочной фанеры к металлическим компонентам конструкции можно использовать специальные винты для крепления фанерной плиты с обратной стороны, не повреждая лицевую сторону.

Панели под пол грузовых контейнеров и трейлеров обычно крепятся к металлическому шасси при помощи самонарезных винтов с резьбой. Например, фанерные плиты толщиной 27 мм можно крепить винтами М6х40 мм. Винт сначала проникает в фанерную плиту и затем прорезает резьбу в металле. Этот способ достаточно быстрый.

Тонкие фанерные панели для транспортного машиностроения также легко крепятся к металлической конструкции при помощи вышеупомянутых самонарезных винтов. Фанерные плиты легко крепятся болтами. Отверстие для болта должно быть на 2 мм больше диаметра самого болта. Под шляпками болтов должны быть шайбы и гайки для предохранения поверхности панели. Чтобы избежать повреждения древесины под болтом, не следует затягивать болт слишком сильно. Там, где фанера применяется вне помещения, слишком сильно затянутый болт может вдавиться в поверхность плиты, и она будет разбухать от влаги. Это приведет к образованию трещин в поверхности фанеры вокруг болта.

Замки, шарниры, полки и т.п.

3 способа как соединить фанерные детали

могут быть легко и надежно прикреплены к поверхности фанеры с любой стороны или края. Наиболее прочным является крепление при помощи зажимных приспособлений. Если необходимо разместить винты по краям панелей, отверстия для них должны быть предварительно просверлены.

Монтаж

Фанеру можно крепить к конструкции при помощи клея, гвоздей, скоб, винтов, заклепок или болтов. При выборе способа крепления, важно учитывать условия эксплуатации, требуемую прочность и внешний вид. Перед монтажом фанерная плита должна быть подготовлена с точки зрения конечных условий эксплуатации, должны быть приняты меры предосторожности для предотвращения возможного расширения или сжатия плиты в результате воздействия влаги или перепадов температуры. Необходимым считается зазор в месте соединений в 2 мм. Можно использовать эластичный заполнитель, например, между краем панели и стальной рамой конструкции. В конструкциях с подогревом необходимо обеспечить надлежащую вентиляцию фанерной плиты.

Виды соединений

Стыки и соединения являются важными компонентами фанерных конструкций. Существует много видов соединения фанерных плит: шпунтовое соединение, шиповое и другие. При правильном выполнении они обеспечивают надежность конструкции стен, пола и поддерживающих элементов. Торцы фанерной плиты — это обычно самая чувствительная часть, поэтому особое внимание должно уделяться обработке стыков, особенно, если фанера предназначена для использования на открытом воздухе.

В стенах и потолках рекомендуются соединения встык, открытое, шпунто-гребневое, фальцевое и соединение полосами. В применениях вне помещений, различные соединения полосами предоставляют наилучшую защиту от внешнего воздействия. Вертикальные и горизонтальные профили, изготовленные из алюминия, эффективно предохраняют края фанерной плиты. Невосприимчивость к ржавчине делают их подходящим материалом для фасадов. Однако, если по архитектурным причинам в применении вне помещений предпочтение оказывается открытому соединению, края должны быть должным образом обработаны. Примерно 2 мм/м нужно сохранять под расширение панели. В соединениях встык это расстояние должно равняться 3-6 мм. Шпунто-гребневое соединение обычно применяется для полов и панелей, которые идут под крыши. Оно эффективно предотвращает поднятие панелей и повреждение кровельных материалов, способно выдерживать большие нагрузки, чем обычное соединение встык. Панель крепится при помощи потайного приколачивания гвоздями.

Наилучшая несущая способность достигается путем применения ступенчатого профиля или сходного специального профиля с фланцами, поддерживающими края примыкающих панелей. Подобные профили находят применение, например, в строительстве полов контейнеров для перевозки грузов или трейлеров.

Склеивание

Необлицованная фанера обычно склеивается любым древесным клеем. Выбор клея зависит от способа работы, содержания влажности в процессе конечного использования и от требуемой прочности. Общепринятые виды клея: ПВА, фенол, эпоксидная смола, полиуретан и др. Клей ПВА подходит для использования внутри помещений. Этот клей бесцветный и обладает хорошей прочностью склеивания. Фенол и эпоксидный клей обладают высокой прочностью склеивания, способной выдерживать неблагоприятные условия внешней среды. При склеивании фанеры с металлом рекомендуется клей эпоксидного типа. Контактные клеящие вещества обычно используются для склеивания больших поверхностей и для облицованной фанеры, предназначенной для использования внутри помещений.

Не рекомендуется приклеивать ламинированную фанеру. Фанера с пленочным покрытием не способна к длительному склеиванию. Если фанера с пленочным покрытием крепится клеем, приклеиваемую поверхность нужно предварительно зачистить до слоя древесины, например, при помощи шлифовальной бумаги. Желательно, чтобы клей был эпоксидный. Приклеиваемая поверхность должна быть сухой и чистой.

Клей нужно наносить равномерно на обе склеиваемые поверхности валиком или кистью. Желаемая сила давления достигается с помощью зажимов, винтов или гвоздей. Подходящий интервал между гвоздями — 1 гвоздь на 40 см2. Любой излишек клея следует убрать до его застывания. Необходимо всегда внимательно читать инструкции изготовителя клея.

Шлифовка

Поверхность фанеры обычно шлифуется относительно грубой абразивной бумагой (№ 80 — 100) перпендикулярно текстуре древесины. Если требуется исключительно ровная обработка, например, для высококачественного лакирования, рекомендуется шлифовка мелкозернистой бумагой в продольном направлении текстуры древесины.

Отделка поверхности

Отшлифованная, ровная поверхность фанеры представляет собой отличную основу для последующей отделки. Фанеру можно кашировать, ламинировать, красить, пропитать специальной краской или раствором и т.д. Когда выбирается краска или грунтовый раствор, важно учитывать тенденцию к образованию трещин на облицовочном шпоне. Поверхность может быть также покрыта ламинатом или шпоном из ценной древесины. Возможно применение тонкой пленки. Фанера также может быть оклеена обоями. Если фанерные плиты складировались в условиях повышенной влажности, то перед отделкой их необходимо высушить до нормального содержания влажности. Поверхность следует тщательно очистить от пыли, появившейся в результате предыдущей обработки. Эту процедуру необходимо повторять перед каждым этапом отделки. В зависимости от требуемого качества, наносится 1 -2 слоя покрытия.

Обработка краев

Для выравнивания краев плиты после распиловки, их можно слегка обстрогать. Наилучший результат достигается, если стругать в направлении от углов к середине, тем самым избегая расщепления на углах. Края панели также можно отшлифовать. Окраска торцов производится 2-3 раза акриловой краской со специальными добавками.

Грунтовка

Древесина относится к натуральным материалам, которая расширяется и сжимается в зависимости от комплексного воздействия температуры и влажности окружающей среды (несмотря на поперечные слои шпона внутри плиты). На внутренней стороне лицевого шпона наблюдаются трещины, которые расширяются и сжимаются под воздействием перепадов влажности. Вследствие этих причин необходима предварительная грунтовка при последующей покраске. Используются эластичные краски, причем важна правильная комбинация красок.

Покраска бумажной основы полностью предотвращает образование трещин на слое краски из-за влажности В условиях повышенной влажности и применения вне помещений фанерные плиты должны быть окрашены и с обратной стороны. В таких условиях обработка торцов важна и должна выполняться особенно тщательно и несколько раз. Фанера, предназначенная для использования вне помещений, должна быть покрашена специальными красками.

Покраска

Нанесение краски придает фанере натуральный текстурный рисунок. Поверхность плиты может быть также окрашена полностью, без проявления текстуры древесины. Краска наносится кистью или распылителем. Цветная фанера приемлема как для внутренней, так и для внешней отделки. Но перед окончательной покраской поверхность должна быть обработана специальным раствором для предотвращения появления синевы и грибков, поскольку биологическая стойкость прозрачных красок ограничена из-за минимального содержания связывающего вещества.

Лакирование

Березовая фанера с лакированной поверхностью приятна на вид и легко поддерживается в чистом состоянии. Перед лакированием поверхность панели нужно отшлифовать мелкозернистой наждачной бумагой. Пыль, образовавшаяся при шлифовании, должна быть тщательно удалена, а поверхность покрыта разведенным лаком.

Как соединить фанеру?

Какие есть способы соединения фанеры?

Ух ты вопросик! Это дорогой друг дело с одной стороны не сложное но с другой стороны смотря где это соединение устанавливается! Если нет особых нагрузок то можно торцы посадить просто на клей и шурупами листы зафиксировать саморезами.

Как правильно работать с фанерой

Если соединение где будут нагрузки то тут вариантов очень очень много и они очень разные фанера как и массив дерева соединяются практически одинаково:

а) соединения связями, работают на сжатие — шпонками и колодками; б) соединения связями, работают на изгиб - нагелями-болтами, гвоздями, винтами, штырями; в) соединения связями, работают на растяжение - болтами, винтами, хомутами; г) соединения связями, работающими на сдвиг - клеевыми швами.

Здесь приведены некоторые типы соединений наиболее распространенных при строительстве дома а так же при строительстве моторных фанерных лодок.

Технологии склейки фанеры

Основные технологии склеивания фанеры показаны на картинке ниже:

Это не единственные методы, можно придумать и свои, но на рисунке показаны основные, помимо которых можно делать еще и так:

А можно сделать некие "ключи" зубчиками:

и схема поподробнее:

Из вышеуказанного, думаю, каждый может выбрать тот метод, который больше всего подойдет для той или иной ситуации.

Вообще, все зависит от того, какие цели Вы преследуете.

Алгоритм склейки фанеры

Плоскости, которые планируется склеивать, перед этим нужно тщательно обработать шкуркой или наждаком, таким образом, мы удалим все неровности для лучшей склейки. Затем нужно обеспылить поверхность и, для обеспечения максимальной адгезии, обезжирить ее.

После этого небольшого подготовительного этапа можно наносить клей на обе плоскости (лучше использовать специальный клей, а клеи бывают самые разные, и разводить его согласно инструкции). После нанесения, клею нужно дать некоторое время выдержаться, после чего соединить две части, плотно прижав друг к другу. Лучше будет зафиксировать кусочки при помощи струбцин.

Процесс сушки, как правило, займет около суток, но часто рекомендуют после снятия струбцин не подвергать фанеру какому-либо давлению еще около суток.

Сегодня ни одна отрасль промышленности не обходится без использования фанеры. Этот многослойный материал из шпона, имеющий прочную и стабильную структуру, нашел широкое применение в строительстве и производстве мебели, при проведении ремонтных работ и даже в автомобилестроении. Чтобы соединить фанерные листы между собой или прикрепить на стяжку бетонного пола, можно воспользоваться различными крепежными материалами, но самым удобным из них остается клей для фанеры.

Особенности использования клея для фанеры

Состав для приклеивания фанеры, над улучшением которого работают многие зарубежные и отечественные компании, можно купить в любом хозяйственном или строительном магазине. С помощью клея можно прикрепить фанеру к стеклу, бетону, дереву, металлу и другим материалам, причем соединение получится более прочным и долговечным, чем при использовании гвоздей или шурупов.

Для работы с клеем не требуется специальной подготовки или особых профессиональных навыков. Главное — действовать согласно инструкции, правильно развести состав и нанести его на поверхность, а это под силу любому начинающему мастеру.

Кроме удобства в работе и прочности полученной конструкции еще одним преимуществом клеевого соединения является устойчивость к намоканию и высокая износостойкость.

В помещениях с теплыми полами, когда под бетонной стяжкой заранее проложены отопительные трубы или специальные электрические панели, приклеивание фанеры на бетонный пол является единственно правильным решением, так как шурупами и болтами можно повредить проводку.

Чем можно склеить фанеру

Профессионалы используют клей для фанеры следующих видов:

  • двухкомпонентный полиуретановый;
  • на спиртовой основе;
  • на водной основе.

От выбора наиболее подходящего клеевого состава зависит скорость проведения ремонта и качество финишного покрытия.

Двухкомпонентный клей содержит два и более активных компонента, которые в процессе работы вступают между собой в реакцию и образуют вяжущее вещество. Такие средства гораздо дороже однокомпонентных составов, но и прочность полученного соединения несравнимо выше.

Клей из полиуретана образует одновременно эластичное и жесткое соединение и обеспечивает хорошую адгезию почти со всеми существующими материалами.

Достоинства двухкомпонентного клеящего состава:

  • не требуется дополнительной фиксации фанеры на бетонную стяжку болтами или шурупами;
  • вязкая смесь не растекается, ее удобно наносить с помощью гребенчатого шпателя;
  • перед работой не нужно заботиться об особой чистоте основания, так как состав хорошо пропитывает обрабатываемую поверхность;
  • для склеивания материалов достаточно 30 минут.

Одним из существенных недостатков полиуретанового соединения является выделение опасных для здоровья человека вещества, которое происходит при работе с любыми полимерами. После полной полимеризации, на которую потребуется 48 часов, материал становится совершенно безопасным.

Полиуретановый клей застывает в течение 30-40 минут, поэтому следует готовить такую порцию клеящего средства, которую удастся израсходовать за этот промежуток времени.

Полученный соединительный слой по прочности превосходит бетон и может выдерживать температуры до +55°С.

Эта разновидность клеящего средства отличается от других содержанием искусственных смол, каучука и растворителей и используется для склеивания фанеры с деревянной или цементно-песчаной поверхностью. Достоинствами спиртовых составов является простота использования, большая скорость высыхания, устойчивость к проникновению влаги.

Каучуковый клей застывает сравнительно быстро — через сутки по наклеенной фанерной поверхности уже можно ходить. Однако дальнейшие работы по отделке пола лучше отложить на 5-6 суток. Перед тем как приклеить древесные листы, желательно закрепить их к основанию шурупами.

У спиртовых клеящих составов есть существенный недостаток — в процессе работы они выделяют вредные летучие масла и эфиры и могут быстро загореться. Поэтому, проводя ремонт с использованием спиртового клея, необходимо позаботиться о средствах индивидуальной защиты и выполнять правила пожарной безопасности.

Клей на водной основе

Ярким представителем таких клеевых составов является ПВА, состоящий из полимеров, взвешенных в водной среде. Кроме того, что такие клеящие средства способны обеспечивать прочные эластичные соединения фанерных листов между собой и с бетонными плитами, они совершенно безвредны и не выделяют пахучих веществ. ПВА клей можно использовать в больницах, детских садах и других заведениях, где во время проведения ремонта могут оставаться люди.

ПВА рекомендуется применять только для влагостойкой фанеры, причем время высыхания состава — 7 суток, что сильно осложняет работу. Кроме того, при выборе этого средства для приклеивания фанеры необходимо заранее закрепить листы к стяжке с помощью болтов и распорных дюбелей.

Обзор клеевых составов от известных производителей

Многие зарубежные и отечественные производители выпускают клей для фанеры. Каждый из составов полностью выполняет свои функции, и отличаются они друг от друга лишь по экологичности сырья, сочетанию прочности и эластичности, продолжительности полимеризации.

Вот несколько наиболее востребованных покупателем позиций двухкомпонентных клеев для фанеры.

  1. Sipol 9. Производитель — итальянская компания Lechner. Эпоксидно-полиуретановый клей используется для укладки фанеры на бетонный пол без дополнительного крепежа. Время застывания составляет 2 часа.
  2. Parketolit 1549. Этот клеевой состав разработан и производится специалистами компании Mitol из Словении. Полиуретановый клей пригоден для укладки деревянного массива любых размеров. Рабочее время – 1,5 часа.
  3. Ibola R 200. Немецкая компания Ibola выпускает двухкомпонентный универсальный твердо-эластичный клей, рабочее время которого составляет 1 час.
  4. Stauf PUK. Этот клеевой состав от немецкой компании Stauf представляет собой эластичный клей из полиуретана. Благодаря невысокой стоимости и длительному (1 час) рабочему времени стал известным брендом в этой стране.
  5. SikaBond-PU. Швейцарской компании Sika изготавливает двухкомпонентный клей, отличающийся длительным сроком эксплуатации и устойчивостью к низким температурам. Это клеящее средство очень популярно в России, так как на протяжении многих лет отличается высоким качеством и стабильностью.

Приступая к ремонту пола в своей квартире, в первую очередь надо проанализировать, удастся ли обойтись простым приклеиванием фанеры на бетонную стяжку или придется устраивать дополнительный крепеж. В зависимости от решения следует выбирать подходящий клеевой состав. Если в связи с коммуникациями, находящимися под бетоном, использовать дюбели и шурупы для скрепления фанеры и основания не представляется возможным, то для работы подойдет только двухкомпонентный полиуретановый клей. В других случаях можно воспользоваться клеящим средством на водной или спиртовой основе.

Перекрестное расположение слоев в структуре фанеры делает листовой материал более стойким к короблению в сравнении с обычными щитами древесины. Но эти слои осложняют работу с фанерой - скрепление деталей встык. Рассмотрим проверенные способы соединения заготовок из фанеры своими руками.

Прямые углы – главное правило сборки

Выставить прямые углы помогут самодельные монтажные угольники.

Сделайте своими руками из кусков ДСП несколько различных по размерам комплектов этих простых приспособлений и используйте их при сборке крупных и мелких изделий.

Распилите по диагонали квадратную заготовку размерами 290х290 мм.

Разметьте на уголках вырезы под струбцины и выпилите лишний материал.

Подготовьте боковые планки и сделайте в них раззенкованные отверстия.

Закрепите уголок на верстаке, подложив под него подходящие по толщине подкладки. Закрутите шурупы, высверливая направляющие отверстия.

Обрежьте прямой угол на стыке планок, чтобы при сборке он не мешал плотной подгонке деталей.

Сделать монтажный угольник своими руками также можно из толстой фанеры. Боковые планки здесь не нужны, прочности материала хватит для закрепления струбцинами непосредственно в торец приспособления.

Четыре способа скрепления деталей из фанеры

Различные методы стыковки фанерных деталей под прямым углом различаются по сложности изготовления и по надежности получаемого соединения.

Просто встык

Листы фанеры проще всего скрепить встык на клей и шурупы. Прочности такого соединения достаточно для многих мебельных блоков, особенно если конструкция усиливается фасадной обвязкой или прижимается к соседним модулям.

Паз по ширине детали

Надежный и несложный в изготовлении соединительный узел крепко фиксирует детали благодаря трем склеиваемым плоскостям. Изделия из фанеры, скрепленные качественно подогнанными пазами, служат десятилетиями.

Для изготовления пазового углубления используется циркулярная пила или фрезерная машина по дереву . В углах такое соединение следует усиливать деревянной рамой или саморезами.

Гребень и паз

Крепкое стыковочный узел, состоящий из паза в вертикальной панели и гребня на горизонтальном листе фанеры. Идеально подходит для углов, а максимум прочности достигается расположением гребня снизу полки.

Формирование гребня и вырезку паза лучше производить ручным фрезером.

Два паза и рейка

Соединение деталей из фанеры рейкой, вставляемой в пазы, будет лучшим решением для скрепления листов нестандартной и неравномерной толщины.

Чтобы заготовки скреплялись прочно, промазывайте клеем оба паза.

Как сверлить направляющие отверстия под шурупы

Научитесь предотвращать растрескивание фанеры, делая правильные отверстия под крепеж. Традиционные шурупы, имеющие сужающийся стержень, требуют высверливания монтажного углубления для гладкой части и направляющего канала для резьбовой, плюс ещё нужно заглублять шляпку. Выполняйте эти операции за один подход комбинированным сверлом с зауженным наконечником и регулируемым зенкером.

Совет. Латунные шурупы заворачивайте по резьбе, выполненной в направляющем отверстии стальным винтом такого же размера.

У современных шурупов стержень прямой и верхняя часть тоньше резьбы, поэтому для них не нужно монтажное углубление. Высверливать направляющие отверстия удобно той же комбинированной оснасткой, но с обычным сверлом, подбираемым для каждого калибра шурупов.

Саморезы со сверлящим наконечником и зенкующими ребрами на головке, позволяющие обходится без предварительного рассверливания в мягкой древесине, при закручивании вдоль слоев фанеры часто дают расколы. Не рискуйте и не тратьте времени на замену треснувшей заготовки – делайте отверстия даже под шурупы со сверлом хотя бы наполовину глубины и особенно вблизи кромок и торцов.

Совет. Рассчитывайте усилие затягивания, подбирая подходящий режим шуруповерта. Лучше оставить шляпку немного торчащей над поверхностью и довернуть отверткой.

Определять размер направляющего отверстия с точностью до долей миллиметра необязательно – это можно сделать «на глаз».

Диаметр подходит, если приложенное сверло закрывает тело шурупа, а не резьбу.

Выполняя углубления под шляпки около края фанерного листа, наклейте на место сверления малярную ленту, чтобы не разрушить верхний шпон.

При сверлении направляющих отверстий фиксируйте детали, предотвращая подвижку заготовок и как следствие – облом сверла.

Любое скрепление фанерных деталей будет аккуратным и надежным только при точной подгонке заготовок. Делайте строго перпендикулярные распилы заготовок. Всегда начинайте с изготовления паза, а потом под него подгоняйте гребень.