Георгий победоносец почему на гербе. Герб Московской области: фото, описание, значение, история

Откуда появился герб Москвы - ? Петр I объяснял это так: «Сие имеет начало свое оттуда, когда Владимир, монарх российский, свою империю разделил 12 сынам своим, из которых Владимирские князья возымели себе сей герб Святого Егория».

Казалось бы, все правдоподобно. Святой Георгий или, как звали его в народе, Егорий Храбрый, был один из самых почитаемых на Руси святых, олицетворением воина-защитника. Все знали историю о том, как в стародавние времена он избавил жителей одного города от «великого змия». Сын Владимира Мономаха - князь владимиро-суздальский Юрий Долгорукий выбрал себе гербом изображение Георгия Победоносца, тем более что князь и святой носили одно имя (Георгий, Гюргий, Юрий значили в старину одно и то же). Ну, а затем Святой Георгий перешел на герб наследницы Владимира - Москвы, основанной все тем же Юрием Долгоруким.

Однако все это - только красивая легенда. В древности в русских княжествах просто не было гербов, они - черта исключительно западного средневековья. Ни Киевская Русь, ни Византия не знали геральдики в ее классическом понимании. Само слово «герб» имеет в своей основе немецкий корень, означающий «наследство». Это символ, который передавался из поколения в поколение без изменений.

Русские князья, как и европейские короли и бароны, тоже пользовались символическими изображениями, например, на печатях. Но в отличие от Запада эти эмблемы не передавались по наследству, каждый следующий князь выбирал себе новый символ. Обычно на печати изображался сам князь или покровительствующий ему святой. Долгое время русские следовали византийской традиции, согласно которой правитель в короне или святой с нимбом вокруг головы изображались сидящими на престоле или стоя. На Западе же более привычным было изображение верхом на коне.

Печать Юрия Долгорукого

На Руси всадник на печати впервые появился у Мстислава Удалого, которого в начале XIII в. пригласил на княжение Великий Новгород, тесно связанный торговлей с Западной Европой. Сходную печать имел во время княжения в Новгороде и Александр Невский, родоначальник московских князей. На одной стороне печати изображен князь «сам на коне». На другой стороне поражает копьем змея Святой Федор Стратилат. Он пеший, но держит коня под уздцы.

Когда в 1318 г. в Новгород был приглашен внук Александра Невского московский князь Юрий Данилович, он тоже сделал себе печать по «европейской моде». Первым из правителей Москвы он использовал в качестве эмблемы своего небесного покровителя Георгия Победоносца. Но фигура святого всадника-змееборца недолго служила символом Московского княжества.

Следующий московский князь Иван I Калита (1325-1340) скреплял грамоты печатью с изображением собственного святого покровителя - Иоанна Предтечи. Выполненные в традиционном византийском стиле эмблемы имели и наследники Калиты Семен Гордый (1340-1353) - Святого Симона и Иван II Красный (1353-1359) - Иоанна Предтечу. Правда, Иван Красный пользовался и другой печатью - пеший воин, сражающийся с драконом. Мотив борьбы со змеем - олицетворением зла - характерен для древнерусской и вообще славянской символики.

Эмблемой сына Ивана II Дмитрия Донского (1359-1389) был Святой Дмитрий Солунский, стоящий в полном боевом вооружении. При Дмитрии Ивановиче в Москве впервые стали чеканить монеты, на одних была выбита фигура воина с топором, на других - повернутый боком орел. Орел - царь птиц, как и лев - царь зверей, были традиционными эмблемами великих князей владимирских, титул которых тогда окончательно перешел к московским князьям.

Наследник Дмитрия Донского Василий I (1389-1425) имел печать с традиционным изображением святого покровителя - Василия Кесарийского, но на другой княжеской печати появляется эмблема с фигурой всадника. Существует версия, что этот символ, аналогичный литовскому гербу «Погоня», Василий I получил от своей жены - дочери литовского князя Витовта Софьи.

С Василия I эмблема всадника стала наследственной, то есть приобрела признаки герба. Московский всадник, которого часто называли просто «Ездецом» (наездником), изображался на коне, он держал в руке то копье, то меч, то охотничьего сокола. Следует заметить, что «Ездец» был совсем не похож на изображение Святого Георгия на иконах того времени - верхом на вставшем на дыбы коне, поражающим копьем дракона. Главное же, голову святого окружал нимб.

Георгий Победоносец на короткое время стал символом Москвы во время междоусобной войны при Василии II Темном (1425-1462). Изображение святого было эмблемой главного врага Василия II - его дяди, удельного князя звенигородского Юрия Дмитриевича. Князь Юрий дважды захватывал Москву, был провозглашен великим князем. Свое второе правление Юрий начал с того, что стал чеканить монету с изображением своего небесного покровителя – Георгия Победоносца, поражающего копьем змея. Но Юрий умер, пробыв на престоле всего два месяца.

На печатях Василия II кроме «Ездеца» были и другие эмблемы - изображения религиозных сцен, эпизодов охоты. В конце своего правления Василий Темный стал все чаще использовать великокняжеский символ - сидящего боком одноглавого орла.

Проблема выработки единой государственной символики встает при сыне Василия II Иване III (1462-1505), подчинившем Москве остальные русские земли. Появляется новый герб России - двуглавый орел. Этот царственный орел, с одной стороны, продолжал традицию великокняжеских одноглавых орлов на эмблемах владимирских князей, с другой - символизировал претензии правителя Москвы на императорский титул.

Обычно появление двуглавого орла на гербе России связывают с женитьбой Ивана III на византийской принцессе Софье Палеолог. Однако другая версия, что Иван III принял этот герб, практически идентичный гербу императора Германии («Священной Римской империи»), чтобы обозначить равный статус своей державы с могущественнейшим государством Запада.

Но Иван III не забыл и о существующей уже столетие эмблеме московских князей. Впервые эта символика украсила Москву – 15 июля 1464 г. над воротами Фроловской башни Кремля было установлено вырезанное мастером Василием Ермолиным из белого камня изображение Георгия Победоносца, поражающего дракона. В 1491 г., в связи с перестройкой Кремля, белокаменный всадник был помещен в специально выстроенный в Кремле напротив Спасской башни храм во имя Святого Георгия.

Два символа - «Ездеца» и двуглавого орла - Иван III соединил на появившейся в 1497 г. государственной печати. На одной ее стороне был изображен орел, на другой - конный воин. Наездник теперь поражал копьем дракона, что сближало его с образом Георгия Победоносца. Однако отсутствие нимба говорило, что это - светский всадник-правитель. Печать как бы олицетворяла его «двойной» титул - «великий князь московский» и «государь всея Руси».

При сыне Ивана III Василии III (1505-1533) двуглавый орел на время исчезает, и гербом России служит один московский всадник. Двуглавого орла вернул на государственный герб Иван IV Грозный. Приняв в 1547 г. царский титул, он, конечно, не мог довольствоваться скромной московской эмблемой. На новой государственной печати всаднику нашлось место посередине орла. Правда, в 1561 г. появилась и другая печать, где наездника не было. Вместо него на груди двуглавого орла была личная эмблема Ивана IV - единорог.

Конный воин-змееборец в центре российского орла по-прежнему не связывался со Святым Георгием. Из старинных эмблем перешла трактовка наездника как правителя: «В истинной Московского княжения печати вырезано - царь на коне победил змия». В Западной Европе же обычно видели в фигуре на гербе небесного покровителя. Поэтому, когда в 1659 г. русское посольство прибыло в Италию, тосканский герцог прямо спросил, не святой ли Георгий изображен на груди двуглавого орла. На это русский посол ответил, что нет, «это - Великий государь наш на аргамаке».

Закреплению понимания всадника-змееборца как московской эмблемы мешало использование его изображения в качестве общегосударственного, а не городского символа. В частности, его несли на себе русские монеты. Интересно, что помимо серебряных денег с изображением конного копейщика («копейки»), которые ходили по всей стране, в отдельных городах чеканили мелкую медную монету - пулы с местной символикой. В Москве на пулах изображали не наездника, а сидящего боком одноглавого орла - великокняжеский символ. Документы, касающиеся внутримосковских дел, скреплялись печатью Земского приказа - административного учреждения, управлявшего хозяйством столицы. На этой печати было изображено здание самого приказа.

Окончательное оформление эмблемы всадника, побеждающего дракона, как официального герба Москвы произошло после петровских реформ. В 1722 г. по указу Петра I в России была создана Герольдмейстерская контора, которой Правительствующий Сенат поручил в 1724 г. представить гербы всех русских городов. «Для отправления геральдического художества» пригласили уроженца Пьемонта (Италия) Франциска Санти, в помощь ему придали русского «живописного мастера» Ивана Чернавского.

Выполнение колоссальной задачи по составлению более чем сотни городских гербов затянулось. К тому же Санти попал в опалу. Рисунок герба Москвы был выполнен Санти на основе изученных им древних печатей. Наездник изображался без нимба, как воин, а не святой; повернутым к зрителям вправо. Только в 1728 г., уже после смерти Петра I, появилось описание герба Москвы: «Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые. Венец желтый же, змей черный, поле кругом белое, а в середине красное». Данное описание нетерминологично. У составителей списков гербов на знамена, вероятно, были на руках только цветные рисунки гербов без подробного их описания, на которых золото было передано желтой охрой, поэтому они назвали цвет венца и епанчи желтым. Белый же цвет в геральдике – серебро. Окончательно этот герб вместе с другими городскими гербами был утвержден Сенатом в 1730 г.

Герб Москвы 1730 г.

То, в какую сторону повернут московский наездник, является принципиальной деталью. На всех старинных государственных печатях всадник повернут к зрителю. Русские мастера подходили к изображению на печати реалистично, поворачивали фигуру к зрителю так, чтобы было видно оружие в правой руке.

В то же время в Западной Европе по строгим правилам геральдики фигуры на гербах должны быть повернуты влево (смотреть вправо). Это правило было установлено для того, чтобы всадник или, например, лев, изображенные на щите рыцаря, который он держал у левого своего бока, не казались убегающими от противника. Для московского всадника это выливалось в проблему – либо правая рука не была видна зрителю, либо всадник должен держать копье левой рукой. Первым попытался «развернуть» московского наездника по-европейски Лжедмитрий в начале XVII в., но после его свержения всадник снова был обращен по-старому вправо.

Герб Москвы, оформленный Санти в старинных русских традициях, служил городу почти полтораста лет почти без изменений. В указе 1781 года об утверждении гербов Московской губернии описание московского герба почти полностью повторяет описание 1730 года: “Москва. Святой Георгий на коне против того же как в середине Государственного герба, в красном поле, поражающий копьем черного змия”.

Герб Москвы 1781 г.

Но в середине XIX в. было решено привести гербы российских городов в соответствие с правилами западной геральдической науки. Исправлением гербов руководил «ученый геральдик» барон Бернгард Кёне. На утвержденном в 1856 г. гербе Москвы всадник был повернут от зрителя влево, в соответствии с законами геральдики, и «переодет» из средневековых доспехов в облачение римского воина, чтобы лучше соответствовать образу Святого Георгия. Плащ всадника вместо желтого стал лазоревым (синим), дракон из черного превратился в золотого с зелеными крыльями, а белый конь назван серебряным: “В червленом щите Святой Великомученик и Победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном покрытом багряною тканью, с золотой бахромою, коне, поражающий золотого с зелеными крыльями дракона золотым с осьмиконечным крестом наверху копьем.” Чтобы заколоть дракона с левой стороны, всадник на рисунке Кёне неестественно выгнулся в седле. Кроме императорской короны в обрамление добавились за щитом два накрест положенные золотые скипетра, соединенные Андреевскою лентою - знак первопрестольного города. Гербы прочих губернских городов обрамлялись дубовыми листьями.

Герб Москвы 1883 г.

Помимо разворота всадника любопытен также вопрос цвета плаща (епанчи) всадника. В указе 1781 года названы только цвета щита, коня и змия, соответственно – красный, белый и черный. Выяснить, какими были первоначальные, исконные цвета московского герба, помогает его подробное описание, приведенное в статуте ордена святого Георгия, утвержденном Екатериной II 26 ноября 1769 года. Это ближайшее из предшествующих указу 1781 года официально утвержденное описание. В середине орденского креста был помещен московский герб: “…в красном поле Святой Георгий, серебряными латами вооруженный, с золотою сверх оных висящею епанчою, имеющей на голове золотую диадему, сидящий на коне серебряном, на котором седло и вся сбруя золотые, черного змия, в подошве излита, золотым копьем пронзающий”. Изменение в 1883 г. желтого (золотого) цвета плаща всадника на лазоревый (синий) было, возможно, следствием желания герольдии привести цвета московского герба в соответствие с цветами национального флага России – белым, синим и красным (конь белый, плащ синий, щит красный). Стоит отметить, что канонический, то есть утвержденный церковью, цвет плаща святого Георгия – красный, поэтому почти на всех русских иконах он красный, очень редко – зеленый, но не синий.

Москвичи всегда любили свой герб, гордились им. В старину день чествования церковью великомученника Георгия - «Егорьев день» - 26 апреля (6 мая по н. ст.) отмечали в народе как своеобразный день города. Писатель Иван Шмелев описал в своих воспоминаниях беседу московских подмастерьев в один из «Егорьевых дней» XIX в.:
- Москва этот день особь празднует. Святой Егорий сторожит щитом и копием Москву нашу, потому на Москве и писан.
- Как на Москве писан?
- А ты пятак посмотри, чего в сердечке у нашего орла-то? Москва писана на гербу: сам Святой Егорий, наш, стало быть, московский. С Москвы во всю Россию пошел, вот оттуда Егорьев день.

Кроме весеннего «Егория» праздновался еще и «Георгий осенний». В этот день - 26 ноября (9 декабря по н. ст.) 1051 г. митрополит Илларион освятил в Киеве первую на Руси церковь Георгия Победоносца, построенную по велению Ярослава Мудрого, чье имя, полученное при крещении, было Георгий.

После революции 1917 года герб Москвы был упразднен. Новый герб города с советской символикой был составлен архитектором Д. Осиповым и утвержден Президиумом Моссовета 22 сентября 1924 года.. Новым герб имел советскую и «промышленную» символику. В сознании москвичей этот герб так и не прижился.

Герб Москвы 1924 г.

Распоряжением мэра Москвы “О восстановлении исторического герба Москвы” 23 ноября 1993 года столице был возвращен ее древний герб. В положении о гербе сказано: “На темно-красном щите (отношение ширины к высоте 8:9) развернутый вправо Георгий Победоносец в серебряных доспехах и лазоревой приволоке (мантии) на серебряном коне, поражающий золотым копьем черного змия”.

Герб Москвы 1993 г.

Итак, слились в одно разворот направо от Санти и синий плащ от Кёне. Кроме этого, современное исполнение герба Москвы грешит и другими странностями: – на изображении герба Москвы всадник как и дракон - чёрного цвета, что не соответствует блазону (описанию герба). – золотое копье, преимущественно проходящее по «серебряным» коню и всаднику не соответствует правилу тинктур. В геральдике запрещено наложение золота на серебро и наоборот. Единственное принятое исключение – герб Иерусалимского королевства.

В отличие от дореволюционного периода, в настоящее время изображения Святого Георгия на гербах Москвы, Московской области (бывшей губернии) и на центральном щитке российского герба отличаются друг от друга. Московская область поместила в своем гербе изображение Святого Георгия, выполненное Кёне, - античный всадник, повернутый влево; то есть на двух московских гербах всадники смотрят в разные стороны.


Герб Московской области

В царской России герб на груди государственного двуглавого орла всегда совпадал с московским гербом. В Российской Федерации это не так. Всадник-змееборец с герба РФ повернут в правую сторону и очень похож на Георгия с городского герба. Однако изображения не идентичны. Московский всадник вооружен золотым копьем, а российский - серебряным; конь под московском наездником скачет, под российским - идет шагом; дракон на московском гербе распластался на лапах, на российском змей опрокинут навзничь и попирается конскими копытами.

Он был утвержден в 1993 году указом первого президента страны Бориса Ельцина. Однако символы, которые изображены на гербе России, имеют гораздо более долгую историю, уходящую корнями в период становления Московского княжества. На гербе РФ изображен двуглавый орел, расправляющий крылья. Что символизирует он на гербе России?

Любой государственный герб – это не только изображение на денежных знаках, документах и шевронах полиции. В первую очередь герб является общенациональным символом, предназначенным объединять людей, живущих на данной территории.

Что же означает государственный герб Российской федерации? Когда он появился? Был ли герб средневековой Руси похож на современный? Почему у российского орла две головы?

История герба России богата и интересна, однако прежде чем рассказать о ней, следует дать описание этого национального символа.

Описание герба РФ

Герб Российской федерации – это геральдический щит красного цвета с изображением золотого двуглавого орла, расправившего крылья.

Каждая голова орла увенчана короной, кроме того, над ними расположена еще одна корона, большего размера. Три короны соединены золотой лентой. В правой лапе двуглавый орёл держит скипетр, а в левой – державу. На груди двуглавого орла находится еще один щит красного цвета с изображением всадника, поражающего серебряным копьем дракона.

Как это и положено по геральдическим законам, каждый из элементов российского герба имеет собственное значение. Двуглавый орел – это символ Византийской империи, его изображение на российском гербе подчеркивает преемственность между двумя странами, их культурами и религиозными верованиями. Следует отметить, что двуглавый орел используется в государственных гербах Сербии и Албании – в странах, государственные традиции которых также испытали сильное влияние Византии.

Три короны в гербе означают суверенитет Российского государства. Первоначально короны означали три царства, завоеванные московскими князьями: Сибирское, Казанское и Астраханское. Скипетр и держава в лапах орла – это символы верховной государственной власти (князя, царя, императора).

Всадник, поражающий дракона (змия), – это не что иное, как образ Георгия Победоносца, символ светлого начала, побеждающего зло. Он олицетворяет воина-защитника Родины и пользовался большой популярностью в России на протяжении всей ее истории. Недаром Георгий Победоносец считается покровителем Москвы и изображен на ее гербе.

Изображение всадника является традиционным для Российского государства. Этот символ (так называемый ездец) был в употреблении еще в Киевской Руси, он присутствовал на княжеских печатях и монетах.

Изначально всадник считался изображением государя, но во время царствования Ивана Грозного царь на гербе был заменен святым Георгием.

История герба России

Центральным элементом российского герба является двуглавый орел, впервые этот символ появился во время царствования Ивана III, в конце XV века (1497 год). Двуглавый орел был изображен на одной из царских печатей.

До этого на печатях чаще всего изображали льва, который терзает змею. Лев считался символом Владимирского княжества и перешел от князя Василия II к его сыну Ивану III. Примерно в это же время распространенным государственным символом становится всадник (позже он превратится в Георгия Победоносца). Впервые двуглавый орел в качестве символа княжеской власти был использован на печати, которой скрепили грамоту на владение земельными участками. Также в царствование Ивана III орел появляется на стенах Грановитой палаты Кремля.

Почему именно в этот период московские цари начинают пользоваться двуглавым орлом, до сих пор вызывает споры среди историков. Канонической является версия о том, что Иван III взял себе этот символ, потому что женился на племяннице последнего византийского императора Софии Палеолог. По сути, впервые эту теорию выдвинул еще Карамзин. Однако она вызывает серьезные сомнения.

София родилась в Морее – окраине Византийской империи и никогда не была близка к Константинополю, орел впервые появился в Московском княжестве через несколько десятков лет после брака Ивана и Софии, да и сам князь никогда не заявлял ни о каких претензиях на трон Византии.

Теория о Москве, как о «третьем Риме» родилась гораздо позже, уже после смерти Ивана III. Существует еще одна версия происхождения двуглавого орла: избрав такой символ, московские князья хотели оспаривать права на него у сильнейшей империи того времени – Габсбургской.

Есть мнение, что московские князья заимствовали орла у южнославянских народов, которые довольно активно использовали этот образ. Однако следов такого заимствования обнаружить так и не удалось. Да и облик российской «птицы» сильно отличается от ее южнославянских аналогов.

В общем, почему на российском гербе появился двуглавый орел, историки точно не знают до сих пор. Следует отметить, что примерно в это же время одноглавый орел изображался на монетах Новгородского княжества.

Официальным государственным гербом двуглавый орел становится при внуке Ивана III – Иване Грозном. Вначале орел дополняется единорогом, однако вскоре его меняет всадник, поражающий дракона – символ, который обычно ассоциируется с Москвой. Первоначально всадник воспринимался как государь («князь великий на коне»), но уже в период правления Ивана Грозного его начинают называть Георгием Победоносцем. Окончательно эта трактовка будет закреплена много позже, в царствование Петра Первого.

Уже во время царствования Бориса Годунова герб России впервые получает три короны, расположенные над головами орла. Они означали завоеванные Сибирское, Казанское и Астраханское царство.

Примерно с середины XVI столетия российского двуглавого орла часто рисуют в положении «вооруженный»: при этом клюв птицы раскрыт, язык высунут. Такой двуглавый орел кажется агрессивным, готовым к нападению. Подобное изменение является результатом влияния европейских геральдических традиций.

В конце XVI - начале XVII века в верхней части герба, между голов орла часто появляется так называемый голгофский крест. Такое нововведения совпадает с моментом обретения Россией церковной независимости. Еще одним вариантом герба того периода является изображение орла с двумя коронами и восьмиконечным христианским крестом между его голов.

Кстати, все три Лжедмитрия во время Смуты активно использовали печати с изображением российского герба.

Окончание Смуты и воцарение новой династии Романовых привели и к некоторым изменениям государственного герба. Согласно тогдашней геральдической традиции, орел начал изображаться с расправленными крыльями.

В середине XVII века, во время царствования Алексея Михайловича, государственный Герб России впервые получает державу и скипетр, орел держит их в своих лапах. Это традиционные символы самодержавной власти. В это же время появились первые официальные описания герба, они сохранились до нашего времени.

В период правления Петра I короны над головами орла приобретают всем известный «имперский» вид, кроме того, герб России меняет свое цветовое оформление. Тело орла стало черным, а его глаза, клюв, язык и лапы – золотыми. Дракон также стал изображаться в черном цвете, а Георгий Победоносец – в серебряном. Подобное оформление стало традиционным для всего периода правления династии Романовых.

Сравнительно серьезным изменениям герб России подвергся во время правления императора Павла I. Это было начало эпохи наполеоновских войн, в 1799 году Британия захватила Мальту, покровителем которой являлся российский император. Подобный поступок англичан привел российского императора в бешенство и подтолкнул к союзу с Наполеоном (что в последствии стоило ему жизни). Именно по этой причине герб России получил еще один элемент – Мальтийский крест. Его значение заключалось в том, что Российское государство претендует на эту территорию.

Во время царствования Павла I был подготовлен проект Большого герба России. Он был выполнен полностью в соответствии с геральдическими традициями своего времени. Вокруг государственного герба с двуглавым орлом были собраны гербы всех 43 земель, входивших в состав России. Щит с гербами держали два архангела: Михаил и Гавриил.

Однако вскоре Павел I был убит заговорщиками и большой герб России так и остался в проектах.

Николай I принял два основных варианта государственного герба: полный и упрощенный. До этого герб России могли изображать в разных вариантах.

При его сыне, императоре Александре II, была проведена геральдическая реформа. Ею занимался герольдмейстер барон Кёне. В 1856 году был утвержден новый малый российский герб. В 1857 году реформа была завершена окончательно: кроме малого, были приняты еще средний и большой герб Российской империи. Они оставались практически без изменений вплоть до событий Февральской революции.

После Февральской революции встал вопрос о новом гербе Российского государства. Для его решения была собрана группа лучших российских знатоков геральдики. Однако вопрос герба был скорее политическим, поэтому они порекомендовали до созыва Учредительного собрания (где и должны были принять новый герб) пользоваться двуглавым орлом, но без императорских корон и Георгия Победоносца.

Однако через полгода случилась еще одна революция, и разработкой нового герба для России занялись уже большевики.

В 1918 году была принята Конституция РСФСР, а вместе с ней утвержден проект нового герба республики. В 1920 году ВЦИК принял вариант герба, нарисованный художником Андреевым. Окончательно герб российской советской социалистической республики был принят на Всероссийском съезде в 1925 году. Герб РСФСР использовался до 1992 года.

Существующий ныне государственный герб России иногда критикуют за обилие монархических символов, которые не слишком уместны для президентской республики. В 2000 году был принят закон, который устанавливает точное описание герба и регламентирует порядок его использования.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Все мы привыкли к Московскому гербу, к изображению Георгия Победоносца на коне, поражающего змея. Однако, мы не задумываемся о его истории, о том, откуда и когда он попал в Россию. Стоит сказать, что святой Георгий – общехристианский святой, почитаемый и во многих других странах, например он покровитель Англии. И иностранцы порой очень удивляются, откуда он тут – в Москве, на гербе города и даже страны.

Официально герб города Москвы существует с 20 декабря 1781 года. В этот день он был «высочайше утвержден» вместе с гербами других городов Московской губернии.

В Полном собрании законов Российской империи наш столичный герб описан так: «Святый Георгий на коне против того ж, как в средине государственного герба, в красном поле, поражающий копием чернаго змия». Отмечалось также, что герб «старый». Это означало, что эмблема была известна ранее.

Действительно, всадник, поражающий копьем дракона, использовался в течение нескольких столетий как составная часть державного российского герба. То есть как такового герба в древности не существовало, но зато были печати и монеты, с подобными изображениями.Обычай помещать на печатях и монетах портрет князя, а также изображение святого, которого князь считал своим покровителем, пришел на Русь из Византии в конце Х столетия.

В начале XI века на монетах и печатях князя Ярослава Мудрого, принявшего имя Юрий (Георгий), появляется изображение святого Георгия. Основатель Москвы Юрий Долгорукий продолжил эту традицию. На его печати тоже святой, стоящий во весь рост и вынимающий меч из ножен. Изображение святого Георгия было на печатях и брата Юрия Долгорукого Мстислава, воин-змееборец присутствовал на многочисленных печатях Александра Невского, встречается он на монетах Ивана II Красного и сына Дмитрия Донского Василия. А на монетах Василия II Темного эмблема святого Георгия приобретает вид, близкий к тому, что позднее утвердился на московском гербе. Покровителем Москвы святой Георгий считается со времён Дмитрия Донского.

Георгий победоносец и змей

Убийство змея (дракона) является одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия. По легенде, змей опустошал землю одного языческого царя в Бейруте. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьем, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство. Это сказание часто толковалось иносказательно: царевна - церковь, змей - язычество. Также это рассматривается как победа над дьяволом - «древним змием».
Существует вариант описания данного чуда, относящегося к жизни Георгия. В нём святой покоряет змея молитвой и предназначенная в жертву девушка ведёт его в город, где жители, видя это чудо, принимают христианство, а Георгий убивает змея мечом.


Святой Георгий на иконе второй половины XVI века, из Новгорода.

Почитание святого Георгия в других странах

Этот святой стал необычайно популярен ещё со времен раннего христианства. Он претерпел муки в Никомидии, а вскоре его стали почитать в Финикии, Палестине, затем и на всем востоке. В Риме в VII веке было уже две церкви в честь него, а в Галлии его почитают с V века.


Святой Георгий на Грузинской иконе.

Георгий считается покровителем воинов, земледельцев и пастухов, а в ряде мест - путешественников. В Сербии, Болгарии и Македонии верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя. В Грузии к Георгию обращаются с просьбами о защите от зла, о даровании удачи на охоте, об урожае и приплоде скота, об исцелении от недугов, о чадородии. В Западной Европе считается, что молитвы святому Георгию (Джорджу, Хорхе) помогают избавиться от ядовитых змей и заразных болезней. Святой Георгий известен исламским народам Африки и Ближнего Востока под именами Джирджис и аль-Хадр. Георгий является также покровителем Португалии, Генуи, Венеции (вместе с ап. Марком) и Барселоны. Ну, и конечно же, Англии. Ещё в X веке в Англии строили церкви, посвящённые св. Георгию, а в XIV веке он был официально признан небесным покровителем Англии.

Практически весь XV век Великое княжество Московское находилось в ожиданиях конца Света, который должен был наступить, согласно преданиям, в 7000 год от Сотворения мира (1492 год). В это время получает грандиозную популярность византийский апокриф, который приписывался греческому священномученику Мефодию Патарскому. «Откровение» содержало изложение мировой истории, начиная от времен Адама и заканчивая седьмым тысячелетием от Сотворения мира – пришествием антихриста и Страшным Судом.

В основе повествования лежит противостояние израильтян с измаильтянами, а также и история о «нечистых» народах, которые Александр Македонский заключил в неприступных горах. Племена измаильтян, разгромленные израильским вождем Гедеоном и бежавшие в Етривскую пустыню (сюжет этот восходит к Библии), в седьмом тысячелетии выйдут из Етривской пустыни и поработят многочисленные страны. После их нашествия в мире воцарится беззаконие, наступит полное падение нравов. Но со временем праведный греческий царь одолеет насильников. Наступит расцвет христианства и всеобщее благоденствие. И тогда заточенные Александром «нечистые» народы выйдут и покорят почти весь мир. Тогда бог пошлет своего архистратига, который погубит всех захватчиков. Через некоторое время родится антихрист. После царства антихриста последует второе пришествие Христа и страшный суд.

Интересно, что славянский перевод «Откровения», распространенный в средневековой Руси, был значительно переработан и вобрал в себя другие популярные апокрифы: «Пророчество Андрея Юродивого», «Сказания о царе Михаиле» и т.д. Тогдашние комментаторы начали говорить о богоизбранности Русской Земли, как и особой роли великого князя, как последнего православного государя. Учитывая, что Константинополь пал в 1453 году, под натиском турков, с которыми и ассоциировали измаильтян из пророчества, Иоанн III действительно представал в образе последнего государя православного мира. В «Откровении» развязка была описана следующим образом:

«Тогда внезапу въстанет на них (измаилтян) Царь елинскы сиречь греческы с яростию, великою. Пробуди бо се яко человек от вина, дерзостен сый, егоже вменеху человеци яко мертва суща и ничимже потреб¬на. Той убо изыдет к ним от море Ефиопскаго и воздвигнет оружие на них в Етриве отечестве их и попленит жены и чада их <...> И будет иго Царя Греческаго на них седмь седмицею паче еже бе иго их на Грецех. <...> И будет ярость Царя Греческаго на отвергшихся Господа нашего Иисуса Христа и умиритсе земле и будет тишина на земли, якова же не бысть ни имат быти, понеже последняя есть <година>. И на конец века будет веселие на земли и веселетсе человеци с миром».

Московские комментаторы стали интерпретировать «Царя греческы» как православного государя, а «море Ефиопское» как Чёрное море, которое омывало берега Константинополя. После же свадьбы Иоанна III на византийской принцессе Софье Палеолог связь великого князя Московского с «греческим царем-победителем» из «Откровения» еще более укрепилось. Правда, в апокрифе говорилось, что царь должен был носить имя Михаила, но, видимо, это никак не смущало комментаторов.

На основании возникшей в Московии концепции избранности Иоанна III исследователь Андрей Юрганов дал интересную трактовку символа всадника на печати:

«Фигура царя-победителя в символе Русского государства знаменовала собой русского царя, которому суждено будет отдать власть Богу в Его Второе Пришествие. По существу, это символико-геральдическое воплощение идеи Третьего Рима, богоспасаемого царства. Особое значение имеет и то обстоятельство, что конь в этой композиции - сама православная вера, которую царь и государь должен сохранить в чистоте. Поражение змея скипетром-копьём - это уверенность в победе добра, торжества Христа в последней схватке со злом. В этом плане обнаруживается некоторое различие в тональности: если для греческих сказаний противоборство завершается либо приседанием укушенного коня, либо падением всадника, то в символе Русского государства мы видим демонстрацию уверенности».

Надо признать, что вера в конец времен была на Русской Земле так сильна, что многие в 1491 году не стали засеивать поля, что привело к голоду. Но светопреставление не настало, однако это никак не повлияло на идею избранничества Иоанна III.

Интересно, что змееборец появляется на печати московского государя спустя пять лет после предполагаемого конца света. Как это объяснить? Ряд исследователей утверждают, что московская элита была осведомлена о «западном прогнозе» конца света. Со второй половины XV века виднейшие европейские астрологи дали свою дату светопреставления – 1524 год (7032 год от Сотворения мира). Поэтому, вероятно, Иоанн III придерживался именно этой даты.

Почему именно Москва стала столицей Руси? Почему вокруг нее, а, например, не Твери, Владимира или Новгорода стали собираться русские земли? Причины можно искать в вере, экономике, политике — как внешней, так и внутренней. Наверное, все это имело значение.

Однако эзотерики и специалисты по геральдике считают, что виной всему удивительный герб Москвы . Рассказать, чем так необычен герб столицы, нам согласился историк и эзотерик Михаил КАЛЮЖНЫЙ .

— Михаил, в чем тайна московского герба?

— Парадокс заключается в том, что из-за политических штормов, не раз бушевавших в истории нашей страны, у Москвы было несколько гербов. Но только Георгий Победоносец, по мнению мистиков, принес Москве отнюдь не победу, а поражение: он едва не лишил ее столичного статуса навсегда.

С древнейших времен на различных вариантах герба и монет Москвы изображали то пешего воина с копьем, то всадника, поражающего дракона. Причем всадник являлся олицетворением самого великого князя, а позже — царя.

Недаром, завоевав Казанское ханство, то есть символически победив дракона, царь Иван Грозный присоединил к своему официальному титулу величание царь Казанский. С тех пор всадник-драконоборец и стал главным символом Москвы.

— Но ведь всадник на коне и есть Георгий Победоносец...

— Как раз нет! Только иностранцы называли московского всадника святым Георгием. Послы Ивана Грозного на вопрос Александрийского патриарха: «На кони де благоверный царь на сей печати?» — отвечали: «Государь на коне». Известна цитата из летописи: «При великом князе Василье Ивановиче бысть знамя на деньгах: князь великий на коне, а имея меч в руце и оттоле произваша деньги копейныя».

А на государственном гербе, помещенном на титульном листе Библии 1663 года издания, змееборцу и вовсе было придано портретное сходство с царем Алексеем Михайловичем. Позднее эта традиция прижилась: со сменой правителя начали менять и лик всадника, изображенного на гербе.

— Кто же из наших правителей первым назвал всадника святым Георгием?

— Святым Георгием Победоносцем всадника на гербе официально назвал только Петр I, чем сильно удивил своих подданных. А в Сенатском указе от 8 марта 1730 года, спустя пять лет после смерти императора, московский герб уже официально был описан следующим образом: «...в середине (двуглавого) орла Георгий на коне белом, побеждающий змия, епанча и копье желтые, венец желтый же, змий черный, поле кругом белое, а в середине красное». С. этого момента и вплоть до начала XX века всадник на московском гербе официально стал именоваться святым Георгием.

Печать Ивана III

— А чем с точки зрения магии и геральдики всадник на коне принципиально отличается от святого Георгия?

— Дело в том, что на гербах или знаменах всегда старались изображать символы удачи, победы и благосостояния. Всадник на коне, олицетворяющий мудрого и справедливого князя, как нельзя лучше выполнял эту роль. Иное дело святой Георгий.

Назвав всадника на гербе Георгием Победоносцем, Петр I, сам того не зная, навлек на город несчастья. Как гласят жития Георгия, к 30 годам, благодаря уму, мужеству и физической силе, он дослужился до тысяченачальника — это что-то вроде командира батальона. Более того, он стал любимцем Диоклетиана. Однако Георгий не мог спокойно смотреть, как император казнит последователей Христа. И открыто признался в том, что он христианин.

Его били воловьими жилами, колесовали, бросали в негашеную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри. Георгий перенес все эти мучения и не отрекся от Христа. Глядя на это, два знатных сановника, Анатолий и Протолеон, являвшиеся тайными христианами, открылись императору.

Диоклетиан их казнил. А потом призвал волхва Афанасия, дабы тот либо усмирил бывшего любимца, либо отравил. Волхв преподнес Георгию две чаши со снадобьями, одно из которых должно было сделать его покорным, а другое — умертвить. Но зелья не подействовали. И тогда волхв Афанасий, припав к ногам Георгия, исповедал Христа. Тут уж император окончательно рассвирепел и казнил обоих — и уверовавшего Афанасия, и Георгия.

— И как же судьба Георгия Победоносца отразилась на Москве?

— Для Москвы с Георгием на гербе настали плохие времена. За период с 1730 по 1918 годы Москва неоднократно опустошалась эпидемиями и пожарами, терпела страшный урон от стихии, становилась ареной кровавых массовых междоусобиц и прочих бедствий.

— Кто же избавил Москву от такого покровителя?

— Как ни странно, большевики. Вскоре после Октября герб с Георгием Победоносцем упразднили. И в 1918 году столицей страны снова стала Москва, но уже с новым гербом.

Его утвердил Президиум Моссовета 22 сентября 1924 года. Новый герб состоял из нескольких важных элементов. В центральной части в овальный щит была вписана большая пятиконечная звезда.

На ее фоне изобразили обелиск свободы и серп с молотом — это были эмблемы рабоче-крестьянского государства. Зубчатое колесо и связанные с ним ржаные колосья стали олицетворением смычки города и деревни. Наковальня — эмблемой металлообрабатывающего производства, челнок — символом текстильной промышленности и динамо — символом электрификации. Внизу красовалась надпись: «Московский Совет Рабочих, Крестьянских и Красноармейских депутатов».

— Этот герб оказался удачнее предыдущего?

— Разумеется: в магии символов большевики разбирались отлично. На протяжении всего советского периода Москва оставалась самым богатым и благополучным городом страны. За это время она выросла многократно — как по численности населения, так и по площади.

В 1941 году столицу не смогла взять самая сильная на тот момент немецкая армия. Город, тогда еще будучи преимущественно деревянным, не сгорел даже при массированных налетах немецкой авиации, бомбившей его зажигательными бомбами. А в послевоенное время Москва и вовсе стала признанным мировым центром науки, промышленности и культуры. Она по праву считалась одним из самых красивых, чистых и безопасных городов мира.

— Но сегодня-то у нас на гербах снова царствует святой Георгий. Как его «правление» в XXI веке скажется на Москве?

— После возвращения герба с изображением святого Георгия Победоносца в Москве снова участились стихийные бедствия. Ураган, просвистевший над городом 22 июня 1998 года со скоростью ветра до 31 м/с, повалил более 100 тысяч деревьев и нанес материальный ущерб более чем на 15 миллионов долларов. Много бед натворил и ураган 2001 года. Горели после 1993 года и неофициальные символы Москвы — Останкинская телебашня и Манеж. Советский герб явно гораздо эффективнее обеспечивал безопасность москвичей.

— Так зачем же было менять столь удачный советский герб на аналог дореволюционного герба?

— Всему виной политика. После событий 1991 и 1993 годов московские власти поспешили избавиться от всего советского наследия, в том числе и от символа города. А вот федеральные власти в 1990-е годы оказались более мудры, поместив на гербе страны не Георгия, а прообраз князей доромановской эпохи.

Всадник-змееборец изображен и на государственном гербе РФ. Но Георгием его уже не зовут. В положении о Государственном гербе РФ, утвержденном Президентом Б. Н. Ельциным 30 ноября 1993 года, сказано: «На гербе — всадник, поражающий копьем дракона».

Беседовал Дмитрий СОКОЛОВ