Генетика и все что с ней связано. Основы генетики. Какие научные проблемы решает генетика

Уолт Уитмен Ростоу (англ. Walt Whitman Rostow, 7 октября 1916, Нью-Йорк - 13 февраля 2003, Остин, шт. Техас) - американский экономист и политический мыслитель, профессор Массачусетского технологического института, автор теории стадий экономического роста, советник президента США по национальной безопасности в 1966-1969 годах.

Биография

Родился в семье еврейских иммигрантов из России в Нью-Йорке.

Степень бакалавра получил в Йельском университете в 1936 году, был стипендиатом Родса в Оксфорде в 1936-1938 годах, получил степень бакалавра гуманитарных наук в Баллиол-колледже. В 1940 году удостоен докторской степени в Йельском университете.

Преподавальскую деятельность начал в Колумбийском университете, затем в Оксфордском, Кембриджском и Техасском университетах, Массачусетском технологическом институте.

Во время Второй мировой войны служил в Управлении стратегических служб. После окончания войны совмещал преподавательскую деятельность (чтение лекций по истории США в Оксфорде и Кембридже) с работой чиновником Государственного департамента по германо-австрийской экономике, затем помощника исполнительного секретаря по экономическим поручениям в Европе.

С 1950 профессор экономической истории в Массачусетском технологическом институте. Участвовал в подготовке выступлений президента Д. Эйзенхауэра и сенатора Джона Кеннеди.

Научная деятельность

Наиболее известные теоретические концепции были разработаны У. Ростоу в конце 1950-х - начале 1960-х ещё до его ухода в политику. Развивая идеи, впервые выдвинутые в 1940-х П. Друкером, Дж. К. Гэлбрейтом и Р. Ароном, У. Ростоу стал одним из разработчиков теории постиндустриального общества. Если его предшественники обращали основное внимание на перерастание индустриального общества в постиндустриальное, то Ростоу изучал прежде всего формирование индустриального общества. Теорию стадий развития экономики он изложил в своей самой знаменитой книге, которая так и называлась - «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» (1960).

Политическая деятельность

В 1961 году на время отошел от преподавательской деятельности и целиком погрузился в политику. Когда Джон Кеннеди стал президентом, он назначил Ростоу на пост заместителя помощника президента по национальной безопасности. С декабря 1961 по март 1966 занимал пост советника государственного департамента США и одновременно возглавлял управление планирования госдепартамента. Одна из центральных внешнеполитических идей нового правительства - идея подтягивания отсталых стран до уровня развитых - была инициирована именно Ростоу. Согласно его воззрениям, развитые страны должны помогать отстающим, ускоряя их прохождение стадий экономического роста.

Ростоу считал, что пока Вьетнам не достиг высокого уровня развития и не обрёл иммунитета против «коммунистической угрозы», Америка должна всеми силами препятствовать распространению там (как и в других странах) коммунистических идей. Эта идея привела Ростоу к требованию решать вьетнамский конфликт чисто силовыми методами. Эту жёсткую позицию он отстаивал и при следующем президенте, Л. Джонсоне, назначившем его в апреле 1966 года советником по вопросам национальной безопасности.

В Техасском университете

С приходом президента-республиканца Р. Никсона в 1969 Ростоу ушёл с государственной службы и тридцать лет преподавал экономику в созданной Л. Джонсоном Школе общественных связей при Техасском университете в Остине. Его жена также была профессором Школы, затем стала её деканом. Активно занимался научной деятельностью. В последнее десятилетие своей жизни Ростоу возглавлял созданную при его деятельном участии общественную организацию, которая занималась программами, обеспечивающими наблюдение за беременными женщинами и оказание помощи детям.

Семья

Старший брат - Юджин Ростоу (1913-2002), помощник государственного секретаря по политическим вопросам (1966-1969), директор Агентства по контролю над вооружениями и разоружению (1981-1983).

Уолт Уитмен Ростоу (1916-2003)

Политик, советник Президента США по национальной безопасности, профессор политэкономии

Основное произведение - "Политика и стадии роста" (1971)

Теория стадий роста.

В книге "Политика и стадии роста. Антикоммунистический манифест" Ростоу представил историю человечества в виде пяти последовательных стадий: 1) традиционное общество; 2) переходное общество; 3) стадия сдвига; 4) стадия зрелости; 5) стадия высокого уровня массового потребления.

стадии традиционного общества Ростоу отнес восточные деспотии, античную цивилизацию и средневековую Европу до конца XVII в. Сходство этих обществ он определил низкой производительностью труда вследствие использования примитивной ручной техники, господство аграрного хозяйства, иерархической социальной структуры и системы ценностей.

второй стадии экономического развития, которая охватила историю европейских стран XVII - начала XVIII вв. национальные государства Европы способствовали укреплению веры в экономический прогресс, созданию соответствующих условий для быстрого экономического подъема. Именно развитие науки, техники, рынка и конкуренции, по мнению Ростоу, обеспечили превышение уровня капиталовложений над приростом населения на 10 %.

Третье стадию - стадию решающих сдвигов, - Ростоу связал со значительным увеличением капиталовложений, которые обусловили доминирование в разных странах определенной индустриальной отрасли (например, строительство железных дорог, обрабатывающая промышленность). Четвертую стадию - стадию зрелости, - Ростоу рассматривал как постоянный волнообразный технологический прогресс экономики, его выход за пределы традиционных отраслей хозяйства и массовое овладение его результатам.

Высшего пятой стадии - периода высокого массового потребления, - по мнению Ростоу, достигли лишь США. Основу этой стадии составили автомобильная промышленность, пригородное строительство, строительство дорог и сфера услуг. Переход к этой стадии сопровождается сокращением рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве, переходом власти от собственников к менеджерам, изменениями в системе ценностей и т. п.14. В книге "Политика и стадии роста" Ростоу выделил шестую стадию роста - стадию качества жизни, для которой характерным является поиск путей качественного улучшения жизни человека.

Теория индустриального общества.

Ростоу рассматривал "индустриальное общество" как определенный уровень промышленного развития, от которого зависит социально-экономическая структура общества. Особенностями социально-экономической структуры "индустриального общества" он провозгласил:

1) ликвидации ведущей роли собственности и сосредоточение власти в корпорациях в ученых и управленцев;

2) переход определяющей роли в экономическом развитии до крупных корпораций, которые разрушают монополистические тенденции, созданные предыдущими формами собственности;

3) внедрение организационной техники управления для удовлетворения основных социальных потребностей людей;

4) ликвидацию с помощью государства полюсов богатства и бедности;

5) создание условий для безграничного использования достижений науки и техники.

Джон Кеннет Гэлбрейт (1906-2006)

Профессор Гарвардского университета, дипломат

Основные произведения - "Новое индустриальное общество" (1967), "Экономическая теория и цели общества" (1973), "Экономика невинного обмена" (2004)

Отличительной чертой "нового индустриального общества" Гэлбрейт считал формирование и господство техноструктуры корпораций. Техноструктуру он рассматривал как совокупность ученых, инженеров и техников, специалистов по рекламе и торговым операциям, экспертов в области отношений с общественностью, лоббистов, адвокатов и людей, хорошо знакомых с особенностями функционирования правительственного бюрократического аппарата. Техноструктура монополизировала знания, необходимые для принятия решений, отделила сам процесс принятия решений от владельцев капитала и превратила правительство в свой "исполнительный комитет". Техноструктура не ставит целью максимизацию прибыли, рост корпорации путем захвата рынков сбыта, плановое увеличение объемов производства при установленном уровне цен, ее интересует только самосохранения и укрепления своей власти. Средствами реализации такой цели является увеличение размера компаний, минимизация рисков, контроль за ценами и планування15.

"Индустриальную систему" Гэлбрейт представил как совокупность разнородных секторов - "планирующей системы" и "рыночной системы". К первой он отнес мир больших корпораций, которые имеют власть не только над ценами, издержками, технологиями, но и над государством и обществом. Ко второй - мелкие фирмы, исчезающе ремесленничество, сферу услуг, которые хотя и лишены реальной власти, но является сосредоточением непереходных экономических, социальных, духовных, культурных ценностей. "Планирующая система" создала тенденцию к безграничной экспансии, стала источником нестабильности и обострения общественных противоречий. Механизм рыночного саморегулирования было заменено планированием экономических процессов на основе концентрации капитала и роста крупной корпоративной собственности. Гэлбрейт видел необходимость вывести государство из под власти "плановой системы", поставить ее на службу немонополізованому сектора с целью обеспечения его конкурентоспособности и увеличение покупательной способности "рыночной системы". Вместо силы, которая ранее уравновешивала господства корпораций государство теперь представляется Гелбрейту инструментом макроэкономического регулирования цен и рынков промышленных товаров.

В работах Гэлбрейта наиболее полно развита концепция "форте". ее исходные идеи были развиты П. Сорокиным, Г. Ароном, Д. Белл, Ж. Еллюлем. Гэлбрейт видел в конвергенции результат таких общих черт капитализма и социализма, как планирование, организация "автономных" фирм при росте роли управления процессом производства и сбыта; изучение внешней среды; наука и образование как основные факторы углубления разделения труда. В этой концепции абсолютизируется роль технико-экономических факторов, тогда как различия в системе собственности и целевой направленности социально-экономического развития не рассматриваются.

По мнению сторонников указанной концепции, научно-техническая революция автоматически ликвидирует социальные противоречия капитализма, приведет к постепенному отмиранию негативных черт капитализма и социализма и сочетание в новом обществе лучших черт обеих систем.

Философия истории Ростоу писалась как открытый противовес учению Маркса о грядущем приходе всемирного коммунистического общества. Ростоу, признав наличие объективной закономерности в истории, предложил рассматривать её как историю «стадий экономического роста», когда она от традиционного состояния (всеобщей нищеты, полуголодного существования) через ряд промежуточных ступеней поднимается к «стадии массового потребления». К этой стадии, согласно Ростоу, пока подошли лишь Англия и США. Ростоу абсолютизировал роль производительных сил в жизни общества, возведение потребления в основную ценностную ориентацию истории является спорным. Но эту теорию нужно воспринимать конкретно-исторически: она создавалась в тот период, когда шла острейшая борьба за влияние на социальное сознание народов «третьего мира», а лидер коммунистического лагеря грозился экономически «похоронить капитализм», к чему более столетия назад призывал «пролетариев всего мира» «Коммунистический манифест» Маркса и Энгельса.

Ростоу предложил выделить в истории общества пять этапов, характеризующихся различным уровнем технологического развития: (1) "традиционное общество" - аграрное общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой, властью, сосредоточенной в руках земельных собственников, "доньютоновским" уровнем науки и техники; (2) "переходное общество" - период создания предпосылок "сдвига" (увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, рост производительности сельского хозяйства, появление "новых типов предприимчивых людей", выступающих как движущая сила общества, рост "национализма", стремящегося обеспечить экономический фундамент национальной безопасности, возникновение централизованного государства); (3) стадия "сдвига" (take-off) - период "промышленной революции", ведущей к повышению доли накопления капитала, быстрому росту основных отраслей промышленности, радикальному изменению методов производства (на этой стадии, по Ростоу , Англия находилась в конце 18 в., Франция и США - в середине 19 в., Германия - во второй половине 19 в., Россия-в 1890-1914 гг., Индия и Китай - с начала 50-х гг. 20 в.); (4) стадия "зрелости" - индустриальное общество, характеризующееся бурным развитием промышленности, возникновением новых отраслей производства, повышением уровня капиталовложений до 20% национального дохода, широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения до 60-90%, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости (по Ростоу , для достижения стадии зрелости необходим переходный период в 50-60 лет); (5) эра "высокого массового потребления" - основными проблемами общества становятся проблемы потребления, а не производства, основными отраслями промышленности - сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли. Концепция стадий экономического роста, рассматриваемая Р. как альтернатива марксизму, должна была, по его замыслу, вытеснить исторический материализм из совр. социологии. Взгляды Ростоу в дальнейшем послужили одним из источников теорий постиндустриального общества.


4. Философско-историческая концепция К.Ясперса. Критика рационалистического истолкования истории К.Маркса. Человек и история. Типы коммуникаций и смысл истории. Понятие "осевого времени". Становление истории человечества как мировой истории.

Основная тема философии истории К. Ясперса (1883-1969) - тема единства мировой истории. Ясперс скептически относится к популярной в 20-30-е г. XX в. теории культурных циклов, развивавшейся Шпенглером и позднее Тойнби, и подчеркивает, что человечество имеет единые истоки и единый путь развития, несмотря на все различия в жизни отдельных народов и культур.

Всю историю человечества Ясперс делит на три последовательно сменяющие друг друга фазы: доистория, история и мировая история.

Особую роль в фазе истории играет период, называемый Ясперсом осевым временем. В этот период между 800 и 200 гг. до н.э. произошел самый резкий поворот в истории, появился человек такого типа, какой существует по сей день, и сформировалась как бы ось мировой истории.

Ясперс подчеркивает, что ось мировой истории, если она вообще существует, может быть обнаружена только эмпирически, как факт, значимый для всех людей, в том числе и для христиан. "Эту ось следует искать там, где возникли предпосылки, позволившие человеку стать таким, каков он есть; где с поразительной плодотворностью шло такое формирование человеческого бытия, которое, независимо от определенного религиозного содержания, могло стать настолько убедительным... что тем самым для всех народов были бы найдены общие рамки понимания их исторической значимости".

В осевое время произошло много необычайного. В Китае жили тогда Конфуций и Лао-цзы, возникли все направления китайской философии. В Индии возникли Упанишады, жил Будда, в философии были рассмотрены все возможности философского осмысления действительности, вплоть до скептицизма, материализма, софистики и нигилизма.

В осевое время почти одновременно и независимо друг от друга образовались несколько духовных центров, внутренне родственных друг другу. Важнейшей характеристикой этого времени является прорыв мифологического миросозерцания, переход от мифа к логосу.

Ясперс выделяет четыре гетерогенных периода человеческой истории: прометеевскую эпоху (возникновение речи, орудий труда, умение пользоваться огнем), эпоху великих культур древности, эпоху духовной основы человеческого бытия (начинающуюся с осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру) и эпоху развития техники.


5. Философия истории Ф.Ницше. "О пользе и вреде истории для жизни". Историческое неисторическое и надисторическое познание. Идея "вечного возвращения", негативизм и пессимизм как метод исторического познания.

Гораздо более плодотворной в немецкой историософии оказалась школа психологизирующих философов жизни, наиболее яркими представителями которой стали Фридрих Ницше. В противовес позитивистам, они не видели в разуме и рациональности движущей силы и цели прогрессивного исторического развития, а страстно стремился превратить дух в иррациональную Духовность, чтобы духовные ценности сделать более личными, свободными и суверенными. Целью научного исследования при этом становится целостное обозрение всего исторического полотна в его великих линиях развития. Подобная целостность достигается путем освобождения от логических конструкций диалектики и позитивизма, превращаясь в интуитивную, понимающую психологию истории.

Ницше изменил саму атмосферу исторической науки, привели в движение фантазию, поменял масштаб оценки исторических событий. Рационализм и критицизм уступили место интуитивно и суверенно полагаемым ценностям. Благодаря этому историческая наука приобрела остроту, тонкость и свободу суждений.

Ф. Ницше вошел в историю с дерзкой идеей - "взглянуть на науку под углом зрения художника". Он говорил о себе как об "артисте со склонностью к исторической науке". Его художественной натуре был близок романтизм И.О. Гете и Р. Вагнера, что нашло глубокое отражение в философских произведениях (особенно раннего периода).

Важно подчеркнуть, что Ф. Ницше верил в развитие без Бога и против Бога. Страстный атеизм и антихристианство Ф. Ницше были усилены обостренным чувством собственного Я - чувством человека, боявшегося потерять в религии свое величие, индивидуальность и свободу. Так создается философия истории радикального атеизма, из которой следуют выводы о полном самообожествлении и освобождении человека руками эстетствующей аристократией духа.

Утопия сверхчеловека тесно связана с философией истории или, точнее, с психологической конструкцией философии истории. Дух здесь в ходе исторической эволюции воспаряет аристократически над массами для того, чтобы гордо и одиноко проявить себя в творческих личностях. Бок о бок со сверхчеловеком живут рядовые люди, которые несут в себе страшную возможность упадка и разложения, осуждены на стадное существование. Но они необходимы в истории: благодаря их неиссякаемой воли к жизни в процессе эволюции накапливаются положительные качества, что приводит к появлению все новых отдельных оригинальных блистательных личностей.

Для Ф. Ницше история человечества - это напрасный путь непрерывных ошибок и заблуждений. Поэтому он предложил миру радикальную переоценку ценностей в духе своей собственной системы ценностей, новое летосчисление, берущее начало от Заратустры, устами которого говорил сам Ф. Ницше.

Гениальные импровизации Ф. Ницше оказали значительное влияние не только на историческую науку, но и на всю атмосферу общественной мысли его времени: теоретики всех политических направлений, от консерватизма до фашизма, цитировали его произведения. В историософии блестящим учеником Ф. Ницше стал О.Шпенглер. В его "Закате Европы" мы прослеживаем тот же метод: величественное общее обозрение великих культур и принципиально дилетантская, произвольная трактовка исторических деталей, что подчеркивает суверенную независимость авторского мировоззрения.

Время в его бесконечном течении, в определенные периоды, должно с неизбежностью повторять одинаковое положение вещей. Идея вечного возвращения означала для него в этот момент возможность повторения всякого явления; через бесконечное, неограниченное, непредвидимое количество лет человек, во всем похожий на Ницше, сидя также, в тени скалы, найдет ту же мысль, которая будет являться ему бесчисленное количество раз. Это должно было исключить всякую надежду на небесную жизнь и какое-либо утешение.

Понятия «история» и «историческое» философ выражает через два своих ключевых понятия: воля к власти и вечное возвращение того же самого. Прилагая их к бытию, он отрицает целостность исторического процесса, настаивая на его дискретности и обособленности событий, каждое из них рассматривая лишь как ту или иную ступень восхождения воли к власти к себе самой. Откидывая теорию Дарвина, Ницше все равно остается верен эволюционизму в вопросе появления Сверхчеловека как сознающей себя породы, которая должна явиться скачком на ступень выше после человека, не имея промежуточных особей. Процесс истории, который мы сознаем, является процессом приближения становления (вечного возвращения того же самого) к бытию, постоянно ускользающему, а событие, которое пришло бы, если бы мир становления столкнулся с миром бытия философ называет «сверхвластвованием».

На этом основании можно сделать предположение, что возвращение не есть повторение того же самого, или во всяком случае у самого Ницше есть два подхода к возвращению.


6. Постпозитивизм. Карл. Поппер. "Нищета историцизма". Критика марксистского понимания исторического процесса. Концепция "третьего мира, разработка новых критериев научности".

Ростоу (RostowRostow ) Уолт Уитмен (07.10.1916, Нью-Йорк), американский экономист, социолог, политический деятель. Получил образование в Йельском и Оксфордском университетах. В 1940-1941, 1946-1947, 1949-1960 гг. преподавал экономическую историю в ряде высших учебных заведений США и Великобритании, в частности был профессором Массачусетского технологического института. В 1945-1946, 1947-1949, 1961-1969 гг. находился на государстевннй службе, в частности был главой Совета планирования политики при госдепартаменте США, специальным советником президента Л. Джонсона. С 1969 г. проф. экономики и истории в ун-те штата Техас. В конце 50-х - начале 60-х гг. наряду с Ароном является одним из создателей современного варианта теории индустриального общества.

В историю социологии вошел как автор концепции "стадий экономического роста" . Проблема выделения стадий, через которые должна проходить всякая экономика в процессе своего развития , историками экономики начала 20 в. решалась через проведение аналогий с жизнью человека (рост, зрелость, упадок). Затем в середине столетия австралийский теоретик К. Кларк описал этот процесс как последовательную смену господства первичного (сельскохозяйственного), вторичного (обрабатывающая промышленность) и третичного (торговля и сфера услуг) производств.

Ростоу предложил выделить в истории общества пять этапов, характеризующихся различным уровнем технологического развития: (1) "традиционное общество" - аграрное общество с примитивным сельскохозяйственным производством, иерархической социальной структурой, властью, сосредоточенной в руках земельных собственников, "доньютоновским" уровнем науки и техники; (2) "переходное общество" - период создания предпосылок "сдвига" (увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, рост производительности сельского хозяйства, появление "новых типов предприимчивых людей", выступающих как движущая сила общества, рост "национализма", стремящегося обеспечить экономический фундамент национальной безопасности, возникновение централизованного государства); (3) стадия "сдвига" (take-off) - период "промышленной революции", ведущей к повышению доли накопления капитала, быстрому росту основных отраслей промышленности, радикальному изменению методов производства (на этой стадии, по Ростоу , Англия находилась в конце 18 в., Франция и США - в середине 19 в., Германия - во второй половине 19 в., Россия-в 1890-1914 гг., Индия и Китай - с начала 50-х гг. 20 в.); (4) стадия "зрелости" - индустриальное общество, характеризующееся бурным развитием промышленности, возникновением новых отраслей производства, повышением уровня капиталовложений до 20% национального дохода, широким внедрением достижений науки и техники, ростом городского населения до 60-90%, увеличением доли квалифицированного труда, изменением структуры занятости (по Ростоу , для достижения стадии зрелости необходим переходный период в 50-60 лет); (5) эра "высокого массового потребления" - основными проблемами общества становятся проблемы потребления, а не производства, основными отраслями промышленности - сфера услуг и производства товаров массового потребления, а не традиционные отрасли.

Концепция стадий экономического роста, рассматриваемая Р. как альтернатива марксизму, должна была, по его замыслу, вытеснить исторический материализм из совр. социологии. Взгляды Ростоу в дальнейшем послужили одним из источников теорий постиндустриального общества.

Соч.: I) The stage of economic growth. A non-communist manifesto. Camb., 1960. 2) Politics and the stages of growth. Camb., 1971.

РОСТОУ, УОЛТ УИТМЕН (Rostow, Walt Whitman) (1916–2003) – американский обществовед и политический деятель, создатель теории стадий экономического роста.

Уолт Ростоу родился 7 октября 1916 в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов из России. Его родители, вдохновленные американским образом жизни, давали своим детям имена в честь известных американцев, и будущего ученого назвали в честь великого американского поэта Уолта Уитмена .

Уолт Ростоу окончил бакалавриат в Йельском университете в 1936. После двух лет обучения в Оксфорде по стипендии Родса, юноша возвратился в Йельский университет и, проучившись в нем еще два года, защитил в 1940 докторскую диссертацию по экономике. После завершения образования работал преподавателем Колумбийского университета.

С началом Второй мировой войны жизнь Ростоу круто изменилась. Он поступил на службу в Управление стратегических услуг (будущее ЦРУ), где занимался определением целей для бомбардировок фашистской Германии.

После окончания войны Уолт Ростоу совмещал преподавательскую деятельность (чтение лекций по истории США в Оксфорде и в Кембридже) с ответственной работой в государственном аппарате (сначала чиновником Государственного департамента по германо-австрийской экономике, затем помощником исполнительного секретаря по экономическим поручениям в Европе). С 1950 занимал должность профессора в Массачусетском технологическом институте, преподавая экономическую историю, а также работал сотрудником Центра Международных Исследований. В то же время он продолжал играть роль политического советника – оказывал помощь в подготовке нескольких выступлений сенатору Дж. Кеннеди , а также готовил наброски для выступления президента США Д.Эйзенхауэра о стратегии разоружения.

Наиболее известные теоретические концепции были разработаны У. Ростоу в конце 1950-х – начале 1960-х еще до его ухода в политику. Развивая идеи, впервые выдвинутые в 1940-х П.Дракером, Дж.К.Гэлбрейтом и Р.Ароном , У Ростоу стал одним из разработчиков теории постиндустриального общества. Если его предшественники обращали основное внимание на перерастание индустриального общества в постиндустриальное, то Ростоу изучал прежде всего формирование индустриального общества. Теорию стадий развития экономики он изложил в своей самой знаменитой книге, которая так и называлась – Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест (1960).

В 1961 Ростоу на время отошел от преподавательской деятельности и целиком погрузился в политику. Когда Дж. Кеннеди стал президентом, он назначил У.Ростоу на пост специального советника. Одна из центральных внешнеполитических идей нового правительства – идея подтягивания отсталых стран до уровня развитых – была инициирована именно У.Ростоу. Согласно его воззрениям, развитые страны должны помогать отстающим, ускоряя их прохождение стадий экономического роста.

Стремление силой навязывать прогресс в сочетании с антикоммунизмом сыграли, однако, роль в разжигании печально знаменитой Вьетнамской войны. Ростоу считал, что пока Вьетнам не достиг высокого уровня развития и не обрел иммунитета против «коммунистической угрозы», Америка должна всеми силами препятствовать распространению там (как и в других странах) коммунистических идей. Эта идея привела Ростоу к требованию решать вьетнамский конфликт чисто силовыми методами. Эту жесткую позицию он отстаивал и при следующем президенте, Л.Джонсоне , занимая вначале должность члена Межамериканского Комитета по взаимодействию ради прогресса, а затем пост советника по вопросам национальной безопасности.

С приходом президента Р.Никсона в 1969 Ростоу, с его репутацией военного «ястреба», вынужден был уйти с государственной службы. Пытаясь возобновить преподавательскую деятельность, он столкнулся, однако, с большими трудностями. Американская научная интеллигенция, тяготеющая к либеральным и пацифистским идеям, считала Ростоу ответственным за вьетнамскую трагедию. Единственное место, где ему удалось найти работу – это Школа общественных связей при Техасском университете в Остине, созданная Л.Джонсоном. В этом довольно второстепенном заведении Ростоу стал профессором политической экономии. Он активно занимался преподавательской и научной деятельностью, и вплоть до самого конца жизни не испытывал никаких сожалений по поводу своей позиции во вьетнамской войне. В последнее десятилетие своей жизни Ростоу возглавлял созданную при его деятельном участии общественную организацию, которая занималась программами, обеспечивающими наблюдение за беременными женщинами и оказание помощи детям.

Ростоу написал более 30 книг по самым разным направлениям обществоведения – экономической истории, экономической теории, политологии, советологии и т.д. Основной его научный вклад связан с тремя концепциями – теорией «стадий экономического роста», концепцией фаз перехода к демократии и ценовой теорией длинных волн конъюнктуры.

Сама идея выделения стадий, которые последовательно должно проходить общество по мере своего развития, открыта не Ростоу. Ее корни лежат в концепциях первых социологов (О.Конт , Г.Спенсер), на основе которых К.Маркс создал свою теорию формационного развития. Вместо предложенного Марксом принципа выделения фаз развития по способам производства, Ростоу предложил учитывать другие экономические критерии – технологические инновации, скорость экономического роста, изменения в структуре производства и т.д.

По уровню технологического развития Ростоу выделил пять этапов развития общества:

1) «традиционное общество » – примитивное и застойное сельскохозяйственное производство с применением ручной техники, иерархической социальной структурой, властью землевладельцев, «доньютоновским» уровнем науки и техники;

2) «переходное общество » (или «подготовка к взлету») – создание предпосылок для резкого ускорения темпов экономического роста: в производстве начинают применяться новые технологические открытия, увеличиваются капиталовложения, появляется «новый тип предприимчивых людей», возникает централизованное государство;

3) «взлет » (take-off) – период промышленного переворота, ведущего к повышению доли накопления капитала (капиталовложения растут с 5 до 10% национального дохода) и резкому экономическому росту (особенно быстро в промышленности), радикальному изменению методов производства. Именно эта недолгая, но исключительно динамичная фаза является ключевой в переходе от доиндустриального к индустриальному обществу;

4) «зрелость » – бурное развитие промышленности, дальнейшее повышение уровня капиталовложений (до 20% национального дохода), широкое внедрение достижений науки и техники, рост городского населения до 60-90%, увеличение доли квалифицированного труда;

5) эра «высокого массового потребления » – основными проблемами общества становятся проблемы потребления (а не производства, как раньше), поэтому главными отраслями экономики выступают сфера услуг и производства товаров массового потребления, возникают новый средний класс и «государство всеобщего благосостояния».

На этой последней стадии идея коммунизма как модификация раннеиндустриального общества начинает казаться архаичным пережитком, который ликвидируется сам собой, поскольку демократические государства, ставя во главу угла заботу о своих гражданах, добиваются гораздо более высокого уровня жизни.

В своей более поздней работе Политика и стадии роста (1971) он добавил к ранее выделенным пяти стадиям шестую – стадию «поиска качества жизни », когда на первый план выдвигается духовное развитие человека.

Ростоу полагал, что ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом прядке. Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер – в разных странах темпы прохождения стадий могли сильно различаться. Отставшие в развитии страны заимствуют опыт передовых и имеют шансы догонять или даже перегонять их. Например, хотя в США «взлет» промышленности произошел примерно на полвека позже, чем в Великобритании, но к фазе «высокого массового потребления» Америка подошла на несколько десятилетий раньше Соединенного Королевства.

Марксисты критиковали теорию Ростоу за технологический детерминизм, но и историки-экономисты встретили концепцию стадий экономического роста довольно скептически, считая ее слишком умозрительной. Когда в 1960–1970-е начала развиваться клиометрика, то оказалось, что фаза «взлета», как ее описывал У.Ростоу, в экономической истории развитых стран не обнаруживается. Промышленная революция на самом деле была не внезапным и быстрым подъемом, а более плавным и длительным процессом. Едва ли не единственная страна, где индустриализация проходила именно по сценарию Ростоу, – это СССР сталинского периода. Таким образом, теория стадий экономического роста сыграла важную роль в стимулировании анализа промышленной революции, но в целом оказалась отвергнутой.

Не так широко как теория стадий экономического роста, известны политологические концепции Ростоу, посвященные формированию современного демократического строя.

В своих работах Ростоу выделил четыре фазы демократизации:

первая фаза связана с достижением национального единства как основной предпосылки для перехода – как правило, это стихийный, никем не управляемый процесс;

на второй фазе подготовка к смене старого режима уже приобретает более или менее организованный характер: в ходе непрекращающейся политической борьбы контрэлита последовательно выступает против правящего режима, оппозиционные выступления постепенно подводят к необходимости институционализировать некоторые демократические процедуры;

третья фаза – это фаза решительных реформаторских решений (создания, например, систем всеобщего избирательного права и пропорционального представительства);

и только когда все демократические новшества становятся повседневностью и органично вплетаются в существующие реалии, можно утверждать о наступлении последней, четвертой фазы – фазы привыкания.

Среди экономистов, занимающихся теорией открытых Н.Д.Кондратьевым длинных волн конъюнктуры , Ростоу известен как один из представителей ценового подхода к объяснению причин этих долгосрочных колебаний. В книге Почему бедные становятся богаче, а богатство растет медленнее (1980) он предложил рассматривать подъемы и спады уровня цен как исходный фактор, который влияет на усиление и ослабление инновационной деятельности и, в конечном счете, на чередование фаз роста и подъема в экономике в целом.

В нашей стране долгое время идеи Ростоу подвергались жесткой критике. Уже то, что Ростоу снабдил свою самую известную книгу вызывающим подзаголовком «Некоммунистический манифест», не говоря о его политической деятельности как ярого антикоммуниста, не могло не могло не сделать его излюбленной мишенью для критики со стороны советских исследователей. Только в постсоветской России идеи Ростоу начинают воспринимать как часть общего развития мировой науки и перестают оценивать через призму идеологии.

Труды У.У. Ростоу:The Stages of Economic Growth : A Non-Communist Manifesto. 1960 (Ростоу В.В. Стадии экономического роста . Нью-Йорк,1981); Politics and the Stages of Growth . 1971; The World Economy: History and Prospect . 1978; Concept and Controversy: Sixty Years of Taking Ideas to Market , 2003.

Наталия Латова