В чем состоит методологическая функция философии. Специфика и функции философии

Философия - полифункциональное знание

Основные функции:

1. мировоззренческая

2. гносеологическая

3. методологическая

Мировоззренческая функция проявляется в том, что философия предлагает одну из картин мира. В ряду мировоззренческих вопросов центральной проблемой является отношение человека к миру. Эта проблема конкретизируется как отношение мышления к бытию.

В зависимости от характера философского учения отношения мышления к бытию может иметь другие выражения. Это может быть отношение сознания к материи, отношение духа к природе, отношение психического к физическому, отношение идеального к материальному. Это все формулировки основного вопроса к философии.

В зависимости от решения основного вопроса философии все философы делятся на две больших группы: материалистов и идеалистов.

Материалисты признают первичность материи, которая существует вне человеческого сознания и не зависит от него. Материя в своем развитие порождает все материальное многообразие мира и идеального духовного мира. Материя первична, сознание вторично.

Идеалисты первичным началом считают дух, сознание, идеальное, а материю считают продуктом, порождением сознания.

Объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм: Идеальное начало имеет объективный характер. С сознанием человеческим не связано, находится вне него.

Идеи существуют сами по себе (по Платону)

Субъективный идеализм: первичным является нечто идеальное. Таким первичным идеальным признают сознание человека. Мир есть комплекс моих ощущений.

Суть мировоззренческой функции состоит в том чтобы дать общую картину мира, объяснить мир как целое, обозначить место человека в мире и отношение его к этому миру.

Философия, решая мировоззренческую функцию, удовлетворяет потребность человека в воззрениях и убеждениях высшего порядка, которые связаны с решением вопросов об истинности существующего, о смысле различных явлений этого мира, которые определяют верховную норму деятельности людей и которые дают внутреннее содержание (наполнение) жизни людей. Когда такие потребности не удовлетворяются внутренний мир человека ощущает пустоту, а внешний теряет свою красоту. (с) Соловьев.

Гносеологическая функция

Связана с познавательным отношением человека к миру. Главным гносеологическим вопросом является в состоянии ли наше мышление познать действительный мир и можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составить верное отражение действительности.

Деление философов на две группы:

Одни философы отрицают возможность достоверного познания мира и познания сущности явлений - агностики.

Другие философы уверены в познавательных возможностях человека. Они считают что человека может раскрывать сущность вещей и представлять достаточно верную картину мира. Человек может добывать истинные знания. Называются Гносеологические оптимисты (гностицизм).

Философия стремится объяснить в своих учениях рациональным путем то, что не поддается проверке опытным путем, то что не поддается описанию или бесспорному опровержению т.е. философия дает рациональное объяснение тех вещей которые не может исследовать наука.

Философия предлагает свои теории и гипотезы, различные концептуальные подходы к объяснению различных нераскрытых или мало изученных явлений тем самым философия в определенной мере восполняет неудовлетворенный интерес к их познанию. Оставляет меньше простора для фантазии, ненаучных подходов.

В рамках гносеологической функции философия осмысляет саму познавательную деятельность. Фундаментальные гносеологические проблемы: что такое познание? Каков механизм познания? Какие формы существуют у познания? Этапы и уровни познания? Проблема истинности познания.

Методологическая функция

Метод - способ осуществления какой либо отдельной операции, способ познавательной или практической деятельности. (отвечают на вопрос «как?»)

Методика - совокупность методов проведения какой либо деятельности.

Методология - знания о методах и методиках.

Виды методов: 1. частнонаучные; 2. общенаучные; 3. всеобщие (философские)

Философия разрабатывает всеобщие универсальные методы, которые используются в сферах научной и практической деятельности людей.

Философское осмысление мира ставит перед проблемой восприятия мира. Находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления в состоянии покоя или мир изменяется, развивается и переходит из одного состояния в другое.

Этот вопрос поделил философов на две группы: 1. неподвижные; 2. текучие.

С развитием неподвижные породили направление метафизика, которая дает статичную картину мира. Текучие со временем стали называться диалектикой - давали динамическую картину мира.

Индукция и дедукция - методы которые разрабатывались и появились в рамках философии. Метод индукции отстаивали сторонники эмпирического познания; дедукцию - сторонники рационализма.

Философия выполняет методологическую функцию и тем что она дает общее представление о фундаментальных признаках различных явлений мира.

Другие функции философии:

4. Интегрирующая функция - объединяет различные области знания, различные области духовной культуры для решения сквозных общих проблем

Пример: Аномия - слом старой системы ценности и отсутствие новой системы ценностей. Философы начинают в общество обсуждения, привлекая общественное сознание.

5. Аксеологическая функции. философия - знание в котором есть место для оценок явлений мира. Философия разрабатывает и отстаивает различные системы ценностей, разрабатывает различные идеалы.

6. Критическая функция. Все подвергается сомнению. Одни философские взгляды критикует систему ценностей других взглядов.

7. Прогностическая функция. Философия говорит о возможных вариантах развития исходя из данного положения дел.

8. Гумманистичкая функция

9. Культурологическая функция

Разные исследователи выделяют разные функции философии . Их достаточно много. Большинством мнений главными признаются следующие функции философии.

Мировоззренческая - заключается в способности философской науки описывать картину мира и объединять знание различных наук, практик и искусств. Она характеризуется абстрактно-теоретическим подходом к объяснению мира. В этом плане сами отличаются двойственным характером, выражающимся в тяготении либо к науке, либо к псевдонауке.

Методологическая - состоит в выявлении наиболее оптимальных способов достижения определенных целей, к примеру, конструирования научных знаний, социальной практики или эстетического творчества. Подразумеваются такие методы и принципы действия, которым свойственно фундаментальное, а не узкое значение. К таким методам относится исторический метод. во многом направлены на прояснение содержания главных принципов науки и практики.

Философия выступает общим учением о методах, а также как совокупность методов познания, являющихся общими для наук, занимающихся познанием мира.

Гуманистическая - проявляется довольно ярко и реализуется в предельно внимательном отношению к людям. Философия призвана быть внимательной к людям. Поэтому она не ограничивает себя сугубо научным подходом, а также широко используется этический и эстетический подходы.

Практическая - заключается в заботе о благе людей, то есть в моральности.

Прогностическая - формулирует гипотезы общих тенденций развития материи, мира, сознания, человека. Вероятность прогноза возрастает вместе со степенью, в которой философия опирается на научные знания.

Критическая - относится и к другим дисциплинам, и к самой философии. Со времен античности актуальным принципом этой науки является постулат о подвергании всего сомнению. Под этим понимается не абстрактный нигилизм, а конструктивная критика, основанная на диалектическом отрицании.

Аксиологическая - связана с оценкой исследуемого объекта с позиций разного рода социальных, идеологических, эстетических, т.д.

Социальные функции философии довольно многоплановы по содержанию и охвату аспектов жизни общества. Философия выполняет двуединую задачу - объясняет социальное бытие и способствует его духовному и материальному усовершенствованию. В связи с этим философия взяла на себя прерогативу разработки общих концепций консолидации и интеграции общества.

В ее задачи входит помощь осознанию и формулирование коллективных целей, а также направление усилий людей на их достижение. Жизненность философских концепций определяется тем, насколько каждый отдельный человек способен ее понять и принять. Поэтому философия при том, что носит всеобъемлющий характер, должна быть адресована к каждому конкретному человеку.

Функции философии в культуре проявляются на всех уровнях функционирования общества и отдельных индивидов. Все свойственные философии роли, особенности и характеристики тем или иным образом предполагают вовлеченность этой науки в культуру, их взаимодействие.

Как показывает история, философия в культуре принимала самые разнообразные формы. Философия Платона насквозь пронизана мифами. Римские стоики превратили ее, в своего рода, моральную проповедь. В средневековье философия стала служанкой богословия. В в нее проник принцип научности. Сегодня философия превратилась в стройную

Все функции философии связаны между собой диалектически. Каждая из них в определенной степени включает в себя остальные. Многие из них вообще являются неразрывными, к примеру, мировоззренческая и методологическая, методологическая и гносеологическая, социальная и гуманитарная и т.д. Только через целостность и единство функций проявляется сущность и специфика философии как науки.

Как особый вид духовной деятельности и система знаний связана с общественно-исторической практикой людей, будучи ориентированной на решение определенных социальных задач, стремится дать целостное представление о мире, о материальных и идеальных процессах, об их взаимодействии, о познании и преобразовании действительности в ходе практической деятельности .

Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение.

Наиболее существенными из них выступают:
  • мировоззренческая
  • гносеологическая
  • методологическая
  • информационно-коммуникативная
  • ценностно-ориентирующая
  • критическая
  • интегрирующая
  • идеологическая
  • воспитательная
  • прогностическая
  • проектировочная

Мировоззренческая функция

Мировоззренческая функция философии считается одной из важнейших. В ней проявляется способность философии выступать основой мировоззрения, которое представляет собой целостную устойчивую систему взглядов о мире и закономерностях его существования, о явлениях и процессах природы и общества, имеющих значение для поддержания жизни общества и человека. Мировоззрение личности выступает в виде совокупности чувств, знаний и убеждений. Особую роль в человека играют представления о принципах, которые определяют его отношения к миру, обществу и самому себе.

по своей форме может быть:
  • мифологическим
  • философским.

Это зависит от того, на каком основании оно базируется — на мифологических, религиозных или философских представлениях. Основу мифологического мировоззрения составляют мифы, т. е. фантастические повествования о мироустройстве и о месте человека в системе мироздания. Такое мировоззрение исходит из художественно-эмоционального переживания мира или из общественных иллюзий. Религиозное мировоззрение является следующим этапом развития взглядов людей на мир, в отличие от мифа, не смешивает земное и сакральное. Обладатели такого мировоззрения полагают, что творческая всемогущая сила — Бог находится над природой и вне природы. В центре любого религиозного мировоззрения находятся представления о высших ценностях и путях их обретения. Оно базируется на не терпящей сомнения вере и ставит воззрения человека в зависимость от религиозных догматов. В отличие от него, философское мировоззрение в состоянии основываться на результатах познавательной и практической деятельности людей. Важную роль в системе современного философского мировоззрения играют данные науки, синтезируемые в представлениях о научной картине мира.

Нередко в современных условиях в мировоззрении отдельных людей одновременно сочетаются мифологические, религиозные и научные представления. Эти представления придают мировоззрениям конкретных людей специфику.

Мироощущение мировосприятие и миропонимание

В различающихся по форме и по характеру мировоззрениях интеллектуальный и эмоционально-психологический опыт людей сочетается особым образом, по-разному в них отражается мироощущение, мировосприятие и миропонимание людей.

Мироощущение составляет эмоционально-психологическую сторону мировоззрения. В нем находят выражение ощущения, восприятия, переживания людей.

В мировосприятии , основывающемся на наглядных представлениях, мир предстает в его реальности, образы которой опосредованы сочетанием эмоционально-психологического и познавательного опыта людей.

Миропонимание складывается на основе мироощущения и мировосприятия. На характер миропонимания по мере развития науки все большее влияние оказывают добытые ею знания. Значение миропонимания заключается в том, что оно является основой формирования потребностей и интересов человека, его представлений о нормах и ценностях, а значит и мотивов деятельности. Развитие и совершенствование мироощущения, мировосприятия и миропонимания приводит к повышению качества содержания мировоззрения и росту силы воздействия его на живую жизнь.

Как система взглядов мировоззрение людей формируется на основе самых разных знаний, но завершающий вид ему придает философия, которая, как отмечалось ранее, обобщает содержащиеся в нем установки и вырабатывает предельно общие принципы как познания, понимания, так и преобразования мира. В качестве фундамента мировоззрения выступают сведения о нормативных образованиях, опосредующих его направленность и придающих ему действенность. Философия является средством формирования и обоснования содержания наиболее общих, основополагающих и потому существенных нормативных образований мировоззрения, опосредующих всю систему жизнеобеспечения людей. В этом смысле ее оправданно рассматривать как основу мировоззрения, которую использует человек в своих взаимодействиях с миром и наделять ее мировоззренческой функцией .

Гносеологическая функция

С названной функцией связана гносеологическая или теоретико-познавательная . Сущность этой функции заключается в способности философии осуществлять теоретическое исследование познавательной деятельности человека с целью выявления механизмов, приемов и методов познания. Иными словами, теория познания, вырабатывая принципы и нормы познания, снабжает человека средствами, с помощью которых люди получают возможность постигать мир, т. е. получать о нем истинные знания и тем самым иметь правильное, отвечающее требованиям современности мировоззрение, на базе которого возможна эффективная практика.

Методологическая функция

Философия, будучи средством выработки принципов человеческого отношения к миру и хранителем знаний об этих принципах, в состоянии выступать в качестве методологии, т. е. в роли учения о методах познания и преобразования действительности. Это означает, что философия обладает методологической функцией . Термин “методология” используется в научной литературе в двух смыслах: во-первых, словом “методология” обозначается учение о нормах, правилах человеческой деятельности; во-вторых, под методологией понимается совокупность определенных норм, опосредующих познавательные и практические действия с целью их оптимизации. Можно утверждать, что методология как совокупность принципов и норм деятельности выступает как проявление мировоззрения в действии. Выполнение философией методологической функции зависит от качества выработанных в ее рамках общих принципов познавательной и практической деятельности людей, а также от глубины усвоения знаний этих принципов применяющими их людьми.

Информационно-коммуникативная функция

Характер усвоения философских знаний зависит от способности философии как системы знаний передаваться от одних людей к другим и информировать последних о ее содержании. В этом проявляется информационно-коммуникативная функция философии.

Ценностно-ориентирующая функция

Философия как совокупность знаний о наиболее общих принципах отношения человека к миру представляет собой в то же время систему критериев оценочной деятельности , в роли которых выступают эти принципы. Оценочная деятельность, возможная на основе осведомленности людей о предлагаемых философией критериях оптимальности, полезности той или иной совокупности явлений и действий, выступает в качестве средства ориентации этих людей в мире. Философия как средство выработки знаний о ценностях и носитель этих знаний, с точки зрения аксиологии, или теории ценностей, способна выполнять ценностно-ориентирующую функцию.

Критическая функция

С таким направлением реализации одного из назначений философии связано проявление другого ее назначения, выражающегося в выполнении критической функции. В рамках философии осуществляется оценка происходящего в мире на основе содержащихся в философии общих представлений о норме и патологии явлений и процессов действительности, окружающей человека. Критическое отношение философии к негативно оцениваемому в духовной и материальной жизни содействует выработке мер, направленных на преодоление того, что не устраивает человека, представляется ему патологическим и потому достойным преобразования. Критическая функция философии может проявляться не только в отношениях людей к миру, но и реализовываться в ходе самооценки специалистами ее собственного содержания. Таким образом, критическая функция философии в состоянии реализоваться как в плане стимуляции развития знаний о мире и обновления мира в целом, так и в плане совершенствования содержания самой философии.

Интегрирующая функция

Как известно, философия обобщает накапливаемое человечеством знание, систематизирует и интегрирует его в единую систему , вырабатывает критерии его соподчиненности. Это позволяет говорить об интегративной функции философии по отношению к знанию.

Кроме того, философия формулирует предельно общие принципы мироустройства, а также требования к отношениям человека к миру, обществу и самому себе. Будучи усвоенными в ходе воспитания, став достоянием разных людей, такие принципы обеспечивают у них формирование близких по содержанию позиций, что содействует интеграции социальной общности в единое целое. В этом проявляется другой план реализации интегрирующей функции философии.

Идеологическая функция

В тесной связи с указанными функциями философия способна фиксировать и пропагандировать интересы социальных слоев и групп общества , т. е. выступать в роли идеологии, выполнять идеологическую функцию. Эта функция может обладать спецификой в зависимости от того, интересы каких социальных групп данная философия выражает. Как известно, интересы групп могут быть прогрессивными или реакционными. В зависимости от этого находится направленность реализации идеологической функции, которая способна оказывать большое влияние на проявление других функций философии. Реакционные идеологии в состоянии тормозить развитие философии, деформировать и искажать ее содержание, снижать ее социальную ценность, сокращать масштабы применения на практике.

Воспитательная функция

Важную роль играет воспитательная функция философии, которая вытекает из способности этой дисциплины оказывать, по мере усвоения знаний о ней, формирующее воздействие на интеллект человека. Овладение личностью знанием философии, формирование соответствующих ей убеждений и навыков деятельности в состоянии побуждать человека к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности. В том случае, если человек овладевает реакционной философией, то это может породить у него пассивное отношение к делам, отчуждение от людей, от достижений культуры, или обернуться активностью направленной против общества или его части.

Прогностическая функция

Наряду с вышеназванными функциями философия занимается прогнозированием, выполняет прогностическую функцию. Многие философы прошлого выступали как пророки, предсказывая грядущее. Некоторые из прогнозов были утопическими, далекими от реальности, но иногда пророчества отдельных выдающихся мыслителей достигали большой адекватности. Конечно, предвидеть будущее трудно, но ценность предостережений философов о грозящих опасностях, например, порождаемых бездумным и хищническим потреблением природных ресурсов, в рамках тех правил, которыми сегодня пользуется мировая экономика, чрезвычайно высока. Ибо это ставит задачу совершенствования норм, регулирующих связи общества и природы с целью обеспечения выживания людей.

Проектировочная функция

С рассмотренными функциями философии связана еще одна — проектировочная. Ввиду того, что философия выявляет механизмы и наиболее общие тенденции развития природы, общества и мышления, раскрывает требования, соблюдение которых обеспечивает действие этих механизмов и тенденций, она в состоянии стать основой для воздействия на природные и социальные процессы . Такое воздействие для обеспечения его четкой направленности и получения определенных результатов должно быть организованным. Предварительное проектирование социальной среды, например, в условиях освоения территорий, градостроительства, строительства заводов и фабрик требует участия философии, которая совместно с другими науками призвана разрабатывать наиболее общие принципы и нормы, составляющие нормативный каркас создания и функционирования объектов, используемых для организации жизнедеятельности людей в урбанизированной и иной среде. Такую же роль призвана играть философия и при организации экономического пространства. В более узком плане проектировочная функция философии реализуется в формировании образцов познавательной и практической деятельности. Рассмотрение функций философии является иллюстрацией ее масштабной роли в общественной жизни, в организации деятельности людей, направленной на познание и преобразование мира.

В деятельности экономиста функции усвоенной философии реализуются не только в содержании его профессиональной практической и теоретической деятельности. Воплощение мировоззренческой, гносеологической, методологической и других функций философии осуществляется как в плане осознания макроэкономических проблем, так и в их реализации на уровне микроэкономических отношений. При этом становится возможным как генерирование новаторских идей, принятие обоснованных решений по их реализации, успешное воплощение их в экономической деятельности, так и безупречное следование принимаемым к исполнению, действующим в обществе требованиям экономических отношений. Иными словами, философия, став достоянием экономиста как составляющая его профессиональной подготовки способна выступить в качестве фундамента его практической деятельности. Успешность этой деятельности будет наряду с прочим зависеть и от того, какую философию экономист усвоил, и как умело он может применять ее на практике.

Решая те или иные проблемы, формулируя законы, определенные принципы или выдвигая гипотезы, идеи и теории, философия вместе с тем (а подчас и тем самым) выполняет различные функции, важнейшие из которых: мировоззренческая, познавательная, методологическая, интегративная, культурологическая, аксиологическая, этическая и др. Все они тесно взаимосвязаны, а роль и значение каждой из них определяются в зависимости от сферы приложения философии, от уровня и характера решаемых ею задач.

Мировоззренческая функция

И тем не менее, мировоззренческая функция в указанном ряду по праву занимает первое место, так как отношение человека к миру, его понимание сущего, включая и самого себя, а также истолкование различных событий, явлений, своего предназначения и т. п. в первую очередь и непосредственно зависят от его мировоззрения, в котором, как уже было показано выше, тесно переплетаются верования и знания, чувства и эмоции, рациональное и иррациональное, опыт, интуиция и многое другое.

В этой связи получить целостную картину мира без философии не представляется возможным, так как только она, будучи «любомудрием», которому «есть дело до всего», позволяет как бы стягивать различные, не взаимосвязанные между собой мировоззренческие «фрагменты» в единое целое, выстраивая, таким образом, обобщенные, последовательные и логически непротиворечивые взгляды людей на все сущее. При этом философия отвлекается от частностей, деталей, несущественных подробностей и акцентирует внимание на всеобщих связях, единстве свойств всевозможных вещей и явлений, выполняя тем самым свою главную функцию - мировоззренческую.

Гносеологическая функция

Ключевую роль играет философия и в познании, выполняя свою гносеологическую функцию тем, что стремится объяснить рациональным путем то, что не поддается проверке опытным путем, описанию или бесспорному опровержению, т. е. то, что не может быть вскрыто, исследовано и проанализировано наукой. Предлагая свои теории, гипотезы, концептуальные подходы к объяснению тех или иных нераскрытых или недостаточно изученных явлений, философия в известной мере восполняет неудовлетворенный интерес к их познанию, оставляя тем самым меньше простора для мифологических и религиозных фантазий.

Другая фундаментальная задача, решаемая философией в гносеологии, касается вопросов о том, «Что есть истина?», «Каковы ее критерии?», ибо любой познавательный процесс в конечном счете так или иначе направлен на установление истины, определить которую является делом принципиальной важности.

Методологическая функция

О методологической функции философии лучше судить, обратившись к понятию метод, которое происходит от греч. те-/АоЛи - путь, исследование, прослеживание и означает определенный способ достижения той или иной цели, а также совокупность приемов или операций, направленных на теоретическое и практическое освоение действительности. Другими словами, это путь исследования, прокладываемый философом или ученым к предмету своего изучения.

Традиционно методологические проблемы разрабатывались в рамках философии, но с возникновением отдельных наук, наряду с философскими (всеобщими), получили развитие и конкретные, частнонаучные методы. Другой важной методологической функцией философии является разработка всевозможных категорий, играющих принципиальную роль как в философии, так и в отдельных научных дисциплинах. Заметим при этом, что, оперируя предельно широкими понятиями, т. е. категориями, формулируя их, философия наряду с методологической выполняет одновременно и мировоззренческую функцию.

Интегративная функция

Интегративная функция философии тесно связана с наукой. Постоянное вовлечение все новых и новых объектов и явлений реальной действительности в сферу теоретических исследований человека, а также потребность в более глубоком изучении различных сторон в определенной мере уже познанного, порождают дифференциацию научного знания уже на самых ранних этапах его развития, что сопровождается появлением отдельных наук, выделяющих не только объект и предмет своего исследования, но и создающих также свой, характерный только для данной науки язык, категориальный аппарат и т. п.

Однако на этом пути есть серьезная опасность, которая заключается в том, что размежевание наук сопровождается ослаблением связей между ними, утратой способности активно воздействовать в решении сложных комплексных задач, если не происходит обратный процесс - процесс интеграции научных знаний и усилий по преодолению тех или иных проблем.

О такой опасности красноречиво повествует один из самых известных библейских мифов, где речь идет об утрате людьми взаимопонимания. Желая предотвратить неугодное ему строительство Вавилонской башни, Всевышний лишил людей возможности понимать друг друга, а, следовательно, и совместно действовать. В Библии так говорится об этом: «И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот, что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого» (Толковая Библия. Т. 1. Бытие. Гл. XI, Стокгольм, 1987. С. 81.). Нередко еще в современной науке, исследующей сложнейшие комплексные проблемы, так и происходит, когда представители одних научных дисциплин не понимают других только потому, что говорят они на разных языках, т. е. каждый на языке своей науки. В этом отношении философия объективно становится для них связующим звеном, объединяющим началом, так как ориентирована в своем анализе на междисциплинарное общение и выработку фундаментальных понятий, содержание которых принимается и используется в одном и том же контексте различными науками.

К тому же в комплексном исследовании сложных объектов каждая конкретная наука исходит из своего предмета, рамки которого не дают ей возможности увидеть изучаемый объект в целостности, системно. Такая задача опять-таки под силу только философии, которая дает видение всей ситуации в целом и в этом плане является связующим звеном не только между науками, но и отдельными сферами человеческой деятельности, например, правовой, политической, моральной, с которыми прямо или косвенно могут быть связаны проводимые исследования.

Культурологическая функция

Философия выполняет и культурологическую функцию тем, что расширяет кругозор, будит интерес к познанию, образовывает, развивает культуру теоретического мышления. А изучение истории философии различных народов позволяет лучше понять их прошлую и настоящую культуру, способствует обмену и взаимовлиянию культурных традиций и решению проблем, тесно связанных с культурным наследием.

Аксиологическая функция

Наконец, ставя вопросы смысла жизни, смерти и бессмертия, оценивая в категориях «хорошо», «плохо», «ценно», «полезно», «бесполезно» то или иное событие, явление, философия обнаруживает еще одну - аксиологическую функцию (от. греч. ах1а - ценность). А проводя отличие долгосрочных тенденций от краткосрочных, отделяя поверхностные процессы от фундаментальных, главное от неглавного, она формирует соответствующие потребности, которые тесно связаны с ценностными предпочтениями человека. Тем самым задаются определенные ценностные установки, формируется соответствующая система ценностей.

Этическая функция

При этом и сами ценности, например, моральные, их природа, основания и практическая роль в общественной жизни являются предметом исследования философии, что существенно влияет на нормы и правила, складывающиеся в обществе и устанавливаемые в основном естественным путем, т. е. «самой жизнью». Такие нормы являются важнейшим регулятором общественных отношений и проявляются во взаимодействии и взаимопонимании людей. Обобщая, можно сказать, что философия всегда резюмируется в морали, в поведении всех членов общества, выполняя тем самым еще одну - этическую функцию.

В этой заметке будут кратко описаны основные функции философии и совсем коротко рассмотрены ответы философии на мировоззренческие вопросы.

Функции философии

Функции философии – основные направления применения философии , через которые реализуются ее цели, задачи, назначение . Принято выделять:

  1. мировоззренческую,
  2. методологическую,
  3. мыслительно-теоретическую,
  4. гносеологическую,
  5. критическую,
  6. аксиологическую,
  7. социальную,
  8. воспитательно-гуманитарную,
  9. прогностическую функции философии.

Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений о его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром.

Методологическая функции заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Мыслительно-теоретическая функция выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно, обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

Гносеологическая функция – одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания).

Роль критической функции подвергать сомнению окружающий мир и сущестнующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

Аксиологическая функция философии (в переволе с греческого axios — ценный) заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей. Таких ценностей как, морально-нравственные, этические, социальные, идеологические и прочие. Цель аксиологической функции — быть «ситом», через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веком поиск новых, тео-
логических ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX начало XX вв. и др.).

Социальная функция – объяснить общество, причины его возникновения. Эволюцию, современное состояние и его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морили, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

Прогностическая функция заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

Философские ответы на мировоззренческие вопросы

Философия – это теоретическая основа мировоззрения. Поэтому основной или коренной, проблемой является понимание взаимоотношений сознания и объективного мира, в котором это сознание возникло, взаимоотношений сознания и материи. Эта проблема имеет два аспекта.
Первый аспект раскрывается в ответе на вопрос: что есть причина всего сущего — материя или сознание? Иначе говоря, можно ли считать одну из них первичной по отношению к другой, и если «да», то какую?
Второй аспект связан с ответом на вопрос: познаваем ли мир ?

В зависимости от решения вопроса первого аспекта философов можно разделить на идеалистов (субъективных и объективных) и материалистов (наивных, метафизических, диалектических). Такое деление, однако, не означает, что между двумя направлениями в философии — материализмом и идеализмом — существует абсолютное противоречие. Наоборот, материализм и идеализм – это взаимосвязанные стороны единого процесса развития философского знания.

Что касается познаваемости мира, то и здесь нет общего мнения. Большинство философов полагают, что мир познаваем. Но есть немало философов, которые считают, что человек не способен познать окружающий его мир (этих философов называют агностиками ) либо в силу ограниченности своих собственных познавательных возможностей (например, Д. Юм), либо в силу объективной непознаваемости явлений как таковых (например, И. Кант).

Роль философии в жизни человека и общества трудно переоценить. Философия является фундаментом культуры, пронизывая и одновременно синтезируя разнообразные отрасли познания и практики. Все проблемы философия черпает из самой жизни, все они — отражение реального бытия. Решение этих проблем помогает человеку осмыслить окружающий его мир, осознать свое собственное Я, понять свое жизненное предназначение и осуществить полноценную самореализацию на всех этапах жизненного пути.