На территории этой страны возникла империя инков. Инки. Империя Солнца. Образование государства Инков

Происхождение и история племени инков

В течение позднего промежуточного периода (1000–1483 гг.) малые племена – предшественники инков – обитали в районе Куско. Инки были всего лишь одной из многочисленных местных групп населения. Несмотря на то что сведения о хронологии и развитии региона Куско неполны, в стилях местной керамики можно распознать некоторые из основных стадий перуанской археологии. Свидетельства влияния Уари обнаружены на самом юге долины, в Пикильакте, приблизительно в 30 километрах южнее Куско. Однако в районе самого Куско нет следов архитектуры или керамики Уари. Предполагается, что в среднем горизонте он не был постоянно населен. Основной стиль гончарных изделий, распространенный в период, предшествующий эпохе Империи инков, в целом называется кильке, и разновидности этого стиля встречаются повсюду между Сан-Педро-де-Кача и Мачу-Пикчу. Местное происхождение инков доказывается тем, что стиль кильке сродни характерному стилю инков периода их империи.

На холмах были найдены частично сохранившиеся сооружения – поселения позднего промежуточного периода, в которых просматривается некоторая попытка придерживаться общего плана. Для этого периода характерны круглые и квадратные строения, мало схожие с домами Пикильакты. Испанские завоеватели слышали от инков, что до того, как те стали господствовать, народы сьерры (гор) были очень разнообразны и неорганизованы и селились в труднодоступных местах, потому что постоянно находились в состоянии войны друг с другом.

Письменные сообщения о раннем периоде правления инков – примерно между 1200-м и 1438 гг. – представляют собой весьма недостоверные исторические свидетельства. Этот период охватывает время от основания династии инков и вплоть до 1438 г., когда Империя инков уже оказалась самым значительным государством в Андах.

В мифах о происхождении говорится, что инки первоначально состояли из трех исходных родовых групп, объединенных под водительством Манко Капака, легендарного основателя династии. Эти мифы повествуют о том, как инки искали плодородную землю и нашли ее в долине Куско и как осваивались на этой земле.

По прибытии в Куско инки столкнулись с сопротивлением и были вынуждены обосноваться поблизости, пока не отвоевали участок, где позже построили прославленный храм Солнца, Кориканча. Власть Манко Капака распространялась только на коренных уроженцев местности Куско. Второй и третий после него вожди инков, Синчи Рока и Льоке Юпанки, имели репутацию миролюбцев, тогда как четвертый, Майта Капак, возбудил к себе неприязнь, и в результате поднялось восстание среди жителей самого Куско.

Пятый, шестой и седьмой вожди инков захватили небольшие территории в прилегающих районах. В течение этого раннего периода ни инки, ни их соседи не проводили организованных завоеваний, однако периодически совершали налеты на селения соседей, когда возникала опасность, что их жители начнут отстаивать свои права, или когда у них, по всей видимости, было что грабить.

Инка Виракоча, восьмой правитель династии инков, был первым, кто принял титул Сапа Инки (Единственного, или Верховного Инки). Он положил конец локальным завоеваниям, сформировав относительно небольшое, но могущественное государство. В конце его правления создалось положение, критическое для инков, поскольку региону Куско угрожала опасность с трех сторон. На юге сильными противниками были племена колья и лупака, но они враждовали друг с другом, и инки могли сосредоточить свое внимание на западе и северо-западе, где обитали племена кечуа и чанка. Инки были в дружеских отношениях с кечуа, могущественным народом, своего рода буфером между инками и грозным племенем чанка. Оно становилось все сильнее и уже захватило провинцию Андауайльяс, которую прежде занимали кечуа, поселившись на ее территории. Предвидя неизбежное столкновение в будущем с могущественными чанка, Инка Виракоча упрочил положение своего народа, взяв в жены дочь вождя племени анта, ближайших соседей на северо-западе, и заключив союз с кечуа.

Когда чанка добрались до инков, Виракоча был уже стариком, а в народе было сильное убеждение в непобедимости чанка. Виракоча и его наследник, Инка Уркон, судя по всему, попросту бежали из Куско вместе со своей свитой. Однако положение спасла другая группа инкской знати и военачальников, возглавляемая Юпанки, еще одним сыном Инки Виракочи, который созвал под свои знамена столько воинов, сколько смог, и успешно защитил Куско. Затем чанка были разгромлены в ряде сражений, и оказалось, что инки выиграли борьбу за власть и стали безраздельно господствовать в горах. После этих событий Виракоча оказался не у дел, а Юпанки провозглашен Пачакути. Он сохранил за собой власть и короновался как правитель инков.

Поздний инкский период, или период империи, начался с правления Инки Пачакути Юпанки в 1438 г. и закончился с испанским завоеванием в 1532-м. История инков этого периода гораздо более достоверна, чем предшествующая. О царствовании правителей-инков и о военной экспансии империи, распространившейся на всю территорию Анд (см. рис. 3), существует вполне достоверная информация.

Рис. 3. Территория Империи инков с указанием областей, аннексированных в результате войн позднего инкского периода (по Дж. Роуву)

Инка Пачакути закрепил предшествующие завоевания и новые союзы, выделив новым подданным земли близ Куско и дав им возможность участвовать в заново создаваемой административной структуре Куско с правом называть себя инками. Затем он приступил к разработке реформ, благодаря которым новые провинции должны были интегрироваться в растущее государство.

Правитель инков начал военную кампанию для присоединения земель племени урубамба, расположенных западнее территорий кечуа и чанка, и южных земель вплоть до озера Титикака. Добившись военного успеха, но осознав острую необходимость создания новой эффективной системы управления, Инка Пачакути счел за благо постоянное пребывание в столице, передав командование войсками своему брату Капаку Юпанки, которому приказал двигаться на север и покорить территории в четко определенных и ограниченных пределах – видимо, до самого Уануко. Осложнения возникли после успешной кампании, когда индейцы из племени чанка, которых Инка Пачакути принял в свою армию, дезертировали около Уануко. Преследуя чанка, Капак Юпанки вышел за строго оговоренные границы, потерял беглецов, а затем – вероятно, надеясь вернуть благосклонность Инки Пачакути – атаковал и захватил Кахамарку, наиболее могущественное владение в северных горах. Оставив там небольшой гарнизон, Капак Юпанки возвратился в Куско и здесь был казнен – за превышение полномочий и за то, что позволил чанка уйти.

Жестокое наказание, постигшее Капака Юпанки, станет понятнее, если взглянуть на ситуацию с точки зрения Инки Пачакути. Кахамарка была важной провинцией и входила в союз с прибрежным государством Чиму, растущим, мощным и чрезвычайно хорошо организованным – оно представляло единственное препятствие экспансии инков на север. В то время Пачакути не был готов сразиться со всей армией Чиму и потому опасался их возможного нападения на незначительный гарнизон, оставленный в преждевременно захваченной Кахамарке. Кроме того, Капак Юпанки, в связи со своим очевидным успехом, мог пробудить ревность Инки Пачакути.

Инке Пачакути пришлось сначала самолично выступить в поход для подавления восстания на юге, в бассейне озера Титикака, прежде чем он вновь смог обратить свое внимание на север. По его воле Инка Топа, его сын и наследник, возглавил армию и повел ее в поход по нагорьям до самого Кито. Затем, достигнув побережья нынешнего Эквадора, Инка Топа повернул свою армию на юг, приблизившись к стране Чиму оттуда, откуда они меньше всего его ожидали. Он успешно покорил все северное и центральное побережье до самой долины Лурин. Вскоре после этой великой кампании Инка Топа предпринял другую, чтобы подчинить долины южного побережья от Наска до Мала. Пока Инка Топа расширял империю, Инка Пачакути оставался в Куско, налаживая административную структуру и перестраивая Куско в столицу, соответствующую имперскому масштабу.

Инка Топа стал правителем примерно в 1471 г. Он только начал кампанию в восточных лесах, когда колья и лупака подняли восстание на юге – серьезная угроза, с которой необходимо было справиться как можно быстрее. После успешного подавления мятежа Инка оккупировал территорию Боливии и Чили, проникнув на юг вплоть до реки Мауле, которая с тех пор оставалась южной границей империи.

После завершения восточной экспедиции Инка Топа, подобно своему отцу, основательно осел в Куско, вплотную занявшись формированием империи, перестраивая и делая более гибкой административную политику, чтобы она подходила для множества новых племен и провинций, ныне объединенных под одним правлением. Возможно, именно этот Инка расширил понятийную систему инков за счет некоторых представлений чиму, поскольку именно он убедил многих знатных людей и ремесленников чиму перебраться на жительство в Куско.

Инка Топа умер в 1493 г., и ему наследовал его сын Уайна Капак. Этот Инка подавил несколько восстаний и присоединил к империи новые земли чачапойяс и мойобамба, а также территорию к северу от Кито, где он установил пограничные знаки вдоль реки Анкамайо (сегодняшняя граница между Эквадором и Колумбией). Его заслугой также стала полноценная интеграция территории Эквадора в империю и возведение новых городов наподобие Томебамбы, где он сам жил в течение длительного времени. Перед своей смертью в этом городе – он скоропостижно скончался от чумы – Уайна Капак узнал, что на побережье видели неких странных бородатых людей (это была первая экспедиция Писарро).

В течение пяти лет, которые осталось просуществовать Империи инков, два сына Уайны Капака, Атауальпа и Уаскар, вели гражданскую войну за власть. Войну выиграл Атауальпа, и он как раз готовился к официальной коронации, когда в 1532 г. вновь появились испанцы (см. главу 10).

Из книги Евхаристия автора Керн Киприан

ОТДЕЛ ПЕРВЫЙ Происхождение и история Литургии.

Из книги Инки. Быт, религия, культура автора Кенделл Энн

Династия инков 1. Манко Капак2. Синчи Рока3. Льоке Юпанки4. Майта Капак5. Капак Юпанки6. Инка Рока7. Яуар Уакак8. Виракоча Инка – Инка Уркон9. Пачакути Инка Юпанки (1438–1471)10. Топа Инка Юпанки (1471–1493)11. Уайна Капак (1493–1525)12. Уаскар (1525–1532); Атауальпа (1532–1533); Топа Уальпа (1532)13. Манко

Из книги Кельты-язычники. Быт, религия, культура автора Росс Энн

Из книги Инки. Быт. Культура. Религия автора Боден Луи

Божественное происхождение инков Но и сами инки должны были откуда-то появиться. Невозможно полностью игнорировать места, которые фактически являлись колыбелью цивилизации, предшествовавшей их собственной, например аймара. По легендам индейцев, на острове в озере

Из книги Балты [Люди янтарного моря (litres)] автора Гимбутас Мария

Реальная история инков Официальная история начинается с первого Манко Капака, который, как говорят, поселился в долине Куско. В действительности он вытеснил тамошних обитателей, однако названия их тотемов нашли свое отражение в различных частях растущего города,

Из книги Ацтеки, майя, инки. Великие царства древней Америки автора Хаген Виктор фон

Глава 2 ПРОИСХОЖДЕНИЕ. ИСТОРИЯ И ЯЗЫК Dievas dave dantis, dievas duos duonos (лит.) Devas adadat datas, devas datdat dhanas (санскрит) Deus dedit dentes, deus dabit pan?m (лат.) Бог дал зубы, Бог даст хлеб (русская) После открытия санскрита в XVIII веке перед исследователями, занимающимися происхождением балтов, открылись новые

Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип

Из книги Чудеса естественного ума автора Ринпоче Тендзин Вангьял

Из книги Повседневная жизнь египетских богов автора Меекс Димитри

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том IV автора Болотов Василий Васильевич

Из книги Православно-догматическое Богословие. Том I автора Булгаков Макарий

Из книги автора

§83. Происхождение и история катакомб Катакомбы Рима и других городов открывают новую главу истории церкви, которая лишь недавно была извлечена на свет из–под земли. Их обнаружение стало для мира таким же поучительным и важным открытием, как и обнаружение давно

Из книги автора

Мифологическое происхождение и история религии бон Согласно бонской мифологической литературе, выделяются "три цикла распространения" бонской доктрины, происходивших в трех измерениях: на верхнем плане богов, или Дэвов (лха), на среднем плане человеческих существ (ми) и

Из книги автора

Глава первая Происхождение, судьба, история Боги в представлениях египтян существовали не всегда. Религиозные тексты не раз возвращаются к мысли о том, что они могли рождаться и умирать, что время их жизни и бытия мира имело начало и конец. Если сюжет сотворения мира дошел

Из книги автора

Из книги автора

§79. Происхождение каждого человека и в частности происхождение душ. Хотя все люди происходят, таким образом, от прародителей путем естественного рождения: однако же, тем не менее, Бог есть Творец и каждого человека. Разность только в том, что Адама и Еву Он создал

Когда мы слышим понятия «инки», «майя» или «ацтеки», то мысленно переносимся за океан, в горы и джунгли американского континента. Именно там обитали эти малоизвестные человечеству племена индейцев ¬– создателей цивилизации инков, ацтеков и майя, кратко о которых мы и поговорим дальше. Из истории знаем о них только то, что они были искусными мастерами. Инки строили большие города, соединявшиеся такими дорогами, как будто по ним мчались автомобили. Пирамиды возвели наподобие египетских, но по местным религиозным воззрениям. Ирригационные каналы позволяли кормить народ собственной сельскохозяйственной продукцией.

Инки создали календари, летоисчисление и письменность, имели обсерваторию и хорошо ориентировались по звездам. И вдруг в одночасье, — все цивилизации исчезли. Над разгадкой о причинах довольно странного, даже с позиций современной науки, социально-демографического явления трудятся многие ученые. Первой представим цивилизацию инков в кратком описании.

Древние инки

Если рассматривать географическую карту южноамериканского материка, то бросится в глаза его вертикальное деление горами Анды. К востоку от гор простирается Тихий океан. Эту местность, ближе к северу, в 11-м – 15-м веках облюбовало древнейшее индейское племя инков, – на их языке произносится как «кечуа». За такой короткий период по известной масштабности трудно создать уникальную и одну из раннеклассовых цивилизаций Мезоамерики. Инки в этом преуспели, возможно, с некоторой сторонней помощью.

Она простиралась на пять тысяч километров с севера на юг, – это ровно половина протяженности РФ. В нее входили территории, полностью или частично, восьми современных латиноамериканских стран. Эти края населяли около двадцати миллионов человек.

Археологи утверждают: культура кечуа начиналась не на пустом месте. Доказано, что значительная часть либо пришла к кечуа извне, либо они поселились на чужой территории и присвоили достижения предшествующих цивилизаций.

Инки были хорошими воинами и не гнушались захватами новых территорий. От культуры Мочика и государства Кари они могли перенять технологию изготовления цветной керамики, прокладки каналов на поля, от Наска – устройство подземных водопроводов. Перечень можно продолжать.

В чем преуспели сами кечуа, так это в камнерезном деле. Блоки для зданий так ювелирно отесывали, что при их укладке не требовался связующий материал. Вершиной зодчества является группа храмов под общим названием Золотой двор с храмом бога Солнца. Верховные правители кечуа просто обожали золото, им были покрыты дворцы императора от пола до потолка. Всю эту роскошь испанские конкистадоры переплавили и в слитках перевезли домой. Лишь величественные пирамиды на безжизненной земле напоминают о былом величии.

Древние майя

У племени майя было все, что характеризовало древние цивилизации, кроме колеса и инструментов из металла. Инструменты качественно вытачивали из крепкого камня, даже для распила дерева.

Майя умело возводили здания, используя редкие для тех времен арочные перекрытия, а знание геометрии помогало правильно прокладывать ирригационные каналы. Они первыми узнали, как получить цемент. Их хирурги проводили операции скальпелем из застывшего стекла.

Как и инки (кечуа), майя имели большие познания о космосе и звездах. Но вряд ли кто из них мог владеть космическими аппаратами. Но тогда зачем им была нужна купольная башня-обсерватория, сохранившаяся до наших дней? Здание стоит так, чтобы лучше было ориентироваться на орбиту самой яркой планеты. Только лишь для создания календаря, направленного на эту планету? Очевидно, были и другие планы. Недаром на скалах есть загадочные изображения летающих людей.

Существует и такая версия происхождения майя: возможно, они приплыли в Америку на кораблях с другого континента. Как и инки, майя использовали опыт более развитой цивилизации – ольмеков, которые непонятно откуда появились на американском континенте. Например, их опыт приготовления напитков из вещества, похожего на шоколад, а в религии переняли божеств в виде животных.

Майя исчезли в 10-м веке нашей эры. И инков, и майя, и ольмеков постигала одна и та же судьба, – их цивилизации прекратили существование в самом расцвете. Ходовые две версии гибели майя – экология и завоевания. В пользу второй свидетельствуют артефакты нахождения на территории, где жили майя, других племен.

Древние ацтеки

На плодородных землях Мексиканской долины веками жили до десятка племен. В начале 14-го столетия там появилось племя тепанеков. Воинственное, до невозможности жестокое, оно покорило все другие племена. Их союзниками в захватах территорий было малочисленное племя теночков.

Это и были ацтеки. Этим именем их называли соседние племена. Ацтеки изгнаны другими племенами на пустынный остров. И отсюда пошла власть ацтеков на всю долину Мексики, где уже проживали до десяти миллионов человек. Вели торговлю со всеми, кто принимал их. В городах проживали тысячи людей. Государство разрослось до невиданных размеров.

Считается, что Инки пришли в долину Куско, где основали столицу империи, около 1200 г. Американский археолог Дж. X. Роу, проводивший раскопки в районе Куско, предположил, что до первой половины XV в. государству инков принадлежало всего несколько горных долин, и начинал отсчёт имперского периода с 1438 г. - даты, когда правитель государства Инка Пачакути Юпанки разбил воинственных индейцев-чанка и присоединил к своему государству «западную часть света». Однако цивилизация Инков наверняка осуществляли экспансию и до разгрома чанка, но она была направлена в основном к югу от Куско.

В 1470 г. армии Инков подступили к столице . После длительной осады империя Чиму пала. Многих искусных ремесленников победители переселили в свою столицу - Куско. Вскоре Инки покорили и другие государства, включив их в свою новую империю: Чинча на юге Перу, Куисманку, объединявшую при-брежные долины центральной части страны, в том числе и храмовый город Пачакамак, небольшие государства Кахамарка и Сикан на севере.

Но наследие империи Чиму не пропало. Иперия Инков не стала разрушать столицу Чан-Чан и сохранили в целости дороги, каналы, террасные поля, сделав эти земли одной из самых процветающих провинций. Многовековая культура индейцев Перу стала основой древней цивилизацией.

От поражающих воображение чудес и сокровищ империи Инков до наших дней не дошло почти ничего. Захватив правителя инков Атауалыту, испанцы потребовали - и получили-в качестве выкупа за его жизнь 7 т золотых и около 14 т серебряных изделий, которые тут же переплавили в слитки. После того как конкистадоры казнили Атауалыту, Инки собрали и спрятали остававшееся в храмах и дворцах золото.

Поиски пропавшего золота продолжаются и поныне. Если когда-нибудь археологам посчастливится найти эту легендарную сокровищницу, мы, несомненно, узнаем о цивилизации «детей Солнца » много нового. Сейчас же количество изделий инкских мастеров можно пересчитать по пальцам - это золотые и серебряные фигурки людей и лам, великолепные золотые сосуды и нагрудные диски, а также традиционные ножи туми в форме полумесяца. Объединив собственные технологии с традициями ювелиров Чиму, инкские металлурги достигли совершенства в обработке драгоценных металлов. Испанские хронисты записали историю о золотых садах, украшавших храмы, посвященные Солнцу. Достоверно известно о двух из них - в прибрежном городе Тумбес на севере империи и в главном свя-тилище Куско, храме Кориканча. Деревья, кустарники и травы в садах были сделаны из чистого золота. Золотые пастухи пасли на золотых лужайках золотых лам, а в полях зрела золотая кукуруза.

Архитектура

Вторым высочайшим достижением инков можно по праву считать архитектуру. Уровень обработки камня при инках превосходит лучшие образцы мастерства каменотёсов Чавина и Тиауанако. Простые, «типовые», здания строились из небольших камней, скреплённых глиняно-известковым раствором - пирка. Для дворцов и храмов использовались гигантские монолиты, не скреплённые между собой никаким раствором. Камни в таких сооружениях держатся за счёт многочисленных выступов, цепляющихся друг за друга. Примером может служить знаменитый двенадцатиугольный камень в стене в Куско, так плотно пригнанный к соседним глыбам, что между ними нельзя просунуть даже лезвие бритвы.

Архитектурный стиль инков суров и аскетичен; здания подавляют своей мощью. Однако когда-то многие постройки были украшены золотыми и серебряными пластинами, придававшими им совершенно иной облик.

В городах инки использовали плановую застройку. Основным элементом города был канча - квартал, состоявший из жилых домов и складов, расположенных вокруг двора. В каждом крупном центре имелись дворец, казармы для солдат, храм Солнца и «монастырь» для посвященных Солнцу девственниц аклья.

Великие дороги Инков

Все города империи связывались между собой сетью превосходных дорог . Две главные магистрали, к которым примыкали дороги поменьше, соединяли крайние точки на севере и юге страны. Одна из дорог шла по побережью от Гуаякильского залива в Эквадоре до реки Мауле, южнее современного Сантьяго. Горная дорога, называвшаяся Капак-кан (Царский путь), начиналась в ущельях севернее Кито, пройдя через Куско, сворачивала к озеру Титикака и обрывалась на территории современной Аргентины. Обе эти артерии вместе с примыкавшими к ним второстепенными дорогами тянулись более чем на 20 тыс. км. Во влажных местах дороги мостили или заливали водонепроницаемой смесью из листьев маиса, гальки и глины. На засушливом побережье дороги старались прокладывать по участкам выхода твёрдых пород. На болотах возводились каменные дамбы, снабжённые дренажными трубами. Вдоль дорог устанавливались столбы, указывавшие расстояние до населённых пунктов. Через равные промежутки имелись постоялые дворы - тамбо. Ширина полотна на равнинах достигала 7 м, а в горных ущельях сокращалась до 1 м. Дороги прокладывали по прямой линии, даже если для этого приходилось долбить тоннель или срубать часть горы. Инки построили замечательные мосты, самые знаменитые из которых висячие, предназначенные для переправы через горные потоки. На каждой стороне ущелья возводились каменные пилоны, к ним прикреплялись толстые канаты - два служили перилами, а три поддерживали полотно из ветвей. Мосты были так прочны, что выдерживали испанских конкистадоров в полном вооружении и верхом на лошадях. Местным жителям вменялось в обязанность раз в год менять канаты, а также ремонтировать мост в случае надобности. Крупнейший мост подобной конструкции через реку Апуримак имел 75 м в длину и висел в 40 м над водой.

Дороги стали основой империи , раскинувшейся на огромном пространстве от Эквадора на севере до Чили на юге и от Тихоокеанского побережья на западе до восточных склонов Анд. Уже само название государства претензий на мировое господство. Это слово на языке кечуа означает«четыре соединённые между собой страны света». По странам света происходило и административное деление: на севере находилась провинция Чинчасуйю, на юге - Кольясуйю, на западе - Контисуйю и на востоке - Антисуйю.

В период правления самых знаменитых императоров - Тупак Юпанки, занявшего престол в 1463 г, и Вайно Капака (1493-1525 гг.) государство окончательно обрело черты централизованной империи.

Общество

Во главе государства стоял император - Сапа-Инка, Единственный Инка. Была проведена перепись населения империи и введена десятичная административная система, с помощью которой собирались налоги и вёлся точный подсчёт подданных. В ходе реформы всех наследственных вождей заменили назначаемыми губернаторами - кураками.

Всё население страны несло трудовые повинности: обработку государственных полей маиса и батата (картофеля), содержание государственных стад лам, воинскую службу и работы на строительстве городов, дорог и рудниках. Кроме того, подданные обязаны были уплачивать и натуральный налог - тканями и скотом.

Широко распространилась практика массовых переселений на покорённых территориях. Язык кечуа, на котором говорили инки, был объявлен официальным языком империи. Обитателям провинций не запрещалось пользоваться и своим родным языком. Обязательное знание кечуа требовалось только от должностных лиц.

Письменность

Считается, что инки не создали собственной письменности. Для передачи информации у них существовало узелковое письмо «кипу», великолепно приспособленное для нужд управления и экономики. Согласно одной из легенд, у инков некогда имелась письменность, даже книги, но все они оказались уничтожены правителем реформатором Пачакути, «переписывавшим историю». Исключение было сделано лишь для одной, хранившейся в главном святилище империи Кориканча. Грабившие столицу древней цивилизации Инков испанцы обнаружили в Кориканче покрытые непонятными знаками холсты, вставленные в золотые рамы. Рамы, разумеется, переплавили, а холсты сожгли. Так погибла единственная писаная история империи инков.

История империи Инков

Империя инков - самое крупное из всех существовавших в древней Южной Америке государств, которое существовало с 11 по 16 века нашей эры. Его территория была весьма обширна - она занимала земли от современного колумбийского города Пасто до реки Мауле в Чили. В целом в ее состав входила вся территория современных государств Перу, Боливия и Эквадор, если не считать его восточных регионов, заросших непреодолимой сельвой. Также в ее состав входила часть современных Чили, Аргентины и Колумбии. Впервые европейцы попали сюда уже после разорения ацтекского Теночтитлана в Центральной Америке - сюда прибыл португалец Алежу Гарсия в 1525 году. Империя инков сумела продержаться под ударами конкистадоров, заинтересовавшихся новыми землями, вплоть до 1572 года, однако уже в 1533 году держава инков потеряла большую часть территории. Сегодня существует гипотеза, согласно которой древние инки сумели скрыться в ненайденном городе Пайтити вплоть до середины 18 века.

Согласно исследованиям археологов, инки не самостоятельно стали одним из самых развитых (относительно) народов в обеих Америках. Большую часть из своих достижений древние инки переняли у прежних народов, а также у тех народов, которые они подчинили. До того, как инки установили свой контроль над значительной частью Южной Америки, на этом континенте имели место и другие цивилизации. В частности, культура Моче, развившая ирригационные системы, Уари, на которую больше всего походила образовавшаяся держава инков, культура Чиму с уникальной архитектурой и многие другие.

Возле Андской горной цепи и на побережье, прилегающем к ней в период с первого тысячелетия до н.э. до первого тысячелетия н.э. появились сравнительно продвинутые цивилизации, экономической основой которых являлось земледелие. История государства инков началась в 12 веке н.э. на побережье озера Титикака заявил о себе народ, правителем которого стал Инка, давший название своим людям. Проживали на старом месте инки кратко, недолго. Верховный правитель принял решение переселить своих людей в город Куско, с чего и началась история инков и их экспансия на окрестные земли. Уже к 15-16 веке цивилизация инков распространилась на значительную часть территории нынешних государств Эквадор, Перу, Боливия, Чили, Аргентина, и даже дотянулись до современной Колумбии.

Вождь Инка Манко Капаку, благодаря которому началась история государства инков, построил город Куско на высоте больше 3,4 тысячи метров над уровнем моря. Город раскинулся в глубокой долине меж двумя цепями горной гряды. При его правлении территория государства постепенно увеличивалась. Последующие вожди начали носить титул Инка как означающий царя. Инка Яуар Уакак организовал в империи нечто вроде регулярной армии, которая, впрочем, стала наибольшей силой во всей Южной Америке. Однако наибольшие завоевания пришлись на период правления Инки Пачакути, благодаря которому история инков перешла в период империи.

Однако в 15 веке инки, кратко говоря, не были дружны между собой. После правления одиннадцатого Инки - Уайна Капака осталось два сына, которые начали войну между собой, разделив империю на два противоборствующих лагеря. Война завершилась победой Атауальпы над Уаскаром, незадолго до прихода испанских конкистадоров.

Проводя свои завоевания, инки одинаково эффективно использовали как свою армию, так и политику - они склоняли к сотрудничеству элиту в тех местах, которые подвергались завоеванию. При этом перед нападением инки несколько раз посылали правителям тех или иных земель предложение о присоединении к империи. Цивилизация инков, распространяясь все дальше по континенту, вынуждала изучать их язык все покоренные народы. Также на захваченных территориях насаждались законы и обычаи. Впрочем, они не запрещали местные верования при условии, что покоренные народы будут поклоняться верховному инкскому божеству - Инти. Кроме того, активно поддерживались народные ремесла, каждый покоренный народ носил свои наряды. Это было сделано с тем, чтобы по одежде можно было определить статус и происхождение любого жителя империи инков.

Страна инков отличалась четким разделением общества на воинов и тех, кто ими не являлся. Руководить армиями инков могли только непосредственно представители царствующей верхушки империи, или же их ставленники, которые обязательно должны были относиться к этносу инков. Интересно, что страна инков не была полностью монархической - власть в ней принадлежала не только правителю Инке, но и губернатор столичного города Куско. Согласно сведениям историка Хуана де Бетансоса, он занимался хозяйственными делами в империи, и обеспечивал армии всем необходимым.

Раздел 2 - Храм Инков

В данной краткой статье будет идти повествование о древнейшем храме цивилизации Инков

Раздел 3 - Город инков

Хотя центр инкской империи находился в городе Куско, в массовой культуре получил широкое распространение иной город инков - Мачу-Пикчу

Империя инков была самой большой империей в доколумбовой Америке и, возможно, крупнейшей империей в мире, существовавшая в начале 16 века.

Его политическая структура была самой сложной среди всех коренных народов Северной и Южной Америки.

Административный, политический и военный центр империи находился в Куско (современный Перу).

Цивилизация инков возникла на высокогорьях Перу в начале 13 века. Последняя крепость была завоевана испанцами в 1572 году.

С 1438 по 1533 год инки населяли большую часть западной части Южной Америки, в центре которой находились Андские горы. На пике своего развития империя инков включала в себя территории Эквадора, западной и центральной Боливии, северо-западной Аргентины, северной и центральной части Чили, а также некоторые земли юго-западной Колумбии.

Официальным языком был Кечуа. В империи существовало множество форм поклонения богам, однако правители поощряли поклонение Инти — верховному богу инков.

Инки считали своего царя, Сапу Инку, «сыном солнца».

Империя инков была уникальна тем, что в ней не было ничего из того, чем славились цивилизации Старого Света.

Например, у жителей не было колесных транспортных средств, рогатого скота, не хватало им и знаний о добыче и обработке железа и стали, также у инков не было структурированной системы письма.

Характерными для империи инков являлись монументальная архитектура, система дорог, охватывающая все уголки империи и особый стиль ткачества.

Ученые считают, что экономика инков была феодальной, рабской и социалистической одновременно. Считается, что денег и рынков у инков не было. Вместо этого жители обменивались товарами и услугами по принципу бартера.

Своего рода налогами считался сам труд человека на благо империи (например, выращивание сельскохозяйственных культур). Правители инков в свою очередь поддерживали труд людей и на праздники устраивали масштабные пиры для своих подданных.

Название «инки» переводится как «правитель», «лорд». В Кечуа термин используется для обозначения правящего класса или правящей семьи.

Инки составляли небольшой процент от всех жителей империи (от 15 000 до 40 000 человек при общей численности населения в 10 млн человек). Термин «инки» испанцы стали использовать для обозначения всех жителей империи.

История

Империя инков была ведущей цивилизацией в Андах, история которой насчитывала тысячи лет. Андская цивилизация — одна из пяти цивилизаций в мире, которую ученые называют «первозданной», то есть коренной, а не производной от других цивилизаций.

Империи инков предшествовали две большие империи в Андах: Тиванаку (около 300-1100 гг. н.э.), расположенная вокруг озера Титикака, и Уари (около 600-1100 гг. н.э.), сосредоточенная вблизи современного города Айякучо.

Уари располагался на территории Куско около 400 лет.

По преданиям инков, их предки появились из трех пещер: братья и сестры, вышедшие на новые земли со временем построили храм из камня и стали заселять земли вокруг. В скором времени они добрались до Куско и стали строить свои жилища на всей территории.

Империя расширялась. Основателем ее считают Айяра Манко.

Правители империи менялись довольно часто. Царствовать большими территориями хотели многие. Однако ко времени прихода на земли инков конкистадоров все племена объединились в едином стремлении сохранить свою независимость.

Испанские конкистадоры во главе с Франсиско Писарро и его братьев добрались до заветных земель инков к 1525 году. В 1529 году король Испании дал разрешение на завоевание богатых земель в Северной и Южной Америке.

Военные силы европейцев вторглись на земли инков в 1532 году, когда население было деморализовано очередной войной за власть над империей.

В это же время в Центральной Америке буйствовала оспа, которая стала причиной гибели большого числа местного населения.

Европейские солдаты под предводительством Писарро вторглись на земли инков и, имея технологическое превесходство над «полудикими» инками, быстро заполучили власть над территориями (также испанцы нашли союзников, которые были негативно настроены к политике императоров инков).

Конкистадоры насадили в регионе христианскую веру, разворовали дома жителей и поставили во главе империи своего наместника. А в 1536 году была уничтожена последняя крепость инков, свергнут император, и испанцы получили власть над всей территорией огромной империи.

Население и язык

Число людей, населяющих империю во время ее расцвета, доподлинно неизвестно. Историки называют цифры от 4 до 37 миллионов.

Основной формой коммуникации в империи был язык инков, а также различные диалекты кечуа.

Фонетически языки различались очень сильно: жители Анд могли не понимать население, проживающее рядом с Колумбией.

Некоторые языки сохранились до сих пор (например, язык Аймара, на котором говорят некоторые жители Боливии по сей день). Влияние инков пережило их империю, так как завоевавшие земли испанцы продолжали использовать для общения язык кечуа.

Культура и быт

Археологи до сих пор находят уникальные предметы, связанные с жизнью и бытом инков.

Архитектура была самым востребованным искусством в империи. Важнейшие сооружения были созданы из камня (с применением особой кладки).

Также историки находят свидетельства о том, что инки интересовались ткачеством, а также науками: математикой, летоисчислением в принципе, медициной и др.

Открытия инков в некоторых областях стали фундаментом для развития научной мысли во всем мире (особенно в Европе).