Финансирование инновационной деятельности компаний. Финансирование инновационной деятельности

Финансирование инновационной деятельности

Глава 4. Финансирование и оценка эффективности инноваций

Любой инновационный процесс требует выделения определенных фи­нансовых средств на его осуществление. Мелкие, средние и даже круп­ные компании часто сталкиваются с проблемой недостаточного фи­нансирования инновационных проектов. Можно выделить три основ­ных препятствия на пути аккумулирования финансовых ресурсов:

1) планируемая инновация может быть настолько риско­ванной, а будущие доходы настолько непрогнозируемыми, что руко­водство фирмы отказывается финансировать проект из собственных средств.

2) если фирма планирует финансировать инновацию за счет заемных средств, а получение прибылей по проекту ожидается лишь в долгосрочной перспективе, убедить кредитора в потенциале инновационного проекта представляется достаточно сложным.

3) может сложиться ситуация, когда инвестор выделя­ет средства на определенный проект, а руководство фирмы решает использовать эти заемные средства для частичного финансирования другого нововведения. В результате на стадии реализации проек­та средств оказывается недостаточно и одно из направлений закры­вается.

Для того чтобы найти решение дефицита финансовых средств, не­обходимо обратиться к изучению существующих источников финан­сирования инновационной деятельности.

По происхождению источники финансирования инноваций можно раз­делить на внутренние и внешние.

Внутренние источники . Существует несколько вариантов исполь­зования внутренних средств компании для финансирования иннова­ционных проектов.

1) Одним из основных источников является нерас­пределенная прибыль компании. Нераспределенная прибыль остает­ся после выплаты из чистой прибыли дивидендов по акциям. Однако многие фирмы, особенно начинающие, не имеют достаточной прибы­ли для финансирования инноваций.

2) Еще одну возможность представляют имеющиеся у фирмы активы . Сформированные для реализации одних проектов, эти активы могут быть использованы по принципу синергии. Например, компания Chrysler («Крайслер») увеличила долю использования собственных средств при реализации очередного инновационного проекта по выпуску но­вой модели минивена за счет использования уже имеющихся у нее технологий и компонентов. Важнейшие механизмы двигателя и транс­миссии были взяты с моделей «Dodge Omni» и «Plymouth Horizon».

3) Компания может также увеличивать свои краткосрочные обяза­тельства (обычно кредиторскую задолженность) как источник финан­сирования инновационных проектов.

4) Последним внутренним источ­ником является сокращение дебиторской задолженности (сокраще­ние доли, в частности, за счет продажи права взыскания).


Внешние источники . Компания может привлекать дополнительные средства либо за счет увеличения акционерного капитала (дополни­тельная эмиссия акций), либо за счет получения заемных средств .

Заимствование средств, для финансирования инновационной дея­тельности, может осуществляться за счет получения кредитов и вы­пуска облигаций . В общем виде кредитование, осуществляемое бан­ками и инвестиционными фондами, может быть специализированным (проектным ) и корпоративным . В случае использования формы про­ектного кредитования финансовые средства предоставляются под кон­кретный проект на основе представленного заемщиком бизнес-плана, а кредитор осуществляет полный контроль над использованием вы­деленных средств. Процентные ставки по таким кредитам, а также решения о сроках и графиках погашения, вариантах покрытия и обес­печения кредитов определяются в каждом конкретном случае в за­висимости от множества факторов (кредитной политики банка, типа компании, характеристик инновационного проекта и т. д.).

Банк также может принять решение о кредитовании фирмы в це­лом - корпоративное кредитование , вне зависимости от направлений использования средств.

Дополнительная эмиссия обыкновенных и привилегированных акций позволяет компании достаточно быстро привлечь финансовый капитал и ограничить размер внешнего долга. Она может осущест­вляться в виде публичного размещения и целевого размещения среди частных лиц и компаний . Первая форма свойственна уже стабильно действующим на рынке компаниям с устоявшейся репутацией.

Вторая форма - целевое размещение - более характерна для со­всем молодых фирм и венчурных компаний. В этом случае основными покупателями их акций становятся частные инвестиционные компа­нии или фонды.

В роли инвесторов выступают компании с диверсифицированным инвестиционным портфелем, в котором есть определенная доля вы­сокорисковых инвестиций. Это пенсионные фонды, частные инве­стиционные фонды, банки, страховые компании. В роли инвесторов могут выступать также нефинансовые институты - компании и фи­зические лица. В силу того что вышеназванные инвесторы не всегда имеют полное представление об инновационных проектах, в которые инвестируют, они могут полагаться на посредника.

Инновационный характер развития современной мировой экономики приводит к усилению неопределенности условий принятия инвестиционных решений в результате ужесточения конкуренции и сокращения жизненного цикла многих видов продукции. Для российской экономики развитие инновационной деятельности является не только объективной необходимостью, но и фактором выживания на рынке международного разделения труда.

В настоящее время одним из основных факторов, тормозящих развитие инновационных процессов в России, является дефицит инвестиционных ресурсов для финансирования исследований и разработок в высокотехнологичных секторах экономики и дальнейшего внедрения их результатов в производство. Россия значительно отстает от промышленно развитых стран Запада и даже от некоторых стран БРИК по объемам инвестирования в инновационный сектор.

Проблемы инвестирования инновационной деятельности в России на современном этапе осложняются тем, что отсутствует реальная эффективная поддержка инновационных процессов со стороны государства.

Так, общие расходы на НИОКР в последнее десятилетие не превышали в России 1,0-1,1 % ВВП в год, в то время как в США, Японии и Германии - лидерах в области высоких технологий - этот показатель ежегодно составлял не менее 2,5-3 % ВВП .

В настоящее время государство пытается увеличить объемы финансирования инновационной сферы. Растут объемы бюджетного финансирования инноваций, формируется система государственных институтов поддержки наукоемких предприятий и отраслей на федеральном уровне, таких как Роснано, Российская венчурная компания. Однако возможностей государства явно недостаточно для обеспечения быстрого роста высокотехнологичных производств в силу ограниченности бюджетных ресурсов.

Многогранность инновационной деятельности (включая генерирование идей, создание новой продукции, применение нового сырья, разработку новых технологий, формирование новых организационных структур и освоение новых рынков) и разная степень возможного результата инновационного процесса требуют различных вариантов инновационной деятельности и обусловливают многообразие источников ее финансирования.

В системе финансового обеспечения инновационного развития экономики важное место принадлежит, как уже отмечалось, бюджетному финансированию. Поскольку бюджетные деньги - это, прежде всего, длинные деньги, только за счет этих средств могут осуществляться проекты с длительными сроками окупаемости или вовсе не- окупаемые. Практически во всех случаях, когда нужны масштабные инвестиции, а сроки окупаемости - длительные, бюджетное финансирование является абсолютно необходимым.

Кроме того, средства бюджета можно перераспределять между отраслями и регионами в силу необходимости развития приоритетных направлений и бюджетного стимулирования инновационной деятельности.

Финансирование инновационной деятельности за счет бюджета должно осуществляться в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и направляться на решение крупномасштабных научно-технических проектов, а также на поддержку среднего и малого инновационного предпринимательства.

В реальной действительности роль бюджетного стимулирования инновационной деятельности во многом определяется экономическими и политическими факторами и ролью государства в обществе. В настоящее же время Министерство финансов РФ направляет бюджетные средства не на финансирование инновационного развития страны, а в резервные фонды, размещаемые за рубежом.

Эпицентр инвестирования инноваций переместился из государственного сектора на уровень отдельных компаний и предприятий. Инновационная деятельность может осуществляться не только генераторами инновационных идей. Многие компании могут участвовать в этой деятельности в качестве портфельных или даже прямых инвесторов.

Финансовый кризис вскрыл глубокие проблемы и противоречия российской экономики, ее неготовность к вызовам глобализации. К концу 2009 г. был сформулирован курс на модернизацию экономики, а также курс на инновационный путь развития экономики, в рамках этого курса была разработана и принята «Стратегия Российской Федерации в области развития науки и инноваций на период до 2015 года». Важную роль в реализации данного курса должен сыграть финансовый рынок.

Финансовые кризисы всегда означают резкое повышение рисков и неуверенность предпринимателей в будущих инвестиционных проектах, исчезновение доверия между кредиторами и должниками. По этим причинам ожидать отдачи от финансового рынка в разгар кризиса нельзя. Однако анализ того, как работал финансовый рынок накануне и во время кризиса, а также как работает сейчас, дает основания предполагать, что российский финансовый рынок в настоящий момент не в состоянии в полной мере решать задачи реструктуризации и модернизации экономики, а также внедрения инноваций.

Это обусловлено рядом причин.

Во-первых, при действующей системе регулирования доходность вложений от спекулятивных стратегий на финансовом рынке, например стратегии carry trading или использования плеча с помощью заимствования средств через сделки РЕПО, оказывается выше, чем от вложений в новые производственные мощности или в инновационные технологии.

Во-вторых, в силу переориентации многих банков от кредитования в пользу инвестиций в корпоративные облигации ими утрачиваются навыки проектного финансирования реальной экономики, а обеспечивающий привлечение краткосрочных инвестиционных ресурсов рынок рублевых облигаций не является источником пополнения реального капитала компаний, а тем более не является источником финансирования нововведений. В промышленно развитых странах основной объем (60-70 %) расходов на НИОКР финансируется частным капиталом, а не государством. В частности, за рубежом, особенно в западноевропейских странах, важную роль в привлечении финансовых ресурсов в инновационную сферу играют коммерческие банки. Банковская система России слаба и не способна осуществлять масштабное кредитование экономики.

Как показывает анализ мирового опыта, одним из эффективных способов привлечения банковского капитала в инновационный сектор является развитие механизмов ГЧП (государственно-частного партнерства), в рамках которого государство и кредитные институты осуществляют совместное финансирование новых разработок. При этом государство принимает на себя те виды инвестиционных затрат и рисков, которые неприемлемы для банков.

В России роль банков в поддержке инноваций пока невелика. По ряду экспортных оценок, их вклад в финансирование внутренних затрат на НИОКР не превышает сегодня 4-5 %, что явно не соответствует потребностям национальной экономики. Банки неохотно вкладывают деньги в проекты, связанные с разработкой и внедрением высоких технологий, поскольку эти проекты имеют, как правило, высокий уровень риска.

В-третьих, на российском рынке не развиты традиционные институты инноваций в виде фондов прямых инвестиций и фондов венчурного финансирования. Наконец, в России не работает система долгосрочных сбережений населения. Кроме того, неблагоприятный инвестиционный климат затрудняет привлечение прямых иностранных инвестиций и долгосрочных портфельных вложений. Анализ зарубежного опыта показывает, что необходимо активно использовать различные инструменты фондового рынка для технологического перевооружения приоритетных отраслей народного хозяйства и внедрения инноваций в производство.

Анализ реальной российской практики показывает, что в основе роста рынка корпоративных облигаций с начала 2004 г. до июля 2008 г. лежала стратегия carry trading, осуществлявшаяся российскими банками и иностранными хедж-фондами. С августа 2008 г. по настоящее время, как отмечают ряд аналитиков, рост рынка рублевых облигаций основан на ресурсах, сконцентрированных в банках в результате оказания им антикризисной поддержки государством при стагнации роста кредитных портфелей.

Одним из обязательных условий при выпуске корпоративных облигаций в большинстве случаев являлась гарантия эмитентов в форме оферты, предоставлявшая владельцам облигаций право на предъявление их к выкупу эмитентом через один-три года с момента размещения ценных бумаг. Данные оферты по существу меняли природу долгосрочных облигаций, превращая их в инструменты относительно краткосрочных финансовых ресурсов. Эти ресурсы, привлекаемые с помощью выпуска облигаций, активно использовались эмитентами для осуществления финансирования сделок слияний и поглощений, рефинансирования кредитов, для активной экспансии бизнеса и иных относительно краткосрочных целей. Из-за относительной краткосрочности облигационного финансирования и низкой доходности вложений в формирование новых основных фондов, а также в развитие новых технологий роль облигаций в финансировании реального сектора экономики до сих пор остается минимальной, тем более данные инструменты не могут быть использованы для финансирования инновационных разработок.

Более эффективным инструментом привлечения средств для финансирования основных фондов, чем выпуск корпоративных облигаций, являются публичные размещения акции в форме IPO и SPO. Это обусловлено тем, что средства от проведения IPO являются более долгосрочными. Наиболее активно IPO акции проходили в 2006 и 2007 гг., когда компании привлекли соответственно 17,0 млрд долл, и 33,0 млрд долл. Это дало возможность компаниям часть средств направить на приобретение основных фондов. Однако значительная часть ресурсов, привлекаемых на фондовом рынке, направлялась на выкуп бизнеса у прежних владельцев, рефинансирование долгов и обслуживание сделок по слиянию и поглощению компаний.

Таким образом, говорить о том, что значительная часть поступлений от размещения акций и тем более корпоративных облигаций способствует модернизации экономики, внедрению новых технологий, пока не приходится. Более того, объем средств, которые компании привлекают с помощью размещения акций и корпоративных облигаций и затем направляют на приобретение новых основных фондов, составляет крайне малую долю в источниках финансирования основных средств.

Главными источниками финансирования основных средств компаний реальной экономики остаются их собственные накопления, помощь государства, внебюджетные фонды и кредиты банков. На их долю приходится около 70 % всех источников инвестиций в основные фонды. В течение 2000-х годов, несмотря на активный рост фондового рынка вплоть до 2008 г., доля средств, привлекаемых с помощью эмиссии облигаций и акций, в источниках финансирования даже основного капитала компаний оставалась незначительной. По экспертным оценкам, в 1999 г. она составляла 0,7 % от всех источников финансирования основных фондов, а в 2008 г. увеличилась всего до 1,6 %.

Проблемой российской экономики с точки зрения развития инновационной деятельности является слабость индустрии фондов прямых инвестиций и венчурных фондов. Эти фонды можно подразделить на фонды, созданные в офшорных зонах за рубежом, и закрытые паевые инвестиционные фонды, осуществляющие деятельность на основании Федерального закона от 14 ноября 2001 г. «Об инвестиционных фондах» (в ред. 2007 г.).

Что касается закрытых ПИФов прямых инвестиций, то перспективы их развития пока под сомнением. В соответствии с законодательством об инвестиционных фондах любая информация о ПИФах прямых инвестиций как фондов, предназначенных лишь для квалифицированных инвесторов, в конце 2009 г. перестала быть публичной. Согласно требованиям ФСФР России фондовые биржи создают специализированные секции торгов для квалифицированных инвесторов, участникам которых будет доступна информация о таких фондах. В этой ситуации непонятно, как будут узнавать о действующих и новых ПИФах прямых инвестиций их потенциальные инвесторы, не имеющие статуса «квалифицированных», включая иностранных инвесторов. Данные фонды оказались вне поля зрения аналитиков и специалистов. Введенные ФСФР России информационные барьеры по деятельности ПИФов прямых инвестиций приведут лишь к резкому снижению интереса к ним потенциальных инвесторов, что отрицательно скажется на перспективах развития данных фондов в России.

Созданию и развитию частных фондов прямых инвестиций и венчурных фондов в России также препятствует отсутствие государственной стратегии инновационного развития. Дальнейшее развитие системы инноваций требует создания централизованных структур с их региональными представительствами, которые бы взяли на себя функции по координации усилий многочисленных организаций по содействию продвижению новых технологий в экономику, а также раскрытию информации о возможностях инновационных организаций для предприятий разного профиля.

Развитие инновационных компаний во многом зависит не только от формы деятельности, но и от финансовой поддержки.

Привлечение инвестиций будет одной из важнейших задач, стоящих перед организацией, осуществляющей инновационную деятельность.

Все источники финансирования, будь то предприятия, различные фонды или частные лица, участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным образом способствуют развитию инновационной деятельности, а значит, могут значительно повлиять на развитие инновационной компании.

Источники финансирования можно разделить на следующие виды:

  • государственные ресурсы;
  • ресурсы предприятий и других хозяйствующих субъектов.

Любой инвестор, вложивший ϲʙᴏй капитал, рассчитывает на получение прибыли. И прежде чем вложить средства, он тщательно проверит предмет финансирования. По϶ᴛᴏму не всегда компании имеют шанс получить большие средства от инвесторов. И дабы иметь возможность все же осуществлять инновационную деятельность, компания использует внутренние источники финансирования инновационной деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Нам крайне важно рассмотреть внутренние источники, т. е. ресурсы предприятий и других хозяйствующих субъектов.

К таким источникам ᴏᴛʜᴏϲᴙтся:

  • собственные средства;
  • заемные;
  • привлеченные.

Собственные средства – ϶ᴛᴏ прибыль, полученная организацией, амортизационные отчисления, нематериальные активы, временно ϲʙᴏбодные основные и оборотные средства, различные денежные средства, направленные на расширение производства.

Заемные средства – ϶ᴛᴏ бюджетные, банковские или коммерческие кредиты.

Привлеченные средства финансирования – ϶ᴛᴏ целевые взносы, прибыль от продажи собственных акций и т. д.

В первую очередь предприятие старается использовать ϲʙᴏи собственные средства для развития инноваций, однако не всегда ϶ᴛᴏ удается, по϶ᴛᴏму чаще всего компании прибегают к получению различных займов и кредитов, рассчитывая на получение прибыли от внедрения инновации и возвращение долга с выплатой процентных ставок.

Существует также еще один вариант получения заемных средств – венчурный капитал. Стоит заметить, что он представляет собой скупку фондами выпускаемых акций и облигаций компании, не рассчитанную на быстрое получение прибыль, но дающую возможность компании развиваться, эффективно осуществлять деятельность, что в конечном итоге приведет к получению наибольшей прибыли.

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что можно сделать вывод о том, что, используя внутренние источники финансирования, компания вполне в силах эффективно осуществлять инновационную деятельность, расширять производство, внедрять и применять новые технологии.

Инновационный менеджмент Маховикова Галина Афанасьевна

6.2. Источники финансирования инновационной деятельности

Финансирование инновационной деятельности – это процесс обеспечения и использования денежных средств, направляемых на проектирование, разработку и организацию производства новых видов продукции, на создание и внедрение новой техники, технологии, услуг, работ, разработка и внедрение новых организационных форм и методов управления.

После почти 10-летнего спада инновационной деятельности в период 2000–2004 гг. начался этап ее активизации.

Основными источниками финансирования инновационной деятельности до сих пор являются бюджетные средства; внебюджетные фонды; собственные средства.

Свыше 70 % организаций научно-технической сферы в настоящее время находятся еще в государственной собственности. Государственный сектор объединяет организации федеральных министерств и ведомств, органов управления республик, краев, областей, местных органов управления, а также организации Российской академии наук (РАН) и академий наук, имеющих государственный статус. В соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса РФ большинство академических организаций и часть организаций федеральных министерств и ведомств имеют организационно правовую форму государственного учреждения (бюджетного).

Источники финансирования инновационной деятельности предприятий подразделяются на внешние и собственные (внутренние). Учитывая, что инновационной деятельностью занимаются предприятия разных форм собственности (государственный сектор, предпринимательский, высшее образование, частный бесприбыльный), собственные источники финансирования направляются во все сектора инновационной деятельности, но с разными объемами. Так, в 2000 г. внутренние затраты на исследования направлялись в такой пропорции: 24,4 % – в государственный сектор; 70,8 % – в предпринимательский; 4,5 % – в высшее образование; 0,3 % – в частный бесприбыльный сектор. Отсюда видно, что внутреннее финансирование в предпринимательский сектор занимает первое место, в государственный сектор – второе.

Внешнее финансирование инновационной деятельности предполагает привлечение и использование средств государства, финансово-кредитных организаций, отдельных граждан и нефинансовых организаций.

Внутреннее финансирование инновационной деятельности осуществляется за счет собственных и приравненных средств предприятий. Сюда относятся:

1) доходы предприятия: часть прибыли от реализации (товарной продукции, выполненных НИР, строительно-монтажных работ, финансовых операций и др.);

2) поступления (амортизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, целевые поступления, другие поступления);

3) финансовые ресурсы, мобилизуемые на финансовом рынке (продажа собственных акций, облигаций и других видов ценных бумаг; кредитные инвестиции, финансовый лизинг, средства научных фондов, спонсорские средства);

4) финансовые ресурсы, поступающие в порядке перераспределения (страховое возмещение по наступившим рискам, финансовые ресурсы, поступившие от концернов, ассоциаций, отраслевых и региональных структур; финансовые ресурсы, формируемые на паевых (долевых) началах; дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов; бюджетные ассигнования и другие виды ресурсов).

Важнейшим финансовым источником являются бюджетные ассигнования. Они обеспечивают решение крупномасштабных научно-технических проблем. В условиях рыночной экономики заниматься такого рода исследованиями отраслевая и заводская наука не могут себе позволить. Исследования такого рода могут финансироваться из средств госбюджетов различных уровней и специализированных государственных фондов. Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:

1) финансирование федеральных целевых инновационных программ;

2) финансовое обеспечение перспективных инновационных проектов на конкурсной основе.

Чтобы получить государственную поддержку, необходимо учитывать следующие требования: а) участвовать в конкурсе могут инновационные проекты, направленные на развитие перспективных и развивающихся отраслей экономики при условии, что они частично финансируются (не менее 20 % необходимой суммы для реализации проекта) из собственных средств компании; б) срок окупаемости не должен превышать установленный норматив (как правило, 2 года); в) государственное финансирование инновационных программ, прошедших конкурсный отбор, может осуществляться за счет средств федерального бюджета, выделяемых на возвратной основе, либо на условиях предоставления части акций хозяйствующего субъекта в государственную собственность; г) государственные программы, предоставляемые на конкурс, должны иметь положительные заключения государственной экологической экспертизы, государственной ведомственной или независимой экспертизы.

Таблица 6.1

Структура инвестиций в РФ в 2003 г.

Как правило, средства государственного бюджета выделяются, в первую очередь, на производства:

Ориентированные на выпуск импортозаменяющей продукции, конкурентоспособных товаров и услуг;

Выпускающие продукцию, спрос на которую высок и будет сохраняться длительное время;

Осваивающие выпуск новых видов продукции или продукции более высокого класса.

Анализ показывает, что отечественная промышленность до недавнего времени финансировалась на две трети за счет собственных источников предприятий (прибыли, амортизационных отчислений) – табл. 6.1.

Из приведенных в таблице данных видно, что бюджетное финансирование промышленности в целом составляло 2,1 %. Топливно-сырьевые отрасли то же не могли «похвастаться» вниманием государственного финансирования.

В числе ведущих форм финансирования инновационной деятельности может выступать банковский кредит – средства, предоставляемые банком на установленный срок для использования на определенные цели. В настоящее время доля банковских кредитов составляет лишь 5 % всех вложений в развитие отечественной промышленности. За пользование кредитом банк взимает установленные проценты, размер которых зависит от срока займа, величины риска по проекту, характеристик заемщика и пр. В 2004 г. процентная ставка за кредит составляла 16 % в год. Перспективы расширения банковского кредитования промышленности в ближайшее время невелики, увеличение составит 2–3 % в год.

Широко распространенной формой финансирования инновационной деятельности выступает эмиссия ценных бумаг. С ее помощью в достаточно короткие сроки можно привлечь нужный объем денежных средств. Такая форма финансирования доступна для предприятий, организованных в форме закрытого или открытого акционерного общества. Она позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы путем размещения акций среди неограниченного круга инвесторов (заем денег у покупателей акций на неопределенное время) для осуществления перспективных инновационных проектов. Посредством эмиссии ценных бумаг производится замена инвестиционного кредита рыночными долговыми обязательствами, что способствует оптимизации структуры финансовых ресурсов, инвестируемых в инновационный проект. В момент учреждения акционерного общества осуществляется первичная эмиссия акций, при привлечении дополнительных средств – вторичная эмиссия. Именно вторичная эмиссия проводится, как правило, для получения средств на осуществление различных инновационных проектов (освоение и выпуск нового продукта, совершенствование технологии и т. д.). За последние полтора года в России зарегистрировано 50 эмиссий объемом привлеченного капитала $2 млрд. В целом российский фондовый рынок пока слабо выполняет функцию трансформации финансовых ресурсов в инвестиции.

Банковское кредитование обычно сориентировано на минимальный кредитный риск, поэтому доступ инновационных предприятий к кредитам всегда ограничен. Преодолевает названные недостатки банковского кредита венчурное финансирование инновационных проектов, выступая как форма и механизм финансирования деятельности небольших исследовательских и внедренческих фирм, научно-технических разработок, доводки и внедрения открытий, изобретений, любых нововведений, имеющих рисковый, но перспективный характер. Венчурные компании, фонды предоставляют денежные ресурсы на беспроцентной основе без гарантий их возврата, риск их велик, но в случае удачи риск компенсируется сверхприбылью, превышающей затраты в 30-200 раз. По опубликованным данным, в 15 % случаев венчурный капитал полностью теряется, в 25 % случаев возникают убытки в течение большего срока, чем планировалось, в 30 % – получают умеренную прибыль. Избежать больших потерь при венчурном финансировании можно при тщательном отборе проектов, за счет одновременного вложения средств в несколько инновационных проектов с разными сроками реализации.

Практика показывает, что большинство работающих в России и с Россией венчурных фондов созданы либо непосредственно международными организациями (в частности, под эгидой ЕБРР), либо в рамках межправительственных соглашений. Частные венчурные фонды немногочисленны. Сдерживает развитие венчурного капитала наряду с другими обстоятельствами отсутствие нормативно-законодательной базы.

Важнейшим звеном в передаче новейших видов оборудования, технических устройств в пользование потребителям является финансовый лизинг. Последний выступает как форма привлечения заемных средств в виде долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме в рассрочку. Срок действия договора по финансовому лизингу зависит от срока амортизации, он меньше или равен сроку полной амортизации предмета лизинга. В разных странах сроки лизинга определяются различными нормативными документами. После завершения срока действия договора предмет лизинга может быть передан в собственность лизингополучателю при условии полной выплаты сумм по договору лизинга. Лизинг – взаимовыгодная сделка для всех ее участников, он является эффективным средством ускорения реализации инновационных проектов, получил широкое распространение в мире. В США его доля составляет более 25 % в инновационных инвестициях, в Японии по лизингу реализуется примерно 90 % новых компьютеров.

Таблица 6.2

Индексы физического объема инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности

(в сопоставимых ценах; в процентах к предыдущему году )

Окончание табл. 6.2

В 2007 г. в основной капитал было вложено 6418,7 млрд рублей инвестиций, или 121,1 % к уровню 2006 г.

По видам экономической деятельности индексы физического объема инвестиции в основной капитал в 2005–2006 гг. приведены в табл. 6.2.

В 2007 г. в экономику России поступило $120,9 млрд иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше, чем в 2006 г.

По состоянию на конец 2007 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил $220,6 млрд, что на 54,3 % больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 50,2 % (на конец 2006 г. – 49,1 %), доля прямых инвестиций составила 46,7 % (47,5 %), портфельных – 3,1 % (3,4 %).

Основные страны-инвесторы в 2007 г. – Соединенное Королевство (Великобритания), Кипр, Нидерланды, Люксембург, Франция, Швейцария, Ирландия, Германия, США. На долю этих стран приходилось 84,0 % от общего объема накопленных иностранных инвестиций, на долю прямых – 84,0 % общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

Из книги Антикризисное управление автора Бабушкина Елена

41. Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов Поиск источников финансирования инвестиций уже давно стал одной из важнейших проблем, связанных с инвестиционной деятельностью.В современных условиях сформировалось большое

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

45. Источники финансирования дефицита бюджета Источники финансирования дефицита бюджетаутверждаются органами законодательной власти в законе о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлеченных средств.Кредиты Банка России, приобретение Банком

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

12. Источники финансирования дефицита федерального бюджета В ходе рассмотрения статей доходов и расходов может появиться дефицит. В таких случаях утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.Источники финансирования утверждаются органами законодательной

Из книги Коммерческая деятельность автора Егорова Елена Николаевна

39. Источники финансирования бизнеса Финансирование – это способ обеспечения предпринимательства денежными средствами.Существуют внутренние и внешние источники поступления денежных средств.Внутренние источники – это источники поступления денежных средств, которые

Из книги Коммерческая деятельность: конспект лекций автора Егорова Елена Николаевна

2. Источники финансирования бизнеса Финансирование – это способ обеспечения предпринимательства денежными средствами.После определения целей и направления предпринимательской деятельности основным вопросом становится вопрос финансирования операций. Необходимо

Из книги Инвестиции автора Мальцева Юлия Николаевна

32. Собственные источники финансирования инвестиций Собственные источники инвестиций – это общая стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на правах собственности и обеспечивающих его инвестиционную деятельность.К собственным источникам финансирования

Из книги Корпоративные финансы автора Шевчук Денис Александрович

Глава 2. ФОРМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Из книги Основы управления малым бизнесом в сфере парикмахерских услуг автора Мысин Александр Анатольевич

2.7. Дополнительные источники финансирования Франчайзинг представляет собой выдачу компанией физическому или юридическому лицу лицензии (франчайзы) на производство или продажу товаров или услуг под фирменной маркой данной компании и/или по его технологии. Контрактом

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

2.8. Внутренние источники финансирования

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

Источники финансирования Итак, прежде чем приступить к коммерческой деятельности, вам следует все основательно обдумать и составить план действий. Кроме того, вам, конечно, понадобятся деньги.Попробуйте в приведенной ниже таблице 12 хотя бы приблизительно определить

Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

86. Инвестиционная политика предприятий. Источники финансирования капитальных вложений При разработке инвестиционной политики предприятия целесообразно предусмотреть:- соответствие мероприятий, которые предполагается осуществить в рамках этой политики,

Из книги Инновационный менеджмент автора Маховикова Галина Афанасьевна

5.1.2. Федеральный бюджет и собственные средства предприятий – важнейшие источники финансирования Бюджетное финансирование. Кратко рассмотрим некоторые источники финансирования инноваций. Важнейшим источником финансирования инноваций является федеральный

Из книги Инвестиции в недвижимость автора Кийосаки Роберт Тору

37. Собственные источники финансирования инвестиционной деятельности. Кредитное финансирование (начало) Самыми надежными являются собственные источники финансирования инвестиций: не возникает проблемы, где взять источники финансирования, снижается риск

Из книги автора

38. Собственные источники финансирования инвестиционной деятельности. Кредитное финансирование (окончание) Способы амортизации: 1) линейный – годовая сумма амортизационных отчислений определяется, исходя из первоначальной стоимости объекта и нормы амортизации,

Из книги автора

6.1. Цели и задачи финансирования инновационной деятельности Чтобы обеспечить темпы и качество экономического роста, конкурентоспособность выпускаемой продукции на внутренних и внешних рынках, развитие всех отраслей народного хозяйства должно носить инновационный

Из книги автора

14. Скотт Макферсон. Источники финансирования для инвестиций в недвижимость Скотт Макферсон – ипотечный брокер, к которому я обращаюсь, когда хочу узнать, что в действительности происходит на рынке недвижимости. Он больше чем просто брокер. Скотт еще и инвестор,

В России, которые в свою очередь подразделяются на бюджетные фонды, внебюджетные фонды, а также государственные конкурсы и государственные заказы.

Финансирование инновационной деятельности за счет бюджетных средств осуществляется в соответствии с целями и приоритетами государственной инновационной политики и предназначается как для решения крупномасштабных научно-технических проблем, так и для поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства. Государственное финансирование предоставляется на безвозмездной и безвозвратной основе, в форме грантов. Их получают далеко не все желающие, т.к. надо представить более выгодный проект, посоревноваться, выиграть, а потом еще раз доказать, что эти деньги пойдут именно на инновации, в результате предприятие принесет пользу стране. Все это затрудняет получение достаточного объема государственных средств.

Внебюджетные средства, включают в себя собственные средства организаций, осуществляющих инновационную деятельность и средства инвесторов. Важными источниками формирования собственных средств предприятия являются фонд амортизационных отчислений и фонд развития производства. Фонд амортизационных отчислений часто является основным внутренним источником предприятия при приобретении нового оборудования, техники и т.п., необходимых для осуществления инновационной деятельности. А фонд развития производства, как другие фонды специального назначения, образуется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Порядок формирования этого фонда, нормы отчисления самостоятельно устанавливаются предприятием.

Важными особенностями нововведенных предприятий, опирающихся на собственные силы, остаются их относительные, скромные масштабы и отсутствие внедренных разработок. Доминирование продуктных инноваций также не в последнюю очередь связано со структурой финансовых источников. Ограниченность средств обуславливает еще одну особенность - постепенный характер инновационных проектов. Предприятие становится заведомо лишенным возможности одновременного реструктурирования всех сторон деятельности - изменения профиля деятельности или значительного технического перевооружения, создания новых подразделений с наймом высококвалифицированных специалистов или комплексной переподготовки кадров.

Финансирование инновационной деятельности за счет средств инвесторов реализуется в форме:

кредитных инвестиций;

инвестиций в ценные бумаги (акций, облигаций, векселей), эмитируемые субъектами инновационной деятельности;

прямых вложений в денежной форме, в виде ценных бумаг, основных фондов, промышленной и интеллектуальной собственности и прав на них, осуществляемых на основе заключения партнерских соглашений о совместном ведении инновационной деятельности;

путем использования лизинга и иных способов привлечения инвестиций.

Российские негосударственные источники финансирования

Они делятся на российские венчурные фонды и компании, российские инвестиционные организации и российские инвестиционные фонды.

Венчурный (рисковый) капитал - это деньги, помещаемые в новое предприятие в форме долговых обязательств или обыкновенных акций. Такой капитал не регистрируется несколько лет, так как долговые обязательства (обыкновенные акции) не могут быть проданы, пока их выпуск не зарегистрирован, т.е. несколько лет они не обладают ликвидностью. Таким образом, венчурные инвестиции - это рискованный капитал, направляемый в разви-тие быстрорастущих фирм, возникающих в процессе реализации коммерчески перспективного предпринимательского проекта. Венчурный капитал не имеет гарантий получения дохода в виде фиксированного процента, а также в форме залога либо гарантий его возврата инвестору.

Можно сказать, что венчурный бизнес - основная форма технологических нововведений. Этот вид предпринимательства характерен для коммерциализации результатов научных исследований в наукоемких, и в первую очередь, в высокотехнологичных областях, где перспективы не гарантированы и имеется значительная доля риска.

Венчурное финансирование осуществляется в двух основных формах:

  • 1. Путем приобретения акций новых фирм.
  • 2. Посредством предоставления кредита различного вида, обычно с правом конверсии в акции. В отличие от других форм инвестирования венчурный бизнес отличается тем, что

финансовые средства вкладываются в венчурный бизнес без материального обеспечения и без гарантии;

обязательное долевое участие инвестора в уставном капитале фирмы, то есть рисковый капитал выступает как паевой взнос;

средства предоставляются на длительный срок и на безвозвратной основе.

Венчурный капитал, как правило, предоставляется на долговременный период - на 5-7 лет, а в современной компьютерной сфере - и при реализации краткосрочных проектов - на 1-2 года. Для современных компаний венчурное инвестирование проще и дешевле, чем выход с заим-ствованием на иностранные фондовые рынки, эмиссия собственных ценных бумаг, получение кредита.

В России в настоящее время действует около 30 номинальных венчурных фондов, однако, все они управляются западными управляющими компаниями и аккумулируют преимущественно иностранный капитал. Однако нельзя не отметить такой позитивный факт, как появление венчурных структур с участием отечественного капитала. В частности, речь идет о Национальном венчурном фонде. Это стимулировало появление в 2003-2004 гг. сразу нескольких отечественных венчурных фондов.

Но, к сожалению, этого недостаточно для рискового (венчурного) финансирования. Спрос на венчурный капитал в России все еще намного превышает его предложение. Одной из причин такого положения дел является отсутствие соответствующей законодательной базы в этой области. К тому же нужны реальные стимулы для банков, страховых компаний и других корпоративных и частных инвесторов для того, чтобы они начали финансировать венчурный бизнес.

Важную роль в создании инновационного климата в нашей стране играют инвестиционные фонды, которые, по сути, основаны на смешанной форме финансирования. Инвестиционные фонды формируются за счет средств организаций и предприятий, осуществляющих инвестиционную деятельность, средств банков, страховых компаний и иных финансовых институтов. В создании и деятельности инвестиционных фондов могут принимать участие заинтересованные государственные органы и государственные внебюджетные фонды.

Основной целью инвестиционных фондов обычно является концентрация средств на приоритетных направлениях инновационной деятельности для финансовой поддержки перспективных инноваций. Как правило, инвестиционные фонды предоставляют прошедшим независимую экспертизу и конкурсный отбор инновационным проектам финансовые средства на возвратной или безвозвратной основе. Кроме этого, инвестиционные фонды часто выполняют функции поручителей и гарантов по обязательствам инновационных предприятий. При финансировании инвестиционных проектов, реализация которых связана с высоким уровнем финансового риска и неопределенностью коммерческого результата, инновационные предприятия могут использовать различные формы кооперации, включая создание венчурных фондов, а также заключение партнерских соглашений на всех стадиях разработки, освоения и внедрения инноваций.

Внебюджетные фонды и другие источники негосударственного финансирования

финансирование инновационный внебюджетный инфраструктурный

Такие фонды могут создаваться в министерствах, в крупных городах и регионах, а также в рамках концернов. Важнейшими источниками негосударственной системы финансирования инновационной деятельности в настоящее время выступают:

собственные средства предприятий;

средства, мобилизуемые путем эмиссии ценных бумаг;

кредиты коммерческих банков;

специализированные и благотворительные фонды;

средства инвестиционных компаний, других предприятий и организаций, заинтересованных в скорейшем выпуске новой продукции.

В целом ряде случаев (особенно если речь идет о крупных инновационных предприятиях) внедрение конструктивных и технологических новинок осуществляется за счет собственных средств (фонда развития производства и фонда амортизационных отчислений). Как правило, уставом предприятия предусматривается отчисление в фонд развития производства части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, других обязательных платежей и формирования резервного фонда. Средства фонда развития могут использоваться на обновление и расширение производства*, осуществление научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических проектов и программ освоения новых видов конкурентоспособной продукции, увеличение собственных оборотных средств, а также на другие цели, содействующие укреплению материально-технической базы предприятия. Если собственных средств предприятия недостаточно, а в потенциале организации имеется солидный научно-технический задел, можно прибегнуть к дополнительной эмиссии ценных бумаг (вторичному выпуску акций). Этот путь доступен лишь только предприятиям, которые организованы в форме закрытых или открытых АО. Очень важно, чтобы средства, полученные в ходе размещения акций нового выпуска, использовались эффективно и позволили АО по окончании эмиссии увеличить отдачу на капитал и размер дивиденда на одну акцию. Необходимость финансирования перспективных инновационных проектов - один из факторов, обусловливающих необходимость проведения вторичной эмиссии акций.

Весьма важное место в финансовом обеспечении работы инновационной деятельности предприятия отводится (именно сегодня!) коммерческому кредиту. Этот вид экономических отношений постоянно развивается и все шире использует новые, нетрадиционные формы. В данном случае речь идет о порядке выдачи кредита, способах его погашения, организации банковского контроля за соблюдением договорных условий.

На сегодняшний день практика показывает, что банковский кредит в отличие от бюджетного финансирования позволяет повысить эффективность инвестиционных мероприятий и в целом ряде случаев может оказаться более приемлемым и удобным методом мобилизации денежных средств на длительные сроки, чем выпуск корпоративных акций или размещение облигационных займов.