Делаем наличники своими руками. Наличники на окна — стильные идеи для современного деревянного дома (105 фото). Можно подобрать самые разнообразные варианты

Долгое время украшением домов служили деревянные наличники на окнах. Современные технологии позволяют создать уникальный дизайн дома, совместив красоту, удобство и лучшие традиции русского зодчества.

Выбор древесины для наличников

Приступая к работе по созданию наличников, нужно определиться с выбором сырья. Порода древесины будет зависеть от способа резьбы наличника (накладная или прорезная), необходимого эффекта, фактуры дома и материала окон:

Достаточно просто сделать наличники из лиственных пород деревьев: осины, ольхи и липы (древесина средней мягкости, легко поддаётся машинной и ручной обработке, нуждается в тщательной пропитке).

Порадуют своими свойствами такие деревья, как сосна и берёза (устойчивы к внешним воздействиям, обладают высокой прочностью и не нуждаются в большом уходе).

Если главное ваше требование долговечность, то помощников лучше дуба и ясеня не найти (стоить заметить, что достаточная твёрдость материала предполагает наличие профессионального оборудования).

Яблоня хорошо подойдёт для сложных декоративных деталей (имеет высокую мягкость и пластичность).


Инструмент для изготовления деревянных наличников

При изготовлении наличников из дерева собственными силами, вам понадобятся такие инструменты, как:

  • электрический лобзик;
  • набор стамесок;
  • набор ножей;
  • наждачная бумага;
  • ножовка;
  • дрель;
  • шлифовальная бумага;
  • стусло;
  • фрезеровальный аппарат.

Изготовление наличников

Многие задаются вопросом «Как сделать деревянные наличники?». Чтобы выполнить качественную работу по изготовлению резных наличников нужно соблюдать следующую последовательность:

  • Снятие мерок, необходимо узнать точную ширину и высоту проёма окна.
  • Выбор материала, подготовка пиломатериала. Древесина обязательно должна быть высушена (для того, чтобы предотвратить дальнейшую деформацию) и иметь подходящую толщину для резьбы (накладная предполагает 10 мм, а прорезная 30 мм и больше).
  • Со стороны, которая будет «изнанкой» работы, выбирается древесина на несколько мм. Это обеспечит хорошее прилегание.
  • Эскиз или шаблон переводится на поверхность доски.
  • После нанесения рисунка, узор выпиливается лобзиком и различными свёрлами.
  • Полученные отверстия аккуратно обрабатываются по краям наждачной или шлифовальной бумагой.
  • Небольшие детали крепятся к основе. Это можно сделать двумя способами: строительным клеем и гвоздями.

Конечно, любуясь деревянным кружевом многие хотят воссоздать подобную красоту на фасаде своих домов. Для того, чтобы определиться с нужным форматом, мы подобрали наиболее интересные фото деревянных наличников. Представленные снимки передают возможные варианты украшения ваших оконных проёмов, различные виды резьбы и крепления.

Это важно! Элементы рисунка необходимо раскладывать вдоль волокон древесины, иначе, при рассыхании готовая деталь может потерять свой вид.

Монтаж деревянных наличников

Качественный монтаж – половина работы. Вы можете зафиксировать резные деревянные наличники тремя способами:

Установить на шип при помощи специального клея. Глухой шип крепится с изнаночной стороны детали, специально под него сверлят отверстия в оконной раме. Этот метод обеспечивает аккуратный внешний вид готовой продукции и уберегает место стыка рамы и наличника о ненужной влаги.

Разнообразные по орнаменту и стилю, наличники на деревянный дом наполнят его особой атмосферой. Резные наличники на окнах определяют весь внешний вид дома, придают индивидуальность. Вы можете изготовить их сами или заказать на свой вкус, цвет и подходящий бюджет.

Фото наличников деревянных

Поставить наличники на окна своими руками – самый простой и дешевый способ придать наружному виду дома индивидуальность и выразить его характер, доживший с древности до наших дней, см. рис. В старину неграмотный пришлый, ориентируясь по наличникам, мог найти жилище нужного мастера, специалиста, чиновника, присутственное или злачное место. В наше время функции наличников на окнах преимущественно декоративные, но узоры на них не потеряли своего значения, см. далее.

История

Наличники на окнах жилищ народов, практиковавших массовое деревянное зодчество, появились одновременно с окнами, «застекленными» рыбьим пузырем и слюдой. Первоначально их назначение было сугубо функциональным: прикрыть утеплитель и ветроизоляцию – конопать – в щели между оконницей и срубом.

Наличники с сакральным узорами впервые отмечены у древних кельтов, но подлинный расцвет искусства создания резных наличников связан с объединением возрождающейся Руси под началом Москвы и свержением монгольского ига; мастера России в резьбе по дереву не знали себе равных. Большевики записали наличники в пережитки мещанства и объявили им войну на уничтожение, но в настоящее время художественно оформленные оконные наличники переживают второе рождение.

Эта статья предназначена по мере возможности удовлетворить читательский спрос на то, как сделать красивые наличники на окна своими руками, как придать им художественную выразительность и установить на место.

Конструкция

Виды конструктивного исполнения оконных наличников показаны на фото. Накладные наличники (поз. 1) крепятся к стене; вставные, или коробчатые (поз. 2) – к откосам оконного проема окон (так лучше) или в раме окна (хуже). Накладные наличники ставят на окна заподлицо со стеной; вставные – на окна в нишах.

По возможностям изоляции и защиты утеплителя окна наличники делятся на обрамление (поз. 3) и портал, поз. 5. Наличник-портал часто дополняется козырьком. Наличник-обрамление практически не защищает оконный утеплитель/уплотнение от замокания и ставится на окна изнутри или на окна, выходящие под навес, напр., на веранду.

Установка

Традиционно установка наличников производится креплением к стене или откосам окна. Сейчас для этого лучше всего использовать саморезы (4,2-6)х(80х150), если стена не деревянная – в пропиленовых дюбелях. Точки крепления располагают по возможности равномерно из расчета 1 точка на 5-7 кв. дм поверхности наличника, очерченной его наружным контуром. При креплении к откосам точки крепления располагают в ряд с шагом 150-300 мм (зависит от массы наличника, которая, в свою очередь, зависит от его художественного исполнения, см. далее) по осевой линии выступающей наружу части несущей (базовой) стены. Лунки с головками крепежа либо прячут в вязи верхних уровней (см. далее), либо зашпаклевывают и закрашивают основным тоном.

Наличники-«телескопы»

В современных домах, снаружи утепленных и обшитых сайдингом/вагонкой, окна часто ставят заподлицо с базовой стеной, иначе окно вообще утонет в стене. В таком случае для крепления наличника не остается ничего, кроме рамы окна. На такой случай придуманы т. наз. телескопические наличники, но вполне надежно они будут держаться только на окнах в усиленных рамах, предназначенных для регионов с суровым климатом; материал рамы – упрочненный ПВХ или модифицированная древесина (см. далее), особого значения не имеет.

Вся «телескопичность» наличников сводится к установке их на подрезаемые по месту доборные элементы, жестко связанные с рамой окна. Надежнее всего наличники на пазовых доборах, слева на рис. Телескопические системы наличников с пазом в раме (напр., справа на рис.) не предназначены для наружной установки: порывом ветра наличник может выломать, сломав заодно и раму.

Если рама окна современная деревянная или ПВХ с пазом под шпонку, телескопические наличники к такому окну можно ставить, не вынимая его. Если же ПВХ окно с стене с недоступной базовой поверхностью не предназначено для установки наличника, то нет другого выхода, как вынуть окно, поставить в проем короб под наличник, прикрепив его к базовой стене, и вновь установить окно. В таком случае короб наличника должен иметь пазы, приходящиеся на места крепления анкеров окна.

Дерево для наличников

Расписные, вырезные и прорезные наличники деревянные наличники (см. далее) делают из качественной прямослойной сосны или лиственницы без сучков. Толщина досок – от 30 мм. Суковатая ель не годится: снаружи сучки скоро обрисуются под любым покрытием, а там и выпадать начнут.

Для резных наличников требуется древесина, пригодная для резьбы – мелкослойная, вязкая, достаточно плотная – и стойкая к наружным условиям. Лучшие породы для этого – дуб и бук, но они довольно дороги. Липа, ольха и осина годятся после 2-х кратной пропитки (первая пропитка – до просачивания насквозь) водно-полимерной эмульсией; масляная, силиконовая и минеральная (раствором буры) пропитка от гниения не увеличивает вязкости и поверхностной прочности древесины. Береза абсолютно непригодна: снаружи никакая пропитка не спасет ее от поражения грибами.

Примечание: великолепный резной наличник очень просто получается из самой дешевой фанеры, дважды пропитанной водно-полимерной эмульсией. Подробнее о наличниках из фанеры см. в конце.

Щит для наличника

Иногда одной доски не хватает на желаемую ширину наличника, но скреплять 2-3 доски в щит стальным крепежом в этом случае – грубая ошибка. Деревянный щит на стали снаружи скоро расщелится, затем крепеж в зазоре между наличником и стеной поржавеет и рассыплется. Но и собирать доски в щит для наличника по-мебельному без дополнительного укрепления тоже нельзя, ведь шкаф или стол не предназначены выдерживать сильные ветра, дождь и снег. Сплачивают щиты из досок для наличника след. образом, см. также рис. ниже:

  1. На столе или верстаке расстилают полиэтиленовую пленку с 3-х кратным запасом по ширине будущего щита;
  2. Доски складывают в пакет на пленке и склеивают ПВА или водостойким столярным клеем;
  3. Когда клей схватится, пакет досок оборачивают пленкой;
  4. Под пакет в пленке подкладывают и на него накладывают фанерные щеки;
  5. Пакет со щеками туго обматывают бельевым шнуром;
  6. Под витки шнура подбивают пары деревянных клиньев, чтобы шнур натянулся как можно туже;
  7. Спустя 2-3 времени полного высыхания клея шнур, щеки и пленку снимают;
  8. С испода (тыльной стороны) щит дополнительно подкрепляют, набив бруски 40х20, уложенные плашмя, поперек досок.

Примечание: доски в пакет собирают, соблюдая правила чередования ориентации слоев дерева, как и мебельные щиты, см. слева на рис.

Не дерево

Деревянные некрашеные наличники неважно смотрятся на любой не деревянной стене, даже если ее материал хорошо имитирует расцветку дерева. В таких случаях лучше или поставить комплектные к окну простые ПВХ наличники (слева на рис.), или более дорогие наличники из полиуретана, остальные поз. на рис. Полиуретановые наличники могут имитировать наружную лепнину и раскрашенные многоуровневые вырезные наличники (справа на рис.); последний вариант может быть сборным на клею из приобретаемых по отдельности элементов.

Художества разные

Художественно оформленные оконные наличники возможно выполнить, во-первых, рамными (поз. 1 на рис. ниже) или в окладе, поз. 2; функциональность, т.е. защита уплотнения окна, тех и других одинаковы. Наличники в окладах наиболее информативны и значимы сакрально, о чем мы поговорим ниже. Рамные наличники помимо функционала преимущественно декоративны.

С точки зрения работы по дереву рамные наличники, в порядке возрастания ее сложности, делятся на:

  • Вырезные – доски или щиты обрезаются по фигурному контуру, поз. 3.
  • Прорезные, поз. 4 – в доск/щите выпиливается узор. Встречаются относительно редко, т.к. непрочны.
  • Прорезные многоуровневые, поз. 5, до 5 и более уровней – выпиленные узорчатые модули прикрепляются к прочной простой или вырезной основе. Помимо прочности, многоуровневые наличники хороши тем, что мощный крепеж к стене прячется в вязи верхних уровней, а сами верхние уровни можно крепить мелким незаметным крепежом.
  • С накладными рельефными деталями, поз. 6. В наше время технологически могут оказаться проще вырезных, т.к. на дереве вполне уместно смотрится соотв. окрашенный покупной полиуретановый рельеф.
  • С низкой выпуклой резьбой, поз. 7 – великолепно смотрятся, но очень трудоемки, нужно выбирать много древесины.
  • С низкой вдавленной резьбой, поз. 8 – трудоемкость меньше, но работа сложнее, т.к. очень трудно исправить видимые огрехи.

Примечание: на поз. 8 показан наличник с т. наз. подушечной резьбой – углы выступающих фрагментов сглажены. Смотрятся наличники с подушечной резьбой почти так же роскошно, как с выпуклой, но и трудоемки почти так же.

Что касается красочного декора, то наличники могу быть расписными, поз. 3, некрашеными лакированными, поз. 4, или естественного вида, поз. 7, окрашенными в разные цвета по уровням, поз. 5, 6, и окрашенными целиком, поз. 8. Расписными выполняются почти исключительно вырезные наличники, а естественными – из особо стойких пород дерева (мореный дуб и т.п.)

О скульптуре наличников

Вообще, о наличниках со скульптурной резьбой, высокой (круглой, полукруглой) и низкой, см. рис., можно было бы и не упоминать в статье с тегом «своими руками». Тому, кто умеет так резать по дереву, ни к чему объяснения, как сделать и поставить наличник на окно. Но есть один момент, мало известный и опытным мастерам.

МДФ – слыхали? На самом деле это калька с MDF, medium density fibreboard, деревоплита средней плотности. Всем известная ДВП это low density fibreboard, деревоплита низкой плотности. А есть еще HDF, high density fibreboard, древесноволокнистая плита высокой плотности, у нас мало известная вследствие относительной дороговизны. Все эти материалы вполне экологичны, т.к. получаются горячим прессованием древесной массы без синтетического связующего, разница только в температуре и давлении пресса.

Так вот, HDF, во-первых, при условии 2-кратной пропитки водно-полимерной эмульсией стойка в наружных условиях. А по вязкости и плотности пригодна для тонкой резьбы по дереву, но гораздо дешевле пород дерева для художественной резьбы и выпускается большими абсолютно однородными плитами. Режется HDF не так хорошо, как орех, но вполне подобно дубу и буку.

Оклад

Полный набор элементов русского оклада наличника показан слева на рис; там же даны наименования его частей. В конкретных изделиях те или иные модули могут отсутствовать, т.к. они в значимости дублируют друг друга.

Главное сакральное значение имеют теремец с кокошником и фартук; информативно-функциональную нагрузку несут, как правило, оголовки и свесы. Тимпан с фартуком обычно обереги от зла, а кокошник с оборой, ризы и подоконник – талисманы, привлекающие добро. Конкретные фигуры для того и другого были в старой Руси свои не то что в каждой деревне, но едва ли не в каждом доме. Общего для добра прослеживается круг с радиусами, лучами или крыльями (Солнце), птица (жар-птица – наследница то ли феникса, то ли симурга), конь – символ зажиточности и общественного положения, и рыба – исконный положительный символ христианства. Универсальные обереги от зла – стилизованный растительный орнамент на основе полезных растений.

Примечание: крыло, как часть птицы, несущая ее в небе, имеет то же сакральное значение, что и птица. Крылатое Солнце – добрый вестник. Христианский шестикрылый серафим не что иное, как языческое крылатое Солнце с ангельским ликом.

В европейско-восточной традиции универсальные символы добра – картуш и медальон. Медальон, понятное дело, Солнце, а картуш это или стилизованное древо жизни, или на нем же птица феникс. То и другое ничуть не противоречит и христианству, и древним славянским верованиям. На Руси даже взялись совмещать картуш с медальоном, для чего теремец наличника сделали разрезным, справа на рис.

Обереги

В городе наибольшее значение имели оберег на тимпане и кокошник, они от порчи, дурного глаза и т.п. Шаблоны верхних оберегов наличника окна городского дома даны на рис. Верхний – с картушем, стилизованными птичками, рыбами (хвосты ясно видны) и еще не менее чем 12-ю позитивными элементами, заметными человеку сведущему.

Нижний – более для приверженцев исконных верований. Там в стилизованном солнечном круге некое древнеславянское божество. Какое – не вполне понятно, но определенно доброе. Добро это попирает зло в виде змея: обратите внимание, что нижние элементы этой доски несимметричны.

На селе и тем более в лесу нужным считалось уберечься в равной степени от верхнего (сглаз, оговор и пр.) и нижнего зла: ползучих гадов и лесной нечисти. Помочь в этом призваны были наличники с утяжеленным или тяжелым фартуком, по высоте равным или большим верхнего оберега. Пример верхней и нижней досок наличника-берегини с утяжеленным фартуком деревенского дома дан на рис. Расшифровать его можете попробовать самостоятельно.

Орнамент

Орнаменты наличников окон строятся обычно на основе т. наз. раппортов – самосопряженных в одном направлении элементов, образующих линейный бесшовный узор, слева на рис. Меняя размеры и количество раппортов, можно достаточно быстро разработать прорезной наличник на любое окно. Комбинируя всего 2-3 раппорта, возможно получить большое разнообразие узоров; трафареты нескольких видов полносопряженных раппортов даны справа на рис.

Раппорты узора не обязательно должны полностью сопрягаться друг с другом, это позволит сделать узор зрительно сложнее и эффектнее. Напр., узор верхнего ряда на след. рис. строится переворачиванием «вверх ногами» каждого последующего фрагмента относительно предыдущего. Раппорты остальных орнаментов на рис. сопряжены либо по ломаным, либо по кривым линиям (отмечено красным).

Примечание 5: оформление углов рамных наличников обычными для линий раппортов оконечными элементами нередко оказывается затруднительным, просто места на углу не хватает. На такой случай на след. рис. даны шаблоны равнобоких оконечников орнамента. Повернув на 45 градусов, из них можно строить и линейные орнаменты. Детали эти лучше всего выпиливать из фанеры, см. в конце.

Резьба

Если вы захотите сделать себе уникальные резные наличники, то главная трудность на этом пути – подбор инструмента. Помимо плоских стамесок на 5, 10, 16/18 и 24 мм (поз. А на рис.) понадобятся косые тех же ширин, но обязательно парами – правая и левая, поз. Б. Угловых стамесок достаточно будет 6, 12 и 18/24 мм на угол 90 градусов, поз. В.

Гораздо больше потребуется полукруглых стамесок, поз. Г: для начала 4, 8, 13 и 16 мм нормальных, с глубиной желоба, равной его ширине. 4 и 8-мм стамески нужны будут также глубокие, т. наз. U-образики, а 13 и 16-мм еще и отлогие.

Для тонкой художественной резьбы понадобятся еще изогнутые стамески-клюкарзы нормальные, отлогие и угловые на 60 градусов, поз. Д1, Д2, Д3. Для подушечной резьбы не обойтись без обратных клюкарз для сглаживания углов, поз. Д2а. Минимально необходимые типоразмеры отмечены на поз. Д красным.

Искать стамески для резьбы по дереву нужно в художественных магазинах, но покупать все первоначально необходимые вразброс обойдется очень дорого. Лучше сразу взять набор для резьбы по дереву, но не для тонкой скульптурной из 40-60 предметов (поз. Е), он не дешевле обойдется, а вам на первых порах просто непонятно будет, что большинством этих инструментов делать. Нужно брать набор для начинающих из 12-15 предметов, поз. Ж, к нему надо будет только прикупить ножи-косяки на 90 и 60 градусов (показаны стрелками на поз. Е). Инструментами из такого набора можно будет облагородить вырезные накладные элементы и выполнять довольно тонкую геометрическую резьбу, см. рис.:

Примечание: если у вас есть возможность воспользоваться ручной фрезерной машиной по дереву, то вырезной или прорезной наличники можно будет значительно улучшить зрительно, пустив по его краю фасонной фрезой фигурную фаску – калёвку, см. рис. справа.

Фанера

Самая дрянная упаковочная фанера после 2-кратной пропитки водно-полимерной эмульсией становится пригодной для художественной резьбы среднего уровня, а под покраской вододисперсионной краской и лакировкой акриловым лаком оказывается снаружи стойкой, как дуб. Но что еще важнее – прочность фанеры, в отличие от досок, практически равна по всем направлениям. Необходимая для наличника минимальная толщина в 30 мм это 5 слоев фанеры и 5 уровней художественного оформления наличника. Таким образом можно сделать наличники из фанеры, зрительно почти не уступающие шедеврам мастеров прошлого; сравните слева и в центре на рис.

Старинные резные наличники, современный фанерный наличник и лобзиковый станок для выпиливания из фанеры

Однако ручным лобзиком пилить столько фанеры долго и неточно получится, а столярный электролобзик для такого тонкого кружева недопустимо груб. Нужен лобзиковый станок, он же стационарный электролобзик, справа на рис. Фирменные лобзиковые станки стоят дорого, но не уступающие им можно сделать своими руками из ручного электролобзика (который от этого не портится и остается пригодным для основной работы), старой швейной машинки и др. способами, см. напр. след. видео.

Видео: самодельный лобзиковый станок для резьбы по дереву

Примечание: станки из швейных машинок самые безопасные и могут быть не электрифицированными, если машинка с ножным приводом. В таком случае частота ходов пилки и регулируется элементарно безо всякой электроники: надо только чаще или реже дрыгать ногами.

О старинной традиции изготавливать и устанавливать резные наличники на окна в деревянном доме вспомнили относительно недавно, когда прошел первый бум строительства срубов из оцилиндрованного бревна и бруса. Прожив несколько лет в новом деревянном доме, хозяева практически всегда начинают относиться к нему, как к живому существу, поэтому неудивительно, что на окнах и входных дверях из дерева стали появляться удивительно красивые резные узоры, служащие одновременно украшением и защитой.

Функции и предназначение резных наличников

Большинство экспертов, занимающихся культурой и историей деревянных архитектурных памятников, отмечают, что резные наличники на окнах, фото, являются почти статусной вещью. Дом без резных узоров выглядит деревянной избой, пусть даже очень большой и красиво оформленной, с наличниками - превращается в терем.

Традиционно резные наличники на окна устанавливаются для двух целей:

  • Защита щелей по периметру оконной рамы от проникновения дождя, снега и продувания ветра;
  • Дополнения и украшения оконного проема, фасада деревянного дома в целом.

Для деревянного дома строители традиционно предлагают в комплекте со стеклопакетом оконные рамы из дерева либо металлопластиковые оконные профили. Обычные пластиковые наличники из ПВХ можно заказать и в резном варианте. Вот только выбрать рисунок или узор, скорее всего, не выйдет, резные пластиковые наличники на окна изготавливают по традиционным шаблонам штамповкой и только придают вид ручной работы.

Совет! Сегодня многие реставрационные мастерские и фирмы имеют в своем распоряжении трехкоординатные фрезерные станки, способные вырезать в автоматическом режиме из поликарбоната, пенопласта и эпоксидных пластиков узор любой сложности.

Такая работа будет стоить недешево, но качество резных наличников для пластиковых окон будет даже выше ручной резки. Остается подобрать рисунок и узор.

О третьей задаче наличника на окнах редко кто из владельцев дома может рассказать более-менее внятно и достоверно. Речь идет о защитных функциях, предохраняющих деревянный дом от «дурного глаза», болезней и непрошеных гостей. Можно по-разному относиться к верованиям и традициям, но учесть специфику выбора узора для наличников в своем доме будет явно не лишним.

Узоры и фигуры на резных деревянных наличниках

Понятно, что любой уважающий себя хозяин не повесит на окна деревянного дома первые попавшиеся наличники, процесс подбора темы и рисунка может затянуться, поэтому не стоит злоупотреблять использованием символов, смысл которых непонятен или неизвестен. Если мистическая и культурологическая часть резных наличников создает психологический дискомфорт, можно относиться к резьбе, как способу декоративного оформления оконных проемов деревянного дома.

Придуманы они были для украшения резных наличников неслучайно, и бережно хранились и передавались практически без изменения. Большинство мастеров-резчиков по дереву режут просто как копировщики, поэтому планировать и расшифровывать рисунок придется своими силами.

Совет! В любом случае, прежде чем использовать резные деревянные наличники на окна с шаблонами и картинки непонятного содержания, имеет смысл постараться разобраться со значениями элементов резьбы, узоров и фигурок.

Например, фигурки и изображения животных всегда символизировали позитивные пожелания дому процветания и благоденствия:

  • Змея или дракон всегда обозначала мудрость и силу для защиты дома;
  • Птицы в полете означают радушие и приветливость, сидящие по углам — внимание к гостям и новостям;
  • Рыбы, олени, пучки пшеницы и виноград означают пожелание достатка.

Не принято было изображать домашних животных и фигурки людей, особенно в одной канве с вьющимися растениями и цветами.

Более современные рисунки на резных деревянных наличниках обычно имеют традиционный регулярный орнамент.

Это могут быть переплетающиеся цветы, листья виноградной лозы, уложенные в регулярный узор. В резных композициях XVIII-XIX века уже появились более современные изображения колонн, портиков и капелей, используемых в деревянной архитектуре той эпохи.

Большая часть резных наличников заказывается у мастеров резчиков. При желании нетрудно изготовить резные наличники на окна своими руками по шаблонам или готовым схемам. Простейшие линии и рисунки можно перевести на заготовку и вырезать граверной насадкой, с более сложными схемами придется повозиться и вспомнить уроки рисования в школе.

Верхняя часть наличников называлась очельем, это наиболее сложная и красивая часть декора, с одной стороны, очелье задавало общий тон резной композиции, с другой, выполняло функции козырька над оконным проемом. На вершине композиции находилась диадема, символизирующая восходящее солнце, а в центре обязательно изображался медальон или корона из растений. Нижняя часть окна закрывалась резным фартуком, обычно в виде раскрытого веера.

Если мистическая и культурологическая часть резных наличников создает психологический дискомфорт, можно относиться к резьбе, просто как способу декоративного оформления оконных проемов деревянного дома.

Обычный переплетенный узор из лозы или цветов будет далек от любого мистического наполнения, при этом красота наличников и резьбы обрамления окна деревянного дома только усилится. У резных наличников с регулярным рисунком есть серьезное преимущество перед сложной многоярусной композицией:

  • Во-первых, шаблоны резных наличников на окна переносятся на деревянную или пластиковую заготовку намного проще и быстрее, чем рисунок со сложной многоярусной композицией;
  • Во-вторых, даже если вы будете вырезать переплетающуюся лозу или кант своими руками и допустите небольшие огрехи, увидеть их в узорчатом поле будет практически невозможно, так устроена психология человека.

Поэтому, перед тем как сделать резные наличники на окна, выберите для себя простой узор, с минимальным количеством индивидуальных деталей. Даже самый незамысловатый рисунок на облицовочных планках сможет до неузнаваемости преобразить внешний вид окна деревянного дома.

Варианты изготовления резных наличников своими руками

Резьба по дереву всегда была и остается достаточно дорогостоящим мероприятием, поэтому вместо покупки готовых наличников, вырезанных или штампованных на мебельном оборудовании, можно попытаться изготовить своими руками декоративные планки с простейшими узорами. В домашних условиях или в столярной мастерской можно воспользоваться одним из трех методов:

  • Перенести шаблон на подготовленную доску и вырезать узоры с помощью гравировального набора;
  • Отлить узоры под резной наличник из полиэфирной или эпоксидной смолы с последующей окраской или отделкой ламинатной пленкой под дерево;
  • Вырезать накладной узор наличника с помощью электролобзика.

Перед тем как попробовать свои силы в изготовлении резных наличников, нужно подобрать подходящий материал. Для резьбы и гравировки потребуются твердые сорта древесины, хорошо подойдет бук или дуб, чуть хуже сосна или ель, не подойдут тополь и осина. Для вырезки накладного узора можно использовать обычную половую доску, но материал должен не иметь сучков, дефектов или сложного переплетения волокон.

Шаблоны под вырезку накладного узора

Для изготовления наиболее простых узоров можно использовать простейшие рисунки переплетающихся растений, цветов, винограда. По сути, это плоская калька от более сложных резных рельефов. Такой узор можно использовать для оформления вертикальных боковых планок наличника.

Для декорирования очелья окна нужно искать не регулярные, а одиночные узоры, например, композицию из симметрично расположенных фигур или переплетений стеблей растений.

Тот же узор можно перевести в контурную линию и превратить в плоский орнамент, который достаточно просто вырезается из фанеры, доски или даже плиты МДФ.

Наиболее сложные рельефные или объемные узоры изготавливаются наборным способом. Первоначально из планок изготавливаются обычные наличники из дерева, отдельные элементы облицовки тщательно подгоняются по размерам окна и собираются в готовую раму.

Все остальные декоративные элементы последовательно вырезаются из дерева, отливаются из литейного полимера или выпиливаются из МДФ плиты, после чего шлифуются, грунтуются и наклеиваются на подготовленную раму.

Изготовление резных наличников своими руками

Чаще всего узоры под отделку окна вырезают из водостойкой ОСБ плиты в виде накладных декоративных элементов. Первоначально на кальке, куске миллиметровки и с помощью программы разрабатывается необходимый шаблон под рисунок.

Далее необходимо изготовить рабочий шаблон, с помощью которого можно перенести узор на деревянную подложку неограниченное количество раз, фото. Для этого распечатанный на принтере рисунок наклеивают на лист ДВП и вырезают просечной насадкой к дрели или обычными ножницами по металлу.

После разметки деревянной заготовки можно приступать к вырезанию наличника. Проще всего выполнить пропилы электролобзиком на столярном верстаке.

По линии выполненных пропилов нужно аккуратно наждачной бумагой снять фаску, чтобы при дальнейшей обработке лицевая поверхность резного узора не скалывалась. Если в качестве заготовки была выбрана достаточно тонкая планка, то вырезанную резную часть декора можно наклеить на тканевую основу.

Таким же способом вырезают мелкие накладные элементы в виде ромбов, квадратов, колечек, косичек. После ошкуривания вырезанные элементы обтачивают на электроточиле с камнем для шлифовки древесины. С помощью круга можно достаточно просто придать ромбу или любой другой геометрической фигуре необходимую форму, сформировать грани или переходные криволинейные плоскости.

После наклеивания декора резные наличники грунтуют гидрофобными пропитками и подвергают старению. Делается это для того, чтобы убрать белизну свежешлифованного дерева. Для этого применяют растворы солей железа, меди, хрома. В результате удается подобрать цвет и оттенок резного наличника в тон деревянной оконной раме. Остается вскрыть дерево лаком или масляной пропиткой и установить резной декор на окно.

Заключение

Очень часто хозяева деревянных домов вместо изготовления новых декоративных элементов предпочитают покупать старые резные наличники, сохранившиеся по деревням, заброшенным домам и постройкам. Нередко стоимость комплекта резных наличников для трех окон фасада здания обходится дешевле, чем ручная резьба одного наличника современным мастером. В некоторых случаях среди старого декора встречают настоящие произведения искусства, изготовленного вручную мастерами прошлого века. Такие резные наличники обычно подвергают глубокой реставрации и устанавливают не на наружных частях окон, а внутри помещения.

Для зданий из бревенчатого сруба резные наличники просто напрашиваются для оформления оконных проёмов. Их самостоятельное изготовление — вовсе не прихоть или попытка сэкономить, ведь действительно хороших мастеров резьбы по дереву сейчас очень немного.

Необходимый минимум инструмента

Изготовление наличников, в отличие от художественной резьбы по дереву, подразумевает многократное выполнение однотипных операций, в результате чего получается достаточно примитивный повторяющийся узор. Поэтому большинство работы выполняется электрическим инструментом: так не только увеличивается скорость обработки, но и достигается равномерное её качество на разных участках.

1 — электролобзик; 2 — дрель; 3 — ленточная шлифмашина; 4 — вибрационная шлифмашина; 5 — ручной фрезер

Основная работа выполняется лобзиком и дрелью. Инструмент должен быть надёжный и качественный, способный долгое время находиться в непрерывном пользовании. Для зачистки и шлифовки изделий лучше пользоваться электрической шлифмашиной , хотя бы простейшей ленточной. Быстрая финишная доработка рельефа возможна с использованием машинок вибрационного типа.

Если вы намерены придать дополнительные мелкие детали граням своего изделия, вам не обойтись без фрезера. Спуски, фаски и фигурную кайму можно также выполнить и вручную, но только при наличии разнообразных стамесок, резцов и специфических навыков работы с древесиной.

Как выбрать древесину

Для наличников наилучшим образом подходят твёрдые породы древесины: дуб, берёза, ясень, клён, ольха. Поскольку толщина готового изделия относительно небольшая (30-45 мм), твёрдые породы будут меньше подвержены гниению и рассыханию, стало быть, дольше сохранят свой внешний вид.

Если резные наличники вы планируете украсить плоско-рельефными элементами со множеством мелких деталей, следует отдать предпочтение более мягким породам с мелким рисунком текстуры. Подойдут липа, тополь, осина, орех и ель.

Древесина для наличников должна быть отборной и, желательно, камерной сушки, влажностью не выше 12%. Не допускается наличие следов коробления или других выраженных пороков, крупных сучьев. В идеале следует сразу заказывать калиброванные доски с шириной 100-150 мм и толщиной 30-40 мм.

Длина заготовок должна быть достаточной, чтобы целиком перекрыть оконный проём по горизонтали и вертикали с напуском в каждую сторону на 1,5 ширины доски. Важно, чтобы вы изначально посчитали количество необходимых заготовок и, помимо них, приобрели ещё несколько досок самой дешёвой породы для тренировки и отработки навыка резьбы.

Изготовление шаблонов и трафаретов

Практически любая резьба по дереву начинается с нанесения на заготовку рисунка по заранее изготовленному шаблону или трафарету. Схем резьбы в сети предостаточно, основная сложность сводится к перенесению линий на деталь в точности и без искажений. Сразу предупредим: не гонитесь за высокой сложностью рисунка. Набор даже самых примитивных элементов в правильной последовательности и с грамотно подобранными отступами берёт своей скромностью и качеством обработки.

Первый вариант нанесения разметки — изготовление небольшого лекала из пластика или твёрдого листового материала, на котором нанесён одиночный элемент повторяющегося узора. Такой шаблон последовательно прикладывается к заготовке и обводится карандашом.

Также возможно изготовление цельного шаблона. Нужно взять полосу бумаги соответствующей ширины, сложить её гармошкой несколько раз, а затем вырезать узор по принципу ёлочной гирлянды. Полученную ленту нужно наклеить на картон или ЛМДФ, а затем вырезать нужные фигуры. Такой метод приветствуется при значительном объёме работ.

Полученный трафарет впоследствии просто накладывается на доску и обводится мягким карандашом. В идеале должны остаться насыщенные, но точные линии реза и границы дальнейшей обработки. Размечая детали, нужно учитывать и схему расположения узора, чтобы наличники образовывали цельный и завершённый контур, а повторяющийся узор не прерывался невпопад.

Выборка сквозных отверстий

Первым делом проводится подрезка краёв заготовки и выборка отверстий по центру. С краями всё просто: вырезаем лишнее лобзиком, отступая от линии разметки 1-1,5 мм наружу для последующей обработки. Для вырезания фигур по центру плоскости сверлим деталь у самой линии каждого выреза, затем выбираем внутренний контур лобзиком.

Для изготовления крупных отверстий разумно использовать корончатые сверла. В таком случае необходимо размечать на шаблоне не контуры, а центры окружностей, в которые будет установлено центрирующее сверло коронки. Похожий приём может применяться также и при изготовлении овальных отверстий или элементов с малыми радиусами скругления: сложный изгиб сверлится соответствующим радиусом, а всё остальное вырезается лобзиком.

Когда лишние части заготовки выпилены, обрезные края нужно тщательно обработать рашпилем, а затем наждачной бумагой . Рекомендуется использовать бруски квадратного, круглого и скруглённого профилей, на которые набита наждачная бумага. Так вы с меньшей вероятностью «обвалите» края и сможете получить прямые углы на каждой кромке.

Прямоугольные рёбра смотрятся довольно грубо, поэтому их сглаживают фасками и спусками разного профиля. Самый простой способ разнообразить изделие — пройтись по внешнему и внутренним контурам наличника фигурной фрезой. Но возможны и варианты ручной обработки:

  • для снятия фаски пройдитесь по прямым граням стружком, сохраняя угол наклона рукоятки к детали постоянным;
  • полукруглый выпуклый спуск можно также выполнить стружком, меняя наклон лезвия, либо использовать для этого вогнутый резец;
  • вогнутое полукруглое сопряжение выполняется стамеской или резаком со скруглённой кромкой. Такие элементы нужно вырезать поэтапно, удаляя мелкую стружку слой за слоем и тщательно контролируя заглубление инструмента и наклон рукоятки;
  • если спуск имеет профиль сложной формы с несколькими выпуклыми, вогнутыми и прямыми элементами, этот профиль делится на несколько этапов и вырезается в строгой последовательности, начиная с самой широкой внешней части и заканчивая самым глубоким и мелким ярусом.

Глухая резьба: наносим рельеф

Когда вы закончили с приданием формы, было бы неплохо разнообразить оставшиеся плоские элементы простым орнаментом или растительными узорами. Вот простейшие приёмы работы:

  1. Канавка (ветвь, борозда) изготавливается узкой стамеской или резцом с квадратной, треугольной или вогнутой формой лезвия. Резьба ведётся строго по линии, рельеф выбирается мелкой стружкой и затем шлифуется.
  2. Лист — несколько мелких канавок, имитирующих прожилки, подрезанные дисковым ножом. От центра между прожилками к каждой из них выполняются мелкие зарубки полукруглой стамеской, имитирующие тело листа, затем тонким резцом наводится внешний контур.
  3. Прилегающие ко спуску плоские участки можно разнообразить глухой резьбой мелкого орнамента. Например, прорезать две борозды от края, образующие с ним треугольник, а в центре пробить просечкой звёздочку.

Обработка древесины и установка наличников

За счёт резных элементов деревянное изделие имеет большую форму поверхности, за счёт чего сильнее подвергается старению. Поэтому древесину следует специальным образом обработать.

Прежде всего, резные изделия для размещения на фасаде следует вымочить в антисептическом составе в течение 5-8 часов, для чего можно выкопать в грунте небольшую траншею и вложить туда полиэтиленовую плёнку для временного обустройства ванны. После вымачивания детали несколько дней сушат сложенными в штабель с подкладками через 30-40 см.

Когда древесина высохла, её нужно тщательно ошкурить, добиваясь гладкости и окончательно устраняя все следы распила и резьбы. Защитный состав выбирается в соответствии с типом фасадной отделки, это может быть как алкидная эмаль, так и полиуретановый лак, тонирующий или прозрачный.

Наконец, для правильной установки наличников оконный проём следует обрамить плоской рейкой толщиной в 10-15 мм и такой ширины, чтобы её внешний край не был виден сквозь резной узор по контуру наличника. Цель этой планки — устранить оставшиеся неровности стены и обеспечить надёжную основу для закрепления резного элемента. Часто эту рейку окрашивают в цвет, контрастирующий с покрытием самого наличника для большей выразительности узора.

Наличники могут крепиться с прямой и косой подрезкой, что зависит от типа и плотности узора. Косая подрезка выполняется с запилом каждой стороны под 45°, при этом линия реза должна проходить через идентичные участки рисунка и не пересекать вырезанные внутри фигуры.

При прямой подрезке горизонтальный элемент располагается между двумя вертикальными. Их верхний край должен быть на 1-2 см выше перекладины, если обрезной торец прямой. Также возможно изготовление на краю резьбы по общей схеме, если в процессе изготовления провести примерку и точную подгонку наличников. Само же крепление наличников элементарное — для него используют обычные ершёные гвозди без шляпки. Важно только, чтобы гвоздь прошивал наличник и планку, выступая не менее 5 мм с изнанки.

Внешнюю отделку дома (речь, естественно, идет о частных строениях) нельзя считать законченной, если не оформлены оконные проемы. Готовые наличники на окна можно и приобрести, хотя в некоторых статьях указывается, что они редко встречаются в продаже. Нет, на рынке этих элементов защиты и декора достаточно, причем в большом ассортименте и по приемлемой цене. Даже резные образцы стоят не более 300 руб/п.м.

Но при внимательном осмотре можно заметить, что все они выполнены несколько однообразно, да и размеры в основном под стандартные параметры и конфигурацию проемов. Если же дом возводится по специальному проекту, причем оригинальному, с учетом всех предпочтений владельца, имеет смысл и наличники на окна установить необычные, подчеркнув индивидуальность жилища. Эта статья подскажет, как и из чего сделать красивые наличники на окна своими руками.

Материал для наличников

По этому пункту мнение у всех специалистов однозначное – если своими руками, то только древесина. Во-первых, материал самый доступный. Во-вторых, с деревом легко работать простейшим инструментом, то есть в полном смысле слова самостоятельно изготовить наличники с нуля, при самом сложном узоре. В-третьих, древесина отлично сочетается с любым строительным и отделочным материалом. Следовательно, такие наличники одинаково хорошо подойдут к различным строениям, независимо от их особенностей и варианта общего оформления фасада.

Что учесть:

  • Образцы для наличников (доска или фанера) должны иметь минимум сучков. Поэтому приобретать пиломатериал следует высокого качества, хотя он и стоит дороже. В противном случае при вырезе узоров или пазов инструмент будет постоянно натыкаться на такие проблемные участки, и не факт, что доску в результате не придется забраковать.
  • Толщина образцов выбирается произвольно, в зависимости от характеристик эл/лобзика и вида древесины. Как правило, для наличников в пределах от 5 (накладных) до 50 (прорезных) мм. Чем они отличаются, станет понятно по ходу изложения.

Порода дерева

Если к этому вопросу подходить серьезно, а не просто поставить себе цель сделать своими руками планки, закрывающие зазоры между оконной рамой и проемом в стене, то следует учесть много моментов.

В случаях, когда речь идет о типовом варианте в виде сплошной узкой дощечки, целесообразно ориентироваться на твердые породы дерева. Данный параметр напрямую связан с пористостью материала. Следовательно, такие наличники прослужат значительно дольше, так как не будут интенсивно впитывать жидкость, в отличие от мягких пород. Рекомендации, что их можно защитить окраской влагостойким составом, вряд ли заслуживают внимания. Во-первых, теряется естественность древесины, тем более, если и сам дом из этого же материала. Во-вторых, обновление слоя покрытия, с учетом сложности узоров – работа настолько кропотливая и требующая массу времени, что регулярно заниматься этим желающих найдется немного.

Из доступных по цене пород дерева заслуживают внимания дуб, ясень, береза, груша. При всех их плюсах есть существенный недостаток – такие заготовки сложно обрабатывать своими руками. Даже простейшая выборка пазов – уже проблема. При нехватке опыта ручной инструмент не поможет, и придется искать возможность использования станочного оборудования. То есть, платить за услугу.

Для резных наличников следует ориентироваться на древесину с меньшей плотностью. В основном при строительстве и отделке используются лиственница, сосна, ясень, липа, ель. Последние 3 породы хоть и удобны в плане обработки своими руками, но для наличников, учитывая, что они крепятся на фасадной части дома, не подходят. Такие доски (планки) характеризуются гигроскопичностью и недостаточной прочностью. Поэтому возникнут сложности с защитой от влаги (дополнительная просушка заготовок, многократная пропитка) и креплением. Следовательно, долговечность таких наличников под вопросом.

Особенности климата

Нельзя не учитывать и этот фактор. От мягких пород дерева для наличников лучше сразу отказаться, если:

  • влажность в месте расположения дома постоянно избыточная (например, вблизи больших естественных водоемов) или наоборот, минимальная (то есть воздух слишком сухой);
  • даже в течение суток температура меняется в большом пределе (значительные перепады).

Оптимальный вариант для наличников – сосна или лиственница. Эти виды древесины одинаково хорошо подходят для изготовления любых наличников своими руками, независимо от формы, размеров и узора планок.

Составление чертежа наличника

Любой готовый чертеж можно переделать под свои оконные проемы, соблюдая масштабирование. Или разработать узоры на свое усмотрение.

Необходимые инструменты и приспособления

Как правило, «домашний мастер» использует то, что есть под рукой. Но некоторые инструменты не относятся к числу востребованных в быту, поэтому кое-что придется и приобрести.

  • Лобзик электрический. Ручным работать бессмысленно. Чтобы добиться высокого качества узоров, придется потратить много времени. К тому же он имеет ограниченное применение, так как наличники отличаются не только толщиной доски, но и ее шириной. В этом – главная сложность использования простейшего лобзика.
  • Шуруповерт.
  • Набор стамесок – угловые, клюкарзы, «цезарики», полукруглые и так далее. Лишь одной будет недостаточно. Даже в сплошной дощечке понадобится делать выборку материалов с разной шириной пазов, под различными углами.
  • «Шипорез». Специфический инструмент, но для изготовления проушин, швов в наличниках крайне необходим.
  • Ножи (резак, косяк).
  • Набор сверл (перьевых).
  • Шлифовальная машинка. Даже при большом усердии придать древесине абсолютную гладкость с помощью наждачной бумаги вручную не получится. Да и времени потребуется на это много.

Порядок работы по сборке наличника

Так как разновидностей наличников достаточно, рассматривается один из простейших вариантов. Его особенность – симметричность образцов, располагающихся на противоположных сторонах окна. Поняв сам принцип изготовления отдельных частей наличника и их сборки в единую конструкцию, несложно выбрать любую из описанных в Сети или разработать свою.

Элементы декоративного оформления

Далее – алгоритм действий по изготовлению фигурного наличника. Относительно сплошных планок комментариев не требуется. Выборка продольных пазов при помощи стамески (-ок) – вот и все, что необходимо. Можно отлично украсить окна с помощью простых, монолитных наличников и по-другому. Кроме выборки пазов в дереве, есть и иные варианты: художественная роспись планок (кистью, жалом паяльника) или обжиг.

  • По составленному эскизу делается трафарет элемента рамы. К примеру, который будет крепиться слева от окна.
  • На тыльную (обратную) сторону выбранной планки переносится соответствующий рисунок.
  • По его контуру проделываются отверстия. Места их расположения зависят от специфики узора. Именно в них будет вставляться пилка эл/лобзика для дальнейшего выреза фрагментов в обозначенном сегменте. Рисунок все хорошо поясняет.

Завершающий этап этой части работы – обрезка доски по внешнему контуру.

Вторая «боковина» изготавливается аналогично, но в зеркальном отражении. Для этого достаточно тот же трафарет перевернуть на 180 0. Этот порядок действий соблюдается и для получения второй пары элементов – верха и низа наличника.

Насколько бы ни был интересен и оригинален приглянувшийся рисунок, выбирать для оконных наличников узоры с мелкими деталями, сложным орнаментом не стоит. Во-первых, работа по изготовлению отдельных фигур настолько кропотливая, требующая усидчивости и предельной точности, что не каждый сможет довести ее до конца. Во-вторых, миниатюрные элементы красивы только при рассмотрении вблизи. На отдалении же они сливаются, поэтому для внешней отделки оконных проемов использовать такие сложные, мелкие узоры нецелесообразно.

Зачистка лицевой поверхности образцов

Шлифмашинки бывают разного типа. Поэтому общая рекомендация – зернистость абразива (шкурки или диска) выбирается порядка 80. . Достаточное качество шлифовки независимо от породы дерева будет обеспечено.

Сборка рамы наличника

Даже если наличник делается фигурный, то такие деревянные узорные элементы напрямую крепить к стенам бессмысленно. О прочности говорить не приходится, да и надежно их соединить не получится. Как поступить? У каждого мастера свое мнение, поэтому автор всего лишь делится собственным опытом. А принять эти замечания к руководству или нет, решать вам, читатель.

Как правило, при замере геометрии оконного проема выясняется, что все его срезы не лежат в одной плоскости. То есть, при возведении стен появились некоторые искривления. Для строительства дома, тем более своими руками, небольшие допуски – явление обычное. Они некритичны, если не выходят за установленные пределы. А вот для монтажа наличника значение этот факт имеет. Поэтому в целях дополнительного выравнивания придется сделать подрамник. По сути, это доски (рейки), которые закрывают зазоры между рамой и торцевыми частями стены по периметру оконного проема. Вот на них и фиксируется наличник.

Размеры наличника выбираются так, чтобы он с каждой стороны (внешней) перекрывал оконную раму не менее чем на 20 мм. При этом нужно проверить, будут ли открываться створки на угол в 120º (общепринятая норма).

Условно все наличники можно разделить на 2 группы (по специфике сборки рамы): монолитные, то есть когда узор вырезается непосредственно в доске (планке) и накладные. Это отдельно изготавливаемые фигуры, которые крепятся на сторонах рамы методом приклеивания, посадкой на шпунты или по-иному. Описанная выше технология (прорезная) относится к первому варианту.

Обработка древесины

Пропитка грунтом

Это редко кто делает, но такая подготовка материала дает преимущества. Во-первых, поры заполняются препаратом, чем снижается гигроскопичность дерева. Во-вторых, при последующем нанесении защитного слоя расход лакокрасочного состава (любой из которых дороже грунтовки) уменьшается.

Финишное оформление

Как правило, лак, тем более, если речь идет о срубе. В остальных случаях нужно ориентироваться на общее оформление фасада и ставней. .

Автор надеется, что эта статья поможет читателю сделать оптимальный выбор и станет пошаговой инструкцией по изготовлению элементов декора своими руками. Тем, кого интересуют более сложные варианты наличников на окна, рекомендуем разобраться с такими конструктивными частями, как «кокошник», «полотенчик», «диадема», «плечико». Работа намного сложнее, но она того стоит – эксклюзив обеспечен.